Свекловичный комбайн ропа: Свеклоуборочные комбайны ROPA — Свеклоуборочная техника ROPA

Содержание

Tiger 6S — Свеклоуборочная техника ROPA

Первенство в инновациях

■ Практичный и соответствующий требованиям будущего
■ Сбор всего урожая свеклы
■ 3,00 м ширина для разбития загонки без потерь
■ Высокая надежность – прочная конструкция
■ Долговечный и стабильный в цене
■ Запатентованная концепция шасси — защита почвы и безопасность
■ Выравнивание на склоне и улучшенный комфорт езды
■ Просторная кабина с двумя 12,1-дюймовыми дисплеями R-Touch
■ Большой объем бункера -высокая суточная производительность
■ Сниженный расход топлива
■ Износостойкий

Панорамная кабина с улучшенным, более комфортабельным управлением и двумя дисплеями R-Touch

По сравнению с предыдущими моделями, Tiger 6S имеет два 12,1-дюймовых терминала управления с более высокой плотностью пикселей и, следовательно, еще более высоким разрешением. Работа на терминале с интерактивными кнопками становится еще более интуитивно понятна и соответствует логике планшетов и смартфонов.


Две отдельные видеотрансляции могут отображаться на дисплее R-Touch слева на стойке A в дополнение к функциям машины.
Tiger 6S оснащен цифровыми камерами в стандартной комплектации. Цифровые камеры обеспечивают значительно лучшее качество изображения — в машину была интегрирована дополнительная сеть Ethernet для соответствующего увеличения объема данных. При движении задним ходом или выгрузке бункера в левом дисплее R-Touch автоматически отображается соответствующее изображение камеры.
Новый эргономичный орган управления на левом подлокотнике облегчает управление выгрузным транспортером и выгрузкой бункера.
Пять функциональных клавиш на правом многофункциональном джойстике могут быть свободно назначены, например, для стеклоочистителей.
При движении по дороге новый «интеллектуальный главный выключатель рулевого управления» позволяет автоматически синхронизировать управление изломом и передней осью, а также установку задних колес в положение прямо.

Онлайн портал R-Connect

R-Connect — модуль телематика и удаленная диагностика серийно R-Connect.

ROPA Tiger 6S в серийной комплектации оснащен высокоэффективным оборудованием для телематики и SIM-картой для доступа онлайн.
Модуль телематики служит основой для опережающего обслуживания 4.0, особенно для прогнозной аналитики, а также для оперативной помощи и диагностики в случае возникновения такой службы на всех континентах. При необходимости сервисного обслуживания техник по обслуживанию может опционально подключиться к терминалу и системе управления машиной и поддержать водителя, например, при решении проблем.

Мощное светодиодное освещение превращает ночь в день

18 600 люмен на кабине

Стоит отметить превосходное освещение Tiger 6S, который полностью укомплектован светодиодными фарами, как для рабочего света, так и для света фар.

Меню «Освещение»

Включение отдельных или всех фар осуществляется нажатием на сенсорный терминал.
До трех индивидуально настраиваемых программ освещения могут быть сохранены и вызваны сенсорным управлением.

R-Balance — гидравлическая система шасси с выравниванием на склоне

Выравнивание на склоне до 10 % —


центр тяжести/давление на поверхность компенсируются

Уникальной среди 3-осных свеклоуборочных комбайнов также является автоматическая система выравнивания комбайна с помощью шести гидравлических цилиндров и датчиков. Шасси остается в полностью горизонтальном положении при наклоне до 10%. Центр тяжести, а вместе с ним и нагрузка на колеса с нижней стороны склона смещаются на верхнюю сторону. Глубина отпечатка колес на нижней стороне склона значительно уменьшается, сохраняется инфильтрационная способность и, что особенно важно, значительно снижается риск возникновения эрозий.

Существенно возрастает устойчивость и тяга, а следовательно, уменьшается риск опрокидывания комбайна, при этом создатели позаботились о комфорте водителя, значительно улучшив его. Бережная уборка урожая возможна также на склоне, так как нет необходимости в дополнительном увеличении внутреннего давления шин!

R-Soil Protect

ROPA R-Soil Protect — это симбиоз из безопасной для почвы, гидравлической системы шасси с технологией CerexBib от производителя шин MICHELIN.

Данная концепция защиты почвы была отмечена серебряной медалью на выставке Agritechnica в Ганновере, требуемое давление в шинах составляет лишь 1,4 бар и доступна в качестве опции у Tiger 6S. Симбиоз гидравлического шасси с выравниванием нагрузки и шин MICHELIN IF1000/55 R32 CerexBib позволяет увеличить контурную площадь контакта для устойчивой защиты от переуплотнения почвы благодаря значительно пониженному давлению на поверхность контакта.

ROPA R-Soil Protect

■ Значительно улучшенная защита почвы благодаря снижению на 1 бар внутреннего давления шин по сравнению с euro-Tiger V8-4 — уникальное решение в сфере техники для уборки корнеплодов.
■ На 49% увеличилась площадь контакта с поверхностью, на 33% уменьшилось давление на поверхность контакта благодаря IF1000/55 R32 CerexBib.
■ Значительное снижение пиковых нагрузок за счет смещения нагрузки:
 — до 8% меньше на первую ось; — 37% меньше на вторую ось; — 43% меньше на третью ось.

■ Равномерное распределение нагрузки на все колеса благодаря сетевой гидравлике.
■ На склоне нагрузка и центр тяжести, приходящиеся на нижнюю часть склона, смещаются на верхнюю часть склона.
■ Элементы очистки направляются также на склоне горизонтально, обеспечивая идеальную очистку.
■ Бережная уборка урожая возможна также на склоне, так как нет необходимости в дополнительном увеличении внутреннего давления шин.
■ Сохраняет и защищает структуру почвы, обеспечивая инфильтрационную способность и воздухообмен.
Итог: Сохранение ресурсов и почвы для эффективного земледелия.

Гидравлическое соединение стабилизирующих цилиндров на передней и задних осях с каждой стороны

Специально для своего флагмана Tiger компания ROPA создала новый концепт шасси с качающейся передней осью в совокупности с двумя гидравлически поддерживаемыми задними осями. По сравнению с прежними шасси 3-х осных комбайнов, у которых средняя ось жестко соединена с рамой, колебание машины снижается на треть! Это достигается благодаря гидравлическому соединению цилиндров на передней и задней осях с одной стороны так, что неровности поверхности с разницей высот передаются на раму только на 33 %.

Благодаря снижению колебания шасси, улучшается ведение по рядам и по глубине в процессе копки, так как рама находится в среднем положении по отношению к трем осям. Гидравлическое соединение осей всегда равномерно распределяет нагрузку на все 6 колес.

Непосредственная передача мощности с карданными валами обеспечивает


равномерную тягу на все колеса при очень высоком крутящем моменте

Основной особенностью среди всех 3-осных свеклоуборочных комбайнов является то, что Tiger имеет прямую передачу мощности, благодаря прямолинейно расположенным карданным валам от привода движения к двум задним осям и передней оси – очень большое преимущество для лучшей тяги при переменных и тяжелых условиях копки и на тяжелых почвах. Нагрузка распределяется равномерно благодаря гидравлическому шасси.

Бесступенчатая КПП CVR для эффективной передачи мощности

Специально для ROPA Tiger и его высокой мощности привода в сотрудничестве ROPA, Omsi и Bosch-Rexroth был разработан бесступенчатый привод движения.

«Постоянно-переменная-ROPA» КПП (CVR) состоит из трех гидромоторов, установленных на суммирующем редукторе и находится между моторным отсеком и третьей осью. Максимальная скорость Tiger 6S, 40 км/ч, достигается на предельно экономных 1 200 об/мин. В поле процесс копки происходит на оборотах двигателя начиная с 1 100 об/мин. В зависимости от требуемого усилия, в автоматическом режиме Tiger регулируется до частоты вращения 1 650 об/мин. Если необходимо «обуздать» Tiger, для этого служат встроенные в оси (защищенные от грязи) работающие в масляной ванне дисковые тормоза.

R-Trim и R-Contour

Автоматика высоты ботвоудалителя и сенсорное определение контура почвы для улучшения качества собранной свеклы наряду с существенным облегчением работы водителя.

Компания ROPA представляет Tiger 6S с двумя новыми разработками для автоматической настройки рабочей глубины на уборочном агрегате:

 — R-Trim — автоматическая настройка глубины ботвоудалителя.
 — R-Contour — автоматическая регулировка глубины лемехов для отдельных рядков на копателе серии RR.
Обе системы регулируют рабочую глубину в зависимости от размера и высоты свеклы при уборке урожая в пределах всего поля.
Автоматические системы реагируют на разнообразную высоту головок свеклы или неровности почвы, которые располагаются поперечно направлению движения. Уже известная измерительная система на дорезателе была усовершенствована дополнительным измерительным устройством для определения контура почвы непосредственно на свекловичных рядках.
Новый мощный бортовой компьютер на копателе Tiger 6S считывает все измеренные значения за доли секунды и с помощью нового программного обеспечения изменяет высоту ботвоудалителя или глубину копки отдельных рядков. Сочетание этих двух систем и взаимодействие между ними значительно облегчает работу водителя. Исключаются потери при удалении ботвы, несмотря на уменьшение размера срезаемых стеблей ботвы, без какой-либо дополнительной нагрузки для водителя.
Также исключаются нежелательный захват почвы подкапывающим лемехом и повышенный расход топлива из-за слишком глубокой копки, равно как и обламывание корней свеклы при слишком поверхностной копке.

1. Нормальная свекла — средняя высота головок; 2. Крупная свекла — большая высота головок; 3. Нормальная свекла — средняя высота головок; 4. Мелкая свекла — низкая высота головок; 5. Датчик угла поворота; 6. Определенная высота ботвоудалителя.

R-Trim: автоматика высоты
ботвоудалителя

Гребенка Micro-Topper определяет высоту головок  свеклы со срезанной ботвой. Профиль высоты (синяя линия на графике) рассчитывается на основании средних значений высоты головок. Высота вала ботвоудалителя постоянно адаптируется к этому профилю. Таким образом предотвращается слишком интенсивное срезание головок свеклы, например, при меняющемся размере свеклы с маленького на большой. А также слишком большие остатки стеблей ботвы на свекле при меняющемся размере свеклы с большого на маленький.

Как это работает?

Водитель устанавливает в меню желаемую высоту вала ботвоудалителя над высотой среза ножей дорезателя (красная стрелка на изображении выше). Таким образом определяется средняя длина черенков, оставшихся на свекле после ножей ботвоудалителя. Потенциометр на каждом Micro-Topper определяет высоту головок каждого рядка свеклы. Если свекла выросла неравномерно (например, на сухих участках), активированная функция R-Trim автоматически корректирует высоту вала ботвоудалителя в зависимости от самой высокой свеклы.

R-Contour: автоматическая регулировка глубины лемехов для отдельных рядков на копателе серии RR

При помощи джойстика на консоли управления оператор машины настраивает глубину копки в соответствие с условиями, таким образом определяя насколько глубоко будут входить подкапывающие лемехи в почву. Ультразвуковые датчики возле каждого отдельного ряда свеклы определяют контур поверхности почвы. Мощные бортовые компьютеры обрабатывают измеренные значения и обеспечивают поддержание глубины копки в соответствии с контуром почвы.
Эта система имеет преимущества по сравнению с более ранними системами автоматической регулировки отдельных рядков, особенно при более высоких свекловичных рядках рядом с технологическими колеями.

Как это работает?

Водитель включает на терминале сенсорное определение контура почвы R-Contour. Это позволяет регулировать высоту лемехов в зависимости от контура поверхности.
При активированном R-Contour предотвращается обламывание корней свеклы из-за слишком поверхностной копки или нежелательный захват почвы из-за слишком глубокой копки. Регулировка глубины лемехов отображается на терминале синхронно.

Автоматическая регулировка глубины лемехов при неоднородном контуре почвы. Ультразвуковые датчики возле каждого ряда свеклы определяют поверхности почвы.

Tiger 6S XL — максимальная эффективность и мощность

Благодаря оснащению ROPA Tiger 6S широкими 8-или 9-рядными копателями серии RR -XL можно достичь значительно более высокой производительности по площади наряду со снижением скорости копки. Снижение расхода топлива, затрат на копку и повышение качества обрезки свеклы — только некоторые преимущества данного системного решения. Широкий копатель серии RR-XL дает возможность установить на переднюю ось Tiger 6S еще более широкие и щадящие почву шины Michelin IF 900/60 R38 CerexBib2. Меньше проходов по полю и разворотов также способствуют бережному отношению к почве.

Очистка — щадящая, эффективная, индивидуально регулируемая

Гидравлически натянутый приемный транспортер быстро подает свеклу на первую звезду очистки. Ширина приемного портала создает достаточно пространства для быстрой транспортировки корнеплодов без препятствий и их повреждений. Из  кабины водитель может бесступенчато регулировать скорость транспортера, а при необходимости и реверсировать его. Контроль потока корнеплодов надежно предотвращает машину от перегрузки. Три звезды очистки, оснащенные коваными зубьями, с усовершенствованной настройкой числа оборотов (отдельный датчик давления для каждой звезды) очищают свеклу очень эффективно и аккуратно. Загнутые захватывающие пальцы обеспечивают быструю транспортировку даже при низкой скорости вращения звезд очистки.

Изогнутые зубья

Лопасть на переходе ко второй звезде очистки (опция)

Чистик защитной резины элеватора

Экстра длинный выгрузной транспортер – быстрая разгрузка бункера

Экстра длинный выгрузной транспортер расположен высоко. Существенное преимущество при перегрузке на идущее рядом транспортное средство, поскольку перегрузка осуществляется на необходимой высоте. Выгрузной транспортер складывается в 3-х местах, а его ширина составляет 2 м, что упрощает закладку свеклы в 10-метровый бурт или прямую перегрузку в прицеп. Бережные полиуретановые захватывающие пальцы гарантируют высокую пропускную способность при сокращенном времени разгрузки, всего 50 секунд — и при полном бункере корнеплодов объемом около 43 м³.
Автоматика заполнения бункера обеспечивает оптимальную тягу при любых условиях сбора урожая за счет оптимального распределения веса. Два ультразвуковых датчика, суммирующие выгрузки бункера, измеряют урожайность свеклы и сохраняют данные в базе данных. Быстрая перегрузка, бережная и удобная выгрузка бункера.

Дизельный двигатель Tiger 6Sd: Volvo Penta TWD1683VE мощностью 796 л.с. / 585 кВТ

Этот двигатель был оптимизирован Volvo Penta для использования на Tiger 6Sd. Благодаря объему 16,12 литров, впрыску топлива Common Rail, катализатору SCR и AdBlue производство энергии этого типа двигателя происходит еще более эффективно и экологично.
Имея двойной турбонаддув, этот двигатель генерирует максимальный крутящий момент в 3 650 Нм. Уже на 1 000 об/мин можно получить 3 550 Нм, что означает, возможность продолжительной уборки урожая на низких оборотах, а cледовательно дополнительную экономичность. Благодаря этой современной технологии в диапазоне мощностей свыше
560 кВт, двигатель соответствует нормам EU ступень 5 или USA TIER 4f даже без рециркуляции выхлопных газов и сажевого фильтра.
Увеличение дневной производительности при уменьшении потребления топлива, больше мощности при сниженном числе оборотов.

Дизельный двигатель Tiger 6Sa:


Volvo Penta TAD1643VE-B
мощностью 768 л.с. / 565 кВТ

Мощный двигатель Tiger 6Sa с рабочим объемом 16,12 литров, системой впрыска «насос-форсунка» (НФ) является проверенным и надежным силовым агрегатом, который многие клиенты уже знают и ценят по Tiger 6a. Этот двигатель не требует использования AdBlue, катализатора SCR или рециркуляции выхлопных газов. Мощный крутящий момент 3 260 Нм эффективно передается благодаря бесступенчатому приводу движения. Этот двигатель больше не будет доступен в ЕС с 2021 года в связи с изменениями в законодательстве.

Рычаг свободы – Журнал «Новое сельское хозяйство»

Джой­стик вме­сто руле­во­го коле­са – такое реше­ние еще недав­но каза­лось «кос­мо­сом». Сего­дня коли­че­ство само­ход­ных сель­хоз­ма­шин, обо­ру­ду­е­мых имен­но джой­сти­ком, рас­тет неустан­но: он более эрго­но­ми­чен, а отсут­ствие руле­вой колон­ки обес­пе­чи­ва­ет улуч­шен­ный фрон­таль­ный обзор.

Деся­ти­ле­тия руле­вое коле­со оста­ва­лось основ­ным эле­мен­том управ­ле­ния в маши­нах прак­ти­че­ски любо­го вида. Джой­стик одна­ко суще­ству­ет почти столь же дол­го, как и коле­со. Рычаг управ­ле­ния был изоб­ре­тен при­мер­но в 1900 году для пер­вых само­ле­тов, во вре­ме­на Вто­рой миро­вой вой­ны исполь­зо­ва­лась уже его электроверсия.

Несмот­ря на доступ­ность это­го девай­са, суще­ствен­но раз­вив­шу­ю­ся в послед­ние годы, и по сей день нель­зя гово­рить о три­ум­фаль­ном про­ры­ве джой­сти­ка на рын­ках – повсе­мест­но по‑прежнему исполь­зу­ет­ся руле­вое коле­со. Тем не менее все боль­ше и боль­ше отрас­лей вхо­дят во вкус, один из при­ме­ров – стро­и­тель­ная: опе­ра­то­ры машин на гусе­нич­ном ходу дав­но при­вык­ли к управ­ле­нию тех­ни­кой через джойстик.

Это всё отговорки!

Забав­но, что в извест­ной сво­и­ми стро­и­тель­ны­ми маши­на­ми ком­па­нии Caterpillar на джой­стик для руле­во­го управ­ле­ния колес­ны­ми погруз­чи­ка­ми в сере­дине 1990‑х годов смот­ре­ли скеп­ти­че­ски, сего­дня же он явля­ет­ся стан­дар­том для мно­гих машин бренда.

«У при­вык­ших к руле­во­му коле­су води­те­лей неред­ки предубеж­де­ния на счет джой­сти­ка, но в боль­шин­стве слу­ча­ев с ними быва­ет покон­че­но, как толь­ко опе­ра­то­ру уда­ет­ся опро­бо­вать управ­ле­ние джой­сти­ком», – рас­ска­зы­ва­ет Уве Фур­манн, веду­щий про­да­вец компании‑дилера в Гер­ма­нии Zeppelin.

С 2011 года элек­тро­гид­рав­ли­че­ская систе­ма руле­во­го управ­ле­ния Caterpillar обес­пе­чи­ва­ет такую ско­рость реа­ги­ро­ва­ния – а она долж­на гаран­ти­ро­вать без­опас­ность и точ­ность про­цес­са руле­ния даже при высо­кой ско­ро­сти дви­же­ния, – что транс­порт­ные сред­ства, обо­ру­до­ван­ные ею, офи­ци­аль­но допу­ще­ны к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии. Так что для тех, кто не мыс­лит управ­ле­ния тех­ни­кой без руле­во­го коле­са, зака­зы­вать его при­хо­дит­ся толь­ко в виде опции – иных вари­ан­тов про­сто нет.

Дру­гой извест­ный стро­и­тель­ный бренд, Liebherr, влил­ся в новый тренд, так­же вклю­чив в свое пред­ло­же­ние колес­ные погруз­чи­ки, управ­ля­е­мые с помо­щью джой­сти­ка вме­сто руля. Одна­ко моде­ли Torion, выпус­ка­е­мые сов­мест­но с Claas (НСХ 3/21, с. 82 ), джой­сти­ка­ми не осна­ща­ют­ся: яко­бы сель­ско­хо­зяй­ствен­ные колес­ные погруз­чи­ки, в отли­чие от карьер­ных, ред­ко рабо­та­ют про­дол­жи­тель­ное вре­мя в режи­ме нон-стоп, а имен­но при таком сце­на­рии руле­вое управ­ле­ние дан­но­го типа пол­но­стью реа­ли­зу­ет свои пре­иму­ще­ства, ведь джой­стик намно­го эрго­но­мич­нее коле­са. Кста­ти, как раз в этом и есть основ­ная при­чи­на того, поче­му в насто­я­щее вре­мя им все чаще осна­ща­ют убо­роч­ную сель­ско­хо­зяй­ствен­ную технику.

Свекловичные пионеры

Про­ба пера на дан­ном попри­ще в сег­мен­те сель­хоз­ма­шин при­над­ле­жит свек­ло­убо­роч­ным ком­бай­нам Holmer и Ropa. На них уже дале­ко не пер­вый год управ­ле­ние зад­ним мостом в поле мож­но осу­ществ­лять с помо­щью джой­сти­ка и пово­рот­но­го выклю­ча­те­ля. Одна­ко при дви­же­нии по доро­гам по‑прежнему исполь­зу­ет­ся руле­вое колесо.

Двум дру­гим видам ком­бай­нов – зер­но­убо­роч­ным и кор­мо­убо­роч­ным – при убор­ке уро­жая и заго­тов­ке кор­мов зача­стую при­хо­дит­ся рабо­тать в режи­ме про­лон­ги­ро­ван­ных смен. Это, оче­вид­но, и послу­жи­ло пово­дом для созда­ния машин на управ­ле­нии джой­сти­ком. На спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной выстав­ке Agritechnica в 2019 году ком­па­нии Fendt и Krone пред­ста­ви­ли соот­вет­ствен­но свои зер­но­убо­роч­ный Ideal и кор­мо­убо­роч­ный BiG X с систе­мой управ­ле­ния джойстиком.

На релаксе

При­ме­ни­тель­но к само­ход­ным кор­мо­убо­роч­ным маши­нам Krone видит весо­мое пре­иму­ще­ство в исполь­зо­ва­нии руле­ния джой­сти­ком по срав­не­нию с обыч­ным руле­вым коле­сом: рабо­та будет менее изну­ри­тель­ной и уто­ми­тель­ной. А если кого сму­ща­ет левый под­ло­кот­ник, то для бес­пре­пят­ствен­но­го вхо­да в каби­ну и выхо­да из нее его из рабо­че­го поло­же­ния лег­ко отки­нуть назад.

Сам джой­стик управ­ля­ет­ся неболь­ши­ми дви­же­ни­я­ми левой руки, при этом пред­пле­чье зани­ма­ет рас­слаб­лен­ное поло­же­ние на под­ло­кот­ни­ке. Сни­жа­ет­ся и интен­сив­ность дви­же­ний, про­из­во­ди­мых при руле­нии в целом, а это спо­соб­ству­ет более рас­слаб­лен­но­му поло­же­нию все­го тела опе­ра­то­ра в крес­ле. В резуль­та­те нагруз­ка на рабо­та­ю­ще­го на кор­мо­убо­роч­ном ком­байне на про­тя­же­нии дол­гих часов сокра­ща­ет­ся, что помо­га­ет ему скон­цен­три­ро­вать­ся на каче­стве заго­тав­ли­ва­е­мо­го корма.

Руле­вое коле­со и его колон­ка оста­ют­ся в поле зре­ния опе­ра­то­ра кро­нов­ско­го кор­мо­убо­роч­ни­ка, посколь­ку по‑прежнему явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью его кабины.

При пере­дви­же­нии по доро­гам управ­ле­ние кор­мо­убо­роч­ным ком­бай­ном реа­ли­зу­ет­ся в при­выч­ном режи­ме – посред­ством руле­во­го коле­са. Инте­рес­но, что для само­ход­ных коси­лок BiG M ком­па­ния Krone пока ника­ко­го управ­ле­ния джой­сти­ком не планирует.

Хотя кро­нов­ский кор­мо­убо­роч­ник Big X с джой­сти­ком впер­вые был пред­став­лен обще­ствен­но­сти в 2019 году, широ­ким спро­сом «девайс» пока не обза­вел­ся. По дан­ным про­из­во­ди­те­ля, в Евро­пе реа­ли­зо­ва­но четы­ре таких комбайна.

Ничто не мешает видеть

Ком­па­ния Fendt внед­ри­ла систе­му руле­ния джой­сти­ком на сво­их зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нах Ideal. Опе­ра­тор ком­бай­на, обо­ру­до­ван­но­го IdealDrive, управ­ля­ет маши­ной посред­ством джой­сти­ка, уста­нов­лен­но­го сле­ва от сиде­нья, при этом функ­ции при­выч­но­го джой­сти­ка на пра­вом под­ло­кот­ни­ке оста­ют­ся неиз­мен­ны­ми. В кабине Ideal, как и в BiG X, мож­но отки­нуть левый под­ло­кот­ник, что­бы обес­пе­чить бес­пре­пят­ствен­ный доступ к сиде­нью водителя.

Фенд­тов­цы в срав­не­нии с кро­нов­ца­ми пошли даль­ше и пол­но­стью отка­за­лись от руле­вой колон­ки – это боль­шой шаг в улуч­ше­нии эрго­но­мич­но­сти, посколь­ку обес­пе­чи­ва­ет­ся бес­пре­пят­ствен­ный обзор на жат­ку. Руле­вое управ­ле­ние джой­сти­ком опци­о­наль­но доступ­но для всех полу­гу­се­нич­ных моде­лей серии Ideal – от 7 до 10T.

Допуск дан

На пер­вый взгляд управ­ле­ние через рычаг пред­став­ля­ет собой все­го лишь кла­пан с про­пор­ци­о­наль­ным элек­три­че­ским управ­ле­ни­ем гид­рав­ли­кой. Одна­ко, что­бы полу­чить допуск ТС с таким устрой­ством к пере­ме­ще­нию по доро­гам и ули­цам, при­шлось инте­гри­ро­вать в кон­струк­цию нема­ло допол­ни­тель­ных тех­ни­че­ских решений.

Евро­пей­ское зако­но­да­тель­ство тре­бу­ет обя­за­тель­но­го нали­чия резерв­ной систе­мы, кото­рая в слу­чае выхо­да из строя какого‑либо ком­по­нен­та немед­лен­но возь­мет на себя его функ­ци­о­нал. «В таких систе­мах не сто­ит недо­оце­ни­вать сте­пень слож­но­сти согла­со­ван­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния элек­тро­ни­ки и гид­рав­ли­ки, – гово­рит экс­перт ком­па­нии Fendt Кон­стан­тин Шталь. – Ава­рий­ное руле­вое управ­ле­ние нами реа­ли­зо­ва­но таким обра­зом, что не остав­ля­ет пред­ста­ви­те­лям зако­на и шан­са для отка­за в офи­ци­аль­ном допус­ке к пере­дви­же­нию по доро­гам обще­го пользования».

Оста­ю­ща­я­ся в сег­мен­те зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов и по сей день уни­каль­ной систе­ма, реа­ли­зо­ван­ная в моде­лях Ideal от Fendt, соот­вет­ству­ет всем евро­пей­ским нор­мам, предъ­яв­ля­е­мым к транс­порт­ным сред­ствам, и всем усло­ви­ям пра­вил дорож­но­го дви­же­ния. Что каса­ет­ся педа­ли тор­мо­за, то она, конеч­но, по‑прежнему в нали­чии, посколь­ку тор­мо­же­ние через джой­стик лишь замед­ля­ет транс­порт­ное сред­ство через систе­му при­во­да, но не оста­нав­ли­ва­ет его.

Комфортный обмолот

Пред­ста­ви­те­ли как Fendt, так и Krone в каче­стве глав­но­го пре­иму­ще­ства руле­во­го управ­ле­ния с помо­щью джой­сти­ка назы­ва­ют повы­шен­ный ком­форт рабо­ты опе­ра­то­ра. В тече­ние все­го рабо­че­го дня води­тель может поз­во­лить себе сидеть в крес­ле рас­слаб­ле­но, отки­нув­шись на его спин­ку, в то вре­мя как при управ­ле­нии руле­вым коле­сом часто при­хо­дит­ся зани­мать поло­же­ние с накло­ном кор­пу­са впе­ред. Такая неудоб­ная поза обу­слав­ли­ва­ет­ся отча­сти необ­хо­ди­мо­стью дер­жать в про­цес­се руле­ния взгляд поверх руле­во­го колеса.

«В слу­чае джой­сти­ка мы уста­но­ви­ли, что сама физи­че­ская актив­ность опе­ра­то­ра сни­жа­ет­ся на 60 %, посколь­ку спе­ци­фи­че­ские дви­же­ния, напри­мер, харак­тер­ные для опе­ра­ций по выпол­не­нию раз­во­ро­тов, теперь пол­но­стью выпа­да­ют», – гово­рит К. Шталь.

Посколь­ку рабо­ту на совре­мен­ных зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нах уже нель­зя назвать изну­ря­ю­щей, ком­па­ния Fendt рас­це­ни­ва­ет сни­же­ние физи­че­ской нагруз­ки опе­ра­то­ра из‑за отсут­ствия необ­хо­ди­мо­сти вра­щать руль не как некую выда­ю­щу­ю­ся осо­бен­ность тех­ни­ки с управ­ле­ни­ем джой­сти­ком, а всего‑навсего как часть общей кон­цеп­ции ком­форт­но­го управ­ле­ния сельхозмашиной.

Систе­ма не толь­ко удоб­нее в прак­ти­че­ском при­ме­не­нии, она еще и эффек­тив­нее: гово­рят о росте эффек­тив­но­сти на убор­ке до 6 %. «Это опре­де­ле­но тем, что руле­ние джой­сти­ком – дви­же­ние рыча­га от пол­но­го упо­ра вле­во до пол­но­го упо­ра впра­во – опе­ра­тор реа­ли­зу­ет гораз­до быст­рее, чем в слу­чае с руле­вым коле­сом», – пояс­ня­ет К. Шталь. Бла­го­да­ря это­му ради­ус пово­ро­та маши­ны ста­но­вит­ся мень­ше, и мож­но быст­рее пере­хо­дить от одной загон­ки к дру­гой, даже рас­по­ло­жен­ной рядом.

Взаимодополняющие

В сег­мен­те зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов поми­мо про­че­го стан­дар­том уже явля­ет­ся нали­чие систем парал­лель­но­го вожде­ния с при­вяз­кой к коор­ди­на­там GPS, и это дает повод ком­па­нии Fendt, обо­ру­ду­ю­щей свои ком­бай­ны по послед­не­му сло­ву тех­ни­ки, с уве­рен­но­стью заявить, что руле­вая колон­ка бес­по­лез­на – бóль­шую часть вре­ме­ни рабо­ты ком­бай­на потреб­но­сти в ней нет. С ее отсут­стви­ем к тому же откры­ва­ет­ся бес­пре­пят­ствен­ный обзор фрон­таль­ной зоны, жат­ки и даже наклон­ной каме­ры. Такая про­смат­ри­ва­е­мость поз­во­ля­ет не толь­ко лег­ко иден­ти­фи­ци­ро­вать опас­но­сти и пре­пят­ствия, но и спо­соб­ству­ет повы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти на убор­ке. С раз­ви­ти­ем кон­цеп­ции руле­во­го управ­ле­ния сель­хоз­тех­ни­кой через джой­стик, таким обра­зом, откры­ва­ет­ся и новая стра­ни­ца эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния машин с при­вяз­кой к GPS‑координатам.

Зака­зать свой ком­байн Fendt Ideal с такой систе­мой евро­пей­ские фер­ме­ры мог­ли уже в 2020 году (с рын­ком восточ­но­ев­ро­пей­ских стран все не так уж одно­знач­но. – Прим. ред.). Пока­зы маши­ны в полях в про­шлом году поз­во­ли­ли полу­чить пер­вые отзы­вы о систе­ме от прак­ти­ков. «Пона­ча­лу наши кли­ен­ты про­яв­ля­ли осто­рож­ность и выка­зы­ва­ли некий скеп­сис вви­ду отсут­ствия в кабине руле­во­го коле­са, – повест­ву­ет К. Шталь. – Но сто­и­ло им занять место опе­ра­то­ра ком­бай­на без глав­но­го атри­бу­та управ­ле­ния маши­ной в ком­плек­та­ции, они доволь­но ско­ро при­вы­ка­ли к это­му, а хоро­шая обзор­ность и ком­форт при вожде­нии полу­ча­ли толь­ко поло­жи­тель­ные отзывы».

Спе­ци­а­лист так­же заост­ря­ет вни­ма­ние еще на том, что хоро­шо обо­ру­до­ван­ное рабо­чее место все­гда явля­ет­ся аргу­мен­том в поль­зу рабо­то­да­те­ля при при­ня­тии реше­ния о тру­до­устрой­стве или смене места рабо­ты. А посколь­ку дефи­цит ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабо­чих кад­ров сего­дня рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на опе­ра­то­ров ком­бай­нов и охва­ты­ва­ет новые ниши отрас­ли, уже сей­час необ­хо­ди­мо про­ве­сти иссле­до­ва­ния по выяв­ле­нию тех сфер сель­хоз­де­я­тель­но­сти, где инте­гри­ро­ва­ние джой­сти­ка вме­сто руле­во­го коле­са может ока­зать­ся целесообразным.

Наше заключение

Сто­ит хоть раз про­ехать­ся на машине, руле­ние кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся через джой­стик, про­па­дут сра­зу все пред­рас­суд­ки. Исполь­зо­ва­ние систе­мы управ­ле­ния тех­ни­кой дан­но­го вида поз­во­ля­ет осво­бо­дить зону фрон­таль­ной види­мо­сти, что бес­цен­но, если рабо­чие опе­ра­ции выпол­ня­ют­ся имен­но в дан­ной зоне, а это при­ме­ни­мо к колес­ным погруз­чи­кам, зерно‑ и кор­мо­убо­роч­ным ком­бай­нам. Руле­ние джой­сти­ком спо­соб­ству­ет росту про­из­во­ди­тель­но­сти в поле.

В сег­мен­те гру­зо­во­го транс­пор­та в клас­си­че­ском его пред­став­ле­нии основ­ные пре­иму­ще­ства оста­ют­ся за руле­вым коле­сом. Одна­ко это не дает повод исклю­чать, что одна­жды джой­стик обна­ру­жит свое пре­вос­ход­ство при­ме­ни­тель­но и к грузовикам.

ROPA Северная Америка