Зеленая экономика: Что такое зеленая экономика – развитие зеленой экономики в России

«Зеленая» экономика

«Зеленой» принято называть устойчивую и гибкую экономику, которая создает более благоприятные условия для жизни людей, не нанося при этом значительного ущерба окружающей среде. По сути, зеленая экономика подразумевает рост производства при снижении энергозатрат, повышение качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы. В таком подходе нет противоречия, учитывая, что бесконечное увеличение потребляемых природных ресурсов невозможно, а разделение ресурсов на истощимые и неистощимые при детальном изучении вопроса оказывается весьма условным.

Оценка экосистемных услуг

Понятие экосистемных услуг тесно связано с понятием природного капитала, под которым подразумевается вся совокупность живых организмов и ресурсов биосферы. Оценка экосистемных услуг дает четкое представление о реальной стоимости объектов флоры и фауны как элементов природного капитала в противовес рыночной цене на отдельные природные ресурсы. Эти ресурсы рассматриваются в комплексе, с учетом тех функций, которые они выполняют в природе, и тех затрат, которые пришлось бы понести человеку для компенсации негативного эффекта, если бы этих ресурсов не существовало. Например, леса, с точки зрения их рыночной стоимости, имеют ценность лишь в качестве древесины и ее производных. В то же время в природе лес выполняет огромное количество функций: деревья производят кислород, защищают почву от эрозии, являются домом для многих живых существ, и это далеко не полный список.

Дать оценку реальной стоимости природы пытается экономика экосистем и биоразнообразия (The economics of ecosystems and biodiversity — TEEB). TEEB — это относительно новый подход, который уже успел стать основополагающим почти в 30 странах мира. В его основе:

  • учет ценности природы;
  • оценка реальной стоимости благ, которые природа производит;
  • внедрение механизмов, учитывающих эту стоимость при принятии управленческих решений.

Камчатка станет первым регионом России, где прогрессивный подход к оценке стоимости природного капитала будет применен на практике.

Развитие горнорудной отрасли

По прогнозам российского правительства, добыча золота, серебра и платины на Камчатке к 2025 году может достигнуть 20–25 т. По заявлениям представителей администрации Камчатского края, горнодобывающая отрасль — значимый сектор экономики региона, и его развитие неизбежно. В то же время увеличение объемов производства в горнорудной отрасли создает серьезные угрозы благополучию лососевых популяций в регионе.

Эксперты WWF сходятся во мнении, что дальнейшее развитие Камчатки тесно связано с природными богатствами полуострова. Следует понимать, что добыча полезных ископаемых может быть выгодна лишь в краткосрочной перспективе и ограничена, по самым оптимистичным подсчетам, несколькими десятилетиями, в то время как лососевые экосистемы были и остаются основным источником существования многих видов живых существ, в том числе и человека, на протяжении сотен тысяч лет. Поэтому добыча полезных ископаемых должна осуществляться на основе экологически и социально ответственных подходов — не только соотносится с требованиями правового регулирования, но и опережать их. Внедрение активной стратегии управления позволяет заранее оценивать возможные риски и предпринимать необходимые меры для их уменьшения, что ведет к обоюдной выгоде горнодобывающих компаний и окружающей среды.

Развитие энергетики Камчатки

При большом энергетическом потенциале Камчатки существующая энергосистема региона характеризуется высокой стоимостью энергоресурсов, серьезными негативными последствиями для окружающей среды от принятых неверных стратегических решений, а также низким уровнем энергоэффективности. Все это дополнительно усугубляется оторванностью от федеральных сетей и рынков и суровыми климатическими и природными условиями.

Планы правительства Камчатского края по становлению полуострова как одной из территорий опережающего социально-экономического развития требуют модернизации энергетической системы для удовлетворения потенциального спроса. Среди проектов по обеспечению энергобезопасности и устойчивого экономического развития региона краевые власти рассматривают и такие, которые могут оказать существенное негативное воздействие на окружающую среду Камчатки, например, нефтегазовое освоение шельфов Охотского и Берингова морей и строительство крупных гидроэлектростанций.

Цель нового проекта Всемирного фонда дикой природы — анализ вариантов и возможностей перехода энергетической системы Камчатки на альтернативные источники энергии в интересах местного населения и бизнеса, а также разработка наиболее оптимального сценария развития энергетики с точки зрения экологической и экономической целесообразности. Собранные данные и итоговый сценарий будут переданы лицам, принимающим решения на региональном и федеральном уровнях, финансовым институтам и инвесторам.

Нефтегазовый сектор

Вопрос разработки нефтегазовых месторождений на шельфах возле побережья Камчатки находится в подвешенном состоянии. Официально нефтегазовые компании заявляют об отсутствии планов освоения Западно-Камчатского и Западно-Беринговоморского шельфов на ближайшие годы. В то же время «Газпром» и «Роснефть» регулярно проводят разведочные бурения и сейсморазведку на своих лицензионных участках. Несмотря на то, что обнаружить перспективные месторождения углеводородов на шельфах компаниям пока не удалось, даже на этапе геологоразведочных работ можно ожидать серьезного негативного воздействия на водные биоресурсы: сейсморазведка может привести к гибели молоди рыб, нарушить миграции лососевых во время движения в реки на нерест.

Шельфовые прикамчатские районы имеют огромное значение для рыбной отрасли России. Значительную часть добываемых здесь морских биоресурсов составляют особо ценные виды рыб и беспозвоночных (минтай, лосось, сельдь, палтус, крабы и др.).

По мнению экспертов WWF, разработку невозобновляемых природных ресурсов следует отложить до того времени, когда новые технологии позволят освоить месторождения без нанесения ущерба уникальным природным богатствам полуострова и будет создана система морских охраняемых природных территорий.

Проект «Зеленая экономика»

Одной из важнейших задач народной программы «Единой России» является обеспечение лидерства нашей страны на ключевых направлениях современного технологического и индустриального развития, создание максимально благоприятных условий для деловой инициативы, стимулирование честной конкуренции на внутреннем рынке.

Необходимо защитить национальные интересы при усилении технологических трендов в мировой экономике, обусловленных перспективами энергоперехода, обеспечить внедрение наилучших экологических технологий в производственных процессах и в сфере услуг, оказать активное содействие (поддержку) российским компаниям в продвижении на глобальные рынки, сформировать и укрепить в обществе поведенческую модель, основанную на соблюдении принципов устойчивого развития.

Управленческие, регуляторные решения по модернизации промышленности, разработке и внедрению перспективных технологий во всех отраслях экономики должны приниматься, исходя из необходимости решения другой ключевой задачи народной программы Партии – достижении экологического благополучия для нынешнего и будущего поколений, существенного сокращения негативного (антропогенного) воздействия на окружающую среду.

Координатор проекта: Станкевич Юрий Аркадьевич, член Комитета Государственной Думы по энергетике

 

Цель проекта: создание системы стимулов и регуляторных условий, обеспечивающих устойчивое экономическое, социальное, экологическое развитие России, усиление роли и места страны в глобальных процессах, обусловленных вызовами истощения (ограничения доступа) ко всем видам ресурсов, необходимых для обеспечения потребностей человечества, за счет эффективного (рационального) использования природных богатств России и создаваемых на их основе материалов и продукции, сокращения воздействия на окружающую среду, в том числе выбросов в атмосферу, отходов производства и потребления.   

 

Задачи проекта:

  • Дальнейшее повышение энергетической и экологической эффективности экономики России, обеспечение рационального использования всех видов ресурсов, основанного на масштабном внедрении наилучших доступных технологий, в том числе в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.
  • Всестороннее стимулирование (налоговое, финансовое, административное, др.) научно-технологической, опытно-конструкторской, производственной деятельности отраслей экономики, предприятий, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, по направлениям импортозамещения для обеспечения энергетической и экологической безопасности страны.
  • Содействие появлению и развитию новых отраслей промышленности, созданию высокопроизводительных рабочих мест, повышению инвестиционной активности российских предприятий, росту объемов российского экспорта и увеличению его доли в мировом валовом внутреннем продукте.
  • Увеличение поглощающей способности управляемых экосистем.
     
  • Разработка и освоение технологий улавливания, переработки, использования и (или) захоронения углекислого газа, выбросы которого образуются в процессах промышленного и энергетического производства, расширение стимулирующих мер со стороны государства и институтов развития.
  • Увеличение доли повторного использования в экономике материальных ресурсов, вовлечение в производство биоразлагаемых материалов, развитие технологий утилизации отходов производства и потребления.
  • Развитие системы публичной нефинансовой отчетности промышленных предприятий в качестве эффективного механизма обеспечения информационной открытости.
  • Адаптация участников финансового рынка к новым видам рисков при переходе к экономике устойчивого развития, в том числе к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов.

5 принципов зеленой экономики

В ближайшие десятилетия человечество столкнется с серьезными вызовами: изменение климата, утрата биоразнообразия, растущее неравенство и многое другое.

Эти системные глобальные кризисы нельзя решать изолированно, потому что все они взаимосвязаны. Но наши экономические системы недостаточно приспособлены для обеспечения хорошего баланса экологических и социальных целей

Экономика, по сути, представляет собой набор правил и норм, которые вознаграждают одни виды поведения и наказывают другие. В своем нынешнем виде наши экономики стимулируют чрезмерное потребление, разрушают общественные связи и уничтожают природные богатства. Но это не является неизбежным или неизбежным; это просто то, как наши экономики эволюционировали, чтобы работать. Для решения этих проблем требуется новое экономическое видение.

Видение: справедливое, зеленое экономическое будущее

Наше видение зеленой экономики обеспечивает процветание для всех в экологических пределах планеты. Он следует пяти ключевым принципам, каждый из которых опирается на важные прецеденты в международной политике и которые вместе могут направлять экономическую реформу в различных контекстах.


1. Принцип благополучия

Зеленая экономика позволяет всем людям создавать и наслаждаться процветанием .

  • Зеленая экономика ориентирована на человека . Его цель – создать подлинное общее процветание.
  • Он фокусируется на росте благосостояния на поддержании благосостояния. Это богатство не просто финансовое, оно включает в себя весь спектр человеческого, социального, физического и природного капитала.
  • Приоритет отдается инвестициям и доступу к устойчивым природным системам, инфраструктуре, знаниям и образованию, необходимым для процветания всех людей.
  • Он предлагает возможностей для экологически чистой и достойной жизни, предприятий и работы s.
  • Она основана на коллективных действиях для общественных благ, но основана на индивидуальном выборе

2. Принцип справедливости

Зеленая экономика способствует справедливости внутри и между поколениями .

  • «Зеленая» всеохватывающая и недискриминационная экономика. Справедливо разделяет процесс принятия решений, выгоды и затраты; избегает захвата элиты; особенно поддерживает расширение прав и возможностей женщин .
  • Он способствует справедливому распределению возможностей и результатов , уменьшая различия между людьми, а также предоставляя достаточно места для дикой природы и дикой природы.
  • Он принимает долгосрочную перспективу экономики, создает богатство и устойчивость, которые служат интересам будущих граждан , а также принимает срочные меры для решения сегодняшней многомерной бедности и несправедливости.
  • Он основан на солидарности и социальной справедливости , укреплении доверия и социальных связей, а также поддержке прав человека, прав трудящихся, коренных народов и меньшинств и права на устойчивое развитие.
  • Он способствует расширению возможностей ММСП, социальных предприятий и обеспечению устойчивых средств к существованию.
  • Он стремится к быстрому и справедливому переходу и покрывает свои расходы, никого не оставляя без внимания, позволяя уязвимым группам быть агентами перехода и внедряя инновации в социальная защита и переквалификация.

3. Принцип планетарных границ

Зеленая экономика охраняет, восстанавливает и инвестирует в природу.

  • Инклюзивная зеленая экономика признает и поддерживает разнообразные ценности природы – функциональные ценности предоставления товаров и услуг, лежащих в основе экономики, культурных ценностей природы , лежащих в основе общества, и экологических 900 23 значения , лежащие в основе всей жизни.
  • Он признает ограниченную заменяемость природного капитала другими капиталами, используя принцип предосторожности , чтобы избежать потери критически важного природного капитала и нарушения экологических ограничений.
  • Он инвестирует в защиту, выращивание и восстановление биоразнообразия, почвы, воды, воздуха и природных систем.
  • Это инновационный в управлении природными системами, основанный на их свойствах, таких как цикличность, и согласование с местными сообществами, основанными на биоразнообразии и природных системах.

4. Принцип эффективности и достаточности

«Зеленая» экономика направлена ​​на поддержку устойчивого потребления и производства.

  • Инклюзивная зеленая экономика является низкоуглеродной, ресурсосберегающей, разнообразной и круговой. Он охватывает новые модели экономического развития, которые решают задачу по созданию процветания в пределах планетарных границ.
  • Он признает необходимость значительного глобального перехода к ограничению потребления природных ресурсов до физически устойчивого уровня , если мы хотим оставаться в планетарных границах.
  • Он признает «социальный минимум» потребления основных товаров и услуг, необходимых для обеспечения благополучия и достоинства людей, а также неприемлемые «пики» потребления.
  • Он увязывает цены, субсидии и стимулы с реальными издержками для общества , посредством механизмов, при которых «загрязнитель платит» и/или когда выгоды получают те, кто добивается инклюзивных экологических результатов.

5. Принцип надлежащего управления

Зеленая экономика управляется интегрированными, подотчетными и устойчивыми учреждениями.

  • Инклюзивная «зеленая» «зеленая» экономика основана на фактических данных – ее нормы и институты являются междисциплинарными, в них используются научные и экономические знания, а также местные знания для адаптивной стратегии.
  • Поддерживается учреждениями, которые являются интегрированными, взаимодействующими и слаженными – по горизонтали для всех секторов и по вертикали для всех уровней управления – и обладают достаточным потенциалом для выполнения своих соответствующих ролей эффективным, действенным и подотчетным образом
  • Требуется общественное участие , предварительное информированное согласие, прозрачность, социальный диалог, демократическая подотчетность и свобода от корыстных интересов во всех институтах – государственных, частных и гражданского общества – чтобы просвещенное лидерство дополнялось общественным спросом.
  • Он способствует автономному принятию решений для местной экономики и управлению природными системами, поддерживая при этом строгие общие централизованные стандарты, процедуры и системы соответствия.
  • Он строит финансовую систему с целью обеспечения благополучия и устойчивости, созданную таким образом, чтобы безопасно служила интересам общества.

Зеленая экономика — это универсальное и преобразующее изменение глобального статус-кво. Это потребует фундаментального изменения государственных приоритетов. Осознать это изменение непросто, но оно необходимо, если мы когда-либо хотим достичь Целей в области устойчивого развития.

Чиновники говорят, что подход мэра Адамса к «зеленой экономике» нанесет ущерб фабричным рабочим

Члены городского совета Нью-Йорка говорят, что они обеспокоены тем, что тысячи жителей Нью-Йорка, работающих на фабриках и в других отраслях промышленного сектора, потеряют работу, если администрация Адамса продолжит продвигать экологическую программу, не рассматривая возможности трудоустройства. потери.

В настоящее время они планируют принять закон на этой неделе, который будет включать разработку общегородского плана действий по оказанию помощи этим фабричным рабочим (многие из которых, по словам законодателей, являются иммигрантами или цветными людьми) в переходе на новые рабочие места в городской «зеленой зоне». экономика» и поддерживать части города, специально предназначенные для производства, известные как промышленные бизнес-зоны (IBZ).

«Это карьеры, требующие высокого уровня мастерства, опыта и мастерства, которые используются для создания всевозможных вещей, которые построили этот город», — сказала член совета Сэнди Нёрс, представляющая Сайпресс-Хиллз, Бушвик и другие районы Ист-Нью. Йорк. «И поэтому, когда кто-то говорит что-то вроде промышленных производственных секторов устарело или будет устаревать, это недостаток видения. Это отсутствие планирования».

Законопроекты появляются, когда Адамс рекламирует стратегический климатический план, который, по утверждению городских властей, поднимет экономику за счет создания десятков тысяч новых рабочих мест для жителей Нью-Йорка и будет способствовать развитию предпринимательства в рамках возрожденной «зеленой экономики». По оценкам города, к 2030 году будет доступно 230 000 новых рабочих мест. Адамс также представил инициативу под названием «Зонирование для экономических возможностей», которая призывает к изменению зонирования частей города, чтобы предприятия могли открывать магазины в местах, где они не были. ранее разрешено.

Но некоторые законодатели утверждают, что эти изменения могут угрожать стабильности промышленной рабочей силы города, особенно если в этих новых отраслях есть такие требования, как ученая степень или знание английского языка. Обрабатывающая промышленность уже ослабевает, по всему штату сектор достиг почти рекордно низкого уровня в прошлом году.

Местные законодатели все еще пытаются поддержать колеблющуюся экономику города после пика пандемии COVID-19. Согласно отчету United Way of New York City и Фонда города Нью-Йорка, половина домохозяйств Нью-Йорка не зарабатывает достаточно денег для удовлетворения своих основных потребностей, что на 36% больше, чем в 2021 году.

Мэрия сообщила, что с тех пор, как Адамс вступил в должность, в городе было создано почти 250 000 новых рабочих мест, и что допандемические рабочие места в частном секторе были восстановлены на 99,7%. Представитель сказал, что мэр сосредоточился на защите работающих семей, и его офис пересмотрит законодательство, когда оно будет принято.

«От меня не ускользнуло, что штат Нью-Йорк ставит перед собой амбициозные цели по выполнению наших рекомендаций по климатической справедливости к 2040 году, и промышленная зона должна сыграть свою роль», — сказала член совета Дженнифер Гутьеррес, представляющая Вильямсбург, Бушвик и Риджвуд. .

В городе имеется 21 промышленно-деловая зона, специально предназначенная для производственных и промышленных фирм, а не для жилого использования. Большинство этих IBZ расположены в тех частях города, куда легко добраться без автомобиля, и недалеко от мест проживания малообеспеченных жителей.

«Да, промышленное производство уже не то, что было 30 лет назад», — сказала член совета Алекса Авилес, представляющая Red Hook и Sunset Park.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *