2.2. Особенности устройства двигателей зил-131, КамАз-740.
Двигатель ЗиЛ-131.
Двигатель – V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Двигатель прикреплен к раме в 3 точках. Передней опорой двигателя является кронштейн крышки распределительных зубчатых колес; задними опорами служат лапы картера сцепления. Между кронштейном и передней поперечиной рамы установлена прямоугольная резиновая подушка. Возможна установка передней опоры двигателя на 4 круглых резиновых подушках. Задние опоры двигателя имеют клинообразные подушки.
Таблица №1
Модель и тип | ЗИЛ-5081.1000401 V-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный |
Расположение цилиндров | Под углом 90 град. |
Число цилиндров | 8 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 100х95 |
Рабочий объем цилиндров, л | 6 |
Степень сжатия | 7,1 |
Макс. мощность при 3200 об/мин, кВт (л.с.) | 110 (150) |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, при которой срабатывает ограничитель, об/мин | 3200 |
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 об/мин, Н*м (кгс*м) | 410 (41) |
Удельный (минимальный) расход топлива г/(кВт*ч) (г/л.с.*ч) | 300 (220) |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Нумерация цилиндров (по ходу автомобиля): правая группа левая группа | 1-2-3-4 5-6-7-8 |
Блок цилиндров | Чугунный, с легкосъемными вставными мокрыми гильзами, с кислотоупорной вставкой в верхней части гильзы и резиновыми уплотняющими кольцами в нижней ее части |
Головки цилиндров | Две, из алюминиевого сплава, с вставными седлами и направляющими втулками клапанов |
Поршни | Из алюминиевого сплава, один |
Поршневые кольца | Два компрессионных – чугунные (верхнее хромированное) и одно маслосъемное, стальное, хромированное |
Поршневые пальцы | Стальные, плавающие, пустотелые |
Шатуны | Стальные, двутаврового сечения, со смазыванием поршневого пальца разбрызгиванием; верхняя головка имеет бронзовую втулку |
Шатунные и коренные подшипники | Тонкостенные со сталеалюминевыми вкладышами |
Коленчатый вал | Стальной, кованый, пятиопорный |
Маховик | Чугунный, снабжен стальными зубчатым венцом для пуска двигателя стартером |
Распределительный вал | Стальной, пятиопорный |
Фазы газораспределения:
| 31 град. до ВМТ 83 град. до НМТ 67 град. до НМТ 47 град. до ВМТ |
Привод распределительного вала | Парой зубчатых колес с косыми зубъями |
Двигатель КамАЗ-740.
Двигатель КамАЗ-740 – четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с V-образным расположением 8 цилиндров. На блоке цилиндров установлены и закреплены узлы и детали двигателя. В расточках полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, рассчитана на постоянное применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Указанные конструктивные решения, а также применение автоматической гидромуфты привода вентилятора и термостатов в системе охлаждения, полнопоточная фильтрация масла, эффективная очистка воздуха, поступающего по впускному трубопроводу, тонкая фильтрация топлива обеспечивают износостойкость деталей и узлов двигателя, значительно снижают трудоемкость технического обслуживания и ремонтных работ.
Таблица №2
Двигатель: для КамАЗ-4310 для КамАЗ-43105 | Дизель КамАЗ-740 12 комплектации То же, 13 комплектации |
Тип двигателя | Четырехтактный восьмицилиндровый дизель с воспламенением от сжатия |
Марка | КамАЗ-740 |
Расположение цилиндров | V-образное с углом развала 90 град. |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | Правое |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120х120 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Степень сжатия | 17 |
Номинальная мощность, л.с. | 210 |
Максимальный крутящий момент, кгс*м | 65 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин: номинальная при макс. крутящем моменте на холостом ходу минимальная, не более максимальная, не более | 2600 50 1600-1800 600 2930 |
Количество клапанов в цилиндре | 2 (впускной и выпускной) |
Давление масла в прогретом двигателе, кгс/см : при номинальной частоте вращения при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее | 4-5,5 1 |
Форсунки | Закрытого типа |
Давление начала подъема иглы форсунки, кгс/см : бывшей в эксплуатации новой (заводской регулировки) | 180-185 195-202 |
Двигатель 645 для нового грузовика проектировали в СССР, доводили иностранцы, выпускали с браком | Авторемонт и Техника
История создания нового двигателя начинается в начале 70 годов, на бумаге. На автозаводе ЗИЛ не имели практики разработки дизельных двигателей и обратились к специалистам из Ярославля.
Первоначально рассчитывали, что новый дизельный двигатель должен был заменить бензиновый двигатель на ЗИЛ-130, старались чтобы габариты двигателей подходили. Будущий автомобиль должен был возить груз около семи тонн со скоростью 100 км/ч.
ЗИЛ-4331Во время испытаний ЗИЛ-169 и ЗИЛ-170 автозавод выпускал автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 и их модификации. Полностью разработанный автомобиль ЗИЛ-170, будущий Камаз по указанию Министерства автомобильной промышленности передали на новый строящийся автозавод.
ДВС КАМАЗ-740Новый 8 цилиндровый дизельный двигатель изготовили в быстром темпе на Ярославском Моторном Заводе, основные параметры были взяты от недоработанного 641-го двигателя. Получившийся двигатель ЯМЗ-740 или Камаз-740 имел объем двигателя 10 л. мощность двигателя 210 л. с. ЯМЗ-642 это 6 цилиндровый двигатель Камаз-740, был двигатель Камаз-741 с 10 цилиндрами.
Двигатель ЗИЛ-645 впервые был испытан в 1974 году, но в серию выйти был не готов. Рабочий объем 7,6 л, мощность в 160 л. с. и кр/м. 451 Нм. Испытания показали, что в составе автопоезда общей массой в 20 т недостаточно данной мощности. На автозаводе ЗИЛ обратились в фирму Deutz, которая поставляла двигатели на грузовики Magirus. В 1976 году создают ЗИЛ-645 с объемом двигателя до 8,74 л., мощностью 185 л. с. и кр/м в 510 Нм, было разработано четыре версии двигателей мощностью до 230 л. с.
ЗИЛ-645Двигатель ЗИЛ-645 в результате доводки иностранцами работал мягче, а его выхлоп был менее токсичен. ТНВД Motorpal с двунаправленными форсунками и высокой степенью сжатия 18,5 позволяла работать ЗИЛ-645 на чистом бензине АИ-80, авиационном керосине, смеси бензина с дизтопливом и на солярке.
Одной из слабостей двигателя ЗИЛ-645 являлся температурный режим. Зимой, при низких температурах охлаждающей жидкости тяга двигателя падала. Холодное время, запуск автомобиля ЗИЛ с двигателем 645, при нулевой температуре рекомендован с предпусковым подогревателем.
Начатое строительство моторного завода в городе Ярцево, Смоленской области для выпуска ЗИЛ-645 двигателей заработало с опозданием на 6 лет. Ярцевский завод двигателей обязали изготовлять более 200 тысяч дизельных моторов ЗИЛ-645 в год, небольшие партии ДВС выпускали на УАМЗ (Уральском автомоторном заводе).
Двигатели ЗИЛ-645, выпускаемые на моторном заводе в городе Ярцево, были с большим количеством брака. Производили на моторном заводе всего 10-20% процентов от плана. Моторный завод Ярцево относился к автозаводу ЗИЛ, но управление завода не могло справиться с браком на производстве. В нехватку двигателей автозавод ЗИЛ на автомобили устанавливал различные двигатели в том числе ЗИЛ-130, Д-240, ЯМЗ-236, Камаз-740.
Завод двигателей после 2002 года обанкротился и производственные мощности были распроданы. В 2003 году на его базе создано литейное производство. В 2020 завод становится частью Трубной металлургической компанией (ТМК).
автомобили_сссртранспортзил_645зил_133гя40_авто
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
АПА-50М (ЗиЛ-131) | Обзоры IPMS/USA
Отличный комплект! Если вы обычно моделируете в масштабе 1/72, это станет прекрасным дополнением к диораме или виньетке, включающей любые сцены середины 1950-х годов и современные сцены. Сборка проста с минимальными усилиями, хорошо красится и выглядит больше, чем часть мобильного электрического грузовика аэродрома. Вы можете приобрести несколько экземпляров….
Этот выпуск аэродромного мобильного электрогрузовика APA-50M от ICM Holding является долгожданным дополнением к их линейке автомобилей с мягкой обшивкой в масштабе 1/72. Детали не были принесены в жертву, но они были упрощены. (Например, нет полного двигателя.) Двигатель (только нижняя часть), воздушные баллоны, коробка отбора мощности, приводные валы, подвеска и оси — все это отдельные части. С чего начинается сборка.
В дополнение к вышеупомянутым частям есть некоторые в масштабе, выхлопные трубы. Будьте осторожны при снятии этих деталей с литника, так как они немного хрупкие. Шесть шин поставляются в виде отлитых под давлением деталей с отдельными внешними ступицами колес. Эта функция значительно улучшит ваш опыт рисования с этим набором.
Продолжается строительство трех других узлов: внутренней части кабины, самой кабины и вспомогательной электрической силовой установки. Интерьер кабины состоит из отдельных частей приборной панели, рулевого колеса и нескольких рычагов переключения передач. Приборы (спидометр и т. д.) изображаются деколью. К сожалению, этот шаг не упоминается в инструкции по сборке. Еще одна веская причина ознакомиться с инструкцией ДО того, как вы начнете…
Внешняя часть кабины имеет дополнительные детали для наружных зеркал, огнетушителя и защиты передних фар. На внешней кабине есть небольшой засвет (в основном на гриле), но его быстро убрали канцелярским ножом. В комплект входят прозрачные детали для рассеивателей фар и всех окон кабины. Все это можно добавить после сборки и покраски. Ага!
Блок питания состоит из пола, торцевых крышек, боковых панелей с пятью частями, которые составляют верхнюю часть блока. Предусмотрены захватные стержни в масштабе, поэтому при снятии их с пластикового литника потребуются определенные меры предосторожности. После того, как каждая подсборка закончена, они прикрепляются к шасси вместе с некоторыми деталями для переднего защитного бампера. Если вы хотите, чтобы ваш APA-50M был окрашен в военные цвета, может быть целесообразно покрасить передний бампер перед сборкой. ICM предоставляет предупреждающие/защитные полоски в качестве наклеек, но деталь (деталь № A3) необходимо заранее покрасить в желтый цвет.
Что касается этих маркировок, то они минимальны: для двух военных машин предусмотрены только регистрационные номера, хотя есть некоторые наклейки для задних фонарей автомобилей. Настоящий плюс! ICM Holding обычно включает в себя тонкие наклейки, которые, если вы не будете осторожны, «загнутся» на вас. Но на модель идут прекрасно. У ICM есть маркировка гражданской версии этого автомобиля темно-желтого цвета под белым. Наклейки для этой версии представляют собой предупреждающие таблички, регистрационные номера и то, что выглядит как эмблема подразделения. Другие варианты маркировки (не включены) могут быть доступны в Интернете.
Этот комплект является дополнением к предыдущему выпуску (комплект #72811 [https://icm.com.ua/technique/zil-131/] от ICM Holding. Таким образом, вы получаете несколько дополнительных деталей (топливные баки и т.д. ) включены в коробку, которую лучше положить в коробку с запасными частями. На рынке нет автомобилей с мягкой обшивкой в таком масштабе (1/72), и приятно видеть, что ICM Holding продолжает «заполнять пустоту»9.0003
Благодарю ICM Holding и IPMS/USA за копию для обзора.
Поддержите местный магазин товаров для хобби.
Интерьер кабины
Гражданские маркировки
Военный вариант 1
Военный вариант 2
Вид спереди
Задний вид
Правая сторона
Права
Недонсед
. Предыдущий Следующий
Не смотря на Ошкоша. «Калам-1»: новейший армейский грузовик ЗИЛ
ЗИЛ-4334А1, разработанный в рамках ОКР «Калам-1». Источник: 5koleso.ru
ЗИЛ-131: выход на пенсию
В 1977 году на ЗИЛе были сделаны первые попытки замены 131-го грузовика. Военные потребовали оснастить новый дизельным двигателем ЗИЛ-645, поднять грузоподъемность до 4 тонн, а также заменить кабину на способную противостоять ОМП конструкцию. Кроме того, в армии планировалось и дальше локально бронировать кабину нового грузовика, поэтому ни о каких панорамных гнутых стеклах речи быть не могло. Первые прототипы, созданные в 1977 году, в бортовом варианте назывались ЗИЛ-132 (в некоторых источниках — ЗИЛ-136). Здесь главное не спутать эту машину с трехосным плавающим вездеходом ЗИЛ-132 Специального конструкторского бюро ЗИЛ.
Кабина новой машины имела угловатую форму, она стала прообразом для машин следующего поколения. Сам индекс 4334 для бортового автомобиля появился в 1981 году, однако кабина опытного грузовика почему-то вернулась от ЗИЛ-131. Этот гибрид получил усиленную раму, наконец, дизельный V-образный восьмицилиндровый 185-сильный двигатель, автоматический переключатель вентилятора, автоматический предпусковой подогреватель, бустерную муфту, лебедку с волновым редуктором и новые радиальные шины. Эта машина осталась в разряде экспериментальных.
ЗИЛ-132. 1977. Первая попытка замены ЗИЛ-131. Источник: en.wheelsage.org
8 лет спустя, в 1989 году, появляется третий вариант кабины в автомобиле с длинным названием ЗИЛ-433410. В этой версии кабина частично унифицирована с гражданской от ЗИЛ-4331, который выпускался небольшими партиями с 1986 года. Новый грузовик мог брать на борт 3,75 тонны полезной нагрузки и оснащался многотопливным дизельным 170-сильным двигателем. Лобовое стекло теперь было разделено на две плоские части, что позволило в том числе установить бронестекло.
В 1994 году передок окончательно унифицируют с гражданскими грузовиками и в очередной раз обновляют грузовик под названием ЗИЛ-433420. Танковый ремонт в исполнении этих машин ушел на экспорт вместе с заказанными вооруженными силами Индии танками Т-90. Для инозаказчиков москвичи разработали гибрид – ЗИЛ-131Д со 145-сильным дизелем 145Т «Пфайзер» от «Перкинс». ЗИЛ-433420 стал лучшим воплощением концепции 131-й машины в паре с дизелем, что обеспечило грузовику запас хода в 1300 километров.
Мог бы выглядеть преемник ЗИЛ-131. Источник: gruzovikpress.ru
Армейский ЗИЛ-4343. Отличия от предыдущего ЗМЛ-131 только в кабине и моторе. Источник: en.wheelsage.org
ЗИЛ-433420. Источник: gruzovikpress.ru
ЗИЛ-433420. Источник: militaryarms.ru
ЗИЛ-433420 на полигоне №1 Музея Рязанского военного автомобильного института (РВИ). Источник: denisovets.ru
Еще один представитель разнообразного семейства Беловских — ЗИЛ-433410 с измененным оперением кабины. Обратите внимание на лобовое стекло — эта конструкция внедряется позже на машинах «Калам-1». Открытая площадка №1 Музея Рязанского военного автомобильного института (РВИ). Источник: denisovets.ru
Описывая военную историю ЗИЛа 90-х годов, нельзя не упомянуть еще об одной машине, собранной из агрегатов разных моделей. Это двухосный ЗИЛ-432730 грузоподъемностью от 2,3 до 2,4 т, который был запущен в серийное производство в 1996. Автомобиль был собран из агрегатов трансмиссии, колес и ЗИЛ-131, Минский дизель (опять же с длинным названием) Д-245.9 Е2 ММЗ, кабина 4334 и хвост от «Быка». В начале 2000-х годов, когда армия стала ощущать нехватку десантных машин для ВДВ, на Московском автомобильном заводе решили протолкнуть свой гибрид в рамках гособоронзаказа. Но требования Авиалесоохраны к технике немного жестче, чем к обычным армейским грузовикам, пришлось пройти испытания на падение. Кто они такие? Грузовик устанавливается на специальную платформу и будет подниматься на 1 метр и более, а затем опускаться на бетон. Это имитирует жесткую посадку машины с парашютной системой. После этого адского падения грузовика для ВМФ предстоит сделать тестовый заезд. Разумеется, зиловцам пришлось усилить армейский «Бык» рамой и подвеской, а также сэкономить на регулировке сброса.
ЗИЛ-43273Н, не заменил ГАЗ-66. Источник: en.wheelsage.org
Вся процедура проводилась в столичном ФГУП «Универсал» Московского проектно-производственного комплекса. Он стоил около 8 миллионов рублей. Денег у рабочих не нашлось, состоялись дроп-тесты, что поставило крест на будущем Зиле для ВДВ. Кстати, в Набережных Челнах на пробное копирование КАМАЗ-43501 появились деньги, а потом появился контракт Минобороны. Инженеры Московского автозавода после драки долго махали кулаками, утверждая, что их «Бычок» КАМАЗ лучше подходит по массогабаритным параметрам на смену ГАЗ-66. Нижнетагильский автомобиль был заметно крупнее ЗИЛа и еще больше уехал на покой «Шишиги». Результатом стала высокая парусность грузовика, что требовалось учитывать при сбросе с самолета. Возможно, эта неудача была предпоследней попыткой завода спасти оборонный заказ. ЗИЛ, который в лучшие советские времена обеспечивал до 40% колесной техники армии, шаг за шагом удалялся с российского рынка вооружений. Последней попыткой закрепиться стал научно-исследовательский проект «Калам-1», ставший во многом прорывным.
Русский Ошкош
По одной из версий, озвученных в издании «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», идея запуска ОКР «Калам-1» пришла к головному танко-автомобильному управлению под руководством впечатление от американских грузовиков Oshkosh MTVR. Эта машина пришла на смену М939, которая во многом была похожа (хотя и более тяжелая) на отечественные ЗИЛ-131 и Урал-4320. А в мае 2001 года в США появляется MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement) «замена средних тактических машин» для морской пехоты и ВМС.
Ошкош МТВР. Концепция машины, на которой сосредоточились инженеры ОКР «Калам-1». На габаритные размеры, конечно, внимания не обращал. Источник: en.wikipedia.org
Для армии США этот автомобиль был очень современным 6-цилиндровым 11,9-литровым дизелем Caterpillar C-12 (425 л.с.) с автоматической 7-ступенчатой коробкой передач Allison с электронным управлением, независимым рычагом -пружинная подвеска СО-4, ход каждого колеса от 325 до 406 мм, электронная система изменения давления в шинах, автоматическая регулировка сцепления колес, АБС, а также сварная алюминиевая кабина. На данный момент Oshkosh поставила войскам более 10 тысяч грузовиков, в том числе оснащенных местным бронированием MTVR Armor Systems. В гамме грузовиков присутствуют как относительно легкие машины 4×4, так и 8×8 грузоподъемностью 16,5 т. Oshkosh MTVR успел повоевать в Ираке, где хорошо зарекомендовал себя (очевидно, по этой причине он привлек внимание российских военных). Интересно, что грузовика подобных размеров в Большом театре не планировалось — самый легкий вариант МК23 тянул 13 тонн снаряженной массы. Для Кременчугского автозавода работы было больше, чем для ЗИЛа. Поэтому в технических требованиях к новому ЗИЛу проекта «Калам-1» сильно снижены по отношению к американскому аналогу и грузоподъемность, и габариты.
В 2004 году АМО-ЗИЛ разработал два автомобиля с длинными индексами (опять же) 4327А1 и 4334А1. Первый грузовик был двухосным грузоподъемностью 2,5 тонны и один трехосным и грузоподъемностью 4 тонны. Внешне машины «Калам-1» не отличались от армейских грузовиков предыдущих серий, разве что отдельные ветровые стекла придавали Зиле особое предназначение. Однако по техническому содержанию «Каламы» серьезно ушли от своего далекого предка ЗИЛ-131. Главным девизом разработчиков было: «Модульность и унификация!» Это видно даже по моторам. На двухосный ЗИЛ-4327А1 ставили 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-534 мощностью 173 л.с., а шестиколесный «Калам» имел еще два цилиндра по 1,1 л каждый и представлял собой 230-сильный ЯМЗ-536. Эти моторы разрабатывались в Ярославле с нуля при поддержке зарубежного конструкторского бюро AVL List, оснащались системой впрыска топлива Common Rail Bosch, интеркулером (интеркулером) и электроникой, предотвращающей превышение оборотов двигателя. Для начала XXI века эти двигатели были вполне современными не только для армейского, но и для гражданского рынка.
ЗИЛ-4334А1 «Калам-1». Обратите внимание на узлы передней независимой подвески. Источник: en.wheelsage.org
Конечно, ни о какой автоматической коробке передач автомобилям семейства «Калам-1» и мечтать не приходилось, в России не умели делать такие агрегаты для такой техники. Как, впрочем, и сейчас не в состоянии. На ЗИЛ-4327А1 москвичи установили механическую 5-ступенчатую коробку передач СААЗ-136А2, а старший товарищ получил коробку передач собственной разработки ЗИЛ-4334К2 с 6 ступенями. При этом оба потенциальных агрегата могли «переварить» больший крутящий момент, чем давали ярославские двигатели. Это послужило заделом для дальнейшей модернизации грузовиков.
Важным отличием от старой конструкции ЗИЛ-131 был постоянный полный привод, от капризной системы подключения переднего моста решили отказаться. Общая схема силового агрегата осталась прежней с одним мостом в версии 6х6, но дополнительно появились межколесный задний мост и дифференциалы. Колея увеличена с 1820 мм (предшественники ЗИЛ-4334) до 2030 мм, что позволило перейти на следующую колею по дороге с более тяжелыми автомобилями «Урал» и КАМАЗ.
ЗИЛ-4334А1 «Калам-1». Источник: gruzovikpress.ru
Одним из главных достоинств «Каламов» была полностью независимая подвеска всех колес. Это, во-первых, серьезно улучшило плавность и непрерывность, а, во-вторых, позволило реализовать принцип модульности. Теперь относительно безболезненно можно было «прикатить» грузовик к другому ведущему мосту. На автомобилях ЗИЛ-131, напомним, была задняя балка подвески. Следует отметить, что инженеры ЗИЛа к конструкции подвески подошли нетривиально, установив в качестве упругого элемента составной торсион. Это был стержень в трубе, изготовленный из высоколегированной стали. Получился относительно компактным, надежным и прочным. Кстати, внешне грузовики «Калам-1» с пустым кузовом можно отличить по фотографиям и даже по небольшой «косолапости» задних колес, вызванной конструктивными особенностями независимой подвески.