могли стать первыми, а вышло как всегда — Всё о сельхозтехнике glavpahar.ru
Очередная история создания передового советского трактора ЛТЗ-145 отозвалась болью в душе: могли стать первыми в мире, но борьба чиновников за место под солнцем задержала выход в свет прогрессивной советской новинки не меньше, чем на 10 лет.
Иногда, когда читаешь подобные материалы, приходит в голову мысль о том, что одиозной личности Иосифа Сталина как раз и не хватало, чтобы расставить все точки и положить конец закулисным и вполне себе вражеским аппаратным играм власть имущих. Видимо, поэтому некоторые «герои» этой истории избежали ответственности за свои дела.
Еще обиднее наблюдать, как зарубежные компании лихо воплощают в реальность советские идеи, имея в арсенале современные технологии машиностроения. Технические решения, которые наши конструкторы разрабатывали 30, а то и 60 лет назад, преподносятся западными производителями сельхозтехники как нечто новое.
Фото: webpulse.imgsmail.ru
Советский трактор ЛТЗ-145
ЛТЗ и МТЗ: дуэль КБ крупнейших тракторных заводов
Прогрессивный трактор интегральной конструкции был разработан и готов к производству в 1988 году. К тому времени назрела необходимость задействовать в сельском хозяйстве более мощные тракторы. И конструкторские бюро сразу двух заводов почти одновременно начали разработку машин 2 тягового класса. Маститый гигант — Минский тракторный завод — усовершенствовал очередную модель своего «Белоруса». А конструкторы не столь именитого Липецкого тракторного завода создали принципиально новую революционную машину — интегральный трактор ЛТЗ.
Какая же модель победила в схватке конструкторской мысли: детище МТЗ или новинка от ЛТЗ? Вот тут начинается самое интересное. Липецкий трактор на всех многочисленных сравнительных испытаниях выходил победителем. С начала 70-ых он получил название ЛТЗ-100, далее ЛТЗ-145, а потом ЛТЗ-155.
Но честного поединка не получилось. В ход пошли номенклатурные игры, закулисные манипуляции и интриги. Их связывают с лоббированием интересов Минского тракторного завода на арене неравной борьбы.
Фото: РИА Новости/visualrian.ru
Погрузочная площадка Липецкого тракторного завода, 1980 г.
ЛТЗ — интегральный трактор будущего по замыслу и идее
Что же такого было в конструкции нового трактора, что так пугало конкурентов с МТЗ? Новая модель ЛТЗ имела ряд прогрессивных решений, очень актуальных для сельского хозяйства того времени:
- все колеса ведущие, они были одинакового размера и могли поворачиваться;
- возможен режим движения «след в след»;
- трактор создавал минимальную нагрузку на грунт;
- он мог двигаться обратным ходом (водитель при этом поворачивал кресло и переставлял руль).
Главным достоинством трактора ЛТЗ-145 стала возможность применить на поле принципиально новую агротехнику:
- трактор мог за 1 проход выполнить три операции;
- интегральная конфигурация ЛТЗ-145 позволяла применять навесное оборудование как спереди трактора, так и сзади;
- кабина была расположена посередине шасси.

На то врем это
Более рациональной была развесовка трактора на переднюю и заднюю оси — 60 на 40%, поэтому он стабильно работал с широкозахватными почвообрабатывающими и посевными агрегатам. Не нужно было устанавливать на передней мост балансный груз.
В трактор был установлен прогрессивный двигатель воздушного охлаждения, который надежно работал в разных климатических зонах, легко заводился в морозы и не перегревался в жару на юге страны, был неприхотлив в обслуживании. Причем компоновка трактора позволяла разместить силовую установку мощностью не только 150, но и 200, 250 л.
Прогрессивным решением того времени был скошенный капот для улучшения обзорности. Тракторист хорошо видел передние колеса, что позволяло лучше контролировать выполнение всех операций в поле.
Многих удивляло, как вообще малосильному конструкторскому бюро далеко не самого передового Липецкого тракторного завода удалось опередить время и создать замечательный трактор, который по своему замыслу и идее на то время, безусловно, был трактором будущего.
Автору нового трактора ЛТЗ пришлось нелегко
Фото: kumselstroy.ru
Заслуженный конструктор РФ, кандидат технических наук Александр Дурманов
Несмотря на то, что машина себя отлично зарекомендовала и была очень нужна на советских полях, вместо скорейшего внедрения новой модели трактора ЛТЗ в массовое производства серые советские кардиналы превратили жизнь главного конструктора Липецкого КБ Александра Дурманова в филиал ада на земле.
Мытарства с документами и хождение по кабинетам талантливого инженера затянулись на много лет.
Техническое задание на разработку нового трактора он согласовывал с белорусскими коллегами аж целых 5 лет, поскольку конструкторский отдел ЛТЗ напрямую подчинялся головному конструкторско-исследовательскому отделу Минского тракторного завода. Наконец, в 1979 году техническое задание было утверждено, да и то по тому, что планировались сравнительные испытания наших тракторов МТЗ-142 и ЛТЗ-145 с зарубежными моделями.
Несмотря на то, что трактор ЛТЗ-145 очень хорошо показывал себя и получил ряд положительных отзывов ученых и сельчан, вышестоящее Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения хранило длительное молчание, а в 1983 году приняло решение о производстве на базе Липецкого тракторного завода минского трактора МТЗ-142. Для постановки на конвейер новой машины были заказаны автоматические линии, объявлена модернизация цехов.
А для особо горячих и непримиримых сторонников интегрального трактора, которые не смирились, был издан приказ о прекращении всех работ по ЛТЗ-145. Готовые тракторы в количестве 5 единиц убрали с глаз подальше: укрыли брезентом в 30 километрах от Липецка на опытно-полевой базе завода. И это несмотря на то, что коллектив проделал огромный труд, полностью подготовив трактор ЛТЗ-145 к серийному выпуску.
С этого момента на 4 года конструктор Александр Дурманов стал изгоем для родного предприятия. Ему запретили даже говорить об ЛТЗ-145, вести переговоры по телефону, пересадили в общий зал из кабинета, загрузили рутинной работой. А потом совсем перестали что-либо поручать и прекратили платить зарплату.
Фото: pbs.twimg.com
Трактор МТЗ-142 в музее Минского тракторного завода
МТЗ-142 — мнимая победа была недолгой
Однако недолго теневые кукловоды радовались победе. За спорами конструкторских бюро и интригами в Министерстве тракторного и сельскохозяйственного машиностроения уже наблюдали многие: ученые, руководители и инженеры предприятий, заинтересованные в новинке аграрии.
Да что там отдельные специалисты, за напряженным поединком следила уже вся страна. Многие стали открыто выступать в поддержку нового липецкого интегрального трактора и влиять на ситуацию. Ведь шила в мешке не утаишь.
В этой связи приводим слова Абела Гезовича Аганбегяна — специалиста в области организации промышленного производства, академика РАН, АН СССР, доктора экономических наук, профессора:
— То, что Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения столько лет «маринует» эту замечательную машину, просто нет слов для возмущения. Я думаю, что в будущем поименно будут названы люди, которые тормозили внедрение ЛТЗ-145. Я не сомневаюсь, что трактор пробьёт себе дорогу, — подчеркнул ученый.
Фото: ranepa.ru
Абел Аганбегян, специалист в области организации промышленного производства, академик РАН, АН СССР, доктора экономических наук, профессор
«Сейчас мы имеем отсталую тракторную промышленность. И должны определить новую стратегию тракторостроения.
И воплощение этой идеи — трактор интегральной конструкции производственного объединения «Липецкий тракторный завод» ЛТЗ-145. Машина была создана более 10 лет назад и не имела прецедента в мировой практике. Это лучший трактор мира по своему замыслу, перспективности конструкции и своей идеологии».
Абел Аганбегян — специалист в области организации промышленного производства, академик РАН, АН СССР, доктор экономических наук, профессор
В 1987 году ситуация изменилась коренным образом. Александра Дурманова срочно вызвали в Москву, после чего было принято решение о запуске в производство прогрессивного липецкого трактора. Конструктора торжественно зовут обратно на завод, пишут о нем статьи, приглашают на телевидение. Помпезно и в спешном порядке готовятся к производству новой машины под индексом ЛТЗ-155, хотя конструктивно это был все тот же трактор.
Хотя и эта победа недолго радовала всех заинтересованных. Подоспел час перестройки и новых «экономических реформ», которые привели почти к полной гибели отечественного тракторостроительного сектора.
Липецкий тракторный завод не избежал негативных последствий перестройки и банкротства.
Фото: tsm-co.ru
Трактор ЛТЗ-155
Липецкий тракторный завод сегодня
Осенью 2004 года завод был признан банкротом. На смену ему пришло другое предприятие — «Липецкий трактор», которое входило в российский машиностроительный концерн «Тракторные заводы».
На июль 2009 года производственные цеха не функционировали, частично работали только вспомогательные металлообрабатывающие производства. Некоторые неработающие цеха были снесены. После приобретения активов концерн «Тракторные заводы» в качестве основной деятельности избрал сдачу в аренду производственных помещений. На сегодняшний день завод закрыт и не производит продукцию.
При этом по-прежнему в парке аграриев можно увидеть универсально-пропашные тракторы ЛТЗ-60, ЛТЗ-60А, ЛТЗ-60АБ и ЛТЗ-60АБ-10 для возделывания пропашных культур, пахоты, посева зерновых и трав, уборки пропашных и колосовых культур, выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ.
Они агрегатируются более чем со 120 машинами и орудиями и могут выполнять весь комплекс сельхозработ, применяются в строительстве, лесном хозяйстве, на благоустройстве территории и земляных работах.
Жаль, что трактор ЛТЗ-155 так и не стал массовым явлением на наших полях.
Фото: ltz.ru
Трактор ЛТЗ-60АБ-10 Липецкого тракторного завода
Успехи предприятия могли быть более масштабными, если бы выпуск интегрального трактора освоили раньше. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Автор интервью с главным конструктором завода Виктор Страхов пишет: «У конструкторов липецкого интегрального трактора были шансы стать первыми в мире, но аппаратные игры свели их к нулю…».
Eox-175 напомнил нашим читателям ЛТЗ-145
Читатели «ГлавПахаря», которые внимательно следят за нашими видеообзорами, обратили внимание, что конструктивные черты нашего родного и недооцененного ЛТЗ-145 можно разглядеть в очередной зарубежной новинке.
Компания h3Trac официально представила первый образец нового дизель-электрического трактора Eox-175. У машины электрический привод. Но в ближайшее время конструкторы планируют получить энергию топливного элемента, который преобразует воду в электричество и водород.
Фото: cdn.agriland.ie
Трактор MultiToolTrac
Новый гибрид — это уже третья версия трактора MultiToolTrac, который имеет электрическую трансмиссию и получает питание от аккумулятора. Интересное техническое решение — так называемый расширитель диапазона. Это источник выработки энергии для подзарядки батареи в процессе движения, который позволяет увеличить время работы машины. Все четыре колеса управляемые.
Согласитесь, узнаваемая концепция, в которой угадываются основные конструктивные черты небезызвестной советской машины ЛТЗ-145.
С высоты сегодняшнего дня не совсем понятно, ради чего советские чиновники откровенно губили отечественное тракторостроение? Зато на этот вопрос четко знают ответ современники той эпохи… Главные мотивы — материальные и «творческие» амбиции и погоня за лаврами: патентами и авторскими свидетельствами, премиями, медалями, орденами и другими знаками внимания и почета власть имущих.
© Светлана ДАРЕНСКИХ, Glavpahar.ru, 2022 г.
#5ef5e9ce0627685751166b6c #5e4cf4045335011c8b766856 #5e567ac79c2e7259fd650401 #5e4d2b735335011c8b76686c #5ef5f8380627685751166b88 #62979c86fc3c42001ed999d0 #62979caafc3c42001ed99a0c #62979cbcfc3c42001ed99a18 #62979cc8fc3c42001ed99a24 #5f686de38049326de4431de0 #5ed1184105703a4db673edda
универсально-пропашной колесный трактор ЛТЗ-60АБ-10, предприятие-изготовитель: ОАО «Липецкий трактор», адрес: г.Липецк, ул.Краснозаводская, 1, год выпуска 2009, заводской № машины (рамы): 004955, двигатель № 425863, коробка передач № 1342623, основной ведущий мост (мосты) № 1342623, 820284, цвет: черно-красный, вид движителя: колесный, мощность двигателя, кВт (л.с.) 42,3 (57,5), конструкционная масса, кг: 3125, максимальная конструктивная скорость, км/ч: 30,03 | Владимирская область
Регион: Владимирская область
Категория: Спецтехника.
Начальная стоимость: 264 167,00 ₽
Шаг: 13 208,35 ₽
Размер задатка: 52 833,40 ₽
Порядок ознакомления с имуществом (предприятием) должника:
в период приема заявок на сайтах https://www.
roseltorg.ru, www.torgi.gov.ru, www.stavrovo-info.ru в разделе «Муниципальные торги», подразделе «Продажа муниципального имущества», в Администрации поселка Ставрово по рабочим дням с 8:00 до 12:00, с 13:00 до 17:00 (по московскому времени) по адресу: 601221, Владимирская область, Собинский район, п.Ставрово, ул.Советская д.22, кабинет 12. Телефон для справок: (849242) 5-27-71. Адрес электронной почты Продавца: e-mail: adm@stavrovo-info.
Общая информация:
универсально-пропашной колесный трактор ЛТЗ-60АБ-10, предприятие-изготовитель: ОАО «Липецкий трактор», адрес: г.Липецк, ул.Краснозаводская, 1, сертификат соответствия № РОСС RU МСОЗ ВО 1288 от 12.02.07, выдан ОСПТ НПТИ г.Москва, год выпуска 2009, заводской № машины (рамы): 004955, двигатель № 425863, коробка передач № 1342623, основной ведущий мост (мосты) № 1342623, 820284, цвет: черно-красный, вид движителя: колесный, мощность двигателя, кВт (л.с.) 42,3 (57,5), конструкционная масса, кг: 3125, максимальная конструктивная скорость, км/ч: 30,03; габаритные размеры, мм: 3950 х 1710 х 2500, паспорт самоходной машины и других видов техники: АВ 034493, дата выдачи паспорта: 14 августа 2009 года, государственный регистрационный знак: код 33 серия ВН № 8189, свидетельство о регистрации серии ВМ № 004927, дата регистрации 05.
Беларусь ЛТЗ 60 АБ Торнадо
Сличные огласи
Приказ све
- 100ks-2009g-oglas-38963929″ data-image-id=»183120337″>
- 27.871,79 € /
210.000 кун ЖЕ СЕРЕБРО 100,4
- 19.846,57 € /
149.534 кун
- 19.846,57 € /
Рено 626- 23 359,21 € /
176 000 кун
- 23 359,21 € /
- ИМТ-539.
1989год.- 5.176,19 € /
39.000 кун
- 5.176,19 € /
ЖЕ СЕРЕБРО 85
- 20.823,94 € /
156 898 кун
- 20.823,94 € /
Фендт 718
- 54.

947,24 € /
414.000 кун
- 54.
трактор SAME SILVER 90
- 16 479,53 € /
124 165 кун
- 16 479,53 € /
ДОЙЦ-ФАР АГРОФАРМ 420
- 25.
860,38 € /
194.845 кун
- 25.
ЖЕ СЕРЕБРО 100,6
- 19.931,65 € /
150.175 кун
- 19.931,65 € /
ДЖОН ДИР 7530 **ПРЕМИУМ**- 55.
000,33 € /
414 400 кун
- 55.
Продажа трактора MF 65,
- 3.981,68 € /
30.000 кун
- 3.981,68 € /
- ДЖОН ДИР 5065 E
- 21.
976,91 € /
165.585 кун
- 21.
Трактор Клаас Селтикс 465,100кс,2009г
- Сиена
- 4.645,30 € / 35.000 кун
Fiksni techaj konverzije 1 € = 7,53450 kn
Велепродайна циена:
- Приближно:
- Нетто циена:
- ПДВ:
Основная информация
- Местонахождение
- Истарска
- Марка
- Беларусь
- Модель
- 60 АБ ТОРНАДО
- Година производство
- 2002 г.

- Снага мотора
- 52 кВт
- Радни сати
- 1082
- Максимальная брзина
- 40 км/ч
- Станье
- Раблено
- Опрема
- 4×4 погон, кабина, передний гидравлический, гидравлический сервоуправление
Описание огласа
Беларусь ЛТЗ 60 АБ Торнадо
71 КС
2002 год
1082 радних сати
автоматическое улавливание преднег погона
кабина с грильяном и хладенем
новое предне гумэ, заднее 80%
2 дворовая извода за гидравлику изи и йоша 2 дворная испред
prodajem или mijenjam
звони ключиво на 098/174-8200
- Оглас объявления
- 10.
04.2016. ты 16:10 - До истека йош
- оглас истекао
- Оглас приказ
- 16281 пута
ЛТЗ-55/ЛТЗ-60А/ЛТЗ-60АБ/ЛТЗ-60АВ/ЛТЗ-95Б/ЛТЗ-120Б ⚙️ Dane Techniczne | АгроДейн
| Модель | ЛТЗ-55 | ЛТЗ-60А | ЛТЗ-60АБ | ЛТЗ-60АВ | ЛТЗ-95Б | ЛТЗ-120Б |
| Лата продукты | 1991-2003 | 1994-2009 | 1994-2009 | 1998-2005 | -2009 | -2009 |
| Означение/тип сильника | Д144 | Д144 | Д-248 | Д65М1Л | Д-245.5 | Д-245.16 |
| Внутренний цилиндр/турбина/интеркулер | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4ТИ |
| Промышленность скокова сильника (см3) | 4150 | 4150 | 4750 | 4940 | 4750 | 4750 |
| Wymiar tłoka/skok (мм) | 105×120 | 105×120 | 110×125 | 110×130 | 110×125 | 110×125 |
| Максимальная мц сельника (КМ) /przy obrotach | 55/1800 | 60/2000 | 57,5/2000 | 60/2000 | 88/1800 | 115/1800 |
| Обратный момент (Нм) /przy obrotach | – | – | – | – | – | – |
| Ilość przełożeń skrzyni biegów (przód + tył) | 10+2/8+8 | 7+7 | 10+2/7+7 | 10+2/7+7 | 16+8 | 16+8 |
| Liczba zsynchronizowanych biegów (przód + tył) | – | – | – | – | – | – |
| Шибка Скшиня | – | – | – | – | – | – |
| Тип реверсу | – | – | – | – | – | – |
| Предковская железная дорога (км/ч) | – | – | – | – | – | – |
| Максимальная скорость езды (км/ч) | – | – | – | – | – | – |
| Wydajność помпы гидравлические (л/мин) | 51 | 51 | 51 | 51 | 60 | 60 |
| Rodzaj sterowania tylnym podnośnikiem | мех | мех | мех | мех | мех | мех |
| Максимальный вес большого подносника (кг) | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | – | – |
| Prędkość obrotowa wałka odbioru mocy WOM (об/мин) | – | – | – | – | – | – |
| Rodzaj hamulca tarczowego (сучи/мокры) | – | – | – | – | – | – |
| Rodzaj sterowania układem hamulcowym | – | – | – | – | – | – |
| Промышленный щиток 2WD (м) | – | – | – | – | – | – |
| Промышленный щиток 4WD (м) | – | – | – | – | – | – |
| Розмер передняя опора 2WD | 6. 50-16 | – | – | – | – | – |
| Розмер передняя опора 4WD | 8.30-20 | 8.30-20 | 8.30-20 | 8.30-20 | 12.4R28 | 12.4R28 |
| Розмер задней опоны 2WD | 13.6R38 | – | – | – | – | – |
| Розмер тыльной опоны 4WD | 13.6R38 | 13.6R38 | 13.6R38 | 13.6R38 | 15.5R38 | 15.5R38 |
| Całkowita waga 2WD (кг) | 2900 | – | – | – | – | – |
| Całkowita waga 4WD (кг) | 3075 | 2910 | 3330 | 3380 | 4380 | 4430 |
| Całkowita wysokość z kabiną (см) | 256/260 | 256 | 256 | 256 (242) | 285 | 285 |
| Цыпленок длинный (см) | 375/392 | 392 | 395 | 395 | 420 | 420 |
| Чалковита крупная (см) | 214/225 | 225 | 225 | 228 | 254 | 254 |
| Pojemność zbiornika na paliwo (l) | 70 | 70 | 70 | 70 | 170 | 170 |
| Звуковой сигнал в кабине (дБ) | – | – | – | – | – | – |
Добавление отзыва или LTZ-55/LTZ-60A/LTZ-60AB/LTZ-60AV/LTZ-95B/LTZ-120B:
| Имя | |
| Модель | |
| Окена | |
| Два мнения | |

1989год.
860,38 € /