ЗИЛ-131
ЗИЛ-131 – грузовик производства Московского автомобильного завода имени Лихачева. Данная модель для предприятия считалась основной и пришла на замену популярному в тот период ЗИЛ-157. Особенно востребован автомобиль был в Советской Армии. Машина имела полноприводную переднемоторную компоновку и колесную формулу шесть на шесть. Подобная конструкция позволяла автомобилю передвигаться в районах, где другая техника проехать не могла.
Производство ЗИЛ-131 продолжалось с 1966-го по 1986-ой года, после чего был выпущен улучшенный вариант (ЗИЛ-131Н), получивший более широкую линейку двигателей.
Модель несколько раз подвергалась различным преобразованиям. Однако изменения были незначительными. В 1994-ом году завод Лихачева прекратил производство автомобиля. Однако выпуск грузовика продолжился на Уральском моторном заводе. Здесь ЗИЛ-131Н сняли с конвейера лишь в 2002-ом году, заменив на более совершенный ЗИЛ-433420. Также на Уральском автомоторном заводе началось производство модели АМУР-521320, ставшей полным аналогом ЗИЛ-131Н. Выпуск данной модификации продолжается и в настоящее время.
Видео
Завод имени Лихачева выпускал множество модификаций модели. Среди них:
- ЗИЛ-131 – базовая модификация, производство которой продолжалось с 1967-го по 1986-ой года;
- ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, перекочевавшим от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971-ом году;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986-х годах;
- ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов;
- ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992-ом году. Ее производство продолжалось 2 года;
- ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987-ом году;
- ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с улучшенной платформой;
- ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
- ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
- ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманками, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
- ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
- ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.
Технические характеристики
Снаряженная масса ЗИЛ-131 составляет 6135 кг с лебедкой, 6375 – без лебедки. Полная масса с лебедкой – 10425 кг, без нее – 10185 кг. Модель имеет грузоподъемность по грунту 3500 кг. Нагрузка на переднюю ось составляет 2750 кг, на тележку- 3385 кг.
Динамические характеристики модели:
- максимальная скорость – 85 км/час;
- максимальная скорость в составе автопоезда – 75 км/час;
- тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м;
- выбег с 50 км/час – 450 м;
- максимальный преодолеваемый подъем – 60%;
- максимальный преодолеваемый подъем в составе автопоезда – 36%.
- минимальный радиус разворота автомобиля составляет 10,8 м, а глубина преодолеваемого брода – 0,9 м.
Габариты модели:
- длина – 7040 мм;
- ширина –2500 мм;
- высота – 2480 мм;
- колесная база – 3350 (+1250) мм.
Передняя и задняя колеи автомобиля составляют 1820 мм, дорожный просвет – 330 мм.
Расход Топлива ЗИЛ – 131
Контрольный расход топлива ЗИЛ-131 на скорости 60 км/час составляет:
– 46,7 л – для автопоезда;
– 35 л – для автомобиля.
Модель комплектуется двумя топливными баками по 170 л, что обеспечивает запас хода в 600-630 км.
Двигатель
ЗИЛ-131 комплектуется широкой линейкой силовых агрегатов. Однако наибольшее распространение получили версии с бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-5081». Данный 8-цилиндровый 4-тактный V-образный карбюраторный агрегат оборудуется подогревателем «П-16Б», обеспечивающим нормальную работу в зимнее время. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и небольшую массу.
Характеристики силовой установки:
- рабочий объем – 5,97 л;
- номинальная мощность – 150 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 402 Нм;
- частота вращения – 3200 об/мин;
- диаметр цилиндра – 100 мм;
- степень сжатия – 6,5.
Для движения по запыленной местности двигатель комплектуется специальным пеномасляным фильтром с 3-ступенчатой системой очистки воздуха. Надежный топливный насос большой производительности позволяет бесперебойно функционировать при высокой температуре.
Фото
Устройство
ЗИЛ-131 получил стандартный кузов в виде деревянной платформы с откидным задним бортом. В нем были предусмотрены откидные скамейки с 16 посадочными местами, а также дополнительная съемная скамейка, рассчитанная на 8 человек. На кузов по желанию устанавливались дуги для тента.
ЗИЛ-131 в отличие от ЗИЛ-157 получил электропневматический привод для включения переднего моста, который запускался тумблером, расположенным на приборной панели. При запуске рычагом понижающей передачи, входящим в состав раздаточной коробки, принудительно включался пневмопривод переднего моста. В модели применили бесконтактную систему зажигания, оборудованную электронным коммутатором, и автомобильный генератор увеличенной мощности. Дополнительно имелся аварийный генератор, позволяющий передвигаться около 30 часов.
В машине использовалось однодисковое герметизированное сцепление с демпфером и периферийными пружинами. Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на 2-5 передачах. Некоторые модификации дополнительно оборудовались системой вентиляции, позволяющей преодолевать брод. ЗИЛ-131 получил 2-ступенчатую раздаточную коробку с муфтой включения переднего моста. Переключение скоростей осуществлялось специальным рычагом. Карданная передача включала 4 карданных вала.
Благодаря гидроусилителю управлять ЗИЛ-131 стало гораздо проще.
Грузовик оборудован дисковые колеса с креплением на 8 шпильках. Передняя зависимая подвеска грузовика установлена на 2 полуэллиптических рессорах, снабженных амортизаторами и задними скользящими концами. Задняя подвеска (балансирная) монтирована на 2 полуэллиптических рессорах со скользящими концами и 6 реактивными штангами.
gruzovo.com
ЗиЛ-131
- Статья опубликована 19.08.2014 05:55
- Последняя правка произведена 19.08.2014 06:31
В 1964 году завод имени Лихачева кардинально обновляет свою производственную программу. Это касается и внешнего вида и внутреннего содержания московских грузовиков. К двухосному, народнохозяйственному ЗиЛ-у 130 спустя три года добавляется армейский трехосник ЗиЛ-131. Попытки наружной унификации двух машин военные заказчики решительно пресекли. Дутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора стали бы кошмаром полевых ремонтных мастерских.
Зил-131 получил упрощенные обводы кабины и бесхитростный передок, а также был оснащен гидроусилителем руля. Тормоза оснастили пневмоприводом. Передний мост подключался дистанционно из кабины. Почти как на современных пафосных паркетниках. Новый V-образный, 8-ми цилиндровый двигатель был в половину мощнее предыдущего, теперь уже можно было говорить о некоторой избыточности тяговооруженности. Она пригодилась, когда на ЗиЛе приступили к разработке активного полуприцепа. Сцепка организовывалась за счет масляных магистралей высокого давления, которые соединяли установленные на тягаче насос с гидромоторами оси прицепа.
Таких автопоездов было собрано около 10 тыс. штук. Предназначались они для транспортировки различных ракет, морских минных тралов и даже походных хлебозаводов, производительностью 2,5 т. булок в сутки. Хлеб выпекался прямо на ходу, а потом с пылу с жару доставлялся в полевые столовые. Кстати, чаще всего, в фургонах на базе все тех же 131-х.
Зил претендовал на роль главного грузовика армии Варшавского договора. Бесконечные колоны этих машин можно было встретить в Венгрии, Чехословакии, ГДР.
Широкие люки в кабинах предназначались для управления движения и наблюдением за воздухом. Возможно, на крыше планировалось устанавливать легкое стрелковое вооружение. Что же касается тяжелого вооружения, Зил-131 мог его буксировать даже по глубокому снегу. Пожалуй, больше всего зилов направляли в боевую авиацию. Если окинуть взглядом советский военный аэродром, то можно заметить добрую дюжину 131-ых с различными надстройками: аэродромные кондиционеры бортовой аппаратуры, установки проверки гидросистем, масло и воздухозаправщики. И даже пожарные машины, большую часть своей жизни бдящие в режиме боевого дежурства.
Технические характеристики ЗиЛ-131:
Производитель: | ЗИЛ | |
Годы пр-ва: | 1966—2002 (АМУР-н.в.) | |
Сборка: | АМУР, ЗИЛ | |
Иные обозначения: | АМУР 531340 | |
Компоновка: | переднемоторная, полноприводная | |
Колёсная формула: | 6*6 | |
Двигатели | ЗИЛ-131 | |
Трансмиссия | механическая 5-ступ. | |
Раздаточная коробка | двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34. | |
Длина: | 7040 мм | |
Ширина: | 2500 мм | |
Высота: | 2480 (с тентом 2970) мм | |
Клиренс: | 330 мм | |
Колёсная база: | 3350+1250 мм | |
Колея задняя: | 1820 мм | |
Колея передняя: | 1820 мм | |
Макс. скорость: | 85 км/ч | |
Предшественник | ЗИЛ-157 | |
Преемник | ЗИЛ-4334 | |
Похожие модели: | КрАЗ-255Б, Урал-375Д, Урал-4320 | |
Грузоподъёмность: | 5000 кг | |
Объём бака: | 2*170 л |
autohis.ru
Дизельный самосвал ЗИЛ-131 с гидроманипулятором: технические характеристики, устройство
Дизельный самосвал ЗИЛ-131 производился до 2002 года на заводе имени Лихачёва, который располагается в Москве. Этот грузовой автомобиль выпускался в различных модификациях, каждая из которых была рассчитана на работу в тяжёлых условиях, в том числе для решения задач в вооружённых силах, для перевозки тяжёлых сыпучих и статичных грузов, для использования в качестве тягача. Целая партия самосвалов ЗИЛ-131 была выпущена специально для перевозки зенитно-ракетных комплексов по целевому заказу советской, а позже и российской армии.
Дизельный самосвала ЗИЛ-131 с манипулятором
Данный вид техники обладает следующими особенностями:
- Бортовая платформа самосвала имеет скошенные углы, в тех местах, где вертикальные борта крепятся к кузову. Это исключает прилипание перевозимой массы при активной работе самосвала.
- Задняя задвижка борта закреплена на верхних и нижних шарнирах. Они открываются попеременно или одновременно в зависимости от нужд.
- Борт поднимается за счет действия гидравлического механизма, а опускается плавными движениями без рывков.
- Под заказ самосвал может комплектоваться не только манипулятором, но и каркасом, тентом, дополнительными бортами, которые увеличивают высоту основных.
Устройство
Основными элементами автомобиля являются:
- Дизельный мотор марки ММЗ. Уровень его мощности достигает 136 лошадиных сил. Такой показатель является достаточным для поддержания необходимого крутящего момента. На некоторые самосвалы устанавливались моторы Д-243 и ЯМЗ-236 дизельного типа. Они отличались уровнем максимальной мощности и величиной крутящего момента.
- Кабина дизельного самосвала покрашена в цвет хаки. Она достаточно комфортабельна, оборудована мягкими креслами и надёжной системой обогрева, её ширина достигает трех метров. Механические приборы и органы управления расположены на передней панели непосредственно перед водителем.
- Кузов дизельного самосвала ЗИЛ-131 имеет борта, высота которых могла быть выполнена по индивидуальному заказу. Его конструкция представляет собой ни что иное как дощатую платформу на металлической раме.
Существуют модификации, у которых открываются как задний борт, так и боковые. Такая конструкция существенно облегчат погрузку и выгрузку товара. В кузове имеются крепления для установки съёмных лавочек, а также конструкция для тентования. В кузове может быть установлен гидроманипуляторманипулятор. Это устройство не предусмотрено базовой комплектацией, а монтируется по желанию клиента. Это может быть гидравлический механизм, который рассчитан на работу с сыпучими материалами. В этом случае рабочим устройством является грейфер. В качестве манипулятора может применяться тросовая установка и стрела. Она облегчает погрузку статичных грузов в кузов самосвала. Для удобства есть возможность установить выдвижную стрелу.
- Рулевое управление самосвала гидроманипулятора имеет гидравлический усилитель. Это существенно сократило необходимые усилия для поворота руля, обеспечив высокий уровень безопасности водителя и перевозимого груза.
- Тормозная система представляет собой надежный механизм, который работает в совокупности с барабанами. Он устойчив к повышенным нагрузкам за счет пневматического привода, который позволяет без труда останавливать машину.
Технические характеристики
Технические характеристики самосвала дизель ЗИЛ-131:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Длина | м | 7,04 |
Ширина | м | 2,5 |
Высота | м | 2,48 |
Ширина колесной базы | м | 4,6 |
Ширина колеи | м | 1,82 |
Клиренс | см | 33 |
Максимальная скорость | км/ч | 80 |
Масса | т | 6,14 |
Масса с загрузкой | т | 10,18 |
Объем топливного бака | л | 170 |
Грузоподъемность по грунтовой дороге | т | 3,75 |
Грузоподъемность по асфальтовому покрытию | т | 5,0 |
magistraltrade.ru
ЗИЛ 131 – легенда как в армии, так и «на гражданке»
Армейский грузовик ЗИЛ 131 можно смело считать настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Этот автомобиль является свидетельством того, что критикуемый советский, а затем и российский автопром все же умел и умеет выпускать хорошие машины. Недаром 131-я модель ЗИЛа и по сегодняшний день широко востребована в самых различных сферах деятельности.
Автомобиль ЗИЛ 131 впервые увидел свет свыше 50 лет назад, придя на смену устаревшему ЗИЛ 157. Год 1986-й ознаменовался выпуском первых модификаций для автомашины, изначально предназначенной только для нужд Советской Армии.
Вернуться к оглавлениюКонструктивные особенности
Грузовик обладал отличной для своего времени проходимостью: ЗИЛ 131 на бездорожье способен преодолевать броды глубиной до 140 см и подъемы под углом до 30°. А его грузоподъемность составляла до 5 тонн при движении по асфальту и до 3,5 т — на грунтовке. Благодаря этим преимуществам автомобиль получил широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.
Военный ЗИЛ 131 представляет собой грузовик с капотной компоновкой, изначально заимствовавший цельнометаллическую трехместную кабину с водительским и двумя пассажирскими сиденьями у гражданской модели 130. Однако при первой демонстрации военным пришлись не по вкусу сложная форма изогнутых крыльев и замысловатая решетка радиатора, поэтому позже на машину была установлена еще более упрощенная кабина с опытной модели ЗИЛ 165.
Дизайн грузовика являлся просто революционным для середины 1960-х годов, и за последующую сорокалетнюю историю выпуска этого автомобиля его внешний вид оставался практически неизменным. Кабина ЗИЛ 131 и сегодня смотрится достаточно презентабельно, несмотря на простейшую облицовку радиатора и плоские крылья с изгибом. При этом грузовик 131-й модели был еще и более комфортабельным по сравнению со своим предшественником ЗИЛ 157. В частности, он был оснащен панорамным лобовым стеклом, разделенным на две части, обеспечивая лучший обзор для водителя.
Автомашина, обладавшая оригинальной конструкцией, была во многом схожа с другими советскими вездеходными грузовиками своего времени, такими как ЗИЛ 157К или Урал 375. Данная схожесть транспортных средств объяснялась тем, что советские грузовые автомашины этого класса проектировались в соответствии с едиными нормами, а основные различия между ними сводились к тем или иным нюансам решения поставленных задач, позволяющих повысить грузоподъемность, проходимость и другие показатели.
Инженеры приложили немало усилий для обеспечения относительного снижения стоимости и упрощения конструкции тех или иных узлов и устройства автомобиля в целом без снижения приоритетных эксплуатационных показателей. В конечном итоге им удалось добиться великолепного результата: новая модель оказалась действительно лучшей.
Вернуться к оглавлениюВыпуск новой модели ЗИЛ-131 не ознаменовал собой прекращение производства 157-й — эти грузовики изготавливались параллельно в течение еще почти двадцати лет.
Модификации грузовика
Грузовое шасси автомобиля ЗИЛ-131 позволяло выполнять установку различного дополнительного оборудования и надстроек, в связи с чем машина со временем получила широчайшее применение не только в военной, но и во многих других отраслях. Благодаря оснащению системами ГУР и контроля давления в покрышках водитель получал возможность преодолевать более сложные препятствия. Кроме того, грузовик имел сниженный в сравнении с предшественником расход бензина, а в случае оснащения лебедкой мог использоваться для спасения застрявших автомобилей.
Наибольшую известность получили следующие модификации ЗИЛ 131.
Разновидности | Особенности |
Бортовой ЗИЛ 131. | Классический грузовой автомобиль с кузовом, выполненным из деревянных досок на металлическом каркасе. Все борта, за исключением заднего, являются замкнутыми, а вдоль внутренних боковых стенок кузова смонтированы складные скамейки, вмещающие до 16 пассажиров. Отличительной особенностью конструкции также являлось оперение, обеспечивающее защиту двигателя от проникновения посторонних предметов. |
Манипулятор. | Автомобиль, характеризующийся повышенной прочностью, поскольку его рама и кузов были изготовлены из углеродистой стали. Высокие прочностные характеристики пришлись по вкусу многим конструкторам, разрабатывавшим на базе данной модификации решения, предусматривающие оснащение различным спецоборудованием, включая краны. |
Седельный тягач ЗИЛ 131 В. | Предназначен для буксировки полуприцепов, а также его вариация, предназначенная для эксплуатации в условиях высоких температур и пустынных местностей — 131 Х. |
В целом количество выпущенных за все время модификаций автомобиля — более пятнадцати. В частности, большой спрос на 131-ю модель проявлялся со стороны армии, где на грузовик устанавливалось различное вооружение, включая «Катюшу». Также достаточно распространенным оказался ЗИЛ модели 131 с кунгом.
Вернуться к оглавлениюКрытый фургон позволял военным осуществлять транспортировку станций обслуживания, радиоточек и другого оборудования.
Технические характеристики
Несмотря на назначение и отличные технические характеристики ЗИЛ 131, его габаритные размеры являются сравнительно небольшими. В базовой комплектации автомобиль имеет следующие габариты.
- Длина от бампера на кабине до задней точки кузова — 704 см.
- Высота с тентом и без него — 297,5 и 248 см.
- Ширина от левого до правого колеса — 250 см.
- Снаряженная масса с лебедкой и без нее — 6375 и 6135 кг.
- Полная масса с лебедкой и без нее — 10425 и 10185 кг.
Несмотря на достаточно серьезный вес лебедки, она является очень важным элементом комплектации автомобиля, позволяющим успешно справляться с задачами в крайне сложных дорожных условиях, включая экстремальные. Предельная грузоподъемность грузовика — всего 3,5 тонны, однако в случае необходимости транспортное средство может эксплуатироваться с прицепом. Тест-драйв ЗИЛ 131 показывает, что допустимый вес прицепного устройства может варьироваться в зависимости от конкретных дорожных условий. В случае передвижения по твердому дорожному покрытию это значение составляет 6,5 тонны, в условиях грунтового покрытия — 4 тонны.
Протяженность тормозного пути составляет 29 метров при скорости 50 км/ч. Это связано со значительной инерцией, возникающей в связи с большим весом автомобиля в целом и его нагрузкой пассажирами или оборудованием. ЗИЛ-131 проектировался для передвижения в условиях бездорожья, чему способствовали усовершенствованные мосты, восьмислойные покрышки с особым протектором, повышающим сцепление с дорогой, и межосевой дифференциал.
Автомобиль комплектовался 8-цилиндровой карбюраторной силовой установкой мощностью в 150 лошадиных сил. Количество оборотов мотора составляет 3200 об/мин, величина крутящего момента — 41 кГм при 2000 об/мин. Расход топлива равен 240 г/ч на 1 л. с., то есть 30–50 литров на 100 км пути, что на сегодняшний день является достаточно высоким показателем. Однако в те времена бензин был достаточно дешев и этот факт не имел столь важного значения.
Большая часть модификаций грузовика выпускалась с бензиновыми двигателями, однако в 1986 году был налажен выпуск дизельной версии автомобиля. Эта модификация транспортного средства получила маркировку ЗИЛ 131Н. Благодаря достаточно большой величине дорожного просвета (33 см) и колесной формуле 6×6 131-й способен без особых проблем преодолевать даже пересеченную местность, включая поля, леса и т. д.
В целом автомобиль в любых модификациях характеризовался высочайшей надежностью и способностью успешно функционировать в самых сложных климатических условиях, включая тропические, при температурах окружающей среды от —40 до +50°С.
kranigruz.ru
Характеристики грузовика ЗИЛ 131
Характеристики грузовика ЗИЛ 131
Изначально грузовик повышенной проходимости ЗИЛ-131 предназначался для нужд советской армии и разрабатывался в соответствии с требованиями Минобороны. Первые опытные образцы были продемонстрированы в 1958 году, и после затяжных испытаний 131-й пошел в серийное производство. Это произошло в 1966 году. Базовая модификация имела деревянный бортовой кузов с откидным задним бортом, по бокам кузова были вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, предусмотрена установка дуг и тента. Существовали и другие варианты, например седельный тягач ЗИЛ-131В, автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗИЛ-131А, а также шасси для монтажа различного специального оборудования. На заводе в Москве производство ЗИЛ-131 было закончено в 1986 году, а на смену ему пришла модернизированная модель ЗИЛ-131Н. Эта модель продержалась на конвейере до 1994 года. На УАМЗ производство ЗИЛ-131Н продолжается и поныне. За всё время производства внешность автомобиля практически не менялась. Также, на базе ЗИЛ-131 выпускались специальные пожарные автомобили.
ЗиЛ 131 (1966-2002) | |||||||||||||||
Кузов | |||||||||||||||
Грузовик | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||
6.0 | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Подвеска | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Рулевое управление | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Тормоза | |||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Эксплуатационные данные | |||||||||||||||
|
autoinform96.com