Утилизация электролита своими руками – Способ утилизации отработанного раствора электролита

Содержание

Способ утилизации отработанного раствора электролита

 

Изобретение относится к области утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей и может быть использовано в технологиях защиты окружающей среды на предприятиях автомобильного транспорта. Нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0,95): 1, в образующуюся стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1:(0,10-0,20) и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Технический эффект — упрощение технологии утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающей полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. 1 табл.

Изобретение относится к области утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей и может быть использовано в технологиях защиты окружающей среды на предприятиях автомобильного транспорта.

Известен способ утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей путем нейтрализации известью [1]. Недостатком этого способа является наличие загрязняющих природные системы сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов (Pb2+, Zn2+ и др.), и неутилизируемых шламов сульфата кальция, также загрязненных соединениями тяжелых металлов. Известен также способ утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей путем нейтрализации известью и реагентного удаления образующегося сульфата кальция из водных растворов путем осаждения в виде сульфоалюмината с получением рециркулируемого и (или) утилизируемого в качестве наполнителя в производстве бумаги, пластмасс и других материалов. По этому способу в обрабатываемый раствор дозируют Ca2+ и Li+, Na+ К+ или NH4+, обеспечивая соотношение Al3+:SO4
2-:Ca2+:Me, где Me — Li+, Na+, K+ или NH4+, в пределах 2:1:2:0,08 — 2:2,5:5:4 [2]. Недостатком этого способа является наличие загрязняющих природные системы сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов (Pb2+, Zn2+ и др.). Более близким к изобретению является способ утилизации кислого отработанного раствора гальванического производства путем нейтрализации, отделения осадка от раствора декантацией и фильтрованием с последующей его переработкой с получением пигментной пасты. Фильтрат после отделения осадка возвращают в производство на стадию первичной промывки деталей, подлежащих обработке [3]. Этот способ обеспечивает эффективную защиту природных систем от воздействия токсичных ионов тяжелых металлов. Недостатком способа является сложность технологической схемы и связанные с этим высокие капитальные затраты. Целью способа является упрощение технологии утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающей полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов.
Поставленная цель достигается описываемым способом, включающим нейтрализацию раствора электролита, согласно изобретению нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0.95): 1, в образующуюся в течение 2-5 ч стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1: (0,10-0,20), смешивают в течение 60-90 с и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом. Это позволяет из раствора электролита получить однородную стеклообразную вязкую массу, что упрощает ее дальнейшую утилизацию. Добавляемый в образовавшуюся стеклообразную вязкую массу гранулированный доменный шлак позволяет перевести ее в камневидное тело. Из порченной пластичной массы готовят образцы. Это позволяет обеспечить полную утилизацию отработанного раствора электролита. Процесс проводится в реакторе с мешалкой, в который засыпается конвертерный шлам (отход сталеплавильного производства), при массовом соотношении электролит: конвертерный шлам (0,65-0,95):1 приливается отработанный раствор электролита. В результате взаимодействия компонентов шлама и раствора электролита образуется в течение 2-5 ч стеклообразная вязкая масса, в которую при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак в массовом соотношении электролит: конвертерный шлам: доменный шлак (0,65- 0,95): 1:(0,10-0,20). Смешивание всех компонентов осуществляют в течение 60-90 с. Из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Сроки схватывания, равномерность изменения объема, прочностные характеристики образцов, скорость вымывания ионов тяжелых металлов из попорченных образцов определяли по известным методикам. Испытание образцов проводят в возрасте 28 сут. Составы смеси и результаты испытаний приведены в таблице. Как следует из таблицы, способ в предлагаемых диапазонах соотношений ингредиентов позволяет упростить технологию утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающую полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. Положительным является также то, что продукт полной утилизации отработанного раствора электролита может быть использован в качестве гидрофобного строительного материала. Процесс утилизации прост в аппаратурном оформлении и может быть осуществлен на базе основного производства. Достоинством заявляемого способа является и то, что используемый для утилизации материал также является отходом производства. Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 1664753, кл. МКИ
5
C 02 F 1/66, опубл. 23.07.1991 г. БИ N 27. 2. Заявка Франции N 2671791, кл. МКИ
5
C 02 F 5/06, 1/52; C 04 B 11/28, опубл. 24.07.1992 г. 3. Патент RU N 2069240, кл. МКИ6 C1; C 25 D 21/16, опубл. 20.11.1996 г.

Формула изобретения

Способ утилизации отработанного раствора электролита, включающий нейтрализацию раствора электролита, отличающийся тем, что нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0,95): 1, в образующуюся в течение 2-5 ч стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1: (0,10-0,20), смешивают в течение 60-90 с и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях.

РИСУНКИ

Рисунок 1

findpatent.ru

Куда деть электоролит из аккумулятора?

azlk77 18-02-2009 12:47

Есть несколько аккумуляторов, хочу переплавить их на пули, а куда можно сдать электролит? Варианты вылить в канализацию или за гаражами, не предлогать. Не подумайте что зелёный пис какой нибудь, просто по моему это не хорошо. Должны же где то это принимать, вон ртутные лампы сдаю же. Кстати идея, позвоню ка я им. Ну если кто в курсе кинтесь ссылкой.

Зануда 18-02-2009 12:50
quote:
Originally posted by azlk77:

Варианты вылить в канализацию или за гаражами, не предлогать.



Это раствор соляной кислоты.

Соляная к-та есть и в Вашем желудке.
Поэтому предлагаете не, пардон, блевать-с?

Разбавьте водой и вылейте в канализацию.

ASDER_K 18-02-2009 12:51
quote:
Originally posted by Зануда:

Разбавьте водой и вылейте в канализацию.



содой пищевой засыпать обильно перед этим Old Boy 18-02-2009 12:57
quote:
Originally posted by Зануда:

Это раствор соляной кислоты.



Только не соляной а серной
Действительно, можно нейтрализовать любой щелочью, дешевле известью садовой, доломитовой мукой. И смело в канализацию.sergo_k 18-02-2009 13:07
quote:
Originally posted by Old Boy:

Только не соляной а серной
Действительно, можно нейтрализовать любой щелочью, дешевле известью садовой, доломитовой мукой. И смело в канализацию.

+1.

Вопрос из курса средней школы Щелочи и кислоты…

azlk77 18-02-2009 13:24

Толька там помимо кислоты и свинец содержится, скорей всего его оксиды или соли.

Marik 18-02-2009 13:40

Я , по случаю, залил кислоту во все сифоны в квартире и в унитаз. Через 30 минут все обильно промыл (пролил) водой. Так вот в доме с 35 летней эксплуатацией канализации вода стала убегать как в воронку. До этого вода уходила еле-еле…
Так же я поступал у себя в ресторане. Заливал кислоту во все сифоны и трапы…
А в канализации такое количество воды, что ваша кислота никакой экологии не нарушит, кстати ни чугунные, ни пластмассовые трубы она не разрушает (на практике).

azlk77 18-02-2009 13:56

Да реч не о кислоте, сам применяю для этих целей лимонную, затарился ей на прежней работе, там ей систему химводоподготовки промывали, и накипь удаляет на ура. Речь о свинце.
В общем сам спросил, сам ответил:
ПРОМОТХОДЫ ул.Б.Якиманка, д.5/6 стр. 1, 8 499 230-0102 Волкова Любовь Андреевна. Туда подъехать с паспортом, составят договор, денежки заплатить придётся и скажут куда потом везти.
В общем непростое и муторное это дело, экологию блюзти.

Eugen2 18-02-2009 14:11
quote:
Originally posted by azlk77:

а куда можно сдать электролит?


Первому ответившему. Он ее в аккумуляторы льет Главное не перепутать, какая именно кислота нужна:

quote:
Originally posted by Зануда:

Это раствор соляной кислоты.



Всеволод 18-02-2009 14:27
quote:
Originally posted by sergo_k:

+1.

Вопрос из курса средней школы Щелочи и кислоты…


Лет шесь назад приходилось много работать с кислотами. Так не поленился проштудировать имеющуюся у нас в конторе специальную инстукрцию по утилизации кислот. Примерно так и есть.

——————
Ребята, давайте жить дружно!

Witaly 18-02-2009 17:39
quote:
Originally posted by azlk77:
Есть несколько аккумуляторов, хочу переплавить их на пули, а куда можно сдать электролит? Варианты вылить в канализацию или за гаражами, не предлогать. Не подумайте что зелёный пис какой нибудь, просто по моему это не хорошо. Должны же где то это принимать, вон ртутные лампы сдаю же. Кстати идея, позвоню ка я им. Ну если кто в курсе кинтесь ссылкой.

А разве у Вас во дворе нет автомобилей, которые ставятся «на Вашем» месте?

azlk77 18-02-2009 17:43
quote:
Originally posted by Witaly:

А разве у Вас во дворе нет автомобилей, которые ставятся «на Вашем» месте?


Есть, но там смывка старой краски рулит

yunker 18-02-2009 22:13

надеюсь будет в тему, если раскажу, как происходит утилизация в Германии.
при покупке нового аккумулятора платиш дополнительно 15 Евро залога. потом привозиш старый и получаеш свои 15 назад.
отдельно сливать и утилизировать кислоту — полный нонсес, во-первых многие аккумуляторы неразборные. а во-вторых — дешевле будет купить свинец для переплавки, чем морочится с утилизацией.

sergo_k 18-02-2009 22:26
quote:
Originally posted by yunker:
надеюсь будет в тему, если раскажу, как происходит утилизация в Германии.
при покупке нового аккумулятора платиш дополнительно 15 Евро залога. потом привозиш старый и получаеш свои 15 назад.
отдельно сливать и утилизировать кислоту — полный нонсес, во-первых многие аккумуляторы неразборные. а во-вторых — дешевле будет купить свинец для переплавки, чем морочится с утилизацией.

Для русских все аккумуляторы — разборные

А 15 евро залога — грамотно Бумажку дают какую? Ну с типом аккумулятора и т.д. А то вдруг я от трактора или Камаза привезу вместо обычного для легковушки?

Witaly 18-02-2009 23:01
quote:
Для русских все аккумуляторы — разборные

У моего отца когда то неразборный аккумулятор разобрался. Сам. Попросту взорвался во время зарядки. Благо в коридоре стоял, никого рядом не было. Напоминало это небольшой термоядерный взрыв. А все стены и потолок в кислоте — это круто. За то утилизировать ничего не надо.теоретег 18-02-2009 23:57
quote:
Originally posted by sergo_k:

то вдруг я от трактора или Камаза привезу вместо обычного для легковушки?



Пофиг. Главное — чек от купленного аккума.yunker 19-02-2009 12:34
quote:
Originally posted by sergo_k:

Для русских все аккумуляторы — разборные

А 15 евро залога — грамотно Бумажку дают какую? Ну с типом аккумулятора и т.д. А то вдруг я от трактора или Камаза привезу вместо обычного для легковушки?


им то все-равно, аккумуляторы продаются практически в любом большом супермаркете. получаеш товарный чек с указанной суммой залога 15 Евро и можеш потом обланаличить за любой аккумулятор. конечно можно вручить и от трактора и от Камаза, только что потом со своим старым делать? куда его утилизировать?

немножко проще всё в Германии, нужен свинец — покупаеш в строймаге. нужен новый аккумулятор — сдаеш свой старый при покупке прямо в магазин.

сейчас даже такую акцию проводят: покупаеш новую машину — за старую выплачивают 2500 Евро премии.

Makar 19-02-2009 10:10

Забавно, а если у меня нет старого акумулятора? че 15 евро я теряю? мало ли для каких целей мне нужен новый акумулятор. он же необязательно взамен старого покупается

Alexandr13 19-02-2009 10:16

15 евро получите когда утилизируете этот. Никаких проблем невижу.

Всеволод 19-02-2009 10:21
quote:
Originally posted by yunker:

только что потом со своим старым делать? куда его утилизировать?



У меня из гаража сперли пять(!) старых аккумуляторов.

——————
Ребята, давайте жить дружно!

Makar 19-02-2009 10:23
quote:
Originally posted by Alexandr13:
15 евро получите когда утилизируете этот. Никаких проблем невижу.

прлучается надо уплатить денег вперед? но ведь когда я приду покупать еще один акумулятор взамен того который у меня уже есть я опять буду должен уплатить 15 евро? че то какая то неправильная система

sergo_k 19-02-2009 10:25
quote:
Originally posted by Makar:
Забавно, а если у меня нет старого акумулятора? че 15 евро я теряю? мало ли для каких целей мне нужен новый акумулятор. он же необязательно взамен старого покупается

Почему теряете?

Вам их вернут… Но после того как сдадите, купленный назад

Хуже ситуация если у Вас есть старый аккумулятор, а чека нет

Потеряли чек — потеряли 15 евро…

Alexandr13 19-02-2009 10:28
quote:
Originally posted by Makar:

прлучается надо уплатить денег вперед?



Да.
Ибо русские в отличии от другого хлама нетащат к себе старые аккумыyunker 19-02-2009 11:47

ох, и как всё сложно вы представили.

у человека в Германии обычно одна машина и соответственно один аккумулятор. вот когда этот единственный аккумулятор поломается, человек идёт в ближайщий магазин и покупает там новый. а старый и НЕНУЖНЫЙ сдает назад в этот же магазин, и ещё магазин платит вам 15 Евро.

и даже это очень сложный путь, аккумуляторы покупают в супермаркетах обычно при желании сьэкономить.
происходит ещё проще. у человека в Германии не заводится автомобиль — человек звонит в соответствующую службу, приезжает ремонтный мастер с набором инструментов и меняет вам вашу батарею. соответственно утилизация старого аккумулятора его (мастера) проблемы. вызов мастера оплачивает или автомобильная страховка, или автомобильный клуб ADAC. за аккумулятор платит владелец авто.

sergo_k 19-02-2009 11:52
quote:
Originally posted by yunker:
ох, и как всё сложно вы представили.

у человека в Германии обычно одна машина и соответственно один аккумулятор. вот когда этот единственный аккумулятор поломается, человек идёт в ближайщий магазин и покупает там новый. а старый и НЕНУЖНЫЙ сдает назад в этот же магазин, и ещё магазин платит вам 15 Евро.

и даже это очень сложный путь, аккумуляторы покупают в супермаркетах обычно при желании сьэкономить.
происходит ещё проще. у человека в Германии не заводится автомобиль — человек звонит в соответствующую службу, приезжает ремонтный мастер с набором инструментов и меняет вам вашу батарею. соответственно утилизация старого аккумулятора его (мастера) проблемы. вызов мастера оплачивает или автомобильная страховка, или автомобильный клуб ADAC. за аккумулятор платит владелец авто.


А если аккумулятор покупается для лодочного электромотора? Тогда как? У меня всё просто — приехал на рыбалку, с Нивы снял аккумулятор, порыбачил — снова поставил на Ниву, «прикурил» — завелся и поехал домой

yunker 19-02-2009 12:15
quote:
Originally posted by sergo_k:

А если аккумулятор покупается для лодочного электромотора? Тогда как? У меня всё просто — приехал на рыбалку, с Нивы снял аккумулятор, порыбачил — снова поставил на Ниву, «прикурил» — завелся и поехал домой


ну если говорить про Германию, то есть закон «об использовании водоёмов», где чётко сказано, любой может испить воды или поплавать на плавсредстве БЕЗ ПРИВОДА!
тоесть, чтоб в Германии иметь лодочный мотор и лодку, нужно или приобрести личное озеро, или оформить много разных документов.
про рыбалку даже говорить не хочется, необходимо пройти полный курс обучения рыбака и сдать гос. экзамен. потом только будеш допущен, при уплате всех взносов и налогов, к рыбной ловле.

Counter-Striker 19-02-2009 12:39
quote:
Originally posted by sergo_k:
А если аккумулятор покупается для лодочного электромотора? Тогда как?

Вы чего, издеваетесь? Какая разница для чего АКБ берется? Все-же просто, пришел в магазин, отдал старый, получил 15 евро взад. Все. Что может быть не ясно-то?
azlk77 19-02-2009 14:08

Продолжение немного не в тему. Пытался сегодня поменять бракованый аккумулятор. При минус пятнадцати садится в ноль. Был послан в … сервисный центр. То бишь в город Подольск. Звоню, говорят приезжайте в будни на той машине где он стоит, будем проверять в чём причина. Вот думаю, мой рабочий день + бензин будут стоить дороже этого аккумулятора

sergo_k 19-02-2009 15:29
quote:
Originally posted by yunker:

ну если говорить про Германию, то есть закон «об использовании водоёмов», где чётко сказано, любой может испить воды или поплавать на плавсредстве БЕЗ ПРИВОДА!
тоесть, чтоб в Германии иметь лодочный мотор и лодку, нужно или приобрести личное озеро, или оформить много разных документов.
про рыбалку даже говорить не хочется, необходимо пройти полный курс обучения рыбака и сдать гос. экзамен. потом только будеш допущен, при уплате всех взносов и налогов, к рыбной ловле.


Ну у нас тоже надо много бумажек, чтобы ходить под мотором

В частности права судоводителя… У меня они есть…

Ну, а с рыбалкой… Что ж, не повезло немцам Милости просим к нам

sergo_k 19-02-2009 15:31
quote:
Originally posted by Counter-Striker:
Вы чего, издеваетесь? Какая разница для чего АКБ берется? Все-же просто, пришел в магазин, отдал старый, получил 15 евро взад. Все. Что может быть не ясно-то?

Вопрос в том, что делать если у тебя аккумуляторов БОЛЬШЕ чем чеков?

Как быть тогда? С экологией в Германии строго… Говорят даже ковыряться под капотом у дома нельзя — бдительные соседи могут позвонить в полицию

yunker 19-02-2009 15:49

да, с экологией строго, немцы любят свою Германию и следят за нарушителями, отравляющими окружающую среду. сообщить о нарушении считается почти подвигом, по спасению всего человечества от экологической катастрофы.

на такой сложный вопрос: «что делать если у тебя аккумуляторов БОЛЬШЕ чем чеков?» лично я ответить затрудняюсь.
наверно надо отмыть все отпечатки пальцев с аккумулятора и ночью на велосипеде (на машине могут зафиксировать номера) вывезти к ближайшим мусоркам.
есть спец. утиль. организации, где можно сдавать проблематичные отходы. и мне приходилось наблюдать, как старый немец пытался сдать там просроченый огнетушитель. немца отправили в другой большой город за 150 км. где есть профильный утиль. для огнетушителей
про аккумуляторы даже думать не хочется, куда могут отправить

Всеволод 19-02-2009 16:01

Я чуть выше намекнул. Что, в Германии перевелись фулюганы, которые готовы спереть самую ненужную вещь?

——————
Ребята, давайте жить дружно!

sergo_k 19-02-2009 16:03
quote:
Originally posted by Всеволод:
Я чуть выше намекнул. Что, в Германии перевелись фулюганы, которые готовы спереть самую ненужную вещь?

А кто его знает???

Были ведь раньше времена, что народ вообще боялся брать чужое…

Alexandr13 19-02-2009 16:06
quote:
Originally posted by Всеволод:
Я чуть выше намекнул. Что, в Германии перевелись фулюганы, которые готовы спереть самую ненужную вещь?

Вот неповеришь Сев — некоторые ненарушают законы.

Counter-Striker 19-02-2009 16:47
quote:
Originally posted by sergo_k:
Вопрос в том, что делать если у тебя аккумуляторов БОЛЬШЕ чем чеков?

Я так понял, что нет чека — нет 15 евро. А АКБ заберут все равно.
sergo_k 19-02-2009 17:05
quote:
Originally posted by Counter-Striker:
Я так понял, что нет чека — нет 15 евро. А АКБ заберут все равно.

В том то и дело что нет…

Counter-Striker 19-02-2009 19:04
quote:
Originally posted by sergo_k:
В том то и дело что нет..

Откуда такие выводы?Luddit 19-02-2009 20:29
quote:
Originally posted by azlk77:
Да реч не о кислоте, сам применяю для этих целей лимонную,

Фосфорная в виде кока-колы или пепси дешевле обойдется 🙂

теоретег 19-02-2009 21:01
quote:
Originally posted by sergo_k:

Говорят даже ковыряться под капотом у дома нельзя — бдительные соседи могут позвонить в полицию



Зависит от района. Я живу в турецком квартале — тут хоть всю машину по парковке разложи (что я иногда и делаю). Племянник живёт в среднебогатом немецком районе, там тоже в основном пофиг. А вот дядя с тётей угодили в пенсионерский пригород Гамбурга, там даже при попытке колесо подкачать разносится вонь на гектар.Udavilov 19-02-2009 22:01

в германии помнится за каждую банку пива 10 евроцентов залога оставляешь. потом при сдаче банки получаешь.

sergo_k 19-02-2009 22:01
quote:
Originally posted by Counter-Striker:
Откуда такие выводы?

Простая логика — за всё надо платить, раз.

На всё нужна бумажка…

Порядок превыше всего — ордунг юбер аллес!

yunker 19-02-2009 22:15
quote:
Originally posted by Udavilov:
в германии помнится за каждую банку пива 10 евроцентов залога оставляешь. потом при сдаче банки получаешь.

сейчас 25 центов, 4 пива и уже 1 Евро…

ну а если по авто теме, ещё есть целая история со старыми покрышками

yunker 19-02-2009 22:18
quote:
Originally posted by теоретег:

Зависит от района. Я живу в турецком квартале — тут хоть всю машину по парковке разложи (что я иногда и делаю). Племянник живёт в среднебогатом немецком районе, там тоже в основном пофиг. А вот дядя с тётей угодили в пенсионерский пригород Гамбурга, там даже при попытке колесо подкачать разносится вонь на гектар.

абсолюто согласен!
причём, полиция реагирует моментально, приезжают в течении нескольких минут по вызову соседей. проверено

sergo_k 19-02-2009 22:18

Александр, не могли бы Вы прокомментировать, прав ли я в своих догадках насчет утилизации аккумулятора без чека? (см. пост выше)

yunker 19-02-2009 22:26
quote:
Originally posted by sergo_k:
Александр, не могли бы Вы прокомментировать, прав ли я в своих догадках насчет утилизации аккумулятора без чека? (см. пост выше)

можно ли отдать в супермаркет свой старый аккумулятор без чека?
мне сложно ответить компетентно, лично не сталкивался.
ну то, что 15 евро премии не выплатят без чека — это точно!
попробую завтра посетить ближайший Real. спрошу у них и отпишусь потом.

например аккумулятор от ноутбуков утилизируют безплатно, в больших магазинах стоит сборник для старых батареек. туда и можно забросить аккумулятор от ноута или от большой игрушки. а вот как будет с автомобильным щёлочно-кислотным аккумулятор — я не знаю…

sergo_k 19-02-2009 22:32
quote:
Originally posted by yunker:

можно ли отдать в супермаркет свой старый аккумулятор без чека?
мне сложно ответить компетентно, лично не сталкивался.
ну то, что 15 евро премии не выплатят без чека — это точно!
попробую завтра посетить ближайший Real. спрошу у них и отпишусь потом.

например аккумулятор от ноутбуков утилизируют безплатно, в больших магазинах стоит сборник для старых батареек. туда и можно забросить аккумулятор от ноута или от большой игрушки. а вот как будет с автомобильным щёлочно-кислотным аккумулятор — я не знаю…


Спасибо

Менталитет немцев знаю, хотя в Германии не был…

И про вызов полиции за попытку помыть окна авто перед домом уже слышал

guns.allzip.org

как утилизировать АКБ телефона, автомобиля, ИБП

Утилизация аккумуляторов – проблема, остро стоящая во всем мире. Отработавшие АКБ представляют собой опасные отходы, нуждающиеся в определенных способах утилизации. При этом разные виды батарей утилизируются по-разному. Такая переработка АКБ выгодна и с экологической, и с экономической стороны.

Куда сдать аккумуляторы на утилизацию?

Отработанные аккумуляторы нельзя просто отнести на свалку как другой бытовой мусор. Это связано с тем, что аккумуляторные батареи (АКБ) имеют в своем составе токсичные для живых организмов элементы и соединения.

АКБ – это отход 2 класса опасности – отходы с высокой опасностью. По этой причине старые аккумуляторы нуждаются в правильной утилизации.

Где утилизировать отработанные АКБ? С этой целью можно воспользоваться услугами специализированных компаний и заводов, которые занимаются переработкой данного вида отходов. При этом необходимо принимать во внимание последние изменения в законодательстве, связанные с утилизацией аккумуляторов, в соответствии с которыми все подобные предприятия должны были получить лицензию и сертификаты на проведение утилизационных мероприятий данного вида отходов до 1 января 2016 года. Таким образом, аккумуляторы можно продавать заводам.

Другой способ утилизации, позволяющий ответить на вопрос, как сдать и куда сдать АКБ, это сдача батарей в пункт приема металлического лома. При этом, как и в первом случае, за сданный аккумулятор можно получить неплохую сумму денег, особенно если сдаешь большое количество АКБ.

Еще одним современным приемом избавления от старых аккумуляторов является возможность сдачи данных приборов в специализированный магазин, при этом можно получить скидку на покупку нового устройства.

Как утилизировать аккумулятор автомобиля?

Избавиться от автомобильных АКБ можно одним из описанных выше способом. Утилизация свинцово-кислотных АКБ происходит на специализированных заводах и включает следующие стадии:

  1. Сливается электролит.
  2. В герметичных условиях с высокой температурой электролит нейтрализуется.
  3. Корпус батареи дробиться на специальном оборудовании.
  4. Свинцово-кислотная паста отделяется от пластико-металлической смеси посредством фильтрации.
  5. Пластик и металл разделяются.
  6. Пластиковая фракция отправляется на гранулирование.
  7. Металлические обломки и остатки пасты также нейтрализуются.
  8. Свинец отделяется от других металлических составляющих.
  9. Свинцовая фракция дочищается в тиглях.
  10. Свинец разливается в формы.

Аккумуляторы свинцовые с не слитым электролитом представляют большую угрозу для состояния окружающей среды, т.к. в состав отхода входят один из самых токсичных тяжелых металлов – свинец и опасная серная кислота. Поэтому для ликвидации свинцовых автомобильных АКБ требуется специальное оборудование для переработки и обязательное соблюдение мер предосторожности и техники безопасности специалистами предприятий.

Подобно АКБ автомобилей происходит утилизационная процедура аккумуляторов ИБП (источник бесперебойного питания), т.к. ИБП имеют в своем составе аккумуляторы на свинцово-кислотной основе.

Как утилизировать аккумулятор телефона?

Самой небезопасной частью б/у мобильного телефона как раз является его аккумуляторная батарейка. Она, как и другие виды АКБ, требует рациональных способов утилизации. Телефонная АКБ состоит из:

  • свинца;
  • кадмия;
  • лития;
  • хрома;
  • никеля.

Все эти элементы периодической системы крайне опасны для живых существ. В сотовых телефонах наиболее часто используются li-ion АКБ. Утилизация литий-ионных аккумуляторов, как и автомобильных свинцово-кислотных, заключается главным образом в их переработке (однако нужно сказать, что в России до сих пор часто прибегают к их захоронению).

Но как утилизировать аккумулятор телефона? Ведь он такой маленький и, кажется, не представляет особого интереса для компаний. Избавиться от старых телефонов вместе с его АКБ можно в крупных торговых сетях, занимающихся продажей бытовой техники. Такие гипермаркеты часто проводят акции утилизации, при которых клиент, сдав старую технику, может получить скидку на приобретение новой.

Также батарею телефона, сам телефон, как и, например, аккумулятор от ноутбука (он также из ряда литий-ионных), можно отнести в пункт приема вторсырья. Проблема заключается в том, что не во всех городах и поселениях России есть такие пункты.

Ненужную батарейку старого телефона можно принести в некоторые магазины сотовых операторов, там иногда для этой цели выставляют специальные урны.

Утилизация литиевых аккумуляторов. Технология их переработки

Современные телефоны, ноутбуки, планшеты т.д. производятся сегодня главным образом на основе литиевых АКБ. Как и другие виды батарей, литиевые АКБ способны нанести серьезный урон окружающей среде, их выброс на свалки и полигоны может стать причиной крупных пожаров. Поэтому важно проводить утилизационные мероприятия и литиево-ионных, и литиево-полимерных аккумуляторов. Технология переработки литиевых аккумуляторов включает следующие основные стадии:

  1. Вскрытие АКБ и извлечение содержимого.
  2. Электролит, содержащий соли лития, вымывается.
  3. Катодные и анодные пластины подвергаются разделению.
  4. С пластин удаляется примерно 70% катодного и анодного материала.
  5. Медные и алюминиевые пластины отправляются на переплавку.
  6. Корпус из пластика дробиться и также переплавляется.

Переработкой li-ion АКБ занимается специальный завод по переработке. Однако в нашей стране таких промышленных предприятий не так много и обычно ими являются заводы по изготовлению аккумуляторных батарей (отработанные АКБ используют в качестве вторсырья).

Как утилизировать электролит из аккумулятора?

Кислотные, щелочные, солевые электролиты нельзя самостоятельно сливать в канализацию или просто на землю. Этот опасный компонент АКБ также нужно правильно ликвидировать или перерабатывать, чем и занимается завод по утилизации аккумуляторных батарей. Самым частым веществом, используемым в качестве электролита, является серная кислота.

Утилизационные действия могут происходить тремя путями:

  1. Вторичное использование электролита в других сферах производства (например, в производстве удобрений).
  2. Осуществление реакции нейтрализации электролита без последующего использования образующихся продуктов.
  3. Восстановление электролитов с целью образования чистой серной кислоты.

Переработка аккумуляторов в России

Переработка аккумуляторов в нашей стране пока развита не достаточно хорошо по сравнению с западными странами. Однако и у нас уже есть крупные предприятия, имеющие специализированное оборудование по переработке АКБ. Например, утилизацией никель-кадмиевых аккумуляторов занимается ведущее предприятие, которое имеет свой сайт musor-com.ru.

Стандартная технологическая процедура крупных предприятий в России включает такие этапы, как сбор АКБ, транспортировку до необходимого места, непосредственно утилизацию (слив и нейтрализация электролита, деление аккумуляторных отходов, переработка металлов), подготовку документации.

Переработка аккумуляторных батарей – это еще и бизнес, сложный, но перспективный для нашей страны, приносящий прибыль за счет получения и продажи вторсырья для разных производств.

Оборудование для переработки аккумуляторных батарей

Установка оборудования для переработки включает в себя установку автоматизированной линии, позволяющей исключить розлив и испарение электролита и соответственно попадание его в организм человека. В комплект оборудования также входят различные печи, сушильные аппараты, фильтры, дробилки, установки для очистки воздуха и т.д.

Утилизация аккумуляторных батарей – это современный рациональный способ избавиться от старых, пришедших в негодность приборов. Переработка АКБ позволяет сохранить нормальное состояние среды, здоровье людей и многие природные ресурсы за счет получения вторсырья. Нужно, чтобы каждый человек нашей страны понимал важность этой процедуры.

О том, как происходит утилизационный процесс и переработка свинцово-кислотных аккумуляторов, наглядно рассказывают в следующем коротком видео.

 

vtorothody.ru

способ утилизации отработанного раствора электролита — патент РФ 2177056

Изобретение относится к области утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей и может быть использовано в технологиях защиты окружающей среды на предприятиях автомобильного транспорта. Нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0,95): 1, в образующуюся стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1:(0,10-0,20) и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Технический эффект — упрощение технологии утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающей полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. 1 табл. Изобретение относится к области утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей и может быть использовано в технологиях защиты окружающей среды на предприятиях автомобильного транспорта. Известен способ утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей путем нейтрализации известью [1]. Недостатком этого способа является наличие загрязняющих природные системы сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов (Pb2+, Zn2+ и др.), и неутилизируемых шламов сульфата кальция, также загрязненных соединениями тяжелых металлов. Известен также способ утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей путем нейтрализации известью и реагентного удаления образующегося сульфата кальция из водных растворов путем осаждения в виде сульфоалюмината с получением рециркулируемого и (или) утилизируемого в качестве наполнителя в производстве бумаги, пластмасс и других материалов. По этому способу в обрабатываемый раствор дозируют Ca2+ и Li+, Na+ К+ или NH4+, обеспечивая соотношение Al3+:SO42-:Ca2+:Me, где Me — Li+, Na+, K+ или NH4+, в пределах 2:1:2:0,08 — 2:2,5:5:4 [2]. Недостатком этого способа является наличие загрязняющих природные системы сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов (Pb2+, Zn2+ и др.). Более близким к изобретению является способ утилизации кислого отработанного раствора гальванического производства путем нейтрализации, отделения осадка от раствора декантацией и фильтрованием с последующей его переработкой с получением пигментной пасты. Фильтрат после отделения осадка возвращают в производство на стадию первичной промывки деталей, подлежащих обработке [3]. Этот способ обеспечивает эффективную защиту природных систем от воздействия токсичных ионов тяжелых металлов. Недостатком способа является сложность технологической схемы и связанные с этим высокие капитальные затраты. Целью способа является упрощение технологии утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающей полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. Поставленная цель достигается описываемым способом, включающим нейтрализацию раствора электролита, согласно изобретению нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0.95): 1, в образующуюся в течение 2-5 ч стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1: (0,10-0,20), смешивают в течение 60-90 с и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом. Это позволяет из раствора электролита получить однородную стеклообразную вязкую массу, что упрощает ее дальнейшую утилизацию. Добавляемый в образовавшуюся стеклообразную вязкую массу гранулированный доменный шлак позволяет перевести ее в камневидное тело. Из порченной пластичной массы готовят образцы. Это позволяет обеспечить полную утилизацию отработанного раствора электролита. Процесс проводится в реакторе с мешалкой, в который засыпается конвертерный шлам (отход сталеплавильного производства), при массовом соотношении электролит: конвертерный шлам (0,65-0,95):1 приливается отработанный раствор электролита. В результате взаимодействия компонентов шлама и раствора электролита образуется в течение 2-5 ч стеклообразная вязкая масса, в которую при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак в массовом соотношении электролит: конвертерный шлам: доменный шлак (0,65- 0,95): 1:(0,10-0,20). Смешивание всех компонентов осуществляют в течение 60-90 с. Из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Сроки схватывания, равномерность изменения объема, прочностные характеристики образцов, скорость вымывания ионов тяжелых металлов из попорченных образцов определяли по известным методикам. Испытание образцов проводят в возрасте 28 сут. Составы смеси и результаты испытаний приведены в таблице. Как следует из таблицы, способ в предлагаемых диапазонах соотношений ингредиентов позволяет упростить технологию утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающую полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. Положительным является также то, что продукт полной утилизации отработанного раствора электролита может быть использован в качестве гидрофобного строительного материала. Процесс утилизации прост в аппаратурном оформлении и может быть осуществлен на базе основного производства. Достоинством заявляемого способа является и то, что используемый для утилизации материал также является отходом производства. Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1664753, кл. МКИ5 C 02 F 1/66, опубл. 23.07.1991 г. БИ N 27. 2. Заявка Франции N 2671791, кл. МКИ5 C 02 F 5/06, 1/52; C 04 B 11/28, опубл. 24.07.1992 г. 3. Патент RU N 2069240, кл. МКИ6 C1; C 25 D 21/16, опубл. 20.11.1996 г.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ утилизации отработанного раствора электролита, включающий нейтрализацию раствора электролита, отличающийся тем, что нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0,95): 1, в образующуюся в течение 2-5 ч стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1: (0,10-0,20), смешивают в течение 60-90 с и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях.

www.freepatent.ru

Сливаем электролит из аккумулятора своими руками

Аккумулятор Первым признаком того, что автомобильная аккумуляторная батарея стала непригодной, может рассказать её наполнение – электролит. В случае выхода из строя аккумулятора электролитическая жидкость меняет свои характеристики плотности и приобретает ярко-оранжевый оттенок. Изменение цвета жидкости свидетельствует о том, что в ней находится большое количество окисей и осадка.

Конечно, можно произвести замену аккумулятора целиком на новый, но зачем тратить лишние средства, если можно прибегнуть и к другому варианту – замене электролита. Эта процедура хоть и достаточно сложна, но под силу даже водителям-аматорам.

Материалы и оборудование для сливания электролита

Для того, чтобы провести данную процедуру, вам следует запастись следующим инвентарём:

— электролит соответствующей плотности;

— дистиллированная вода;

— заливная воронка;

— зарядное устройство с источником питания;

— ареометр;

— ёмкость для отработанного электролита;

— пищевая сода;

— ветошь;

— защитные очки;

— резиновые перчатки.

Электролит

Дистиллированную воду и электролитическую жидкость можно приобрести в каждом автомобильном магазине, а нужный объём узнать у продавца-консультанта. Дистиллят берите с расчётом на пару промывок и ещё небольшим запасом. Воронку, через которую будете заливать материал, возьмите стеклянную – это более дешёвый аналог фарфоровой, которую вдобавок ещё и достаточно сложно найти. Для слива отработанного электролита подойдут обычные стеклянные бутылки. На них серная кислота не воздействует. Главное, осмотрите их на предмет трещин.

Подготовительные работы

Снимите с автомобиля аккумуляторную батарею и очистите её поверхность от загрязнений. Рекомендуем это проделывать, используя ветошь, пропитанную содовым раствором. Вспомните школьный курс химии: щёлочь (сода) нейтрализует кислоту. Чтобы приготовить данный раствор, возьмите две столовые ложки пищевой соды и размешайте в литре воды до полного растворения. Отверните заливные пробки и проверьте жидкостной уровень.

Аккумулятор Он должен превышать защитные приспособления примерно на 10 мм. Проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи. Если она разряжена, тогда следует её зарядить. После полной зарядки аккумулятора дайте ему остыть около двух часов.

Сливание электролита из аккумулятора

Откачивание электролита из каждой ёмкости проводится при помощи ареометра. Далее сливайте его в отдельную специально подготовленную ёмкость. Поймите и то, что полное откачивание электролита из банок невозможно. Чтобы максимально удалить кислотный раствор из корпуса аккумуляторной батареи, следует постепенно и аккуратно наклонять корпус, параллельно забирая электролит. Чтобы облегчить себе работу, воспользуйтесь надёжными упорами. Чтобы обеспечить ещё более полный забор электролитической жидкости, наденьте на носик ареометра мягкую трубочку из полихлорвинила, которая будет очень плотно сидеть на приборе.

Сливаем электролит Ни в коем случае не переворачивайте аккумулятор пробками вниз в открытом состоянии! В таком случае накопившийся осадок со дна банок застрянет между пластинами, что приведёт к короткому замыканию, а, следовательно, и полной замене источника электропитания вашего автомобиля.

После максимально возможного избавления от старого электролита установите батарею в естественное положение и залейте внутрь через стеклянную (если нашли, то фарфоровую) воронку дистиллированную воду. Не встряхивайте аккумулятор. Чтобы хорошо промыть банки, достаточно плавно из стороны в сторону наклонять корпус. Слейте жидкость по методу, описанному выше, и промойте батарею ещё раз.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today

Способ утилизации отработанных электролитов хромирования

Изобретение может быть использовано в производствах, где отработанные концентрированные растворы и сточные воды требуют очистки от соединений шестивалентного хрома, например при переработке токсичных отходов гальванического производства — отработанных электролитов хромирования. Способ включает обработку электролитов с помощью 10÷30% водного раствора сульфита натрия Na2SO3 из расчета 3,63-3,64 мг на 1 мг Cr6+ при pH среды 2,5-3,0 и последующее подщелачивание раствором гидроксида натрия NaOH до pH 8,0-9,5. Полученный осадок промывают, сушат при температуре 200-220°C в течение 1÷2 часов, затем прокаливают при температуре 900-1100°C в течение не менее 1 часа и подвергают металлотермическому восстановлению до металлического хрома. Способ обеспечивает снижение расхода реагентов при одновременном повышении эффективности переработки и качества получаемого продукта за счет уменьшения массы образующегося шлама и количества примесей, затрудняющих процесс его металлотермического восстановления. 2 пр.

 

Изобретение относится к охране окружающей среды, а именно к способам переработки токсичных отходов гальванического производства, в частности отработанных электролитов хромирования. Изобретение может быть также использовано в других производствах, где отработанные концентрированные растворы и сточные воды требуют очистки от соединений шестивалентного хрома.

В настоящее время существуют различные способы очистки стоков и концентрированных растворов от шестивалентного хрома, при этом преимущественное использование находят химические методы обработки при помощи различных реагентов, поскольку они обеспечивают достаточно высокую степень очистки и сравнительно просты в реализации [Виноградов С.С. «Экологически безопасное гальваническое производство». Под редакцией проф. В.Н. Кудрявцева. — Изд. 2-е, перераб. и доп.; «Глобус». М., 2002. — 352 с.]. В общем случае реагентная обработка токсичных стоков основана на восстановлении шестивалентного хрома в менее токсичный трехвалентный с последующим его осаждением в нерастворимой гидроокисной форме.

Известен способ удаления шестивалентного хрома из растворов [RU №2160717, опубл. 2000.12.20], включающий использование в качестве реагента-восстановителя тиосульфата натрия в стехиометрическом соотношении к веществам, содержащим Cr6+. После чего раствор облучают электронным пучком дозой 10-30 Мрад, что гарантирует полную очистку растворов от Cr6+. Недостатком известного способа является необходимость использования дополнительного дорогостоящего оборудования для облучения электронным пучком, что усложняет и удорожает осуществление способа.

Известен способ очистки сточных вод от шестивалентного хрома [RU №2067556, опубл. 1996.10.10] с восстановлением шестивалентного хрома в трехвалентный в кислой среде с последующим осаждением его соединений щелочью, которое проводят в две стадии, причем первую стадию проводят водными растворами восстановителя, а вторую стадию путем добавления сухого реагента к фильтрату первой стадии, при этом первую стадию ограничивают степенью восстановления не более 98,4%. Недостатком известного способа является его сложность, а также значительные затраты времени, обусловленные проведением процесса очистки в несколько стадий.

Также известен способ обезвреживания водных растворов, содержащих соединения шестивалентного хрома [RU №2433961, опубл. 2011.11.20], основанный на восстановлении соединений шестивалентного хрома растворами гидразина или гидроксиламина, с последующим перемешиванием и фильтрованием выпавшего осадка гидроксида трехвалентного хрома. Остаточное количество гидразина или гидроксиламина в фильтрате удаляется введением раствора пероксида водорода или продувкой воздуха через фильтрат (катализаторами реакции окисления гидразина или гидроксиламина являются соединения меди или железа). Недостатком известного изобретения является продолжительность процесса восстановления (несколько часов), необходимость применения избытка реагентов для полного завершения реакции восстановления Cr6+ до Cr3+, а также высокая стоимость гидразина.

Кроме того, существенным недостатком этого и всех приведенных выше известных способов является образование в результате очистки растворов большого количества иловых осадков (гальваношламов), которые подлежат сбору, обезвоживанию и утилизации, так как являются наиболее агрессивными и токсичными отходами гальванического производства. Захоронение гальванических шламов на специальных полигонах, на которое ориентированы приведенные выше способы, не является экологически безопасным, так как сами по себе полигоны не исключают вынос ионов тяжелых металлов в окружающую среду и являются источниками загрязнения подземных вод, почвы, растительности, атмосферного воздуха.

Наиболее близким к предлагаемому способу по достигаемому результату и технической сущности является способ [RU №2218311, опубл. 2003.07.20], который заключается в реагентной обработке хромсодержащих сточных вод или растворов сухой композицией, содержащей 0,1-80% смеси бисульфита и карбоната натрия, 20-99,9% окиси кальция, к которой добавлено 0,1-10% окиси кремния. В результате обработки получают безводный иловый осадок, который в дальнейшем подвергают металлотермическому восстановлению до металлического хрома.

Недостатком известного способа является необходимость использования большого количества сухой композиции (до 400 г на 1 литр сточных вод) и связанное с этим образование значительного количества трудно перерабатываемого осадка в виде влажных кристаллогидратов, содержащего соединения кальция и окись кремния, которую вводят для того, чтобы придать осадку рыхлость и ускорить его высыхание. Наличие примесей и присутствие влаги, для устранения которой (несмотря на рыхлость осадка) необходимо дополнительное досушивание, в значительной мере затрудняют проведение дальнейшего металлотермического восстановления и препятствуют получению металлического хрома конструкционного назначения.

Задачей изобретения является разработка способа комплексной утилизации отработанного электролита хромирования с получением продуктов, безопасных для окружающей природной среды и пригодных к дальнейшему использованию.

Технический результат изобретения заключается в снижении расхода реагентов при одновременном повышении эффективности переработки и качества получаемого продукта за счет уменьшения массы образующегося шлама и количества примесей, затрудняющих процесс его металлотермического восстановления.

Указанный технический результат обеспечивается способом утилизации отработанных электролитов хромирования, включающим обработку электролита реагентом, содержащим натриевую соль сернистой кислоты, с получением безводного осадка, и последующее металлотермическое восстановление полученного осадка, в котором, в отличие от известного, реагентную обработку электролита осуществляют с помощью 10÷30% водного раствора сульфита натрия Na2SO3 при значении pH 2,5-3,0 с последующим подщелачиванием раствором гидроксида натрия NaOH до pH 8,0-9,5, при этом полученный осадок перед металлотермическим восстановлением промывают и подвергают термообработке.

В преимущественном варианте осуществления способа термообработку промытого осадка проводят при температуре 200-220°C в течение 1÷2 часов, затем при температуре 900÷1100°C в течение не менее 1 часа.

Способ реализуют следующим образом.

Отработанный электролит хромирования, содержащий ионы Cr6+, обрабатывают 10-30% водным раствором сульфита натрия Na2SO3, который дозируют из расчета 3,64 мг соли на 1 мг Cr6+. Для достижения наибольшей скорости реакции и полноты ее прохождения раствор подкисляют до достижения pH 2,5-3,0 преимущественно при помощи 10% водного раствора H2SO4. После этого раствор выдерживают в течение 30-40 минут для прохождения реакции, причем окончание процесса восстановления шестивалентного хрома до трехвалентного контролируют визуально, по изменению цвета раствора. Далее осуществляют подщелачивание раствора до величины pH 8÷9,5, преимущественно используя 10% раствор NaOH, в результате чего образуется гидроксид трехвалентного хрома в виде оседающей фракции с гидравлической крупностью (скорость оседания частиц взвеси в стоячей воде) 0,1-0,2 мм/с и менее. После отстаивания полученный осадок (гальваношлам) отфильтровывают и промывают от водорастворимых соединений, в дальнейшем препятствующих нормальному протеканию металлотермической реакции. Промывка гальваношлама является существенным этапом способа: без удаления водорастворимых солей металлотермическая реакция практически не идет.

Затем проводят термообработку полученного гальваношлама, которая заключается в сушке при температуре 200-220°C в течение 1-2 часов и последующем прокаливании при температуре 900÷1100°C в течение не менее 1 часа. В результате термообработки происходит удаление из гальваношлама свободной и физически связанной воды и образование оксидов, пригодных к металлотермическому восстановлению. После вышеописанной термообработки проводят металлотермическую обработку подготовленного гальваношлама по одной из известных технологий с восстановлением оксида хрома до металлического хрома.

Примеры осуществления способа

Пример 1

Для обработки отбирали пробу отработанного концентрированного раствора с содержанием шестивалентного хрома 15200 мг/л из ванны непроточной промывки (ванны-ловушки) после обработки хромированных изделий.

Для реагентной обработки 1 литра пробы использовали 10% водный раствор сульфита натрия Na2SO3, который дозировали из расчета 55,17 г соли на 15200 мг Cr6+, содержащегося в одном литре пробы. Корректировку pH до 2,5 проводили 10% водным раствором серной кислоты с последующей выдержкой в течение 30 минут. Осаждение гидроксида хрома проводили путем подщелачивания 10% раствором NaOH до величины pH 8,0. Полученный осадок отфильтровывали. Остаточное содержание в фильтрате общего хрома, определенное атомно-абсорбционным методом, составило 0,198 мг/л.

Отфильтрованный осадок промывали водой методом трехкратной декантации и затем просушивали при температуре 220°C в течение 1 часа. Из 1 литра исходной пробы концентрированного раствора было получено 68 г обезвоженного осадка. Затем осадок прокаливали при 1100°C в течение 1 часа.

Рентгенофазовый анализ пробы осадка после термообработки показал наличие в составе пробы оксида хрома Cr2O3, пригодного для алюминотермического восстановления и извлечения хрома в виде металлического слитка.

Далее проводили алюминотермическое восстановление по известной технологии, описанной в патенте РФ №2484156, опубл. 2013.06.10.

Пример 2

Для обработки отбирали пробу электролита хромирования с содержанием хрома 55238 мг/л из емкости для хранения отработанных электролитов.

Реагентную обработку 1 литра пробы проводили в соответствии с примером 1. При этом 30% раствор сульфита натрия Na2SO3 дозировали из расчета 200,5 г соли на 55238 мг Cr6+, содержащегося в одном литре исходной пробы. Подщелачивание проводи до значения pH 9,5.

Остаточное содержание хрома общего в фильтрате составило 0,214 мг/л. Осадок просушивали при температуре 200°C в течение 2 часов. Из 1 литра исходной пробы концентрированного электролита было получено 274 г обезвоженного осадка гальваношлама. Затем осадок прокаливали при 900°C в течение 70 минут.

Рентгенофазовый анализ прокаленной пробы осадка показал наличие в составе пробы оксида хрома Cr2O3 пригодного к алюминотермическому восстановлению до металлического хрома.

Таким образом, описанный способ позволяет обезвреживать отработанные растворы и электролиты с различным содержанием хрома и, в сравнении с прототипом, снизить расход реагентов, уменьшить объем образующегося осадка (гальваношлама) и выделить гальваношлам, пригодный для дальнейшего металлотермического восстановления с образованием промышленно пригодных продуктов реакции и безопасных для окружающей среды стоков.

Способ утилизации отработанных электролитов хромирования, включающий обработку электролита реагентом, содержащим натриевую соль сернистой кислоты, с получением безводного осадка и металлотермическое восстановление полученного осадка, отличающийся тем, что реагентную обработку электролита осуществляют с помощью 10÷30% водного раствора сульфита натрия Na2SO3 из расчета 3,63-3,64 мг сульфита натрия на 1 мг Cr6+ при значении pH среды 2,5-3,0 с последующим подщелачиванием раствором гидроксида натрия NaOH до значения pH 8,0-9,5, при этом полученный осадок перед металлотермическим восстановлением промывают и подвергают термообработке при температуре 200-220°C в течение 1÷2 часов, затем при температуре 900÷1100°C в течение не менее 1 часа.

findpatent.ru

Приготовление электролита для аккумуляторов своими руками

В настоящее время выбор аккумуляторных батарей огромен — в продаже можно найти уже готовые к использованию источники питания, а также сухозаряженные батареи, которые требуют осуществить приготовление электролита и его заливку до начала эксплуатации. Дальнейшее обслуживание аккумуляторов многие часто осуществляют в сервисах. По разным причинам может возникнуть необходимость самостоятельно приготовить раствор. Чтобы это мероприятие увенчалось успехом, следует знать, как сделать электролит в домашних условиях.

Что такое электролит?

Электролит — электропроводящий раствор, содержащий в своём составе дистиллированную воду и серную кислоту, едкий калий или натрий в зависимости от типа источника питания.

Концентрация серной кислоты в АКБ

Этот показатель кислотности напрямую зависит от необходимой плотности электролита. Изначально средняя концентрация этого раствора в автомобильном аккумуляторе — около 40% в зависимости от температуры и климата, в которых используется источник питания. Во время эксплуатации концентрация кислоты падает до 10–20%, что сказывается на работоспособности АКБ.

Вместе с тем стоит понимать, что аккумуляторная серная составляющая — наичистейшая жидкость, которая на 93% состоит непосредственно из кислоты остальные 7% — примеси. На территории России производство этого химиката строго регламентировано — продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов

Несмотря на то что принцип работы раствора одинаков для разных источников питания, следует знать о некоторых различиях составов. В зависимости от состава принято выделять щелочной и кислотный электролиты.

Щелочные АКБ

Этот вид источников питания характеризуется наличием гидроокиси никеля, окиси бария и графита. Электролит в этом виде аккумуляторов представляет собой 20% раствор едкого калия. Традиционно используется добавка моногидрата лития, которая позволяет продлить срок эксплуатации АКБ.

Щелочные источники питания отличаются отсутствием взаимодействия калийного раствора с веществами, образуемыми во время работы аккумулятора, что способствует аксимальному уменьшению расхода.

Кислотные АКБ

Этот вид источников питания является одним из самых традиционных, поэтому и раствор в них знаком многим — смесь дистиллированной воды и серного раствора. Концентрат электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов дешёво стоит и характеризуется способностью проводить ток большой величины. Плотность жидкости должна соответствовать климатическим показателям.

Таблица 1. Рекомендуемая плотность электролита

Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?

Отдельно хотелось бы обратить внимание на современные свинцово-кислотные источники питания — гелевые и AGM. Они также могут быть заправлены собственноручно приготовленным раствором, который в них находится в специфической форме — в виде геля или внутри сепараторов. Для заправки гелевых аккумуляторов понадобится ещё один химический компонент — силикагель, который загустит кислотный раствор.

Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы

В отличие от свинцовых источников питания, кадмиево- и железоникелевые заливаются щелочным растовром, который является смесью дистиллированной воды и едкого калия или натрия. Гидроксид лития, входящий в состав этого раствора для определённых температурных режимов, позволяет увеличить срок службы АКБ.

Таблица 2. Состав и плотность электролита для кадмиево- и железоникелевых и аккумуляторов.

Железоникелевые источники питания рекомендуется эксплуатировать в тех же условиях, что и кадмиево-никелевые. Однако стоит отметить, что они более восприимчивы к низким температурам. Поэтому их следует использовать до минус 20 градусов.

Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности

Приготовление раствора — работа с кислотами и щелочами, поэтому соблюдение мер предосторожности необходимо для самых опытных людей. Перед началом действия подготовьте средства защиты:

  • резиновые перчатки
  • одежду и фартук, устойчивый химическим веществам;
  • защитные очки;
  • нашатырный спирт, кальцинированную соду или борный раствор, чтобы нейтрализовать кислоту и щёлочь.

 Оборудование

Для приготовления аккумуляторного электролита помимо самого источника питания потребуются следующие предметы:

  • ёмкость и палочка, устойчивые к воздействию кислот и щелочей;
  • дистиллированная вода;
  • инструменты для измерения уровня, плотности и температуры раствора;
  • аккумуляторная серная жидкость — для кислотной АКБ, твёрдые или жидкие щелочи, литий — для соответствующих видов АКБ, силикагель — для гелевых аккумуляторов.

 Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания

Перед началом работ ознакомьтесь с информацией, приведённой в таблице 3. Она позволит выбрать необходимый объем жидкостей. В аккумуляторах залито от 2,6 до 3,7 литра кислотного раствора. Мы рекомендуем разводить примерно 4л электролита.

Таблица 3. Пропорции воды и серной кислоты.

  • В ёмкость, устойчивую к едким веществам, налейте нужный объем воды.
  • Разбавлять воду кислотой следует постепенно.
  • По окончании процесса вливания замеряйте плотность получившегося электролита с помощью ареометра.
  • Дайте составу отстояться около 12 часов.

Таблица 4. Плотность электролита для разных климатов.

Концентрация кислотного раствора должна соотноситься с минимальной температурой, при которой эксплуатируется аккумулятор. Если жидкость получилась слишком концентрированной, её необходимо разбавить дистиллированной водой.

Смотрите видео, как измерить плотность электролита.

Внимание! Вливать воду в кислоту нельзя! В результате этой химической реакции может возникнуть закипание состава, что приведёт к его расплескиванию и возможности получить кислотные ожоги!

Обращаем ваше внимание, что во время смешивания компонентов выделяется тепло. В подготовленный аккумулятор следует заливать остывший раствор.

Способ развести электролит для щелочного источника питания

Плотность и количество электролита в таких аккумуляторах указана в инструкции по эксплуатации источника питания или на сайте компании-производителя.

Необходимая плотность раствора

Количество твёрдой щелочи равняется количеству электролита, разделенному на

1,17–1,19 г/см³

5

1,19–1,21 г/см³

3

1,25–1,27 г/см³

2

  • Влейте в посуду дистиллированную воду.
  • Добавьте щелочь.
  • Смешайте раствор, герметично его закройте и дайте настояться в течение 6 часов.
  • По истечении времени слейте образовавшийся светлый раствор — электролит готов.

При появлении осадка следует его перемешивать. Если к концу отстаивания он остаётся, слейте электролит так, чтобы осадок не попал в аккумулятор — это приведёт к уменьшению срока его эксплуатации.

Внимание! Во время работ температура щелочного раствора не должна превышать 25 градусов по Цельсию. Если жидкость чрезмерно нагревается, охладите её.

После приведения раствора к комнатной температуре и его заливке в аккумулятор, источник питания необходимо полностью зарядить током, составляющим 10% от ёмкости АКБ (60Ач — 6А).

Как видите, приготовление раствора электролита не такое сложное дело. Главное, следует чётко определиться с необходимым количеством ингредиентов и помнить о безопасности. Вы пробовали развести электролит своими руками? Поделитесь опытом с нашими читателями в комментариях.

akkumulyatoravto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *