Столярный рубанок – Стартовый комплект ручных рубанков — как выбрать

Ручные рубанки. Немного теории, раскрываем карты.

Мои ручные рубанки. Немного теории, раскрываем карты.
Самый полный арсенал ручного инструмента можно найти здесь http://rubankov.ru/
Ручной рубанок или фуганок — самый старый столярный инструмент, без которого не обходится ни одна столярная мастерская. Это видео знакомит Вас с моим арсеналом руубанков, среди которых есть шлифтик (оборотник), торцовочный рубанок. шерхебель, классический фуганок №7, рубанок№4,полуйуганок, отборочник и другие.
Строгание или фугование дерева ручным рубанком дает гораздо более высокое качество поверхности, нежели механизированная обработка, в которой участвует электроинструмент. Создание или изготовление мебели — очень увлекательный процесс. Классическая мебель всегда делается из массива — дуб, ясень, красное дерево и другие породы. И везде участвует рубанок.
Но прежде чем работать рубанком, нужно привести его в рабочее состояние. Сначала производится шлифовка подошвы, для чего используется специальный шлифовальный кондуктор. После производится выравнивание угла 90 градусов, после производится полировка, и уже в самую последнюю очередь делается заточка инструмента. При заточке искользуются водные камни, масляные камни, а также различные приспособления, например — точилка Веритас (Veritas).

Страница Вконтакте: http://vk.com/mazai75
Instagram https://www.instagram.com/heartwood.mail75/
ЖЖ: http://mazai-san.livejournal.com/
Одноглазики: http://ok.ru/profile/559440384115
Также добро пожаловать в мой интернет-магазин http://arts-krafts.ru , в котором будут представлены различные инструменты и материалы, которые будут полезны мастерам. Отличие магазина в том, что я не делаю наценку на товары, а предоставляю покупателю возможность работать напрямую с продавцами и получать за это бонусы и скидки.
Если Вам есть, что рассказать и чем поделиться или Вы хотите также научиться снимать видео, то приглашаю к сотрудничеству, будем работать вместе! https://youpartnerwsp.com/join?10227
Production Music courtesy of Epidemic Sound!
Помощь в развитии канала:
https://money.yandex.ru/to/410014099203601
Сбербанк 4276 8130 1199 5417
PayPal [email protected]
Webmoney: R277335225414

admin

derevoblog.ru

«Рубанок – это культовый столярный инструмент»

Чуть больше двух лет в городе Пушкино существует частный музей столярных инструментов. Его создал коллекционер Олег Оленев. Музей расположился в доме, который Олег Иванович сам построил и оборудовал специально для этого. В собрании коллекционера более двух тысяч рубанков, пил, измерительных приборов, стамесок, коловоротов и других инструментов разных стран, эпох и отраслей столярного дела.

Ваша коллекция насчитывает уже больше двух тысяч столярных инструментов. Как она появилась и пополнялась?

– Коллекция собиралась приблизительно 30 лет. Условной датой основания музея считаю покупку первого рубанка на свои деньги. Это было в 1980-е годы, когда я еще учился в институте. С тех пор я начал постепенно покупать себе инструменты. В то время в магазинах практически ничего не было, поэтому искал их на рынках. Строго говоря, я тогда не коллекционировал инструменты, а приобретал их для работы.

Уже в наше время лет 15 назад я начал выезжать в Европу и Америку, где прочесывал местные блошиные рынки. Потом стал покупать инструменты на аукционах через интернет. Таким образом, постепенно сложилась коллекция инструментов почти из всех стран мира, которые внесли вклад в развитие столярного дела. Видов инструментов собралось много: пилы, топоры, измерительные приборы, коловороты, дрели, лобзики и другие. Среди них рубанок – это самый разнообразный по форме и конструкции инструмент. Это культовое плотницкое орудие, поэтому в моем музее рубанки занимают особое место.

Столярные инструменты разных стран чем-то отличаются друг от друга? Чьих инструментов у вас больше?

– В основном представлены европейские инструменты,  но много и американских. Доля американцев очень большая, поскольку в прошлом они были доступные, дешевые и высокого качества. Американские инструменты выпускались миллионными тиражами. Подъем производства столярных инструментов пришелся на середину XIX века и продолжался до 1920-х годов. В любой стране вы найдете американские рубанки, фуганки, пилы и тому подобные вещи. Они присутствуют и в российских каталогах начала XX века, закупались даже в СССР перед войной.

В музее есть инструменты из Англии, Нидерландов, Австрии, Германии, Франции, Испании, и немного из Польши и Чехии. Есть отечественные рубанки, но по конструкции и форме они следовали за европейскими. Интересны инструменты из Японии и Китая. Японские инструменты отличаются от американских и европейских, потому что Япония оставалась закрытой страной вплоть до начала XX века. Принцип работы тот же, но конструктивно они устроены несколько по-другому. Например, пилы и рубанки в Японии тянули на себя, а не толкали, как в Европе. Японцев отличает внешнее изящество, декоративная проработка.

Американский инструмент часто был полностью металлическим, а европейские образцы тех же годов делали из дерева. У европейцев металлической была только режущая часть. Например, у меня в коллекции есть деревянный английский коловорот. Он сделан из дерева не потому, что старинный, а потому что их выпускали в таком виде по традиции вплоть до начала XX века. Здесь известный английский консерватизм проявился в высшей степени. Они не переходили на железо, несмотря на то, что все давно пользовались металлическими инструментами. Использование дерева отличало именно европейские инструменты.

У столярных инструментов была своя специализация или они были универсальными?

– Конечно, были разные области применения. В музее есть маленькие миниатюрные инструменты для изготовления скрипки, виолончели или контрабаса. Большой мастерской для таких работ не требовалось, поэтому и сами скрипичные рубанки делались маленькими. Для повозок и карет имелся свой каретный инструмент. Основными корабельными инструментами считались пилы, тесла, долота, топоры. Особые орудия использовали краснодеревщики – те, кто работал с ценными породами дерева. Бондари, изготавливавшие бочки, также применяли специальные приспособления. Всего насчитывается десяток отраслей столярного дела. Кстати, у хирургов тоже есть похожие инструменты: пила, долота, коловороты со сверлами, но в моем собрании их нет. Как увижу эти медицинские инструменты, становится жутко.

Есть любопытные инструменты для изготовления деревянной обуви. Такая обувь была распространена по всей Европе, но особую известность приобрела в Голландии. Там деревянные башмаки назывались кломпами. Вы можете и сегодня купить кломпы в Голландии не только в сувенирном, но даже и в обычном  хозяйственном магазине. Кломпы были выгодной альтернативой кожаной обуви. Такие башмаки можно было сделать без знания техники обработки кожи, а тополей и других пород дерева вокруг имелось достаточно. Кстати, деревянная обувь хорошо держит тепло. Кроме того, мастера и рабочие на корабельных заводах любили ее за то, что она защищала ступню, если что-то тяжелое падало во время работы на ногу. На известных голландских картинах и гравюрах все простолюдины обуты в кломпы.  

Какие инструменты самые старые в вашей коллекции?

– У меня есть рубанки XVIII века. Даты можно точно определить по каталогам и по маркировке, так как все рубанки имеют клеймо производства. Наши старинные образцы родом из Нидерландов и Англии. Англия – это первая страна, которая создала стандарт инструмента еще в конце XVII века. Английские мастера определили основные формы конструкции рубанка, которые, в целом, дошли до нашего времени почти без изменений. Отличия в рубанках, например, XVIII или XX столетий существуют, но они видимы лишь для специалиста и коллекционера.

Есть ли такие редкие вещи, которые вы мечтаете приобрести для музея?

– Мечтать мечтаю, но понимаю, что по цене они мне недоступны. На элитных аукционах, например в США, попадаются очень редкие инструменты, но их стоимость стартует от 1000 долларов. У меня есть редкий рубанок английской фирмы «Spiers». Он мне достался довольно дешево, потому что был не в очень хорошем состоянии. Коллекционеры придумали пятизвездочную шкалу редкости инструмента. Одна звезда означает, что инструмент востребован коллекционерами, но его не найдешь на каждом шагу. Пять звезд означают, что инструмент находится только в одном, двух или пяти экземпляров во всем мире. Упомянутой мной рубанок «Spiers» имеет по этой шкале четыре звезды. Таких рубанков в мире около сотни.

Редкие рубанки выставлены у меня в отдельной витрине. Например, есть еще рубанок английской фирмы «Norris», которая выпускала инструменты с 1860-х годов. Эти рубанки очень востребованы коллекционерами. Интересно, что они прекрасно строгают и сейчас, поэтому кто-то покупает их и для работы. Их называют «Rolls-Royce» в мире рубанков.

– Я читал, что вы сами делаете миниатюрные копии столярных инструментов.

– Да, они выставлены в отдельной витрине. Всего я сделал более восьмидесяти различных инструментов. Они все действующие, только нет лилипутов, которые могли бы ими работать. Самая сложная вещь – это копия универсального американского рубанка «Stanley- 55» с полным набором железок, которые производят 52 различных профиля. Этот миниатюрный рубанок также готов к работе. По чертежам газеты начала XX века я сделал токарный станок, но не в натуральную величину, а в масштабе один к четырем. Есть также точило с подобием ножного привода, лобзик, пилы и многое другое. Внизу витрины наглядно показано, как я делал эти инструменты. Находил кусок железа на дороге и из него выпиливал пилой, например, рубанок. После этого напильниками и надфилями обрабатывал его вручную. Обязательно использовал лупу. Где-то два года я проводил свободное время за этим занятием. Сейчас зрение уже не позволяет делать миниатюрные инструменты.

– Чем отличались столяры прошлого в нашей стране и за рубежом?

– Об этом можно судить по немецкому учебнику столярного дела, выпущенном в начале XX века. Такая книга есть в нашем музее. Этот капитальный труд содержит подробное описание приемов работы. В России в это время ничего подобного не издавалось. Немецкое фабричное производство мебели было выше по качеству и дешевле, чем наша кустарная продукция. В Европе все делали по уму, а у нас со времен Петра I почему-то мало чему научились у западных мастеров. Другой немецкий учебник по плотницким работам начала XX века показывает, что столяру нужно было знать математику, геометрию, основы физики, биологии. На подмастерье и мастера в той же Германии нужно было несколько лет учиться и сдавать экзамен.

В России все было проще, чем в Европе. Быт столяров в нашей стране хорошо описан в журнале «Столяр», который выпускался по инициативе К. К. Маурина-Стиэбре незадолго до революции 1917 года. В этом журнале поднимались не только специфические вопросы профессии,  но обрисовывался образ жизни столяров. Процитирую на память несколько заметок из этого журнала: «Вопрос: кто нуждается в столярах больше всего? Ответ: владельцы кабаков, потому что мастера придут и оставят у них все свои деньги». Другая цитата: «Кто вспоминает о столярах чаще всех? Ответ: сборщики налогов». Там же написано, что столяра или подмастерье можно всегда узнать по походке: они ходят сгорбленные и пришибленные. Это очень познавательные зарисовки из жизни столяров той эпохи.

– Экспозиция вашего музея сделана грамотно и удобно. На что вы ориентировались, когда создавали свой музей?

– Ориентировался на свое понимание и ощущение. Никакой специальной литературы не читал, а просто все делал по уму. Большую роль в восприятии предметов коллекции играет освещение. Сейчас во многих даже центральных и московских музеях с освещением беда – трудно рассмотреть экспонаты.

– Кто основной посетитель вашего музея?

– В основном дети, потому что их легче сюда заманить. Как правило, это ребята из местных пушкинских школ. Больше нравится ребятам до восьмого класса, так как у них голова не сильно забита информацией и еще нет напряга с экзаменами. Школьники постарше реагируют уже более сдержано. Может быть, в душе эмоции есть, но они их особо не показывают. А ребятам с первого по восьмой класс очень нравится, они не хотят уходить отсюда. Важной частью экскурсии является чаепитие с баранками, конфетами и пряниками.

Одновременно мы можем принять группу до тридцати детей. Если у нас планируется только экскурсия, то больше 14-15 человек принять мы не можем, а если экскурсия с мастер-классом, то делим группу на две части. Первая группа слушает экскурсию, а вторая в это время идет на мастер-класс. Экскурсию я провожу сам, а мастер-класс –  одна из наших мастериц.

Музей открыт не каждый день, потому что находится не в центральной части Пушкино, да и сам город не туристический. Желающие посетить музей созваниваются с нами накануне. Летом можно зайти и без предварительной договоренности, если я буду дома. Наши посетители – это необязательно организованные группы детей, приходят и просто интересующиеся по два-три человека.

– Как вы себя чувствуете в роли создателя и хранителя музея?

– Чувствую отлично. Я отработал инженером-конструктором больше тридцати лет, но полтора года назад уволился. Сменил род деятельности и не жалею об этом.

mosregtoday.ru

Столярный рубанок

Категория: Столярные работы


Столярный рубанок

Древесина состоит из мельчайших частиц — клеток. Клетки настолько малы, что их можно увидеть только па специальном приборе — микроскопе. Микроскоп позволяет во много раз, и даже тысяч раз, увеличивать предметы. Например, если мы будем рассматривать под микроскопом простой человеческий волос, он покажется нам размером с толстое бревно.

Группа клеток называется тканью древесины. А ткани образуют волокна. Древесина хорошо режется вдоль волокон и хуже поперек.

Вы знаете, что детали из древесины можно отпиливать, обрабатывать напильником, шкуркой и т. д. Но чтобы облегчить себе работу и сделать деталь более точной, необходимо пользоваться специальным инструментом — рубанком.

С помощью рубанка можно срезать слой материала необходимой толщины. Деталь получится гладкой, выстроганной точно по размерам.

Устройство рубанка. Рубанком строгают древесину, поэтому такой инструмент называется строгальным. Столяры пользуются рубанками многих видов (рис. 1). Но устроены все рубанки почти одинаково.

Рубанок (рис. 2) состоит из трех основных частей: колодки, ножа и клина. Нож срезает часть материала заготовки. Нож устанавливают в колодке и закрепляют клином. В рубанке, показанном на рисунке, в передней части колодки есть еще одна деталь — рожок. За рожок держат инструмент левой рукой при строгании — так удобнее работать.

Нижняя часть колодки рубанка, которая перемещается при работе по поверхности детали, называется подошвой. А в подошве, перед ножом, сделано отверстие — леток. В леток удаляется стружка.

Рис. 1. Основные виды рубанков: а — одинарный с деревянной колодкой; б — одинарный с металлической колодкой; в — двойной с металлической колодкой

Рис. 2. Устройство рубанка

Рис. 3. Правильная хватка рубанка

Рис. 4. Крепление бруска в зажиме верстака

Работа рубанком. Посмотрите на рис. 3. Вот так надо правильно держать инструмент и работать им. Необходимо помнить, что, прежде чем приступить к обработке детали, ее надо обязательно закрепить на верстаке. На рис. 4 показано, как правильно установить брусок в зажимах верстака.

Сначала строгают широкую сторону бруска, а затем узкую. Проверяют выполненную работу так. Прикладывают кромку линейки к обработанной поверхности и смотрят на просвет. Если линейка плотно прилегает к поверхности детали, значит, работа выполнена хорошо. Если же между кромкой линейки и бруском виден зазор (просвет), то поверхность выстрогана неправильно.

Рис. 5. Брусок с заданными размерами

Рис. 6. Контроль поверхности широкой стороны бруска

Рис. 7. Разметка ширины бруска с помощью карандаша и линейки

Рис. 8. Разметка толщины бруска

Вот примерный план работы на изготовление бруска заданных размеров (рис. 5):
1. Выстрогать широкую сторону бруска. Проверить качество работы (рис. 6).
2. Обработать рубанком узкую сторону бруска. Проверить качество работы линейкой и угольником.
3. Разметить с помощью линейки и карандаша ширину бруска (рис. 7). Выстрогать брусок до линий разметки.
4. Таким же образом разметить толщину бруска (рис. 8) и выстрогать до линии разметки.
5. Разметить длину бруска (рис. 9) и отпилить припуск.
6. Проверить размеры сторон бруска линейкой, а прямоугольность сторон —угольником (рис. 10).

Рис. 9. Разметка длины бруска и отпиливание припуска

Рис. 10. Контроль размеров и прямоугольное сторон бруска

Рис. 11. Бруски различной длины, ширины, толщины

Запомни!
1. Обрабатываемая деталь должна быть закреплена в зажимах верстака.
2. При работе держи рубанок двумя руками.
3. Хранят инструмент при работе в лотке верстака, подошвой вниз.



Столярные работы - Столярный рубанок

gardenweb.ru

🎓 столярный рубанок ⚗ со всех языков на русский 🧬

  • Рубанок — столярный инструмент: предназначенный для ручного строгания древесины; состоящий из деревянной или металлической колодки, резца (ножа) и зажимного клина. По английски: Plane Синонимы английские: Shaving plane См. также: Рубанки Столярные… …   Финансовый словарь

  • Рубанок — Столярный инструмент, предназначенный для ручного строгания древесины. Состоит из деревянной или металлической колодки, резца (ножа) и зажимного клина. Имеет несколько разновидностей, например, горбач (рубанок со съемными колодками,… …   Словарь строителя

  • РУБАНОК — РУБАНОК, нка, муж. Столярный строгальный инструмент в виде деревянной колодки с широким, наклонно поставленным лезвием внутри. | прил. рубаночный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • РУБАНОК — ручной столярный строгальный инструмент для гладкой обработки деревянных изделий; представляет собой стальную режущую пластину шириной 40 50 мм, которая закрепляется с углом наклона 45° в щели деревянной или металлической колодки длиной 200 300… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Рубанок — м. Столярный инструмент для ручного строгания древесины в виде деревянной колодки с вставленным в неё широким лезвием. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • столярный инструмент — топор. | пила. колун. тесло. | лучковая пила. обух. | разводка. тесло. долото. стамеска. рубанок. фуганок. шерхебель. зензубель. струг. скобель. рашпиль …   Идеографический словарь русского языка

  • рубанок — Это заимствование из немецкого языка (Raubank) народная этимология часто сближает с глаголом рубить, к которому этот столярный инструмент не имеет никакого отношения. Позаимствовав в XVIII в. это слово, Россия не забыла позаимствовать и сам… …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • ФУГАНОК — (от нем. Fugebank). Струганок для фуговки, для проведения пазов фуг. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФУГАНОК столярн. инструмент, схожий с рубанком, служит для строгания совершенно прямых ребер и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • галтель — [тэ], и; ж.; ГАЛТЕЛЬ, [тэ], я; м. [от нем. Hohlkehle выемка]. Спец. 1. Деревянная планка, служащая для прикрытия стычных швов, выступающих рёбер изделия и т.п. 2. Рубанок для строгания карнизов, багетов, желобков, валиков и т.п. 3. Скругление… …   Энциклопедический словарь

  • ембель — енбель столярный рубанок . Возм., из нем. Hobel рубанок . Непонятна причина назализации; ср. Рясянен, FUF, 26, 138 …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ГАЛТЕЛЬ — (от нем. Hohlkehle выемка желобок), 1) скругление внутренних и внешних углов на деталях машин, в литейных формах и т. п.2) Узкая планка, прикрывающая щели в стыках соединений, напр., деталей мебели.3) Столярный рубанок для выстругивания на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • translate.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о