Подбитые и захваченные бронетрактора ХТЗ-16: starcom68 — LiveJournal
Бронетрактор ХТЗ-16 представлял собой эрзац-САУ, выпускавшийся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.По своей сути это был обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.

Бронетрактор ХТЗ-16 оставленный в районе Харькова в 1941 году
На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно.
После первых поражений понесенных Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.

В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.

В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотен ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению СТЗ бронетрактора не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.
Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетрактора поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера. Еще около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25 Т-27, 13 Т-16 (ХТЗ), 5-Т-26, 4 Т-35). 23-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.
Подбитый ХТЗ-16 на Московском проспекте Харькова. Похоже, что в кормовом люке виднеется убитый танкист.

Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.
Работы по бронированию тракторов проводились и в осажденной Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетрактора собирались без какой либо документации — использовалось все, что было под рукой. Вместо броневой стали устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулеметные трактора вооружались одним-двумя пулеметами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 45-мм танковую пушку 20К или 76-мм горную пушку.
После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс ИЗ. О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.
Подбитый в районе Сталинграда ХТЗ-16
Единственный сохранившийся экземпляр бронетрактора ХТЗ-16 (вооруженный авиапушкой ШВАК !!!),находится в Национальном музее истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в городе Киев. Источник текста
Подбитый танк Т-34, обр. 1941 года и ХТЗ-16







Интересно, почему они выходят черех верхние люки? Постановочное фото? И почему у трактора нет переднего бронелиста?
Еще один бронетрактор ХТЗ-16 с отсуствующим передним бронелистом

Уничтоженный ХТЗ-16
Подбитые бронетрактора ХТЗ-16





Подбитый в районе Харькова бронетрактор ХТЗ-16. Весна 1942 года (?). Что-то для весны слишком кукуруза высокая

ХТЗ-16 переделанный немцами обратно в трактор. Справа «Сталинец».
Еще один из экзотов — английский танк Mk V снятый немецкими солдатами в районе Таллинна. Его куда-то тащили, а пожет быть пытался уехать сам, чтобы быть использованным в качестве ДОТа. Но не свезло…
Источник фото
starcom68.livejournal.com
16 — трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
Array
(
[TAGS] => Трактора
[~TAGS] => Трактора
[ID] => 88574
[~ID] => 88574
[NAME] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[~NAME] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[IBLOCK_ID] => 1
[~IBLOCK_ID] => 1
[IBLOCK_SECTION_ID] => 104
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 104
[DETAIL_TEXT] =>
С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, - это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди - рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
Область применения
Т-16 - трактор, отличающийся своей многофункциональностью и универсальностью. Именно благодаря небольшой мощности и дополнительному навесному оборудованию он прекрасно может справиться практически с любыми работами, которые могут быть связаны с садоводством, животноводством и прочими сельскохозяйственными делами. Кроме этого, данный транспорт применяется еще и для доставки некоторых грузов.
Благодаря своей универсальности и многофункциональности Т-16 - трактор, который завоевал особую популярность среди людей, работающих в области, связанной с сельским хозяйством. Отличная манёвренность позволяет применять шасси даже в корабельных портах, трюмах и на вокзалах.
История
Т-16 - трактор, спроектированный в СКБ, размещенном в Харькове. Первая машина была представлена уже в 1961 году. За всю историю изготовления Т-16 было создано более 600 тысяч шасси данной модели. Трактор Т-16 используется и до сегодняшнего дня на небольших аграрных предприятиях и в бюджетных компаниях. Все благодаря практичности, именно поэтому некоторые фирмы не упускают возможности приобрести этот универсальный аппарат. Т-16 - трактор, имеющий дополнительное место для того, чтобы можно было закрепить приспособления, такие, к примеру, как грузовая платформа, мотопила, различного рода лопаты для погрузки материалов. Очень часто Т-16 применяется для опрыскивания и даже пропашки.
Трактор Т-16 - это усовершенствованная и модернизированная версия ДВСШ-16, который не менее популярен. Народ как только его не называл - и "шассик", и "шайтан", и даже "официант". Производство самоходного шасси осуществлялось в период с 1961-го и по 1967-й. Инженеры разработали специальную коробку передач, которая способна была отвечать за реверс скоростей. Это была неотъемлемая часть, которой обладал трактор Т-16. Для бесперебойной и беспрерывной работы машины был установлен шкив, который приводился в движение от основного вала отбора мощности.
Модификации
После модернизации и доработки ДВСШ-16 трактор Т-16, фото которого представлено ниже, стал более усовершенствованным, с более мощным двигателем. Стоит отметить тот факт, что версия Т-16М, на которой был установлен двухцилиндровый дизельный силовой агрегат, производилась до 1995-го.
После версии "М" появился модернизированный трактор Т-16МГ. Конструкторы его улучшили сразу в нескольких направлениях. Сначала стоит упомянуть о том, что в результате модернизации самоходное шасси стало более надежным и универсальным. Кроме того, были заметно усовершенствованы и доработаны параметры безопасности для водителя. На новом Т-16МГ установлен двухцилиндровый силовой агрегат Д-21А1, который запускался при помощи электрического стартера и имел воздушное охлаждение. Стоит отметить наличие самосвальной платформы для транспортирования различного рода грузов.
Обновление
Уже в 1986-м был создан усовершенствованный трактор Т-16, фото которого удивило всех любителей предыдущей версии. Все потому, что у нового Т-16МГ появилась более совершенная кабина, и после модернизации силовой установки мощность дизельного мотора составила 25 сил. Дополнительно в список усовершенствования вошли работы, связанные с изменениями механики шасси, а именно переделали три вала отбора мощности, при этом один из них мог работать независимо. Повысился уровень КПД, была увеличена надежность. Конструкторы получили весьма универсальный и более надежный трактор Т-16. Погрузчик, который мог устанавливаться на шасси, благодаря модернизированному мотору мог похвастаться большей производительностью.
Ходовая часть и трансмиссия
Ходовое оборудование - это сварная конструкция, которая включает в себя передний и задний брус, две трубы - левую и правую, а также брусья, которые их соединяют. Для простоты установки дополнительного оборудования использована рама со специальными отверстиями. Трансмиссия Т-16 стандартная как для техники такого плана. КПП механическая с 7 передачами. Валы расположены поперечно относительно оси трактора. Сцепление - сухое, фрикционное, однодисковое и постоянно замкнутое.
Колеса у Т-16 разной величины, из-чего трактор получил смещенный центр тяжести на ведущей оси, который обеспечивает оптимальное сцепление с дорожным покрытием. Для выполнения некоторых специфичных задач можно менять ширину колеи как передней, так и задней оси. Это позволит работать, к примеру, в междурядьях, в теплицах или же садовом хозяйстве.
Ремонт
Несмотря на надежность и бесперебойность машины, иногда техническая характеристика трактора Т-16 может не соответствовать заявленной производителем. В таком случае лучше произвести обслуживание вышедших из строя узлов и силовых агрегатов. Запасные элементы можно приобрести непосредственно на заводе, который занимался выпуском Т-16. Даже после снятия модели с производства запасные части не прекратили выпускать. Благодаря популярности Т-16 детали найти не составляет особого труда. Трактор Т-16, фото которого представлены в статье, не останется без должного ремонта и обслуживания.
Где приобрести? Из-за того, что модель давно не выпускается, приобрести Т-16 в идеальном техническом состоянии иногда очень проблематично. Уже бывшие в использовании можно найти на распродажах и форумах сельхозтехники. Можно найти как в классическом варианте, так и с дополнительным навесным оборудованием.
Из-за популярности и великолепных эксплуатационных показателей стоимость Т-16 в среднем на 25-30% больше, чем остальных машин этого же класса, к примеру, таких как Т-25.
Читайте также:
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР CRAWFORD SHERMAN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР
Т-16 ТРАКТОР: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАК СОБИРАЮТ "КИРОВЦЫ"
«ПОВЕЛИТЕЛЬ ГРЯЗИ». ЧАСТЬ 1
Источник:
fb.ru
[~DETAIL_TEXT] =>
С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, - это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди - рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
Область применения
Т-16 - трактор, отличающийся своей многофункциональностью и универсальностью. Именно благодаря небольшой мощности и дополнительному навесному оборудованию он прекрасно может справиться практически с любыми работами, которые могут быть связаны с садоводством, животноводством и прочими сельскохозяйственными делами. Кроме этого, данный транспорт применяется еще и для доставки некоторых грузов.
Благодаря своей универсальности и многофункциональности Т-16 - трактор, который завоевал особую популярность среди людей, работающих в области, связанной с сельским хозяйством. Отличная манёвренность позволяет применять шасси даже в корабельных портах, трюмах и на вокзалах.
История
Т-16 - трактор, спроектированный в СКБ, размещенном в Харькове. Первая машина была представлена уже в 1961 году. За всю историю изготовления Т-16 было создано более 600 тысяч шасси данной модели. Трактор Т-16 используется и до сегодняшнего дня на небольших аграрных предприятиях и в бюджетных компаниях. Все благодаря практичности, именно поэтому некоторые фирмы не упускают возможности приобрести этот универсальный аппарат. Т-16 - трактор, имеющий дополнительное место для того, чтобы можно было закрепить приспособления, такие, к примеру, как грузовая платформа, мотопила, различного рода лопаты для погрузки материалов. Очень часто Т-16 применяется для опрыскивания и даже пропашки.
Трактор Т-16 - это усовершенствованная и модернизированная версия ДВСШ-16, который не менее популярен. Народ как только его не называл - и "шассик", и "шайтан", и даже "официант". Производство самоходного шасси осуществлялось в период с 1961-го и по 1967-й. Инженеры разработали специальную коробку передач, которая способна была отвечать за реверс скоростей. Это была неотъемлемая часть, которой обладал трактор Т-16. Для бесперебойной и беспрерывной работы машины был установлен шкив, который приводился в движение от основного вала отбора мощности.
Модификации
После модернизации и доработки ДВСШ-16 трактор Т-16, фото которого представлено ниже, стал более усовершенствованным, с более мощным двигателем. Стоит отметить тот факт, что версия Т-16М, на которой был установлен двухцилиндровый дизельный силовой агрегат, производилась до 1995-го.
После версии "М" появился модернизированный трактор Т-16МГ. Конструкторы его улучшили сразу в нескольких направлениях. Сначала стоит упомянуть о том, что в результате модернизации самоходное шасси стало более надежным и универсальным. Кроме того, были заметно усовершенствованы и доработаны параметры безопасности для водителя. На новом Т-16МГ установлен двухцилиндровый силовой агрегат Д-21А1, который запускался при помощи электрического стартера и имел воздушное охлаждение. Стоит отметить наличие самосвальной платформы для транспортирования различного рода грузов.
Обновление
Уже в 1986-м был создан усовершенствованный трактор Т-16, фото которого удивило всех любителей предыдущей версии. Все потому, что у нового Т-16МГ появилась более совершенная кабина, и после модернизации силовой установки мощность дизельного мотора составила 25 сил. Дополнительно в список усовершенствования вошли работы, связанные с изменениями механики шасси, а именно переделали три вала отбора мощности, при этом один из них мог работать независимо. Повысился уровень КПД, была увеличена надежность. Конструкторы получили весьма универсальный и более надежный трактор Т-16. Погрузчик, который мог устанавливаться на шасси, благодаря модернизированному мотору мог похвастаться большей производительностью.
Ходовая часть и трансмиссия
Ходовое оборудование - это сварная конструкция, которая включает в себя передний и задний брус, две трубы - левую и правую, а также брусья, которые их соединяют. Для простоты установки дополнительного оборудования использована рама со специальными отверстиями. Трансмиссия Т-16 стандартная как для техники такого плана. КПП механическая с 7 передачами. Валы расположены поперечно относительно оси трактора. Сцепление - сухое, фрикционное, однодисковое и постоянно замкнутое.
Колеса у Т-16 разной величины, из-чего трактор получил смещенный центр тяжести на ведущей оси, который обеспечивает оптимальное сцепление с дорожным покрытием. Для выполнения некоторых специфичных задач можно менять ширину колеи как передней, так и задней оси. Это позволит работать, к примеру, в междурядьях, в теплицах или же садовом хозяйстве.
Ремонт
Несмотря на надежность и бесперебойность машины, иногда техническая характеристика трактора Т-16 может не соответствовать заявленной производителем. В таком случае лучше произвести обслуживание вышедших из строя узлов и силовых агрегатов. Запасные элементы можно приобрести непосредственно на заводе, который занимался выпуском Т-16. Даже после снятия модели с производства запасные части не прекратили выпускать. Благодаря популярности Т-16 детали найти не составляет особого труда. Трактор Т-16, фото которого представлены в статье, не останется без должного ремонта и обслуживания.
Где приобрести? Из-за того, что модель давно не выпускается, приобрести Т-16 в идеальном техническом состоянии иногда очень проблематично. Уже бывшие в использовании можно найти на распродажах и форумах сельхозтехники. Можно найти как в классическом варианте, так и с дополнительным навесным оборудованием.
Из-за популярности и великолепных эксплуатационных показателей стоимость Т-16 в среднем на 25-30% больше, чем остальных машин этого же класса, к примеру, таких как Т-25.
Читайте также:
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР CRAWFORD SHERMAN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР
Т-16 ТРАКТОР: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАК СОБИРАЮТ "КИРОВЦЫ"
«ПОВЕЛИТЕЛЬ ГРЯЗИ». ЧАСТЬ 1
Источник:
fb.ru
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] => С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, - это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди - рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
[~PREVIEW_TEXT] => С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, - это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди - рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[DETAIL_PICTURE] =>
[~DETAIL_PICTURE] =>
[TIMESTAMP_X] => 23.05.2018 09:13:06
[~TIMESTAMP_X] => 23.05.2018 09:13:06
[ACTIVE_FROM] => 23.05.2018
[~ACTIVE_FROM] => 23.05.2018
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/88574/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/88574/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => t_16_traktor_kharkovskogo_traktornogo_zavoda_tekhnicheskie_kharakteristiki
[~CODE] => t_16_traktor_kharkovskogo_traktornogo_zavoda_tekhnicheskie_kharakteristiki
[EXTERNAL_ID] => 88574
[~EXTERNAL_ID] => 88574
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[IBLOCK_CODE] => news
[~IBLOCK_CODE] => news
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 23.05.2018
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[SECTION_META_KEYWORDS] => т-16 - трактор харьковского тракторного завода. технические характеристики
[SECTION_META_DESCRIPTION] => С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, - это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди - рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
[SECTION_PAGE_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[ELEMENT_META_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => т-16 - трактор харьковского тракторного завода. технические характеристики
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, - это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди - рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
[ELEMENT_PAGE_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Т-16 - трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
)
[FIELDS] => Array
(
[TAGS] => Трактора
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 1
[~ID] => 1
[TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48
[~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => news
[~CODE] => news
[NAME] => Пресс-центр
[~NAME] => Пресс-центр
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] => 0
[~RSS_FILE_LIMIT] => 0
[RSS_FILE_DAYS] => 0
[~RSS_FILE_DAYS] => 0
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => clothes_news_s1
[~XML_ID] => clothes_news_s1
[TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c
[~TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Новости
[~ELEMENTS_NAME] => Новости
[ELEMENT_NAME] => Новость
[~ELEMENT_NAME] => Новость
[CANONICAL_PAGE_URL] =>
[~CANONICAL_PAGE_URL] =>
[EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1
[~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru
[~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
[0] => Array
(
[ID] => 104
[~ID] => 104
[TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33
[~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33
[MODIFIED_BY] => 2
[~MODIFIED_BY] => 2
[DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03
[~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03
[CREATED_BY] => 1
[~CREATED_BY] => 1
[IBLOCK_ID] => 1
[~IBLOCK_ID] => 1
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[SORT] => 5
[~SORT] => 5
[NAME] => Интересные статьи
[~NAME] => Интересные статьи
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[LEFT_MARGIN] => 9
[~LEFT_MARGIN] => 9
[RIGHT_MARGIN] => 10
[~RIGHT_MARGIN] => 10
[DEPTH_LEVEL] => 1
[~DEPTH_LEVEL] => 1
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
[~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
[CODE] =>
[~CODE] =>
[XML_ID] => 104
[~XML_ID] => 104
[TMP_ID] =>
[~TMP_ID] =>
[DETAIL_PICTURE] =>
[~DETAIL_PICTURE] =>
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[SECTION_PAGE_URL] => /news/104/
[~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[IBLOCK_CODE] => news
[~IBLOCK_CODE] => news
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1
[EXTERNAL_ID] => 104
[~EXTERNAL_ID] => 104
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи
[SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи
[SECTION_META_DESCRIPTION] =>
[SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи
[ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] =>
[ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи
)
)
)
)
[SECTION_URL] => /news/104/
)
Т-16 — трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики23.05.2018
С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, — это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди — рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.
Область применения
Т-16 — трактор, отличающийся своей многофункциональностью и универсальностью. Именно благодаря небольшой мощности и дополнительному навесному оборудованию он прекрасно может справиться практически с любыми работами, которые могут быть связаны с садоводством, животноводством и прочими сельскохозяйственными делами. Кроме этого, данный транспорт применяется еще и для доставки некоторых грузов.
Благодаря своей универсальности и многофункциональности Т-16 — трактор, который завоевал особую популярность среди людей, работающих в области, связанной с сельским хозяйством. Отличная манёвренность позволяет применять шасси даже в корабельных портах, трюмах и на вокзалах.
История
Т-16 — трактор, спроектированный в СКБ, размещенном в Харькове. Первая машина была представлена уже в 1961 году. За всю историю изготовления Т-16 было создано более 600 тысяч шасси данной модели. Трактор Т-16 используется и до сегодняшнего дня на небольших аграрных предприятиях и в бюджетных компаниях. Все благодаря практичности, именно поэтому некоторые фирмы не упускают возможности приобрести этот универсальный аппарат. Т-16 — трактор, имеющий дополнительное место для того, чтобы можно было закрепить приспособления, такие, к примеру, как грузовая платформа, мотопила, различного рода лопаты для погрузки материалов. Очень часто Т-16 применяется для опрыскивания и даже пропашки.
Трактор Т-16 — это усовершенствованная и модернизированная версия ДВСШ-16, который не менее популярен. Народ как только его не называл — и «шассик», и «шайтан», и даже «официант». Производство самоходного шасси осуществлялось в период с 1961-го и по 1967-й. Инженеры разработали специальную коробку передач, которая способна была отвечать за реверс скоростей. Это была неотъемлемая часть, которой обладал трактор Т-16. Для бесперебойной и беспрерывной работы машины был установлен шкив, который приводился в движение от основного вала отбора мощности.
Модификации
После модернизации и доработки ДВСШ-16 трактор Т-16, фото которого представлено ниже, стал более усовершенствованным, с более мощным двигателем. Стоит отметить тот факт, что версия Т-16М, на которой был установлен двухцилиндровый дизельный силовой агрегат, производилась до 1995-го.
После версии «М» появился модернизированный трактор Т-16МГ. Конструкторы его улучшили сразу в нескольких направлениях. Сначала стоит упомянуть о том, что в результате модернизации самоходное шасси стало более надежным и универсальным. Кроме того, были заметно усовершенствованы и доработаны параметры безопасности для водителя. На новом Т-16МГ установлен двухцилиндровый силовой агрегат Д-21А1, который запускался при помощи электрического стартера и имел воздушное охлаждение. Стоит отметить наличие самосвальной платформы для транспортирования различного рода грузов.
Обновление
Уже в 1986-м был создан усовершенствованный трактор Т-16, фото которого удивило всех любителей предыдущей версии. Все потому, что у нового Т-16МГ появилась более совершенная кабина, и после модернизации силовой установки мощность дизельного мотора составила 25 сил. Дополнительно в список усовершенствования вошли работы, связанные с изменениями механики шасси, а именно переделали три вала отбора мощности, при этом один из них мог работать независимо. Повысился уровень КПД, была увеличена надежность. Конструкторы получили весьма универсальный и более надежный трактор Т-16. Погрузчик, который мог устанавливаться на шасси, благодаря модернизированному мотору мог похвастаться большей производительностью.
Ходовая часть и трансмиссия
Ходовое оборудование — это сварная конструкция, которая включает в себя передний и задний брус, две трубы — левую и правую, а также брусья, которые их соединяют. Для простоты установки дополнительного оборудования использована рама со специальными отверстиями. Трансмиссия Т-16 стандартная как для техники такого плана. КПП механическая с 7 передачами. Валы расположены поперечно относительно оси трактора. Сцепление — сухое, фрикционное, однодисковое и постоянно замкнутое.
Колеса у Т-16 разной величины, из-чего трактор получил смещенный центр тяжести на ведущей оси, который обеспечивает оптимальное сцепление с дорожным покрытием. Для выполнения некоторых специфичных задач можно менять ширину колеи как передней, так и задней оси. Это позволит работать, к примеру, в междурядьях, в теплицах или же садовом хозяйстве.
Ремонт
Несмотря на надежность и бесперебойность машины, иногда техническая характеристика трактора Т-16 может не соответствовать заявленной производителем. В таком случае лучше произвести обслуживание вышедших из строя узлов и силовых агрегатов. Запасные элементы можно приобрести непосредственно на заводе, который занимался выпуском Т-16. Даже после снятия модели с производства запасные части не прекратили выпускать. Благодаря популярности Т-16 детали найти не составляет особого труда. Трактор Т-16, фото которого представлены в статье, не останется без должного ремонта и обслуживания.
Где приобрести? Из-за того, что модель давно не выпускается, приобрести Т-16 в идеальном техническом состоянии иногда очень проблематично. Уже бывшие в использовании можно найти на распродажах и форумах сельхозтехники. Можно найти как в классическом варианте, так и с дополнительным навесным оборудованием.
Из-за популярности и великолепных эксплуатационных показателей стоимость Т-16 в среднем на 25-30% больше, чем остальных машин этого же класса, к примеру, таких как Т-25.
Читайте также:
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР CRAWFORD SHERMAN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР
Т-16 ТРАКТОР: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАК СОБИРАЮТ «КИРОВЦЫ»
«ПОВЕЛИТЕЛЬ ГРЯЗИ». ЧАСТЬ 1
Источник: fb.ru
Просмотров: 1112
www.alfa-industry.ru
16 — трактор Харьковского тракторного завода. Технические характеристики
С развитием сельского хозяйства появилась необходимость приобретения специализированной техники. Не со всеми задачами может справиться массивный и мощный трактор, применяемый в основном для обработки полей большой площади. Для особых работ нужен и особенный транспорт. Одним из таких является трактор Т-16. Он создан как раз для небольших сельскохозяйственных угодий, а также садовых хозяйств. Особенность данной модели, в отличие от остальных в этом классе техники, — это расположение силового агрегата и трансмисси, они находятся в задней части трактора. Спереди — рама, на которой может быть установлено необходимое оборудование.

Область применения
Т-16 — трактор, отличающийся своей многофункциональностью и универсальностью. Именно благодаря небольшой мощности и дополнительному навесному оборудованию он прекрасно может справиться практически с любыми работами, которые могут быть связаны с садоводством, животноводством и прочими сельскохозяйственными делами. Кроме этого, данный транспорт применяется еще и для доставки некоторых грузов.
Благодаря своей универсальности и многофункциональности Т-16 — трактор, который завоевал особую популярность среди людей, работающих в области, связанной с сельским хозяйством. Отличная манёвренность позволяет применять шасси даже в корабельных портах, трюмах и на вокзалах.

История
Т-16 — трактор, спроектированный в СКБ, размещенном в Харькове. Первая машина была представлена уже в 1961 году. За всю историю изготовления Т-16 было создано более 600 тысяч шасси данной модели. Трактор Т-16 используется и до сегодняшнего дня на небольших аграрных предприятиях и в бюджетных компаниях. Все благодаря практичности, именно поэтому некоторые фирмы не упускают возможности приобрести этот универсальный аппарат. Т-16 — трактор, имеющий дополнительное место для того, чтобы можно было закрепить приспособления, такие, к примеру, как грузовая платформа, мотопила, различного рода лопаты для погрузки материалов. Очень часто Т-16 применяется для опрыскивания и даже пропашки.
Трактор Т-16 — это усовершенствованная и модернизированная версия ДВСШ-16, который не менее популярен. Народ как только его не называл — и «шассик», и «шайтан», и даже «официант». Производство самоходного шасси осуществлялось в период с 1961-го и по 1967-й. Инженеры разработали специальную коробку передач, которая способна была отвечать за реверс скоростей. Это была неотъемлемая часть, которой обладал трактор Т-16. Для бесперебойной и беспрерывной работы машины был установлен шкив, который приводился в движение от основного вала отбора мощности.
Модификации
После модернизации и доработки ДВСШ-16 трактор Т-16, фото которого представлено ниже, стал более усовершенствованным, с более мощным двигателем. Стоит отметить тот факт, что версия Т-16М, на которой был установлен двухцилиндровый дизельный силовой агрегат, производилась до 1995-го.
После версии «М» появился модернизированный трактор Т-16МГ. Конструкторы его улучшили сразу в нескольких направлениях. Сначала стоит упомянуть о том, что в результате модернизации самоходное шасси стало более надежным и универсальным. Кроме того, были заметно усовершенствованы и доработаны параметры безопасности для водителя. На новом Т-16МГ установлен двухцилиндровый силовой агрегат Д-21А1, который запускался при помощи электрического стартера и имел воздушное охлаждение. Стоит отметить наличие самосвальной платформы для транспортирования различного рода грузов.

Обновление
Уже в 1986-м был создан усовершенствованный трактор Т-16, фото которого удивило всех любителей предыдущей версии. Все потому, что у нового Т-16МГ появилась более совершенная кабина, и после модернизации силовой установки мощность дизельного мотора составила 25 сил. Дополнительно в список усовершенствования вошли работы, связанные с изменениями механики шасси, а именно переделали три вала отбора мощности, при этом один из них мог работать независимо. Повысился уровень КПД, была увеличена надежность. Конструкторы получили весьма универсальный и более надежный трактор Т-16. Погрузчик, который мог устанавливаться на шасси, благодаря модернизированному мотору мог похвастаться большей производительностью.

Ходовая часть и трансмиссия
Ходовое оборудование — это сварная конструкция, которая включает в себя передний и задний брус, две трубы — левую и правую, а также брусья, которые их соединяют. Для простоты установки дополнительного оборудования использована рама со специальными отверстиями. Трансмиссия Т-16 стандартная как для техники такого плана. КПП механическая с 7 передачами. Валы расположены поперечно относительно оси трактора. Сцепление — сухое, фрикционное, однодисковое и постоянно замкнутое.
Колеса у Т-16 разной величины, из-чего трактор получил смещенный центр тяжести на ведущей оси, который обеспечивает оптимальное сцепление с дорожным покрытием. Для выполнения некоторых специфичных задач можно менять ширину колеи как передней, так и задней оси. Это позволит работать, к примеру, в междурядьях, в теплицах или же садовом хозяйстве.
Ремонт
Несмотря на надежность и бесперебойность машины, иногда техническая характеристика трактора Т-16 может не соответствовать заявленной производителем. В таком случае лучше произвести обслуживание вышедших из строя узлов и силовых агрегатов. Запасные элементы можно приобрести непосредственно на заводе, который занимался выпуском Т-16. Даже после снятия модели с производства запасные части не прекратили выпускать. Благодаря популярности Т-16 детали найти не составляет особого труда. Трактор Т-16, фото которого представлены в статье, не останется без должного ремонта и обслуживания.

Где приобрести?
Из-за того, что модель давно не выпускается, приобрести Т-16 в идеальном техническом состоянии иногда очень проблематично. Уже бывшие в использовании можно найти на распродажах и форумах сельхозтехники. Можно найти как в классическом варианте, так и с дополнительным навесным оборудованием.
Из-за популярности и великолепных эксплуатационных показателей стоимость Т-16 в среднем на 25-30% больше, чем остальных машин этого же класса, к примеру, таких как Т-25.fb.ru
Т-16 (ХТЗ) Википедия
| ХТЗ-16 | |
|---|---|
| Единственный сохранившийся ХТЗ-16 в музее Великой Отечественной войны в Киеве | |
| Классификация | бронетрактор |
| Боевая масса, т | ~ 7 т. |
| Компоновочная схема | с передним расположением двигателя |
| Экипаж, чел. | 2-4 |
| Производитель | ХТЗ |
| Годы производства | 1941 |
| Годы эксплуатации | 1941—1942 |
| Количество выпущенных, шт. | порядка 70—100 |
| Основные операторы | |
| Длина корпуса, мм | ~ 4200 |
| Ширина, мм | ~ 1900 |
| Высота, мм | ~ 2400 |
| Тип брони | стальная катаная |
| Лоб корпуса, мм/град. | 10—20 мм |
| Борт корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Корма корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Днище, мм | 10 мм |
| Крыша корпуса, мм | 10 мм |
| Лоб рубки, мм/град. | 25 мм |
| Борт рубки, мм/град. | 10 мм |
| Корма рубки, мм/град. | 10 мм |
| Крыша рубки, мм/град. | 5 мм |
| Калибр и марка пушки | 45-мм 20К образца 1932/34/37 года |
| Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДП |
| Тип двигателя | четырёхцилиндровый, керосиновый |
| Мощность двигателя, л. с. | 52 |
| Скорость по шоссе, км/ч | ~ 15-20 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | ~ 5 |
| Запас хода по шоссе, км | 120 |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,64 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 40 (по твердому грунту) |
| Медиафайлы на Викискладе | |
Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 — эрзац-САУ (бронетрактор), выпускавшаяся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
Представляла собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.
ru-wiki.ru
Т-16 (ХТЗ) Википедия
| ХТЗ-16 | |
|---|---|
| Единственный сохранившийся ХТЗ-16 в музее Великой Отечественной войны в Киеве | |
| Классификация | бронетрактор |
| Боевая масса, т | ~ 7 т. |
| Компоновочная схема | с передним расположением двигателя |
| Экипаж, чел. | 2-4 |
| Производитель | ХТЗ |
| Годы производства | 1941 |
| Годы эксплуатации | 1941—1942 |
| Количество выпущенных, шт. | порядка 70—100 |
| Основные операторы | |
| Длина корпуса, мм | ~ 4200 |
| Ширина, мм | ~ 1900 |
| Высота, мм | ~ 2400 |
| Тип брони | стальная катаная |
| Лоб корпуса, мм/град. | 10—20 мм |
| Борт корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Корма корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Днище, мм | 10 мм |
| Крыша корпуса, мм | 10 мм |
| Лоб рубки, мм/град. | 25 мм |
| Борт рубки, мм/град. | 10 мм |
| Корма рубки, мм/град. | 10 мм |
| Крыша рубки, мм/град. | 5 мм |
| Калибр и марка пушки | 45-мм 20К образца 1932/34/37 года |
| Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДП |
| Тип двигателя | четырёхцилиндровый, керосиновый |
| Мощность двигателя, л. с. | 52 |
| Скорость по шоссе, км/ч | ~ 15-20 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | ~ 5 |
| Запас хода по шоссе, км | 120 |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,64 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 40 (по твердому грунту) |
| Медиафайлы на Викискладе | |
Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 — эрзац-САУ (бронетрактор), выпускавшаяся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
Представляла собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.
История появления
На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.[1]
После ряда поражений, понесённых Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».[2] В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.
В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм.[3] Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемёт ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.[4]
В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжёлой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению, СТЗ бронетракторы не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.
Боевое применение
Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетракторы поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера.[5] Ещё около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25 Т-27, 13 Т-16 (ХТЗ), 5-Т-26, 4 Т-35).[6]23-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.[3]
Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.
Схожие машины
Работы по бронированию тракторов проводились и в осаждённой Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетракторы собирались без какой либо документации — использовалось всё, что было под рукой.
Вместо броневой устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулемётные трактора вооружались одним-двумя пулемётами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 45-мм танковую пушку 20К или 76-мм горную пушку.[7]
После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс ИЗ. О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.[3]
Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.[8]
Сохранившиеся экземпляры
Единственный сохранившийся экземпляр бронетрактора ХТЗ-16 (вооружённый авиапушкой ШВАК), находится в Музее истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в городе Киев.
См. также
Примечания
Источники
Литература
- Вохмянин, Валерий Константинович; Подопригора, Александр Иванович. Харьков, 1941-й. Часть 1 У края грозы. — Харьков: Райдер, 2008. — 100 с. — 1000 экз. — ISBN 978-966-8246-92-0.
Ссылки
wikiredia.ru
ХТЗ-16 Википедия
| ХТЗ-16 | |
|---|---|
| Единственный сохранившийся ХТЗ-16 в музее Великой Отечественной войны в Киеве | |
| Классификация | бронетрактор |
| Боевая масса, т | ~ 7 т. |
| Компоновочная схема | с передним расположением двигателя |
| Экипаж, чел. | 2-4 |
| Производитель | ХТЗ |
| Годы производства | 1941 |
| Годы эксплуатации | 1941—1942 |
| Количество выпущенных, шт. | порядка 70—100 |
| Основные операторы | |
| Длина корпуса, мм | ~ 4200 |
| Ширина, мм | ~ 1900 |
| Высота, мм | ~ 2400 |
| Тип брони | стальная катаная |
| Лоб корпуса, мм/град. | 10—20 мм |
| Борт корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Корма корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Днище, мм | 10 мм |
| Крыша корпуса, мм | 10 мм |
| Лоб рубки, мм/град. | 25 мм |
| Борт рубки, мм/град. | 10 мм |
| Корма рубки, мм/град. | 10 мм |
| Крыша рубки, мм/град. | 5 мм |
| Калибр и марка пушки | 45-мм 20К образца 1932/34/37 года |
| Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДП |
| Тип двигателя | четырёхцилиндровый, керосиновый |
| Мощность двигателя, л. с. | 52 |
| Скорость по шоссе, км/ч | ~ 15-20 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | ~ 5 |
| Запас хода по шоссе, км | 120 |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,64 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 40 (по твердому грунту) |
| Медиафайлы на Викискладе | |
Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 — эрзац-САУ (бронетрактор), выпускавшаяся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
Представляла собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.
История появления
На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.[1]
После ряда поражений, понесённых Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов».[2] В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.
В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм.[3] Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемёт ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.[4]
В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжёлой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению, СТЗ бронетракторы не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.
Боевое применение
Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетракторы поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера.[5] Ещё около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25 Т-27, 13 Т-16 (ХТЗ), 5-Т-26, 4 Т-35).[6]23-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.[3]
Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.
Схожие машины
Работы по бронированию тракторов проводились и в осаждённой Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетракторы собирались без какой либо документации — использовалось всё, что было под рукой.
Вместо броневой устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулемётные трактора вооружались одним-двумя пулемётами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 45-мм танковую пушку 20К или 76-мм горную пушку.[7]
После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс ИЗ. О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.[3]
Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.[8]
Сохранившиеся экземпляры
Единственный сохранившийся экземпляр бронетрактора ХТЗ-16 (вооружённый авиапушкой ШВАК), находится в Музее истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в городе Киев.
См. также
Примечания
Источники
Литература
- Вохмянин, Валерий Константинович; Подопригора, Александр Иванович. Харьков, 1941-й. Часть 1 У края грозы. — Харьков: Райдер, 2008. — 100 с. — 1000 экз. — ISBN 978-966-8246-92-0.
Ссылки
wikiredia.ru
ХТЗ-16 Википедия
| ХТЗ-16 | |
|---|---|
| Единственный сохранившийся ХТЗ-16 в музее Великой Отечественной войны в Киеве | |
| Классификация | бронетрактор |
| Боевая масса, т | ~ 7 т. |
| Компоновочная схема | с передним расположением двигателя |
| Экипаж, чел. | 2-4 |
| Производитель | ХТЗ |
| Годы производства | 1941 |
| Годы эксплуатации | 1941—1942 |
| Количество выпущенных, шт. | порядка 70—100 |
| Основные операторы | |
| Длина корпуса, мм | ~ 4200 |
| Ширина, мм | ~ 1900 |
| Высота, мм | ~ 2400 |
| Тип брони | стальная катаная |
| Лоб корпуса, мм/град. | 10—20 мм |
| Борт корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Корма корпуса, мм/град. | 10 мм |
| Днище, мм | 10 мм |
| Крыша корпуса, мм | 10 мм |
| Лоб рубки, мм/град. | 25 мм |
| Борт рубки, мм/град. | 10 мм |
| Корма рубки, мм/град. | 10 мм |
| Крыша рубки, мм/град. | 5 мм |
| Калибр и марка пушки | 45-мм 20К образца 1932/34/37 года |
| Пулемёты | 1 × 7,62-мм ДП |
| Тип двигателя | четырёхцилиндровый, керосиновый |
| Мощность двигателя, л. с. | 52 |
| Скорость по шоссе, км/ч | ~ 15-20 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | ~ 5 |
| Запас хода по шоссе, км | 120 |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,64 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 40 (по твердому грунту) |
| Медиафайлы на Викискладе | |
Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 — эрзац-САУ (бронетрактор), выпускавшаяся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
Представляла собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.
ru-wiki.ru