Двигатель | |
Tип: | TATRA T3D-928-30 EURO IV |
Кол-во цилиндров: | 8 |
Диаметр цилиндров/ход поршня: | 120/140 мм |
Рабочий объем: | 12 667 cм3 |
Чистая мощность: | 325 кВт/ 1 800 мин-1 |
Чистый крутящий момент:Обработка выхлопных газов системой SCR | 2 100 Нм/ 1 100-1200 мин-1 |
Сцепление | |
Тип: | ТАТРА MFZ 1×430, однодисковое |
Коробка передач | |
Тип: | TATRA 10 14TS 210L синхронизированная |
Кол-во передач передний ход: | 14 |
Кол-во передач задний ход: | 2 |
Дополнительная коробка передач | |
Тип: | TATRA 2,30 TRS 1,85 (0,8) понижающая, двухступенчатая, с переключением на ходу, повышает количество передач в коробке передач |
Оси | |
Передние: | Управляемые, ведущие с качающимися полуосями, отключаемый привод, осевые дифференциалы с блокировкой, колесные редукторы. Подвеска на листовых рессорах и телескопических амортизаторах. |
Задние: | Ведущие с качающимися полуосями, межосевой дифференциал и осевые дифференциалы с блокировками, колесные редукторы. Подвеска комбинированная на пневмобаллонах и листовых рессорах. |
Рулевое управление | |
Руль: | левый |
Управление: | моноблочное |
Тормоза | |
Четыре взаимонезависимые тормозные системы: | рабочий тормоз с ABS и AZR, аварийный тормоз, стояночный тормоз, тормоз-замедлитель |
Шины, диски | |
Шины: | 16,00 R20 |
Диски: | 20-10,00 |
Кабина автомобиля | |
Кабина: | Над двигателем, короткая, откидная, кондиционер — обогреватель, автономный дизель-отопитель |
Количество сидений : | 2, спальная полка |
Топливный бак | |
Объем: | 1х320 л +1х220 л + 67 лADBlue |
Pазмеры | |
Ширина: | 2 500 мм |
Колея передняя: | 2 074 мм |
Колея задняя: | 2 018 мм |
Клиренс: | 390 мм |
Массы | |
Эксплуатационная масса автомобиля: | 14 500 кг |
Полезная нагрузка: | 25 500 кг |
Макс. технически допустимая масса автомобиля: | 40 000 кг |
Макс. технически допустимая масса автопоезда: | 108 000 кг |
Макс. допустимая нагрузка передних мостов: | 2× 7 000 кг |
Макс. допустимая нагрузка задних мостов: | 2× 13 000 кг |
Нагрузка на ССУ: | 25 500 кг |
Электрооборудование | |
Напряжение бортовой сети: | 24 В |
Аккумулятор: | 2x12V 170 Aч |
Генератор: | 28 В/55-80 A |
Ходовые свойства | |
Преодолеваемый подъем при 40 000 кг: | 51% |
Преодолеваемый подъем при 108 000 кг: | 16% |
Макс. скорость с ограничителем: | 85 км/ч |
Наружный диаметр поворота по колее колеса: | 24,5±1,0 м |
Базовая комплектация | |
Петля D50 мм, F=200 кН. Централизированная система подкачки шин. |
www.martimex.ru
Чешские грузовики TATRA: из прошлого в будущее*
TATRA — один из старейших и известных автомобильных брендов мира. Через два года завод будет отмечать свое 160-летие. «В багаже» его истории — выпуск экипажей и вагонов, гоночных автомобилей и самолетов, омнибусов и троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. Одна продукция давным-давно » канула в Лету», другая — стала основной производственной программой компании. Наибольшую известность TATRA принесли грузовые машины, изготовлением которых компания занимается уже с 1898 года. Только 25% выпускаемых ею автомобилей предназначены для Чехии, остальные 75% идут на экспорт.
Свою историю компания ведет с июня 1850 года. В моравском селении Копрживнице ремесленник Игнац Шустала открыл мастерскую по изготовлению бричек, а спустя время — «экипажное заведение». Поначалу он работал с двумя подмастерьями, но уже спустя три года был построен первый фабричный корпус. В 1858 году возникла фирма «Шустала и К°».
Завод быстро развивался. В 1870—1880 гг. в его производственных цехах работало более 150 человек, ежегодно выпускалось почти 1200 экипажей. В это же время начался их экспорт в Россию. В экипажах из Копрживнице ездили даже члены императорской семьи.
Новые перспективы для предприятия открылись после строительства железной дороги Студенка — Штрамберк. Предприимчивый Игнац Шустала начинает возводить вагоностроительный завод, и уже в 1882 году были выпущены первые 15 вагонов для перевозки угля. В следующем году было изготовлено 120 вагонов-платформ.
Идея выпускать кареты без лошадей на копрживницком предприятии принадлежит страстному пропагандисту автомобилей и успешному гонщику своего времени барону Теодору фон Либингу. Именно по его рекомендации в 1897 году Карл Бенц продал чешской фабрике не только свой автомобиль, но и новейший оппозитный четырехтактный двухцилиндровый двигатель (рабочий объем 2,75 л, мощность 7 л. с., с водяным охлаждением). Он был установлен на выпущенный летом этого же года автомобиль «Президент», в основу которого лег одноупряжный четырехместный экипаж собственного производства Milord. Так началась триумфальная эра копрживницкой фабрики — производство автомобилей. Каждый автомобиль был индивидуален и получал свое название — «Вьен», «Метеор» и др.
В 1898 г. на заводе был построен первый грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 т, бескапотного типа, оснащенный двумя двухцилиндровыми двигателями К. Бенца. Компоновка грузовика с силовыми агрегатами, установленными под низкой грузовой платформой сзади, и цепной передачей, с доступом снаружи, и сегодня считается прогрессивной.
Увеличивающийся спрос на легковые и грузовые автомобили привел к полной переориентации завода и активному внедрению перспективных разработок. Первый крупный коммерческий успех фирмы связан с именем конструктора Ганса Ледвинка, который в 1910 году сконструировал автомобиль типа S с абсолютно новым двигателем, коробкой передач и приводом колес.
Разработка другого нового автомобиля — типа U с двигателем мощностью 65 л. с. и уникальными для того времени тормозами на всех четырех колесах — совпала по времени с началом Первой мировой войны. После ее окончания в 1919 году разработка новых автомобилей продолжилась. Автомобиль типа U успешно прошел испытания в горной местности Высоких Татр. Их результаты, использованные в рекламных целях, и дали название марки автомобилей.
В 1919 году марка TATRA впервые появилась на грузовом автомобиле TL4. А начиная с 1920 года фирменный знак NW (Nesselsdorfer Wagenfabriks) был полностью заменен на TATRA. В 1921 г. началось строительство нового автозавода. В 1923 году предприятие в Копрживнице вошло в состав концерна «Рингхоффер-Татра». Ганс Ледвинка, предугадав массовый спрос на автомобили, который охватил Европу в 20-е годы, сконструировал простой автомобиль ТАТRА-11, концепция которого вошла в историю мирового автомобилестроения как татровская. Прямоугольную раму сменила центральная несущая труба хребтовой рамы, к ее переднему фланцу жестко присоединялся силовой агрегат над передней осью, к заднему — главная передача с подвеской и качающимися полуосями. В дальнейшем, вот уже более 80 лет, все автомобили ТАТRA делаются по этой схеме.
Дебют нового автомобиля состоялся на пражском автосалоне в 1923 году. Он успешно участвовал в международных соревнованиях и гонках, на которых неоднократно завоевывал первые места. Преимущества новой конструкции особенно выделялись во время испытаний, проходивших в тяжелых дорожных условиях.
На шасси Т11 устанавливали различные кузова: грузопассажирские, двухместный родстер, ландо, четырехдверные лимузины. ТАТRА-11 выпускали до 1926 года, затем ее сменил тип Т12, подобной же конструкции, но с отдельными усовершенствованиями (тормоза на передних колесах и т. д.). В эти годы предприятие «ставит на поток» новые грузовые автомобили малой грузоподъемности серий Т75, Т30, Т52, Т23, Т24, Т25 и Т26.
Разразившийся в начале 30-х годов мировой экономический кризис не обошел стороной и завод ТАТRA. Однако именно в это время здесь создаются автомобили высшего класса Т70, Т89 и знаменитый лимузин Т77 — первая в мире машина серийного производства с аэродинамическим кузовом, расположенным сзади 8-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Затем появляются серии Т87, Т97, Т600, Т603 и Т613, прославившие марку ТАТRA. Завершилась история семейства заднемоторных легковых автомобилей в конце 90-х годов выпуском Т700, названного «Чешским Rolls Royce». Но это было не «крахом» предприятия, а экономической закономерностью. Ведь основной сферой деятельности компании всё это время являлось производство большегрузных автомобилей, и здесь было немало крупных достижений.
В тридцатые годы, еще во времена выпуска легковых моделей Т70, Т80, на предприятии выпускаются грузовые машины серии Т72, Т82, Т92, построенные по типично «татровской схеме»: с центральной трубой-рамой и независимой подвеской колес. На их базе позднее были созданы десятки модификаций и версий грузовиков разного назначения.
В 1942 году по проекту Г. Ледвинки был поставлен на конвейер Т111 — первый грузовой автомобиль, имевший дизельный двигатель воздушного охлаждения и колесную формулу 6х6. Он был признан экспертами лучшим автомобилем тех лет. Коммерческому успеху способствовала успешная экспедиция машин этой серии в Китай, на Африканский континент и в Тибет.
В конце 50-х годов его сменили грузовые автомобили серий Т137, Т138, на которых была установлена аэродинамическая кабина, сконструированная знаменитым дизайнером Э. Ковардж. В 1970 году в производство была запущена новая серия — Т148. Знаковым для предприятия в Копрживнице стал 1967 год. В это время здесь начали выпускать четырехосный грузовик Т813 KOLOS, предназначенный для армии. Этот мощный автомобиль с колесной формулой 8х8 мог преодолевать подъем более 100%. Для него не были проблемой вертикальные препятствия до 600 мм, клиренс автомобиля составлял 380 мм. По ровной дороге или асфальту он мог буксировать до 100 тонн, а по пересеченной местности — до 12 тонн. В то время на автомобилях ТАТРА впервые были применены система, изменяющая давление в шинах, а также тахограф и система, поднимающая полуось, если колесо повреждено, что давало возможность машине доехать до базы. За 15 лет производства заводом было выпущено около 12 тысяч автомобилей Т813. В 1983 году ему на смену пришел модельный ряд Т815 с бескапотной кабиной водителя, а затем — Т815-2. Эти автомобили и до сих пор являются основой производства фирмы ТАТRА. Применяя модульный принцип конструирования автомобилей на основе типовых рядов силовых агрегатов, рам, мостов, кабин и кузовов, можно получить около ста базовых модификаций и версий «татровки».
Сегодня на предприятии ведутся активные работы по совершенствованию конструкций выпускаемых автомобилей с одновременным увеличением объемов производства. В настоящее время TATRA выпускает 4 базовых семейства большегрузных грузовых автомобилей и одно семейство среднетоннажных автомобилей высокой проходимости: машины общего назначения и спецавтомобили для армии и работы в сложных климатических условиях.
С 1997 года на заводе налажен выпуск нового семейства автомобилей — бескапотный с торговым названием TERRNo1, ставший продолжением модельного ряда Т815-2, с колесными формулами от 4х4 до 8х8. Они выпускаются в версиях самосвалов с трехсторонней и задней разгрузкой, седельных промышленных тягачей, бортовых автомобилей и как шасси для установки фургонов, строительных машин и спецоборудования.
Другая популярная серия — капотный большегрузный автомобиль Т163-3 с торговым названием JAMAL с колесной формулой 6х6. Обладающий повышенной проходимостью и высокой грузоподъемностью, он используется прежде всего в качестве самосвалов для работы в тяжелых внедорожных условиях.
Для нужд силовых и спасательных структур предназначены автомобили семейств:
FORCE, с колесной формулой от 6х6 до 12х12, с двигателем Cummins и автоматической коробкой передач или двигателем Tatra и механической коробкой передач Tatra (14 передач). Они оснащаются бортовыми платформами армейского типа, цистернами, системами контейнерной погрузки. Возможно изготовление бронированных кабин, кабин с люками для монтажа стрелкового оружия и т.п.;
ARMAX, с количеством осей от двух до четырех, двигатель и коробка Татра;
Т815-7 с низкой кабиной, позволяющей транспортировку самолетами С-130, двигателями Tatra или Cummins, механической коробкой передач Tatra (14 передач) или автоматической, с колесной формулой от 4х4 по 12х12;
Т810 — среднетоннажный автомобиль с порталовыми мостами (как у армейского «козлика»).
Сегодня завод TATRA является одним из крупнейших представителей машиностроительной промышленности в Чехии, производство грузовых автомобилей является основным его направлением. В настоящее время на предприятии разработана производственная программа, позволяющая выпускать двигатели с предельными значениями эмиссии EURO III, EURO IV. Кроме того, TATRA как первый и пока единственный производитель в мире выпускает двигатели воздушного охлаждения, отвечающие нормам EURO V!
Продукция завода поставляется в страны Центральной Европы, Россию, бывшие страны СССР (прежде всего Туркменистан, Азербайджан, Украину), Индию (есть завод по сборке а/м), ОАЭ, Южную Америку, Австралию. По неофициальным данным, сегодня в мире работает около 150 000 грузовиков Татра. На предприятии используются самые новые конструктивные новинки, проверенные не только продолжительными эксплутационными испытаниями, но и прошедшие «обкатку» в многодневных ралли. С 1986 года автомобили TATRA успешно сражаются на европейских, азиатских и африканских гоночных трассах, где на этих машинах испытываются новые технические решения автомобильных узлов и агрегатов.
Наивысших спортивных успехов добились большегрузные автомобили-фургоны TATRA-DAKAR (TATRA-RALLY), не раз одерживавшие победу в ралли «Париж — Дакар».
В Россию поставки чехословацких грузовых автомобилей начались после Второй мировой войны. Это были самосвалы TATRA-111S и TATRA-111S-2 (этому автомобилю построили в Магаданской области памятник!). Несколько десятков машин работало на строительстве крупных жилых массивов в Москве. Балластный тягач Т141 был самым мощным автомобилем этого класса на наших дорогах. С появлением семейств Т138, Т148 поставки этих машин приняли массовый характер. На Т148 впервые начали монтировать специальные кузова отечественного производства — бетономешалки, вахтовки, насосы для буровых установок и т. д. Сейчас в России эксплуатируется более 15 000 грузовых автомобилей марки TATRA.
*Статья написана в 2008 году
Поделитьсяt-magazine.ru
Тягач Tatra 815TPL: описание
Разработка аэродромного тягача Татра-815TPL началась в ОКБ фирмы “Татра” в Бановице в январе 1987 года по заказу авиакомпании CSA. К тягачу были предъявлены требования: собственная масса 28 тонн, высота менее 2 метров, масса буксируемого самолёта 230 тонн. В конструкции использованы узлы и агрегаты грузовика Татра-815. Применена кабина от кранового шасси, смещённая вперёд и вниз. Для улучшения обзора назад увеличен размер задних окон и добавлено третье окно.
Для улучшения тяговых качеств применён полный привод и балласт, составляющий 60% массы. В конце 1987 года был изготовлен первый прототип, весной 1988 года – второй. Их испытания прошли на Рузиньском аэродроме в Праге весной-летом 1988 года. В ходе испытаний тягачу приходилось буксировать по аэродрому Ан-124, гружённый пятью самосвалами. Мелкосерийное производство организовано на заводе в Копршивнице. В 1988 году на Международной машиностроительной ярмарке в Брно тягач награждён Золотой медалью.
Татра-815TPL предназначен для буксировки самолётов массой до 400 тонн (в летний период) на аэродромах с твёрдым покрытием. Сравнительно малые габаритные размеры и небольшой радиус поворота обеспечивают тягачу хорошую маневренность и свободное передвижение на аэродроме вблизи воздушного судна. Татра-815TPL имеет рамную конструкцию. Рама состоит из хребтовой трубы и сквозной рамы из швеллеров. Привод постоянный на все колёса. Передние две оси управляемые.
Четырёхместная кабина установлена низко перед передним мостом на вспомогательной раме. Доступ в кабину осуществляется через две боковые двери. Крайние сиденья подрессоренные. Между ними жёстко установлен двухместный диван. По обе стороны кабины установлены зеркала заднего вида. Вместо кузова установлен балласт в виде стальных пластин. Часть пластин выполнена съёмной. Силовая установка состоит из 12-ти цилиндрового V-образного дизеля воздушного охлаждения Т3-930-11. Коробка передач десяти ступенчатая, синхронизированная, с автоматическим делением передач пополам.
Сцепление 1-но дисковое сухое с мембранной пружиной, гидравлическим управлением и пневматическим усилителем. В состав трансмиссии входят дополнительная двухступенчатая коробка передач и колёсные редукторы. Межколёсные дифференциалы и межосевой дифференциал оснащены пневматическими механизмами блокировки. Подвеска всех колёс на продольных листовых рессорах. Основной тормоз пневматический двухконтурный. Аварийный тормоз вместе со стояночным образован пружинными цилиндрами задней оси. Тормоз-замедлитель моторный с электрически управляемой заслонкой. Рулевой механизм червячный с гидроусилителем. Буксирный прибор состоит из простой сцепки впереди и двойной сцепки сзади на двух высотах.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!truck-auto.info
Грузовой автомобиль Tatra 25: характеристики
Первый чехословацкий трехосный артиллерийский тягач “Tatra-25” создавался в середине 1920-х годов в рамках программы выпуска тяжелых армейских грузовиков “Tatra” с традиционными хребтовой рамой-трубой и всеми односкатными колесами на независимой рессорной подвеске. Это была одна из первых в мире машин с колесной формулой 6х6 и первый в программе завода “Tatra” коротко капотный автомобиль с характерной высоко приподнятой над шасси бортовой платформой для размещения грузов или балласта массой до четырех тонн и отдельной кабиной для доставки боевого расчета буксируемой военной техники.
В конструктивном плане тягач Т25 являлся укороченным полноприводным исполнением базовой серии Т24 с колесной базой 3000+1150 миллиметров, оборудованным несколькими типами бензиновых двигателей жидкостного охлаждения. В процессе его проектирования и испытаний было создано несколько прототипов, которые постоянно совершенствовались и оснащались различными агрегатами, в том числе четырех цилиндровым двигателем Т64 (7,5 литров, 65 лошадиных сил) или шести цилиндровыми Т58/Т59 рабочим объемом 11,2 и 12,2 литров, развивавшими близкую по значению мощность 105-110 лошадиных сил, в отдельных версиях – до 120 лошадиных сил.
На всех исполнениях монтировали четырех ступенчатую коробку передач с двухступенчатой раздаточной, а в дифференциалах задних мостов имелись ручные механизмы блокировки. Собственная масса тягачей составляла 5,0-5,5 тонн, максимальная скорость движения автомобилей по шоссе достигала 60 километров в час. После долгих доводочных работ и новых испытаний в 1933-1934 годах было собрано 28 машин Т25 для буксировки тяжелых орудий.
Кроме того, в декабре 1930 года на пробном шасси Т25 изготовили единственный прототип оригинального колесно-гусеничного тягача У377 со 120-сильным мотором, коротким бортовым кузовом, двумя укороченными гусеничными движителями и четырьмя подъемными колесами с литыми шинами, установленными на продольных балансирах с обеих сторон каждой гусеницы.
Вместо традиционных опорных катков гусениц использовалась опорная рама, а ведущими являлись только задние колеса увеличенного диаметра. Развитием серии Т25 считаются средние заднее приводные артиллерийские тягачи со всеми односкатными колесами, построенные в середине 1930-х годов в опытных образцах. Первым был короткобазный трех тонный автомобиль Т22 с 63-х сильным бензиновым мотором водяного охлаждения и передними двойными пневмокатками для преодоления высоких препятствий, унифицированный с опытным грузовиком Т28А с укороченной колесной базой (3200+1150 миллиметров).
Его дорожный просвет достигал 280 миллиметров, собственная масса порядка 3000 килограмм. Второй бескапотный прототип Т84 снабжался вынесенной вперед кабиной и установленным за нею 72-сильным мотором. Тягачи развивали скорость до 65 километров в час и могли буксировать пушки массой 3-5 тонн. В 1935 году патент на них был продан французской фирме “Lorraine”.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!truck-auto.info