Стандартный строй скрипки: Скрипичный строй 4/4: home_music — LiveJournal

МЭЦ Межшкольный эстетический центр г. Краснодара

СКРИПКА

 

Скрипка — один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос.

Великолепное разнообразие звучания скрипки удивляет слушателей уже более 5 веков подряд, проникая в душу и самые потаённые уголки сознания. Она одинаково быстро может поднять настроение, вселить оптимизм, заставить страдать и переживать. Недаром скрипку прозвали инструментом ангелов или дьявола.

Голос скрипки похож на человеческий, поэтому к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет».

Скри́пка — это струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: «соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы, диапазон от «соль» малой октавы до «ля» четвёртой октавы и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны c «до» малой октавы.

История скрипки

Предшественниками скрипки были арабский ребаб, казахский кобыз, испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский четырёхструнный инструмент квинтового строя жига (отсюда немецкое название скрипки — geige).

Продолжавшаяся в течение нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Белоруссии, Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации. Со второй половины XIX века получает распространение среди татар. С XX века встречается в музыкальном быту башкир.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум. 1609) из города Бреши и Андреа Амати (ум. 1577) — основатель кремонской школы. Прекрасной формой и превосходным материалом отличаются кремонские скрипки Амати, сохранившиеся с XVII века. Ломбардия славилась производством скрипок и в XVIII веке; чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари и Гварнери.

Конструкция 

Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей. Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

 Размер полной скрипки составляет 60 см, вес ― 300‒400 грамм, хотя бывают и скрипки меньших размеров. Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка «растет» вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок (1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см, затем продолжают обучение на скрипках размерами 1/4, 1/2, 3/4.

Корпус

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится дужка, сообщающая вибрации от подставки — через верхнюю деку — нижней деке. Без неё тембр скрипки теряет живость и полноту.

Нижняя дека делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (от названия строчной латинской буквы f , на которую они похожи). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина — продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и её резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

 

Смычок

Немаловажной отдельной деталью инструмента служит смычок. Он бывает разных размеров и состоит также из 3 частей:

— деревянной трости (применяется бразильское дерево либо фернамбук).

— колодки (производится из прочного чёрного дерева, имеет перламутровые вставки).

— конского волоса (берётся натуральный либо искусственный). Его натяжение регулируется восьмигранным винтом, расположенном на трости.

Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании пропитывается канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Есть и другие, менее обязательные, аксессуары:

подбородник, который предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.

мостик, который предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон.

 

Нотация

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Стандартный диапазон скрипки — от Соль малой октавы до До четвёртой октавы.

Роль скрипки в коллективе

Период барокко — период рассвета скрипки как профессионального инструмента. По причине близости звучания к человеческому голосу и способности производить сильное эмоциональное воздействие на слушателей, скрипка стала ведущим инструментом. Звучание скрипки устанавливалось выше других инструментов, что делало её более подходящим инструментом для игры мелодической линии. Играя на скрипке, музыкант-виртуоз способен исполнять быстрые и трудные фрагменты произведений (пассажи).

Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт. Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.

В составе оркестров, симфонического и камерного, скрипки имеют самое многочисленное положение. И делятся на 2 группы: первые и вторые скрипки. Скрипач, сидящий за первым пультом первых скрипок, является концертмейстером не только первых скрипок, но и всего оркестра.

Интересные факты: 

― Одна из старейших скрипок современного типа. Изготовлена Андреа Амати, предположительно для церемонии бракосочетания испанского короля Филиппа II в 1559 году.

― Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.

― Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.

― Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.

― В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 доллара. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.

― Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.

― Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».

― Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.

― В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.

― При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.

― Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.

― Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются «Каприсы» Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса, Чайковского, Сибелиуса. А также самое мистическое произведение — «Соната дьявола» (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом.

― Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери «Вьетан» в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 млн. долларов. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается «Леди Блант», и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.

― В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.

― Эпизод из оперы Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например, телеканал «Discovery» считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58. 51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире. 

Как выбрать скрипку? — Будь Страдивари. Be the Strad. — LiveJournal

pr_manager

Как выбрать скрипку?

Мне больше всего нравится вот такой ответ на заданный вопрос: «Инструмент об стену не швырять, лак в задумчивости не соскабливать, головкой пустые такты по пюпитру не отсчитывать. Сквозь эфы любовные записочки не совать, не достанете потом всё равно. Футляр проветривать, протирать, пылесосить, водку/закуску в нём не хранить. На инструмент по рассеянности не садиться».

Ну, а если серьезно, то как же правильно выбрать скрипку среди множества инструментов и за ней ухаживать? Красивые резные инструменты радуют глаз, однако, далеко не все из них могут поразить чистым ровным звучанием. Скрипку называют королевой оркестра, поэтому и к выбору ее следует подойти серьезно. В этой статье мы поделимся с вами полезными советами о том, как правильно выбрать скрипку.

1. Электроскрипка или классика

Классическая деревянная скрипка подходит, как для начинающих музыкантов, учащихся и детей, так и для профессиональных скрипачей. Электроскрипка не подходит для обучения игры на ней, так как из нее очень трудно извлечь чистый ровный звук.

Прежде чем покупать скрипку, определитесь, для чего вам нужен инструмент. Если вы только начинаете на нем играть или обучаться игре, целесообразнее приобрести обычную мануфактурную скрипку. Если вы уже умеете играть на инструменте, рекомендуется приобрести профессиональный мастеровой инструмент.

В любом случае не выбирайте электроскрипку, так как играть на ней очень сложно, и этот инструмент имеет больше минусов, чем плюсов. Во-первых, электроскрипка перестанет играть, если отключится электричество или если его вообще нет. Во-вторых, на электроскрипке невозможно играть в оркестре, так как она резко отличается от других инструментов по тембру и тональности.

В-третьих, электроскрипка не подходит для начинающих, так как на ней нельзя научиться извлекать красивое качественное звучание. Ну и, наконец, электроскрипка намного тяжелее обычной, а это создает дополнительные трудности и неудобства во время игры.

Если вы все же решили приобрести электроскрипку, то вам понадобятся к ней дополнительные аксессуары. Так, необходимо будет приобрести звукосниматель, который подключается к любой аппаратуре, а также является легким и компактным. Они могут крепиться к подставке или к деке.

2. Размер

Скрипки делятся на множество размеров, среди которых различают стандартные и редкие. Самыми используемыми детскими размерами скрипок считаются 1/8, ?, ?, ?. Для малышей рекомендуются скрипки размером 1/16. К редким промежуточным размерам скрипок относятся 1/10 и 7/8. Стандартным размером взрослых скрипок считается 4/4.

При выборе скрипки важен не только его музыкальный размер, но и весовые габариты инструмента. Иначе игра на неправильно подобранной скрипке может вызвать физический дискомфорт. Так, тяжелая скрипка может вызвать зажатость мышц и перекос постановки у начинающих музыкантов.

Чтобы правильно подобрать инструмент по размеру, скрипку ставят на левое плечо и вытягивают левую руку вперед без напряжения. Головка скрипки должна свободно располагаться в ладони и доходить до ее середины, а левая рука – без напряжения обхватывать завиток скрипки.

3. Конструкция

Корпус скрипки состоит из верхней и нижней дек, которые соединены между собой обечайками. Стандартный размер корпуса составляет 355-360 мм. Верхняя дека изготавливается из ели. На ней расположены звуковые отверстия длиной 76-78 мм. Нижнюю деку изготавливают из белого клена.

Шейка изготавливается из клена. На шейку крепится гриф. За шейку инструмент держат во время игры. Общая длина шейки составляет 130-132 мм. Длина шейки от верхнего края деки до порожка 130-132 мм. Высота пятки над декой равна 4-6 мм, а углубление в вырез клотца — 4-5 мм.

Гриф представляет собой пластину черного дерева. Длина грифа составляет 270 мм, а его толщина равна 4-5 мм. Прогиб грифа составляет 1-1,5 мм для того, чтобы при игре струны не касались его.

Верхний и нижний порожки изготавливают из черного дерева. Верхний порожек предназначен для прохождения струн над грифом и колками. Ширина верхнего порожка должна составлять 23-24 мм. Нижний порожек предназначен крепления подгрифника, который плавного перегибается через него. Высота нижнего порожка над декой составляет 4-4, 5 мм.

Подгрифник

Подгрифник изготавливается из твердой древесины и крепится посредством жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Подгрифник отвечает за звучание струн. Расстояние пазов для струн на подгрифнике должно соответствовать расстоянию между струнами на подставке. Расстояние от нижнего края петли до крайнего порожка должно составлять 3-4 мм.

Если подгрифник тяжелый, а длина петли подобрана неверно, то струны будут дребезжать. Поэтому петлю необходимо выбирать синтетическую диаметром 2,2 мм и обязательно с возможностью регулировки. Подгрифник желательно выбирать углепластиковый со встроенными машинками.

Если длина петли подобрана правильно, то край подгрифника должен находиться около 5 мм от порожка. При этом синтетическая петля не годится для подгрифника, на котором ранее устанавливалась жильная петля большого диаметра, так как она может повредить деревянный подгриф.

Для настройки скрипки используют подгрифники с квинтовыми машинками для любого типа струн. Однако такие подгрифники весьма тяжелы. Для металлических струн подбирают и металлический подгрифник. Для жильных струн подходят деревянные подгрифники. Оптимальным вариантом являются подгрифники из черного дерева, на которые устанавливают две квинтовые машинки.

Струны

Струны скрипки изготавливают из различных материалов. Но наиболее популярным материалом является сталь. Стальные струны дают чистый красивый звук. Кроме того, на них прозе играть. Однако такие струны являются жесткими, но музыкант к ним быстро привыкает.

Канифоль

Канифоль для разных струн подбирается индивидуально. Так, для стальных струн подходит твердая жесткая канифоль. Непосредственно перед использованием новой канифоли, волос смычка необходимо протереть спиртом.

Душка

Душка представляет собой специальную палочку внутри деки. Душка передает вибрацию от одной деки к другой. От положения душки зависит звучание инструмента. Она уравновешивает сопротивление корпуса инструмента давлению струн. Душка изготавливается из выдержанной ели с годовыми слоями1-1, 5 мм диаметром 5-6 мм. Расстояние от душки до подставки скрипки составляет 1-4 мм.

Обечайки

Обечайки представляют собой шесть кленовых пластинок, выгнутых по форме дек. Высотой обечаек у основания шейки составляет 28-30 мм, а возле пуговицы – 29-31 мм. Толщина обечаек равна 1-1, 5 мм. Обечайки соединяются между собой посредством приклеивания шести клотцев.

Контробечайки

Контробечайки представляют собой полоски дерева треугольного сечения, которые клеятся с внутренней стороны к верхним и нижним бокам. Толщина контробечаек составляет 2 мм. При выборе скрипки также необходимо обратить внимание на ширину прокладок, присоединенных к подбороднику для крепления. Поверхность прокладки должна находиться на расстоянии не более 1 мм от контробечаек.

Обручики

Обручики представляют собой узкие полоски ольхи или ели, которые клеятся по бокам обечаек с внутренней стороны. Они предназначены для более надежного крепления обечаек. Ширина обручиков составляет 2-3 мм, а высота – 5-6 мм.

Колки

Колки изготавливают в основном из эбенового, черного дерева или палисандра. Колки предназначены для натяжения струн. Колки и их отверстия должны иметь одинаковую конусность. Также колки не должны выходить за пределы колковой коробки.

Колки должны легко вращаться. Нельзя сильно вдавливать колки в отверстия при их вращении, так как это может привести к выходу из строя колковой коробки. Если колки плохо держат струны, то их необходимо притереть мелом или притирочной пастой.

Если колки проворачиваются туго, то их нужно натереть сухим мылом.

Пуговка

Пуговка предназначена для закрепления подгрифника. Она вставляется в специальное отверстие в нижнем клотце. Конус пуговки должен соответствовать конусу отверстия, а также длине и толщине клотца. Неправильный конус пуговки может вызвать трещины в нижнем клотце.

Подбородник

Подбородник представляет собой специальное приспособление для устойчивости скрипки между подбородком и плечом. Подбородники делятся на глубокие, плоские, высокие и низкие. Для малышей вместо подбородников используют специальные поролоновые подкладочки, которые клеятся на инструмент.

Подбородники выбираются исходя из высоты расположения над декой и кривизны поверхности инструмента. Также подбородники выбираются в зависимости от расположения поверхности для крепления. Подбородники могут располагаться слева от подгрифника или по центру инструмента, то есть, по бокам от подгрифа.

Центральное крепление подбородников считается оптимальным для акустики скрипки, так как в данном случае создаются незначительные преграды для колебаний, что благоприятно отражается на звучании скрипки. Следует помнить, что в любой конструкции скрипки пробковые или кожаные подбородники должны располагаться так, чтобы не выступать за контробечайки к центру дек.

Мостик

Мостик также используют для фиксации скрипки между подбородком и плечом музыканта. Существует множество разновидностей мостиков, которые классифицируются по форме и высоте. Для малышей используют мостики, которые раздвигаются на два размера.

Удобство положения скрипки зависит также от позиции мостика относительно самого инструмента. Качественным мостиком считается тот, который можно выгибать, подстраивая его форму под свое плечо. Некоторые модели мостов регулируются по высоте с обеих сторон и могут раздвигаться по ширине в зависимости от размеров скрипки.

Чтобы правильно выбрать мостик, необходимо, чтобы он был удобен во время игры на инструменте и не сковывал движений музыканта. Высота мостика устанавливается исходя из роста музыканта, а его крепление – из конструкции скрипки. Мостик не должен слишком сильно сжимать нижнюю деку, чтобы не препятствовать ее вибрации.

Подставка

Подставка скрипки должна быть изготовлена из клена с горизонтальными «лучами» и вертикальными «пятнами». Подставка должна быть идеально ровной и тонкой. От тонкости подставки зависит полнота и тональность звука. Толщина подставки вверху должна составлять 1,5-2 мм, а внизу – 4-4,5 мм.

Однако слишком тонкая подставка не годится, так как дальность звука скрипки будет ограничиваться довольно небольшим радиусом. Расстояние между серединой струн на подставке должно составлять 11,5-12 мм.

Высота подставки зависит непосредственно от высоты струн в конце грифа. Высота подставки составляет 30-32 мм. Ширина подставки равна расстоянию между верхними точками эфов. Толщина подставки зависит от породы дерева. Так, чем тверже дерево, тем тоньше подставка.

4. Смычок

Смычок, как и скрипка, имеет свой размер. Для взрослых изготавливается смычок размером 4/4. Бывают также взрослые смычки размером 7/8, который на несколько сантиметров короче обычного. Также бывают смычки размером 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4 и ?. Чаще всего это ученические, то есть, детские смычки.

При выборе смычка необходимо его тщательно осмотреть на предмет трещин. Если же вы обнаружили трещины на смычке, его покупать нельзя. В ненатянутом состоянии трость смычка должна касаться волоса, то есть, наблюдается сильный его прогиб.

Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским. Цвет желательно белый. Черная синтетика годится только для начального этапа обучения. Чтобы проверить винт, сильно натяните волос до выпрямления трости и отпустить. При этом винт должен легко вращаться, а резьба – остаться на месте.

Чтобы проверить качество смычка, сильно натяните волос до выпрямления трости и слегка ударьте по ладони. При этом смычок не должен резко отскакивать или оставаться на месте. Смычок также не должен ослаблять свое натяжение после нескольких повторных ударов.

При выборе смычка проверьте его вес, упругость и прямоту. Для проверки прямоты смычка, посмотрите вдоль его трости, вам не должно быть видно поперечного искривления. Если вы обнаружили даже малейшее искривление, не берите такой смычок, так как он быстро выйдет из строя и не даст извлечь красивого звука из скрипки.

Материал смычка

Качественные профессиональные смычки изготавливают из бразильского тропического дерева фернамбука. Эта порода дерева характеризуется наличием симметричных полосок, которые образуют радиальное кольцо вокруг трости диаметром полмиллиметра.

Учебные смычки изготавливают из бразильского дерева, которое отличается своей плотностью и упругостью. Более дешевые смычки изготавливают из каучукового дерева и прочих пород древесины. Также делают смычки из углепластика, однако они намного тяжелее деревянных.

Параметры смычка

К важным параметрам смычка, кроме размера и материала, относят также его вес и длину. Так, вес скрипичного смычка может варьироваться от 55 до 65 грамм. Оптимальным весом смычка считается 59-62 грамма. Длина смычка должна составлять 74-75 см.

Центр тяжести должен находиться на расстоянии 16,5-19 см от начала колодки при не натянутом волосе. Оптимальным центром тяжести считается 18 см от крайнего положения колодки. Если центр тяжести оказывается смещенным к головке, то смычок получается тяжелым.

5. Полезные советы

Выбирать скрипку рекомендуется вместе со знатоком, а лучше скрипичным мастером, который сможет легко распознать любые дефекты инструмента. Чтобы определить качество инструмента, необходимо прослушать скрипку в исполнении нескольких музыкантов в помещении без звонкой акустики.

Иначе вы можете не заметить мелких дефектов у фабричных скрипок таких, как кривая или высокая подставка для поддержки струн, плохо пригнанные колки, которыми не позволят вам правильно настроить скрипку. Такие дефекты потребуют исправления, что создаст дополнительные расходы.

Еще одним частым дефектом скрипки является некорректно поставленная душка. Этот дефект ведет к быстрому выходу инструмента из строя. Так, туго поставленная душка в процессе усушки древесины может вызвать возникновение трещин на верхней и нижней деках.

При выборе скрипки также необходимо проверить ровность, упругость и вес смычка. Чтобы определить ровность смычка, нужно посмотреть на него со стороны винта, зрительно представив трость в одной точке. Покупку скрипки необходимо совершать только в специализированных магазинах, которые дают гарантию качества на товар.

При выборе скрипки внимательно осмотрите ее гриф, на не должно быть никаких неровностей, шероховатостей, сколов или трещин. Толщина и цвет лака на поверхности инструмента должны быть ровными и однородными. Колки и машинки на подгрифнике должны легко поворачиваться. Подставка не должна быть изогнутой при осмотре ее в профиль.

6. Советы по уходу за скрипкой

Чтобы скрипка прослужила долго и исправно, за ней необходим бережный уход. Необходимо хранить и переносить инструмент в плотном футляре. Чтобы внутри футляра не завелись клещи, которые поедают конский волос на смычке, необходимо положить вовнутрь гвоздику. Также желательно приобрести специальный мешочек из шелковой ткани для хранения в нем скрипки.

Хранить скрипку необходимо при комнатной температуре. Скрипка не любит сквозняков и перепадов температур. Поэтому скрипку необходимо держать подальше от батарей и окон, так как древесина может быстро рассохнуться.

Перед каждой игрой необходимо наносить канифоль на внешнюю сторону конского волоса смычка. Пыль от канифоли необходимо вытирать с поверхности инструмента, чтобы она не въедалась в скрипку и не оставляла грязевых разводов. После игры на скрипке нужно расслабить смычок, чтобы конский волос слегка провисал.

Нельзя браться за скрипку и смычок жирными или грязными руками. Оптимальная влажность воздуха, при которой можно хранить скрипку, составляет 40-60 процентов. Чтобы поддерживать постоянную влажность воздуха, нужно приобрести специальные увлажнители инструментов.

Нельзя доставать скрипку из футляра сразу после того, как вы занесли инструмент с улицы. Необходимо подержать скрипку в футляре в помещении 15-20 минут, чтобы она привыкла к комнатной температуре. Если на инструменте скопилась влага после того, как вы достали его из футляра, необходимо тщательно протереть скрипку.

Для ухода за скрипкой нужно приобрести несколько мягких салфеток. Одна из них пригодится для очистки деки, грифа и струн от канифольной пыли. Другая понадобится для удаления грязи и пота с шейки и обечайки. А третья салфетка послужит для протирания поверхности корпуса скрипки и придания ему блеска.

Чтобы почистить скрипку внутри, необходимо засыпать в корпус стакан подогретого овса или промытого и высушенного риса. Затем зерно нужно тщательно потрясти зерно во всех направлениях и удалить его через эфы. Также для ухода за скрипкой можно использовать специальные средства такие, как политуры, колковые смазки и специальные чистящие жидкости.

Удачного выбора!

Источник.

Tags: bow, choice, strad, stradivari, stradivarius, violin, Страдивари, выбор, скрипка, смычок

Настройка скрипки — Руководство для начинающих

Многие новички, которые только начинают свой путь в мире игры на скрипке, считают, что настройка своего четырехструнного друга — непростая задача. По этой причине некоторые новички не настраивают свою скрипку так часто, как должны, и в результате все, на чем они продолжают играть, неизбежно звучит плохо.

Правда в том, что настройка скрипки, как и большинства других струнных инструментов, на самом деле очень простой процесс, если пользователь знает, что он делает. Давайте начнем с краткого обсуждения струнных инструментов и того, что такое настройка.

Когда игрок защипывает, смычком, играет на струне или иным образом ударяет по струне любого струнного инструмента, слышна нота. Нота/высота, которую вы слышите, зависит от нескольких факторов, включая длину, натяжение и толщину струны. После того, как набор струн различной толщины был правильно установлен на инструменте, натяжение этих струн должно быть отрегулировано так, чтобы, когда вы ударяете по струне, вы слышали определенную ноту, которую должны были издать.

На стандартной скрипке струны должны быть настроены (в порядке от самой толстой струны к самой тонкой) на ноты соль, ре, ля и ми. Натяжение этих струн регулируется колками настройки скрипки. Поворот этих колышков натянет или ослабит соответствующие струны.

Некоторые скрипки, особенно для начинающих, также имеют тонкие настройки в верхней части струнодержателя. После того, как деревянные колышки были использованы для настройки каждой струны примерно на нужную ноту, можно использовать точные тюнеры для более точной настройки каждой струны. Они работают так же, как и деревянные колышки, слегка изменяя натяжение струн. Некоторые скрипки используют точный тюнер для каждой струны, некоторые скрипки используют только один точный тюнер для струны E, а некоторые скрипки вообще не имеют ни одного точного тюнера.

Какая бы установка у вас ни была, она лучше всего подойдет для вашей конкретной скрипки. Колки для настройки и точные тюнеры используются для изменения высоты тона каждой струны, пока все они не будут настроены на G, D, A и E соответственно. Чтобы узнать, нашли ли вы правильную высоту звука, вам также потребуется использовать электронный тюнер, трубку для звука скрипки или другой правильно настроенный инструмент, например, клавиатуру.

Использование тюнера или эталонного тона

При настройке с помощью звуковой трубы или клавиатуры вы действительно можете слышать ноты, на которые пытаетесь настроиться. Другими словами, когда вы играете «ми» на трубе или клавиатуре, вы можете увеличивать/уменьшать натяжение струны «ми» на скрипке до тех пор, пока она не будет звучать одинаково для ваших ушей. По сути, это настройка на слух, и с практикой вы сможете делать это быстрее и точнее. Сделав это, вы также можете использовать электронный тюнер, чтобы убедиться, что ваша настройка точна. Альтернативным методом было бы просто использовать электронный тюнер. Обычно они прикрепляются к скрипке и определяют, какая нота звучит при ударе по струне (хотя на некоторых тюнерах вам может потребоваться выбрать, какую ноту вы хотите настроить первой). Часто тюнер будет отображать букву ноты, которую вы играете. Например, если вы дернете струну «ми» на своей скрипке, и она немного расстроена, тюнер отобразит букву «ми», а также покажет вам, насколько вы расстроены в любом направлении. Несмотря на то, что существуют разные типы тюнеров с различными типами отображения, типичным примером такого отображения может быть какая-то полоса, которая перемещается влево или вправо/вверх или вниз в зависимости от того, «резко» вы или «плоско» (слишком высоко или резко). слишком низко). Все, что нужно сделать, это изменить настройку до тех пор, пока маркер на дисплее тюнера не перестанет двигаться или не останется в центре.

Процедура настройки

Предполагая, что ваша скрипка находится в хорошем состоянии, с правильно установленным подставкой и всеми струнами в правильном порядке, вы готовы начать настройку. — Положите скрипку горизонтально на плоскую поверхность перед собой, на плечо в игровой позиции или держите ее вертикально, нижним краем упираясь в колено. — Начните с самой толстой струны (G). Найдите колышек настройки, соответствующий этой струне. — Слушая исходную ноту или установив электронный тюнер, медленно отрегулируйте соответствующий колок настройки, щипая или смыкая струну. Поворот штифта по часовой стрелке повысит высоту струны, а поворот против часовой стрелки понизит высоту струны. — Идея состоит в том, чтобы внимательно прислушаться к высоте струны, на которой вы играете, определить, слишком ли она высока или слишком низка, а затем внести небольшие коррективы с помощью штифта, пока струна не будет настроена. — Вам не нужно будет делать большие повороты колышка на 360 градусов. Колышки обычно нужно перемещать только небольшими шагами. — Когда струна почти настроена, вы можете перейти к использованию тонкого тюнера для более точной настройки этой струны. Точно так же они поворачиваются по часовой стрелке, чтобы поднять высоту звука, и против часовой стрелки, чтобы уменьшить высоту звука. Если вы изо всех сил пытаетесь выполнить точную настройку, а высота звука кажется слишком большой, сбросьте/раскрутите точный тюнер, вернитесь к использованию деревянных колышков, чтобы найти высоту звука, а затем, если необходимо, вернитесь к точной настройке. — Как только струна настроена, повторите описанные выше шаги для других струн в порядке убывания толщины. Альтернативный порядок настройки струн, распространенный среди оркестровых скрипачей, — A, D, G и, наконец, E.

Несколько дополнительных советов

Важно помнить, что всегда нужно настраиваться вверх. Это означает, что вы всегда должны начинать со слишком низкой настройки струны, а затем осторожно использовать колки для повышения высоты тона струны до тех пор, пока не будете настроены. Если затем вы обнаружите, что зашли слишком высоко, вам следует «перезагрузить», опустившись ниже предполагаемого тона и снова медленно настроившись вверх. Это относится и к другим струнным инструментам и помогает предотвратить разрыв струн. — Иногда колышки выскальзывают из места. Во время настройки вы можете немного надавить внутрь на колышек, который вы поворачиваете, что часто помогает колышку оставаться плотно «заклиненным» в нужном положении. Однако, если это не помогает и колки регулярно начинают соскальзывать, вы можете позволить профессионалу осмотреть скрипку, так как колки, возможно, придется починить или заменить. — Если ваша скрипка или струны новые, вы можете обнаружить, что они быстро выходят из строя, и их необходимо регулярно перенастраивать. Это нормально. Одно из решений — настроить струну, а затем осторожно потянуть струну вверх/в сторону от скрипки, чтобы растянуть ее. Не тяните это так далеко, что оно сломается — на сантиметр или около того вверх все в порядке. Он сразу же будет звучать фальшиво, и вам нужно будет настроить его заново. Если вы проделаете это несколько раз, струна растянется и не будет так быстро расстраиваться. Это также относится к другим струнным инструментам, таким как гитара. — Старайтесь не затягивать колки слишком сильно, так как это может привести к повреждению отделки, если колки соприкоснутся с поверхностью скрипки.

Вкратце

Хотя может показаться, что здесь нужно выполнить много шагов, как только вы сделаете это один или два раза, вы поймете, что это довольно простой процесс, и вы, скорее всего, начнете заметьте, что делаете это очень быстро. Настройка скрипки или любого другого инструмента на самом деле может быть увлекательным процессом, и тренировка вашего слуха, чтобы различать две разные высоты звука, безусловно, полезна. Для получения дополнительной информации или совета по настройке скрипки вы можете позвонить в команду Normans, и они будут рады помочь.

Настройка скрипки — Настройка скрипки

Скрипка настраивается путем регулировки колков в верхней части инструмента или точных колков (если они установлены) на струнодержателе. Наиболее распространенный метод для начинающих — найти желаемую высоту звука на фортепиано, камертоне, трубе или другом источнике и отрегулировать высоту звука струн в соответствии с ними. Ученик перебирает струны во время настройки и использует точные тюнеры на струнодержателе. Продвинутые игроки лук струны, регулируя колки левой рукой. Этот тип «смычковой» настройки гораздо более точен, что приводит к точным интервалам идеальной квинты между струнами, что, в свою очередь, приводит к красивому звучанию инструмента.

Струны скрипки обычно настроены на чистую квинту. Шаги от самого низкого к самому высокому: G 3 , D 4 , A 4 и E 5 . Иногда используются альтернативные настройки, особенно в блюграсс и других стилях игры на скрипке.

Стандартная настройка

Строка Е (E 5 , e», 659,25 Гц.)
 
Строка А 4 , а’, 440,00 Гц.)
 
Струна D 4 , д’, 293,66 Гц.)
 
G-струна (G 3 , г, 196,00 Гц.)

Использование фортепиано в качестве эталона


Использование тонких тюнеров

Тонкие тюнеры — это быстрый и простой способ небольшой регулировки натяжения и, следовательно, высоты тона струн. Студенческие инструменты обычно имеют точные настройки для всех четырех струн. Профессиональные инструменты настраиваются только с одним точным тюнером на струне E. Чтобы отрегулировать высоту тона, просто поверните диск тюнера — по часовой стрелке, чтобы поднять высоту тона, против часовой стрелки, чтобы понизить ее (направо туго, налево слабо).

В конце концов, циферблат будет повернут настолько по часовой стрелке, что его уже нельзя будет затянуть. Когда это происходит, циферблат необходимо ослабить, повернув против часовой стрелки, пока винт не окажется достаточно высоким (ослабленным), чтобы его можно было использовать, а струну необходимо натянуть с помощью колка для настройки. Точно так же, если циферблат слишком сильно повернут против часовой стрелки, он выпадет. Если это произойдет, просто вставьте его обратно и поверните по часовой стрелке, пока он снова не начнет натягивать струну.

Примечание. На некоторых инструментах и ​​с некоторыми колками механизм в нижней части тонкой настройки может повредить поверхность скрипки или вызвать гудение, если колки затянуты слишком туго (когда они близки к своему пределу по часовой стрелке). Для проверки просто загляните под колки и посмотрите, какой зазор между ними и скрипкой.


Использование колков

Поначалу настройка с помощью колков может показаться сложной. Но это необходимый навык для любого игрока, и его не так уж сложно освоить. Вкратце, вот шаги, которые необходимо выполнить при настройке струн G или D. . .

  1. Найдите нужную высоту звука с помощью камертона, свирели или фортепиано.
  2. Положите скрипку на колени вертикально (см. фото).
  3. Зажмите штифт между большим и указательным пальцами левой руки.
  4. Правой рукой крепко держите скрипку у основания грифа.
  5. Уменьшите натяжение струны, повернув колышек по часовой стрелке прибл. 1/4 оборота или около того. Примечание: при повороте штифт будет естественным образом ослабляться, поэтому не отпускайте его, пока снова не затянете (см. ниже).
  6. Большим пальцем правой руки начните несколько раз перещипывать струну несколько раз в секунду. Таким образом, вы всегда будете знать, насколько вы близки к нужной высоте, и сможете избежать чрезмерного натяжения струны.
  7. Продолжая щипать правым большим пальцем, правой рукой крепко держите гриф скрипки. Через мгновение вы будете вставлять колышек в коробку для колышка, и ваша правая рука должна будет удерживать инструмент устойчиво, сопротивляясь этому давлению.
  8. Поверните штифт против часовой стрелки, одновременно вставляя штифт в коробку для штифта. Если все сделано правильно, вы почувствуете, как штифт затягивается в отверстии для штифта. Прекратите вращение, когда услышите нужный тон. (Помните, вы должны ощипывать большим пальцем правой руки.) Это нужно делать одним плавным движением.
  9. Если, отпустив колышек, вы обнаружите, что высота струны неправильная — либо слишком плоская, либо слишком острая, — ослабьте колышек, повернув его по часовой стрелке, и повторите попытку. Даже профессиональным игрокам часто приходится пробовать несколько раз, прежде чем они будут довольны результатом. С практикой это станет быстро и легко. Если у вас на струнах установлены тонкие тюнеры, то вам нужно всего лишь закройте штифтом — все остальное сделает настройщик.
  10. Если после отпускания колышка он крутится в отверстии для колышка и струна теряет всякое натяжение, значит, во время вращения вы недостаточно сильно втолкнули ее в колышек. Натяните струну, повернув колышек против часовой стрелки, и попробуйте еще раз, приложив немного больше усилий.

Чтобы настроить струны A и E, следуйте тем же правилам. Но обратите внимание, что эти колышки вращаются в противоположном направлении — по часовой стрелке, чтобы натянуть струны, и против часовой стрелки, чтобы их ослабить. Несколько других советов, которые следует иметь в виду. . .

  • Если ваши колышки шатаются, с трудом поворачиваются или постоянно проскальзывают, их необходимо смазать. (Это следует делать при каждой замене струн.) Мы рекомендуем состав для колков Hill. К сожалению, чтобы применить его, вам нужно снимать струны с колышков по одной за раз. Инструкции по правильной установке струн см. в нашем Руководстве по установке струн.
  • Если ваши штифты по-прежнему шатаются после смазки, возможно, у вас более серьезная проблема. Отнесите свою скрипку в магазин, чтобы проверить колки. Если колышки или отверстия изношены или деформированы, или если колышки никогда не были установлены должным образом, вы захотите исправить это.
  • Всегда будьте предельно осторожны, чтобы не перетянуть струны (слишком высокая высота тона). Это частая причина поломки струны, а хорошие струны стоят дорого!
  • Избегайте использования штифта капель , которые временно вызывают вздутие штифта и коробки для штифта. Если у вас возникли проблемы с проскальзыванием колышков, смажьте их составом для колков или обратитесь к профессионалу.

Настройка смычком

Опытные игроки должны настраивать свои скрипки левой рукой, а смычок правой. Сначала настраивается струна A на тональную вилку, фортепиано или другой эталон. (В симфоническом зале весь оркестр будет настраиваться на концерт A, играемый гобоем.) После того, как струна A сопоставляется с эталонной нотой, струна D настраивается на чистую квинту ниже A. Затем G настраивается аналогично D. И, наконец, струна ми настраивается на чистую квинту выше ля. Эта система настройки также называется относительной настройкой .

Для этого есть ряд причин. Во-первых, это единственный практичный способ для большой группы музыкантов, играющих на разных инструментах, быстро настроиться друг на друга. Нельзя ожидать от гобоя справочных нот для каждой струны, которую необходимо настроить, не говоря уже о медных и деревянных духовых инструментах. Во-вторых, смыкая две струны вместе, а не перещипывая их, тренированный слух может подобрать высоту звука с гораздо большей точностью. Также быстрее настраивать колки левой рукой, а на профессиональных инструментах не установлены точные колки для струн соль, ре или ля — они утяжеляют струнодержатель, отрицательно влияя на звук.

Для начала убедитесь, что штифты хорошо смазаны и правильно установлены. Если они не поворачиваются легко или легко проскальзывают, относительная настройка будет затруднена. (Мы рекомендуем Hill Peg Compound.) Колышки также должны быть расположены так, чтобы за их головки можно было легко взяться левой рукой. Это достигается путем регулировки струн во время установки. Проталкивая струну через отверстие в колышке на несколько миллиметров больше или меньше, прежде чем намотать струну на колышек, можно контролировать окончательный угол головки колышка. Это может потребовать повторной регулировки по мере растяжения струн.

  1. Найдите референс A, используя камертон, трубку или фортепиано.
  2. Держите скрипку в положении для игры.
  3. Возьмитесь за колышек струны А, как показано на рисунке (см. фото ниже). Используйте большой и средний пальцы, чтобы взяться за головку колышка, поддерживая противоположную сторону коробки для колышка указательным пальцем.
  4. Смычок Тетива А с длинным, плавным, легким движением смычка — вниз и вверх, вниз и вверх без остановки.
  5. Уменьшите натяжение струны ля, повернув колышек примерно на 1/4 оборота.
  6. Затем верните струну в исходное положение, одновременно вдавливая пальцами колышек в гнездо. Используйте большой и средний пальцы, чтобы повернуть и вставить штифт в коробку для штифта, поддерживая коробку для штифта указательным пальцем (давая большому и среднему пальцам что-то, на что можно надавить). Если все сделано правильно, вы почувствуете, как штифт затягивается в отверстии для штифта. Прекратите вращение, когда достигнете желаемого шага. Делать это нужно одним плавным движением.
  7. Если, отпустив колышек, вы обнаружите, что высота струны неправильная — либо слишком плоская, либо слишком острая — ослабьте колышек и попробуйте еще раз. Даже профессиональным игрокам часто приходится пробовать несколько раз, прежде чем они будут довольны результатом. С практикой это станет быстро и легко.
  8. Если после отпускания колышка он крутится в отверстии для колышка и струна теряет всякое натяжение, значит, во время вращения вы недостаточно сильно втолкнули ее в колышек. Натяните нить и попробуйте еще раз, приложив немного больше усилий.
  9. Настроив струну ля, пришло время перейти к струне ре. Возьмитесь за штифт D большим и указательным пальцами, поддерживая противоположную сторону коробки для штифта безымянным пальцем.
  10. Начните с приближения струны ре к нужной высоте, грубо настроив ее. Если вы не уверены в том, какой должна быть желаемая высота звука, используйте пианино другого эталона, но после некоторой практики вы обнаружите, что в этом нет необходимости.
  11. Смычок одновременно на струнах ре и ля с длинным, плавным, непрерывным движением смычка. Важно держать смычок легким, так как слишком сильное давление может согнуть струны и исказить высоту тона. И важно, чтобы удары смычка были ровными и плавными, чтобы вы могли слышать взаимодействие вибраций струн ре и ля.
  12. Прослушайте комбинированный тон (ре и ля), который получается. Когда две струны идеально настроены с интервалом в чистую квинту, объединенный тон почти не будет производить диссонанса, а звук будет ровным. Однако, если струна ре немного диезная или бемольная, проницательное ухо услышит колебания в звуке — диссонанс — своего рода звук «вавававава». По мере того, как вы регулируете натяжение струны, приближая струну ре к правильной высоте, «вававава» замедляются. Затем, внезапно, вы достигнете идеального тона, и звук «вававава» полностью прекратится, оставив кристально чистый тон.
  13. Настройте струну G таким же образом на чистую квинту ниже ре.
  14. Для струны ми можно взяться за колышек так же, как и для струны ля, поместив указательный палец между струнами соль и ре. Но зачастую проще просунуть левую руку под смычок и отрегулировать струну ми с помощью точной настройки.
  15. Наконец, настроив все четыре струны, еще раз проверьте настройку ля по сравнению с эталонной высотой тона и идеальные квинты между каждой из струн. Процесс настройки каждой струны изменяет натяжение инструмента (и, следовательно, расстояние от бриджа до верхнего порожка) и, следовательно, расстраивает другие струны. Поэтому, когда вы закончили, часто приходится начинать все сначала, внося небольшие коррективы в каждую струну, пока вся скрипка не зазвучит правильно.

Электронные тюнеры

Хотя мы обычно не рекомендуем их для учащихся, электронные тюнеры могут быть полезны в шумной обстановке и в некоторых ситуациях на выступлениях. Электронный тюнер прослушает высоту, которую вы играете, и сообщит вам, считаете ли вы, что вы настроены слишком резко или слишком плоско.

Если струна сильно расстроена, может возникнуть путаница, поскольку тюнер может подумать, что вы настраиваетесь на другую ноту, чем на самом деле. Например, при настройке струны ре, если ваша струна представляет собой полный полутоновый бемоль, хроматический тюнер скажет, что у вас идеальный строй. (Предполагается, что вы пытаетесь настроиться на C#.) Это часто очень озадачивает молодых игроков. Примечание: хроматический тюнер настраивается на любую ноту , а не только на ноты конкретного инструмента.

Некоторые тюнеры имеют дополнительные режимы , которые пользователь может выбрать для решения этой проблемы. Скрипка в режиме , например, ограничит возможные ноты g3, d4, a4 ​​или e5, открытыми струнами скрипки. Некоторые тюнеры также позволяют выбирать ноту, которую вы настраиваете, с помощью переключателя, что устраняет путаницу такого рода.

Чтобы функционировать, тюнер должен иметь возможность слышать ноту, которую вы играете. Это достигается за счет использования небольшого встроенного микрофона или прикрепляемого звукоснимателя , который непосредственно передает вибрации инструмента. Микрофоны хорошо работают в тихом месте, но бесполезны в многолюдном и шумном помещении. Однако звукосниматели могут быть неудобны, поскольку они должны быть подключены к тюнеру, а стандартный зажим, изначально разработанный для головки грифа гитары, не может легко прикрепляться к любому месту на скрипке. К счастью, сейчас есть тюнеры звукоснимателей с клипсами, разработанными специально для скрипки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *