Способы получения металлов химия – Урок №33. Общие способы получения металлов

Общие способы получения металлов

Урок химии 11 класс. Тема Общие способы получения металлов

Учитель химии –Мещерякова Е.В.

Тип урока: Урок развивающего контроля, обобщение и углубление знаний посредством исследований экспериментального характера.

Форма проведения урока: урок — исследования

Обучающиеся: 11класса

Цель: Раскрыть особенности способов получения металлов

Задачи :

Воспитательные: обеспечить условия для овладения формами и методами самовоспитания, самокритики через приобретение опыта взаимодействия и совместной деятельности и общения со сверстниками.

Развивающие: продолжить развивать умения и навыки самостоятельного определения цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей, умение использовать УУД.

Образовательные: обобщить знания о способах получения металлов, проследить особенности процесса получения металлов, сделать вывод об особых свойствах металлов и способах их получения.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные: в результате обучающиеся продолжат формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Метапредметные: в результате обучающиеся смогут:

находить и систематизировать сведения в различных источниках: тексте учебника, систематизированные таблицы и схемы, делать выводы и обобщения на основе анализа различных источников информации, аргументированно высказывать свое мнение, анализировать ход и результаты проделанных опытов, делать записи с помощью опорных и ключевых слов

Предметные: в результате обучающиеся получат знания об общих и особых свойствах металлов, причинах особых свойств металлов, углубят знания об общих способах получения.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания.

Понятия: Металл, руда, массовая доля, металлургия, пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия, электролиз, сверх чистые металлы

Образовательная технология: Технология развития критического мышления, метод проектов

Учебник Габриелян О.С. Химия 11 класс. М., Просвещение, 2014, электронное приложение к нему;

Ресурсы: Мультимедиа, таблица «Периодическая система химических элементов», «Электрохимический ряд напряжения металлов», раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Содержание учебного материала
.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

1. Организационно-мотивационный этап урока

Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветствие, проверка готовности к уроку. Инструктирует обучающихся относительно форм работы на уроке

Приветствуют учителя,

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

проверка наличия необходимого учебного материала на парте

Обучающиеся поделены на 6 групп для решения контекстных задач. На уроке каждая из групп выступит и в роли докладчика, и в роли защитника или оппонента, и в роли эксперта,подводящего итог дискуссии.

По ходу урока обучающиеся заполняют таблицу:

Ф

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса и укрепление здоровья.

Актуализация опорных знаний и создание мотивационной установки.

Стадия «Вызов», актуализация имеющихся знаний, пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме,

определение направлений

Учителя подводят к формулировке темы (постановка учебной задачи).

Формулирование темы, целей и задач урока

Учитель химии читает эпиграф.

Эпиграф: 
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, 

цель – в обобщении этого множества». 
Д.И. Менделеев 

Нам предстоит продолжить химическое путешествие в сказочное «Царство металлов». Чтобы не заблудиться и не сбиться с пути нам понадобится дорожная карта. У Вас на столах находятся дорожные листы с инструктивной картой.

Желаю все удачи!

С древних времен по средние века было известно 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами.

Возьмите дорожный лист.

Соотнесите за 15 секунд название металла, его химический знак, произношение в химической формуле кто смелый прошу к доске.

Историческая справка

  • «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно».

М. В. Ломоносов.

Откуда пришло это слово «Металл», Что оно обозначает ? Вам было дано задание узнать этимологию слова «Металл»

Пожалуйста, Ваш ответ.

Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет и что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются эти металлы. Вы согласны?

Отправляемся в подземное Царство, Недра Земли.

Возьмите дорожную карту.

Сульфаты, фосфаты, карбонаты

  • Барит BaSO4

  • Апатит Ca5(PO4)3(F,CI)

  • Мрамор CaCO3

  • Магнезит MgCO3

  • Малахит Cu2(OH)2CO3

Сказочное царство.

«Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»

А.Е.Ферсман

Как связаны между собой природные соединения и массовая доля металла?

На что указывает массовая доля металла в соединении?

Что такое минерал? Горная порода? Руда?

Какова этимология этих понятий?

  • Минерал

  • Металл

  • Руда

Исходя из определения руда, сформулируйте тему урока:

?

Минерал Металл

Руда Металлургия

Тема урока. ПОЛУЧЕНИЕ

Металлургия

О чем же мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Что станет предметом обсуждения?

Способы получения металлов

От чего зависит способ получения металлов

Это и будет задачей нашего урока.

Диалог с учителем

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Интерактивная .доска.

Задание № 1 «Планеты».

Самопроверка.

Проверьте! Исправьте ошибки. Поставьте оценки. Сдайте дорожные листы.

Этимология

Греческое слово «металлон»«земляные работы» , «раскопки», позднее «руда»

Латинское «металлуль»руда и выплавляемый из него металл

Французское «металь» — пришло в Россию

Заданием №2 «Природные соединения металлов»

Руда – минералы и горные породы, содержащие металлы и их соединения, из которых выделение чистых металлов технически возможно и экономически целесообразно.

Определяют тему урока.

Целеполагание.

Определяют цель урока

Ф

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

2. Процессуально -содержательный этап урока

1.Особенности

свойств металлов

2.Способы получения металлов.

Как узнать активность металла?

С какими веществами реагирует металлы?

Активность металлов определяют химические свойства

неметалл

вода

Металл + кислота

соль

оксид

щелочь (р-р)

органические вещества

Возьмите дорожную карту.

Чтобы продолжить наше путешествие в

«Царство металлов» и узнать как их можно получить необходимо разгадать загадку.

Возьмите дорожную карту.

Вывод.

Пользуясь ЭХР напряжения металлов можно узнать возможность протекания химических реакций с участием металлов. Химическая активность влияет на получение металлови как их можно получить.

Проведем эксперимент.

Вывод. Положение металла в ЭХ напряжения указывает на протекание химической реакций в водных растворах с участием металлов.

  • Как вы думаете какой способ получения металлов лежит в основе данного эксперимента.

  • Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо изучить текст параграфа 18. Общие способы металлов.

Какой способ получения металла лежит в основе эксперимента?

В чем особенности процесса?

Вывод. Промышленные способы получения металлов.

слайды презентации.

Микробиологический метод.

Основан на использовании жизнедеятельности некоторых бактерий. Они растут в кислой среде и способы работать при высоких температурах. Тиановые бактерии способны переводить нерастворимые сульфиды в растворимые сульфаты. Используют как дополнительный способ выделения металлов из медных и урановых руд.

Физкультминутка.

Теперь немного отдохнем, глазами поведем и в таблице Д.И.Менделеева найдем.

Переведите с химического на общепринятый язык следующие выражения:

  • Не все то аурум, что блестит.

  • Феррумный характер

  • Слово — аргентум, а молчание – аурум

  • За купрумный грош удавился

Назовите самый, самый металл

легкий –
тяжелый –
твердый –
тугоплавкий –
легкоплавкий –
жидкий –

Теперь можно дальше исследовать «Царство металлов

Задание № 3. Химические свойства металлов

Составьте уравнения реакций. Укажите причины, по которым химические реакции не идут

Задание №4. «Загадка »

Дана схема.

Металл + «МАТЬ ВСЕХ

«КУПРИОТ» (конц.)

КИСЛОТ» = КУПОРОС + СЕРНИСТЫЙ ГАЗ + aqua

1.Определите химические формулы.

2. Укажите окислитель, восстановитель.

3.Составьте электронный баланс.

Дорожная карта. Задание № 5

Работают с информацией, представленной учителем.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Обосновывают выбор написания.

Задание № 6. Получения металлов.

Дополните схему «Общие способы получения металлов»

Получение информации из текста учебника

Объединяются в пары.

Заполняют таблицу

Работают с текстом учебника

Гимнастика для глаз.

Ф

И

И

И

П

И

И

И

Коммуникативные УУД

умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Коммуникативные

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, выражать свои мысли)

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

ПознавательныеУУД

Познавательные

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей

Познавательные

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Работа в группах

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умение коллективного планирования;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

3. Этап закрепления и проверки.

Проверка знаний.

Работа в группах.

Решение контекстных задач.

Дорожная карта.

Молодцы! Вы успешно справились!

Во всех случаях получения металлов лежит окислительно – восстановительный процесс.

Для получения сверчистых металлов используют следующие методы:

Зонной плавки

Разложение летучих соединений на поверхности

Переплавка в вакууме

(видеофрагмент)

Историческая справка

  • «Металлы во Вселенной».

  • Мощное столкновение галактик входящих в состав супергалактики Антенна, порождает гигантские сгустки, обогащенные металлами –железа, магния, кремния, раскаленными до миллионов градусов

Задание №7

«Угадай-ка »

Воспринимают информацию.

сообщаемую учителем.

Выполняют задания

письменно в тетради

Осуществляют:

взаимопроверку;

Выполняют задания

письменно в тетради, заполняют схему.

Г

И

Коммуникативные УУД

умение отвечать на вопросы

— умение спрашивать,

— умение управлять

4. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание.

§ 18 с.232 – 234, № 28 с.264

Получите медь из сульфида меди (II) используя различные способы получения металлов.

По желанию

Творческое задание:

Составить синквейн

Ф

5. Рефлексивный этап урока.

Подведем итоги. Возьмите дорожную карту и заполните

На этом уроке

узнал?

я запомнил?

научился?

удивился?

Дополните, пожалуйста, графы таблицы, если вы хотите еще что-то добавить, и запишите вопросы, которые у вас появились.

Спасибо за внимание!

И

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопрос

infourok.ru

11 класс. Химия. Общие способы получения металлов. Коррозия — Общие способы получения металлов. Коррозия

Комментарии преподавателя

1. Нахождение металлов в природе

Металлы присутствуют в природе как в самородном состоянии (самородные металлы), так и в виде различных соединений. В свободном состоянии присутствуют в природе металлы, которые либо плохо окисляются кислородом, либо совсем не окисляются. Например, платина, золото, серебро. Реже – медь, ртуть и некоторые другие. Самородные металлы встречаются в природе в небольших количествах  в виде зерен или вкраплений в различных минералах. Лишь изредка они образуют большие куски – самородки. Самый большой самородок золота весил 112 кг. Иногда металлы практически в чистом виде содержатся в метеоритах. Так, некоторые предметы из высокочистого железа, найденные археологами, объясняются именно тем, что они были изготовлены из метеоритного железа. Но чаще всего металлы существуют в природе в связанном состоянии в составе минералов.

Минерал это химически и физически индивидуализированный продукт природной физико-химической реакции, находящийся в кристаллическом состоянии.

Очень часто это оксиды. Например, оксид железа (III) Fe2O3 – гематит, или красный железняк. Рис. 1.

Fe3O4 – магнетит, или магнитный железняк. Нередко минералами являются сульфидные соединения: галенит ZnS, киноварь HgS.

Активные металлы часто присутствуют в природе в виде солей (сульфаты, нитраты, хлориды, карбонаты).

Минералы входят в состав горных пород и руд. Рудами называются природные образования, содержащие минералы в таком количестве, чтоб из этих руд было выгодно получать металлы. Обычно перед получением металла из руды руду обогащают, удаляя пустую породу и различные примеси. При этом образуется концентрат, который и является исходным сырьем для металлургической промышленности.

2. Способы получения металлов

Существуют различные способы обогащения руды. Один из них – флотация.

Для получения металлов из руд необходимо перевести металлы из руд в какую-нибудь единую форму, чаще всего в форму оксидов.

2CuS +3 O2 2CuO + 2SO2

4FeS2 +11O2 2Fe2O3 + 8SO2

Полученные оксиды можно восстанавливать несколькими способами.

1. Один из основных – это металлотермия.

— Алюмотермия ( алюминотермия)

Cr2O3 +2 Al  2Al2O3 + 2Cr

— Магниетермия.

Fe2O3 +3Mg  3MgO + 2Fe

Можно проводить восстановление и другими веществами.

CuO + C → Cu + CO↑

NiO + h3 → Ni + h3O

2. Термическое разложение соединений металлов.

2Alh4 2Al + 3h3↑

Fe(CO)5 Fe + 5 CO ↑

TiI4 Ti + 2I2

Этот метод применяется для получения высокочистых металлов.

3. Электролитическое получение металлов.

Металлы, особенно активные, можно получить при электролизе расплавов электролитов. Для щело

www.kursoteka.ru

Способы получения металлов — Справочник химика 21

    АЛЮМИНОТЕРМИЯ (алюмотермия)— способ получения металлов и их сплавов, а также неметаллов восстановлением их оксидов металлическим алюминием. А, основана на том, что соединение кислорода с алюминием сопро- [c.18]

    Электролиз водных растворов — важная отрасль металлургии тяжелых цветных металлов меди,висмута, сурьмы,олова, свинца, никеля, кобальта, кадмия, цинка. Он применяется также для получения благородных и рассеянных металлов, марганца и хрома. Электролиз используют непосредственно для катодного выделения металла после того, как он был переведен из руды в раствор, а раствор подвергнут очистке. Такой процесс называют электроэкстракцией. Электролиз применяется также для очистки металла — электролитического рафинирования. Этот процесс состоит в анодном растворении загрязненного металла и в последующем его катодном осаждении. Рафинирование и электроэкстракцию проводят с жидкими электродами из ртути и амальгам (амальгамная металлургия) и с электродами из твердых металлов. К электролитическим способам получения металлов относят также цементацию — восстановление ионов металла другим более электроотрицательным металлом. Цементация основана на тех же принципах, что и электрохимическая коррозия при наличии локальных элементов. Выделение металлов осуществляют иногда восстановлением их водородом, которое также может включать электрохимические стадии ионизации водорода и осаждение ионов металла за счет освобождающихся при этом электронов. [c.227]


    Способы получения металлов. Сплавы [c.127]

    Общие способы получения металлов. Распространение и формы нахождения металлов в природе. [c.157]

    Чем отличается электролитический способ получения металлов I группы от электролитического способа получения едких щелочей  [c.155]

    Производство алюминия Промышленные способы получения металлов Производство стали [c.171]

    Сопоставьте основные способы получения Металлов с их положением в периодической системе. Классифицируйте металлы по их положению в периодической системе и способу получения. [c.154]

    Пирометаллургия охватывает способы получения металлов из руд с помощью реакций восстановления, проводимых при высоких температурах. В основе пирометаллургии лежат реакции восстановления металлов из их окислов. В тех случаях, когда руда представляет собой соль, например сульфид цинка, ее предварительно переводят в окисел  [c.319]

    Наиболее распространенным способом получения металла высокой чистоты из чернового никеля является электрохимическое рафинирование. В процессе рафинирования чернового никеля происходит также выделение в продукты, удобные для дальнейшей переработки, и других ценных компонентов, содержащихся в нем. [c.126]

    Рассмотрим некоторые общие способы получения металлов. [c.117]

    Впрочем, большинство специалистов продолжало считать, что игра не стоит свеч. К чему разрабатывать и осуществлять сложные технологические процессы извлечения металлов из нефти, когда есть достаточно богатые рудные месторождения и веками отработанные способы получения металлов из них  [c.131]

    Цикл включает передачи Производство серной кислоты , Катализ , РастворЬ , Горение и взрывы , Общие свойства металлов , Ряд напряжений металлов , Коррозия металлов , Электролиз , Производство алюминия , Промышленные способы получения металлов , Производство стали , Окислитель-но-восстановительные реакции , Классификация химических реакций , Закономерности протекания химических реакций . Построение и содержание телепередач цикла направлено не только на правильное усвоение учащимися основных понятий, но также на совершенствование методической работы учителя. Принимая передачи, учитель привыкает при демонстрации опытов и объяснении учебного материала обязательно указывать учащимся конкретные свойства вещества, раскрывать взаимосвязь свойств со строением, фиксировать условия протекания химических реакций, определять возможное направление процесса в других условиях. [c.92]

    Общие способы получения металлов [c.117]

    Сопротивление коррозии для данного металла усиливается при его покрытии более активным металлом или при их сплавлении так, покрытие железа хромом или изготовление сплавов железа с хромом устраняет коррозию железа. Хромированное железо и стали, содержащие хром нержавеющие стали) имеют высокую коррозионную стойкость. Общими способами получения металлов являются электрометаллургия, т. е. получение металлов электролизом расплавов (для наиболее активных металлов) или растворов их солей  [c.160]

    На этапе закрепления и систематизации знаний возможно использование учебных диафильмов Производство и применение чугуна , Производство и применение стали , телевизионных передач Промышленные способы получения металлов , Производство стали . Все эти средства применяют в комплексе с таблицами, моделями заводских аппаратов, коллекциями образцов веществ и материалов (железо и его руды, кокс, шихта, чугун, сталь и др.) и другими средствами. [c.60]

    Окислительно-восстановительные реакции широко распространены. На них основаны промышленные способы получения металлов из руд, процессы горения, дыхания, фотосинтеза, электрохимические и многие другие важные процессы. [c.143]

    В зависимости от способов получения металлов различают пирометаллургию, гидрометаллургию и электрометаллургию. [c.319]

    I 2. Способы получения металлов.  [c.472]

    Назовите наиболее важные способы получения металлов из руд. Напишите уравнения реакций, протекающих при получении натрия, меди, алюминия, железа и хрома. [c.85]

    Простые вещества, их свойства. Взаимодействие металлов Б-групп с галогенами, серой, кислотами. Благородные металлы. Общие способы получения металлов Б-групп. [c.182]

    Основные способы получения металлов 108, 104, 55, Электролиз растворов и расплавов 88—90. [c.188]

    Металлургия — наука о промышленных способах получения металлов. Она может быть черная (железо и его сплавы) и цветная (цветные металлы Сг, А1, РЬ, Mg и т. д.). 95% производимой в мире металлопродукции приходится на железо. [c.154]

    По химическим признакам среди металлов выделяют активные (ЩМ, ЩЗМ, РЗЭ) и инертные, или благородные (ПМ, титан и др.). Важной является классификация по способу получения металлы бывают самородными или входят в состав руд, где они находятся в окисленном состоянии. Восстановление из руд ведут металлотермическим способом, используя активные металлы (натрий, кальций, магний и др.), углерод, водород, приемы порошковой металлургии, электролиз растворов или расплавов и т. д. 

www.chem21.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *