Транспортный коридор север юг новости сегодня – Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг»

почему коридор «Север — Юг» пока не актуален для России :: Бизнес :: РБК

Ирану нужно потратить минимум $20 млрд на создание современной транспортной инфраструктуры, чтобы претендовать на статус важной транзитной страны

Президент России провел серьезные переговоры с главами Азербайджана и Ирана. Переговоры, на наш взгляд, касались в первую очередь энергетики и безопасности. Однако самый мощный отклик в СМИ пришелся на транспортный коридор «Север — Юг». Почему такой интерес, совершенно непонятно. Президент ездит по странам и континентам, подписывает десятки соглашений, большинство из них вполне рабочие, в том числе и в области транспорта и инфраструктуры. Какие-то соглашения подвисают, какие-то активно воплощаются.

Понятный Север

С коридором «Север — Юг» уже много лет происходит что-то странное. Первые инициативы России в этом направлении были вполне спокойные и скорее были похожи на внешнеполитический ответ высказываниям Жириновского про «мытье сапог в Индийском океане», а кроме того, подкреплялись внешнеполитическим контекстом. «Умиротворенный» Афганистан, оккупированный Ирак, а вот Россия, которая исключительно экономическими методами действует в Иране.

Но к концу прошлого десятилетия все тихонечко сошло на нет. К этому «нет» добавились еще и международные санкции против Ирана.

Санкции сняли, теперь мы ищем новые пути сотрудничества. Но темы старые, в том числе и коридор «Север — Юг». Что же на самом деле представляет собой этот коридор?

С севера это понятная нам система железных и автомобильных дорог, а также каспийских маршрутов между Астраханью, портом Оля, Махачкалой с российской стороны и Актау, Баку, Туркменбаши и иранскими портами со стороны Азербайджана, Туркмении и Ирана. Собственно, первым шагом на пути развития коридора, первым «очередным» шагом станет достройка железной дороги из азербайджанской Астары в иранский Решт и строительство грузового терминала на границе Ирана и Азербайджана. По информации от министра транспорта России Максима Соколова, РЖД и Россию в целом пока не пригласили даже для консультаций по поводу потенциальных грузопотоков, не говоря уже об инвестиционном участии.

Непонятный Юг

Однако проблема не в соединении Ирана с системой железных дорог стран СНГ. В декабре 2015 года Казахстан достроил через Туркмению свою железную дорогу, соединившую Центральную Азию с северо-востоком Ирана. Но за прошедшие месяцы заметного грузопотока там так и не появилось. Терминала, встречающего зерно, контейнеры или прочие грузы, с иранской стороны пока нет. В результате торговля между Казахстаном, странами Центральной Азии и Ираном идет либо по Каспию на североиранские порты, либо автотранспортом, который и дешевле, и гибче железных дорог стран региона. Автотранспорт дешевле и внутри Ирана.

Южная точка в Иране для предполагаемого транзитного маршрута «Север — Юг» — порт Бендер-Аббас, развитый порт, со всеми видами терминалов: от контейнерных и зерновых до угольных и нефтяных.

Через него в страну приходит порядка миллиона китайских контейнеров (по данным китайской таможни 1,1 млн TEU, эквивалент 20-футового контейнера). Однако практически ни один из этих контейнеров не поступает на железнодорожные платформы для отправки на густонаселенный иранский север (там же расположена и столица страны — Тегеран).

www.rbc.ru

Всё путем: что такое транспортный коридор «Север–Юг» | Статьи

Три недели — ровно столько остается до момента встречи в Тегеране, которую СМИ Индии, Ирана и России уже успели окрестить исторической. Представители трех стран обсудят перевод на регулярный режим работы транспортного коридора «Север–Юг». Этому проекту без малого двадцать лет, но его запуск всё время откладывался. И теперь наконец время пришло. 23 ноября Москва, Тегеран и Нью-Дели проведут основные переговоры, и есть шанс, что в ближайшие месяцы многострадальный коридор наконец-то заработает. Но запуск вполне может быть отложен, если стороны не придут к соглашению о том, каким именно маршрутом пойдут грузы. Подробности — в материале «Известий».

Кладите рельсы

Всё началось в далеком 1999 году. Тогда несколько российских, иранских и индийских фирм договорились о перевозке контейнеров по маршруту Шри-Ланка – Индия – Иран – Россия.

На бумаге проект выглядел заманчиво. Вместо того чтобы отправлять контейнеры через забитый Суэцкий канал или вокруг Африки, теоретически можно было доставлять их по железной дороге. О полностью сухопутном маршруте речи тогда не шло по политическим причинам. Нью-Дели и Исламабад в который раз оказались в состоянии конфликта — шла Каргильская война, индийские войска несли тяжелые потери, пытаясь выбить с господствующих высот пришедшие из Пакистана отряды боевиков. В этих условиях включать в маршрут пакистанские территории было слишком рискованно.

В итоге маршрут выглядел так: сперва груз шел до Мумбаи, затем морем до иранского побережья, там уже перегружался на железную дорогу и дальше путешествовал сушей до Каспия. Затем он вновь перегружался на судно, в Астрахани — снова на железную дорогу и дальше уже шел к конечному потребителю. Четырехкратная перегрузка контейнеров, конечно, затрудняла процесс, но в целом получалось всё равно быстрее, чем морем через Суэц.

Начало движения поездов на железнодорожном участке Яндыки–Оля (Астраханская область) — часть международного транспортного коридора «Север–Юг»

Фото: РИА Новости/Сергей Субботин

На этой волне в 2000 году в Санкт-Петербурге между Россией, Ираном и Индией подписали межправительственное соглашение о создании коридора, и по нему тут же пошли контейнеры из Индии. Через два года Госдума и Совфед бумагу ратифицировали, и в мае 2002 года коридор официально открыли.

К этому моменту стало ясно, что всё не столь радужно, как ожидалось. Действительно, грузы теперь шли гораздо быстрее — путь по территории Ирана занимал всего четыре дня. Но когда объем перевозок попробовали увеличить, начались проблемы. Обнаружилось, что транспортная сеть Ирана просто не может пропустить через себя весь поток перевозок, на который рассчитывали Россия и Индия. Чтобы расширить иранскую инфраструктуру, требовались рабочие руки, время, но главное — много денег, которые неоткуда было взять: ни у Индии, ни у России, ни тем более у Ирана их не было.

Проект встал — в ожидании, пока иранские инженеры расширят свою железнодорожную сеть. Работали участки Россия–Иран и Индия–Иран, процесс строительства инфраструктуры шел, но медленно, — мешало отсутствие финансирования. Параллельно с прокладкой путей шли международные переговоры и поиск новых инвесторов. В проект вошли Азербайджан и Армения, Казахстан, Сирия, Оман и Белоруссия, интерес проявила Турция. Но финансовый вопрос это решить не помогло.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Shaukat Ahmed

В итоге всё решили индийские деньги. За прошедшие годы экономика Индии вышла на третье место в мире, и у Нью-Дели нашлись наконец средства на то, чтобы влить их в иранскую инфраструктуру: порт Чабахар, который принимает индийские грузы (в него индийцы вложили полмиллиарда долларов), и железные дороги, которые везут их на север. В преддверии американских санкций Индия выдала Ирану целую кучу займов — хотя, как обнаружилось позже, можно было не торопиться: Вашингтон все-таки решил сделать для Нью-Дели исключение из санкций, связанных с Ираном.

Однако с решением инфраструктурных проблем в полный рост встают проблемы политические, о которых два десятилетия назад еще никто не думал. У бенефициаров маршрута, как выяснилось, цели совпадают лишь частично.

Есть три дороги

Дело в том, что коридор «Север–Юг» — это не единая транспортная артерия. На иранской земле он разветвляется на три рукава.

Западный вариант предполагает, что грузы идут по железной дороге в Азербайджан, затем в Дагестан и далее в европейскую часть России. В этом случае Баку превращается в одного из выгодополучателей.

Центральный вариант предусматривает маршрут, который предполагался изначально, — через Каспийское море до Астрахани. Он наряду с западным наиболее выгоден для России.

И, наконец, восточный маршрут предусматривает протягивание линии в Среднюю Азию — либо через Афганистан, либо через Туркмению. Оба варианта чрезвычайно выгодны для Индии: в Нью-Дели давно воспринимают среднеазиатские республики как часть зоны «расширенного партнерства» — недаром в былые времена между ханствами Средней Азии и государствами Индии существовали тесные торговые, культурные и военные контакты, а в Бухаре, Хиве и Самарканде проживали крупные индийские общины.

Фото: Getty Images/200mm

Индия не прочь возродить эти связи на новом витке исторического развития, тем более что Средняя Азия богата полезными ископаемыми, включая необходимые Индии драгоценные камни и углеводороды. Туркестанский маршрут означает доступ к нефти, афганский — усиление индийского влияния в этой стране и регионе, а также путь к перспективным месторождениям. Не случайно индийцы активнее всего лоббируют именно восточный коридор.

Россия до недавних пор относилась к индийским планам достаточно прохладно: Москва не особо довольна китайской экономической экспансией в Средней Азии, но относится к ней как к неизбежному злу, плате за политическую поддержку, оказываемую КНР России в условиях противостояния с Западом. Однако в последнее время российское руководство, похоже, всё больше склоняется к тому, чтобы пересмотреть позицию в качестве ответа на некоторые китайские шаги в финансовой сфере, которые ряд экспертов оценивают как недружественные.

Появление нового игрока на среднеазиатском рынке заставит китайские компании понервничать и даст элитам республик пространство для маневра. Для России главное — обеспечить свои интересы и гарантировать, что Индия не попытается превратить экономическую экспансию в политическую.

Контейнеровоз в порту Кочин в Индии

Фото: Getty Images/Wolfgang Kaehler

«Север–Юг» важен для Индии еще по одной причине. В условиях, когда Китай опутывает Евразию и Африку своими экономическими коридорами, Индии практически нечего ему противопоставить, представить какую-то альтернативу китайской инфраструктурной дипломатии. Практически готовый коридор «Север–Юг» — отличная возможность показать, что Индия тоже может создавать экономические маршруты в содружестве с другими странами, и главное — без участия Китая.

Демонстрация должна получиться яркой: от иранского Чабахара рукой подать до пакистанского Гвадара — конечной точки китайско-пакистанского торгового коридора CPEC.

И, кроме того, развитие иранской транспортной сети позволяет Индии в перспективе сформировать еще один коридор — не через Россию, а через Турцию с выходом сразу в Восточную Европу. Понятно, что в Москве от этого не в восторге, да и перспектива пока исключительно туманная, но со счетов сбрасывать ее не стоит.

Наполнить контейнеры

Но политикой проблемы не исчерпываются. При всей привлекательности маршрута остается ряд вопросов. В частности — что Россия и республики Средней Азии могут предложить Индии взамен продукции ее легкой промышленности, фармацевтического сектора и других товаров. Гнать обратно пустые контейнеры — не самое удачное решение.

На данный момент суммарный ВВП стран ЕАЭС примерно равен индийскому — при этом объем двусторонней торговли не дотягивает до $10 млрд (для сравнения: объем индийско-китайской торговли в этом году, как ожидается, превысит 90 млрд). Ситуацию может изменить подписание соглашения о зоне свободной торговли — наподобие того, который ранее ЕАЭС подписал с Вьетнамом. Тогда объем торговли за первый же год подскочил на 30% и, главное, продолжает расти до сих пор.

Переговоры о ЗСТ с Индией идут сейчас полным ходом, и остается надеяться, что завершены они будут уже в ближайшее время. Коридор «Север–Юг» может заработать в полную силу лишь после того, как исчезнут торговые барьеры между Индией с одной стороны и странами Евразийского союза с другой. И тегеранская встреча дает основания предполагать, что этот момент уже недалек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Россия открывает новый транспортный коридор «Север — Юг»

Не успели недоброжелатели России отойти от шока, связанного с провалом идеи создания транспортных коридоров из Китая в Европу в обход неё, как их настигает новое разочарование. В ближайшем будущем по территории Российской Федерации огромные потоки грузов пойдут не только с востока на запад, но и с юга на север. Москва открывает новые возможности для стран Южной Азии.

Неделю назад в Баку прошла первая трёхсторонняя встреча президентов России, Ирана и Азербайджана. Вопреки стараниям недоброжелателей, потративших годы на то, чтобы разбить партнерство трех государств, контролирующих пути через Кавказ и Каспий, Москва, Тегеран и Баку будут сотрудничать и уже готовятся к реализации проектов, способных серьезно скорректировать экономическую карту мира. В ходе встречи лидеры трех стран обсуждали широкий круг вопросов, включая международную стабильность, борьбу с терроризмом и статус Каспийского моря, но ключевым предметом переговоров всё же, пожалуй, стал новый евразийский транспортный коридор.

Десятилетиями основным путем доставки грузов из Азии в Европу было море. Европейскую и азиатскую экономические зоны связывает между собой Суэцкий канал, мощностей которого (даже с учетом модернизации) уже давно не хватает для полноценного пропуска тысяч торговых судов. Что неудивительно, ведь канал берет на себя, по разным оценкам, до 10% мировой морской торговли. Сейчас же загруженность канала, вполне вероятно, может вырасти еще больше – ведь санкции с Ирана, входящего в двадцатку крупнейших экономик планеты, сняты. И поэтому путь через Суэц, и без того достаточно долгий и дорогой, мог стать для субъектов внешнеэкономической деятельности европейских и азиатских стран еще более накладным. Но теперь у них есть альтернатива.

Россия, Иран и Азербайджан начинают работу над созданием транспортного коридора «Север — Юг», по которому грузы из Индии, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива смогут быстро и сравнительно недорого доставляться в Россию и Северную Европу. Маршрут будет одновременно железнодорожным, автомобильным и водным (через Каспий). Начнется он в индийском Мумбаи, а дальше пройдет через Бендер-Аббас, Баку и Астрахань.

Фото: https://celado.ru/upload/medialibrary/16a/16a87667d52d640bb41d7851e5e8b328.jpg

Путь через Иран, Азербайджан и Россию станет «хребтом» нового проекта. Однако при желании в него сможет интегрироваться еще целый ряд стран: Армения, Беларусь, Греция, Грузия, Киргизия, Казахстан, Ирак, Пакистан, Украина, Турция, Таджикистан, Оман, Сирия и Болгария. И даже монархии Персидского залива.

Иранские эксперты уже подсчитали, что новый маршрут протяженностью 7200 километров не только избавит перевозчиков от необходимости проходить Суэцкий канал и сократит время доставки грузов на 14 дней, но и поможет сэкономить: в качестве преимущества коридора «Север — Юг» эксперты называюттакже снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

Сегодня для эффективной работы транспортной магистрали не хватает 172 километров железнодорожных путей между Ираном и Азербайджаном, но ОАО «Российские железные дороги» уже готовы стать оператором строительства данного участка.

Объем перевозки грузов по еще недооформленному коридору «Север — Юг» и так рос в последние годы. В 2015 году он составил 7,3 миллиона тонн, что примерно на 4% больше, чем в 2014. После же того, как развитию коридора на официальном уровне начнут содействовать национальные правительства, создадут для необходимых работ надлежащую нормативную базу, а также достроят недостающие участки транспортных магистралей, можно ожидать куда более существенного роста грузоперевозок.

Давая интервью азербайджанскому информационному агентству «АзерТАдж», Президент России Владимир Путин подчеркнул, что коридор «Север — Юг» направлен на создание оптимальных возможностей для перемещения транзитных грузов из Индии, Ирана, стран Персидского залива на территорию Азербайджана, Российской Федерации и далее в Северную и Западную Европу.

В контексте реализации нового масштабного проекта еще более актуальным для нас становится вопрос стабильности и безопасности в Кавказском и Ближневосточном регионах. Поэтому создание постоянной военной базы России в Сирии помимо весомой гуманитарной и политической составляющей обретает еще и экономическую. Стабильность в регионе, благополучное развитие наших партнеров и ликвидация господствующих там экстремистских группировок создаст предпосылки для активизации всеми государствами Ближнего Востока экономических связей с РФ.

Динамичное развитие проекта, безусловно, существенно повлияет на мировую экономическую географию. Сегодня торговля со странами Европы и северной части Евразии во внешнеэкономической деятельности Индии, Пакистана и других стран Южной Азии играет второстепенную роль. Оптимизация же логистики путей может существенно изменить сложившуюся ситуацию, создавая новые возможности как для Дели с Исламабадом, так и для Москвы, Тегерана и Баку.

Весьма интересен будет новый маршрут и для Турции, имеющей традиционно крепкие отношения с Азербайджаном. Для Анкары этот проект куда перспективнее, чем антироссийские авантюры вроде «альтернативного» сухопутного пути в Китай в обход России, закончившиеся пока что грандиозным провалом.

Традиционное противоборство Евразии и англосаксонского мира, о котором любят говорить геополитики, обретает все более конкретные экономические очертания. Россия кровно заинтересована, чтобы связи между разными уголками Евразии крепли. Ведь транспортные магистрали – это экономическая кровеносная система материка, в сердце которого по воле судьбы лежит наша страна. И чем активнее будут проходить процессы евразийской интеграции, тем сильнее будет Россия.

Источник

Фото Reuters

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

www.pravda-tv.ru

как Москва и Нью-Дели создают транспортный коридор «Север — Юг» — РТ на русском

Москва, Тегеран и Нью-Дели в ноябре обсудят проект транспортного коридора «Север — Юг». Новый маршрут пройдёт по территории четырёх государств — России, Азербайджана, Ирана и Индии — и свяжет портовые города Мумбай и Санкт-Петербург. По оценкам экспертов, транспортировка грузов по этому пути будет дешевле и быстрее, чем через Суэцкий канал. Однако речь идёт не о конкуренции с Каиром, а о растущем соперничестве между Индией и КНР, отмечают аналитики. Сможет ли индийский проект потеснить китайский Шёлковый путь, разбирался RT.

Москва, Тегеран и Нью-Дели обсудят проект транспортного коридора «Север — Юг» уже 23 ноября. Об этом накануне сообщили в Министерстве торговли и промышленности Индии.

Транспортный коридор будет включать в себя как сухопутные, так и морские участки общей протяжённостью 7,2 тыс. километров.

Своё начало маршрут берёт в индийском портовом городе Мумбай, откуда товары по морю переправляются в иранский порт Бендер-Энзели. Из Ирана грузы попадают в Россию, пересекая при этом Азербайджан. Завершается маршрут в Санкт-Петербурге, откуда товары могут напрямую отправляться в европейские страны. Согласно представленным индийским Минпромторгом расчётам, по коридору «Север — Юг» грузы смогут проходить на 30—40% быстрее, чем через Суэцкий канал, и, соответственно, будут дешевле. К примеру, сроки доставки товаров из Мумбая в Москву могут сократиться приблизительно на 20 суток. Торговый путь пройдёт по территории России, Азербайджана, Ирана и Индии и станет удобной альтернативой Суэцкому каналу, связав Европу с Индийским океаном.

«Говорить о потерях для Египта не приходится»

Напомним, Суэцкий канал соединяет Средиземное и Красное моря, позволяя сократить путь перемещения грузов из Азии в Европу по сравнению с маршрутом в обход Африканского континента. Годовой грузооборот канала составляет порядка 60 млн тонн, в 2014 году власти Египта приступили к строительству канала-дублёра длиной 72 км. К стройке была привлечена армия, а средства на работы собирались всем населением страны. В итоге пробный пуск второй нити Суэцкого канала состоялся уже в 2015 году. 

Впрочем, эксперты призывают не сгущать краски: транспортный коридор «Север — Юг» планируется задействовать в основном для поставок скоропортящейся продукции, которая в любом случае не могла транспортироваться через Суэцкий канал. Такую точку зрения в интервью RT высказал доцент ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Волхонский.

  • Суэцкий канал, 24 апреля 2017 года
  • Reuters
  • © Amr Abdallah Dalsh

«Например, Индия сможет нарастить по коридору «Север — Юг» экспорт фруктов и овощей. Такие грузы, санитарные сертификаты на которые имеют ограниченный срок действия, не могут доставляться по Суэцкому каналу, поэтому говорить о каких-то больших потерях для Египта в данном случае не стоит», — пояснил эксперт.

Для поставок из Индии в страны Западной Европы Суэцкий канал всё равно остаётся кратчайшим маршрутом, а «Север — Юг» позволит сократить путь скорее на северном, чем на западном направлении.

«В целом речь идёт скорее об увеличении товаропотока, чем о его перераспределении, поэтому трафик через Суэцкий канал если и сократится, то не очень значительно», — подчеркнул Волхонский.

Межправительственный протокол о создании транспортного коридора был подписан ещё в 2000 году Ираном, Индией и Россией, в 2005 году к проекту присоединился Азербайджан. Первые тестовые поставки были осуществлены по маршруту в 2014 и 2017 годах. Планируется, что после полноценного запуска маршрута годовой грузооборот по нему составит от 20 до 30 млн тонн товаров. Сейчас маршрут используется для торгового обмена между Ираном и Россией.

Пакистанский парадокс

Особый интерес к проекту проявляет Азербайджан. По словам главы государства Ильхама Алиева, Баку уже завершил работу над инфраструктурой, необходимой для полноценного запуска маршрута. Об этом он рассказал на пресс-конференции по итогам переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным.

Чтобы ускорить запуск коридора «Север — Юг», Баку в этом году предоставил кредит Тегерану в размере $500 млн на строительство железнодорожной ветки Решт — Астара, которая протянется вдоль каспийского побережья.

Параллельно Баку ведёт переговоры с Исламабадом на предмет подключения пакистанской стороны к региональным транспортным проектам. В марте этого года посол Пакистана в Азербайджане подтвердил, что Исламабад рассматривает это предложение.

Также по теме

«Контракты превышают $5 млрд»: глава Азербайджана заявил о намерении развивать военно-техническое сотрудничество с РФ

Президент России Владимир Путин и глава Азербайджана Ильхам Алиев провели совместную пресс-конференцию по итогам переговоров в Сочи….

«Считаю, что Пакистан захочет присоединиться к транспортному коридору «Север — Юг», но для этого следует провести переговоры», — цитирует дипломата азербайджанское информагентство Report.

Правда, планы Баку могут не понравиться Индии: по сути, речь идёт о создании ответвления маршрута на Китай через пакистанскую территорию. Предполагается, что транспортный коридор «Север — Юг» будет связан с пакистанским портом Гвадар, а далее — с Китайско-пакистанским экономическим коридором (КПЭК).

Этот проект является важным элементом глобальной китайской стратегии по созданию экономического пояса Шёлкового пути, реализацией которой Пекин вплотную занимается с 2013 года. Согласно замыслу китайского правительства, пакистанский порт Гвадар станет одной из ключевых точек морского Шёлкового пути XXI века.

Как отмечает в своей статье «Китайско-пакистанский экономический коридор и позиция Индии» старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Наталья Замараева, Нью-Дели выступает против КПЭК, а сближение Китая и Пакистана вызывает серьёзные опасения индийской стороны, притом что у обоих государств есть территориальные претензии к Индии.

Борис Волхонский тоже сомневается в перспективности переговоров с Исламабадом по этому вопросу.

«В условиях сложных отношений между Индией и Пакистаном привлечь Исламабад к проекту «Север — Юг» практически невозможно. Скорее, речь может идти о том, чтобы Азербайджан участвовал в китайских проектах Шёлкового пути, — пояснил эксперт в интервью RT.

Безбарьерный путь

Помимо создания необходимой инфраструктуры, страны-участницы должны устранить таможенные барьеры на пути следования грузов. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. В мае 2018 года Иран подписал временное соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Как пояснил тогда председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саргсян, полноформатное соглашение о снятии таможенных ограничений может быть подписано уже через три года.

Готовится создать зону свободной торговли с ЕАЭС и Нью-Дели. Как сообщил в начале октября глава индийского Министерства торговли и промышленности Суреш Прабху, соответствующее соглашение может быть подписано в ближайшее время. В пресс-службе индийского ведомства уточнили, что этот шаг позволит построить колоссальный рынок, выгодный как для индийских штатов, так и для российских регионов в рамках проекта «Север — Юг».

  • 12 августа 2018 года. Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече глав государств — участников V Каспийского саммита в Актау
  • © Алексей Никольский / РИА Новости

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день единственным «выпадающим» звеном на пути транспортного коридора может стать Азербайджан, который не состоит в таких крупных интеграционных проектах на территории постсоветского пространства, как ЕАЭС и Зона свободной торговли СНГ.

Как пояснила 23 октября министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, на данный момент вопрос о присоединении Баку к ЕАЭС не стоит.

«Я могу пока сказать, что такого вопроса нет в нашей повестке», — цитирует Никишину агентство Sputnik.

Также по теме

В едином блоке: что будут обсуждать на саммите СНГ в Душанбе

28 сентября в Душанбе открывается официальная часть саммита лидеров стран СНГ. Президенты и главы правительств Содружества намерены…

Дистанция, которую выдерживает Азербайджан по отношению к ЕАЭС, обусловлена несколькими причинами. После распада СССР Баку серьёзно сблизился с Анкарой — Турецкая Республика стала ключевым партнёром для азербайджанской стороны. В прошлом году турецкий министр экономики Нихат Зейбекчи объявил о планах Анкары по созданию зоны свободной торговли с Нахичеванской автономной республикой (НАР). Нужно отметить, что сама Турция ранее проявляла живой интерес к ЕАЭС: в августе 2017 года Зейбекчи предложил начать переговоры с ЕАЭС на предмет заключения таможенного соглашения. Однако реализовать этот замысел на практике будет непросто, так как Турция уже состоит в таможенном союзе с ЕС, считают эксперты.

«В конечном итоге речь идёт о многофакторных, многовекторных взаимоотношениях в регионе. Коридор Индия — Иран — Россия вызывает у Баку неподдельный интерес. Но создать ЗСТ с ЕАЭС Азербайджан не может в силу разных причин, и не в последнюю очередь — из-за противоречий с Ереваном, который выступает против принятия азербайджанской стороны в союз», — пояснил Борис Волхонский.

Впрочем, Баку нашёл способ наладить транзитный грузопоток через страну без присоединения к таможенному соглашению. Ещё в 2016 году президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ, освобождающий от уплаты госпошлины и дорожного налога грузовые автомобили и прицепы, везущие транзитные грузы в другие страны через азербайджанскую территорию.

Ответ Пекину

Как отмечают эксперты, проект транспортного коридора «Север — Юг» задумывался Индией как ответ на растущее влияние Китая.

«Другое дело, что эти проекты в теории могут не конкурировать, а дополнять друг друга. Но тут выступают на первый план уже политические противоречия», — пояснил Борис Волхонский.

Также по теме

«Чревато военными столкновениями»: почему обострился территориальный конфликт между Индией и Китаем

Пекин и Нью-Дели обмениваются жёсткими заявлениями, угрожая друг другу применением военной силы в районе спорного плато Доклам. Китай…

Эту точку зрения разделяет и доцент отделения востоковедения ВШЭ Ольга Солодкова. Как отметила эксперт в интервью RT, сейчас в Нью-Дели серьёзно обеспокоены конкуренцией со стороны Пекина, который перекрывает индийской стороне многие возможности.

«Во-первых, Китай уже построил шоссейную дорогу по спорным территориям, и все возражения Индии так ни к чему и не привели. Индия очень болезненно воспринимает рост китайского влияния в регионе, но пока неясно, что она может этому противопоставить», — считает Солодкова.

Говоря о потенциале коридора «Север — Юг», эксперты отмечают хорошие перспективы развития, которыми сегодня располагает Индия. По словам Ольги Солодковой, весь вопрос в том, сможет ли индийская сторона воспользоваться теми преимуществами, которые у неё сейчас есть, такими как, например, наличие дешёвой рабочей силы.

Явная конкуренция между Нью-Дели и Пекином никак не отразится на перспективах российских проектов с обеими странами, подчёркивают эксперты.

По предварительным оценкам, товарооборот Индии и России за текущий год составит порядка $11 млрд, во время последнего российско-индийского саммита сторонами была поставлена задача утроить этот показатель.

«Коридор «Север — Юг» будет востребован бизнесом, так как потенциал взаимных поставок очень велик. Россия может спокойно совмещать работу по обоим направлениям, наши отношения с Индией никак не влияют на сотрудничество с КНР», — подытожил Борис Волхонский.

russian.rt.com

Как развивается международный транспортный коридор «Север-Юг»

На фоне последних новостей Каспийского региона о запуске Южного газового коридора, развитии нефтедобычи на каспийском шельфе, азербайджано-иранском диалоге по спорным месторождериям и т.п., на второй план ушёл такой важный вопрос, как создание международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».

Редакция портала «Каспийский вестник» проанализировала последние новостные сообщения по данной тематике, в результате чего следует отметить следующее.

Во-первых, как недавно сообщило РИА-Новости со ссылкой на заявление министра торговли и промышленности Индии Суреш Прабху, Россия в ближайшее время представит своим партнерам по проекту «Север-Юг» дорожную карту по обеспечению работы маршрута. Этот вопрос, в частности, обсуждался на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме в ходе переговоров Прабху с российскими чиновниками.

Индийская сторона заинтересована в этом маршруте, так как «отсутствие жизнеспособного торгового маршрута» является одним из ключевых препятствий для развития двухсторонних торговых отношений России и Индии. Исходя из результатов индийских исследований, использование коридора «Север — Юг» позволит сократить время доставки товаров из России в Индию на 30-40%. «Даже с точки зрения затрат пробный пуск показал снижение расходов примерно на 30%. Двойные преимущества в виде уменьшенной стоимости и более быстрой доставки создают благоприятные условия для торговли», — заключил Прабху.

Вместе с тем, вопрос скорейшего завершения строительства сухопутного маршрута, связывающего страны, пока под вопросом. Об этом, в частности, свидетельствует результаты встречи Ильхама Алиев с главой аппарата президента Ирана Махмудом Ваези в начале июня.

Как сообщает агентство Iran.ru, в ходе встречи президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал Исламскую Республику Иран ускорить строительство железной дороги Астара-Астара. По мнению азербайджанского лидера, использование потенциалов, имеющихся в Иране и Азербайджане, особенно важно, поэтому необходимо ускорить реализацию подписанных ранее соглашений. «Азербайджан стремится к расширению и укреплению своих отношений с Ираном, с нетерпением» – сказал в ходе встречи Ильхам Алиев.

Таким образом, факт отсутствия в последнее время позитивных новостей со строительства МТК «Север-Юг» на территории Ирана говорит о том, что пока эти работы далеки от завершения. Поэтому ждать завершения создания МТК «Север-Юг», по всей видимости, придётся ещё долго.

476

Поделиться ссылкой:

Похожее

casp-geo.ru

Кавказский Узел | Транспортный коридор Север-Юг

Транспортный коридор Север-Юг — реальная альтернатива Суэцкому каналу?! Верите ли вы?

09:41, 01 ноября 2018


Россия, Индия и Иран в ноябре обсудят запуск международного транспортного коридора «Север — Юг», сообщает иранский телеканал Press TV. Его протяженность составит 7,2 тысячи километров.

В новом проекте задействуют и железнодорожный, и водный транспорт. Товары будут идти из Индии в иранский город Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, затем — в Бендер-Энзели на побережье Каспийского моря, откуда пойдут по морю в Астрахань, а затем по железной дороге — в Европу.

Коридор станет более дешевой и короткой альтернативой Суэцкому каналу: время и стоимость грузоперевозок уменьшатся на 30-40 процентов. Например, если сравнивать с Суэцким каналом, то товары из Мумбая в Москву по коридору «Север — Юг» прибудут на 20 дней быстрее. Кроме того, планируется, что в год по новому пути будут проходить 20-30 миллионов тонн грузов.

Товарный рынок оценивается в 25-26 млн тонн к 2015 году. Ожидается, что строительство железнодорожного участка между Ираном и Азербайджаном сократит на 13…20 % объем российского внешнеторгового транзита грузов через Турцию (включая водный путь Босфор — Мраморное море — Дарданеллы).

На территории России стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север — Юг» является железнодорожное направление Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 км.

Коридор предусматривает три основных маршрута следования грузов относительно Каспийского моря:

  • Транскаспийский: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. В 2004 году была построена железнодорожная ветка до порта Оля.
  • Восточный: прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. Договор о строительстве дороги в обход Узбекистана подписан в 2007 году, открытие запланировано на 2013 год.
  • Западный: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать строящаяся линия Астара — Решт — Казвин. Открытие запланировано на 2018 год.

П.С.  С детства люблю смотреть на карту мира, и  вообще, географию! Прекрасно понимаю, что если в мире не произойдут форс-мажоры… завтра,  эффективность  транзитных маршрутов —  возрастет в разы!

 Россия гигантской глыбой лежит в Евразии — почти все, что только можно представить, из Азии в Европу,  или, обратно — короче отправлять по ее территории. Разумеется, Москва  это понимает, и ведет работу,  если вы интересуетесь этой темой,  информация об этом постоянно обновляется! То есть, Россия заинтересована убедить гигантские рынки сбыта в прибыльности отправки именно через ее территорию —  основного потока! Это не только экономика, разумеется, это  политика!

Китай и Индия, азиатский рынок —  будут расти. Как и население. Как и потребление.

Суэцкий канал —  всегда был главными воротами из Азии в Европу, ключи от которых —  у Египта!  По данным википедии, в 2010 году, доход от транзита в бюджет Египта составил — 4,5 миллиар. долларов.

Сможет ли коридор Север —  Юг, изменить маршрут одного из самых прибыльных торговых путей?

Тут в выигрыше и Азербайджан, и республика Дагестан,  а значении  порта — Астрахани, так вообще,  в разы возрастает.

Все зависит от того, какая из трех веток маршрута этого коридора —  станет главной.

Что думаете вы? Насколько это — реальный  проект в ближайшей перспективе, и какие у него —  главные риски.

И какой из трех основных маршрутов коридора Север —  Юг, вам кажется, наиболее реальным?

www.kavkaz-uzel.eu

Путин назвал перспективы транспортного коридора «Север-Юг»

Президент РФ Владимир Путин назвал наиболее перспективным направлением в сотрудничестве России и Азербайджана создание транспортного коридора «Север-Юг», сообщила пресс-служба Кремля по итогам встречи российского лидера и президента Азербайджана Ильхама Алиева.

«Один из наиболее перспективных проектов считаем создание международного транспортного коридора «Север-Юг», который соединит западноевропейские рынки с азиатскими производителями, позволит значительно ускорить грузоперевозки из Южной Азии и Ближнего Востока через Иран в Европу», — сказал Путин.

Протяженность коридора составит более семи тысяч км, в 2018 году планируется завершить строительство моста через пограничную реку Самуш.

В ходе встречи было подписано совместное заявление о приоритетных направлениях экономического сотрудничества, в том числе в сфере инноваций и цифровых технологий в бюджетно-налоговой сфере, обмена опытом по применению самого современного программного обеспечения в госсекторе.

Россия и Азербайджан решили совместно изучать нефтяной и газовый потенциал блока «Гошадаш» в северной части Апшеронского полуострова, о чем лидеры двух стран подписали соглашение, а также контракт между «Роснефтью» и SOCAR Trading S.A.

Кроме того, подписаны пять «дорожных карт» по ключевым направлениям сотрудничества, соглашение о сотрудничестве в области кадастровой деятельности и регистрации прав на недвижимость, промышленности, таможенном контроле товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, туризма и спорта.

Лидеры двух стран также договорились о сотрудничестве по национальному сборочному производству автомобилей ГАЗ в Азербайджане.

Президентами России и Азербайджана утвержден план мероприятий по меморандуму о взаимопонимании между АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и «Агентством развития малого и среднего предпринимательства Азербайджанской Республики».

polit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *