Сообщение на тему столяр – Презентация на тему: «Столяр История професии. Профессия столяр — одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева

Содержание

Реферат Столяр

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Профессиональные функции
  • 2 Столярные инструменты
  • 3 Правила безопасности
  • 4 Профессиональные заболевания
  • Примечания
    Литература

Введение

Столяры

Столя́р — профессиональный рабочий, искусный мастер, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе, с использованием и других материалов (пластика, металла, стекла и т.д). Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник, и не менее, чем резчик (или скульптор) по дереву. Столяр может выполнять уникальные работы по микромоделированию на деревянной основе.

Профессия столяра востребована в мебельном производстве, в строительстве домов, в отделке домов, в авиационной промышленности (изготовление деревянных планеров и частей самолетов), в фигурной резьбе по дереву и в других сферах. Профессия столяра популярна у молодежи и ещё в школах дети учатся работе с деревом на уроках труда. Профессия столяра востребована на рынке.


1. Профессиональные функции

К профессиональным функциям столяра относятся:

  • Вытачивание и изготовление изделий из дерева или на деревянной основе, изготовление мебели (столов, стульев, шкафов, сервантов, табуреток, тумбочек, полок и т. д.), окон, плинтусов, карнизов, лестниц, деревянных частей самолетов и фигурной резьбе по дереву. Распиливание и строгание вручную необлицованных брусковых деталей простого профиля. Нанесение клея вручную на склеиваемые детали и удаление потёков клея с деталей и узлов. Установка шкантов на клей. Наклейка на изделия обивочных материалов. Сборка рамок на металлических скрепках. Сборка простых ящиков из готовых деталей. Приготовление столярного клея. Заточка простого столярного инструмента. Обклейка концов фанерованных деталей гуммированной лентой. Пропитка пластей и кромок брусков мыльным раствором. Раскалывание кругляка на заготовки различных размеров и зарубка контура резной игрушки.
    [1]

2. Столярные инструменты

Для выполнения столярных работ столяры пользуются следующим столярным инструментом:

Буравчик, Верстак, Долото, Ерунок, Киянка, Лобзик, Рубанок, Фуганок, Ручная пила, Скобозабиватель, Стамеска, Зензубель, Фальцгебель, Цикля, Шпунтубель, Стусло, Тесло (инструмент), Ножовка, Топор, Шерхебель, Рубанок двойной, Шлихтик, Медведок, Шпунтовый рубанок, Гребневый рубанок, Галтельник, Горбач, Грунтубель, Шуруп, Стружок, Донце, Протяжка, Фуганок электрический, Дорожник, Строгально-пильный станок, Колодка, Пила для выпиливания шпунтов, Ленточная пила, Лучковая пила, Выкружная пила, Обушковая пила, Поперечная пила, Пила одноручная, Ножовка, Наградка, Станок для обрезки брусков, Разводка, Лобзик электрический, Лобзик пружинный, Лобзик рамочный, Циркулярная пила, Фрезерный станок,Нож, Резак, Скальпель, Фризник, Закройник, Углубитель, Лапчатое долото, Угловое долото, Молоток, Молот, Заточный станок, Брусок шлифовальный, Рашпиль, Напильник, Надфиль, Шкурка, Оселок, Точило, Угольник, Угломер, Ярунок, Малка, Уровень, Отвес, Юстир, Поверочная рейка, Линейка, Поверочная линейка, Радиально-разметочная линейка, Кронциркуль, Нутромер, Штангенциркуль, Рулетка, Шнур, Масштаб (четырехгранная линейка), Карандаш, Рейсмас, Черта, Чертилка, Циркуль, Отволока, Струбцина, Струбцина большая, Тиски деревянные, Тиски, Ручник, Вьюшка, Нажим, Скобель, Скоба, Таскальные скобы, Таскальные крючья, Зажимы, Ворот, Инструмент для резьбы, Бурав, Напарье, Центровая перка, Винтовая перка, Шурупная перка, Сверла, Раздвижное сверло, Коловорот, Дрель ручная, Дрель спиральная, Сверлильный станок, Шило, Отвертка, Гаечный ключ, Клещи, Щипцы, Пинцет, Плоскогубцы, Круглогубцы, Кусачки, Ножницы, Маслянка


3. Правила безопасности

Для безопасности столяр должен знать своё столярное дело, уметь пользоваться столярным инструментом, должен работать в специальной одежде, должен одевать при необходимости средства индивидуальной защиты (очки, перчатки, респиратор и т. п.) и должен знать правила техники безопасности. Дети школьного возраста могут обучаться столярному делу под руководством опытного учителя (наставника, инструктора и родителей), при этом возможно пользование простыми столярными инструментами непосредственно детьми, а пользование детьми дисковыми и ленточными пилами не допускается. К самостоятельному производству столярных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, правилам пожарной безопасности, а также прошедшие инструктаж по охране труда при работе на сверлильном станке, с переносным пневмоинструментом, при работе с ручным электроинструментом II кл., при работе на высоте, при использовании грузоподъёмных машин, управляемых с пола.

[2]

Столяр за работой


4. Профессиональные заболевания

Как и в любой профессии при выполнении столярных работ нужно руководствоваться правилами техники безопасности, а также хорошо знать своё дело и уметь пользоваться инструментом. В случае игнорирования правил техники безопасности и режима работы, а также неправильным пользованием инструментов могут возникнуть профессиональные заболевания. К профессиональным заболеваниям столяра относят в основном заболевания дыхательных путей (как рак лёгких или рак носовой полости), травмы двигательного аппарата (крестец, позвоночник), и травмы конечностей (отпиливание пальцев рук, ладоней, ампутация пальцев ног из-за их травмированности), снижение слуха (у столяров-станочников). Перечисленные заболевания как правило не возникают — при соблюдении правил техники безопасности и режима работы, а также при правильном пользовании инструментами, причем столяры сохраняют работоспособность до преклонного возраста.


Примечания

  1. Типовая должностная инструкция столяра 2-го разряда.
  2. [1] — www.hata.by/catalog/94/3291/item Инструкция по охране труда для столяра.

Литература

  • Кулебакин Г. И. Столярное дело. М., 1987.
  • Покровский Б. С. Слесарно-сборочные работы; Академия, 2006. ISBN 5-7695-3402-8
  • Справочник мастера столярного и мебельного производства; Академия, 2006. ISBN 5-7695-2694-7
  • Краут Ф. и Мейер Фр. Плотничные и столярные работы при внутренней отделке зданий. Декор, двери, окна. С.-Петербург. 1901 год. 208 с.
  • Нетыкса М. А. Практический курс столярного искусства. Пособие. Москва. Издание 2-е, 1901 год
  • Греков И. Д. И столяр, и плотник. Пособие по мастерству деревянных работ. 1931 год. ISBN 5-8392-0048-4

wreferat.baza-referat.ru

Кто такой столяр: достоинства и недостатки профессии

Карьера 21 июня 2016

Человек, который занимается производством сложных моделей мебели, а также изготавливает двери, окна, арки, лестницы и другие изделия из дерева, называется «столяр». Работа этого ремесленника связана непосредственно с массивом древесины. Он может применять различные технологии, такие как фанерирование, шпонирование и ламинирование. При этом столяр не выполняет ручную резьбу.

Кто такой столяр: более подробно о его обязанностях и возможностях

Основными функциями, которые выполняет столяр, становятся:

  • Изготовление самых разных деревянных предметов.
  • Правильная сборка изготовленной продукции.
  • Установка изделий из дерева (если она требуется).

В числе изделий, для изготовления которых привлекают столяра, можно назвать корпусную, офисную, мягкую мебель, окна, двери, перила, ступени и прочие предметы интерьера (функциональные или декоративные).

Кроме того, зная, кто такой столяр и каковы его обязанности, заказчик может нанять его для облицовки стен деревянными панелями, врезки дверного замка и установки ручки.

Кто может быть столяром

Задумываясь о выборе будущей профессии или о переквалификации, стоит учесть, что хорошим столяром может стать далеко не каждый человек. Профессионализм и высокий уровень изготавливаемой продукции напрямую зависят от того, насколько темперамент и личные качества человека соотносятся с особенностями трудового процесса.

Что необходимо будущему столяру:

  • Любить дерево.
  • Обладать хорошим здоровьем (зрением, суставно-мышечной чувствительностью, выносливостью).
  • Уметь хорошо распределять свое внимание.
  • Владеть быстрой зрительно-моторной реакцией.
  • Обладать способностью к длительной концентрации внимания, а также уметь гибко его распределять.
  • Обязательно владеть хорошим пространственным воображением.
  • Иметь развитое наглядно-образное мышление, внимательность, аккуратность.

Видео по теме

Знания, необходимые столяру в работе

Требования, предъявляемые к столяру:

  • Знание свойств древесины всех значимых пород деревьев.
  • Умение обрабатывать материал и знание методов заделки отдельных мест.
  • Понятие о дефектах древесины.
  • Знание способов, которые используются в изготовлении, пригонке и навеске столярных изделий.
  • Знание существующих технологий и оборудования, применяемых в столярном деле.
  • Умение читать чертежи.

Зачастую столяры владеют средним специальным образованием. Правда, есть вероятность того, что на предприятии, где этот человек будет работать, его обучат всем необходимым навыкам, поэтому наличие опыта не является очень важным.

Отдельные аспекты работы столяра

Разобравшись с тем, кто такой столяр и какие функции он выполняет, можно перейти к описанию его инструментария. Инвентарь работников, чья деятельность связана с обработкой древесины, делится на несколько категорий:

  1. Измерительные и разметочные приборы (линейки разных видов и назначений, угольники, уровни, циркули, рулетки, чертилки, карандаши и прочее).
  2. Раскроечные инструменты (ленточные, поперечные, циркулярные пилы, лобзики, ножи, резаки).
  3. Сверлильное и резьбонарезное оборудование (инструмент для нанесения резьбы, перки различных видов, сверла и дрели, коловороты, шила, сверлильные станки).
  4. Вспомогательный инструментарий (молотки разных размеров и форм, молоты, скобозабиватели).
  5. Оборудование в мастерской (верстаки, тиски, зажимы, киянки, рубанки, стаместки и фуганки, фрезерные и строгально-пилильные станки, другие мелкие и крупные инструменты, а также приспособления для их заточки и смазки).

Инструмент столяра зачастую содержит острые грани или представляет собой оборудование с быстродвигающимися острыми элементами, поэтому в процессе работы мастер должен проявлять максимум внимания и аккуратности.

Чтобы исключить возникновение возможных несчастных случаев, на предприятиях существует обязательный инструктаж по технике безопасности.

Смежные профессии

Есть такие специальности, которые включают в себя элементы нескольких смежных профессий или же характеризуются очень маленьким перечнем обязанностей одной из них. Например, столяр-станочник не имеет отношения к сборке готовых изделий, их шлифовке или подгонке. В его задачи входят только работы с применением электрического оборудования.

Вместе с тем столяр-плотник совмещает обязанности, входящие в должностные инструкции двух похожих профессий: столяра и плотника. Как плотник он может выполнять грубую обтеску, острожку и поперечное перепиливание древесных материалов. Также от него ожидают умения воплощать сложные плотнические задания. В качестве столяра такой работник изготавливает самые простые изделия из дерева (леса, козлы, упаковочные ящики, обрешетки и поддоны ).

Профессиональные издержки

После описания того, кто такой столяр и каковы его обязанности, можно понять, какие недостатки характерны для этой профессии. В первую очередь это физическая усталость, возникающая в результате постоянной активной работы.

Также существуют некоторые заболевания, которые наиболее часто диагностируют у столяров:

  • Поражение дыхательных путей (легкие, носовая полость).
  • Травмирование двигательного аппарата (крестца, позвоночника).
  • Высокий риск травмирования конечностей (пальцы рук, ладони, ног и ступни).
  • Для столяров-станочников характерно постепенное снижение слуха.

На данный момент столяр относится к профессиям со средним уровнем востребованности. Поступая на предприятие, работник может надеяться на карьерный рост, увеличение разряда и повышения до бригадира.

Имея высшее образование, столяр может претендовать на замещение должностей мастера или прораба. При желании он способен переквалифицироваться и стать плотником или паркетчиком.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

monateka.com

описание, необходимые навыки и качества

08 мая 2017
Подробности
Обновлено: 28.09.2017 11:32
Автор: Сергей Краковский
Поделитесь в сети:

 

В родстве со столярной профессией – профессия плотника. Однако столярная работа тоньше плотницкой. Плотник может построить дом, а столяр – всё то, что находится внутри. Уровень квалификации столяра обозначается разрядом. Самый высокий разряд – 6. Простейшие работы: отбор, сортировка пиломатериалов, заготовка брусков и т.д. — относятся к 2–3 разрядам. Столяр 4 разряда, в основном, изготавливает и собирает предметы прямоугольной формы. Рабочие 6 разряда изготавливают, устанавливают и реставрируют особо сложные фигурные и лекальные поручни, плинтусы, наличники и т.д.

​Столяр может специализироваться на каком-то определённом направлении. Например, на изготовлении мебели, окон, дверей, лестниц, музыкальных инструментов и пр.
Среди столяров-мебельщиков выделяется немногочисленная группа столяров-краснодеревщиков. Они конструируют новую мебель, реставрируют старую, выполняют  индивидуальные заказы.
Судовой столяр устанавливает и крепит мебель на судах.
Столяр строительный занимается отделкой домой.
Столяр по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов выпиливает ажуры и контуры деталей, узлов.

Работая над изделием, квалифицированный столяр опирается на эскиз и чертёж (которые он разрабатывает сам или получает от дизайнера/заказчика).
Затем он выбирает подходящий для работы пиломатериал, делает заготовки, превращает их в детали.  Соединив их, он получает готовое изделие.

В зависимости от специализации, столяр работает на открытом воздухе или в помещении.  Иногда – на большой высоте (столяры-строители).
При этом мастеру приходится пилить, строгать, вытачивать, клеить и пр. При этом он использует верстак, циркулярную пилу, ножовку, топор, молоток, рубанок и многие другие инструменты и материалы.
Работа с ними требует умения и соблюдения техники безопасности. Их несоблюдение чревато травмами (в основном, травмы конечностей, глаз) и профессиональными заболеваниями.

Столяру приходится дышать лаками, красками, древесной пылью. Некоторые инструменты создают сильный шум и вибрацию.
Всё это может вызвать профессиональные заболевания: болезни дыхательных путей, позвоночника, снижение слуха (у столяров-станочников). К счастью, всего этого можно избежать, если следить за удобством рабочего места, использовать защитные очки, маску, беруши и пр., а также чередовать работу с активным отдыхом, спортом. Многие столяры успешно работают до преклонного возраста.

Рабочее место:

Столяры работают на предприятиях деревообрабатывающей, лесной, лесохимической промышленности, на строительных и ремонтно-строительных предприятиях, судостроительных и судоремонтных предприятиях, в административно-хозяйственных отделах организаций и учреждений.
При хорошей квалификации можно работать индивидуально.

Важные качества:

Склонность к работе руками, художественный вкус, развитый глазомер, пространственное воображение, правильное цветовосприятие, хорошие зрение и слух, координация движений, аккуратность, внимательность, уравновешенность.
Болезни, сопровождающиеся потерей сознания, ревматические заболевания, болезни кожи, нарушение координации движений можно считать противопоказаниями для столярной работы.
Однако некоторые операции (распиловка, строгание, полировка небольших деталей, подгонка узлов, крепление на малогабаритном настольном оборудовании с помощью ручных и электроинструментов) могут выполнять люди с ограниченной подвижностью ног.

Знания и навыки:

Столяру нужно уметь «читать» чертежи, и эскизы (Архитектор). Столяр, работающий индивидуально, должен уметь составлять эскизы и чертежи будущих изделий самостоятельно.
Необходимо знать свойства древесины, владеть способами её обработки, способами изготовления, пригонки и навески столярных изделий.

Поделитесь в сети:
Добавить комментарий

profitworks.com.ua

Столяр — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Профессия

Дом мастера

Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье и столярные. К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным — изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные породы) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

История профессии

Профессия столяр — одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева — одно из первых ремесел, которым овладевал человек.

Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет.

Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты. (источник: Вейс Г. История материальной культуры: Глава 1. Египтяне, С. 97. Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс, электронная версия).

На протяжении тысячелетий развивалось столярное мастерство. В работе мебельщиков отражалась материальная культура времени, проявлялись производительные силы общества. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (источник: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»), дает следующие определения профессии:

  • СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
  • БЕЛОДЕРЕВЕЦ и БЕЛОДЕРЕВЩИК, – столяр, специалист по изготовлению простых изделий, без полировки, фанеровки.
  • КРАСНОДЕРЕВЕЦ и КРАСНОДЕРЕВЩИК – столяр, специалист по дорогим, сложным изделиям (первонач. по изготовлению мебели из красного дерева).

Россия издревле славилась мастерами-столярами и декоративным убранством жилищ, как ажурной резьбой на фасадах построек, так и многочисленными украшениями на предметах мебели.

Профессия в современности

Столяр – многопрофильная профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.

Столяр работает не только с деревом, а и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).

Токарный станок

Условия труда столяра разнообразны в зависимости от вида выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении — в мастерской или цехе. Рабочее место столяра — чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр закрепляет деревянные заготовки, производит разметку и обработку изделия по имеющемуся чертежу. Способы обработки древесины: пиление отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.

Cтолярный верстак

Столяр по изготовлению художественной мебели работает на различных местах, однако их традиционным рабочим местом является столярный верстак, поскольку на многих стадиях процесса изготовления мебели применяется высококвалифицированный ручной труд.

Мебель — особое произведение искусства. Постоянно находясь в жилище человека, она исподволь формирует вкусы людей. Попав в наш дом, мебель остается там десятки, а порой и сотни лет. Но как часто модные новинки в мебели в течение каких-нибудь нескольких лет безнадежно устаревают, в то время, как действительно художественная мебель не стареет совсем. Поэтому в последнее время все больше появляется мебели, выполненной «под старину» и художественной мебели современных форм.

Рубанки, рашпиль, напильники, ножовка…

Для тонкой и тщательной обработки древесины вручную служит столярный инструмент. Несмотря на развитие современных деревообрабатывающих станков, поточных и автоматических линий, он представляет наиболее широкие возможности для обработки древесины, позволяя производить самые различные операции.

Выдающиеся люди данной профессии

Василий Ворносков

Плоскорельефная резьба по дереву существовала в России еще в IX—X веке. Она называется сейчас абрамцево-кудринской по имени села-усадьбы Абрамцево и соседней с ним деревни Кудрине, где она получила новую жизнь в конце XIX века. У истоков современной абрамцево-кудринской резьбы находилась Е. Д. Поленова — сестра известного русского художника В. Д. Поленова. Она возглавила Абрамцевскую столярную мастерскую, где деревенские мальчики обучались бесплатно три года, а потом по образцам Поленовой делали резные по дереву полочки, шкафчики, кресла, шкатулки, рамки, столы. Самым способным из учеников оказался Василий Ворносков, он создал стиль, который теперь называется ворносковским. Он открыл школу-мастерскую для обучения крестьянских детей в Кудрине. А в 1922 году уговорил возвратившихся с фронта мужиков организовать артель «Возрождение». Появились артели и в других деревнях.

Недалеко от платформы Абрамцево по Ярославской железной дороге; она напоминает высокий древнерусский терем, в городке Хотькове, стоят двухэтажные светлые строения Абрамцевского художественно-промышленного училища, из которого уже многие десятки лет по России растекаются мастера-художники кудринской резьбы.

Уникальные стороны профессии

Важный раздел столярного искусства — умение выбирать материал и правильно его отделать, чтобы изделие приносило эстетическое наслаждение людям. Совершенства мастер достигает далеко не сразу, лишь в результате значительной практики человек начинает хорошо чувствовать дерево, соразмерять силу и направление движения инструмента с твердостью древесины и направление ее волокон.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Формирование психологически важных качеств могут затруднить бедность воображения, неразвитость эстетического вкуса, неуравновешенность и нетерпение, недостаточная степень настойчивости и старательности, малый объем двигательной памяти.

Минусом профессии является высокий уровень шума в помещениях, деревянная стружка и пыль, сильные запахи обрабатывающих растворов (лаки, воск, краски, клеи и др.), а также возможность получения травмы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Издавна эта профессия пользуется высоким престижем. Дом современного человека трудно представить без окон, дверей и мебели, а значит всегда будет потребность в плотниках и столярах.

letopisi.org

Урок по теме «Профессия столяр»

Разделы: Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (411,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: расширить информационное пространство вокруг профессии столяра.

Задачи: коррекция мышления на основе игровой методики в упражнениях на развитие группировки и классификацию, развитие зрительного внимания, воспитывать уважительное отношение к труду, как высшие ценности жизни, формировать потребность в труде, работать над коррекцией зрительного восприятия, расширение представлений об окружающем и обогащении словаря.

Вводная часть.

Социальный педагог:

Ребята! Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с миром профессий. Посмотрите на эти строки: “У меня растут года – будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем мне заниматься?”. Это написал Владимир Владимирович Маяковский в книге “Кем быть?”. В вашей жизни наступит важный этап, когда вам будет необходимо определится в выборе своего профессионального будущего, и первый шаг на этом пути – выбор профессии.

Творческое задание “Предметы из дерева”.

Перед тем как предложить детям эту игру, социальный педагог приносит на занятие книгу по столярному мастерству и рассказывает детям, какие породы деревьев используются для изготовления тех или иных предметов. Педагог предупреждает детей, что рисунки могут быть схематичными.

Затем социальный педагог делит детей на группы и раздает каждой группе карточку с рисунком какого-либо дерева. Дети должны вспомнить, что обыкновенно изготавливают из древесины этого дерева, и нарисовать эти предметы. Если дети ошиблись и нарисовали предмет, который не делают из того или иного дерева, группа получает штрафное очко. Побеждает группа, которая за определенное время вспомнит и нарисует больше предметов из своего дерева и получит меньше штрафных очков.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Пивоваровой:

Бежит рубанок по доске,
как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке, –
доска подогнана к доске.
Столяр доволен.
Он поет и в руки молоток
берет…
Доска сколочена с доской
и пахнет солнцем и сосной.
И новый стол почти готов,
и новый стих почти готов.
Вот допишу я строчку,
столяр вобьет последний гвоздь,
и я поставлю точку.

– Ребята, о какой профессии идет речь?
– Правильно о профессии столяр.

Вопросы и задания для беседы;

  • Есть ли у вас или у ваших родителей знакомый столяр? Расскажите о нем.
  • Какие законы и правила должен соблюдать столяр, чтобы его работа была успешной?
  • Перечислите рабочие инструменты столяра.

Основная часть.

– А расскажет о профессии столяра нам учитель трудового обучения Александр Васильевич.

Столяр.

Александр Васильевич: Столяр – профессия многогранная, включающая самые разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую немногочисленную группу выделяются столяры-краснодеревщики, в работе которых преобладают художественные тенденции. Результатом работы столяра являются различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным изделиям каркасной конструкции – оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные ограждения и пр.; к столярным изделиям каркасно-обшивной конструкции – стулья, кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным изделиям бескаркасной конструкции – щитовые двери, столярные ящики, шкафы и письменные столы щитовой конструкции. Столяр должен свободно владеть столярными инструментами (рубанком, фуганком, электрической и механической дрелью и т.д.), уметь работать на станках: строгальном, шлифовальном, токарном. Он должен уметь строгать вручную необлицованные брусковые детали, подготавливать поверхности деталей разных изделий к облицовыванию, наклеивать на изделия облицовочные материалы, зачищать и шлифовать облицованные детали и узлы, подгонять и крепить на клею и шурупах детали к узлам и изделиям, выполнять все виды работ на основных деревообрабатывающих станках, весь комплекс работ по изготовлению художественной мебели и мебели сложной конструкции по чертежам, собирать корпусную и решетчатую мебель сложной конструкции из полированных узлов и деталей, подбирать, подгонять и крепить лицевую фурнитуру – зеркала, стеклянные дверки и полки «в отделанной мебели, защищать детали и узлы, облицованные строганным шпоном древесины, ремонтировать и реставрировать собранную и отделанную корпусную мебель с заменой отдельных узлов и деталей. Трудно перечислить все сферы применения столярных изделий, но особенно велико их значение в строительстве, где невозможно обойтись без деревянных окон и дверей, наличников, полов, плинтусов, галтелей, а также временных сооружений: лесов, подмостей, опалубки.

Социальный педагог: Спасибо, Александр Васильевич. А где, в каких учебных заведениях нашего города готовят специалистов данной профессии, нам расскажет представитель профцентра Людмила Георгиевна

Людмила Георгиевна: Данную профессию можно получить в следующих учебных заведениях:

  • Омский строительный техникум.
  • Омское профессиональное училище № 49.
  • ПУ № 18, р.п. Одесское, д. Буняковка.
  • ПУ № 51 р.п. Нововаршавка.

1. Общие сведения о профессии.

1. Отрасль народного хозяйства. Во всех отраслях, преимущественно в строительстве и мебельном производстве.
2. Тип предприятия или организации. Различные предприятия (государственные, частные, коммерческие)
3. Перечень специальностей по данной профессии. Столяр строительный, столяр мебельный, столяр-краснодеревщик и др.
2. Производственная характеристика профессии.
1. Место работы. В помещении или на открытом воздухе.
2. Орудия труда, предмет труда. Различные деревообрабатывающие станки, дрель, фуганок, рубанок, древесина.
3. Цель труда. Изготовление изделий из древесины
4. Основные производственные операции.
  1. Обработка древесины на деревообрабатывающих станках.
  2. Сборка заготовок отдельных изделий и конструкций.
  3. Сборка и ремонт мебели.
  4. Установка и монтаж блочных изделий для эксплуатации.
5. Профессиональные знания, умения, навыки. Должен иметь навыки работы на деревообрабатывающих станках, знать требования к поверхностям деталей, конструкцию изделий , уметь производить сборочные и облицовочные работы.

3. Санитарно-гигиеническая характеристика профессии.

1. Микроклиматические условия труда. Работа как в помещении, так и вне его, вдыхание паров клеев и лаков, древесной пыли.
2. Режим труда. Нормированный рабочий день.
3. Ограничения по полу и возрасту. Мужчины.
4. Загруженность анализаторов. Зрительный, сенсорный, кинестетический.
5. Медицинские противопоказания. Хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4. Психофизиологические требования к личности специалиста.

1. Требования к особенностям мышления, внимания, памяти и восприятия. Практическое и пространственное мышление, воображение, моторная память.
2. Требования к эмоционально-волевым качествам. Монотоноустойчивость.
3. Требования к деловым качествам Аккуратность, терпение, ответственность, склонность к длительной кропотливой работе.

5. Требования к профессиональной подготовке.

1. Необходимые знания по общеобразовательным предметам. Трудовое обучение.

Социальный педагог: Спасибо, Людмила Георгиевна.

Социальный педагог: А сейчас, мы проверим, какие столярные инструменты дети знают. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать о каком инструменте идет речь.

Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб (пила)

На зеркальном на катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок –
И распался весь каток (стеклорез)

Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,
Только носик прячет (молоток)

Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!» (молоток)

Сам худ, голова с пуд. (молоток и гвозди)

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе…(лопата)

Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем (ножницы)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик (ножницы)

Два брата-акробата –
Ручки – кольцом, ножки – острые (ножницы)

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.

Социальный педагог:

Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. А теперь усложним задание. Я буду задавать вопросы, а вы, подумав очень хорошо, должны дать верный ответ.

– Почему шурупы крепче соединяют детали, чем гвозди. (У шурупов винтовая резьба.)

Ввернуть шуруп в отверстие очень трудно. Как облегчить эту работу? (Наколоть, засверлить отверстие, смазать шуруп мылом или тальком.)

– Кто точнее определит длину бруска.

К каким профессиям готовят Вас на уроках трудового обучения?

– Приведите пример о разных случаях из жизни, когда необходима помощь столяра.

– Как Вы думаете, что произошло бы в жизни, если бы не было профессии столяра?

Социальный педагог: А теперь мы поиграем в игру “Узнай пословицу по ее концу”. Я начинаю читать пословицу, а вы ее продолжаете до конца.

  1. Кто не работает … (тот не ест).
  2. Хочешь есть калачи … (не сиди на печи).
  3. Труд человека кормит … (а лень портит).
  4. Кто любит труд … (того люди чтут).
  5. Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда). И др.

Социальный педагог: Молодцы, вы хорошо знаете пословицы. А теперь проверим Ваше внимание. Вы должны из предложенных наборов картинок убрать ту, которая не соответствует данному набору предметов.

Воспитатель: А теперь скажите, как одним словом объединить эти предметы? (Мебель.) А эти? (Посуда.)

Заключительная часть.

Социальный педагог: А подведем итог нашего занятия игрой “Внимательный столяр”. Послушайте правила игры: дети встают в круг (они предметы), ведущий говорит каждому предмету, что у него сломано (нужно приготовить карточки). Столяра обходят, запоминают поломки, а затем отворачиваются. В это время дети меняются и убирают карточки. Побеждает тот столяр, который больше запомнил и назвал поломок. (Игра проходит под тихую музыку.)

Социальный педагог: Ребята, мы дружно и весело поработали, а теперь давайте посмотрим какие изделия из дерева изготовили ребята на уроках трудового обучения.

Выставка детских работ.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация «Профессия столяр»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ГБС(К)ОУ школа-интернат №18 Невского района
Мультимедийная презентация Профессия столяр Работа ученика 9 класса Жданкова Дениса Руководитель: учитель технологии Зазеблая Раиса Степановна Санкт-Петербург 2013 г.

Слайд 2

Профессия столяр
Профессия — род трудовой деятельности человека на основе его специальных знаний, практических навыков и личного опыта. Профессия подразделяется на специальности. Специальность – более узкая область рода трудовой деятельности

Слайд 3

Столяр
Профессия столяр охватывает довольно большой диапазон видов деятельности. Ее представители занимаются непосредственной подготовкой лесоматериалов к использованию, а также конструированием и сборкой различных деревянных изделий.

Слайд 4

Столярное ремесло является одним из самых древних. На некоторых фресках, найденных на территории Древнего Египта, можно найти изображения плотников.

Столярное ремесло является одним из самых древних. На некоторых фресках, найденных на территории Древнего Египта, можно найти изображения плотников.
Столярное ремесло является одним из самых древних. На некоторых фресках, найденных на территории Древнего Египта, можно найти изображения плотников.

Слайд 5

Профессия столяр требует от человека наличия большой физической силы, выносливости и ловкости. Основным условием высокой продуктивности таких работников является быстрая зрительно-моторная реакция. Каждый плотник должен иметь хороший глазомер, а также высокий уровень концентрации. Также не будет лишним наличие пространственного воображения, развитого технического мышления, а также способности распределять свои усилия при обработке различных материалов.

Слайд 6

Работа с деревом -основная специфика работы столяра.
К профессиональным функциям представителей этой профессии относится вытачивание изделий из дерева, изготовление мебели, плинтусов, окон, лестниц и других конструкций. Кроме того, столяры вручную выполняют распиливание и строгание необлицованных брусков. Также плотники занимаются склеиванием различных деталей и приготовлением столярного клея. Еще представители этой профессии сами выполняют заточку столярного инструмента

Слайд 7

Рабочие инструменты столяра
Профессия столяр подразумевает владение огромным числом инструментов, например, верстаком, лобзиком, киянкой, рубанком, ручной пилой, стамеской, стуслом, топором, фрезерным станком, молотком, напильником и многимиИнструмен други

Слайд 8

Техника безопасности на производстве
Также стоит отметить, что для любого плотника важную роль играет соблюдение правил техники безопасности. Как правило, столяры работают в специальной одежде, а в случае необходимости они надевают индивидуальные средства защиты (перчатки, респиратор, очки и так далее). Дети школьного возраста обучаются столярному делу только под руководством опытного учителя. При этом используются лишь простые столярные инструменты. Что же касается различных ленточных и дисковых станков, то к ним дети во время занятий не допускаются.

Слайд 9

Профессиональные заболевания
Игнорирование правил техники безопасности может привести к возникновению профессиональных заболеваний у плотников. Как правило, это могут быть заболевания дыхательных путей (астма, рак легких, рак носовой полости), травмы опорно-двигательного аппарата, а также травмы конечностей. Кроме того, у столяров, работающих преимущественно на станках, со временем может наблюдаться существенное снижение слуха.

Слайд 10

Где можно научиться быть столяром?
К самостоятельному выполнению различных столярных работ допускаются лица не моложе 18 лет, которые имеют соответствующую квалификацию. Выучиться на столяра можно в профессиональных технических училищах, поступив на соответствующую специальность.

Слайд 11

С чем связан карьерный рост ?
Карьерный рост у представителей этой профессии связан с уровнем профессионализма и умением пользоваться тем или иным оборудованием

Слайд 12

Возможности хорошего заработка.
Этой сфере деятельности возможен так называемый «вертикальный» рост: столяр может постепенно перейти от выполнения трудовых операций к управлению персоналом и руководить работой бригады плотников. Что же касается «горизонтального» роста, то многие столяры стараются расширить спектр своей деятельности, осваивая новые специализации.

Слайд 13

Напоследок стоит отметить, что профессия столяр востребована в организациях, связанных со строительством и сельским хозяйством. Также представителей этой профессии можно встретить в ремонтных цехах заводов, жилищно-строительных конторах, на деревообрабатывающих комбинатах и частных предприятиях.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

lusana.ru

История столярного ремесла


Но некоторым плотникам захотелось большего и они принялись за более тонкую работу: вытачивать мелкие детали и соединять их, изготавливать лестницы, оконные рамы, двери, арки, строить лодки и более сложную мебель, — так появились столяры. Ну а затем из них выросли и настоящие художники по дереву — краснодеревщики, способные творить из редких сортов древесины настоящие произведения искусства.
 

Любопытно, что в русском языке мастер, делающий мебель из драгоценных пород дерева, называется «краснодеревщик», так как начиналась эта профессия с изготовления изделий именно из красного дерева, и только позже этот термин распространился на работы и из других ценных сортов древесины. А в других языках, например, в испанском и французском, такие же специалисты называются «чернодеревщиками», так как они начинали с эбенового (черного) дерева, но и этот термин в настоящее время употребляется для столяров, работающих с разными редкими и красивыми сортами древесины.


От древних произведений столярного искусства, к сожалению, мало что сохранилось, кроме найденных археологами изображений столярных работ на барельефах и настенных росписях. Первые инструменты, которые придумали люди на заре своего существования, были, в основном, из дерева, кости или камня. Древние плотники использовали деревянные гвозди, заточенные с помощью каменного или костяного ножа, для скрепления деревянных деталей. На старинных картинах, повествующих о строительстве Ноева ковчега, можно увидеть некоторые столярные инструменты тех библейских времен: примитивную пилу; вполне узнаваемые топоры, которые до эпохи металла делали из камня; деревянную кувалду, которой забивали костыли в дыры, проделанные с помощью примитивного сверла —  предшественника современной дрели. Когда человечество научилось обрабатывать металлы, то инструментов было придумано намного больше и большинство из них с течением времени почти не изменилось. В эпоху Древнего Рима появились такие инструменты как рубанок и долото. Топоры стали мощнее и с более острым лезвием. Были изобретены пилы, которые по началу были не очень-то эффективными, так как могли двигаться только в одном направлении. Только в 15 веке, с развитием металлообрабатывающих технологий, было придумано лезвие для пилы, которое двигалось не только «туда», но и «обратно». 

Надо заметить, что на протяжении веков столярный инструмент практически не изменился: по-прежнему существуют молотки, гвозди, рубанки и пилы, да и используют их так же как раньше, несмотря на то, что у каждого из традиционных инструментов появились электрические аналоги.

massifworks.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *