Cамосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д с кузовом из стеклопластика
Максим Малкин, фото из архива ММЗ и автора
Появление этого автомобиля оказалось весьма своевременным. На рубеже 1950–1960-х гг. в отечественном автомобилестроении велись обширные опытно-конструкторские работы по внедрению новых синтетических материалов. Именно тогда были созданы знаменитый микроавтобус «Старт», началось производство стеклопластиковых кабин для многоосных шасси ЗИЛ и МАЗ, создавались опытные образцы малолитражных легковых автомобилей в НАМИ и МВТУ им. Н. Э. Баумана.
Не остался в стороне от этой тенденции и Мытищинский машиностроительный завод, освоивший к тому времени серийный выпуск 4,5-тонного автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555. В 1964–1965 гг. Отделом главного конструктора по автомобильному производству в опытном порядке был разработан самосвал с кузовом из стеклопластика, получивший индекс ЗИЛ-ММЗ-555Д. Ведущим конструктором по машине стал А.С. Мелик-Саркисьянц, впоследствии главный конструктор ММЗ по автомобильному производству.
Следует отметить, что в некоторых источниках, в том числе и заводских, этот автомобиль обозначается как ЗИЛ-ММЗ-555ПЛ («ПЛ», очевидно, означает «пластиковый»). Такое различие в обозначениях одного и того же автомобиля, по-видимому, можно объяснить тем, что на предприятиях отрасли не существовало системы индексации опытных образцов.
Причинами, по которым стеклопластик был выбран основным материалом в столь необычной для него области кузовостроения, как производство самосвальных платформ, были прежде всего экономические соображения. Как известно, серийный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555, создававшийся специально для перевозки строительных грузов, в реальной эксплуатации был машиной универсальной, как и многие другие отечественные грузовики. В большом количестве самосвалы поставляли не только на строительство, но и в сельское хозяйство. Неудивительно, что корытообразный кузов малого объема, предназначенный для перевозки строительных материалов с большим удельным весом, нередко использовавшийся даже для перевозки цементного раствора, плохо подходил для транспортировки сельскохозяйственных грузов.
Одной из самых значимых проблем эксплуатации сельскохозяйственных самосвалов была низкая коррозионная стойкость кузова при перевозке незатаренных минеральных удобрений – вследствие химической реакции минеральных солей с металлом кузова самосвалов «сгорали» за короткое время. Стеклопластик для этих целей подходил почти идеально.
Кроме того, и в основной для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 области эксплуатации – строительстве – выявилась недостаточная долговечность его кузова. Эти машины нередко работали в карьере, где подвергались ударам камней, неизбежным при экскаваторной погрузке грунта, что вызывало повреждения кузова, разрушения сварных соединений. Не способствовало долговечности кузова и абразивное изнашивание днища при разгрузке сыпучих материалов, что характерно для всех строительных самосвалов. Все меры по усилению кузова могли бы привести к значительному увеличению его веса и как следствие снижению грузоподъемности самосвала, и без того недостаточной.
Еще одной проблемой, которую был призван решить стеклопластик, была трудоемкость изготовления сварных стальных кузовов. Технология изготовления кузова серийного ЗИЛ-ММЗ-555 предусматривала применение ручной дуговой электросварки, с помощью которой требовалось наложить около 40 м сварного шва. Забегая вперед, отметим, что трудоемкость не только не удалось снизить – именно технологические сложности изготовления кузовов из стеклопластика поставили крест на проекте.
Вернемся к опытному образцу. Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д, как и серийный «555-й», был построен на шасси ЗИЛ-130Д1 с колесной базой 3300 мм. Пластиковый кузов самосвала представлял собой единую деталь в виде ковша без заднего борта, закрепленную на подрамнике. К кузову крепился пластмассовый защитный козырек, выполненный отдельной деталью. Вместимость кузова составляла 2,75 м3. Кузов был изготовлен на Калининском заводе пластмасс (г. Тверь) по технологии контактного формования из стеклопластика на основе полиэфирной смолы и стеклоткани. Толщина стенки кузова в наиболее подверженной ударам средней части днища составляла 15 мм, а борта имели толщину 10–12 мм.
Силовым элементом кузова являлся металлический подрамник с шарнирами для опрокидывания кузова и подпятником для упора гидроцилиндра. Помимо собственно подрамника силовой каркас кузова включал единственное поперечное ребро жесткости, расположенное над поворотными шарнирами. Металлический каркас соединялся с кузовом болтами, вформованными в стеклопластик. Гидросистема опытного самосвала с телескопическим двухзвенным гидроцилиндром была полностью заимствована у ЗИЛ-ММЗ-555.
Пластмассовый кузов опытного самосвала был почти в полтора раза легче стального кузова ЗИЛ-ММЗ-555 и весил 410 кг. За счет снижения собственной массы кузова удалось повысить грузоподъемность опытного самосвала до 4,7 т, что на 200 кг превышало грузоподъемность серийного аналога.
Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Д был построен в единственном экземпляре и предназнался для проведения всесторонних заводских испытаний. Образец выдержал испытания весьма успешно, продемонстрировав высокую прочность стеклопластикового кузова. В заводском отчете об испытаниях самосвала особо отмечен такой факт: для проверки кузова на прочность на верхнюю кромку борта кузова из ковша экскаватора был сброшен камень массой 300 кг. При этом на кузове остался лишь небольшой задир глубиной в один слой стеклопластика.
Испытания самосвала предусматривали не менее 1000 циклов погрузки-разгрузки для оценки износостойкости кузова. Несмотря на то, что кузов неизбежно изнашивался при разгрузке грунта, особенно в задней части, результаты испытаний были признаны удовлетворительными. При этом принималась во внимание хорошая ремонтопригодность кузова – текущий ремонт заключался в проклеивании изношенных и поврежденных участков стеклотканью и не требовал специального оборудования.
Грузоподъемность, кг | 4700 |
Снаряженная масса, кг | 4300 |
Вместимость кузова геометрическая, м3 | 2,75 |
Масса кузова, кг | 410 |
Направление разгрузки | Назад |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Помимо постройки опытного образца проведенные на заводе исследования предполагали и разработку технологии серийного производства самосвалов с кузовами из стеклопластика. Главным технологом завода В.В. Волковым был разработан вариант технологического процесса изготовления пластмассовых кузовов, рассчитанный на выпуск около 10 000 самосвалов в год. Для изготовления кузова, защитного козырька и брызговиков колес предполагалось изготовить специальные трехпозиционные установки, оборудованные жесткими полуформами. В отличие от традиционной технологии постепенного, послойного «выклеивания» кузова на форме (мастер-модели), применяющейся в мелкосерийном и опытном производстве, разработанная на ММЗ специально для крупносерийного выпуска технология предусматривала одновременную закладку в полуформу требуемого количества слоев стеклоткани, предварительно пропитанной смолой. Для ускорения полимеризации смолы предусматривался обогрев полуформ до температуры 50–70 °С. По расчетам производительность одной установки должна была составлять не менее одного кузова в час, а для обеспечения запланированного годового выпуска требовалось три комплекта таких установок.
Эксплуатация самосвала со стеклопластиковым кузовом при организации его серийного выпуска, по расчетам экономистов, сулила значительный экономический эффект прежде всего за счет снижения собственного веса и соответствующего повышения грузоподъемности.
Однако технологические сложности не позволили начать производство этого автомобиля. Причиной тому была значительная доля ручного труда в производственном процессе, в связи с чем трудоемкость изготовления стеклопластикового кузова не только явилась ничуть не меньшей, чем сварного кузова ЗИЛ-ММЗ-555, а значительно ее превышала. Так, например, укладка стеклоткани в полуформу должна была производиться вручную, и на этот процесс отводилось 1,5–2 часа. Вероятно, при соответствующем уровне автоматизации производства можно было достичь требуемого объема выпуска, но вполне естественно, что мытищинские технологи ориентировались на производственные возможности завода, и на появление автоматических линий тогда рассчитывать не приходилось. В итоге к крупносерийному производству стеклопластиковых кузовов, которое, безусловно, требует автоматизации технологического процесса, автомобилестроение в то время оказалось не готово.
Тем не менее главная цель исследований была достигнута – подтвердилась пригодность стеклопластика в качестве основного конструкционного материала для платформ строительных самосвалов. И несмотря на то, что с тех пор серийные самосвалы с пластмассовыми кузовами не появились, тема использования пластика в самосвалостроении вновь обрела актуальность в наши дни. В последнее время стали применяться различные полимерные составы, которые наносятся на внутреннюю поверхность стальных самосвальных платформ для их защиты от изнашивания и коррозии.
На самом Мытищинском машиностроительном заводе применение пластмасс в опытном производстве велось достаточно долго. В 1974 г. был разработан и испытан стеклопластиковый козырек для самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, рекомендованный к производству. В 1973–1974 гг. испытывались пластиковые брызговики колес для самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-554. Был построен даже опытный образец легкового прицепа ММЗ-81021 с кузовом из стеклопластика. Но это уже другая история.
Автор выражает благодарность к.т.н. Арсену Сократовичу Мелик-Саркисьянцу за помощь в подготовке статьи
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Аренда самосвала в Нижнем Новгороде от 700 рублей в час
1600 руб/час
Самосвал HOWO
Грузоподъемность: 30 т
Объем кузова: 18 м3
1600 руб/час
Самосвал HOWO 25т
Грузоподъемность: 25т
Объем кузова: 20м3
1600 руб/час
Самосвал SHACMAN 30т
Грузоподъемность: 30т
Объем кузова: 26 м3
1500 руб/час
Самосвал Volvo 22т
Грузоподъемность: 22т
Объем кузова: 17м3
1600 руб/час
Самосвал Volvo 26т
Грузоподъемность: 26т
Объем кузова: 18м3
1000 руб/час
Самосвал ЗИЛ 10т
Грузоподъемность: 10т
Объем кузова: 8 м3
1100 руб/час
Самосвал КАМАЗ 10т
Грузоподъемность: 10 т
Объем кузова: 10 м3
1100 руб/час
Самосвал КАМАЗ 13т
Грузоподъемность: 13 т
Объем кузова: 10 м3
1200 руб/час
Самосвал КАМАЗ 15т
Грузоподъемность: 15 т
Объем кузова: 12 м3
1200 руб/час
Самосвал КАМАЗ 15т
Грузоподъемность: 15 т
Объем кузова: 10 м3
1600 руб/час
Самосвал КАМАЗ 30т
Грузоподъемность: 30 т
Объем кузова: 20 м3
1100 руб/час
Самосвал МАЗ 10т
Грузоподъемность: 10т
Объем кузова: 11м3
1500 руб/час
Самосвал МАЗ 20т
Грузоподъемность: 20т
Объем кузова: 15,5м3
2000 руб/час
Урал Некст Г/п 12т
Грузоподъемность: 12т
Объем кузова: 11,5 м3
Для вывоза строительного мусора или перевозки грузов, необязательно иметь свой парк техники. Такие услуги могут потребоваться организациям, деятельность которых не связана с грузоперевозками. В этом случае, аренда самосвала в Нижнем Новгороде поможет решить проблему или выполнить запланированный объём работ. Компания «Азимут» предлагает оформить прокат на автосамосвалы различной грузоподъёмности. Мы работаем с физическими и юридическими лицами, заключаем договоры долгосрочной аренды спецтехники или сдаём автомобили с почасовой оплатой.
Наш автопарк
Заказать услуги аренды самосвала выгоднее, чем содержать собственный парк грузовых автомобилей. Такая техника обычно используется только для перевозки грузов, поэтому большую часть времени просто стоит в ангаре. Рентабельность кубовых самосвалов обеспечивается лишь в тех случаях, когда машины постоянно находятся в рейсе. Однако такое бывает только у крупных девелоперских компаний, занимающихся одновременным строительством нескольких объектов.
В нашей компании вы можете недорого арендовать:
- HOWO;
- КАМАЗ.
Для увеличения функциональности техники возможна установка прицепов. Все машины полноприводные, поэтому могут работать в условиях бездорожья.
Технические характеристики
Наши самосвалы, которые сдаются в аренду, регулярно проходят технический осмотр и сервисное обслуживание. За рулём находятся профессионалы с большим стажем безаварийного вождения. Характеристики машин выглядят так:
- Грузоподъёмность – 13-30 тонн;
- Вместимость кузова – 10-18 м3;
- Способ разгрузки – через задний борт;
- Шасси – полноприводный вездеход.
Цена аренды самосвала с водителем на месяц или час складывается из нескольких факторов. В частности, мы учитываем грузоподъёмность техники и срок действия договора. Цена за час указана в карточке машины. Например, аренда самого маленького самосвала обойдётся всего в 700 руб/час. Сколько стоит заказ на длительный срок можно рассчитать на онлайн-калькуляторе или уточнить у наших менеджеров.
Назначение
Аренда самосвала будет выгодна, если заказчику нужно:
- Обеспечить подвоз кормов к крестьянским и фермерским хозяйствам;
- Вывезти с территории строительный мусор или снег;
- Перевезти на участок мини-технику;
- Обеспечить транспортировку негабаритных грузов и оборудования;
- Постоянно подвозить на объект нерудные материалы: щебень, песок, чернозём и пр.
Наши самосвалы компактны и маневренны, поэтому могут загружаться и разгружаться в условиях ограниченных пространств.
Наши преимущества
Компания «Азимут» сдаёт в аренду грузовую и строительную технику больше 10-ти лет. За это время мы научились ценить время и деньги своих клиентов. С каждым клиентом заключается договор, где чётко прописаны все условия аренды.
Оформляя заказ у нас, каждый заказчик гарантированно получает такой набор преимуществ:
- Индивидуальная система скидок и выгодных предложений для постоянных клиентов;
- Неукоснительное соблюдение каждого пункта договора;
- Грамотный подбор техники в строгом соответствии с поставленными задачами;
- Оформление заказов в круглосуточном режиме, без выходных и праздников;
- Предлагаем технику полностью готовую к работе.
Наши менеджеры берут на себя решение всех организационных вопросов, фактически, заказчик получает только выполненную работу. Вам не нужно нести расходы на ремонт или заправку машин. Просто позвоните нам, и самосвал отработает на объекте строго оговоренный срок без аварий и технических накладок.
Company MAXXmarketing GmbHСамосвал ЗИЛ-ММЗ-4502: характеристики — общество
Видео: 🚛Грузовик СССР ЗИЛ 130🚚ММЗ 4502🚛САМОСВАЛСодержание
- Модификации
- Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502: технические характеристики
- Характеристики кузова
С 1 975 Мытищинский машиностроительный завод выпускал ЗИЛ- ММЗ-4502, характеристики которого позволяли работать с самосвальным прицепом. Это двухосный грузовой автомобиль с ведущей задней парой колес. Высоту прицепа можно увеличить за счет удлинителей. Корпус цельнометаллический. Выгрузка товара происходит за счет гидравлического механизма опрокидывания через открывающийся задний борт кузова автомобиля.
Созданный на базе всем известного автомобиля ЗИЛ-130, самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 завоевал широкую популярность среди пользователей. Он быстро распространился по всему Советскому Союзу. Даже сейчас на дорогах России (и не только) можно встретить знакомый силуэт. Самосвал ремонтопригоден, прост в эксплуатации. Запчасти на него можно приобрести во многих магазинах.
Где используетсяАвтомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502 предназначен для перевозки различных видов грузов (в том числе наливных и навалочных). Он способен делать это на дорогах с любым типом покрытия.
Широко используется в различных областях. Наиболее популярными являются сельское хозяйство, строительство, ЖКХ.
Модификации
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502 выпускался в двух основных модификациях:
- ЗИЛ-ММЗ-45021 был разработан таким образом, что будет работать без прицепа. Базируется на шасси 311Л-130К. Оснащен силовым агрегатом ЗИЛ-157Д с шестью цилиндрами в ряду. Объем силового агрегата составляет 5,38 литра.
Мощность составляет 110 лошадиных сил.
- ЗИЛ-ММЗ-45022 отличается от предыдущей модификации наличием тягово-сцепного устройства. Он способен подключать различные типы систем привода прицепа (электрические, пневматические, гидравлические). Кроме того, самосвал оснащен комбинированным тормозным краном, гидрораспределительной системой, используемой для управления опрокидыванием кузова и прицепа.
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502: технические характеристики
Длина автомобиля 5490 миллиметров. При поднятом кузове она увеличивается до 6265 миллиметров. Колесная база составляет 3300 миллиметров.
Ширина автомобиля 2500 миллиметров. Высота — 2540 мм. С поднятым в самую высокую точку кузовом это значение составляет 4100 миллиметров. Основные размеры можно увидеть на фото ниже. Это позволит вам лучше понять их.
Грузоподъемность от 5000 до 5250 кг в зависимости от модификации. Снаряженная масса самосвала составляет от 4750 до 4825 килограммов. Полная масса самосвала в версии ЗИЛ-ММЗ-45021 составляет 9975 килограммов, в версии ЗИЛ-ММЗ-45022 – 10300 килограммов.
Автомобиль способен развивать скорость девяносто километров в час по ровной дороге с полностью загруженным кузовом.
Автомобиль оснащен двигателем ЗИЛ-508.10, изготовленным из чугуна. Расположение его передне-продольное. Для него характерно V-образное расположение цилиндров. А их всего восемь. Бензиновый двигатель объемом шесть тысяч кубических сантиметров. Его мощность составляет 150 лошадиных сил при 3,2 тыс. об/мин. Топливо подается с помощью карбюратора. Жидкостное охлаждение.
Колесная формула самосвала 4х2. Задний привод. Трансмиссия механическая.
Барабанная тормозная система на передних и задних колесах. Подвеска зависимая. Спереди установлена балка, сзади пружины.
Для удобства управления установлен гидроусилитель руля.
Обода изготовлены из стали.
Конструкция кабины каркасная. У него две двери. Рулевое колесо расположено с левой стороны.
Характеристики кузова
Корпус прямосторонний, металлический. Задняя дверь открывается. Запор можно контролировать в автоматическом и ручном режимах. Имеется навес для защиты кабины. Внутренние размеры корпуса:
- Длина — 2600 мм.
- Ширина — 2300 миллиметров.
- Высота — 635 мм.
Объем кузова 3,8 куб.м. С установленными надставками он увеличивается до 5,1 куб.
Кузов поднимается под углом пятьдесят градусов. Это занимает пятнадцать секунд, если кузов загружен. Пустое тело опускается за двадцать секунд.
Как видите, автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502 имеет хорошие технические характеристики. Это позволило ему получить признание многих пользователей. Он настолько полюбился ему, что его эксплуатация продолжается и по сей день.
Самосвалы ЗИЛ 130: автомобили с богатой историей — общество
Видео: Запуск российского грузовика ЗИЛ спустя 15 лет + Тест-драйвСодержание
- Справочник по истории
- Назначение
- Опции
- Точка питания
- Общее описание устройства
Самосвалы ЗИЛ 130 – настоящие ветераны отечественного автомобилестроения. Эти машины сошли с конвейера почти полвека в период с 1962 по 2010 год. Изначально местом сборки этих грузовиков была Москва, но на заре 1990-х их начали производить в Новоуральске. Об этих уникальных автомобилях и пойдет речь в этой статье.
Справочник по истории
Самосвалы ЗИЛ 130 начали разрабатываться в 1953 году, уже далеко от нас. Эти автомобили стали модернизированной версией 125-го. Тестовые проверки грузовиков проводились в 1919 г.59, а уже через три года в продажу поступили первые автомобили. В 1963 году советское автомобилестроение было удостоено золотой награды на международной выставке в Лейпциге. Серийное производство ЗИЛа началось уже в 1964 году и вскоре он начал массово раскупаться по всей стране.
Назначение
Самосвалы ЗИЛ 130 имели широкий спектр применения. Эти грузовики использовались на стройках, в сельском хозяйстве, помогали коммунальным службам выполнять свою деятельность, использовались в коммерческих целях и даже состояли на службе у военных. При этом основной задачей этих машин была перевозка тяжелых грузов. В настоящее время машины этой серии находятся на вооружении МЧС России и Украины.
Комплектация
Технические характеристики ЗИЛ 130 (самосвал) следующие:
- Высота — 2400 мм.
- Длина — 6675 мм.
- Ширина — 2500 мм.
- Клиренс — 275 мм.
- Минимально возможный радиус поворота 8900 мм.
- Максимальная скорость движения 90 км/ч.
- Расход топлива при полной нагрузке 37 литров на 100 км.
- Емкость топливного бака 175 литров.
- Грузоподъемность — 6 тонн.
При скорости 60 км/ч автомобилю потребуется 28 метров тормозного пути.
Силовая установка
Самосвалы ЗИЛ 130 изначально имели шестицилиндровые двигатели мощностью 135 лошадиных сил и объемом 5,2 литра. Но практика показала, что этих показателей автомобилям было недостаточно, и поэтому двигатель подвергся модернизации. Обновленная версия уже получила мощность 150 лошадиных сил. Также был встроен механический насос, обеспечивающий разгон и смазку узлов трения. Сам двигатель работал на некачественном бензине А-76.
Сегодня ЗИЛ 130 оснащается четырехтактным восьмицилиндровым двигателем с карбюратором. Технические характеристики такого двигателя следующие:
- Объем – 6 литров.
- Мощность — 150 л.с.
- Предельный крутящий момент — 401 Нм.
- Степень сжатия 6,5.
На протяжении всей истории грузовика кузов претерпевал некоторые изменения. Самосвал ЗИЛ 130 дважды модернизировался, в результате чего были изменены кабина и решетка радиатора. В остальном серьезных работ по реконструкции машины не проводилось.
Общее описание устройства
ЗИЛ 130 в целом довольно прост по своему устройству. На передней подвеске установлены две полуэллиптические рессоры, а на задней — пара основных и дополнительных рессор.
Грузовик имеет механическую трансмиссию. КПП имеет пять скоростей. Крутящий момент от коробки на заднюю ось передается с помощью кардана.