Система зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Система зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Система зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043— батарейная. Напряжение первичного тока 12 в.
Исправная работа системы зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 достигается:
— Нормальным зазором между контактами прерывателя и чистотой их поверхностей.
— Чистотой карболитовых деталей, свечей и нормальным зазором между их электродами.
— Хорошим контактом проводников тока.
— Исправной и полностью заряженной батареей.
— Исправным конденсатором распределителя зажигания.
Для двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 предусмотрены свечи зажигания, имеющие длину резьбовой части 12 мм.
Нормальный зазор между электродами свечи 0,7—0,8 мм. При регулировке этого зазора надо подгибать только боковой электрод свечи, так как при подгибании центрального электрода изолятор свечи разрушается. Проверку величины зазора между электродами делать щупом.
В центральном проводе высокого напряжения и в проводах к свечам установлены помехоподавительные сопротивления величиной 0—16 тыс. ом, которые подавляют радиопомехи, создаваемые системой зажигания. На работу двигателя сопротивления не влияют.
Катушка зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014,
40814, 4045, 4043 снабжена дополнительным сопротивлением, которое
соединено последовательно с ее первичной
обмоткой.
Сопротивление автоматически замыкается накоротко только при нажиме на включатель стартера. Такое устройство сделано для получения большей энергии искры при пуске двигателя стартером.
Никогда не следует оставлять зажигание включенным дольше, чем необходимо для работы двигателя, во избежание порчи катушки.
Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-51, ГАЗ-52 погрузчиков
АП-4014, 40814, 4045, 4043 с центробежным и вакуумным
автоматическими регуляторами опережения зажигания.
Валик распределителя зажигания приводится во вращение по направлению
часовой стрелки (если смотреть сверху, со стороны крышки).
Ручная регулировка с помощью октан-корректора позволяет производить изменение момента зажигания на 10° по коленчатому валу в обе стороны от среднего положения.
Рис. 1. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-51, ГАЗ-52
1—кулачок, 2—соединительный винт, 3 и 4—гайки плавной настройки,
5—стопорный винт пластины неподвижного контакта, 6—неподвижный
контакт прерывателя, 7—молоточек
прерывателя, 8—регулировочный винт-эксцентрик.
Контакты прерывательного механизма подвергаются напряженной электрической и механической нагрузке.
Важнейшим условием надежности и долговечности контактов является правильный и внимательный уход за ними в эксплуатации.
Зачистку контактов производить только в том случае, если их
состояние вызывает перебои системы зажигания, т. е. рабочие
поверхности контактов значительно подгорели и имеется
Прерыватель распределителя зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 долго и хорошо
работает только тогда, когда его контакты параллельны и прилегают
один к другому всей плоскостью (без щели
между ними).
Приступая к регулировке зазора между контактами прерывателя, нужно предварительно осмотреть их рабочие поверхности.
Замасленные и грязные контакты следует протереть. Перед проверкой зазора надо установить кулачок прерывателя в положение, при котором контакты максимально раздвинуты.
Для установки зазора следует ослабить винт 5 (рис. 1), крепящий пластину с неподвижным контактом прерывателя и, вращая эксцентриковый винт 8, установить по щупу зазор 0,35—0,45 мм. После установки правильного зазора — завернуть до отказа винт 5 и еще раз проверить зазор.
Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-52 (погрузчики АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Крышка в сборе Р20-3706500
2 — Крышка Р20-3706501
3 — Пружина 1-ИГ-515
4 — Уголек контактный 1-ИГ-514
5 — Бегунок в сборе Р20-3706020
6 — Пластина в сборе 23.3706300
7 — Шайба замковая Н1395
8 — Шайба регулировочная Н01025
Шайба регулировочная Н01027
Шайба регулировочная Н01028
9 — Шайба изоляционная Н1353
10 — Рычаг в сборе Р7969
11 — Шайба изоляционная Н1352
12 — Стойка контактная в сборе Р10-7144
13 — Сальник Р10-7163
14 — Валик с автоматом в сборе 23.3706200
15 — Винт Н07005-П29
16 — Шайба пружинная Н-04001Т
17 — Шайба Н01351-П29
18 — Валик с кулачком в сборе Р20-3706230
19 — Грузик в сборе Р20-3706240
20 — Пружина СТ7303
21 — Шайба Н01011-П29
22 — Валик в сборе Р23-3706210
23 — Пружина СТ7302
24 — Винт Н06007-П29
25 — Проводник в сборе Р20-3706360-А
26 — Шайба Н01350-П29
27 — Винт Н07003-П29
28 — Пружина усилительная БСМ-26А
31 — Шайба специальная П1-3710105-А
32 — Клемма Р10-7061
33 — Скоба Р20-3706013
34 — Корпус в сборе 23.3706100
35 — Корпус Р20-3706101-А2
36 — Втулка 1-ИГ-579А
37 — Рычаг установки зажигания в сборе 23.3706030
38 — Пластина установочная верхняя Р20-3706031-А
39 — Шайба специальная Р20-3706056
40 — Гайка Р20-3706055-А
41 — Шайба Н01013-П29
42 — Муфта Р23-3706011
43 — Валик промежуточный Р20-3706012
44 — Штифт Н31002
45 — Заклепка Н06005-П29
46 — Болт Н15004-П29
47 — Шайба пружинная Н04007Г
48 — Шайба пружинная Н04007-1
49 — Шайба Н01134-П29
50 — Винт Н07001-П29
51 — Конденсатор в сборе Р42-18-5
52 — Корпус масленки в сборе Р34-3706110
53 — Шайба Н01012-П29
54 — Шайба кожаная Н1372
55 — Корпус масленки Р34-3706111
56 — Крышка Р8050А
57 — Пружина 1-ИГ-694
58 — Заклепка специальная Н1425
59 — Шайба Н01042-П29
60 — Шайба пружинная Н04002Т
61 — Винт Н07002-П29
62 — Шайба опорная Н01014-П29
63 — Втулка изоляционная Р10-7064
64 — Гайка Н05001-П29
65 — Регулятор вакуумный в сборе 23.3706600
66 — Пробка ИМВ-10-3854А
Установка зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52
Установка зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52 производится по шарику, запрессованному в маховик между буквами «М» и «Т». На маховике нанесена белая предупредительная полоса и сделана шкала ±12° от верхней мертвой точки в первом цилиндре (считая от радиатора).
Эти метки можно видеть в картере маховика через окно, расположенное у стартера (рис. 2). Размыкание тока прерывателем при установке зажигания происходит в момент, соответствующий верхней мертвой точке хода сжатия в первом цилиндре. Соответственно ротор должен быть расположен против клеммы провода первого цилиндра (в крышке распределителя).
Рис. 2. Окно для установки коленчатого вала в положение верхней мертвой точки.
Установку зажигания двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков
АП-4014, 40814, 4045, 4043 делайте с большой точностью, так как даже
при небольших ошибках в установке резко
возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается; могут
иметь место случаи пробоя прокладки головки блока и т. п.
Порядок операций при установке зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52
— Отрегулировать, как указано выше, зазор между контактами прерывателя.
— Вынуть крышку люка на боковой поверхности картера маховика около стартера. Вывернуть свечу первого цилиндра.
— Закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, повернуть
коленчатый вал за пусковую рукоятку до начала выхода воздуха из-под
пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в
— Убедившись, что сжатие началось, осторожно поворачивать вал двигателя до совмещения указателя люка картера с шариком на ободе маховика.
— Снять крышку распределителя и убедиться в том, что ротор стоит
против внутреннего ее электрода, соединенного с проводом, идущим к
свече первого цилиндра. Гайками 3 и 4
(рис.41) поставить октан-корректор на нуль.
— Ослабить винт 2 и повернуть корпус распределителя по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись.
— Присоединить конец провода подкапотной лампочки (разъединив его у
реле-регулятора) к клемме низкого напряжения на катушке зажигания, к
которой крепится провод, идущий к
распределителю.
Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до размыкания контактов прерывателя, которое определяется по вспыхиванию лампочки. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию надо повторить, повернув корпус распределителя зажигания в исходное положение.
— Удерживая от поворачивания корпус распределителя, затянуть винт 2, поставить крышку распределителя и центральный провод на место.
— Проверить правильность присоединения проводов зажигания от свечей,
начиная с первого цилиндра. Они, считая по ходу часовой стрелки,
должны быть присоединены в
следующем порядке: 1-5-3-6-2-4.
Проверять точность установки зажигания ГАЗ-51, ГАЗ-52, прослушивая
работу двигателя при движении автопогрузчика, нужно после каждой
регулировки зазора в прерывателе и
установки зажигания.
Доводку установки зажигания надо делать по октан-корректору, не
ослабляя винт 2, Для этого достаточно вращать гайки 3 и 4
(отвертывая одну, завертывая другую). Перемещение
При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более поздней, против часовой стрелки — более ранней.
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.Система охлаждения двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ее устройство
Система охлаждения двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ее устройство
Система охлаждения двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, осуществляемой водяным насосом центробежного типа. Закрытая (герметичная) система охлаждения уменьшает потери охлаждающей жидкости на испарение до минимума и поэтому во время эксплуатации не требуется часто доливать жидкость в радиатор.
Водяной насос двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 засасывает воду из нижнего, бачка радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу, расположенную вдоль всего блока в верхней его части между цилиндрами и газовыми каналами клапанов. Из водораспределительной трубы вода поступает в водяную рубашку цилиндров через шесть вырезов, расположенных против выпускных клапанов, и интенсивно охлаждает наиболее горячие места двигателя.
Через отверстия в верхней полости блока и в прокладке головки цилиндров вода поступает в рубашку головки и далее, в зависимости от теплового режима двигателя, через термостат и выпускной патрубок головки цилиндров в верхний бачок радиатора (при прогретом двигателе) или, минуя радиатор, снова в водяной насос (при непрогретом двигателе).
Водяной насос (помпа) двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Водяной насос ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 (фиг.1) центробежного типа. Как видно из рисунка, валик 4 водяного насоса работает в двух легкосменяемых шарикоподшипниках 7 (20703-А), снабженных с наружных сторон войлочными сальниками, предотвращающими вытекание смазки из насоса.
На концах валика сделано по одной лыске. Крыльчатка 2 насоса и ступица 8 плотно насаживаются на валик отверстиями, соответствующими сечению концов валика (см. сечение по АА). Благодаря этому предотвращается их поворачивание относительно валика даже после многократных разборок.
1. Водяной насос (помпа) ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — болт крепления крыльчатки и ступицы; 2 — крыльчатка; 3—корпус насоса; 4 — валик; 5 — пресс-масленка: 6—контрольное отверстие для выхода смазки в корпусе; 7 — подшипники; 6 — ступица вентилятора; 9 — шайбы; 10 — стопорное кольцо в корпусе; 11 — распорная втулка; 12 — контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника; 13 — стопорное кольцо на валике; 14 — пружина сальника; 15 — внутренняя обойма сальника; 16 — наружная обойма сальника; 17 — резиновая манжета; 18 — текстолитовая шайба: 19 — замочное кольцо сальника: 20 — штифт крепления ступицы.
Крыльчатка крепится на валике болтом 1. Между головкой болта 1 и крыльчаткой 2 ставятся две шайбы: плоская, прилегающая к крыльчатке, и пружинная — с наружными зубьями, прилегающая к головке болта. Для облегчения снятия крыльчатки с валика при ремонтах сальника в центре ее имеется отверстие с резьбой для съемника.
Осевые перемещения валика водяного насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 с напрессованными на него подшипниками относительно корпуса предотвращаются стопорным кольцом 10. Полость корпуса насоса уплотняется сальником, помещенным в хвостовике крыльчатки и состоящим из резиновой манжеты 17, текстолитовой шайбы 18, пружины 14 и двух обойм 15 и 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, в прорези которой входят выступы текстолитовой шайбы.
Текстолитовая шайба, прижимаясь пружиной к торцовой плоскости корпуса насоса, предотвращает вытекание воды из рабочей полости насоса. Резиновая манжета препятствует протеканию воды через зазор между валиком и текстолитовой шайбой. Вода, просочившаяся через изношенный сальник, стекает наружу через контрольное отверстие 12 в корпусе насоса.
В случае подтекания воды через отверстие 12, сальник следует отремонтировать. Для этого необходимо выпрессовать крыльчатку и сменить изношенные детали. Закупоривать в этом случае контрольное отверстие нельзя, иначе вода неизбежно проникает в шарикоподшипники и выведет их из строя.
Ступица 8 крепится на валике болтом аналогично крыльчатке или штифтом 20. Между головкой болта и ступицей ставятся две шайбы: плоская и пружинная.
Смазка к шарикоподшипникам поступает через угловую масленку 5; ее подают до тех пор, пока смазка не покажется из контрольного отверстия 6.
Вентилятор ГАЗ-51, ГАЗ-52 — четырехлопастный, диаметр его — 450 мм. Вместе с приводным шкивом вентилятор закрепляется на ступице 8 и при вращении обеспечивается надежное охлаждение наружных стенок водяной рубашки двигателя и всех агрегатов и приборов, помещающихся под капотом.
Насос водяной (помпа) ГАЗ-52 в сборе 12-1307010-12 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Гайка М10х1 250976-П8
2 — Шплинт 3х20 258039-П
3 — Шайба 252006-П8
4 — Ступица шкива насоса 12-1307024-В
5 — Кольцо стопорное 66-1307028
6 — Подшипник передний 20803 (53-1307027)
7 — Втулка распорная 12-1307025
8 — Подшипник задний 20703-А (12-1307027)
9 — Болт М10х65 201295-П8
10 — Корпус насоса 12-1307015-Д
11 — Прокладка 12-1307048
12 — Масленка 11-А-45 264030-П8
13 — Шайба 252136-П2
14 — Болт М10х45 201290-П8
15 — Валик в сборе 13-1307019-11
16 — Кольцо стопорное 52-1307029
17 — Валик 13-1307023-21
18 — Болт М8х14 201238-П8
19 — Шайба 252175-П8
20 — Шайба 292277-П8
21 — Крыльчатка с сальником в сборе 12-1307030-Б1
22 — Крыльчатка 12-1307032-Б1
23 — Кольцо манжеты 11-8528-Б
24 — Пружина сальника 12-1307034-А2
25 — Обойма сальника 12-1307052-Б
26 — Манжета сальника 11-8515-А3
27 — Шайба уплотнительная 12-1307041-А3
28 — Кольцо стопорное 12-1307042
Радиатор двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Радиатор ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 2) львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 состоит из латунных плоских трубок, расположенных вертикально в три ряда (в шахматном порядке). Для увеличения охлаждающей поверхности к трубкам по всему их периметру припаяны горизонтальные пластины. Верхний и нижний бачки радиатора изготовлены из листовой латуни.
В радиаторе над нижним бачком имеется отверстие для прохода пусковой рукоятки. В наливную горловину верхнего бачка радиатора впаян конец контрольной пароотводной трубки, которая проходит вниз с правой стороны радиатора. Наливная горловина герметически закрывается пробкой.
2. Радиатор ГАЗ-51, ГАЗ-52
1— сливной кран котла пускового подогревателя; 2 — соединительное звено; 3 — пальцы соединительного звена; 4— рычаг управления сливным краном котла пускового подогревателя; 5— шланги отводящей трубы радиатора; 6—отводящая труба радиатора; 7 — термостат 8— прокладка; 9—выпускной патрубок головки цилиндров; 10—-гайка; 11-хомутик подводящего шланга; 12—винт; 13 — шланг радиатора подводящий; 14—радиатор в сборе; 15— пробка радиатора; 16— кожух вентилятора; 17— болт крепления радиатора; 18— пружинная шайба; 19 — защелка рычага управления сливного крана котла пускового подогревателя; 20 — болты; 21 — кронштейн рычага управления сливного крана котла пускового подогревателя; 22— сливной кран радиатора.
Во избежание повреждения радиатора ГАЗ-51, ГАЗ-52, которое неизбежно в герметически закрытой системе при повышении давления внутри ее (при кипении воды) или при образовании разрежения (в результате конденсации пара), в пробке радиатора имеются два клапана 2 и 9, соединяющих систему охлаждения с атмосферой. Оба клапана снабжены прокладками 7 и 8.
Выпускной клапан 2 открывается при избыточном давлении в системе в 0,28—0,38 кг/см2, поэтому температура кипения воды в радиаторе повышается до 108° С и тем самым обеспечивается работа системы без кипения и убыли воды на повышенном тепловом режиме.
При превышении указанной температуры вода в радиаторе ГАЗ-51, ГАЗ-52 начинает закипать, выпускной клапан под давлением пара открывается, и пар выходит наружу через контрольную пароотводную трубку.
Впускной клапан 9 открывается во время остывания системы охлаждения, обеспечивая доступ воздуха в систему, когда разрежение в ней достигает 0,01—0,12 кг1см .
Нормальная работа пробки и ее клапанов возможна только при исправных прокладках 7 и 8.
На боковине радиатора расположены угольники, которыми он крепится к промежуточной рамке, опирающейся через резиновые прокладки на два кронштейна, приклепанные к передней поперечине рамы. Перед радиатором на четырех болтах укреплен масляный радиатор для охлаждения масла.
Чтобы выпустить охлаждающую жидкость из системы охлаждения ГАЗ-51, ГАЗ-52, надо открыть два крана, один из которых помещается на нижнем бачке радиатора, а другой — в нижней части котла пускового подогревателя. Кран на котле пускового подогревателя открывается и закрывается ручкой, расположенной рядом с краном радиатора.
Радиатор ГАЗ-51, ГАЗ-52 51А-1301010 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Хомут в сборе 4000-1303029
2 — Лента стяжная 4000-1303028
3 — Пряжка 4000-1303027
4 — Шплинт 258079
5 — Кожух вентилятора в сборе 4045М-1309010
6 — Радиатор в сборе 51А-1301010
7 — Пробка радиатора 52-1304010
8 — Рамка радиатора 4081-130210
9 — Гайка М12х1,25 250977
10 — Болт М8х16 2014154
11 — Шплинт 3,2х20 258039
12 — Гайка М6 250508
13 — Шайба 6 252134
14 — Шайба 8 252135
15 — Болт М8х22 201457
16 — Тяга 40810-1305035
17 — Гайка М10 250512
18 — Шайба 10 252006
19 — Прокладка 4014-1300041
20 — Втулка 20-1001095
21 — Прокладка 81-8401070
22 — Шайба 12 293354
23 — Болт 2М12х1,25х45 4081-1302085
30 — Кран 4081-1302030
25 — Болт М6х12 201416
28 — Шланг Отводящий 40180-1303038
29 — Труба отводящая 40810-1303020
32 — Шланг подводящий 40810-1303050
31 — Шланг отводящий 51А-1303030
26 — Шланг 40810-1303040
27 — Угольник 40810-1303035
33 — Угольник 4014-4617200
34 — Шланг отводящий 40810-13030342
24 — Пробка КГ 1/4 262542-П42
При сливе воды необходимо открывать пробку радиатора, так как система водяного охлаждения герметичная. Необходимо также каждый раз (особенно в холодное время года) проверять, полностью ли слита вода из системы. Так как отверстия кранов могут быть закупорены осадком, образовавшимся в системе охлаждения, или пробками льда (зимой), их следует во время слива воды прочищать проволокой.
Регулировка натяжения ремня вентилятора ГАЗ-51, ГАЗ-52
Нормальная работа системы охлаждения ГАЗ-51, ГАЗ-52 обеспечивается соответствующим натяжением приводного ремня вентилятора и генератора. Натяжение этого ремня регулируется (рис. 3) поворачиванием генератора относительно болтов А его крепления.
3. Регулировка натяжения ремня вентилятора
Перед регулировкой надо отпустить болт Б установочной планки генератора.
Натяжение ремня должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки на его середину между шкивами вентилятора и генератора прогиб ремня был в пределах 12—18 мм. При двух ремнях эту проверку следует производить для каждого ремня в отдельности.
Слишком сильное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипники валика водяного насоса и вала генератора, а также к преждевременному износу ремня.
Слишком слабое натяжение ремня вызывает проскальзывание его на шкивах и повышенный износ. Кроме того, при проскальзывании ремня уменьшаются обороты вентилятора и водяного насоса, а также генератора, что может послужить причиной закипания воды в системе охлаждения и снижения отдачи тока генератором.
Отгрузка запчастей производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.
_______________________________________________________________________________________________
ЦЕНЫ НА ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
СВЕЖИЙ ПРАЙС-ЛИСТ
КАТАЛОГ ЗАПЧАСТЕЙ
АП-4014 АП-40810
avtospezteh.ru
О моторах (Часть 3) — DRIVE2
Dr.Broman`s place
***Рядная шестерка из СССР или Советский Додж***
В связи с тем что мы начали дорабатывать двигатель ГАЗ 12 ЗИМ, считаю нужным не упускать момент и немного рассказать про семейство этих двигателей.
Двигатели Газ 12, Газ 51 и Газ 52 являются модернизированной версией легендарного двигателя Газ 11, созданием которого конструкторы обязаны не кому нибудь а офицерам НКВД!
Отлично описал историю этих моторов Александр Кириндас В своей статье «Шаг вперёд и два шага назад. Отдельные эпизоды из истории создания шестицилиндровых автомобильных двигателей ГАЗ первого поколения»
***
Итак, немного истории:
В середине 1930-х годов для оборонных нужд потребовался более мощный мотор, чем серийный четырёхцилиндровый М-1. Таким мог стать шестицилиндровый двигатель нового поколения. Однако квалификация отечественных конструкторов еще не позволяла провести весь комплекс необходимых работ, поэтому на основании решения правительства было разрешено НКВД закупить за 25 тысяч американских долларов комплект чертежей двигателя «Dodge» модели D5 1937 года.
Уже 5 сентября 1937 года нарком НКВД Ежов доложил, что добытые чертежи (примерно 85 % полученного задания) содержат в себе все основные детали. Новые материалы были получены к 20 ноября 1937 года, но и они не обладали нужной полнотой. Коллектив горьковских двигателистов, руководимый Е. В. Агитовым, начал работу после получения первых же материалов. Недостающие чертежи деталей были разработаны самостоятельно, а двигатель был полностью пересчитан. По мнению разработчиков, двигатель являлся «оригинальной конструкцией» и не являлся копией американского.
По сравнению с американской моделью в ГАЗ-11 была измененены масляная система (с плавающим маслоприемником), в приводе распределительного вала цепная передача заменена шестерёнчатой (с текстолитовой ведомой звёздочкой), рабочий объем ГАЗ-11 составлял 3480 см³, а «Доджа» — 3560 см³.
По сравнению с М-1 мотор ГАЗ-11 имел лучшие уравновешенность инерционных сил и равномерность крутящего момента. Карбюратор K-23 типа «Стромберг» снабжался новейшими по тому времени устройствами — ускорительным насосом и экономайзером.
Летом 1938 года опытные образцы мотора были испытаны на стенде, но при внедрении в производство возникли многочисленные технологические трудности и выявились «детские болезни», лечение которых продолжалось до самой войны. Начало массового выпуска мотора пришлось перенести на 15 февраля 1940 года (в 1940 году было изготовлено 128 серийных моторов, в 1941—1451).
Старшим инженером спецгруппы по самолетным двигателям был Л. Л. Зильперт. В авиационной модификации ГАЗ-11 вместо коробки перемены передач был смонтирован редуктор, на первых опытных образцах устанавливался один карбюратор типа К-23 или два типа М-1 в верхней части мотора.
В апреле 1939 года был изготовлен опытный образец судовой модификации. После устранения ряда «детских болезней» к 1941 году конструкция была доработана, и в период с 29 сентября по 16 октября состоялись его государственные испытания. ГАЗ-11 прошел испытания с заключением «может быть принят на вооружение ВМФ». Массовое производство судовой модификации освоено не было из-за необходимости увеличения выпуска силовых установок для танков.
В годы войны требовались двигатели для установки на танки и самоходки, поэтому ГАЗ-11 в «чистом» виде в годы войны практически не выпускался (в небольших количествах использовались только на автомобилях ГАЗ-61 и небольшой партии ГАЗ-11-73, изготовленной до июня 1941 года), но после войны совершенствование ГАЗ-11 было продолжено. В результате модернизации появились моторы ГАЗ-51, ГАЗ-12 и ГАЗ-52.
***
С историей разобрались, теперь немного о конструктивных особенностях и недостатках этих моторов (больше информации вы сможете найти в Википедии):
1) Из-за особенностей конструкции на высоких оборотах шатунный подшипник скольжения получал недостаточное количество смазки, при длительной езде на большой скорости или если водитель вёл машину на повышенных оборотах на низкой передаче — двигатель мог «застучать».
Для предотвращения подобного вредительства карбюратор имел ограничитель максимальных оборотов. Дроссельная заслонка имела аэродинамическую скошенную поверхность, когда заслонка вставала параллельно воздушному потоку — на неё действовала подъёмная сила, прикрывающая дроссель. Максимальное число оборотов могло быть подрегулировано изменением натяжения пружины. Демонтировать ограничитель числа оборотов было невозможно.
В двигателе ГАЗ-12 был устранен главный недостаток моторов ГАЗ-51 — выход из строя шатунных вкладышей при больших оборотах, посредством установки симметричных шатунов.
2) Причиной малого ресурса двигателя был баббит, который применялся в изготовлении сталебаббитовых вкладышей — шатунных и коренных, наряду с органическим недостатком двигателя — неполноопорным коленвалом, только 4 из 7 коренных шеек имели опору (подшипник скольжения), что приводило к деформации коленвала. Переход в последние годы производства двигателя ГАЗ-52 на сталеалюминиевые вкладыши сняло проблему.
3) На юбке поршня имелся Т-образный разрез для компенсации теплового расширения. Это иногда служило причиной разрыва поршня. Некоторые умельцы устанавливали на двигатели ГАЗ-52 поршни от двигателей Москвич-412.
4) На основе шестицилиндрового двигателя ГАЗ-11 был сконструирован четырёхцилиндровый двигатель ГАЗ-20 (ГАЗ-69), устанавливавшийся на автомобили ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-69, ГАЗ-М-72, и ранние выпуски ГАЗ-21 «Волга»
***
Теперь скажу немного о перспективе применения этих двигателей в кастомайзинге.
ИМХО, оптимально использовать этот красивый мотор, обладающий своим неповторимым звуком работы и хорошей тягой с низов, при создании кастома из автомобиля Газ М20 Победа либо пикапа из Газ 51/52. Мотор при определенных доработках надежен, неприхотлив и идеально выглядит под капотом ретро автомобиля.
***
Между прочим, версия Победы для НКВД/КГБ (Газ М20Г), была оснащена именно этим 6 цилиндровым агрегатом.
***
Масса двигателя в снаряженном состоянии составляет около 250 кг.
Размеры смотрите в схеме под текстом
Всем удачи в творчестве!
www.drive2.ru
Клапаны двигателя ГАЗ-52
Клапаны ГАЗ-51/52 — нижние, расположены с правой стороны блока цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала толкателями (рис. 8).Рис. 8. Распределительный механизм ГРМ ГАЗ-51/52
1 — вставное седло выпускного заедания клапана; 2 —
направляющая втулка клапана; 3— выпускной клапан,
4-клапанная пружина; 5 — тарелка клапанной пружины; 6 —
сухарик клапана; 7 — регулировочный болт толкателя; 8 —
контргайка; 9 —толкатель; 10 — распределительный вал; 11 —
впускной клапан.
Впускной клапан ГАЗ-52 изготовлен из хромистой стали 40Х, выпускной — из жароупорной стали Х9С2. По внешнему виду клапаны отличаются один от другого диаметром тарелки и наличием у выпускного клапана под головкой проточки.
Наружный диаметр тарелки впускного толкателя – 34 мм, выпускного – 36 мм. Угол седла обоих клапанов 45°, а высота подъема их 9,2 мм.
Фазы газораспределения при расчетном зазоре между клапаном и толкателем одинаковом для впускного и выпускного клапанов, следующие:
— Впускной клапан — Открытие 9° до в. м. т. Закрытие 51° после н. м. т.
— Выпускной клапан — Открытие 47° до н. м. т. Закрытие 13° после в. м. т.
Для обеспечения бесшумной и надежной работы распределительного механизма величину зазоров между клапанами и толкателями на холодном двигателе устанавливают несколько меньше расчетной, а именно: для впускного клапана 0,23 мм, а для выпускного 0,28 мм.
Надо иметь в виду, что при большей величине зазоров распределительный механизм работает со стуками, а при меньшей — падает мощность двигателя, увеличивается расход топлива, а иногда даже прогорают клапаны.
Для регулировки зазора между клапанами и толкателями ГАЗ-52 в эксплуатации (без снятия двигателя с погрузчика) рекомендуется снять переднее правое колесо и брызговик переднего крыла, а регулировку производить из-под крыла.
Для сокращения времени на регулировку зазоров рекомендуется придерживаться следующего порядка:
— вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, поставить распределительный вал в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт (когда толкатель поднялся на максимальную высоту), и в этом положении отрегулировать зазоры второго, третьего и шестого выпускных, а также первого, третьего и пятого впускных клапанов;
— повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный вал займет при этом положение, при котором шестой выпускной клапан будет полностью открыт) и отрегулировать зазоры первого, четвертого и пятого выпускных, а также второго, четвертого и шестого впускных клапанов.
Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку болта толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от проворачивания.
Затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу. После окончания регулировки следует возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта. Пользоваться при этом следует нормальными ключами, имеющимися в комплекте шоферского инструмента.
Рис.9. Крепление тарелки клапанной пружины
1— тарелка клапанной пружины; 2 — стержень клапана; 3— сухарики
На головках клапанов ГАЗ-52 имеются пазы под отвертку, используемые при притирке клапанов.
В нижней части стержня 2 клапана (рис. 9) имеется выточка, в которую входят своими выступами два сухарика 3 тарелки клапанной пружины.
Наружная поверхность сухариков коническая, точно соответствующая коническому гнезду в тарелке клапанной пружины.
Под действием клапанной пружины тарелка садится на сухарики, запирая их, и сама удерживается сухариками от перемещения вниз. Нижние торцы стержней клапанов имеют большую твердость.
Оба клапана работают в сменных направляющих втулках из серого чугуна, окончательно обрабатываемых после запрессовки в блок. Схема расположения клапанов показана на рис. 10.
Рис. 10. Схема расположения клапанов ГАЗ-51/52
Клапанные пружины
Клапанные пружины для впускных и выпускных клапанов одинаковые, изготовлены из специальной закаленной в масле пружинной проволоки марки С-65 диаметром 4,1 мм.
Рис. 11. Клапанная пружина ГАЗ-52
Для уменьшения склонности пружин к вибрации, возникающей при некоторых числах оборотов двигателя, пружины сделаны с переменным шагом навивки, а следовательно с переменной (возрастающей) жесткостью (рис. 11).
Конец пружины с меньшим шагом навивки должен быть обращен вверх, к блоку, а с большим — вниз, к тарелке клапанной пружины. Неправильная установка пружин может стать причиной их преждевременной поломки.
Усилие клапанной пружины при сжатии ее до 44,5 мм равно 18,4—21,1 кг, а при сжатии до 37,5 мм — 46,2—49 кг. Для увеличения усталостной прочности клапанные пружины подвергают дробеструйной обработке.
Рис.12. Клапаны ГАЗ-52
1 — Втулка направляющая клапана 12-1007032-А4
2 — Седло выпускного клапана 21-1007080-А
Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,05мм 21-1007080-РП
Седло выпускного клапана, увеличенное на 0,25мм 21-1007080-ВР
3 — Клапан выпускной 51А-1007010
4 — Клапан выпускной 63-1007015-01
5 — Пружина клапана 70-6513
6 — Тарелка пружины клапана 11-6514-А1
7 — Сухарь клапана
8 — Толкатель в сборе 12-1007045
9 — Болт регулировочный 12-1007075-Б2
10 — Гайка 12-1007076
11 — Толкатель 12-1007055-Б2
Толкатели клапана ГАЗ-52
Толкатели — тарельчатые, стальные с наплавленной легированным отбеленным чугуном тарелкой. Рабочая поверхность тарелки отшлифована по сфере, радиус которой равен 750 мм.
Для предотвращения образования задиров на тарелках толкателей и кулачках распределительного вала во время приработки этой пары поверхность тарелки толкателей фосфатируют.
В верхней части стержня толкателя имеется отверстие для регулировочного болта и две лыски для удерживания толкателя от проворачивания при регулировке зазора между клапаном и толкателем. Регулировочный болт толкателя стопорят в нужном положении контргайкой.
Торцовая (рабочая) поверхность головки регулировочного болта отшлифована по сфере радиусом 110 мм и для повышения износостойкости подвергнута поверхностной закалке токами высокой частоты до твердости HRC — 55 — 60.
Сферическая поверхность головки регулировочного болта исключает возможность контакта его со стержнем клапана по кромке и работы клапана с перекосами в направляющей втулке. Если бы головка была плоской, такой контакт был бы возможен при перекосах осей направляющих клапанов, и толкателей.
avzrem.ru
Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Система смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 — комбинированная. Масло подается к поверхностям трения под давлением и путем разбрызгивания (рис.1).
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов. Масло подается к ним по просверленным масляным каналам в блоке цилиндров и в коленчатом валу.
Зеркало цилиндров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей ГАЗ-51, ГАЗ-52 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников коленчатого и распределительного валов и из отверстий в нижних головках шатунов.
Масло, поступающее из указанных мест, с силой разбрасывается во все стороны картера двигателя вращающимся коленчатым валом и в виде мельчайших капелек попадает на поверхности трения.
Струйки масла, выбрасываемые из отверстий в нижних головках шатунов, когда эти отверстия совпадают с масляными каналами, подающими смазку от коренных подшипников коленчатого вала к шатунным, попадают непосредственно на стенки цилиндров, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей.
К стержням толкателей смазка поступает самотеком из специальных карманов в клапанной коробке; таких карманов — шесть, по одному карману на каждые два клапана. Масло в виде тумана и брызг попадает в клапанную коробку из картера через небольшие отверстия в нижней ее стенке и, стекая, накапливается в карманах.
Стержни клапанов ГАЗ-51, ГАЗ-52 смазываются также масляным туманом, образующимся в клапанной коробке.
Распределительные шестерни ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 смазываются пульсирующей струей масла, которая поступает через трубку из переднего подшипника распределительного вала. На передней шейке распределительного вала сделаны две канавки, которые дважды за каждый оборот распределительного вала соединяют трубку с масляным каналом, подводящим смазку к этому подшипнику.
К упорному подшипнику распределительного вала смазка поступает также от передней опорной шейки через отверстие, выходящее в передний торец ее и образованное двумя расположенными под углом 90° одно к другому отверстиями.
Подшипники валика водяного насоса и агрегаты электрооборудования смазываются из отдельных масленок.
Как видно на рис. 1, масло засасывается шестеренчатым насосом 3 из масляного картера через маслоприемник 18, который снабжен мелкой проволочной сеткой, исключающей возможность попадания крупных загрязняющих масло частиц из картера в масляную магистраль. В случае засорения сетки масло поступает в насос, минуя сетку, через специальное отверстие, расположенное в ее центре.
1. Схема смазочной системы двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
1—трубка смазки распределительных шестерен, 2—масляный канал к подшипникам коленчатого и распределительного валов. 3-шестерни масляного насоса, 4-масляный радиатор, 5—кран масляного радиатора, 6—предохранительный клапан, 7— пробка, 8—прокладка, 9—пружина, 10—плунжер, 11—крышка маслоналивного патрубка, 13—фильтр тонкой очистки, 13—перепускной клапан, 14-рукоятка фильтра грубой очистки, 15—фильтр грубой очистки, 16—сливная пробка, 17—маслоприемник
Когда сетка не засорена, это отверстие закрыто, так как сетка прижимается к поддону маслоприемника вследствие собственной упругости и перекрывается им; масло при этом поступает в насос только через отверстия сетки.
Через плавающий маслоприемник из картера в насос поступает наиболее чистое (из верхних слоев) масло.
Из масляного насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 масло подается по перекидной трубке на левую сторону двигателя в масляный фильтр и далее в продольный масляный канал блока цилиндров. Таким образом, все масло, подаваемое насосом в продольный канал, проходит предварительно через фильтр грубой очистки, задерживает значительную часть частиц грязи (величиной более и смолистых веществ, имеющихся в масле.
Из продольного масляного канала по четырем поперечным каналам 2 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала.
К шатунным подшипникам масло подводится от коренных подшипников по наклонным каналам, просверленным в теле коленчатого вала.
Параллельно масляной магистрали включен масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52, который отделяет от масла мельчайшие механические частицы, находящиеся в нем во взвешенном состоянии, и смолистые вещества, не задерживаемые фильтром грубой очистки.
Через фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52 проходит только некоторая часть масла, подаваемого насосом. Однако вследствие высокой производительности масляного насоса через этот фильтр за сравнительно короткий промежуток времени проходит все масло, находящееся в картере.
Масло поступает в фильтр тонкой очистки по трубке из продольного масляного канала. Очищенное масло стекает также по трубке в маслоналивной патрубок и оттуда в картер двигателя. Маслоналивной патрубок закрыт герметичной крышкой.
В системе смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеется три клапана: редукционный (см. рис. 1), находящийся на крышке масляного насоса, перепускной 14 в крышке фильтра грубой очистки и предохранительный 10 перед масляным радиатором. Все три клапана регулируют на заводе путем подбора пружин.
Нарушение заводской регулировки клапанов (изменение усилия пружины, постановка под пробку клапана различных по толщине шайб и т. д.) во время эксплуатации категорически запрещается.
Редукционный клапан ГАЗ-51, ГАЗ-52 ограничивает давление в системе смазки. Предельное давление в системе — 4 кг/см2. Без редукционного клапана давление в системе смазки будет чрезмерно высоким, так как масляный насос рассчитан на подачу большего количества масла, чем нужно для смазки нормально работающего двигателя. Это в особенности относится к двигателю, работающему после пуска на застывшем масле.
При увеличении сопротивления фильтра вследствие его засорения, а также при работе двигателя на густом, холодном масле, с трудом проходящем через фильтр, клапан 14 пропускает масло мимо масляного фильтра грубой очистки в продольный масляный канал. Этот клапан отрегулирован на разность давления перед фильтрующим элементом и за ним 0,7—0,9 кг/см2.
Предохранительный клапан 10 открывается при давлении около 1 кг/см , вследствие чего масло циркулирует через радиатор только тогда, когда давление в системе смазки превышает 1 кг/см.
Давление масла в системе смазки двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 при движении автопогрузчика со скоростью 20 км/час должно быть приблизительно 2— 4 кг/см2. Давление может повыситься при работе холодного непрогретого двигателя до 4,5 кг/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кг/см2. При малых оборотах на холостом ходу давление должно быть приблизительно 1 кг/см2.
Падение давления масла на средних оборотах ниже 1 кг/см указывает на неисправность двигателя или масляного насоса. Эксплуатация такого двигателя не допускается.
Резкое падение давления в системе смазки ГАЗ-51, ГАЗ-52 до нуля на средних оборотах может быть следствием неисправности масляного манометра и его датчика пли заедания (засорения) редукционного клапана, когда он открыт.
Масляный насос ГАЗ-51, ГАЗ-52
Шестеренчатый масляный насос ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 2) установлен снаружи, на правой стороне двигателя. Цилиндрическим хвостовиком корпус насоса входит в отверстие блока цилиндров. Корпус насоса прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами. Между блоком и насосом установлена уплотняющая паронитовая прокладка.
Привод насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 осуществляется от распределительного вала парой шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня привода изготовлена за одно целое с распределительным валом; ведомая шестерня 6 привода закреплена на конце валика 5 масляного насоса штифтом 7.
Рабочие шестерни насоса 3 и 11 — цилиндрические с прямыми зубьями.
2. Масляный насос двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
а — старой конструкция; б — новой конструкции: в — внешний вид насоса; 1 — прокладка; 2—корпус насоса; 5—ведомая шестерня; 4 — ось ведомой шестерни; 5 — валик, 6 — шестерня привода насоса и распределителя; 7, 8 и 17—штифты; 9— упорное кольцо; 10 — сегментная шпонка; 11 — ведущая шестерня; 12 — крышка насоса; 13—пробка; 14—пружина редукционного клапана; 15 — направляющий колпачок редукционного клапана; 16 —шарик редукционного клапана.
В насосе старой конструкции осевая сила, возникающая при его работе вследствие наличия в приводе пары шестерен со спиральными зубьями (на рис. 2 направление этой силы показано стрелкой), воспринималась специальным упорным кольцом 9, закрепленным на валике 5 штифтом 8, а в насосах новой конструкции она воспринимается непосредственно торцом шестерни 11.
Шестерня 3 свободно вращается на оси 4, впрессованной в корпус насоса. Направление вращения рабочих шестерен (со стороны крышки) и движение масла внутри насосов показано на рис. 3 стрелками. Рабочая полость насоса с шестернями закрыта крышкой 12 (рис. 2), в которой помещен редукционный клапан.
3-Схема работы масляного насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52
а – впускная полость, б – нагнетательная полость
Насос масляный ГАЗ-51, ГАЗ-52 в сборе 51-1011010-04 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Прокладка крышки 49-1011031
2 — Шестерня 70-6603-Б
3 — Корпус в сборе 11-6606-Б
4 — Ось шестерни 70-6604-В
5 — Корпус 70-6604-В
6 — Шайба 252136-П2
7 — Прокладка 11-6605-А1
8 — Шестерня привода 11-6551
9 — Штифт 4х22 258616-П
10 — Болт М10х30 201499-П8
11 — Валик в сборе 51А-1011040-02
12 — Штифт 3х18 258926-П
13 — Валик 70-6609-Б
14 — Болт М8х25 201458-П8
15 — Шайба 252135-П2
16 — Крышка в сборе 49Б-1011050
17 — Крышка 49Б-1011052
18 — Плунжер редукционного клапана 51А-1011062
19 — Пружина редукционного клапана 21-1011058-Б
20 — Прокладка O18 297248-П
21 — Пробка редукционного клапана 296494-П8
Фильтр масляный двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 4) снабжен сменным фильтрующим элементом, который задерживает мельчайшие частицы грязи, песка, металла, нагара и т. п. Так как фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление прохождению масла, фильтр тонкой очистки включен параллельно масляной магистрали.
4. Масляный фильтр ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — пробка сливного отверстия; 2 — фильтрующий элемент; 3 — трубка впускная; 4 — крышка корпуса; 5— стяжной болт; 6—пружина; 7 — прокладка крышки; 8 — корпус; 9—диск фильтрующего элемента; 10 — прокладка фильтрующего элемента; 11— центральный стержень; 12 — стяжка; 13— перепускное отверстие фильтрующего элемента; 14 — трубка выпускная; 15—ручка фильтрующего элемента; 16—крышка фильтрующего элемента; 17—стяжка.
Масло, поступающее в корпус 8 фильтра по трубке 3 из продольного масляного канала блока цилиндров, заполняет полости между пластинами 9, откуда оно постепенно проходит под давлением в радиальные канавки прокладок 10 и далее в центральную полость фильтрующего элемента.
Из этой полости чистое масло поступает в центральный стержень 11 через дроссельное отверстие диаметром 1,6 мм в верхней части его и затем по сливной трубке 14 стекает в картер двигателя. В процессе фильтрования находящаяся в масле грязь оседает в полостях между пластинками во время медленного прохождения масла сквозь пористую массу картона пластин и прокладок.
Очистка масла продолжается до заполнения грязью полостей, образованных пластинами и прокладками, после чего фильтрация практически прекращается и отработавший фильтрующий элемент должен быть заменен новым.
Пока двигатель не прогрелся, циркуляция масла через фильтр масляный ГАЗ-51, ГАЗ-52 затруднена. Чтобы после пуска двигателя фильтр быстрее вступил в работу, в нижней крышке фильтрующего элемента имеется калиброванное перепускное отверстие 13 диаметром 1,1 мм, по которому масло проходит в центральную полость элемента, минуя элемент.
Благодаря циркуляции масло в фильтре быстро нагревается и начинает проходить через фильтрующий элемент. Перепускное отверстие 13 для предохранения от засорения прикрыто обоймой сальника нижней крышки с шестью отверстиями, через которые масло поступает к нему.
Фильтр масляный в сборе 52-04-1017010 (автопогрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 — Корпус масляного фильтра в сборе 52-04-1017015
2 — Пробка 296499-П8
3 — Прокладка 297248-П
4 — Пружина 202-6092
5 — Шарик 353087-П
6 — Корпус масляного фильтра 52-04-1017020
7 — Втулка корпуса 52-04-1017022
8 — Прокладка 52-04-1017065
9 — Элемент фильтрующий в сборе 52-04-1017140
10 — Чашка опорная 52-04-1017098
11 — Кольцо уплотнительное 52-04-1017062
12 — Шайба 252007-П8
13 — Пружина 13-3407130
14 — Отстойник в сборе 52-04-1017056
15 — Пробка К 1/4″ 353052-П8
16 — Шайба уплотнительная 52-04-1017033
17 — Болт М12х1,25х110 291577-П8
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.avtospezmash.ru
Двигатель ГАЗ-52 — «История автомобилестроения» на DRIVE2
Рассказав в прошлых статьях про американские двигатели Ford Y-block и Ford Flathead V8, ставшие сердцем многих проектов старой школы, я решил продолжить, но уже про незаслуженно забытый отечественный мотор.
В Америке при ее развитой автомобильной индустрии появление большинства новых агрегатов было следствием конкуренции автопроизводителей (Ford flathead яркий тому пример), а в СССР же в те времена тенденции задавали военные. К 1936 был создан первый образец двигателя М-1, являвшийся дальнейшим развитием двигателя ГАЗ-А, который в свою очередь уходил корнями еще в Америку 20-х. Из-за отсутствия других бензиновых двигателей М-1 ставился всюду: от артиллерийских тягачей до маломерных судов. Однако большинству этот двигатель знаком по автомобилю ГАЗ-М1. Из-за того, что М-1 не отличался высокими показателями надежности и мощности на государственном уровне было принято решение о разработке двигателя нового поколения. К сожалению, тогда отечественная конструкторская школа двигателестроения не располагала достаточным опытом и познаниями в конструировании 6-и цилиндровых моторов, поэтому было решено закупить чертежи американского мотора Dodge-D5 самого малого рабочего объема и, адаптировав двигатель под наши условия, выпускать его. Отличия коснулись привода грм, где цепь заменили на текстолитовую шестерню, знакомую многим, кто имел дело с моторами ГАЗ. Также маслоприемник стал плавающим – и остался таким до 24-й Волги. В общем двигатель был переработан весьма основательно, что не позволяет называть его лицензионной копией Dodge. Основным же отличием было то, что двигатель был полностью переведен в метрическую систему, что не оставило между ним и «предком» ни одной взаимозаменяемой детали.
Один из немногих, дошедших до наших дней, ГАЗ 11. Отлично видна колба масляного фильтра, сапун открытой системы вентиляции картера, помпа и карбюратор правильного года, а также высокий корпус термостата. Кроме того видно, что как и у мотора Додж Д5 свечи расположены в попарно-групповом порядке, ближе к впускным клапанам
Полный размер
Предвоенный гоночный ГЛ-1 с новым двигателем ГАЗ-11, установивший всесоюзный рекорд скорости в 1940-м (161,87 км/ч). Автомобиль построен на агрегатах 6-и цилиндровой М1, и в новых реалиях вполне может считаться первым советским хот-родом.
Полный размер
Двигатель ГЛ-1 имел 2 карбюратора типа Stromberg, что лишь подтверждает мысль о том, что ГЛ-1 был построен по канонам хот-роддинга. Таким же модификациям подвергался и культовый Ford Flathead.
Построенный на ГАЗе двигатель имел очень неплохие для своего времени параметры, аналогичные культовому Ford Flathead: объем 3485 см3, мощность с чугунной головкой (сж 5,6) — 76 л.с. при 3400 об/мин, а с алюминиевой головкой (с.ж. 6,5 при 3600 об/мин) — 85 л.с. Также Форду не уступал и карбюратор с ускорительным насосом, а трамблер с вакуумным и центробежными автоматами опережения зажигания даже превосходил V8. Уже в 1938 новый двигатель был испытан на автомобилях и самолетах. Многие М-11 помогали ковать победу, трудясь в самой разнообразной технике тех лет – от штабных 6-и цилиндровых М-ок, до артиллерийских установок СУ-76 (там они работали в спарке).
85-и сильная авиационная версия ГАЗ-11 на самолете Г-23.
Спарка из 2-х двигателей ГАЗ-11 для военной техники.
В 1946 году свет увидела модернизированная версия двигателя ГАЗ 11, дошедшая до наших дней огромными тиражами. Внешне двигатель можно было легко отличить по иной форме коллекторов (окна стали квадратными вместо круглых), закрытой вентиляции картера, схожему с Победой карбюратору, раздельной системе фильтрации масла и тд. Основным носителем этого двигателя стал грузовой ГАЗ 51, однако и легковые автомобили не были ему чужды. Наиболее известным послевоенным автомобилем с нижнеклапанной 6-кой под капотом стал ГАЗ-12 ЗиМ. Благодаря 2-х камерному карбюратору К-21, измененному под него впуску и головке с повышенной степенью сжатия (под 70-72 бензин) двигатель выдавал 90 л.с, практически не уступая своему заокеанскому аналогу от Ford. Двигатель ГАЗ-12 имел также еще одно существенное отличие от двигателя ГАЗ-51: симметричные шатуны, позволявшие существенно продлить жизнь шатунным вкладышам.
Полный размер
Двигатель ГАЗ-51, оснащенный однокамерным карбюратором, выдавал 75 лошадиных сил.
Полный размер
Двигатель ГАЗ 12, оснащенный 2-х камерным карбюратором и головкой под более высокооктановый бензин выдавал уже 90 лошадиных сил.
Двигатель ГАЗ 49 — модификация для использования на военной технике. Обращает на себя внимание центрифуга для очистки масла и экранированная система зажигания (для подавления помех при работе двигателя в случае использования радиоборудования).
Двигатель ГАЗ 49 — вид с другой стороны. Отлично заметен 2-х секционный масляный насос: одна секция разгоняла масло каналам, другая работала на центрифугу. Мощность — 90 л.с. Оригинальный коллектор заменен на гражданский.
ГАЗ 49 работал на БТР 60. Оригинальное шасси этого БТР включало два двигателя ГАЗ-49, установленных паралельно в корме, каждый из них через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста. Интересной особенностью было то, что ограничитель оборотов стоял лишь на одном из 2-х двигателей (но работал сразу на оба), как следствие — крышка грм имела необычную форму.
Позднее вариант двигателя с 2-х камерным карбюратором станет базовым для автомобилей ГАЗ-52. В различных вариантах двигатель применялся и военными на разнообразной технике. В воздух после войны мотор уже не поднимался, а вот по воде ходить продолжил – в машинном отделении катера «Волга».
Двигатели семейства ГАЗ-11 устанавливались на прогулочные катера на подводных крыльях проекта 343 «Волга».
Были и интересные конверсии – в 1955 свет увидел форкамерный двигатель на базе ГАЗ-51. Партия автомобилей, оснащенных им, была небольшой, а посмотреть на такой мотор сейчас можно в музее истории ГАЗ в Нижнем Новгороде.
Полный размер
Форкамерный вариант ГАЗ-51. Помимо верхнеклапанной головки обращают на себя внимание и видоизмененный блок с трамблером, располагающимся справа, а не слева. Также присутствует центрифуга для очистки масла, характерная для двигателей, использовавшихся в военной технике. На заднем плане обычный 52-й мотор.
Последним годом установки нижнеклапанной 6-ки в автомобили стал 1989-й, т.е. двигатель продержался на конвейере 51 год. За свою долгую историю он успел покорить все стихии, побывать на разных континентах, и стать незаслуженно забытым. Есть ли будущее у этого мотора в наших проектах? Наберет ли он такую же популярность сейчас, как набрал в свое время Ford Flathead? Мы думаем, что да. Хорошие проекты в стиле старой школы строятся на правильных агрегатах, современных автомобилю-исходнику на момент выпуска. Да, сейчас на этот мотор нет готовых тюнинговых компонентов, а при появлении они будут стоить аналогично компонентам на Ford Flathead, но сейчас мы проходим тот же этап, что проходили за океаном в 50-х, когда все только зарождается. Эра дешевой мощности уйдет в прошлое, забрав с собой современные агрегаты, а автомобили, построенные сейчас на их агрегатах, никто не вспомнит. Можно бесконечно осовременивать старый автомобиль, гонясь за комфортом, но через несколько лет он будет смотреться устаревшим, а машины, сделанные корректно своему периоду времени, будут гармоничны всегда.
Вариант реализации впуска и выпуска на двигатель ГАЗ-52.
Спасибо за предоставленную информацию DrEvil и AsceticFrost!
www.drive2.ru
Газ 52 двигатель
Газ 52 двигатель считают в настоящее время слабым и, мягко говоря, не очень ненадежным. Но! Есть автолюбители старой школы, считающие, что нет двигателя проще и удобнее в эксплуатации, чем этот.
Более того, эти народные умельцы утверждают, что способны так проапгрейдить от Газ 52 двигатель, что тот станет практически «бессмертным». Возможно это и правильно, ведь двигатель от газ 52 не так уж сильно отличается от современных собратьев по конструкции. Основной проблемой всегда было то, что на нем очень быстро снашивались вкладыши, особенно на больших скоростях (ну как – больших – 90 км/ч вполне хватало).
Многие поколения автовладельцев с матерком и присказками загоняли свой Газ 52 в гараж – двигатель опять сдох! И происходило это даже чаще, чем раз в год (и это у грамотных людей «с руками»!) Однако, «голь на выдумки хитра», и мало по малу изобретатели становились все изобретательнее, машинки свои старенькие выкидывать на свалку не спешили – и придумали таки:
Баббитовые коренные вкладыши от газ 52 снимаются, на двигатель ставятся сталь-алюминиевые вкладыши от ЗИЛ 130, в которых прорезаются масляные каналы, как на газовских. Шатунные нужно установить из того же материала (подходят от 412-го «Москвича», только предварительно запастись хорошим зубилом – набивать новые замочные выступы). Еще один момент – на обновленных шатунных вкладышах обязательно нужно сделать непрерывные масляные каналы, чтобы шатунные шейки смазывались интенсивнее. Вуаля!
После таких изменений двигателя газ 52 он пронесет сквозь жару и холод даже не потребовав к себе внимания. Более того, увеличивается его выносливость на предельных оборотах и более высоких скоростях, то есть – получаем тягловую лошадку, которая не потребует больших затрат, неприхотлива в обслуживании, да и менять ее можно не боясь повредить дорогое оборудование. А ведь многим именно этого и нужно. Так может стоит задуматься?
Еще по теме
awtosowet.ru