Устройство и работа ВОМ трактора Т-16 — вал отбора мощности
Полунезависимый вал отбора мощности трактора Т-16 (рисунок 1) или ВОМ Т-16 находится в левой части корпуса главной передачи трактора. Скорость вращения ВОМ при номинальных оборотах коленвала дизеля составляет 533 об/мин.
Вал отбора мощности вращается в двух шарикоподшипниках (поз. 10, 22). Передний подшипник смонтирован в стакане и при помощи стопорного кольца (поз. 12) удерживается на валу. К фланцевой части стакана присоединен защитный колпак (поз. 14), который используют для закрывания шлицевого конца вала при эксплуатации машин и орудий, не требующих отбора мощности.
Вал отбора мощности получает привод непосредственно от вала муфты сцепления. Правый конец трубчатого вала муфты имеет нарезанные зубья, входящие в зацепление с зубьями шестерни (поз. 23) привода вала отбора мощности, которая осуществляет свободное вращение относительно вала (поз. 16) в подшипниках роликового типа (поз.
Переключение зубчатой муфты осуществляется при помощи механизма, который включает в себя вилку включения, двигающуюся по запрессованному в крышку пальцу, а также ось рычага ВОМ, которая размещена в колонке переключения передач. Ось поворачивается при помощи рычага, который прикреплен к наружному концу оси. Нейтральное и рабочее положение зубчатой муфты (поз. 17) фиксируются пружиной и шариком, который входит в проточки оси вилки.
Наличие независимого привода вала отбора мощности на тракторе Т-16 дает возможность выполнять следующее:
- осуществление последовательного разгона сначала рабочих органов сельхозмашин или орудий, а потом самого тракторного агрегата;
- выполнение кратковременной остановки шасси, не останавливая при этом рабочие органы машин или орудий;
- переключение передач при работе шасси, не останавливая при этом рабочие органы машин или орудий.
Для обеспечения безударного включения вала отбора мощности муфтой необходимо педаль сцепления выжимать до упора. Для того, чтобы избежать поломки зубчатой муфты, запрещено включение или выключение полунезависимого вала отбора мощности на ходу.
1 – крышка нижняя; 2 – прокладка; 3 – уплотнительное кольцо ДСШ14.37.148; 4 – крышка подшипника ДСШ14.57.107-1А; 5 – стопорное кольцо Д16.03.114; 6 – прокладка; 7 – крышка Т16.37.206-1; 8 – пробка заливного отверстия; 9 – стопорное кольцо СШ20.37.123; 10 – шарикоподшипник 208; 11 – прокладка; 12 – стопорное кольцо Т16.37.195; 13 – сальник; 14 – защитный колпак 7.37.140; 15 – гнездо подшипника Т16.37.199; 16 – вал отбора мощности Т16.37.198 ; 17 – зубчатая муфта Т16.37.215; 18 – роликоподшипник 64805; 19 – кольцо Т36.37.209; 20 – роликоподшипник 64805; 21 – упорное кольцо ДСШ14.57.105-1; 22 – шарикоподшипник 304К; 23 – шестерня привода ВОМ СШ24.37.197-А (Т16.37.197); 24 – войлочный сальник.
Шассик Т-16 — трактор-попрошайка — TracktorTruck
Содержание
- 1 Технические характеристики
- 1. 1 Двигатель
- 1.2 Расход топлива для трактора
- 1.3 Коробка передач
- 1.4 Гидравлическая система
- 1.5 Рулевое управление
- 1.6 Ходовая система
- 1.7 Габаритные размеры
- 1.8 Трансмиссия
- 1.9 Электрооборудование
- 2 Устройство самоходного шасси
- 2.1 Кабина
- 3 Техническое обслуживание
- 4 Модификации Т-16
- 5 Аналоги
Тракторное самоходное шасси Т-16 – один из примеров транспортного средства, которое получило более широкое применение, чем изначально планировали разработчики.
Этот трактор выпускался с 1961 по 1967 годы для сельскохозяйственных работ. Его главными функциями были опрыскивание, вспахивание почвы, обработка посевов, окучивание, борьба с сорняками, уборка урожая.
Для большей функциональности СШ имел спереди крепления для установки самого разного дополнительного оборудования – культиваторов, опрыскивателей, пропашных и уборочных машин, пил, грейдерных лопат и т. п. Все они приводились в движение с помощью вала отбора мощности, то есть за счет передачи крутящего момента от трактора к навесному оборудованию. Это значит, что машина разрабатывалась как мощное средство с показателями высокой проходимости и надежности.
Именно поэтому трактор смог найти применение в других областях хозяйства – его активно использовали в строительстве для доставки строительных материалов и привода строительных механизмов. Фактически относительно небольшой компактный Т-16 смог выполнять работу грузовика, при этом его проходимость и функциональность была намного выше.
Даже спустя полвека после окончания выпуска Т-16, машины продолжают служить и модернизироваться. Самоходное шасси стало раритетом, а специалисты считают его символом качественного транспортного средства широкого профиля.
Трактор Т-16 с современным тюнингом
Технические характеристики
Трактор Т-16 стал востребованным и незаменимым благодаря своим техническим характеристикам, хотя их нельзя назвать выдающимися.
- Двигатель обладал мощностью всего в 16 лошадиных сил.
- Масса составляла 1685 кг.
- Количество передач – 8 (7 вперед и 1 назад).
- Расход топлива относительно невысокий — 274 г/кВт*ч.
- Скорость движения развивалась от 1,5 км/ч до 17 км/ч.
- Номинальные обороты – 1750 оборотов в минуту.
- Диаметр цилиндра — 95 мм.
- Ход поршня — 120 мм.
- Тяговый класс – Первый (до 0,6 тонн).
- Грузоподъемность платформы – до 750 кг.
Способность к устойчивому передвижению на низких скоростях стала главным техническим преимуществом трактора, это очень важно в строительстве и аграрном хозяйстве. Там, где не справлялись другие транспортные средства, на помощь приходил М 16.
Двигатель
Двигатель трактора имеет маркировку Д16, он двухцилиндровый, четырехтактный, дизельный.
Так как часть тепла от сгорающего топлива не использовалась на полезную работу, она передавалась на прилежащие детали двигателя, это вызывало нежелательное повышение температуры. Поэтому для отвода тепла от деталей, которые соприкасаются с горячими газами, была разработана система воздушного охлаждения с вентилятором.
Это позволяло поддерживать температуру в пределах допустимой нормы.
Что касается работы СШ в условиях холода, то иногда случалось так, что двигатель не заводился, так как в конструкции не был предусмотрен предпусковой подогреватель. Со временем было разработано устройство для облегчения запуска двигателя при отрицательных температурах (ручной пусковой насос на впускном коллекторе).
Двигатель Д16
Расход топлива для трактора
Расход топлива для данного двигателя можно считать идеально низким, потому что имеется специальное устройство, которое подает сразу и нагретый пар, и дизельное топливо для образования смеси (предкамерное смесеобразование).
Происходит частичное сгорание топлива в предкамере.
При качественном смесеобразовании в предкамерных двигателях процесс сгорания проходит с избытком воздуха, это позволяет уменьшить расход топлива.
Коробка передач
У самоходного шасси восьмиступенчатая коробка передач – семь передних и одна задняя.
Схема переключения передач настроена так, что механизм блокировки предотвращает самопроизвольное переключение скоростей при не выключенном сцеплении.
Вал отбора мощности является полунезависисимым, располагается в левой части корпуса, скорость его вращения составляет 530 оборотов в минуту. Муфта сцепления приводит в движение вал, а тот в свою очередь вращает вал отбора мощности.
Гидравлическая система
При разработке шасси предполагалось, что машина будет взаимодействовать (агрегатироваться) с различным подвесным гидрофицированным оборудованием. Поэтому конструкция Т-16 оснащена раздельной агрегатной гидравлической системой, в которую входят:
- гидронасос;
- гидрораспределитель;
- пара гидравлических цилиндров;
- масляный бак и маслопроводы.
Данное оборудование позволяет выполнять широкий спектр работ аграрного и коммунального характера.
Рулевое управление
Управление Т-16 может выполняться как механически, так и при помощи гидроусилителя.
Механическое управление предполагает, что передние колеса вращаются от усилия рулевого колеса посредством системы карданных валов и шестеренок.
Рулевое управление с гидроусилителем меняет схему: сначала усилие передается на хвостовик дозатора, который регулирует и направляет поток жидкости в полости гидроцилиндра. Под действием насоса жидкость перемещается, а поворотный рычаг передает усилие на передние колеса.
Ходовая система
В ходовую систему шасси стандартно входят передний и задний мосты, рама и колеса.
Для ходовой СШ Т-16 характерно то, что рама предназначена для установки дополнительного оборудования – кузова или навесных механизмов.
Рама имеет крепкую сварную конструкцию, состоит из двух
продольных и двух поперечных брусьев. В передний брус вмонтированы две втулки для обеспечения опоры качения моста.
Задний мост является ведущим, на него крепятся мощные колеса из профилированного обода, по внутреннему диаметру которого приварены стойки для установки диска.
Дополняют монтаж колес шины низкого давления. Важно отслеживать расположение направляющих стрелок на протекторе шин при монтаже. Для правильного сцепления колеса и поверхности направляющие должны указывать вперед.
Передний мост имеет простую конструкцию: балансир и два поворотных кулака. Они являются основанием для ступицы, на которую устанавливается колесо.
Габаритные размеры
Габариты М 16 относительно невелики, продольная база самоходного шасси составляет 2,5 м, что делает его маневренным в помещениях и ограниченных пространствах. Малый радиус поворота также способствует проходимости и мобильности в различных условиях.
Габаритные характеристики | Значение |
Длина | 3, 8 м |
Ширина | 2 м |
Высота | 2, 6 м |
Масса | 1 685 кг |
Трансмиссия
Для трансмиссии трактора характерно, что крутящий момент предается от двигателя к колесам, и далее – ко всем активным механизмам навесного оборудования. Это так называемая ступенчатая механическая трансмиссия.
Техническое обслуживание трансмиссии заключается в обеспечении нормальной работы сцепления, наблюдении за состоянием соединений и их регулировке.
Важно соблюдать правила, которые обеспечивают правильную эксплуатацию трансмиссии, они универсальны:
1. Нельзя держать выжатой педаль сцепления в момент движения.
2. Не выключать сцепление в момент работы двигателя.
3. Включение сцепления производится плавно, без рывков.
Проверка на пробуксовывание или неполное выключения сцепления помогает определить, где требуется регулировка трансмиссии.
В шасси Т-16 предусмотрено два ленточных сухих тормоза, которые позволяют уменьшать скорость, удерживать машину в момент работы, безопасно двигаться под уклон, останавливать движение. Двойное торможение достигается через рулевое управление и торможение одного ведущего колеса. Это увеличивает маневренность машины.
Электрооборудование
Самоходное шасси оснащено электрическим оборудованием, которое предназначено для пуска двигателя, питания электрических приборов и устройств, обеспечения работы в темное время суток.
Все устройства соединены между собой по однопроводной схеме, при которой минусовым проводом служат металлические части шасси. Номинальное напряжение в системе предусмотрено в пределах 12 В.
Основное электрическое оборудование:
Генератор постоянного тока | Т-80В |
Реле-регулятор | РР-81Д |
Аккумуляторная батарея | Р-СТ-68-ЭМ |
Фары | ФГ-300 |
Звуковой сигнал | С-56-Г |
Амперметр | АП6-Е |
Стартер | СТ-204 |
В Т-16 отсутствуют стеклоочиститель, регулятор температуры масла, регулятор напряжения, они появились позже в модификациях Т-16М и Т-16МГ.
Электрооборудование требует внимательного отношения к изоляции и креплению. Для предохранения от повреждений провода собраны в отдельные пучки, но иногда они могут касаться «массы» шасси, вызывая короткое замыкание. Чтобы этого избежать, необходимо при эксплуатации проверять состояние и изолированность проводов, устранять риски.
Устройство самоходного шасси
Устройство трактора имеет характерный, легко узнаваемый вид.
Конструкция М16 была нестандартной: силовой двигатель располагался позади кабины, а сами кабина – позади кузова. Это позволяло водителю держать в поле зрения всю рабочую зону и оборудование.
Из-за расположенного впереди кузова в народе шасси прозвали «Попрошайкой», так как визуально это напоминало протянутую руку.
Кабина
В первых моделях самоходного шасси место водителя было чисто номинальным, кабины фактически не было. Впоследствии для предотвращения опрокидывания водительского места начали устанавливать металлический каркас, который крепился к раме на резиновые амортизаторы.
Позднее каркас превратился в полноценную кабину-трансформер. Она была оборудована съемными элементами, которые можно было легко убрать или добавить в зависимости от погодных условий: крышей, дверями, оконными панелями. Также кабина обеспечивала защиту от механических повреждений и выхлопных газов.
Т-16 в работе с дополнительным навесным оборудованием
Техническое обслуживание
Преимуществом данной модели является тот факт, что техническое обслуживание можно осуществлять самостоятельно, оно не является сложным и высокозатратным.
Даже после многолетней эксплуатации М16 является ремонтопригодным, стоимость работ будет невелика. Сложностью в данный момент можно считать только снижение производства запчастей для данной модели или их отсутствие.
Рабочий ресурс всех конструкций и оборудования остается одним из самых высоких, износ считается низким.
Модификации Т-16
Более поздние модификации самоходного шасси — Т-16М и Т-16МГ.
Мощность двигателей обоих машин составила уже 25 л.с., что улучшило технические характеристики самоходных шасси.
Т-16М, выпускавшийся с 1967 по 1995 годы, умел развивать максимальную скорость до 23 км/ч, а минимальная снизилась до 1,5 км/ч за счет ходоуменьшителя. Это позволило сделать трактор самым востребованным в аграрном секторе, так как увеличился спектр проводимых им работ. Кабина данной модели хоть и оставалась каркасной, но была лучше оборудована.
Модификация самоходного шасси Т-16М
Т-16МГ, который выпускался с 1986 по 1995 годы, получил улучшенный двигатель. Он позволил увеличить скорость движения до 40 км/ч и более эффективно использовать мощности СШ.
Три вала отбора мощности сделали машину абсолютным лидером в работе с подвесным оборудованием: в конструкции было предусмотрено два синхронных и один независимый.
Усовершенствование коснулось и кабины — она стала цельнометаллической и позволила водителям работать с большим комфортом
Аналоги
Аналоговые модели самоходного шасси 60-х годов производятся в России и Беларуси.
Так, Минский моторный завод запустил усовершенствованную модель на базе советского шасси — ММЗ-30ТД. Модернизация заключается в установке дизельного трехцилиндрового двигатея водяного охлаждения ММЗ-3LD, который имеет мощность в 35 л.с. Также претерпел изменения капот моторного отсека, у него красивый функциональный дизайн.
Белорусский трактор ММЗ-30ТД
Белорусский аналог позиционирует себя как мультицелевой трактор, потому что к нему добавили:
- заднее навесное устройство 2 класса;
- тяговое сцепное устройство;
- два вала отбора мощности: передний и задний;
- возможность агрегатировать модель с расширенным перечнем оборудования;
- увеличенную грузоподъемность платформы до 1500 кг;
- возможность установить четырехцилиндровый двигатель мощностью в 45 лошадиных сил (модель ММЗ-40ТД).
В России наиболее популярными стали модели ВТЗ-30СШ, производимые на Владимирском моторо-тракторном заводе. Позже производство было перенесено в Саранск, где машина продолжила свое существование под маркой Агромаш-30СШ.
Также аналоговыми по техническим характеристикам можно считать следующие модели тракторов: МТЗ 320, МТЗ 320.4М, МТЗ 320.4, ХТЗ Т-25, МТЗ 410, МТЗ 321M. ХТЗ Т-16, ВТЗ Т-25А, МТЗ 311M, МТЗ 421.
youtube.com/embed/5ra5I4WzTvM?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>T-16 – Прицепы Towmaster
Экономичный T-16 – отличный прицеп для техники среднего размера. Он построен на двутавровой раме Towmaster и имеет 3-дюймовые поперечины двутавровой балки, дубовую палубу шириной 8–6 дюймов, 5-футовый угловой железный бобровый хвост и 5-футовые односторонние подпружиненные аппарели. Герметичная проводка и лампы накаливания, установленные на втулках, входят в стандартную комплектацию.
Доступные длины колод20′ Некоторые рекомендуемые варианты использования | Открыть PDF |
- Описание
- Подробные характеристики
Описание
Стандартные характеристики:
- Игольчатая сцепка (регулируемая по высоте)
- Отрывная батарея с буксируемым зарядным устройством
- Дека из белого дуба номиналом 2 дюйма
- Двутавровая рама/язычок (формованная)
- 3-дюймовые поперечины Jr-Ibeam
- Высота платформы 36 дюймов (пустая)
- Ширина платформы 102 дюйма
- Пружинная подвеска
- Стальной уголок
- Пандусы с железными уголками
- Подпружиненные аппарели (от земли)
- Светодиодные фонари
Опции:
- Шаровая муфта 2-5/16”
- Гусиная шея с А-образной рамой
- Крышка лотка для хранения
- Электрическая лебедка 8K
- Дополнительные крепления
- Крепления с D-образными кольцами
- Втулки E-Z Lube
- Запасное колесо и крепление колеса
- Запасное колесо и колесо
- Подъемные пружины рампы
- Доступно несколько вариантов рампы
- Варианты цвета: строительно-желтый, красный для оборудования, синий для оборудования, угольно-черный для оборудования
- Цинкование
Подробные характеристики
Спецификация | ТС-16 |
---|---|
Емкость (фунты) | 16 000 |
Полная масса автомобиля (фунты) | 21 900 |
GAWR (фунты) | 16 000 |
Ср. Вес (фунты) | 5900 |
Ширина загрузки (дюймы) | 102 дюйма |
Высота платформы (дюймы) без груза | 36 дюймов |
Станд. Размер сцепки (дюймы) | 3 дюйма |
Длина языка/гусиной шеи (футы) | 5′-0″ |
Страховочная цепь | 3/8 гр. 70 |
Парковочный домкрат | 12K |
Парковочный домкрат с болтовым креплением | Y |
Главная балка | Балка W10x17 |
Тип палубы | Настил |
Кромка безопасности настила | N |
Материал настила | Белый дуб |
Добавленная стационарная платформа | Н/Д |
Размер рампы (фут x дюйм) | 5′-0″x21″ |
Угол нагрузки (градусы) | 16 |
Угол разгрузки | Н/Д |
Бобровый хвост | 5′-0″ |
Удержание рампы | Н/Д |
Усилитель наклонной пружины (вне платформы) | O |
Усилитель наклонной пружины (от земли) | Станд. |
Стяжки | D-кольцо |
Количество стяжек | 8 |
Грузоподъемность оси | 8K |
Количество осей | 2 |
Расстояние между осями (дюймы) | 36 дюймов |
Ступицы | Станд. |
Размер тормоза | 12,25 x 3,38 дюйма |
Электрические тормоза | Станд. |
Пневматические тормоза | Н/Д |
Колеса (размер) | 17,5″ |
Схема колесных болтов | 8 болтов |
Шины | 215/75Rx17,5 |
Грузоподъемность шины | H |
Фонари | Светодиод |
Полная гарантия | 1 год |
Гарантия на раму | 10 лет |
Вам также может понравиться…
Т-14
Беларусь/Харьков Т-16, 250 GT – Konedata
Харьков Техтаалла työkoneenkantajien tuotanto alkoi 1-sylinterisella
mallilla DVSŠ-14, jota seurasi vuonna 1959 esitelty 2-sylinterinen T-16. Siinä oli
ilmajäähdytteinen Dieselmoottori D-16 teholtaan 16 л.с. Т-16 oli
tuotannossa vuosina 1961-67. Seuraaja oli parannettu T-16M, johon otettiin
sama 2,1-litrainen moottori kuin Vladimirin tehtaan T-25 -traktorissa. Uutta
oli tässä vaiheessa myös ohjaamo. 7+1 -vaihteinen vaihteisto oli
rakennettu uusiksi. Вуодеста 1986 valmistetussa mallissa T-16 Mg oli
hydrostaattinen ohjaus.
Ainakin Länsi-Saksassa T-16M oli myynnissä nimellä Беларусь 250 GT.