Пожарная автоцистерна (4X2) АЦ-30(130)-63А. Автоистория
Пожарная автоцистерна (4X2) АЦ-30(130)-63А. Автоистория
По мнению авторитетного исследователя истории пожарных автомобилей А. В. Карпова (avkarpov), АЦ-30(130)-63А – лучшая советская пожарная автоцистерна. Это первый вариант модернизации автоцистерны АЦ-30(130)-63 – пожарного автомобиля на новом шасси ЗИЛ-130.Машина отличалась высокими техническими характеристиками, удачной и надёжной конструкцией, удобством эксплуатации и большим ресурсом. Модификация АЦ-30(130)-63А продержалась в производстве почти два десятилетия и заслуженно снискала любовь и уважение в пожарных частях на всей территории СССР и за рубежом, куда автомобиль поставлялся на экспорт.
АЦ-30(130)-63А рядом с базовым грузовиком ЗИЛ-130.
АЦ-30(130)-63А и ПМГ-20.
Автоцистерна АЦ-30(130)-63А на шасси ЗИЛ-130 и пожарная насосная станция ПНС-110(131) на шасси ЗИЛ-131.
Фото прототипа из книги А. В. Карпова « Пожарный типаж. Том 1. Краеугольный камень«.
• Предприятие-изготовитель: Прилукский завод противопожарного оборудования
• Базовая модель: АЦ-30(130)-63 (1963–1967 годы)
• Модификация: АЦ-30(130)-63А
• Годы выпуска: 1966–1983
• Расчёт: 7 человек
• Мощность двигателя: 150 л. с.
• Вместимость цистерны: 2100 л воды, 150 л пенообразователя
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей: 16 161
• Модель 1/43: Автоистория 101333 АЦ-30(130)63А
aleksey-delfinn.livejournal.com
Тактико-технические характеристики пожарных ац и анр.
Пожарная автоцистерна ац-40(130)-63б”
Общее устройство АЦ-40(130)-63Б.
база автоцистерны – шасси автомобиля ЗИЛ-130
двигатель с измененной системой выпуска выхлопных газов и дополнительного охлаждения.
кабина водителя и боевого расчета.
кузов с отсеками.
водопенные коммуникации
а) цистерна для воды (2360л).
Устройство цистерны: 1, 4 – крышка; 2 – контрольная труба; 3 – горловина; 5 – кронштейн; 6 – труба; 7 – патрубок; 8 – труба заборная; 9 – отстойник; 10 – опора передняя; 13 – опора задняя; 17 – кран сливной; 18 – стремянка; 19 – волнолом; 20 – гидроконтакт.
б) бак ПО (170л).
6. насосная установка: Насос:
Тип. центробежный, одноступенчатый, консольный Марка ……… ПН-40УВ
Производительность, л/с, не менее . 40
Давление, МПа (м вод. ст.) . . . 1,0 (100)
Место установки насосное отделение в задней части кузова.
трансмиссия на пожарный насос:
Устройство: 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – КОМ; 4 – карданный вал; 5 – опоры; 6 – ЦН.
КОМ – коробка отбора мощности предназначена для отбора части мощности двигателя на привод пожарного насоса.
КОМ – 68 Б.(возможно включение на 1ойи 2ойпередаче)
Устройство: 1. промежуточная шестерня
2. ведомая шестерня
3. первичный вал с зубчатым венцом
4. вторичный вал со шлицами
5. муфта со шлицами и зубчатым венцом
рычаг включения
Порядок включения КОМ:— выжать сцепление,
— выждать 5 секунд, — включить КОМ, — отпустить сцепление.
дополнительные системы.
Дополнительные системы АЦ –40(130)-63Б.
Дополнительное охлаждение.
Предназначено для улучшения теплоотвода двигателя в стационарном режиме (состоит из теплообменника).
Регулировка теплового режима осуществляется дросселированием вентилей на ЦН (расходуется 5-10% от производительности насоса).
В зимний период система отключается, предварительно трубопровод продувается воздухом.
Дополнительный обогрев.
Для обогрева в зимний период цистерны и насосного отсека, встроен в выхлопную систему.
1 — приемные патрубки; 2— газоструйный вакуум-аппарат;3— глушитель; 4— фланцевое соединение:5 —телескопические соединения;6— обогреватель цистерны: 7 — обогреватель насосного отделения.
Дополнительное управление газом и сцеплением из насосного отсека.
Управление сцеплением пневматическое (давление в пневмосистеме должно быть не менее 5,5 атмосфер).
Устройство: 1- вилка включения сцепления, 2- пневмоцилиндр, 3- кран вкл-выкл сцепления из насосного отсека, 4- разобщительный кран, 5- клапан ограничитель, 6- рессивер.
Дополнительное электрооборудование:
фара прожектор
проблесковые маячки
освещение кабины водителя и б/р
освещение в отсеках
1, 2, 3- контрольные лампы; 4- проблесковые маячки; 5- задняя фара; 6- фара прожектор; 7- переключатель «насосный отсек – кабина»; 8- освещение отсеков.
1,2,3- уровень воды в цистерне; 4- перегрев двигателя; 5- давление масла; 6- подсветка ВК и плафона насосного отсека; 7- включение лампочек контроля уровня воды; 8- стартер.
studfiles.net
ТОП 10: |
(расшифровка названий): АЦ-40(130)63Б – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-130, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм., 63б – модификация автомобиля (на ПА установлена коробка отбора мощности КОМ-63Б. Масса с полной нагрузкой 9600 кг. Емкость для воды – 2380 л, Емкость для пенообразователя – 180 л. Расход топлива 49,8 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 19,8 л/час. Боевой расчет 6 чел. АЦ-3,2-40(43104) – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-43304, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм. Масса с полной нагрузкой 11725 кг. Емкость для воды – 3200 л, Емкость для пенообразователя – 200 л. Расход топлива 64,6 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 28,2 л/час. Боевой расчет 6 чел. АГ-20(5301) – автомобиль газодымозащитной службы на базе шасси автомобиля ЗиЛ-5301. Мощность электрогенератора 20 кВт. АВ-20(53213) – автомобиль воздушно-пенного тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213, тип насоса ПН-20, производительностью 20 л/с. Емкость для пенообразователя 7000 кг. АП-5(53213)– автомобиль порошкового тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Емкость для огнетушащего порошкового состава 5000 кг. АЛ-30(53213) – автолестница, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Высота подъема 30м. Некоторые усредненные значения: время работы АЦ (с емкостью воды 3.2 тонны и пенобака 200 л) с подачей ствола «Б» без установки на водоем – 15 мин., время работы АЦ с подачей ствола «А» без установки на водоем – 7,5 мин., время работы АЦ с подачей ствола ГПС-600 – 9 мин. Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей Московского гарнизона пожарной охраны Общего применения
Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей Московского гарнизона пожарной охраны Целевого применения
|
infopedia.su
По вопросам покупки данной техники (АЦ-40 пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ 433114), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка АЦ-40 пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ 433114 может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ. Автоцистерна пожарная АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114. Габаритные размеры пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114Для просмотра схемы в увеличенном размере, перейдите по этой ссылке. Технические характеристики пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114
Пожарный насос
Двигатель
Стандартное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114Вакуумная система
Сцепление
Коробка передач
Ведущий мост
Карданная передача
Коробка отбора мощности
Колеса и шины
Рулевое управление
Тормозная система
Система электрооборудования
Кабина
Пожарно-техническое вооружение пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114
Фотографии АЦ-40 пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ 433114 | Смотрите такжеКатегории |
www.specautopartner.ru
Основные пожарные автомобили и их ТТХ
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Классификация пожарных автомобилей
1. Пожарные автомобили общего применения
- АЦ – автоцистерны
- АНР – автомобили насосно-рукавные
- АПП – автомобили первой помощи
2. Пожарные автомобили целевого применения
- АА – автомобили аэродромные
- АП – автомобили порошкового тушения
- АПТ – автомобили пенного тушения
- АКТ – автомобили комбинированного тушения
- АГТ – автомобили газового тушения
- ПНС – пожарные автонасосные станции
- АГВТ – автомобили газоводяного тушения
- ППП – пожарные пеноподьемники
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
В данной статье рассмотрим автомобили общего применения.
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, Камаз, Урал. Основное отличие данных автомобилей это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
АЦ-2,5-40
Объем цистерны (вода), л – не менее 2500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 150
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
ЗИЛ-3,5-40
Объем цистерны (вода), л – не менее 3500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 210
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
КАМАЗ-5,0-40
Объем цистерны (вода), л – не менее 5000
Объем пенобака (пенообразователь), л – 360
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
УРАЛ-15-100
Объем цистерны (вода), л – не менее 15000
Объем пенобака (пенообразователь), л – 900
Производительность пожарного насоса, 100 л/сек
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (Камаз)
Запас напорных рукавов, шт./м
D77 мм – 250/5000
D51 мм – 175/3500
Производительность пожарного насоса, 100 л/сек
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей. АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Объем цистерны (вода), л – не менее 500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 50
Производительность пожарной мотопомпы – 0,8 л/сек
Так же рекомендуем:
Памятка РУПТ-1-0,4 модель 01. Рабочая проверка. Проверка №1, №2. Ежедневное обслуживание. Назначение устройства. Техническое обслуживание. ТТХ. Использование устройства. Требования безопасности.
Дыхательный аппарат АП “Альфа”. Принцип действия. Эксплуатация. Устройство.
ГАСИ Круг-1С ТТХ (Силовой модуль КРУГ-1, разжим малый Р-120, разжим большой РБ-310, кусачки К-16, ножницы Н-16, разжим угловой РУ-120)
Типы огнетушителей, особенности их маркировки и использования. Выбор огнетушителя. Нормы проверки и заправки огнетушителей.
ГАСИ ЭКОНТ ТТХ (Ручной насос Н-80, кусачки гидравлические К25, ножницы комбинированные РН 4-2, челюстные РН 4-3, ЦТ-100, ЦС-1, резак тросовый РТ-70) Тактико-технические характеристики. Назначение и область применения. Меры безопасности.
Вам также может быть интересно:
fireman.club
АНР-40(130) модели 127А и 127Б
Это заготовка статьи — вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!
АНР-40(130)127А/127БМодель:
Показатели назначения
» + X + «
«)};» + X + «
«)};» + X + «
«)};Показатели надежности
Показатели экономного использования топлива
Эргономические показатели
Показатели транспортабельности
Автомобиль насосный рукавный. Выпускались Прилукским заводом «Пожмашина» на шасси ЗиЛ 130. Предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для прокладки магистральной рукавной линии по ходу автомобиля и ликвидации пожара.
Годы выпуска:
модель 127А — 1974-1986
модель 127Б — 1986-1994
Опытный АНР-40(130)-132
Опытный АНР-40(130)-132
В конце 1960-х ОКБ ПМ разрабатывает, а в начале 1970-х годов Прилкуский завод ППМ изготавливает опытную партию насосно-рукавного автомобиля АНР-40(130) модель 132. Для СССР это был новый тип пожарного автомобиля. В отличии от ранее выпускавшихся автонасосов (АН), вывозивших рукава только в скатках и на катушке, АНР имел специальный рукавный отсек, в котором рукава укладывались «змейкой» (или как сейчас говорят «гармошкой»). Благодаря этому он мог прокладывать магистральные линии на ходу. Некоторые машины -132 модели направляются для опытной эксплуатации в гарнизоны пожарной охраны. Известно, что один АНР-40(130)-132 в начале 1970-х служил в Ленинграде.В конструкции опытных АНР-40(130)-132 заимствовались отработанные элементы серийных машин. В частности, кабина расчёта, с расположенным в ней насосом, была использована от уже выпускавшегося автонасоса АН-40(130Е)-127. Используя это обстоятельство, во избежания долгих бюрократических проволочек (а в те времена они всегда сопутствовали запуску новой модели в серию), было решено организовать серийный выпуск АНР ни как новой модели, а как модификации машины уже находящейся в производстве, с присвоением ей индекса АНР-40(130) модель 127А. В 1973 году опытный экземпляр проходит все положенные испытания и заключения приёмных комиссий, и начиная с 1974 года организуется серийный выпуск АНР-40(130)-127А. Всего, с 1974 по 1986 год было выпущено около 1100 штук модели -127А. Она поставлялась во все крупные города СССР. Но наибольшая «плотность» АНР, благодаря развитой водопроводной сети с гидрантами, была достигнута в Москве, где в период с середины 1970-х до конца 1990-х они были неизменным вторым ходом в большинстве ПЧ. В 1985 году модель -127А получает надстройку новой формы — с целью упрощения, и как следствие удешевления производства, теперь борта и дверцы отсеков изготавливаются прямыми, без изгибов. С небольшими изменениями эта надстройка будет устанавливаться и на новую модификацию АНР-40(130) модель 127Б, опытный образец которой прошёл испытания в 1985 году, и со второй половины 1986 года запущен в серийное производство. Главным внешним отличием модели -127Б от -127А становятся всасывающие патрубки. Теперь, вместо одного, выходившего вперёд, на правую сторону облицовки радиатора, их стало два, по бокам кабины, между дверей. Выпуск АНР-40(130)-127Б продолжался до 1994 года. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск всех модификаций ЗИЛ-130. В связи с этим, АНР выпускавшиеся выпускавшиеся в 1993-94 годах базировались шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.
АНР-40(130)-127А с упрощённой надстройкой
АНР-40(130)-127А с упрощённой надстройкой
АНР-40(130)-127Б на шасси Уральского
автомоторного завода
АНР-40(130)-127Б на шасси Уральского
автомоторного завода
Примеры модификаций
При работе с установкой на водоисточники: | |
Максимальный объем раствора ПО,л: | |
— 4% | 8750 |
— 6% | 5833,33 |
Время работы, мин: | |
— одного ствола СВП-4 | 12,15 |
— одного генератора ГПС-600 | 16,2 |
Количество пены, м3: | |
-низкой кратности(К=10) | 58,33 |
-средней кратности(К=100) | 583,33 |
Возможная площадь тушения пенами, м2 | |
низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) | 97,22…64,81 |
средней кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) | 194,44…121,53 |
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м3 | 291,66…194,44 |
Схема АНР-40(130)127А
Схема АНР-40(130)127А
Трансмиссия и система дополнительного
охлаждения
Трансмиссия и система дополнительного
охлаждения
Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.
От линии дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач имеются ответвления 7 и 8 для орошения топливного бака. Система орошения включается вентилем 5. Змеевик теплообменника двигателя последовательно соединен с аналогичным змеевиком коробки передач и соединен трубопроводами 1 и 2 со всасывающей и напорной полостями насоса. Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается водой, циркулирующей по трубопроводу из насоса. Система охлаждения обеспечивает непрерывную работу двигателя при номинальном режиме и температуре окружающего воздуха ±35оС в течение 6 ч.
Кабина
Насос расположен между
передними сидениями
Насос расположен между
передними сидениями
Кабина боевого расчёта
Кабина боевого расчёта
Кабина автомобиля цельнометаллическая, 9-ти местная, с тремя рядами сидений. В первом ряду, между сидениями водителя и командира отделения, установлен насос. Во втором и третьем ряду сидений семь бойцов располагались лицом друг к другу довольно в стеснённых условиях.
Пенобак и водопенные коммуникации
Расположение пенобака
на АНР-40(130)127А
Расположение пенобака
на АНР-40(130)127А
Водопенные коммуникации
АНР-40(130)127А
Водопенные коммуникации
АНР-40(130)127А
В отличие от АЦ пенобак размещен под полом АНР. В поперечном сечении он имеет форму сегмента. Пенобак изготовлен из нержавеющей стали. В задней части расположена горловина 4 для заполнения его пенообразователем. Она выведена на крышу кузова и имеет трубку 3 для выхода воздуха при заполнении бака. На переднюю стенку бака выведен патрубок 2 для соединения с трубопроводом, ведущим к пеносмесителю. В нижней части бака имеется отстойник 5 и заглушка 6. В зимнее время пенобак обогревается выхлопными газами.
Схема водопенных коммуникаций имеет ряд особенностей. Так как насос размещен в средней части машины, то напорные задвижки 7 выведены на оба борта. Вакуумметр 10 установлен на щитке приборов у водителя автомобиля. Трубопровод 4 для забора пенообразователя из посторонней емкости выведен на левую сторону автомобиля. Всасывающий патрубок выведен вперед и расположен на переднем бампере. Это позволяет устанавливать автонасос на водоем без предварительного маневрирования.
Принципиальные схемы водопенных коммуникаций идентичны во всех типах АНР.
Кузов
Рукавный отсек
Рукавный отсек
Кузов автомобиля цельнометаллический, имеет восемь закрытых отсеков. В них расположено и закреплено пожарно-техническое оборудование.В средней части кузова установлены съемные стойки с роликами. Между стойками укладываются «змейкой» пожарные напорные рукава. При развертывании рукава выкладываются на ходу в одну или две линии.
Для удобства укладки рукавов ящик изготовлен съемным, съемные также и боковые шторки в передних боковых отсеках кузова.
Прочее
Рукавная катушка РК-4А на АНР-40(130)-127А
поздних серий
Рукавная катушка РК-4А на АНР-40(130)-127А
поздних серий
В задней части АНР на специальных кронштейнах устанавливалась съёмная рукавная катушка РК-4А), предназначенная для укладки, транспортировки и механизированной прокладки напорных рукавных линий. На шпульку катушки может быть намотано 120 метров (6 шт.) напорных рукавов диаметром 66мм, или 100 метров (5шт.) напорных рукавов диаметром 77мм, или 80 метров (4шт.) напорных рукавов диаметром 89 мм. (89мм рукава применялись на АНР только в Москве).
Рукавная катушка снимается и устанавливается на автомобиле вручную двумя бойцами. При прокладке рукавной линии катушка перекатывается на двух колесах с пневматическими шинами. Шпулька с рукавами вращается на двух радиально-сферических шариковых подшипниках и имеет фиксатор, препятствующий ее произвольному вращению.
На АНР полностью сохранено электрооборудование базового шасси. Кроме того, дополнительно установлены светопроблесковые маяки синего цвета, фары-прожекторы (боковая и задняя) для освещения места работы на пожаре. Для освещения кабины боевого расчета и отсеков кузовов установлены плафоны.
На щитке приборов в кабине водителя установлены выключатели плафонов кузова, подсветки вакуум-клапана, фары прожектора, фары задней, электропроблесковых маяков. Автомобиль оборудован сигнализацией открывания дверей кузова.
АНР переделанный в АЦ
АНР переделанный в АЦ
Ёмкость для воды в рукавном отсеке
Ёмкость для воды в рукавном отсеке
В 2008-2010 годах, в связи с ликвидацией в России баз длительного хранения техники, в пожарные части были переданы десятки АНР-40(130)-127А и -127Б, поставленных на консервацию в период с середины 1980-х до начала 1990-х.
Но в силу различных причин и обстоятельств, их применение по прямому назначению в некоторых гарнизонах оказалось затруднительным. Поэтому силами местных ПТЦ и техотрядов некоторые АНР были переоборудованы в более востребованные АЦ (автоцистерны) путём установки в рукавный отсек самодельных ёмкостей для воды на 2100-2200 литров.
Литературные
- ГОСТ Р 53248-2009 «Техника пожарная Пожарные автомобили. Номенклатура показателей»
- Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р, «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
- В.П. Иванников, П.П. Клюс, «Справочник руководителя тушения пожара», Москва, Стройиздат, 1987.;
- М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника, Москва, 2004
Интернет-ресурсы
- Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте
- Фотогалерея пожарных машин
Вверх
У данной страницы нет кураторов!
161920879.jpg | 217,60 KB | |
161920881.jpg | 175,24 KB | |
174753466.jpg | 487,93 KB | |
174753467.jpg | 346,93 KB | |
178014518.jpg | 539,47 KB | |
179153853.jpg | 481,70 KB | |
ANR_127А_Schema 2.png | 57,39 KB | |
ANR_127А_Schema 3.png | 13,10 KB | |
ANR_127А_Schema 4.png | 14,10 KB | |
ANR_Schema.png | 48,91 KB | |
ANR_Total.png | 268,60 KB | |
ANR-40(130)-127B_4097.jpg | 345,45 KB | |
АНР-40(130).jpg | 114,99 KB | |
АНР-40(130)-127Б Протвино ПЧ№121 -рукавный отсек.jpg | 385,96 KB | |
АНР-40(130)-127Б Электросталь СПЧ№2 -кбр1.JPG | 434,67 KB | |
АНР-40(130)-127Б Электросталь СПЧ№2 -кбр2.JPG | 387,13 KB | |
АНР-40(130)-132.jpg | 148,74 KB |
wiki-fire.org
Пожарная машина ЗИЛ SIDES: описание
Впервые о пожарном автомобиле вагонной компоновки заговорили в начале 1970-х, когда перед конструкторами ВНИИПО МВД СССР (г.Балашиха, Московская обл.), ВНИИТЭ (г.Москва) и ОКБ ПМ (г.Прилуки, Украина) было поставлено условие: используя серийные отечественные шасси и агрегаты, построить новый автомобиль. Требовалось существенно увеличить скорость движения пожарного автомобиля, предусмотреть удобство и быстроту посадки-высадки бойцов, снизить время на боевое развертывание и обеспечить оперативность работы при тушении пожара. Анализ существовавших типов пожарных автомобилей в СССР и за рубежом показал, что компоновка «кабина за двигателем» является существенным недостатком: она снижает маневренность, ухудшает обзорность с места водителя и не позволяет понизить центр тяжести из-за рамной конструкции.
Высоко расположенная емкость для воды сказывалась на устойчивости в поворотах, что приводило к общему снижению скорости движения, а съемное пожарное оборудование расположено высоко и не доступно с земли. Для входа-выхода пожарных приходилось делать промежуточные ступеньки, и сидящие в один ряд огнеборцы могли покидать кабину только друг за другом, что увеличивало время боевого развертывания. Решить проблемы за счет оптимизации компоновки и эргономики при условии сохранения шасси стандартного грузовика не получалось. Поэтому пошли ва-банк — решили компоновать пожарную машину «с чистого листа», параллельно разрабатывая для нее новый кузов.
Конструкторы нашли только одно рациональное решение — переход к вагонной компоновке кузова с центральным расположением насосного агрегата. Согласно исследованиям, на автомобилях с задним расположением насоса при быстром развертывании сзади собирается до трех человек экипажа (один запускает насос, двое снимают штурмовые лестницы с всасывающими рукавами). В суете теряются драгоценные секунды. Но мало переместить насос в центр машины, надо обеспечить дистанционное управление им с места водителя. Для сокращения времени развертывания необходимо быстро высадить экипаж из машины: разместить боевой расчет как можно ниже, а двери сделать широкими.
Поскольку несущая рама занимает только небольшую среднюю часть кузова, то часть оборудования и экипаж разместили по бокам от нее, расположив не поперечно в ряд, а продольно по сторонам кузова — лицом друг к другу. Проектом предусматривалось шесть кресел и два дополнительных страпонтена на случай усиления боевого расчета. Пол в отсеке боевого расчета опустили, на сколько позволял клиренс, в результате высота ступени при входе не превышала 450 миллиметров. Габаритная высота оказывалась ниже по сравнению с аналогичным серийным на 350 миллиметров, а центр тяжести снижался на 120 миллиметров.
Для улучшения устойчивости автомобиля и увеличения транспортной скорости цистерну водобака установили как можно ниже, закрепив ее на раме через резино-металлические амортизаторы. Через такие же эластичные амортизаторы системы «текалемит» на раме установили и цельнометаллический каркасно-панельный кузов вагонной компоновки. При ширине дверного проема 1100 миллиметров два бойца могли выйти из машины одновременно. А чтобы в открытом состоянии двери не выходили за габариты, их сделали ширмовыми, как в автобусе, их можно открыть заранее при подъезде к объекту тушения. Штурмовые лестницы и всасывающие рукава располагались как можно ниже, а капоты отсеков открывались движением одной руки и не создавали помех в открытом положении. Но и этого пожарному ведомству казалось мало.
В МВД настаивали на возможности развертывания автоцистерны уже в пути! Насос для питания водой лафетных стволов, установленных на крыше, должен запускаться прямо в движении, как у современных аэродромных автомобилей быстрого реагирования. Управление стволами осуществлялось на ходу с места командира отделения. Таким образом, в борьбу с огнем машина могла вступать с первых секунд прибытия на пожар. При необходимости она могла на ходу прокладывать 240-метровую магистральную рукавную линию d=110 миллиметров. Новинка поражала новаторскими конструктивными решениями и стайлингом. Не стоит говорить, что в СССР не было хорошей дизайнерской школы.
В стране работал исследовательский институт технической эстетики с очень талантливыми сотрудниками. Дизайну на транспорте в институте придавали особое значение, почти все их автомобильные работы сегодня считаются шедеврами. Новый пожарный автомобиль не стал исключением из этого правила.
Композиция обычной пожарной автоцистерны выглядит дробной, зрительно рассеченной на несколько объемов (оперение, кабина, кузов и пеналы на крыше). По мнению дизайнеров и стилистов, такое сегментирование не способствует адекватному восприятию спец-машины в транспортном потоке, а потому новой пожарной цистерне решили придать одно-объемную форму, избежав членения кузова на сегменты и достичь композиционной целостности.
Форма пожарного автомобиля должна быть динамичной, стремительной, особенно при виде сбоку, и создавать ощущение устойчивости и напора при виде спереди и сзади. Для этого необходимо переднюю часть любого элемента сделать короткой и массивной, а заднюю — длинной и зрительно легкой. Всякая видимая вертикальная линия нарушает впечатление динамичности, и следовало маскировать вертикальные элементы (например, стекла кабины), чтобы не пропадало чувство динамики. Наклоненные вперед стойки ветрового стекла помимо преимуществ тактического характера придают стайлингу автомобиля впечатление рывка вперед.
Взгляните на фотографии автоцистерны и дизайнерские эскизы — разве они диссонируют с этими принципами? В итоге на внешний вид автоцистерны Советский Союз получил патенты и охранные грамоты в ФРГ, Франции, Италии, Англии, Японии. Проектом было предусмотрено создание целого ряда пожарных автомобилей различного назначения на шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133. Это насосно-рукавные АНР и аэродромные автомобили АА, автоцистерны АЦ и машины технической службы АТ. Первоначальная документация на компоновку и оригинальную внешнюю форму была разработана ВНИИПО и ВНИИТЭ и защищена авторским свидетельством от 28 февраля 1972 года за № 2369. Авторами художественно-конструкторской части проекта были В.И.Арямов, Л.А.Кузьмичёв, А.С.Ольшанецкий, Т.А.Шепелева.
Для оценки эффективности новых компоновочных приемов и технических решений в 1973 г. в ОКБ пожарных машин на Украине был изготовлен прототип пожарной автоцистерны вагонного типа на укороченном самосвальном шасси автомобиля ЗИЛ-130. Автомобиль получил обозначение АЦ-40(130)-163. Но на предприятии машине было присвоено и другое имя «Всё впереди». С апреля 1974 года эта машина начала проходить всесторонние сравнительные испытания во ВНИИПО, по окончании которых государственная комиссия отметила «более высокие тактико-технические и эксплуатационные показатели автоцистерны вагонного типа по сравнению с серийными автоцистернами» и рекомендовала «приступить к рабочему проектированию автоцистерны… с целью создания в 1975 г. опытного промышленного образца».
«При устранении недостатков, изложенных в протоколе», — заключила комиссия, — «образец способен успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами». Вскоре в ОКБ пожарных машин изготовили второй опытный образец АЦ-40(130)-163, на котором по возможности постарались учесть выявленные недостатки, но внешне машина практически не отличалась от первого образца. Отправной точкой в создании пожарной автоцистерны вагонной компоновки на шасси ЗИЛ-131 стал 1975 год. Тогда в Москве состоялась выставка «Пожарная техника-75», участниками которой стали многие именитые европейские производители пожарного оборудования.
Среди них на выставке была экспозиция французской фирмы Sides, на стенде которой был представлен аэродромный пожарный автомобиль вагонной компоновки на шасси немецкого вездехода FAUN с колесной формулой 6х6, а основным вооружением «аэродромника» был лафетный ствол с дистанционным управлением. По компоновке и вооружению он был близок к новому проектируемому семейству отечественных пожарных автомобилей. Тем более что опытная цистерна АЦ-40(130)-163 демонстрировалась здесь же. Близость в конструктивных решениях двух разработчиков из СССР и Франции вылилась в договор с фирмой Sides и ВО «Внештехника».
В соответствии с ним предусматривалось изготовление двух опытных образцов автоцистерны во Франции. Для этого на Sides передали два шасси автомобиля ЗИЛ-131, проектную документацию и результаты испытаний опытного образца АЦ-40(130)-163. Финансовые средства выделялись Советским Союзом, учитывая, что эти автомобили впоследствии станут серийной продукцией и будут нести пожарную службу на Олимпийских играх 1980 г. в Москве. В ходе работ Sides старалась строго придерживаться дизайн-проекта, разработанного ВНИИТЭ, и все же обратилась во французский национальный центр технической эстетики для экспертизы предложенной машины.
После тщательного изучения была вынесена резолюция, что технические и эстетические решения в этом автомобиле являются оптимальными. Сборка автоцистерн, получивших по французской классификации обозначение VMA-30 (иногда встречается наименование МА-30), производилась в небольшом французском городке Сен-Назер. Понадобилось почти два года, прежде чем в 1977 году опытные автомобили были окончательно собраны и переданы на приемочные испытания. В машинах Sides применили ряд новых технических и конструктивных решений, которых не было у образца из Прилук: машину оснастили системой автоматического забора воды и дозировки пенообразователя, системой подачи воды под высоким давлением.
При испытаниях было выявлено, что некоторые показатели улучшены по сравнению с проектом — увеличена до 2700 литров емкость цистерны, улучшены показатели насосной установки, применена более совершенная система управления лафетным стволом. Для оценки прочностных характеристик и легкости управляемости был осуществлен пробег по дорогам Франции. Согласно контракту один из автомобилей передали Советскому Союзу, где он сразу оказался в центре внимания специалистов. Большинство было солидарно, что по удобству и комфортабельности новинка намного превосходит серийную технику.
В дальнейшем автоцистерна VMA-30 становилась участницей многочисленных выставок в нашей стране, включая выставку промышленной эстетики в Москве. Поскольку у Sides этот автомобиль получился очень дорогим, то VMA-30 начали рассматривать как экспортный продукт, а АО «Автоэкспорт» даже пыталось собрать на него заказы! Но в Европе сразу признали, что для 12-ти тонного прототипа технические характеристики неудовлетворительны, а по габаритам он не вписывается в существующий типаж. В результате финансирование в СССР остановили, и дело ограничилось лишь двумя построенными образцами. Все три пожарные автоцистерны вагонной компоновки несли боевое дежурство на стадионах во время Олимпийских игр в Москве в 1980 году. После игр одна из АЦ-40(130)-163 оказалась в Днепропетровске, пока в 2000 году ее не порезали на металлолом.
Судьба второй машины нам не известна, а вот автоцистерна VMA-30 на шасси ЗИЛ-131 попала в Ленинград, где эксплуатировалась до середины 1990-г., после чего была списана и сохранена питерскими брандмейстерами. Дублер автоцистерны на шасси ЗИЛ-131, оставшийся во Франции, в свое время предлагали приобрести нашей стране, но сделка не состоялась. Автоцистерна долгое время находилась на вооружении французских пожарных, а с 1998 года поступила в экспозицию Музея гражданской войны во французском Бресте.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!truck-auto.info