Стул в стиле барокко – Стул в стиле барокко – купить на Ярмарке Мастеров

Содержание

Кресло в стиле барокко | Westwing

Кресло в стиле барокко – это не просто мягкая мебель для отдыха, а еще и олицетворение комфорта, уюта, неги и роскоши. Потому даже с течением времени оно не вытесняется более современными изделиями, а с успехом адаптируется к новым реалиям. Такое кресло насквозь пропитано гламуром и изяществом прошлых столетий. В нем впечатляющая массивность общей формы сочетается с элегантной утонченностью множества декоративных элементов.

Кресло в стиле барокко может рассматриваться, как отдельная самодостаточная и необычайно эффектная единица дизайна, а также как дополнение к интерьеру комнаты, полностью оформленной в этом классическом стиле. Такой предмет по праву займет центральное место в зале, гостиной или в роскошном кабинете своего владельца либо владелицы.

Стиль барокко – от эпохи Возрождения до наших дней

Стиль барокко считается одним из самых роскошных и праздничных стилей как в зодчестве, так и в дизайне интерьеров. Его предназначение – открыто показывать пафос и благосостояние хозяина. Слово «barocco» имеет итальянские корни и в переводе с этого языка оно означает «вычурный». Рождение стиля произошло ближе к концу XVI века в Риме. Затем барокко распространился и в других европейских государствах – Германии, Испании, Польши, Чехии, Литвы. Позднее диваны и кресла в стиле барокко стали необычайно популярны в царских палатах Российских дворцов, а также в интерьерах дворянской аристократической знати.

И в наши дни барокко продолжает свое триумфальное шествие, возрождаясь в неповторимых предметах мебели, созданных по эксклюзивным проектам лучших дизайнеров интерьеров.

Несомненно, разработка такого предмета мебели, как кресло в стиле барокко, требует от его создателя больших усилий, творческого вдохновения, поистине царской амбициозности и невероятного профессионализма. Ведь барокко был рожден, как стиль отражавший идею полной монархии и главенства церкви. В различных государствах он являлся главным стилем целых эпох – как, например, в эру Людовика XIV.

Дизайн мебели, которую производили в эту эпоху, был подчинен одной цели – продемонстрировать торжественность, парадность и великолепие царской власти и аристократии. Мебель барокко подчеркивала незыблемость и недосягаемость короля – полубога и его окружения. Для производства мебели барокко применялись дорогостоящие материалы и техники, требующие определенного профессионализма.

И в современном мире для изготовления кресла в стиле барокко применяют те же, накопленные веками, приемы обработки и декорирования древесины. Однако за несколько веков стиль барокко приобрел и свежие черты, поскольку появлялись новейшие отделочные материалы. Но неизменным осталось общее великолепие и богатство непревзойденного стиля.

Кресло в стиле барокко от итальянских мебельщиков

Каждый, кто решился купить кресло барокко, должен знать, что современная мебельная индустрия предлагает потребителям разнообразный выбор этих изделий на любой вкус, цвет и финансовые возможности.

Но, если Вы все-таки отдаете предпочтение настоящему высокому качеству и натуральному материалу, то богатая мебель в стиле барокко, сделанная на лучших итальянских фабриках, – это то, что Вам нужно.

Итальянское кресло в стиле барокко восхищает своим дизайном и роскошной отделкой, оно красноречиво служит одной цели – утверждению респектабельного статуса своего владельца либо владелицы.

Цветовая палитра кресел в стиле барокко

Кресло в стиле барокко отличается насыщенностью и сочностью цветов и оттенков. В его расцветке много золота, а бархат для обивки имеет нежные матовые тона. Эти изделия яркие, невероятно роскошные и поражают воображение необыкновенными линиями, ясным светом, контрастами, превосходным декором. Отличительным для кресел эры Барокко считается узор с листьями дуба и аканта, плодами, растениями и львиными лапами.

Также всегда в моде изображения раковин, свитков, ярких масок и мотивов геральдики. Великолепие мебели достигается применением позолоченного и посеребренного дерева, вставками панциря черепахи, сплава и прочих необходимых материалов.

Достоинства и отличительные черты кресел в стиле барокко

Кресла в стиле барокко – величавые, с очень высокими спинками и большими сиденьями. Они обиты драгоценными тканями самых ярких цветов. Изогнутые подлокотники, как и ножки, декорированы богатой резьбой.

Великолепные кресла в стиле барокко имеют такие отличительные, присущие только им, черты:

  • торжественный и величественный вид;
  • изогнутые формы;
  • искусная резьба;
  • элитные ткани в отделке;
  • дорогая позолота;
  • золотые кисти и бахрома;
  • широкое просторное сиденье;
  • высочайшая спинка;
  • невысокие ножки изогнутой формы;
  • яркие насыщенные цвета;
  • цветочный рисунок.

Таким образом, облик кресел в стиле барокко невозможно спутать ни с одним другим дизайном и стилем, он уникален и неповторим.

Рекомендации профессионалов по использованию кресел барокко в интерьере

Каждый, кто решил украсить свой интерьер креслом в стиле барокко, должен понимать, что этот предмет органично будет смотреться только в просторной комнате. Это изделие предназначено для элегантных залов, роскошных спален и респектабельных офисов.

Но вот для маленьких комнат оно никак не подойдет, чему виной солидная форма мебели, которая призвана подчеркивать простор и великолепие жилища.

При применении кресла барокко в интерьере прокрутите в голове цветовое решение комнаты и определите, какая цветовая палитра мебели будет гармонично сочетаться с отделкой стен, шторами на окнах и прочими предметами мебели. В барокко очень важно соблюсти чувство меры.

Безусловно, кресло в стиле барокко будет приятно представительницам слабого пола, которые любят ручную вышивку. Ведь они смогут дополнить его подушечками ручной работы либо вышитой накидкой на кресло. Ведь стиль барокко очень открыт для свободы творчества.

Скоро Новый год – любимый, яркий и незабываемый праздник для представителей всех поколений. Сделайте себе подарок в преддверие этого волшебного времени – станьте членом нашего сплоченного шоппинг-клуба WESTWING, заполнив несложную регистрационную форму. И тогда масса призов, бонусов, подарков и сюрпризов ожидают Вас и Ваших близких уже в этом году.

www.westwing.ru

Стулья в стиле барокко и рококо. Характерные черты стульев этих стилей., Мебель для дома

В конце прошлой беседы мы отметили особенности стульев эпохи Возрождения, но о Ренессансе было сказано далеко не все. Сегодня мы продолжим беседу о Ренессансе и об особенностях стульев той эпохи.

В эпоху Возрождения для производства всей мебели, использовали преимущественно орех. Но мастера экспериментировали и с другими породами деревьев, в Европе начали появляться изделия из розового бразильского дерева, а также из палисандрового и амарантового деревьев. Характерной чертой деревянных стульев того времени стала резьба. Ножки деревянных стульев уже представляли собой не только имитацию львиных ног, о чем говорилось в прошлый раз. В их внешнем виде произошли и другие изменения: ножки стали витыми, а в их конструкции присутствовали деревянные элементы в виде кубиков.

В конце 16-го — начале 19-го веков в архитектуре и искусстве «господствовали» уже другие стили (барокко, рококо, классицизм, ампир). Эти стили нашли свое отражение и в деревянных стульях (более подробно об этих стилях мы поговорим чуть позже). К счастью, в музеях Европы сохранились образцы стульев того времени, и любой посетитель может увидеть своими глазами все их великолепие. Современные мебельщики имеют прекрасный пример для подражания и изготавливают деревянные стулья в стиле барокко и классицизма ничуть не хуже, чем это делали их коллеги несколько веков назад. Для того, чтобы иметь представление об этих предметах интерьера, вовсе не обязательно отправляться в поездку по Европе и посещать музеи (хотя, если есть возможность осуществить такие поездки, отказываться не стоит). Достаточно посмотреть киноверсии романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», чтобы увидеть предмет (вернее, предметы) нашего разговора. И, несмотря на то, что для съемок художественного фильма Л. Гайдая и телевизионного фильма М. Захарова стулья изготавливал не мастер Гамбс, чье имя фигурировало в романе, современные мастера постарались на славу, и нам лишь оставалось сожалеть о том, что обивку на такой красоте, согласно сценарию, надо было вспарывать ножом. Но… вернемся к стилям 17-19 веков и с помощью БСЭ узнаем, чем они примечательны и как они отразились на внешнем виде деревянных стульев.

Согласно источнику, «барокко… главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16-середины 18 веков… Барокко — динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Барокко усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для барокко характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства… На искусство барокко повлияли и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внесшие в него струю демократических бунтарских устремлений.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом». Для стульев, выполненных в стиле барокко, характерны не только резные украшения, но и обилие орнамента, а также инкрустация. Мебель, изготовленная в этом стиле, вписывается далеко не в каждый интерьер. Гармония может быть достигнута только в результате того, что всё убранство помещения будет соответствовать либо стилю барокко, либо схожим с ним стилям, о которых мы еще поговорим. «В парадных интерьерах, — сообщает тот же источник, — архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов…» Для подчеркивания богатства убранства стулья отделывают бархатом, считавшимся всегда признаком достатка.

«В России, — говорится в БСЭ, — как и в других странах, эпоха барокко отмечена подъёмом декоративных искусств, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й половине 18 в. барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом». Но о классицизме у нас разговор еще впереди. Прежде чем говорить об этом стиле, следует уделить внимание рококо, который также внес свою лепту во внешний вид мебели и деревянных стульев, в частности.

Итак, источник нам сообщает, что рококо получил «развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.; возник во Франции… В пластических искусствах стиль рококо повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития французского рококо… формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности». О стульях и в целом о мебели, выполненной в стиле рококо, можно сказать, что в них появилось некое изящество. Стульям начали придавать более округлые формы, ножки и спинки стали изогнутыми, а в орнаменте «главенствовали» растительные черты. Изменился и цвет стульев. Дерево красили в светлые тона. В качестве материала для производства стульев использовался орех, красное дерево и липа. Источник говорит, что на мебели (и, естественно, на стульях) появились «сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д….

В России веяния рококо, особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров… а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство)». Деревянные стулья и мебель в целом покрывалась воском или лаком.

На смену рококо пришел классицизм, о котором (делая основной «упор» на стулья) мы поговорим в следующий раз.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: slanet, udizayna, fotki.yandex, stileitaliano, antiks, poliform-antique

www.dkd.ru

Мебель в стиле барокко + фото

Барокко – стиль 18 века с итальянским происхождением. Со временем образцы мебели почти не изменились, несмотря на то, что появилось большое количество  техник, мастеров и материалов.

Данный стиль украшает роскошные дома своей помпезностью и интересными деталями. В данной статье мы рассмотрим особенности барочной мебели и что необходимо приобрести для квартиры или дома в стиле барокко.

Характерные особенности мебели барокко

Для того чтобы понимать, в чем же состоит данный стиль, необходимо знать его отличительные черты. Так, для барочной обстановки характерны вогнутые или выгнутые поверхности. Они получаются путем деформации древесного массива. Стоит отметить, что гнутые детали встречаются только в особо дорогих комплектах. Таким оформлением дополняют спинки кресел, стульев, диванов, а также фасады и трюмо, и, конечно же, ножки любого мебельного предмета в стиле барокко.

Важно! Изгибы могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.

Все предметы интерьера обязательно украшаются дорогими материалами. Самый распространенный из них – это слоновая кость и медь желтого типа. Базовыми материалами для изготовления такой мебели являются красное и черное дерево. Для декорирования применяются полудрагоценные или искусственные камни. Выполняют такую мебель только профессиональные мастера, которые могут создать витиеватые, объемные узоры на поверхности.

Явным признаком мебели в стиле барокко являются фигурные формы. Они выполняются почти на всех составляющих элементах мебельных предметов. Так, некоторые предметы интерьера, такие как сундуки или лари, выходят из повседневной жизни. Но их вполне можно заменить шкафами и тумбами, которые более просты в использовании и современны.

Также отличительной чертой таких мебельных предметов является лакированная поверхность, хотя изначально древесина покрывалась лишь слоем прозрачного лака для подчеркивания красоты натуральной текстуры.

Мебель барокко в интерьере

Приобрести барокко мебель сейчас можно в антикварных магазинах, но стоит она там очень дорого и полное оформление какого-то помещения в доме может выйти по стоимости гораздо больше, чем предполагалось, ведь там предлагают подлинные мебельные предметы той эпохи.

Если же нет необходимости приобретать именно подлинники, можно заказать мебель в стиле барокко в современных мебельных мастерских. Но к выбору мастера стоит отнестись внимательно, так как создание мебельных предметов – настоящее искусство, которое не каждому под силу.

В настоящее время меблировка в стиле барокко выполняется из ореха и дуба и лакируется. Как правило, в прихожей гостей встречает массивный резной шкаф. Обычно он делается максимально высоким, достигающим 3 метров и обладает прямыми или изогнутыми карнизами, которые выступают за контур мебели, как на фото. Вдоль стен расставлены тумбы и комод. Обязательно интерьер дополняется большим зеркалом в золоченой раме.

Для гостиной характерно наличие мягкой мебели в стиле барокко. Это может быть софа и банкетка или кресла на изогнутых декоративных ножках. Они выполняются с гобеленовой или бархатной обивкой с золочеными вставками и растительными мотивами.

Стулья и кресла стиля барокко всегда выполнены для размещения только одного человека с ажурными подлокотниками без наполнения. Здесь же часто располагают стилизованный секретер и небольшой столик для настольной лампы. Обеденную зону занимает большой резной стол с такими же стульями. Ножки стола представляют собой декоративные точеные элементы, которые сразу же приковывают внимание к себе. Как правило, они соединяются декоративной крестовиной.

Важно! Кухня – более сложное помещение для оформления в стиле барокко. Меблировка здесь представляет собой инкрустированный гарнитур.

Спальня представлена большой кроватью с изголовьем, украшенным резьбой и позолотой. Обычно над кроватью выполняется навес из драпированных тканей, таких как парча или бархат. Нередко в этой части ложа наблюдается наличие полудрагоценных камней. Там же оборудуется дамский уголок с трельяжем и роскошным пуфом. Иногда, если площадь позволяет, в спальню можно добавить секретер или комод, как правило, с четырьмя ящиками и декоративными ручками. Оформление спальни такой мебелью представлено на фото.

Детская в стиле барокко выполняется нечасто, но для юной красавицы этот вариант достаточно приемлемый. Меблировка здесь менее массивная, чем в других комнатах, но нисколько не уступающая по внешнему оформлению. Так, здесь располагаются необходимые предметы мебели для хранения вещей – это комод и шкаф. Также для ребенка нужна кровать и письменный стол для занятий.

Мебель поздней эпохи барокко стала больше похожей на стиль рококо и переняла от него некоторые черты. Так все предметы стали снабжаться более причудливыми формами и легкими украшениями. Вся мебель в основном стала иметь более мягкие линии и оформляться украшениями из шпона дерева и металлическими вставками.

Заключение

Мебель в стиле барокко – сложный элемент интерьера, где все должно быть продумано до мелочей. Каждый мебельный предмет этой эпохи представляет произведение искусства и поддерживается общим фоном. Она не может существовать отдельно. Чтобы создать поистине правильный и роскошный интерьер в стиле барокко, необходимо подобрать ту мебель, которая отвечает всем требованиям той эпохи.

rusolymp.ru

Кресло в стиле барокко, символ роскоши

Кресло в стиле Барокко, один из самых популярных стилей в мире роскоши

Давайте поговорим об одном из самых любимых стилей в мире роскоши, о том, что можно считать его высшим выражением: это, конечно, барокко стул. Барочный стиль, популярный еще с семнадцатого и восемнадцатого веков, безусловно, является одним из величайших выражений вкуса не только в области мебели, но и в искусстве, музыке, архитектуре и жизни в целом. Барокко – это действительно образ жизни, точный путь понимания мира, а стул в стиле барокко это, безусловно, его символ.
Блеск, желание удивлять и вызывать шок, выходить за рамки обычного, чтобы выявить те формы, которые всегда идут выше и вне того, что сначала бросается в глаза, желание достичь сценического эффекта и находиться в центре внимания. Все эти метаморфозы и трансформации являются фундаментальными понятиями в стиле барокко. Достижения в стиле барокко до сих пор завораживают и удивляют своих любителей. Кресло в стиле барокко – это великолепный трон, который вызывает восхищение и удивление, а на его украшения в виде резьбы и золочение можно долго любоваться.

Кресло в стиле Барокко в гостиной

Кресло в стиле Барокко, можно использовать как отдельно, так и комбинировать с другой мебелью в гостиной, но это всегда будет элемент, который способен придавать должное значение: другими словами, сцена будет неоспоримо принадлежать креслу, если какой-либо другой предмет мебели не займет его место, например, не менее важный элемент, диван. В любом случае, они будут гармонично удерживать ведущую роль, как правило, сочетаясь с остальным интерьером с точки зрения качества и изысканности, избегая создания нескольких центров внимания. Кресло в стиле Барокко может идти в комплекте, например, с резными столиками, украшенными сусальным золотом, возможно, с деревянной лампой, где цвет абажура скоординирован с тканью, используемой для сиденья и спинки, создавая тем самым полный гармонию. В таком же стиле следует выбирать деревянные панели, которые способны визуально расширять интерьер, не навязывая себя при этом в качестве элементов переднего плана. Прикосновение классики? Ручная работа в отделке, тонкие растительные мотивы, все это украшает композиции очень элегантным и сдержанным образом.

Кресло в стиле барокко и гостиная для важных встреч

Кресло в стиле барокко является элементом сильного характера. Гостиная, таким образом, тоже принимает серьёзный и внушительный вид. Вот почему диван и кресло в стиле барокко являются идеальным выбором для гостиной, предназначенной для приема гостей в официальной обстановке и в то уютной. Кресло в стиле барокко идеально подходит для того, чтобы встречать гостей с максимальным уважением. Поражают своей красотой и изысканностью утонченные детали: драгоценная отделка, украшения, вырезанные и позолоченные вручную, а также приятно удивляет богатство тканей. Барочный стул, например, здесь представлен в бордовой ткани с золотыми цветочными мотивами. Созданный этими тонами характер, идеально подходит для формальной гостиной, которая станет местом встреч и приемов высокого уровня.

www.vimercatimeda.com

Стиль барокко в интерьере — свежие фото идеи и правила формления дизайна

Какими словами описать этот стиль? Роскошный, аристократичный, немного театральный, демонстрирующий богатство и власть! С самого начала он был отражением благосостояния домовладельца и проявлялся одновременно в наружной и внутренней отделке дома.

История

Принято считать, что стиль зародился в эпоху Возрождения. Родиной Возрождения была Италия. Являясь культурным центром Европы, к 16 веку страна сильно истощилась. Было необходимо как-то продемонстрировать её мощь, превосходство и роскошь при минимальных затратах.

Так появился великолепный стиль. Роскошь и величество, однако, достигалось не за счёт по-настоящему дорогих материалов, а благодаря визуальным эффектам и приемам.

Позже стиль стал распространяться по всей Европе, в каждой стране приобретая новые черты. В Америке его называют «испанским» стилем (там о нем узнали от испанцев). В России — «Нарышкинским» (так оформляли интерьер Голицын, Нарышкин и другие).

Основные черты стиля барокко

  • Контрастность
  • Золотой антураж
  • Насыщенная цветовая палитра
  • Показная роскошь в богатой отделке
  • Большое пространство и высокий потолок
  • Большое количество предметов искусства

Цветовая палитра

Если охарактеризовать одним словом — насыщенная! Широко применяются бордовый, терракотовый, зелёный (спокойный), шоколадный и синий.

Наиболее традиционный тандем — белый с золотым. Белый можно вполне заменить бежевым, персиковым, песочным.

Мебель

Мебель — отдельная тема! Резная, позолоченная, расписная, украшенная мозаикой — каждый предмет — произведение искусства!

Высокие спинки, вставки из камня и элитных пород дерева, гнутые ножки, позолоченная фурнитура — характерные черты стиля.

Кровати ставят на подиум и украшают балдахином.

Обивочные материалы — шелк и нежный бархат с узорчатым принтом, обилие подушек.

Историческая справка! Выражение «мебельный гарнитур» появилось в эпоху барокко.

Стены и пол

Тисненые обои, шелкографию комбинируют с окрашенной гладкой штукатуркой. Дополнительно стены украшают позолоченной лепниной, зеркальными и мраморными вставками, молдингами.

Игра контрастов в оформлении стен весьма кстати. Например, белый — с тёмным коричневым.

Порой используют принцип «белое на белом»: на фоне гладко окрашенной стены, в прямоугольные и квадратные сегменты, выделенные рамками из позолоченной лепнины, вклеивают белые тисненые обои с крупным рисунком.

Каждый квадратный метр стен продуман и выполнен с шиком.

По принципу оформления дворцовых зал, стены разделяют на сегменты. Каждая зона декорируется отдельно.Иногда в отдельные прямоугольные зоны на стенах крепят огромные зеркала, отражающие в себе великолепие комнаты и усиливающие впечатление блеска.

Полы, как правило, паркетные или ламинатные (под натуральное дерево), мраморные либо выложенные керамической плиткой под мрамор и гранит — как в дворцовых залах.

Роскошный тёплый ковёр — неотъемлемый аксессуар!

Освещение

Многоярусная хрустальная люстра — важный признак дворцовой направленности.

Как дополнение — бра с многочисленными хрустальными элементами, разноцветные абажуры.

Огромные зеркала, отражая свет, добавят блеска и шика.

Текстиль

Для обивки мягкой мебели, штор, покрывал подойдут: богатый шелк, парча, атлас и бархат — однотонные либо узорчатые.

Важно! Диваны, стулья и кресла в пределах одного помещения обязаны иметь одинаковую обивку.

Аксессуары и декор

Потолки украшают лепниной, вензелями, живописью, фресками.

У барокко есть интересная особенность — потолок как будто продолжает стены. Стеновые украшения обязательно присутствуют и в оформлении потолка.

Величества добавляют огромные бронзовые люстры с подвесками из хрусталя.

Декор практически полностью сосредоточен на искусстве — картины художников времён эпохи Возрождения, обнаженные скульптуры, вышивка ручной работы.

Большущие зеркала в роскошных позолоченных рамах с завитками — ещё один непременный аксессуар.

Театральные, дорогие, тяжелые шторы с ламбрекенами, прихваченные подхватами с крупными кистями — это барокко!

Узоры, завитушки — их просто несметное количество!

Высоченные арки, ниши, порталы с встроенными скульптурами — попав в барочное помещение, просто застываешь от изумления!

Колонны с изящными капителями делают и без того высокий потолок ещё выше!

А если говорить о мелочах — понадобится отдельная статья! Расписная фарфоровая посуда, напольные вазы, статуэтки, старинные часы с маятником, подсвечники, шкатулки, цветы в дизайнерских вазонах — это только скромное начало списка!

Особенности оформления интерьера

Главная идея стиля барокко в дизайне интерьера (как видно на фото), создание гармоничного ансамбля в каждом отдельном помещении дома или квартиры.

Современный барокко более умерен, чем его пращур. Поэтому лучше доверить дизайн помещений профессионалам. Иначе можно получить склад красивой мебели с ноткой вульгарности.

Гостиная

В интерьере огромной гостиной в стиле барокко можно оформить несколько зон — зону отдыха, зону для чтения и музицирования.

В каждой из зон присутствует роскошный массивный диван на выгнутых позолоченных ножках с искусной резьбой в оформлении спинки и уютные кресла. Над каждой — отдельная люстра, а рядом светильники и торшер.

Кухня

Стиль барокко в интерьере кухни предпочитает глубокие и дорогие оттенки: слоновая кость, кофе с молоком, белый, чёрный, шоколадный, бордовый, оттенки благородного зелёного — все это, разумеется, отделано серебром и позолотой.

Все то же зонирование стен — теперь с помощью плитки.

Мебель яркая, дорогая и массивная — блестящие, лакированные, резные белый дуб, красное дерево, южный орех, цейлонское черное дерево, вишня и ясень с позолоченными элементами. Столешницы рабочих поверхностей — камень и мрамор.

Из желательных предметов мебели — обеденный стол из кварца или мрамора, большие тумбы, навесные шкафы, застекленные серванты с севизами, мягкие стулья вместо табуреток.

Напольные покрытия двух вариантов — уютный паркет, либо царственно сверкающая, глянцевая плитка.

Стены в кафеле с золотистым декором, либо оштукатуренные с плиточным фартуком.

Современная техника спрятана в мебель, плита с вытяжкой маскируется по печь с дымоходом эпохи барокко.

Столовая

Столовая может расположиться в отдельных покоях, а может быть по принципу «кухни-столовой».

Столовая мебель включает в себя полноценную столовую группу предметов — овальный стол, множество стульев с овальными спинками или полу кресел по кругу, витрины, серванты.

Спальня

Стиль барокко в интерьере спальни представляет собой настоящий королевский будуар!

Кровать королевских размеров, возвышающаяся на подиуме, с ниспадающим балдахином в изголовье, покрытая стеганым атласным покрывалом, дополненная декоративными подушками с оборочным краем поражает своим великолепием.

В спальне может располагаться уголок для чтения и чаепития с мягким, уютным креслом, туалетный столик с банкеткой, роскошный прикроватный пуф.

Ванная

Просторная, белоснежная, сияющая золотом или серебром, выполненная из натуральных материалов, с ванной чашей на изогнутых ножках — она — образец великолепия!

Кремовые, персиковые, бордовые, синие и зелёные тона все так же актуальны.

Сантехника, смесители, краны должны отражать дух королевской эпохи.

Столики, комоды, шкафы и этажерки выполнены из натуральных материалов, инкрустированы слоновой костью, золотыми и бронзовыми вставками.

Нарядный, вычурный барокко — стиль дорогой, сложный и капризный. Торжественные помещения, высокие потолки, эксклюзивные приемы, авторская мебель — далеко не каждый способен воплотить «царскую» мечту! Но никакое другое решение не будет столь же шикарным и не сможет так явно показать обеспеченность владельцев дома!

42 фото идеи применения стиля барокко

tvojdizajn.ru

Стиль барокко — помпезный стиль Италии в Вашем доме легко создать своими руками. Стиль барокко в интерьере

Родина барокко – Италия шестнадцатого — семнадцатого веков. Это тот самый чудный период, когда женщины выделялись бледностью, претенциозными прическами, мушками на щечке, корсетами, прелестными веерами и элегантными прогулочными зонтиками. А мужчины были джентльменами. Стиль барокко, родившийся в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе, начал свое триумфальное шествие по «западной цивилизации».
Главной идеей этого направления считалось неприятие «естественности» как синонима (в те века) дикости. Барокко облагораживал, приукрашивал, возвеличивал, совмещая иллюзии и реальность. Допускающий создание иллюзии богатства и могущества творческими приемами, а не дорогостоящими натуральными материалами, барокко — это пышность, контрастность, напряженность образов. Он так и переводится с итальянского – «помпезный», «вычурный». Витиеватость форм, многочисленность аксессуаров, шикарные материалы деталей, обилие золота и антиквариата, — все это по сей день остается актуальным и привлекающим людей, мечтающих о богатстве и шикарной жизни.

Преобладающие и модные цвета
В барокко немаловажно цветовое решение. Нередко применяются цвета, отражающие помпезную направленность. Это — терракотовый, красно-бордовый, темно-зеленый, сине-золотой, коричнево-зеленый, бело-золотой, пурпурно-золотой. Основной, безусловно, цвет богатства — золотой. Он везде – в отделке, аксессуарах, мебели. Белый и золотой очень подходят для контрастов на фоне общего цветового решения. Оттенки, используемые в мебели, чаще всего применяются в сочетании со стеновым оформлением. Однако, здесь необходимо чувство меры, во избежание нелепости и аляповатости.

Освещение
Создать неповторимую романтичную атмосферу XVII столетия помогут свечи — в любом исполнении. Они дадут тот самый рассеянный и приглушенный свет, характерный для незабываемых исторических времен. Здесь уместны золотые и серебряные канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники, лампы в шикарных тканевых цветных абажурах, но главное – люстра, бронзовая либо золотая, элегантная, роскошная, с хрустальными висюльками и многочисленными лампами.

Меблировка
Мебель в духе барокко отличается монументальностью, дорогой яркой обивкой с непростыми растительными узорами и бахромой, резьбой на спинках и подлокотниках, нередко позолоченных, изогнутыми ножками, лакированием. Мощные столешницы украшаются мозаикой либо выполняются из мрамора, у кресел и диванов — отогнутые спинки с волнообразным верхом. Порой диваны сходны с несколькими соединенными креслами, а края столов — резные и инкрустированы львиными и бараньими головами либо женскими фигурками. Зеркала декорированы лепниной и скульптурами, часто позолоченными. Кровати – массивные, огромные, добротные, с акцентом на шикарном изголовье. И с балдахинами.
В создании мебели в духе барокко применяются лишь дорогие породы деревьев (дуб, орех и прочие), впоследствии покрывающиеся позолотой и декорирующиеся бронзовыми либо позолоченными накладками. В отделке может так же использоваться слоновая кость или панцирь черепахи. Мебель барокко – настоящие произведения искусства, порой – шедевральные!

Текстиль
Помпезность барокко прослеживается и в текстиле. Кожа здесь — признак дурного тона. Предпочтительны богатые натуральные ткани, облагороженные изысканным и элегантным рисунком. Парча и бархат, атлас и шелк, люрекс делают интерьер основательным, роскошным и пышным. Особенно ценится длинноворсовый генуэзский бархат. Приветствуются гобелены — тканые безворсовые ковры с изображением исторических событий, пейзажей, картин. Ими завешивают стены. Одобряются оборки, бахрома, ламбрекены на занавесках, большие банты, кисти, шнуры, вензеля и прочее. Многообразие ниспадающих тканей, причудливо драпированные гардины — характерные черты барочного интерьера.

Аксессуары
Барокко отличается огромным количеством аксессуаров. Это — золотые и бронзовые фигурки, полотна прославленных художников в шикарных оправах с городскими, морскими видами, французскими жанровыми сценками в интерьерах дворцов того времени, хрусталь, фрески, расписанные вручную, напольные часы, вышивка, шкатулки и прочее великолепие, превращающее ваш дом в покои аристократа. Барокко — находка для коллекционеров и ценителей прекрасного! Украшая все уголки своего жилища, не забудьте заглянуть на сайт интернет-магазина Арт Мануфактура, где вы непременно отыщете что-либо интересное в духе барокко. К примеру, исполненные вручную в 100%-ной бронзе фигурки и статуэтки людей, которые станут прекрасным дополнением к обстановке. Или уникальные статуэтки лошадей из натурального камня — яркий акцент в любом декоре. Погуляйте по нашим страничкам, — мы больше, чем уверены, что вы не покинете их с пустыми руками!
По законам барокко, каждый уголок помещения должен привлекать внимание, поэтому даже самые незначительные элементы обязаны играть на свету, блестеть и светиться! Этот стиль распахнут для созидания, не ограничивает в витиеватости, резьбе или декоре. Барокко — это дорого, роскошно и статусно!

artmanufactura.com

История мебели в стиле барокко Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

Деревопереработка. Химические технологии

DOI: 10.12737/4519 УДК 674.402

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ В СТИЛЕ БАРОККО доцент В. А. Г арин

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры механической технологии древесины

А. Н. Чернышев

заведующий кафедрой механической технологии древесины, доктор технических наук,

профессор Е. М. Разиньков

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» [email protected], aam mtd [email protected]

Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля эпохи Возрождения. Свои формы он стал обретать с конца XVI столетия. Барокко развивалось в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. Особое место занимает Германия, Австрия и Англия, которые имели только некоторые признаки этого стиля в середине XVII века. В архитектуре Италии барокко начало складываться еще во второй половине XVI века, причем формирование его признаков было в значительной мере связано с творчеством Микеланджело. Стиль барокко наложил свой отпечаток не только на архитектуру зданий, сооружений, но и на интерьер помещений, конструкции мебели.

Стиль барокко возник в сложную историческую эпоху. В Италии экономический упадок. Материальная база строительства была ограничена. Ведущая роль в развитии архитектуры принадлежала католической церкви — Ватикану, который стремился поддержать свой престиж путем возведения многочисленных храмов, не столь крупных по размеру, но всегда оформленных необычайно эффектно и эмоционально впечатляюще. Стремясь создать впечатление монументальности, динамики форм,

вызвать ощущение необычности и неожиданности в восприятии архитектуры, зодчие исходили из внешнего пластического облика сооружений (и в экстерьере, и в интерьере). В барокко преобладали сложные криволинейные формы, активно применялась скульптура. На смену рациональности ренессанса пришла иррациональность. Зодчие барокко предпочитали декоративное начало, зачастую пренебрегая логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружений. Конструкция была отодвинута на второй план. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания. Одним из самых крупных архитектурных ансамблей Италии XVII века является собор Св. Петра в Риме. В его создании участвовал Карло Мадерна; центральное сооружение проектировал Микеланджело, а оканчивал его крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор Лоренцо Бернини (рис. 1).

Для более ясного понимания архитектуры барокко — пример из русской архитектуры — это, прежде всего, Зимний дворец (архитектор Бартоломео Растрелли), или французский Лувр (Жак Лемер-сье; Франсуа Мансар; Клод Перро и др.).

Лесотехнический журнал 2/2014

145

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 1. Собор Св. Петра в Риме и площадь перед ним

Основные элементы барокко — это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышность и помпезность форм особенно пришлись по вкусу иезуитам, поэтому барокко иногда так и называют: «стиль иезуитов». Если ренессанс был стилем раннекапиталистическим, городов-республик, то барокко было призвано служить целям абсолютной монархии, что со временем привело к определенной уни-формизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Пышные одежды аристократии, парики, букли, кринолины и т. д. порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. Было что-то театральное в манерах и жизни в целом [1]. Однако отношение к интерьеру в целом в эпоху барокко решительно изменилось. Если в период итальянского Возрождения архитекторы стали более внимательны к отбору предметов и их украшению для частных покоев, и обстановка комнат более соответствовала архитектурному стилю, а не потребности человеческого тела в отдыхе (стулья и кресла с высокими прямыми спинками, стоящие в домах эпохи ренессанса, с трудом позво-

ляют вообразить, что в них можно было подолгу сидеть с удобством и расслабившись), то в эпоху барокко интерьер, прежде всего, стал играть чрезвычайно важную роль, указывая одновременно на социальный статус и прочность общественного положения владельца. Изделия становятся более функциональными [2]. Границы между архитектурой, живописью и скульптурой стерлись, разнообразными средствами создавалось декоративное пространство. Все эти черты архитектуры стали признаком стиля и в мебельном искусстве.

Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом, римского искусства, охотно использует фигуры полулюдей-полуживотных, «тяжелые» гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самыми прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства.

Декор позднего барокко (2-я половина XVII века) богат, величествен, но несколько грузен. Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами [9].

В наборе мебели происходили некоторые изменения. Прежде всего, вышли из употребления сундуки и лари. Вместо них для хранения одежды стали делать шкафы, а для документов, драгоценностей — кабинеты, иногда кабинеты-бюро (рис. 2).

Примерами мебели в стиле барокко могут служить также кабинет-бюро из

146

Лесотехнический журнал 2/2014

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 2. Мебель стиля барокко: 1 — кабинет-бюро, Дрезден, 1726.. .1730 гг.; 2 — стол парадный, Ганновер, 1710 г.; 3 — кровать для дневного отдыха, Париж, 1700 г.

Дрездена (1726.1730 г.г.) (рис. 2, 1), стол из Ганновера (1710 г.) (рис. 2, 2), кровать для дневного отдыха из Парижа (1700 г.) (рис. 2, 3). Орнамент барокко отличается чрезвычайной пышностью (рис. 3, 4).

Характерное отличие итальянских шкафов — криволинейность их общей конфигурации, в отличие от северофранцуз-

Рис. 3. Шкаф, Берлин 1700 г.

Рис. 4. Орнамент барокко (XVII в.)

ских и немецких, сохранявших при своем пластическом богатстве общие прямоугольные очертания. Причудливо изогнутый, включающий нередко сложную скульптурную композицию, карниз сообщал шкафу необычно сложный силуэт. Сама поверхность шкафа, особенно филенок, в верхней части повторяющих линий карниза, обильно орнаментировалась. Шкафам, предназначавшимся для расположения в углу помещения, придавали все же граненую форму.

Увлечение кабинетами выразилось в большом разнообразии их форм и размеров. Кабинеты делали и настольными, и напольными, снабжая их ножками, и ми-

Лесотехнический журнал 2/2014

147

Деревопереработка. Химические технологии

ниатюрами, вроде шкатулок. Появились кабинеты-секретеры с откидывающейся доской для письма. Пример такого рода -кабинет венецианской работы, или, вернее, секретер. Характерным барочным признаком можно считать трактовку всей верхней его части в форме сандрика, завершенного изящной вазой.

Знаменитые кабинеты изготавливались в столице герцогства Тосканского, во Флоренции. Их корпус, хотя и построенный из прямолинейных форм, очень сложен. Несмотря на обилие чисто барочных деталей, которые трудно охватить одним взглядом, здесь явно прослеживаются некоторые черты классицизма, прежде всего, ясно выраженная тектоника.

Флорентийским кабинетам свойственны ювелирная тонкость, богатство и разнообразие элементов в украшении плоскостей. Изображения птиц и букетов цветов выкладывались из тонких срезов камней. Эта техника до сих пор сохраняет название «флорентийской мозаики».

Кроме того, для отделки поверхностей применяли черное дерево, слоновую кость, перламутр, фаянс; получило распространение золочение бронзовых деталей (рис. 5).

Развитие форм мебели для сидения шло в этот период одновременно в двух направлениях: приумножение пластиче-

ского богатства и вместе с тем создание удобств для человека. У кресла были обязательны мягкое сиденье, спинка с отвалом, удобные подлокотники. Примечательны не только сложность форм (они еще подчинялись ритму вертикалей и горизонталей), но и их многообразие. В лю-

Рис. 5. Кабинет-секретер, Нюрнберг, (1725 г.)

бом направлении формы как бы перетекают одна в другую.

Характерны для барокко были и венецианские кресла, наиболее сложные, никак не члененные. Трудно определить, из скольких элементов, по-разному направленных и по-разному сочлененных друг с другом, состояли передние ножки или подлокотники. Не было ни одного симметричного элемента, с артистизмом скомпонована, обитая гобеленом, мягкая спинка в богатом обрамлении резьбы (рис. 6).

Несравненно проще, сдержанней -нидерландские кресла. Они почти целиком повторяли форму, знакомую по периоду ренессанса. Вообще, в стиле барокко создано множество вариантов кресел.

На рис. 7 — фламандское кресло. Высокая спинка, изогнутые локотники, точеные ножки и проножки типичны для британских и европейских континентальных кресел этого времени. Мягкое сиденье

148

Лесотехнический журнал 2/2014

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 6. Кресла, 1700 г.

Рис. 7. Фламандское кресло

обито тканью, опоры в виде сплющенного шара — позднего происхождения (реставрация). Кресла с такими опорами были довольно редки.

На рис. 8 стул 1660 г. с высокой плетеной спинкой, которая обеспечивала дополнительный комфорт сидящему. Плетения из тростника появились в Европе в середине XVII века. Задние ножки цельные, массивные. Изогнутые локотники — один из наиболее популярных типов локотников XVII века. В данном случае они декорированы в японском стиле — европейской имитации восточного лакового покрытия. Царги имеют фигурный абрис. Передние ножки — ранний тип ножек — кабриоль, развитие которых началось с конца XVII века. Этот тип был впоследствии очень популярен.

Рис. 8. Кресло, Англия (1600_1700 гг.)

Форма столов раннего барокко копировала приемы ренессанса, усиливая декоративную функцию, однако появлялись и новые формы столов, прямоугольные или многоугольные, которые уходили от конструктивной целесообразности в сторону гипертрофированной скульптурности. Например, стол из музея в Г анновере (Г ерма-ния) на двух вертикальных, причудливо изогнутых опорах, соединенных Х-

Лесотехнический журнал 2/2014

149

Деревопереработка. Химические технологии

образной проножкой, на которой установлена ваза, и богатой, декоративной царгой, спускающейся к вазе гирляндой (рис. 9).

Рис. 9. Стол — бюро, стиль Людовика XIV

(1710 г.)

Если схемы столов принципиально не новы, то большие изменения претерпевали кровати. В раннем барокко еще оставались балдахины на четырех опорах, выполненных как перевитые колонны, кариатиды и т.п. (рис. 10). Позже исчезают опоры. Поддерживающие его колонки и балдахин крепились консольно к головной спинке кровати, тем самым спальное место уже не отделялось от пространства комнаты. А в позднем барокко начали встречаться кровати без балдахинов (рис. 11).

Искусство мебели в Италии XVII века двойственно: безудержная пышность барокко, его иррационалистичность переплетались с элементами логики ренессанса.

В ряде случаев (особенно на севере страны) создавались предметы, пышное и богатое убранство которых оказывалось зачастую маскарадным нарядом на тектонической конструкции. Особо следует отметить, что мастера XVII века сделали шаги к совершенствованию функциональных

Рис. 10. Раннее барокко, кровать с балдахином (1640.. .1650 гг.), Национальный музей, г. Копенгаген

Рис. 11. Позднее барокко, кровать (XVII в.), Национальный музей, г. Мюнхен

качеств мебели, развили новые полезные ее виды и типы, например, кабинеты-секретеры и зеркала.

Французское Барокко. Во Франции эпоху барокко принято подразделять на стилевые периоды, сменявшиеся вместе с королями: раннее барокко (переходный стиль) приходится на правление Людовика XIII

150

Лесотехнический журнал 2/2014

Деревопереработка. Химические технологии

(1610__1643 г.). Этот период стилистически

неоднороден. Основными зодчими были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. В экстерьерах зданий звучали и стиль барокко, и классические мотивы. В продолженном строительстве Версаля (архитектор Луи Лево в содружестве с Лебреном и Лепотроном) барочная тема проступала лишь в скульптуре, которая своей формой контрастировала с прямыми геометрическими абрисами здания (рис. 12).

Рис. 12. Версаль

В отличие от экстерьеров, интерьеры монументальных зданий Франции носили праздный, барочный характер. Стилистическое противопоставление почти классических экстерьеров и барочных интерьеров -специфическая черта французской архитектуры этого времени. По примеру Марии Медичи (осуществляла регентство до достижения Людовиком ХШ совершеннолетия), которая для своего двора заказала богатое убранство и устроила знаменитую галерею с рубеновскими полотнами, представители знатных фамилий Франции строили частные особняки вокруг ее Люксембургского дворца, на острове Сен-Луи и в квартале Марэ. Ярким показателем нового влечения к роскоши убранства парадных покоев служил декор, заказанный маркизой де Рамбуйе для парижского особняка в 1619 г.,

о комнатах которого говорили, что они спланированы с таким искусством, что поражают любого зрителя. Знаменитый голубой покой-спальня, в котором маркиза устроила свой салон, производил такое сильное впечатление своими синими стенами, занавесями и предметами обстановки, что королева распорядилась придворным архитекторам изучить его. Однако королевский двор покровительствовал более строгому и рассудочному архитектурному стилю, который было бы правильнее считать ранним классицизмом в общем интерьере барокко. Особенно это было заметно в изделиях мебели. Таким образом, классифицировать барокко достаточно сложно. В 1785 году теоретик архитектуры Франческо Милиция, излагая в духе Просвещения свои принципы, задним числом дал определение стилю барокко. Под барокко в той или иной степени понималось и позднее барокко, и рококо, как стиль архитектурно-декоративных комплексов, достигших наивысшего расцвета в странах Центральной Европы, а как стиль обстановки и мелкого декоративного убранства — во Франции, во время правления Людовика XV. Большие шкафы и кабинеты общеприняты в этот период во всех странах Европы. Кабинеты с двухчастным членением объема отличались от предыдущих своими крупными, немного тяжеловесными деталями.

Отчетливо ощущался контраст членений. Очень своеобразно решались панели, разбитые на так называемые русты — специфически североевропейский вид орнаментации XVII в. Пластическими элементами являлись спиралевидные колонки-опоры -очень характерные для данного стиля.

Парадная мебель для сидения време-

Лесотехнический журнал 2/2014

151

Деревопереработка. Химические технологии

ни Людовика XIII мало отличалась от позднеренессансной: точеные ножки, иногда сочетающиеся с прямоугольными, прямые высокие спинки. Для обивки сидения и спинки использовались шпалеры, плетение из шнуров или кожа (рис. 13, 1, 2).

1 2

Рис. 13. Мебель парадная для сидения.

Обивка: 1 — плетение из шнуров; 2 — кожа

Стул со строгой спинкой имел простой точеный декор передних ножек и проноги, кожаная обивка прикреплена латунными гвоздями (рис. 13, 2). Кожа сильно подвержена воздействию времени; обнаружить оригинальную кожаную обивку на стульях того периода удается крайне редко, характерны ряды шляпок гвоздей. Совершенно не применялись тесьма и бахрома. Вообще, здесь не было ни одного декоративного добавления к основной форме изделия.

Вариантов кресел встречается довольно много (рис. 14), но все они варьировались в пределах одной и той же схемы, знакомой по итальянским и французским образцам XVI века. Характерно, что и здесь все конструктивные элементы, ножки и горизонтальные связи выполнялись точением и «выровнялись» лишь в местах стыковки.

В этот начальный период столы были

Рис. 14. Кресла, (XVII в.)

просты и не изобиловали орнаментацией. Иногда они оборудовались выдвижным ящиком. Простая столешница рамной или дощатой конструкции связывала ножки стола и царгу. Ножки, как и проножки спиралевидной формы, имели наверху подобие капителей, а снизу — сплюснутую подушку. Крышка стола изготавливалась прямоугольной или круглой. Впервые появились раздвижные столы. По своему решению это была типичная для того периода вариация ренессансных образцов, очень сдержанная, рационалистичная. Встречается и тип стола с опорами по торцам.

В этих образцах (рис. 15, 16) легко прослеживается стилистическая эволюция раннего классицизма с декоративными чертами барокко. Поэтому такую мебель часто относят к произведениям раннего классицизма.

В оформлении кроватей в этот период большую роль начали играть ткани и меньшую — чисто архитектурные формы. Мебельное производство в период Людовика XIII было характерно своей двойственностью. Несомненна тенденция к пышности, выразившаяся в широком применении барочных мотивов. Но ведущими ста-

152

Лесотехнический журнал 2/2014

Деревопереработка. Химические технологии

Рис. 15. Стол раздвижной (XVII в.)

Рис. 16. Трапезный стол, ореховое дерево, Тоскана

ли пути раннего классицизма — идеи ясности, рациональности, утонченности композиционных решений.

Английское Барокко (стиль королевы Анны). Барочный стиль в Англии сложился примерно в 1660 г. Тяжеловесная и солидная дубовая мебель периода Якова I сменилась более легкой ореховой мебелью, поэтому эпоху барокко в английском мебельном искусстве именуют «ореховым периодом». Среди особенностей раннего периода можно отметить все еще прямые точеные ножки корпусных изделий и столов, соединенных внизу плавно изогнутыми про-ножками (рис. 17, 1). С появлением гнутой ножки, особенно в мебели для сидения, изделия приобрели барочно-динамичные формы и элементы декора (рис. 17, 2, 3). Мебельное искусство Англии в этот период обязано известному архитектору Кристоферу Рену и талантливому резчику Г ринлингу Г иббонсу. Расцвет

1

2

3

Рис. 17. Мебель эпохи королевы Анны:

1 — шкаф с точеными ножками; 2 — стул с высокой плетеной спинкой; 3 — резное кресло с круглым поворотным сиденьем и гнутыми ножками (около 1730 г.)

английского барокко пришелся на годы правления королевы Анны (1702.. .1714), поэтому и стиль обычно именуется ее именем.

Период, известный как «стиль королевы Анны», в США продолжался с 1725 по 1755 г. Стул, сделанный в Филадельфии около 1740 г., имеет изогнутое перекрестье над вазообразной сплатой и опоры ножек-кабриолей в виде лапы. Чаще всего стулья делали из орехового дерева, хотя применялись и кленовое, вишневое, кедровое. Красное дерево стало популярным лишь во второй половине столетия.

К наиболее своеобразным средствам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появившаяся около 1700 г. тоже восходящая к китай-

Лесотехнический журнал 2/2014

153

Деревопереработка. Химические технологии

ским образцам, прямая или с плавным изгибом форма ножки. В оформлении спинок стульев и кресел применялся широко варьируемый мотив щита. Очень были распространены орнаменты в виде 3- и С-образных завитков и раковин. Происходящий из Франции комод в начале XVIII в. вытеснил из городских жилищ сундуки, которые еще долго оставались в крестьянских домах.

В более поздний период (правление короля Георга II) продолжили развиваться формы предыдущего периода. Появилась ножка-кабриоль — легкая и придающая стульям и креслам особенную изящность (рис. 18).

Рис. 18. Кресло времени короля Георга II

По целесообразности, практичности, удобству мебельные формы, выработанные английскими мастерами, превзошли голландские.

В конце 50-х гг. XVII в. барочные формы из Италии и Голландии проникли в мебельное искусство Г ермании. В ее формах не происходило принципиальных отклонений. Характерно использование древесины ореха,

как и в Англии, обилие резного орнамента, энергичное профилирование деталей, применение колонок и пилястров, которые вносили некоторую организованность в измельченные формы. Мебель северо-немецких городов, входивших в Г анзейский торговый союз, была тесно связана с голландской мебелью. В убранстве мебели важное место отводилось инкрустациям костью и металлами одновременно с резьбой по дереву.

В пределах этой статьи мы не смогли осветить стили стили Людовика IV и ре-генства (Франция).

Библиографический список

1. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектуры стилей [Текст] / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. — М. : Изобразительное искусство, 1983. — 263 с.

2. Антикварная мебель: Иллюстрированное руководство по определению стилей мебели [Текст] / пер. с англ. Т. Форрест. -М. : Эмонт Россия ЛДП, 2000. — 160 с.

3. Гарин, В. А. Архитектура и интерьер Древней Греции [Текст] / В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. — 2005. -№ 1. — С. 64-68.

4. Гарин, В. А. Архитектура и интерьер Древнеримской империи [Текст] /

В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. -2005. — № 3. — С. 47.

5. Гарин, В. А. Готический стиль [Текст] / В. А. Гарин, Е. М. Разиньков, А. Н. Чернышев // Дизайн и производство мебели. — 2005. — № 4. — С. 43-46.

154

Лесотехнический журнал 2/2014

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *