Су 35 цена самолета – Вопрос: какова цена Су-35?

Российский Су-35 оказался дороже американского истребителя пятого поколения F-35

Истребитель четвертого поколения Су-35 (не путать с одноименной машиной, разработанной в 90-е) — мощнейший из российских истребителей, доведенных до серийного производства. Несмотря на экспортную ориентацию машины, она вызвала ограниченный интерес зарубежных партнеров. Одни из немногих заинтересовавшихся — китайцы, которые заказали партию из 24 истребителей Су-35. Четырнадцать машин, по состоянию на начало 2018-го, уже поставлены. Остальные КНР получит в течение года.

 

В качестве возможного преимущества Су-35 называли цену. Однако, как выяснилось, это, вероятно, не соответствует действительности. Сейчас официальный печатный орган российского правительства со ссылкой на китайское издание «Феникс» сообщил, что на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге официально озвучили детали контракта на поставку в Китай Су-35. Его общая цена — 2,5 миллиарда долларов. Если пересчитать стоимость одной машины, получается 104 миллиона долларов за самолет.

 

Для сравнения: стоимость «самого дорогого истребителя в мире» — американского F-35 — составляет 90 миллионов долларов (речь идет о версии F-35A). К началу полномасштабного крупносерийного производства в 2019 году цена должна опуститься до 83 миллионов долларов за единицу. Эксперты прогнозируют снижение стоимости не только для «сухопутного» F-35A, но также для F-35B и F-35C, предназначенных для базирования на борту универсальных десантных кораблей и авианосцев. Последние, вероятно, все равно окажутся несколько дороже самой технологически простой версии истребителя.

 

F-35B / ©aolcdn

 

Отметим, что предполагаемая цена экспортной версии российского истребителя пятого поколения Су-57, от которой недавно отказались индийцы, — 100 миллионов долларов. Стоимость мощнейших европейских истребителей — Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale — в топовой комплектации превышает 120 миллионов долларов за самолет.  

 

Су-57 / ©Сухой

 

Стоит отметить, что контракт на поставку в Китай партии Су-35 изначально вызвал ряд неудобных для россиян вопросов. Известно, что КНР испытывает трудности в создании современных авиационных двигателей. Эксперты заявляли, что, купив Су-35, Поднебесная попытается скопировать установленные на нем турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1С. Именно этим, кстати, можно объяснить относительно небольшой объем закупленных самолетов.  

naked-science.ru

Почему российский Су-35 для Китая оказался дороже американского F-35

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге были официально озвучены детали контракта на поставку в Китай истребителей Су-35. За 2,5 миллиарда долларов Поднебесная получит 24 самолета. В пересчете стоимость одного истребителя превышает $104 млн — на 10 миллионов больше, чем стоит американский F-35, получивший титул самого дорогого истребителя в мире. За что же готов переплачивать Китай?

Строго говоря, сравнивать цены Су-35 и F-35 не своем корректно. В стоимость российского самолета входит оружие, запчасти, наземное оборудование и обучение персонала. Американец в базовой комплектации продается «голым». Но главное не это — самым привлекательным для ВВС Китая является не сам российский истребитель, а его двигатели с управляемым вектором тяги, пишет китайское издание «Феникс».

Эти двигатели и систему управления ими, включая программное обеспечение, конструкторы Поднебесной мечтали заполучить давно. Собственные технологии отклоняемого вектора тяги в Китае развиты плохо.  Но после того, как Су-35 поступили на вооружение Народно-освободительной армии КНР, произошли две интересные вещи. Во-первых, на китайский прототип истребителя пятого поколения J-20 установили новые двигатели — ранее его приводили в движение копии советского АЛ-31Ф с Су-27.

«Для нормальной работы J-20 мощности китайского мотора 10В недостаточно, а до собственного турбореактивного двигателя «тип 15″ еще далеко. При этом тяга силовых установок Су-35 намного больше, чем у американских F-22. Использование российских двигателей не только увеличит боевые возможности китайских самолетов, но и приблизит их сверхзвуковые характеристики к F-22 и F-35», — пишет издание. 

Во-вторых, на строевых китайских истребителях J-10B началось тестирование поворотных сопел. Если в ближайшем будущем в Китае появится комбинированный авиадвигатель, оснащенный управляемым вектором тяги якобы собственной разработки — это не станет неожиданностью, резюмирует «Феникс». Дорогая цена, которую КНР заплатила за российские истребители, вызвана их двигателями и заложенными в них технологиями, развивать которые самостоятельно Китай будет слишком долго.

rg.ru

Су-57 обойдётся дешевле F-35 — NEWS.ru

Истребитель пятого поколения Су-57 будет намного дешевле, чем американский самолёт F-35. Авиаконструкторы добились этого за счёт меньшей, чем в США, стоимости разработок и более низкой оплаты труда занятых в проекте сотрудников. Но в этом случае государство получит меньшие дивиденды от продажи боевых машин.


«Всего три страны, включая нас, обладают истребителем пятого поколения, по Китаю нет точной информации, но наш Су-57 сильно дешевле американского F-35», — сообщил президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Но Су-57 будет стоить дороже, чем истребители поколения 4++, поскольку «он эффективнее», добавил чиновник.

Первая партия серийных Су-57 из 12 машин, как сообщали в Минобороны, поступит по контракту в российские войска в 2019 году. Сейчас истребитель находится в завершающей стадии лётных испытаний. Самолёт тестировался в том числе в боевых условиях — в небе Сирии. Помимо российских ВВС, интерес к Су-57 проявляют военные лётчики Перу и Пакистана. Также, возможно, будут приобретать готовые истребители ВВС Индии, хотя в Дели, по сообщениям СМИ, всё-таки отказались от совместного проекта по созданию индийского истребителя пятого поколения FGFA на основе Су-57.

News.ru/Сергей Булкин

Су-57

Средняя стоимость самолёта в рамках проекта FGFA составляла, согласно открытым источникам, около $100 млн. Примерно в эту же сумму сейчас обходится американским военным и ВВС союзников США по НАТО многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II (цена одной машины варьируется от $83, 4 до $108,1 в зависимости от модификации).

Индийская программа FGFA была коммерческим проектом, рассчитанным на извлечение прибыли, отмечает News.ru заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. Сейчас у России в приоритете не извлечение прибыли, а перевооружение армии, поэтому стоимость Су-57 будет существенно ниже. «Более низкая наценка на прибавочную стоимость отечественных машин негативно отразится на прибыли ОАК, главный владелец которой — государство — получит меньше дивидендов, — полагает эксперт. — Но главная цель — повысить боеспособность вооружённых сил. ОАК должна искать дополнительные средства заработка, развивая связанные с авиацией гражданские проекты».

Цена на первые истребители Су-57 будет больше, чем стоимость боевого самолёта поколения 4++ Су-35 (около $30 млн), но меньше, чем у F-35, «возможно, в 1,5−2 раза», добавляет Дрозденко. Причина —принципиальное отличие военно-промышленных комплексов России и США. Американские частные военные компании ориентированы на максимальное извлечение прибавочной стоимости, российские оборонные компании принадлежат государству, которое может регулировать цены на продукцию. «В Америке выше налогообложение оборонных корпораций, выше стоимость НИОКР, выше оплата труда сотрудников. Оборонные компании ориентируются на рыночную конкуренцию и получение прибыли, они закладывают в стоимость вооружений больший процент прибавочной стоимости», — поясняет Дрозденко. Производители вооружений действуют по схеме «если есть много денег, почему бы их не потратить», то есть пользуются тем, что США обладают самым большим в мире оборонным бюджетом, поэтому проекты изначально получаются более дорогими.

defense.gov

Увеличению стоимости F-35 способствовал ещё один фактор: в процессе работы над истребителем параллельно тестировалось избыточное количество разнообразных технологических новшеств. «Вспомним одни виртуальные шлемы, которые разрабатывали британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited. В итоге их испытания приостановили, поскольку у лётчиков-испытателей использование этих шлемов вызывало проблемы с самочувствием», — указывает Дрозденко. Хотя изначально американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения планировался как более дешёвый многофункциональный аналог практически всех стоящих на вооружении боевых самолётов, на выходе машина получилась чрезмерно дорогой. «У России есть все возможности не совершать тех же ошибок при работе над собственным проектом», — заключает Дрозденко.

news.ru

Индонезия закупает 11 истребителей Су-35 за 1,14 миллиарда долларов

Как сообщают индонезийские СМИ, на прошедшей 22 августа 2017 года в министерстве обороны Индонезии в Джакарте совместной пресс-конференции министр обороны Индонезии Райамизард Райакада и министр торговли Индонезии Энггартиасто Лукита  заявили, что 10 августа было подписано российско-индонезийское соглашение об условиях приобретения Индонезией в России 11 истребителей Су-35 (сам контракт на их закупку еще должен быть окончательно финализован). Ранее ГК «Ростех» сообщила, что меморандум на этот счет был подписан сторонами в Москве 4 августа.

Истребители Су-35С ВКС России. Кубинка, 12.08.2017 (с) Юрий Степанов / russianplanes.net ( ссылка )

Согласно соглашению, стоимость закупки 11 истребителей Су-35 составит 1,14 млрд долл США, и из этой суммы половину (570 млн долл) будет покрыта поставками индонезийских товаров. Стороны договорились определить российскую госкорпорацию «Ростех» и индонезийскую государственную внешнеторговую компанию PT. Perusahaan Perdagangan Indonesia (PPI) в качестве соиисполнителей данной части соглашения (то есть «Ростех» будет закупать индонезийские товары у PPI, которая выступит в качестве госпосредника). Список конкретных товаров для закупки еще должен быть определен, но, как было сообщено, индонезийской стороной предлагаются переработанная резина и продукция из нее, сырая нефть и продукты нефтепереработки, машины, кофе и продукты из него, какао и продукты из него, текстиль, чай, обувь, переработанная рыба, мебель, копра, пластмассы и продукция из нее, смолы, бумага, специи, и даже «продукция оборонной промышленности» и «другая продукция».

Для определения конкретного списка товаров «Ростех» и PPI создадут совместную рабочую группу. При этом «Ростех» получит право отбора поставщиков, «чтобы он мог получить индонезийскую экспортную продукцию с высокой конкурентоспособностью».

Поставка самолетов Су-35 должна быть произведена Индонезии в течении двух лет с момента подписания контракта, то есть к концу 2019 года.

Официально истребители Су-35 приобретаются Индонезией для замены парка устаревших легких истребителей Northrop F-5E/F Tiger II американского производства, состоящих на вооружении 14-й эскадрильи ВВС Индонезии на военно-воздушной базе Iswahyudi (Мадиун, Ява). К настоящему времени в 14-й эскадрилье числятся восемь F-5E и три F-5F, из которых в летном состоянии осталось лишь два самолета.

В тоже время, согласно ряду сообщений индонезийских СМИ, закупаемые Су-35 фактически пойдут на оснащение 11-й эскадрильи 5-го авиационного крыла ВВС Индонезии, дислоцированной на военно-воздушной базе Sultan Hasanuddin (Макассар, Сулавеси) и сейчас оснащенной истребителями Су-27СКМ и Су-30МК2, а «высвободившиеся» Су-27СКМ и Су-30МК2 пойдут на перевооружение 14-й эскадрильи.

Индонезия станет вторым иностранным заказчиком истребителей Су-35 после Китая, в ноябре 2015 года подписавшего контракт на поставку ему 24 самолетов Су-35 (поставки были начаты в декабре 2016 года). Серийное производство самолетов Су-35 осуществляется Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю.А. Гагарина (филиал ПАО «Компания «Сухой»).

Министр обороны Индонезии Райамизард Райакада и министр торговли Индонезии Энггартиасто Лукита после совместной пресс-конференции по поводу заключения российско-индонезийского соглашения об условиях приобретения Индонезией в России 11 истребителей Су-35. Джакарта, 22.08.2017 (с) www.kemhan.go.id

bmpd.livejournal.com

Россия объявила Китаю стоимость истребителя Су-35. Цена одного самолета Су-35 дороже американского F-35 на 10 миллионов долларов / Империя

Россия объявила Китаю стоимость истребителя Су-35. Цена одного самолета Су-35 дороже американского F-35 на 10 миллионов долларов

Феникс, Китай

14 июня 2018 г. 21:35:31

Редакционная статья

Российская государственная корпорация «Ростехнологии» 24 мая на открытии Петербургского международного экономического форума заявила о том, что в 2015 году Россия и Китая подписали контракт на поставку 24 истребителей Су-35С на сумму в 2,5 миллиарда долларов. К настоящему моменту Россия уже поставила Китаю 14 самолётов Су-35С, оставшиеся 10 истребителей будут доставлены в течение этого года. Если рассчитывать по сумме, прописанной в контракте, то в среднем один истребитель обходится нашей стране в более чем 104 миллионов долларов. Американский стелс-истребитель F-35A в стандартной комплектации стоит примерно 94,5 миллионов долларов. Таким образом, в среднем цена одного самолёта Су-35 выше американского F-35 на 10 миллионов долларов. Но эти цены никак нельзя сравнивать, так как по контракту с Россией в стоимость истребителя также включены обучение персонала, бортовое оружие, запасные части для двигателей, и оборудование. А 94,5 миллиона за американский F-35A — это всего лишь заводская цена без каких-либо дополнительных комплектаций.

Ранее сообщалось, что по контракту Китай потратит 2 миллиарда долларов на закупку истребителей Су-35. Цена за каждый самолет составила 85 миллионов долларов. Однако выяснилось, что при заключении контракта не все пункты были чётко оговорены. На самом деле стоимость истребителей составила больше 2 миллиардов долларов. Это подтвердило недавнее публичное заявление корпорации «Ростехнологии».

В марте этого года российское новостное агентство «Спутник» объявило о том, что Россия начала осуществлять поставки Су-35 в Индонезию. По контракту с Индонезией Россия должна доставить 11 истребителей Су-35 стоимостью 1,1 миллиарда долларов. Согласно контрактной стоимости цена за один самолёт составила чуть больше 100 миллионов долларов. Хотя нам неизвестна комплектация этих истребителей для других стран, для Китая это, безусловно, выгодная сделка. В комплектацию, которую предлагает нам Россия, входит двигатель 117S, который мы очень давно хотели приобрести, а также соответствующая система управления самолётом.

В начале мая первый истребитель Су-35, полученный ВВС Китая, вернулся в Россию. По сообщениям российских СМИ, отправка Су-35 в Россию связана с обучением и подготовкой китайского лётного состава. После завершения поставок СУ-35 будущие проекты не будут противоречить раннее заключенному контракту. К тому же расходы будут включены в контрактную стоимость — 2,5 миллиардов долларов. По крайней мере в стоимость будущих контрактов, несомненно, будут включены расходы на обучение персонала.

Более того, все больше военных наблюдателей и специалистов в области авиации высказывают мнение о том, что на самом деле покупку истребителей Су-35 можно рассматривать как покупку «авиационных двигателей». Двигательная система Су-35 включает в себя такие технологии, как векторное управление двигателем, программное обеспечение и компоненты, которые достаточно плохо развиты в промышленности Китая.

После того как истребители Су-35 поступили на вооружение в ВВС Китая, появились две очень интересных тенденции. Во-первых, двигатели на истребителях J-20 стали заменяться на отечественные. Во-вторых, на истребителях J-10B стали тестировать векторные сопла отечественного производства.

Что касается истребителя J-20, то в настоящий момент для его нормального функционирования мощностей турбовентиляторного двигателя 10B все еще недостаточно, а до турбовентиляторного двигателя 15 еще далеко. Несмотря на то, что двигатель 117S истребителя Су-35 имеет более короткий срок службы, чем двигатель F119, используемый в американском F-22, сила тяги двигателя Су-35 намного больше. До того, как китайским инженерам удалось разработать свой собственный тип двигателя на истребителях J-20, были установлены американские двигатели AL-31F. Сейчас же использование двигателей Су-35 позволило не только увеличить боеспособность китайских истребителей, но и приблизить их сверхзвуковые характеристики к американским F-22 и F-35.

Развитие в отечественном авиастроении технологий производства векторных сопел также непосредственно связано с двигателем Су-35. Ни для кого не будет неожиданностью тот факт, что в будущем в Китае на базе двигателя Су-35 может появиться комбинированный двигатель с отечественными соплами.

Причина, по которой средняя цена контракта на покупку Китаем истребителей Су-35 дороже американских F-35, во многом обусловлена «комплектацией», в которую входят немало услуг. Но самое ценное — это тот самый двигатель, о котором так много говорят уже на протяжении многих лет. Будь это программное обеспечение или компоненты военных двигательных систем, отечественная военная промышленность в последние годы достигла больших успехов, однако она все ещё на десятилетия отстаёт от передового мирового уровня. Неизвестно, сколько времени потребуется Авиационно-двигательной компании Китая, чтобы устранить этот «технологический разрыв».

Источник

www.imperiyanews.ru

Су-35 защищают от китайской подделки – Газета Коммерсантъ № 40 (4825) от 06.03.2012

Россия и Китай близки к заключению крупнейшего за последнее десятилетие оружейного контракта. Как стало известно «Ъ», стороны практически договорились о поставке КНР 48 многофункциональных истребителей Су-35 стоимостью $4 млрд. Однако на пути к заключению сделки возникло неожиданное препятствие. Москва требует от Пекина юридических гарантий отказа от копирования российских истребителей — чтобы оградить себя от потенциального конкурента на рынках других стран. Китай же такие гарантии давать не спешит.

О переговорах между Москвой и Пекином по контракту на поставку партии многофункциональных истребителей Су-35 «Ъ» рассказали несколько источников в российском ОПК. «Стороны практически сошлись в количестве продукции для поставки: Китай выразил готовность закупить 48 многофункциональных истребителей Су-35»,— говорит источник, близкий к системе ВТС. По его словам, сумма ожидаемого контракта составит порядка $4 млрд (около $85 млн за единицу), однако, как оговорился собеседник «Ъ», «цена в процессе переговоров может измениться». Информацию о переговорах подтверждает и источник «Ъ», близкий к китайской части межправкомиссии.

Контракт должен стать крупнейшей сделкой в истории российско-китайского военно-технического сотрудничества за последние годы. Доля КНР в российском оружейном экспорте неуклонно снижается с 2007 года, а с 2003 года крупные оружейные контракты с Пекином Москва не заключала.

Впервые об интересе китайских военных к Су-35 стало известно в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China. Тогда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян посетил стенд компании «Сухой», ознакомился с возможностями нового многофункционального истребителя и высоко оценил его летные и тактико-технические характеристики.

В 2010 году появилась неофициальная информация о желании Китая приобрести партию Су-35. Однако подтверждение этому прозвучало лишь в феврале 2012 года, когда первый замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Александр Фомин заявил: «В 2011 году китайская сторона выразила готовность приобрести определенное количество указанных самолетов и обратилась к нам с соответствующим предложением».

Су-35 (по кодификации НАТО Flanker-E+) — истребитель поколения 4++ большого радиуса действия. Способен развивать скорость до 2,5 тыс. км в час, дальность полета — 3,4 тыс. км, боевой радиус — около 1,6 тыс. км. Вооружен 30-миллиметровой пушкой, имеет 12 точек подвески для навесного вооружения, включая ракеты и бомбы.

Однако на пути нового контракта есть одно препятствие. По данным «Ъ», российская сторона настаивает на оформлении юридических гарантий о праве на интеллектуальную собственность. «Это, действительно, важное условие»,— настаивает собеседник «Ъ», близкий к системе ВТС.

www.kommersant.ru

Россия объявила Китаю стоимость истребителя Су-35. Цена одного самолета Су-35 дороже американского F-35 на 10 миллионов долларов

Российская государственная корпорация «Ростехнологии» 24 мая на открытии Петербургского международного экономического форума заявила о том, что в 2015 году Россия и Китая подписали контракт на поставку 24 истребителей Су-35С на сумму в 2,5 миллиарда долларов. К настоящему моменту Россия уже поставила Китаю 14 самолётов Су-35С, оставшиеся 10 истребителей будут доставлены в течение этого года. Если рассчитывать по сумме, прописанной в контракте, то в среднем один истребитель обходится нашей стране в более чем 104 миллионов долларов. Американский стелс-истребитель F-35A в стандартной комплектации стоит примерно 94,5 миллионов долларов. Таким образом, в среднем цена одного самолёта Су-35 выше американского F-35 на 10 миллионов долларов. Но эти цены никак нельзя сравнивать, так как по контракту с Россией в стоимость истребителя также включены обучение персонала, бортовое оружие, запасные части для двигателей, и оборудование. А 94,5 миллиона за американский F-35A — это всего лишь заводская цена без каких-либо дополнительных комплектаций.

 Ранее сообщалось, что по контракту Китай потратит 2 миллиарда долларов на закупку истребителей Су-35. Цена за каждый самолет составила 85 миллионов долларов. Однако выяснилось, что при заключении контракта не все пункты были чётко оговорены. На самом деле стоимость истребителей составила больше 2 миллиардов долларов. Это подтвердило недавнее публичное заявление корпорации «Ростехнологии».

В марте этого года российское новостное агентство «Спутник» объявило о том, что Россия начала осуществлять поставки  Су-35 в Индонезию. По контракту с Индонезией Россия должна доставить 11 истребителей Су-35 стоимостью 1,1 миллиарда долларов. Согласно контрактной стоимости цена за один самолёт составила чуть больше 100 миллионов долларов. Хотя нам неизвестна комплектация этих истребителей для других стран, для Китая это, безусловно, выгодная сделка. В комплектацию, которую предлагает нам Россия, входит двигатель 117S, который мы очень давно хотели приобрести, а также соответствующая система управления самолётом.

В начале мая первый истребитель Су-35, полученный ВВС Китая, вернулся в Россию. По сообщениям российских СМИ, отправка Су-35 в Россию связана с обучением и подготовкой китайского лётного состава. После завершения поставок СУ-35 будущие проекты не будут противоречить раннее заключенному контракту. К тому же расходы будут включены в контрактную стоимость — 2,5 миллиардов долларов. По крайней мере в стоимость будущих контрактов, несомненно, будут включены расходы на обучение персонала.

Более того, все больше военных наблюдателей и специалистов в области авиации высказывают мнение о том, что на самом деле покупку истребителей Су-35 можно рассматривать как покупку «авиационных двигателей». Двигательная система Су-35 включает в себя такие технологии, как векторное управление двигателем, программное обеспечение и компоненты, которые достаточно плохо развиты в промышленности Китая.

После того как истребители Су-35 поступили на вооружение в ВВС Китая, появились две очень интересных тенденции. Во-первых, двигатели на истребителях J-20 стали заменяться на отечественные. Во-вторых, на истребителях J-10B стали тестировать векторные сопла отечественного производства.

Что касается истребителя J-20, то в настоящий момент для его нормального функционирования мощностей турбовентиляторного двигателя 10B все еще недостаточно, а до турбовентиляторного двигателя 15 еще далеко. Несмотря на то, что двигатель 117S истребителя Су-35 имеет более короткий срок службы, чем двигатель F119, используемый в американском F-22, сила тяги двигателя Су-35 намного больше. До того, как китайским инженерам удалось разработать свой собственный тип двигателя на истребителях J-20, были установлены американские двигатели AL-31F. Сейчас же использование двигателей Су-35 позволило не только увеличить боеспособность китайских истребителей, но и приблизить их сверхзвуковые характеристики к американским F-22 и F-35.

Развитие в отечественном авиастроении технологий производства векторных сопел также непосредственно связано с двигателем Су-35. Ни для кого не будет неожиданностью тот факт, что в будущем в Китае на базе двигателя Су-35 может появиться комбинированный двигатель с отечественными соплами.

Причина, по которой средняя цена контракта на покупку Китаем истребителей Су-35 дороже американских F-35, во многом обусловлена «комплектацией», в которую входят немало услуг. Но самое ценное — это тот самый двигатель, о котором так много говорят уже на протяжении многих лет. Будь это программное обеспечение или компоненты военных двигательных систем, отечественная военная промышленность в последние годы достигла больших успехов, однако она все ещё на десятилетия отстаёт от передового мирового уровня. Неизвестно, сколько времени потребуется Авиационно-двигательной компании Китая, чтобы устранить этот «технологический разрыв».

promplace.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *