По вопросам покупки данной техники (ЗИЛ 433430 бортовой 6х6), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка ЗИЛ 433430 бортовой 6х6 может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ. Бортовой грузовой автомобиль ЗИЛ с колесной формулой 6×6 предназначен для перевозки различных грузов по всем видам дорог и местности. Габаритные размеры бортового ЗИЛ 433430Для просмотра схемы в увеличенном размере, перейдите по этой ссылке. Технические характеристики бортового ЗИЛ-433430,ЗИЛ-433420*
* ЗИЛ 433420 — модификация для министерства обороны. Двигатель бортового грузовика ЗИЛ 433430, ЗИЛ 433420
Стандартное оборудование ЗИЛ-433430Предпусковой подогреватель
Сцепление
Коробка передач
Ведущие мосты
Раздаточная коробка
Карданная передача
Колеса и шины ЗИЛ 433430
Рулевое управление
Тормозная система
Система электрооборудования
Система регулирования давления воздуха в шинах
Тяговая лебедка
Кабина ЗИЛ-433430
Платформа
Фотографии ЗИЛ 433430 бортовой 6х6 | Смотрите такжеКатегории |
www.specautopartner.ru
Внедорожники ЗИЛ для военных и гражданских целей – Основные средства
В. Салыгин, Фото Ю. Дородонова и Ю. Ерина
Крупнейшее столичное предприятие АМО ЗИЛ на протяжении многих десятилетий исправно поставляло для оборонного комплекса страны разнообразную колесную технику. В настоящее время более четверти миллиона зиловских автомобилей используются в армии не только как средство для транспортировки грузов, но и в качестве базовых машин, на которых смонтировано около 260 различных образцов вооружения. Всего же среди общего количества армейской колесной техники 40 % носят марку ЗИЛ.
Внедорожный грузовик ЗиЛ-433420 может с успехом использоваться как в вооруженных силах, так и в народном хозяйстве. |
В течение длительного времени главным «героем» военной программы завода являлся ЗИЛ-131 и его различные модификации. Вместе с тем к началу 90-х годов машина, выпускаемая с 1967 г., перестала отвечать целому ряду требований, предъявляемых к изделиям такого рода. Внедорожник нуждался в серьезном улучшении экономических характеристик, повышении надежности и долговечности. Однако разработчики и производители ЗИЛа сумели подготовить замену прославленному «ветерану». Результатом обширных проектно-экспериментальных и технологических мероприятий стало появление семейства ЗИЛ-4334. В 1995 г. из цехов предприятия вышли первые серийные грузовики. Конструкция новых автомобилей впитала лучшие качества своих легендарных предшественников и пополнилась более совершенными узлами, агрегатами, системами. Сейчас основу модельного ряда составляют бортовой грузовик ЗИЛ-433420 и автомобильное шасси ЗИЛ-433422, которое предназначено для установки на него специальных кузовов и оборудования.
На всех образцах, входящих в данное семейство, в качестве энергетической установки использован 8-цилиндровый V-образный дизельный мотор ЗИЛ-6451, который по существу представляет собой измененный и дефорсированный вариант хорошо известного по другим ЗИЛам двигателя ЗИЛ-645. Имея рабочий объем 8,74 л и степень сжатия 18,5 дизель развивает максимальную мощность 170 л.с. при 2800 мин
Армейский вариант ЗиЛ-433420 оборудован фургоном со специальными навесными устройствами. |
В морозную погоду запустить дизель поможет жидкостный подогреватель типа 15.8106, который обеспечивает автоматическое поддержание заданной температуры в системе охлаждения и кабине при длительных стоянках с неработающим мотором. Топливо подается из общей системы питания автомобиля, а его расход не более 1 кг в час.
Первым звеном, соединяющим двигатель с остальными элементами трансмиссии является однодисковое герметизированное сцепление с периферийным расположением нажимных пружин. Его привод гидравлический, а снижение усилия на педали обеспечивает пневматический усилитель.
Все передачи, кроме первой, в пятиступенчатой механической коробке передач синхронизированы. Силовой диапазон лежит в пределах от 6,39 до 1,0. Для привода навесных агрегатов имеется возможность отбора мощности до 30 л.с. Управляется коробка передач качающимся рычагом.
Двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей (2,08) осуществляет привод переднего и двух задних мостов грузовика. Переключение передач происходит с помощью рычага, имеющего три фиксированных положения. При перемещении рычага назад включается вторая передача, являющаяся прямой, противоположное направление означает вступление в действие понижающей передачи. Среднее положение обеспечивает «нейтраль». Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа.
И в этом случае зиловские специалисты не изменили своим правилам придерживаться самых передовых решений. Интересной новинкой, внедренной на автомобилях повышенной проходимости, явилось автоматическое управление включением переднего моста при переходе на первую передачу раздаточной коробки. При ее включении срабатывает электромагнитный пневматический клапан и воздух от тормозного крана посредством впускного клапана поступает в пневматическую камеру. В ней установлена мембрана, которая воздействуя на исполнительный механизм (стержень, перемещающийся при помощи скользящей каретки) включает привод переднего моста.
МосКар3 выпустил пожарный автомобиль АЦ-3.40 на базе ЗиЛ-433422. |
В случае включения первой передачи электрическая цепь электромагнита размыкается, воздушный клапан закрывается и возвратная пружина разъединяет передний мост с остальной силовой схемой. Передний мост может быть включен принудительно в том случае, когда это необходимо, например, во время движения грузовика по скользкой дороге на прямой передаче в раздаточной коробке. Для того, чтобы замкнуть электрическую цепь, достаточно воспользоваться переключателем, расположенным на панели приборов.
Сверху раздаточной коробки расположен люк, который предназначен для установки механизма отбора мощности. Снимаемая с помощью последнего мощность в 60 л.с. может быть использована для привода всевозможных устройств, применяемых в том случае, если заказчик использует шасси для установки специализированного оборудования.
Все три моста машины являются ведущими с двухступенчатой главной передачей, первая ступень которой представляет коническую передачу со спиральным зубом, а вторая выполнена косозубой цилиндрической. Средний мост проходной, от которого усилие передается на задний мост. Передаточное число – 6,73, по заказу оно может быть 7,34. Дифференциалы – шестеренные конические с четырьмя сателлитами.
Для повышения тягового усилия при движении в тяжелых условиях ведущие мосты снабжены принудительной блокировкой. Привод ведущих колес переднего моста осуществляется шарнирами равных угловых скоростей.
Четыре карданных вала, связывающих отдельные агрегаты трансмиссии, снабжены шлицевыми соединениями и двумя долговечными шарнирами на игольчатых подшипниках. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих роликах. Большие удобства создает водителю рулевое колесо, положение которого можно регулировать по углу наклона и высоте. Радиус поворота не превышает 10,2 м.
Фирма Севдормаш переоборудовала ЗиЛ-433422 в роторный снегоочиститель. |
На каждом колесе установлены тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком. Тормозной привод пневматический, одноконтурный. Стояночный тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком установлен на валу раздаточной коробки.
Безусловно, весьма полезной новинкой, примененной в тормозной системе, является влагомаслоотделитель, предназначенный для очистки сжатого воздуха в пневматическом приводе. В конструкциях многих других грузовиков для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и клапанах пневмопривода применяется предохранитель от замерзания, заправляемый этиловым спиртом. Последний при температурах ниже –500С не может удалить влагу из тормозного привода, а лишь превращает ее в незамерзающий конденсат и не защищает от коррозии трубопроводы и детали тормозной аппаратуры. Предохранитель требует постоянной доливки спирта не реже одного раза в неделю. Кроме того, при замасливании фитиля его эффективность резко снижается, что может привести к замерзанию конденсата, образованию пробок из льда и выходу из строя пневматического привода. В то же время внедренный влагомаслоотделитель превосходит спиртовой предохранитель по всем показателям. Он исключает замерзание, значительно повышает степень защиты пневмопривода, позволяет отказаться от применения спирта, увеличивает срок службы тормозной системы. Чтобы предотвратить попадание частиц масла и паров воды в тормозной пневмопривод, в корпусе влагомаслоотделителя закреплены масляный фильтр и адсорбирующий элемент, который восстанавливает свои влагопоглащающие свойства при обыкновенной продувке сухим воздухом из дополнительного регенерирующего воздушного баллона емкостью около 6 литров.
Дополнительным преимуществом влагомаслоотделителя является его непрерывное функционирование в течение двух лет без специального обслуживания, после чего адсорбирующий элемент необходимо заменить или восстановить его свойства прокаливанием.
По заказу на эту модель усиановят английский дизель Perkins или американский Caterpillar. |
Конструкция тормозной системы позволяет буксировать прицепы с одно- или двухпроводным тормозным приводом, а также контролировать его состояние.
Как и ранее, на машинах семейства ЗИЛ-4334 применены шины с хорошо развитыми грунтозацепами, раставленными в виде косой расчлененной елки. При этом, как диагональные камерные шины 14,75/80 R20 (М-93), так и радиальные 12.00 R20 (КИ-113) могут работать с переменным внутренним давлением воздуха. Следует напомнить, что ЗИЛ является одним из мировых лидеров в создании и широкомасштабном внедрении централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. Она позволяет водителю следить за давлением, снижать или повышать его при отклонении от нормы во время движения автомобиля. С ее помощью возможно преодоление различных участков бездорожья, таких как глубокий снег, песок, насыщенный водой грунт, болото и т.д. Диапазон изменения внутреннего давления колеблется от 3,5 до 1,5 кг/см2. Другим ценным свойством упомянутой системы является обеспечение движения машины до мастерской без смены колеса в случае его прокола. В этих обстоятельствах компрессор работает с повышенной производительностью, все время нагнетая сжатый воздух в поврежденное колесо. Ходовые качества внедорожников таковы, что они способны преодолевать подъемы крутизной 30 градусов и 20-градусные косогоры, им под силу прохождение бродов глубиной 0,9 м сходу и 1,4 м с предварительной подготовкой, не страшен полуметровый снег. В значительной мере достижение указанных показателей стало возможным благодаря большому дорожному просвету, равному 330 мм.
Однопроводная система электрооборудования имеет напряжение 24 В. Внутренние и наружные потребители питаются от генератора переменного тока и двух аккумуляторных батарей 6 СТ-110 А3 или 6 СТ-190 ТР емкостью 190 Амч. Их обслуживание сводится к проверке крепления и раз в год – уровня электролита. Приборы и сигнализаторы, установленные на щитке приборов, позволяют контролировать состояние систем двигателя, генераторной установки и давление воздуха в тормозной системе.
Спортивная версия ЗиЛ-433420 участвует в триале – гонках грузовиков на специальной трассе. |
Не остались в долгу проектировщики перед водителем. Трехместная очень просторная стальная кабина снабжена собственной торсионной подвеской и гидроамортизаторами. Сиденье водителя, подушка и спинка которого могут изменять свое пространственное положение, оборудовано индивидуальным механизмом подрессоривания с регулируемой жесткостью. Это позволяет очень точно настроить его вне зависимости от индивидуальных особенностей (роста и веса того, кто находится за рулем). Кабина обладает хорошей термо- и шумоизоляцией, работа вентиляции и отопления не вызывает никаких нареканий. Расположение, форма органов управления и приборов удобны для пользования и отвечают требованиям эргономики. На рулевой колонке установлен комбинированный переключатель для приведения в действие световой и звуковой сигнализации, а также трехщеточного стеклоочистителя и омывателя лобового стекла. Обмерзание наружных зеркал заднего вида предотвращают встроенные в них электронагревательные элементы. К услугам пассажиров в кабине установлен двухместный удобный диван.
Высокая плавность хода обусловлена применением рессорной подвески с гидроамортизаторами двухстороннего действия спереди и рессорно-балансирной подвески с продольными направляющими элементами на двух задних мостах. Надо отметить, что интегральное оперение, включающее капот и крылья, представляющие единый узел, легко откидывается вперед, обеспечивая хороший доступ к силовому агрегату и обслуживающим его системам.
В условиях бездорожья хорошим подспорьем для вытаскивания застрявших автомобилей может оказаться горизонтальная тросовая лебедка, устанавливаемая по заказу в передней части рамы. Червячный механизм (редуктор) с одной передачей для наматывания и одной для разматывания троса развивает усилие 5 тонн. Привод лебедки осуществляется карданным валом от механизма отбора мощности, смонтированным на коробке передач.
На раме бортового грузовика закреплена деревянная платформа с откидным задним бортом. При необходимости машина оборудуется съемными дугами с тентом. В боковые борта встроены откидные скамейки, которые могут быть дополнены средней скамейкой. Таким образом в кузове имеются 24 посадочных места. В грузовом варианте там можно разместить 3750 кг полезной нагрузки.
Мощности двигателя вполне хватает, чтобы одиночный грузовик полной массой 11170 кг разогнать до 85 км/ч. При этом автомобиль может буксировать прицеп полной массой 4200 кг. Вес прицепной системы, которую буксирует седельный тягач, достигает 8000 кг.
Впечатляет и запас хода. У одиночной машины он равен 1300 км, у автопоезда – 1000 км. На низшей передаче машина устойчиво двигается со скоростью около 3,5 км/ч.
Специально по заданию военного ведомства на ЗИЛе разработали систему защиты жизненно важных элементов автомобиля от огневых средств. Стрелковому оружию, а также осколкам гранат и снарядов противостоит комплект съемных бронированных листов, которым может быть снабжен каждый грузовик. Не более 15 минут потребуется водителю и его напарнику, чтобы пуленепробиваемые панели надежно закрыли двигатель, двери и ветровое стекло. Наблюдение за дорожной обстановкой в этой ситуации осуществляется с помощью стеклоблоков, которые выдерживают прямое попадание пуль.
А в арсенале заводских конструкторов имеется вездеход ЗИЛ-433114, максимально адаптированный под установку различных типов вооружений. Эта модель отличается совершенно новой конфигурацией кабины и рядом дополнительных устройств. Судьба машины зависит от наличия заказов из Министерства обороны. Если этот вопрос будет решен положительно, то серийный выпуск развернется немедленно.
Военные грузовики с маркой ЗИЛ известны не только в России. Они состоят на вооружении армий десятков государств и свою репутацию доказали, участвуя во многих региональных конфликтах. Не вызывает сомнения, что более высокие тактико-технические характеристики машин семейства ЗИЛ-4334 будут способствовать продвижению продукции столичной компании на зарубежные рынки и не только в качестве армейской техники.
В справедливости последнего утверждения можно убедиться, взглянув на гражданские специальности внедорожников. Например, Московский карбюраторный завод (МосКарЗ), входящий в состав АМО ЗИЛ, приступил к производству на базе ЗИЛ-433422 пожарной автоцистерны АЦ-3-40. Она вмещает 3200 литров воды и 180 литров раствора пены. Смешиваясь в специальном устройстве (пеногенераторе) оба компонента образуют воздушно-механическую пену с высокими огнегасящими свойствами, а мощный центробежный насос доставляет ее посредством напорных рукавов к очагу загорания. В двухрядной четырехдверной кабине имеются места для семи человек пожарной бригады, включая водителя. Цистерна имеет утепление и электрический подогрев воды, а обогрев кабины боевого расчета и насосного отсека обеспечивает возможность безгаражной эксплуатации автомобиля. Наиболее эффективно АЦ-3-40 может проявить себя в регионах со слаборазвитой дорожной сетью, которая становится серьезным препятствием для многих типов пожарных колесных машин.
Хорошо известно, какие проблемы могут вызвать обильные снегопады, которые всегда были привычным явлением не только в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Понятно, почему фирма Севдормаш оборудовала шасси ЗИЛ-433422 мощным роторно-винтовым снегоочистителем с гидроподъемником, размещенными в передней части автомобиля. Сзади установлена дополнительная энергетическая установка, которая позволяет машине за один проход очистить от снега полосу шириной до 3 метров.
Выяснилось, что ЗИЛ-433420 обладает неплохими спортивными качествами. Не первый год гоночная версия грузовика участвует в трак-триале.
Вообще в подкапотном пространстве грузовика может оказаться не только дизель собственного производства, но и агрегаты фирм Perkins и Caterpillar мощностью 145-170 л.с. Была бы на то воля потребителя. Современные экономичные моторы западного производства отвечают жестким экологическим нормам, регламентированным стандартом EURO-2. Пятиступенчатые коробки, которые агрегатируются с двигателями, поступают от ведущих мировых изготовителей.
А число специальностей, которые могут освоить зиловские внедорожники, чрезвычайно велико. Достаточно упомянуть только некоторые из них: транспортировка топлива, применение в дорожном строительстве и коммунальных службах, электроэнергетике и геологоразведке, в газодобывающем и нефтяном комплексах, для обслуживания аэропортов и т. д.
Одним словом, семейство полноприводных автомобилей ЗИЛ-4334 найдет свое место и в армейских частях и во многих отраслях народного хозяйства.
os1.ru
Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Грузовики и шасси
433420|AMO ZiL 433420|ZIL 433420|АМО ЗиЛ 433420|Грузовик 433420|Грузовик ЗИЛ 433420|ЗИЛ 433420
Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой. |
На правах рекламы: |
www.stroyteh.ru
Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Грузовики и шасси
433420|AMO ZiL 433420|ZIL 433420|АМО ЗиЛ 433420|Грузовик 433420|Грузовик ЗИЛ 433420|ЗИЛ 433420
Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой. |
На правах рекламы: |
www.stroyteh.ru
По вопросам покупки данной техники (ЗИЛ 433432 шасси 6х6), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка ЗИЛ 433432 шасси 6х6 может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ. Шасси грузового автомобиля ЗИЛ с колесной формулой 6×6 предназначено для установки специальных кузовов и различного оборудования и движения по всем видам дорог и местности. Габаритные размеры шасси ЗИЛ 433432Для просмотра схемы в увеличенном размере, перейдите по этой ссылке. Технические характеристики шасси ЗИЛ-433432,ЗИЛ-433422*
* ЗИЛ 433422 — модификация для министерства обороны. Двигатель шасси ЗИЛ 433432, ЗИЛ 433422
Стандартное оборудование шасси ЗИЛ-433432Предпусковой подогреватель
Сцепление
Коробка передач
Раздаточная коробка
Ведущие мосты
Карданная передача
Колеса и шины ЗИЛ 433432
Рулевое управление
Тормозная система
Система электрооборудования
Система регулирования давления воздуха в шинах
Тяговая лебедка
Кабина ЗИЛ 433432
Фотографии ЗИЛ 433432 шасси 6х6 | Смотрите такжеКатегории |
www.specautopartner.ru
История создания амовско-зисовско-зиловской школы кузовщиков
Валерий Васильев.Фото из архива автора, ОАМО «ЗИЛ», ФГУП «НАМИ», фондов ЦМАМЛС, ВАО «АВТОЭКСПОРТ» и ресурса russautomobile.ru
В 2016 году патриарх отечественного автомобилестроения АМО ЗИЛ отмечает вековой юбилей со дня основания. В истории зиловских кузовщиков есть много разных страниц как достижений, так и неудач. Но всё это вместе было результатом поставленных целей, упорного труда, профессионализма и таланта.
ЭПОХА КЛИЧЕК
Зрительская узнаваемость любого автомобиля (и в профиль, и в анфас), его образ неизменно связаны с присущими машине особыми очертаниями. Когда называют модель автомобиля, в нашем воображении тут же возникают внешние формы кузова автомобиля, кабины с оперением, отличительные элементы их художественного оформления. Они отражают стиль той или другой школы конструкторов – кузовщиков и художников-конструкторов.
Показательной иллюстрацией здесь может служить неподражаемый стиль кабины грузовика ЗИЛ-135Л «Новатор», разработанного в грачёвском Специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством А.Н. Нарбута в 1961 году. В мировой практике это уникальный случай, как передовой дизайн был применён в сугубо военной машине массового производства.
К 1960-м за большинством автомобилей, выпускаемых в СССР, даже при наличии имени собственного в среде начали закрепляться прозвища. Некоторые из них отражали суть времени («захар», «трумен»), другие – дизайн («буханка»), третьи – функцию (полуторка, трёхтонка, «членовоз»), четвёртые – достоинства и недостатки («козёл», «колун», «сарай», «блюмчик»). Даже сугубо практичные заводские и экспериментальные машины получали выразительные имена: «чебурашки» и «бобики». «Стотридцатый», несмотря на популярность, чудесным образом избежал оскорблений в свой адрес.
К моменту начала производства ЗИЛ-130 в 1964 году большинство конструкторских недостатков было устранено, в том числе и в кузовной области. И всё благодаря усилиям бюро Б.Н. Орлова, а также других кузовных КБ: отопления и вентиляции (начальник Б.С. Голубев), арматуры (начальник Г.И. Каюков), сидений (начальник М.Е. Карамышева).
К 1963 году художественно-конструкторская ниточка от И.Ф. Германа развилась и окрепла до штатного бюро художественного проектирования. Возглавил его Борис Фёдорович Кузнецов, конструктор-кузовщик с отменным художественным вкусом. К сожалению, до начала 1970-х художники ютились на крошечном пятачке, отделённом от грузовиков экспериментального цеха железной перегородкой. Но именно Виталий Борисович Певцов изменил эту ситуацию. В 1972 году он, нарушив субординацию и минуя главного конструктора А.М. Кригера, лично обратился к генеральному директору П.Д. Бородину с просьбой передать бюро художественного проектирования большой светлый зал с высоким потолком, который находился в недавно отстроенном здании, так называемом «лабораторном» корпусе. По проекту этот зал предназначался для заводского автомобильного музея. Но Бородин просьбу удовлетворил.
Серийный ЗИЛ-130-76 мог оказаться не последним рестайлингом.
В 1981 г. прорабатывали вариант ЗИЛ-130ГМД с интегральным оперением
Оригинальные облицовка радиатора и оперения на опытных ЗИЛ-130 в 1970-х гг. разрабатывали исходя из конкретных целей: эксплуатационно-технологических, эстетико-маркетинговых, функциональных и даже компоновочных
Вероятно, В.Б. Певцов попал к Павлу Дмитриевичу в добрый час. Несколько позже В.Г. Мазепе пришла идея поставить на вечную стоянку в вестибюле здания заводоуправления заводскую реликвию – грузовик АМО Ф-15. Это обстоятельство, между прочим, защитило бы автомобиль от постоянных посягательств киношников, которые всякий раз, когда фильм был о революции, просили грузовик на съёмки. Идея пленила заместителя директора завода по сбыту В.И. Крымова, который обратился к Бородину. Тот выслушал предложение, отругал Крымова за то, что занимается не своим делом, и повелел: в вестибюле будет гардероб! Так оно и получилось.
Новое помещение дало возможность художникам-кузовщикам не только лепить макеты на просторе, но и оценивать их на расстоянии, что очень важно. Особенно при показах и дискуссиях на стенах вывешивали рисунки к макетам.
Когда В.Б. Певцов стал заместителем главного конструктора по кузовам, то кроме доводки кабин ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 с удовольствием занимался модернизацией кабины «стотридцатки» для северных условий: двойным остеклением, утеплением и герметизацией кабины ЗИЛ-130С. Вылетал он и на Колыму, в район дорожных испытаний.
К слову сказать, ЗИЛ-130 постоянно модернизировали, что сказывалось на индексах: ЗИЛ-130-76 – в 1976 году, ЗИЛ-130-80 – в 1980-м, ЗИЛ-431410 – в 1986-м, ЗИЛ-433360 «комби» с кабиной ЗИЛ-4331 – в 1992 году и наконец «АМУР-53131» новоуральского производства с оперением ЗИЛ-131.
В 1967 году пришёл черёд нового автомобиля высшего класса – ЗИЛ-114. Его кузов отличала строгость и лёгкость. Удачей следует считать элегантный ЗИЛ-117 (1971 г.), укороченную копию ЗИЛ-114 работы Льва Георгиевича Самохина. А в 1976 году им на смену пришло семейство ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41047). В отличие от «114-х» новый автомобиль стал выглядеть более внушительно и солидно, приобрёл попутно царственную каретную черту – прямоугольное заднее окно.
Эстетика и веяние времени: если ЗИЛ-114 (1967 г.) грацией напоминает линейный крейсер, то кейсообразный стиль ЗИЛ-4102 – атомную субмарину
Развитие стиля: изящный ЗИЛ-117, монументальный ЗИЛ-115 и помпезный ЗИЛ-41047
Что касается «Юности», то в 1970 году художники повторили успех 1962 года, сотворив новый кузов микроавтобуса под индексом ЗИЛ-118К.
В 1987 году на волне перестройки был спроектирован новый представительский автомобиль ЗИЛ-4102. Но по дизайну он уступал предшественникам, хотя и оказался гораздо легче за счёт несущего кузова. Было сделано два опытных образца: чёрного и коричневого цвета, которые острословы окрестили «Мишка» и «Райка».
РАСЦВЕТ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ
В 1968 году кузовщики исполнили давнюю и постоянную мечту А.М. Кригера – кабину над двигателем для грузовика ЗИЛ-170. Но тут сверху пришло указание: отделу главного конструктора ЗИЛа создать конструкции грузовиков повышенной грузоподъёмности. Потом уже эти машины, чей дизайн разработал Л.Г. Самохин, назовут КАМАЗ. Как говорили конструкторы они создали «лучшую в мире по свариваемости» кабину, чем и гордились. Хотя по ряду эксплуатационных параметров с этим утверждением можно поспорить.
Работа над оформлением нового поколения ЗИЛ-169 (1 и 2 снимок),
начатая в 1970-х, не прекращалась и в 1990 годы
А в следующей модели уже зиловского грузовика ЗИЛ-169 (ранее этот индекс принадлежал экспериментальному грузовику с кабиной над двигателем), который позже получил индекс ЗИЛ-4331, заместитель начальника экспериментального цеха и неформальный лидер службы главного конструктора Георгий Алексеевич Матеров добился возвращения к капотной схеме. Он убедительно доказал, что кабина – дом водителя, и ставить её на попа, при необходимости доступа к двигателю, нельзя. Для кузовщиков это обернулось извечным вопросом надёжности системы «кабина – оперение». После довольно долгих поисков всё тот же А. Черняев разработал вариант жёсткого консольного крепления цельного оперения к кабине. Конечно, хотелось бы пластмассового оперения, но пластмассы заводу не дали. Пришлось использовать сталь, и оперение получилось тяжёлым.
Художественные проработки бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-132Р (6х6)
Можно вспомнить такой эпизод. В 1978 году на отраслевой закрытой выставке в НАМИ председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков, химик по образованию, поинтересовался, каков коэффициент отдачи в автостроении при замене металла пластмассой. Заместитель директора НАМИ И.С. Лунев ответил: «Два», т. е. килограмм пластмассы сэкономит пару кило металла. И.К. Байбаков отрезал – автостроителям пластмассу давать не буду! Он сравнил автомобиль с трубой, а у трубников этот коэффициент равнялся пяти. В целом же кабина ЗИЛ-4331 – шаг вперёд в сравнении с кабинами ЗИЛ-130 и КАМАЗами.
Параллельно с разработкой кузовных конструкций начался бурный рост работ по поиску и применению в кузовах новых материалов и технологий. Так, например, на ЗИЛ пришли латексная литая резина для подушек сидений, обивка сидений из воздухопроницаемого автопола, обивка кабин из светлого картона на латексе, литьевые пластмассы вместо порошковых, новые резины и тентовые материалы и т.д. Значительно увеличился объём согласований технических условий и прочей документации в бюро В.Я. Флюкова под эгидой В.Б. Певцова. В конце 1970 годов на ЗИЛе началось производство товаров народного потребления, дизайн которых разрабатывало специально созданное подразделение, подчинённое опять-таки В.Б. Певцову. Можно утверждать, что Виталий Борисович успешно возглавлял 30 лет самое крупное конструкторское подразделение службы главного конструктора ЗИЛа.
Уже с конца 1970 годов завод, как и вся советская экономика, сползал в стагнацию. Вот только одна иллюстрация. От постройки первого опытного грузовика ЗИЛ-130 до перехода главного конвейера на стопроцентный выпуск новой модели потребовалось восемь лет (1956–1964 гг.). Для грузовика ЗИЛ-4331 не хватило и семнадцати лет.
Первый опытный автомобиль ЗИЛ-169 появился в 1974 году. Серийное производство ЗИЛ-4331 начато в 1986-м. А к моменту распада СССР из 158 075 грузовиков, выпущенных заводом в 1991 году, на долю ЗИЛ-4331 приходилось всего 4420 единиц, или 2,8 %. Как говорится, комментарии излишни. В такой ситуации об актуальности разработок новых кузовных конструкций говорить не приходится.
ПОД ДИКТОВКУ РЫНКА
С приходом рыночной экономики потребовались новые грузовики, но не среднего, а малого тоннажа. У завода ничего подобного не было. Из имеющихся агрегатов для малотоннажника можно было использовать только кабину. В 1992 году без всяких конкурсов, по указанию первого заместителя директора завода В.Т. Сайкина, механик заводской команды раллистов, самородок К.В. Потехин сделал макет полукапотного малотоннажника с кабиной ЗИЛ-4331. Для руководства завода он оказался неотразим.
Помимо полукапотного «Бычка» ЗИЛ-5301 (ЗИЛ-7.125) в начале 1990-х на заводе прорабатывали и варианты бескапотных среднетоннажных грузовиков
Так родился ЗИЛ-5301 «Бычок». Название этому паллиативу дал мэр Москвы Ю.М. Лужков. На базе «Бычка» в последующие годы были разработаны автобусы, фургоны и другие модификации. В.Б. Певцов принимал участие в их разработке и после того, как в 1993 году оставил пост заместителя главного конструктора. Кроме того, используя свои обширные связи, он способствовал применению шасси ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-5301 на пожарных машинах.
Если говорить о личности Виталия Борисовича Певцова, то стоит отметить, что он происходил из русского интеллигентного рода, ведущего свои корни от купцов. Этот человек был красив и внешне, и внутренне. Он никогда и никуда не торопился, но и не опаздывал. Делал все вовремя аккуратнейшим, почти педантичным образом. Любил и неплохо играл в шахматы – средство для адреналина у интеллектуалов. И был ортодоксом в области отношений между конструкторами и исследователями, что не раз вызывало между ними споры.
Проработка оперения и передней части ЗИЛ-433410 с кабиной ЗИЛ-4331, представленные военным в начале 1990-х
Дело заводских кузовщиков продолжило следующее поколение зиловских дизайнеров, которые создали немало интересных с художественной точки зрения образцов автомобилей с маркой ЗИЛ. Здесь можно отметить работы Юрия Герасимовича Туманова, при участии которого в 1990-х были созданы уникальные бескапотные автомобили ЗИЛ-19.440, ЗИЛ-30.250, грузовая «Юность», агрохозяйственные «Фермеры» и самосвал Tatra-ZIL 815-21 ERK1 30.230. Среди наиболее интересных проектов 2000-х годов можно отметить семейство ЗИЛ-4327, ЗИЛ-4362 («ГП» №3, 2012 г.), ЗИЛ-3901 «Старатель» («ГП» №1, 2013 г.) и др.
Дизайн оперения армейских полноприводных трёхосников на серийном ЗИЛ-433420 и модернизированном ЗИЛ-4334А1
Казалось бы, с выводом предприятия из столицы, история АМО ЗИЛ может прекратиться, однако о живучести красноречиво свидетельствует такой факт. Заводу продолжают поступать заказы на машины, и это заставило возобновить выпуск грузовиков. В числе последних разработок – ЗИЛ-432776Т («ГП» №2, 2016 г.) с обновлённым интегральным оперением, который выпускают ограниченными партиями уже в Смоленске.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Дениса Дементьева и Максима Шелепенкова
www.gruzovikpress.ru
ЗИЛ-4334 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЗИЛ-4334
Общие данные
Годы пр-ва | 1994 — настоящее время |
Д-245.30 Е3
Производитель: | Минский моторный завод |
Марка: | Д-245.30 Е3 |
Тип: | дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Объём: | 4 750 см3 |
Максимальная мощность: | 115 кВт (156 л. с.), при 2400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 515 Н·м, при 1500 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 90 км/ч |
Расход топлива при смешанном цикле: | 32 л/100 км |
Экологические нормы: | Euro-3 |
Диаметр цилиндра: | 110 мм |
Ход поршня: | 125 мм |
Степень сжатия: | 17 |
Система питания: | непосредственный впрыск топлива, механический ТНВД |
Охлаждение: | жидкостное |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Тактность (число тактов): | 4 |
Рекомендованное топливо: | ДТ |
ЗИЛ-508300
Производитель: | ЗИЛ |
Марка: | ЗИЛ-508300 |
Тип: | бензиновый |
Объём: | 6000 см3 |
Максимальная мощность: | 98,7 кВт , при 3200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 377 Н·м, при 2000 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Экологические нормы: | Euro-3 |
Степень сжатия: | 7,1 |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Тактность (число тактов): | 4 |
Рекомендованное топливо: | А-76 |
ЗИЛ-6451 (ставился на модель 433420)
Производитель: | ЗИЛ |
Марка: | ЗИЛ-6451 (ставился на модель 433420) |
Тип: | дизельный |
Объём: | 8740 см3 |
Максимальная мощность: | 125 кВт (170 л. с.), при 2800 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 491 Н·м, при 1400 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 110 мм |
Ход поршня: | 115 мм |
Степень сжатия: | 18,5 |
Охлаждение: | жидкостное |
Тактность (число тактов): | 4 |
ЗИЛ-645 (ставился на модель 433430)
Производитель: | ЗИЛ |
Марка: | ЗИЛ-645 (ставился на модель 433430) |
Тип: | дизельный |
Максимальная мощность: | 136 кВт (185 л. с.) |
ЗИЛ-508.10 (ставился на модель 433440)
Производитель: | ЗИЛ |
Марка: | ЗИЛ-508.10 (ставился на модель 433440) |
Тип: | бензиновый |
Максимальная мощность: | 110 кВт (150 л. с.) |
ЗИЛ-0550 (ставился на модель 433450)
Производитель: | ЗИЛ |
Марка: | ЗИЛ-0550 (ставился на модель 433450) |
Тип: | дизельный |
Максимальная мощность: | 97 кВт (132 л. с.) |
Cat-3116 (ставился на модель 4334KO)
Производитель: | Caterpillar |
Марка: | Cat-3116 (ставился на модель 4334KO) |
Тип: | дизельный |
Максимальная мощность: | 125 кВт (170 л. с.) |
5ст. МКПП
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя | 1820 мм |
Колея передняя | 1820 мм |
На рынке
Предшественник Предшественник |
Другое
Объём бака | 120-200 |
ЗИЛ-4334 — трёхосный полноприводный (6×6) грузовик Московского автозавода имени Лихачёва. Является заменой грузовика ЗИЛ-131Н. Производится с 1994 года, современная модификация ЗИЛ-4334В1 — с 2004 года[1].
Грузовик поставляется в двух основных исполнениях: бортовой и шасси без кузова[2]. По желанию заказчика может комплектоваться удлинённой семиместной кабиной вместо стандартной трёхместной. Отдельно производится пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40, ёмкостью 3 м³ и оснащённая насосом в 40 л. с.
За более чем 20 лет производства ЗИЛ-4334 оснащался рядом двигателей российского и зарубежного производства. По состоянию на конец 2015 года серийно выпускаются четыре модели[2]:
Индекс модели | Тип кузова | Тип двигателя |
---|---|---|
ЗИЛ-4334В1 | бортовой | дизель ММЗ Д-245.30 Евро-3 |
ЗИЛ-4334В2 | шасси | дизель ММЗ Д-245.30 Евро-3 |
ЗИЛ-433440 | бортовой | карбюраторный ЗИЛ-508300 |
ЗИЛ-433442 | шасси | карбюраторный ЗИЛ-508300 |
Технические характеристики
Колёсная формула автомобиля — 6×6. Передний мост отключаемый. Средний мост является промежуточным, через него мощность поступает на задний мост. Все мосты блокируемые. На раздаточной коробке имеется люк для отбора мощности (до 60 л. с.) на дополнительные устройства спецтехники. Коробка механическая, пятиступенчатая, раздаточная коробка двухступенчатая, лонжероны рамы имеют толщину 8 мм.
Рулевой механизм оснащён гидравлическим усилителем. Радиус разворота — 10 м. Автомобиль преодолевает подъём с углом 35° и брод с уровнем до 1,4 м. Дорожный просвет — 33 см.
Подвеска всех колёс зависимая (рессорная с гидроамортизаторами впереди, рессорно-балансирная на втором и третьем мосту). Тормоза барабанные.Тормозная система пневматическая, одноконтурная, с возможностью подключения прицепа. Давление в шинах регулируется, возможна подкачка пробитого колеса на ходу. Напряжение в бортовой сети — 24В, аккумуляторов два.
Грузоподъёмность
Для модели 4334В1:
- Грузоподъёмность: 3750 кг
- Полная масса: 11170 кг (с лебёдкой)
- Снаряженная масса: 6955 кг
- Масса буксируемого прицепа: 4200 кг
- Допустимая полная масса автопоезда: 15370 кг
- Размеры грузовой платформы: 3810 мм х 2420 мм х 600 мм
- Радиус поворота: 10,2 м
- Максимальная скорость: 90 км/ч
Видео по теме
История
В конце 1980-х годов назрела необходимость обновления модели трёхосного грузовика повышенной проходимости. В 1990 году появился опытный образец ЗИЛ-433410, совмещавший усовершенствованное шасси ЗИЛ-131, выпускаемого с 1966 года, с кабиной выпущенного в 1987 году ЗИЛ-4331. В 1994 году машины пошли в серию под индексами 433420 (бортовой) и 433422 (шасси). Первое поколение машин оснащалось многотопливным военным дизелем ЗИЛ-6451.
В 2000 году три ЗИЛ-433420 совершили автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва длиной более 45 000 км[3].
В 2002-2004 годах серийные ЗИЛ-4334 были оснащены двигателями ЗИЛ и ММЗ, отвечавшими экологическим нормам Евро-2 и Евро-3[4].
С 2002 года выпускается вариант ЗИЛ-4334КО со спальным местом за водительским сиденьем, в связи с чем кабина удлинена на 50 см. Эта модель оснащалась дизельным двигателем Caterpillar.
Похожие автомобили
Примечания
wiki2.red