ЗИЛ-157: технические характеристики и фото
«ЗИЛ 157» (фото автомобиля представлены на странице), мощный грузовик, который выпускался в советское время на заводе имени Лихачева, с 1958 по 1991 год. Машина обладала характеристиками полноприводного вездехода, и поэтому серийный выпуск был ориентирован на обеспечение автотранспортом Вооруженных сил Советского Союза. При этом какое-то количество «ЗИЛ 157» использовалось в народном хозяйстве.
Усовершенствования
В 1961 году модель была модифицирована и получила индекс «ЗИЛ 157К». В новой версии автомобиль выпускался до 1978 года, затем его производство перенесли на Уральский автозавод (УАМЗ), но уже под маркой «ЗИЛ 157КД». Новая машина отличалась от прежней более совершенной коробкой передач, надежным однодисковым сцеплением, хорошей осевой балансировкой с равномерным распределением нагрузки, а также телескопическими амортизаторами. Ходовые качества модифицированной модели также улучшились, скорость возросла с 60 до 65 километров в час. Обновленная версия некоторое время была недоступна для ознакомления, «ЗИЛ 157», фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.
Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин, толщиной 20 и шириной 80 миллиметров. Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.
Из армии в народное хозяйство
Автомобиль «ЗИЛ 157КД» выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью отвечали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода «ЗИЛ 131», то поставки «ЗИЛ 157КД» в Вооруженные силы СССР частично прекратились. Машина все больше использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесном хозяйстве. Надежный, неприхотливый автомобиль повышенной проходимости стал незаменимым помощником в самых различных сферах.
Модель «ЗИЛ 157В», седельный тягач без кузова, был особенно удобным транспортом на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволяли использовать машину для перевозки длинномерных бревен.
Технические характеристики
Параметры основных узлов и агрегатов «ЗИЛ 157» отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.
Автомобиль оснащался двигателем средней мощности и трансмиссией с пятью карданными валами, один из которых соединял раздаточный агрегат с коробкой передач, еще два передавали вращение на передний и средний мосты. Четвертый и пятый карданные валы соединяли средний мост с задним, через промежуточный подшипниковый узел.
Шины
Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку. Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая давление в шинах. Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.
Шины «ЗИЛ 157», кроме всего прочего, были рассчитаны на движение по снежной целине или заболоченной местности. Для этого нужно было снизить давление до 0,7 атмосфер. Колеса оседали, их поверхность становилась шире. После прохождения сложного участка, шины вновь накачивались до нормального давления в 2,8 атмосфер.
Система охлаждения
Блок цилиндров «Зил 157» с «рубашкой» закрытого типа. По контуру циркулировала охлаждающая жидкость. Радиатор был трубчатой конструкции, оснащенный вертикальными жалюзями. Шестилопастная крыльчатка вентилятора обеспечивает дополнительное охлаждение.
К конструктивным недостаткам системы охлаждения автомобиля «ЗИЛ 157» можно отнести чувствительность двигателя к низкой температуре. При минус 10 градусах приходилось применять специальные утепляющие кожухи для моторного отсека, поскольку система охлаждения не поддерживала нужную температуру. Впоследствии термостат был доработан, но термокожухи по-прежнему входили в комплектацию машины.
Двигатель «ЗИЛ 157»
- рабочий объем цилиндров — 5 559 см/3;
- тип — бензиновый, карбюраторный;
- максимальная мощность — 109 л.с.;
- число цилиндров — 6, расположение рядное;
- диаметр цилиндра — 101,6 мм;
- степень сжатия — 6,2;
- охлаждение — антифриз;
- материал — блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров алюминиевая;
- режим работы — четырехтактный;
- порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4;
- топливо А-66, А-72.
Трансмиссия
Механическая коробка передач, пятиступенчатая:
- модель 151;
- переключение – напольное рычажное.
Передаточные числа:
- пятая передача (прямая) – 0,81;
- четвертая передача – 1,00;
- третья передача – 1,89;
- вторая передача – 3,32;
- первая передача – 6,24;
- задний ход – 6,70.
Коробка раздаточная, двухступенчатая:
Передаточные числа:
- первая передача – 2,44;
- вторая передача – 1,24;
- главная передача ведущих мостов – одинарная, 6,67.
Габаритно-весовые характеристики
- полный вес 10 190 кг;
- длина 6 684 мм;
- высота: полная, с тентом 2 915 мм, без тента 2 360 мм;
- ширина 2 315 мм;
- передняя колея 1 755 мм;
- задняя колея 1 750 мм;
- база колесная 3 665 + 1 120 мм;
- дорожный просвет (клиренс) — 310 мм.
Модификации
За время производства «ЗИЛ 157» было создано одинадцать базовых модификаций, которые выполняли определенные задачи. Кроме того, существовали автомобили специального назначения:
- пожарная машина с танком для воды, емкостью 4,5 тонны, выдвижной лестницей и двойной кабиной для личного состава;
- автомобиль с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов.
- модели с усиленным передним бампером для буксировки методом толкания;
- автомобили, оснащенные лебедкой, предназначенные для вытаскивания застрявшей колесной и гусеничной техники;
- базовая модель «ЗИЛ 157», выпуск 1958 года;
- седельный тягач «157В»;
- базовая модель с 1961 года, «157К»;
- седельный тягач с 1961 года, «157КВ»;
- базовая модель с 1978 года, «157КД»;
- седельный тягач с 1978 года, «157КДВ»;
- тропический вариант с расширенной системой охлаждения и объемным радиатором, «157Ю»;
- экспортная модель «157Э»;
- модель с защищенным оборудованием, экранированная — «157Г»;
- модель с экранированным, защищенным оборудованием с 1961 года — «157КГ»;
- модель специализированная с двойными топливными баками, общим объемом 300 литров — «ЗИЛ 157Е».
Всего было выпущено 797 934 автомобиля всех модификаций «короля бездорожья», как в народе называли «ЗИЛ 157».
Новый двигатель
Базовая модель 1978 года «157КД» оснащалась двигателем, унифицированным с мотором автомобиля «ЗИЛ 130». Была повышена степень сжатия с 6,2 до 6,5. Поршневую группу — гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные полностью позаимствовали у двигателя «130». Систему смазки кардинально изменили, масло теперь очищалось в центробежном фильтре.
Мощность водяного насоса была значительно повышена, установлен принципиально новый генератор переменного тока, малогабаритный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на высокооборотистый, повышенной мощности. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель устанавливался на «ЗИЛ 157КД» в Уральском филиале ЗИЛа.
«ЗИЛ 157», дизель
В период производства вездехода, дизельных силовых установок, которые выпускались бы в промышленном масштабе, не существовало. Поэтому в СССР все грузовики оснащались только бензиновыми моторами. Однако на «ЗИЛ 157» в принципе можно установить дизельный двигатель марки Д245-12С, для этого не нужно ничего переделывать, все крепления по стыковке мотора и коробки предач легко адаптируются. Необходимо только срезать задние штатные опоры и наварить кронштейны от «ЗИЛ 130» или «ЗИЛ 131». Однако при установке дизеля нужно быть готовым к ощутимой тряске всей машины, это единственный минус от такой модернизации.
Мосты
Автомобиль «ЗИЛ 157», независимо от модификации, оснащается тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичные для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на элиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой с пружинами и гидравлическими амортизаторами.
Достаточно жесткие условия эксплуатации «ЗИЛ 157», мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышаюшие надежность подвесок автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.
Все полуоси автомобиля стыкуются с чугунными барабанами, которые являются частью достаточно эффективной тормозной системы «157». Колодки из универсального материала «фередо» работали безупречно. Машина практически никогда не оставляла следы от протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.
Ремонт автомобиля
Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Однако нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157″есть в продаже в достаточном количестве. В советский период, параллельно с производством автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремонтных комплектов. И, как правило, запасные части производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки планового хозяйства, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все, что нужно для ремонта автомобиля.
fb.ru
Тип авто |
Бортовой автомобиль |
Колесная формула | 6×6 |
Полная масса авто, кг | 10190 |
Полная масса автопоезда, кг | нет данных |
Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг | 2770 |
Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг | 7420 |
Грузоподъемность, кг | 4500 |
Площадь платформы, м2 |
нет данных |
Объем платформы, м3 |
нет данных |
Масса снаряженного авто, кг | 5540 |
Максимальная скорсть (км/ч) | 60 |
Двигатель | Зил-157КД |
Мощность двигателя (л.с.) | 80,2 |
Коробка передач | механическая, 5-ти ступенчатая |
Число передач | 5 |
Передаточное число ведущих мостов | 6,67 |
Подвеска | рессорная |
Размер шин | 12,00-18 |
Топливный бак | 150+65 |
Кабина | капотной компоновки цельнометаллическая без спального места от ЗиЛ-151 |
Екологический тип | — |
interdalnoboy.com
Технические характеристики автомобиля Зил-157КДВыпускался автомобильным заводом имени Лихачева: ЗИЛ-157КД с 1978 г. (с 1958 до 1961 г. выпускался автомобиль ЗИЛ-157, а с 1961 до 1978 — автомобиль ЗИЛ-157К). Кузов автомобиля — деревянная платформа с задним открывающимся бортом, боковые борта снабжены надставными решетчатыми бортами и откидными скамейками. Борта имеют гнезда для установки дуг тента. Кабина — трехместная, цельнометаллическая. Грузоподъемность, кг:#i по дорогам с твердым покрытием — 5000 #i по грунту — 3600 Собственная масса, кг — 5540 (5800)*#i В том числе на переднюю ось — 2400 #i В том числе на тележку — 3140 Полная масса, кг** — 8690#i В том числе на переднюю ось — 2680 #i В том числе на тележку — 6010 Дорожные просветы под осью, мм:#i передней — 310 #i средней и задней — 355 Радиус поворота, м:#i по оси следа внешнего переднего колеса — 11,2 #i наружный габаритный — 12 Максимальная скорость, км/ч — 60 Тормозной путь со скорости 50 км/ч, м — 29 Контрольный расход топлива при скорости 30—40 км/ч, л/100 км — 38,5 Двигатель ЗИЛ-157КД, карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 100X114,3 Рабочий объем, л — 5,38 Степень сжатия — 6,5 Порядок работы цилиндров — 1—5—3—6—2—4 Максимальная мощность, л. с. (кВт) — 110 (80,9) при 2800 об/мин Максимальный крутящий момент, кгс-м (Н-м) — 35 (343,2)при 1100-1400 об/мин Карбюратор — К-88АЖ Напряжение электрооборудования — 12B Аккумуляторная батарея — 6СТ-90 Прерыватель-распределитель — Р21-10 Катушка зажигания — Б114 Свечи зажигания — А10 Генератор — 17.3701 Реле-регулятор — Я112А Стартер — СТ230-4 Сцепление однодисковое сухое Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах Раздаточная коробка двухступенчатая Главная передача одинарная, коническая со спиральными зубьями Передаточные числа: #i коробки передач — 1—7,44; II—4,10; III-2,29; IV—1,47; V—1,00; З.Х.—7,09 #i раздаточной коробки — 2,27 и 1,16 #i главной передачи — 6,67Рулевой механизм глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число — 23,5 Подвеска:#i передняя на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические #i задняя балансирная на продольных полуэллиптических рессорах Тормоза:#i топливный бак основной — 150, #i дополнительный — 65, бензин А-72 (В скобках приведены данные для автомобиля с лебедкой).Габаритные размерыКонтрольно-измерительные приборы и органы управления1 — термометр системы охлаждения двигателя; 2 — лампы освещения щитка приборов; 3 — амперметр; 4 — головка управления жалюзи радиатора; 5 — головка вентиля стеклоочистителей; б — переключатель указателей поворота; 7 — манометр давления воздуха в шинах; 8 — замок зажигания; 9 — рычаг крана управления давлением воздуха в шинах; 10 — кнопка ручного управления дроссельной заслонкой карбюратора; 11 — переключатель указателя уровня топлива; 12 — переключатель освещения щитка приборов и плафона кабины; 13 — кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; 14 — переключатель электродвигателя отопителя и вентилятора; 15 — ручка центрального переключателя света фар; 16 — манометр системы пневматического привода тормозов; 17 — контрольная лампа указателей поворота; 18 — манометр системы смазки двигателя; 19 — спидометр; 20 — указатель уровня топлива; 21 — контрольная лампа дальнего света фар.Расположение рычагов и педалей управления1 — педаль тормоза; 2 — рычаг переключения коробки передач; 3 — ножной переключатель света фар; 4 — педаль сцепления; 5 — педаль включения стартера; 6 — отопнтель кабины; 7 — рычаг крышки вентиляционного люка; 8 — блок шинных кранов; 9 — рычаг ручного тормоза; 10 — педаль управления дроссельной заслонкой; 11 — рычаг включения лебедки; 12— рычаг включения переднего моста; 13 — рычаг переключения передач раздаточной коробкиСхема пневматического привода тормозов и системы регулирования давления воздуха в шинахИсточники информации#i Краткий автомобильный справочник. Москва «ТРАНСПОРТ» 1982 Издание девятое. Государственный Научно-Исследовательский Институт Автомобильного Транспорта НИИАТ.#i Инструкция по эксплуатации Зил-157К ЦБТИ Москва 1965. Фотографии |
www.airbase.ru
157 — история, технические характеристики, фото и видео
Грузовик ЗИЛ-157, ставший символом эпохи и выпускавшийся на протяжении тридцати лет, ведет свою историю с начала пятидесятых годов прошлого века.
История создания
Колеса повышенной проходимости
Силовая установка
Трансмиссия
Кабина и эргономика
На службе армии
Полные технические характеристики
Видео тест-трайв ЗИЛ-157
Именно тогда на заводе имени Сталина в Москве велись работы по созданию трехосного грузового автомобиля с полным приводом, предназначенного для армии. Главным конструктором проекта был А. М. Кригер.
История появления
Толчком к началу работ над новинкой послужили выявившиеся недостатки основного на тот момент автомобиля подобного класса ЗИС-151. Этот образец и послужил базовой платформой, воплотившей в себе все конструкторские замыслы, которые ранее не находили применения.
ЗИС-151 прародитель ЗИЛ-157
В первую очередь это коснулось применения всех мостов с одинаковой колеей и односкатными колесами, что существенно повысило проходимость машины и привело к сокращению механических потерь. Кроме этого, снижение количества колес позволило обойтись наличием всего одной запаски (располагалась под платформой) и сделать машину легче и компактнее.
Новые колеса
При разработке новой модели от шинной промышленности потребовалось разработать новые шины, которые допускали бы движение автомобиля при пониженном давлении. Задание было выполнено, и появилась шина, обладающая повышенной эластичностью, полученной снижением числа слоев корда, увеличением ширины профиля и использованием внутренних слоев из мягких сортов резины.
Конечно, новые шины при низком давлении имели ограничение по скорости (до 10 км/час) и пониженную износостойкость, но снижение давления на грунт давало ощутимое повышение проходимости автомобиля.
Централизованная система изменения давления в шинах управлялась с водительского места и допускала управление давлением во время движения автомобиля.
Опытный образец ЗИС-Э157 с установленной внешней системой контроля давления шин
Еще одним плюсом данной системы явилось то, что она позволяла продолжать движение грузовика с поврежденной отдельной шиной, компенсируя потери воздуха в ней непрерывной подкачкой. Через некоторое время после запуска ЗИЛ-157 в серийное производство, система подкачки была изменена с внешней схемы на схему с внутренней стороны колеса, тем самым увеличилась надежность автомобиля в целом.
Двигатель ЗИЛ-157
При эксплуатации грузовиков ЗИС-151 проявились недостаточные для буксировки прицепа тяговые характеристики, двигатели страдали перегревом, расход топлива был повышен. Кроме этого мотор не обладал удовлетворяющей потребителей надежностью. Это было учтено при разработке нового автомобиля, и грузовик получил усовершенствованную силовую установку.
Новая головка из алюминиевого сплава, которую установили на рядный шестицилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 литра, позволила увеличить степень сжатия на 0,2 единицы. Установка в комплекте с новой головкой измененного карбюратора позволила получить от обновленного мотора при 2600 оборотов в минуту 104 лошадиные силы и крутящий момент 334 Н/м.
Двигатель ЗИЛ 157
В системе охлаждения появился новый радиатор, воздух через который прогонялся шестилопастным вентилятором, таким образом, проблема перегрева была решена. Система смазки была улучшена путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции.
Кроме этого были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске. Проделанные работы способствовали увеличению надежности автомобиля, и расход топлива ЗИЛ-157 снизился в зависимости от условий движения на 7 – 22%.
За все время выпуска автомобиля, его двигатель модернизировался еще два раза. Так в 1961 году была увеличена до 109 лошадиных сил мощность и установлено однодисковое сцепление взамен двухдискового узла. В 1978 году в серию пошел автомобиль с унифицированным по некоторым агрегатам с двигателем ЗИЛ-130 мотором.
Трансмиссия
На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от зис-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение. Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.
Кабина и эргономика
В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая. Кроме этого руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес. На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично повысить эргономику кабины и рулевого управления.
По официальным данным машина выпускалась без гидроусилителя, тем не менее, есть очевидцы, которые утверждают, что в середине 80-х годов в войска была отгружена партия машин с установленным усилителем в заводском исполнении.
Для этого, оказалось, достаточно установить радиатор отопителя с крыльчаткой и дополнительным выводом подогретого воздуха на лобовое стекло, сделать качественные уплотнения и снабдить кабину регулируемым сиденьем.
Справа видны рычаги контроля давления шин
Для улучшения работы рулевого управления укоротили сошки и ввели в конструкцию телескопические амортизаторы.
Краткие технические характеристики ЗИЛ-157
Автомобиль мог перевозить до 5 тонн груза по дорогам, имеющим твердое покрытие, и вдвое меньше при езде по грунтовым дорогам. Полная масса машины достигала 10,23 тонны, а масса прицепа 3,6 т. Длина автомобиля равнялась 6684, ширина 2090 и высота 2360 миллиметров, при этом размер грузовой платформы был 3570х2090 мм.
Колесная база составляла 4225, а клиренс 310 миллиметров. Колея передних колес была 1775 мм, а задних 1750 мм. Автомобиль мог разгоняться до 65 километров в час и расходовать при этом 42 литра бензина на 100 километров (запаса горючего хватало на 510 км).
Глубина преодолеваемого брода составляла 85 сантиметров, а максимальный для движения уклон 28 градусов.
Грузовик на службе в армии
Существовала масса вариантов армейского исполнения машины, предназначенных для разных родов войск. Самыми известными из них можно назвать модификации ЗИЛа для установок залпового огня серии ”БМ” (БМ -13НМ, БМ-14М и БМ-24), имевшие между собой несущественные различия.
Инженерные службы снабжались передвижными буровыми установками ПБУ-50 и БГМ, которые использовались войсковыми пунктами водоснабжения для поиска воды и бурения скважин или колодцев глубиной около пятнадцати метров. Кроме того установки использовались и при выполнении других работ по инженерному обеспечению войск. Установки на базе ЗИЛ отличались малым временем приведения в рабочее положение и высокой надежностью.
Кроме буровых установок, инженерно-саперные подразделения снабжались комплектом мостостроительных средств, так же расположенным на шасси ЗИЛ-157, и системой малого автодорожного моста МАРМ. Грузоподъемность такого моста составляла 50 тонн, а располагался он на прицепе, буксируемом седельным тягачом. Помимо этого в распоряжении саперов имелось еще несколько комплектов для наведения мостов и понтонных переправ, транспортировавшихся на ЗИЛе.
БМ-13М (Катюша) на базе ЗИЛ-157
Вообще 157й был очень востребованной у военных машиной и кое-где используется и по наши дни, а сколько их еще стоит на складах Минобороны – трудно сосчитать. Это говорит о том, насколько удачной и надежной была конструкция машины. Недаром ее считают легендой отечественного автопрома.
Технические характеристики ЗИЛ-157
gredx.ru
ЗИЛ-157: история создания автомобиля, его технические характеристики и модификации
ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль повышенной проходимости, разработан конструкторским бюро имени Лихачёва для боевых установок, доставки грузов военного назначения и военнослужащих к местам выполнения учебно-боевых задач.
ЗИЛ-157 — платформа для СЗОИстория создания ЗИЛ-157
Созданию первой серийной модели полноприводного грузового автомобиля предшествовал период совершенствования первых вариантов отечественных грузовиков, который прошёл следующие этапы:
Дата, год | Событие |
1938 | Разработан автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-31, где привод осуществлялся комбинированным расположением задних мостов с каучуковыми гусеницами. На Московском автозаводе имени Сталина выпущена ограниченная партия ЗИС-32 с двумя ведущими мостами. |
1939 | Проведены первые испытания опытного образца ГАЗ-33 и ГАЗ-63. На ЗИС проводятся изыскания по созданию автомобиля с колёсной формулой 6Х6 («Студебеккер») на базе ЗИС-150. Во время ВОВ ЗИС-150 был основным грузовым транспортом, в том числе использовался для доставки системы СЗО «Катюша». |
1946 | Создан первый прообраз трехосного ЗИЛ-157. Но принято решение за основу серийного автомобиля – внедорожника использовать ЗИС-151 на базе «Студебеккера». Как выяснилось позже – это было ошибкой. |
1948 | ЗИС-151 начал поставляться в СА и народное хозяйство. Эксплуатация показала, что технические характеристики и проходимость в сложных условиях несколько снизилась и стала ниже даже в сравнении с ЗИСом-150. Изыскательские работы продолжились. |
1948-1968 | Доработанные модели полноприводного ГАЗ-63 выпускались серийно и широко использовались в народном хозяйстве и военных целях. |
1950-1962 | Осуществлялось производство бронированной машины с повышенной проходимостью ЗИС-152 (БТР-152) на базе ЗИС-151. |
1958 | Новый ЗИЛ-157 был представлен в категории автомобилей высокой проходимости на выставке в Брюсселе. |
1964 | В серийное производство запущен ЗИЛ-157К |
1978 | Модифицированный ЗИ |
soldats.club
Грузовик ЗИЛ-157 технические характеристики и описание | Зил бычок
Одним из самых знаменитых советских грузовиков повышенной проходимости является ЗИЛ-157. Завод имени Лихачева начал выпускать этот автомобиль в 1958 году. В этом же году в Брюсселе на Всемирной выставке ЗИЛ-157 получил Гран-При.
Предназначался этот грузовик для нужд Советской Армии. В 1961 году автомобиль был модернизирован и стал называться ЗИЛ-157К. В 1978 году производство автомобиля было перенесено на Уральский автомоторный завод, который в то время был филиалом ЗИЛа. Грузовик получил новый индекс ЗИЛ-157КД. Производился легендарный грузовик до 1992 года, а отдельные экземпляры вплоть до 1994 года. За все время выпуска автомобиль нашел применение не только в Вооруженных Силах, но и в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, где требовались грузовики повышенной проходимости.
Прототипом ЗИЛ-157 стал автомобиль ЗИС-151, созданный после Великой Отечественной войны. К сожалению, этот трехосный грузовик получился хуже ленд-лизовского «Студебекера». Поэтому сразу после начала серийного выпуска ЗИС-151 началась разработка модернизированной версии ЗИС-157. Возглавил проектные работы главный конструктор завода имени И.В. Сталина А.М. Кригер. Доработка была направлена на повышение проходимости грузовика. Конструктора укоротили раму и сместили грузовую платформу к кабине. Машину оснастили колесами большего диаметра с износостойкими покрышками и установили систему многократного спуска-подкачки шин.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты, мм:
длина (без лебедки) — 6684
ширина — 2315
высота по кабине — 2360
база — 4225
клиренс — 310
Колея колес, мм:
передних — 1755
задних — 1750
Скорость макс., км/ч — 65
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, мм — 12 000
Первые два доработанных грузовика были изготовлены в 1956 году. Испытания показали гораздо лучшую проходимость модернизированного грузовика. В серийное производство автомобиль пошел под обозначением ЗИЛ-157 из-за изменения названия автозавода в 1956 году.
Салон зил 157
Полная масса ЗИЛ-157 составляла 8 тонн 450 кг, высота автомобиля — 2360 мм, длина — 6922 мм, ширина — 2315 мм, база — 4225 мм. Грузовик способен был разогнаться до 65 км/ч. Расход топлива при скорости 40 км/ч составлял 42 литра низкооктанового бензина. Объем топливного бака составлял 150+65 литров. Это позволяло проехать до 510 км. Колесная формула ЗИЛ-157 6х6. Коробка передач пятиступенчатая, раздаточная коробка с двумя передачами.
Грузовик оснащался шестицилиндровым двигателем ЗИЛ-157К. Объем двигателя составлял 5,5 литра, мощность двигателя была 109 л.с. Особенностями этого двигателя стали такие новшества, как применение алюминиевой головки цилиндров, нижнее расположение клапанов, усовершенствованный карбюратор. Изменения коснулись и системы охлаждения, в которой появился обновленный радиатор и шестилопастной вентилятор. Обновились и узлы системы смазки. Изменения в двигателе позволили значительно уменьшить потребление топлива (от 7 % до 22% в зависимости от дорожного покрытия). Запуск двигателя производился легко в любых погодных условиях, после хранения или длительного простоя.
Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависела от дорожных условий. При движении по шоссе масса перевозимого груза ограничивалась 4,5 тоннами, а грузоподъемность грузовика во время движения по грунтовому покрытию составляла 2,5 тонны.
ЗИЛ-157 был способен преодолевать брод глубиной до 85 см, легко проходил песчаные участки, размытые проселочные дороги. При сниженном давлении в шинах до 0,5 кгс/кв.см. грузовик свободно передвигался по болотистой местности, глубокому снегу и бездорожью. Отличие этой машины от аналогичных грузовиков заключалось в том, что когда ЗИЛ-157 садился на раму, он был способен не зарываться вглубь, а ползти вперед, отталкиваясь колесами. Это было возможно благодаря плоской конструкции рамы грузовика.
Тюнинг зил 157
Все, кому доводилось водить ЗИЛ-157, с теплотой вспоминают эту машину. Особенно благодарны ей солдаты, принимавшие участие в вооруженных конфликтах. Главной особенностью этого грузовика являлась безотказная работа всех основных агрегатов, что позволяло сохранить солдатам жизнь и выполнить поставленные задачи.
Простота конструкции автомобиля позволяла производить практически любой ремонт в походных условиях. Ремонтопригодность ЗИЛ-157 позволила ему стать долгожителем и работать до настоящего времени.
За все время серийного производства в Советском Союзе было выпущено около 800 тысяч автомобилей ЗИЛ-157 разных модификаций. В Китае выпускалась прямая копия советского «короля бездорожья» под маркой Jiefang CA-30 и массово использовалась в Народной Армии Китая.
www.zil-bychok.ru
ЗиЛ 157 — советский внедорожный грузовик
В послевоенное время в условиях бездорожья и непроходимости создавался советский грузовик Зил 157, технические характеристики которого еще до сих пор радуют некоторых водителей. Автомобиль используется и на Крайнем Севере, на Алтае, покоряет чернозем Украины, пески Средней Азии, считается отличным достижением автомобилестроения. Создавать автомобиль начали на автозаводах в Москве еще в 1958 году, конструктор А.М.Кригер при его разработке планировал усовершенствование модели ЗИС-151. Новая модель стала первым грузовиком в мире, на котором использовалась система, рассчитанная на многоразовое повторение цикла спуск-подкачка. И это не единственная особенность грузовика.
Проходимость Зил 157 помогла продержаться на рынке автомобильной техники свыше 30 лет, до сих пор она считается выдающейся. На протяжении всего времени выпуска данной модели, двигатель зил 157 усовершенствовался несколько раз. Первоначально это был шестицилиндровый блок, на который была установлена алюминиевая головка. Объем двигателя был 5,5 литров, мощность его достигала 104 лошадиные силы при крутящемся моменте 334Н/м. Дополнялся двигатель радиатором, который охлаждал двигатель с помощью шестилопатного вентилятора. В оборудование автомобиля был добавлен новый масляный насос и сальник коленвала, что улучшило систему смазки. В грузовике была усовершенствована подвеска агрегата, что значительно повысило продолжительность эксплуатации данного транспортного средства.
Обзор основных параметров автомобиля ЗиЛ
Коробка передач Зил 157 стала пятиступенчатой и имела синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5 передачах. Раздаточная коробка была создана по двухвальной схеме. Главная передача характеризовалась как одноступенчатая, имела спиральные зубья. От предыдущей модели ЗИС 151 отличались и мосты зил 157. Передний мост был усовершенствован шарнирами типа «Бендикс-Вейсс», которые имели равные угловые скорости. Также передний мост мог отключаться водителем. К каждому мосту был подведен свой карданный вал. Тормоз работал на все колеса и имел пневматический привод.
Расход топлива, которое использовалось автомобилем, значительно уменьшилось: в зависимости от проходимости дорог составило на 7-22% меньше ранее использованного объема. Зил 157, расход топлива которого на каждые 100 км составлял около 40 л, мог проехать с полным запасом горючего в баке 510 км пути.
При появлении грузовика все водители смогли вздохнуть от облегчения. Ведь новая кабина Зил 157 стала достаточно усовершенствованной. Укороченные сопки решили проблему снижения силы удара, которая передавалась рукам во время движения автомобиля от колес. На модель были установлены новые амортизаторы для повышения плавности хода. Водителю стало теплее ездить зимой благодаря водяному радиатору с электрическим мотором, установленному в кабине водителя вместе с дополнительной системой обдува стекла. Сидения в кабине водителя стали удобной посадки с возможностью регулировки. За все годы выпуска кабина немного модернизировалась. Но общие характеристики ее остались прежними. Это цельная металлическая конструкция, имеющая три места, на крыши кабина располагается круглый люк. Для увеличения проходимости самосвал Зил 157 имеет полный привод, односкатную ошинковку и специальную систему регулирования давления в шинах.
Говоря о Зил 157, технические характеристики которого помогли ему остаться призером в проходимости и долгожителем в производстве, стоит отметить, что за все время выпуска было создано около 800 тысяч автомобилей данной модели разных модификаций. На основе базовой 157, стали популярны ЗИЛ 157В, ЗИЛ 157К, ЗИЛ 157 КД и многие другие. За эти года было создано 18 модернизированных вариантов данного автомобиля. Автомобиль производился вначале в Москве, затем на Уральском автомоторном заводе до 1992 года. По некоторым данным до 1994 года продолжалась сборка из задела деталей. ЗИЛ 157 модель самая распространенная на постсоветском просторе.
Поговорим о технических характеристиках автомобиля. Габариты модели автомобиля во многом зависят от модифицированных вариантов. Назовем средние их значение: длина грузовика – около 6900 мм, ширина – 2315 мм, высота со стороны кабины – 2360 мм. При варианте с тентом высота – 2915 мм. Дорожный просвет авто – 310 мм(передний) и 355 мм (средний и задний). Радиус поворота автомобиля — около 11 м. Полностью нагруженный грузовик мог разогнаться до 65 км/ч. Говоря о грузоподъемности самосвала, уточним, что она отличается в зависимости от покрытия дороги: по дорогам с твердой поверхностью автомобиль способен был перевести около 5 тонн груза, по грунтовым дорогам – 2,5 тонны груза.
Советский грузовик повышенной проходимости
ЗИЛ 157 дизель мог преодолеть брод, глубина которого 0,85 м при полной загрузке. От уровня давления в колесах зависело прохождение грузовика по дорогам. При нормальном уровне около 3 кгс/см2 грузовик мог спокойно перевозить груз по твердым покрытиям. Для нормального передвижения по мягкому липкому грунту необходимо было снизить давление до показателей 2 кгс/см2. После сильного дождя, паводка, для проезда по песку и размякшей глине давление уменьшалось до 1 кгс/см2. Глубокий снежный наст, болото и сырой луг преодолевался грузовиком при давлении 0,5-0,7 кгс/см2. Собственная масса автомобиля составляет 5800 кг, на переднюю ось идет нагрузка 2400 кг, а на заднюю – около 3000 кг.
Данная модель машины использовалась, как военная техника. Поэтому в некоторых моделях ЗИЛ 157 лебедка располагалась впереди. Автомобиль являлся шикарной базой для многих вариантов кузовов, которые имели конкретное специализированное назначение, стал отличным носителем боевых вооружений. На нем устанавливались фургоны, разнообразные цистерны и лестницы, ракетные установки, ремонтные мастерские, оборудование для снегоуборочной техники и другие установки. Чаще всего конечно выпускалась техника с бортовыми вариантами кузова, по разным сторонам которого располагались лавки для перевозки солдат. Кроме военного назначения автомобили потреблялись геологами, строительными организациями, лесниками, фермерами и другими работниками сельского хозяйства и нефтяных компаний.
Зил 157 по своим характеристикам не отвечает современному автомобилестроению, поэтому он отошел в прошлое, но его использование еще не прекратилось, многие могут к своему удивлению могут встретить его на дорогах нашей страны, особенно это касается глубинок. Этим автомобилем и всеми его моделями часто интересуются любители истории автостроения. Многие увлекаются реставрированием автомобиля, что в последнее время стало модным хобби. Поэтому часто задаются вопросы о наличии той или иной запчасти на зил 157. Они изготавливаются специалистами самостоятельно и могут желающие могут приобрести их, прочитав объявления и посетив специальные сайты в интернете. Часто на страницах глобальной сети встречаются объявления о продаже автомобиля ЗИЛ 157, цена на который зависит от года выпуска, модели, пробега и других характеристик.
Потребители автомобиля довольны своим выбором. По отзывам можно понять, что не смотря на возраст, грузовик не подводит своих собственников, многие внесли самостоятельно некоторые изменения в механизм автомобиля, но его ославленная проходимость помогает покорять труднодоступные местности. При желании можно просмотреть тест драйв зил 157 на многих видео, которые снимались пользователями «короля бездорожья» по разным дорогам и в разных климатических условиях.
Фото легендарного грузовика
promplace.ru