Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком
- Главная
- Статьи
- С сердцем от КамАЗа: как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком
Автор: Евгений Кочнев
Во времена дизелизации Уральскому автозаводу удалось удержаться на уровне наиболее известных изготовителей военных грузовиков и приступить к серийному выпуску следующего мощного, совершенного и экономичного армейского автомобиля «Урал-4320» (6х6), который в 1970-е годы считался «важнейшей вехой развития автомобильной промышленности СССР». В этой публикации мы будем рассматривать только ранние модификации модели до 1993 года, когда «просто» 4320 стал 4320-10.
Новый пятитонный дизельный «Урал-4320» был прямым наследником выпускавшегося одновременно с ним бензинового грузовика «Урал-375Д».
Прототип дизельного армейского грузовика «Урал-4320» образца 1973 года (архив УралАЗ)
Урал-4320 (1972/1977-1993 гг.)
В начале 70-х было построено несколько опытных образцов военных грузовиков и седельных тягачей с ярославским дизельным двигателем ЯМЗ-740 – прототипом будущего силового агрегата КамАЗ.
В феврале 1975-го автомобили успешно завершили государственные испытания, и вскоре доработанные войсковые образцы с продольными скамьями в кузове были приняты на вооружение Советской армии. Серийный выпуск многоцелевого грузовика «Урал-4320» начался в декабре 1977 года и продолжался до 1986-го.

Главными отличительными признаками новых «Уралов» были решётка радиатора с угловатыми вертикальными прорезями, дизельный двигатель КамАЗ-740 V8 мощностью 210 л.с., кабина с тремя регулировками сиденья водителя и девятитонная лебёдка.
Выпускавшийся с 1986 года второй вариант 4320-01 внешне отличался приподнятой на 12 сантиметров бортовой платформой с ровным полом без колёсных ниш.
Параллельно с двумя базовыми версиями выпускались семитонные шасси 43203 двойного назначения для установки фургонов и военного оборудования без механического привода рабочих органов и седельные тягачи 44202
Начавшиеся в конце 70-х боевые действия в Афганистане и последовавшие за ними локальные военные конфликты привели к необходимости внедрения противопульной защиты для военнослужащих и узлов серийных автомобилей «Урал», состоявшей из навесных броневых листов толщиной до пяти миллиметров и бронестёкол. В 80-90-е годы к этой работе подключились и другие предприятия.
Весной 1993-го пожар уничтожил моторное отделение Камского автозавода, что привело к прекращению поставок двигателей КамАЗ. Замена им нашлась на Ярославском моторном заводе, выпускавшим 180-сильные дизели. Их стали монтировать на грузовиках 4320-10, которые уже выходят за рамки нашей статьи.
Военное оборудование на «Урале-4320»
К моменту развала СССР на основе семейства 4320 удалось собрать обширное число надстроек и систем вооружения, но их основную долю составляли модернизированные машины, изначально созданные для «Урала-375», или просто переставленные на новые дизельные шасси.
Типовые кузова-фургоныПри переходе на шасси 43203 гамму обитаемых кузовов составляли бескаркасные фургоны К-4320, каркасно-металлические КМ-4320 и их производные. От прежних конструкций они отличались алюминиевой или металлической обшивкой, фильтровентиляционной установкой, возможностью перевозки грузов на крыше, количеством и расположением окон, дверей и люков.
При экспорте «Уралов-4320» в Народную армию ГДР предприятия группы LAK монтировали на них собственные съёмные фургоны для размещения тяжелого ремонтного оборудования и автономных дизельных электростанций.
Радиотехнические средства связи, управления и разведки
В типовых кузовах на шасси «Урал-43203» с автономным питанием базировалось обширное семейство новых и переставленных с «Уралов-375А» всевозможных радиотехнических и радиолокационных систем разных классов и назначения, средств управления, разведки и командно-штабных машин.
Наряду с модернизированными станциями тропосферной связи в двух аппаратных на машинах 43203 с кузовами КМ-4320 была создана 40-канальная авиатранспортабельная система Р-441У с антеннами диаметром 1,8 метра, служившая для ретрансляции телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи со спутников, находившихся на разных орбитах.
К другим достижениям в радиотехнической области на автомобильных шасси относили станцию радиопомех Р-325У, автоматизированную аппаратную Р-330У для подавления связи, модернизированную установку 1Л22-1 для опознавания летательных аппаратов и машину 1В153 автоматизированного управления артиллерийским огнем.
С 1990 года на двух автомобилях 43203 с кузовами КМ-4320 размещалось радиолокационное и пеленгационное оснащение метеорологического комплекса РПМК-1 «Улыбка» для получения сведений о состоянии атмосферы с целью обеспечения запусков ракет, полётов авиации, работы артиллерии и расчёта зон поражения.
Седельные тягачи 44202 двойного назначения работали в составе секретных автопоездов с глухими одноосными полуприцепами (кабинами) ОдАЗ-828 с радиоприёмными узлами связи Р-361М, полевыми пунктами управления Р-362М и системами жизнеобеспечения, а также защитой от радиоактивных, отравляющих и бактериологических средств.
Автомобили топливной службы
С переходом на «дизель» практически все виды машин топливной службы переняли новый имидж с индексом 4320. Одним из них был топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 с возросшей до пяти тысяч литров ёмкостью алюминиевой топливной цистерны, сокращением масляной части на 100 литров и двумя независимыми насосными магистралями.
К новинкам относилась перекачивающая станция горючего ПСГ-240 для групповой заправки техники, оборудованная цельнометаллическим кузовом с боковыми дверями, задним блоком управления, основным и вспомогательным насосами, фильтрами, набором рукавов и пеналами для их хранения.
Машины аэродромных служб и химической защиты
В область электростартерных агрегатов вошёл модернизированный вариант АПА-5Д для одиночного или группового запуска авиационных двигателей с двумя генераторами переменного и постоянного тока мощностью 40 и 52 кВт, а также поворотными решётчатыми стрелами. Вариант АПА-5ДМ отличался 60-киловаттным генератором.
Наиболее мощная стартерная машина АПА-100 размещалась в цельнометаллическом кузове с откидными крышками отсеков, где устанавливали вспомогательный дизель для привода блока генераторов с выходной мощностью 100 кВт.
Модернизированная тепловая машина ТМС-65М могла на стоянке и в движении производить химическую обработку местности и техники горячей выхлопной смесью от турбореактивного двигателя, а также производить постановку маскирующих аэрозольных завес.
Эвакуационная и инженерная автотехника
С появлением «Урала-4320» номерные военные предприятия приступили к мелкосерийному производству новых для Советской армии колёсных эвакуационных транспортёров-тягачей и машин техпомощи.
Авторемонтный завод № 57 наладил выпуск эвакуатора ТК-5ВМ, переименованного в КЭТ-Л – колёсный эвакуационный тягач лёгкий. В его оснащение входила семитонная лебёдка, гидравлический кран и заднее подъёмное устройство для транспортировки поврежденной автотехники в полупогруженном положении.
За ним появился бортовой колёсный транспортер КТ-Л. Помимо лебёдки на нём смонтировали бампер для расчистки проходов при буксировке военных машин на жёсткой сцепке или в полупогруженном состоянии. На его основе завод № 38 построил вариант КТ-ЛМ с навесным бронированием из стальных листов толщиной семь миллиметров.
В середине 80-х были собраны опытные образцы грузовиков технической помощи серии МТП с четырёхтонным гидрокраном и лебёдкой для эвакуации по шоссе поврежденных транспортных средств, заправки их топливом, маслами и специальными жидкостями.
В это же время на шасси 4320, 43202 и усиленном многоцелевом варианте 5557 было создано семейство войсковых и инженерных гидрокранов грузоподъемностью от 6,3 до 15 тонн с телескопическими стрелами длиной до 14 метров и высотой подъёма грузов 26 метров.
К инженерной автотехнике относились мобильные осветительные агрегаты 15Т460 с автономной электростанцией и шестью выносными прожекторами, а также машины 15Т261 для освещения рабочих мест под открытым небом и в помещениях со взрывоопасной средой.
Боевые и транспортно-заряжающие машины
В конце 70-х небольшая военно-ремонтная база из Ржева получила важное задание переставлять ракетные пусковые установки БМ-21 «Град» с грузовиков «Урал-375Д» на новые дизельные «Уралы-4320». Оно свелось к перестановке глушителя из-под радиатора в правую часть шасси под ящик с принадлежностями.
Испытав обновлённые «Грады» в локальных конфликтах в жарких странах, на направляющих с реактивными снарядами стали устанавливать теплозащитные экраны, предохранявшие их от перегрева на солнце.
В годы разоружения Советских вооруженных сил наиболее удачным развитием машин «Град» считалась береговая система залпового огня БМ-21ПД «Дамба» для охраны морских границ и уничтожения надводных и подводных целей противника. В ней применялись снаряды массой 75 килограммов с дальностью поражения до пяти километров и на глубине 200 метров.
На шасси «Урал-4320» базировалось немало доработанных грузовиков с прицепами, специальных транспортных, перегрузочных и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ), входивших в состав различных комплексов для обслуживания многочисленных ракетных систем, о которых практически ничего не было известно.
ТЗМ 9Т232М на «Урале-4320» при заряжании опытной 50-ствольной системы залпового огня «Прима». 1988 годМашина 9Т244 с гидрокраном для перегрузки на пусковую установку ракетных модулей комплекса «Тор». 1986 год
На заглавной фотографии – эффектный транспортёр-работяга КТ-ЛМ на грузовике «Урал-4320» с навесным бронированием, созданный военными инженерами завода № 38 из подмосковных Бронниц.
грузовик история военная техника грузовики и автобусы
Новые статьи
Статьи / Интересно
5 причин покупать и не покупать Daewoo Matiz I
Пожалуй, Matiz в России стал третьим автомобилем по количеству насмешек после Запорожца и Оки. Но справедливы ли эти язвительные смешки в сторону симпатичной машинки? Может, это просто бры…
500
1
0
06.
Статьи / Суперкары Страшно, очень страшно: почему в США запрещали дрэг на Dodge Demon и других серийных машинах Быстрые машины покупают для того, чтобы быстро ездить. А чтобы ездить максимально быстро, нужно ездить по прямой. Эти прописные истины особенно хорошо понимают в Америке – стране, которая, с… 934 0 4 05.11.2022
Статьи / Практика
Холодное сердце: почему машина может долго не прогреваться
«Зима! Крестьянин, торжествуя… » полчаса прогревает машину. А иногда и не крестьянин, а вполне себе боярин на недешевом автомобиле всё равно прогревает его, мёрзнет и думает: ну почему так д…
1150
2
3
04.
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 15338 7 205 13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0
Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть.. .
13008
10
41
13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 10073 25 30 10.08.2022
Легендарный «Урал». Часть 1: С бензиновым двигателем.
История выпуска грузовиков «Урал» началась в городе Миасс в ноябре 1960 года. Тогда из цехов Уральского автомобильного завода выехали первые серийные машины этой марки. Однако, строго говоря, начало разработки было положено в 50-е годы в Москве. Тогда в НАМИ* стартовали изыскания по семейству из двух автомобилей с колесной формулой 6х6:
— «тяговый» вариант для буксировки прицепных агрегатов должен был иметь максимально высокую проходимость, и грузоподъемность около 5 тонн;
— «транспортный» вариант должен был иметь грузоподъемность 7 — 7.5 тонн и повышенную относительно неполноприводных машин проходимость.
Данные автомобили предназначались в первую очередь для вооруженных сил. Они должны были занять нишу между более легким ЗИЛ-157 и более тяжелым КрАЗ-214. На основе «тягового» и «транспортного» вариантов предполагалось создать ряд модификаций: шасси для надстроек, седельные тягачи, и пр. Прорабатывался и гражданский вариант машины с формулой 6х4.
Окончательную доводку конструкции и производство было решено производить на Уральском автомобильном заводе, предварительно усилив его конструкторское бюро и произведя переоснащение производства. Дело в том, что именно в Миассе имелись высвобождаемые мощности. Остальные же заводы были заняты выпуском других относительно новых моделей.
1.
Урал-375
Первой моделью стал «тяговый» Урал-375. В его конструкции в первую очередь обращает на себя внимание рациональная компоновка ходовой части: карданные валы размещены под малыми углами к раме и частично скрыты между ее лонжеронами; рулевая тяга размещена за передним мостом, а не под ним. Передний мост отключаемый. Колеса односкатные, шины ОИ-25 размерностью 14.00-20. Для повышения проходимости и увеличения живучести применена подкачка колес с управлением из кабины водителя. Машины могли оснащаться лебедкой с механическим приводом и барабаном в заднем свесе рамы.
Двигатель ЗИЛ-375, мощностью 180 л. с. Топливо — бензин АИ-92. Топливных баков два: основной на 300 л, и запасной на 60 л. Преодоление бродов глубиной до 1500 мм обеспечивалось экранированием электрооборудования, наличием высокой трубы воздухозаборника перед кабиной, съемной насадкой для выхлопной трубы. Кабина выполнена со складной тентованной крышей (требование военных). Встречаются упоминания о том, что последние серии Урал-375 оснащались цельнометаллической кабиной от Урал-375Д.
Кузов металлический, с откидными деревянными лавками по бортам и возможностью размещения дополнительной лавки в центре. Интересная особенность кузова — наличие в нем арок, скрывающих колесные ниши. Такое техническое решение вызвано необходимостью с одной стороны обеспечить достаточный ход подвески, а с другой разместить центр масс как можно ниже. Для автомобиля-тягача проходимость сочли тогда более важной характеристикой, чем удобство размещения груза.
Грузоподъемность машины изначально составляла 4 тонны, впоследствии была поднята до 5 тонн (в варианте без лебедки). Масса буксируемого прицепа 10 тонн по дорогам с твердым покрытием и 5 тонн по грунту. Максимальная скорость 75 км/ч.
Урал-375 производился до 1965 года, затем его сменила модификация Урал-375Д.
2.
Вид спереди-сверху. Хорошо заметны тентованная крыша кабины и колесные арки в кузове.
Урал-375Д внешне отличался от предшественника в первую очередь цельнометаллической кабиной от разрабатываемого параллельно гражданского Урал-377. Другим важным отличием стало упрощение элементов трансмиссии, связанное с переходом на постоянный полный привод. Урал-375Д в различных вариантах производился до 1988 (по другим данным до 1991) года. Причем с 1982 года модель была частично унифицирована с дизельным Урал-4320 и получила наименование Урал-375ДМ. Также на короткое время выпуск Урал-375ДМ возобновлялся в 1993 году в связи с дефицитом дизельных двигателей, возникшим из-за пожара на заводе КамАЗ.
3.
Урал-375Д
Народнохозяйственный Урал-377 поступил в производство в 1966 (или в 1965) году. Этот грузовик имел передний неведущий мост. При этом в целях унификации на нем оставили раздаточную коробку от Урал-375 и односкатную ошиновку колес. Деревянный кузов с плоской платформой имел увеличенную по сравнению с Урал-375 длину. Запасное колесо размещалось под ним, а не между ним и кабиной. Кстати говоря, кузов был взят от «транспортного» Урал-375Т, так и не пошедшего в серию. Автомобиль не предназначался для преодоления глубоких бродов, потому специальное оборудование отсутствовало. Разумеется, не было и подкачки колес и лебедки, не нужных гражданскому автомобилю. Также из конструкции был убран дополнительный бак. Грузоподъемность машины составляла 7500 кг. В отличие от Урал-375, количество модификаций которых таково, что выходит за рамки данного обзора, Урал-377 имел только два варианта: собственно бортовой Урал-377 и седельный тягач Урал-377С.
Судя по отзывам, Урал-377 не пользовался особой любовью. Большая «внедорожная» высота делала погрузку и выгрузку неудобной. При наличии тяжелого груза передний неведущий мост сильно разгружался, что снижало управляемость. Тем не менее, машина продержалась на конвейере до 1976 (или 1975) года, а до 1983 года производились модификации Урал-377Н и седельный тягач Урал-377СН с шинами О-47А от Урал-375Н.
4.
Урал-377
Несмотря на то, что первый «тяговый» Урал-375 был произведен в 1960-м, доводка «транспортной» машины затянулась. Автору не удалось найти объяснения этому в литературе. Как указывает исследователь истории «Урала» Валерий Дмитриев, одной из основных причин могло стать отсутствие покрышек необходимой грузоподъемности. Как бы то ни было, факт остается фактом: первый серийный «транспортный» Урал-375Н был выпущен только в 1972 году. Он имел колесную формулу 6х6. Использовалась резина О-47А размерностью 11.00х400 и грузоподъемностью 2900 кг (против 2500 кг у ОИ-25). Как и на Урал-377, отсутствовали подкачка колес, лебедка, дополнительный бак, и оборудование для преодоления брода. Кузов был в основном аналогичен таковому на Урал-377.
5.
Урал-375Н
Новый автомобиль имел грузоподъемность 7 тонн по дорогам, и 5 тонн по грунту. Серийное производство велось параллельно с Урал-375Д, причем с 1982 года в модификации Урал-375НМ, аналогично Урал-375ДМ. За букву «Н» в названии машина получила в войсках прозвище «Наташа», перекочевавшее и на последующие «транспортные» Уралы. Таким образом, только в 1972 году завершилось формирование задуманного изначально семейства. В производстве находились:
— «тяговый» Урал-375Д;
— «транспортный» Урал-375Н.
И, как дополнение, народнохозяйственный Урал-377.
6.
Урал-375Д и Урал-375Н — «тяговая» и «транспортная» машины.
_
* Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт.
Ниже несколько дополнительных фото:
7.
Урал-375
8.
Седельный тягач Урал-375С
9.
Урал-377 и Урал-375Н. Видны отличия в конструкции передних мостов и диаметре колес.
10.
Пожарный автомобиль АЦ-40(375) на базе Урал-375Н.
Содержание | Далее
_
Новинка 2019 года — Мотоциклы Урал
теперь доступен в США
Начиная с
$16 999* USD / / $19 499* CADСделать запрос
ЦИЛИНДРЫПрецизионное хонингование для надежной герметизации колец при высоких температурах
Отверстие цилиндра обеспечивает более быструю и качественную обкатку, что приводит к улучшению удержания масла и увеличению срока службы цилиндра.
Ребра охлаждения увеличены по площади для повышения эффективности охлаждения.
Ребра охлаждения увеличены по площади для повышения эффективности охлаждения.
Выпускной канал уменьшен по длине для снижения температуры головки блока цилиндров.
Оптимизированная геометрия впускных и выпускных отверстий для улучшения потока газов.
Крышки ГБЦ новой конструкции
ПОРШНИ
Гравитационное литье NASA388 (сплав алюминия и кремния) с превосходной термостойкостью по сравнению с коваными поршнями.
Юбка с тефлоновой вставкой для уменьшения трения.
Твердоанодированная заводная головка и верхняя кольцевая канавка для увеличения срока службы при высоких температурах.
Компрессионные кольца с покрытием из фосфата марганца.
Верхнее кольцо с инкрустацией из высокотехнологичного молибдена с плазменным напылением, обеспечивающего повышенную прочность.
Оптимизированные допуски канавок поршневых колец.
Поршневой палец с фосфатным покрытием.
СИСТЕМА ЦИРКУЛЯЦИИ МАСЛА
СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА
Полностью новая система EFI с использованием дроссельных заслонок Keihin.
Датчик положения дроссельной заслонки для улучшения отклика дроссельной заслонки.
Расположение топливной форсунки оптимизировано для повышения эффективности.
Замкнутая система электронного впрыска топлива для повышения эффективности использования топлива.
Увеличено давление топлива в системе для улучшения распыления топлива.
Новый самовсасывающий топливный насос в баке со встроенным фильтром и системой сброса давления
Высокоэффективные катализаторы для снижения загрязнения без снижения мощности
КОЛЕСА

Стандартные аксессуары
• Светодиодные противотуманные фары для коляски (Gear Up)
• Розетка для коляски
• Крышка багажника коляски
• Канистра (Gear Up)
• Складная универсальная лопата (Gear Up)
• Багажник (Gear Up)
• Универсальное запасное колесо — подходит для всех 3 позиций
ВОЗМОЖНО ФИНАНСИРОВАНИЕ
Мы предлагаем финансирование через Freedom Road Financial, многие клиенты также используют местный кредитный союз при финансировании своих покупок
2 ГОДА ГАРАНТИИ
Технические характеристики
2 Двигатель и трансмиссия
Рабочий объем, см3: 749
Тип двигателя: OHV с воздушным охлаждением, 2-цилиндровый, 4-тактный, оппозитный (плоский твин)
Количество клапанов на цилиндр: 2
Диаметр цилиндра и ход поршня (мм x мм): 78 x 78
Максимальная мощность (л.
с.): 41 при 5500 об/мин
Макс. Сжатие: 8.6: 1
Топливная система: корпус дроссельной заслонки EFI
Спусковая: электрическая и Kickstart
КЛЮЧЕК Двойной диск
Тип трансмиссии: Manual
4 240021
Тип трансмиссии: Manual
- 9924
. реверс
Первичный привод (заднее колесо): вал вала
Окончательный коэффициент привода: 4,62
Привод для гонщиков.
Общая высота, дюйм: 54,3
Общая ширина, дюйм.: 63,6
Высота сиденья (Unladen), дюйм. 6,8
Сухой вес, LBS: 730
Электрика
Генератор: Денсо, пик мощностью 40 ампер @ 14 В пост. h5
Spark plugs: NGK BPR6HS
Chassis
Front suspension: IMZ leading link fork
Rear suspension: Double sided swing-arm with two Sachs hydraulic spring shock absorbers, 7x adjustable
Подвеска коляски: Односторонний маятник с гидравлическим пружинным амортизатором Sachs, 7-кратная регулировка
Колеса: 2,15X19 Алюминиевые диски со стальными спицами
Передний тормоз: 4-поршневой фиксированный суппорт Brembo с 295-мм плавающим ротором NG
Задний тормоз: однопоршневой HB с большим отверстием, встроенный плавающий суппорт с 256-мм фиксированным ротором NG с 245-мм плавающим ротором NG
Разное.
Марка топлива: октановое число 91, неэтилированный бензин
Емкость топливного бака, галлоны: 5,0
Резерв, галлоны: ок. 1
Расчетная экономия топлива, миль на галлон: 31-37
Оценка
Объем багажника, м3: 2,9
Гарантия
*Рекомендованная розничная цена без учета налогов, лицензии, регистрации, доставки, настройки и опций, устанавливаемых дилером. Велосипед может быть показан с дополнительными опциями. Цены у дилеров могут отличаться. В соответствии с законодательством Калифорнии за велосипеды, приобретенные в Калифорнии, может взиматься дополнительная плата. Показана модель 2019 г. Gear Up*
Сделать запрос
Урал — Технические условия — Восточное шоссе
- Технические характеристики →
- Урал