Угольная кислота образует кислые и средние соли: Угольная кислота и её соли — урок. Химия, 9 класс.

Урок для 9 класса. Угольная кислота и ее соли

урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».

 

«…У школьного мела,

у стен дворца и

у стен пирамиды

один источник,

 одна основа….»

 Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи урока:

Образовательная:

— повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов.

-выявить  качественную  реакцию на карбонат — ион.

-отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;

— повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;

Воспитательная:   воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и своих знаниях, навыки контроля и самоконтроля.

Развивающая:   Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,

формирование исследовательских навыков.

Формы организации деятельности на уроке – парная, индивидуальная, фронтальная.

 Методы обучения – частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

 Ведущий вид деятельности учащихся – лабораторные опыты.

Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, h3SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – лакмус, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания. Лимонад, отрывки текстов из произведений

Ход урока

I.                    Организационный момент.

Открывая бутылку лимонада, “Пепси-колы” или любого другого газированного напитка мы сталкиваемся с нашей незнакомкой. Это она, угольная кислота. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы её крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку , она сразу разлагается: ( показываю на практике

)

H2CO3=H2O + CO2

II.                  Проверка  знаний.

На карточках приведены отрывки из произведений, вопрос к отрывку и ответы на выбор.  Учащиеся по ним должны выбрать ответы на вопросы в виде букв. Ответ может быть не один.

1.Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, – ответил инженер, — и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод. 

                                                            Ж.Верн «Таинственный остров»

1.Какие  аллотропные  модификации    углерода, кроме алмаза вам  известны

Б) озон, К) графит, А) карбин , Р) фуллерен

2.Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то, знай  проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.  

                                                             Русская народная сказка «Мороз Иванович»

2.Какие методы очистки   использует Рукодельница?

Б) фильтрование,  А) дистилляция, О) адсорбция,  М) кристаллизация

3.Угарный газ! – вскричал Холмс.- Подождите немного. Сейчас он уйдет.

   Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.

                                                                      А.К.Дойл «Случай с переводчиком»

3.Найдите химические ошибки в прочитанном отрывке. Почему Холмс и его спутники не могли по описанным признакам определить присутствие угарного газа в помещении.

Н) угарный газ    не  имеет запаха,   Г) угарный газ имеет приятный  запах

А) при отравлении угарным газом        человек не кашляет

4. В аравийской пустыне растет дерево  Caratina  silikva   (каратина силиква),  косточки плодов которого всегда имеют одинаковый вес в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки, называя их каратами. В наши дни существует каратная проба золота и драгоценных камней

4. Чему равна масса одного   карата?

И) 100 г,  З) 0,5 г,  Т) 0,2 г,  Р) 0,1 г

5. — Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера — яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

   — Почему?

   — Из вулканической трещины выделяется углекислый газ…

                                                                        В.Короткевич «Черный замок Ольшанский»

5. Почему в «собачьей пещере» человек остается живым, а собаки и другие мелкие животные гибнут?

Ы) СО2 тяжелее воздуха и скапливается внизу

 А) СО2 безопасен для человека, но вреден для животных

 Ж) человек входит в пещеру в противогазе

Ответ: — карбонаты.

Что это?  Это соли угольной кислоты.

    Тема урока:   Угольная кислота и ее соли».

III.  Изучение новой темы

1.Угольная кислота

Угольная кислота- это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты.

1.Химическая формула — У́гольная кислота́ — слабая двухосновная кислота с химической формулой   H2CO3

 

2.Структурная формула – все связи ковалентные полярные: 

 

 

Кислота слабая, существует только в водном растворе, очень непрочная, разлагается на углекислый газ и воду:

CO2 + h3O ↔ h3CO3 

 Вопрос:

что вы будете наблюдать при длительном пропускании углекислого газа через дистиллированную воду, подкрашенную фиолетовым лакмусом?

1.       образование белого осадка;

2.      появление синей окраски раствора;

3.      видимых изменений не происходит;

4.      появление красноватой окраски раствора

Учащиеся  предлагают варианты ответов и выбирают правильный

3. Опыт «Получение угольной кислоты»

Получение угольной кислоты

Получаем     CO2, пропускаем через воду, подкрашенную лакмусом

Углекислый газ CO2 растворяется в воде. При растворении происходит его частичное взаимодействие с водой с образованием угольной кислоты.

CO2 + h3O ↔ h3CO3

Углекислый газ получаем действием соляной кислоты на мрамор — карбонат кальция. 

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + h3O

Направим углекислый газ в стакан с раствором лакмуса. Фиолетовый лакмус становится красным – в стакане с водой появилась кислота.

Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, химический стакан.

Техника безопасности.

Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

 4.Химические свойства:

 

Для угольной кислоты характерны все свойства кислот.

1) Диссоциация – двухосновная кислота,  диссоциирует  слабо в две ступени, индикатор — лакмус краснеет в водном растворе:

h3CO3 ↔ H+ + HCO3-(гидрокарбонат-ион)

HCO3- ↔ H+ + CO32- (карбонат-ион)

 

Общие химические свойства  Н2 СО3                                                                                                               

1) кислота + акт.Me =                                                                                                 

2) кислота + осн.оксид. =                                                                                                         

3) кислота + основан = ср. соли                                                                              

4) кислота + основан. = кислые соли                                                                   

Особенные свойства: 

 1)непрочная кислота        Н2СО              Н2О + СО2                                   

 

5. Получение: СО2 + Н2О                      Н2 СО3                                                

 

6. Применение: в основном в напитках

 7. В природе встречаются в виде солей

CaCO3 (Мел, мрамор, известняк)

NaHCO3 – питьевая сода

K2CO3(поташ, в золе растений)

Na2CO3 – сода, кальцинированная сода

Na2CO3 x 10h3O – кристаллическая сода

 

2.Соли угольной кислоты

Соли угольной кислоты – карбонаты и гидрокарбонаты

Угольная кислота образует два ряда солей: 

 Средние соли — карбонаты Na2СO3, (Nh5)2CO3

 Кислые соли — бикарбонаты, гидрокарбонаты NaHCO3 , Ca(HCO3)2

 

2. 1.Физические свойства:

Все карбонаты – твёрдые кристаллические вещества. Большинство из них в воде не растворяются. Гидрокарбонаты растворяются в воде.

2.2.Химические свойства солей угольной кислоты:  

    1) при нагревании разлагаются. СаСО

3               t                             СаО + СО2             

                                                               (кроме солей. щел.Ме)

    2)  гидрокарбонаты          t                    карбонаты                                                                           

   а) 2 NaHCO3                 Na2CO3 + H2O + CO2                                            

  б) при изб. CO2                        обратная реакция      

    3) ионообменная реакция с другими солями:

        Na2CO3 + CaCI               CaCO3  + 2 Na CI                                       

 в полном ионном виде        

 в сокращенном ионном виде                                                                                          

 

2. 3.Особенные свойства: реакция с сильными кислотами — характерная реакция

                                            на карбонаты

Na2CO3 + 2 HCI               2NaCI + H2O + CO2       

                                                     «вскипание»

 в полном ионном виде

 в сокращенном ионном виде           

2.4.Лабораторный опыт:

Карбонаты + HCI                «вскипание»                                             

                        1) Подвергаются ли гидролизу карбонаты?

                        2) Какая реакция среды?

Na2CO3  — (сильное основание + слабая кислота)

 

Na2CO3                            2 Na+ + CO32-

 

 CO2-3 + H2O               HCO3  + OH—                                                           

                                             щелочная реакция                               

                                                                                            

Демонстрационный опыт: раствор  Na2CO3 + фенолфталеин         малиновое окрашивание.

Вывод: Карбонаты гидролизу подвергаются, реакция среды щелочная.

Получение:4. Есть необходимость получать карбонаты в промышленности?

(В основном в природе имеются).

5. Применение: в строительстве, хлебопечении, в медицине,

 производство соды, стекла, моющих средств.

 

IV.Рефлексия

 В романе Г.Р.Хагарда «Клеопатра» описывается процесс растворения жемчуга в кислоте.

… Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев наблюдали – как несравненная жемчужина медленно растворяется в уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила до последней капли».

            Написать уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с жемчугом в сокращенном ионном виде                                                            

По формуле, как ни смотри,

 они не разнятся никак.

            Все те же кальций  це о три,

            Как мрамор, так и известняк.

                                                                                                                                     Н.М.Федоровский.

 

1. На Земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат– красавец –Мрамор,

Славен именем Карары,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

 

2. И способен и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот СаСО3.

Любят братья порезвиться,

В жаркой печке прокалиться.

CaO да CO2 образуются тогда.

Это углекислый газ,

Каждый с ним знаком из вас,

Выдыхаем мы его.

 

 

 

 

3. Ну а это CaO

Жарко обожженная

ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕННАЯ.

Добавляем к ней воды,

 тщательно мешая,

Чтобы не было беды,

руки защищаем.

Круто замешанная ИЗВЕСТЬ,

 но ГАШЕННАЯ!

Известковым молоком

величается.

 

4. Светлый дом повеселел,

Превратив известку в мел.

Фокус- покус для народа:

Стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко превратится в молоко!

А теперь довольно ловко получаю газировку:

Молоко плюс уксус,  Ай!

Льется пена через край!

Все в заботах, все в работе

От зари и до зари –

Эти братья Карбонаты,

Эти CaCO3!

 

 

V.   Домашнее задание: §26, заполнить таблицу

 

Химическая  формула  вещества

Тривиальное  (историческое)  название

Современное  название

Применение

  вещества

ZnCO3 

Na2CO3 

NaHCO3 

Na2CO3·10H2O

MgCO3 

 Смесь  MgCO3 и  CaCO3 (1:1)

(CuOH)2CO3 

K2CO3 

CaCO3 

 

 

 

Ответ к таблице

 

Химическая  формула  вещества

Тривиальное  (историческое)  название

Современное  название

Применение

  вещества

ZnCO3 

Галмей

Карбонат  цинка

Производство  красок.

Na2CO3 

Кальцинированная  сода

Карбонат  натрия

Умягчение  воды, производство  стекла.

NaHCO3 

Питьевая  сода

Гидрокарбонат  натрия

В  пищевой  про-мышленности, в  медицине.

Na2CO3·10H2O

Кристаллическая  сода

Десятиводный  гидрат карбоната  натрия

Для  умягчения  воды  при  стирке  белья.

MgCO3 

Жжённая  магнезия

Карбонат  магния

В  медицине.

 Смесь  MgCO3 и  CaCO3 (1:1)

Доломит

Смесь карбонатов  магния  и  кальция

В  строительстве.

(CuOH)2CO3 

Малахит

Основной карбонат  меди  (II)

Поделки, ювелирные  украшения.

K2CO3 

Поташ

Карбонат  калия

Пр-во  стекла, керамики, цемента, удобрение.

CaCO3 

Мел, мрамор, известняк

Карбонат  кальция

Пр-во  строительных  материалов.

 

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли». | План-конспект урока по химии на тему:

 Открытый урок по химии  в 9 классе по теме: 

« Угольная кислота и ее соли».

Учитель химии

Габуева Неза Тотразовна

 Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи урока:

Образовательная: 

— повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов.

-выявить  качественную  реакцию на карбонат — ион.

-отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;

— повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;

Воспитательная:   воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и своих знаниях, навыки контроля и самоконтроля.

Развивающая:   Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,

формирование исследовательских навыков.

Формы организации деятельности на уроке – парная, индивидуальная, фронтальная.

 Методы обучения – частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

 Ведущий вид деятельности учащихся – лабораторные опыты.

Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, h3SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III  Основная часть . Изучение новой темы. 

Химическая формула — h3CO3

Структурная формула – все связи ковалентные полярные: 

Кислота слабая, существует только в водном растворе, очень непрочная, разлагается на углекислый газ и воду:

CO2 + h3O ↔ h3CO3 

Опыт «Получение угольной кислоты»

Получение угольной кислоты

Углекислый газ CO2  растворяется в воде. При растворении происходит его частичное взаимодействие с водой с образованием угольной кислоты.

CO2 + h3O ↔ h3CO3

Чтобы заметить появление кислоты, добавим в стакан с водой лакмус. В нейтральной среде лакмус остается фиолетовым.

Углекислый газ получаем действием соляной кислоты на мрамор — карбонат кальция. 

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + h3O

Направим углекислый газ в стакан с раствором лакмуса. Фиолетовый лакмус становится красным – в  стакане с водой появилась кислота.

Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, химический стакан.

Техника безопасности.

Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

 Химические свойства:

Для угольной кислоты характерны все свойства кислот.

1) Диссоциация – двухосновная кислота, диссоциирует слабо в две ступени, индикатор — лакмус краснеет в водном растворе:

h3CO3 ↔ H+ + HCO3-(гидрокарбонат-ион)

HCO3- ↔ H+ + CO32- (карбонат-ион)

2) с активными металлами

h3CO3 + Ca = CaCO3 + h3↑

3) с основными оксидами

h3CO3 + CaO = CaCO3 + h3O

4) с основаниями

h3CO3(изб) + NaOH = NaHCO3 + h3O

h3CO3 + 2NaOH = Na2CO3 + 2h3O

5) Очень непрочная кислота – разлагается

Соли угольной кислоты – карбонаты и гидрокарбонаты

Угольная кислота образует два ряда солей: 

·         Средние соли — карбонаты Na2СO3, (Nh5)2CO3

·         Кислые соли — бикарбонаты, гидрокарбонаты NaHCO3 , Ca(HCO3)2

В природе встречаются:

CaCO3

Мел

мрамор

известняк

NaHCO3 – питьевая сода

K2CO3(поташ, в золе растений)

Na2CO3 – сода, кальцинированная сода

Na2CO3 x 10h3O – кристаллическая сода

Физические свойства:

Все карбонаты – твёрдые кристаллические вещества. Большинство из них в воде не растворяются. Гидрокарбонаты растворяются в воде.

Химические свойства солей угольной кислоты:

Общие свойства солей:

1) Вступают в реакции обмена с другими растворимыми солями                  

Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaCl

2) Разложение гидрокарбонатов при нагревании

NaHCO3 t˚C → Na2CO3 + h3O + CO2↑

3) Разложение нерастворимых карбонатов при нагревании

CaCO3 t˚C → CaO+ CO2↑

4) Карбонаты и гидрокарбонаты могут превращаться друг в друга:

Опыт Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

Пропускаем через раствор гидроксида кальция углекислый газ, получается нерастворимый карбонат кальция.

Ca(OH)2  + CO2  = CaCO3 ↓ + h3O

Карбонаты – соли угольной кислоты, в которых замещены оба иона водорода. Когда замещен только один ион водорода – получаются гидрокарбонаты. Большинство карбонатов – нерастворимые соединения, все гидрокарбонаты – растворимые. Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор углекислого газа.

CaCO3 + CO2 + h3O ↔ Ca(HCO3)2

 

При нагревании раствора гидрокарбоната выделяется углекислый газ,  и вновь образуется  нерастворимый  карбонат кальция.

Ca(HCO3)2  = CaCO3↓ + CO2 + h3O

 

Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка,  штатив, пинцет, спиртовка, держатель, химический стакан.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

 гидрокарбонаты в карбонаты

Me(HCO3)n + Me(OH)n → MeCO3+h3O

Me(HCO3)n t˚C → MeCO3↓+h3O+CO2↑

карбонаты в гидрокарбонаты

MeCO3+h3O+CO2= Me(HCO3)n

Специфические свойства:

1) Качественная реакция на CO32-  карбонат – ион «вскипание» при действии сильной кислоты: 

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + h3O + CO2↑

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

№ 1.  Закончите уравнения осуществимых химических реакций:

CO 2+ KOH =

CO + Al =

h3CO3+ K2SO4 =

CO2( изб ) + NaOH =

С O2+ Na2O =

CaCO3+ CO2 + h3O =

CO2+ Ca(OH)2 =

CO + CaO =

CO2+ h3SO4 =

Ca(HCO3)2+ Ca(OH)2=

h3CO3+ NaCl =

C + ZnO =

№2.  

Осуществите превращения по схеме:

1) Al 4 C 3→ CH 4→ CO 2→ CaCO 3→ Ca ( HCO 3)2→ CaCO 3

2) Ca → CaC 2→ Ca ( OH )2→ CaCO 3→ CO 2→ C

3) CO2 → h3CO3 → Na2CO3 → CO2

4) CaCO3 → CO2 → NaHCO3 → Na2CO3

№3. Решите задачи

1.Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.

2.Какой объём углекислого газа выделится при обжиге карбоната кальция массой 200 г

3. Сколько угольной кислоты можно получить при взаимодействии 2 л углекислого газа (н.у.) с водой, если выход кислоты составил 90% по сравнению с теоретическим 

Рефлексия

  • Я узнал (а)  много нового…
  • Мне это пригодится в моей жизни …
  • На уроке было над, чем подумать …
  • На все возникшие вопросы я получил (а) ответы ….
  • На уроке я работал (а) добросовестно…

Домашнее задание

П. 27-29, упр. 14-20, задача 3 на стр. 91.



Насколько кислой является угольная кислота?

1. Шмидт Р.Ф., Thews G, ред. Физиология человека. Спрингер-Верлаг; Berlin: 1980. [Google Scholar]

2. Во А., Грант А. Росс и Уилсон Анатомия и физиология здоровья и болезней. 10. Черчилль Ливингстон, Elsevier; Лондон: 2007. с. 22. [Google Scholar]

3. Честер Р., Джикелс Т. Морская геохимия. 3. Уайли-Блэквелл; Чичестер, Великобритания: 2012. [Google Scholar]

4. Миллс Г.А., Юри Х.К. Кинетика изотопного обмена между двуокисью углерода, бикарбонат-ионом, карбонат-ионом и водой. J Am Chem Soc. 1940;62:1019–1026. [Google Scholar]

5. Roughton FJW. Кинетика и быстрая термохимия угольной кислоты. J Am Chem Soc. 1941; 63: 2930–2934. [Google Scholar]

6. Ho C, Sturtevant JM. Кинетика гидратации углекислого газа при 25 град. Дж. Биол. Хим. 1963; 238 (10): 3499–3501. [PubMed] [Google Scholar]

7. Loerting T, Bernard J. Aqueous Carbonic Acid (h3CO3) Chem Phys Chem. 2010;11:2305–2309. [PubMed] [Google Scholar]

8. Landon J, Fawcett JK, Wynn V. Концентрация пирувата в крови, измеренная специальным методом у контрольных субъектов. Джей Клин Патол. 1962;15:579–584. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Hildebrand A, Lormes W, Emmert J, Liu Y, Lehmann M, Steinacker JM. Концентрация лактата в плазме и эритроцитах во время дополнительных упражнений. Int J Sports Med. 2000; 21: 463–468. [PubMed] [Google Scholar]

10. Dewick PM. Основы органической химии: для студентов факультетов фармации, медицинской химии и биологической химии. Уайли; Чичестер, Великобритания: 2006. [Google Scholar]

11. Tossell JA. Борная кислота, «угольная» кислота и N-содержащие оксикислоты в водном растворе: Ab Initio исследования структуры, pKa, сдвигов ЯМР и изотопных фракций. Геохим Космохим Акта. 2005;69: 5647–5658. [Google Scholar]

12. Штумм В., Морган Дж.Дж. Водная химия. 3. Уайли; New York: 1996. [Google Scholar]

13. Adamczyk K, Premont-Schwarz M, Pines D, Pines E, Nibbering ETJ. Наблюдение в реальном времени за образованием угольной кислоты в водном растворе. Наука. 2009;326(5960):1690–1694. [PubMed] [Google Scholar]

14. Гиббонс Б.Х., Эдсолл Дж.Т. Скорость гидратации углекислого газа и дегидратации угольной кислоты при 25 град. Дж. Биол. Хим. 1963; 238 (10): 3502–3507. [PubMed] [Академия Google]

15. Росси-Бернарди Л., Бергер Р.Л. Экспресс-измерение pH стеклянным электродом — кинетика дегидратации угольной кислоты при 25 и 37 градусах. Дж. Биол. Хим. 1968;243(6):1297–1302. [PubMed] [Google Scholar]

16. Welch MJ, Lifton JF, Seck JA. Индикаторные исследования с радиоактивным кислородом-15. Обмен между углекислым газом и водой. J Phys Chem. 1969;73(10):3351–3356. [Google Scholar]

17. Магид Э., Турбек Б.О. Скорости спонтанной гидратации СО2 и реципрокной реакции в нейтральных водных растворах от 0 до 38 градусов. Biochim Biophys Acta, Gen Subj. 1968;165(3):515–524. [PubMed] [Google Scholar]

18. Pocker Y, Bjorkquist DW. Исследования гидратации углекислого газа и дегидратации бикарбоната в остановленном потоке в H3O и D2O — кислотно-основный и металлоионный катализ. J Am Chem Soc. 1977; 99 (20): 6537–6543. [Google Scholar]

19. Marlier JF, O’Leary MH. Влияние кинетических изотопов углерода на гидратацию углекислого газа и дегидратацию иона бикарбоната. J Am Chem Soc. 1984;106(18):5054–5057. [Google Scholar]

20. Соли А.Л., Бирн Р.Х. Кинетика гидратации и дегидратации системы CO2 и равновесное соотношение CO2/h3CO3 в водном растворе NaCl. Мар хим. 2002; 78: 65–73. [Академия Google]

21. Wang X, Conway W, Burns R, McCann N, Maeder M. Комплексное исследование реакций гидратации и дегидратации углекислого газа в водном растворе. J Phys Chem A. 2010;114:1734–1740. [PubMed] [Google Scholar]

22. Stirling A, Papai I. H 2 CO 3 Формы через HCO 3 в воде. J Phys Chem B. 2010;114:16854–16859. [PubMed] [Google Scholar]

23. Мичелетти С., Лайо А., Парринелло М. Реконструкция плотности состояний с помощью метадинамики, зависящей от истории. Phys Rev Lett. 2004;92:170601. [PubMed] [Google Scholar]

24. Галиб М., Ханна Г. Механическое понимание диссоциации и разложения угольной кислоты в воде через гидроксидный путь: исследование метадинамики Ab Initio. J Phys Chem B. 2011;115:15024–15035. [PubMed] [Google Scholar]

25. Forster T. Elektrolytische Dissoziation Angeregter Molecüle. З Электрохим. 1950;54:42. [Google Scholar]

26. Rini M, Magnes BZ, Pines E, Nibbering ETJ. Наблюдение в режиме реального времени за бимодальным переносом протона в кислотно-основных парах в воде. Наука. 2003;301(5631):349–352. [PubMed] [Google Scholar]

27. Rini M, Pines D, Magnes BZ, Pines E, Nibbering ETJ. Бимодальный перенос протона в кислотно-основных реакциях в воде. J Chem Phys. 2004;121(19):9593–9610. [PubMed] [Google Scholar]

28. Мохаммед О.Ф., Пайнс Д., Дрейер Дж., Пайнс Э., Нибберинг ETJ. Последовательный перенос протона через водные мостики в кислотно-основных реакциях. Наука. 2005;310(5745):83–86. [PubMed] [Google Scholar]

29. Мохаммед О.Ф., Пайнс Д., Нибберинг ETJ, Пайнс Е. Переключение растворителя, индуцированное основанием, в кислотно-основных реакциях. Angew Chem, Int Ed. 2007;46(9): 1458–1469. [PubMed] [Google Scholar]

30. Мохаммед О.Ф., Пайнс Д., Пайнс Э., Нибберинг ETJ. Водный бимолекулярный перенос протона при кислотно-основной нейтрализации. хим. физ. 2007;341(1–3):240–257. [Google Scholar]

31. Siwick BJ, Bakker HJ. О роли воды в реакциях межмолекулярного переноса протона. J Am Chem Soc. 2007;129(44):13412–13420. [PubMed] [Google Scholar]

32. Siwick BJ, Cox MJ, Bakker HJ. Дальний перенос протона в водных кислотно-основных реакциях. J Phys Chem B. 2008; 112 (2): 378–389.. [PubMed] [Google Scholar]

33. Cox MJ, Bakker HJ. Параллельные пути переноса протона в водных кислотно-основных реакциях. J Chem Phys. 2008;128(17):174501. [PubMed] [Google Scholar]

34. Pines E, Huppert D. Наблюдение рекомбинации близнецов в переносе протона в возбужденном состоянии. J Chem Phys. 1986;84(6):3576–7. [Google Scholar]

35. Pines E, Huppert D. Geminate Recombination Proton Transfer Reactions. Письмо о хим. физике. 1986;126(1):88–91. [Google Scholar]

36. Pines E, Huppert D, Agmon N. Рекомбинация близнецов в реакциях переноса протона в возбужденном состоянии — численное решение уравнения Дебая-Смолуховского с обратной реакцией и сравнение с экспериментальными результатами. J Chem Phys. 1988;88(9):5620–5630. [Google Scholar]

37. Agmon N, Pines E, Huppert D. Рекомбинация близнецов в реакциях переноса протона 0.2. Сравнение диффузионной и кинетической схем. J Chem Phys. 1988; 88: 5631–5638. [Google Scholar]

38. Крисинель Э.Б., Агмон Н. Сферическая симметричная задача диффузии. J Comput Chem. 1996; 17:1085–1098. [Google Scholar]

39. Дебай П. Скорость реакции в ионных растворах. Транс Электрохим Соц. 1942; 82: 265–272. [Google Scholar]

40. фон Смолуховски М. Versuch Einer Mathematischen Theorie der Koagulationskinetik Kolloider Lösungen. Z Phys Chem. 1917;92:129–168. [Google Scholar]

41. Collins FC, Kimball GE. Скорости реакций, контролируемые диффузией. J Коллоидная наука. 1949; 4: 425–437. [Google Scholar]

42. Сабо А. Теория диффузионного тушения флуоресценции. J Phys Chem. 1989; 93: 6929–6939. [Google Scholar]

43. Genosar L, Cohen B, Huppert D. Сверхбыстрая прямая фотокислотно-основная реакция. J Phys Chem A. 2000;104(29):6689–6698. [Google Scholar]

44. Коэн Б., Хупперт Д., Агмон Н. Неэкспоненциальная динамика Смолуховского в быстрой кислотно-основной реакции. J Am Chem Soc. 2000;122(40):9838–9839. [Google Scholar]

45. Коэн Б., Хупперт Д., Агмон Н. Диффузионно-ограниченная кислотно-основная неэкспоненциальная динамика. J Phys Chem A. 2001;105(30):7165–7173. [Google Scholar]

46. Хайнс Дж.Т. Физическая химия — перипатетический протон. Природа. 2007;446(7133):270. [PubMed] [Google Scholar]

47. Gösele UM. Кинетика реакций и диффузия в конденсированных средах. Прога Реакт Кинет. 1984; 13: 63–161. [Google Scholar]

48. Райс С.А. Диффузионно-ограниченные реакции. Эльзевир; Амстердам: 1985. [Google Scholar]

49. Пайнс Д., Пайнс Э. Прямое наблюдение за степенным законом поведения в асимптотической релаксации к равновесию обратимой бимолекулярной реакции. J Chem Phys. 2001;115(2):951–3. [Google Scholar]

50. Лиде Д.Р., Кехиаян Х.В., редакторы. Справочник CRC по теплофизическим и термохимическим данным. КПР Пресс; Бока-Ратон, Флорида, США: 1994. [Google Scholar]

51. Yaws CL. Справочник Yaws по термодинамическим и физическим свойствам химических соединений. Кновель; Нью-Йорк: 2003. [Google Scholar] 9.0003

52. Вандер Донкт Э. Кислотно-основные свойства возбужденных состояний. Прога Реакт Кинет. 1970; 5: 273–299. [Google Scholar]

53. Мартынов И.Ю., Демяшкевич А.Б., Ужинов Б.М., Кузьмин М.Г. Реакции переноса протона в возбужденных электронных состояниях ароматических молекул. Russ Chem Rev. 1977;46(1):1–15. [Google Scholar]

54. Сосны Э., Сосны Д. Диссоциация протона и взаимодействие растворенного вещества с растворителем после электронного возбуждения фотокислот. В: Elsaesser T, Van den Akker HJ, редакторы. Динамика сверхбыстрых водородных связей и процессы переноса протона в конденсированной фазе. Том. 23. Клювер Академик; Дордрехт, Нидерланды: 2002. стр. 155–184. [Академия Google]

55. Сосны D, Сосны E. Фотокислотность с помощью растворителя. В: Hynes JT, Klinman JP, Limbach HH, Schowen RL, редакторы. Реакции переноса водорода. Том. 1. Вайлей-ВЧ; Вайнхайм, Германия: 2007. стр. 377–415. Физико-химические аспекты I–III. [CrossRef] [Google Scholar]

56. Эйген М., Крузе В., Маасс Г., ДеМайер Л. Константы скорости протолитических реакций в водном растворе. Прога Реакт Кинет. 1964; 2:285. [Google Scholar]

57. Шоуп Д., Сабо А. Роль диффузии в связывании лиганда с макромолекулами и клеточными рецепторами. Биофиз Дж. 1982;40:33–39. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

58. Fuoss RM, Kraus CA. Свойства растворов электролитов. XV. Термодинамические свойства очень слабых электролитов. J Am Chem Soc. 1935; 57: 1–4. [Google Scholar]

59. Эйген М., Уилкинс Р.Г. Кинетика и механизм образования металлокомплексов. В: Клейнберг Дж., Мурманн Р.К., Фрейзер РТМ, Бауман Дж., редакторы. Механизмы неорганических реакций. Том. 49. Серия «Достижения в области химии». Американское химическое общество; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1965. с. 55. [CrossRef] [Google Scholar]

60. Леффлер Дж. Э. Параметры описания переходных состояний. Наука. 1953; 117: 340–341. [PubMed] [Google Scholar]

61. Hammond GS. Корреляция скоростей реакции. J Am Chem Soc. 1955; 77: 334–338. [Google Scholar]

62. Kiefer PM, Hynes JT. Нелинейные соотношения свободной энергии для адиабатических реакций переноса протона в полярной среде. I. Фиксированное разделение донора и акцептора протонов. J Phys Chem A. 2002;106(9):1834–1849. [Академия Google]

63. Кифер П.М. , Хайнс Дж.Т. Нелинейные соотношения свободной энергии для адиабатических реакций переноса протона в полярной среде. II. Учет колебаний водородной связи. J Phys Chem A. 2002;106(9):1850–1861. [Google Scholar]

64. Kiefer PM, Hynes JT. Кинетические изотопные эффекты для адиабатических реакций переноса протона в полярной среде. J Phys Chem A. 2003;107(42):9022–9039. [Google Scholar]

65. Kiefer PM, Hynes JT. Адиабатическая и неадиабатическая константы скорости переноса протона в растворе. Ионика твердого тела. 2004;168(3–4):219–224. [Google Scholar]

66. Kiefer PM, Hynes JT. Влияние полярности растворителя в зависимости от температуры на константы скорости адиабатического переноса протона и кинетические изотопные эффекты. Isr J Chem. 2004;44(1–3):171–184. [Google Scholar]

67. Криевой М.М., Конасевич Д.Е. Brønsted α и эффект первичного изотопа водорода: проверка теории Маркуса. Adv Chem Phys. 1972; 21: 243–252. [Google Scholar]

68. Криевой М. М., О С.В. Соотношения между константами скорости и равновесия для реакций переноса протона. J Am Chem Soc. 1973;95:4805–4810. [Google Scholar]

69. Kresge AJ. В кн.: Влияние изотопов на реакции, катализируемые ферментами. Клиланд В.В., О’Лири М.Х., Northrop DB, редакторы. Издательство Юниверсити-Парк; Балтимор, Мэриленд, США: 1977. с. 37. [Google Scholar]

70. Маркус Р.А. Необычные наклоны графиков свободной энергии в кинетике. J Am Chem Soc. 1969; 91 (26): 7224–7225. [Google Scholar]

71. Маркус Р.А. Энергетические и динамические аспекты реакций переноса протона в растворе. Faraday Symp Chem Soc. 1975; 10: 60–68. [Академия Google]

72. Маркус Р.А. Теоретические отношения между константами скоростей, барьерами и наклонами Бренстеда химических реакций. J Phys Chem. 1968; 72: 891–899. [Google Scholar]

73. Коэн А.О., Маркус Р.А. Наклон графиков свободной энергии в химической кинетике. J Phys Chem. 1968; 72: 4249–4256. [Google Scholar]

74. Маркус Р. А. Химическая и электрохимическая теория переноса электрона. Annu Rev Phys Chem. 1964; 15: 155–196. [Google Scholar]

75. Маркус Р.А., Сутин Н. Электронные переносы в химии и биологии. Биохим Биофиз Акта, Rev Bioenerg. 1985;811(3):265–322. [Google Scholar]

7.8: Кислотно-основные свойства солей

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    15161
  • Соли, помещенные в воду, часто реагируют с водой с образованием H 3 O + или OH . Это известно как реакция гидролиза. В зависимости от того, насколько сильно ион действует как кислота или основание, он будет создавать различные уровни pH. Когда вода и соли реагируют, существует много возможностей из-за различной структуры солей. Соль может состоять из слабой кислоты и сильного основания, сильной кислоты и слабого основания, сильной кислоты и сильного основания или слабой кислоты и слабого основания. Реагенты состоят из соли и воды, а продукты состоят из сопряженного основания (из кислоты реакционной стороны) или сопряженной кислоты (из основания реакционной стороны). В этом разделе химии мы обсудим значения pH солей на основе нескольких условий.

    Когда солевой раствор является щелочным или кислым?

    Существует несколько руководящих принципов, обобщающих результаты:

    1. Соли, полученные из сильных оснований и сильных кислот, не гидролизуются. pH останется нейтральным при 7. Галогениды и щелочные металлы диссоциируют и не влияют на H + , поскольку катион не изменяет H + , а анион не притягивает H + из воды. Вот почему NaCl является нейтральной солью. Всего: Соли, содержащие галогениды (кроме F ) и щелочные металлы (кроме Be 2 + ), будут диссоциировать на ионы-спектаторы.
    2. Соли, состоящие из сильных оснований и слабых кислот, гидролизуются, что придает им рН выше 7. вода в реакции. Это приведет к тому, что вода будет действовать как кислота, которая в этом случае оставит ион гидроксида (OH ) . Катион будет из сильного основания, то есть из щелочного или щелочноземельного металла, и, как и прежде, он диссоциирует на ион и не повлияет на H + .
    3. Соли слабых оснований и сильных кислот гидролизуются, в результате чего его рН составляет менее 7 . Это связано с тем, что анион станет ионом-спектатором и не сможет притягивать H + , а катион слабого основания отдаст воде протон , образуя ион гидроксония.
    4. Соли слабого основания и слабой кислоты также гидролизуются, как и другие, но немного сложнее и требуют учета K a и K b . Какая бы кислота ни была сильнее, она будет доминирующим фактором при определении того, является ли она кислотной или основной. Катион будет кислотой, а анион будет основанием и будет образовывать либо ион гидроксония, либо ион гидроксида, в зависимости от того, какой ион легче реагирует с водой.

    Соли полипротоновых кислот

    Не пугайтесь солей полипротоновых кислот. Да, они крупнее и «круче», чем большинство других солей. Но с ними можно обращаться точно так же, как и с другими солями, только с немного большей математикой. Во-первых, мы знаем несколько вещей:

    • Это все еще просто соль. Все вышеперечисленные правила остаются в силе. К счастью, поскольку мы имеем дело с кислотами, pH соли полипротонной кислоты всегда будет больше 7.
    • Так же, как полипротонные кислоты теряют H 9{-11}\).

      Это означает, что при расчете значений K b CO 3 2 , K b первой реакции гидролиза будет \(K_{b1} = \dfrac{K_w} {K_{a2}}\), так как он пойдет в обратном порядке.

      Краткое изложение кислотно-основных свойств солей
      Тип решения Катионы Анионы рН
      Кислотный

      Из слабых оснований NH 4 + , Al 3 + , Fe 3+

      Из сильных кислот: Cl , Br , I , NO 3 , ClO 4

      < 7
      Базовый С сильных оснований: Группа 1 и Группа 2, но не Be 2+

      Из слабых кислот: F , NO 2 , CN , CH 3 COO

      > 7
      Нейтральный

      С сильных оснований: Группа 1 и Группа 2, но не Be 2 + .

      Из сильных кислот: Cl , Br , I , NO 3 , ClO 4

      = 7

      Вопросы

      1. Предскажите, является ли рН каждой из следующих солей, помещенных в воду, кислой, щелочной или нейтральной.
        1. NaOCl (т)
        2. КСН (с)
        3. NH 4 NO 3 (s)
      1. Найти рН раствора 0,200 М NH 4 NO 3 где (К a = 1,8 * 10 -5 ).
      2. Найти рН раствора 0,200 М Na 3 PO 4 где (К а 1 = 7,25 * 10 -5 , К а2 50 2 50 — = 16,33 К а3 = 3,98*10 9-]\]

        \[pH = 12,77\]

        Практические вопросы

        1. Почему соль, содержащая катион сильного основания и анион слабой кислоты, образует щелочной раствор?
        2. Почему соль, содержащая катион слабого основания и анион сильной кислоты, образует кислый раствор?
        3. Как значения K a или K b помогают определить, будет ли доминирующей движущей силой реакции слабая кислота или слабое основание?

        Ответы на эти вопросы можно найти в разделе прикрепленных файлов внизу страницы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *