Т 150 09 – технические характеристики, особенности устройства, сфера применения

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 1

 

 

 

К работе на тракторе могут быть допущены лица, имеющие удосто-

верение на право управления трактором тягового класса 4-5 и изучившие 

настоящее  руководство по  эксплуатации,  а  также  эксплуатационную  до-

кументацию  двигателя  и  стартерных  свинцово-кислотных  аккумулятор-

ных батарей. 

Данное руководство по эксплуатации предназначено для обеспечения 

информацией персонала,  занимающегося  эксплуатацией,  обслуживанием 

и текущим ремонтом гусеничных сельскохозяйственных тракторов 

Т-150-05-09 и ХТЗ-181. 

Длительность и безотказность работы тракторов зависит от соблюде-

ния правил эксплуатации и технического обслуживания. Прежде чем при-

ступить  к  работе  на  тракторе,  внимательно  ознакомьтесь  с  правилами 

эксплуатации. 

Обращаем  внимание  на  многочисленные  правила  по  технике 

безопасности,  помещенные  в  эксплуатационной  документации, 

прикладываемой  к  тракторам.  Хотя  при  разработке  тракторов  технике 

безопасности  уделялось  большое  внимание,  вероятность  несчастных 

случаев  может  быть  полностью  исключена  только  при  понимании  и 

выполнении оператором всех мер предосторожности.  

В  связи  с  постоянным  совершенствованием  тракторов,  в 

конструкцию отдельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены 

незначительные  изменения,  не  отраженные  в  руководстве  по 

эксплуатации. 

 

В руководстве приняты следующие условные сокращения: 

ВОМ – вал отбора мощности; 

ГСМ – горюче-смазочные материалы; 

ЕТО  – ежедневное техническое обслуживание; 

ЗИП  – запасные части, инструмент и принадлежности;  

КП    – коробка передач; 

ТО-1 – техническое обслуживание №1; 

ТО-2 – техническое обслуживание №2; 

ТО-3 – техническое обслуживание №3. 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

 
1

.1 Назначение и область применения 

 

Гусеничные тракторы Т-150-05-09 и ХТЗ-181 относятся к тракторам 

общего назначения. 

Тракторы  предназначены  для  выполнения  энергоемких  сельскохо-

зяйственных  работ: пахоты,  сплошной  культивации,  предпосевной обра-

ботки  почвы,  лущения,  дискования,  посева  и  уборки  зерновых  культур, 

внесения  удобрений  с  навесными,  полунавесными  и  прицепными  маши-

нами.  

Отличительная  особенность  их  –  высокая  энергонасыщенность  и 

универсальность,  что  позволяет  использовать  тракторы  круглый  год  в 

районах с умеренным климатом. 

Тракторы отличаются двигателями, ходовой частью, кабинами и дру-

гими сборочными единицами. 

На тракторе Т-150-05-09 (см. рисунок 1) устанавливается V-образный 

шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236Д-3 мощностью 129 кВт (175л.с.), 

цельнометаллическая  кабина  и  пружинно-балансирная,  четырехкатковая 

ходовая система.  

 

 

 

Рисунок 1 – Общий вид трактора Т-150-05-09 

 

На  тракторе  ХТЗ-181  (см.  рисунок  2)  устанавливается  V-образный 

восьмицилиндровый  двигатель  ЯМЗ-238КМ2-3  мощностью  139,7  кВт       

zinref.ru

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 30

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 30

 

 

121 

Для  исключения  добавочных  напряжений  боковых  опор  и  несущих 

корпусных деталей из-за перекосов при установке силового агрегата отре-

гулируйте опоры двигателя в следующем порядке: 

— 

закрепите амортизатор 10 (см. рисунки 54 и 55) вместе с защитным 

колпаком 12 и опорой 9 на опорном шипе 11 двигателя, установите опору 

1 на нижнюю полку рамы, подложив под опорные фланцы косые шайбы, 

и закрепите; 

Бонка-метка  должна  быть  с  левой  стороны  по  ходу  трактора.  Затем 

положите  на  опорную  поверхность  кронштейна  1  нижнюю  подушку 

амортизатора 13. 

— 

установите кронштейны с амортизаторами 2 и 6 на раму 8 трактора; 

— 

установите силовой агрегат всеми опорами на раму; 

— 

образовавшийся  зазор  между  опорными  лапами  кронштейна  9  и 

верхними  полками  лонжеронов  рамы  заполните  регулировочными  про-

кладками 7. Толщина набора прокладок должна быть одинаковой с каж-

дой стороны и на 1,5 – 2 мм превышать величину зазора; 

— 

после установки прокладок закрепите все опоры к раме болтами. 

В случае отсутствия зазора между кронштейном 9 и верхними полка-

ми лонжеронов рамы подложите с двух сторон регулировочные проклад-

ки 3 между средними опорами 5 и колпаками 4 боковых амортизаторов до 

появления видимого зазора между кронштейном 9 и рамой 8, а затем за-

полните зазор, как указано выше. 

Во время эксплуатации трактора следите за тем, чтобы на амортиза-

торы не попадали масло и топливо. Это выводит их преждевременно из 

строя. 

Периодически контролируйте затяжку крепления опор. 
 

5.4.2 Регулировка приводов управления двигателем 
 

Регулировка приводов управления двигателем трактора  

Т-150-05-09. 

Для регулировки привода управления подачей топлива: 
— 

переведите рычаг 3 (см. рисунок 56) в крайнее переднее положение, 

соответствующее выключенной подаче топлива. Проверьте длину пружи-

ны 12 тяги 9 в поджатом состоянии, которая должна быть 58 – 62 мм. Ве-

личину поджатия регулируйте гайками 11; 

— 

отрегулируйте выступание упорного болта 10, которое должно быть 

54-

56 мм над полом кабины, а педаль 6 уприте в болт 10. Рычаг 16 регуля-

тора топливного насоса должен занять крайнее переднее положение, со-

ответствующее полной подаче топлива, а тяга 9 – удлиниться на величину 

зазора А между упором Б и трубкой тяги 9, равного 8-10 мм. Величину 

зазора А регулируйте изменением длины тяги. После регулировки затяни-

те контргайку 18; 

— 

отпустите  педаль  6,  рычаг  16  под  действием  пружины  15  переме-

стится в положение, соответствующее выключенной подаче топлива; 

 

 
122 

— 

установите рычаг 3 в переднее положение, не доведя его до упора на 

2-

4 мм. Палец 8 должен касаться нижнего конца прорези серьги 7. Вилкой 

4 отрегулируйте длину тяги 5. 

Правильно  отрегулированное  управление  при  крайних  положениях 

педали  6  и  рычага  3  ручного  управления  должно

  обеспечивать  макси-

мальную и минимальную подачу топлива. 

 

 

 

1 – 

трос; 2 – рукоятка; 3, 14, 16 – рычаги; 4 – вилка; 5, 9 – тяги; 6 – педаль; 7 – серь-

га; 8 – палец; 10 – упорный болт; 11 – гайка; 12, 15 – пружины; 13 – планка;  
17 – 

винт; 18 – контргайка 

 

Рисунок 56 

 

Приводы управления двигателем трактора Т-150-05-09 

 

Для  регулировки  привода  останова  двигателя  рукоятку  2  троса  1 

установите в крайнее положение. Другой конец троса 1 соедините с рыча-

гом 14 и закрепите винтом 17, зафиксируйте оболочку тяги планкой 13. 

Регулировка приводов управления двигателем трактора ХТЗ-181. 

Для  регулировки  привода  управления  подачей  топлива  установите 

рукоятку 6 (см. рисунок 57) в крайнее переднее положение и гайками 14 

отрегулируйте длину троса 15 так, что бы рычаг 4 регулятора топливного 

насоса двигателя занимал положение соответствующее максимальной по-

дачи  топлива,  при  этом  болт  12  должен  упираться  в  гайку  10,  а  педаль 

своим упором в коврик пола кабины. 

Если педаль 13 при максимальной подаче топлива не будет упираться 

своим упором в коврик пола кабины, то необходимо отпустить контргай-

ку 20, нажать на педаль упора и застопорить переходник 19 контргайкой 
20.  

Для  регулировки  привода  останова  двигателя  рукоятку  9  троса  11 

установите в крайнее переднее положение «от себя». Другой конец тяги 11 

zinref.ru

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 45

 

 

183 

Категорически запрещается производить разработку скальных и мёрз-

лых грунтов, асфальтовых и булыжных покрытий и другие подобные рабо-

ты. 

 

9.

2 Основные технические данные 

 

Таблица 17 

 

Наименование 

Единица 

измерения 

Номинальное значение 

Тип трактора с бульдозерным 

оборудованием 

 

 

Гусеничный с неповоротным отвалом 

Используемый для навески трактор 

 

Т-150-05-09 
 

(комплектация 150.00.000-05-09-12) 

Угол въезда, не менее 

град 

20 

Основной угол резания 

град 

55 

Глубина опускания отвала при по-

груженных почвозацепах, не менее 

 

мм 

 

400 

Высота отвала без козырька, не менее 

мм 

800 

Высота отвала с козырьком, не менее 

мм 

1000 

Управление рабочим органом 

 

Гидравлическое от гидросистемы ба-

зового трактора 

Скорость подъёма-опускания отвала, 

не менее 

 

м/с 

 

0,4 

Тип гидроцилиндра 

 

Двустороннего действия 

Количество гидроцилиндров 

 

Диаметр гидроцилиндра 

мм 

80 

Ход поршня гидроцилиндра 

мм 

1000 

Максимальное усилие, развиваемое 

гидроцилиндром 

 

кН (кгс) 

 

50 (5000) 

Объём гидросистемы 

л 

50 

Рабочая скорость бульдозера 

км/час 

3,62 

Масса трактора с бульдозерным обо-

рудованием и полной заправкой 

кг 

9050±2,5% 

Масса навесного бульдозерного  обо-

рудования 

кг 

900±2,5% 

Продолжение таблицы 17 

 

Наименование 

Единица 

измерения 

Номинальное значение 

 

Габаритные размеры трактора: 

 

 

длина 

мм 

5890±50 

ширина 

мм 

2520±50 

высота 

мм 

3025±50 

 
9.

3 Устройство и работа трактора с бульдозерным оборудованием 

 

В  состав  трактора  Т-150Д-05-09  входит  трактор  Т-150-05-09  в  ком-

плектации 150.00.000-05-09-12 и бульдозерное оборудование, состоящее из 

отвала,  поперечной  балки,  кронштейна  гидроцилиндра,  маслопроводов  с 

рукавами высокого давления и гидроцилиндра. 

zinref.ru

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 9

 

 

39 

сле  остывания  двигателя,  температура  охлаждающей  жидкости  должна 

быть не более 50°С.  

Сливайте охлаждающую жидкость в чистую емкость для возможного 

повторного ее использования. 

2.4.17 

При  сливе  горячего  масла  с  двигателя,  ВОМ,  бака  и  картера 

коробки  передач,  бака  гидросистемы  навесного  устройства  проявляйте 

осторожность  во  избежание  получения  ожога.  Отработанное  масло  сли-

вайте в емкость. 

2.4.18 

Ремонт  гусеницы  в  полевых  условиях  выполняйте  ремонтной 

бригадой в составе не менее двух человек. 

Осмотрите  соскочившую  гусеницу.  Проверьте  фиксацию  стопорных 

колец. При необходимости замените разрушенные пальцы и звенья. 

Расстелите  гусеницу  перед  трактором  и,  используя  буксир  или  тягу 

гусеницы противоположного борта на низшей передаче, осторожно наез-

жайте на гусеницу таким образом, чтобы за задним опорным катком ока-

залось два свободных звена. Заглушите двигатель! 

Отведите шток гидронатяжителя в крайнее начальное положение, вы-

вернув корпус предохранительного клапана на несколько оборотов. 

Используя трос или лебедку, через направляющее колесо и поддержи-

вающие ролики заведите верхнюю ветвь гусеницы в зацепление с зубьями 

ведущего колеса. 

При отсутствии механических тягово-подъемных средств, вставьте в 

свободные проушины крайнего переднего звена ломик или палец гусени-

цы и усилием 2-3 человек заведите гусеницу в зацепление с ведущим ко-

лесом.  При  этом  лицам,  производящим  монтаж  гусеницы,  необходимо 

находиться, только сбоку трактора. 

Категорически  запрещается  в  период  заведения  гусеницы  в  за-

цепление  с  ведущим  колесом  находиться  впереди  трактора  перед 

направляющим колесом! Во избежание травм при монтаже гусеницы, 

ее звенья допускается брать руками только за их внешнюю боковую 

поверхность, а не за шарниры. 

Запустите  двигатель,  затормозите  противоположный  борт  и  на  низ-

шей задней передаче делайте дальнейшее натяжение гусеницы до свиса-

ния  одного  звена  гусеницы  так,  чтобы  длины  гусеницы  хватило  для  со-

единения со звеньями, лежащими на земле. Затормозите борт! 

Поднимите свободно лежащие звенья с земли и соедините их со сви-

сающим  звеном  на  звездочке  с  помощью  ломика  и  пальца.  Застопорите 

палец, обожмите стопорное кольцо. 

С  помощью  шприц-пресса  гидронатяжителем  выполните  натяжение 

гусеницы, согласно подразделу 5.4.10. 

2.4.19 

При выполнении работ по устранению неисправностей тракто-

ра в полевых условиях используйте дневное время суток или ночное вре-

мя при хорошей освещенности. 

2.4.20 

Отказы  II  и  III  групп  сложности  следует  устранять  в  ре-

zinref.ru

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 8

 

 
36 

штока вместе и левый подъемный рычаг специальным пальцем со шплин-

том.  Перед  опусканием  навесного  устройства  разблокируйте  рычаги  – 

выньте палец. 

2.3.39 

Переезд с навесными машинами через канавы, бугры и другие 

препятствия производите под прямым углом на малой скорости, избегая 

резких толчков и больших кренов трактора. Навесное устройство должно 

быть заблокировано в верхнем положении. 

2.3.40 

Во избежание травмирования и ожогов горячим маслом, нахо-

дящимся  под  высоким  давлением,  при  рассоединении  маслопроводов 

гидросистемы необходимо сбросить в ней давление, для чего переведите 

рабочею секцию распределителя в «Плавающее» положение и останови-

те двигатель. 

2.3.41 

Допустимая скорость движения трактора на подъездных путях 

и узких проездах, железнодорожных переездах должна быть не более 10 

км/ч. 

2.3.42 

При использовании трактора на транспортных работах прини-

майте следующие меры предосторожности: 

— 

проверьте исправность работы механизмов управления трактором; 

— 

обратите  особое  внимание  на  выбор  скорости  движения  с  учетом 

дорожных условий, радиусов поворота, обзорности, особенности и состо-

яния транспортных средств и перевозимого груза; 

— 

на  заснеженных,  переувлажненных  и  других дорогах  с низким  ко-

эффициентом сцепления, а также на уклонах, поворотах, косогорах, при 

гололеде и т.п. не допускайте резких торможений и поворотов, осуществ-

ляйте движение только на скоростях не выше I диапазона; 

— 

при возникновении опасности при движении примите меры к сни-

жению скорости и остановке транспортного средства; 

— 

при движении тракторного поезда старайтесь не допускать резкого 

торможения. 

2.3.43 

Не переключайте передачи при спусках во избежание заносов и 

«складывания» тракторного поезда. 

2.3.44 

Перевозка людей на прицепах запрещена. 

2.3.45 

При погрузке (разгрузке) прицепов трактор и прицеп должны 

быть надежно заторможены. 

2.3.46 

Преодоление водной переправы вброд производите только по-

сле тщательной подготовки и проверки маршрута движения. 

Допускается преодоление брода глубиной не более 0,8 м на понижен-

ной  передаче,  не  переключая  передач  и  без  остановок.  Сапуны  и  запра-

вочные горловины должны быть герметично закрыты. 

2.3.47 

Преодоление ледовых переправ трактором осуществляйте с от-

крытыми дверями кабины. Не допускайте выключения муфты сцепления 

и остановки двигателя при движении. 

2.3.48 

Не допускайте очистки рабочих органов орудий на движущем-

ся агрегате, а также очистку рабочих органов орудий, поднятых в

 

транс-

портное положение, без механической фиксации навесного устройства и 

затормаживания трактора стояночным тормозом (педали приводов тормо-

зов должны быть зафиксированы защелками). 

zinref.ru

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 20

 

 

83 

— 

проверить  основной  фильтрующий  элемент  на  повреждение  филь-

тровальной бумаги (методом просвечивания) и на повреждения уплотне-

ний. При наличии повреждений заменить фильтрующий элемент. 

 

Фильтрующие элементы подлежит замене: 
— 

при наличии налета пыли на внутренней поверхности; 

— 

при наличии разрывов или других сквозных повреждений фильтру-

ющего картона; 

— 

при отслаивании картона от крышек;  

— 

собрать воздухоочиститель в обратной последовательности.  

Гайки  2  (см.  рисунок  24)  и  6  крепления  фильтрующих  элементов  в 

корпусе затягивать моментом 4-10 Н·м (0,4-1 кгс·м). 

Систематической  проверке  исправности  подлежит  также  электриче-

ская цепь датчика и сигнального светодиода: при перемыкании проводов, 

подсоединенных к датчику, сигнальный светодиод должен загореться. Ес-

ли сигнальная лампа не загорелась – найти и устранить неисправность. 

При длительной стоянке или транспортировании трактора необ-

ходимо обернуть предочиститель пленкой и закрепить ее шпагатом. 

 

ВНИМАНИЕ!  ПРИ  СНЯТИИ,  УСТАНОВКЕ  И  ОЧИСТКЕ 

ФИЛЬТРУЮЩИХ  ЭЛЕМЕНТОВ  НЕОБХОДИМО  СОБЛЮДАТЬ 

ОСТОРОЖНОСТЬ  ВО  ИЗБЕЖАНИЕ  РАЗРЫВА  БУМАЖНЫХ 

ФИЛЬТРУЮЩИХ ШТОР. 

 

Корпус воздухоочистителя при необходимости очистки, снять с трак-

тора, промыть в неэтилированном бензине, дизельном топливе или горя-

чей воде, продуть сжатым воздухом и тщательно просушить. 

Если корпус фильтра снимался с трактора или разбирались дру-

гие соединения трассы всасывания, то после ее восстановления необ-

ходимо провести проверку герметичности трассы. 

 

ВНИМАНИЕ! НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ ТРАССЫ 

ВСАСЫВАНИЯ  СОКРАЩАЕТ  СРОК  СЛУЖБЫ  ДВИГАТЕЛЯ  В 

НЕСКОЛЬКО РАЗ. 

 
5

.3.2 Обслуживание муфты сцепления 

 

Техническое  обслуживание  муфты  сцепления  включает  ежедневную 

проверку  работы сцепления  на  тракторе,  а  также  периодическую  смазку 

муфты выключения сцепления с подшипником. 

Для смазки муфты выключения сцепления выполните 3–4 нагнетания 

рычажно-плунжерным  шприцем через масленку, расположенную в верх-

ней части корпуса муфты рядом с крышкой 17 (см. рисунок 58), при пер-

zinref.ru

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 16

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 16

 

 

65 

стоянке  это  вызывает  «поддомкрачивание»  трактора  и  поломку 

навесного устройства или машины. После заглубления рабочих органов 
— 

рычаг управления распределителем необходимо перевести в положение 

«

Плавающее«; 

— 

при транспортировании навесных сельскохозяйственных машин их 

рабочие  органы  должны  быть  в  транспортном  положении,  а  рукоятки 

управления  распределителем  гидросистемы  —  в  нейтральном  положении. 

Навесное устройство необходимо механически зафиксировать (см. пункт 
2.3.38). 

При  работе  с  широкозахватными  навесными  машинами  (орудиями) 

снимите палец на одном из раскосов, обеспечив ему свободный ход, это 

улучшит приспособляемость агрегата к рельефу поля. 

При агрегатировании трактора с прицепными машинами (орудиями) 

навесное устройство переведите в верхнее положение и установите при-

цепную и упряжную скобы.  

На прицепную  скобу допускается вертикальная нагрузка не бо-

лее 8 кН (800 кгс), а на упряжную — не более 5 кН (500 кгс). 

Во  время  работы  трактора  с  машинами,  имеющими  привод  от 

ВОМ, необходимо выполнять следующие требования: 

— 

машина,  работающая  с  приводом  от  ВОМ,  должна  обязательно 

иметь предохранительную муфту; 

— 

перед  началом  работы  снять  защитный  колпак  ВОМ  трактора  и 

установить защитный кожух; 

— 

включать  и  выключать  привод  ВОМ  можно  только  при 

остановленном  двигателе,  редуктор  ВОМ  —  при  минимальной  частоте 

вращения коленчатого вала двигателя. После включения редуктора ВОМ 

плавно  увеличить  частоту  вращения  коленчатого  вала  двигателя  до 

рабочей и только после этого начинать работу; 

— 

выключать  ВОМ  на  крутых  поворотах  при  работе  с  прицепными 

машинами,  а  также  при  подъеме  в  транспортное  положение  навесных 

машин.  Не  включать  ВОМ,  если  в  одном  из  шарниров  карданного  вала 

машины будет угол более 35°; 

— 

выключать ВОМ только после полного освобождения рабочих 

органов машины от рабочей массы; 

— 

не допускать включения ВОМ, если забит рабочий орган машины, 

до полной его очистки; 

— 

выключать гидроподжимную муфту редуктора ВОМ и разъединять 

карданную  передачу  прицепных  машин  при  переездах  с  одного  поля  на 

другое по пересеченной местности; 

— 

не оставлять на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи после 

отсоединения машины; 

— 

если  ВОМ  не  используется,  то  привод  ВОМ  должен  быть 

выключен,  а  его  хвостовик  должен  быть  закрыт  защитным 

колпаком

 

 
66 

Контроль  за  трактором  во  время  работы  производите  по  показаниям 

контрольно-измерительных приборов (см. подраздел 3.3). 

Особенности  использования  трактора  в  различных  климатических 

условиях указаны в разделе 3.6.  

 

4.2 Агрегатирование трактора на пахоте 

 

Наиболее производительно и экономично на пахоте трактор работает 

на второй и третьей передачах II диапазона, что соответствует скоростям 
7-

9 км/ч. 

Для указанных скоростей применяйте плуги в следующих комплекта-

циях: 

ПН-4-40-2 – четырехкорпусный навесной для глубокой пахоты; 

ПЛН-5-35-1 – пятикорпусный навесной; 

ПЛ-5-35-7 – пятикорпусный полунавесной; 

ПЛП-6-35-1 – шестикорпусной полунавесной. 

При  агрегатировании  трактора  с  плугом  ПН-4-40-2  навесное  устрой-

ство установите по двухточечной схеме со смещением центральной и ниж-

них   продольных   тяг   вправо   на   113 мм  (см. рисунок 18),  с   плугами  

ПЛН-5-35-1  и  ПЛП-6-35-7  –  со  смещением  центральной  и  нижних  про-

дольных тяг вправо на 60 мм (см. рисунки 19 и 20), а при агрегатировании 

с плугом ПЛ-5-35-7 – по трехточечной схеме (см. рисунок 21). 

Внимание!  Запрещается  при  установке  на  трактор  нижних  тяг 

навесного устройства с крюковыми захватами производить наладку 

навесного устройства по двухточечной схеме. 

Перед  началом  пахоты  отрегулируйте  положение  плуга  в  горизон-

тальной плоскости муфтой центральной тяги и муфтами раскосов навесно-

го устройства. 

 

 

 

.

Рисунок 18 – Схема агрегатирования трактора с плугом ПН-4-40-2 

zinref.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *