Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 1
2
К работе на тракторе могут быть допущены лица, имеющие удосто-
верение на право управления трактором тягового класса 4-5 и изучившие
настоящее руководство по эксплуатации, а также эксплуатационную до-
кументацию двигателя и стартерных свинцово-кислотных аккумулятор-
ных батарей.
Данное руководство по эксплуатации предназначено для обеспечения
информацией персонала, занимающегося эксплуатацией, обслуживанием
и текущим ремонтом гусеничных сельскохозяйственных тракторов
Т-150-05-09 и ХТЗ-181.
Длительность и безотказность работы тракторов зависит от соблюде-
ния правил эксплуатации и технического обслуживания. Прежде чем при-
ступить к работе на тракторе, внимательно ознакомьтесь с правилами
эксплуатации.
Обращаем внимание на многочисленные правила по технике
безопасности, помещенные в эксплуатационной документации,
прикладываемой к тракторам. Хотя при разработке тракторов технике
безопасности уделялось большое внимание, вероятность несчастных
случаев может быть полностью исключена только при понимании и
выполнении оператором всех мер предосторожности.
В связи с постоянным совершенствованием тракторов, в
конструкцию отдельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены
незначительные изменения, не отраженные в руководстве по
эксплуатации.
В руководстве приняты следующие условные сокращения:
ВОМ – вал отбора мощности;
ГСМ – горюче-смазочные материалы;
ЕТО – ежедневное техническое обслуживание;
ЗИП – запасные части, инструмент и принадлежности;
КП – коробка передач;
ТО-1 – техническое обслуживание №1;
ТО-2 – техническое обслуживание №2;
ТО-3 – техническое обслуживание №3.
6
1
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1
.1 Назначение и область применения
Гусеничные тракторы Т-150-05-09 и ХТЗ-181 относятся к тракторам
общего назначения.
Тракторы предназначены для выполнения энергоемких сельскохо-
зяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, предпосевной обра-
ботки почвы, лущения, дискования, посева и уборки зерновых культур,
внесения удобрений с навесными, полунавесными и прицепными маши-
нами.
Отличительная особенность их – высокая энергонасыщенность и
универсальность, что позволяет использовать тракторы круглый год в
районах с умеренным климатом.
Тракторы отличаются двигателями, ходовой частью, кабинами и дру-
гими сборочными единицами.
На тракторе Т-150-05-09 (см. рисунок 1) устанавливается V-образный
шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236Д-3 мощностью 129 кВт (175л.с.),
цельнометаллическая кабина и пружинно-балансирная, четырехкатковая
ходовая система.
Рисунок 1 – Общий вид трактора Т-150-05-09
На тракторе ХТЗ-181 (см. рисунок 2) устанавливается V-образный
восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238КМ2-3 мощностью 139,7 кВт
zinref.ru
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 30
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 30
121
Для исключения добавочных напряжений боковых опор и несущих
корпусных деталей из-за перекосов при установке силового агрегата отре-
гулируйте опоры двигателя в следующем порядке:
—
закрепите амортизатор 10 (см. рисунки 54 и 55) вместе с защитным
колпаком 12 и опорой 9 на опорном шипе 11 двигателя, установите опору
1 на нижнюю полку рамы, подложив под опорные фланцы косые шайбы,
и закрепите;
Бонка-метка должна быть с левой стороны по ходу трактора. Затем
положите на опорную поверхность кронштейна 1 нижнюю подушку
амортизатора 13.
—
установите кронштейны с амортизаторами 2 и 6 на раму 8 трактора;
—
установите силовой агрегат всеми опорами на раму;
—
образовавшийся зазор между опорными лапами кронштейна 9 и
верхними полками лонжеронов рамы заполните регулировочными про-
кладками 7. Толщина набора прокладок должна быть одинаковой с каж-
дой стороны и на 1,5 – 2 мм превышать величину зазора;
—
после установки прокладок закрепите все опоры к раме болтами.
В случае отсутствия зазора между кронштейном 9 и верхними полка-
ми лонжеронов рамы подложите с двух сторон регулировочные проклад-
ки 3 между средними опорами 5 и колпаками 4 боковых амортизаторов до
появления видимого зазора между кронштейном 9 и рамой 8, а затем за-
полните зазор, как указано выше.
Во время эксплуатации трактора следите за тем, чтобы на амортиза-
торы не попадали масло и топливо. Это выводит их преждевременно из
строя.
Периодически контролируйте затяжку крепления опор.
5.4.2 Регулировка приводов управления двигателем
Регулировка приводов управления двигателем трактора
Т-150-05-09.
Для регулировки привода управления подачей топлива:
—
переведите рычаг 3 (см. рисунок 56) в крайнее переднее положение,
соответствующее выключенной подаче топлива. Проверьте длину пружи-
ны 12 тяги 9 в поджатом состоянии, которая должна быть 58 – 62 мм. Ве-
личину поджатия регулируйте гайками 11;
—
отрегулируйте выступание упорного болта 10, которое должно быть
54-
56 мм над полом кабины, а педаль 6 уприте в болт 10. Рычаг 16 регуля-
тора топливного насоса должен занять крайнее переднее положение, со-
ответствующее полной подаче топлива, а тяга 9 – удлиниться на величину
зазора А между упором Б и трубкой тяги 9, равного 8-10 мм. Величину
зазора А регулируйте изменением длины тяги. После регулировки затяни-
те контргайку 18;
—
отпустите педаль 6, рычаг 16 под действием пружины 15 переме-
стится в положение, соответствующее выключенной подаче топлива;
122
—
установите рычаг 3 в переднее положение, не доведя его до упора на
2-
4 мм. Палец 8 должен касаться нижнего конца прорези серьги 7. Вилкой
4 отрегулируйте длину тяги 5.
Правильно отрегулированное управление при крайних положениях
педали 6 и рычага 3 ручного управления должно
мальную и минимальную подачу топлива.
1 –
трос; 2 – рукоятка; 3, 14, 16 – рычаги; 4 – вилка; 5, 9 – тяги; 6 – педаль; 7 – серь-
га; 8 – палец; 10 – упорный болт; 11 – гайка; 12, 15 – пружины; 13 – планка;
17 –
винт; 18 – контргайка
Рисунок 56
–
Приводы управления двигателем трактора Т-150-05-09
Для регулировки привода останова двигателя рукоятку 2 троса 1
установите в крайнее положение. Другой конец троса 1 соедините с рыча-
гом 14 и закрепите винтом 17, зафиксируйте оболочку тяги планкой 13.
Регулировка приводов управления двигателем трактора ХТЗ-181.
Для регулировки привода управления подачей топлива установите
рукоятку 6 (см. рисунок 57) в крайнее переднее положение и гайками 14
отрегулируйте длину троса 15 так, что бы рычаг 4 регулятора топливного
насоса двигателя занимал положение соответствующее максимальной по-
дачи топлива, при этом болт 12 должен упираться в гайку 10, а педаль
своим упором в коврик пола кабины.
Если педаль 13 при максимальной подаче топлива не будет упираться
своим упором в коврик пола кабины, то необходимо отпустить контргай-
ку 20, нажать на педаль упора и застопорить переходник 19 контргайкой
20.
Для регулировки привода останова двигателя рукоятку 9 троса 11
установите в крайнее переднее положение «от себя». Другой конец тяги 11
zinref.ru
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 45
183
Категорически запрещается производить разработку скальных и мёрз-
лых грунтов, асфальтовых и булыжных покрытий и другие подобные рабо-
ты.
2 Основные технические данные
Таблица 17
Наименование
Единица
измерения
Номинальное значение
Тип трактора с бульдозерным
оборудованием
Гусеничный с неповоротным отвалом
Используемый для навески трактор
Т-150-05-09
(комплектация 150.00.000-05-09-12)
Угол въезда, не менее
град
20
Основной угол резания
град
55
Глубина опускания отвала при по-
груженных почвозацепах, не менее
мм
400
Высота отвала без козырька, не менее
мм
800
Высота отвала с козырьком, не менее
мм
1000
Управление рабочим органом
Гидравлическое от гидросистемы ба-
зового трактора
Скорость подъёма-опускания отвала,
не менее
м/с
0,4
Тип гидроцилиндра
Двустороннего действия
Количество гидроцилиндров
1
Диаметр гидроцилиндра
мм
80
Ход поршня гидроцилиндра
мм
1000
Максимальное усилие, развиваемое
гидроцилиндром
кН (кгс)
50 (5000)
Объём гидросистемы
л
50
Рабочая скорость бульдозера
км/час
3,62
Масса трактора с бульдозерным обо-
рудованием и полной заправкой
кг
9050±2,5%
Масса навесного бульдозерного обо-
рудования
кг
900±2,5%
Продолжение таблицы 17
Наименование
Единица
измерения
Номинальное значение
Габаритные размеры трактора:
длина
мм
5890±50
ширина
мм
2520±50
высота
мм
3025±50
9.
3 Устройство и работа трактора с бульдозерным оборудованием
В состав трактора Т-150Д-05-09 входит трактор Т-150-05-09 в ком-
плектации 150.00.000-05-09-12 и бульдозерное оборудование, состоящее из
отвала, поперечной балки, кронштейна гидроцилиндра, маслопроводов с
рукавами высокого давления и гидроцилиндра.
zinref.ru
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 9
39
сле остывания двигателя, температура охлаждающей жидкости должна
быть не более 50°С.
Сливайте охлаждающую жидкость в чистую емкость для возможного
повторного ее использования.
2.4.17
При сливе горячего масла с двигателя, ВОМ, бака и картера
коробки передач, бака гидросистемы навесного устройства проявляйте
осторожность во избежание получения ожога. Отработанное масло сли-
вайте в емкость.
2.4.18
Ремонт гусеницы в полевых условиях выполняйте ремонтной
бригадой в составе не менее двух человек.
Осмотрите соскочившую гусеницу. Проверьте фиксацию стопорных
колец. При необходимости замените разрушенные пальцы и звенья.
Расстелите гусеницу перед трактором и, используя буксир или тягу
гусеницы противоположного борта на низшей передаче, осторожно наез-
жайте на гусеницу таким образом, чтобы за задним опорным катком ока-
залось два свободных звена. Заглушите двигатель!
Отведите шток гидронатяжителя в крайнее начальное положение, вы-
вернув корпус предохранительного клапана на несколько оборотов.
Используя трос или лебедку, через направляющее колесо и поддержи-
вающие ролики заведите верхнюю ветвь гусеницы в зацепление с зубьями
ведущего колеса.
При отсутствии механических тягово-подъемных средств, вставьте в
свободные проушины крайнего переднего звена ломик или палец гусени-
цы и усилием 2-3 человек заведите гусеницу в зацепление с ведущим ко-
лесом. При этом лицам, производящим монтаж гусеницы, необходимо
находиться, только сбоку трактора.
Категорически запрещается в период заведения гусеницы в за-
цепление с ведущим колесом находиться впереди трактора перед
направляющим колесом! Во избежание травм при монтаже гусеницы,
ее звенья допускается брать руками только за их внешнюю боковую
поверхность, а не за шарниры.
Запустите двигатель, затормозите противоположный борт и на низ-
шей задней передаче делайте дальнейшее натяжение гусеницы до свиса-
ния одного звена гусеницы так, чтобы длины гусеницы хватило для со-
единения со звеньями, лежащими на земле. Затормозите борт!
Поднимите свободно лежащие звенья с земли и соедините их со сви-
сающим звеном на звездочке с помощью ломика и пальца. Застопорите
палец, обожмите стопорное кольцо.
С помощью шприц-пресса гидронатяжителем выполните натяжение
гусеницы, согласно подразделу 5.4.10.
2.4.19
При выполнении работ по устранению неисправностей тракто-
ра в полевых условиях используйте дневное время суток или ночное вре-
мя при хорошей освещенности.
2.4.20
Отказы II и III групп сложности следует устранять в ре-
zinref.ru
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 8
36
штока вместе и левый подъемный рычаг специальным пальцем со шплин-
том. Перед опусканием навесного устройства разблокируйте рычаги –
выньте палец.
2.3.39
Переезд с навесными машинами через канавы, бугры и другие
препятствия производите под прямым углом на малой скорости, избегая
резких толчков и больших кренов трактора. Навесное устройство должно
быть заблокировано в верхнем положении.
2.3.40
Во избежание травмирования и ожогов горячим маслом, нахо-
дящимся под высоким давлением, при рассоединении маслопроводов
гидросистемы необходимо сбросить в ней давление, для чего переведите
рабочею секцию распределителя в «Плавающее» положение и останови-
те двигатель.
2.3.41
Допустимая скорость движения трактора на подъездных путях
и узких проездах, железнодорожных переездах должна быть не более 10
км/ч.
2.3.42
При использовании трактора на транспортных работах прини-
майте следующие меры предосторожности:
—
проверьте исправность работы механизмов управления трактором;
—
обратите особое внимание на выбор скорости движения с учетом
дорожных условий, радиусов поворота, обзорности, особенности и состо-
яния транспортных средств и перевозимого груза;
—
на заснеженных, переувлажненных и других дорогах с низким ко-
эффициентом сцепления, а также на уклонах, поворотах, косогорах, при
гололеде и т.п. не допускайте резких торможений и поворотов, осуществ-
ляйте движение только на скоростях не выше I диапазона;
—
при возникновении опасности при движении примите меры к сни-
жению скорости и остановке транспортного средства;
—
при движении тракторного поезда старайтесь не допускать резкого
торможения.
2.3.43
Не переключайте передачи при спусках во избежание заносов и
«складывания» тракторного поезда.
2.3.44
Перевозка людей на прицепах запрещена.
2.3.45
При погрузке (разгрузке) прицепов трактор и прицеп должны
быть надежно заторможены.
2.3.46
Преодоление водной переправы вброд производите только по-
сле тщательной подготовки и проверки маршрута движения.
Допускается преодоление брода глубиной не более 0,8 м на понижен-
ной передаче, не переключая передач и без остановок. Сапуны и запра-
вочные горловины должны быть герметично закрыты.
2.3.47
Преодоление ледовых переправ трактором осуществляйте с от-
крытыми дверями кабины. Не допускайте выключения муфты сцепления
и остановки двигателя при движении.
2.3.48
Не допускайте очистки рабочих органов орудий на движущем-
ся агрегате, а также очистку рабочих органов орудий, поднятых в
транс-
портное положение, без механической фиксации навесного устройства и
затормаживания трактора стояночным тормозом (педали приводов тормо-
зов должны быть зафиксированы защелками).
zinref.ru
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 20
83
—
проверить основной фильтрующий элемент на повреждение филь-
тровальной бумаги (методом просвечивания) и на повреждения уплотне-
ний. При наличии повреждений заменить фильтрующий элемент.
Фильтрующие элементы подлежит замене:
—
при наличии налета пыли на внутренней поверхности;
—
при наличии разрывов или других сквозных повреждений фильтру-
ющего картона;
—
при отслаивании картона от крышек;
—
собрать воздухоочиститель в обратной последовательности.
Гайки 2 (см. рисунок 24) и 6 крепления фильтрующих элементов в
корпусе затягивать моментом 4-10 Н·м (0,4-1 кгс·м).
Систематической проверке исправности подлежит также электриче-
ская цепь датчика и сигнального светодиода: при перемыкании проводов,
подсоединенных к датчику, сигнальный светодиод должен загореться. Ес-
ли сигнальная лампа не загорелась – найти и устранить неисправность.
При длительной стоянке или транспортировании трактора необ-
ходимо обернуть предочиститель пленкой и закрепить ее шпагатом.
ВНИМАНИЕ! ПРИ СНЯТИИ, УСТАНОВКЕ И ОЧИСТКЕ
ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ
ОСТОРОЖНОСТЬ ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАЗРЫВА БУМАЖНЫХ
ФИЛЬТРУЮЩИХ ШТОР.
Корпус воздухоочистителя при необходимости очистки, снять с трак-
тора, промыть в неэтилированном бензине, дизельном топливе или горя-
чей воде, продуть сжатым воздухом и тщательно просушить.
Если корпус фильтра снимался с трактора или разбирались дру-
гие соединения трассы всасывания, то после ее восстановления необ-
ходимо провести проверку герметичности трассы.
ВНИМАНИЕ! НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ ТРАССЫ
ВСАСЫВАНИЯ СОКРАЩАЕТ СРОК СЛУЖБЫ ДВИГАТЕЛЯ В
НЕСКОЛЬКО РАЗ.
5
.3.2 Обслуживание муфты сцепления
Техническое обслуживание муфты сцепления включает ежедневную
проверку работы сцепления на тракторе, а также периодическую смазку
муфты выключения сцепления с подшипником.
Для смазки муфты выключения сцепления выполните 3–4 нагнетания
рычажно-плунжерным шприцем через масленку, расположенную в верх-
ней части корпуса муфты рядом с крышкой 17 (см. рисунок 58), при пер-
zinref.ru
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 16
Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 16
65
стоянке это вызывает «поддомкрачивание» трактора и поломку
навесного устройства или машины. После заглубления рабочих органов
—
рычаг управления распределителем необходимо перевести в положение
«
Плавающее«;
—
при транспортировании навесных сельскохозяйственных машин их
рабочие органы должны быть в транспортном положении, а рукоятки
управления распределителем гидросистемы — в нейтральном положении.
Навесное устройство необходимо механически зафиксировать (см. пункт
2.3.38).
При работе с широкозахватными навесными машинами (орудиями)
снимите палец на одном из раскосов, обеспечив ему свободный ход, это
улучшит приспособляемость агрегата к рельефу поля.
При агрегатировании трактора с прицепными машинами (орудиями)
навесное устройство переведите в верхнее положение и установите при-
цепную и упряжную скобы.
На прицепную скобу допускается вертикальная нагрузка не бо-
лее 8 кН (800 кгс), а на упряжную — не более 5 кН (500 кгс).
Во время работы трактора с машинами, имеющими привод от
ВОМ, необходимо выполнять следующие требования:
—
машина, работающая с приводом от ВОМ, должна обязательно
иметь предохранительную муфту;
—
перед началом работы снять защитный колпак ВОМ трактора и
установить защитный кожух;
—
включать и выключать привод ВОМ можно только при
остановленном двигателе, редуктор ВОМ — при минимальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя. После включения редуктора ВОМ
плавно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до
рабочей и только после этого начинать работу;
—
выключать ВОМ на крутых поворотах при работе с прицепными
машинами, а также при подъеме в транспортное положение навесных
машин. Не включать ВОМ, если в одном из шарниров карданного вала
машины будет угол более 35°;
—
выключать ВОМ только после полного освобождения рабочих
органов машины от рабочей массы;
—
не допускать включения ВОМ, если забит рабочий орган машины,
до полной его очистки;
—
выключать гидроподжимную муфту редуктора ВОМ и разъединять
карданную передачу прицепных машин при переездах с одного поля на
другое по пересеченной местности;
—
не оставлять на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи после
отсоединения машины;
—
если ВОМ не используется, то привод ВОМ должен быть
выключен, а его хвостовик должен быть закрыт защитным
колпаком.
66
Контроль за трактором во время работы производите по показаниям
контрольно-измерительных приборов (см. подраздел 3.3).
Особенности использования трактора в различных климатических
условиях указаны в разделе 3.6.
4.2 Агрегатирование трактора на пахоте
Наиболее производительно и экономично на пахоте трактор работает
на второй и третьей передачах II диапазона, что соответствует скоростям
7-
9 км/ч.
Для указанных скоростей применяйте плуги в следующих комплекта-
циях:
ПН-4-40-2 – четырехкорпусный навесной для глубокой пахоты;
ПЛН-5-35-1 – пятикорпусный навесной;
ПЛ-5-35-7 – пятикорпусный полунавесной;
ПЛП-6-35-1 – шестикорпусной полунавесной.
При агрегатировании трактора с плугом ПН-4-40-2 навесное устрой-
ство установите по двухточечной схеме со смещением центральной и ниж-
них продольных тяг вправо на 113 мм (см. рисунок 18), с плугами
ПЛН-5-35-1 и ПЛП-6-35-7 – со смещением центральной и нижних про-
дольных тяг вправо на 60 мм (см. рисунки 19 и 20), а при агрегатировании
с плугом ПЛ-5-35-7 – по трехточечной схеме (см. рисунок 21).
Внимание! Запрещается при установке на трактор нижних тяг
навесного устройства с крюковыми захватами производить наладку
навесного устройства по двухточечной схеме.
Перед началом пахоты отрегулируйте положение плуга в горизон-
тальной плоскости муфтой центральной тяги и муфтами раскосов навесно-
го устройства.
.
Рисунок 18 – Схема агрегатирования трактора с плугом ПН-4-40-2
zinref.ru