Яаз автомобили: Семейство большегрузных трёхосных автомобилей ЯАЗ-210Г

Первый советский дизельный грузовик ЯАЗ-200 — он родом из Америки — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

А медведь на его капоте — «братишка» бульдога, украшавшего траки марки Mack.

Материалы по теме

Легендарный ЗИЛ-130: все его американские родственники

Ярославский грузовик ЯАЗ‑200, выпуск которого начали в 1947 году, - один из первых послевоенных автомобилей СССР, к тому же совершенно новый, не имеющий преемственности с довоенными моделями.

ЯАЗ‑200 стал родоначальником обширного семейства ярославских и минских машин разного назначения, которые выпускались почти два десятилетия — бортовых, самосвалов, тягачей и даже полноприводных версий.

ЯАЗ‑200 при снаряженной массе 6500 кг имел грузоподъемность 7000 кг и по этому показателю превосходил все советские серийные машины тех лет.

Первые «двухсотки», как и иные советские грузовики середины 1940‑х, имели деревометаллические кабины. Тонкого стального листа в разоренной войной стране остро не хватало.

ЯАЗ‑200 при снаряженной массе 6500 кг имел грузоподъемность 7000 кг и по этому показателю превосходил все советские серийные машины тех лет. Первые «двухсотки», как и иные советские грузовики середины 1940‑х, имели деревометаллические кабины. Тонкого стального листа в разоренной войной стране остро не хватало.

Кабину и крылья для первого прототипа заимствовали от американского грузовика Mack. Эти машины были известны в СССР, в том числе и потому, что поступали к нам по договору ленд-лиза. Однако ярославский грузовик имел капот аллигаторного типа, а у Мака открывались боковины. Американские грузовики оснащали уже бездисковыми колесами. Советская промышленность освоить их пока не могла. В серийном ЯАЗ‑200 от стилистики грузовика Mack уже мало что осталось.

Кабину и крылья для первого прототипа заимствовали от американского грузовика Mack. Эти машины были известны в СССР, в том числе и потому, что поступали к нам по договору ленд-лиза. Однако ярославский грузовик имел капот аллигаторного типа, а у Мака открывались боковины. Американские грузовики оснащали уже бездисковыми колесами. Советская промышленность освоить их пока не могла. В серийном ЯАЗ‑200 от стилистики грузовика Mack уже мало что осталось.

ЯАЗ‑200 — впервые в СССР — получил роскошную носовую фигурку из животного мира — символизирующего Ярославль медведя. Его преемником стал белорусский зубр на автомобилях МАЗ, которые первое время являли собой копии грузовиков ЯАЗ. Но позднее от дорогих маскотов на капотах советских грузовиков отказались.

ЯАЗ‑200 — впервые в СССР — получил роскошную носовую фигурку из животного мира — символизирующего Ярославль медведя. Его преемником стал белорусский зубр на автомобилях МАЗ, которые первое время являли собой копии грузовиков ЯАЗ. Но позднее от дорогих маскотов на капотах советских грузовиков отказались.

Забавно, что сами создатели советской машины вспоминали, как на русского медведя их вдохновил американский бульдог — символ фирмы Mack еще со времен Первой мировой войны.

Забавно, что сами создатели советской машины вспоминали, как на русского медведя их вдохновил американский бульдог — символ фирмы Mack еще со времен Первой мировой войны.

Первый прототип под именем ОК‑200 (ОК — опытная конструкция) появился в 1944 году. Машина имела вполне современный, внушительный вид, цельнометаллическую кабину и большие колеса от предвоенного троллейбуса ЯТБ.

Первый прототип под именем ОК‑200 (ОК — опытная конструкция) появился в 1944 году. Машина имела вполне современный, внушительный вид, цельнометаллическую кабину и большие колеса от предвоенного троллейбуса ЯТБ.

Помимо Мака на дизайн первого ярославского грузовика оказал влияние и тяжелый американский Federal. Похоже, именно от него у ЯАЗ‑200 крупная решетка радиатора с горизонтальными планками.

Помимо Мака на дизайн первого ярославского грузовика оказал влияние и тяжелый американский Federal. Похоже, именно от него у ЯАЗ‑200 крупная решетка радиатора с горизонтальными планками.

Мощная рама советского грузовика, собранная с помощью сварки и клепки, была явно рассчитана на перегруз, вполне типичный для отечественных условий эксплуатации. Такой подход был характерен для большинства отечественных грузовиков.

Мощная рама советского грузовика, собранная с помощью сварки и клепки, была явно рассчитана на перегруз, вполне типичный для отечественных условий эксплуатации. Такой подход был характерен для большинства отечественных грузовиков.

Рамы близких по классу американских грузовиков были иными и явно слабее советской.

Рамы близких по классу американских грузовиков были иными и явно слабее советской.

ЯАЗ‑200 стал первым серийным советским грузовиком с пневматической тормозной системой. Она в основе тоже была заокеанской. Правда, на грузовиках Mack в те годы, в основном, еще использовали гидравлику. Но на тяжелых лендлизовских автомобилях, в частности Diamond и Reo, тормоза были пневматические.

ЯАЗ‑200 стал первым серийным советским грузовиком с пневматической тормозной системой. Она в основе тоже была заокеанской. Правда, на грузовиках Mack в те годы, в основном, еще использовали гидравлику. Но на тяжелых лендлизовских автомобилях, в частности Diamond и Reo, тормоза были пневматические.

В основе советской пятиступенчатой коробки передач — американская конструкция, но со специально подобранными для ЯАЗа передаточными числами и некоторыми изменениями. Коробка имела синхронизаторы на четырех высших передачах и пятую — повышающую (0,79) — передачу.

В основе советской пятиступенчатой коробки передач — американская конструкция, но со специально подобранными для ЯАЗа передаточными числами и некоторыми изменениями.

Коробка имела синхронизаторы на четырех высших передачах и пятую — повышающую (0,79) — передачу.

На ЯАЗ‑200 стоял очень необычный для грузовика нарядный щиток приборов КП‑5 со спидометром с растянутой полукруглой шкалой. Его монтировали и на другие советские послевоенные грузовики. От этого «излишества» вскоре отказались в пользу более простой комбинации с круглыми приборами.

На ЯАЗ‑200 стоял очень необычный для грузовика нарядный щиток приборов КП‑5 со спидометром с растянутой полукруглой шкалой. Его монтировали и на другие советские послевоенные грузовики. От этого «излишества» вскоре отказались в пользу более простой комбинации с круглыми приборами.

Советский ранний спидометр копировал прибор, который с конца 1930‑х устанавливали на Chevrolet, не только на легковые, но и на грузовики.

Советский ранний спидометр копировал прибор, который с конца 1930‑х устанавливали на Chevrolet, не только на легковые, но и на грузовики.

ЯАЗ‑200 получил первый в СССР серийный дизель ЯАЗ‑204. Двухтактный четырехцилиндровый агрегат (180×127 мм) рабочим объемом 4,65 л развивал 110 л.с. при 2200 об/мин (в ранних изданиях указывали 112 л.с.).

ЯАЗ‑200 получил первый в СССР серийный дизель ЯАЗ‑204. Двухтактный четырехцилиндровый агрегат (180×127 мм) рабочим объемом 4,65 л развивал 110 л.с. при 2200 об/мин (в ранних изданиях указывали 112 л.с.).

Советский дизель был точной копией американского GMC‑4–71, созданного дочерней компанией GM — Detroit Diesel в 1938 году. Моторы этого семейства (3‑, 4‑ и 6‑цилиндровые) в США долго устанавливали на суда, строительную технику и грузовики. Четкого ответа на вопрос, имел ли Союз официальную лицензию на производство этих моторов, до сих пор нет. Но оборудование для Ярославля закупали в Штатах.

Советский дизель был точной копией американского GMC‑4–71, созданного дочерней компанией GM — Detroit Diesel в 1938 году. Моторы этого семейства (3‑, 4‑ и 6‑цилиндровые) в США долго устанавливали на суда, строительную технику и грузовики. Четкого ответа на вопрос, имел ли Союз официальную лицензию на производство этих моторов, до сих пор нет. Но оборудование для Ярославля закупали в Штатах.

Первый в роду

ЯАЗ‑200 — старейшина большого семейства. При его создании применили лучший из возможных в конце разрушительной войны способ: использовали достижения передового американского автопрома, адаптируя их к советским реалиям.

Материалы по теме

Великий и могучий: ретротест того самого КрАЗа

В Ярославле до 1950 года выпустили лишь 1763 автомобиля ЯАЗ‑200. Производство передали в Минск, где семейство выпускали до 1965 года под маркой МАЗ‑200. В Ярославле же сконцентрировались уже на новом — трехосном семействе. А в 1959 году выпуск и трехосных машин перенесли в Кременчуг, на бывший комбайновый завод, а ЯАЗ переименовали в ЯМЗ — и он до сих пор остается моторным заводом.

  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут,
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.

Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом! Актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка! Нет места для хранения — возьмите автобокс в прокат! У нас большой выбор автобагажников, креплений для перевозки велосипедов, корзин и автобоксов.

Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.

Фото: из архива «За рулем»

Первый советский дизельный грузовик ЯАЗ-200 — он родом из Америки

А медведь на его капоте — «братишка» бульдога, украшавшего траки марки Mack.

Первый советский дизельный грузовик ЯАЗ-200 — он родом из Америки

Первый советский дизельный грузовик ЯАЗ-200 — он родом из Америки

А медведь на его капоте — «братишка» бульдога, украшавшего траки марки Mack.

Первый советский дизельный грузовик ЯАЗ-200 — он родом из Америки

Наше новое видео

Москвич 3, другая Гранта, необычные Лады: топ-3 видео «За рулем» 2022 года

Параллельный импорт работает: тестируем Ford Bronco

Saipa Shahin из Ирана — новый конкурент Гранты?

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2.ru

Книги ЯАЗ — инструкции и руководства по автомобилям и двигателям ЯАЗ

Книги об автомобилях и двигателях ЯАЗ — пополняемый раздел библиотеки, включающий: инструкции по эксплуатации, руководства по обслуживанию и ремонту, каталоги запчастей, справочную литературу о продукции Ярославского автомобильного завода, выпускавшуюся на предприятии с 1933 по 1958 год *

* Подразумевается период времени, когда полное название предприятия звучало, как Ярославский автомобильный завод, а вся продукция выпускалась под аббревиатурой ЯАЗ.

Автомобили Ярославского завода Я-5, ЯГ-3, ЯГ-4
Муханов Г.И.

Настоящее руководство предназначено для детального ознакомления водителя с конструкцией автомобиля и может служить пособием для управления автомобилей Я-5, ЯГ-3 и ЯГ-4 Ярославского государственного автомобильного завода, а также для их обслуживания и ремонта. Издание предназначено для водителей и механиков автотранспортных предприятий. Руководство выпущено Главной редакцией автотракторной литературы. Тираж 10000 экз.

Москва
«ОНТИ ОНКТП» СССР
167 стр. 1936 Скачать

(7,56 МБ)

Автомобиль ЯАЗ-200
Малышев А. А.

Инструкция по уходу за грузовым автомобилем ЯАЗ-200 Ярославского государственного автомобильного завода. Автомобиль оснащен двухтактных дизельным двигателем ЯАЗ-204, грузоподъемность машины составляет 7 тонн. Руководство предназначено для водителей и механиков, обслуживающих грузовые автомобили ЯАЗ. Приводится полное описание модели и всех её характеристик, также в инструкции содержатся приложения. Тираж 35000 экз.

Москва
«МАШГИЗ»
102 стр. 1949 Скачать

(12,25 МБ)

Трехосные автомобили ЯАЗ
Осепчугов В.В.

Инструкция под редакцией Осепчугова В.В. предназначена для водителей и механиков, обслуживавших трехосные автомобили большой грузоподъемности ЯАЗ-210, ЯАЗ-210А, ЯАЗ-210Г, ЯАЗ-210Д и ЯАЗ-210Е, которые на то время были новинками на автопредприятиях страны. В книге приведены основные указания по эксплуатации автомобилей, ремонту и регулировке основных механизмов, узлов и агрегатов.

Москва
«МАШГИЗ»
258 стр. 1952 Скачать

(15,66 МБ)

Каталог запасных частей двигателей серии ЯАЗ-204
Составители: Крашенинников Д.Н., Комаров А.Д.

Каталог запасных частей двигателей ЯАЗ-204А, ЯАЗ-204Б, ЯАЗ-204В, ЯАЗ-204Г, ЯАЗ-204Е и ЯАЗ-204И, производимых на Ярославском автомобильном заводе. Служит справочным пособием потребителям (автомеханикам, водителям и работникам автотранспортной промышленности) для составления корректного заказа, планирования и хранения на складе запасных частей к перечисленным выше четырехцилиндровым двигателям. Нумерация деталей приведена с использованием единой семизначной системы.

Москва
«ВОЕНИЗ» МО СССР
180 стр. 1957 Скачать

(13,15 МБ)

Каталог запасных частей двигателей серии ЯАЗ-206
Составители: Крашенинников Д.Н., Комаров А.Д.

Каталог запасных частей шестицилиндровых двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-206Б и ЯАЗ-206Д, производимых на Ярославском автомобильном заводе. Служит справочным пособием потребителям (автомеханикам, водителям и работникам автотранспортной промышленности) для составления корректного заказа, планирования и хранения на складе запасных частей к перечисленным выше шестицилиндровым двигателям. Нумерация деталей приведена с использованием единой семизначной системы.

Москва
«ВОЕНИЗ» МО СССР
180 стр. 1957 Скачать

(12,97 МБ)

Автомобиль ЯАЗ-214
Васильева И. А.

Инструкция по эксплуатации трехосного грузового автомобиля ЯАЗ-214 со всеми ведущими колесами (6X6), предназначенного для перевозки различных грузов и буксировки прицепов. Составлена коллективом конструкторов завода ЯАЗ. В книге дано краткое описание конструкции автомобиля ЯАЗ-214 и приведены основные указания по его эксплуатации. Издание предназначено для водителей и механиков автотранспортных предприятий.

Москва
«МАШГИЗ»
250 стр. 1958 Скачать

(9,64 МБ)

Каталог запасных частей ЯАЗ-210, ЯАЗ-210Г, ЯАЗ-210Д и ЯАЗ-210Е
Коллектив конструкторов ЯАЗ под редакцией Крашенникова Д.Н.

Каталог содержит исчерпывающий перечень запасных частей для грузовых трехосных автомобилей ЯАЗ-210, ЯАЗ-210Г, ЯАЗ-210Д и ЯАЗ-210Е, выпускаемых Ярославским автомобильным заводом. Нумерация деталей составлена по единой семизначной системе, принятой для всех автомобильных заводов СССР. Отдельно указаны коды запасных частей, нормали, подшипники качения иглы и шарики, а также изделия смежных производств (покупные запчасти). Издание предназначено для водителей и механиков автотранспортных предприятий.

Москва
«МАШГИЗ»
380 стр. 1958 Скачать

(37,12 МБ)

Двигатели ЯАЗ-М204, ЯАЗ-М206
Коллектив конструкторов ЯАЗ

Описание и инструкция по эксплуатации двухтактных двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 с воспламенением от сжатия всех модификаций Ярославского автомобильного завода. Содержит таблицы сравнительных характеристик всех модификаций ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. Предназначена для водителей, механиков, в качестве пособия по ремонту, и работников автотранспортной промышленности. Издание состоит из тринадцати глав и семи приложений.

Ярославль
«Главполиграфпром»
180 стр. 1970 Скачать

(6,39 МБ)

Есть желание дополнить подборку тематическим материалом об автомобилях или двигателях ЯАЗ? Укажите в комментариях ссылку на файл в сети, который, по вашему мнению, должен здесь присутствовать или отправьте его на один из наших e-mail.

DON DIAZ MOTORS — Автосалон в Сан-Диего, Калифорния

DON DIAZ MOTORS — Автосалон в Сан-Диего, Калифорния

Вид
Инвентарь