Специальное шасси МАЗ-547В для стратегического ракетного комплекса типа «Пионер»
Александр Протасов, к. т. н., Юрий Петров, Евгений Медведев, к.т.н., фото Александра Протасова и ФГУП «Баррикады»
Эти интересные машины, ныне установленные на территории Военного автомобильного института в Рязани и в Центральном музее ВС РФ, предназначались для монтажа, транспортирования и обеспечения боевого применения в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) стратегического ракетного комплекса (СРК) типа «Пионер» SS-20. Выпускаемое с 1974 по 1987 год на Минском автомобильном заводе шасси имело обозначение МАЗ-547В и было рассчитано на дороги I–V категорий и разведанную местность.
Необходимость создания в СССР многоосных носителей вооружений была оправдана началом разворачивания ракет LGM-30H «Минитмэн-3» с более мощными боеголовками повышенной точности, существенно увеличивавших возможности по поражению средств такого же класса на межконтинентальных дальностях. Кроме того, межконтинентальные ракеты MX уже оснащались комплексом систем, обеспечивающих их неуязвимость, а подводный флот ВМС США вовсю готовился к размещению ракет морского базирования «Трайдент». В случае нахождения американской субмарины в 200-мильной морской зоне новые системы обнаружения подводных лодок, системы перехвата боеголовок со стационарных позиций практически исключали удар возмездия со стороны СССР. Отечественным конструкторам более дешевым виделось создание мобильных стартовых комплексов межконтинентальных и ракет средней дальности на автомобильных шасси, обеспечивающих скрытность и неуязвимость ядерных средств.
Самоходная пусковая установка 15У136 ракетного комплекса 15П643 «Пионер-УТТХ» также известна под именем «Пионер-2» или SS-20 Saber по классификации НАТО. Шасси МАЗ-547В для транспортировки ракет средней дальности «Пионер-УТТХ» (РСД-10 – обозначение по договору РСМД) минчане разработали в 1974 году в соответствии с новой доктриной ведения ядерного боя.
Два первых экземпляра отправили в Волгоград для монтажа оборудования пусковой установки, разработанной на ЦКБ «Титан» и изготовленной на заводе «Баррикады», а уже 21 сентября 1974-го на полигоне Капустин Яр был осуществлен первый пуск ракеты 15Ж45. Эта ракета была создана на базе 1-й и 2-й ступени ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С» с МБР РС-14 (по классификации НАТО SS-26 Sinner), ставшей первой твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности, использовавшейся на первых подвижных грунтовых ракетных комплексах.
До 9 января 1976 года был успешно осуществлен 21 запуск ракеты. Головная часть с тремя боевыми блоками индивидуального наведения была способна доставить боезаряд на дальность 5000 км.
Впоследствии пусковая установка 15У136 была оснащена новой аппаратурой системы управления, автоматики и гидропривода, а район разведения боевых блоков, точность ракеты была повышена, дальность доведена до 5500 км.
До 1984 года было выпущено 538 шасси МАЗ-547В для СПУ ракетных комплексов 15У106, 15У136, 15П645, что свидетельствует и о размерах гонки вооружений и масштабах затрат. Это при том, что установки на автомобильных шасси в отличие от шахтных ПУ и даже железнодорожного комплекса БЖРК с тремя модулями МБР РТ-23УТТХ, принятых на вооружение в 1989 году, оставались более мобильными и менее уязвимыми. Установки на шасси МАЗ-547В располагались в металлических спецангарах 15У111 «Крона» с раздвижной крышей, что делало их неуязвимыми перед спутниками-шпионами. К сложностям определения местоположения ракет «Пионер» при облачной погоде, доминирующей на территории СССР, добавлялось и периодическое отсутствие машин в ангарах: которые периодически передвигались по скрытым маршрутам или выдвигались на одну из рассредоточенных и специально подготовленных позиций.
Перед пуском установка вывешивалась на специальных опорах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени.
В отличие от МАЗ-547А (1970–1985 гг.) использовавшегося для монтажа пусковых установок и стратегических комплексов «Темп-2С» и транспортно-перегрузочных агрегатов «Пионер», МАЗ-547В комплектовали сдвинутой назад кабиной командира, по правому борту шасси перед которой был размещен АГК – агрегат горизонтирования комплекса. У СПУ на базе МАЗ-547А этот агрегат находился между двумя кабинами перед радиатором охлаждения дизеля, за бампером. Соответственно у МАЗ-547В увеличена на полметра высота по кабине, изменены конструкция рамы, компоновка коммуникаций двигателя и радиатора. Две раздельные одноместные однодверные кабины изготовлены из стеклопластика. Связь между личным составом во время движения шасси осуществлялась с помощью переговорного устройства. Кабины были оборудованы системами освещения, отопления и вентиляции, в которую входила фильтровентиляционная установка. Позади кабины устанавливали двигатель шасси. На раме шасси за двигателем крепилась платформа грузоподъемностью 55 т.
На шасси использовали верхнеклапанный дизель В-38 с комбинированной системой смазки (под давлением и разбрызгиванием), комбинированным с инжекционным отсосом пыли воздухоочистителем, закрытой жидкостной принудительной системой охлаждения, системой предпускового разогрева ПЖД-600В теплопроизводительностью 58 кВт / ч (50 тыс. ккал / ч), системой пуска электростартером или сжатым воздухом (дублирующую) и гаситель крутильных колебаний (антивибратор). Двигатель отличался хорошей экономичностью: удельный расход топлива составлял 224 г / кВт.ч (165 г / л.с..ч). В систему питания входили два топливных бака общей вместимостью 880 л. Гарантийная наработка двигателя составляла 500 ч, а гарантийный срок его эксплуатации – 7 лет.
Гидромеханическая трансмиссия шасси состояла из демпфирующего устройства, повышающей передачи, одноступенчатого комплексного блокируемого гидротрансформатора, планетарной 5-ступенчатой КП, раздаточной коробки, карданной передачи, включающей 30 карданных валов, 6 центральных редукторов и 12 колесных передач.
Повышающая передача представляла собой 2-ступенчатый редуктор с механизмом отключения от двигателя шасси ГМП и отбором мощности на стоянке, равный 257 кВт (350 л.с.), и при движении – 29 кВт (40 л.с.) [V – понижающую передачу].
Гидротрансформатор имел коэффициент трансформации, равный 3,1. Блокировка гидротрансформатора производилась 2-дисковой фрикционной муфтой с ее автоматическим гидравлическим включением. Гидромеханическая передача имела раздельную систему охлаждения для гидротрансформатора и коробки передач. Планетарная КП относилась к 4-ступенчатым 5-фрикционным. Она имела следующие передаточные числа: i1=6,231; i2=3,46; i3=1,8; i4=1,0; i5=5,38 и i3.Х.=1,6 с гидравлическим управлением фрикционами и остановочными тормозами.
Раздаточная коробка представляла собой одноступенчатый 3-вальный редуктор с межосевым коническим симметричным блокируемым дифференциалом. Передаточное число понижающей передачи равнялось 1,033.
Карданная передача соединяла двигатель шасси с повышающей передачей, а ее с гидромеханической передачей, 3- и 4-й центральные редукторы, вентиляторы системы охлаждения двигателя шасси и системы охлаждения ГМП, колесные передачи ходовой части шасси, межмостовые приводы 2-, 5-, 1- и 6-го ведущих мостов и ШРУС.
Общее передаточное число центрального редуктора и колесной передачи i∑=15,198.
Колесная формула | 12×12 |
Формула рулевого управления | 123–000 |
Осевая формула | 3-3 |
Число мест в кабине | 1+1 |
Снаряженная масса, т | 27,5 |
Грузоподъемность, т | 55,0 |
Масса экипажа, кг | 200 |
Полная масса, т | 82,7 |
Двигатель:
| В-38, дизель 650 2696 5,8 (7,9) |
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Выбег со скорости 40 км/ч, м | 370 |
Время разгона до скорости 40 км/ч, с | 60 |
Средняя скорость движения, км/ч:
| 25–30 15–20 10–15 |
Контрольный расход топлива (40 км/ч), л/100 км | 165 |
Вместимость топливных баков максимальная/ расходуемая двигателем, л | 880/ 830 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | 500 |
Угол поперечной статической устойчивости снаряженного шасси, град | 40 |
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м | 18,0 |
Уровень внутреннего шума, дБ(А) | 85 |
Наименьший радиус поворота, м | 22 0 |
Габаритный радиус поворота, м | 25,0 |
Ширина габаритного коридора, м | 8,0 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,1 |
Угол преодолеваемого подъема, град | 15° |
Угол преодолеваемого косогора, град | 20° |
Диапазон регулирования давления воздуха в шинах, кгс/cм2 | 2,0–4,0 |
Cварная комбинированная лонжеронная рама с поперечинами, к которым крепятся агрегаты и узлы шасси, передний и задний буксирные крюки были уменьшены по монтажной длине почти на 1,5 м по сравнению с МАЗ-547А, что позволило увеличить маневренность на проселочных дорогах.
Независимая гидропневматическая подвеска с гидравлической связью на каждые три колеса по борту. Дисковые колеса с разборными ободами и коническими полками, на которых монтировали пневматические широкопрофильные шины В-178 размерностью 1600х600х685 мм с протектором повышенной проходимости типа «косая расчлененная елка». Система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах централизованная с места водителя шасси включала управляющий вентиль, кран накачки шин, ограничитель давления, стравливающие вентили (запирающие шинные вентили), воздушный ресивер, датчик сигнализатора прокола шины и сигнальную лампу. Диапазон регулирования внутреннего давления воздуха в шинах находился в пределах 20–40 Па (2–4 кгс / cм2).
Рулевое управление формулой 123-000 (с тремя управляемыми передними мостами из шести имевшихся) снабжалось системой гидравлического усиления с рулевым механизмом типа «винт – гайка с циркулирующими шариками – зубчатый сектор». ГУР относился к поршневому типу 2-стороннего действия на каждую управляемую ось.
Тормозное управление с 2-контурным гидропневматическим приводом и колодочными тормозными механизмами барабанного типа, установленными на каждом колесе. Имелась запасная тормозная система для торможения шасси в случае выхода из строя привода основной системы тормозов.
www.gruzovikpress.ru
Технические характеристики МАЗ-547
- Главная страница
- МАЗ
- 547
МАЗ-547А 12×12 ‘01.1970–85 | МАЗ-547В 12×12 ‘1974–84 | |
---|---|---|
1970–1985 | 1974–1984 | |
основные | ||
расположение руля | слева | |
количество дверей | 2 | |
количество мест | ||
всего | 2 | |
геометрия | ||
габариты | ||
длина | 15 370 мм | 16 810 мм |
ширина | 3 200 мм | 3 160 мм |
высота | 2 465 мм | 2 840 мм |
колёсная база | 10 900 мм | |
колея | ||
передняя | 2 526 мм | |
задняя | 2 526 мм | |
дорожный просвет | ||
стандарт | 475 мм | |
масса | ||
снаряженная | 27 500 кг | |
полная | 82 700 кг | |
двигатель | ||
расположение | спереди | |
цилиндры/клапаны | V12 | |
объем | 25 860 см³ | |
мощность | ||
мощность | 650 л.с. | |
топливо | дизель | |
турбонаддув | есть | |
трансмиссия | ||
привод | полный | |
динамические характеристики | ||
максимальная скорость | 40 км/ч | |
эксплуатационные характеристики | ||
угол въезда | 15 ° | |
объем топливного бака | 380+380 л | 440+440 л |
расход топлива | ||
Неустановленный метод | ||
смешанный режим | 260 л/100км | |
разворот | ||
диаметр | 25 м | 22 м |
Составители: удалённый пользователь
Информация собрана участниками проекта. Если вы нашли ошибку или желаете заполнить пробелы, вы можете сделать это, пройдя процедуру регистрации на сайте.
www.autowp.ru
МАЗ-547
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 марта 1966 года была начата масштабная реорганизация всей ракетной промышленности СССР. В том же месяце НИИ-1 (директор и главный конструктор А.Д. Надирадзе) был переименован в Московский институт теплотехники (МИТ) МОП, которому была поставлена задача разработать эскизный проект ПГРК с трехступенчатой твердотопливной МБР «Темп-2С» с моноблочной ЯБЧ.
По результатам первых проработок стартовый вес ракеты с обеспечением заданных характеристик составлял 32 т. Длина ракеты достигала 19 м, её максимальный диаметр корпуса — 1,8 м. Ракета должна была находиться в ТПК, из которого могла стартовать с помощью порохового аккумулятора давления. ТПК с ракетой, а также агрегаты, обеспечивающие предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также её эксплуатацию, нужно было разместить на СПУ. Максимальный вес снаряженных пусковых установок ограничивался 70 и 60 т для гусеничного и колёсного вариантов, соответственно.
Шасси для СПУ на гусеничном ходу — «объект 825» разрабатывалась Особым конструкторским бюро танкостроения (ОКБТ, главный конструктор Н.С. Попов, с января 1968 года ОКБТ стало называться КБ-3) Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), а шасси для СПУ на колёсной базе — в СКБ Минского автомобильного завода (главный конструктор Б.Л. Шапошник, заместитель главного конструктора по шасси — Григорий Кениг), накопившее к этому времени достаточный опыт проектирования многоосных машин повышенной проходимости. ОКБ-221 (главный конструктор Г.И. Сергеев) при волгоградском заводе «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан») разрабатывало оба варианта СПУ — 15У67 на базе колесного шасси и 15У68 — на гусеничном.
Активные опытно-конструкторские работы над совершенно оригинальным шасси повышенной проходимости и грузоподъёмности МАЗ-547 развернулись в Минске в 1967 году. В 1968 году пятиосный МАЗ-547 был построен и поступил на испытания.
Автомобиль МАЗ-547 представлял собой длиннобазное рамное шасси с четырьмя ведущими мостами (неведущим был третий мост) и двумя раздельными неметаллическими кабинами, размещенными в передней части рамы с правой и левой сторон. Управляемыми были два передних моста. На МАЗ-547 был применён новый четырехтактный двенадцатицилиндровый быстроходный дизель жидкостного охлаждения с неразделенными камерами сгорания и газотурбинным наддувом В-38 мощностью 650 л.с., который был разработан под руководством главного конструктора Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) И.Я. Трашутина.
Значительный вес нагрузки потребовал применения не только более мощного, чем на шасси семейства МАЗ-543, двигателя, но и изменения конструкции и усиления всех узлов ходовой части МАЗ-547. На шасси были установлены автоматическая ГМП (4+2), гидропневматическая подвеска колёс на поперечных рычагах с гидравлической связью (балансиром) между цилиндрами подвески каждого борта, широкопрофильные пневматические шины 1600х600–685 (модель ВИ–178) с регулируемым (от 2,0 до 4,0 кгс/м²) давлением вместо шин размерностью 1500х500-635.
Всего было построено три (по другим данным — до пяти) экземпляра МАЗ-547, один или два из которых были переданы для ПРО Москвы. Интересную информацию привёл на одном из исторических форумов офицер-ракетчик Sinner75: «…Я водил такой прототип МАЗ-547, когда нас, группу офицеров полигона, в конце 1975 года послали на 2 месячные курсы вождения длиннобазных рамных шасси в Котовск (в г. Котовск Одесской обл. УССР находился 80-й учебный центр РВСН (в/ч 77895). — РС). Он был в одном экземпляре и без всякого обвеса…»
По результатам рассмотрения эскизного проекта и дополнения к нему, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №374-142 от 24 мая 1968 года коллективу МИТ была задана разработка рабочего проекта твёрдотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах комплектации пусковых установок — на колёсном и гусеничном шасси.
В конце 1968 — начале 1969 года было выпущено второе дополнение к эскизному проекту. При реализации представленных в нем технических решений стартовая масса ракеты увеличилась до 40,5 т, вследствие чего пятиосное шасси оказалось перегруженным и было решено сделать шасси грузоподъёмностью 58 т шестиосным. Оно получило наименование МАЗ-547А. От гусеничного шасси решили вообще отказаться.
В 1969 году в связи со значительным увеличением объемов опытно-конструкторских работ (ОКР) по многоосным шасси на МАЗе был организован экспериментальный цех №2. В январе 1970 года в Минске проведены обкаточные испытания первых двух машин МАЗ-547А, которые сразу же отправили в Волгоград на завод «Баррикады». Там же, на шасси МАЗ-547А было разработано и ТПС, которое впервые позволило реализовать идею бескрановой перезарядки СПУ.
Собранные в марте 1970 года еще две машины МАЗ-547А были отправлены на испытания на специально созданный под Минском еще в 1969 году заводской полигон «Утёс».
При создании шасси МАЗ-547А были решены следующие основные технические проблемы: увеличение нагрузки на ось до 15 т; минимизация собственной массы при значительном увеличении грузоподъёмности (коэффициент грузоподъёмности возрос до 2,1) — впервые широко использовали титановые сплавы (около 2-х тонн), алюминиевый прокат, легированную сталь, композиционные материалы; новая конструкция рамы — сварная комбинированная, с поперечинами; двухконтурная с раздельным приводом на три передних и три задних моста тормозная система и др. Два алюминиевых топливных бака по 380 л каждый обеспечивали запас хода в 430 км. Машина имела двенадцать односкатных колес. Управляемыми были сделаны колёса первых трёх осей. Шасси было пригодно к эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С, в любых метеорологических условиях и в любое время года и суток.
СПУ 15У67 на базе МАЗ-547А имела в кормовой части подъёмные устройства, предназначенные для приведения ТПК из походного положения в боевое и обратно. Дополнительно машина оборудовалась специальными комплексом управления, механическими домкратами, использовавшимися для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при производстве пуска ракеты. На каждом домкрате стоял гидромотор, приводимый в действие насосной станцией агрегата. С выносного пульта оператор мог управлять движением этих домкратов только попарно, манипулируя либо одной из бортовых пар, либо носовой или кормовой парой, либо включать все 4 домкрата одновременно. АГК, служивший для определения базового направления (режим ОБН) на месте приведения СПУ в состояние дежурства и проведения пуска, находился между двух кабин шасси на сочлененной балке, перед радиатором охлаждения дизеля, за бампером. Несмотря на солидный вес в полном боевом снаряжении (86 т) и габариты (длина — 19,3 м) СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 40 км/ч.
В 1970 году было принято Постановление СМ СССР «О создании производственных мощностей и выпуске начиная с 1972 г. специальных колесных шасси 547». Уже в 1971 году первые образцы шестиосных машин были отправлены заказчику. А в 1972 году был введён в эксплуатацию механосборочный корпус №2 (МСК-2) — первая очередь будущего производства специальных колесных тягачей (ПСКТ). В том же году началось серийное производство машин МАЗ-547А.
Здесь интересно заметить, что многоосные СКШ МАЗа с нечётным количеством осей вынужденно имели неведущую ось в районе центра масс конечного изделия. Сделать её ведущей не позволял увеличенный ход подвески, необходимый для избежания «танкового эффекта» и обеспечения прочности лонжеронов шасси при движении на соответствующих грунтах. На «паразитной» тележке в ступице отсутствовал планетарный редуктор, за счёт чего ширина её корпуса была гораздо меньше ступиц ведущих мостов. Крышка в такой ступице была как бы утопленной в теле колеса. Так на пятиосном МАЗ-547 третья неведущая ось имела ход подвески ±180 мм вместо ±150 на остальных. По этому поводу Sinner75 вспоминает: «…При вождении пятиоски МАЗ-547 инструктор обращал внимание на повышенный износ протектора на паразитной третьей оси. Она не была управляемой, но обладала самым сильным «юзом». И на дороге чертила свою выраженную траекторию… Позже, мне стало известно, формулу поменяли и стало 10х10…»
Казалось бы, что шестиосный МАЗ-547А должен сразу стать полноприводным, таким каким он выглядит на имеющихся фотографиях. Однако воспоминания Sinner75 говорят о том, что первые образцы МАЗ-547А имели колёсную формулу 12×10: «…В ходе приемки их (СПУ 15У67. — РС) на вооружение под Темп-2С много разговаривал с водителями-испытателями в/ч 30107 (г. Мирный Архангельской обл. — РС) (Алексей Скворцов, Павел Низовец, Владимир Копылов, Виктор Зиновенко и др.), которые поочередно в течение нескольких месяцев проводили ходовые испытания шасси с ГВМ (грузо-весовой макет. — РС) набирая пробег 18 тысяч километров «по разведанной местности» в окрестностях урочища «Кочмас» или болота «Бархо́тное» ( «Бархо́тка»). И их отзывы об этой проклятой паразитной третьей тележке, особенно когда она становилась при поворотах в «бульдозерное» положение и гребла перед собой тонны грязи… так, что без буксира выйти из нее было невозможно…» Вероятно, темпы перехода на шестиосное шасси после утяжеления ракеты были таковы, что безболезненно и быстро добавить шестую ведущую не успевали, и расчёты подсказали промежуточный вариант.
Лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 первого в мире ПГРК 15П642 «Темп-2С» после трехмесячной подготовки начались первым пуском 14 марта 1972 года с полигона «Плесецк». Кроме СПУ 15У67, которой управлял водитель-испытатель И. Чиликин, и других машин сопровождения и обеспечения, а этом мероприятии принимали участие машина подготовки и пуска 15В56 и машина дизель-электростанции МДЭС 15Н1061 — обе на шасси МАЗ-543А.
В 1973 году приказом Министерства оборонной промышленнмости в связи с возросшей номенклатурой, сложностью и объемами разработок, в составе завода «Баррикады» созданы два самостоятельных КБ: ОКБ-1 по тематике РВСН и ОКБ-2 по артвооружению и комплексам оперативно-тактического назначения. ОКБ-1 возглавил Главный конструктор В.М. Соболев (первый заместитель главного конструктора ОКБ-1 — К.П. Есин), а ОКБ-2 — Главный конструктор Г.И. Сергеев. Тогда же было создано специальное опытное производство. При поставке первых комплектов «Темп-2С» в Плесецк, заводскую бригаду «Баррикад» возглавлял Л.П. Кулик.
Испытания ПГРК прошли в основном успешно и завершились в декабре 1974 года. 30 декабря 1975 года за №1066-357 вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о принятии комплекса «Темп-2С» на вооружение. Первые два ракетных полка заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976 года. В том же году Б.Л. Шапошнику «за создание особо мощного шасси» была присуждена Ленинская премия.
В период с 1974-го по 1977 год всего было изготовлено 49 ракет и 43 СПУ (в комплекте с другим необходимым наземным оборудованием). Всего этим комплексом было вооружено семь полков (по 6 СПУ в каждом) ракетной дивизии, дислоцировавшейся в районе Плесецка. Однако в соответствии с Договором об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) комплекс считался неразвёрнутым. В 1985-м году, с наступлением «эры нового мышления», все ракеты и агрегаты наземного оборудования «Темп-2С» уничтожили (по постановлению Правительства №250-87 от 26 марта 1985 года).
В период с 1970 по 1985 год в Минске было выпущено 294 шасси МАЗ-547А.
2 апреля, 2015, 4832 просмотра.
www.chelmaz.ru
Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Вслед за разработками и принятием на вооружение межконтинентального ракетного комплекса «Темп-2С», о котором речь шла в предыдущей статье, в Советском Союзе проводилось проектирование его «младшего собрата» — совершенно секретного мобильного стратегического ракетного комплекса (СРК) «Пионер» среднего радиуса действия с ядерными боезарядами. За способность поражать любые объекты в Западной Европе он получил гордое прозвище «Гроза Европы».
Один из символов мощи советского ВПК — ракетный комплекс «Пионер» на шасси МАЗ-547В |
Для него в СКБ-1 Минского автозавода был создан доработанный 55-тонный шестиосный автомобиль-шасси МАЗ-547В (12×12), унифицированный с базовой моделью МАЗ-547А и максимально приспособленный для несения пусковых ракетных установок семейства «Пионер». Они базировались в закрытых металлических ангарах с раздвигавшейся крышей и несли боевое дежурство на скрытых хорошо закамуфлированных местах дислокации в отдаленных лесных регионах.
Запуск баллистической ракеты средней дальности с установки «Пионер» (из архива МЗКТ) |
Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547В для комплекса «Пионер» (1974–1984 гг.)
Несмотря на конструктивную идентичность автомобиля МАЗ-547В с базовым шасси МАЗ-547А специальные требования по монтажу новой боевой надстройки и спецоборудования привели к несущественным модификациям машины, наглядно отразившимся в ее внешних очертаниях. В результате частичной перекомпоновки передней части на ней осталась только одна левая кабина водителя, а правую сдвинули чуть назад и приподняли примерно на метр выше так, что она «висела» непосредственно над передним правым колесом. В освободившемся пространстве устанавливался достаточно объемный опускавшийся на грунт нижний прибор технологического оборудования, представлявший собой автоматическую гирокомпасную установку (АГК), входившую в состав бортовой системы прицеливания ракеты.
650-сильное шасси МАЗ-547В с двумя разными кабинами для комплекса «Пионер» (фото автора) |
Новая верхняя одноместная стеклопластиковая кабина, прозванная скворечником и поочередно служившая командиру экипажа и оператору-наводчику, имела специальную конструкцию с треугольной формой крыши, двумя небольшими боковыми окошками и вентиляционным лючком в передней панели. Наличие АГК привело к перекомпоновке передка и изменению конструкции бампера с двумя раздельными зарешеченными кожухами световых приборов. Его левая часть с буксирным крюком жестко крепилась на передней части рамы, а правую консольную секцию сделали откидной.
Автомобиль-шасси МАЗ-547В с приподнятой правой одноместной кабиной (фото автора) |
На автомобиле МАЗ-547В, как и на МАЗ-547А, были использованы двигатель В-38 мощностью 650 л.с., приспособленный для работы на дизельной солярке, бензине А-72 или авиационном керосине, и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент через редуктор с межосевым самоблокирующимся дифференциалом сначала подавался на главные передачи двух средних мостов — третьего и четвертого, а затем последовательно перераспределялся на соседние — второй и первый, пятый и шестой, снабженные межколесными дифференциалами и планетарными колесными редукторами. Постоянное и надежное сцепление колес с грунтом обеспечивали независимая рычажная подвеска с гидропневматическими упругими элементами и гидробалансирные связи передних и задних тележек каждого борта. Все размерные и весовые параметры МАЗ-547В практически не отличались от базовой версии.
Первый образец МАЗ-547В с тремя передними управляемыми мостами и балластной нагрузкой (из архива МЗКТ) |
Испытания второго образца с семиметровой монтажной длиной рамы (из архива МЗКТ) |
Первые два прототипа МАЗ-547В появились в 1974 году и сразу же были отправлены на завод «Баррикады» под спецкомплектацию. За 11 лет в Минске собрали 538 таких шасси.
Пусковая установка 15У106 комплекса «Пионер» при выезде из ангара «Крона» |
Ракетные комплексы «Пионер» на шасси МАЗ-547В
Главным объектом, ради которого создавался этот автомобиль, был первый в СССР подвижный ракетный комплекс «Пионер» средней дальности в нескольких исполнениях. Для установки ракетных систем шасси МАЗ-547В оборудовали подъемной мачтой с гидроприводом для приведения ракеты в вертикальное стартовое положение, средствами контроля за ее техническим состоянием, подготовки и проведения пуска, а также системой горизонтирования при помощи четырех гидравлических домкратов, обеспечивавших устойчивость машины при запуске ракеты и полную разгрузку узлов ходовой части. В кабине оператора размещались переговорное устройство с водителем, радиостанция для связи с машинами сопровождения, цифровая вычислительная машина и пульт управления системой прицеливания.
Первая пусковая установка комплекса «Пионер» на доработанном шасси МАЗ-547В |
Весной 1976 года на вооружение был принят комплекс 15П645 «Пионер» с установкой 15У106 для запуска ядерной баллистической ракеты, помещенной в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и способной поражать наземные объекты противника на расстоянии 4,7 тысяч километров. Ее запуск производился при помощи минометной установки с пороховым аккумулятором давления, выбрасывавшим ракету из ТПК. При этом ракетный двигатель автоматически включался на безопасной высоте, исключавшей нанесение повреждений раскаленными газами и возгорание контейнера, элементов пусковой установки и наземных устройств. Точность попадания достигала рекордной по тем временам величины — 500 метров. Боевая масса машины с экипажем достигала 83 тонн.
Пусковая установка с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547В с четырьмя гидроопорами |
Комплекс «Пионер» в стартовом положении (реконструкция ЦКБ «Титан») |
В 1977 году развитием первого «Пионера» стал более совершенный вариант «Пионер-К» с обновленной ракетой с тремя разделявшимися термоядерными боеголовками и дальностью поражения пять тысяч километров.
Развертывание первых ракетных систем осуществлялось столь быстрыми темпами, что к 1984 году было изготовлено и поставлено на боевое дежурство 360 комплексов «Пионер», входивших в 48 ракетных полков РВСН.
Мобильный ракетный комплекс «Пионер УТТХ» («Пионер-2») средней дальности |
Модернизированная пусковая установка 15У136 второго поколения на шасси МАЗ-547В (из архива МЗКТ) |
Летом 1977-го началась разработка ракетного комплекса 15П653 «Пионер УТТХ» второго поколения с «улучшенными тактико-техническими характеристиками», имевшего упрощенное обозначение «Пионер-2». На вооружение его приняли в апреле 1981-го. Для него была создана модернизированная пусковая установка 15У136 с ракетой повышенной точности с тремя разделявшимися боеголовками и максимальной дальностью поражения 5,5 тысяч километров, а также новой аппаратурой управления, прицеливания, автоматики и гидропривода. К 1987 году на вооружении РВСН состояли 252 таких системы.
На стационарной боевой позиции ракетная установка 15У136, вывешенная на четырех гидравлических опорах
В начале 1980-х появился малоизвестный комплекс «Горн» системы управления РВСН, конструктивно практически не отличавшийся от «Пионеров» и служивший для создания дополнительной ударной силы в случае внезапного ядерного нападения на Советский Союз.
Без особых изменений на шасси МАЗ-547В перекочевало оборудование транспортно-перегрузочных агрегатов 15Т116 для доставки ТПК с ракетами из хранилищ или железнодорожных вагонов и перезаряжания пусковых установок комплексов «Пионер». Эта операция осуществлялась простым способом горизонтального перекатывания заряженного ТПК по продольным направляющими с перегрузочного агрегата на установленную сзади него боевую машину.
Перемещение ракетного контейнера с транспортно-перегрузочного агрегата на боевую машину (из архива МЗКТ) |
Ракетные комплексы «Пионер», создававшие серьезную опасность вооруженным формированиям и союзникам США в Западной Европе и ставшие символом советской военной угрозы, тоже не давали покоя странам-членам НАТО. Перестройка в Советском Союзе неожиданно широко открыла двери массированной атаке на новое советское руководство, активно проводившее в то время легкомысленную политику разоружения страны и перевода военных производств на мирные кастрюльки и сковородки.
Пусковые установки ракетного комплекса «Пионер-2» выезжают на боевые позиции |
В результате столь недальновидной политики в декабре 1987 года по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) комплекс «Пионер» по воле Соединенных Штатов подлежал снятию с вооружения и последующему уничтожению. К тому времени на боевом дежурстве находилось 405 пусковых установок и 105 неразвернутых систем.
Подготовка к старту (слева) и запуск ракеты комплекса «Пионер-2» (из архива МЗКТ) |
Пусковая установка на вывешенном шасси МАЗ-547В после проведения залпа |
Так без особых уговоров и санкций Америка легко добилась желанного результата: к маю 1991 года в СССР расформировали 56 ракетных полков, уничтожили 509 пусковых систем и 126 перегрузочных машин, подорвали все ракеты вместе с ТПК и размонтировали средства боевого обеспечения. Самой варварской была утилизация пусковых установок, которая заключалась в отрезании на глубину 80 сантиметров задней части рамы автомобиля, на которой монтировалась подъемная мачта для ракеты.
Пусковая установка комплекса «Пионер», подготовленная к уничтожению. Август 1988 года |
Впоследствии сохранившиеся шасси МАЗ-547В в небольших количествах поступали в народное хозяйство, где в основном служили базой тяжелых автокранов единичного изготовления. Несколько разукомплектованных пусковых систем «Пионер» чудом сохранились в ряде российских и зарубежных военных музеев.
1 / 5
Ракетный комплекс «Пионер УТТХ» в Центральном музее Вооруженных Сил РФ в Москве (фото автора)
2 / 5
Пусковая установка комплекса «Пионер УТТХ» в московском музее Вооруженных Сил России (фото автора)
3 / 5
Боевая машина комплекса «Пионер» в Киевском музее Великой отечественной войны (фото Л. Гоголева, 1980-е годы)
4 / 5
Пусковая ракетная система 15У136 в музее Военно-Воздушных Сил Украины в Виннице (фото А. Волкова)
5 / 5
Установка «Пионер-2» и ракета 15Ж53 с тремя боеголовками в музее полигона Капустин Яр
Из следующей статьи вы узнаете о новых шестиосных минских шасси и ракетном комплексе «Пионер» третьего поколения, которого по воле Америки также ждала неминуемая участь полного уничтожения.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997»
На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-547В для ракетных комплексов «Пионер» (фото автора).
www.kolesa.ru
Ракетовоз МАЗ-547А первого стратегического комплекса
С появлением принципиально новых видов сверхзвуковой авиации и ракетного вооружения в конце 1950-х годов началась ожесточенная фаза противоборства Советского Союза со всеми странами — членами НАТО во главе с Соединенными Штатами Америки, не прекращающегося до сих пор. На первых порах его олицетворением стали отечественные мобильные стратегические ракетные комплексы (СРК) для обороны страны и нанесения ответного удара, смонтированные на сверхмощных многоосных автомобилях-шасси и входившие в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Впоследствии для повышения боеготовности и скрытности впервые в мире новые системы осуществляли боевое дежурство при патрулировании по грунтовым дорогам в отдаленных регионах страны. Так на появление зарубежных разведывательных систем и спутников-шпионов Советский Союз ответил созданием принципиально новых подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности поражения. Они были полностью автономны и перемещались в составе колонн с многочисленными машинами сопровождения и обеспечения ракетного залпа с любой точки маршрута.
На боевом дежурстве колонна во главе с пусковой установкой и длинным шлейфом вспомогательной автотехники
С момента своего рождения советские СРК на многоосных полноприводных шасси превосходили лучшие иностранные разработки и негласно выводили отечественную военно-автомобильную отрасль на высший мировой уровень, хотя для подавляющего большинства жителей Советского Союза долгое время оставались «секретом за семью печатями».
Автомобиль-шасси И-103 с имитатором ракетной пусковой установки (из архива НИИЦ АТ)
Первая советская шестиосная военная машина И-103 была разработана и построена в 21 НИИИ, а затем монополия в этом совершенно секретном секторе перешла к СКБ-1 Минского автозавода, которым руководил Борис Львович Шапошник. Разработкой пусковых установок первоначально занималось ОКБ волгоградского завода «Баррикады», позднее ставшее основой ЦКБ «Титан». Сборку комплектных изделий осуществлял завод «Баррикады».
Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547А для комплекса «Темп-2С»
(1970–1985 гг.)
Родоначальником минского многоосного семейства являлась шестиосная 55-тонная машина МАЗ-547А (12х12) нетрадиционной конструкции, негласно занявшая эпохальное место в отечественном Военно-промышленном комплексе (ВПК) и в советской автомобильной индустрии. Она стала первым в мире сверхтяжелым многоосным военным шасси с неразрезной рамой и базой первого мобильного СРК «Темп-2С» с дальностью поражения до 10,5 тысяч километров.
Первое полноприводное шестиосное шасси МАЗ-547А с двумя кабинами (из архива МЗКТ)
МАЗ-547А появился в 1970 году как полноприводный и облегченный вариант неудачного пятиосного варианта МАЗ-547, в котором стали широко использовать титановые сплавы, алюминиевый прокат, легированные стали и стеклопластик. На нем смонтировали многотопливный 650-сильный двигатель В-38 V12 с турбонаддувом производства Челябинского тракторного завода, унифицированный с силовыми агрегатами серии Д-12А, и модернизированную гидромеханическую трансмиссию с четырехступенчатой планетарной коробкой передач. Впервые в советской практике на этом шасси установили независимую гидропневматическую подвеску каждого колеса с регулированием давления воздуха в шинах. Два контура тормозной системы воздействовали раздельно на колеса трех передних и трех задних мостов. Комбинированная рама состояла из двух мощных продольных лонжеронов швеллерного и Z-образного сечения. Водитель-механик и командир экипажа помещались в раздельных одноместных стеклопластиковых кабинах, вынесенных на передний свес рамы.
650-сильный автомобиль-шасси МАЗ-547А для ракетного комплекса «Темп-2С» (из архива МЗКТ)
Испытания автомобиля МАЗ-547А в лаборатории и на полигоне 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
Первые образцы МАЗ-547А сразу же поступили на заводские и государственные испытания в 21 НИИИ, а затем были отправлены на завод «Баррикады» для монтажа пусковых систем. Мелкосерийное изготовление автомобилей началось в 1972 году в новом механосборочном корпусе МАЗа, где за 13 лет построили 294 шасси.
Опытные варианты машин семейства МАЗ-547
В 1973 году первой версией базовой машины стало облегченное шасси МАЗ-547Б с рамой из прессованного алюминиевого профиля, что позволило сократить его массу на 900 килограммов. Из-за трудностей с надежной установкой ракетной системы и высокой стоимости автомобиля работы по нему были прекращены.
Автомобиль-тягач МАЗ-547Д с газотурбинным силовым агрегатом
Вторым пробным вариантом в 1976-м стало шасси МАЗ-547Д с танковым газотурбинным двигателем ГТД-1000A мощностью 795 л.с., системой понижающих редукторов и гидромеханической трансмиссией. Через два года за ним последовал тягач МАЗ-547Э с 1000-сильным силовым агрегатом и электрической трансмиссией.
Военное применение шасси МАЗ-547А
Главным объектом, ради которого создавалось это шасси, был первый в СССР подвижный межконтинентальный СРК 15П642 «Темп-2С» с пусковой установкой 15У67 и 44-тонной баллистической ракетой в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), способной донести ядерный заряд до заокеанских территорий. С 1971 года на заводе «Баррикады» МАЗ-547А оснащали мощным гидроцилиндром подъема стрелы в вертикальное боевое положение, четырьмя опорными домкратами, системами управления и прицеливания. Боевая масса 17-метровых установок достигала 82 т. Их сборка началась в 1974-м, на боевое дежурство они заступили зимой 1976-го. В состав комплекса входили специальные агрегаты на том же шасси для доставки ТПК с ракетами и перезаряжания пусковых систем.
Это фото считается единственным документальным изображением комплекса «Темп-2С»
Появление в СССР столь мощных и недоступных для обнаружения и поражения ракетных комплексов вызвало в США и странах НАТО неподдельный страх и полную беспомощность, которые стали главными причинами срочного проведения переговоров с Советским Союзом об очередном ограничении стратегических вооружений, завершившихся в июне 1979 года подписанием Договора о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2). По нему СССР послушно принял на себя обязательство не изготавливать комплекс «Темп-2С», прекратить его развертывание и в дальнейшем полностью уничтожить. С боевого дежурства он был снят в 1986-м и ликвидирован в 1988–1990 годах. Вся секретная на тот момент документация, чертежи и фотографии были уничтожены.
Пусковая установка 15У67 комплекса «Темп-2С» в боевом положении (реконструкция ЦКБ «Титан»)
На самом деле беспрекословное исполнение советской стороной всех требований США оказалось глубоко продуманным ходом Министерства обороны СССР. Ликвидация комплекса «Темп-2С» вовсе не привела к ослаблению мощи РВСН, на что рассчитывали в НАТО, а наоборот, подстегнула новые разработки советских ракетных систем. Еще за несколько лет до подписания Договора ОСВ-2 в Советском Союзе началась разработка нового подвижного стратегического межконтинентального комплекса. И как только уничтожение ракетной системы «Темп-2С» было завершено, тут же на параде на Красной площади иностранные атташе к своему изумлению впервые увидели принципиально новый еще более мощный ПГРК «Тополь» на уникальном семиосном шасси.
О нем читайте в следующих статьях, а теперь вернемся к другим тяжелым машинам на базе МАЗ-547А.
Вторым не менее важным предназначением этих шасси, выпускавшихся до 1985 года, стали специальные транспортные и перегрузочные агрегаты для других ракетных комплексов, оригинальные многофункциональные установки и тяжелые грузоподъемные средства.
Транспортно-перегрузочная машина 15Т116 комплекса «Пионер» без контейнера (из архива МЗКТ)
Еще в процессе испытаний комплекса «Темп-2С» завод «Баррикады» на шасси МАЗ-547А начал сборку транспортно-перегрузочного агрегата (ТПА) для доставки и перестановки пустых или заряженных ракетных контейнеров, внешне почти не отличавшегося от пусковой установки. С уничтожением системы «Темп-2С» появился ТПА 15Т116 для перезаряжания комплекса «Пионер» средней дальности (о нем речь впереди).
Транспортно-перегрузочная машина 15Т116 с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547А
На марше транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 с контейнером (из архива НИИЦ АТ)
Бескрановая перегрузка ракетных контейнеров из хранилищ, железнодорожных вагонов или с транспортных тележек на ТПА и далее на боевую установку производилась путем точной состыковки обеих машин и горизонтального перетаскивания ТПК по продольным направляющим с одного агрегата на другой. Длительность этого процесса занимала около 30 минут. Отработанные пустые ТПК выгружали при помощи обычных автокранов.
Горизонтальная перегрузка контейнера из железнодорожного вагона на машину 15Т116 (из архива МЗКТ)
Крановая перегрузка ракетного контейнера комплекса с установки 15Т116
В составе шахтного комплекса противоракетной обороны Москвы и Центрального региона А-135 «Амур», не имевшего аналогов в мире, находились транспортные машины на шасси МАЗ-547А, тоже работавшие по системе горизонтальной бескрановой перегрузки.
Транспортно-перегрузочная машина комплекса А-135 на параде в подмосковном городе Пушкино (фото А. Липчанского)
Бескрановая перегрузка противоракеты 51Т6 с транспортно-перегрузочной машины в контейнер 81Р6
Они служили для доставки с мест хранения на стартовую позицию контейнеров со скоростными противоракетами 51Т6 «Азов» дальнего перехвата (до 350 км) с ядерными боезарядами мощностью в одну килотонну. Разработка этих систем осуществлялась с начала 1970-х, но постановка на боевое дежурство завершилась только в декабре 1995-го. На вооружение войск ПВО Российской Федерации их приняли в 1996 году.
Транспортно-перегрузочная машина на шасси МАЗ-547А в составе комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур»
Транспортно-перегрузочная машина с 20-метровой ракетой 51Т6 дальнего перехвата в контейнере (фото К. Вуцена)
С 1978 года для комплексов «Темп-2С» и «Пионер» завод «Баррикады» на шасси МАЗ-547А собирал оригинальные многофункциональные машины, о которых стало известно лишь с появлением следующего комплекса «Тополь», хотя до сих пор их предназначение вызывает массу споров. Речь идет о спецмашине 15Т316, которая внешне напоминала как ракетную пусковую установку без домкратов, так и вместительный топливозаправщик с длинной цилиндрической ёмкостью и задним отсеком для рабочего оснащения и запасных частей, что подтверждалось отвлекающей дезинформирующей надписью на бортах «огнеопасно».
Машина боевого сопровождения 15Т316 на шасси МАЗ-547А, замаскированная под топливозаправщик
В РВСН эта машина носила разные обозначения и выполняла самые разнообразные функции. Обычно она замыкала колонну СРК и ПГРК, оправдывая свои наименования «боевая машина сопровождения» или «агрегат технического замыкания», обеспечивавшие аварийную буксировку и эвакуацию тяжелой поврежденной автотехники. Другое обозначение «габаритно-весовой макет» объяснялось применением таких агрегатов для обучения механиков-водителей пусковых установок, так как по габаритным размерам, полной массе с залитой в цистерну водой и расположению центра тяжести полностью им соответствовала. В ряде средств массовой информации предполагается, что эти агрегаты служили также для маскировки боевых ракетных систем под обычные топливозаправщики и трубовозы, которые якобы должны были совершать отвлекающие маневры и курсировать по ложным маршрутам.
Сохранившаяся машина 15Т316 для сопровождения ракетных комплексов «Пионер» (фото М. Шелепенкова)
Габаритно-весовой макет 15Т316 в Техническом музее в Тольятти (фото К. Попова)
В конце 1970-х годов на шасси МАЗ-547А был создан войсковой 80-тонный гидрокран КТ-80 (КС-7571) с максимальным вылетом трехсекционной стрелы 32 метра. По заказу Министерства обороны его построили на Одесском крановом заводе специально для подъема радиолокационных постов зенитно-ракетных систем С-300 на универсальную 25-метровую вышку 40В6М.
Войсковой гидравлический автокран КТ-80 (КС-7571) на шасси МАЗ-547А (из архива Л. Шугурова)
С появлением в середине 1980-х 39-метровой вышки 40В6МД вариант этого крана с гуськом применялся для монтажа дополнительной 13-метровой секции и монтажа на ней различного радиолокационного оборудования. Для народного хозяйства на этом шасси также построили несколько тяжелых автокранов.
О создании следующего шестиосного семейства МАЗ-547В для легендарных ракетных систем «Пионер» читайте в следующей статье.
На заглавной фотографии — транспортно-перегрузочная машина 15Т116 на шасси МАЗ-547А (реконструкция ЦКБ «Титан»).
www.kolesa.ru
МАЗ-547А 12×12 ‘01.1970–85
При создании шасси МАЗ-547А были решены следующие основные технические проблемы: увеличение нагрузки на ось до 15 т; минимизация собственной массы при значительном увеличении грузоподъёмности (коэффициент грузоподъёмности возрос до 2.1) — впервые широко использовали титановые сплавы (около 2 т), алюминиевый прокат, легированную сталь, композиционные материалы; новая конструкция рамы — сварная комбинированная, с поперечинами; двухконтурная с раздельным приводом на три передних и три задних моста тормозная система и др. Два алюминиевых топливных бака по 380 л каждый обеспечивали запас хода в 430 км. Машина имела двенадцать односкатных колес. Управляемыми были сделаны колёса первых трёх осей. Шасси было пригодно к эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С, в любых метеорологических условиях и в любое время года и суток.
Характеристики изображения:
- Разрешение: 640×480 @ 72×72 DPI 23×17cm
- Размер: 131 KB
- Добавил: удалённый пользователь, 16 февраля 2013 г.
- Статус изображения: Принято
Все изображения являются чьей-либо собственностью.
Если вы считаете, что пользователи сайта ошиблись, разместив данную картинку в этом разделе, то было бы здорово, если бы вы написали об этом в комментариях и указали на ошибку.
Поделиться своей радостью, обсудить наболевшее и просто поболтать об автомобилях и не только вы можете на нашем форуме.
Другие фото
www.autowp.ru
Идентификация СПУ на шасси МАЗ
Идентификация СПУ на шасси МАЗ (в работе)В данной статье мы попытаемся обобщить сведения по различным СПУ ракет класса «земля-земля» большой дальности на многоосных шасси разработки КБ МАЗ. Материалы статьи будут использованы в статьях сайта по ракетам класса «земля-земля». Статья только только начта наполнением…
МБР 15Ж42 «Темп-2С» комплекс 15П642 — SS-16 SINNER — СПУ на шасси МАЗ-547 (5 осей) на стадии проекта и СПУ 15У68 на шасси МАЗ-547А (6 осей) в итоге разработки. Размещение агрегата горизонтирования комплекса (АГК) — походное — между кабин шасси на сочлененной балке, перед радиатором охлаждения дизеля, нза бампером. При переводе в положение «Дежурство» балка вручную разворачивалась и АГК опускался на грунт.
ТТХ автомобиля МАЗ-547А:
Расчет — 3 чел
Колесная формула — 12 х 10
Количество осей — 6
Двигатель — дизель жидкостного охлаждения мощностью 746 л.с.
Длина — (?)
Ширина — 3200 мм
Высота — 2940 мм
Масса СПУ с ракетой — 82950 кг (?)
Масса СПУ полная — 40250 кг (?)
Скорость максимальная по шоссе — 40 км/ч
Радиус разворота — 21 м
Преодолеваемый подъем — 15 град.
Преодолеваемый брод — 1 м
Машина перезарядки комплекса (транспортно-перегрузочное средство) выполнена на таком же шасси.
БРСД 15Ж45 «Пионер» комплекс 15П645 — SS-20 SABER
Первый вариант СПУ 15У106 на шасси МАЗ-547В с использованием узлов и агрегатов от МБР «Темп-2С».
Агрегат горизонтирования комплекса (АГК) размещен на балке перед сдвинутой назад правой кабиной (кабина командира расчета). Балка АГК оборудована электроприводом для проведения операций с АГК. АГК аналогичен по конструкции (унифицирован) с АГК комплекса «Темп-2С». На СПУ 15У106 светопровод между АГК и системой прицеливания (на ТПК ракеты) при перемещениях комплекса отстыковывался и укладывался в ящик на крыше кабины водителя.
При создани СПУ комплекса «Пионер» учли все недоработки СПУ МБР «Темп-2С». В частности, изменили место установки и узел крепления на АГК. АГК убрали с прежнего места между кабинами шасси и «подвинули» ближе к правому борту, расположив как можно ближе к верхнему прибору управления системы прицеливания на ТПК ракеты, ввели также электропривод для опускания-подъема АГК. Для этого на шасси МАЗ-547 пришлось «отодвинуть назад и слегка приподнять» кабину командира. Шасси стало называться МАЗ-547В. (Практик).
ТТХ автомобиля МАЗ-547В:
Расчет — 3 чел
Колесная формула — 12 х 12
Количество осей — 6
Двигатель — дизель жидкостного охлаждения мощностью 746 л.с.
Длина — 16810 мм
Ширина — 3200 мм
Высота — 2940 мм
Масса СПУ с ракетой — 82950 кг
Масса СПУ полная — 40250 кг
Скорость максимальная по шоссе — 40 км/ч
Радиус разворота — 21 м
Преодолеваемый подъем — 15 град.
Преодолеваемый брод — 1 м
БРСД возм. 15Ж46 («Пионер-М») «Пионер-К» комплекс 15П645К — SS-20 SABER
В составе комплекса измененная СПУ и ТПА, шасси МАЗ-547В. Поступления в РВСН — с 1977 г.
БРСД 15Ж53 / 15Ж54 (моно БЧ) «Пионер-УТТХ» / «Пионер-2» комплекс 15П653 — SS-20 SABER
В составе комплекса измененная СПУ 15У136 и ТПА на шасси МАЗ-547В — аналогичные по конструкции машинам комплекса «Пионер-К» . Поступления в РВСН — с 1980 г.
СПУ 15У136 ПГРК 15П645 (http://www.rusarmy.com).
СПУ 15У136 комплекса 15П653 (http://ruzhany.narod.ru).
СПУ 15У136 комплекса 15П653 (из документального фильма «МИТ. 60 лет на стратегическом направлении. ФГУП «МИТ», 2006 г.).
СПУ 15У136 ПГРК 15П645 (http://military.tomsk.ru/forum).
БРСД 15Ж56 «Горн» комплекс 15П656
СПУ И ТПА вероятно аналогичны СПУ и ТПА комплексов «Пионер-К» и «Пионер-УТТХ». Всего было в составе РВСН 9 комплексов. Вероятно уничтожены по Договору о сокращении РСМД.
МБР 15Ж58 / РТ-2ПМ «Тополь-Т» комплекс 15П158.1
СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912 — 7 осей, колесная формула 14 х 12
Опытный образец СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, комплекс 15П158.1 (из документального фильма «МИТ. 60 лет на стратегическом направлении. ФГУП «МИТ», 2006 г.).
СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, комплекс 15П158.1 (http://military.tomsk.ru/forum).
Серийная СПУ 15У128.1 на шасси МАЗ-7912, комплекс 15П158.1 (http://military.tomsk.ru/forum).
БРСД 15Ж55 (моно БЧ) / 15Ж57 (РГЧ ИН) комплекса «Пионер-3»
СПУ на шасси МАЗ-7916. По неподтвержденной информации, ТПК комплекса по внешнему виду напоминает в части носовогог обтекателя ТПК комплекса «Тополь». СПУ комплекса может производить пуск БРСД без участия других машин дивизиона и, по неподтвержденной информации, является АПУ — автономной пусковой установкой.
ТТХ автомобиля МАЗ-7916:
Расчет — 3 чел
Колесная формула — 12 х 12
Количество осей — 6
Двигатель — дизель жидкостного охлаждения мощностью 746 л.с.
Длина — 19600 мм
Ширина — 3380 мм
Высота — 3130 мм
Масса СПУ с ракетой — 82000 кг
Масса СПУ полная — 40250 кг
Скорость максимальная по шоссе — 40 км/ч
Радиус разворота — 21 м
Преодолеваемый подъем — 15 град.
Преодолеваемый брод — 1 м
ТПА комплекса размещены на шасси МАЗ-547А.
Шасси МЗКТ-79161 (http://legion.wplus.net).
СПУ комплекса «Пионер-3» (http://www.quansuvn.net).
МБР «Тополь» / SS-25 SICKLE
Шасси — МАЗ-7912.
БРСД «Скорость»
МБР РСС-40 «Курьер» — SS-X-26
МБР «Тополь-М»
МБР РС-24 «Ярс» — SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
АПУ комплекса «Ярс», показанная под видом АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 «Тополь-М» на параде в Москве, фото сделано во время репетиции парада в Москве, 04 мая 2010 г. (фото — Goodvint, http://ru.wikipedia.org).
АПУ комплекса «Ярс» (предположительно), показанная под видом АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 «Тополь-М» во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).
АПУ комплекса «Ярс» (предположительно), показанная под видом АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 «Тополь-М» во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).
АПУ комплекса «Ярс» (предположительно), показанная под видом АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 «Тополь-М», репетиция Парада Победы в Москве, 03.05.2011 г. (фото — Андрей Крюченко, http://a-andreich.livejournal.com).
Источники:
МАЗ-547/7916. Сайт «Военные автомобили СССР». http://leon-esman.chat.ru, 2011 г.
Отечественная военная техника (после 1945 г.). Сайт http://militaryrussia.ru, 2010-2011 г.г.
Русская сила — современное оружие. Сайт http://legion.wplus.net, 2011 г.
militaryrussia.ru