модели, технические характеристики. Трактора российского производства
Во времена СССР трактора, сделанные на его просторах (а львиная доля предприятий находилась на территории России), считались едва ли не лучшими в мире. В 90-х годах, когда на российском рынке сельхозтехники было затишье, его быстро заполнили американские, европейские и китайские машины. Сегодня трактора российского производства постепенно возвращают себе былую известность. Объясняется это весьма просто: они адаптированы практически к любым климатическим условиям и не сильно требовательны к качеству горючего. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные тракторные заводы России и их лучшие модели.
Волгоградский завод
Решение о строительстве данного завода было принято еще в 1926 году. Оно стало одним из первых промышленных предприятий, построенных по планам ускоренной индустриализации Советского Союза. До 1961 года завод назывался Сталинградским ТЗ им. Ф. Э. Дзержинского. В возведении его мощностей приняли участие западные специалисты. Интересным является тот факт, что предприятие было построено в США, затем разобрано и по частям перевезено в СССР, где на его сборку ушло 6 месяцев. Действующим завод считается с 1930 года. Вскоре он заслужил статус одного из крупнейших производств по выпуску гусеничных тракторов в России.
Предприятие специализируется именно на гусеничной технике. Причина тому проста – в отличие от колесных моделей, во время работы она не повреждает плодородный слой почвы. Кроме того, гусеничная техника, благодаря широким тракам, имеет большую мощность и проходимость. Тем не менее завод не намерен останавливаться на достигнутом успехе. В планы руководства входит налаживание выпуска также колесных модификаций. Наиболее популярные российские гусеничные трактора Волгоградского завода – ДТ-75 и ВТ-100. Рассмотрим их подробнее.
ДТ-75
Трактор ДТ-75 – гусеничный, общего сельскохозяйственного назначения. В 2013 году на Волгоградском заводе отметили 50-летие выпуска этой модели. Изделие является наиболее массовым гусеничным трактором производства СССР. Благодаря сочетанию хороших характеристик (экономичность, простота, ремонтопригодность) и невысокой стоимости агрегат приобрел отличную репутацию на отечественном рынке.
За время производства трактор ДТ-75 неоднократно модернизировался. До 2009 года было изготовлено и продано более 2741 экземпляров. В конце лета 2009 года произошел очередной рестайлинг трактора. Обновленная модель получила новое имя – «АГРОМАШ 90ТГ» и улучшенные характеристики. Трактор оборудовали новой кабиной, пластиковым капотом, а также экологически благоприятным финским мотором Sisu. Цвет изменился с традиционного красного на бело-голубой с оранжевыми вставками. Производитель не собирается снимать модель с производства, так как она пользуется большой популярностью среди фермеров.
ВТ-100
По сути, эта модель является модернизированной версией предыдущей. Трактор ВТ-100 имеет 4-й тяговый класс и оснащается 130-сильным мотором Д-422-24, оборудованным турбиной, воздушным радиатором и пневмокомпрессором. От «старшего брата» модель также отличается обновленной комфортной кабиной, воздухоотделителем нового типа и откидывающимся капотом. Мотор, будучи очень мощным и экономичным, при обработке почвы работает вдвое продуктивнее силовой установки ДТ-75. При этом у него на 20 % скромнее аппетит.
На базе ВТ-100 были созданы несколько версий, успешно применяемых при возделывании риса, свеклы, пропашных культур, а также при работе в садах и виноградниках. На этой же базе выпускаются бульдозеры, а также трактора для строительных и дорожных работ. В зависимости от типа мотора модель может выпускаться в двух версиях: ВТ-100Д (мотор Д-442-24) и ВТ-100Н (мотор СМД-20ТА).
Трансмиссия обеспечивает минимальные потери мощности при высокой надежности. В модели применена принудительная система смазки, поворачивающий механизм с пневмосервированием и КПП с шестернями постоянного зацепления. За счет сбалансированной гусеничной ходовой системы обеспечивается плавный ход и минимальное воздействие на почву.
Челябинский завод
Продолжаем рассматривать трактора России и предприятия, выпускающие их. Челябинский тракторный завод также специализируется на производстве гусеничной техники. На мощностях предприятия делают бульдозеры, которые заслужили популярность не только в РФ и странах постсоветского пространства, но и в Европе.
Именно на Челябинском заводе сделали бульдозер, который попал в книгу рекордов Гиннеса как самая большая машина на Земле. Рекорд был поставлен в 1990-м, моделью стал Т-800. Наиболее известными и признанными на сегодняшний день тракторами завода считаются бульдозеры Б-10М, Б-12, а также Б-13. О них и поговорим далее.
Б-10М
Бульдозер является продуктом модернизации трактора типа Т-10 челябинского завода. За всю историю модели она получила 75 модификаций. Устаревшие версии регулярно обновлялись и модернизировались. Главные технические решения, которые были внедрены:
- Применение длинноходовых гидроцилиндров. Это снизило давление гидравлической системы на 40 % и увеличило ее ресурс.
- Смещение точки крепления цилиндров. Эта мера позволила снизить усилие заглубления и подъема отвала, а также повысить скорость и точность его перемещения.
- Обновление компоновки моторного отсека. Обеспечивает комфортный доступ к двигателю для обслуживания.
- Обновленная конструкция полусферического отвала. Данная мера привела к повышению производительности машины на 20 %.
Модель предназначена для работы на грунтах до 3-й категории без предварительного рыхления, грунтах 4-й категории с рыхлением, мерзлых грунтах и трещиноватых скальных породах. Бульдозер одинаково хорошо справляется со своей задачей при различных температурах воздуха и влажности.
Б-12
В конструкции этого бульдозера применены решения, которые были проверены на прошлой модели, и ряд инновационных разработок. Модель оснащается дизельным V-образным мотором ЯМЗ-234 Б4, который имеет турбированную подачу топлива. Мощность силовой установки составляет 250 лошадиных сил. Трактор оснащается гидромеханической трансмиссией, подразумевающей по 3 задних и передних режима.
Колея увеличена до 2080 мм, что дает возможность установки гусеницы с башмаками 560 или 690 мм. Длина опорной поверхности составляет 3182 мм. Технические характеристики аппарата позволяют отнести его к 15-му тяговому классу.
Б-13
Рассматривая трактора России, мы дошли до самого современного бульдозера, выпускаемого челябинским заводом. Инженеры уделили внимание не только технической части, но и дизайну модели. Он соответствует всем современным европейским нормам. Бульдозер оборудован по последнему слову тяжелой техники. Он оснащается мотором ЯМЗ 236-Б4, который имеет мощность в 230 лошадиных сил. Главная особенность модели – возможность безукоризненной работы в экстремальных погодных условиях. Агрегат предназначен для работ в строительстве, мелиорации, горнорудной, нефтяной и прочих отраслях, где применяется тяжелая техника. Часто фраза «Новые трактора России» подразумевает именно эту модель.
Кировский завод
Это последний завод, с которым мы познакомимся, рассматривая тему «Трактора российского производства». Предприятие находится в Санкт-Петербурге. Оно было основано в далеком 1801 году. На сегодняшний день завод представляет собой крупнейший агропромышленный комплекс. А когда-то он стоял у истоков советского серийного тракторостроения. В 1924 году с конвейера сошли трактора «Фордзон», которые были первыми в СССР. 1962 год считается для предприятия особенным. 13 июля была создана модель «Кировец-700», которая стала началом крупной серии тяжелой сельскохозяйственной техники. С последней версией этого модельного ряда мы и познакомимся.
«Кировец К 9000»
Пришло время обсудить колесные трактора российского производства. «Кировец К 9000» представляет собой тяжелый трактор, который производится в пяти версиях и относится к 9-му тяговому классу. Машины данной серии оснащаются полным приводом и имеют шарнирно-сочлененную раму. Благодаря этому, несмотря на очень внушительные внешние размеры, техника может похвастаться хорошей проходимость и маневренностью. Тракторы «Кировец», отзывы о которых подтверждают их прекрасные ходовые и силовые качества, оснащаются дизельной силовой установкой компании Mersedes-Benz. Мощность двигателей может варьироваться в диапазоне 354-516 лошадиных сил. В тракторе используется гидромеханическая трансмиссия и усиленная КПП. Кабина отличается повышенным уровнем комфорта. Машины данной серии имеют грузоподъемность от 8,5 до 10 тонн.
Мини-трактора
Обсуждая российские трактора для сельского хозяйства, нельзя обойти вниманием мини-трактора. Они представляют собой машины, которые по сравнению со своими «старшими братьями» имеют небольшие габариты и приемлемую цену. Как правило, мини-трактора применяются там, где нет смысла использовать агрегаты с большим расходом топлива – в мелких частных хозяйствах. Используют их для разных целей: вспашки земли, посева или сбора урожая и так далее. Для примера рассмотрим российский минитрактор «Уралец».
История данной модели начинается в Челябинске, где фирма «Трактор» объединилась с компаний «Интерагро». Последняя долгое время была официальным представителем китайской техники в России. Сотрудничество компаний в конечном итоге привело к тому, что в 2011 году был налажен выпуск линии мини-тракторов «Уралец». Линейка состоит из трех моделей, каждую из которых мы охарактеризуем ниже.
«Уралец 160»
Это самая слабая из моделей. Ее вертикальный дизельный мотор дает всего 16 лошадиных сил. Аппарат весит менее тонны, поэтому для глубокой вспашки он слабоват. Как и все «Уральцы», модель имеет 4 передних передачи и 2 задних. В дорогом исполнении вдобавок к простой гидронавесной системе идет задний прицеп, аккумулятор с набором проводов и набор грузов для колес. При желании можно приобрести версию с низкопрофильными сдвоенными колесами.
«Уралец 180»
Эта версия имеет уже двухцилиндровый 18-сильный дизельный мотор. Тяговое усилие аппарата немного выше, как и вес. Однако до тонны он еще не дотягивает.
«Уралец 220»
Это самая новая и перспективная модель. Она имеет уже 22-сильный мотор и еще большую массу. В дополнение к этому, есть возможность заказать блокировку дифференциала. Хоть эта версия и считается флагманской, о младших моделях на заводе тоже не забывают. Производитель реализует программу скупки старых «Уральцев» и предоставляет скидки на новые.
Заключение
Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют трактора России. Первое, чем они отличаются от зарубежных аналогов, – это простота и удобство в эксплуатации. Еще одно достоинство отечественной техники – отсутствие проблем с поиском запчастей. Львиная доля поломок устраняется прямо в полевых условиях, при наличии базовых знаний у пользователя. Трактора России имеют высокий запас прочности и работают в суровых погодных условиях.
Среди негативных сторон можно отметить недостаточно высокое качество сборки. Даже у новых моделей есть проблемы с утечкой масла, некорректной работой гидравлики и КПП. А еще практически все российские трактора не соответствуют европейским требованиям по защите природы. Кроме рассмотренных сегодня заводов, есть другие, менее известные и значимые. Мы познакомились с лучшими предприятиями, которые действительно заслуживают внимания.
Российские гусеничные трактора
Содержание
- 1 Обзор гусеничных тракторов российского производства
- 1. 1 «Агромаш» 90 ТГ
- 1.2 «Агромаш» Руслан
- 1.3 ВТ-150
- 1.4 «Алтайтрак» Т-501
- 1.5 «Кировец» К-744 (гусеничный вариант)
- 1.6 Читайте так же
- Подробности
- Категория: Обзоры
- Опубликовано: 21.04.2017
Во времена СССР, гусеничные трактора, сделанные на территории страны, считались лучшими в мире. Машины разрабатывались для обработки больших площадей, поэтому отличались высоким тяговым усилием и просто фантастической производительностью. 1991 год стал переломным в истории советского тракторостроения. Страна распалась, предприятия закрывались, и новые модели техники перестали разрабатываться. Пустующую нишу быстро заполнили гусеничные машины из Китая, США, Европы. С начала 2000-х годов ситуация начала исправляться. Российские компании начали выпускать вполне конкурентноспособные гусеничные трактора, которые по многим параметрам превосходят западные аналоги. Познакомимся с наиболее выдающимися представителями этого семейства.
«Агромаш» 90 ТГ
Гусеничный трактор «Агромаш» 90 ТГ относится к 3 тяговому классу, и по сути является полностью переработанной моделью ДТ-75. Производитель полностью изменил тип кабины, включая систему крепления, переработал пневмосистему и изменил внешнюю обшивку, заменив привычный металл полимерными материалами. Трактор оснащается четырёхтактным дизельным двигателем А-41 СИ-02, с жидкостной системой охлаждения и системой холодного запуска. Мощность агрегата 94 л.с. Трансмиссия представлена семиступенчатой коробкой передач, фрикционной двухдисковой муфтой сцепления замкнутого типа и механическими ленточными тормозами.
Вал отбора мощности двухскоростной, частично независимый. Для работы с навесными агрегатами используется трёхточечная задняя гидронавеска раздельно-агрегатного типа. Грузоподъёмность навесной системы – 1 800 кг.
«Агромаш» Руслан
Гусеничный трактор «Агромаш» Руслан создан на базе модели «Агромаш» 315ТГ. Новая модификация относится к 6 тяговому классу, предназначена для выполнения всех видов сельскохозяйственных работ. Ходовая часть выполнена в виде треугольных траков с подрессоренными катками. Гусеницы сделаны из армированной резины, соответственно при работе трактор не повреждает плодородный слой почвы.
Трансмиссия трактора механическая, ступенчатая. Такая схема обеспечивает переключение между рабочими режимами без разрыва потока мощности. В качестве силовой установки используется шестицилиндровый двигатель GUMMINS QSM11, производительностью 340 л. с.
Кабина трактора одноместная, цельнометаллическая с панорамным остеклением. В базовую комплектацию входит система климат-контроля KONVEKTA. Управление — джойстиковое, элементы скомпонованы в единый блок.
Стоит отметить, что КПД трактора «Агромаш» Руслан на 76% выше, чем у аналогов. Высокое тяговое усилие гарантирует выполнение работ любой сложности, без потери производительности.
ВТ-150
Гусеничный трактор ВТ-150 запущен в серийное производство Волгоградским тракторным заводом в 2003 году. Машина относится к 4 тяговому классу, предназначена для выполнения всех видов сельскохозяйственных работ. Техника штатно оснащается 150-сильным дизельным агрегатом, с крутящим моментом 1 900 об/мин. Объём двигателя 7.4 литра, что не способствует экономному расходу топлива. При пиковых нагрузках, дизель потребляет порядка 19 л/час.
Трансмиссия представлена 5-ступенчатой коробкой с постоянно замкнутыми шестернями. Смазка принудительная, для этого установлен дополнительный насос. Опционально трактор может оснащаться реверсивным редуктором и ходоуменьшителем с четырьмя рабочими диапазонами.
Ходовая часть представлена гусеничным движителем, ширина траков — 470 мм. Подвеска комбинированная, что обеспечивает плавность хода и возможность работать с широкоохватными навесными агрегатами.
Кабина цельнометаллическая, с отличной герметичностью и подрессоренным водительским сиденьем. В базовую комплектацию входит отопитель и система кондиционирования воздуха.
«Алтайтрак» Т-501
Гусеничный трактор Т-501 относится к 5 тяговому классу, может работать с прицепным, навесным и полунавесным оборудованием. Машина предназначена для предпосевной подготовки почвы любой сложности, безотвального рыхления, посевных работ, культивации и дискования грунта.
Производитель предусматривает разные вариации комплектации кабин, предназначенные для различных климатических зон. В частности, для работы в зимний период подходит вариант «Арктика» с повышенными свойствами теплоизоляции и штатным обогревателем.
В базовой комплектации, техника оснащается дизельным двигателем Д-416-19, производительностью 280 л. с. В качестве альтернативы, можно заказать установку двигателя STAYER мощностью 178 лошадиных сил. Средний расход горючего при пиковых нагрузках – 167 г/л.с*ч.
Трансмиссия – гидростатическая, обеспечивает плавность хода и бесступенчатое переключение рабочих режимов. Такая схема существенно увеличивает срок службы двигателя и ходовой части. В базовой комплектации применяются металлические траки, которые опционально заменяются резиноармированными гусеницами.
«Кировец» К-744 (гусеничный вариант)
Модификация трактора «Кировец» К-744 является одной из последних разработок Петербургского тракторного завода. В базовой комплектации, техника выпускается на пневмоколёсном ходу, однако, опционально колёсные шасси заменяются отдельными гусеничными модулями. Такая вариация была создана совместно с инженерами компании POLUZZI. Модернизация позволила увеличить площадь контакта ходовой части с поверхностью, что положительно отразилось на производительности и позволило повысить тяговое усилие.
В качестве силовой установки используется восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238НД5, производительностью 420 л. с. Для силового агрегата характерно воздушное охлаждение, турбированная подача топлива и минимальный расход топлива при пиковых нагрузках.
На трактор устанавливается автоматическая коробка передач, с 16 режимами переднего и 8 заднего хода. Переключение скоростей происходит без разрыва мощности. За производительность гидравлики отвечает насос аксиально-поршневого типа с пропускной способностью 185 л/мин.
Машина предназначена для выполнения всех видов сельскохозяйственных работ, может работать в любых климатических условиях.
Поделитесь с друзьями
3166 0
История гусеничных тракторов — Новости ВгТЗ
Макет гусеничного трактора Блинова
Одно из жизненно необходимых изобретений человека является гусеничный трактор — мощный энергетический и достаточно мобильный вид транспорта. Посредством их тяговой силы перемещается разнообразное оборудование для сельскохозяйственных, трелевочных, мелиоративных и прочих видов работ. Большинство прицепных и навесных орудий работают от тракторного двигателя.
Прототипы современных тракторов
Первая модель трактора, оснащенного вместо колес гусеницами, была произведена более 2-х веков тому назад. Для привода ее в работу служил двигатель, работающий на пару. Эта машина была сконструирована английским инженером Джоном Гиткотом для осушения болот. Но это техническое изобретение имело ряд существенных недостатков. Оно было громоздким и шумным. Поэтому оказалось не востребованным.
В этот временной период, а точнее в 1837 году, российский инженер Дмитрий Загряжский, служивший штабс-капитаном на военном крейсере, затребовал патент на изобретение. В прошлом потомственный крестьянин, Загряжский изобрел и детально описал устройство экипажа на гусеницах, оснащенного паровым двигателем. Однако его изобретение осталось невостребованным.
Еще один гусеничный трактор, аналог устройства Гиткота, был построен в американском штате Калифорния примерно через двадцать лет после создания первых моделей. Это был 1857 год. Трактор предназначался для фермерских сельскохозяйственных работ. Его создатель — конструктор Миллер, за «оригинальность изобретения» был награжден специальной премией. Но и эта модель трактора оказалась не востребованной.
Прототип современного трактора в 1888 году спроектировал и воплотил проект в жизнь простой крестьянин из Саратовской губернии. Это был Блинов Ф.А. Его машина передвигалась на двух гусеницах. Их, посредством специального шестеренчатого механизма (движителя), приводил в движение двигатель, работающий от двух паровых котлов. Управление каждой гусеничной парой осуществлялось раздельно. Это выполняли два человека. Трактор развивал скорость чуть больше 3-х км/час (три версты). То есть трактор двигался со скоростью передвижения повозки, запряженной быками. К 1897 году Блинов усовершенствовал свое творение. Но трактор, из-за сложного управления и несовершенства работы двигателя, также оказался невостребованным.
Примерно в этот же временной отрезок (1897 год) в Германии Рудольфом Дизелем был сконструирован и запатентован первый ДВС, работающий на газолине. Он заметно отличался от парового экономичным расходом топлива и большей создаваемой мощностью. Немного позднее (1903 год) ДВС был сконструирован и в России. Авторство на изобретение принадлежит Мамину Я.В. и в отличие от немецкого двигателя, мотор Мамина работал на топливе из нефтепродуктов.
В 1911 году Мамин продемонстрировал трактор, оснащенный гусеницами и ДВС собственной конструкции. Но Россия еще была аграрной страной, не имеющей собственных машиностроительных заводов. Поэтому трактор Мамина также остался всего лишь прототипом.
Тракторостроение советского периода
Только после революции важность технического оснащения всех отраслей экономики была оценена в должной мере. Согласно принятому декрету, в 1918 году в городе Петербурге Обуховский машиностроительный завод начал производство первых тракторов, оснащенных гусеничным ходом. Первый трактор такого типа сошел с его конвейера в 1924 году. Он известен, как трактор «Большевик». За основу в его конструкции был использован закупленный в Америке трактор «Холт», конструкция которого имела ряд значительных недостатков. Все они в ходе разработки чертежей были устранены советскими инженерами. Видоизменилась и компоновка трактора. Его основные элементы впоследствии были взяты в качестве основы конструкции отечественных танков.
К массовому выпуску этой техники в Стране Советов приступили только в 1933 году. Первенцем стал трактор под названием «Сталинец» (С-60). Производство этих машин осуществлял ЧТЗ в Челябинске. А спустя четыре года к производству гусеничных тракторов приступили заводы ХТЗ (Харьков) и СТЗ (Сталинград). С их конвейеров сходили тракторы марки СХТЗ-НАТИ. К этому времени в стране производилось уже более 700 000 единиц техники, что составляло почти половину всех производимых в мире тракторов.
Трактор Сталинец-65
В военные годы молодая советская республика испытывала острую нехватку рабочих рук. Встал вопрос об увеличении производства технических средств улучшенной проходимости, в частности тракторов, оснащенных гусеницами. В начале 1942 года начинается строительство тракторного завода на Алтае (АТЗ). А уже осенью он выпускает первый гусеничный трактор марки АТЗ-НАТИ. Начиная с 1944 года завод перешел на производство тракторов ДТ-54, которые более 40 лет были востребованы в сельском хозяйстве и прочих отраслях промышленности.
Не менее знамениты и выпускаемые ленинградским заводом им. Кирова гусеничные тракторы марки КТ-12. В 1951 их сняли с производства, так как завод сделал упор на производство колесных тракторов знаменитой марки «Кировец».
Свой вклад в развитие тракторостроительной отрасли внесли Липецкий (модель КДП-35) и Владимирский (модели Т-38, Т-40) тракторные заводы.
Современное тракторостроение
Основное развитие российского тракторостроения проходило уже в послевоенные годы. Максимального расцвета эта отрасль достигла к середине 60-х годов минувшего столетия. В тот период появились самые мощные машины, отличающиеся улучшенными техническими характеристиками и повышенной проходимостью. Лидером по их производству считается ЧТЗ (Челябинск), который освоил выпуск универсального трактора С-100, востребованный на лесозаготовках, при проведении мелиоративных работ, в аграрном секторе и промышленности. Позднее эта модель прошла модернизацию. На ее основе стали производить гусеничные тракторы марки Т-100 и их модификацию Т-130. В 1988 году с конвейера ЧТЗ сошел один из лучших на сегодняшний день гусеничных тракторов — модель Т-170, отличительной особенностью которой являются превосходные эксплуатационные показатели при сравнительно низкой стоимости.
Трактор Т-170
Другой самой известной маркой отечественных тракторов на гусеничном ходу является ДТ-75, производство которого осуществляется в Волгограде. Это — вполне конкурентоспособный гусеничный трактор российского производства. Он наиболее востребован в фермерских хозяйствах и на многих промышленных предприятиях. Сегодня усовершенствованная модель этого трактора известна под названием Агромаш 90ТГ. У него отличные технические характеристики, соответствующие международным и российским стандартам качества, экономии топлива и экологической безопасности.
Трактор ДТ-75
Среди производителей гусеничных тракторов для выполнения трелевочных работ необходимо отметить АТЗ (Алтайский тракторный). Начиная с 1969 года, на его площадях производится наиболее востребованная на лесозаготовках модель — трактор ТТ-4 и его модификация ЛХТ-4. ТТ-4 на сегодняшний день считается одним из лучших гусеничных тракторов этого класса.
По качеству продукции ему не уступает ОТЗ (Онежский тракторный). Впервые трелевочный трактор марки ТДТ-40 был выпущен заводом в начале 1956 года. К 1972 году завод отпраздновал выпуск 100 тысячной машины. Различные модификации трактора торгового бренда «Онежец-300» сегодня используются подразделениями МЧС и пожарных служб.
Трелевочный трактор Онежец-300
Гусеничные тракторы из стран СНГ
ХТЗ сегодня считается зарубежным производителем. А между тем его продукция — гусеничные тракторы Т-150 хорошо известна российским аграриям и промышленникам. Специально для этой модели заводским КБ был разработан двигатель с турбонаддувом. Его гусеницы выполнены с увеличенной контактной площадью, что предотвращает разрушение структуры почвы за счет значительного снижения давления на ее поверхность.
Трактор Т-150 производства Харьковского тракторного завода (ХТЗ)
Продукция МТЗ (Минского тракторного) хорошо известна не только российским потребителям. Основанный в 1946 году, сегодня этот завод является лидером мирового тракторостроения. Выпускаемые им гусеничные тракторы «Беларус-1502» (сельскохозяйственная модель), «Беларус-1502-01» (промышленная модель) и универсальная модель «Беларус-2103» являются самыми востребованными на международном рынке.
Трактор Беларус-2103
← Открылась выставка СТТ-2014
АГРОМАШ на выставке «Амурское поле» →
Russian Caterpillar’s — Доска объявлений ACMOC
- Домашняя страница
- Последние темы
- Поиск
- Главная
- Последние темы
- Поиск
- Авторизоваться
- Авторизоваться
- Форум org/ListItem»> Клуб владельцев старинной техники Caterpillar
- ОБСУЖДЕНИЕ
- Русская гусеница
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23850 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23851 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23852 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- КВАД
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23853 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23854 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23855 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23856 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Quad
- Автор темы
- Не в сети
- Платиновая граница
- Пользователь
Меньше Более
13 лет 9 месяцев назад #23857 от QuAD
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
13 лет 9 месяцев назад #23864 от Catmatt
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
13 лет 9 месяцев назад #23869 от WyoCat
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к беседе.
- Форум
- Клуб владельцев старинной техники Caterpillar
- ОБСУЖДЕНИЕ
- Русская гусеница
Время создания страницы: 0,179 секунды
Powered by Kunena Forum
Столетняя история мема – Grid News разрушения: такие города, как Харьков, Киев, Мариуполь, Чернигов и Херсон, окружены российскими танками; обстрел; дети укрываются на станциях метро с телефонами родственников, написанными на их коже.
Но иногда появлялись более обнадеживающие образы, например, украинское народное сопротивление. В небольших городах и селах страны крестьяне на скромных тракторах отгоняют российские танки.Эти фото и видео символизируют популярное повествование об украинских героях, защищающих свою родину, рискующих жизнью ради демократического мира. В этом нарративе фермеры и, соответственно, гражданские лица не просто беспомощные жертвы российской агрессии; это люди, которые просто хотят вести нормальную жизнь и полны решимости дать отпор.
Хотя эти изображения трудно проверить, они породили множество мемов, которые поднимают боевой дух украинских военных и их сторонников. Интернет-пользователи создали кадры, на которых дерзкий тягач тащит по дну Черного моря космическую ракету «Союз», подводную лодку, затонувший крейсер «Москва». Есть футболки с изображением тракторов и армейских нашивок с надписью «Тактическое сельскохозяйственное подразделение»; есть видеоигра под названием «Украинская ферма» и проект NFT. Большая часть этих продуктов продается для сбора средств для солдат и перемещенных матерей и детей.
«Это эпическое творение нужно нам для мужества», — сказал Артем Чапее, украинский писатель и фотограф, который ушел в армию, чтобы защищать Киев. «Ты хороший парень, которому помогают тракторы и имена твоих детей — конечно, только в фантазии — Джавелина, если это девочка, или Байрактар, если мальчик».
РЕКЛАМА
В то время как противотанковые ракеты «Джавелин» и беспилотники «Байрактар» являются орудиями войны, основная задача тракторов — доставлять еду. Украинское сельское хозяйство кормит не только армию и мирных жителей, но и людей во всем мире. Страна, которую уже давно называют «житницей Европы», является одним из крупнейших экспортеров зерна. По данным национального банка страны, до войны на его долю приходилось примерно 10% мирового экспорта пшеницы и почти 15% всего экспорта кукурузы.
«Нарушение поставок зерна из Черноморского региона, в основном из Украины, угрожает глобальной продовольственной безопасности», — написала главный экономист Национального банка Украины Ольга Бондаренко в статье для Kyiv Independent. «Нехватка зерновых может ухудшить питание и уровень жизни более чем 5% населения мира».
В интервью Grid фермеры сказали, что они сделали все, что могли во время весенней посевной кампании, некоторые из них работали в тяжелых условиях: в бронежилетах, опасаясь наземных мин и сажая семена под обстрелом. «Мы полностью понимаем ответственность, которая лежит на нас, — сказал Виталий Примов, фермер из Сумской области, которая с первого дня вторжения подвергается сильным артиллерийским обстрелам. «Многие страны обеспокоены продовольственным кризисом из-за войны, но мы сделаем все возможное».
Украинцы и их тракторы
Пристрастие украинцев к тракторам началось примерно в 1930 году в оживленном городе Харькове, который тогда был столицей Украинской Советской Социалистической Республики. Именно там Советы решили построить один из крупнейших в стране заводов по производству тракторов, который Иосиф Сталин назвал «стальным бастионом коллективизации сельского хозяйства на Украине».
В то время тракторы изменили правила игры. Они были воплощением инженерной мысли, заменив деревянные плуги, запряженные лошадьми, которые перекатывали почву. Их разрушительная сила была подчеркнута советской пропагандой, в том числе фильмами о тракторах, парадах, песнях и праздниках, по словам Кристины Э. Кроуфорд, доцента архитектуры Университета Эмори.
РЕКЛАМА
«В самом интимном масштабе трактор поднимает над землей бывшего крестьянина, а теперь колхозника», — написала она в своей книге «Пространственная революция: архитектура и планирование в раннем Советском Союзе».
Но потребовалось некоторое время, чтобы добраться туда. В конце 1920-х годов советское руководство безуспешно пыталось самостоятельно строить тракторы, полагаясь на промышленный шпионаж и обратное проектирование. Они разобрали американский трактор Fordson в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и воспроизвели детали, но после многих лет попыток и неудач поняли, что не могут этого сделать — они недостаточно знали о необходимых сплавах, поэтому тракторы легко сломался. Так группа советских руководителей отправилась в Caterpillar в надежде заключить сделку по развитию Харьковского завода. Caterpillar потребовала 7 миллионов рублей золотом и запретила Советам участвовать в предприятии или изучать производство машин. Эти условия были отвергнуты.
В конце концов, весной 1930 года Советы решили, что более эффективно дублировать тракторный завод, чем строить его с нуля, поэтому они смоделировали Харьковский завод по образцу завода в Сталинграде (ныне Волгоград). Чертежи этого завода были созданы известной американской архитектурной фирмой Albert Kahn, которая также работала на Генри Форда на крупном автомобильном заводе River Rouge в Дирборне, штат Мичиган.
Сталинградский завод уже выпускал тракторы International Harvester, поэтому для Харькова также были выбраны эти тракторы. В 1932 завод выпустил 17 374 трактора, за что был награжден орденом Ленина — медалью за выдающиеся заслуги перед государством. Вскоре, в 1937 году, завод выпустил первый серийный трактор советской разработки — гусеничный СХТЗ-НАТИ, а затем и многие другие. Позже в Днепропетровске (ныне Днепр) был построен еще один завод, который производил тракторы меньшего размера, а также космические ракеты, трамваи, ветряки и спутники.
Рабочий класс и крестьянство имели тракторы. У них была плодородная земля. Они работали на полях, выращивая урожай. Но извлечь из этого пользу они не могли: В начале 1930-х годов более 90 процентов сельскохозяйственных угодий в Советском Союзе было коллективизировано, и сельские домохозяйства потеряли право собственности на товары, которые они выращивали. Жены американских инженеров, работающих в Харькове, писали в своих журналах о нехватке продовольствия и смертях из-за голода, известного в Украине как Голодомор. По оценкам экспертов, от голода умерло около 4 миллионов человек.
РЕКЛАМА
«Трактор становится таким важным символом, потому что вы также можете истолковать его как машину, которая была в некотором роде импортирована для господства над крестьянством», — сказал Кроуфорд Гриду.
Украинцы восстановили контроль над своими сельскохозяйственными угодьями только после распада Советского Союза в 1991 году, но последующее десятилетие было непростым. Рабочие со всего бывшего коммунистического блока получали очень скромную зарплату, потому что их заводы производили продукцию более низкого качества, чем на Западе. В результате большинство семей не могли свести концы с концами, а годовая инфляция достигла трехзначных цифр. Некоторые были вынуждены продать свое имущество в обмен на еду.
Анатолий Костюк, ныне глава сельхозпредприятия Пилипчанское Киевской области, вспоминает, что хозяйство, в котором он работал, в 1919 году купило изношенный харьковский трактор Т-150.96 за «мешок сахара».
«Этот трактор был далек от совершенства и доставлял нам больше хлопот, чем пользы», но он помог хозяйству двигаться вперед и развивать свой бизнес, так что через несколько лет, в 2000 году, оно могло приобрести «более надежный ХТЗ [ Харьковский тракторный завод] 17221 колесный трактор», — сказал он. «Этот трактор работал отлично и ни разу нас не подвел!»
Пример фотографии типичного украинского трактора, предоставленный «Сетям» Анатолием Костюком. (Анатолий Костюк)
Правда, харьковские тракторы не самые лучшие в мире. «Они не такие передовые и современные, как… зарубежная техника», — сказал Артур Левицкий, руководитель отдела техники агропредприятия «Эль Гаучо» 9.0325, расположен в Тернопольской области западной Украины. «Большинство тракторов импортировано в Украину, [и] самый популярный [это] John Deere».
Тем не менее, харьковские тракторы сделали себе имя, по крайней мере, в странах бывшего Восточного блока, потому что они всегда были доступны по цене. Часто, когда тракторы ломались, крестьяне посреди поля закатывали рукава и чинили их сами.
За почти столетие своего существования Харьковский завод «выпустил более 3 млн единиц тяжелой техники», по словам пресс-секретаря завода Сергея Родионова. На самом деле тракторов было много по всему бывшему СССР. У Советов было примерно в два раза больше тракторов, чем у США во времена Брежнева (1964 по 1982 г.). «Главная проблема заключалась в том, что они производили тракторы, а не детали», — сказал Марк Б. Таугер, профессор истории из Университета Западной Вирджинии. «Поэтому советские хозяйства приобретали дополнительные тракторы только для того, чтобы использовать их в качестве источника запасных частей».
Сейчас, когда русские сильно обстреливают район Харьковского завода, Родионов оглядывается на его историю. «[Мы] пережили Вторую мировую войну [и] дважды оккупацию Харькова», — сказал он. Фабрика всегда приспосабливалась. Во время Великой Отечественной войны на шасси одного из своих тракторов был построен импровизированный танк ХТЗ-16.
Родионов сказал, что сельскохозяйственные машины, которые производит завод, универсальны, поэтому он не удивился, увидев их на фотографиях и видео, которые распространились по всему Интернету.
«Это было в первые недели войны, когда мы сидели в подвале, — вспоминал он. «Кто-то из моих знакомых показал видео, на котором трактор ХТП Т-150 тянет брошенную военную технику. Эта модель трактора выпускается уже более 40 лет».
РЕКЛАМА
youtube.com/embed/e2ToAQfqw0o?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Трактори ХТЗ в польових умовах»>Теперь украинские фермеры перевернули старый нарратив о машине, привезенной московскими лидерами, чтобы доминировать над ними. Трактор, соглашается Кроуфорд, стал «важным символом сопротивления».
Фермеры против танков
Фермеры кое-что знают о войнах. На протяжении всей истории солдаты прибывали непропорционально из сельской местности, как в Восточной Европе, так и в других местах.
Увезти тяжелую гусеничную военную машину обычным тягачом не так уж и сложно с технической точки зрения. Это тот же процесс, что и буксировка автомобиля. «Если колеса и гусеницы целы, вы можете установить нейтральную передачу и отпустить тормоза», — сказал владелец финского хобби-канала на YouTube Satunnaista sotilashistoriaa («случайная военная история»), который создал видео, чтобы объяснить, как это делается.
«Фермеры имеют большой опыт работы с машинами и транспортными средствами. Я почти уверен, что они могут понять, как обращаться с любым транспортным средством, которое они хотят буксировать», — сказал он Гриду.
В странах бывшего Советского Союза идея использования тягачей для буксировки танков не нова. Военная книга, изданная в 1980 году в Румынии, показывает гражданским лицам различные способы волочения танка во время потенциального вторжения. В книге Тибериу Урдэряну «Asigurarea tehnica de blinkate si autotractoare» («Техническое обслуживание бронированных машин и тракторов») есть несколько поучительных изображений.
РЕКЛАМА
В 1980 году в инструкции по техническому обслуживанию военной техники показаны различные способы буксировки танка тягачами. (Неизвестно)
Тем не менее, приближаться к брошенной военной технике в условиях горячей войны — задача не для гражданских. Рядом могут быть вооруженные солдаты, фугасы, мины-ловушки или даже подразделение украинской армии через поле в нескольких километрах, нацеленное на этот танк.
Но многие фермеры идут на этот риск, чтобы внести свой вклад в эту войну. «Они показывают средний палец русским», — сказал Александр Гровер, ученый-компьютерщик из Чикаго, который последние шесть лет жил в Киеве и Львове, а сейчас живет во Львове. Он добавил, что глубоко уважает «этих фермеров среднего и старшего возраста, людей в возрасте от 40 до 80 лет, [которые] принимают участие в войне без какого-либо оружия».
Гровер, который раньше работал в компании на востоке Украины, владеющей несколькими фермами, собирается запустить проект NFT, в котором тракторы буксируют танки, в надежде собрать деньги для армии. Он сказал, что продажа цифровых товаров более практична, чем футболки во время войны, потому что они «приносят более высокую норму прибыли и меньше проблем с цепочкой поставок».
Подобно Гроуверу и другим гражданским, любители тракторов и фермеры делают все возможное, чтобы поддержать армию. Когда русские атаковали окраины Киева, Костюк и его товарищи-фермеры рыли окопы, строили блиндажи и обеспечивали украинских солдат трехразовым питанием. Под Харьковом, на территории, подконтрольной россиянам, хозяйка молочной фермы Наталья Коваль начала раздавать сельчанам продукты. «Мы обеспечиваем людей молоком и молочными продуктами, сыром, хлебом, выпечкой и мясом», — сказала она Гриду.
Президент Украины Владимир Зеленский похвалил аграриев в своем выступлении: «Наши «тракторные войска» — украинские аграрии — берут на поля российскую технику и передают ее нашим Вооруженным силам Украины». По всей стране профессиональные и самодеятельные механики берут российскую военную технику, восстанавливают ее, рисуют сине-желтый флаг поверх российской символики и безвозмездно передают своей армии.
РЕКЛАМА
Никто точно не знает, что случилось с российской военной техникой, захваченной тракторами, но говорят, что танков у украинцев сейчас больше, чем было в начале войны.
В интервью Grid несколько фермеров предположили, что некоторые из их сверстников просто перевезли военные машины, чтобы расчистить землю к весеннему посевному сезону, возможно, продав их на металлолом или на eBay любому, кто хочет стать обладателем частички истории.
Изъятие российской военной техники недавно легализовано в Украине и не облагается налогом, по данным Национального агентства по защите от коррупции:
«Вы захватили российский танк или БТР и беспокоитесь, как задекларировать Это? Сохраняйте спокойствие и продолжайте защищать Родину! Захваченные российские танки и другую технику декларировать не нужно».
Для Чапея, писателя, который присоединился к армии, чтобы защитить Киев, ценность этих боевых трофеев монументальна. Они поддерживают мечту о независимости и мотивируют его и его товарищей продолжать борьбу. «Это похоже на то время, когда мы сами создаем легенду или, скорее, эпос украинского народа», — сказал он. «Это наша «Илиада».
Общее сопротивление А
Военная травма коллективная. Но так же и сопротивление. Сильное чувство принадлежности и связи может помочь справиться с гневом, горем и чувством вины выжившего. «Каждый человек, который сопротивляется, показывает другим, что он пытается немного изменить ландшафт, с которым сталкивается», — сказала Гвен В. Митчелл, профессор психологии Денверского университета.
«Когда мы наблюдаем, как фермеры в Украине участвуют в актах коллективного сопротивления, мы, естественно, глубоко тронуты, потому что мы не просто наблюдаем за устойчивостью; мы наблюдаем за коллективными действиями», — сказала она. «Мы действительно можем найти способ процветать, пока другие пытаются нас уничтожить».
Травма войны, скорее всего, останется в памяти многих поколений, но сейчас у украинцев нет времени думать об этом. Они сосредотачиваются на непосредственном и библейской истории, которую они связывают со своей борьбой.
«У нас такое ощущение, будто мы хранители галактики, — сказал Чапей, — невольно оказавшись в поворотной точке человеческой истории, решая, будет ли в мире новый поворот к автократии в стиле 1930-х годов, или отражать эту склонность нашими телами, нашими жизнями, когда это необходимо».
Как солдат, помогающий защищать свою страну, он чувствует поддержку этого чувства коллективного сопротивления — храбрости фермеров.
Интервью с Виталием Примовым перевела Инна Вирин, преподаватель английского языка из Киева, которая сейчас находится в Берлине. Слова Анатолия Костюка перевела Елизавета Шевченко, 17-летняя ученица старшей школы из Ирпеня, в настоящее время проживающая в Бухаресте, Румыния. Александра Горчинская, журналист, живущая в Бонне, Германия, помогала переводить песни и поделилась информацией об украинской культуре. Спасибо Лиллиан Баркли за редактирование этой статьи.
Первый советский трактор. Гусеничные тракторы СССР
Изобретатель : Уильям Говард
Страна : Англия
Время изобретения : 1850
Трактор является универсальной машиной, предназначенной для перемещения и работы различных сельскохозяйственных механизмов, навесных на него. Отсюда видно, что функции трактора двояки: во-первых, он работает как трактор, во-вторых, как привод, что позволяет использовать его при выполнении самых разнообразных сельскохозяйственных работ.
Преимущества трактора очевидны — скорость, экономия времени, производительность. Поэтому его появление произвело революцию в сельском хозяйстве, может быть, самую важную с момента его появления. С этого времени механическая тяга стала постепенно вытеснять мускульную силу животных из сельскохозяйственного производства.
Первыми тракторами были паровые тракторы. Еще в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты паровую машину (локомобиль). Изобретение получило широкое распространение, а паровые плуги получили широкое распространение во второй половине XIX в.в некоторых странах Европы (особенно в Англии, где их было более 2 тыс.).
Первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, разработанные инженерами Чарльзом У. Хартом и Чарльзом Парром, были собраны в США в 1901 году. Их появление было встречено с восторгом, и американские фермеры возлагали на них большие надежды. Но быстро пришло разочарование, так как тракторы из-за своего огромного веса больше разрушали почву, чем помогали ее обрабатывать. Они также были слишком велики для средней фермы. В ходе их эксплуатации было обнаружено множество конструктивных недостатков. Тракторы часто ломались, а их ремонт требовал много времени и затрат.
Однако постепенно эти машины совершенствовались. В 1907 году на рынок вышли полнофункциональные тракторы. Их масса, размеры и мощность уменьшились, но повысилась надежность, что сделало использование трактора удобным для среднего хозяйства. Была создана сеть ремонтных мастерских, налажено производство запчастей, благодаря чему за несколько лет было преодолено негативное отношение фермеров к этой машине, и в Америке стало развиваться тракторостроение. В 1920 в США было продано около 200 тыс. тракторов различных конструкций. В 1912 году компания Holt впервые начала производить гусеничные тракторы.
Вскоре трактор взял на себя около 80-90% всех пахотных работ в хозяйстве. Кроме того, тракторный двигатель использовался для привода различных сельскохозяйственных машин (для этого его снабжали специальным шкивом). К нему могли подключаться молотилки, косилки, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие вспомогательные механизмы. Трактор также взял на себя около половины уборочных работ. В дальнейшем, благодаря созданию различных прицепных машин, область применения трактора расширилась в несколько раз.
В России первая заявка на «экипаж с движущимися гусеницами», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русскими крестьянином, впоследствии штабс-ротмистром русской армии Дмитрием Загряжским. Вот как он описывал свое изобретение: «Возле каждого обыкновенного колеса, на котором катится повозка, стоит железная цепь, натянутая шестигранными колесами впереди обыкновенного. Стороны шестигранных колес равны звеньям цепи; эти цепи заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 г.).
Первый русский паровой гусеничный трактор был построен крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым, уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии, в 1879 г. он получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами». для перевозки грузов по шоссе и проселочным дорогам». Строительство опытного образца было завершено Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых размеров тогда еще не существовало, и ее построил сам Федор Абрамович из листового железа и труб, сгоревших под Балаково. Потом сделал такую же вторую машину. Оба они делали сорок оборотов в минуту. Каждый из них контролировался отдельно.
Скорость трактора была такой же, как и скорость быков — три версты в час. Таким образом, аппарат приводился в движение двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью 10-12 лошадиных сил каждая. Ф. Блинов продемонстрировал ее в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор не стал востребован ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.
В России только советское правительство после 1917 оценил значение тракторов для страны, выделив деньги на постройку тракторов в тяжелые годы интервенции для страны. С 1918 г. по указанию В.И. Ленин готовит производство по выпуску тракторов. В 1919 году изобретатель Я.В. Мамин создал трактор «Гном» с масляным двигателем мощностью 11,8 кВт.
Производство тракторов имело настолько важное значение, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922 трактора «Коломенец-1» конструкции Е.Д. Львов. В 1922-1923 годах под руководством инженера Л. А. Унгера был создан трактор «Запорожец». В 1924 году на Харьковском паровозостроительном заводе начал выпускаться трактор «Коммунар» (копия немецкого трактора Hanomag WD Z 50).
В 1924 г. начато производство тракторов «Карлик» конструкции Я.В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л.с.), в двух вариантах: тракторный «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью 3-4 км/ч) и «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и задним ходом). с 19С 24 по 1932 г. ленинградский завод «Красный Путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. этот завод стал выпускать трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. Универсал стал первым отечественным трактором, экспортированным за границу.
Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар» выпускались сравнительно небольшими партиями, но они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли История отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов.
На валюту, полученную от продажи зерна, с помощью американских и европейских инженеров и поставки оборудования нескольких сотен иностранных фирм были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30) , Харьковский тракторный завод в 1931 г. (выпускал тракторы ХТЗ, аналогичные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933 г., выпускавший гусеничные тракторы С-60.
За десять предвоенных лет отечественная промышленность выпустила около 700 тысяч тракторов для сельского хозяйства. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства. Благодаря этим успехам в планомерном развитии хозяйства отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупномеханизированное.
В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы — заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре.
Первые советские пятилетки прошли с ошеломляющим успехом. Сельское хозяйство было одним из основных элементов. В то же время в СССР огромными темпами развивалось советское производство, в частности, создавались и выпускались современные тракторы, так необходимые развивающемуся сельскому хозяйству. Но какими они были?
Трактор колесный «Универсал 2»
Универсальные тракторы выпускались с 1934 по 1940 год на ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Автомобили первых серий «Универсал-1» и «Универсал-2» отличались конструкцией переднего моста. У У-1 передние колеса были смещены к центру, у У-2 они были разнесены на балке передней оси. Соответственно, трактор имел дополнительные рулевые тяги. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссия с тремя передачами переднего хода и одной задней. Диапазон рабочих скоростей трактора У-2 составлял от 3,9до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно «Универсал-2» стал первым советским трактором, поступившим на экспорт. Общее количество выпущенных универсалов составляет 211500 единиц.
Трактор колесный СХТЗ-15/30
Самый массовый советский колесный трактор первой половины 20 века, выпущено 390 500 экз. Выпускался на Сталинградском тракторном заводе (с 1930 г.) и Харьковском тракторном заводе (с 1931 г.) до 1937 г., а в послевоенное время (1948-1950) на Московском авторемонтном заводе. В основу конструкции положен один из лучших колесных тракторов того времени McCormick-Deering 15/30 американской компании International Harvester. Керосиновый 4-цилиндровый двигатель выдавал мощность 31,5 л.с. и позволял работать в диапазоне скоростей от 3,4 до 7,4 км/ч. Эксплуатационная масса трактора 3000 кг.
Гусеничный трактор СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ)
После прекращения производства трактора колесного СХТЗ-15/30 в 1937 Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничного трактора СТЗ-3. Это был первый серийный трактор, конструкция которого была полностью разработана советскими инженерами. Трактор имел клепаную раму, ходовую часть из четырех тележек с балансирной подвеской на винтовых рессорах и полузакрытую кабину. Четырехцилиндровый керосиновый двигатель с водяным охлаждением выдавал мощность 52 л.с. на валу и 46 л.с. на ведущем шкиве . Масса трактора составляла 3800 кг. После эвакуации Харьковского завода в город Рубцовск СТЗ-3 также выпускался на Алтайском тракторном заводе (с 1942 по 1952 г.). В Сталинграде и Харькове производство СТЗ-3 было свернуто несколько раньше, в 1949 году, когда он уступил место на конвейере трактору ДТ-54. Всего выпущено 191 000 автомобилей.
Гусеничный трактор С-65 Сталинец
Первый советский дизельный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Являлся дальнейшим развитием конструкции С-60 с карбюраторным двигателем. Дизель М-17 развивал мощность 65 л.с. . и позволял трактору полной массой 10850 кг развивать максимальную скорость 6,95 км/ч. Автомобили более поздних выпусков оснащались закрытой кабиной. С началом Великой Отечественной войны большая часть С-65 была выведена для нужд армии и использовалась в качестве артиллерийских тягачей. В немецкой армии трофейные С-65 также использовались для буксировки тяжелого вооружения. Выставленная в Олдтаймер-галерее С-65, при отступлении Красной Армии увязла в одном из болот Псковской области, где и пролежала на глубине 7 метров по сей день. В 2008 году трактор был выведен из болотного плена и сразу же отправился в Шаманский цех на восстановление.
Саратовский крестьянин (25 июля 1831 — 24 июня 1902) с юности отличался необыкновенной природной силой и сообразительностью, живо интересовался техникой, хорошо разбирался в механике, много читал. Будущий слесарь-самоучка родился в семье крепостных старообрядцев в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии. Не сумев получить систематического образования, будущий великий изобретатель самостоятельно пробирался к знаниям своим умом. В самообразовании он видел выход из деревенского мрака и суеверий. Позднее Блинов писал жене и детям:
Я был убежден, что жизнь — главный наставник, но книги — тоже хорошие учителя. Учитесь, дети мои, в науках неодолимой силы
Федор первым из семьи получил «бесплатно», что позволило ему пополнить ряды вольнонаемных и обеспечить домохозяйства существенной финансовой поддержкой. Однако работа, выбранная Федором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел бурлаком, а потом кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе эти специальности сыграли огромную роль в развитии изобретательского таланта Блинова. Федор начал разработку универсального и полезного приспособления для бурлачного дела. В 1877 году, вернувшись в Никольское, он сделал «вагон» для гусеницы, напоминающий железнодорожный вагон с деревянным кузовом. В 1878 году в Департамент торговли и мануфактур было подано прошение о выдаче «привилегии» Блинову (патент) на изобретение первого в России гусеничного трактора , то есть выдан 20 сентября 1879 г. Вступительная часть гласила:
«Привилегия, выданная Департаментом Торговли в 1879 г. крестьянину Федору Блинову , за специальное устройство вагона с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…»
С 1881 года Блинов начал строительство самоходной гусеничной машины, которая была построена через 7 лет , 1888 г. Он имел устройство, похожее на карету, в которой устанавливалась паровая машина мощностью 12 л.с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/ч). «Самоход» Блинова экспонировался на российских промышленных выставках, в 1889 г.он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 г. — на Нижегородской ярмарке.
Федор Абрамович умер и похоронен в Балакове. Дело Блинова продолжил Яков Мамин, став пионером тракторных дизелей.
Тракторы СССР были первыми машинами, производству которых придавалось большое значение. В колхозы поставлялась спецтехника, задачей которой было выполнение продовольственной программы. Первые тракторы обеспечивали высокую производительность сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.
В начале 1920-х годов на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде было начато производство российского трактора. Основой конструкции советского автомобиля послужила американская модель, которая пользуется повышенным спросом за рубежом. Поэтому Fordson является прообразом последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось в кратчайшие сроки усовершенствовать зарубежную модель.
Автомобиль был бескаркасным, с поперечно расположенным 4-цилиндровым двигателем. В качестве топлива использовалась сырая нефть. Весил около 2 тонн, развивал скорость до 3 км/ч. Он использовался в основном для сельскохозяйственных работ и для перевозки грузов. Это было началом массового производства колесных тракторов.
Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 году. Это была универсальная машина, которая была востребована колхозами и промышленными предприятиями. Советские тракторы во многом определили успех первых пятилеток, задачей которых было поднять народное хозяйство. Все модели спецтехники использовались для выполнения широкого спектра работ:
- вспашка полей;
- буксировка тяжеловесных грузов на лесопилках;
- по строительству дорог и зданий;
- в коммунальном хозяйстве.
Минитракторы выпускались небольшими партиями, так как их конструкция постоянно совершенствовалась.
С 1923 года в течение 6 лет на тракторном заводе в Коломне осуществлялся выпуск тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могула. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов иностранной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ей более высокую скорость.
Коломенская модель имела рамную раму, оснащалась двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. из. Силовую установку разместили вертикально, радиатор системы охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 автомобилей этой модели.
В 1923 году на заводе «Красный прогресс» было запущено производство тракторов «Запорожец». Это была облегченная модель, специально разработанная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная черта машины в том, что она была изготовлена из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось нагреть головку зажигания. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.
Гном
В начале 20-х годов прошлого века талантливый русский изобретатель Я.В. Мамин разработал два трактора — «Гном» и «Гном». В отличие от зарубежных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию «Гнома» входил уникальный одноцилиндровый двигатель высокой степени сжатия, изобретенный Маминым.
Несмотря на небольшой вес (до 1,4 т) и малую мощность в 12 л. с., карлик обладал большей тяговой силой, чем иностранные тягачи, и превосходил по этому показателю даже американский «Фордзон». Все это обеспечило высокий спрос на эту модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал «Гномов 1».
В 1924 году завод «Красный Путиловец» начал выпуск трактора «Фордзон-Путиловец». Правительство решило выпускать автомобили на базе американской модели Ford Zone, но адаптированные для российских условий. Таким образом, они сократили время, необходимое для разработки отечественной модели.
Фордзон-Путиловец стал базой для всей колесной спецтехники. Автомобиль оснащался четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. Впереди вертикально был установлен двигатель. Сиденье оператора располагалось над задней осью.
Особенность модели в том, что она имеет безрамочную конструкцию. Этот прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом, мы добились ряда преимуществ:
- меньший вес;
- маневренность;
- экономия на материалах изготовления;
- более высокая скорость движения.
Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа мощностью 20 л.с. из. Автомобиль управлялся коробкой передач с тремя передачами: двумя вперед и одной назад.
Универсал
В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде начался выпуск мощного по тем временам трактора «Универсал». Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Американский Farmall послужил прототипом. Но в процессе разработки российского автомобиля иностранный дизайн был настолько изменен, что Универсал считается самостоятельной моделью. Причем одновременно были спроектированы сразу две его модификации, а через некоторое время третья и четвертая:
- «У-1» — для обработки высокостебельных пропашных культур.
- «У-2» — для низкоствольных.
- «У-3» — для междурядной обработки.
- «У-4» — для сбора хлопка.
Характеристики трактора «Универсал» позволяли использовать его как тяговое оборудование. В середине 30-х эти машины выпускались сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.
Т-150
Т-150 производства Харьковского и Минского тракторных заводов стал самой мощной и быстрой сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. К разработке этой техники были привлечены ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решили задачу массовой поставки модернизированной спецтехники взамен устаревших моделей.
Характеристики трактора:
- мощность — 170 л. из.;
- частота вращения коленчатого вала — 2100 в минуту;
- минимальный радиус поворота — 6,5 м;
- дорожный просвет – 400 мм;
- тяговое усилие — 6000 кгс.
Автомобиль комплектовался бензиновым шестицилиндровым турбированным двигателем СМД-60, который запускался электростартером. Начиная с 1971 года более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Рама полурамная, коробка передач механического типа.
С середины 60-х годов прошлого века в России активно ведутся исследования эффективности использования колесных тракторов в сельском хозяйстве.
В результате был сделан вывод, что эксплуатировать машину на гусеничном ходу выгоднее и безопаснее.
В отличие от колесных, они не вызывают сильного уплотнения почвы, что приводит к снижению урожайности на 25%. У гусеничных моделей есть и другие преимущества:
- более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
- снижает риск поскользнуться;
- более высокие тяговые характеристики.
В связи с этим было принято решение о переводе крупнейших в стране тракторостроительных заводов на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью оснащены этим видом техники.
Техника данного типа представлена следующими моделями.
Коммунар
Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которого осуществлялось ХТЗ (Харьковский тракторный завод) с 1924 по 1931 г. В годы Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяги для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:
- Г-50;
- Г-75;
- З-90.
Технические характеристики трактора Коммунар:
- масса — 8,5 тонн;
- мощность — 50 л. из.;
- максимальная скорость — 7 км/ч;
- трехступенчатая коробка передач (2 вперед и 1 назад).
Дт-54
В 50-х годах прошлого века налажен выпуск первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его производством занимались три крупнейших завода страны: Сталинградский, Харьковский и Алтайский. Эта мощная машина использовалась для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, высокое тяговое усилие.
Д-54 оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, имел тяговое усилие 2000 кгс.
Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор в СССР
Д-75 — специальная машина общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины оснащались дизельными двигателями мощностью 75 л. из. Трактор имеет рамную конструкцию, в исходном варианте оснащался кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.
С момента модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевают изменения в сторону повышения комфорта.
Для использования в районах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного пуска двигателя. Конструкция машины позволяет крепить к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это дает возможность использовать трактор в качестве асфальтоукладчика и погрузчика. Таким образом, круг задач, выполняемых спецтехникой, расширен. Он включал в себя буровые, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, их активно используют в самых разных условиях.
В начале мая 1935 года было принято решение о перепрофилировании Харьковского завода на выпуск гусеничных тракторов. К очередной годовщине этого события мы решили вкратце вспомнить историю тракторной гусеницы.
Казалось бы, что общего у гусеничного трактора и древнего полководца Ганнибала… Во время римской кампании карфагеняне часто оказывались в тылу врага, преодолевая казавшиеся непроходимыми болота. Ганнибалу приписывают изобретение «мобильного гати». Воины шли на собственных щитах, подложенных под ноги. Щиты, выполнившие свою функцию, постепенно переносились вперед. По сути, был реализован гусеничный принцип, при котором опоры сзади постепенно выдвигаются вперед и снова укладываются под колеса.
А вот первую «гусеницу», напоминающую современную, изобрел, как говорят, француз д’Эрман. Это была бесконечная лента вращающихся роликов, подвижно соединенных полосами на концах. Такая повозка была испытана в 1713 году. Главным ее недостатком была неповоротливость. Кроме того, сама повозка прекрасно преодолевала даже сложные условия бездорожья, а вот «проходимость» людей или животных, приводивших ее в движение, оставалась прежней.
Изобретение Д’Эрмана опередило свое время. Понятно, что все его преимущества можно было реализовать только в самоходном лафете. Нельзя сказать, что идея была совсем забыта. Так, в литературе есть рассказы о попытках создания такого «вездехода», приводимого в движение с помощью рычагов, продетых между нижним и верхним катками. Но отсутствие каких-либо достоверных сведений об успешном (или неудавшемся) применении такого болотохода заставляет думать, что в данном случае речь идет о выдумках, подхваченных другими авторами. Хотя утверждать что-то со стопроцентной уверенностью сложно.
Практически одновременно с появлением первых железных дорог возникла идея создания рельсов, которые можно было бы «возить с собой». Тут-то и вспомнили о бесконечной ленте д’Эрмана. Ровно через сто лет его соотечественник Дюбоше впервые демонстрирует свой «бесконечный рельс», патент на который был получен в 1818 году. На практике можно говорить о создании гусеницы, очень похожей на современную. Наличие «бесконечного рельса» и паровой машины предопределило дальнейшее направление творчества десятков изобретателей. Джон Хиткоут широко известен как изобретатель промышленного ткацкого станка. Но, наверное, именно ему принадлежит честь и создание в 1837 году первого в мире парового гусеничного трактора. Однако управляемость таких машин оставалась проблемой.
Первой конструкцией, в которой удалось решить задачу управления, стал «автомобиль с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссе и проселкам» бывшего крестьянина, а впоследствии механика и предпринимателя Федора Абрамовича Блинова, родом из села Никольская Черкасской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Для каждой гусеницы он использовал свою паровую машину с отдельным приводом. Это позволяло менять направление движения, регулируя скорость каждой гусеницы. Патент («привилегия») на это изобретение был выдан 20 сентября 1879 г.Министерством торговли и мануфактур. Сам трактор был построен в 1877 году.
Принцип управления гусеничными машинами был изобретен, но реализовать его на практике удалось не сразу. Поэтому многие разработки довольно долго велись по схеме «полуторка». Это был, например, запатентованный еще в феврале 1893 г. трактор, предложенный американским изобретателем Ч. Х. Страттоном.
Все вышеописанные конструкции оказались «мертворожденными» и не нашли практического применения… Пожалуй, первым успешно использовавшимся гусеничным трактором стал трактор, разработанный британской фирмой Richard Hornsby & Sons для доставки угля в электростанция на Аляске. Железный монстр весом 40 тонн был оснащен восьмидесятисильной паровой машиной и мог одновременно перевозить 8 прицепов весом 12,5 тонны. За один рейс на электростанцию было доставлено около 60 тонн угля. Кстати, на этом тракторе впервые на практике был использован прототип современного механизма управления. Трактор успешно работал с 1910 к 1927 г.
Но для триумфального прорыва «в мир» гусеничных (и колесных тоже) тракторов пришлось ждать появления относительно надежного двигателя внутреннего сгорания. Одни из первых дизельных тракторов стали выпускать все те же «Ричард Хорнсби и сыновья». А вот в продаже тракторов она не имела большого успеха и основной доход приносила реализация патента на усовершенствованный ременный привод, который приобрел Бенджамин Холт. Кстати, его тягачи тоже какое-то время оставались полугусеничными.
Именно Холт первым заметил сходство «бесконечного рельса» с гусеницей. А компания, появившаяся в августе 1925 года в результате слияния Holt Manufacturing Co. с конкурирующей CL Best Tractor gaz Co., стала называться Caterpillar Tractor Company («Caterpillar» точно переводится как «гусеница»). Кстати, в Советском Союзе «гусеничное тракторостроение» началось с машины С-60, точной копии Caterpillar Sixty.