Виды транспортировки нефти – Транспортировка нефтепродуктов Все виды транспортировки нефтепродуктов Транспортировка

Содержание

Способы транспортировки нефти – Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий


Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить. 

Виды транспортировки нефти


Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.


Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов. 


Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период. 


Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы. 


Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км. 


В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта. 

Смешанные транспортировки


Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками. 


Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

discoverrussia.interfax.ru

Транспорт и хранение нефти: перевозки продуктов нефтепереработки

Современный прогресс немыслим без природного газа, нефти и продуктов её переработки. Эффективная  работа промышленных предприятий практически любой народнохозяйственной отрасли находится в прямой зависимости от своевременных поставок энергоносителей, вследствие чего транспортировка нефти и газа, а также продуктов их переработки имеет важное экономическое  значение.

Доставлять углеводороды можно несколькими способами:

  • железнодорожным транспортом;
  • нефтеналивными судами;
  • автомобильными цистернами;
  • с помощью системы трубопроводов.

Транспорт и хранение нефти осуществляется, как правило, с помощью системы трубопроводов и нефтебаз.

Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Какое бы транспортирование углеводородов не использовалось,  цели этого процесса всегда одни и те же: минимизировать затраты на транспорт нефти, максимально сократить сроки поставки, обеспечить максимальную рациональность перевозки.

При выборе способа доставки энергоносителей потребителям учитывается целый ряд факторов: местоположение добывающих промыслов и предприятий перерабатывающего сектора, расположение конечных потребителей, степень развития той или иной транспортной инфраструктуры, а также объемы транспортируемого продукта. Помимо этого, на выбор системы доставки во многом влияет её главные достоинства  недостатки (по сравнению с другими видами транспорта). Например, главное преимущество водного транспорта – дешевизна перевозки (в сравнении с автомобильной и ж/д доставкой), однако этот вид перевозки является сезонным (только в период навигации), что является его главным недостатком.

Во многих случаях  бесперебойность поставок можно обеспечить только в том случае, если использовать комбинированную транспортировку (используя сразу несколько видов доставки). Особенно актуально это в тех случаях, когда транспорт осуществляется на значительные расстояния. Транспортировка с помощью различных транспортных средств называется  смешанной.

Железнодорожный транспорт углеводородов

Одним из главных достоинств этого вида перевозок является то, что он подходит практически для любых видов нефти и нефтепродуктов. Доля ж/д перевозок в общем объеме транспортировок – около 40-ка процентов.

По железной дороге жидкие углеводороды, как правило, перевозят в вагонах-цистернах (98 процентов всех ж/д перевозок), и только 2 процента таких грузов везут в мелкой таре (контейнерах, бидонах и бочках). Для перевозки же твердых нефтепродуктов, а также некоторых видов масел и смазок, используются  крытые вагоны.

Основным  преимуществом железнодорожного вида доставки является его  всесезонность.

В связи с этом большая часть нефтехранилищ и нефтебаз располагается вблизи железнодорожных магистралей.

Есть у этого вида транспорта и свои недостатки, главными из которых являются:

  • существенные денежные затраты, идущие на   строительство новых путей, а также на поддержание в должном состоянии существующих железных дорог;
  • весьма существенная стоимость таких  перевозок (по сравнению с водным или трубопроводным способом доставки ж/д перевозки дороже  в 2-4 раза).

Железнодорожная  цистерна может вмещать 25, 50, 60, 90 и 120 тонн нефти и нефтепродуктов. Наиболее применяемые объемы –  50 и 60 кубических метров. Из цистерн формируют составы,  которые носят название  наливные маршруты. Каждая такая цистерна имеет универсальное сливное устройство, которое ставится в нижней части, что позволяет обеспечить наиболее полный слив её содержимого.  Чтобы регулировать максимально допустимое значение давление в цистерне, которое во время перевозки может вызвать  опасное напряжение стенок ёмкости, используются пружинные  предохранительные клапаны.

Если необходимо перевезти нефть или нефтепродукты, обладающие  высокой вязкостью, то такие ж/д вагоны оборудуют или наружными паровыми устройствами обогрева, или  внутренними подогревателями.

Перевозки битумов, которые являются тугоплавкими  продуктами, осуществляются при помощи специальных полувагонов бункерного типа.  Их конструкция представляет собой четыре бункера, закрепленных на общей раме и оборудованных специальной  «паровой рубашкой». Объем каждого бункера –  11,8 кубометра. Такие бункеры очень просто опрокинуть, и затвердевшие битумы высыпаются на месте разгрузки. Также легко  бункер возвращается в свое исходное положение.

Контейнерные перевозки нефтепродуктов, как правило, производятся небольшими емкостями по 2,5 или 5 тонн. Они крепятся на платформах, а когда доставляются на место, перегружаются на грузовой автотранспорт при помощи подъемного оборудования.  Чаще всего так доставляются смазочные и прочие виды масел. Поскольку они также являются продуктами с высокой степенью вязкости, контейнеры для них тоже оборудуют подогревателями парового типа.

Погрузо-разгрузочные работы при перевозке ж/д  цистернами осуществляются на специальных сливно-наливных эстакадах, расположенных на территории нефтебаз или НПЗ. Вагоны сюда попадают по специально проложенным  подъездным путям, соединяющим предприятие с   ближайшей ж/д  станцией.

Такие подъездные пути бывают:

Полезная информация
1основными (на них происходит непосредственно прием и отпуск продукции)
2вспомогательными (их назначение – погрузка и разгрузка нефтепродуктов в таре и других вспомогательных материалов)
3обгонными (их используют для проведения маневровых работ)

Основной подъездной путь в комплексе со  сливоналивной эстакадой образуют сливо-наливной фронт.

Все железнодорожные перевозки регламентированы   «Правилами перевозки нефтепродуктов», которые утверждены российским Министерством путей сообщения и компанией РЖД. Именно здесь прописаны и порядок формирования наливных маршрутов, и основные требования к перевозкам углеводородов, и порядок подачи вагонов на  эстакады, и правила сдачи загруженных продукцией маршрутов службам железной дороги, и многое другое.  Кроме того, эти Правила устанавливают временные интервалы, в течение которых должна быть выполнена погрузка или разгрузка цистерн, а также  требования, предъявляемые к их  технической эксплуатации.

Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей

Этот способ транспортировки является самым экономичным из всех (кроме трубопроводного). Водный транспорт делится на морской и речной. С его помощью можно осуществлять как внутреннюю, так экспортную поставку. Его доля среди всех   нефтеперевозок – около  13-ти  процентов.

Водный транспорт для перевозки углеводородных энергоносителей

Экономия достигается за счет того, что, например, в сравнении с ж/д транспортом, при водной доставке углеводородов  расходуется во много раз меньше топлива в расчете на единицу перевозимого вещества. Кроме того,  задействуется значительно меньшее количество персонала, а также гораздо меньше металлоемкость транспортной единицы, приходящаяся   на единицу её грузоподъемности.  Также несомненным достоинством водного транспорта является небольшая собственная масса транспортного средства по сравнению с тем объемом груза, который оно способно перевозить.

Общая длина российских рек, пригодных для судоходства, составляет около   150-ти  тысяч километров.

Ещё одним несомненным достоинством такого вида транспортировки является его высокая пропускная способность (реки гораздо шире железных и автомобильных дорог), а также  возможность перебросить флот с одной реки на другую. Для некоторых российских регионов (к примеру, Республика Саха (Якутия), Омская, Новосибирская и Тюменская области) речная доставка энергоресурсов является основной.

Главный недостаток речного транспорта – ограниченный период навигации.

Зимой этот способ почти всегда неприменим. В связи с этим возникает необходимость создания нефтяных запасов для обеспечения потребностей региона в период между навигациями, а для этого необходим колоссальный резервуарный парк.

Еще один существенный недостаток этого транспорта – географическое расхождение  речной сети с главными нефтяными грузопотоками, что приводит к существенному увеличению расстояния, а, следовательно, и сроков поставки.  Да и сама скорость такой перевозки меньше, чем при других видах транспортировки.

Нефтеналивные суда бывают:

  • озерными;
  • речными;
  • морскими;
  • смешанного плавания.

По способу своего  передвижения такие суда бывают  самоходными и несамоходными (буксируемыми). Самоходные – это танкеры. Несамоходные – это баржи.

Танкеры большой грузоподъемности не способны причаливать к берегу, поэтому их погрузка/разгрузка происходит на рейде. Для этого используются специальные  лихтеры, грузоподъемностью до 100 тонн каждый.  Лихтеры тоже бывают само- и несамоходными.

Баржи для вязких нефтепродуктов оборудуются пароподогревателями, работу которых обеспечивают либо двигательные установки буксиров, либо   специальные плавучие насосные станции.

В настоящее время все большее распространение получают суда, которые способны обеспечить перевозку различных типов грузов – нефтерудовозы.   Основное их достоинство – отсутствие  «холостых» проходов, которые неизбежно возникают при использовании судов для одного типа грузов. К примеру,  в Швецию доставляется  переработанная нефть, а обратно такое судно привозит руду.

Автомобильная транспортировка

Применяется в основном для транспортировки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз конечным  потребителям.

Кроме того, автомобилями доставляют энергоресурсы в те районы страны, куда не доходит ни ж/д, ни водный транспорт.

Автомобильная транспортировка нефти в цистернах

Основные емкости для такой перевозки –  автомобильные цистерны. На втором месте по распространенности находятся контейнерные автоперевозки, далее идут автоперевозки тарированной нефтепродукции ( (в канистрах, бочках,  бидонах и пр.).

Автоцистерна в обязательном порядке оборудована приемным патрубком, регулирующим внутренне давление дыхательным клапаном, указателем уровня, сливной задвижкой клинового типа, а также  шлангами  и механическим насосом. Максимально в цистерне можно перевезти  25 кубометров нефтепродукта.

Если на автоцистерне установлено собственное   насосное оборудование, позволяющее прямо с неё раздавать  топливо,  то её называют топливозаправщиком.

Такие машины используются  для мобильной заправки самолетной, сельскохозяйственной и автомобильной техники.

Помимо топливозаправщиков, есть еще автомаслозаправщики.

Их отличие в том, что они оборудованы системами подогрева.

Контейнерные перевозки осуществляются с помощью автомобильных контейнеров емкостью от одного до пяти кубометров. Их ставят на грузовой автомобиль, а по прибытии на место не сливают, а снимают с машины с помощью крана.

Такой способ доставки применяется для создания мобильных складов нефтепродуктов, например, в отдаленных районах или при проведении сельхозработ (в страду).

Трубопроводная  транспортировка

Является наиболее дешевым способом, которым осуществляется транспорт и транзит нефтепродуктов. Любой трубопровод,  диаметр трубы которого  более 219 миллиметров, а протяженность – больше 50-ти километров, называется магистральным.

Существуют также местные и внутренние трубопроводы. Первые соединяют между собой объекты предприятий различной сферы деятельности (например, промыслы и приемные станции магистрали), вторые – находятся на территории предприятий нефтяного комплекса.

Основная масса нефтепродукции транспортируется по магистральным трубопроводам. Их диаметр достигает 1620 миллиметров, а давление может доходить до 100 атмосфер. Газовый трубопровод называется газопровод, нефтяной – нефтепровод, для транспорта нефтепродуктов – нефтепродуктопровод.

Все такие трубопроводы устроены по одному принципу – основная труба, комплекс насосных перекачивающих станций и вспомогательные сооружения (линии электропередач, системы защиты от коррозии и статического электричества и так далее).

Магистральный трубопровод

В настоящее время используется два  способа такой транспортировки – постанционный и транзитный.

Постанционный подразумевает предварительное заполнение резервуара, расположенного на насосной станции, и только после этого продукт идет на следующую станцию. Чтобы обеспечить непрерывность такого процесса, необходимо иметь несколько резервуарных емкостей на каждом насосном пункте.  Такой метод дороже, чем транзитный, и применяется только в случаях:

  • наладки трубопровода;
  • определения его пропускной способности на каждом перегоне.

Транзитный способ – основной. При этом методе может также может применяться резервуар, но поступление в него рабочего потока и откачка его далее происходят одновременно, без заполнения емкости. Кроме того, практикуется и перекачка напрямую – из одного насоса в другой.

#16. Factorio "Транспортировка нефти"

Рейтинг автора

3

Написано статей

11

Загрузка…

neftok.ru

Транспортировка нефтепродуктов – разновидности и особенности перевозки нефти

Нефтяная продукция является на сегодняшний день, пожалуй, самым востребованным продуктом, который наиболее часто подлежит транспортировке в разные части света. Именно поэтому, сегодня перевозка нефти не производится одним лишь способом, а существует несколько альтернативных вариантов. Наиболее распространенными способами транспортировки нефтепродуктов сегодня является железнодорожная перевозка.

Автомобильная перевозка нефти, перевозка нефти на водном транспорте, а именно на морских танкерах. Еще одним альтернативным способом транспортирования нефти является ее прогон по нефтепроводу. Рассмотрим более подробно каждый из названных способов, дабы понять каковы преимущества и характеристики каждого из них.

 

 

Автомобильная транспортировка нефтепродуктов


На сегодняшний день автомобильные перевозки нефтепродуктов не являются наиболее распространенным способом, поскольку имеют рая недостатков. Так, к примеру, большого количества нефти на автомобиле перевезти невозможно. Поэтому автоцистернами пользуются, как правило, для перевозки нефтепродуктов на небольшие расстояния.

 

К тому оснащение автомобиля, который везет столь опасный груз должно быть на высоком уровне и автомобиль должен пройти множество проверок и регистраций в органах по надзору, к тому он должен быть специальным оборудованием и знаками. Как правило, такое оснащение стоит немалых денег, поэтому сама автоперевозка не является выгодным вариантом. Остальные названные виды транспортирования нефтепродуктов являются наиболее распространенными и приемлемыми для перевозок на дальние расстояния.


Транспортировка нефтепродуктов через трубопровод


Прогон нефтепродуктов по трубопровод является одним из наиболее недорогих и безопасных методов транспортировки нефтепродукции. Как известно, нефтяные трубопроводы служат для доставки нефти между городами и между государствами. Сам процесс осуществляется посредством того, что на обоих концах трубы установлены специальные насосы, которые создают давление, за счет которого и происходит движение нефти по трубам.

 

 

 

Сегодня существует две разновидности трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов. А именно наземные и подземные трубопроводы. Как правило, и тот и другой виды работают в разных условиях одинаково хорошо. Однако наземные хорошо тем, что при поломке или аварии его легко можно будет отремонтировать, подземный имеет более высокую устойчивость к внешним факторам, он менее подвержен влиянию окружающей среды.


Морская траспортировка нефтепродуктов


Самым популярным из всех способов транспортировки нефтепродуктов является перевозка на морском танкере. Это один из самых продуктивных методов транспортирования, поскольку танкер обладает очень большим водоизмещением и поэтому на нем можно транспортировать сразу большие объемы нефтепродуктов. К тому еще одним преимуществом такого типа транспортировки является то, что зачастую морской путь значительно короче, а соответственно и транспортировка занимает значительно меньше времени.

 

Из этого так же следует, что такой способ перевозки нефти обходится куда дешевле остальных. Сами танкеры для транспортировки нефтепродуктов могут подразделяться на три типа, то есть они бывают малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Танкеры обязательно оснащаются специальными перегородками, создающими отсеки для нефтепродуктов. Так же выполнены они с двойной, защитной обшивкой, которая повышает уровень безопасности танкера.


Железнодорожная транспортировка нефти


Транспортировка нефтепродуктов по железной дороге является так же нередкой, однако такой способ нельзя отнести к самому распространенному. Данный метод транспортирования нефтепродуктов является достаточно дорогостоящим, соответственно это делает его менее популярным, чем даже транспортировка нефти по трубам. Процесс транспортировки по железной дороге сопровождается строгим регламентом, что так же делает его менее популярным. Для такого типа транспортировки необходимо наличие специального оборудования и специальных вагонов-цистерн, оснащенных по всем стандартам и правилам безопасности.

promplace.ru

Транспорт нефти

ТРАНСПОРТ НЕФТИ (от лат. transporto — переношу, перевожу* а. oil transport; н. Oltransport, Erdolfortleitung; ф. transport du petrole; и. transporte de petroleo, transporte de oil) — доставка подготовленной к дальнему транспорту нефти от нефтяных промыслов до других пунктов переработки и потребления. Осуществляется трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным видами транспорта. Различные виды транспорта нефти отличаются по развитию и размещению, технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностям освоения потоков нефтяных грузов, пропускной и провозной способностям на отдельных направлениях и участках, технико-экономическим показателям. Все виды транспорта нефти составляют единую транспортную систему, включающую в себя комплекс постоянных устройств и подвижных средств, предназначенных для снабжения народного хозяйства всем ассортиментом нефтяных грузов. Каждый из видов транспорта нефти имеет особенности, заставляющие предпочесть его для перевозки определённой группы нефтяных грузов. 

Трубопроводный транспорт служит для перевозки больших количеств нефти, нефтепродуктов и сжиженных нефтяных газов в одном направлении. Его преимущества: кратчайшая трасса по сравнению с другими видами; возможность прокладки на любые расстояния между любыми объектами; непрерывность, обеспечивающая ритмичность поставок и бесперебойное снабжение потребителей без затрат на создание крупных хранилищ груза на концах трасс; минимальные потери нефти и нефтепродуктов; наибольшая механизация и автоматизация. Недостатки трубопроводного транспорта: большой расход металла и “жёсткость” трассы перевозок. Доля этого вида транспорта нефти неуклонно растёт (табл. см. в ст. Трубопроводный транспорт). Вместе с тем имеется ряд нерешённых вопросов: сравнительно малый ассортимент перекачиваемых нефтепродуктов, повышенные их потери при последовательной перекачке из-за образования смеси нефтепродуктов и др.

Железнодорожным транспортом доставляются нефтяные грузы всех видов, в т.ч. и сжиженные нефтяные газы, в цистернах, бункерах или лёгкой таре. В основном служит для перевозки мелких партий нефтепродуктов, в первую очередь масел, битума и др. При больших установившихся нефтяных грузооборотах использование этого вида экономически нецелесообразно. Универсален, может осуществлять транспортные связи между большинством пунктов добычи нефти и её потребления с помощью разветвлённой сети магистральных и подъездных путей и подвижного состава; имеет высокую общую пропускную способность; обеспечивает равномерность поставок в течение года; трассы длиннее трубопроводного транспорта, но короче водных. Недостатки: порожние пробеги цистерн; ограниченная пропускная способность одного маршрута; необходимость создания сливо-наливных устройств, эстакад и нефтебаз в пунктах отгрузки и приёма нефтегрузов; относительно большие потери при транспортировке и перегрузке.

Водный транспорт позволяет перевозить нефть, нефтепродукты и сжиженные газы в любых количествах в наливных баржах и танкерах (см. Нефтеналивное судно), а также в мелкой таре; обладает относительно небольшой скоростью доставки, кроме того, необходимо создание причального и нефтебазового хозяйства для приёма и отгрузки нефтегрузов (см. Нефтеналивной причал, Стендер). Морской транспорт нефти — единственный вид, обеспечивающий межконтинентальные транспортные связи, располагает неограниченной пропускной способностью.

Речной транспорт в CCCP сезонный, требует в пунктах налива и разгрузки судов либо строительства дополнительных ёмкостей для накапливания нефтяных грузов на межнавигационный период, либо замены его в межсезонье железнодорожными перевозками. Речной путь, как правило, длиннее трассы трубопровода или железнодорожного пути, что в некоторых случаях значительно удорожает транспорт нефти. Используется либо в комбинации с железнодорожным, либо в местах отсутствия железных дорог и нефтепроводов.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на короткие расстояния от крупных нефтебаз к мелким и далее к потребителям. Отличается большой манёвренностью, подвижностью, проходимостью. Однако им доставляются небольшие объёмы грузов, неизбежны порожние пробеги автоцистерн, зависит от наличия, технического состояния и разветвлённости по территории обслуживания нефтегрузами автомобильных дорог.

Различные виды транспорта нефти сравнивают по следующим показателям: экономии, капиталовложения и эксплуатационные затраты, металловложения, ритмичность и др. Выбор вида транспорта осуществляется технико-экономическим сравнением вариантов по минимуму приведённых затрат.

www.mining-enc.ru

Транспортируем нефть

В настоящее время доставлять нефтепродукты потребителям можно несколькими способами, в зависимости от вида транспорта, который может быть трубопроводным, водным и железнодорожным. Полезные ископаемые, находящиеся в газообразном состоянии, например такие, как природный газ, транспортировать к местам потребления можно только по трубопроводу.

При этом если возникает необходимость его доставки между континентами, то используется специальные танкеры-метановозы, которые перевозят только его.

Любой вид транспорта обладает своей спецификой.

Водный транспорт дает возможность перевозить груз в любых количествах в специальных наливных судах (танкерах или барже) или в мелкой таре. Очень часто бывает, что речной транспорт при сравнении с другими оказывается самым протяженным, что в некоторых ситуация приводит к росту затрат на перевозку.

Кроме того, данный вид транспорта носит сезонный характер. В связи с этим в местах налива и разгрузки судов необходимо возводить дополнительные резервуары для хранения нефтегруза на межнавигационный период или же в это время выбрать другой способ доставки, например по железной дороге.

На железнодорожном транспорте можно осуществлять доставку любых типов нефтяных грузов, а также сжиженный газ, которые перевозят в цистернах, легкой таре или бункерах. Однако у такого способа есть один недостаток – при больших грузооборотах использование такого вида транспорта экономически нецелесообразно.

По железной дороге лучше перевозить небольшие объемы нефтепродуктов, например битум или различные масла и т.д. Несмотря на то, что такой способ транспортировки не является непрерывным, он все же характеризуется меньшим показателем неравномерности работы, так как перевозки осуществляются круглогодично.

Если требуется доставлять большие объемы нефти, газа и нефтепродуктов в одном направлении, то использует трубопроводы.

В сравнении с другими способами транспортировки они имеют ряд преимуществ:

—  простота обеспечения автоматизации процесса, при использовании автоматической трубопроводной арматуры;

— самая короткая трасса доставки, при этом трубопроводная система может быть проложена между любыми пунктами, как бы далеко они друг от друга не находились;

— непрерывность такого транспорта дает возможность выстроить ритмичную работу поставщиков, а также обеспечить постоянное снабжение потребителей. В результате чего нет потребности в обустройстве на концах трассы мест для хранения запасов транспортируемого груза;

— минимальные потери доставляемого сырья в сравнении с другими видами транспорта.

К недостаткам можно отнести невозможность передачи груза в обратном направлении, что называется «жесткостью» трассы, и  большой расход металла.

Помимо перечисленных трех способов транспортировки, определенную роль играет и автомобильный транспорт. В основном он используется, когда необходимо доставить груз (в том числе и сжиженный газ) от крупных нефтяных баз к более мелким и далее к конечным потребителям. Доставка осуществляется в мелкой таре или автоцистернах.

В связи с увеличением количества промыслов и ростом объема потребления газа и нефтепродуктов, перед проектировщиками возникает вопрос выбора наиболее подходящего вида транспорта. Сейчас имеется огромное число показателей, на основе которых производят сравнения различных способов доставки, например, ритмичность вида транспорта, металловложения или экономичность.

Определение наиболее выгодного способа транспортировки в каждой конкретной ситуации основывается на методе технико-экономического сравнения вариантов. Выбор осуществляется на сравнении двух показателей: эксплуатационные расходы и капитальные затраты.

Если по итогам сравнения у одного из видов транспорта оба эти показателя окажутся меньше, чем у другого, то данный способ доставки будет предпочтительным. Однако бывают ситуации, когда необходимо рассчитать коэффициент эффективности, который показывает, как снижаются эксплуатационные расходы в ряде случаев.

Похожие статьи

advone.net

ВИДЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА



ВИДЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА







К основным видам транспорта нефти и нефтепродуктов на дальние расстояния относятся железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. В ряде случаев нефтепродукты доставляются потребителям самолетами и вертолетами.

При водном транспорте (морском и речном) сырая нефть и многие нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и др.), перевозятся в наливных судах самоходных (танкеры) и несамоходных (Лихтеры, баржи) типов.

При автомобильных перевозках нефтепродукты с крупных нефтебаз доставляются на мелкие нефтебазы и далее к потребителям. В этом случае нефтепродукты перевозятся в автоцистернах, а также в мелкой таре.

Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов обеспечивает транспорт больших количеств нефти и нефтепродуктов на любые расстояния.

Железнодорожный транспорт

Нефть и нефтепродукты перевозят по железным дорогам, как правило, в вагонах-цистернах. Только небольшая часть этой продукции (около 2%) транспортируется в мелкой таре (бочках, контейнерах, бидонах и баллонах).

Вагон-цистерна – стальная горизонтальная цилиндрическая емкость. В зависимости от грузоподъемности они бывают двухосными и четырехосными. По конструкции различают стандартные и специального назначения. В стандартных цистернах перевозят нефтепродукты, вязкость и температура которых не зависят от сливо-наливных работ. В цистернах специального назначения перевозят высоковязкие нефтепродукты. Цистерны специального назначения теплоизолированные для замедления охлаждения находящихся в них нефтепродуктов или снабжаются подогревательными устройствами. Благодаря сохранению температуры облегчаются и ускоряются налив и слив продукции. Наиболее распространены четырехосные цистерны объемом 50 и 60м3.

Для перевозки битума, как весьма тугоплавкого нефтепродукта, применяют специальные железнодорожные вагоны, называемые бункерными полувагонами. Особенность их заключается в том, что они состоят из четырех бункеров (объемами по 11,8м3 каждый), установленных на раме вагона. Опорные точки бункера расположены таким образом, что в заполненном состоянии его центр тяжести находится выше этих точек и бункер легко опрокидывается (при освобождении захватов), вываливая битум на разгрузочную площадку, а затем возвращается в первоначальное вертикальное положение.

Контейнеры – небольшие цистерны грузоподъемностью 2,5 и 5 т, размещенные на железнодорожной платформе. По прибытии к месту назначения их перегружают кранами или другими устройствами на грузовые машины. В цистернах-контейнерах перевозят главным образом, высоковязкие масла и смазки. Поэтому контейнеры снабжены устройствами для разогрева нефтепродуктов.

Слив и налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны производится с помощью железнодорожных эстакад. Железнодорожные эстакады – это стационарные устройства в виде мостков, расположенные вдоль железнодорожного пути. Мостки установлены на уровне вагонов-цистерн. Железнодорожные эстакады по виду осуществляемых операций разделяются на наливные, сливные и сливо-наливные.

Основные элементы эстакад для налива и слива нефтепродуктов – наливные стояки, устанавливаемые с одной или с обеих сторон железнодорожных путей на расстоянии от 4 до 12м. Стояки объединяются между собой коллекторами с соответствующей арматурой для подключения и отключения стояков по мере наполнения цистерн.

Подача продукции в коллекторы эстакады осуществляется, как правило, насосами.

Процесс налива продукции в железнодорожные вагоны-цистерны, связан с выполнением в определенной последовательности многих операций по подготовке цистерн к наливу, пуску насосов, и открытию запорной арматуры, контролю в процессе наполнения. После заполнения цистерны, запорная арматура закрывается, измеряется количество налитого продукта, отбираются пробы, закрываются и пломбируются люки. Слив продукта из железнодорожных цистерн в резервуары может осуществляться с помощью насосов через верхнюю часть цистерн или самотеком из нижней их части.

Водный транспорт

Нефть и нефтепродукты водным транспортом перевозят в нефтеналивных судах – морских и речных танкерах и баржах (самоходных и несамоходных). Морское самоходное нефтеналивное судно называется танкером (грузоподъемность его достигает 50 тыс. т и более), несамоходное – морской баржей или лихтером.

Морское нефтеналивное судно состоит из жесткого металлического каркаса, к которому крепится металлическая обшивка: снаружи – обшивка корпуса судна и изнутри – танка судна, куда заливают нефть или нефтепродукты. Корпус судна продольными и поперечными непроницаемыми перегородками делится на ряд отсеков 4, называемых танками. Это обеспечивает непотопляемость судна, уменьшает гидравлические удары при качке, увеличивает пожарную безопасность, улучшает условия эксплуатации. Доступ в танки осуществляется через люки 7.

Грузовые танки в танкере от остальных судовых помещений разделены двумя непроницаемыми перегородками /. В носовой части судна размещается сухогрузный трюм 2, в середине насосное отделение 3, а на корме – машинное отделение 5, котельное отделение 6 и жилые помещения.

Насосные отделения соединены со всеми танками трубопроводами. Для налива и слива нефтепродуктов предусмотрены погрузочно-разгрузочные трубопроводы, имеющиеся в каждом танке и которые на палубе подключены к общему коллектору.

При перепускной системе налива и слива нефтепродуктов всасывающие и напорные (палубные) магистрали отсутствуют. Сливные операции осуществляются путем перетекания продукта из танка в танк, а из смежного с насосным отделением танка с помощью насоса направляется на берег или в другое судно (при выгрузке на плаву). При наливе продукт поступает в один или несколько танков, откуда самотеком направляется в остальные танки. Перетёк продукта из танка в танк, осуществляется через отверстия, вырезанные в боковых стенках танка (переборках).

Лихтеры, выпускаемые грузоподъемностью до 10 тыс. т и более, предназначены для перевозки нефтепродуктов на большие расстояния, а также для операции по сливу и наливу танкеров, если последние не могут подойти к береговому причалу.

Сливно-наливные операции осуществляются с помощью насосов, установленных на лихтерах, либо на плавучей насосной станции.

Речные баржи – несамоходные грузовые судна, перемещаемые буксиром или толкачом, изготовляют грузоподъемностью от 100 τ до 12 тыс. т. Подобно танкеру их внутренняя емкость разделена на отдельные отсеки, число которых может достигать 50. Грузовая система в них перепускная. Над палубой имеются надстройки для обслуживающего персонала. Для налива и разгрузки нефтеналивных судов предусмотрены гавани и причалы.

Гавань – часть портовой акватории, прилегающая к причалам, где производят грузовые операции. Водная поверхность нефтегавани, называемая акваторией (участком водной поверхности в установленных границах района моря или порта), должна быть укрыта от волнения, иметь определенную площадь поверхности и глубину для причаливания и маневрирования судов. Для гавани выбирают естественные укрытия (бухты, заливы, затоны). Если таковых нет, сооружают искусственные – волноломы, дамбы и т. д.

Сооружение для причаливания судов и связи их с берегом называется пристанью. Если пристань значительно выдается от берега внутрь водной поверхности, ее называют пирсом. Пристань или пирс может иметь один или более причалов.

От нефтяных причалов до береговых резервуаров прокладывают трубопроводы. Перекачка продукции из резервуаров в суда, а также из судов в резервуары осуществляется с помощью береговых насосных станций (если суда не имеют насосов). Соединение береговых трубопроводов с судовыми, осуществляется с помощью шлангов или шарнирных элементов.

На речных (морских) пристанях, для слива продукции широко используются плавучие насосные станции. В этом случае суда причаливают к насосной станции, которая сооружается у причала. Всасывающие трубопроводы насосной станции соединяют с грузовой системой судна, а выкидные – с береговыми трубопроводами. После этого с помощью насосов продукция перекачивается из судна в береговые резервуары. Плавучая насосная станция представляет собой судно (речное или морское), на котором смонтированы два насоса или более. Такую станцию применяют для промежуточных перегрузок нефтяной продукции на плаву.

Если строительство морского нефтяного причала затруднено или экономически нецелесообразно, налив танкеров осуществляется на некотором расстоянии от берега по подводному трубопроводу.

В 1878 году для Каспийского моря выстроен первый в мире танкер – «Зороастра», с грузоподъемностью 250 т. Танкера имеются и в Казахстане, которые перевозят в Каспийском море нефть из порта Актау в Баку. На данный момент насчитывается три танкера (Астана, Алматы и Атырау) с небольшими грузоподъемностями, по причине малой глубины Каспийского моря (грузоподъемность в пределах 10-15 тыс. т.). В целом, число танкеров 8 (5 их них Азербайджанские), в год они транспортируют 10 млн. тонн Казахстанской нефти из города Актау в порт Баку.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт широко используется при перевозках нефтепродуктов с распределительных нефтебаз непосредственно потребителю. Этот вид транспорта наиболее эффективно используется в районах, в которые невозможно доставить нефтепродукты железнодорожным или водным путями сообщения.

Автоцистерны, в которых перевозят нефтепродукты, оснащены комплектом следующего оборудования: патрубка для налива нефтепродукта, дыхательного клапана, стержневым указателем уровня, клиновой быстродействующей задвижкой для слива топлива, двух шлангов с наконечниками и насосы с механическим приводом. Объем отдельных автоцистерн достигает 25м3. Внутри цистерны установлены поперечные и продольные волнорезы для уменьшения силы ударной волны жидкости при движении автомашины.

Для обеспечения пожарной безопасности на автоцистернах установлены огнетушители и устройства для заземления цистерн и шлангов для отвода статического электричества, которое может образоваться при наливе и сливе нефтепродуктов.

В практике автотранспорта нефтегрузов широко применяют цистерны на автоприцепах, что повышает эффективность использования этого вида транспорта.

Для заправки топливом автотранспортных машин, функционирующих в отдалении от нефтебаз и заправочных станций, а также сельскохозяйственных машин и самолетов применяют специальные автоцистерны, оборудованные комплектом насосно-раздаточных устройств. Такие автоцистерны называются авто топливозаправщиками.

Оборудование топливозаправщика приводится в действие водителем из кабины управления, в которой предусмотрены рычаги включения насоса, задвижки и вентили, необходимые для выполнения операций по приемке, раздаче и перекачке топлива, а также контрольно-измерительные приборы. Авто топливозаправщики изготовляют с цистерной объемом 4-16 м3.

Автотранспортом осуществляется также перевозка нефтепродуктов в контейнерах и в мелкой таре.

Контейнеры – металлические или эластичные резинотканевые емкости объемами 2,5 и 4м3 (известны резинотканевые емкости объемом до 20м3), в которых нефтепродукты доставляются потребителю без перекачки в стационарные хранилища. По прибытии к месту назначения контейнеры сгружают с машин при помощи кранов. Особенность контейнерных перевозок заключается в том, что емкости-цистерны не закрепляются за автомашиной, а попеременно могут служить транспортной емкостью и временным хранилищем. Такие перевозки весьма удобны для удаленных от транспортных магистралей районов и при организации полевых передвижных складов.

Из мелкой тары наиболее распространены бочки и бидоны. Бочки удобны в эксплуатации и их широко применяют для доставки нефтепродуктов с нефтебаз потребителю. В отдельных случаях доставка нефтепродуктов в бочках – единственный способ удовлетворения нужд отдаленных районов, не имеющих железнодорожных и водных путей. Различают два основных типа бочек – металлические объемом 50-500 л для транспорта жидкого топлива (бензина, керосина и др.) и фанерные (штампованные) объемом 50 л, используемые в основном для перевозки консистентных смазок.

Бидоны применяют двух типов: металлические и металло-фанерные. Металлические бидоны объемом 5-62л для перевозки бензина изготовляют из белой жести прямоугольной и цилиндрической формы. Металло-фанерные бидоны для перевозки консистентных смазок изготовляют объемом 16л, корпус у них фанерный, а днище металлическое штампованное. Эти бидоны, покрытые изнутри бензостойким материалом, используются также под масло.

Для перевозки жидких нефтебитумов, а также смазок применяют металлические гофрированные барабаны или мешки из оберточной бумаги. Все большее применение находит полиэтиленовая тара. Для налива светлых нефтепродуктов в автоцистерны, бочки, бидоны и другую мелкую тару сооружают устройства налива.

Масла и смазки отпускают в расфасованном виде. Налив в автоцистерны осуществляется через авто наливные устройства – авто эстакады и авто колонки. Налив нефтепродуктов в бочки, бидоны и другую тару производится в специальных помещениях – разливочных (расфасовочных), оборудованных раздаточными устройствами.

Заправку нефтепродуктов в автотранспорт производят на автозаправочных станциях (АЗС), располагаемых у нефтебаз, или на автотранспортных магистралях. Емкости при этом заполняются с помощью трубопровода, проложенного от нефтебазы, или с помощью, автоцистерн.

В зависимости от назначения и месторасположения автозаправочные станции подразделяются на городские, дорожные, парковые, сельские, передвижные. Городские авто заправочные станции располагают на городских магистралях, площадях и в районах крупных автобаз и стоянок автотранспорта. Сельские же, размещают обычно в районных центрах, а дорожные – на основных автомагистралях. Передвижные заправочные станции временно размещают на автомобильных, дорогах, в местах скопления автомобилей, на строительных площадках, в полевых станах, на туристских маршрутах, в пригородах и т. д. Катера и моторные лодки заправляют как передвижные автозаправочные станции, так и плавучие, оборудованные на катерах

Трубопроводный транспорт

Наиболее экономичный вид транспорта нефти и нефтепродуктов – трубопроводный.

Преимущества этого вида транспорта:

1) низкая себестоимость транспорта продукции на значительные расстояния;

2) непрерывность подачи продукции;

3) широкая возможность для автоматизации;

4) уменьшение потерь нефти и нефтепродуктов при их транспортировании;

5) возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию, если это экономически целесообразно.

Трубопроводы, перекачивающие продукцию на значительные расстояния, называются магистральными.

Магистральные трубопроводы в зависимости от перекачиваемой жидкости соответственно называются: нефтепроводами – при перекачке нефти; нефтепродуктопроводами – при перекачке жидких нефтепродуктов, например, бензина, керосина, дизельного топлива, мазута. При использовании нефтепродуктопровода для транспортирования нефтепродукта одного сорта употребляется термин бензинопровод, керосинопровод, мазутопровод и т.д. (соответственно наименованию перекачиваемого продукта).

Магистральный трубопровод состоит из следующих звеньев: 1) трубопровода; 2) одной или нескольких насосных станций; 3) средств связи.

Магистральный трубопровод характеризуется следующими, показателями: длиной, диаметром, пропускной способностью и числом перекачивающих станций.

Современные магистральные трубопроводы, протяженность которых достигает более 1000км, представляют собой самостоятельные транспортные предприятия, оборудованные комплексом головных, промежуточных и перекачивающих (насосных) станций большой мощности, а также, наливными станциями со всеми необходимыми производственными и вспомогательными сооружениями. Пропускная способность их достигает 50 млн. т. нефти в год и более. Сооружают такие трубопроводы преимущественно из стальных труб условным диаметром 500, 700, 800, 1000, 1200 и 1400мм.

При транспорте нефти и нефтепродуктов на большие расстояния приходится преодолевать значительные гидравлические сопротивления в трубопроводе. Поэтому, если одна перекачивающая насосная станция не может обеспечить нормальный режим перекачки при заданном давлении, то строят несколько· станций по длине трубопровода. Трубопроводный транспорт, наряду с экономичностью, обеспечивает круглогодичную работу и почти не зависит от природных условий, чем выгодно отличается от других видов транспорта. В связи с этим с каждым годом увеличивается протяженность магистральных трубопроводов.








xreff.ru

Транспортировка нефти в России и поставки за рубеж

Нефть уже на протяжении долгого времени является одним из самых главных ресурсов в Российской Федерации. Именно по этой причине в нашей стране огромная система трубопроводов для транспортировки этого продукта. Отметим, что в отличие от стран Ближнего Востока и США, мы имеем возможность доставки нефти по трубам не только на местные НПЗ и на морские нефтеналивные терминалы, но и конечному потребителю. На данный момент времени это самый рентабельный способ транспортировки. Все эти факторы ставят Россию в исключительное положение на рынке нефти. Не зря же ещё с 20 века нефть стали называть «кровью экономики».

Фото: transneft.ru

Современная система в России и за её пределами

Трубопроводный транспорт сам по себе является одной из самых высокотехнологичных отраслей. Важно понимать, что современные нефтепроводы — это не трубы, а целая система бесшовного оборудования большого диаметра, которой необходимо выдерживать достаточно высокое переменное давление. Важно учесть и факт того, что поддерживать это состояние надо на протяжённости сотни, порой и тысячи километров. А это требует применения весьма сложных систем специализированных насосов. Производство всех необходимых для этого компонентов освоили ещё в СССР, при этом достаточно быстро. Труботранспорт позволяет экономить труд свыше 700 000 рабочих. Некоторые отдельные технологии строительства нефтепроводов применяются даже в космической отрасли.

Фото: transneft.ru

Самой, пожалуй, известной компанией в сфере транспортировки нефти по трубопроводам является российская «Транснефть». Большая часть системы, считавшейся самой крупной в мире, досталась от советской «Главтранснефти», длина которой составляла 48,7 тысяч километров на июнь 2006 и по которой прокачивают более 90% российской нефти. Для сравнения, крупнейший нефтепровод США — «Трансаласкинский» — имеет длину 1 280 километров, что по сравнению с трубопроводом «Дружба», длина которого составляет 8 900 км, из них 3 900 км на территории России, выглядит не так впечатляюще.

Однако в транспортировке нефти, как и в других отраслях есть свои проблемы. Самой главной принято считать приобретение альтернативных маршрутов, позволяющих уменьшить зависимость от белорусского участка нефтепровода «Дружба» и от нестабильного украинского участка. Всем известно, что экспорт нефти из России осуществляется по трём основным направлениям.

• Европа. Туда нефть Россия экспортирует по нескольким маршрутам. Два из них, транзитные, уже упоминались — это направления через Белоруссию и Украину. Через морские порты: «Туапсе» и «Новороссийск» на Чёрном море и «Приморск» и «Усть-Луга» на Балтийском. Последнее направление на Усть-Лугу сейчас только осваивают, для этого строят Балтийскую трубопроводную систему II (БТС-2). Именно БТС-2 позволит обойти Украину и снизить нагрузку на белорусский участок.

• Азия. В этом направлении экспорт нефти осуществляется через Казахстан.

• И третье направление, которое на сегодняшний день является самым перспективным — восточное. Первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» позволяет экспортировать нефть в Китай, а также осуществлять поставки на рынки АТР.

Важно понимать, что государству невыгодно отказываться от экспорта нефти и продуктов из неё. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) в западном направлении проложены нефтепроводы:

Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва с ответвлением Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;

Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк;

экспортная нефтепроводная система «Дружба», состоящая из нескольких трубопроводов большого диаметра: Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча —Полоцк — Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа.

На территории Белоруссии нефтепровод разделяется на две ветки — северную (Белоруссия, Польша, Германия, Латвия, Литва) мощностью 70 млн т и южную (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия) мощностью 65 млн т.

В последние годы, в связи с развитием альтернативных маршрутов экспорта нефти через новые терминалы в Балтийском бассейне, объём перекачки нефти значительно снизился. В юго-западном направлении из Поволжья к крупным нефтеперерабатывающим заводам Украины и России, а также нефтеэкспортным портам на Чёрном море построены нефтепроводы Самара — Лисичанск — Кременчуг — Снигиревка — Николаев — Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон, Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море).

В восточном направлении к Тихому океану действуют нефтепроводы Александровское — Анжеро-Судженск — Ачинск — Тайшет — Ангарск (крупный нефтехимический комбинат), продолженный в Китай от Тайшета до Сквородино (Амурская область), а в перспективе — до нефтеэкспортного терминала в Японском море в порту Козьмино. В южном направлении из Западной Сибири сооружён нефтепровод Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.

К этим высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод Ухта — Ярославль), Северного Кавказа (Баку — Грозный — Тихорецк), Казахстана (Новый Узень — Гурьев — Самара и Гурьев — Орск — Уфа) и другие. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив (Оха — Комсомольск-на-Амуре).

Фото: transneft.ru

К перспективным новым и проектируемым нефтепроводам относят Балтийскую трубопроводную систему-II, Мурманский нефтепровод и Заполярное — Пурпе. Из существующих трубопроводных систем чаще всего вспоминают Каспийский Трубопроводный Консорциум, что вполне обосновано: на данный момент времени это крупнейший совместный проект России, Казахстана и целого ряда нефтедобывающих компаний.

Сеть нефтепродуктопроводов имеет меньшее развитие и составляет 16 000 километров. Её основу формирует широтная магистраль, протянувшаяся от Уфы на восток до Новосибирска и на запад до Бреста. Набольшая часть, около 45-50%, экспорта российских светлых нефтепродуктов через систему нефтепродуктопроводов до последнего времени осуществлялась через Вентспилский морской порт. Также для развития собственных экспортных перегрузочных комплексов светлых нефтепродуктов в 2007 году ввели в строй магистральный нефтепродуктопровод Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск протяжённостью свыше 1 тысячи километров и морской терминал «Приморск» проектной мощностью 17 миллионов тонн. Главным оператором магистральных нефтепродуктопроводов является российская транспортная монополия — акционерная компания «Транснефтепродукт». Именно она осуществляет транспортировку светлых нефтепродуктов от 16 нефтеперерабатывающих заводов в регионы России, Украины, Белоруссии, Латвии, Казахстана, а также в страны дальнего зарубежья. Отметим, что мощность системы нефтепродуктопроводов составляет свыше 50 миллионов тонн. Именно на магистральные нефтепродуктопроводы приходится около 25% перевозок светлых нефтепродуктов, большую часть здесь перевозит железнодорожный транспорт — около 70%.

Подготовка к транспортировке

Фото: transneft.ru

При начальной разработке нефтяных месторождений добыча нефти происходит в так называемом «чистом виде», то есть без различного рода примесей и воды. Но на любом месторождении наступает период, когда из недр начинает выступать не только нефтяной продукт, но и пластовые воды, которые сильно отличаются по химическому и бактериологическому составу. В результате такого смешения образуется механическая смесь, которая состоит из двух и более нерастворимых жидкостей. Одна из них плавает в виде капель в другой. Мало того, что это значительно ухудшает качество материала для переработки, так ещё и нерентабельно увеличивает объём для перевозок. Важно сказать, что присутствие агрессивных водных растворов минеральных солей опасно для техники. Оно приводит к быстрому износу как нефтеперекачивающего, так и нефтеперерабатывающего оборудования.

Даже наличие в нефти 0,1% воды приводит к интенсивному вспениванию её в ректификационных колоннах нефтеперерабатывающих заводов, что нарушает технологические режимы переработки и, кроме того, загрязняет конденсационную аппаратуру. Лёгкие фракции нефти, углеводородные газы от этана до пентана, являются ценным сырьём химической промышленности. Из него получают растворители, жидкие моторные топлива, спирты, синтетический каучук, удобрения, искусственное волокно и другие продукты органического синтеза, широко применяемые в промышленности. Поэтому специалисты стремятся к снижению потерь лёгких фракций из нефти и к сохранению всех углеводородов, извлекаемых из нефтеносного горизонта для последующей их переработки.

Современные комплексные нефтехимические комбинаты выпускают как различные высококачественные масла и топлива, так и новые виды химической продукции. Качество вырабатываемой продукции во многом зависит от качества исходного сырья, то есть нефти. Если в прошлом на технологические установки нефтеперерабатывающих заводов шла нефть с содержанием минеральных солей 100-500 мг/л, то в настоящее время требуется нефть с более глубоким обессоливанием, а зачастую перед переработкой нефти приходится полностью удалять из неё соли. Наличие в нефти механических примесей, например, породы пласта, вызывает абразивный износ трубопроводов, нефтеперекачивающего оборудования, затрудняет переработку нефти, образует отложения в холодильниках, печах и теплообменниках, что приводит к уменьшению коэффициента теплопередачи и быстрому выходу их из строя. Механические примеси способствуют образованию трудноразделимых эмульсий. Также важно, чтобы не присутствовали минеральные соли в виде кристаллов в нефти и раствора в воде. Это приводит к усиленной коррозии металла оборудования и трубопроводов, увеличивает устойчивость эмульсии, затрудняет переработку нефти. Количество минеральных солей, растворённых в воде, отнесённое к единице её объёма, называется общей минерализацией.

При обеспечении необходимых условий часть хлористого магния и хлористого кальция, находящихся в пластовой воде, гидролизуется с образованием соляной кислоты. Из-за этого разложения сернистых соединений при переработке нефти образуется сероводород, который в присутствии воды вызывает усиление коррозии металла. Содержание хлористого водорода в растворе воды не меньше разъедает металл. Особенно интенсивно проходит процесс коррозии при наличии в воде сероводорода и соляной кислоты. В связи со всеми этими факторами требования к качеству нефти в большинстве случаев довольно жёсткие: содержание солей не более 40 мг/л при наличии воды до 0,1%.

Именно эти и другие причины указывают на необходимость предварительной подготовки нефти к транспорту. Этот процесс включает обезвоживание и обессоливание нефти и полное или частичное её разгазирование.

Справка

Министерство экономического развития прогнозирует, что в 2018 году уровень экспорта нефти из Российской Федерации составит 256,7 млн.тонн. В 2019 году 264,7млн. тонн, а в 2020году достигнет 266,7млн. тонн.

Обратная сторона медали

Многие специалисты уверяют, что ужесточение требований к транспортировке нефти заставляют компании модернизировать техническую базу. Экология выходит последние годы на первый план. Крупные добывающие компании совместно с государством пытаются спасти то, что можно, и восстановить то, что уже загублено. Ежегодная презентация более надёжных образцов цистерн, контейнеров и ёмкостей, оборудованных автоматизированными системами контроля всех аспектов жидкости, имеет широкий потенциал. Однако стоимость одного такого продукта может превышать миллионы, поэтому не все компании хотят тратить финансы за закупку оборудования для транспортировки. Наиболее комфортные условия для работы имеют крупные организации, которые сами проводят полный цикл работ с нефтяными продуктами: добывают, перерабатывают, хранят и транспортируют материалы. Перспективность и высокотехнологичность нефтегазовой отрасли никто не оспаривает. Тем более, если сравнивать, что было буквально 30 лет назад, и сейчас: производство и транспортировка нефтепродуктов стала значительно безопаснее и лучше контролируется.

Транзит сейчас представляет из себя целую комплексную систему, которая работает под влиянием геополитических и экономических особенностей. Основными способами транспортировки нефтепродуктов являются трубопровод, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт. Также практикуется доставка через морские порты, но это значительно реже. Основные условия, которые определяют цену доставки, очень просты: направление и дальность маршрута, а также способ транспортировки и ценовая политика компании-«перевозчика». Чем и как перевозить выбирают исходя из стандартной политики рентабельности и тут на первое место выходят системы трубопроводов. Стоимость перевозки по железной дороге составляет от 30% конечной цены, а по трубам — 10-15%. Отметим, что перевозка «по шпалам» имеет другое преимущество: железнодорожные магистрали хорошо разветвлены, а поскольку транспортировку необходимо осуществлять как можно ближе к НПЗ, здесь в конкуренцию вступает железнодорожный транспорт как доминант на рынке внутренних перевозок. Некоторые государства умело пользуясь тем, что через них проходят транзитные маршруты, ввели свою ценовую политику на этот счёт и требуют регулярного согласования стоимости перевозки. Вот стоимость транспортировки и складывается из политической хитрости и экономической рентабельности.

Немного из истории

В России первый нефтепровод был ввели в эксплуатацию только в конце 1878 года. Отметим, что протяжённость его была около 10 километров и предназначен он был для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы в Чёрном Городе, пригороде Баку. Сам проект трубопровода разработал знаменитый инженер Владимир Григорьевич Шухов. Позднее, в начале ХХ века, другими его проектами стали нефтепровод Баку – Батуми общей протяжённостью 883 километров, и Грозный – Туапсе, длиной 618 километров. Первый эксплуатируют по сей день. Также Шухов стал одним из первых в мировой учёной практике, кто описал процессы протекания по трубопроводам нефти и мазута, создав, таким образом, классическую теорию нефтепроводов, которая дала отличную основу для современных компаний. Ещё одним удобным способом транспортировки нефтепродуктов стал железнодорожный транспорт.

Трубы против железнодорожного транспорта

Фото: dispetcher-gruzoperevozok.biz

Несмотря на удобство железнодорожного способа перевозки нефтепродуктов на большие расстояния, нефтепродукты, такие как бензин, ДТ, или сжиженный газ — на небольшие расстояния до места реализации оптимально доставлять автоцистернами.

Перевозка топлива таким способом значительно повышает его потребительскую стоимость.

Рентабельность автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 километров, что определяет их локальный характер — от нефтебазы до заправочной станции и обратно.

У каждого вида транспортировки имеются свои плюсы и минусы. Самым быстрым способом считается воздушный, однако он очень дорог, требует особых мер безопасности, потому этим способом доставки пользуются редко.

Только в случаях экстренной необходимости или невозможности доставить ГСМ иным путём. Например, в военных целях или в случаях фактической недоступности местности для иных, кроме воздушного, видов транспорта.

Большинство нефтепромыслов находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка «чёрного золота» жизненно важна для процветания отрасли.

Справка

Общемировой объём железнодорожных нефтеперевозок возрастает каждый год на 3-4%. А в России этот показатель достигает 6%. Сегодня общая протяжённость магистральных нефтепроводов в нашей стране составляет около 50 тыс. км.

Отдельные нефтепроводы часто объединяются в крупные системы.

Самым дешёвым и экологически безопасным способом транспортировки нефти являются нефтепроводы. Нефть в них движется со скоростью до 3 м/сек под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 километров в зависимости от рельефа трассы. На расстоянии в 10-30 километров в трубопроводах размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Внутренний диаметр труб, как правило, составляет от 100 до 1400 миллиметров. Их делают из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия. Постепенно все большую популярность обретают трубопроводы из армированного пластика. Они не подвержены коррозии и обладают практически неограниченным сроком эксплуатации.

О типах нефтепроводов

Нефтепроводы, в первую очередь, подразделяют на две группы по расположению в пространстве: подземные и наземные. У обоих типов есть свои преимущества и недостатки. Наземные нефтепроводы легче строить и эксплуатировать. В случае аварии проще обнаружить и устранить повреждение на трубе, проведённой над землёй. В то же время подземные нефтепроводы менее подвержены влиянию изменений погодных условий, что особенно важно для России, где разница зимних и летних температур в некоторых регионах не имеет аналогов в мире. Трубы можно проводить и по дну моря, но поскольку это сложно технически и требует больших затрат, длинные расстояния нефть пересекает в танкерах, а подводные трубопроводы чаще используют для транспортировки нефти в пределах одного добывающего комплекса.

Также нефтепроводы условно разделяют по типу использования.

• Промысловые, как понятно из названия, соединяют скважины с различными объектами на промыслах.

• Межпромысловые ведут от одного месторождения к другому, магистральному нефтепроводу или просто относительно удалённому промышленному объекту, находящемуся за пределами исходного нефтедобывающего комплекса.

• Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от месторождений до мест перевалки и потребления, к которым, в том числе, относятся нефтебазы, нефтеналивные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы.

Немного из истории

Можно смело говорить, что наше государство стояло у истоков развития трубопроводной транспортировки нефти. С ростом добычи совершенствовали способы доставки. Долгое время это делали весьма примитивно, караванным способом. Деревянные бочонки и бурдюки наполняли нефтью или керосином, грузили на повозки и таким образом доставляли до места. Или же по воде — в дубовых, а позже стальных бочках. Такой способ транспортировки был очень дорог, стоимость нефтепродуктов была слишком высока. В итоге, первой начав производство керосина, Россия оказалась не в состоянии поставлять его по приемлемым ценам даже на внутренний рынок: керосин закупали в Америке. Ещё в 1863 году русский химик Дмитрий Иванович Менделеев предложил идею нефтепровода. Именно он заложил основные принципы строительства трубопроводов и их параметры. Согласно историческим сведениям, учёный предполагал, что только благодаря строительству единой системы нефтепроводов можно максимально реализовать добычу и использование нефти именно в промышленных масштабах. Однако в своей задумке великий химик оказался не один: в 1865 году специалисты из США возвели первый в мире нефтепровод, протяжённость которой составила 6 километров. Позднее в 1875 году стали строить нефтепроводы и большей длины.

В Книгу рекордов Гиннеса внесён самый длинный на сегодня трубопровод в мире, длина которого составляет 3 787,2 километра. Он принадлежит компании «Интерпровиншл Пайплайн Инкорпорейтед» (Interprovincial Pipe Line Inc.) и протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Чикаго и далее до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Его может переплюнуть нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО ). Проект разработали и реализуют в корпорации «Транснефть». Нефтепровод пройдёт вблизи от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст стимул для более эффективной работы нефтедобывающих комплексов, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Нефть крупнейших российских компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТН КВР» и «Газпром нефть», будут доставлять к потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где экономика развивается наиболее динамично и постоянно растут потребности в энергоресурсах. По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью.

«Система построена для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами ПАО «Транснефть» и входит в единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Проектная пропускная способность ВСТО — 80 млн тонн нефти в год. Протяжённость трассы свыше 4 000 километров, конечный пункт — специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет — Сковородино (2709,6 км) начата в апреле 2006 года, завершена в декабре 2009 года. В числе районов, обеспечивающих ресурсную базу ВСТО , районы Западной и Восточной Сибири, месторождения Якутии. После завершения строительства нефтепровода Куюмба — Тайшет в ВСТО начнёт поступать нефть с месторождений Красноярского края и Эвенкии. Выявленные запасы нефти в регионах прохождения ТС ВСТО способны удовлетворить потребности Восточной части России в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородного сырья в страны АТР. Новая трубопроводная система создана с учётом самых передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надёжности и минимальным воздействием на окружающую среду», — сообщили в пресс-службе ПАО «Транснефть».

Надо сказать, что компания постаралась разработать целый комплекс технических и природоохранных мероприятий, которые направлены на сведение к минимуму возможных негативных влияний на местную экологию.

Особенно интересно строение нефтепроводной системы. Магистраль на всем своём протяжении оборудована специализированными датчиками. Они способны передавать информацию о состоянии целостности трубы и изоляционного полотна, которое покрывает систему сверху. Важно сказать, что в случае несанкционированного проникновения или повреждения магистрали и защитного слоя, система безопасности автоматически может перекрыть трубопровод на этом участке с целью защиты продукта и безопасности окружающей среды. Сам нефтепровод также изолирован специальными материалами. Отметим, что чаще всего применяется оптический кабель, который реагирует на движения в почве. Также устанавливают сеть электрических импульсов, которые определяют место разрыва изоляции. Вся эта система безопасности особенно актуальна в случаях, когда кто-то пытается сделать врезку. Изоляционный слой нарушается, оператору поступает сигнал о повреждении. Это помогает специалистам определить местонахождение врезки. Каждая новая врезка плотно заваривается, чтобы её нельзя было использовать повторно.

Важно отметить, что большая протяжённость и сложность прохождения трассы отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга,  зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и прочее потребовали применения достаточно сложных технических решений.

Немного из истории

Фото: dispetcher-gruzoperevozok.biz

В 1878 году, с целью удовлетворения стремительно растущего спроса на нефтепродукты, был издан указ о создании железнодорожной ветки Баку — Сураханы — Сабунчи длиной 20 км. Её строительство было закончено 20 января 1880 года.
Нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах. География железнодорожных нефтеперевозок от мест добычи на нефтеперерабтывающие заводы, в хранилища или потребителям привязана к так называемых нефтегазовым бассейнам.
Некоторые железнодорожные направления, такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское, Бакинское, практически полностью загружены подвижными составами с грузами нефти и ГСМ.
Объёмы таких перевозок чрезвычайно велики: на настоящее время только по Азербайджанской железной дороге перевозят ежегодно до 14 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Более того, наблюдается рост объёмов перевозок.
Так в 2005 году ОАО «РЖД» доставило в Китай 9,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2006 — 10,2 млн тонн.
Пропускная способность границы позволяет РЖД поставить в 2007 году 15 млн тонн нефти и ГСМ в Китай.

По воде

Применение трубопроводов экономически выгодно, и работают они в любую погоду и в любое время года. Поэтому данное средство транспортировки нефти действительно незаменимо — особенно для России, с её огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Однако основной объём международных перевозок из Российской Федерации нефти осуществляют морские и речные танкеры. Речные нефтеперевозки, в сравнении с железнодорожными, снижают затраты на 10-15% и на 40% в сравнении с автомобильными. Развитию именно этой части отрасли способствует модернизация специализированной инфраструктуры. Например, в Ленинградской области по реке Неве транспортируют около 5 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Строительство новых нефтеналивных и портовых комплексов в 2007-2008 годах преумножило эти объёмы вдвое, а общий объём перевозок по Финскому заливу с 30-40 миллионов тонн увеличился до 100 миллионов тонн в год.

Те же малотоннажные танкеры используют для определённых целей. Например, для перевозки битумов. А вот танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом, общим весом грузов, которые принимает судно, в 16 500-24 999 тонн уже применяют для перевозки нефтепродуктов. Среднетоннажные танкеры, которые выдерживают от 25 000 до 44 999 тонн, используют для доставки как нефтепродуктов, так и самой нефти. Гигантов, перевозящих грузы свыше 45 000 тонн, называют крупнотоннажными. Именно на них и приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путём. А вот для транспортировки нефти речными путями используют баржи дедвейтом 2 000-5 000 тонн.

Первый в мире танкер с именем «Зороастр» построили ещё в 1877 году по заказу «Товарищества братьев Нобель» на верфях шведского города Мотала. Пароход грузоподъёмностью около 250 тонн использовался для доставки керосина наливом из Баку в Волгоград и Астрахань. Современные танкеры — это гигантские суда. Однако впечатляющие размеры легко объясняются экономическим «эффектом масштаба». Стоимость перевозки одного барреля нефти на морских судах обратно пропорциональна их размерам. Кроме того, число членов экипажа большого и среднего танкера примерно одинаково. Поэтому крупнотоннажные суда значительно сокращают расходы компаний на транспортировку и чаще всего применяются на практике. Однако не все морские порты в состоянии принять у себя супер-танкер. А если быть точнее, то для таких гигантов нужны глубоководные порты.

Так, например, большинство российских портов из-за ограничений по фарватеру не способно принимать танкеры с дедвейтом более 130-150 тысяч тонн.

Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них принадлежат независимым судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна.

Требования по безопасной транспортировке нефти

Фото: gazprom-neft.ru

В большинстве компаний не только преследуют идею транспортировки нефти в больших количествах, но и стараются создать целую систему комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и хранения нефти, которые позволят и получать хорошую прибыль от продукта, и оградить природу от негативного влияния отрасли. Например, в нашей стране такую систему применили в районах Западной Сибири ещё в 1970-х годах. Для этого потребовалось произвести новую унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах не умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системе трубопроводов. И с этой целью сооружались специализированные нефтяные и газовые коммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширных территориях. Сами же промыслы состояли из сотен объектов, причём в каждом нефтяном районе их строили по-своему. Всё это не позволяло связать их единой системой телеуправления. Отметим, что при таком способе добычи и транспорта значительная часть продукта терялась за счёт испарения и утечки. Сейчас специалистам удалось, используя энергию недр и глубинных насосов, свести результат к подаче нефти от скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций. При этом число промысловых объектов сократилось в 12-15 раз.

Важно сказать, что по пути герметизации систем сбора, транспорта и подготовки нефти идут и другие крупные нефтедобывающие страны земного шара. Например, в США, некоторые промыслы, особенно расположенные в густонаселённых районах, искусно скрыты напрямую в домах. В прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич (Калифорния) построено четыре искусственных острова, где производится разработка морских площадей. С материком эти своеобразные промыслы связаны сетью трубопроводов длиной свыше 40 километров и электрокабелем протяжённостью 16,5 километров. Площадь каждого такого острова 40 000 м2, здесь можно разместить до 200 эксплуатационных скважин с комплектом необходимого оборудования. Самое интересное, что все технологические объекты декорированы: они спрятаны в башни из цветного материала, вокруг которых размещены искусственные пальмы, скалы и водопады. Вечером и ночью все это оформление подсвечивается цветными прожекторами, что создаёт весьма красочное экзотическое зрелище, поражающее воображение многочисленных отдыхающих и туристов.

Напоследок хочется отметить, что нефть — это не просто «кровь экономики». С ней надо держать ухо востро, так как любые нарушения могут привести к непоправимым последствиям. Например, на заводе по производству белково-витаминного концентрата (БВК) из нефти в городе Кириши. Как выяснилось, производство этого продукта и его применение чревато серьёзными последствиями. Первые опыты были обнадёживающими. Однако в дальнейшем оказалось, что у животных при использовании БВК развивается глубокая патология в крови и в некоторых органах, во втором поколении снижается плодовитость и иммунологическая реакция. Вредные соединения (паприн) через мясо животных попадают к человеку и также оказывают на него неблагоприятное влияние. Производство БВК сопряжено с загрязнением окружающей среды. В частности, в городе Кириши завод не был оборудован необходимой очистительной системой. Это привело к систематическому выбросу в атмосферу белковых веществ, вызывающих аллергию и астму. Учитывая это, ряд зарубежных стран таких как Италия, Франция, Япония приостановили у себя производство белково-витаминного концентрата.

Эти факторы говорят о том, что использование нефти и нефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себе внимательного и аккуратного отношения. Это необходимо помнить не только каждому нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии.

Итоги

Фото: gazprom-neft.ru

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространёнными загрязняющими веществами в окружающей среде. Наибольшие потери нефти связаны с её транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, — всё это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области жизнедеятельности человека.

Нефть влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше здоровье.

С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре всё вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжёлыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас, по прогнозам учёных, примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать. Постройка очистных сооружений, ужесточённый контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели, работающие за счёт извлечения водорода из воды, — это всего лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль в мировой и российской экологии.

 

Текст: Кира Генеральская

dprom.online

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о