Даже в отношении только силового агрегата, а конкретно моторов, у разных моделей автомобилей ЗИЛ технические характеристики могут быть самыми разными. Не просто в отношении мощностных показателей, расхода топлива и масла, но по самой конструкции, типу и взаимодействия агрегатами. А все потому, что эти автомобили за историю производства не оснащались разве только электродвигателями и моторами на атомной энергии.
Так АМО и ЗИС (старые названия), а также начальные линейки уже собственно ЗИЛ оснащались карбюраторными двигателями и только в конце 1970-х начались серьезные эксперименты с дизельными моторами. Первым дизельным ЗИЛом могла стать 170-я модель, но по ряду причин его производство было решено устроить на КамАЗе (КамАЗ-5320). Так что по настоящему ЗИЛ дизель получил лишь на моделях 133 и 169, к чести завода стоит отметить, что это была собственная разработка. Дизеля были в качестве одного из возможных вариантов – карбюраторные моторы ставились и на эти опытные модификации, и на их приемников.
С начала 90-х остро стал вопрос экономической целесообразности, и на ЗИЛах стали появляться «тракторные» дизеля ММЗ. Мало того, изначально карбюраторные модели, например, тот же 130-й стали переоборудовать под ДТ, и даже под газ. И, естественно, ЗИЛ технические характеристики свои снова поменял. Но это мы вспомнили только двигатель, если же перечислить только самые заметные нововведения в истории завода (часто по настоящему уникальные), то и тогда получится немалый список «причин» для изменения теххарактеристик.
Именно ЗИЛ первым в союзе освоил гидравлический привод тормоза, 12-вольтовое электрооборудование, восьмицилиндровый двигатель, гипоидную передачу, четырехкамерный карбюратор и дисковые тормоза. Плюс были и мелочи типа первого радиоприемника в советской машине, сервопривод стеклоподъемников, кондиционер и так далее.
ЗИЛ 5301
Масса перевозимого груза, кг 3000
Допустимая полная масса автомобиля, кг 6950
Максимально допустимые нагрузки, кг:
на передние колеса 2350
на задние колеса 4900
Внутренние размеры платформы:
длина, мм 3750
ширина, мм 2215
высота, мм 490
Максимальная скорость, км/ч:
Радиус поворота, м 7,0
Контрольный расход топлива при V=60 км/ч (л/100 км) 12,0
Время разгона до V=60 км/ч (сек): 30
Двигатель Д-245. 12 ММЗ
ЗИЛ 494560
Автомобиль выпускался Московским автомобильным заводом имени Лихачева в 90-х годах.
— на задний мост 8200 Максимальная скорость, км/ч 90
Радиус поворота, м 6,9
Контрольный расход топлива при V=60 км/ч (л/100 км) 25,8
Двигатель ЗИЛ-508.10
ЗИЛ 442160
Масса снаряженного тягача, кг 4100
Нагрузка на седло, кгс 6400
Полная масса буксируемого п/прицепа, кг 14400
Полная масса автопоезда, кг 18725
Нагрузка на дорогу через шины, кг:
— передних колес 2530
— задних колес 8105
Максимальная скорость автопоезда, км/ч 80
Радиус поворота, м 6,0
Контрольный расход топлива автопоезда при V=60 км/ч (л/100 км) 33
Двигатель ЗИЛ-508. 10
ЗИЛ 433360
Полная масса автомобиля, кг 11000
Масса перевозимого груза, кг 6800
Полная масса автопоезда, кг 19000
Нагрузка на дорогу через шины, кг:
— передних колес 3000
— задних колес 8000
Внутренние размеры платформы, мм:
— длина 3752
— ширина 2326
— высота 575
Максимальная скорость, км/ч: 90
Радиус поворота, м: 6,9
Контрольный расход топлива при V=60 км/ч (л/100 км) 25,8
Время разгона до V=60 км/ч (сек) 37
Двигатель ЗИЛ-508.10
ЗИЛ 431410 (130)
Грузоподъемность, кг 6000
Снаряженная масса, кг 4175
В том числе:
на переднюю ось 2005
на заднюю ось 2170
Полная масса, кг 10400
В том числе:
на переднюю ось 2510
на заднюю ось 7890
Полная масса прицепа, кг 80001
Макс. скорость автомобиля, км/ч 90
То же, автопоезда 80
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с 37
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, % 31
То же, автопоездом 16
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м 750
Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч, м 25
То же, автопоезда 26,5
Контрольный расход топлива, л/ 100 км, автомобиля:
при 60 км/ч 25,8
при 80 км/ч 32,2
То же, автопоезда:
при 60 км/ч 33
при 80 км/ч 43
Радиус поворота, м:
по внешнему колесу 8,3
габаритный 8,9
ЗИЛ 131
Грузоподъемность:
по всем видам дорог и местности 3750 кг.
по дорогам с асфальтобетонным покрытием (без прицепа) 5000 кг.
Снаряж. масса (без лебедки) 6135 кг.
В том числе:
на переднюю ось 2750 кг.
на тележку 3385 кг.
Полная масса 10185 кг.
В том числе:
на переднюю ось 3060 кг.
на тележку 7125 кг.
Допустимая полная масса прицепа при массе груза автомобиля 3750 кг:
по всем видам дорог и местности 4150 кг.
по дорогам с асфальтобетонным покрытием 6500 кг.
Приведенные ниже показатели даны для автомобиля полной массой 10185 кг и автопоезда с прицепом полной массой 4150 кг.
Макс, скорость автомобиля 85 км/ч.
То же, автопоезда 75 км/ч.
Время разгона автомобиля до 60 км/ч 50 с.
То же, автопоезда 80 с.
Выбег автомобиля с 50 км/ч 450 м.
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем 60 %
То же, автопоездом 36 %
Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч 25 м.
То же, автопоезда 25,5 м.
Контрольный расход топлива, л/100 км, при скорости 60 км/ч:
автомобиля 35,0 л.
автопоезда 46,7 л.
Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в тинах:
без подготовки 0,9 м.
с предварительной подготовкой (автомобиля ЗИЛ-13 1Н) продолжительностью не более 20 мин 1,4 м.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 10,2 м.
габаритный 10,8 м.
Технические характеристики ЗИЛ-131, габариты, грузоподъемность
Статья обновлена 13.02.2019
Среди наиболее востребованных моделей транспортных автомобилей, выпускаемых еще в советское время, особого упоминания заслуживает ЗИЛ 131-ой модели. Технические характеристики ЗИЛ 131 делают автомобиль идеальным решением для транспортировки грузов в бездорожье, что особенно актуально для российских условий.
Содержание:
Описание ЗИЛ-131
Технические характеристики автомобиля
Расход топлива
Устройство ЗИЛ-131
Обзор модификаций
Заключение
Описание ЗИЛ-131
Прежде чем изучить расход топлива ЗИЛ 131 и другие характеристики автомобиля, целесообразно более подробно ознакомиться с историей создания, особенностями модели. Подобный грузовик обладает трехосной конструкцией, отличается от большинства аналогов высоким уровнем проходимости. Благодаря надежности, неприхотливости, он повсеместно использовался Советскими вооруженными силами.
Массовый выпуск модели продолжался с 1966 года, когда она была впервые спроектирована, вплоть до 1994 года. Конструкция автомобиля основана на более ранней модели серии под номером 130, которая была доработана для большего соответствия поставленным задачам. Среди многочисленных изменений целесообразно упомянуть модифицированное базовое шасси, что позволило улучшить характеристики.
Грузовой автомобиль ЗИЛ
Существенной переработке подвергся также силовой агрегат, конструкция рамы, а также интерьер кабины водителя, за счет чего возросла грузоподъемность, мощность автомобиля, а его эксплуатация стала более комфортной. Несмотря на постоянное совершенствование данной модели, её выпуск был прекращен в 1994 году, однако благодаря длительному сроку службы и надежности военный грузовик повсеместно используется до сих пор.
Технические характеристики автомобиля
Именно технические характеристики двигателя ЗИЛ 131, а также других составных элементов его конструкции стали причиной столь большой популярности грузовика среди потребителей. Благодаря дорожному просвету, который достигает 33 см, удается без особых проблем преодолевать даже серьезные препятствия, что особенно важно при эксплуатации на дорогах низкого качества.
Среди ключевых рабочих показателей грузовика упоминания заслуживают:
габариты (ДхШхВ) — 7,04х2,5х2,97 м;
максимальная грузоподъемность — 5 тонн;
вес в полном снаряжении — 10,427 тонн;
коробка передач — механическая, пятиступенчатая;
тип двигателя — ЗИЛ-5081, оснащенный 8 цилиндрами общим рабочим объемом 5,97л;
мощность двигателя — 150 л. с.;
максимальная скорость движения — 85 км/ч;
тип охлаждения — жидкостное.
Сравнительно небольшой вес раздатки, а также вес шасси позволяют автомобилю уверенно чувствовать себя на дороге, совершать необходимые маневры в условиях небольшого свободного пространства. Лебедка, предусмотренная некоторыми модификациями, увеличивает массу машины. Вес двигателя довольно велик, что затрудняет его самостоятельный ремонт.
Расход топлива
Рассматривая технические характеристики кунга ЗИЛ 131, которые использовались для армейских мастерских, лабораторий и других видов спецтранспорта, целесообразно изучить расход топлива данной модели. Автомобиль крайне неприхотлив в эксплуатации и предполагает возможность заправки топливом с октановым числом от 76 и выше.
Его ТТХ, в частности расход топлива, напрямую зависит от типа использования — при стандартном движении или в составе специального автопоезда. В первом случае расход не превышает 35 литров на 100 км, а во втором несколько возрастает — до 47 л на 100 км. Подобные значения не позволяют назвать транспортное средство чрезмерно экономным, однако это компенсируется низкой стоимостью используемого топлива.
Схема автомобиля
Устройство ЗИЛ-131
Конструкция автомобиля крайне проста и надежна, а грамотный подбор материалов изготовления позволил снизить вес моста и других элементов. Среди ключевых составляющих данного транспортного средства целесообразно отметить следующие компоненты:
двигатель. 8-цилиндровый с карбюратором. Оснащен специальным устройством для включения холостых оборотов в принудительном режиме;
трансмиссия. МКПП с 5 передачами и 3 карданными валами;
электрооборудование — простейшая световая и звуковая система подачи сигналов и освещения;
пневмосистема — независимые задний и передний мост.
Тормозная система и рулевое управление существенно уступают по эффективности более современным аналогам, однако отличаются простотой и надежностью.
Обзор модификаций
Поскольку модель стала одним из самых популярных грузовиков данного производителя, со временем она обзавелась множеством модификаций, которые были разработаны для решения конкретных задач или повышения общих эксплуатационных характеристик.
Среди самых востребованных упоминания заслуживают:
131А — спецверсия, где электрооборудование не было экранировано, отсутствовала центральная скамейка, а также особая фара-искатель;
131В — седельная версия машины с укороченной рамой, прицепным устройством, двумя комплектами запаски;
131Д — агрегат самосвального типа;
131С, 131АС — модификации, предназначенные для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Дополнительные источники отопления, морозоустойчивые материалы;
131Х — версия для тропических широт;
131Н — модернизированная версия с улучшенным мотором и современными материалами.
Существует еще множество других специализированных модификаций, которые получили менее широкое распространение.
Заключение
Данный грузовик по праву считается легендарным, поскольку его конструкция и технические характеристики позволяют его использовать спустя много лет после выпуска. Обилие модификаций, умеренный расход топлива и неприхотливость в обслуживании позволяет подобрать вариант для решения конкретных задач.
Читайте еще:
Armorama :: Revell of Germany 1:35 Zil 131 Review
REVELL OF GERMANY
[ ]
[ WEBSITE ]
[ NEW STORIES ]
Обзор в коробке
Автор: Даррен Бейкер [ CMOT ]
Введение
Ниже приводится введение, предоставленное Revell из Германии ; ЗиЛ-131 является базовой технической моделью и известен своей надежностью и прекрасными внедорожными качествами. ЗиЛ-131 широко использовался как в советских вооруженных силах, так и в странах бывшего Восточного блока. Это полноприводный грузовик грузоподъемностью 5 тонн, который в базовой комплектации может перевозить на своем грузовом полу как войска, так и военное снаряжение. Предполагается, что было построено около 1 млн таких грузовиков. Национальная народная армия ГДР также использовала многочисленные ЗиЛ-131.
Этот Зил-131, выпущенный Revell of Germany , представляет собой предложение ICM, перепакованное всего 2 или 3 месяца назад, но для него предусмотрены альтернативные варианты отделки. Я быстро проверил сравнение цен в Великобритании и обнаружил, что цены на оба комплекта сопоставимы. Итак, прочитав обзор ниже, ваш выбор действительно зависит от вариантов отделки.
Содержимое
Этот выпуск из Revell of Germany упакован в одну из открытых коробок из картона. Литники упакованы в повторно закрывающийся пластиковый пакет, я не большой поклонник этого, так как все литники в одном пакете могут привести к деформации, повреждению некоторых частей или тому и другому вместе. Содержимое состоит из;
6 tan sprues
1 clear sprue
2 sprues of vinyl rubber tyres
A decal sheet
An instruction booklet
Review
First Impressions Мои первые мысли об этом предложении от Revell of Germany заключаются в том, что они хорошо поработали над внешней упаковкой. Коробка очень жесткая и поэтому должна защищать содержимое от разумного обращения. Осмотр литников в этом образце выявил только постоянно присутствующие следы штифтов эжектора и обычные линии потока/охлаждения на молдингах. Я рад сообщить, что следы выбрасывателя становятся намного меньше и менее заметными, что наводит меня на мысль, что Revell of Germany решает эту проблему для улучшения моделиста. Линии потока/охлаждения очень распространены, но моя проверка не вызвала никаких опасений, поскольку они, похоже, не испортили детали поверхности. Единственное, что следует отметить, это то, что 3 части модели оторвались от своих литников, но эти части были в пакете и, похоже, не были повреждены в процессе.
Шасси Как обычно для Revell of Germany шасси представляет собой многокомпонентное предложение, которое позволило передать больше деталей, чем простое литье. У этого подхода есть проблема, заключающаяся в том, что модельер должен позаботиться о том, чтобы шасси было собрано под прямым углом, поскольку это позволит избежать проблем на более поздних этапах строительства. Что я заметил, так это то, что Revell of Germany , похоже, изменили стиль своих инструкций, больше используя этапы сборки вокруг основной сборки, это, на мой взгляд, значительно затрудняет пропустить или забыть деталь во время сборки. . Я понятия не имею, как шасси на Зил-131 выглядит вживую, но, судя по прошлому опыту, это та область, где Revell of Germany превосходен и должен привести к приятной области модели.
Двигатель и коробка передач Двигатель и коробка передач — это еще одна область, где Revell of Germany обычно очень хорошо справляются со своей задачей, и я рад сообщить, что эта модель не является исключением из правил. Есть очень хорошие детали во всех областях двигателя и коробки передач, с некоторыми очень тонкими деталями, несмотря на то, что они пластиковые, а не более обычные предложения фототравление, которые обычно видят моделисты. Радиатор представляет собой толстую цельную деталь с деталями на обеих сторонах и Revell из Германии удалось избежать проблемы утяжек, которые обычно сопровождают толстые молдинги. Они также проделали очень хорошую работу над лопастями вентилятора, которые достаточно тонкие и с хорошей детализацией. Единственная жалоба, которую я могу выразить в этой области модели, заключается в том, что конец выхлопной трубы должен быть выдолблен, и в качестве руководства для этого было бы полезно выемка.
Подвеска и оси Узлы задней подвески выглядят очень хорошо в деталях и соответствуют доступным ссылкам в Интернете. Конструкция их довольно проста, но Revell из Германии добавили здесь несколько приятных штрихов, что должно привести к приятному завершению. Передний мост также имеет хорошую детализацию, несмотря на его простой дизайн в модели, но, к сожалению, у вас нет возможности изобразить передние колеса в какой-либо другой ориентации, кроме как прямо вперед, я также не думаю, что было бы легко изменить этот аспект. .
Шины Шины, поставляемые с моделью, изготовлены из винилового каучука, что, я знаю, понравится не всем. С положительной стороны, протектор с рисунком «елочка» выглядит точно воспроизведенным, и независимо от вашего мнения о материале, из которого они сделаны, они выглядят очень хорошо, а формовочный шов — единственный, с которым нужно бороться. Ступицы по большей части хороши со всеми деталями, присутствующими на внешнем кольце, но на внутреннем кольце, похоже, отсутствует много деталей болтов, или, по крайней мере, я не могу разглядеть их глазами. Запасное колесо очень хорошее, мне нравится тот факт, что все отверстия под болты открыты и готовы к небольшой сборке.
Кабина Интерьер кабины, как и следовало ожидать от военного грузовика из России того периода, довольно прост. Начиная с консоли, Revell из Германии предоставил почти все детали, присутствующие в реальном автомобиле, но некоторые детали немного размыты. Циферблаты присутствуют и снабжены наклейками, они точны в отношении расположения, но не полностью соответствуют деталям в отношении того, что находится на каждом циферблате. В кабине есть три алюминиевых пластины, одна на перчаточном ящике в центре приборной панели, а две другие в верхней части приборной панели перед пассажиром и водителем не поставляются. Отсутствие этих подробностей, скорее всего, побудит Арчера или кого-то еще выпустить набор в ближайшем будущем. Кнопки под приборной панелью — еще одна область, где некоторые царапины приподнимут детали. Все ножные педали присутствуют и выглядят приемлемой формы и размера, однако педаль сцепления не установлена на полу на реальном автомобиле, и поэтому, опять же, некоторые могут захотеть немного поработать, чтобы исправить это. Сиденья выглядят по-новому, поэтому они будут выглядеть более реалистично с некоторыми искажениями, чтобы показать износ, я не могу проверить точность расположения сидений в этой модели. Внешний вид кабины в большинстве случаев точно соответствует реальному автомобилю. Должен сказать, я был рад видеть Revell из Германии добавили выпуклую деталь логотипа компании на передней части капота. Также присутствуют прозрачные линзы для различных огней, а Revell of Germany хорошо поработал над боковыми зеркалами.
Платформа грузовика Деревянная палуба грузовика, похоже, воспроизведена точно. Детали текстуры дерева присутствуют, но они не совсем точны, так как их не видно под краской, как показано на эталонной фотографии, которую я рассматривал. Тем не менее, я бы предпочел отлить его, а затем удалить, если пожелаю, чем добавлять детали самостоятельно. Обручи для поддержки брезентовой крыши (не поставляются) показаны в положении хранения. Обручи отлиты из трех частей, сверху и с двух сторон, на внутренней стороне нет деталей, и это одна из областей этой модели, которая мне не нравится, поэтому я бы посмотрел на замену их подходящей пластиковой ложей в один непрерывный цикл для каждого контура или, по крайней мере, добавить некоторые внутренние детали и заполнить отметки выталкивающего штифта, которые также присутствуют.
Стекло Ветровое стекло представляет собой очень хорошо отлитую деталь, оно выглядит хорошо детализированным и похвально тонким, в результате чего ветровое стекло не увеличивает то, что находится за ним. Это еще одна область, которой я очень доволен.
Таблички Здесь вы решаете, подходит ли вам модель Revell of Germany по сравнению с моделью, предлагаемой ICM. Варианты отделки в этом выпуске: NVA — Армия Восточной Германии 1980 GSTD/GSSD Советская Армия Восточная Германия 1980 Российская Армия 2000 Советская Армия Афганистан 1980 Эти варианты указывают на автомобили одного цвета и замаскированные.
Заключение
Это очень хорошая модель от Revell of Germany с хорошей детализацией и хорошими функциями. Двигатель, коробка передач и шасси особенно понравились мне, но вся модель в целом выглядит хорошо, требуя ограниченных навыков моделирования и никаких проблем, которые могли бы заманить в ловушку неосторожных. Еще один плюс на Revell of Germany заключается в том, что там продукты обычно очень хорошо оценены, по крайней мере, в Европе. Стоит поискать.
Справочник б/у
Prime Portal Zil-131 Walkaround Живые ссылки
Наборы моделей Revell можно приобрести во всех хороших магазинах игрушек и моделей. Для получения подробной информации посетите www.revell.de/en, @RevellGermany или facebook.com/Revell
ОБЗОР
Максимумы: Моделью в целом доволен.
Минусы: Есть несколько проблем, но для их устранения не потребуется ничего, кроме базовых навыков моделирования. Вердикт: Стоит взять домой и прокрасться мимо жены.
Scale:
1:35
Mfg. ID:
03245
Suggested Retail:
22.99
PUBLISHED:
Mar 09, 2015
NATIONALITY:
Russia
NETWORK-WIDE AVERAGE RATINGS
THIS REVIEWER:
87,04%
Maker/Publisher:
83,55%
. Обсуждение этого обзора
Обсуждение
0046
Спасибо компании Revell из Германии! Этот предмет был предоставлен ими для обзора на этом сайте KitMaker Network. Если вы хотите, чтобы ваш комплект, книга или продукт были рассмотрены, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Посмотреть домашнюю страницу поставщика | Больше отзывов
О Даррене Бейкере (CMOT) ИЗ: АНГЛИЯ — ЮГО-ЗАПАД, СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
к тому моменту, когда я сейчас создаю преимущественно комплекты брони из всех стран и периодов времени. Живя посреди равнины Солсбери с 70-х годов, у меня было много возможностей…
ПОДРОБНЕЕ
Copyright 2021 text by Darren Baker [ CMOT ]. Все права защищены.
ADVERTISEMENT
Photos
Helpful Tip
Click image to enlarge
РЕКЛАМА
Масштаб 1:43 Старт Модели ЗИЛ 131 Кунг
Модель изготовлена компанией Start Scale Models в масштабе 1:43. В этой модели ничего не открывается. На последних фотографиях настоящий грузовик ЗИЛ 131 Кунг, выставленный в Музее полиции в Праге, Чешская Республика.
Вот некоторая информация о реальном грузовике из моего предыдущего поста на этом форуме.
История знаменитого армейского полноприводного грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-131, созданного полностью советскими инженерами с некоторым учетом американских унифицированных машин М34, тесно переплелась с разработкой практически всех других автомобилей третьего поколения Московский автомобильный завод.
Трехосный капотированный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колесами стал первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 т при эксплуатации на местности, который при работе по дорогам с твердым покрытием доставлял армейские грузы массой до пять тонн. Выпускавшийся 34 года, ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и основной базой для обширного семейства специальных военных автомобилей.
Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966) Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но затем потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения стал перспективный силовой агрегат V8, а потому трехтонный первенец ЗИЛ-131А получил 135-сильный двигатель V6 и агрегаты от ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130. Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с наименованием ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем мощностью 125 л.с. В 1959 на испытания вышел третий ЗИЛ-131 с пробным двигателем V8 мощностью 148 л.с., который стал реальной базой будущего серийного автомобиля.
Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.) Автомобиль был оснащен совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л.с., экранированным электрооборудованием, передним приводом с шаровыми опорами, гидроусилителем руля, регулировкой давления в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным ветровым стеклом. На часть машин впереди монтировалась пятитонная лебедка.
В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние особенности оставались практически неизменными. В апреле 1974 года всей семье был присвоен почетный государственный Знак качества.
Развитием базовой модели стал седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки полуприцепов полной массой до 12 т по шоссе и 7,5 т по шоссе. земля.
В конце 70-х годов единственной и безуспешной попыткой перехода на новую военную машину стали опытные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 мощностью 170 сил, удлиненным капотом и разными вариантами передней облицовки .
В 1986 году с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н грузоподъемностью 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным двигателем. Внешне отличался цельными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства пользовались достаточно высоким спросом в СССР и поступали в армии социалистических и ближнего зарубежья.
Обновленный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с повышенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебедкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов развивал скорость 75 км/ч.
Выпуск на Московском автомобильном заводе всех модификаций 131-го ЗИЛа завершен в 1990 году.
Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131 В Советских Вооруженных Силах и в армиях зарубежных стран ЗИЛ-131 грузовики использовались для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра. В армии грузовики дооборудовали затемняющими фарами, стойками для личного оружия, приборами ночного видения, ящиками для военных карт, а в ряде стран на них монтировали ферменные рамы для показательного показа ракетного вооружения.
Военизированные седельные тягачи серии 131Б обычно работали в паре со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Минобороны, и перевозили крупногабаритные грузы, участки мостовых переходов и мостостроительную технику.
Типовые кузова-фургоны
Изначально на ЗИЛ-131 устанавливались стандартные армейские кузова КУНГ-1М в нескольких модификациях. В конце 60-х годов, когда началась унификация военных фургонов, специально для него было налажено производство герметичных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скатами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования, в них могли длительное время находиться члены экипажа, выполняющие свои обязанности в условиях экстремальных температур, повышенной влажности и в условиях радиоактивного заражения. Радиотехнические средства связи и управления Основная масса новых легких, прочных и безопасных кузовов, созданных на базе экранированного шасси ЗИЛ-131, была использована для размещения многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и боевого управления, общее количество из которых достигло нескольких сотен версий.
Приоритет в этом направлении постепенно перешел к автономным радиорелейным станциям, создававшим последовательные участки армейских линий связи протяженностью до 300 километров. Они были снабжены различными типами антенн высотой до 20 метров, комплектами кабельных барабанов и собственными бензоэлектрическими установками.
Период 1960-1970-х годов считается периодом расцвета советских мобильных радиолокационных комплексов различной мощности и назначения. Их основой считалась аэродромная РЛС РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданная для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленная на ЗИЛ-131. Он также использовался для управления движением самолетов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеоусловиях.
В середине 70-х годов развитием предыдущей системы П-15М стала двухкоординатная радиолокационная станция П-19 «Дунай» на двух грузовиках ЗИЛ-131 с аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и блоками питания. Его назначением была разведка и обнаружение воздушных целей на разных высотах и дальностях до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на пункты управления или зенитные комплексы.
На станции дальнего наблюдения 1Л117 на удалении до 350 км использовались два автомобиля ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых размещалось оборудование приемопередающей станции и кабины для первичной и вторичной обработки полученная информация была смонтирована.
В 1970-1980-е годы в состав автономной РЛС кругового обзора П-37 «Меч», служившей для обнаружения воздушных объектов и обеспечения управления воздушным движением, входила машина на шасси ЗИЛ-131 с аппаратурой управления режимом работы локатор в кузове КУНГ-1М и двухосные прицепы с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, точность определения координат — 500 метров. Менее обширным, чем на ГАЗ-66, был комплект военной техники на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В его состав входили телеграфные пункты управления и машины для герметизации коммуникаций ракетных комплексов в семи модификациях.
Мобильная станция ПУ-1 на двух автомобилях со штатными фургонами использовалась для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72.