Столярное ремесло это – История столярного дела – Ярмарка Мастеров

История столярного дела – Ярмарка Мастеров

Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.

Региональные особенности столярного ремесла

Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.

Древний Египет

В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.

В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.

Древний Рим

Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.

Древняя Греция

Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.

Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.

Северная Европа

Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.

Отечественная деревообработка

Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.

Деревообработка в России

Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.

Зодчество Руси — отдельная история. До 17 века абсолютное большинство построек было еще из дерева. В этом имелись свои плюсы и минусы. Из достоинств стоит отметить неповторимую резьбу по дереву. Сегодня памятники деревянного зодчества можно увидеть в Кижах и малых Корелах, где открыты музеи под открытым небом. Особый интерес представляют образцы стиля «русского барокко», который получил свое развитие в 17-18 веках.

Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.

Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.

Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.

Деревообработка на Украине

Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.

www.livemaster.ru

столярное ремесло — это… Что такое столярное ремесло?


столярное ремесло

joiner’s work, joinery

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • столярное долото
  • столярные клещи

Смотреть что такое «столярное ремесло» в других словарях:

  • Столярное дело — Самою важною отраслью деревообрабатывающей промышленности является С. дело, занимающееся более тонкою и тщательною обработкою дерева, чем оно существенно отличается от плотничного дела (см.). Ручной труд в течение долгого времени являлся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Столярное дело* — Самою важною отраслью деревообрабатывающей промышленности является С. дело, занимающееся более тонкою и тщательною обработкою дерева, чем оно существенно отличается от плотничного дела (см.). Ручной труд в течение долгого времени являлся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • столярное дело — ▲ ремесло ↑ изготовление, деревянный, изделие плотничество ремесло. плотник. плотничать. плотничий. столяр. столярничать. столярный. белодеревец. краснодеревец. тес. тесать. тесаный. обтесать. отесать. стесать. подтесать. протесать. строгать.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Ремесло — типичное ремесло …   Википедия

  • ремесло — ▲ отрасль ↑ индивидуальный, производство ремесло изготовление изделий ручным способом. ремесленник. мастерство (столярное #) …   Идеографический словарь русского языка

  • Сорокино (Талдомский район) — Деревня Сорокино Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • СТОЛЯРНЫЙ — СТОЛЯРНЫЙ, столярная, столярное. 1. прил., по знач. связанное с работою столяра, со столярничеством. Столярное дело. Столярная работа. Столярное ремесло. Столярная мастерская. 2. Употребляемый столярами, при столярной работе. Столярный клей.… …   Толковый словарь Ушакова

  • LIGNA — Лесопромышленная выставка «LIGNA» Статус международная Отрасль Лесная и деревообрабатывающая промышленность Страна …   Википедия

  • Низовский, Ричард Михайлович — Начальник общего отдела Высшего Арбитражного Суда РФ, государственный советник юстиции 2 класса; родился 4 марта 1933 г. в г. Москве; окончил юридический факультет МГУ в 1957 г.; работал следователем Прокуратуры г. Москвы, прокурором отдела по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Витебская губерния — I граничит на севере с губернией Псковской, на востоке со Смоленскою, на западе с Курляндской и Лифляндской, на юге с Могилевской и Виленской; лежит между 26° и 31° 50 вост. долготы (от Гринвича) и между 54° 47 и 57° сев. шир. Площадь губ.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нижний Новгород* — губернский город Нижегородской губернии, живописно расположен у слияния реки Оки с Волгой. Большая часть Н. Новгорода находится на горах, меньшая тянется узкой полосой вдоль берега Волги и Оки. Заречная часть Н. Новгорода, образовавшаяся из.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

История развития столярного ремесла в нашей стране

Зарождение столярного ремесла уходит в глубь веков. По остаткам деревянной утвари, найденным при раскопках русских городищ и курганов, можно заключить, что наши предки уже в глубокой древности умели изготовлять изделия из дерева. О развитии столярного ремесла можно судить не только по остаткам столярных изделий, но и по инструментам, которыми их изготовляли.

В XI-XII вв. деревянные здания и другие сооружения на Руси строили плотники, которые назывались древоделами, а внутренним оборудованием зданий и изготовлением домашней утвари занимались столяры, которые назывались теслярами (от глагола «тесать»). Сохранившиеся от этого периода деревянные предметы свидетельствуют о довольно слабой технике обработки древесины. В это время впервые начали применяться долото, струг, сверло и другие инструменты.

С XIII по XV в. плотнично-столярное ремесло не претерпело особых изменений. Основными видами плотнично-столярного инструмента оставались топор, тесло и долото.

В XVI-XVII вв. в связи с ростом могущества русского государства в городах расширилось строительство: возводились крепостные стены, строились дворцы, церкви, мосты и другие сооружения. Наряду с ремесленниками появились новые специалисты по обработке дерева — резчики по дереву и др. Резьба по дереву широко применялась при строительстве дворцов и особенно церквей. Подражая орнаментам в изделиях из бронзы и серебра, резчики в этот период создали великолепные образцы резных деревянных изделий.

Развитие искусства обработки древесины неразрывно связано с развитием русского зодчества. Уже в глубокой древности великий русский народ создал архитектурные памятники, которые по художественному совершенству занимают одно из выдающихся мест в мировой архитектуре.

Наряду с усовершенствованием техники строительства деревянных сооружений развивалось производство мебели. Столярно-мебельные изделия в современном смысле слова появились не сразу. Их формы и конструкции менялись вместе с изменением хозяйственного и культурного уклада жизни народа. Формы, конструкции, характер украшений, материалы, применяемые для изготовления столярно-мебельных изделий, и способы их обработки видоизменялись в течение многих веков.

Мебель, создававшуюся в нашей стране до революции, можно разделить на две группы: народную мебель и мебель для имущих классов.

Русская народная мебель, образцы которой выражены главным образом в обстановке крестьянских жилищ, была создана еще в глубокой древности. Конструкция и формы несложных предметов домашнего обихода бережно сохранялись народом и передавались из поколения в поколение.

Основными предметами домашней обстановки были лавка, скамья, табурет с круглым или квадратным сидением, стол и шкаф простых форм.

Лавку изготовляли из доски, наложенной на вырезную подставку или на две стойки — ножки. Одной стороной лавка вплотную примыкала к стене. Другую ее сторону обкладывали тонкой доской, поставленной на ребро и обработанной с лицевой стороны несложным профилем или резьбой. Скамью изготовляли так же, как и лавку, но не прикрепляли к стене.

Укороченная скамья для одного человека называлась табуретом. Стулья и кресла встречались в крестьянских жилищах реже. Столы делали массивными и устойчивыми. Подстолье оборудовалось выдвижными ящиками или шкафчиками с дверцами. Все украшение стола сосредоточивалось на подстолье.

Для хранения посуды предназначались открытые полки, висевшие на стенах, и шкафчики, стоявшие на полу, которые обычно украшались с трех сторон гладкими пропильными филенками. Для хранения одежды служили укладки, сундуки, ларцы, окованные железными полосками. Мебель для имущих классов отличалась особой роскошью, разнообразием форм и украшений.

После Великой Октябрьской социалистической революции советский народ, используя классическое наследие, создает новый стиль мебели.

Столярно-мебельные изделия нашего времени отличаются от подобных изделий прошлого по стилю и по конструкции. Современные столярно-мебельные изделия конструируются с таким расчетом, чтобы на их изготовление расходовалось меньше материала, чтобы изделия были технологичными и чтобы за счет пропорциональных форм они были изящными и красивыми.

При достижении перечисленных качеств не забывается и утилитарность изделия, т. е. наибольшая его практическая приспособленность к условиям эксплуатации.

Как видно из сказанного, конструктору, занятому проектированием столярно-мебельных изделий, нужно много знать, чтобы создавать хорошую мебель.

При чрезмерно усложненных формах изделия возрастает трудоемкость его изготовления. При завышенных без надобности размерах деталей увеличивается расход материалов, а при заниженных размерах изделие может оказаться непрочным. Конструктор должен обращать больше внимания на использование дешевых материалов местного происхождения без ущерба качеству изделия.

Немалое внимание уделяется прочности и долговечности столярно-мебельных изделий. Отдельные детали и элементы конструируют переклейными, состоящими из нескольких кусков древесины разных пород, облицованных более прочными материалами или покрытых красками и лаками. Последние образуют пленки, защищающие изделия от воздействий окружающей среды.

Наряду с утилитарностью, прочностью и технологичностью большое внимание обращается на архитектурно-художественное оформление изделия. Однако красота изделия при этом не является самоцелью. Можно сконструировать изделие красивым, но плохо приспособленным к выполнению основной роли, для которой оно предназначено.

В настоящее время основная масса столярно-мебельных изделий изготовляется на крупных предприятиях, оснащенных передовой техникой. Поэтому конструкции изделий должны быть приспособленными к условиям механизированного массово-поточного производства.

www.drevesinas.ru

ОСНОВЫ СТОЛЯРНОГО РЕМЕСЛА | Приоритетинвест

Столярное дело не относится к числу простых занятий, оно требует наличия определенных навыков и умений, а также нуждается в отведении для занятий им отдельного места. Конечно, не исключено, что некоторые мастера (наверное, есть и такие) могут создавать в полном беспорядке аккуратные и качественные изделия. Но большинство, безусловно, согласится с мнением, что хорошо устроенная и оборудованная различными инструментами (или даже станками) мастерская создает отличные условия для продуктивной деятельности.

Этрусская кровать своей формой напоминала греческую. Ее ножки отличались строгой формой и декорировались волютами и пальметтами. Для сидения предназначались стулья как со спинкой, так и без нее. Часто такую мебель выполняли из бронзы. Парадное кресло имело форму колокола и деревянный каркас, декорированный бронзовыми пластинами, покрытыми чеканкой.

Начинающий столяр может иметь несколько ручных и электрических инструментов, а также на этом этапе можно ограничиться столярным верстаком (рис. 31), установленным в хорошо освещенном помещении.

Верстак имеет подверстачье, выполненное из сосновой доски, на которой лежит крышка (например, из березы), изготовленная из доски толщиной 60-80 мм и шириной примерно 300 мм и более тонкой доски шириной до 250 мм, находящейся за первой. Чтобы не допустить их смещения относительно друг друга, они фиксируются обвязкой из брусьев. Тонкая доска, будучи расположенной ниже толстой, образует лоток (по-другому ее называют инструментальной доской), предназначенный для заготовок и инструмента.

Когда римляне завоевали весь Апеннинский полуостров, они прониклись этрусской культурой и многое переняли. Этрусские мебельные формы внесли большой вклад в развитие общей мировой культуры, стали доказательством распространения азиатских и греческих форм в Западной Европе и помогли становлению великолепной древнеримской культуры.

Рис. 31. Столярный верстак

Рис. 32. Тиски: а — передние; б — задние

В целом крышка имеет следующие размеры: длина — 1200 мм, ширина — 600 мм. Наверное, можно и не говорить, что материал, из которого изготавливается крышка, должен быть сухим, в противном случае она покоробится и станет непригодной для работы.

Верстак оснащается тисками (рис. 32), которые в зависимости от занимаемого ими места обозначаются как передние или задние. Первые состоят из прижимной доски (щеки), которая свободно размещается под крышкой верстака, и винта (другое название передних тисков — «передний зажимной винт»).

Задниетиски — это зажимная коробка с винтом и 1-2 вертикальными отверстиями (такие же имеются на левом крае основной доски), расстояние между которыми должно быть немного меньше полного хода задних тисков.

Отверстия предназначены для гребенок (рис. 33) — железных стержней с зубцами или насечками. Одна из них вставляется в отверстие задних тисков, а другая — в отверстие в крышке, после чего между ними можно зажимать заготовки.

Рис. 33. Гребенки: а — металлические; б — деревянные; в — врезная

Рис. 34. Прижимной костыль

Для фиксации длинных заготовок используется прижимной костыль (рис. 34).

За верстаком, особенно за крышкой, необходимо правильно ухаживать, для чего его обычно пропитывают горячей олифой. Деревянные винты надо обрабатывать тальком, чтобы их не заедало, а металлические — солидолом. Нужно стараться беречь крышку верстака от повреждений типа царапин и зарубок. Следует пользоваться стуслом и упором, а также подкпадывать доску при выполнении различных столярных операций.

Священная Римская империя прошла непростой путь развития и простиралась по всему Средиземноморью. Многое она позаимствовала у греков и в последующем распространила свое влияние даже на самые отдаленные районы подконтрольной территории. Римская культура достигла своего апогея в эпоху императорской власти и отличалась, по сравнению с греческой, гораздо большей сложностью и многогранностью.

При попадании на верстак клея (краски и т. п.) его тут же нужно стереть, поскольку даже незначительные неровности на крышке негативно сказываются на качестве изделия. По окончании работы следует сместить стружки с поверхности специальной щеткой.

Если нет возможности устроить стационарный верстак, его можно заменить складным (рис. 35), приобретя его в специализированном магазине.

Если со временем вы увлечетесь столярным делом, то, скорее всего, захотите оборудовать настоящую мастерскую. В идеале она должна отстоять на некотором расстоянии от жилого помещения, что уменьшит уровень шума и запыленность. Лучше всего сгруппировать станки (или использовать универсальный станок) в центре мастерской, что удобно и с точки зрения обеспечения электроснабжения (рис. 36).

Рис. 35. Складной верстак

Рис. 36. Один из вариантов обустройства домашней столярной мастерской: 1 — электрические розетки; 2 — полки для емкостей с гвоздями, шурупами и пр.; 3 — колышки для инструмента; 4 — лампа дневного света; 5 — окно; 6 — вытяжной вентилятор; 7 — аптечка;

8 — открытые полки; 9 — кронштейны для древесных материалов; 10 — пылеулавливатель; 11 — закрытые полки; 12 — универсальный деревообрабатывающий станок; 13 — козлы; 14 — верстак;

15 — ведро для обрезков; 16 — отделение для хранения панелей

Влияние эллинистической культуры на раннеримское искусство бесспорно. Древние римляне не только перенимали греческие традиции, но и переселяли греческих мастеров. Поскольку те работали на хозяев, их труд утрачивал характер творчества и превращался в банальное ремесло. Как самостоятельное явление римское искусство стало развиваться в IV-III вв. до н. э. на основе этрусского. Греческое же влияние оно испытало после завоевания Греции в 146 г. до н. э.

Если ширина мастерской не позволяет сделать это, станки можно поставить вдоль стены в шахматном порядке, обязательно выровняв их по высоте.

В целях безопасности в мастерской необходимо иметь огнетушитель, аптечку и индикатор дыма, работающий от батарейки.

prioritetinvest.ru

Столярное ремесло как внутренняя практика – Ярмарка Мастеров

Одно дело думать…, другое дело ЗНАТЬ что-то, или о чем-то…, и совсем другое — СДЕЛАТЬ то о чем думаешь, что знаешь!

Когда делаешь что-то руками, сразу обнаруживаешь «заковыристость» своего мышления, сложность своих представлений… Строгость столярных процессов, их жесткая последовательность выпрямляет УМ мастера, как бы «очищает» его от всяких «излишеств», вынуждает сверять свои мнимые представления с ПРАВДОЙ МАТЕРИАЛА, с бесспорностью реальности. И в этом обычный ремесленный мастеровой человек уподобляется Творцу, возможно переживает схожие внутренние процессы.

Ведь как ладно устроен, сотворен сам человек, насколько ВЫВЕРЕН ПРОЦЕСС его создания был…

ТВОРЕНИЕ говорит о МАСТЕРЕ!

Верно, должно быть, и обратное утверждение…, что по человеку можно определить и творения его или качество его творений. Хотя, возможно, что для такого ВИДЕНИЯ нужна некоторая прозорливость…, чтобы по «форме» определять «содержание».

Именно, возможность вкладывать СОДЕРЖАНИЕ в столярную форму меня и привлекло в этом ремесле. Поскольку всю свою сознательную жизнь я в любом деле ищу ОДНО — возможность вкладывать свое ОТНОШЕНИЕ в форму, предмет. И в столярничестве эта возможность не только в полной мере реализуема, а МОЩНО ПРОЯВЛЕНА, поскольку каждая столярная операция (а таких операций сотни, иногда тысячи) должна быть ВЫПОЛНЕНА БЕЗУПРЕЧНО (или почти безупречно…) иначе запускается системный процесс накопления ошибок и качественного изделия не получится. И изделие тебе продемонстрирует твое ИСТИННОЕ ЛИЦО. Соврать в столярке трудно!… не то что в жизни..

ДЗЕН! мать его…

Твое творение отражает тебя полностью! И «не спрятаться, не скрыться…»

Если делать изделие с ОТНОШЕНИЕМ, то каждый раз это как обнажение, как ВНУТРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ…, как ИСПОВЕДЬ, только проявленное через действие, через «разговор» с материалом, через ВНУТРЕННЕЕ БОРЕНИЕ с самим собой… за ПРАВДУ. И если стремишься к Мастерству, то ищешь предельной ЧЕСТНОСТИ… вот почему «за правду»… Иначе ВНУТРЕННЯЯ ПРАКТИКА не возникнет, а будешь так… просто «делать мебель на заказ».

www.livemaster.ru

ТОП 10 ошибок начинающего столяра

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна. Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов?» совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности» выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность«. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок.

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно?«. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это«, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству. В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков.

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм!

Общайтесь и задавайте вопросы автору блога ВКонтакте!

www.strelnawood.ru

столярное ремесло — с английского на русский

См. также в других словарях:

  • Столярное дело — Самою важною отраслью деревообрабатывающей промышленности является С. дело, занимающееся более тонкою и тщательною обработкою дерева, чем оно существенно отличается от плотничного дела (см.). Ручной труд в течение долгого времени являлся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Столярное дело* — Самою важною отраслью деревообрабатывающей промышленности является С. дело, занимающееся более тонкою и тщательною обработкою дерева, чем оно существенно отличается от плотничного дела (см.). Ручной труд в течение долгого времени являлся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • столярное дело — ▲ ремесло ↑ изготовление, деревянный, изделие плотничество ремесло. плотник. плотничать. плотничий. столяр. столярничать. столярный. белодеревец. краснодеревец. тес. тесать. тесаный. обтесать. отесать. стесать. подтесать. протесать. строгать.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Ремесло — типичное ремесло …   Википедия

  • ремесло — ▲ отрасль ↑ индивидуальный, производство ремесло изготовление изделий ручным способом. ремесленник. мастерство (столярное #) …   Идеографический словарь русского языка

  • Сорокино (Талдомский район) — Деревня Сорокино Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • СТОЛЯРНЫЙ — СТОЛЯРНЫЙ, столярная, столярное. 1. прил., по знач. связанное с работою столяра, со столярничеством. Столярное дело. Столярная работа. Столярное ремесло. Столярная мастерская. 2. Употребляемый столярами, при столярной работе. Столярный клей.… …   Толковый словарь Ушакова

  • LIGNA — Лесопромышленная выставка «LIGNA» Статус международная Отрасль Лесная и деревообрабатывающая промышленность Страна …   Википедия

  • Низовский, Ричард Михайлович — Начальник общего отдела Высшего Арбитражного Суда РФ, государственный советник юстиции 2 класса; родился 4 марта 1933 г. в г. Москве; окончил юридический факультет МГУ в 1957 г.; работал следователем Прокуратуры г. Москвы, прокурором отдела по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Витебская губерния — I граничит на севере с губернией Псковской, на востоке со Смоленскою, на западе с Курляндской и Лифляндской, на юге с Могилевской и Виленской; лежит между 26° и 31° 50 вост. долготы (от Гринвича) и между 54° 47 и 57° сев. шир. Площадь губ.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нижний Новгород* — губернский город Нижегородской губернии, живописно расположен у слияния реки Оки с Волгой. Большая часть Н. Новгорода находится на горах, меньшая тянется узкой полосой вдоль берега Волги и Оки. Заречная часть Н. Новгорода, образовавшаяся из.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

translate.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *