Трактора хтз – ХТЗ (весь модельный ряд) цены и характеристики, отзывы, фото и обзоры

Харьковский тракторный завод – ХТЗ – история в тракторах – Альфа-Техник

Описание

Сегодня ХТЗ(харьковский тракторный завод) находится в Украине, однако создан данный завод всем Советским Союзом. Распад СССР привёл к образованию нескольких заводов, выпускающим  одинаковые  трактора в часности серию т 150к. Сегодня существует три завода выпускаемых трактора на базе т 150 это ХТЗ(Украина), ХТА(Украина) и ОрТЗ(Россия).  Детали для тракторов производятся в России, Белоруссии и Украине. У тракторов на базе т 150 ХТЗ, ХТА и ОрТЗ одинаковые технические характеристики, поэтому дальше в статье мы будем говорить о ХТЗ подразумевая все остальных производителей.

Открытием Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе считается 1931 г. Именно этот период был началом прорыва, подъёма всего Советского Союза. Харьковский Тракторный Завод выпускал трактора СХТЗ, ХТЗ-7, ДТ-14,  ДТ-14Б (колесные), СХТЗ-НАТИ, ДТ-54, ДТ-55 и т.д.

Колесные тракторы мощностью 30 л.с. с керосиновым двигателем СХТЗ 15-30 стали первой продукцией завода.

В 1937 г. завод перешел на выпуск 52-сильных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ-1ТА. Следующим стал гусеничный трактор ХТЗ-Т2Г завод выпускал с 1938 по 1941 гг. Трактор работал на древесных чурках, обладал мощностью 45 л.с, весил 5,85 т., имел четырёх ступенчатую коробку передач.

Во время войны ХТЗ прекратил работу по выпуску тракторов. В 1949 г. ХТЗ освоил выпуск тракторов ДТ-54 с дизельным двигателем собственного производства. Которые выпускались  до 1961 г.

htz-7 ХТЗ-7 начал выпускаться в 1950 году. Это первый малогабаритный трактор массового производства у которого была гидравлическая подвеска и шины низкого давления.

В 1956 ему на смену пришли трактора ДТ-14 и ДТ-14А с одноцилиндровым дизельным экономичным двигателем(по сравнению с предшественникам ХТЗ-7)

С мая по октябрь 1957 г. взамен трактора ДТ-14 выпускался трактор ДТ-14А, на котором устанавливался двигатель ДТ-14А, отличающийся от двигателя Д-14 наличием электростартерного запуска.

С сентября 1957 г. до середины 1958 г. завод выпускал трактор ДТ-14Б, на котором устанавливался двигатель Д-14В. Этот двигатель, как и ДТ-14А имеет электростартер, но запуск осуществляется непосредственно на дизельном топливе без применения бензина (двигатель оборудован декомпрессорным механизмом, действующим на впускной клапан).

Колесный трактор Т-19 создавался заводом как малогабаритная машина для работ на животноводческих фермах для подвоза кормов в помещениях и др. На его базе создана модель Т-19В со всеми четырьмя ведущими колесами. Так же на базе Т-19 создан гусеничный трактор Т-18 полу рамной конструкции с регулируемой колеей гусениц в пределах 730 – 980 мм при помощи винтового механизма.

В 1969 г. начался серийный выпуск универсального колесного трактора Т-25 с дизельным двигателем мощностью 20 л.с. (1969-1972 гг.).

Трактор Т-75 (выпускался с 1960-1962 гг.) относится к типу тракторов большой мощности и предназначен для выполнения сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных работ. Первая партия этих тракторов была выпущена под маркой ДТ-54М.

Колесный трактор Т-125 – прототип Т-150К. Выпущено около 200 шт. за период 1962 – 67гг.

С 1972 г. завод освоил серийное производство гусеничных и колесных тракторов типа Т-150 с высоким процентом унификации. На базе этих тракторов выпускались: лесозаготовительные Т-157, промышленные тракторы и тягачи специального назначения Т-158 и Т-155. 16 июня 1982 г. с главного сборочного конвейера сошел 2 000 000 трактор.

Тракторы типа Т-150 хорошо себя зарекомендовали во многих странах мира. Свыше 22 тыс. таких машин было поставлено в Европу, Америку, Австралию, Азию и Африку. За развитие внешнеэкономических связей и рост экспортных поставок завод в 1980 г. был награжден премией Золотой Меркурий.

За 75 лет работы в цехах предприятия было изготовлено около 3 млн. тракторов. Среди всех тракторных заводов бывшего СССР ХТЗ – единственный завод, выпускавший модели тракторов всех существующих классов – от маленьких садово-огородных мощностью от 8 л.с. до мощных 190-сильных – гусеничных и колесных.

Сегодня слова ХТЗ, ХТА, ОрТЗ – стали синонимами. Какой путь они выберут сегодня нам ещё предстоит увидеть.

 

ortz.ru

Трактор ХТЗ-240К: технические характеристики, цена, отзывы

Харьковский тракторный завод успешно производит собственную модель колесного универсала, параметры которого максимально приближены к европейским стандартам. Разработанная на основе трактора ХТЗ-170 машина, получившая название ХТЗ-240К, выгодно отличается от предыдущих фирменных разработок улучшенными экономическими и эксплуатационными характеристиками.


Фото: трактор ХТЗ-240К

Конструкция и эксплуатационные возможности

  • Мощность экономичных и несложных в обслуживании силовых агрегатов позволит увеличить производительность не менее чем на 20%, за счет агрегатирования трактора широкозахватными навесными и прицепными сельхозмашинами.
  • Совершенная трансмиссия призвана использовать мощность двигателя с максимальной эффективностью. Переключение в пределах диапазона передач без разрыва потока, предоставляет оператору возможность выбора оптимального рабочего или транспортного скоростного диапазона.
  • Трактор ХТЗ-240К сможет успешно эксплуатироваться в транспортном варианте. Тягово-сцепные характеристики определяют возможность буксировки 20-тонных прицепов по дорогам без твердого покрытия со скоростью до 35 км/ч.

Маневренность агрегата повышена применением шарнирной рамы.

Полноприводная ходовая часть с колесами увеличенного диаметра и широкопрофильными пневматиками позволила существенно снизить нагрузки на почву. Возможность навески спаренных колес определяет пригодность тракторного агрегата для работы на переувлажненных и даже заболоченных участках.

Технические возможности модели расширены за счет применения современной гидросистемы грузоподъемностью до 5000 кг. Производительный гидронасос и пятисекционный распределитель позволяют параллельно управлять несколькими исполнительными механизмами, активировать навесное оборудование со встроенными гидромоторами.

Технические характеристики

Новый трактор по размерам идентичен машинам равного мощностного диапазона.

  • компактные габариты машины весом 8,5 тонн находятся в пределах 6,4/2,46/3,46 метра;
  • база ходовой части в пределах 2,86 м, ширина колеи 1,86 метра;
  • высота дорожного клиренса — 0,40 м;
  • радиус поворота без подтормаживания не более — 6,7 метра.

При установке спаренных колес ширина увеличивается на 1 метр, но этот недостаток компенсируется двукратным снижением удельного давления на грунт.

МодельХТЗ-241КХТЗ-242КХТЗ-243КХТЗ-246К
ДвигательД-260, ПРУП «ММЗ», БеларусьЯМЗ-238, ОАО «Автодизель», РФЯМЗ-536 ОАО «Автодизель», РФTAD721VE, VOLVO PENTA
Мощность, кВТ (л.с.)154,4 (210)176,5 (240)184(250)176,5 (240)
Коробка передач Механическая, переключаемая без разрыва потока мощности в пределах каждого диапазона
Диапазон скоростей переднего/заднего хода, км/ч3,75-33,61/5,7-10,21
Количество диапазонов/передач переднего-заднего хода3/12-1/4
Навесное устройствоЗаднее 2-х и 3-х точечное, грузоподъемность — 5000 кгс
База, мм2860
Колея, мм1860
Габариты, мм
длина х ширина х высота
6400 х 2460 х 3460
Дорожный просвет, мм400
Масса, кг8440898084508450

Двигатель

Базовый силовой агрегат – шестицилиндровый, 250-сильный дизель ЯМЗ-53645, оснащен системой впрыска топлива Common Rail. В перечне достоинств двигателя:

  • экономичный расход ГСМ;
  • соответствие экостандартам;
  • высокая ремонтопригодность и унификация комплектующих с фирменными модификациями.

Моторесурс этой модели увеличен до 12000 моточасов. Отдельные серии тракторов комплектуются идентичными по мощности импортными двигателями Д-260 и VOLVO PENTA.

Силовая передача

Отдельного обзора заслуживает трансмиссия трактора. В ее состав входит 4-х диапазонная, многоступенчатая синхронизированная КПП с шестнадцатью передачами переднего и восемью заднего хода.

  • Диапазон скоростных режимов переднего хода находится в пределах 3,75-33,61 км/ч.
  • Для движения трактора в реверсном режиме со скоростью от 5,7-10,21 км/ч используется передача заднего хода.
  • Раздаточная коробка обеспечивает подачу крутящего момента на ведущий передний мост и отключаемую — на задний. Независимый механизм отбора мощности двухрежимный, соответственно 540 и 1000 об/мин.
  • Преимущества переднего привода в стабильности тяговых характеристик, повышении курсовой устойчивости, увеличении ресурса рамного шарнира.

Для оперативного подключения заднего моста при пробуксовке ведущих колес применяется отдельная муфта. Гарантийный ресурс трансмиссии составляет 1500 часов наработки.


Фото: 240К в работе

Кабина

Комфортность работы оператора обеспечивается размещением по центру регулируемого по росту и весу подрессоренного сидения, наличием рулевой колонки с гидроусилителем и подвесными педалями, панорамным остеклением со свободным обзором передней и задней полусферы.

Кабина отличается современным дизайном, максимально удобным размещением элементов управления, наличием бесступенчатой регулировки системы климатизации, эффективной тепло-звукоизоляцией и виброзащитой.

В списке усовершенствований и доработок — изготовленная по специальной технологии коррозиестойкая и прочная пластиковая облицовка трактора, антибликовое покрытие капота, перенос глушителя выхлопа на несущую раму, комплектация машины совершенным светотехническим оборудованием.

Преимущества и недостатки

Новый трактор в полной мере отвечает требованиям современных сельскохозяйственных технологий. В то же время, не исключается его применение в реализации масштабных строительных проектов, а также в коммунальной сфере.

  • Специалисты отмечают экономную эксплуатацию и доступное по стоимости обслуживание новой модели, взаимозаменяемость ремонтного ассортимента, возможность устранения отказов и неисправностей своими силами, в том числе на удалении от ремонтных баз.
  • В процессе предварительных испытаний доказано значительное снижение утомляемости оператора и сохранение стабильной производительности при выполнении сложных работ.
  • Также положительно отмечена опциональная установка кондиционера, предпускового подогревателя, более точного топливомера, поставка комплектующих для установки спаренных колес.

При разработке проекта был задействован опыт эксплуатации аналогичных по мощности и назначению колесных универсалов функционального и общего назначения, а также отзывы и пожелания из владельцев.

С другой стороны, не устранены некоторые конструкционно-производственные недостатки, выявленные при эксплуатации предыдущих моделей. В частности, имеет место более чем низкий ресурс уплотнения водяного и подкачивающего топливного насоса, сальника коренного подшипника.

Много проблем создает четырехдиапазонная коробка передач. Чаще всего выходят из строя первичные валы, гидромуфты переключения передач. Также отмечен низкий уровень надежности насосов-дозаторов рулевого управления.

Цены

Средняя стоимость трактора ХТЗ-240К с нулевой наработкой и в стандартной комплектации на начало весны 2017 года составляет 50 000 у.е. По мнению специалистов, этот показатель соответствует ценовому диапазону идентичных по назначению и мощности машин, разработанных в ближнем зарубежье.

Предложений по продаже подержанных машин этой модели на тракторном рынке немного. За два с небольшим года межремонтный ресурс относительно новых тракторов выработан в среднем на 25-30% , поэтому купить бэушную машину менее чем за 35-38 тысяч у.е. можно только после завершения уборочного сезона.

Видео: трактор 243К и культиватор ALCOR 10

Аналоги

Эта категория представлена фирменными машинами марки ХТЗ-17221, несколькими идентичными по мощности моделями Минского завода, а также тракторами Джон Дир 6-й серии и китайскими универсалами бренда Фотон.

Отзывы владельцев

Качественных изменений в конструкции ХТЗ-240К пока не наблюдаю. После нескольких месяцев эксплуатации с большими трудностями стала включаться первая передача, в последующем одновременно отказали 1 и 4 диапазоны. Не оправдала ожиданий кабина, вибрация от работы двигателя и трансмиссии находится на уровне снятого с производства трактора Т-150.
Кирилл

Качество сборки ХТЗ 240К и долговечность отдельных деталей и даже узлов оставляют желать лучшего. Снижать время вынужденных простоев удается благодаря дополнительным затратам средств и рабочего времени. Выручает наличие и взаимозаменяемость ремонтного ассортимента. По количеству отказов и неисправностей лидируют трансмиссия и гидросистема. Меньше всего проблем с силовым агрегатом и ходовой частью. Во всех отношениях целесообразна замена тросового управления агрегатами системой тяг и рычагов.
Василий Федорович

agromania.com.ua

Лекция 12 «Харьковский тракторный завод»

Открытое акционерное общество «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе» уже 70 лет является ведущим предприятием тракторостроения. Завод — единственное в Украине и СНГ предприятие по выпуску унифицированных гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторов общего назначения, интегральных пахотно-пропашных, малогабаритных и специализированных тракторов мощностью от 14 до 240 л.с. Кроме того, завод производит гусеничные тягачи, топливную аппаратуру для двигателей СМД-17/21, сложно-режущий инструмент и технологическую оснастку, товары народного потребления, запасные части.

 Стратегия завода – производство экономичных и надежных энергонасыщенных тракторов, доступных по цене и способных удовлетворить запросы самого широкого круга потребителей.

Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе вступил в строй 1 октября 1931г.

Первой продукцией завода были колесные тракторы мощностью 30 л.с. с керосиновым двигателем СХТЗ15-30.

 В 1937 году завод перешел на выпуск 52-сильных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ-1ТА.

В 1949 году ХТЗ освоил выпуск тракторов ДТ-54 с дизельным двигателем собственного производства. Дальнейшее развитие конструкции тракторов было связано с повышением их энергонасыщенности, рабочих скоростей, уменьшения удельной металлоемкости.

Такими тракторами стали: в 1960 году – Т-75, в 1962 году – Т-74.

20 января 1967 года выпустил миллионный трактор.

В 70-х годах завод освоил производство гусеничных и колесных тракторов типа Т-150 с высоким процентом унификации. На базе этих тракторов выпускались: лесозаготовительные Т-157, промышленные тракторы и тягачи специального назначения Т-158 и Т-155.

 

16 июня 1982 года с главного сборочного конвейера

сошел трактор с цифрой 2 000 000.

Тракторы типа Т-150К хорошо себя зарекомендовали во многих странах мира. Свыше 22 тысяч таких машин было поставлено в Европу, Америку, Австралию, Азию и Африку. За развитие внешнеэкономических связей и рост экспортных поставок завод в 1980 г. был награжден премией Золотой Меркурий.

За годы существования Харьковского тракторного завода было изготовлено более 3 миллионов тракторов разной мощности. В настоящее время заводом выпускается широкая гамма тракторов различного тягового класса и назначения.

Постоянно ведутся работы по совершенствованию технического уровня и качества выпускаемой продукции, созданию новых, более высокопроизводительных и надежных машин. В недалеком будущем должен увидеть свет колесный трактор классической компоновки ХТЗ-21042 мощностью 240 л.с.

Предприятие располагает современной поликлиникой, водо-, грязелечебницей. Тракторостроители и члены их семей могут оздоровиться в заводском санатории, на двух базах отдыха, в детском оздоровительном лагере. К услугам заводчан также Дворец культуры, где работают свыше 40 коллективов и кружков художественной самодеятельности. Их участники неоднократно  выступали в Польше, Франции, Германии, Венгрии, Бельгии, Испании и США.

 

Гусеничные сельскохозяйственные тракторы

общего назначения серии 150

           Трактор Т-150-05-09

Гусеничные сельскохозяйственные тракторы общего назначения серии 150 предназначены для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ по обработке почвы и уборке урожая.

 

 

 Бульдозер Т-150Д-05-09

Совершенно новые качества придает сельскохозяйственному трактору дополнительная установка бульдозерного оборудования. Кроме выполнения сельскохозяйственных работ тракторы серии 150 используются, как бульдозеры на строительстве силосохранилищ, на ремонте дорог, очистке их от снега.

 

Гусеничные сельскохозяйственные тракторы

общего назначения серии 180

                      

          

     

 

 

 

 

 

 

 

                         Трактор ХТЗ-181                              Трактор ХТЗ-201

Гусеничные сельскохозяйственные тракторы общего назначения серии 180 предназначены для выполнения большого объема пахотных и других энергоемких работ в сжатые агротехнические сроки.

 

 Колесные сельскохозяйственные тракторы

общего назначения серии 150

 

Трактор ХТЗ-150К-09

Колесные сельскохозяйственные тракторы общего назначения серии 150 предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых и технических культур, транспортных работ с прицепами грузоподъемностью до 20 тонн. Колёсные тракторы общего назначения, тягового класса 3-4 тс находят широкое применение в сельском хозяйстве, отличаясь высокой приспособленностью к выполнению транспортных работ, широко используются в течение всего года.

Бульдозер ХТЗ-150КД-09

Тракторы Т-150КД-03 и Т-150КД-09 предназначены для разработки и перемещения грунтов I и II категорий, засыпки траншей и котлованов, перемещения сыпучих строительных материалов, расчистки дорог от снега в районах с умеренным климатом, при температуре не ниже минус 400С.

 

Колесные тракторы серии 160

      Трактор ХТЗ-16132

Колесные интегральные пахотно-пропашные тракторы серии 160 предназначены для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ общего назначения, а также возделывания и уборки пропашных культур.

 

 

Колесные тракторы серии 170

 

                Трактор ХТЗ-17221

Колесные сельскохозяйственные тракторы общего назначения серии 170 предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых и технических культур, транспортных работ с прицепами грузоподъемностью до 20 тонн.

 

          Трактор ХТЗ-17421

Колёсные тракторы общего назначения, тягового класса 3-4 тс находят широкое применение в сельском хозяйстве, отличаясь высокой приспособленностью к выполнению транспортных работ, широко используются в течение всего года.

 

 

Трактор ХТЗ-21042

Универсальный сельскохозяйственный трактор классической компоновки серии 210 предназначен для выполнения энергоемких работ общего назначения, возделывания пропашных культур, уборки с безмоторными комбайнами и транспортных работ. Агрегатируются с отечественными и импортными сельскохозяйственными машинами класса 3-5, обеспечивающими новейшие и традиционные технологии возделывания.

Тракторы малой мощности серии 50

Трактор ХТЗ-6020

Универсальные колесные тракторы малой мощности серии 50 предназначены для механизации трудоемких работ и имеют широкие технологические возможности. Выполняют весь комплекс сельскохозяйственных работ.

 

 

 

Тракторы малой мощности серии 30

Трактор ХТЗ-3510

Универсальные полноприводные колесные тракторы малой мощности серии 30 незаменимы для механизации работ в фермерских и небольших коллективных хозяйствах.

 

Малогабаритные тракторы

                   

      

 

 

 

 

 

 

 

   

 

          Трактор ХТЗ-1410                           Трактор ХТЗ-1611

Малогабаритные тракторы серии 12 и серии 16 предназначены для механизации сельскохозяйственных работ на небольших участках, в садах и на виноградниках, на малых животноводческих фермах и заготовке кормов, в парниково-тепличных хозяйствах, на транспортных работах, в строительстве и коммунальном хозяйстве, а также выполнять все другие виды работ, где необходимы малые габариты, высокая маневренность и большая универсальность, во всех почвенно-климатических зонах.

 Фронтальный погрузчик ХТЗ-156М

Колесные фронтальные погрузчики ХТЗ-156М и ХТЗ-156Д предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в транспортные средства, различные приемные устройства и отвалы; для погрузки сахарной свеклы, зерновых культур, силосной массы и т.д.

 

                   

Погрузчики на базе трактора ХТЗ-25

 

 

 

 

Погрузчик малогабаритный фронтальный

ХТЗ-25ПК с гидроприводом, предназначен для механизации погрузочных работ. Погрузчик демонтируется с трактора без применения дополнительных механизмов. Высота погрузки 1,88 м, ковш 0,25 м3.

 

Погрузчик вилочный ХТЗ-25ПВ предназначен для механизации трудоемких работ в сельском, коммунальном и лесном хозяйствах, в промышленном производстве, для транспортирования различных грузов в прицепах и полуприцепах грузоподъем-ностью до 2 т.  Высота подъема 3,3 м,

грузоподъемность 1,25 тонны.

 

 

На главную                                                                               На начало страницы

 

                              Ссылки на видео:

1. Кировец vs ХТЗ

2.  ХТЗ-10 НК

3. Трактор ХТЗ-17221-21 с МВД-900

 

 

meh-sh.ru

самый массовый советский бронетрактор » Военное обозрение

Импровизированная бронетехника появилась на полях сражений уже в годы Первой мировой войны, но тогда подобные машины создавались лишь в единичных экземплярах, да и сами танки были еще настоящей экзотикой. Более массово такая техника использовалась в годы гражданской войны в Испании, но тогда речь шла в основном о создании импровизированных бронеавтомобилей на колесном шасси. В СССР же определенное распространение получили бронированные тракторы, разработка которых в стране началась еще в 1930-е годы.


Бронированный трактор, бронетрактор или эрзац-танк — это импровизированная боевая машина (чаще всего аналог бронемашины, импровизированный танк или САУ), построенная на базе обычного трактора. Причиной появления таких необычных боевых машин первоначально была низкая проходимость бронеавтомобилей. Идея создания бронеавтомобиля на тракторной базе принадлежала полковнику артиллерии Гулькевичу, который в июле 1915 года даже сумел получить патент на свое изобретение. В дальнейшем же подобные боевые машины чаще всего создавались в условиях острой нужды в бронетехнике при дефиците настоящих танков или невозможности их производства, как это произошло в СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Одним из самых массовых серийных бронетракторов в истории СССР, а возможно и во всей мировой истории, стал бронированный трактор ХТЗ-16, этот эрзац-танк также иногда называли Т-16. Он выпускался осенью 1941 года на Харьковском тракторном заводе, информация о том, что данный бронетрактор производился также на Сталинградском тракторном заводе не находит подтверждения. Боевая машина представляла собой переделку обыкновенного сельскохозяйственного гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ, который был обшит листами броневой стали и получил стрелково-пушечное вооружение.

СХТЗ-НАТИ


На протяжении 1930-1932 годов в СССР был проведен масштабный эксперимент по разработке на базе сельскохозяйственных тракторов САУ для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Всего было испытано порядка десяти разнообразных опытных образцов бронетракторов (Д-10, Д-11, Д-14 и другие). К весне 1932 года в Управлении моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов разных конструкций, пришли к выводу о том, что создать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в процессе работы техника не могла эффективно решать поставленные перед ней боевые задачи.

Однако то, что в мирное время выглядело ненужным, в суровых реалиях войны стало казаться вполне оправданным. Тяжелые потери РККА в бронетехнике летом 1941 года заставили армейское руководство искать выход из сложившейся ситуации, использую для этого все возможные средства. Уже 20 июля 1941 года свет увидело постановление ГКО №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». В соответствии с данным постановлением серийное производство бронтракторов планировалось наладить на двух заводах: Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Предполагалось, что импровизированные эрзац-танки получат на вооружение 45-мм пушки и будут использоваться в качестве самоходок.

Проект бронирования тракторов, как и вся необходимая для серийного производства документация, разрабатывались конструкторским бюро танкового отдела НАТИ. Данное КБ уже имело опыт работ в данной области. В июле 1941 года здесь был реализован проект установки 37-мм зенитной пушки на шасси трактора 1ТМВ. К реализации нового проекта были привлечены инженеры НАТИ А. В. Сапожников, А. М. Черепин, В. Я. Слонимский и Е. Г. Попов. Непосредственно на ХТЗ к работам подключилась группа инженеров под руководством главного конструктора М. С. Сидельникова. Для контактов с ним на месте бригада КБ танкового отдела НАТИ несколько раз совершала поездки в Харьков.

ХТЗ-16 модель


Уже в первых числах августа в НАТИ построили 4 различных образца бронетракторов с 45-мм пушками 20К на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственный) и СТЗ-5 (транспортный). В некоторых источниках указывалось, что для выпуска бронетрактора была выбрана база СТЗ-3, об этом в частности писал Михаил Коломиец в статье «Бронетракторы. Часть 3», М-Хобби, №3-1997. В то же время Юрий Пашолок исторический консультант компании Wargaming, отмечает, что базой для бронетрактора ХТЗ-16 стал именно сельскохозяйственный трактор СХТЗ-НАТИ, в конструкцию которого пришлось вносить изменения по 27 группам узлов.

Согласно первоначальным планам в августе-сентябре 1941 года в Харькове предусматривалось собрать внушительное количество эрзац-танков — 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). В свою очередь последний должен был получать бронелисты (прокат) с Мариупольского завода имени Ильича, поставки откуда шли в незначительных количествах, что тормозило процесс постройки бронетракторов. В результате к началу эвакуации НКМЗ (9 октября 1941 года) — этот завод отгрузил в Харьков порядка 100 комплектов брони для бронетракторов ХТЗ-16. При этом о количестве выпущенных в Харькове бронетраткоров ведутся споры, скорее всего, здесь успели собрать 142 бронетраткора. При этом 33 первых машины были изготовлены с использованием корпусов из неброневой стали.

Достоверно известно, что производство ХТЗ-16 было налажено лишь в начале сентября 1941 года, а уже с 18 сентября начались работы по эвакуации завода. В 20 числах октября бои шли уже как вблизи, так и непосредственно в самом Харькове. По отчетам ХТЗ в Харькове были оставлены не вывезенными при эвакуации «находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТЗ-16 в количестве 809 штук, их выпуск не мог быть произведен предприятием из-за недопоставки от кооперированных предприятий броневой стали и ряда деталей».

Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 года


Конструкция клепано-сварного бронекорпуса ХТЗ-16 была предельно простой. Перед конструкторами стояла задача обеспечить надежную защиту экипажа от пуль и осколков снарядов, что и было выполнено в полном объеме. Технологически корпус бронетрактора можно было разделить на две секции. Передняя из них защищала силовую установку, она собиралась из 4-х катаных листов броневой стали, при этом лобовая бронеплита (прикрывала радиатор) была цельной и крепилась на болтах. Поступление воздуха для охлаждения двигателя и вывод отработанных газов пришлось перенести в нижнюю часть корпуса, где были установлены бронированные жалюзи. Для обслуживания силовой установки и доступа к двигателю в бортах корпуса моторного отделения имелись большие люки прямоугольной формы (по одному с каждой стороны). В задней секции ХТЗ-16 располагалось отделение управления, которое также являлось и боевым отделением.

Посадка и высадка экипажа осуществлялась через небольшую по размерам дверь, расположенную в правом борту боевого отделения. На случай аварийной эвакуации имелся также дополнительный люк в кормовой бронеплите. Еще два люка имелись в крыше корпуса, но они были больше предназначены для наблюдения за местностью на марше, в крайнем случае боевую машину можно было покинуть и через них.

Основным вооружением бронетрактора ХТЗ-16 была 45-мм пушка 20К, которая устанавливалась в лобовом бронелисте ближе к левому борту. С правой стороны в корпусе находилось место механика-водителя. Здесь был расположен небольшой открывающийся вверх люк со смотровой щелью. Специализированных смотровых танковых приборов на бронетракторе не было. Для улучшения обзорности на эрзац-танке имелись самые простые смотровые щели, расположенные по бортам боевого отделения, а также в лобовой и кормовой бронеплите. Для ведения огня из личного оружия были предусмотрены 3 бойницы, которые располагались рядом со смотровыми щелями.


Необходимо отметить, что бронелисты в лобовой проекции были расположены под рациональными углами наклона. В передней части лобовой лист брони толщиной 30 мм (перед мотором) был расположен под углом 20 градусов, у боевого отделения угол наклона брони удалось довести до 25 градусов. Борта корпуса по планам должны были получить бронирование 13 мм. В лобовой проекции такая броня обеспечивала надежную защиту от крупнокалиберного стрелкового оружия и 20-мм автоматических пушек. В то же время ХТЗ-16 был легкой целью для любого противотанкового орудия. Справедливости ради стоит отметить, что обеспечивать эрзац-танк противоснарядным бронированием никто и не планировал.

Как отмечает Юрий Пашолок в статье «Импровизация в промышленных масштабах» мощность тракторного двигателя 1-МА, который устанавливался на ХТЗ-16, была увеличена с 52 до 58 лошадиных сил. Рост небольшой, но с учетом возросшей массы с 5,1 до 8,6 тонн каждая дополнительная лошадиная сила была не лишней. В связи с увеличением массы из-за установки бронированного корпуса и 45-мм пушки, а также форсированием двигателя изменениям подверглась и коробка переключения передач. Также была изменена рама, ее удлинили, при этом каретки катков были расставлены по типу транспортного трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесены вперед. С трактора СТЗ-5 разработчики позаимствовали также гусеничные ленты, как более подходящие для боевой машины. Применительно к каждому борту ходовая состояла из двух тележек с двумя спаренными опорными катками, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, а также двух поддерживающих катков.

Уникальность ХТЗ-16 заключается не только в том, что это, скорее всего, самый массовый бронетрактор в истории, но и в том, что импровизированная боевая машина прошла полноценную программу испытаний (ходовых и огневых). Да, военные остались не в восторге от бронетрактора, но это и не удивительно, особенно в стране, в которой еще перед войной удалось развернуть производство танков Т-34 и КВ.
Согласно первоначальным планам, бронетрактор должен был преодолеть 500 километров. В ходе испытаний ХТЗ-16 прошел 470 километров, включая 240 километров по булыжному шоссе, 139 километров по проселку, 69 километров по грунтовому грейдерному шоссе и еще 22 километра в других дорожных условиях. Для импровизированной боевой машины на базе сельскохозяйственного трактора — это был достаточно приличный результат. На шоссе средняя скорость движения ХТЗ-16 достигала 17 км/ч, запас хода по шоссе оценивался в 119 км. При движении по пересеченной местности средняя скорость бронетраткора составляла 8,9 км/ч, при этом запас хода снижался до 61 километра.

ХТЗ-16, потерянный в боях


В ходе испытаний был отмечен перегрев силовой установки. Учитывая возросшую массу и тот факт, что испытания проводились при температуре окружающего воздуха почти в 30 градусов, в этом не было ничего удивительного. В ходе испытаний на проходимость ХТЗ-16 сумел преодолеть 25-градусный подъем, максимально допустимый крен составлял 24 градуса. Помимо этого бронированный трактор мог преодолевать рвы шириной 1,3 метра и вертикальную стенку высотой 0,55 м, также он мог преодолеть брод глубиной 0,6 метра. При больших углах подъема у ХТЗ-16 глох двигатель, проблема могла быть решена доливкой топлива. Помимо этого во время испытаний были отмечены случаи поломки гусениц.

Во время огневых испытаний было произведено 247 выстрелов из 45-мм пушки 20К, установленной на ХТЗ-16. Из них 147 выстрелов было сделано бронебойными снарядами. Во время испытаний кучность стрельбы оказалась ниже табличных значений. Средняя скорострельность при этом составляла до 5 выстрелов в минуту. Снижение точности стрельбы объяснялось наличием люфтов в механизме наведения орудийной установки. Вызывала нарекания и бронировка орудия, которая допускала попадание внутрь боевого отделения машины пуль и осколков снарядов и мин.

О боевом применении ХТЗ-16 детальной информации не сохранилось. Но вполне очевидно, что большая часть данных бронетракторов использовалась непосредственно в боях под Харьковом. Скорее всего, первыми данные бронетрактора получила противотанковая рота 14-й танковой бригады, куда в сентябре 1941 года было передано 8 ХТЗ-16, в тот же период еще 10-15 бронетракторов в составе отдельного дивизиона принимали участие в оборонительных боях под Полтавой. Все они были безвозвратно потеряны в боях с противником. Удивительно, что при столь незначительной серии и ограниченном применении, солдаты вермахта смогли сделать большое количество фотографий поврежденных и уничтоженных бронетракторов ХТЗ-16, большое их количество сегодня доступно в сети.

ХТЗ-16, потерянный в боях


Также известно, что ХТЗ-16 приняли участие в обороне Харькова в октябре 1941 года. При этом для защиты города были выделены очень скромные силы, а по бронетехнике немцы имели абсолютное преимущество. Такая парадоксальная ситуация сложилась благодаря обстановке на фронте. Прорыв немецких войск в районе Вязьмы и Брянска вынудил отправить почти все харьковские танки на западное направление, в то же время защитники Харькова остался практически без бронетехники. Для обороны города удалось «наскрести» лишь отельный противотанковый отряд, в состав которого вошли 47 единиц различных танков и бронемашин. Состав этого соединения был довольно разношерстен: из учебных частей были взяты 25 танкеток Т-27, из ремонта удалось вернуть 5 легких танков Т-26 выпуска 1933-1938 годов и 4 многобашенных тяжелых танка Т-35. Помимо этого в состав отряда вошли 13 бронетракторов ХТЗ-16.

На момент первого штурма Харькова общая численность его гарнизона составляла чуть менее 20 тысяч человек при 120 орудиях и минометах. В течение 23-24 октября советские войска отступали под ударами немецких частей, оказав хорошо организованное сопротивление только в центре города. В целом же организованной обороны крупного промышленного центра не получилось. Практически сразу же бои в городе приняли очаговый характер, а «отдельный противотанковый отряд» был буквально «раздерган» по частям. Сначала его разделили на две группы — одна из них находилась на границе Октябрьского и Червонобаварского секторов обороны, а вторая сосредоточилась на стыке Октябрьского, Сталинского и Червонозаводского секторов. Бронетракторы ХТЗ-16, судя по воспоминаниям участников боев, вошли в состав второй группы, вместе с несколькими танками Т-26 и предположительно двумя Т-35. Именно они выдержали основную тяжесть боев в городе. Достаточно известной является фотография ХТЗ-16, который был подбит и сгорел возле здания ЦУМа. При отступлении советских войск из города вся бронетехника отряда была потеряна. Часть уничтожена во время боев, другая брошена при отступлении, по возможности ее старались вывести из строя.

ХТЗ-16, подбитый и сгоревший возле ЦУМа в Харькове в октябре 1941 года, экипаж погиб. Фото: waralbum.ru


Также имеется информация о том, что некоторое количество бронетракторов ХТЗ-16 в составе 133-й танковой бригады принимало участие в обороне Москвы. Помимо этого по некоторым данным последнее боевое применение ХТЗ-16 произошло при наступлении на Харьков в мае 1942 года. Основная же масса этих эрзац-танков была уничтожена в сражениях осени 1941 года. Достоверных сведений об участии этих машин в боях имеется немного, так как официальных документов того временного периода сохранилось очень мало.

Тактико-технические характеристики ХТЗ-16:
Габаритные размеры: длина — 3,8 м, ширина — 1,9 м, высота — 2,3 м.
Бронирование: лоб корпуса — до 30 мм, лоб рубки — 25 мм, борта — 10-13 мм.
Масса — около 8,5 т.
Мощность двигателя — 58 л.с.
Максимальная скорость — 15-20 км/ч (по шоссе), до 9 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода — до 120 км (по шоссе).
Вооружение — 45-мм пушка 20К, один 7,62-мм пулемет ДТ.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr3.php
http://www.aviarmor.net/tww2/tractors/ussr/htz16.htm
http://warspot.ru/6466-improvizatsiya-v-promyshlennyh-masshtabah
Материалы из открытых источников

topwar.ru

ХТЗ выводит на рынок обновленный трактор — ХТЗ

Харьковский тракторный завод, который после вынужденного годового простоя, благодаря усилиям инвестора Александра Ярославского, не только возобновил свою деятельность, но уже успел выпустить более 700 единиц техники, сегодня представил обновленный трактор.

Модернизированные трактора, от кабины и до двигателя – результат работы КБ ХТЗ — представил Харьковский тракторный завод на крупнейшей в Украине агропромышленной выставке АгроЭкспо-2017 (г.Кропивницкий). По оценкам специалистов и посетителей выставки, харьковские сельхозмашины продемонстрировали наилучшие технические характеристики и порадовали потенциальных покупателей.

Заводчане привезли на выставку, где обычно крупнейшие отечественные и зарубежные производители техники демонстрируют «способности» своих сельскохозяйственных «лошадок», две машины — трактор серии ХТЗ-242К.20 с двигателем 240 л.с. и ХТЗ-243К.20 (250 л.с), который соответствует экологическим европейским нормам Stage IIIA. Экспонирование было тем интереснее, что гости выставки, а также, конечно, конкуренты, могли оценить, на что способны обновленные машины ХТЗ в работе. А подтекстом — чего достигло предприятие за сравнительно короткий срок своего восстановления. В этом смысле трактор ХТЗ не обманул ожиданий: во время показа продемонстрировал лучшие результаты, чем многие другие машины, изготовленные предприятиями отрасли. Машины более дорогие и сложные.

— Трактора ХТЗ всегда славились своими техническими характеристиками при достаточно низкой стоимости. Улучшенный функционал трактора не только упрощает жизнь аграриям, но и повышает эффективность использования техники, что, в конечном счете, оборачивается дешевизной обработки почвы и рентабельностью производства, — оценил обновленную технику один из посетителей выставки, руководитель фермерского хозяйства Валерий Игнатов.

Полевой показ техники проходил три дня. ХТЗ участвовал «в связке» с сельхозорудиями отечественных производителей, а также зарубежного лидера Lemken (Германия).

— Особый интерес наши обновленные трактора вызвали у собственников средних фермерских хозяйств, объем пахотных земель которых — от 500 до 3 тыс. га,  — комментирует генеральный директор АО «ХТЗ» Андрей Коваль. — Посетители мероприятия не оставили без внимания те изменения, которые наши специалисты внесли в машину с учетом требований рынка и предложений потребителей. При том, что некоторые машины ХТЗ просто легендарны – они работают в хозяйствах десятки лет, практичны, экономичны, — мы постоянно развиваемся. Задача, поставленная перед нами Александром Ярославским — предлагать покупателям самую современную и практичную, конкурентоспособную технику.

Трактор ХТЗ-243К.20 продемонстрировал свои возможности в глубокорыхлении, предпосевной культивации и посеве. Посетители по достоинству оценили изменения, которые были внесены: они коснулись кабины, облицовки, гидравлической системы. Установлены новые современные двигатели. При этом машина сохранила свою простоту и не утратила, добавим, ценовую привлекательность. «Стоит отметить маневренность, возможность несложной, а потому быстрой переналадки трактора, — комментирует участник выставки, тракторист со стажем Иван Алексеевич Петров. — При агрегатировании с другой техникой трактор не теряет своих характеристик и не потребляет больше топлива».

Благодаря полевой демонстрации посетители АгроЭкспо могли оценить «вживую» все возможности техники разных производителей. Сравнивать, обсуждать, оценивать, а также консультироваться у специалистов тут же, на выставке. Например, показательно: машина мощностью 340 л.с. одного из производителей еле справилась со вспашкой на глубину 25-30 см. Трактор ХТЗ-243К.20 мощностью 250 л.с. продемонстрировал работу на глубину 35-40 см. Что, конечно, вызвало интерес зрителей, которые живо обсуждали, за счет чего это возможно. У тракторов ХТЗ-240К коробка передач изменена как по скоростным характеристикам, так и по тяговому усилию — объясняют специалисты. Порадовала гостей экспозиции также обновленная гидравлическая система трактора, которая без проблем работала с гидромотором импортного производства на отечественном посевном комплексе Gelaxi: это позволяет машине, не теряя мощности, полноценно работать «в сцепке» с другими механизмами. Не остались незамеченными динамические характеристики самого двигателя: он «отзывчивый», малошумный и экономичный.

— За счет нового двигателя увеличена мощность трактора. Лучше внутренняя эргономика кабины – оператору удобнее работать. Нравится простой доступ к двигателю, фильтр масла коробки переключения передач вынесен в удобное место, а также увеличился срок периодичного ТО с заменой фильтра КПП, — перечисляет достоинства обновленной машины руководитель фермерского хозяйства Леонид Аристов. —  Вижу также мелкие приятные доделки, например, хорошую навесную систему, систему воздушного охлаждения ВОМа. Радует, что заводчанам удается находить баланс между потребительскими характеристиками и стоимостью.

По словам генерального директора предприятия Андрея Коваля, ХТЗ и впредь планирует ориентироваться на внутримодельные решения. Усиление коробки передач, улучшение скоростных и тяговых характеристик, экстерьерные и интерьерные изменения. Модернизация навесного оборудования с учетом того, что трактору необходимо «дружить» с импортными агрегатами. При этом трактор по-прежнему будет доступен по цене и прост в эксплуатации. «Добавлю, постановление Кабмина Украины о компенсации 20% затрат сельских хозяйств на техническое обеспечение, в частности, на покупку техники ХТЗ, позволяет аграриям значительно экономить средства и перераспределять их на другие нужды для развития хозяйств», — говорит генеральный директор ХТЗ.

Газета «Вечерний Харьков», №110 от 5 октября 2017 г.

06.10.2017

xtz.ua

Трактор хтз | Малая спецтехника трактор т25

Большим спросом среди покупателей пользуются тракторы, производимые Харьковским тракторным заводом. Причем как внутри страны, так и за рубежом. Ничего странного в этом нет, машины действительно надежны, легки в эксплуатации, и все это при очень хорошей цене.

Модель ХТЗ-150К-09

Традиционно популярен, как и другие модели, трактор ХТЗ-150К-09. Колесный трактор используется для вспахивания земли, что требует немалой мощности двигателя. Используют его и для проведения других полевых работ: посева, обработки различных полевых культур и сбора урожая.

ХТЗ-150К-09 оборудован кабиной, рассчитанной на двух человек, имеет навесной гидравлический привод с одним цилиндром, это очень удобно при высокой запыленности. Двигатели ЯМЗ-236Д-3, которые устанавливаются на данной модели трактора, выпускаются Ярославским моторным заводом. Благодаря высокому качеству и надежности в использовании, именно эти двигатели пользуются спросом у производителей тракторов.

Модель ХТЗ-17221

Производство тракторов на Харьковском тракторном заводе, поставленное на поток, обуславливает расширение производственных линий, предусматривающих выпуски все новых моделей. Модель ХТЗ-17221 относится к линейке колесных тракторов с модифицированной кабиной повышенной комфортности и возможностью установки кондиционера.

В облицовке кабины этого трактора использованы термостойкие материалы, а оснащение кабины гарантирует комфорт во время работы. Внутри установлены два кресла, что дает возможность непрерывной работы в две смены. Двигатель от ярославского производителя, установленный на этой машине, гарантирует бесперебойность рабочего процесса.

Модель ХТЗ-17222

Машина модели ХТЗ-17222 мало чем отличается от предшествующей ей модели ХТЗ-17221, так же надежна и безотказна в эксплуатации, что особо учитывается при проведении сельскохозяйственных работ. Одно из отличий от модели предыдущего выпуска — одноместная кабина, тогда как в кабине ХТЗ-17221 два рабочих кресла.

Технические характеристики этой модели трактора совпадают с характеристиками своего предшественника. А вот система «автомат» в управлении и возможность установки кондиционера в современном варианте помогают значительно облегчить рабочий процесс, что скажется на повышении производительности.

Машины серии ХТЗ-17222 широко применяются в различных областях сельского хозяйства, так как они универсальны и совмещают в себе функции пахотного и посевного агрегата. Трактор оценили действительно по заслугам при применении в сельском хозяйстве во многих странах.

Модель ХТЗ-17021

Как правило, с наступлением сезона весенних полевых работ перед фермерами встает вопрос о выборе техники для проведения этих работ. Довольно сложно сделать выбор, остановившись на какой-либо модели, учитывая, что рынок заполнен агрегатами различных модификаций и разных ценовых категорий. В конце концов, выбор сделан.

На тракторе модели ХТЗ-17021 установлен двигатель BF6M1013E немецкого производства, еще не успевший проявить себя в нашем регионе, а потому покупатель сомневается в том, что он удобен в использовании. Ведь даже если двигатель надежен в работе, то при поломке запасные части к нему нужно будет заказывать из Германии, а время — деньги, работы весной промедления не терпят.

Тем не менее тракторы этой серии дают лучшие показатели в работе, именно благодаря оснащению двигателями BF6M1013E, имеющими объем семь литров. И выигрывают в расходе топлива, по сравнению с машинами, на которых установлены двигатели ярославского завода, но проигрывают по стоимости запчастей к двигателю. Конечно, идеальным вариантом было бы совместить качество немецкого двигателя и стоимость двигателя ярославского завода, но это невозможно.

ХТЗ-17221-18

Двигателем белорусского производства мощностью 180 лошадиных сил оснащены тракторы серии ХТЗ-17221-18. В этом заключается основное отличие техники именно этой модификации от остальных тракторов выпуска. На качестве полевых работ это не отражается, так как двигатель здесь не играет решающей роли. У агрегата ХТЗ-17221-18 великолепная четырехдиапазонная коробка передач с шестнадцатью скоростями. А это очень удобно при выполнении сельхозработ на неровной и зачастую сложной в обработке поверхности.

Достаточно широко применяется трактор этого семейства и в других отраслях, хотя его предназначение – работа на земле. Он имеет очень хорошие тяговые способности, благодаря мощному двигателю, что, конечно, радует тех, кто планирует работать с этим трактором. Для повышения комфортности во время работы в кабине можно установить кондиционер и дополнительные опции. А учитывая высокую шумо- и пылеизоляцию, можно сказать, что трактор этой модели в общем-то не имеет недостатков!

Трактор т-25

traktor25.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *