Военный камаз 5350, 53501: технические характеристики
08.10.2019
Военные грузовые автомобили — неотъемлемая часть снабжения. Доставка солдат, подвоз грузов и боеприпасов, транспортировка легких вооружений — все требует мобильности. Именно она вносит значительный вклад в успех любых операций.
С учетом данного аспекта к армейским грузовым автомобилям предъявляются особые требования. Такие машины должны быть надежными, недорогими в производстве и обслуживании, универсальными для использования. Чем больше возможностей они предоставляют, тем более востребованными становятся.
КамАЗ 5350 — грузовой автомобиль серии «Мустанг». Несмотря на длительный период, прошедший с момента разработки, остается востребованным грузовиком из-за своих технических характеристик. Отличительные особенности — высокая проходимость и универсальность в применении.
История создания грузовика военного назначения
КамАЗ 5350 на подъеме
Разработка многоцелевого грузового автомобиля началась еще в 1987 году по военному заказу. Ключевой задачей ставилась вероятность работы грузовика на высоте до 4000 метров над уровнем моря. Это позволило бы эффективно использовать машину в горных районах.
Также среди требований к новому грузовику выделялась его универсальность. Помимо транспортировки грузов, машину предполагалось использовать в качестве установки под различные вооружения, вплоть до реактивных ракет.
Первые образцы были представлены уже в начале 1990-х годов, однако, распад СССР и недостаток финансирования приостановил разработку. В итоге опытная партия для испытаний была собрана лишь в 1995. После подтверждения технических характеристик данные машины были приняты на вооружение и поступили в массовое производство.
Немаловажную роль в принятии КамАЗ 5350 стало решение разработчиков об унификации используемых комплектующих. 85% узлов и деталей новой машины уже изготавливались для другой техники. Подобное решение позволило снизить себестоимость грузовиков, что упростило их производство.
Изготовление грузовых автомобилей КамАЗ 5350 продолжается до нашего времени. На его основе были разработаны и другие машины, к примеру, седельный тягач с грузоподъемностью до 15 тонн. Шасси грузовика используется и для других модификаций, включая гражданские грузовые автомобили.
Преимущества
Главный плюс полноприводного КамАЗа – это его проходимость. Машина способна проехать там, где иная застрянет по зеркала в болоте. При этом грузовик может транспортировать за собой артиллерию. Несмотря на длинные размеры, эта машина удивляет прохождением косогоров. Также в машине реализован минимум электроники. Ломаться здесь, по сути, нечему. А отремонтировать автомобиль можно практически в полевых условиях. Даже с пробитым колесом эта машина продолжает свой путь. Компрессор способен поддерживать давление в шинах даже после нескольких прострелов из автомата.
Грузовик способен заводиться в самый лютый мороз (несмотря на то, что это дизель) и не перегревается в жару. Кстати, подобным свойством обладают и многие гражданские модели КамАЗов. Очень много моделей техники используется на Крайнем Севере.
Руководство по эксплуатации
Руководство по эксплуатации КамАЗ 5350 предписывает следующие рекомендации:
- допустимая запыленность — до 1 г на куб. м;
- скорость ветра — до 20 м/с;
- предельная высота — до 4500 м, преодоление перевалов — до 4650 м;
- допускается использование прицепов и полуприцепов, масса которых не превышает соответствующие характеристики грузовика.
Данные грузовики имеют две метки для климатического исполнения – «У» и «Т». В первом случае машина рассчитана на применение в умеренном климате в температурном диапазоне от -45 до 40 градусов. Допустимая влажность — до 75% при температуре в 15 градусов.
С меткой «Т» КамАЗ 5350 может эксплуатироваться в регионах с тропическим климатом. Допустимые пределы температур — от -10 до 45 градусов. Влажность воздуха — до 80% при температуре в 27 градусов.
Колеса
На автомобиле установлены военные шины 21-го диаметра. Ширина колес – 425 миллиметров, высота профиля – 85 процентов от общей ширины. Отличительная черта колес военного КамАЗа – это не только большой профиль и мощный грязевой протектор, но и возможность дистанционной подкачки шин. Эта система состоит из:
В самих колесах встроены головки с манжетами для подачи воздуха под давлением. Он попадает в шины из ресивера. В цапфе мостов встроен уплотнительный механизм, через который воздух проникает по каналу полуоси в камеру. Управляется эта система из кабины непосредственно водителем. Регулировку можно осуществлять на ходу.
Орган управления находится в нижней левой части панели приборов. На шкале есть регулятор пониженного и нормального давления. Чтобы изменить параметр, достаточно переключить регулятор в соответствующее положение. Точное давление воздуха в шинах определяется манометром, который тоже вынесен на панель приборов. При пересечении болотистой местности производитель рекомендует стравливать давление до одной атмосферы. На песчаных барханах данный параметр составляет 1,96 атмосферы.
Конструкция и устройство
Испытания грузовика на преодоление препятствий
За основу грузовика КамАЗ 5350 была взята конструкция образца 4310. С учетом поставленных задач в новый проект внесли ряд корректировок — измененный дизайн, новые узлы и агрегаты, рисунок бортов, увеличенный размер покрышек. Сама машина выполнена в колесной формуле 6х6.
В технической комплектации машина объединила все передовые разработки своего времени:
- зависимые подвески на полуэллиптических рессорах;
- ведущие мосты с двухступенчатыми редукторами;
- гидроусилитель руля;
- раздаточная коробка с демультипликатором.
Также КамАЗ 5350 первым в данной линейке грузовиков получил блокировку межколесных дифференциалов для заднего моста. Данное нововведение значительно повысило проходимость машины.
Определенные изменения коснулись и кабины. Она стала более комфортной для водителя. Предусмотрены места для двух человек, имеется кровать для отдыха. Также присутствуют места для размещения дополнительного оборудования, обмундирования и личного снаряжения.
Грузовое отделение может монтироваться в зависимости от выполняемой задачи. От перевозки людей до размещения пусковых установок для реактивных ракет, — все это способно изменить конструкцию грузовика до неузнаваемости.
Кабина военного КамАЗа окрашивается в цвета хаки или камуфляж. В зависимости от тактической необходимости аналогично окрашивают борта и надстройки грузового отделения. «Гражданский» цвет кабины — оранжевый.
Ходовая часть
Спереди на грузовике используется зависимая рессорная подвеска. Сзади – балансирная, на полуэллиптических рессорах. Колесная формула грузовика – 8 х 8. На всех мостах установлены двухступенчатые редукторы с шарнирами равных угловых скоростей и блокировкой дифференциала. Также водитель может менять давление шин из салона. Дифференциал блокируется тоже из кабины. А вот отключить часть привода нельзя.
Все колеса работают синхронно, из-за чего возрастает расход топлива. А ведь часто от полигона до армейской части путь пролегает через обычную асфальтированную дорогу.
Но продолжим рассматривать ходовую часть. На грузовике КамАЗ-6350 «Мустанг» есть как межосевая, так и межколесная блокировка. Машина построена на рамной конструкции. Рулевой редуктор оснащен гидравлическим усилителем. Такая схема управления практикуется на КамАЗах еще с ранних моделей.
Технические характеристики
У грузовика КамАЗ 5350 технические характеристики остаются востребованными до настоящего времени. Параметры машины позволяют применять ее для решения различных задач — от снабжения и подвоза в труднодоступных районах и до развертывания тактического вооружения.
С учетом широкого спектра возможностей итоговые технические характеристики у моделей могут быть разными. К примеру, у военного КамАЗа 5350 для перевозки людей имеются откидные места на 39 человек. Однако они демонтируются, если перевозятся грузы или вооружение. В данном контексте технические характеристики приводятся на основе базовой модели.
Габариты и вес
Размеры грузовика КамАЗ 5350
По габаритам и весу КамАЗ 5350 имеет следующие показатели:
- длина — 7,96 м;
- ширина — 2,55 м;
- высота — 3,29 м;
- дорожный просвет (клиренс) — 0,39 м;
- внешний радиус поворота — 11,3 м;
- масса снаряженная и полная — 9,8 т и 15,85 т соответственно;
- допустимая масса буксируемого прицепа — до 12 т.
Внутренние размеры грузовой платформы составляют 4,89 м в длину и 2,47 м в ширину. Высота бортов — 0,73 м, у некоторых машин — 0,75 м.
Топливный бак
КамАЗ 5350 имеет основной и дополнительный топливный баки на 170 и 125 литров соответственно. На 100 км расходуется 27 литров горючего, запас хода составляет 1550 км при контрольном расходе топлива. Затраты горючего увеличиваются при прохождении через пересеченную местность.
Мощность силового агрегата
Военный КамАЗ 5350 с переоборудованным грузовым отделением
На КамАЗ 5350 ставится дизельный двигатель КамАЗ-740. 622-280 с V-образным размещением цилиндров.
ТТХ силовой установки имеет следующие показатели:
- рабочий объем — 11,76 л;
- номинальная мощность — 280 л. с;
- тип двигателя — дизельный с турбонаддувом, ОНВ и электронным управлением;
- максимальный крутящий момент — 1177 Нм;
- количество цилиндров — 8;
- экологический стандарт — Евро-4.
Мощность и надежность двигателя позволяет использовать данный грузовик на любых типах местности. А соответствие экологическим нормам допускает применение машины в городских условиях.
Двигатель и трансмиссия
Мощный двигатель КамАЗ-740.622-280 сочетается с десятиступенчатой механической коробкой передач. Также имеется двухступенчатый раздаточный механизм полноприводной трансмиссии, распределяющей крутящий момент между передним мостом и задней двухосной тележкой. Задний мост при этом обеспечивает движение карданного вала от проходного моста посередине.
Переключение передач осуществляется фрикционным сцеплением сухого типа, имеется гидропривод и усилитель. Значительная проходимость грузовика обеспечивается инновационной системой блокировки дифференциалов, находящейся в промежутке заднего колесного моста.
Максимальная скорость
Допустимая скорость, которую КамАЗ 5350 способен развивать по шоссе, составляет 100 км/ч. При показателе от 60 км/ч на асфальтированной трассе расход топлива снижается до минимального. По бездорожью скорость падает в зависимости от типа местности, одновременно возрастает и потребление горючего.
Ключевая особенность данного грузового автомобиля — повышенная проходимость на пересеченной местности. КамАЗ 5350 способен преодолевать подъемы в 31 градус. Если обеспечивается буксировка автопоездом, допускается преодоление склонов в 20 градусов. Также грузовик способен преодолевать броды высотой до 1,75 м и рвы до 0,6 м глубиной.
Грузоподъемность и приборная панель
«Гражданский» КамАЗ 5350
Собственная грузоподъемность автомобиля КамАЗ 5350 составляет 6 тонн. В зависимости от типа местности и допустимых весовых нагрузок на дороги, данный показатель может быть увеличен до 7,4 т.
Допустимая масса буксируемого прицепа составляет 12 т. Масса автопоезда — до 29 т. Если в расчет берется шасси под надстройки, собственная грузоподъемность возрастает до 8,6 т, однако, масса автопоезда остается прежней.
Приборы машины имеют стандартный вид, позволяют с помощью индикаторов контролировать состояние автомобиля. При необходимости приборная панель может быть оборудована дополнительными мониторами и индикаторами, что актуально при различных модификациях.
Модификации грузового автомобиля КамАЗ-6350
КамАЗ-6350 — это не просто армейский грузовик, но и отличная платформа для боевых систем
Во многих документах и описаниях данный автомобиль именуется «машиной-шасси». Этим подчеркивается ее многофункциональность и возможность использовать для создания широкого спектра автомобилей специального назначения. На шасси КамАЗ-6350 можно устанавливать самые разные модули и надстройки, что позволяет использовать его как для выполнения военных задач, так и для абсолютно «гражданской» работы. Вот некоторые виды специальной техники, построенной на основе КамАЗ-6350:
- Седельный тягач. Данная модификация была впервые продемонстрирована в 2003 году на выставке в подмосковных Бронницах. Тягач на базе КамАЗ-6350 может буксировать полуприцепы массой до 32 т. При установке дополнительных баков запас его хода составляет 1400 км;
- Артиллерийский тягач. В 2006 году на оружейной выставке был представлен артиллерийский тягач, созданный на базе автомобиля КамАЗ-6350. Он получил обозначение КамАЗ-63501. Тягач способен буксировать орудия или другие прицепы массой до 12 т, дополнительно «принимая на борт» еще восемь человек (два в кабину, и еще шесть – в обитаемый отсек). На грузовой платформе автомобиля можно перевозить до 5 т. Тягач оборудован краном-манипулятором, а кабина и обитаемый отсек имеет скрытое бронирование 5-го класса защиты;
- Пожарные автомобили. На основе шасси КамАЗ-6350 была создана целая серия пожарных машин, включая аэродромные варианты, а также специальный бронированный пожарно-спасательный автомобиль АПСБ-6,0-40-10;
- Подъемные краны.
Специалистами ОАО «Галичский автокрановый завод» на базе КамАЗ-6350 был создан 32-тонный автомобильный кран.
Также на базе КамАЗ-6350 были разработаны военные и гражданские топливозаправщики, автомобили с системой самопогрузки «Мультилифт» МЛ-10, на шасси КамАЗ-6350 устанавливается российский новейший комплекс РЭБ «Красуха», а также система радиоэлектронной разведки «Автобаза». Вооруженные силы Азербайджана установили на КамАЗ-6350 новейшие турецкие РСЗО T-122 Sakarya и T-300 Kasirga, а сербы используют это шасси для 155-мм САУ Nora B-52.
Достоинства и недостатки
Ключевые достоинства грузового автомобиля КамАЗ 5350 — его технические и эксплуатационные характеристики. Надежность, проходимость, широкий спектр возможностей применения, — все это делает грузовик востребованным в решении разных задач.
Кроме данных особенностей, выделяют следующие преимущества:
- большое количество модификаций, использующих шасси от данного грузовика, доступность деталей и комплектующих;
- двигатель надежен, прост в обслуживании, неприхотлив к качеству топлива;
- длительный период между ремонтами, высокая ремонтопригодность;
- относительно небольшой расход топлива.
Из недостатков выделяют перевес передней части автомобиля и недоработанную балансировку. Также отмечают неудачное расположение рулевой тяги, которая может повредиться о камни или пни деревьев. Недостатком выделяют и сложную процедуру растормаживания машины.
О проходимости
Ранее мы говорили о системе подкачки шин из кабины. Что это дает? Мало кто знает, но это очень важный параметр при пересечении болотистой или песчаной местности. Ярко выраженного протектора и высокого клиренса недостаточно, чтобы машина уверенно преодолевала бездорожье. Для большей площади контакта требуется удалить часть воздуха из шин. Только так можно обеспечить автомобилю эффективную проходимость, с чем КамАЗ-6350 «Мустанг» отлично справляется. Вдобавок здесь есть блокировки на пневматическом приводе, раздаточная коробка и полный привод.
Отзывы говорят, что широкопрофильные шины и правильно сконструированное шасси делают из этого грузовика настоящий вездеход.
При почти 10-метровой длине максимальный угол подъема машины составляет 31 градус. Глубина преодолеваемого брода составляет до 174 сантиметров, а рва – 140. Максимальный угол преодоления косогора – 20 градусов.
Историческая справка
Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) являлось обычной практикой для большинства крупных заводов. Для автомобильных — тем более.
Особенно это относится к КамАЗу. И вот почему:
Первоначально перед конструкторами завода ставилась задача по разработке трех моделей КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8), которые отличались числом осей.
На отдельных моделях предусматривалась платформа для установки вооружения и специального оборудования.
Общие требования к ним предусматривали:
Непременным условием для создания автомобилей нового семейства было требование высокой степени их унификации (до 85%).
Другими словами, в новых моделях должны были с максимальной возможностью использоваться единые узлы и агрегаты.
Двигатель
Все модели семейства «Мустангов» укомплектовываются «родными» двигателями. Восстановленный после пожара завод, в полном объеме обеспечивает своей продукцией и потребности КамАЗа, и запросы других автозаводов.
В начале 90-х гг. на первые автомобили 5350 были установлены V-образные 8-цилиндровые двигатели КамАЗ-740.13-260.
К моменту, когда автомобили были приняты на вооружение армии РФ, в их комплектацию входили несколько усовершенствованные силовые установки 740.30-260.
Основные параметры двигателей схожи — четырехтактный дизель с наддувом при помощи пары турбокомпрессоров, каждый из которых обслуживал свой ряд цилиндров. Мощность мотора 260 л.с., объем цилиндров — 10,85 л. Позднее мощностные параметры двигателя улучшили путем увеличения давления наддува и применения топливной аппаратуры импортного производства.
В то же время модель 740.30-260 имела некоторые преимущества перед своей предшественницей. Они заключались в уменьшении расхода топлива, в увеличении максимального крутящего момента (с 932 до 1079Нм) при уменьшенной частоте вращения коленчатого вала. По оценкам специалистов и отзывам армейских заказчиков двигатель КамЗА-5350 обеспечивает соблюдение требований технического задания для этих грузовиков.
Применение в боевых условиях
Основное назначение грузового автомобиля КамАЗ 5350 — транспортировка и снабжение. Надежность и хорошая проходимость таких машин позволяет отправлять их к передовой для подвоза боеприпасов.
Технические характеристики и грузоподъемность данного автомобиля позволяют модифицировать его и для иных целей. Обшивка листовой броней дает возможность перевозить людей, включая командование. А с применением различного вооружения бронированный КамАЗ 5350 и вовсе превращается в мобильную огневую точку.
Нередко шасси данной машины применяется под установки для реактивных ракет. Подобные решения делают грузовик полноценной пусковой установкой с вероятностью поражения позиций противника. Хорошие ходовые качества позволяют развертывать такие модификации на пересеченной и труднопроходимой местности.
Массовое производство грузовиков КамАЗ 5350 и модификаций на базе его шасси предопределило повсеместное применение данных машин в боевых условиях. Однако сведений о непосредственном применении машин в бою не имеется. В боевых конфликтах и локальных операциях с участием российской армии грузовики использовались для транспортировки и решения узкоспециализированных задач.
Источник
Тормозные системы
Данный автомобиль имеет четыре тормозные системы. Они, при наличие общих элементов, при необходимости, могут работать независимо друг от друга:
- рабочая – классический вариант тормозной системы, которая служит для уменьшения скорости и остановки автомобиля;
- стояночная, знакомая любому автомобилисту, как ручной тормоз или «ручник»;
- запасная, которой необходимо воспользоваться для замедления движения и остановки в случае выхода из строя рабочей системы;
- вспомогательная, главным элементом которой является газодинамический тормозной механизм. Включенный ГДТМ перекрывает подачу топлива и двигатель глохнет.
Автомобиль оборудован системой аварийной сигнализации и контроля, которая предусматривает звуковое и световое извещение при нарушениях в работе тормозных систем.
Кабина КамАЗ-5350: обзор рабочего места
Кабина КамАЗа-5350 относится к бескапотному типу и располагается над двигателем. Производитель выпускает ее в двух цветовых вариантах: оранжевом (гражданская версия) и цвета хаки (армейские модели). В зависимости от модификации, она может иметь высокую или низкую крышу, оборудоваться спальным местом или поставляться без такового.
Простой и по-военному лаконичный внутренний интерьер включает два или три кресла и отсек для размещения спецоборудования и оружия. Крыша кабины оснащена круглым люком для ведения боя или экстренной эвакуации водителя и пассажира. Люк также можно использовать для дополнительной вентиляции салона. Нагрев воздуха обеспечивает отопитель с радиатором, подключенный к системе охлаждения силового агрегата.
В армейских модификациях КамАЗ-5350 предусмотрено бронирование по V классу защиты. Цельнометаллическая кабина представляет собой броневую капсулу с усиленным основанием и навесными броневыми панелями.
Вместо обычного ветрового и дверных стекол используются многослойные пулестойкие стеклоблоки. Помимо кабины, бронированную защиту имеют топливные баки, картер двигателя и аккумуляторы.
Комфортную атмосферу при езде в грузовике обеспечивают термо-, шумо- и вибропоглощающие материалы, которыми покрыты внутренние элементы конструкции.
Для фиксации кабины на раме используются два передних шарнирных соединения и две задних подрессорных опоры, снабженных запорными механизмами. С помощью мощного гидроцилиндра и шарнирных соединений осуществляется подъем и опрокидывание кабины вперед.
Модельный ряд семейства «Мустангов»
Первые три опытные машины разной грузоподъемности (4, 6, 10 т) были собраны в 1990 году и объединены в комплект для испытаний, которые проводились в следующем году. Они были признаны довольно успешными. К сожалению, пожар, произошедший на заводе двигателей КамАЗ в 1993 году, приостановил разработки всех новых моделей, включая и семейство «Мустанг». Новая партия грузовиков для испытаний и презентации была подготовлена только в 1995 году.
На всех этапах испытаний армейских внедорожников троица «Мустангов», входящих в комплект, участвовала на одинаковых условиях.
Поэтому, до определенного момента, можно было, остановившись на технических характеристиках КамАЗа-5350, сослаться на них же при описании двух других моделей.
Но замедленный процесс испытания новых грузовиков не мешал работе конструкторской мысли и проявлению практичности заводчан. За период с 1993 по 28.08.2002 гг. базовые модели претерпели немало изменений. Так у «Мустангов» (кроме 6350) 8-ступенчатую КПП заменили на 10–ступенчатую. Шасси модели 6350 модернизировали для транспортировки цистерны с топливом и для установки кузовов контейнерного типа.
«Мустанги» 5350 и 6350 получили модернизированные мосты с увеличенной допустимой нагрузкой (с 6 до 8 т) и, соответственно, новые наименования – 53501 и 63501.
И это далеко не весь перечень нового в семействе «Мустангов». А ввиду того, что все видоизменения отталкиваются от базовой модели, то знакомство с характеристиками, особенностями и руководством по эксплуатации КамАЗ-5350 поможет в изучении армейских грузовиков всего семейства «Мустанг».
Автомобили КАМАЗ 4350, 43501, 5350, 53501, 53504, 6350, 63501 и 6450
КамАЗ 4350 представляет собой полноприводный грузовой автомобиль с колесной формулой 4 на 4. Разработка техники для перевозки 30-40 человек и возможностью эксплуатации в различных условиях началась еще в 1970-х годах. Однако появления линейки «Мустанг» пришлось ждать почти 30 лет. Первым ее представителем стал КамАЗ 4326, который не в полной мере отвечал требованиям армии, потому вскоре его заменили другими моделями с лучшей маневренностью и проходимостью.
Конструкторы Камского автозавода параллельно разрабатывали сразу 3 машины линейки «Мустанг»: КамАЗ 4350 (4 на 4), КамАЗ 5350 (6 на 6) и КамАЗ 6350 (8 на 8). Данные автомобили отличались исключительно количеством осей и обладали высокой степенью унификации (до 85%).
Первые опытные экземпляры были представлены в 1990 году, их испытания стартовали через год и оказались весьма успешными. На Камском автозаводе готовились к открытию серийного производства КамАЗ 4350, но тут случился масштабный пожар, который заставил приостановить доработку моделей. Новую партию машин для испытаний собрали лишь в 1995 году. При этом за 5 лет конструкцию автомобиля заметно переделали. Так, было модернизировано шасси и разработана новая 10-ступенчатая МКПП.
Серийный выпуск КамАЗ 4350 стартовал в 2001 году. В 2007 году линейка двигателей автомобиля обновилась (модель стала комплектоваться агрегатом КамАЗ-740.31-240). В настоящее время производство техники продолжается. Большая часть выпущенных КамАЗ 4350 предназначается для использования в военных целях.
Историческая справка
Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) являлось обычной практикой для большинства крупных заводов. Для автомобильных – тем более.
Особенно это относится к КамАЗу. И вот почему:
- Все ведущие автомобильные заводы страны появлялись не на пустом месте. ЗИЛ, как первый производитель отечественных грузовиков, начал работать на базе дореволюционного авторемонтного завода АМО – Автомобильного Московского общества. Производитель Урал-375, автозавод в Миассе, своим рождением обязан Великой Отечественной войне и частично эвакуированным из Москвы производственным мощностям завода ЗИС (ЗИЛ). А Горьковский автозавод, начинал производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей под эгидой . КамАЗ, с момента принятия в августе 1969 г. ЦК КПСС решения о его строительстве, был определен как завод по производству грузовиков и двигателей. Для него специально подбирали место, выделяли огромные средства, создавали инфраструктуру. Весь комплекс работ был объявлен стройкой века.
- Проводя параллель дальше, стоит вспомнить, что если рабочие ЗИЛ первые свои грузовики собирали из запчастей «Фиата» буквально, что называется «на коленке», то при создании Камского завода использовались последние достижения 700 фирм из 19 стран мира.
Сотни отечественных заводов обеспечивали его строительство.
- Такие заслуженные и популярные во всех областях применения автомобили, как ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66 своим появлением, в значительной степени, обязаны военному заказу. Но они создавались в индивидуальном порядке. Что касается КамАЗа, то он и здесь пошел другим путем. В соответствии с решением Правительства СССР от 24 июня 1987 года завод приступил к разработке унифицированных полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Армейский заказ предусматривал создание целого модельного ряда под общим названием «Мустанг».
Первоначально перед конструкторами завода ставилась задача по разработке трех моделей КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8), которые отличались числом осей.
На отдельных моделях предусматривалась платформа для установки вооружения и специального оборудования.
Общие требования к ним предусматривали:
- автомобили предназначены для транспортировки военных грузов или перевозки личного состава и буксировки прицепов массой 6-12 тонн по любым дорогам и по пересеченной местности;
- возможность эксплуатации при температурном режиме -45…+40 градусов, а также в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с возможностью пересечения перевалов высотой до 4600 метров.
Непременным условием для создания автомобилей нового семейства было требование высокой степени их унификации (до 85%).
Другими словами, в новых моделях должны были с максимальной возможностью использоваться единые узлы и агрегаты.
Описание грузовика
КамАЗ-5350 относится к серии «Мустанг», автомобили которой предназначены для работы в самых тяжелых условиях. Основное предназначение машины – транспортировка военнослужащих, грузов и прицепной техники. Проходимость грузовика была оценена не только на учебном полигоне, но и в районах, где проводились боевые действия.
Автомобиль, разработанный в 1998 году для вооруженных сил, успешно используется и в народном хозяйстве, например, пожарными службами. Он может эксплуатироваться на высоте 4 км выше уровня моря и в температурном диапазоне от -45 до +40 градусов.
КамАЗ 5350
Модельный ряд семейства «Мустангов»
Первые три опытные машины разной грузоподъемности (4, 6, 10 т) были собраны в 1990 году и объединены в комплект для испытаний, которые проводились в следующем году. Они были признаны довольно успешными. К сожалению, пожар, произошедший на заводе двигателей КамАЗ в 1993 году, приостановил разработки всех новых моделей, включая и семейство «Мустанг». Новая партия грузовиков для испытаний и презентации была подготовлена только в 1995 году.
На всех этапах испытаний армейских внедорожников троица «Мустангов», входящих в комплект, участвовала на одинаковых условиях.
Поэтому, до определенного момента, можно было, остановившись на технических характеристиках КамАЗа-5350, сослаться на них же при описании двух других моделей.
Но замедленный процесс испытания новых грузовиков не мешал работе конструкторской мысли и проявлению практичности заводчан. За период с 1993 по 28.08.2002 гг. базовые модели претерпели немало изменений. Так у «Мустангов» (кроме 6350) 8-ступенчатую КПП заменили на 10–ступенчатую. Шасси модели 6350 модернизировали для транспортировки цистерны с топливом и для установки кузовов контейнерного типа.
«Мустанги» 5350 и 6350 получили модернизированные мосты с увеличенной допустимой нагрузкой (с 6 до 8 т) и, соответственно, новые наименования – 53501 и 63501.
И это далеко не весь перечень нового в семействе «Мустангов». А ввиду того, что все видоизменения отталкиваются от базовой модели, то знакомство с характеристиками, особенностями и руководством по эксплуатации КамАЗ-5350 поможет в изучении армейских грузовиков всего семейства «Мустанг».
Руководство по эксплуатации
Инструкция по эксплуатации состоит из следующих частей:
- Общие эксплуатационные характеристики автомобиля. Здесь указан температурный режим работы транспорта (-45…+40°С), требования, предъявляемые к прицепному устройству, климатические условия, в которых техника будет работать без сбоев.
- Краткое описание всех систем. Здесь представлены все основные характеристики двигателя, трансмиссии, рамы, седельно-сцепного устройства, подвески, рулевого управления, систем тормозной и регулирования уровня давления в шинах, электрического оборудования и т.
д.
- Эксплуатация КамАЗа в теплый и холодный сезон. В этом разделе прописано, что нужно делать, чтобы техника работала без сбоев и зимой, и летом.
- Порядок и периодичность проведения технического обслуживания. В этом разделе указан порядок действий во время ТО, через сколько километров нужно проводить ТО1 и ТО2, а также есть список инструментов, которые понадобятся для осуществления данных работ.
- Возможные неисправности. Здесь представлен список небольших поломок и пути их устранения.
- Условия хранения транспортного средства, — какие требования предъявляются к помещению, в котором будет стоять транспорт.
Двигатель
Все модели семейства «Мустангов» укомплектовываются «родными» двигателями. Восстановленный после пожара завод, в полном объеме обеспечивает своей продукцией и потребности КамАЗа, и запросы других автозаводов.
В начале 90-х гг. на первые автомобили 5350 были установлены V-образные 8-цилиндровые двигатели КамАЗ-740.
13-260.
К моменту, когда автомобили были приняты на вооружение армии РФ, в их комплектацию входили несколько усовершенствованные силовые установки 740.30-260.
Основные параметры двигателей схожи – четырехтактный дизель с наддувом при помощи пары турбокомпрессоров, каждый из которых обслуживал свой ряд цилиндров. Мощность мотора 260 л.с., объем цилиндров – 10,85 л. Позднее мощностные параметры двигателя улучшили путем увеличения давления наддува и применения топливной аппаратуры импортного производства.
В то же время модель 740.30-260 имела некоторые преимущества перед своей предшественницей. Они заключались в уменьшении расхода топлива, в увеличении максимального крутящего момента (с 932 до 1079Нм) при уменьшенной частоте вращения коленчатого вала. По оценкам специалистов и отзывам армейских заказчиков двигатель КамЗА-5350 обеспечивает соблюдение требований технического задания для этих грузовиков.
Вентилятор
Вентилятор охлаждения автомобиля КАМАЗ установлен на валу гидромуфты и внешне представлен пятью лопастями. В зависимости от температуры двигателя муфта автоматически включается и выключается. Вентилятор согласно этим включениям либо также работает, либо в случае не работающей гидромуфты пассивно крутится от воздействия потока воздуха.
Для более эффективного обдува воздухом система охлаждения двигателя (КАМАЗ) имеет кожух на вентиляторе. Он выполнен из тонкого металлического листа путём штамповки. Благодаря ему воздух эффективно поступает только на радиатор без боковых подсосов.
Трансмиссия
Известно, что трансмиссия – это совокупность узлов и агрегатов автомобиля, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Основными составляющими являются сцепление и коробка переключения передач.
Сцепление – важнейший механизм в управлении автомобилем. На КамАЗе-5350 установлено сцепление модель 142 – соединение однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа – чаще всего применяемое для автомобилей такого класса.
Для уменьшения усилий на педаль и, соответственно для более комфортной езды, сцепление оснащено пневмогидравлическим усилителем (ПГУ).
В комплектацию внедорожника входит механическая коробка переключения передач (КПП) модели КамАЗ-154. Это 10-ступенчатый агрегат состоит из основного 5-ступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, который устанавливается перед основной коробкой. Таким образом можно использовать 10 скоростей при движении вперед и 2 – назад.
Раздаточная коробка распределяет крутящий момент между передним ведущим мостом и двумя задними мостами. Правильное распределение усилий сокращает расход топлива, не допускает разрыва потока мощности двигателя, способствует уменьшению износа шин.
Преимущества
Главный плюс полноприводного КамАЗа – это его проходимость. Машина способна проехать там, где иная застрянет по зеркала в болоте. При этом грузовик может транспортировать за собой артиллерию. Несмотря на длинные размеры, эта машина удивляет прохождением косогоров.
Также в машине реализован минимум электроники. Ломаться здесь, по сути, нечему. А отремонтировать автомобиль можно практически в полевых условиях. Даже с пробитым колесом эта машина продолжает свой путь.
Компрессор способен поддерживать давление в шинах даже после нескольких прострелов из автомата.
Грузовик способен заводиться в самый лютый мороз (несмотря на то, что это дизель) и не перегревается в жару. Кстати, подобным свойством обладают и многие гражданские модели КамАЗов. Очень много моделей техники используется на Крайнем Севере.
Подвеска
Перевозка личного состава – одна из перечня задач, стоящих перед армейскими грузовыми автомобилями – может порой превратиться в многокилометровый марш по не самым хорошим дорогам. Подвеска автомобиля призвана обеспечить более или менее комфортные условия передвижения. Она способствует гашению и смягчению колебаний, вызванных неровностями на трассе.
Подвеска армейского КамАЗа-5350 сохранила хорошо зарекомендовавшие технические решения, использовавшиеся на серийных автомобилях: зависимая рессорная передняя подвеска и балансирная на полуэллиптических рессорах задняя.
Устранение возможных неисправностей
Система охлаждения (КАМАЗ 5320) должна работать без отклонений от осмотра до осмотра. Но случаи бывают разные и неисправности могут возникнуть неожиданно. Знание слабых мест системы поможет быстрее выявить проблему и решить её на месте.
Нарушение герметичности системы решается нахождением места течи и по возможности её устранением. Для этого часто бывает достаточно визуального осмотра. Проверяются все места соединения, водяной насос, радиатор, муфта. Изношенные патрубки при этом лучше просто заменить. Течь радиатора можно устранить пайкой либо заглушением прохудившихся трубок. Решение о замене радиатора принимается индивидуально, ведь он достаточно ремонтопригоден и хорошо промывается при снятии.
Износ или расслоение приводного ремня при обнаружении лучше решить заменой. Если есть подозрение на некачественную работу термостатов, то их удобно проверять по нагреванию нижнего бачка радиатора. При температуре 850С, то есть когда клапан термостата начинает открываться, бачок должен теплеть. Если этого не происходит, значит, клапан неисправен и термостат следует заменить.
Система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) не отличается от своих ранних версий и более поздних тоже. Проблемы, которые могут возникнуть в охлаждающей системе, одинаковы по своим признакам. Одна из таких неисправностей – попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Её можно обнаружить по убыванию антифриза без следов течи. Причиной могут быть изношенные прокладки головок блока цилиндров, а также течи через уплотнения гильз блока. Проблема решается заменой изношенных прокладок двигателя.
Тормозные системы
Данный автомобиль имеет четыре тормозные системы. Они, при наличие общих элементов, при необходимости, могут работать независимо друг от друга:
- рабочая – классический вариант тормозной системы, которая служит для уменьшения скорости и остановки автомобиля;
- стояночная, знакомая любому автомобилисту, как ручной тормоз или «ручник»;
- запасная, которой необходимо воспользоваться для замедления движения и остановки в случае выхода из строя рабочей системы;
- вспомогательная, главным элементом которой является газодинамический тормозной механизм.
Включенный ГДТМ перекрывает подачу топлива и двигатель глохнет.
Автомобиль оборудован системой аварийной сигнализации и контроля, которая предусматривает звуковое и световое извещение при нарушениях в работе тормозных систем.
Замена охлаждающей жидкости
Случаи, когда требуется заменить жидкость системы охлаждения целиком, не так уж и редки. Самый простой вариант – наступила зима, а в системе находится простая вода. Также замена может потребоваться в случае потери жидкостью своих охлаждающих свойств или сильного загрязнения.
Ёмкость системы охлаждения (КАМАЗ) составляет 25 литров. Из них на водяную «рубашку» приходится 18 литров. Для замены жидкости в первую очередь производят слив старой. Для этого необходимо открыть нижний кран радиатора, сливной кран у теплообменника и насоса в системе подогрева, а также трубы подвода жидкости в системе отопления кабины. Не забываем открутить пробку расширительного бачка.
После того как жидкость полностью сольётся, все краны закрываются. А весь объем системы охлаждения (КАМАЗ) заливается через расширительный бачок. Новый антифриз подбирается в зависимости от времени года и условий эксплуатации автомобиля. При этом не стоит обольщаться импортными вариантами в красивых канистрах. Отечественные охлаждающие жидкости имеют точно такие же свойства, соответствующие международным стандартам качества.
Платформа и варианты оснащения
Платформа КамАЗа-5350 довольно-таки объемная (длина – 4890 мм, ширина – 2470мм), создавалась с учетом использования ее в различных вариантах. Сейчас на шасси КамАЗ- 5350-3014-42 работают самосвалы, грузовики для контейнерных перевозок, автокраны, цистерны, буровые установки, машины технической помощи (МТП). Шасси отличается установкой 280-сильного дизеля и 9-ступенчатой импортной коробки передач ZF с оригинальным 2-дисковым сцеплением.
На сегодняшний день на вооружении Российской армии находится более 50000 автомобилей семейства «Мустангов». Было бы странным использовать такие мощные внедорожники только для перевозки личного состава. Да и заказчики, определяя боевые особенности автомобиля, заостряли внимание на важности его применения и в сугубо военных целях, т.е. как шасси для отдельных видов вооружения и спецоборудования.
На шасси КамАЗ сегодня в армии перемещаются более 350 видов вооружения и техники.Чаще всего это реактивные системы залпового огня, КУНГи, машины технического обслуживания, бронированные модули ММ-501, ММ -502, в которых умещается 14 человек с оружием и снаряжением. Монтаж модуля осуществляется за 30 минут. Он изготовлен из броневых листов из стали 44, оснащен бронестеклами, имеет заднюю распашную дверь и аварийные люки.
Внутри модуль оборудован скамейками.
В нем имеется отопитель, вентиляторы и переговорное устройство с водителем. Шасси имеет бронированную кабину на трех человек, защищенный бронелистами двигатель, аккумулятор и топливные баки.
Крановая установка на базе КамАЗ-53501 и её особенности
Хотя крановые установки производятся на различных шасси грузовых марок автомобилей, для военной машины, оснащённой подъёмным краном, нужна база, отвечающая следующим требованиям:
- Высокая внедорожная проходимость модели, на которую будет установлена крановая установка;
- Надёжность самой автомашины и способность работать в самых тяжёлых условиях;
- Надёжность самой крановой установки.
В качестве шасси для установки крана, был выбран КамАЗ-53501, который получил крановую установку Клинцовского автокранового завода. Конструкция данной специальной машины такова, что автокран может работать без опорного оборудования. Добиться этого удалось благодаря использованию тяжёлого шасси КамАЗ-53501.
Крановая установка имеет дополнительный тормоз. Данное требование было обязательным, так как военному автокрану часто приходится заниматься погрузкой/выгрузкой взрывчатых веществ. Работа автокрана предполагается с использованием 2-х человек, водителя и оператора крана. Связь между ними должна осуществляться с помощью специальных переговорных устройств.
Автомобили оснащаются различными вариантами крановых установок. Это зависит от рода войск, для которых предназначается данный специальный автомобиль.
Кабина
Кабина внедорожника выпускается в нескольких вариантах. Определяющим здесь является назначение и требования заказчика (для гражданских заказчиков – цвет кабины обычно оранжевый, для военных – защитный). Встречаются кабины со спальным местом и без него, с высокой и низкой крышей, с двумя или тремя креслами. На крыше имеется круглый люк, из которого возможно вести наблюдение и огонь из стрелкового оружия во время боевых действий.
Также он может использоваться для дополнительного проветривания. На некоторых армейских машинах устанавливаются бронированные кабины. С 2010 года применяется модернизированная кабина, внешне несколько отличающаяся от раннего варианта.
Тактико-технические характеристики КамАЗ-5350
№ п/п | Параметры | Конкретные показатели |
1. | Масса автомобиля: без лебедки/ с лебедкой (кг) | 9000/9650 |
2. | Масса груза (разная комплектация) (кг) | 6650/6000 |
3. | Масса автопоезда (кг) | 23850 |
4. | Мощность двигателя (л.с.) | 260 |
5. | Максимальная скорость (км/час) | 100 |
6.![]() | Расход топлива (л/на100 км) | 27 |
7. | Топливные баки (л) | 125+170 |
8. | Запас хода (км) | 1090 |
9. | Маневренные возможности: | |
угол подъема (градусы) | 31 | |
преодоление брода (м) | 1,75 | |
преодоление рва (м) | 0,6 | |
преодоление стенки (м) | 0,55 | |
10. | Максимальный дорожный просвет (мм) | 385 |
КамАЗ-5350 – один из трех грузовых внедорожников, ставших основателями семейства «Мустангов».
Почти двадцать лет автомобиль остается востребованным и популярным как в армейской среде, так и гражданских компаниях.
Даже машина технического обслуживания нашей команды на ралли «Париж-Дакар» базируется на этой модели. Вряд ли спортсмены, даже ради сохранения корпоративного престижа, стали бы использовать ненадежный автомобиль на таких серьезных соревнованиях.
О проходимости
Ранее мы говорили о системе подкачки шин из кабины. Что это дает? Мало кто знает, но это очень важный параметр при пересечении болотистой или песчаной местности. Ярко выраженного протектора и высокого клиренса недостаточно, чтобы машина уверенно преодолевала бездорожье.
Для большей площади контакта требуется удалить часть воздуха из шин. Только так можно обеспечить автомобилю эффективную проходимость, с чем КамАЗ-6350 «Мустанг» отлично справляется. Вдобавок здесь есть блокировки на пневматическом приводе, раздаточная коробка и полный привод.
Отзывы говорят, что широкопрофильные шины и правильно сконструированное шасси делают из этого грузовика настоящий вездеход.
При почти 10-метровой длине максимальный угол подъема машины составляет 31 градус. Глубина преодолеваемого брода составляет до 174 сантиметров, а рва – 140. Максимальный угол преодоления косогора – 20 градусов.
«Армия-2017» как главный оборонный салон России
Николай Новичков и Дмитрий Федушко
Более 1200 предприятий представили свою продукцию на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017», Министр обороны России, генерал армии — сказал Сергей Шойгу.
«С каждым годом наш форум становится все более масштабным. Сегодня уже более 1200 крупных отечественных и зарубежных организаций представляют свою продукцию на рассмотрение экспертов и экспертов. Свои национальные экспонаты на нашем форуме представят Армения, Беларусь, Казахстан, Китай, Пакистан, Словения и ЮАР», — сказал Шойгу.
В центре министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. ©Николай Новичков
По его словам, «Армия-2017» стала уникальной открытой площадкой, где демонстрируются практически все передовые разработки российских оружейников. «Здесь можно будет не только ознакомиться с образцами оружия и их характеристиками, но и увидеть все это в действии, в том числе в ночных условиях. Наряду с разработками известных конструкторских бюро и крупных отечественных производителей, достижения наших молодых ученых, аспирантов, студентов и военнослужащих научно-исследовательских организаций», — добавил министр.
Важное место на форуме было отведено обсуждению вопросов взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, выработки эффективных мер противодействия экстремизму и радикальному исламизму. «Не сомневаюсь, что выставка трофейного оружия, захваченного у боевиков международных террористических группировок в Сирии, вызовет большой интерес», — сказал Шойгу.
«Убежден, что сочетание опыта и свежих идей будет способствовать росту потенциала оборонно-промышленного комплекса России, развитию перспективного вооружения и военной техники», — заключил министр.
Бронетранспортер БТР-87 (БТР). ©Николай Новичков
На форуме «Армия-2017» российские оборонщики представили свои новейшие разработки в области бронетанковой техники.
Военно-промышленная компания (ВПК) представила на выставке «Армия-2017» бронетранспортер БТР-87. Экспонируемая машина имеет силовую установку, расположенную спереди, а десантное отделение расположено в задней части. БТР базируется на шасси транспортного средства БТР-82А, также разработанного ВПК. БТР-87 предназначен для перевозки мотострелков на поле боя и их поддержки. Комплекс вооружения машины может поражать легкобронированные цели, бронетехнику, небольшие надводные боевые корабли и живую силу. Его баллистическая броня защищает боевой расчет от стрелкового оружия и осколков снарядов. БТР также оснащен системой защиты от ядерного, биологического и химического оружия. По данным ВПК, БТР-87 представляет собой четырехосную плавающую машину с колесной формулой 8х8, имеющую боевую массу 16 т, экипаж из двух человек и пассажировместимость 8 десантников. Он оснащен двигателем ЯМЗ-53602 мощностью 312 л.с. что обеспечивает удельную мощность 19.26 л.с./т, максимальная скорость по шоссе 90 км/ч и максимальная скорость вплавь 10 км/ч. Силовая установка соединена с механической коробкой передач, которую можно заменить автоматической коробкой передач. БТР-87 может быть оснащен обитаемыми башнями или дистанционно управляемыми боевыми модулями (RCWS).
Демонстратор машины, представленный на форуме «Армия-2017», представляет собой боевой модуль, вооруженный автоматической пушкой, спаренным пулеметом и четырьмя готовыми к пуску противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
БМД-4М вооружается новой боевой машиной «Синица». ©Николай Новичков
Концерн «Тракторные заводы» провел модернизацию боевой машины десанта БМД-4М и боевой машины пехоты (БМП) БМП-3. Обновленные платформы также были продемонстрированы на Армии-2017. Обновленная БМД-4М вооружена новым боевым отделением «Синица». «Синица» представляет собой модернизированный боевой модуль боевой машины пехоты БМП-3, доработанный под БМД-4М. Он сохранил мощный комплекс вооружения базовой модели, включающий 100-мм артиллерийскую установку 2А70 с боекомплектом в 40 осколочно-фугасных выстрелов (в том числе 22 в автомате заряжания) и 4 противотанковые управляемые ракеты (в том числе 3 магазина в автомате заряжания). ), 30-мм автоматическая пушка 2А72 с боекомплектом 500 патронов и средний пулемет 7,62 ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов. Модернизированная БМД-4М предназначена для перевозки десантников и ведения огневой поддержки. Машина оснащена автоматизированной цифровой круглосуточной помехоустойчивой системой управления огнем с устройством автоматического сопровождения целей. Шасси БМД-4М получило цифровой прибор управления. Модернизированная ББМ имеет боевую массу не более 14,3 т, экипаж из трех человек, пассажировместимость 4 десанта, максимальную скорость по шоссе 70 км/ч и максимальную скорость вплавь 10 км/ч.
БМП-3 с усиленными противотанковыми возможностями. ©Николай Новичков
Концерн «Тракторные заводы» также представил модификацию БМП-3 с повышенными противотанковыми возможностями. Модернизированная БМП получила накрышную пусковую установку для двух ПТРК «Атака». Модернизированная БМП-3 имеет боевую массу 18,9 т, экипаж из трех человек, пассажировместимость восемь спешащих, максимальную скорость по шоссе 70 км/ч и максимальную скорость вплавь 10 км/ч. Он сохранил комплекс вооружения базовой машины, состоящий из 100-мм артиллерийской установки 2А70, 30-мм автоматической пушки 2А72 и трех 7,62-мм средних пулеметов ПКТМ, усиленных ракетами «Атака». Место наводчика оборудовано тепловизионным прицелом Sodema.
Стрелковое оружие
Чукавин СВЧ семейство полуавтоматических снайперских винтовок. ©Николай Новичков
Электрический мотоцикл Калашникова для спецподразделений. ©Николай Новичков
Группа «Калашников», дочерняя компания госкорпорации Ростех, продемонстрировала большой портфель новых разработок, включая снайперскую винтовку, быстроходные ударные катера и даже электрические мотоциклы. На выставке «Армия-2017» компания представила семейство полуавтоматических снайперских винтовок Чукавин СВЧ. В его состав входят три винтовки под патроны 7,62х54R мм, 7,62х51 мм и 8,6х69 мм.мм (.338 Lapua Magnum) патроны. СВЧ предназначена для поражения отдельных целей на расстоянии до 1500 м (в зависимости от патрона). В основе лежит газовый короткоходный поршень с вращающимся затвором. Конструкция винтовки основана на перевернутой стальной ствольной коробке U-образного типа, которая включает в себя подвесной затвор. К верхней части ствольной коробки, оснащенной планкой Пикатинни для установки прицельных систем, крепится регулируемый спусковой механизм в сборе со встроенным приемником магазина и спусковой скобой. СВЧ оснащен ручным газовым регулятором, двусторонними органами управления стрельбой (предохранитель и кнопка освобождения магазина) и складным прикладом. Винтовка может быть дополнена складными сошками и тактическим шумоглушителем. СВЧ имеет точность не более 1 МОА на дистанции 100 м. По данным концерна «Калашников», вариант винтовки под патрон .338 Lapua Magnum имеет массу 6,3 кг (с пустым магазином), общую длину 1140 мм, длину ствола 560 мм и емкость магазина на 10 патронов. .
Винтовка СВЧ под патрон 7,62x54R мм питается из коробчатого магазина СВД Драгунова на 10 патронов. Он имеет общую длину 1000 мм, длину ствола 410 мм, вес 4,3 кг (с пустым магазином) и точность не более 1 МОА. Органический ствол можно заменить на 460-мм или 565-мм. Модификация СВЧ под патрон 7,62×51 мм имеет те же характеристики и питается из коробчатого магазина на 20 патронов.
Электроника
Переносная электронная винтовка Rex-1 для противодействия беспилотным летательным аппаратам. ©Николай Новичков
На форуме «Армия-2017» компания ZALA Aero, дочерняя компания концерна «Калашников» Ростеха, продемонстрировала переносной электронный карабин Rex-1 для противодействия беспилотным летательным аппаратам (БЛА). В его состав входят сменные блоки помех, прицел, тактическое цевье, сошки и крепления для дополнительного оборудования (стробоскопический свет, лазер визуального луча или средства объективного контроля). Электронная винтовка глушит системы спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС, Galileo и BeiDou), радиочастотную связь (900 МГц, 2,4 ГГц и 5,2–5,8 ГГц) и мобильных сетей (GSM, 3G и LTE). Источник питания установлен в прикладе винтовки. Демонстратор Rex-1 был оснащен голографическим прицелом типа Eotech XPS2, установленным на планке Пикатинни.
Согласно официальному каталогу ZALA Aero, электронная противодействующая БПЛА винтовка имеет время непрерывной работы 3 часа, дистанцию подавления 1000 м (5000 м против GPS-навигации), угловой охват 15° (180° против GPS-навигация) и весом 4,2 кг.
На форуме холдинг «Росэлектроника» — дочерняя компания Ростеха — представил модернизированный модуль разведки и управления из состава комплексной системы управления войсками, используемой в тактической части «Барнаул-Т». «Сочетая в себе различные зенитные комплексы, изделие эффективно противостоит массированному налету авиации противника. В отличие от предыдущих модификаций модуль оснащен новым шасси, что обеспечивает лучшие ходовые качества и повышает живучесть изделия», — рассказали в холдинге. Кроме того, в изделии используется альтернативная навигационная система, которая вдвое сокращает время осмотра и настройки приборов и механизмов системы. Использование усовершенствованного источника питания позволило в несколько раз увеличить время работы удаленного рабочего места.
Ракеты и бомбы
Управляемые ракеты, разработанные Tactical Missiles Corporation (TMC), будут интегрированы в боевые вертолеты, в том числе предлагаемые на экспорт. Соответствующий меморандум был подписан между ТМК и холдингом «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) на «Армии-2017».
Срок действия договора 10 лет. Среди целей Меморандума – совместное проведение научно-технической и маркетинговой деятельности по продвижению продукции военного назначения на международном рынке, а также совместная подготовка предложений и согласование технических заданий с потенциальными заказчиками.
Соглашение также предусматривает создание общих заделов по бортовому вооружению боевых вертолетов, их систем внешнего целеуказания и информационного обеспечения. Кроме того, стороны договорились об оказании послепродажного обслуживания военной техники и вооружения, поставляемых на экспорт.
Подписанный меморандум предполагает такие формы сотрудничества, как обмен научно-технической информацией и документацией, двусторонние встречи и симпозиумы, а также общение между учеными, разработчиками и другими специалистами.
Для контроля за реализацией и развитием сотрудничества в рамках меморандума стороны создадут совместный координационный комитет. «Данный Меморандум открывает новые возможности для нашего присутствия на внешних рынках и вселяет оптимизм в отношении перспектив экспорта продукции военного назначения. Это соглашение призвано повысить спрос на наши боевые вертолеты, сделав их значительно более конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами. В частности, мы сможем предложить зарубежным заказчикам не только готовый боевой вертолет, оснащенный новейшими ракетами, но и комплексную систему послепродажного обслуживания», — заявил после подписания документа генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
Как стало известно, в числе первых ракет, интегрированных в вертолет Ка-52К, будут управляемые ракеты Х-38МЭ и противокорабельные ракеты большей дальности Х-35У.
Боеприпасы «Умный», представленные концерном «Техмаш» дочерней компании Ростеха на «Армии-2017», а именно планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭх-К, получили высокую оценку специалистов, сообщает пресс-служба «Техмаша». По словам первого заместителя генерального директора Концерна Владимира Тихонова, «новый кассетный боеприпас является высокотехнологичным и включает суббоеприпасы, основанные на принципах высокоточного оружия. Они запрограммированы на поражение определенных типов целей, [например] бронетехники, ракетных и артиллерийских систем, и не могут наводиться на гражданские объекты».
Тихонов указывал, что кассета может остановить стреляющую батарею или бронеколонну противника. Самолет может сбросить его, не входя в зону действия ПВО противника, так как за счет своих аэродинамических характеристик боеприпас может планировать на несколько десятков километров (в зависимости от высоты сброса). «Уникальное сочетание нового радара миллиметрового и инфракрасного диапазонов в системе поиска и опознавания целей повысило характеристики точности», — сказал он.
При этом надежность боеприпаса практически стопроцентная. В его основе только электронные компоненты российского производства. Также учитывались требования, не связанные с добычей полезных ископаемых. «Элементы кассеты запрограммированы на самоуничтожение через временной интервал, чтобы избежать поражения мирных жителей после окончания действий. Если элемент не поражает заданную цель, он самоуничтожается и становится абсолютно безопасным», — отметил Тихонов.-0-fdi
Транспорт
Быстроходный ударный катер БК-16, предназначенный для морских операций. ©Николай Новичков
Группа «Калашников» также занимается разработкой лодок и мотоциклов. На «Армии-2017» компания представила быстроходный ударный катер БК-16, предназначенный для морских операций, перевозки войск, огневой поддержки, борьбы с пиратством и терроризмом, а также поисково-спасательных операций. По данным компании, лодка имеет полное водоизмещение 19 т..5 т, длина 16,45 м, ширина 4,0 м, осадка 0,87 м, высота по ватерлинии 4,33 м. Он имеет экипаж из двух человек и может перевозить до 19 военнослужащих. Судно имеет дальность плавания 400 морских миль и автономность в один день. На БК-16 установлено два двигателя мощностью по 780 л.с. каждый. Катер, продемонстрированный на международном военно-техническом форуме «Армия-2017», получил дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным и несколькими средними пулеметами.
На форуме «Калашников» представил свой новейший электромотоцикл, предназначенный для поисково-разведывательных задач в условиях пересеченной местности. Он почти бесшумный, так как традиционный двигатель внутреннего сгорания был заменен электрическим приводом. Мотоцикл оснащен откидной грузовой платформой, отсеком для автомата и MOLLE-совместимыми наружными чехлами, в которых установлены подсумки для боеприпасов, индивидуального снаряжения, продуктов питания и воды и т. д. В его лобовой части установлена фара, которую можно заменена инфракрасной лампой и панелью на липучке для патчей. По данным производителя, мотоцикл имеет максимальную скорость 80 км/ч, запас хода 100 км и экипаж из одного солдата.
ПВО
Тихомировский научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) представил концепт роботизированного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) средней и малой дальности (ЗРК) «Ермак» на круглом столе, проходившем в рамках Армейский форум, сообщает пресс-служба форума.
ЗРК «Ермак» предназначен для эшелонированной обороны подвижных сухопутных войск и наземных объектов от массированных ударов авиации противника. Глубокоэшелонированная оборона достигается за счет взаимодействия с пунктами управления ЗРК С-300, ракетами-носителями ЗРК типа «Тор» и средствами ЗРК типа «Тунгуска», сообщили в пресс-центре.
НИИП предложил к 2030 году переоснастить части ПВО ЗРК «Ермак». По словам разработчиков, ЗРК будет включать в себя роботизированные пусковые установки, систему обнаружения целей и модули малой дальности.
«С автоматикой появляется возможность дистанционного управления системой с пунктов боевого управления. Пункты, в свою очередь, также работают в полностью автоматическом режиме, при этом оператор вносит лишь незначительные коррективы в их работу», — добавили в пресс-центре.
Разработчики предполагают, что «Ермак» сможет обнаруживать аэродинамические цели на дальности до 250 км. Диапазон дальности поражения составляет 0,2–120 км, а диапазон высоты поражения — 0,015–28 км. Система способна вести огонь одновременно по 48 целям.
В рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017» в Подмосковье Минобороны России подписало 23 государственных контракта и три соглашения на сумму более 170 млрд рублей (2,8 млрд долларов США) с 17 предприятиями инновационной оборонной промышленности. Об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов. «Заключено 23 государственных контракта и три дополнительных соглашения на сумму 170 млрд рублей с 17 предприятиями оборонно-промышленного комплекса России», — сказал он.
БМПТ и новейший вариант танка Т-90 — Т-90М», — сказал диктор на официальной церемонии. ©Николай Новичков
В частности, Минобороны и Уралвагонзавод (УВЗ, дочернее предприятие госкорпорации Ростех) подписали контракты на поставку новых основных Т-90М на сумму более 24 млрд рублей (0,4 млрд долларов США). боевых танков (ОБТ) и машин огневой поддержки БМПТ «Терминатор» и капитальный ремонт танков Т-72Б, Т-80БВ и Т-90. «Впервые для Сухопутных войск приобретается машина огневой поддержки [БМПТ] разработки Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения [дочерняя компания УВЗ]», — сказал Борисов. «Вооруженные силы России принимают на вооружение новую бронетехнику, а именно БМПТ и новейший вариант Т-9.0 танк – Т-90М», – сказал диктор на официальной церемонии.
Машина огневой поддержки БМПТ «Терминатор-2» была представлена в 2013 году на выставке военной техники в Нижнем Тагиле. Обладает высокой огневой мощью, защищенностью, управляемостью и может эффективно решать задачи по поддержке танков и солдат во всех видах боевых действий днем и ночью во всех климатических зонах. «Терминатор-2» отличается улучшенными системами управления огнем и навигации по сравнению с базовой моделью. Машина имеет боевую массу 44 т. Он оснащен мощным комплексом вооружения, состоящим из двух 30-мм автоматических пушек 2А42 с боезапасом 850 выстрелов и спаренного с ним 7,62-мм пулемета ПКТМ с боекомплектом 2100 патронов. Это оружие может эффективно поражать легкобронированные цели и живую силу. Терминатор-2 также несет две спаренные пусковые установки для поражения хорошо защищенных целей. Комплекс вооружения размещен в необитаемой надстройке. Машина оснащена автоматизированной круглосуточной системой управления огнем, в состав которой входит многоканальный прицел, позволяющий эффективно обнаруживать, распознавать и поражать цели.
Основной боевой танк (ОБТ) Т-90М считается модернизированным вариантом ОБТ Т-90МС, предназначенным для Вооруженных Сил России. Ориентированный на экспорт Т-90МС может работать круглосуточно в любых погодных условиях. Машина вооружена 125-мм пушкой 2А46М-5, способной вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР), и 7,62-мм пулеметами ПКТМ. Танк получил современную систему управления огнем, способную распознавать цель типа «танк» на расстоянии до 5000 м. Т-90МС оснащен усовершенствованным двухосным стабилизатором вооружения и устройством автоматического сопровождения цели, которое может работать в режиме «охотник-убийца», модульной динамической защитой (ERA) и пластинчато-решетчатой броней в задней части. Танк имеет максимальную скорость по шоссе 60 км/ч и экипаж из трех человек. Он может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м с помощью комплекта для преодоления глубоководных бродов.
г. Минобороны России подписало контракты на сумму 4 млрд руб. с холдингом «Высокоточное оружие» и Конструкторским бюро приборостроения (КБП, дочерняя компания Высокоточного оружия) на поставку первой партии боевых машин пехоты БМП-3. (БМП), оснащенная боевым модулем «Эпоха» и запасными частями для самоходного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Панцирь-С1».
«Впервые Сухопутные войска получат модернизированные БМП, оснащенные БТР, включающие в себя современное стрелково-ракетное вооружение для эксплуатационных испытаний и оценки», — сказал диктор.
г. МО и Конструкторское бюро машиностроения (КБМ, дочернее предприятие Высокоточного оружия) подписали дополнительный контракт на поставку двух бригадных комплектов ракетных комплексов «Искандер-М». «Дополнительное приобретение двух бригадных комплектов «Искандер-М» на сумму более 20 млрд рублей призвано повысить огневую мощь Сухопутных войск», — сказал диктор.
Искандер-М. © Николай Новичков
Также Минобороны подписало договор с КБ «Новатор» на поставку крылатых ракет для комплекса «Искандер-М». «Крылатые ракеты — современное высокоточное оружие, повышающее ударные возможности комплекса «Искандер-М». Они предназначены для поражения особо важных объектов, защищенных средствами ПВО и ПРО», — сказал диктор.
МО и компания КАМАЗ подписали контракт на поставку арктических грузовиков КАМАЗ-5350. «Вооруженные Силы России принимают на вооружение новый вариант автомобиля КамАЗ-5350, адаптированный для экстремально холодного климата», — отметил диктор.
МО также закупило на форуме «Армия-2017» спутник «Лотос-М». Космические корабли «Лотос-М» обеспечат Космическим войскам России новые возможности. «Эта машина усилит орбитальную группировку, работающую в интересах Вооруженных Сил. Он окажет информационную поддержку ВМФ», — сказал Борисов, отвечая на вопросы журналистов.
МО РФ и Московский вертолетный завод им. Миля (входит в холдинг «Вертолеты России») подписали контракт на выполнение НИР «Скорость», предусматривающей создание скоростного вертолета. «Выполнение этой работы приведет к созданию научно-технического задела для разработки летательного аппарата нового типа», — сказал диктор.
МО также заключило дополнительные контракты с корабелами на корветы проекта 22800 типа «Каракурт», вооруженные управляемым вооружением. «Поставка надводных кораблей типа «Каракурт» повысит ударные возможности оперативных группировок всех флотов в голубых водах», — сказал диктор на церемонии подписания.
По словам Борисова, почти все образцы техники, заказанные Минобороны России на международном военно-техническом форуме «Армия-2017», прошли испытания в Сирии. «Почти все новинки прошли через сирийский конфликт, чтобы увидеть их реальный боевой опыт. В Сирии испытано более 600 образцов техники», — сказал он. Чиновник добавил, что в рамках указанных соглашений Вооруженные Силы России получат более 600 новых и 200 модернизированных образцов техники.
Генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев. ©Николай Новичков
Армия-2017 также подстегнула интерес в мире к российской военной технике. Оружейный трейдер «Рособоронэкспорт» Госкорпорации Ростех успешно провел на форуме деловую программу, сообщает пресс-служба компании.
«Деловая программа Рособоронэкспорта была очень обширной. За три рабочих дня на «Армии-2017» мы провели около 70 встреч с иностранными делегациями из около 50 стран мира практически во всех регионах мира. Нас посетило более 20 министров обороны. В состав глав делегаций вошли также руководители других правоохранительных органов, начальники штабов и главнокомандующие вооруженными силами стран-партнеров. На форуме мы подписали более 10 контрактов и соглашений, в том числе с представителями Казахстана и Буркина-Фасо. Они положительно повлияли на портфель заказов компании», — сказал заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Сергей Гореславский.
Зарубежные представители уделили особое внимание танкам Т-90С/МС, оперативно-тактическому ракетному комплексу «Искандер-Э», бронетранспортерам БТР-80А/БТР-82А, автомобилям и бронетехнике, современному стрелковому и специализированному стрелковому оружию, средствам ближнего боя и тылового обеспечения. средства снабжения. Повышенный интерес посетителей вызвали авиационная и военно-морская техника, средства ПВО и радиоэлектронные комплексы. Кроме того, мы подписали два соглашения о сотрудничестве по продвижению IT-продуктов в сфере информационной безопасности, добавил он.
КАМАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) | soldat.pro — военные специалисты. объединяет лучших!
КАМАЗ-43269 Выстрел с БППУ МБ2
КАМАЗ-43269 «Выстрел» или БМП-97 — это легкобронированная бронетехника. В дальнейшем он может использоваться как патрульная, пограничная, штабная, разведывательная или скорая помощь.
КАМАЗ-43269 Кадр – видео
Работы по разработке БМП-97 начаты в Научно-производственном центре «Спецтехника» им. Баумана Н.Э. Бауманн совместно с КамАЗ 1997 год. Первые предложения по проекту поступили во все правоохранительные органы Российской Федерации. Первым нешуточный интерес вызвал глава Федеральной пограничной службы. БМП-97 отводилась роль частичной замены на опасных участках и рубежах в горячих точках основных средств передвижения сотрудников ГАЗ-66. Однако дефолт 1998 г. привел к приостановке дальнейших работ над машиной. В 1999 году был изготовлен макет, который был продемонстрирован всем желающим.
Поскольку количество машин, заказанных ФПС, не позволяло полностью покрыть затраты на разработку, возможность приобрести БМП-97 предоставила гражданская компания. Так как его удобно использовать для таких целей, как перевозка денег, взрывчатых веществ и ценных грузов.
В 2005 году, после того, как машину разрешили продавать в зарубежные страны, некоторое количество БМП-97 закупили МВД Азербайджанской Республики и Республики Казахстан. Уже в процессе эксплуатации были выявлены существенные инциденты, приведшие к отказу от приобретения серийной партии, такие как выход из строя рессор, появление трещин и поломок бронелиста кардана. В конце концов, в 2008 году Минобороны решило выкупить партию. В следующем году некоторое количество машин, участвовавших в учениях «Запад-2009».».
Сборка машины производится на Набережночелнинском заводе ОАО «Ремдизель». Узлы и узлы производятся ОАО «КАМАЗ» и бронекузов на ОАО «Курган».
Конструкция БМП-97 — полноприводная Бронемашина со сварным несущим кузовом.Имеет разделение на части,как отделение для десантников и экипажа, так и моторный отсек.В основном корпусе устроены люки десантников,старших на машину и механиков,задняя и боковая кормовые двери.В производство БМП-97 б/у агрегатов и агрегатов автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Эта мера позволила удешевить БМП-97, упростить ремонт и производство, а также провести ремонтно-диагностические средства, используемые для шасси и автомобилей «КАМАЗ». Перед тем, как был произведен капитальный ремонт, пробег автомобиля достиг отметки 270 км.
БМП-97 оборудована 125-литровым баком-уплотнителем и дополнительным 20-литровым баком в корпусах. Также он имеет фильтровентиляционную установку и обогреватель, что позволяет поддерживать рабочую температуру в отсеке для десантников и экипажа вне зависимости от состояния двигателя.
модификации
БПМ-97 — модификация БРМ для Сухопутных войск.
КАМАЗ-43269 «Дозор» — модификация для пограничных войск.
Модернизированный КАМАЗ-43269 «Выстрел» — модернизированный бронеавтомобиль с измененным лобовым стеклом, стеклоочистителями, портальным воздухозаборником и установленной системой очистки воздуха
КАМАЗ-43269 с БППУ МБ2 — модификация с 30 мм пушкой.
КАМАЗ-43269 с ЗРК «Стрела-10М» — модификация с ЗРК «Стрела-10М».
модификации 6х6
АТ 2008 КамАЗ собирался кроме двухосного бронеавтомобиля «Выстрел» выпускать аналогичные машины с тремя или четырьмя осями, чтобы в них можно было использовать соответственно 13 и 18 человек. В следующем году в Интернете появились схемы этих планируемых проектов, а чуть позже — фото трехосной бронемашины, вероятно, под названием «Изделие 69501».
В 2010 году на выставке МВСВ 2010 был сделан анонс бронеавтомобиля 15М107 на базе КАМАЗ-43269″Выстрел». Его функционал заключался в дистанционном поиске и ликвидации минных заграждений, на которые монтировались электронные схемы управления.
В 2011 году он был представлен специальным бронированным СБА-60-К2 «Булат» (6х6), изготовленным с использованием узлов и агрегатов КамАЗ-5350 «Мустанг» и бронированного автомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел».
Специальный бронеавтомобиль СБА-60К2 Булат на базе КАМАЗ-5350 с боевым модулем
Защита и вооружение
Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пушки «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; внизу и зарезервировано. Вооружение установлено во вращающейся башне. Установка 14,5-мм пулемета КПВТ или 12,7-мм пулемета «Корд», 30-мм гранатомета «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.
Может быть установлен боевой модуль MB2, включающий 30-мм пушку и вспомогательное вооружение. В боевой обстановке полная масса КАМАЗ не превышает 12 т.
На шасси бронированного автомобиля КАМАЗ-43269 может быть установлен зенитно-ракетный комплекс с боевым отделением ближнего действия, в башне которого находится ЗРК «Стрела-10М».
указано, что верхняя часть корпуса вмещает 12,7-мм пули от пулемета НСВ, нижняя часть корпуса и корма – 7,62-мм пули от СВД.
на вооружении
Бронемашина состоит на вооружении 7-й российской военной базы в Гудауте (Абхазия)[Источник неизвестен 912 дней], которая используется как разведывательная машина. На части машины установлено оборудование для запуска легких дронов.
Подразделения по борьбе с терроризмом дивизий РВСН, оснащенные бронеавтомобилями «КамАЗ-43269» («Выстрел») 03. 05.2013 Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь Управления управления пресс-службы и информации Минобороны РВСН , полковник Игорь Егоров. в январе 2017 года в России более 100 единиц в эксплуатации.
декабря 2016 года как минимум один «выстрел» захвачен боевиками Исламского халифата в городе Пальмира (Сирия).
20 июня 2017 года в районе Аль-Талила восточнее Пальмиры был уничтожен ранее захваченный в Пальмире КАМАЗ-43269 «Выстрел». Вкл.0005
Вес KAMAZ-43269 SHOT
-10,5 Тонн
Размеры Kamaz-43269 Shot
-Длина тела, мм: 5300
Броня КАМАЗ-43269 Выстрел
– Тип брони: пуленепробиваемая
Вооружение КАМАЗ-43269 Выстрел
– Калибр пушки и клеймо: 14,5-КПВТ пушка – пушка 0″08 мм или пулемет 12,7 мм «Корд» 9008 мм вооружение: 30-мм гранатомет «Пламя»
Двигатель КАМАЗ-43269 Выстрел
– тип двигателя: КамАЗ-740.10 V8; КамАЗ-740.