Толедская сталь википедия – Толедо википедия — википедия карта Толедо — информация из википедии на карте

Finder Magazine : Толедская сталь

Производство стали и оружия началось одновременно с появлением города, а может быть, это город появился вместе со знаменитым искусством местных кузнецов.

Так или иначе, имя Толедо на протяжении всей своей истории ассоциировалось не только с географией, но и со знаменитыми клинками, которые ковали еще иберы и кельты, жившие в этих местах уже три тысячи лет назад.

Даже, если не обращать внимания на легенды, погружающие нас совсем в незапамятные времена, абсолютно точно известно, что армия Ганнибала в третьем веке до нашей эры, перед походом на Рим, вооружалась именно в Толедо.

Вспомнив, что карфагенские войска перед выступлением насчитывали более ста тысяч воинов, можно представить уровень производства стали в Толедо две с половиной тысячи лет назад. Испанских мастеров в поражении Карфагена обвинять явно не стоит, хотя бы потому, что римляне после захвата Толедо с удовольствием обменяли свои мечи на оружие местного производства. После падения Рима, в чем толедские мечи тоже не были виноваты, Толедо уже привычно стал главной оружейной кузницей Великой Римской империи готов.

Очень долго во всем мире не существовало искусства закалки стали, равного толедскому. Но в пятом веке нашей эры на территории Сирии появляется технология, привезенная из Северной Индии и доведенная до совершенства в Дамаске. Новые мечи с необычным рисунком на лезвиях наделяются едва ли не магическими свойствами и на многие века становятся недостижимым идеалом. Во многих справочниках утверждается, что толедская сталь и есть один из вариантов Дамаскинской, привезенный в Толедо арабами, что не совсем верно. Мусульман не очень заинтересовало толедское оружейное производство, имеющееся на тот момент у них оружие, было, по крайней мере, не хуже, чем у вестготов. И уж точно они не собирались делиться державшейся в строжайшем секрете технологией с христианскими или новообращенными мусульманскими кузнецами.

Так что при арабском владычестве искусство выплавки стали в Толедо не было востребовано и потеряло свое былое значение.

Зато в одиннадцатом веке с переходом Толедо к Кастилии, производство снова развернули на полную мощность. Для сражений Реконкисты требовалось вооружить сотни тысяч солдат, желательно оружием, превосходящим по качеству оружие противника.

Перед толедскими мастерами стояла непростая задача превзойти, ну или хотя бы для начала повторить знаменитые Дамаскинские клинки. Благо к тому времени образцов для изучения было великое множество. Традиционные мечи, с незапамятных времен изготовлявшиеся в Толедо, не имели равных по прочности. Дамаскинские же, при практически такой же прочности, были еще и пластичными. При сгибании на 90 градусов лезвие, сделанное по восточной технологии, разгибалось само без потери качества, европейская сталь при этой пробе ломалась. Инструментов для изучения чужих и создания своих собственных технологий не было никаких. Ни микроскопов, ни химических реагентов, ни банальных термометров – только собственный опыт. Температуру металла определяли на глаз по цвету, а процесс обучения новых мастеров был не столько передачей знаний, сколько приобретением практического опыта на протяжении многих лет. Как при этом обеспечивалось производство десятков тысяч изделий – загадка. Довольно быстро толедцы выяснили, что рисунок на поверхности дамаскинских клинков является естественным, а не нанесенным, и что материалом служит смесь твердой стали с мягким железом. Будучи прокованным, клинок обретал структуру, чередующую мягкие и гибкие слои с жесткими. Как ни удивительно, но технологию удалось повторить, еще более удивительно, что на этом оружейники из Толедо и не думали останавливаться.

Дамаскинская сталь при всей своей легендарности имеет серьезный недостаток – режущая кромка при попадании на нее частички мягкого железа выкрашивалась в этом месте. Этот недостаток не столь существенен для режущего и колющего оружия, но для рубящего является критичным. Толедские мастера разработали технологию, позволяющую избавиться от этой проблемы. Заготовки для мечей изготавливались из бутерброда, где центральная часть была мягкой и пластичной, это обеспечивало оружию нужную гибкость. Именно к этой части крепился эфес оружия, поэтому лезвие никогда не отламывалось.

Вокруг мягкого центра, называющегося «alma de hierro», то есть «душа железа», оборачивался слой стали, их которой выковывались острые и твердые режущие кромки, не имеющие изъянов.

Некоторые, не очень компетентные источники, в противоположность «Дамаскинской версии» утверждают, что толедская сталь не имеет внутренней структуры. В это легко поверить, ведь слоистость материала не видна, на поверхности всегда находится только твердая сталь. Зато такое утверждение легко опровергнуть, проведя древний тест со сгибанием лезвия.

На совершенствование технологии ушли долгие пять сотен лет, но уже к шестнадцатому веку клинки из Толедо вернули себе звание лучших. Производство процветало, экспортируя тысячи и тысячи изделий по всему миру.

Оружейники многих стран предпочитали заказывать лезвия в Толедо, комплектуя их затем собственными эфесами, ножнами и прочими элементами декора.

Стоимость клинков, изготовленных известными мастерами, была космической, что не могло не породить волну подделок, которые продавались неопытным покупателям. Задолго до появления китайских мастеров ширпотреба явление фальсификации стало настолько массовым, что в 1567 году был издан королевский указ, который гласил: «Приказываю отказывать в крове и помощи тем, кто привозит в наше царство любые мечи, и, чтобы мечи, изготовленные в Толедо, имели метку и знак мастера, которым были сделаны, и места, где были произведены, и, если у кого будет найден фальшивый, отнимать этот меч».

С приходом новой эры огнестрельного оружия дальнейшее соревнование кузнечных дел мастеров потеряло всякое практическое значение. От качества меча, шпаги или сабли уже не зависела жизнь его владельца, разве что душевное здоровье, могущее пошатнуться от вида неидеально порезанного огурца. Начиная с девятнадцатого века, производство оружия для военных целей было свернуто, оставлено лишь мелкосерийное производство с церемониальными целями.

Сейчас, зайдя в любой магазин холодного оружия не только в Толедо, но и в любой другой стране мира, несложно найти огромный ассортимент ножей с маркой «Toledo». Увы, просто это слово уже давно не гарантирует ни великолепного качества, ни соблюдения технологии. Основная масса изделий ориентирована на незамысловатый вкус туристов и служит почти исключительно декоративным целям. «Толедо» является торговой маркой, и не значит, что предлагаемое холодное оружие сделано по образу и подобию знаменитых кастильских мечей. На витрине магазина основную массу составляют ножи из обычного «хромваннадия», тут же можно купить и «полосатых» дамаскинцев. И на всех без исключения будет стоять надпись «Толедо».При выборе настоящего толедского изделия исключительного качества ориентироваться нужно прежде всего на цену.

Универсальный принцип «дорого – мило, дешево – гнило» работает безотказно.

К мнению продавца, особенно в возрасте, тоже, несомненно, стоит прислушаться. Бояться, что вам впарят втридорога нечто недостойное не стоит, эти люди слишком давно занимаются своим делом и дорожат репутацией.

Оглавление:

В поисках настоящей Испании

Толедо

Экскурсия по Толедо

Толедская сталь

Кухня Ла-Манчи

Сеговия

Кухня Кастилии и Леона

Экскурсия по Сеговии

www.findermag.com

толедская сталь - история и технология, изготовление и применение

толедская сталь - один из старинных испанских брендов (как и кордуанская кожа). И самый романтичный. Надежнейшее и элегантного дизайна оружие, изготовленное в Толедо, славилось на всю Европу. Загадку качества толедской стали разгадывали и разгадывают по-разному, но в основном приписывают ее секреты эпохе арабского господства (с VIII по XI век нашей эры).
Так это или нетак? Восточная - или западная традиция толедской стали?
- То, что вы можете прочесть в интырнете об оружейном производстве в Толедо - по большей части лажа. Приведу цитаты. "Мусульман не очень заинтересовало толедское оружейное производство" (- какой бред! Им надо было вооружаться, а для этого использовать местные мощности и ресурсы). "И уж точно они не собирались делиться державшейся в строжайшем секрете технологией с христианскими или новообращенными мусульманскими кузнецами" (- у арабов и небыло этих суперсекретов. Арабская металлургия была достаточно скромная. Булатная сталь изготавливалась в Индии и в Персии). И всётакое в том же роде.
Попробуем подойти основательней.
Раннему кузнечному делу Толедо, конечно, обязано залежам железной руды в окрестностях. Кельтиберские крепости на территории нынешнего города возникли очдавно; а во II веке до н.э. римляне основали Толетум и украсили виллами, цирком и акведуком. Испанцы любят упоминать о том, что здесь готовился к походу на Рим Ганнибал - а значит, вооружали его армию толедские кузнецы. - Чтож, надо думать, после выполнения срочного карфагенского заказа съехавшиеся в Толедо мастера не все вернулись по домам: кому-то надо было и римлянам ковать их знаменитые испанские гладиусы, а кельтам - длинные спаты... Таким образом, профильный характер клинкового производства в Толедо определился рано.
Затем пришли вестготы. Их владычество длилось триста лет, пока в VIII веке нашей эры король Родерих - Родриго испанских романсов - не изнасиловал как мудак дочь графа Хулиана (Юлиана, то есть римлянина), и тот вызвал отомстить мавров. Мавры (арабо-берберы) охотно явились в срочном порядке через Гибралтар в 711 году и завоевали чуть не всю Испанию за семь лет... И все это время в Толедо, конечно, ковали мечи.
Король Альфонс Кастильский отнял Толедо у мавров в 1085 году, и город стал королевской резиденцией, а затем столицей Испании до 1561 (перенесена в Мадрид). Эпоха преобладания Испании в Европе продолжалась с XV по XVII век - и в это время испанские моды реально рулили едва ли не во всем. Это и был "золотой век" толедской стали. Потом - гибель Великой Армады, поражение при Рокруа (помните капец испанской пехоты в финале "Алатристы"?) и дальше под откос... Но шпаги и кинжалы в Толедо продолжали ковать.
Угодно имена мастеров? - Покатайте на языке: Себастьяны Эрнандесы Старший да Младший; Хуан Мартинес; Антонио Руис; Дионисио Каррьентес; Алонсо Луис де Саагун Старший и сын его - просто Луис де Саагун... Изделия их рук уходят теперь с аукционов под славословия экспертов по стратосферным ценам. Но ведь не в деньгах дело. Мастерства не прикупишь.
Как и мужества. Испанского идальго невозможно себе представить без эспады: кабальеро должен быть способен защитить свою честь и любовь. Толедские клинки сверкали и звенели и по Старому, и по Новому свету, куда они попадали в ножнах конкистадоров. Испанская школа фехтования славилась не менее толедской стали. "Визитной карточкой" метОды был постоянно направленный в лицо противника клинок, делающий невозможной лобовую атаку. Атаковали по кругу. Использовали как кинжал левой руки, так и небольшой круглый щит (он часто делался из пробкового дуба и носился на поясе). Рубили испанцы так амплитудно и мощно, что, по словам современника, искры отскакивали от камней мостовой...
В 1761 году Карл III основал в Толедо королевскую оружейную фабрику, которая снабжала испанскую армию уставным оружием, а в XIX веке дополнительно зарабатывала на продаже модных шпаг и кинжалчиков "под старинные" - в угоду романтическим увлеченьям аристократов и буржуазии. В XX веке фабрика была закрыта; но сувенирное оружие до сих пор в Толедо продают на каждом шагу. - Это небоевая, незакаленная сталь - игрушки; но имеется в городе и одна мастерская для знатоков. Производство знаменитых толедских клинков по старинным рецептам не умерло...
Что это за рецепты?
Толедские клинки делают традиционным для европейского кузнечного дела методом наварки на мягкую основу ("alma de hierro" - душа железа) полос закаленной стали. Таким образом меч соединял в себе достоинства твердости с прочностью. Эта технология была известна еще кельтам до нашей эры, и затем уступила место более простому методу поверхностной закалки цельнокованных клинков, который позволял производить большее количество оружия в короткое время. В ущерб качеству, конечно... Толедская сталь - не с Востока.
Зато с Востока - насекаемый на клинках и эфесах золотом, серебром и медью обворожительнозатейливый орнамент. Это традиционная техника арабов, украшающих так свое оружие. - А вот в Европе этот декор распространен не был, и толедское оружие своим дизайном выделялось на общем фоне не меньше, чем качеством стали.
Вот вам и ответ. Оружие Толедо - сплав Запада с каплей Востока - для аромата...
Как и вся Испания.

germiones-muzh.livejournal.com

Finder Magazine : Толедская сталь

Производство стали и оружия началось одновременно с появлением города, а может быть, это город появился вместе со знаменитым искусством местных кузнецов.

Так или иначе, имя Толедо на протяжении всей своей истории ассоциировалось не только с географией, но и со знаменитыми клинками, которые ковали еще иберы и кельты, жившие в этих местах уже три тысячи лет назад.

Даже, если не обращать внимания на легенды, погружающие нас совсем в незапамятные времена, абсолютно точно известно, что армия Ганнибала в третьем веке до нашей эры, перед походом на Рим, вооружалась именно в Толедо.

Вспомнив, что карфагенские войска перед выступлением насчитывали более ста тысяч воинов, можно представить уровень производства стали в Толедо две с половиной тысячи лет назад. Испанских мастеров в поражении Карфагена обвинять явно не стоит, хотя бы потому, что римляне после захвата Толедо с удовольствием обменяли свои мечи на оружие местного производства. После падения Рима, в чем толедские мечи тоже не были виноваты, Толедо уже привычно стал главной оружейной кузницей Великой Римской империи готов.

Очень долго во всем мире не существовало искусства закалки стали, равного толедскому. Но в пятом веке нашей эры на территории Сирии появляется технология, привезенная из Северной Индии и доведенная до совершенства в Дамаске. Новые мечи с необычным рисунком на лезвиях наделяются едва ли не магическими свойствами и на многие века становятся недостижимым идеалом. Во многих справочниках утверждается, что толедская сталь и есть один из вариантов Дамаскинской, привезенный в Толедо арабами, что не совсем верно. Мусульман не очень заинтересовало толедское оружейное производство, имеющееся на тот момент у них оружие, было, по крайней мере, не хуже, чем у вестготов. И уж точно они не собирались делиться державшейся в строжайшем секрете технологией с христианскими или новообращенными мусульманскими кузнецами.

Так что при арабском владычестве искусство выплавки стали в Толедо не было востребовано и потеряло свое былое значение.

Зато в одиннадцатом веке с переходом Толедо к Кастилии, производство снова развернули на полную мощность. Для сражений Реконкисты требовалось вооружить сотни тысяч солдат, желательно оружием, превосходящим по качеству оружие противника.

Перед толедскими мастерами стояла непростая задача превзойти, ну или хотя бы для начала повторить знаменитые Дамаскинские клинки. Благо к тому времени образцов для изучения было великое множество. Традиционные мечи, с незапамятных времен изготовлявшиеся в Толедо, не имели равных по прочности. Дамаскинские же, при практически такой же прочности, были еще и пластичными. При сгибании на 90 градусов лезвие, сделанное по восточной технологии, разгибалось само без потери качества, европейская сталь при этой пробе ломалась. Инструментов для изучения чужих и создания своих собственных технологий не было никаких. Ни микроскопов, ни химических реагентов, ни банальных термометров – только собственный опыт. Температуру металла определяли на глаз по цвету, а процесс обучения новых мастеров был не столько передачей знаний, сколько приобретением практического опыта на протяжении многих лет. Как при этом обеспечивалось производство десятков тысяч изделий – загадка. Довольно быстро толедцы выяснили, что рисунок на поверхности дамаскинских клинков является естественным, а не нанесенным, и что материалом служит смесь твердой стали с мягким железом. Будучи прокованным, клинок обретал структуру, чередующую мягкие и гибкие слои с жесткими. Как ни удивительно, но технологию удалось повторить, еще более удивительно, что на этом оружейники из Толедо и не думали останавливаться.

Дамаскинская сталь при всей своей легендарности имеет серьезный недостаток – режущая кромка при попадании на нее частички мягкого железа выкрашивалась в этом месте. Этот недостаток не столь существенен для режущего и колющего оружия, но для рубящего является критичным. Толедские мастера разработали технологию, позволяющую избавиться от этой проблемы. Заготовки для мечей изготавливались из бутерброда, где центральная часть была мягкой и пластичной, это обеспечивало оружию нужную гибкость. Именно к этой части крепился эфес оружия, поэтому лезвие никогда не отламывалось.

Вокруг мягкого центра, называющегося «alma de hierro», то есть «душа железа», оборачивался слой стали, их которой выковывались острые и твердые режущие кромки, не имеющие изъянов.

Некоторые, не очень компетентные источники, в противоположность «Дамаскинской версии» утверждают, что толедская сталь не имеет внутренней структуры. В это легко поверить, ведь слоистость материала не видна, на поверхности всегда находится только твердая сталь. Зато такое утверждение легко опровергнуть, проведя древний тест со сгибанием лезвия.

На совершенствование технологии ушли долгие пять сотен лет, но уже к шестнадцатому веку клинки из Толедо вернули себе звание лучших. Производство процветало, экспортируя тысячи и тысячи изделий по всему миру.

Оружейники многих стран предпочитали заказывать лезвия в Толедо, комплектуя их затем собственными эфесами, ножнами и прочими элементами декора.

Стоимость клинков, изготовленных известными мастерами, была космической, что не могло не породить волну подделок, которые продавались неопытным покупателям. Задолго до появления китайских мастеров ширпотреба явление фальсификации стало настолько массовым, что в 1567 году был издан королевский указ, который гласил: «Приказываю отказывать в крове и помощи тем, кто привозит в наше царство любые мечи, и, чтобы мечи, изготовленные в Толедо, имели метку и знак мастера, которым были сделаны, и места, где были произведены, и, если у кого будет найден фальшивый, отнимать этот меч».

С приходом новой эры огнестрельного оружия дальнейшее соревнование кузнечных дел мастеров потеряло всякое практическое значение. От качества меча, шпаги или сабли уже не зависела жизнь его владельца, разве что душевное здоровье, могущее пошатнуться от вида неидеально порезанного огурца. Начиная с девятнадцатого века, производство оружия для военных целей было свернуто, оставлено лишь мелкосерийное производство с церемониальными целями.

Сейчас, зайдя в любой магазин холодного оружия не только в Толедо, но и в любой другой стране мира, несложно найти огромный ассортимент ножей с маркой «Toledo». Увы, просто это слово уже давно не гарантирует ни великолепного качества, ни соблюдения технологии. Основная масса изделий ориентирована на незамысловатый вкус туристов и служит почти исключительно декоративным целям. «Толедо» является торговой маркой, и не значит, что предлагаемое холодное оружие сделано по образу и подобию знаменитых кастильских мечей. На витрине магазина основную массу составляют ножи из обычного «хромваннадия», тут же можно купить и «полосатых» дамаскинцев. И на всех без исключения будет стоять надпись «Толедо».При выборе настоящего толедского изделия исключительного качества ориентироваться нужно прежде всего на цену.

Универсальный принцип «дорого – мило, дешево – гнило» работает безотказно.

К мнению продавца, особенно в возрасте, тоже, несомненно, стоит прислушаться. Бояться, что вам впарят втридорога нечто недостойное не стоит, эти люди слишком давно занимаются своим делом и дорожат репутацией.

Оглавление:

В поисках настоящей Испании

Толедо

Экскурсия по Толедо

Толедская сталь

Кухня Ла-Манчи

Сеговия

Кухня Кастилии и Леона

Экскурсия по Сеговии

www.findermag.com

Толедо - Andrey Konovalov

Начав вчера со сделанной "на коленке" панораме Толедо, хочу предложить сегодня уважаемым читателям более подробный рассказ об этом чудесном городе, где самым неожиданным образом сплелись кастильский дух страстной готики, богатое воображение мавров и свойственная иудеям страсть к обогащению.

Об этом укрепленном пункте карфагенян, расположенном на гранитной скале над рекой и окруженном оливковыми рощами, писал еще Тит Ливий в своем труде «История Рима». Рассказывая о завоевании Пиренейского полуострова римлянами, историк сообщает о взятии в 193 году до нашей эры небольшого, но малодоступного городка Толетум, сдавшегося только после долгого и упорного сопротивления.


Римлян сменили вандалы, но не надолго, ибо пришедшие в 456 году вестготы основали здесь свое свое могущественное королевство, столицей которого стал Толедо, превратившийся к этому времени в политический, культурный и религиозный центр Иберийского полуострова.

Но продержались они не долго, так как борьбой за власть между очередными претендентами на престол воспользовались арабы (сиречь мавры) и в 712 году Толайтола на 400 лет вошел в состав Кордовского халифата, а после его распада - столицей эмирата.
Несмотря на частые восстания против завоевателей, толедцы не могли не подпасть под влияние высокой арабской культуры. Завоеватели-мавры украсили город многочисленными дворцами и мечетями.
Лишь во время Реконкисты, в 1085 году испанские войска под предводительством короля Альфонса VI освободили Толедо и водрузили испанское знамя над Алькасаром — дворцом мавританских правителей.

Став столицей Испании, Толедо начал играть ведущую роль в борьбе христиан против мусульманского мира. Здесь формировались главные силы испанцев, сюда же съезжались рыцари из всех христианских государств Европы, готовые сразиться с приверженцами ислама.

В 1226 году по инициативе Хименеса де Рада, архиепископа Толедо, начали возводить величественный готический собор, строительство которого продолжалось более двух веков. «Первый в Испании и первый из немногих в Европе в том, что касается красоты и совершенства», «величественный и звучный гимн, в котором поет готика» - так величают это грандиозное сооружение. По своим размерам собор в Толедо уступает только соборам в Милане и Севилье. С течением веков в нем накопилось столько произведений искусства, что это сказочное богатство приводит в изумление.
Благодаря тому, что нас сопровождал местный гид, мы смогли проникнуть в ризницу Santa Iglesia Catedral Primada, где собраны бесценные полотна Эль Греко и Гойи, Тициана и Веласкеса, Ван Дейка и Рубенса, Беллини и Рафаэля; а также в сокровищницу, в которой помимо прочего находится дароносица, башня трехметровой высоты, на изготовление которой пошло 18 кг золота, привезенного Колумбом из Америки, и 183 кг серебра. Она как сказочное дерево на ветвях которого играет свет, где сотни святых поют, серебряные колокольчики звенят, жемчужины блестят и бриллианты сверкают...

Но картины самых известных художников хранятся не только в Кафедральном соборе, поэтому было грех не зайти в церковь Санто-Томе (Iglesia de Santo Domes), в которой хранится одна из самых впечатляющих работ Эль-Греко: "Погребение графа Оргаса" и при этом наверное наиболее чтимая городская реликвия.

Самая великая (и большая – 480х360 см) работа</a> «живописца кастильской набожности» написана для специально для этой небольшой церквушки, рядом с его домом. Она изображает легенду, в которой святые Августин и Стефан относят мертвого графа (дона Руиса Гонсало де Толедо), уважаемого гражданина города, в рай. Ряд одетых в черное мужчин (среди них и сам Эль Греко, он смотрит прямо на зрителей, там же Сервантес, автор приключений знаменитого идальго) делят композицию на две сферы. На их лицах отражается их внутреннее движение. Ангел, раздвигающий небеса, держит в своей руке душу графа в виде ребенка. И своего сына автор не позабыл: вот же он, на переднем плане слева. А из кармана мальчика высовывается носовой платок, на котором написана дата его рождения - 1578 год.
Чем дольше смотришь на картину, тем сильнее погружаешься в ее контрасты и параллели, горизонтали и вертикали, плоскость и пространство, симметрию и асимметрию...

Толедская сталь считалась лучшей в Европе для изготовления кинжалов и шпаг, он до сих пор считается городом оружейников и ювелиров.
Именно здесь, согласно средневековому арабскому рецепту «раскаленной стали форму придавая, в сталь кладут по черни золотой узор, и века сверкает красота живая двух металлов разных, слитых с давних пор»...

Хотя сейчас большая часть толедских мастеров занимается изготовлением копий известных мечей и шпаг, так как этот товар пользуется особой популярностью у туристов, некоторые из оружейников все еще работают на заказ – преимущественно для армий разных стран, а также настоящих любителей и коллекционеров холодного оружия.

И разумеется, здесь изготавливают специальные 90-сантиметровые шпаги для тореро - estoque.

Этот город живет оружием, клинками и доспехами, а поэтому сам немного напоминает сурового средневекового рыцаря в латах, а количество оружейных магазинов и лавочек поражает воображение неподготовленного туриста. Ну и конечно, везде представлены самые известные литературные герои Ла Манчи: хитроумный идальго Дон Кихот и его верный Санчо Панса.

А сколько изящества в филигранных золотых украшениях толедских ювелиров! Почти невесомые, покрытые геометрическим или растительным узором, они лежат в витринах, словно золотой пух.

Как только Толедо стал столицей, испанские аристократы начали охотно селиться в городе, чтобы быть поближе к королевскому двору. При возведении своих домов они брали за образец постройки мавров. Снаружи фасады жилищ испанских грандов были довольно просты и строго молчаливы: редкие прорези зарешеченных окон, массивные деревянные двери с тяжелыми металлическими скрепами...

Зато внутри они пленяют архитектурным изяществом своих двориков, окруженных галереями, богатством и красочностью цветущих растений, журчанием фонтанов, богатством орнаментальных украшений и блеском разноцветного кафеля...

Кастильцев привлекали живописная игра архитектурных линий и изящество арок, покоящихся на стройных колоннах; обилие декоративных украшений из раскрашенного гипса и причудливая резьба деревянных и сталактитовых потолков. Даже в религиозных строениях толедские мастера смело соединяли характерные черты мавританского зодчества с романским и готическим стилями, заимствованными в Европе. В результате такого синтеза в Испании создается особый декоративно-живописный стиль, который получил название «мудехар».

В 1561 году по велению короля Филиппа II столица страны из Толедо была перенесена на 71 километр севернее - в Мадрид. С тех пор город словно "законсервировался", что явно пошло ему на пользу, ибо веяния моды отскакивали от него как горох от стенки. Зато он, по выражению испанцев, имеет «olor, color, sabor» (запах, цвет, вкус)...

Спускаясь с "верхнего города" в еврейский квартал встречаешь необычный памятник – бородатая голова в ермолке, парящая над свитком Торы – это посвящение Самуэлю Халеви, министру финансов кастильского короля Дона Педро I, который настолько успешно вел дела, что на возникшие излишки смог построить самую большую синагогу в Толедо, но в результате королевского гнева лишился этой важной части организма...

Еврейская община существовала в Толедо уже во времена вестготов, а религиозная терпимость арабов способствовала ее дальнейшему процветанию, так что в XII - XIV веках Толедо слыл испанским Иерусалимом. Однако гонения на евреев при христианском правлении привели к резкому сокращению их количества, а в 1492 году королевским указом они были окончательно изгнаны из страны (в основном в Северную Африку и на Балканы - сефарды).

Музей де Санта Круз (Museo de Santa Cruz) занимает здание госпиталя, осно­ванного в 1504 г. кардиналом Мендосой, исповедником королевы Исабеллы.

Часть его занимает действующий францисканский монастырь Ла-Консепсьон, в который приглашали зайти, но уже навсегда... 🙂

Это прекрасно сохранившийся памятник эпохи Католических королей, перестроенный из мавританского дворца, с пышным фасадом и великолепными интерьерами, а также богатейшим собранием произведений уже много раз упоминавшегося Доми́никоса Теотоко́пулоса (сиречь Эль Греко).

Феномен сохранности Толедо еще и в том, что когда в тридцатые годы ХХ века испанцы рьяно взялись за активную перестройку городов, Франко запретил трогать Толедо, поэтому город сохранил свой средневековый облик: узкие улицы, которые почему-то все ведут вверх, древнюю кладку стен, и свою особую атмосферу аутентичности…

Испания, июль 2010 года

conwell.livejournal.com

Сталь Толедо и мушкеты Габсбургов: ispantz42

В 1561 году внутри крепости Алькасар, которая расположена в верхней части города Толедо, было определенное оживление и некоторая суматоха, связанная с намечающимся переездом всего королевского двора на новое место. Король Испании - Филипп Второй, который провел все своё детство и юность в этом городе, решил перевести свой двор в Мадрид, где спустя три года начнется строительство дворца резиденции испанских королей - Эскориал. Столица Испании после долгих лет блуждания по всему пиренейскому полуострову, наконец-то обрела своё постоянное место дислокации. Начиналось время тайн мадридского двора.

А в это время, на другом конце Европы, в столь нелегкое время всё было несколько наоборот. В 1561 году было закончено строительство храма Василия Блаженного и закончена реконструкция палат Кремля. И только спустя три года, в тот момент, когда в Мадриде начнется полномасштабное строительство - Эскориала, внутри кремля было определенное оживление и некоторая суматоха, связанная с погрузкой в сани ценного имущества и всей государевой Казны. Иван Грозный по примеру испанского короля, решил тоже немножко переехать на другое место, вместе с царским двором за сто верст от Москвы в Александрову слободу. Начиналось тревожное время - Опричнины.

Где то посередине всего этого и в тот же год, ливонские и польские феодалы собрались на сходку, где заключили Виленский договор, будущая Речь Посполитая начала потихоньку приобретать форму немного прирастая окрестной территорией.

Где то в Парижу, гражданка Флоренции - Екатерина Медичи, после смерти своего мужа в 1560 году, который всячески отстранял её от участия в государственных делах и заменяя её при этом своей любовницей в столь нелегком деле, благодаря чуровскому подсчету голосов в 1561 году стала пРе-зи-гентом при малолетнем королевиче - Карле девятом. Регент при королевиче, уроженка Флоренции и ревностная католичка Екатерина Медичи, уже тогда начала продумывать коварные и хитрые планы на ближайшую Варфоломеевскую ночь и имея рейтинг в 86 %, явно задумывала что-то нехорошее по отношению к французской оппозиции, состоявшую из Гугенотов протестантов.

В Европе в это время во всю шло построение полноценных протяженных государств с централизованной властью монархов. Помимо выстраивания жесткой вертикали власти на своей территории, молодые Феодалы вовсю устраивали разборки меж собой по всей матушке Европе. Разборки между феодалами были настолько обширны территориально и захватывали столь протяженные пространства , что в Италии из-за частого набега туда в этот период различных незаконно вооруженных формирований этих самых феодалов, заканчивался период Возрождения.

Для всего этого занятия требовалось оружие. Много оружия, самого разнообразного. Для оружия, как холодного так и огнестрельного, требуется именно качественное железо, а способ его получения в то время был далек от современного и заключался он в выколачивании из горячего куска железа ( крицы ) угольной золы, тяжелыми молотками. Это уже значительно позже, научились перегонять Чугун в Сталь и получать таким способом качественное железо из практически любых железных руд. А в то время, огромное значение имело качество железной руды и такие месторождения становились важным стратегическим ресурсом И вот тут начинается самое интересное.

Перерыв гору информации и просеяв из неё нужные крупицы, удалось получилось следующее. В то время было всего четыре высококачественных и легкодоступных месторождения в Европе. Уходить слишком в сторону и описывать все трудности нахождения и добычи под землей чего то полезного, не хотелось бы. Все что было ценного в земле, в то время добывали либо находящееся близко к поверхности, либо в горизонтальных горных шахтах. И именно близко лежащих и высококачественных месторождений железных руд, было на тот момент - Четыре.

А вот в этом месте, как говорится, следите внимательно за «руками» - названиями.

Первое из них, это безусловно возле испанского города Толедо. Двигаясь на восток, фиксируем - Бургундию ( между Францией и Швейцарией ). Затем идет итальянский - Милан. Замыкает четверку - Богемия ( Чехия ). Про Богемию- Чехию, одни злые языки наговаривают что там жили Печенеги и у них был много печей, которые коптили небо во всю ивановскую. А другие наговаривают, что там жили Бойи и «Bojohemum - Богемия» означает материнский дом бойев, а само слово Бойя в переводе с древнеславянского означает битьё твердым и прочным предметом по голове, явно металлического.

Если глянуть на карту коронных земель Габсбургов в 16 веке, то можно увидеть что все эти места они тщательно застолбили за собой. И если не знать подоплеку происходящего, то будет совершенно не понятно - Зачем товарищи Габсбурги так упорно лезли в Бургундию и в окрестности Милана, где сам Милан в эпоху итальянских войн, был одним из главным мест событий. А уж про Бургундию, ставшую постоянным яблоком раздора между французскими Бурбонами - Валуа и испанскими Габсбургами, которые постоянно толкались туда, лупцуя друг друга по чем зря колюще - режущими предметами, вообще отдельная тема для разговора. Каким казалось бы Мёдом там было намазано в этой Бургундии, что их туда так притягивало. Девки там штоли были шибко хорошие или ещё чего. А то и было. Железом там было намазано.

Месторождения Швеции и её знаменитые марки железа, это уже ближе к середине 17 века и сама Швеция в этой связи заслуживает отдельного рассмотрения. Откуда взялась у шведов такая прыть и несгибаемая сила воли, вплоть до того момента, когда шведы начали гнуться.

Но вернемся в Испанию, в город Толедо, в то время, когда происходил переезд королевского двора в Мадрид. Что бы подчеркнуть ещё одну важность этого города в истории Испании, нужно отметить тот факт, что после отъезда королевского двора там осталась и находится по сей день резиденция испанской католической Архиепархии . Епископ Толедский для Испании, это как Патриарх московский для Руси, с той только разницей, что над толедским «Папой» есть римский.

Почему Толедо и почему именно этот срез времени - 1550 - 1560 год.
Всё дело в том, что именно здесь и примерно в это время появились первые Мушкеты, которые по своим техническим данным, несильно, но уже превосходили тяжелые Арбалеты производства made in Генуя. Появилось ручное оружие, которое и стреляло дальше и пробивало лучше, чем те самые арбалеты имеющие широкое распространение. Начиналась техническая гонка по совершенствованию мушкетов и дымного пороха. Всё это приводило к изменению государственного устройства. Рыцарей и Баронов, заменяли Офицеры. От феодальной раздробленности к централизованному государству, которое снабжало войска. Усложнение и удорожание нового оружия, требовало концентрации денег и ресурсов, а также стандартизации его производства На начальном этапе трансформации армии появились знаменитые испанские Терции возглавляемые офицерами.

Существует множество объяснений тактики и построения Терций, сколько пикинёров, мечников и аркебузиров ( мушкетеров ) в какой последовательности строились и какую тактику использовали. Но при этом упускается из вида одна вещь - Производственные мощности огнестрельного оружия. Которые состоят из производства непосредственно самих Мушкетов и Пороха. Будь у феодалов достаточные производственные мощности по изготовлению всего этого, то и тактика построения и ведения боевых действий были бы как при Наполеоне. Много пушек и поголовное вооружение мушкетами пехоты, и ни каких пикинёров и мечников. Испанские Терции, когда 25 % пехоты вооружено мушкетами, а остальные пиками и мечами, это всё от бедности и слабости промышленной базы, в которой самым слабым звеном был - Порох. Мало пороха, мало мушкетов и пушек, много копий.

Весь принцип ведения войны и всю гениальность полководцев, можно свести к простому определению - Послать как можно дальше и как можно больше и точнее, связанной энергии. Кинетической или химической.

И весь талант упомянутого Наполеона, базировался на доступе к дешевому источнику одного из самых дорогих компонентов Пороха - Селитре. Когда после египетских походов в 1798 года, французы дорвались до легкодоступного и качественного месторождения в пустыне под Каиром, аммиачной селитры, то затрещала вся Европа.

А в те далекие времена, порох на каждый выстрел отдельно, носили спереди как медали на параде в специальных герметичных и резных шкатулках. Войско, чьи мушкетеры были обвешаны аж десятью такими шкатулками, на десять выстрелов, вселяло благоговейный ужас на всю округу. Поскольку наступало время пороха, мушкетов и пушек, время селитры. То вот эта селитра, вслед за железом, стала ещё одним стратегическим ресурсом ради которого феодалы шли - Во все тяжкие. Каким образом феодалы добывали столь ценный ресурс, в столь нелегкое и далекое время, заслуживает отдельного, веселого и весьма интересного рассказа.

Не отставали от этого неспокойного времени и кузнечные мастерские Толедо, которые коптя небо мастерили столь нужные Габсбургам мечи, шпаги, бронежилеты и каски аля конкистадор, и конечно же - Мушкеты. Огромная и местами священная римская империя Габсбургов, требовала всего этого в большом количестве. Поскольку произошло усложнение оружия, то это потребовало и стандартизации его производства. И точно так же как в Генуе, где производство тяжелых арбалетов было выведено из цеховой регламентации и поставлено в прямую зависимость от республики, в Толедо происходит тоже самое. Там нет оружейных Цехов, всё производство централизовано и работает на заказ королевского двора и ему подчиняется.

ispantz42.livejournal.com

Толедо: мечи в древних камнях

В нескольких километрах к югу от Мадрида лежит старая столица Испании – Толедо. Основанный римлянами, город этот был оставлен ими под натиском варваров, но не пал, не разрушился и не исчез с лица земли, как многие другие. Более того, он сохранил свою уникальность: став одним из излюбленных мест паломничества туристов, Толедо не утратил шарма средневековья. Это город мастеров, город оружейников и ремесленников.
Толедо – маленький, но очень гордый город, самодостаточный и относящийся к веяниям времени, к прогрессу с брезгливостью богатого антиквара, с насмешливым презрением мультимиллионера. Что ему до писков моды? Он волен выглядеть так, как ему нравится. Разве кто-нибудь осмелится сказать что-либо против? Сердцу старой Кастилии, Кастилии фанатично-религиозной, Кастилии дворянской, нет никакого дела до того факта, что сегодня армии вооружают огнестрельным оружием, а из нынешних «дворян» владеет шпагой едва ли каждый двадцатый. Этому городу не слишком интересны перемены, потому что именно здесь живут и работают лучшие на Земле оружейники и, поверьте, их работу, более похожую на искусство, всегда найдется, кому оценить. Даже если на Земле не останется никого, кто бы доподлинно знал, что значит «выпад», «stoccata» или же «punta riversa», несомненно, это не слишком повлияет на сбыт толедских клинков. Известно, что знаменитая толедская сталь делается по средневековому арабскому рецепту, а своими клинками Толедо славился еще во времена вестготов. Сейчас большая часть толедских мастеров занимается изготовлением копий известных мечей и шпаг, так как этот товар пользуется особой популярностью у туристов, однако некоторые из оружейников все еще работают на заказ – преимущественно для армий разных стран.
Собственно, холодному оружию в Толедо посвящено все. Нет ни единой улицы, где взгляд не наткнулся бы на оружейную лавку. Рапиры, шпаги, сабли... Щиты, украшеные искусной чеканкой работы настоящих мастеров, ножи с рукоятями в виде львиных и волчьих голов. В одной из десятка стоек с оружием можно найти тяжелый европейский клеймор и изящную японскую катану – в Толедо умеют делать любое холодное оружие. Иногда мечи и кинжалы развешаны прямо на каменных стенах маленьких лавок. Совсем рядом торгуют стеклом и керамикой, статуэтками, панно и дамаскинадос – толедскими украшениями с золотой насечкой. А сколько изящества в филигранных золотых украшениях толедских ювелиров! Почти невесомые, покрытые геометрическим или растительным узором, они лежат в витринах, словно золотой пух.
Толедо – христианская территория, но сквозь католическую торжественную роскошь, сквозь священную суровость нет-нет, да и проглянет что-то мавританское, что-то античное или языческое. Наравне со статуэтками, изображающими средневековых рыцарей в полном доспехе, здесь можно купить статуэтку Девы Марии, суровое распятие темного дерева, четки или розового керамического ангелочка, с лица которого не сходит лукавая улыбка Амура. Найдется и древний кастильский талисман – старинная монета с дыркой посередине, и десятка два керамических тарелочек, покрытых глазурью – среди них нет и двух одинаковых. За много столетий искусство ручной росписи керамической посуды превратилось в настоящее искусство. В самом городе и вокруг него сохранились богатые и разнообразные традиции гончарного ремесла. На площади возле церкви святого Тома, той самой церкви, где находится знаменитая картина Эль Греко «Погребение графа де Оргаса» расположены самые дорогие и самые интересные сувенирно-туристические магазины Толедо. Именно там ценитель имеет неплохие шансы найти старинную саблю вороненой стали, украшенную золотой или серебряной нитью – и вдобавок за сумму, которую он способен себе вообразить.
Почти в любой оружейной лавке можно купить крохотную копию знаменитого меча, который приглянулся вам, но оказался слишком дорогим. Миниатюра отличается только размером и ценой, все особенности оригинального толедского оружия воспроизведены с исключительной тщательностью.
Сталь – и позолота, сталь – и черненое серебро, сталь – и вделанные в рукояти камни – город живет оружием, город говорит оружием, город дышит оружием. В Толедо, на территории Алькасара – древнего замка – даже располагается музей оружия, где выставлены преимущественно шпаги и рапиры 18-19 веков. Неудивительно, ведь дуэлянты, странствующие рыцари и купцы разнесли славу о толедских мастерах по всему свету.
В знаменитом романе Теофиля Готье «Капитан Фракасс» есть такой эпизод:
«При первой же возможности Сигоньяк откланялся и, удалившись в свою комнату, запер дверь на щеколду. Затем достал из матерчатого чехла, предохраняющего от ржавчины, старую отцовскую шпагу, которую взял с собой, как верную подругу. Бережно вытянув ее из ножен, он с благоговением поцеловал ее рукоять. Это было хорошее оружие, дорогое, без лишних украшений, оружие для боя, а не для парада. На клинке голубоватой стали с тонкой золотой насечкой было вырезано клеймо одного из лучших толедских оружейников. Сигоньяк протер клинок суконкой, чтобы придать ему первоначальный блеск, затем пощупал пальцем острие и, уперев его в дверь, согнул шпагу почти пополам, желая проверить ее гибкость. Благородный клинок доблестно выдержал все испытания, показав, что не предаст хозяина на поле чести».
Вряд ли можно сказать о толедских клинках вернее, звонче и проще.
Толедо – исключительный город, бесспорно, достойный восхищения и продолжительных визитов. Однако поездка в Толедо вполне отвечает «правилу трех Д»: далеко, долго и дорого. А оружие, сделанное руками толедских мастеров, вы вполне можете купить у нас, не отходя от монитора.

altritter.ru

Толедо — Википедия

Толе́до (исп. Toledo [toˈleðo]) — город в центральной части Испании, столица провинции Толедо и автономного сообщества Кастилия — Ла-Манча. Расположен к юго-западу от Мадрида на реке Тахо и является центром архиепископства. Население в 2007 году составляло 78 618 жителей. В 1986 году исторический город Толедо был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Вид на Толедо с алькасаром и собором Бывшие синагога и мечеть. Сейчас — католическая церковь и музей евреев — сефардов

Первыми постоянными поселениями на территории города были крепости, возведенные в эпоху кельтиберов. В 192 году до н. э. римлянин Марк Фульвий Нобилиор сломил отчаянное сопротивление жившего здесь племени карпетанов и основал форпост Толетум. Благодаря залежам железной руды вблизи города Толедо превратился в значимый поселок, чеканящий собственные монеты. Раскопки роскошных вилл того времени свидетельствуют о глубокой романизации поселения, имевшего свой акведук, к сегодняшнему дню полностью разрушенный.

После первых нападений варваров античные стены были укреплены. В 411 году город кратковременно захватили аланы. В 418 году он перешел к вестготам и оставался их столицей до 711 года. За это время Толедо сделался центром католического архиепископства. В Средние века толедские архиепископы имели собственное войско и принимали участие в Реконкисте и в других военных операциях испанских королей.

Мавры завоевали столицу государства вестготов в 712 году. Расцвет Толедо под именем Толайтола пришелся на время их правления. Альфонс VI Кастильский завоевал город 25 мая 1085 года. К этому времени Толедо прославился своими мечами и другими изделиями из стали.[источник не указан 2495 дней]

Толедо стал одной из резиденций королей Кастилии[2] и оставался ею до 1561 года, пока Филипп II не перенес свою резиденцию на 71 км в Мадрид, лежащий ровно в центре Пиренейского полуострова, и примерно на одинаковом расстоянии от всех портов. Толедо остался религиозным центром.

20 июля 1936 года около тысячи сторонников Франко с несколькими сотнями гражданских лиц, включая женщин и детей, заперлись за стенами крепости. Против них использовалась тяжелая артиллерия и авиация, но курсанты военного училища под командованием полковника Москардо в течение 70 суток обороняли Алькасар от республиканцев до подхода сил националистов. В ходе боев был расстрелян сын полковника, взятый республиканцами в заложники, а здание было разрушено, за исключением южной стены. С этого времени лозунгом националистов стало «Алькасар не сдаётся». Подошедшие соединения генерала Варелы отбросили войска республиканцев, состоявших из анархистов и марксистов, сняли осаду и жестоко расправились с городским населением. [3],[4] В годы правления Франко история страны излагалась односторонне, в последующее время здесь был создан военный музей, дающий представление о происшедших событиях.

Видео по теме

Достопримечательности

Исторический центр Толедо представляет собой цельный ансамбль нетронутого временем средневекового города с лабиринтом узких мощёных улиц и большим числом архитектурных памятников, среди которых:

  • Кафедральный собор Святой Марии, построенный в XIII—XV веках
  • крепость Толедский алькасар
  • музей сефардов, расположенный в синагоге дель Трансито (XIV век)
  • бывшая синагога Санта Мария ла Бланка (XII век), старейшая синагога в Европе, дошедшая до наших дней
  • развалины римского амфитеатра и римский акведук
  • замок Сан-Сервандо, XIV век
  • бывшая мечеть дель Кристо де ла Лус, построенная в 999—1000 гг.
  • музей-госпиталь Санта-Крус, XVI век
  • францисканский монастырь Сан Хуан де Лос Рейес в стиле пламенеющей готики, 1477—1504 гг.
  • цистерцианский монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, основанный в 1085 г.
  • госпиталь Тавера (1541—1603 гг.)
  • церковь Санто Томе с погребением графа Оргаса (1586 г.)
  • музей Эль-Греко с собранием картин художника
  • церковь San Román постройки XIII века с музеем вестготской культуры
  • барочная церковь Сан Ильдефонсо, XVIII век
  • монастырь Святой Урсулы в стиле мудехар, XIV век
  • церковь Сантьяго де Аррабал (исп. Iglesia de Santiago del Arrabal) в стиле мудехар, перестроенная в XIII вв. из мечети XII века

Крепость

Панорама Толедо. (Вид на Север) Внешняя сторона ворот Бисарга

От старой крепости в Толедо до наших дней сохранились крепостные стены, восемь ворот и два моста. Крепость возникла в изгибе реки Тахо, обрывистые берега которой обеспечивали городу естественную защиту с юга. Наиболее мощные защитные сооружения крепости испокон века возводились с северной стороны.

Первые крепостные стены, о которых нам что-либо известно, были построены римлянами. Римские стены начинались от холма, на котором ныне стоит алькасар, далее шли в направлении церкви Санто Томе и, пересекая местоположение Кафедрального собора, возвращались к алькасару.

Более поздние вестготские крепостные стены имели бо́льшую протяжённость и были значительно лучше укреплены. Они также начинались от алькасара, затем шли к воротам Пуэрта-де-Досе-Кантос, расположенным недалеко от моста Алькантара, оттуда — к нынешнему музею Санта-Крус и далее к воротам Пуэрта дель Камброн. Оттуда стены продолжались вдоль берега реки назад к воротам Пуэрта-де-Досе-Кантос. Строительство этой мощной укреплённой линии было осуществлено по инициативе вестготского короля Вамбы. Его крепостную стену и более сотни башен и по сей день можно видеть на неприкрытом рекой участке между мостами Святого Мартина и Алькантара.

Ворота Пуэрта-дель-Соль

Позднее укрепление стен города, разрушаемых войнами и временем, осуществляли арабские завоеватели, а, вслед за ними, и король Альфонсо VI, дополнительно усиливший защиту на участке между мостом Алькантара и воротами Бисагра.

Наиболее знаменитыми воротами крепости Толедо являются ворота Бисагра (исп. Puerta de Bisagra) или Новые ворота Бисагра (исп. Puerta Nueva de Bisagra). Свой нынешний облик они обрели в середине XVI века. Ворота представляют собой своеобразную мини-крепость или цитадель. Из четырёх её стен две образованы внешними и внутренними (обращёнными к городу) воротами. Мощные цилиндрические башни внешней части ворот построены ещё арабами и обрамляют центральную часть фасада, увенчанную вырезанным из камня огромным двуглавым орлом. Часть ворот, обращённая к городу, имеет две квадратные в сечении башни с пирамидальными крышами, крытыми бело-зелёной черепицей, также образующей габсбургского двуглавого орла.

Про ворота Альфонсо VI (другое их название Старые Ворота Бисагра) известно немного. Они датируются началом IX века и с тех пор не перестраивались. Известно, что под сводами этих ворот 25 мая 1085 года во главе своего войска прошёл король Альфонсо VI.

Ворота Пуэрта-де-Вальмардон

Дошедшие до наших дней ворота Пуэрта дель Камброн (исп. Puerta del Cambron) были перестроены в стиле ренессанс в 1576 году из старых визиготских ворот времён короля Вамбы. Своё имя они получили по названию колючих кустарников, некогда окружавших их буйными зарослями. Ворота состоят из двух частей, каждая из которых имеет по две увенчанных черепицей башни. На обращённой к городу стороне вместе с гербом Филиппа II помещена статуя Святой Леокадии работы А.Берругете — святой, почитаемой в Толедо ещё с тех времен, когда город был столицей вестготского королевства. Внутренняя сторона ворот украшена гербом Толедо.

Ворота Пуэрта-дель-Соль (исп. Puerta del Sol) или Ворота Солнца, расположенные недалеко от ворот Бисагра, построены в XII веке, а затем перестроены в начале XIV века. Они представляют собой две хорошо укреплённые зубчатые башни, круглую и квадратную в сечении, на которые опирается главная арка. Стрельчатый свод с изящной кирпичной кладкой сводов обнаруживает арабское влияние. В центре фасада среди аркатуры видна небольшая скульптурная композиция, изображающая две женские фигуры с подносом, на котором лежит человеческая голова. Полагают, что эта композиция изображает двух молодых девушек, изнасилованных толедским градоначальником, чья голова была отрезана королём в наказание за это деяние. Позже скульптура была в качестве предостережения помещена на городские ворота. На замковом камне второй арки на треугольном мраморном щите расположен рельеф с изображением сцены из жизни Святого Идельфонсо. Над рельефом на красном фоне изображены солнце и луна. Возможно, изображение Солнца дало название воротам, хотя нельзя исключать, что имя их связано с ориентацией ворот в западном направлении.

Ворота Пуэрта дель Камброн

Ещё одни ворота, скорее всего, являющиеся частью крепости визиготов — ворота Пуэрта-де-Вальмардон (исп. Puerta de Valmardon). Они расположены в нескольких десятках метров от ворот Пуэрта-дель-Соль неподалёку от бывшей мечети дель Кристо де ла Лус.

Ворота Пуэрта-де-Досе-Кантос (исп. Puerta de Doce Cantos) расположены недалеко от моста Пуэрта-де-Алькантара и алькасара. Первоначально они были частью укреплённой линии вестготов. Есть две гипотезы о происхождении их названия. По одной из них считается, что первые ворота были построены на двенадцати (doce) колоннах (cantos). По другой полагают, что нынешнее название было образовано от более раннего Puerta de Doce Caños (Caño — струя воды), указывавшего на существовавший во времена римлян водоём, наполнявшийся через римский акведук, от которого отходили двенадцать каналов для водоснабжения города. Остатки римского акведука до сих пор различимы по обеим сторонам реки Тахо.

В северной части крепостной стены, между мостом Алькантара и воротами Бисагра, расположены менее известные Новые ворота, а прямо напротив моста Алькантара находятся одноимённые восьмые ворота крепости Толедо. Эти ворота являлись серьёзным препятствием для врага, осаждающего крепость: чтобы пройти сквозь них, нужно было выбить не одну, а две двери, разделённые небольшим внутренним двориком, размеры которого не позволяли развернуть таран и нанести удар в полную силу.

Мост Алькантара

До XIII века единственным мостом, ведущим в город, являлся мост Алькантара. Первое сооружение на месте современного моста было возведено маврами в 866 году всего в нескольких метрах от старого римского моста, дата постройки которого неизвестна. Этому мосту не повезло и он был сметён наводнением 1257 года. Следующий мост был построен при кастильском короле Альфонсо X и именно он сохранился до наших дней. Мост имеет два арочных пролёта, под главным и красивейшим из которых протекает река Тахо. По обе стороны моста в X—XI веке были возведены две башни. Известно о нескольких реконструкциях моста: в 1484 году была восстановлена внутренняя арка моста, в 1721 году изменениям подверглась внешняя башня, а сам мост реставрировали в 1786 году. Название моста происходит от арабского Al Cantara, означающего арка или мост.

Мост Святого Мартина

Мост Святого Мартина был построен в XIII веке и восстановлен в XIV после того, как центральный пролёт моста был разрушен в ходе войны между Педро I Жестоким и его сводным братом Энрике. Мост имеет пять пролётов: изящный свод центрального пролёта обрамлён с каждой стороны парой более узких сводов. По обеим сторонам моста стоят ворота-башни, самая поздняя из которых датируется XVI веком. На внутренней башне моста помещён гранитный барельеф с гербом города, на внешней — установлена небольшая статуя архиепископа Св. Юлиана.

Население

Климат

Климат Толедо
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Средний максимум, °C11,213,617,118,823,129,033,633,128,421,415,311,521,4
Средняя температура, °C6,48,311,012,916,922,126,025,721,615,610,27,315,4
Средний минимум, °C1,63,04,86,910,815,218,518,314,89,95,23,09,3
Норма осадков, мм28282541442812922384044357
Источник: Agencia Estatal de Meteorología

Синагога дель Трансито

Знаменитые личности

Эль Греко жил с 1577 года до своей смерти в 1614 году в Толедо и создал здесь многочисленные шедевры, в том числе «Погребение графа Оргаса» в церкви Санто Томе.

Эль Греко. Погребение графа Оргаса, 1586—1588

Мария Иисуса, в миру Мария Лопес де Ривас, блаженная римско-католической церкви, монахиня Ордена Босых Кармелиток (OCD), мистик, носительница стигматов. В 1577 году вступила в монастырь Святого Иосифа в Толедо, в котором подвизалась до самой кончины, наступившей в 1640 году.

В Толедо родился испанский архитектор XVI века и художник-маньерист Педро Мачука.

Экономика, транспорт

Толедо — крупный центр туризма. Соединён с Мадридом высокоскоростной железной дорогой, электричкой и автомагистралью.

Города-побратимы

Толедо в кинематографе

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *