Технические характеристики маз 500 – МАЗ-500: технические характеристики

Технические характеристики МАЗ-500

1965–1970 1970–1977
основные
расположение руля слева
количество дверей 2
количество мест
всего 3 2
из них неполноценных 0
конструкция рамная рамная
геометрия
габариты
длина 7 140 мм 7 100 мм
ширина 2 500 мм 2 650 мм
высота 2 650 мм
колёсная база 3 950 мм
колея
передняя 1 970 мм
задняя
1 865 мм
дорожный просвет
стандарт 270 мм
масса
снаряженная
6 600 кг
полная 14 825 кг
двигатель
название ЯМЗ ЯМЗ-236 ЯМЗ
тип
Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания инжектор
материал блока чугун чугун
цилиндры/клапаны V?/2 V6/2 V?/2
объем 11 150 см³
мощность
мощность
180 л.с.
в диапазоне от 2 100 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 667 Нм
в диапазоне от 1 500 об/мин
степень сжатия 16,5
топливо дизель
турбонаддув
нет
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод задний
коробка передач МКПП МКПП 5 (ЯМЗ) МКПП 5 МКПП
сцепление Фрикционное, сухое, двухдисковое Двухдисковое, сухое
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
задняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип рулевого управления Винт и гайка с перекатывающимися шариками, с гидроусилителем
тип передней подвески (уст.) Зависимая, балка На продольных полуэллиптичсеских рессорах, амортизаторы гидравлические телескопичиские Зависимая
тип задней подвески (уст.) Зависимая, рессорная На продольных полуэллиптичсеских рессорах с дополнительными рессорами Зависимая
электрика
напряжение бортовой сети 24 V 24 V
динамические характеристики
максимальная скорость 85 км/ч
ограничитель скорости нет
эксплуатационные характеристики
объем топливного бака 200 л
Система «старт-стоп» нет нет
грузоподъемность 8 000 кг
масса буксируемого прицепа 12 000 кг
разворот
диаметр 19 м
тормозная система
ABS нет нет
передние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные барабанные
материал металл
перфорированные нет
задние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные барабанные
материал металл
перфорированные нет
колёса и диски
материал дисков сталь
место производства БССР, Минск Минский Автомобильный Завод, ул. Социалистическая 2, г.Минск, БССР БССР, Минск

www.autowp.ru

МАЗ-500 технические характеристики, цена и фотографии

Фото МАЗа-500 спереди

Советский 7.5-тонный грузовой автомобиль МАЗ-500, серийно выпускавшийся Минским автозаводом с 1963 по 1977 годы. Благодаря своей неприхотливости, простоте в эксплуатации, надежности, высокой проходимости и живучести, машина приобрела славу «неубиваемой» легенды советского автопрома. Автомобиль, ставший первенцем среди грузовиков бескапотной компоновки в СССР, выпускался в ряде модификаций, чтобы максимально расширить сферы его эксплуатации.

Содержание:

История модели

Предшественником «пятисотки» стал 7-тонный грузовик МАЗ-200, разработанный ярославскими автомобилестроителями еще в годы Великой Отечественной войны. К началу 60-х годов грузовик технически и морально устарел, уступая по всем характеристикам западным аналогам.

Специалисты Минского автозавода с середины 20 века приступили к проектированию новой модели МАЗ-500, а в 1961-м году на заводе была собрана пилотная партия грузовиков, включающая больше ста машин, выполненных в двух модификациях.

Особенностью нового автомобиля стала его бескапотная компоновка с расположением кабины над двигателем. Отметим, что подобная компоновка к тому времени уже был обычной практикой для западного автопрома. Однако в СССР эта идея долгое время не внедрялась из-за отсутствия в стране широкой дорожной сети с твердым покрытием. Автомобили МАЗ-500 с завышенной нагрузкой на переднюю пару считались менее приспособленными для передвижения по грунтовым дорогам. К началу 60-х годов ситуация с дорогами в стране улучшилась, и конструкторы МАЗа, несмотря на неоднозначное отношение и даже сопротивление скептиков, реализовали идею грузовика с бескапотной компоновкой. Примечательно, что окончательное решение по запуску грузовика в серийное производство принимало партийное руководство Белоруссии.

Тентованный МАЗ-500

«Пятисотка» стала для своего времени весьма инновационной и технологичной моделью, в конструкции которой были реализованы передовые идеи мирового грузового автомобилестроения. Так, в числе прочего, автомобиль получил цельнометаллическую кабину со спальным отсеком для водителя, бездисковые колеса, увеличенную грузовую платформу, двухскоростную заднюю пару, мощный и экономичный 180-сильный дизельный двигатель.

С 1963 года на заводе стартовало мелкосерийное производство новых грузовых машин МАЗ-500. Тщательный анализ их опытной эксплуатации в экстремальных условиях Крайнего Севера, высокогорья, песчаных и каменистых пустынь позволил специалистам внести в конструкцию доработки, и запустить преодолевшую «детские болезни» модель в серию в начале 1965 года. Для налаживания бесперебойного выпуска новой автомашины на Минском автозаводе была проведена широкомасштабная реконструкция мощностей, благодаря чему уже в 1967 году предприятие сумело выйти на плановую мощность, наладив ежегодный выпуск 24 тысяч автомобилей.

Модификации МАЗ-500

На платформе был налажен выпуск целого семейства автомобилей различного назначения, базовыми из которых стали бортовой грузовик, седельный тягач и самосвал.

Передняя часть МАЗа-500

Базовой моделью семейства стал бортовой грузовик с деревянной платформой, усиленной стальным каркасом. Бортовой грузовик с цельнометаллической платформой получил индекс МАЗ-500В, а МАЗ-500-Ш выпускался в качестве шасси для установки всевозможных надстроек.

Самосвалы МАЗ-500С, выпускались в базовой версии и в варианте для перевозки каменистых пород.

Седельные тягачи, под индексом МАЗ-504, производились в двухосной и трехосной версиях, также выпускались тягачи для эксплуатации в составе автопоездов, буксирования прицепов и полуприцепов.

Отдельные партии грузовиков выпускались в специальном северном и тропическом вариантах. Также на заводе была произведена специальная партия полноприводных грузовиков МАЗ-505 для Вооруженных сил СССР.

На Минском автозаводе действовал отлично оснащенный экспериментальный участок, благодаря чему автомобиль постоянно совершенствовался, а на его базе создавались многочисленные мелкосерийные модификации, необходимые для разных отраслей народного хозяйства и армии.

Самосвал МАЗ-500

В 1970 году в серию была запущена обновленная модель МАЗ-500А с увеличенной на 10 см. колесной базой, доведенной до 8 тонн грузоподъемностью и возросшей до 85 км/час максимальной скоростью. Размеры и светотехническое оборудование автомобиля были приведены в соответствие с действующими евростандартами. Определенные изменения произошли и в дизайне грузовика.

Обновленная модель продержалась на главном конвейере Минского автозавода до 1977 года, когда на ее смену пришло новый модельный ряд грузовых автомобилей МАЗ-5335.

Кабина

Из-за неординарного для того времени дизайна кабины с обтекаемыми формами и плавными обводами «пятисотка» получила среди шоферов неофициальные прозвища «глобус» и «лобастый».

Фото салона МАЗ-500

Внешними доминантами кабины МАЗ-500 стали масштабная облицовка радиатора с вертикально расположенными ребрами и кожух, закрепленный на задней стенке.

Цельнометаллическая кабина, расположенная над моторным отсеком, выпускалась в трехместной версии для транспортников и тягачей, а самосвалы оснащались двухместной кабиной. Салон отличался достаточным уровнем комфорта, удачной компоновкой органов управления и приборной панели, отличным обзором, удобными креслами.

Автомобили, предусмотренные для выполнения дальнемагистральных рейсов, оснащались регулируемыми подрессоренными креслами, модернизированной приборной панелью, улучшенной шумо- и термоизоляцией, шторами и противобликовыми козырьками, оптимизированным спальным отсеком с системой освещения, мощным отопителем. В целом, по уровню комфорта кабина МАЗ-500 мало в чем уступала зарубежным конкурентам.

Интерьер кабины МАЗ-500

Кабина располагалась над двигательным отсеком и была оснащена системой откидывания вперед. При ремонте и обслуживании двигателя кабина откидывалась вперед на 45 градусов и удерживалась в необходимом положении с помощью уравновешивающих ее пружин.

Сама кабина была построена на основании поперечной рамы с двумя литыми кронштейнами, сочлененными по оси с проушинами расположенной рядом пары кронштейнов.

Двигатель и коробка передач

Характеристики Показатели
Максимальная скорость, км/ч 85
Двигатель Дизельный
Рабочий объем, см3 11150
Мощность, л.с. / оборотах 180/2100
Момент, н·м / оборотах 667/1500
Расход комби, л на 100 км 25.0
Тип коробки передач Механическая, 5 передач
Привод Задний

Специально для новой модели грузовика ярославскими моторостроителями был построен дизельный двигатель ЯМЗ-236. Этим простым и надежным мотором оснащалось большинство грузовиков МАЗ-500 базовой версии «пятисотого» семейства. 6-цилиндровый 4-тактный силовой агрегат с V-образным расположением цилиндров имел рабочий объем 11 литров и обладал номинальной мощностью в 180 лошадей.

Двигатель ЯМЗ-236

Новый двигатель обладал высокими характеристиками – большой мощностью, топливной эффективностью, надежностью и большим межремонтным ресурсом.

Оптимальное расположение основных узлов и агрегатов двигателя обеспечивали удобный доступ для их обслуживания и ремонта. В передней части мотора устанавливались компрессор, генератор и три фильтра масляной системы. В торцевой части находится вентилятор, а снизу расположены насосы охладителя и гидроусилителя руля. Здесь же установлен предпусковой обогреватель силового агрегата МАЗ-500. В развале цилиндров находятся насос высокого давления и насос подкачки топлива.

Эффективность двигателя была обусловлена наличием неразделенной камеры сгорания в поршнях, обеспечивающей смесеобразование и эффективное сгорание топлива.

В отличие от предыдущих моделей, в двигателе ЯМЗ-236 реализована более надежная компоновка топливной аппаратуры. Насосы высокого давления, собранные в единый блок, отделены от топливных форсунок, находящихся на головках цилиндров и соединенных с насосом посредством топливопроводов.

Позже версии повышенной грузоподъемности стали комплектоваться более мощными 8-цилиндровыми 240-сильными двигателями ЯМЗ-238.

Двигатель ЯМЗ-238

МАЗ-500 комплектуется трехходовой 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Главная передача ведущих мостов представляет собой конструкцию с планетарными редукторами, установленными на ступицах колес. Конструкция включает пару конических шестерен с зубом спиральной конфигурации. Конструкция дифференциала коническая, с четырьмя сателлитами.

Шасси

Грузовики построены на базе стальной рамы с клепаными соединениями продольных швеллерных лонжеронов и пяти поперечин. К передней части рамы крепится стальной буфер, а на задней поперечине расположен буксирный крюк с защелкой.

Конструкция передней оси МАЗ-500 – стальной кованый двутавр, подвешенный к раме через полуэллиптические рессоры. На законцовках передней оси закреплены поворотные кулачки с цапфами, к которым крепятся бездисковые литые ступицы колес.

Передние рессоры МАЗ-500 крепятся к передней оси через стремянки. Передняя законцовка рессоры соединяется с рамой посредством пальца, находящегося в ушке рессоры.

Лесовоз МАЗ-500

Задний мост крепится к раме через пары полуэллиптических рессор с подрессорниками.

Колеса заднего моста сдвоенные, ободы колесной пары закреплены на ступице специальными прижимами. Между ободами установлено распорное кольцо.

Автомобили семейства комплектуются основной, рабочей системой колодочных тормзов с пневмоприводом и резиновыми диафрагмами на все колеса, а также ручным (стояночным) тормозом, воздействующим на трансмиссию. Стояночный тормоз колодочной конструкции закреплен на фланце ведущей шестерни заднего моста МАЗ-500. Помимо того, грузовики снабжены моторным тормозом с передвигающейся заслонкой, позволяющим притормаживать разогнавшуюся машину при передвижении по затяжным спускам.

На автомобилях установлен рулевой механизм с гидроусилителем и автономным силовым цилиндром. Конструкция реализована в форме винта с гайкой и плавающими между ними шариками, а также реечной планкой с зубчатой передачей.

Фото бортового МАЗа-500

Гидроусилитель включает в себя лопастной насос, распределитель с золотниковым механизмом и силовой цилиндр. Насос гидроусилителя расположен на левой стенке силового агрегата. Он приводится в действие ременной передачей, соединенной со шкивом коленвала. Распределитель управления и силовой цилиндр соединены в единый агрегат. К распределительному каналу проведены маслопроводы.

Преимущества и недостатки МАЗ-500

Как было отмечено выше, «пятисотка» отличалась своей надежностью и простотой. Именно благодаря этим качествам в 60-70 годы она стала самой востребованной моделью грузовиков в СССР и ряде других стран. Опытные водители отмечали, что вывести из строя автомобиль невозможно – даже с целым «букетом» неисправностей машина была способна выполнять свои основные функции. Достаточно сказать, что даже при полном выходе из строя всего электрооборудования, двигатель можно было запустить посредством ручного толкача и продолжить рейс. Кстати, это свойство МАЗ-500 высоко ценилось военными – с отключенными электроприборами автомобиль было невозможно демаскировать посредством радиопомех.

Не лишена была «пятисотка» и недостатков, среди которых можно отметить высокий расход топлива в загруженном состоянии, недостаточная маневренность, частые поломки гидроусилителя руля, тяжелое переключение скоростей, недостаточно комфортная, «спартанская» кабина.

За годы серийного производства с конвейера Минского автозавода сошло огромное количество всевозможных версий и модификаций. Несмотря на свой более чем солидный возраст, немало «пятисоток» и сегодня остается в строю – многие водители предпочитают их более современным моделям. Своим поразительным «долголетием» МАЗы 500 обязаны инженерам и конструкторам, которые еще на этапе проектирования и разработки заложили в машину огромный задел надежности и живучести, позволивший их детищу оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий.

Видео

Похожие статьи

Поделитесь с друзьями!

wikitrucks.ru

Технические характеристики МАЗ-500А ‘1970–77

1970–1977
основные
расположение руля слева
количество дверей 2
количество мест
всего 3
из них неполноценных 0
конструкция рамная
геометрия
габариты
длина 7 140 мм
ширина 2 500 мм
высота 2 650 мм
колёсная база 3 950 мм
колея
передняя 1 970 мм
задняя 1 865 мм
дорожный просвет
стандарт 270 мм
масса
снаряженная 6 600 кг
полная 14 825 кг
двигатель
название ЯМЗ-236
тип Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания инжектор
материал блока чугун
цилиндры/клапаны V6/2
объем 11 150 см³
мощность
мощность 180 л.с.
в диапазоне от 2 100 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 667 Нм
в диапазоне от 1 500 об/мин
степень сжатия 16,5
топливо дизель
турбонаддув нет
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод задний
коробка передач МКПП 5 (ЯМЗ)
сцепление Фрикционное, сухое, двухдисковое
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
задняя подвеска
тип упругого элемента рессорная на продольных полуэллиптических рессорах
тип направляющего аппарата зависимая
амортизаторы
регулируемость нет
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип рулевого управления Винт и гайка с перекатывающимися шариками, с гидроусилителем
тип передней подвески (уст.) На продольных полуэллиптичсеских рессорах, амортизаторы гидравлические телескопичиские
тип задней подвески (уст.) На продольных полуэллиптичсеских рессорах с дополнительными рессорами
электрика
напряжение бортовой сети 24 V
динамические характеристики
максимальная скорость 85 км/ч
ограничитель скорости нет
эксплуатационные характеристики
объем топливного бака 200 л
Система «старт-стоп» нет
грузоподъемность 8 000 кг
масса буксируемого прицепа 12 000 кг
разворот
диаметр 19 м
тормозная система
ABS нет
передние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные
материал металл
перфорированные нет
задние тормоза
описание Барабанные
тип барабанные
материал металл
перфорированные нет
колёса и диски
материал дисков сталь
место производства Минский Автомобильный Завод, ул. Социалистическая 2, г.Минск, БССР

www.autowp.ru

МАЗ-500 Википедия

МАЗ-500
Производитель МАЗ
Годы производства 1963—1977
Сборка МАЗ (Минск, СССР)
Тип кузова бортовой грузовик, кабина над двигателем
механическая 5-ступ.
Производитель ЯМЗ
Модель 236
Тип механическая
Число ступеней 5
1 передача 5,26
2 передача 2,90
3 передача 1,52
4 передача 1,00
5 передача 0,66
Задняя передача 5,48
Механизм управления напольный рычаг
Переключение ручное
Главная передача ведущих мостов — двойная с планетарными редукторами в ступицах колёс, передаточное число — 7,24.
Длина 7140 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2650 мм
Клиренс 270 мм
Колёсная база 3850 мм
Колея задняя 1865 мм
Колея передняя 1970 мм
Масса 6500 кг (собств. снаряжённая)
Полная масса 14825 кг (загруженная)
Максимальная скорость 75 км/ч
85 км/ч (МАЗ-500А)
Грузоподъёмность 7500 кг,
прицеп общей массой 12000 кг[1].
Расход топлива 25 л/100 км
Объём бака 200 л
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Технические характеристики МАЗ-500Г

основные
расположение руля слева
количество дверей 2
конструкция рамная
двигатель
название ЯМЗ
расположение спереди, продольно
материал блока чугун
цилиндры/клапаны V?/2
топливо дизель
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод задний
коробка передач МКПП
подвеска и рулевое управление
тип передней подвески (уст.) Зависимая
тип задней подвески (уст.) Зависимая
электрика
напряжение бортовой сети 24 V
эксплуатационные характеристики
Система «старт-стоп» нет
тормозная система
ABS нет
передние тормоза
тип барабанные
задние тормоза
тип барабанные
место производства БССР, Минск

www.autowp.ru

Техническая характеристика автомобилей МАЗ | ООО «Эверест»

Номинальная мощность (при 2000 об/мин), л.с.

180

Наибольший крутящий момент (при 1500 об/мин, не более), кГм

68

Минимальное число оборотов холостого хода в минуту

450—550

Регулятор числа оборотов

центробежный, всережимный

Фазы газораспределения, град:

открытие впускного клапана

20 до в. м. т.

закрытие

56 после н. м. т.

открытие выпускного

56 до н. м. т.

закрытие

20 после в. м. т.

Минимальный удельный расход

175

Система питания:

топливоподводящая аппаратура

разделенного типа

подкачивающий насос

поршневого типа

топливный насос высокого давления

шестиплунжерный

форсунки

закрытого типа

топливные фильтры

два — грубой и тонкой очистки

Система смазки

комбинированная — под давлением и разбрызгиванием

Давление в системе смазки при номинальных оборотах, кГ/см2

4—7

Масляные фильтры

два — грубой и тонкой очистки

Система охлаждения

жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла — с помощью масляного радиатора воздушного типа

Воздушный фильтр

инерционно-масляный, с контактным элементом

Сухой вес двигателя с коробкой передач, сцеплением и вспомогательным оборудованием, кг

1195

Пусковой подогреватель двигателя

жидкостный, ПЖД-44

everest-autokam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *