Эволюция МАЗа / Назад в СССР / Back in USSR
9 августа 1944 года согласно постановлению Государственного Комитета Обороны СССР в Минске было создано авторемонтное предприятие, которое уже к октябрю того же года перешло от восстановления старых советских автомобилей к сборке грузовиков из американских машинокомплектов.
Эту дату принято считать днем рождения Минского автозавода…
Авторемонтное предприятие было основано после освобождения Минска, но еще успело «повоевать». Произведенные автомобили сразу же отправляли на фронт. В основном это были грузовики марки Studebaker, сборка которых велась до конца 1945 года. Кстати, именно на Studebaker устанавливались легендарные советские минометы «Катюша».
После окончания Великой Отечественной войны на территории предприятия осталось порядка тридцати американских грузовиков, которые еще долгое время использовались в мирных целях. В частности, для строительства столичного автозавода в новом месте. А позже — для доставки комплектующих из Ярославля в Минск.
Первые шаги
В августе 1945 года И.В.Сталин подписал указ о начале строительства автозавода в Минске. Работы велись с удивительной скоростью. В январе 1947 года, когда завод еще находился в стадии строительства, в Минск был доставлен бортовой грузовик Ярославского автомобильного завода ЯАЗ-200, который и стал прародителем «двухсотого» поколения грузовиков МАЗ.
Но время диктовало свои условия. Стране требовались строительные автомобили-самосвалы. Поэтому первые грузовики Минского автомобильного завода были копией прототипного самосвала ЯАЗ-205, который успешно прошел все заводские испытания, но так и не увидел свет под эмблемой ярославского медведя, зато стал первенцем Минского автозавода (МАЗ-205).
Параллельно со строительством дополнительных цехов шла усиленная работа специалистов над запуском в серию первых пятитонных МАЗов.
И к 7 ноября 1947 года пять грузовиков с заводским индексом МАЗ-205 были «поставлены на колеса». Они приняли участие в праздничном параде, ознаменовав начало серийного производства первых в стране пятитонных самосвалов.Так начиналась история МАЗа. От ремонтного предприятия — к заводу отверточной сборки импортных автомобилей. От американских грузовиков — к ярославским самосвалам.
Пять тонн
До конца 1950 года минский завод находился в стадии строительства, параллельно выпуская МАЗы двухсотого семейства. Но тогда на предприятии занимались только сборкой машин и производством деревянных кабин. Почти 75% комплектующих агрегатов поступало в Минск из Ярославля. И только в 1951 году, когда в эксплуатацию были запущены основные производственные мощности завода, ситуация изменилась. В Минск стали переезжать технические специалисты со всех республик Советского Союза. Предстояло создать «с нуля» целую инфраструктуру производства комплектующих для «двухсотых» МАЗов.
Вскоре освоили бортовой МАЗ-200, он оказался проще и дешевле самосвала — не требовалась гидроаппаратура для подъема кузова. Первые «двухсотые» оказались очень надежными и неприхотливыми. Буквально за несколько лет на базе этих среднетоннажников было разработано и запущено в серию большое количество модификаций.
В 1951 году завод приступил к производству армейского МАЗ-200Г с откидными скамейками для солдат и защитным тентом. Седельный тягач МАЗ-200В с максимальной массой буксируемого полуприцепа 16,5 тонны пошел в серию уже в 1952 году. На тягач устанавливался более мощный двухтактный двигатель ЯАЗ-М-204В, развивающий мощность 135 л.с.
Несмотря на внешнюю схожесть полноприводных машин с МАЗами «двухсотого» семейства, внедорожники имели значительно более сложную конструкцию.
Двадцать пять тонн
К концу 1940-х годов в стране начала зарождаться атомная промышленность. В срочном порядке создавались тепловые и гидроэлектростанции. Для сооружения плотин на сибирских реках необходим был грузовик, доставляющий из каменных карьеров огромные гранитные глыбы весом в несколько десятков тонн.
Первые двадцатипятитонники оснащались 12-литровыми танковыми силовыми агрегатами мощностью 300 л.с.
Задний мост жестко крепился к раме без каких-либо рессор. Основным амортизатором служили огромные колеса диаметром 172 см. Расход топлива МАЗ-525 составлял 100-130 л на 100 км пути, максимальная скорость — 30 км/ч.
МАЗ-525 в сцепке со специально разработанным в Свердловске самосвальным прицепом мог перевозить груз до 65 тонн.
Советские конструкторы по праву гордились такой техникой. Белорусские самосвалы поставлялись во Вьетнам и даже строили плотины на реке Нил. Первый отечественный самосвал такой грузоподъемности использовался практически на всех великих стройках СССР вплоть до 1980-х годов.
Сорок тонн
Но и такого мощнейшего грузовика порой было недостаточно. 17 мая 1955 года приступили к разработке перспективного самосвала грузоподъемностью 40 тонн. И уже в марте 1957 года был организован пробный пробег «супертяжеловеса» тех времен — МАЗ-530.
А в 1958 году 40-тонник был удостоен «Гран-при» на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе. К сожалению, эти легендарные сорокатонники так и не пошли в массовое производство.
В 1958 году производство карьерной спецтехники было перенесено на завод дорожных и мелиоративных машин в Жодино, положив начало строительству предприятия по производству сверхтяжелых самосвалов — БелАЗу.
40-тонным самосвалам, получившим признание в Европе, была уготована незавидная судьба. выпустили всего 30-40 автомобилей
Первые бескапотники
В течение 18 лет продукция Минского автомобильного завода оставалась неизменной — МАЗ-200 и МА3-205 доминировали в производственной программе автозавода. Выпуск устаревших «двухсотых» был прекращен только в 1966 году, когда им на смену пришло не менее легендарное поколение МАЗ-500.
Разработка бескапотных грузовиков «пятисотого» семейства была сопряжена с огромным количеством трудностей. Переход на принципиально новую компоновку — двигатель под кабиной — мог и не состояться. У такого решения было много противников. Мол, от добра добра не ищут.
Но усилиями молодых специалистов в 1958 году началось изготовление двух опытных образцов нового грузовика — МАЗ-500 и МАЗ-503. К ноябрьским праздникам автомобили были отправлены на испытания. К лету 1961 года экспериментальный цех завода выпустил 122 машины двух типов. Эти МАЗы были направлены на испытания в автохозяйства различных республик Советского Союза. Леспромхозы Крайнего Севера приняли в экспериментальную эксплуатацию первые образцы нового полноприводного лесовоза МАЗ-509 и седельного тягача МАЗ-504.
На конвейер было поставлено сразу девять модификаций «пятисотых»: бортовые грузовики, самосвалы с задней и боковой разгрузкой, седельные тягачи МАЗ-504 и МАЗ-504Б для работы в паре с самосвальным прицепом, а также автомобили-самосвалы с измененной жесткостью кузова для перевозки скальных пород.
Новинка советского автопрома — полноприводный лесовоз МАЗ-509. В случае движения порожняком была предусмотрена возможность размещения прицепа-роспуска на шасси автомобиля.
В 1970 году «пятисотые» слегка доработали. Изменили вид радиаторной решетки, увеличили на одну тонну грузоподъемность бортового МАЗ-500. Возросла до 85 км/ч и максимальная скорость нового семейства.
Для рейсов в Европу, особенно в далекие капстраны, в срочном порядке был разработан седельный тягач МАЗ-504В, который, в отличие от базового МАЗ-504А, мог буксировать полуприцеп грузоподъемностью 20 тонн. Впервые на тягачи установили V-образный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.
Удлиненные рессоры улучшали плавность хода. Кабину сделали более комфортной — обеденный столик, противосолнечные козырьки, шторки, повышенная термо- и шумоизоляция. Ни один советский грузовик тех времен не мог обеспечить такого комфорта. Водителям «Совтрансавто» завидовали все коллеги.
Полноприводные военные грузовики подвергались жесточайшим испытаниям
В 1977 году в Европе приняли новые правила размещения световых приборов на грузовиках. Логично, что семейство МАЗ-500 второй раз модернизировали. Отдельные конструктивные элементы были доработаны и улучшены, но основные изменения коснулись внешнего вида автомобиля.
Фары переместили в передний бампер, опять изменили вид радиаторной решетки. Модернизированным автомобилям дали новое «звучное» имя, которое положило начало запутанным длинным индексам. Например, бортовой грузовик МАЗ-500 был переименован в МАЗ-5335, седельный тягач МАЗ-504 — в МАЗ-5429.
Во время последней модернизации «пятисотых» конструкторы МАЗа уже разрабатывали новое семейство автомобилей МАЗ-6422 с прямоугольной кабиной повышенной комфортности. Возникновение и развитие современных МАЗов берет свое начало именно с того момента.
19 мая 1981 года — очередная знаковая дата в истории Минского автозавода. Именно в этот день с конвейера сошел первый двухосный седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства МАЗ-6422. Ровно через год в серию пошел и трехосный МАЗ-6422. Грузовики отличались от предыдущих поколений не только новой комфортабельной кабиной с панорамным стеклом и двумя спальными местами. Появился новый травмобезопасный руль, регулируемый по высоте и наклону, подрессоренные сиденья, сферические зеркала с электроподогревом.
Впервые в отечественном автомобилестроении была применена бортовая система диагностики, позволяющая водителю, не выходя из кабины, проверить исправность основных узлов и агрегатов. Благодаря уменьшению расхода топлива и увеличению объема топливного бака грузовики нового семейства могли проехать без дозаправки горючим до 1.000 км.
Дальше — больше. Очередная модернизация седельных тягачей позволила увеличить полную массу двухосных автопоездов с 36 до 38 тонн, а трехосных — с 38 до 42 тонн. Мощность ярославских двигателей была увеличена до 300 л.с. и 330 л.с. соответственно.
В 1990 году поставили на производство автомобили семейства МАЗ-64221. Самым большим прорывом этих грузовиков стало увеличение ресурса в два раза по сравнению с МАЗ-5335, и в четыре раза по сравнению с МАЗ-500. Ресурс пробега составил 600 000 километров. Наряду с осваиваемыми в производстве автомобилями МАЗ-6430, эти грузовики производятся и по сей день.
Новый этап
Новая история Минского автозавода начинается с разработки легендарного автомобиля МАЗ-2000 Perestroika. Созданный в Беларуси автопоезд намного опередил свое время. Модульная конструкция не имела аналогов в мировом автомобилестроении. Победа белорусской конструкторской и дизайнерской мысли была признана на международном парижском Большом салоне автомобилестроения 1988 года.
Есть данные, что несколько крупнейших предприятий Европы и Северной Америки приобрели патенты на МАZ-2000 Perestroika. К сожалению, этот легендарный автомобиль так и остался яркой мимолетной вспышкой белорусского автомобилестроения. Проект «МАZ-2000 Perestroika» не получил развития, отчасти из-за того, что слишком опережал реалии конца 80-х.
В 1989 году завод отпраздновал выпуск миллионного автомобиля. Им стал трехосный тягач МАЗ-64221.
В это же время были начаты серьезнейшие испытания новой стратегической военной техники — бортового трехосного грузовика грузоподъемностью 11 тонн МАЗ-6317 и седельного тягача МАЗ-6425. Оба автомобиля имели колесную формулу 6х6. Такие грузовики еще никогда не выпускались в Беларуси. Поэтому сразу же после сборки и двухсоткилометровой обкатки машины были отправлены в испытательный пробег по маршруту Минск-Сургут-Минск.
Автомобили преодолевали ледовые переправы через реки Иртыш и Обь. Позднее эти внедорожники были отправлены на испытания в песках Каракумов. После доработки конструкции полноприводные грузовики в очередной раз отправили на испытания в Нижневартовск.
И все эти мытарства были пройдены грузовиками в ходе только заводских испытаний. Представьте себе, что предстояло преодолеть МАЗ-6317 и МАЗ-6425 в ходе государственного экзамена на право запуска в серийное производство и принятия на снабжение Советской армии. Итогом всех испытаний стало подписание приказа Министерства обороны «о принятии на вооружение Советской армии и Военно-морского флота СССР автомобилей многоцелевого назначения МАЗ-6317 и МАЗ-6425».
Но начало девяностых годов стало переломным этапом в истории завода. Из-за распада Союза Советских Социалистических Республик нарушились сложившиеся хозяйственные связи. Уменьшились объемы производства. Ярославские силовые агрегаты не могли угнаться за постоянно растущими экологическими нормами.
Продукция Минского автозавода оказалась не в состоянии конкурировать с автомобилями ведущих мировых производителей.
В таких тяжелых условиях руководство завода приняло единственно верное решение. Уже в 1992 году на новом главном конвейере было начато производство опытного трехосного седельного тягача МАЗ-64226 с двигателем германской фирмы «MAN».
Дальнейшее внедрение новых моделей — это уже период современной истории Минского автомобильного завода. Писать и давать оценки этому периоду развития отечественного автогиганта пока достаточно сложно. Оставим эту миссию потомкам.
Модельный ряд МАЗ с момента основания завода и до наших дней
Основной специализацией автозавода МАЗ является производство грузовых автомобилей. Данное белорусское предприятие — один из крупнейших поставщиков грузовиков на территории бывшего СССР. Компания одной из немногих на постсоветском пространстве сумела после распада Советского Союза расширить выпускаемый ассортимент и повысить качество техники. Современный модельный ряд МАЗ включает в себя не только грузовые автомобили и прицепное оборудование, но также автобусы и троллейбусы, автошасси для спецтехники — в целом более 400 моделей техники и различных комплектующих, поставляемых в 45 стран мира.
Краткая история завода
Автозавод МАЗ был основан не в ходе индустриализации СССР, как многие другие предприятия, а на месте ремонтных мастерских для обслуживания немецкой техники в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году Белоруссия была освобождена от фашистских захватчиков, и немецкая ремонтная база была переоборудована под ручную сборку американских грузовиков по ленд-лизу. С окончанием войны прекратились и поставки американской грузовой техники, в результате чего мастерские начали преобразовывать в полноценное предприятие автомобильной промышленности.
Первые авто МАЗ были выпущены новым предприятием в 1947 году. Очень ограниченная партия грузовиков (пять штук) получила номер 205 — фактически, это были автомобили Ярославского автозавода ЯАЗ 205. Вскоре было принято решение о переносе выпуска серии ЯАЗ 200 на завод в Минске, где через несколько лет увидели свет и автомобили ЯАЗ 210.
Новый автозавод строился ударными темпами, и уже в 1948 году были запущены первые производственные мощности, а всего через два года состоялся полноценный запуск предприятия. При этом завод уже к 1951 году перевыполнил план: грузовики МАЗ были выпущены в количестве 25 тысяч вместо требуемых 15.
Вскоре Минский автозавод установил новое достижение в сфере производства большегрузных машин: самосвальный автомобиль МАЗ 503, грузоподъемность которого составляла 40 тонн, в 1958 году был удостоен в Брюсселе высшей награды на Всемирной промышленной выставке.
На тот момент пришлось обновление грузового семейства МАЗ: вместо устаревших МАЗ серии 200 завод выпустил сразу две модели — 500 и 503. Выпуск новых моделей стал возможен благодаря усовершенствованию производственных мощностей автозавода. В 1965 году предприятие полностью перешло на производство новых грузовых автомобилей и шасси линейки 500.
В 1970 году был начат выпуск доработанной модификации МАЗ 500, а еще через шесть лет увидело свет новое поколение грузовых автомобилей, получившее обозначение 5335. В начале 1980-х годов был выпущен первый седельный тягач МАЗ модели 5432, а немногим позже модельный ряд пополнился автопоездом 6422. К концу 80-х было налажено производство седельных тягачей нового поколения, обозначаемых 64221.
Выпуская все новые и новые модели МАЗ, завод неуклонно увеличивал и объемы производства автомобилей, а также представлял уникальные концептуальные разработки, одной из которых был прекращенный с развалом СССР проект модульного автопоезда МАЗ 200 «Перестройка».
Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
В 2021 году Минский автомобильный завод отметил свой 75‑летний юбилей. Музей МАЗ всего на три года моложе самого предприятия и сегодня он в полной мере отражает историю флагмана автопрома Белоруссии.
Александр Трохачев
ИСТОРИЯ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
Правильное официальное название этого учреждения — «Музей истории трудовой славы МАЗ». Он был образован 6 ноября 1947 года и первоначально представлял собой довольно скромное хранилище грамот, фотографий, сувениров: история Минского автозавода тогда только начиналась!
1948 год. Первое поколение: МАЗ-205 на майской демонстрации в Минске.
На протяжении десятилетий фонд музея пополнялся личными вещами, подарками, памятными сувенирами, документами и артефактами. Постепенно формировался фотоархив, отражающий наиболее значимые вехи трудовой летописи: переход на новые модели, выпуск юбилейных грузовиков, передачу товарных партий заказчикам, участие в автопробегах и выставках.
1951 год. МАЗ-205 на строительстве Цимлянского гидроузла.
1950‑е. Погрузка шасси МАЗ-200 на железнодорожные платформы.
1950‑е. Самосвалы МАЗ-205 на строительстве Волго-Донского канала.
1950 год. Собран первый опытный 25‑тонный самосвал МАЗ-525.
В канун 50‑летнего юбилея (август 1994‑го) музей уже базировался на третьем этаже здания заводоуправления и оставался небольшим. При этом основное хранилище занимали некрупные предметы, а собственно техника МАЗ в натуральную величину находилась на территории. Полувековой юбилей завода стал хорошим поводом для реставрации автомобилей, часть из которых заняли места на отдельных подиумах перед центральным входом в административный корпус. В числе этих машин — самосвалы МАЗ-205 и МАЗ-6501V6, магистральный грузовик модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка» и компактный автобус МАЗ-241.
31 декабря 1965 года. С конвейера сходит последний МАЗ-205.
В 2011 году заводчане произвели капитальный ремонт музейного помещения площадью 400 м2. После реконструкции сотрудники разместили здесь более 20 тысяч экспонатов. Летопись гордости белорусского автопрома получила новое оформление и наполнение.
1956 год. Аэродромный тягач МАЗ-541.
1958 год. На конвейере — второе поколение: МАЗ-500.
ПРИЗВАНИЕ — ЗАВЕДУЮЩАЯ
Заведующая музеем МАЗ Марина Севастьянович трудится здесь с 1987 года, а на заводе она уже 40 лет. За это время Марина Михайловна не только внимательно изучила все архивы, но и приложила немало сил для пополнения фонда, и привлекла к процессу сотрудников предприятия.
1965 год. Трехосный тягач МАЗ-515 (6х4).
Ежегодно музей проводит около 200 экскурсий, и это — не считая одиночных и семейных посещений, которых в несколько раз больше. А здесь есть что посмотреть! Например, одно только Управление главного конструктора (УГК) передало больше десятка раритетных предметов времен социалистического реализма.
1970 год. Погрузка модернизированного бортового грузовика МАЗ-500А.
Среди идеально оформленных экспонатов много стендовых моделей грузовиков всех поколений, с первого по пятое. Есть и макетные модели автобусов — как опытных, так и серийных. Кроме МАЗов в музее нашлось место предметам, иллюстрирующим исторические связи с Минским заводом колёсных тягачей (МЗКТ), Могилёвским автозаводом (МоАЗ), Белорусским автозаводом (БелАЗ). Все они входят в единую структуру под названием холдинг «БелАвтоМАЗ»!
1974 год. Автопробег в честь 30‑летия МАЗа.
То, что не расскажут буклеты, поведает специалист: он знает немало памятных моментов из истории МАЗа. И речь не только о технике, но, прежде всего, — о людях: руководителях, специалистах, простых рабочих.
1983 год. На заводе проводится Ленинский субботник.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ
О том, что завод — орденоносец, вспоминаешь не только при взгляде на фасад административного корпуса, но и на знамя МАЗ в музее. Оно расположено на самом видном месте. На красном полотнище закреплены два Ордена Ленина (1966 г., 1977 г.) и орден Октябрьской Революции (1971 г.). Достойный наградной комплект!
1980‑е. Магистральные МАЗы у Дома правительства Белоруссии.
Помещение музея разделено на несколько небольших залов, по периметру которых расположены стенды. На полках и стеллажах аккуратно разложено множество наград, личных вещей заводчан, ценных подарков и сувениров, по которым прослеживается наглядная летопись предприятия. Есть так называемые экспонаты вспомогательного хранения: исторические документы, фотографии, негативы, дипломы.
1988 год. Магистральный автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка».
14 апреля 1989 года. Изготовлен миллионный МАЗ. Им стал тягач модели 64221.
Чёрно-белые снимки разного формата, качества, разных лет, и все — с запечатлённой историей. Фиксируется и сегодняшний день, но в цифре. Вообще, впечатление от посещения музея МАЗ очень хорошее: знакомство с коллекцией создаёт позитивный настрой и оживляет страницы истории, начатой в 1944‑м. Даже фотоотчёт с заводских субботников сегодня воспринимается иначе. В советские времена МАЗ тоже грешил пристрастием «провести и отрапортовать». Зато благодаря такой традиции сохранилось немало уникальных кадров из прошлого. Вот, например, фотография, сделанная 31 декабря 1965 года. На ней запечатлён момент, когда с конвейера сходит последний самосвал семейства МАЗ-205. Или другой момент: 7 апреля 1982 года во время субботника собран 500‑тысячный МАЗ-500! А вот ещё одна знаменательная дата: 14 апреля 1989 года на конвейере изготовлен миллионный грузовик МАЗ! Праздник в музейном понимании — это и события, связанные с появлением новых моделей, и не только серийных. Взять хотя бы концептуальный грузовик модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка». В 1988 году он наделал много шума не только в Белоруссии, но и за рубежом. Автомобиль не только стал звездой Парижского автосалона, но и получил официальный титул «лучшего концепткара 1988 года». Смелая, оригинальная конструкция запомнилась всем, а фото «грузовика будущего» попали на обложки транспортных изданий и первые страницы газет.
1992 год. Идет сборка кабин.
1995 год. Москва. Автопоезд МАЗ-63031‑83781.
1990‑е. МАЗы различного назначения.
ФОТОЛЕТОПИСЬ
Подшивка многотиражной газеты «Автозаводец».
В фотоархиве музея Минского автозавода много событийных снимков, но большинство из них так или иначе связаны с грузовыми автомобилями. География фотосъёмки охватывает не только СССР и РФ, но и дальнее зарубежье, включая Афганистан, Вьетнам и другие страны. Есть хроника подготовки к автопробегам и эпизоды ходовых испытаний, отгрузка на территории завода и передача клиентам. Отдельная тема — участие в отраслевых и специализированных выставках вроде «Автопром-84», посвящённой 60‑летию автомобильной промышленности Советского Союза. Есть даже фотографии с ВДНХ БССР, которая закрыта уже несколько лет.
Отдельный раздел посвящён успехам в социальной сфере и спорте.
Легендарный МАЗ-2000 «Перестройка» сохранился в единственном варианте (на постаменте), он отреставрирован с заимствованием донорских деталей. А на фотографиях есть все три версии, которые не раз перекрашивали и гоняли по различным отечественным и зарубежным выставкам. Теперь снимки этих трёх версий «Перестройки» (и особенно — двух утраченных) представляют особую ценность.
Макетные образцы продукции БелАвтоМАЗ.
В музейном архиве много снимков заводского конвейера, митингов и собраний. И практически везде есть техника. Работники хранят фотографии и слайды подвижного состава разных лет. Качество не всегда идеальное, но главное — история сохранена. Вместе с фотографиями людей и техники встречаются заводские буклеты и проспекты по разным моделям, преимущественно серийным. И что особенно приятно — в подборке исторических снимков немало фотографий МоАЗа и жодинского БелАЗа. Приятно отметить, что энтузиасты сохранили и фотолетопись юбилеев. Самый значимый в этом списке датирован августом 1994‑го, когда белорусская столица поздравляла МАЗ с полувековым юбилеем. К 50‑летию была приурочена выставка техники, на которой был показан и МАЗ-2000 «Перестройка» с многообещающей надписью «Испытания»… Но Советский Союз прекратил свое существование, и проект приказал долго жить. Однако минчане продолжили творить, создавая новые шедевры для нужд гражданского хозяйства, военного ведомства, Министерства внутренних дел и МЧС. И не только для Белоруссии, но также для России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Обсуждение Отменить
Хочу получать самые интересные статьи
Современная эпоха
Начало 1990-х стало для автозавода достаточно сложным периодом, и техника МАЗ на время исчезла со многих рынков. Однако предприятие достаточно быстро сумело преодолеть сложности, начав новый этап своего развития. В середине 90-х автозавод выпустил грузовые автомобили МАЗ нового поколения, а еще через год модельный ряд был пополнен новой разработкой — тягачом со спальником и другими новшествами. Модели, восстановившие престиж марки, получили индексы 54402 и 544021.
Подтверждением того, что грузовой транспорт белорусского автозавода соответствует самому высокому техническому уровню, служит подписанный производителем в 1997 году договор о сотрудничестве с немецким концерном MAN. При этом выпускаемая в Германии линейка автомобилей получала 60% комплектующих производства белорусского завода, в то время как при сотрудничестве других отечественных автопроизводителей с иностранными эта цифра была значительно ниже.
На сегодняшний день выпускаемые заводом МАЗ виды транспортных средств, такие как фура, самосвал, седельный тягач и т. д., ценятся на территории бывшего СССР за целый ряд неоспоримых достоинств:
- высокая надежность;
- экономичность эксплуатации;
- отличная проходимость — вездеход МАЗ способен справиться с любым бездорожьем;
- разумный уровень цен на автомобили МАЗ Некст и других линеек;
- доступность запчастей и комплектующих для обслуживания и ремонта;
- простота и удобство эксплуатации.
В большинстве своем существующие модификации грузовой техники Минского автозавода, такие как сортиментовоз МАЗ, имеют следующие характеристики:
- мощность силовой установки — от 155 до 412 л. с.;
- количество скоростей КПП — от 5 до 16;
- тип подвески — рессорная;
- формула колесной базы — 4×2 или 6×2;
- грузоподъемность — от 5 до 20 тонн.
На данный момент в модельный ряд автомобилей марки МАЗ входит более 30 наименований техники.
МАЗ – ответ на новые вызовы: рост объемов производства и продаж
2020 год стал для машиностроительных предприятий белорусской промышленности годом новых вызовов в обстановке продолжающегося мирового кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и падения рынков коммерческой техники.
Эти факторы оказали значительное влияние на падение объемов продаж во всех сегментах, особенно на рынке новой автотехники. Так, на ключевом для ОАО «МАЗ» – управляющая российском рынке новых грузовиков, по данным аналитического агентства АВТОСТАТ, произошло снижение продаж на 7,3% – с 80645 до 74780 единиц, а на рынке Украины продажи грузовиков упали на рекордные 21,9 % (по данным ИАГ «Автоконсалтинг»).
Однако даже в таких непростых условиях Минскому автомобильному заводу удалось не только сохранить объем производства, но и увеличить его на 7,1 % в сопоставимых ценах
. К тому же флагман белорусского автомобилестроения в отдельные месяцы прошлого года смог достичь рекордных показателей продаж автотехники как на ближайших рынках Российской Федерации и Украины, так и в дальнем зарубежье.
По данным, предоставленным ОАО «МАЗ» – управляющая , объем товарной продукции в текущих ценах вырос на 13,9% и составил 1,41 млрд BYN
, а объем производства в натуральном выражении за 2021 год составил 10 762 единицы – 100,3% к уровню 2021 года.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за 2020 год составила 1,62 млрд BYN
и увеличилась на
13,4 % по сравнению с 2021 годом.
Более высокие темпы роста стоимостных оценок производства и выручки по сравнению с натуральными говорят о повышении эффективности работы предприятия.
По данным коммерческих служб Минского автозавода, объем реализованной автотехники по рынку Российской Федерации составил 5275 единиц, что на 592 единицы больше, чем в 2021 году, причем количество проданных автомобилей возросло на 313 единиц и составило 3 991 единицу, а количество реализованной пассажирской техники, включая машкомплекты троллейбусов и автобусов, увеличилось на 304 единицы, в целом составив 805 единиц. Минскому автомобильному заводу за прошедший год удалось заключить ряд крупных контрактов по поставке пассажирской техники в Санкт-Петербург, Новосибирск, Псков и другие российские города.
По сравнению с 2021 годом, на рынке Украины продажи продукции МАЗ в 2021 году выросли на 114 единиц по автомобилям и на 91 единицу – по пассажирской технике, включая машкомплекты троллейбусов и автобусов. Реализация этих видов продукции соответственно составила 1012 и 354 единицы. Большим спросом в Украине пользовалась и прицепная техника МАЗ, число проданных единиц которой увеличилось более чем в 2 раза и составило 110. По итогам 2021 года доля Минского автозавода на рынке новых грузовых автомобилей в Украине составила 21,7 %.
Успешно реализовывалась автотехника МАЗ и в странах дальнего зарубежья, где рост продаж в 2021 году достиг рекордных 324,4% по сравнению с 2021 годом. Основную часть реализации составили продажи грузовых автомобилей, число проданных единиц которых увеличилось более чем в три раза.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в сложнейших условиях мировой пандемии именно стабильная и четкая работа предприятия в течение 2021 года позволила спортивной команде «МАЗ-СПОРтавто» принять участие в ралли «Дакар-2021», когда многие постоянные участники были вынуждены отказаться от выступления. Специалисты Минского автомобильного завода за прошедший год доработали конструкцию первого гоночного грузовика с капотной компоновкой и с нуля построили второй автомобиль для экипажа Алексея Вишневского, который занял достойное 6-е место среди участников в классе грузовиков ралли «Дакар-2021».
«За прошлый год мы собрали новую машину и выставили два очень конкурентоспособных автомобиля, которые хорошо смотрелись в гонке. Сергей Вязович вырос за 10 лет в аса, но мы также вырастили будущее – Алексея Вишневского. Сейчас его включают в число самых перспективных молодых пилотов мира. Из года в год Алексей стабильно улучшает свои результаты и становится все ближе к пьедесталу», – отметил генеральный директор ОАО «МАЗ» – управляющая Валерий Иванкович.
Размещение рекламы на БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в
Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!
Теги
бренды компании
Список автомобилей и транспортных средств Mazda
Фото
:
Metaweb (FB) / GNU Free Documentation License
MX-5, выпущенный как MX-5 Miata в Северной Америке и как родстер в Японии, представляет собой легкий двухместный родстер с передним расположением двигателя и заднеприводной компоновкой. Произведенная Mazda в Хиросиме, Япония, модель дебютировала в 1989 году на Чикагском автосалоне. MX-5 был задуман как небольшой родстер — с легким весом и минимальной механической сложностью, ограниченной только юридическими требованиями и требованиями безопасности; технологически современны и надежны. MX-5 концептуально представляет собой эволюцию небольших британских и итальянских спортивных родстеров 19-го века. 60-х, таких как Triumph Spitfire, MG MGB, Datsun 2000, Fiat 124 Sport Spider, Alfa Romeo Spider и особенно Lotus Elan. Второе поколение MX-5 … Подробнее
- Класс: Родстер
More Mazda MX-5
Фото
:
Metaweb (FB) /
Public Domain
01110111011011011011101101110110111011101110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110110. или Mazda 3 — компактный автомобиль, производимый в Японии Mazda Motor Corporation. Он был представлен в 2003 году как модель 2004 года, заменив Familia/323/Protegé. Версия Mazda3, ориентированная на производительность, продается как Mazdaspeed3 в Северной Америке, Mazdaspeed Axela в Японии и Mazda3 MPS в Европе. Второе поколение Mazda3 2010 модельного года было представлено в конце 2008 года: седан был представлен на автосалоне в Лос-Анджелесе, а хэтчбек — на автосалоне в Болонье. В 2012 модельном году Mazda начала предлагать Mazda3 с недавно разработанной технологией SkyActiv, включая более жесткий кузов, новый двигатель с непосредственным впрыском и новую 6-ступенчатую коробку передач. …подробнее- Класс: Compact Car, Sedan
More Mazda3
Фото
:
Metaweb (FB) / GNU Free Documentation
MAZDA-rx-rx-rx-rx-rx-rx-rx-rx-rx. 8 был спортивным автомобилем производства Mazda. Впервые он появился в 2001 году на Североамериканском международном автосалоне. Это преемник RX-7, и, как и его предшественники в линейке RX, он оснащен двигателем Ванкеля. Продажи RX-8 в Северной Америке начались в 2004 модельном году. 23 августа 2011 года Mazda объявила о прекращении производства RX-8, сославшись на модель 2011 года как на последнюю производственную линию.
RX-8 был снят с европейского рынка в 2010 году после того, как автомобиль не соответствовал нормам выбросов. Без объемных продаж в Европе в сочетании с ростом цен в иенах Mazda не могла оправдать продолжающиеся продажи RX-8 на других рынках.- Класс: Coupé, Sports Car
Фото
:
Metaweb (FB) /
Общественный домен
. Внутреннее подразделение Mazda по производительности. Второе поколение Mazdaspeed3 представляет собой улучшенную версию 5-дверной Mazda3. Mazda представила Mazda3 MPS на Женевском автосалоне 2006 года в феврале. Эта же модель продается в Северной Америке как Mazdaspeed3 и как Mazdaspeed Axela в Японии. Автомобиль имеет передний привод и бензиновый двигатель объемом 2,3 литра. Mazdaspeed3 был разработан до появления горячих хэтчбеков последнего поколения, включая Dodge Caliber SRT-4, Ford Focus ST и Volkswagen Golf/Rabbit GTI. Двигатель Mazdaspeed3 развивает мощность 263 …подробнее
Фото
:
Metaweb (FB) /
Общественное достояние
Mazda Tribute — компактный внедорожник, выпускавшийся японским автопроизводителем Mazda с 2001 по 2011 год. Он был разработан совместно с Ford Motor Company. переднеприводная платформа Mazda 626, которая в свою очередь легла в основу аналогичного Ford Escape на платформе CD2. Цена Tribute была ниже Ford Escape и Mercury Mariner в линейке внедорожников Ford CD2. Tribute и Escape дебютировали в 2001 году, предлагая передний или полный привод и выбор между 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем Ford Zetec или 3,0-литровым двигателем Ford Duratec V6 на выбор. Ford Escape также продавался в Европе как Ford Maverick с двигателем Ford 2,0 л I4 Zetec с механической коробкой передач или 3,0 л Duratec в сочетании с автоматической коробкой передач . ..подробнее
- Класс: Компактный автомобиль, спортивная утилита, кроссовер SUV
ФОТО
:
Metaweb (FB) /
Public
The Mazda B-Series-AICAU изготовлен в 1961 году компанией Mazda Motor Corporation. С момента запуска серии B Mazda использовала объем двигателя для определения названия каждой модели; у B1500 был двигатель 1,5 л, а у B2600 — 2,6 л. В Японии Mazda использовала название «Proceed» для своих компактных пикапов и «Mazda Titan» для другой линейки более крупных грузовиков. Другие названия, используемые для этой линейки, включают Mazda Bravo, Mazda Bounty, Mazda Magnum / Thunder / Fighter и Mazda Drifter. Партнерство Mazda с Ford привело к тому, что обе компании продали этот автомобиль под разными именами; Ford назвал свою версию Ford Courier, а позже Ford Ranger. Mazda B-Series и Ford …подробнее
- Класс: Пикап
10 моделей автомобилей Mazda больше не производит
Каждый производитель проходит через испытания и невзгоды своих продуктов, конкурируя за то, чтобы быть первым с последними и лучшими, чтобы удержать потребителей внимание. Производители автомобилей ничем не отличаются в этой битве.
СВЯЗАННЫЙ: Самые бюджетные автомобили Mazda, рейтинг
У Mazda есть длинный список типов моделей в каждой из категорий автомобилей… некоторые все еще производятся, некоторые сняты с производства по разным причинам. Решение о снятии с производства конкретной модели может быть вызвано полным отсутствием интереса со стороны потребителей, или это может быть конструктивная ошибка, или эта конкретная модель не смогла зарекомендовать себя на конкурентном автомобильном рынке. Читайте список из десяти моделей автомобилей, которые Mazda «вывела на пенсию».
10 Протеже (1963-2003)
МаздаПервое поколение Protege выпускалось с 1963 по 1968 год и начиналось в Японии как двухдверный фургон, известный как Familia. Только в 1964 году на рынок были выпущены двухдверное купе и четырехдверный седан.
Всего за время производства Protege сменилось восемь поколений. Изменения за эти годы включали в себя редизайн всего, от стиля кузова до силовой передачи.
Небольшой семейный автомобиль был надежным, забавным в управлении, отличался высокой топливной экономичностью и отличным соотношением цены и качества. В 2003 году производство всей линейки Familia было прекращено, что привело к прекращению производства Protege, и ее заменила Mazda 3 2004 года выпуска.
9 626 (1970-2002)
Эта модель среднего размера была представлена как более крупная опция для Protege (Familia). Он прошел через шесть поколений, получая обновления таких элементов, как стиль и трансмиссия. Именно в пятом поколении название Capella было упразднено.
Прекращение производства модели 626 должно было освободить место для Mazda 6 и было вызвано опасениями потребителей. Одна проблема заключалась в том, что у водителей были проблемы с коробкой передач. Другим было разочарование покупателей, которые думали, что покупают автомобиль японского производства, но все больше и больше деталей производилось в Америке. Поэтому классифицирую 626 как отечественный. Продажи упали, и производство 626 было прекращено.
8 МХ-6 (1987-1997)
Преемник купе 626 сменил два поколения за 10 лет производства. Первое поколение выпускалось с 1987 по 1992 год и предлагало четыре различных уровня отделки салона. Второе поколение выпускалось с 1991 по 1997 год и предлагало три различных уровня отделки салона.
Наряду с 626, МХ-6 был первым автомобилем, который иностранный автопроизводитель считал отечественным и производил в Америке.
СВЯЗАННЫЙ: Электрическая Mazda MX-30: все, что мы знаем (на данный момент)
MX-6 предлагает комфортную, плавную и управляемую езду. Есть намеки на то, что MX-6 может вернуться в какой-то момент. В 2018 году была подана заявка на товарный знак, чтобы имя MX-6 снова использовалось на деталях и аксессуарах… покажет только время.
7 персон (1988-1992)
Модель Persona среднего размера была основана на Mazda 626, но содержала более дорогие варианты. Верхнюю версию или вариант назвали Eunos 300.
Он был оснащен двигателем объемом 1,8 л или 2,0 л, в зависимости от выбранного уровня. Акцент на стиле был сделан на создание роскошного интерьера и предложение двух уровней отделки салона. Mazda попробовала дизайн без опор, но в результате крыша стала ниже, а пространство внутри уменьшилось.
Похоже, что Persona прекратили производство, превратившись в Eunos 300. Eunos 300 был заменен на Eunos 500, оставив Persona в учебниках истории.
6 Сентиа (1991-1999)
Самым большим 4-дверным роскошным седаном Mazda был Sentia, преемник Mazda Luce. Sentia первого поколения производились с 1991 по 1996 год, за ним последовал продукт второго поколения с 1995 по 1999 год.
Sentia предлагала на выбор два двигателя: 2,5-литровый или 3,0-литровый двигатель V6, приводивший в движение массивный автомобиль. Если клиенты выбирали вариант с двигателем 3,0 л, они имели удовольствие наслаждаться доступными роскошными вариантами… однако с одним недостатком они несли ответственность за уплату высокого ежегодного дорожного налога в Японии.
К сожалению, высокие цены на Sentia отпугнули потребителей, что, в свою очередь, привело к снижению продаж. Это привело к тому, что Mazda прекратила производство Sentia в 1999 году. Затем Kia взяла на себя управление моделью, переименовав ее в Enterprise.
5 МХ-3 (1992-1998)
MX-3 был представлен на Женевском автосалоне 1991 года. Он продавался под разными названиями в разных странах, например, MX-3 Precidia в Канаде.
Несмотря на то, что четырехместное купе имело короткую колесную базу, управлять им все же было весело. Небольшой двигатель V6, наряду с небольшими размерами автомобиля, удерживал ежегодные налоги, за которые отвечали японские автовладельцы, в более низкой скобке.
В 1993 модельном году была выпущена специальная серия MX-3 GS, посвященная 25-летнему пребыванию Mazda на канадском рынке. Обновления включали кожаный салон и сиденья с подогревом для более низких канадских температур.
MX-3 — знаменитость, появляющаяся в телевизионных шоу и фильмах, включая T , Форсаж и 2 Форсаж 2: Яростный .
по теме: 10 самых удобных и доступных автомобилей
MX-3 не понравился рынку покупателей, что привело к падению продаж и прекращению производства MX-3.
4 Xedos 6 (1992-1999)
http://www.autogaleria.hu —Известный как Xedos 6 в Европе и Eunos 500 в Японии, Xedos 6 предлагал два размера двигателя: 1,6 л и 2,0 л. Это был оригинал линейки Xedos и должен был стать роскошным автомобилем. Но интерьер не был впечатляющим и не мог конкурировать с другими роскошными автомобилями того времени.
Компактный представительский автомобиль имел удобную устойчивую езду, даже с его узкой колеей. Дорожный шум был минимальным, а управляемость была отличной даже в крутых поворотах.
В 1996 году Xedos 6, продаваемый в Европе, был переименован в Eunos 500. Он работал под этим названием до 1999 года, когда Mazda решила полностью прекратить его выпуск из-за низких продаж.
3 Кседос 9 (1993-2002)
Четырехдверный седан представительского класса получил некоторые усовершенствования и изменения конструкции по сравнению с Xedos 6. Например, два из трех двигателей были больше: 2,3 л и 2,5 л.
Xedos 9, известный в Европе, был известен как Eunos 800 в Японии и Австралии и как Millenia в Соединенных Штатах. В 1997 Eunos 800 также был переименован в Millenia. Этот шаг состоял в том, чтобы сэкономить на расходах за счет использования одних и тех же частей тела.
Xedos 9 не пользовался популярностью у потребителей и был снят с производства из-за плохих продаж.
2 RX-7 (1993-2002)
Замена Savanna RX-3, RX-7, была разработана как легкое двухместное спортивное купе. Его производственная жизнь прошла через три поколения. Период первого поколения был 1978-1985, второго поколения 1985-1992 и третье поколение 1992-2002 гг.
Он получил свою мощность от двигателя Ванкеля 13B-REW с двойным турбонаддувом. «Уникальной» особенностью RX-7 были три выхлопные трубы… две большие для отвода выхлопных газов двигателя, и меньшая, идущая параллельно для отвода охлаждающего воздуха.
Производство RX-7 было остановлено по ряду причин, включая проблемы с выбросами и снижение продаж в последние несколько лет производства.
1 RX-8 (2002-2012)
Преемник RX-7 впервые появился в Северной Америке в 2001 году на Североамериканском международном автосалоне (NAIAS). Эта модель японского производства имела под капотом роторный двигатель Ванкеля. RX-8 производился в двух поколениях. Первое поколение, 2003-2008 гг., состояло из множества выпусков, включая Shinka, Evolve и PZ. Издание второе, 2009 г.-2012, с улучшениями жесткости кузова, задней подвески и более агрессивным внешним видом. Варианты отделки салона включали Sport, Grand Touring и R3.
Несоответствие стандартам выбросов в Европе привело к кончине RX-8.