Смазка жро железнодорожная – Смазка железнодорожная ЖРО. Купить Смазка железнодорожная ЖРО. Продажа Смазка железнодорожная ЖРО в Москве, Санкт-Петербурге, Украине, Белоруссии, Казахстане. Цена. Объявление

Железнодорожные смазки


21.08.2010
Железнодорожные смазки


В СССР, а позднее в Российской Федерации исторически сложился специфический ассортимент смазок, предназначенных исключительно для железнодорожного транспорта. В связи с развитием скоростного железнодорожного транспорта, особенно в последние годы; в механизмах подвижного состава железных дорог стали применять смазки обычных типов — ЦИАТИМ-201, 1-13, солидол С и др. Однако в целом на железнодорожном транспорте используют сорта смазок, специфические только для него. Железнодорожные смазки можно разделить на несколько групп. В первую войдут две смазки для букс подвижного состава железных дорог: ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ. Во вторую — смазки для механизмов железнодорожных тормозов: ЖТКЗ-65 и ЖТ-72 (ЦИАТИМ-221Д). Особняком стоят антиаварийная смазка ЖА, контактная, рельсовые смазки ЖР («Ед» и «3»), а также твердая брикетная смазка ЖД. Железнодорожная смазка кулисная ЖК близка по свойствам и составу к Na-смазкам для повышенных температур, например, к смазке 1-13. Железнодорожную антикоррозионную смазку АК производят в небольших объемах. Она вполне аналогичную по свойствам и составу 
смазке ПВК
, а также другим защитным углеводородным  смазкам общего назначения. Брикетные железнодорожные смазки: дышловые ЖД-1п и ЖД-СК, а также буксовую ЖБ, производившиеся  ранее в больших объемах сейчас не вырабатывают. Это связано с тем, что эксплуатация паровозов в основном прекращена. Из технических условий ТУ 32 ЦТ 548—73 буксовая смазка пока не исключена, однако она повсеместно заменена смазкой Буксол (ТУ 0254-107-01124328-01). Смазка для железнодорожных тормозов ЖТ-4а вытеснена смазкой ЖТКЗ-65. За рамками статьи также осталась графитная смазка для полозов пантографов, так как она представляет собой ТЕСП — твердое смазочное покрытие.
Железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ (ГОСТ 19791—74)
является модификацией смазки 1-13. Смазка ЛЗ-ЦНИИ отличается присутствием в ней антиокислительной и противозадирной присадки. Кроме того, смазку готовят на маловязком масле веретенном АУ. ГОСТ 19791—74 разрешает применять для приготовления смазки смесь индустриального масла  И-50А с маслом веретенным АУ. Однако на деле такую смесь не используют. Смазка ЛЗ-ЦНИИ имеет хорошие противоизносные  и противозадирные свойства. Смазка сохраняет свои свойства при достаточно низких температурах. Смазка ЛЗ-ЦНИИ полностью вытеснила смазку 1-ЛЗ в буксах железнодорожных вагонов. Ее использование для цилиндрических роликовых подшипников букс должно улучшить условия их работы. Смазка предупреждает заедание бортов колец и трущихся поверхностей торцов роликов. При испытаниях на узлах трения скоростных поездов показала хорошие результаты. Обеспечивает пробег букс в течение пяти лет на расстояние 450 тысяч километров. Однако смазка ЛЗ-ЦНИИ имеет ряд недостатков, обусловленных использованием натриевых мыл в качестве загустителя: склонность к термоупрочнению, недостаточную консервационную эффективность, низкую водостойкость. Кроме того, эта смазка дублирует литиевую смазку ЖРО, предназначенную для применения в аналогичных узлах трения (буксах) локомотивов. Ведутся работы по созданию новой единой смазки для букс вагонов взамен смазок ЛЗ-ЦНИИ и ЖРО. В стандарте указано, что смазка ЛЗ-ЦНИИ работоспособна до — 60 °С. Однако фактически это не низкотемпературная смазка, и ее применение ниже — 40 °С нецелесообразно.
Для роликовых подшипников ЖРО (ТУ 32 ЦТ 520—77) —однородная гладкая мазь коричневого цвета. Для улучшения низкотемпературных свойств смазку производят на маловязком веретенном масле АУ, вырабатываемом из нефти уральских месторождений. В смазку входит литиевое мыло предварительно осерненного касторового масла, что существенно улучшает смазывающую способность и противозадирные свойства смазки. Смазка ЖРО вполне водостойка, как, впрочем, и всё литиевые смазки,. По низкотемпературным свойствам смазки ЖРО и ЛЗ-ЦНИИ практически равнозначны. Предельная температура их использования близка к — 40 °С. Указание в технических условиях о работоспособности смазки ЖРО до — 50°С не подтверждается опытом применения и данными по величине ее вязкости при низких температурах.
Смазку ЖРО используют во всех узлах трения с подшипниками качения, установленными на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе железных дорог. В частности ее успешно применяют в подшипниках тяговых электродвигателей. Смазка ЖРО работоспособна всесезонно и обеспечивает длительный пробег (до 400 тысяч километров) без ее смены в узле трения. Выпускают смазку ЖРО двух сортов. Первый имеет повышенный предел прочности при 50 °С (не менее 350 Па) и температуру каплепадения (не ниже 175 °С).
«Метро» (ТУ 38 101262—72) используется в моторно-осевых подшипниках вагонов метрополитена. Ее употребляют при температурах до 75 °С. Предусмотрен выпуск трех марок смазки: М-1, М-2 и М-3, различающихся содержанием натриевых мыл синтетических жирных кислот и соответственно консистенцией, хотя она является весьма плотной у всех трех марок. Сейчас практически вырабатывают только марку М-1. Смазка «Метро» устарела и должна быть заменена более высококачественной.
Кулисная ЖК  — специализированная железнодорожная смазка. Производится по ТУ 32 ЦТ 549—73. Применяется для соединений рессорного подвешивания, опор топки, гнезд трения кулисного механизма и других узлов трения паровозов. Помимо железнодорожного транспорта,  смазку ЖК повсеместно используют на заводах стройматериалов как технологическую. В строительной отрасли она называется кулисная ЖБК. По свойствам и составу она близка к жировым Na-смазкам, используемым при повышенных температурах. Отличие заключается в меньшем количестве загустителя и способе производства (смазку изготавливают методом холодной варки). Недостатком этого метода производства является повышенная щелочность готового продукта. Кулисная смазка легко заменяется многоцелевыми смазками, например литолом-24, а для некоторых механизмов и солидолом С. Вместе с тем, кулисная смазка значительно дешевле солидола, а тем более литола-24. Поэтому  заменять ее другими видами смазки не рационально.
Смазка ЖТКЗ-65 для автотормозных приборов (ТУ 32 ЦТ 546—73) близка по составу и свойствам к литиевой смазке ЦИАТИМ-201. Основное отличие смазки ЖТКЗ-65 — замена части стеариновой кислоты, идущей на приготовление мыла, касторовым маслом. По всем основным характеристикам смазки ЦИАТИМ-201 и ЖТКЗ-65 одинаковы. Несколько лучшие низкотемпературные свойства смазки ЖТКЗ-65, большая отпрессовываемость и испаряемость масла объясняются приготовлением ее на менее вязком (чем даже МВП) масле — индустриальном И-5А (велосите). Используемое масло должно иметь высокую анилиновую точку, что соответствует низкому содержанию ароматических углеводородов. Благодаря этому смазка ЖТКЗ-65 не вызывает сильного набухания резиновых деталей тормозной аппаратуры. ЖТКЗ-65 используют как специализированную смазку для механизмов железнодорожных тормозов. Но начали ее применять в электроаппаратуре локомотивов. Расширение сферы применения этой смазки нерационально, так как вместо нее почти всегда можно использовать однотипную смазку ЦИАТИМ-201. Поскольку в настоящее время появилась смазка ЖТ-72, практически совсем не взаимодействующая с резиной, смазку ЖТКЗ-65 употребляют главным образом в тех механизмах тормозов, где реализуется трение металла по металлу.
Для автотормозных приборов подвижного железнодорожного состава ЖТ-72 (ТУ 38 101345—77) представляет собой модификацию высокотемпературной смазки ЦИАТИМ-221. До 1977 г. смазку ЖТ-72 называли также смазкой ЦИАТИМ-221 Д. Содержит дибутилфталат, сохраняющий свойства резиновых деталей, с которыми соприкасается смазка. По всем основным характеристикам смазки ЦИАТИМ-221  и ЖТ-72 практически идентичны. Смазку ЖТ-72 применяют главным образом в тормозах локомотивов, а также в других случаях, когда имеет место пара трения металл-резина. Гарантийный срок службы смазки в тормозных приборах  грузовых вагонов установлен в 3,5 года, пассажирских — 5 лет. Технической необходимости в двух сортах смазок для железнодорожных тормозов (ЖТКЗ-65 и ЖТ-72) нет. Смазка ЖТ-72 дорога в производстве.
Смазка ЛЗ-31Т (ТУ 38 101571—75) — мягкая мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Представляет собой модификацию автомобильной специализированной смазки ЛЗ-31. В ней несколько меньше содержится загустителя и в ее составе отсутствует вязкостная присадка совол. Имеет более высокий предел прочности при 50°С и пониженную вязкость при 0°С. В остальном свойства и особенности применения смазок ЛЗ-31 и ЛЗ-31Т практически идентичны. Смазку ЛЗ-31Т применяют только в подшипниках качения кодовых трансмиттеров типа КПТ системы сигнализации на железных дорогах. Ею смазывают тихоходные (30 об/мин) малонагруженные подшипники качения, непрерывно работающие в течение длительного времени. Шкафы с кодовыми трансмиттерами располагаются в прирельсовой зоне, что ужесточает требования к смазке, работающей в загрязненной атмосфере. Следует все же полагать, что в этих узлах трения успешно могут быть использованы и другие смазки, например многоцелевая
смазка литол-24
.
Твердая паровозная дышловая ЖД (ТУ 32 ЦТ 548—73) состоит из вязкого масла нигрол, загущенного натриевыми мылами природных жиров. Смазка ЖД относится к брикетным смазкам. Ее получают холодным способом. В связи с этим смазка содержит в большом количестве воду и свободный едкий натр. Для приготовления из нее длинных цилиндров (свечей) смазку продавливают шнеком через формующее устройство. В результате смазка несколько размягчается. Максимальная температура ее применения 75°С. Соприкосновение смазки с водой недопустимо из-за водорастворимости натриевого мыла. Смазка ЖД предназначена для разрезных дышловых подшипников и для смазывания пальцев кривошипов в подшипниках, оборудованных плавающими втулками. Температура каплепадения смазки должна превышать 100°С (фактически она близка к 200°С), пенетрация при 25 °С находится в пределах 35—70, а при 75 °С 70—95, испаряемость смазки за 1 ч при 100°С достигает 4%, а при 150°С —7,2%. Критическая нагрузка заедания смазки ЖД равна 710 Н (71 кгс), а сваривания — 3160 Н (316 кгс).
Антиаварийная ЖА (ТУ 32 ЦТ 550—73) ранее называлась смазкой Зуевского. Ее готовят загущением маловязкого масла натриевыми мылами нафтеновых кислот, входящих в состав асидол-мылонафта, и добавляют графит. Присутствие поверхностно-активных веществ и антифрикционной добавки способствует существенному улучшению смазочных и приработочных свойств смазки ЖА. Смазку используют при неисправности букс железнодорожных вагонов. Ее добавляют в греющиеся буксы подвижного состава дополнительно к осевому маслу, обычно применяющемуся в подобных случаях. В результате приработки трущихся поврежденных поверхностей выход подшипника из строя предотвращается . В итоге можно не отцеплять вагон на промежуточных станциях, не являющимися ремонтными депо. Высокие обкаточные свойства смазки ЖА способствуют уничтожению рисок и царапин, а также других мелких повреждений поверхности подшипника и оси. Полноценного заменителя смазки ЖА нет. В связи со специфическим назначением смазки ЖА, а также вытеснением подшипников скольжения в буксах вагонов подшипниками качения масштабы использования смазки ЖА уменьшаются.
Рельсовая ЖР (ТУ 32 ЦТ 553—73) представляет собой Na-Ca-смазку, достаточно близкую по составу к смазке 1-13. Отличается от нее тем, что обе марки смазки ЖР готовят на маловязких маслах. В смазку ЖР вводят порошкообразный графит. Если графитная смазка УСсА является модификацией солидола, то рельсовая ЖР представляет собой модификацию смазки 1-13. По основным характеристикам она мало отличается от железнодорожной смазки кулисной ЖК; обе получают методами холодной варки, что и объясняет высокое содержание в смазках свободной щелочи. Рельсовую смазку используют для уменьшения бокового износа рельсов на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар.
Смазку ЖР марки «Ед» (единая) употребляют летом и зимой при температурах до —30°С, марки «3» (зимняя)—при особо низких температурах. В технических условиях указано, что смазку марки «3» применяют до — 35 °С. Очевидно она вполне успешно может работать и при — 50 °С. Но подача смазки на рельс при особо низких температурах может быть затруднена. Выбор натриево-кальциевой смазки в качестве смазочного материала для рельсов не практичен, так как смазки такого типа растворимы в воде. Присутствие графита до некоторой степени нивелирует этот недостаток. Графитная кальциевая смазка, например УСсА, является более рациональным выбором чтобы смазывать рельсы на закруглениях железнодорожного пути . Гарантийный срок хранения рельсовой смазки по техническим условиям — один год, что абсолютно не оправдано. Фактически же смазку можно хранить без ограничения времени (до 10 лет и долее).
Контактная (ТУ 38 УССР 001979—72) по составу и природе аналогична антифрикционным пластичным смазкам. Однако назначение ее весьма специфическое—ее употребляют для смазывания накладок и стыков рельсов с целью обеспечения устойчивой электропроводности рельсовых стыков. Контактную смазку готовят на кальциевых мылах СЖК. В связи с этим она имеет хорошую водостойкость и не смывается дождем. В смазку входит 30% графита, который и придает ей нужную электропроводность. Высокое содержание мыл и графита обусловливает большой предел прочности и высокую вязкость смазки. Так, предел прочности на сдвиг при 20°С превышает 2000 Па (20 гс/см2), а при 80 °С равен 600 Па; вязкость контактной смазки при 0°С составляет 1500 Па-с (15000 П), а при 20°С она равна 400 Па-с. В связи с этим нанесение смазки на стыки зимой без разогрева затруднено. Низкая испаряемость (2% при 100°С) и хорошая коллоидная стабильность (отпрессовываемость масла не более 3%) свидетельствуют о высокой стабильности смазки во времени. Гарантийный срок хранения контактной смазки в таре установлен неоправданно коротким (1 год). В связи с высокой стабильностью контактная смазка сохраняет необходимые качества в течение самого длительного времени —до 10 лет и долее. Заменителем контактной смазки может служить солидол С или смазка графитная УСсА при введении в них соответственно 30 или 20% графита.



www.expert-oil.com

Пластичные смазки железнодорожные

ТУ 3185-003-01055954-2002

Железнодорожная смазка ПГК-1 предназначена для смазывания кранов в кабине машиниста и разобщительных кранов тепловозов, электровозов, моторного подвижного состава.

Смазка изготавливается на основе смеси индустриальных масел, загущенной литиевыми мылами стеариновой и 12-оксистеарионовой кислот.

Эксплуатируется при температурах от -50°С до +100 °С при давлении влажного воздуха до 0,9 МПа.

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 32 ЦТ 2186-93

СМАЗКА ДЛЯ КОНТАКТА «КОЛЕСО-РЕЛЬС» СПЛ предназначена для защиты гребней бандажей колесных пар и рельсов от износа и эксплуатируется при температурах от -30 °С до +60°С в основном в путевых лубрикаторах, может применяться и в других типах лубрикаторов.

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 32 ЦТ 548-83

Железнодорожная смазка ЖД предназначена для смазывания разрезных дышловых подшипников, пальцев кривошипов и подшипников, оборудованных плавающими втулками.

Смазка изготавливается из нефтяного масла, загущенного натриевым мылом кислот саломаса и жирового гудрона. Содержит до 6% воды и до 1,2% щелочи (NaOH).

Водорастворима. Работоспособна при температуре от -30 до 100 ºС.

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 32 Ц1176-83

Железнодорожная смазка ЖТ-79Л применяется в тормозах локомотивов и вагонов. Изготавливается из смеси кремнийорганической жидкости и изопарафинового масла, загущенной стеаратом лития.

Смазка содержит антиокислительную присадку и пластификатор. Не вызывает набухания резины, обладает хорошими противоизносными характеристиками, морозо- и водостойкая. Работоспособна при температуре от -60ºС до +120ºС.

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 38 101345-77

Железнодорожная смазка ЖТ-72 применяется в тормозах локомотивов при трении резины по металлу. Изготавливается из кремнийорганической жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот.

Смазка содержит антиокислительную присадку и добавку, снижающую вязкость при отрицательных температурах. Морозостойка, не вызывает набухания резиновых уплотнений автотормозных приборов. Работоспособна при температуре от -60ºС до +120 ºС.

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 0254-013-00148820-99

СМАЗКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛЗ-ЦНИИ (У) представляет собой маловязкое минеральное масло, загущенное натриево-кальциевыми мылами кислот касторового масла, и содержит антиокислительную и противоизносную присадки.

Смазка ЛЗ-ЦНИИ используется в роликовых подшипниках железнодорожных вагонов при температуре от -60ºС до +100ºС. ЛЗ-ЦНИИ предупреждает заедание трущихся поверхностей торцов роликов и бортов колец.

Аналог смазки ЛЗ-ЦНИИ: SKF-65 фирмы SKF (Швеция).

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 32 ЦТ 520-83

Железнодорожная смазка ЖРО предназначена для применения в узлах трения с подшипниками качения локомотивов, дизель поездов, мотовагонного подвижного состава, а также в подшипниках тяговых электродвигателей. Работоспособна при температуре от -40ºС до +120ºС, сохраняет работоспособность в течение непродолжительного времени при температуре +130 ºС. Обладает высокими водостойкостью и противозадирными характеристиками.

Подробнее…

Запрос цены

ТУ 0254-026-46977243-2004

Антифрикционная узкоспециализированная смазка ЛЗ-31T предназначена для шарикоподшипниковых узлов трения кодовых трансмиттеров типа КПТ системы сигнализации на железных дорогах.

Смазка ЛЗ-31Т представляет собой модификацию смазки ЛЗ-31: в ней меньше загустителя – стеарата лития, базой также является синтетическое масло; смазка ЛЗ-31Т содержит антиокислительную и антикоррозийную присадку.

Подробнее…

Запрос цены

www.rusma-spb.ru

СМАЗКА ЖРО

ТУ 32 ЦТ 520-83

Железнодорожная смазка ЖРО предназначена для применения в узлах трения с подшипниками качения локомотивов, дизель поездов, мотовагонного подвижного состава, а также в подшипниках тяговых электродвигателей. Работоспособна при температуре от -40ºС до +120ºС, сохраняет работоспособность в течение непродолжительного времени при температуре +130 ºС. Обладает высокими водостойкостью и противозадирными характеристиками.

Смазка обеспечивает без замены и пополнения 400000 км пробега электровозов и тепловозов. Изготавливается на основе маловязкого нефтяного масла, загущенного литиевым мылом стеариновой, олеиновой и кислот касторового масла, содержит антиокислительную присадку.

Физико-химические показатели


п/п
Наименование показателяЗначение показателя
1.Внешний видОднообразная вазелинообразная масса от светло-желтого до коричневого цвета, допускается мелкая зернистость
2.Температура каплепадения, ºС, не ниже175
3.Коллоидная стабильность, % отпресованного масла, не более15
4.Пенетрация при 25ºС с перемешиванием, 0,1 мм, в пределах190-250
5.Предел прочности при 50º С, Па, не ниже350
6.Вязкость при минус 30º С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па·с, не более2000
7.Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, %, не более0,25
8.Испаряемость при 100º С, %, не более2,5
9.Массовая доля воды, %Следы
10.Массовая доля механических примесейОтсутствие
11.Коррозионное воздействие на металлыВыдерживает

Гарантийный срок хранения в таре изготовителя — 5 лет.

www.rusma-spb.ru

Железнодорожные смазки свойства — Справочник химика 21

    Если рабочие температуры превышают 60—70 °С и применение солидолов невозможно, используют N3- и Ыа-Са-смазки, которые работоспособны до 100—110°С. Однако из-за склонности к термоупрочнению более целесообразно применять их до 100 °С. Общий недостаток Ма- и Ма-Са-смазок — их растворимость в воде. Добавление небольшого количества кальциевых мыл не сказывается на свойствах Ма-сма-зок поэтому оба типа смазки рассмотрены вместе. Серия Ка-смазок, вырабатываемых под разными наименованиями, достаточно велика. Помимо смазок общего назначения 1—13 и консталина жирового, в промышленных масштабах вырабатывают близкие к ним по составу и свойствам железнодорожные смазки ЛЗ-ЦНИИ, кулисную ЖК и метро, автомобильные ЯНЗ-2 и карданную АМ. Железнодорожные и автомобильные смазки описаны в соответствующих разделах. Здесь следует указать, что все они близки друг к другу по составу и по основным свойствам и, как правило, взаимозаменяемы. Для приготовления Ыа-смазок общего назначения используют естественные жиры, реже синтетические кислоты. В отличие от солидолов с.мазки на синтетических кислотах не вы- [c.40]
    Кулисная ЖК (ТУ 32 ЦТ 549—73) — специализированная железнодорожная смазка, предназначенная для гнезд трения кулисного механизма, соединений рессорного подвешивания, опор топки и других механизмов паровозов. В последние годы смазку ЖК широко применяют как технологическую на заводах строительных материалов под наименованием кулисная ЖБК. По составу и свойствам она близка к жировым натриевым смазкам, используемым при повышенных температурах, но в ней несколько меньше загустителя. Кроме того, эту смазку готовят методом холодной варки, в связи с чем для нее характерна высокая щелочность. Кулисная смазка легко может быть заменена обычными смазками, вырабатываемыми нефтяной промышленностью, например смазкой литол-24, а для некоторых узлов трения и солидолом С. Однако, поскольку кулисная смазка значительно дешевле, заменять ее пока нецелесообразно. [c.190]

    Смазка кулисная паровозная ЖК (ТУ 32 ЦТ-002—68) —специализированная железнодорожная смазка, предназначенная для гнезд трения кулисного механизма, соединений рессорного подвешивания, опор топки и других механизмов паровозов. По составу и свойствам ее следует включить в группу жировых натриевых смазок для повышенных температур. Отличие состоит в несколько пониженном содержании загустителя, а также в том, что ее готовят методами холодной варки. Последнее объясняет высокую щелочность смазки. Кулисная смазка без особого труда может быть заменена обычными, вырабатываемыми нефтяной промышленностью, например смазкой 1-ЛЗ и для некоторых узлов трения солидолом С. Правда, кулисная смазка значительно дешевле, поэтому заменять ее пока нецелесообразно. [c.284]

    Смазка индустриальная для прокатных станов ИП2 (ГОСТ 6708—53) представляет собой твердую брикетную смазку. Получаемые брикеты, имеющие высокую температуру каплепадения, используют для смазывания открытых шеек подшипников скольжения валков прокатных станов старой конструкции, В качестве заменителя смазки ИП-2 можно использовать железнодорожную смазку ЖД-1п, близкую к ней по составу и свойствам. [c.332]

    Кроме того, по ГОСТ 3127—46 одним и тем же литером обозначается несколько свойств и областей применения смазок (А активированная для высоких нагрузок А —автотранспортная А —защитная для амуниции А — смазка железнодорожная аварийная для вагонных букс и т. д.), что также затрудняет пользование классификацией. Поэтому установленной ГОСТ 3127—46 классификацией практически не пользуются. [c.249]

    На железнодорожном транспорте используется более тридцати наименований антифрикционных смазочных материалов. В основном это пластичные смазки, общая характеристика которых с указанием области применения и заменителя приведена в табл. 75. В соответствии с требованиями к антифрикционным смазкам для большинства из них определен ряд физико-химических показателей (табл. 76). Необходимо учитывать, что совпадение значений отдельных показателей физикохимических свойств не свидетельствует о возможности в одинаковой мере обеспечивать надежность и безопасность работы узла трения. [c.127]

    Трансмиссионные и осевые масла применяются для смазки автомобильных и тракторных гипоидных трансмиссий и шеек осей железнодорожных вагонов и тепловозов. Масла эти должны обладать высокими противозадирными свойствами, для чего к ним добавляют серу-, хлор- и фосфорсодержащие присадки. Основные сорта таких масел для зимних и летних условий приведены в табл. 27. [c.139]

    Весьма эффективны твердые смазки при высоких удельных давлениях и низких скоростях скольжения. Твердые смазки не собирают пыли и грязи. Это свойство весьма ценно, когда подшипники работают в загрязненной атмосфере (в железнодорожном транспорте ), при обработке пластиков, дерева, в цементном оборудовании, в угледробилках, где обычные смазки из-за обилия пыли и грязи превращаются в абразив. [c.108]

    Антикоррозионная. К (ТУ 32 ЦТ 552—78) выпускается для железнодорожного транспорта. Смазка АК в 3—6 раз дороже, чем все другие смазки, описанные в этом разделе. По свойствам и особенностям применения антикоррозионная смазка мало отличается от пушечной смазки, технического вазелина и др. Ее температура каплепадения на 6—10 °С выше, чем у других консервационных смазок. Это объясняется большей температурой плавления загустителя — церезина. Смазка предназначена для покрытия стальных тросов и деталей контактной сети электрифицированных железных дорог. Вместо нее для этих целей вполне можно использовать пушечную смазку. Кроме того, для аналогичных целей (зашита от коррозии линий электропередачи) применяют смазку ЗЭС. Появление п существование смазки АК ничем не оправдана. Она пополнила и без того достаточно многочисленную группу углеводородных защитных смазок общего назначения. [c.148]

    В книге изложены современные представления о природе, эксплуатационных свойствах и основных типах пластичных смазок. Особое внимание уделено подбору смазок для различных условий эксплуатации. Приведены данные о применении отечественных смазок в типовых узлах трения механизмов, машин и т. д., а также при низких и высоких температурах, при высоких нагрузках и скоростях, при работе в агрессивных средах. Содержится информация о защитных смазках, предотвращающих коррозию металлических поверхностей, а также об уплотнительных смазках, герметизирующих сальники и резьбовые соединения. Систематизированы данные о применении смазок в основных отраслях техники — авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в станко-, приборо-, электромашиностроении и т. д. [c.2]

    Паровозы — уходящий в прошлое вид железнодорожных локомотивов — имеют много специфических узлов трения, где используют брикетные смазки. Так, в плавающих втулках задней головки шатуна, головках шатунов спаренных осей и дышловых подшипниках используют брикетные смазки ЖД-1 и ЖД-1п. Шейки осей колесных пар паровозов серий ФДц и ФД смазывают брикетной смазкой ЖБ. Буксовые клинья, накладки, шайбы, направляющие у этих букс смазывают кулисной смазкой ЖК. Она же применяется в игольчатых подшипниках и подшипниках скольжения в передней головке шатуна, для смазывания деталей золотникового механизма, подшипников переводного вала. Смазка ЖК близка по составу, свойствам и назначению к консталину или смазке 1-13 (1-ЛЗ) и легко может быть заменена ими. Можно заменить смазку ЖК солидолом С, которым в летнее время заполняют редуктор углеподатчика [c.211]

    Железнодорожные смазки можно разделить на несколько групп. В первую войдут две смазки для букс подвижного состава железных дорог ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ. Во вторую — смазки для механизмов железнодорожных тормозов ЖТКЗ-65 и ЖТ-72 (ЦИАТИМ-221 Д). Особняком стоят твердая брикетная смазка ЖД, антиаварийная смазка ЖА, а также рельсовые смазки ЖР ( Ед и 3 ) и контактная. Железнодорожная смазка кулисная ЖК близка по составу и свойствам к Ма-смазкам для повышенных температур, например, к смазке 1-13. Железнодорожную антикоррозионную смазку АК, вполне аналогичную по составу и свойствам углеводородным защитным смазкам общего назначения, например смазке ПВК, выпускают в небольших количествах. Вырабатывавшиеся ранее брикетные железнодорожные смазки, дышловые ЖД-1п и ЖД-СК, а также буксовую ЖВ сейчас не готовят, поскольку эксплуатация паровозов в основном прекращена. Из технических условий ТУ 32 ЦТ 548—73 буксовая смазка пока не исключена. Смазка для железнодорожных тормозов ЖТ-4а вытеснена смазкой ЖТКЗ-65. Графитная смазка для полозов пантографов в настоящей книге не рассматривается, так как она представляет собой тесп — твердое смазочное покрытие. [c.188]

    Антифрищионтге смазки закладываются в узлы трения в целях уменьшения износа и снижения трения, а также для герметизации и защиты детали узла трения от пыли, влаги и коррозионных агентов внешней среды. Антифрикционные смазки применяются во всех случаях, когда смазочные масла не обеспечивают жидкостное трение, либо их невозможно подавать в узел трения, а также в тех случаях, где необходима надежная герметизация и наличие смазки в течение весьма длительного времени. Условия, в которых эксплуатируются антифрикционные смазки, очень разнообразны, поэтому нефтяная промышленность вырабатывает довольно большой ассортимент этих смазок. В основной своей массе антифрикционные смазки изготавливаются на мыльной основе и значительно реже с применением углеводородных загустителей. К смазкам этого класса относятся солидолы, консталины, смазка ГОИ-54, приборная АФ-70, универсальная тугоплавкая водостойкая (УТВ или 1-13), графитная, самолетомоторная (НК-50), различные индустриальные, приборные, железнодорожные, морские и другие смазки, всего более 50 сортов и марок. Многие из перечисленных смазок обладают не только антифрикционными, но и защитными и уплотнительными свойствами. [c.248]

    Защитные смазки используются для предохранения машин, механизмов, деталей и различных металлических изделий от коррозии. Пластичные смазки должны длительное время при различных температурах и нагрузках, а в некоторых случаях и в агрессивных средах, обеспечивать надежную работу громадного парка двигателей, машин, приборов и механизмов. По своим свойствам и назначению они подразделяются на смазки универсальные, индустриальные (железнодорожные, металлургические, канатные), морские и различного другого назначения (для кожевенной промышленности, бензиноупор- [c.206]

    Антифрикционные смазки условно делятся по температурному диапазону работоспособности на смазки общего назначения, применяемые при температурах от —30 до 70—100° С, низкотемпературные, применяемые при температурах ниже —30° С, и высокотемпературные, работоспособные при температурах до 150° С и выше. К высокотемпературным смазочным материалам относятся и твердые смазки (пленочные антифрикциойные покрытия), работоспособные до 250—350° С. В некоторых узлах трения, работающих в специальных условиях, применяют смазки, обладающие необходимыми для этого узла свойствами для узлов, работающих в контакте с агрессивными средами, — стойкие к агрессивной среде-, для узлов приборов с малыми моментами трения — приборные-, для металлургического оборудования, автомобильного и железнодорожного транспорта — индустриальные, специальные (автомобильные, лейнерные) и железнодорожные, учитывающие особенности работы этих узлов для стальных канатов — канатные, обеспечивающие снижение трения между прядями каната и предохраняющие от гниения сердечник каната. Специализированные смазки должны применяться, только если смазки общего назначения, низко- или высокотемпературные неработоспособны в узле. [c.254]

    Смазка рельсовая ЖР, ТУ 32 ЦТ 553—73, — натриево-кальциевая, на смеси масла осевого 3 и велосита. В смазку введены сера и озокерит. Применяют на железнодорожном транспорте для уменьшения бокового износа рельсов и гребней бандажей колесных пар подвижного состава при скольжении на кривом участ5 е пути. Выпускается двух марок ЖР Ед — единая для летнего периода и зимой до температуры наружного воздуха — 30 °С и ЖР 3 для зимнего периода при температуре наружного воздуха до —35 °С. Верхний температурный предел применения 65 °С. По эксплуатационным свойствам соответствует смазке графитной УСсА  [c.303]

    До последнего времени завод полностью обеспечивал локомотивное хозяйство низкотемпературной литиевой смазкой ЖТКЗ-65, предназначенной для тормозных приборов, пневмоаппаратуры и других механизмов. Однако ухудшение качества сырья, поставляемого нефтеперерабатывающей промышленностью для производства этой смазки, несколько снизило ее низкотемпературные свойства. Заводом совместно с ВНИИЖТ разработана и освоена более совершенная смазка ЖТ-79Л. Кусковским заводом выпускается высококачественная литиевая смазка ВНИИ НП-232, поставляемая не только для железнодорожного транспорта, но и для других областей техники, в частности, для атомной промышленности. Около 2/3 потребности транспорта в смазке для зубчатых передач тягового привода обеспечивается осернен-ными смазками ОСл и ОСз. Завод полностью удовлетворяет потребности железнодорожного транспорта в антиаварийной, рельсовой, графитовой, паровозных смазках, а также поставляет продукцию на экспорт. [c.124]

    Дисульфид молибдена применяется как наполнитель, улучшающий противозадирные свойства смазок, загущаемых мылами, бентонитовыми глинами и т. п. Смазки, содержащие дисульфид молибдена, применяются в самых различных механизмах буксах железнодорожных вагонов, шасси автомобилей, узлах трения самолетов, резьбовых соединениях бурильных труб и т. д. В настоящее время смазки, содержащие дисульфид молибдена, выпускаются в достаточном количестве. Менее распространены смазки, пе содержащие других загустителей, помимо МоЗа. Такие смазки содержат, как правило, до 70% загустителя и представляют собой не структурированные системы, а насты. Дисульфидмолибденовые смазки готовят на основе синтетических масел. Они предназначаются для применения в условиях высоких температур, ударных нагрузок, для предотвращения фреттинг-коррозии. В некоторых случаях смазки готовят на летучих маслах. После испарения масла на трущихся деталях остается слой сухого МоЗа, обеспечивающий их смазыва-лие. Большое значение приобретает дисульфид молибдена как сма- [c.568]

    Железнодорожная ЖРО (ТУ 32 ЦТ 520—83)—однородная гладкая мазь коричневого цвета. Осерненное касторовое масло существенно улучшает противозадириые свойства смазки [133]. Также как и все Е1-смазки, она вполне водостойка. По морозостойкости смазкн ЖРО и ЛЗ-ЦНИИ практически равноценны, минимальная температура их применения близка к —40 °С. Приведенные в технических условиях сведения о работоспособности смазки ЖРО до —50 °С не соответствуют значениям ее вязкости при низких температурах и не подтверждаются опытом прп.менения. [c.123]

    Для автотормозных приборов ЖТ-79Л (ТУ 32 ЦТ 1176—83)—новая смазка, призванная заменить смазкн ЖТКЗ-65 и ЖТ-72 в механизмах железнодорожных тормозов. Смазка имеет существенно лучшие противоизносные свойства но сравнению со смазкой ЖТ-72. Морозостойкость смазки хорошая, на резину она оказывает практически такое же небольшое действие, как и смазка ЖТ-72. [c.131]

    Для автотормозных приборов подвижного железнодорожного состава ЖТ-72 (ТУ 38 101345—77) представляет собой модификацию высокотемпературной смазки ЦИАТИМ-221. До 1977 г. смазку ЖТ-72 называли также смазкой ЦИАТИМ-221Д. Содержит дибутилфталат, сохраняющий свойства резиновых деталей, с которыми соприкасается смазка [60, 85]. По всем основным характеристикам смазки ЦИАТИМ-221 (см. с. 65) и ЖТ-72 практически идентичны. [c.191]

    Следует различать две группы железнодорожных смазок. К первой из них относятся брикетные твердые смазки ЖВ, ЖД-1, ЖД-1П. Они отличаются высоким содержанием загустителя — до 40% натриевого мыла. По внешнему виду брикетные смазки напоминают обычное хозяйственное мыло. Из них формуют бруски, брикеты и т. п., прижимаемые пружиной или иным механизмом к шейке смазываемой оси. Ко второй группе следует отнести смазки антиаварийную и сухую графитовую, не имеющие аналогов среди обычных пластичных смазок. Остальные смазки близки по составу и свойствам к обычным смазкам. Они рассмотрены в соответствующих разделах книги (см. гл. 13 и 14), [c.334]


chem21.info

типы и особенности применения.. Статьи компании «ООО «АРЛАНДА» (масла и смазки в Киеве)»

В СССР, а позднее в СНГ исторически сложился специфический ассортимент смазок, предназначенных исключительно для железнодорожного транспорта. В связи с развитием скоростного железнодорожного транспорта, особенно в последние годы; в механизмах подвижного состава железных дорог стали применять смазки обычных типов — ЦИАТИМ-201, 1-13, солидол С и др. Однако в целом на железнодорожном транспорте используют сорта смазок, специфические только для него.

Железнодорожные смазки можно разделить на несколько групп.

В первую войдут две смазки для букс подвижного состава железных дорог: ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ.

Во вторую — смазки для механизмов железнодорожных тормозов: ЖТКЗ-65 и ЖТ-72 (ЦИАТИМ-221Д).

Особняком стоят антиаварийная смазка ЖА, контактная, рельсовые смазки ЖР («Ед» и «3»), а также твердая брикетная смазка ЖД. Железнодорожная смазка кулисная ЖК близка по свойствам и составу к Na-смазкам для повышенных температур, например, к смазке 1-13. Железнодорожную антикоррозионную смазку АК производят в небольших объемах. Она вполне аналогичную по свойствам и составу смазке ПВК, а также другим защитным углеводородным смазкам общего назначения. Брикетные железнодорожные смазки: дышловые ЖД-1п и ЖД-СК, а также буксовую ЖБ, производившиеся ранее в больших объемах сейчас не вырабатывают. Это связано с тем, что эксплуатация паровозов в основном прекращена. Из технических условий ТУ 32 ЦТ 548—73 буксовая смазка пока не исключена, однако она повсеместно заменена смазкой Буксол (ТУ 0254-107-01124328-01). Смазка для железнодорожных тормозов ЖТ-4а вытеснена смазкой ЖТКЗ-65. За рамками статьи также осталась графитная смазка для полозов пантографов, так как она представляет собой ТЕСП — твердое смазочное покрытие.

Железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ (ГОСТ 19791—74) является модификацией смазки 1-13. Смазка ЛЗ-ЦНИИ отличается присутствием в ней антиокислительной и противозадирной присадки. Кроме того, смазку готовят на маловязком масле веретенном АУ. ГОСТ 19791—74 разрешает применять для приготовления смазки смесь индустриального масла И-50А с маслом веретенным АУ. Однако на деле такую смесь не используют. Смазка ЛЗ-ЦНИИ имеет хорошие противоизносные и противозадирные свойства. Смазка сохраняет свои свойства при достаточно низких температурах. Смазка ЛЗ-ЦНИИ полностью вытеснила смазку 1-ЛЗ в буксах железнодорожных вагонов. Ее использование для цилиндрических роликовых подшипников букс должно улучшить условия их работы. Смазка предупреждает заедание бортов колец и трущихся поверхностей торцов роликов. При испытаниях на узлах трения скоростных поездов показала хорошие результаты. Обеспечивает пробег букс в течение пяти лет на расстояние 450 тысяч километров. Однако смазка ЛЗ-ЦНИИ имеет ряд недостатков, обусловленных использованием натриевых мыл в качестве загустителя: склонность к термоупрочнению, недостаточную консервационную эффективность, низкую водостойкость. Кроме того, эта смазка дублирует литиевую смазку ЖРО, предназначенную для применения в аналогичных узлах трения (буксах) локомотивов. Ведутся работы по созданию новой единой смазки для букс вагонов взамен смазок ЛЗ-ЦНИИ и ЖРО. В стандарте указано, что смазка ЛЗ-ЦНИИ работоспособна до — 60 °С. Однако фактически это не низкотемпературная смазка, и ее применение ниже — 40 °С нецелесообразно.

Для роликовых подшипников ЖРО (ТУ 32 ЦТ 520—77) —однородная гладкая мазь коричневого цвета. Для улучшения низкотемпературных свойств смазку производят на маловязком веретенном масле АУ, вырабатываемом из нефти уральских месторождений. В смазку входит литиевое мыло предварительно осерненного касторового масла, что существенно улучшает смазывающую способность и противозадирные свойства смазки. Смазка ЖРО вполне водостойка, как, впрочем, и всё литиевые смазки,. По низкотемпературным свойствам смазки ЖРО и ЛЗ-ЦНИИ практически равнозначны. Предельная температура их использования близка к — 40 °С. Указание в технических условиях о работоспособности смазки ЖРО до — 50°С не подтверждается опытом применения и данными по величине ее вязкости при низких температурах.
Смазку ЖРО используют во всех узлах трения с подшипниками качения, установленными на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе железных дорог. В частности ее успешно применяют в подшипниках тяговых электродвигателей. Смазка ЖРО работоспособна всесезонно и обеспечивает длительный пробег (до 400 тысяч километров) без ее смены в узле трения. Выпускают смазку ЖРО двух сортов. Первый имеет повышенный предел прочности при 50 °С (не менее 350 Па) и температуру каплепадения (не ниже 175 °С).

«Метро» (ТУ 38 101262—72) используется в моторно-осевых подшипниках вагонов метрополитена. Ее употребляют при температурах до 75 °С. Предусмотрен выпуск трех марок смазки: М-1, М-2 и М-3, различающихся содержанием натриевых мыл синтетических жирных кислот и соответственно консистенцией, хотя она является весьма плотной у всех трех марок. Сейчас практически вырабатывают только марку М-1. Смазка «Метро» устарела и должна быть заменена более высококачественной.

Кулисная ЖК — специализированная железнодорожная смазка. Производится по ТУ 32 ЦТ 549—73. Применяется для соединений рессорного подвешивания, опор топки, гнезд трения кулисного механизма и других узлов трения паровозов. Помимо железнодорожного транспорта, смазку ЖК повсеместно используют на заводах стройматериалов как технологическую. В строительной отрасли она называется кулисная ЖБК. По свойствам и составу она близка к жировым Na-смазкам, используемым при повышенных температурах. Отличие заключается в меньшем количестве загустителя и способе производства (смазку изготавливают методом холодной варки). Недостатком этого метода производства является повышенная щелочность готового продукта. Кулисная смазка легко заменяется многоцелевыми смазками, например литолом-24, а для некоторых механизмов и солидолом С. Вместе с тем, кулисная смазка значительно дешевле солидола, а тем более литола-24. Поэтому заменять ее другими видами смазки не рационально.

Смазка ЖТКЗ-65 для автотормозных приборов (ТУ 32 ЦТ 546—73) близка по составу и свойствам к литиевой смазке ЦИАТИМ-201. Основное отличие смазки ЖТКЗ-65 — замена части стеариновой кислоты, идущей на приготовление мыла, касторовым маслом. По всем основным характеристикам смазки ЦИАТИМ-201 и ЖТКЗ-65 одинаковы. Несколько лучшие низкотемпературные свойства смазки ЖТКЗ-65, большая отпрессовываемость и испаряемость масла объясняются приготовлением ее на менее вязком (чем даже МВП) масле — индустриальном И-5А (велосите). Используемое масло должно иметь высокую анилиновую точку, что соответствует низкому содержанию ароматических углеводородов. Благодаря этому смазка ЖТКЗ-65 не вызывает сильного набухания резиновых деталей тормозной аппаратуры. ЖТКЗ-65 используют как специализированную смазку для механизмов железнодорожных тормозов. Но начали ее применять в электроаппаратуре локомотивов. Расширение сферы применения этой смазки нерационально, так как вместо нее почти всегда можно использовать однотипную смазку ЦИАТИМ-201. Поскольку в настоящее время появилась смазка ЖТ-72, практически совсем не взаимодействующая с резиной, смазку ЖТКЗ-65 употребляют главным образом в тех механизмах тормозов, где реализуется трение металла по металлу.

Для автотормозных приборов подвижного железнодорожного состава ЖТ-72 (ТУ 38 101345—77) представляет собой модификацию высокотемпературной смазки ЦИАТИМ-221. До 1977 г. смазку ЖТ-72 называли также смазкой ЦИАТИМ-221 Д. Содержит дибутилфталат, сохраняющий свойства резиновых деталей, с которыми соприкасается смазка. По всем основным характеристикам смазки ЦИАТИМ-221 и ЖТ-72 практически идентичны. Смазку ЖТ-72 применяют главным образом в тормозах локомотивов, а также в других случаях, когда имеет место пара трения металл-резина. Гарантийный срок службы смазки в тормозных приборах грузовых вагонов установлен в 3,5 года, пассажирских — 5 лет. Технической необходимости в двух сортах смазок для железнодорожных тормозов (ЖТКЗ-65 и ЖТ-72) нет. Смазка ЖТ-72 дорога в производстве.

Смазка ЛЗ-31Т (ТУ 38 101571—75) — мягкая мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Представляет собой модификацию автомобильной специализированной смазки ЛЗ-31. В ней несколько меньше содержится загустителя и в ее составе отсутствует вязкостная присадка совол. Имеет более высокий предел прочности при 50°С и пониженную вязкость при 0°С. В остальном свойства и особенности применения смазок ЛЗ-31 и ЛЗ-31Т практически идентичны. Смазку ЛЗ-31Т применяют только в подшипниках качения кодовых трансмиттеров типа КПТ системы сигнализации на железных дорогах. Ею смазывают тихоходные (30 об/мин) малонагруженные подшипники качения, непрерывно работающие в течение длительного времени. Шкафы с кодовыми трансмиттерами располагаются в прирельсовой зоне, что ужесточает требования к смазке, работающей в загрязненной атмосфере. Следует все же полагать, что в этих узлах трения успешно могут быть использованы и другие смазки, например многоцелевая смазка литол-24.

Твердая паровозная дышловая ЖД (ТУ 32 ЦТ 548—73) состоит из вязкого масла нигрол, загущенного натриевыми мылами природных жиров. Смазка ЖД относится к брикетным смазкам. Ее получают холодным способом. В связи с этим смазка содержит в большом количестве воду и свободный едкий натр. Для приготовления из нее длинных цилиндров (свечей) смазку продавливают шнеком через формующее устройство. В результате смазка несколько размягчается. Максимальная температура ее применения 75°С. Соприкосновение смазки с водой недопустимо из-за водорастворимости натриевого мыла. Смазка ЖД предназначена для разрезных дышловых подшипников и для смазывания пальцев кривошипов в подшипниках, оборудованных плавающими втулками. Температура каплепадения смазки должна превышать 100°С (фактически она близка к 200°С), пенетрация при 25 °С находится в пределах 35—70, а при 75 °С 70—95, испаряемость смазки за 1 ч при 100°С достигает 4%, а при 150°С —7,2%. Критическая нагрузка заедания смазки ЖД равна 710 Н (71 кгс), а сваривания — 3160 Н (316 кгс).

Антиаварийная ЖА (ТУ 32 ЦТ 550—73) ранее называлась смазкой Зуевского. Ее готовят загущением маловязкого масла натриевыми мылами нафтеновых кислот, входящих в состав асидол-мылонафта, и добавляют графит. Присутствие поверхностно-активных веществ и антифрикционной добавки способствует существенному улучшению смазочных и приработочных свойств смазки ЖА. Смазку используют при неисправности букс железнодорожных вагонов. Ее добавляют в греющиеся буксы подвижного состава дополнительно к осевому маслу, обычно применяющемуся в подобных случаях. В результате приработки трущихся поврежденных поверхностей выход подшипника из строя предотвращается . В итоге можно не отцеплять вагон на промежуточных станциях, не являющимися ремонтными депо. Высокие обкаточные свойства смазки ЖА способствуют уничтожению рисок и царапин, а также других мелких повреждений поверхности подшипника и оси. Полноценного заменителя смазки ЖА нет. В связи со специфическим назначением смазки ЖА, а также вытеснением подшипников скольжения в буксах вагонов подшипниками качения масштабы использования смазки ЖА уменьшаются.

Рельсовая ЖР (ТУ 32 ЦТ 553—73) представляет собой Na-Ca-смазку, достаточно близкую по составу к смазке 1-13. Отличается от нее тем, что обе марки смазки ЖР готовят на маловязких маслах. В смазку ЖР вводят порошкообразный графит. Если графитная смазка УСсА является модификацией солидола, то рельсовая ЖР представляет собой модификацию смазки 1-13. По основным характеристикам она мало отличается от железнодорожной смазки кулисной ЖК; обе получают методами холодной варки, что и объясняет высокое содержание в смазках свободной щелочи. Рельсовую смазку используют для уменьшения бокового износа рельсов на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар.

Смазку ЖР марки «Ед» (единая) употребляют летом и зимой при температурах до —30°С, марки «3» (зимняя)—при особо низких температурах. В технических условиях указано, что смазку марки «3» применяют до — 35 °С. Очевидно она вполне успешно может работать и при — 50 °С. Но подача смазки на рельс при особо низких температурах может быть затруднена. Выбор натриево-кальциевой смазки в качестве смазочного материала для рельсов не практичен, так как смазки такого типа растворимы в воде. Присутствие графита до некоторой степени нивелирует этот недостаток. Графитная кальциевая смазка, например УСсА, является более рациональным выбором чтобы смазывать рельсы на закруглениях железнодорожного пути . Гарантийный срок хранения рельсовой смазки по техническим условиям — один год, что абсолютно не оправдано. Фактически же смазку можно хранить без ограничения времени (до 10 лет и долее).


Контактная (ТУ 38 УССР 001979—72) по составу и природе аналогична антифрикционным пластичным смазкам. Однако назначение ее весьма специфическое—ее употребляют для смазывания накладок и стыков рельсов с целью обеспечения устойчивой электропроводности рельсовых стыков. Контактную смазку готовят на кальциевых мылах СЖК. В связи с этим она имеет хорошую водостойкость и не смывается дождем. В смазку входит 30% графита, который и придает ей нужную электропроводность. Высокое содержание мыл и графита обусловливает большой предел прочности и высокую вязкость смазки. Так, предел прочности на сдвиг при 20°С превышает 2000 Па (20 гс/см2), а при 80 °С равен 600 Па; вязкость контактной смазки при 0°С составляет 1500 Па-с (15000 П), а при 20°С она равна 400 Па-с. В связи с этим нанесение смазки на стыки зимой без разогрева затруднено. Низкая испаряемость (2% при 100°С) и хорошая коллоидная стабильность (отпрессовываемость масла не более 3%) свидетельствуют о высокой стабильности смазки во времени. Гарантийный срок хранения контактной смазки в таре установлен неоправданно коротким (1 год). В связи с высокой стабильностью контактная смазка сохраняет необходимые качества в течение самого длительного времени —до 10 лет и долее. Заменителем контактной смазки может служить солидол С или смазка графитная УСсА при введении в них соответственно 30 или 20% графита.

masla-smazki.com

Железнодорожные смазки

Железнодорожные смазки можно разделить на несколько групп. Смазки для букс подвижного состава железных дорог: Буксол, ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ. Смазки для механизмов железнодорожных тормозов: ЖТ-79л, ПЛАСМА Т-5, ЖТ-72. И наконец, твердая смазка ЖД, так же её называют дышловая.

Железнодорожные смазки Буксол, ЖРО, ЛЗ-ЦНИИ должны сохранять свои свойства при достаточно низких температурах, предупреждая заедание бортов колец и трущихся поверхностей торцов роликов.

Смазки ЖТ-79л, ПЛАСМА Т-5, ЖТ-72 применяютв тормозах локомотивов, а также в других случаях, когда неизбежно трение резины по металлу, так как смазки не вызывают набухания резиновых уплотнителей.

Смазка ЖД относится к брикетным смазкам. Смазку ЖД продавливают шнеком через формующее устройство, в результате чего получают длинные цилиндры (колбаски). Смазка ЖД предназначена для разрезных дышловых подшипников и для смазывания пальцев кривошипов в подшипниках, оборудованных плавающими втулками.

Смазка ЖТ-72 (ТУ 38.101345-77) -предназначена для смазывания автотормозных приборов подвижного железнодорожного состава. Смазка представляет собой кремнийорганическую жидкость, загущенную комплексксным кальциевым мылом жирных кислот. Содержит добавку, снижающую вязкость при отрицательных температурах. Температурный диапазон применения смазки составляет от минус 60 до 120°С. Допускается кратковременное использование смазки при температуре до 150°С.

Смазка ЖТ-79л представляет собой смесь изопарафинового масла с кремнийорганической жидкостью, загущенную стеаратом лития. Содержит пластфикатор и антиокислительную присадку. Смазка ЖТ-79л применяется в тормозах локомотивов и вагонов. Характеризуется морозо- и водостойкостью, не вызывает набухания резины, проявляет хорошие противоизносные свойства. Диапазон рабочих темпервтур от -60 до +120°С

Смазка ЖРО — антифрикционная железнодорожная смазка. маловязкое нефтяное масло, загущенное литиевым мылом стеариновой, олеиновой и кислот касторового масла; содержит антиокислительную присадку. Область применения: подшипники качения букс железнодорожных локомотивов, подшипники тяговых электродвигателей. Высокие водостойкость и противозадирные свойства. Обеспечивает без замены и пополнения 400000 км пробега электровозов и тепловозов. Работоспособна при температуре от минус 40 до плюс 120°С. Заменители: ЛЗ-ЦНИИ, 1-13. По морозостойкости смазки ЖРО и ЛЗ-ЦНИИ практически равноценны. Минимальная температура их применения близка к -40°С. К сожалению, работоспособность смазки ЖРО до -50°С не подтверждается данными по величине ее вязкости при низких температурах и опытом применения на предприятиях в северных регионах.

Смазка ЛЗ-ЦНИИ (ГОСТ 19791-74) — применяется для смазывания роликовых подшипников железнодоророжных вагонов.Смазка сохраняет работоспособность при температуре от минус 60 до 100°С. Смазка представляет собой смесь нефтяных масел, загущенную натриево-кальйциевыми мылами жирных кислот касторового масла с добавлением противоизносной и противокислительной присадок.

Смазка Буксол разработана взамен смазок ЖРО и ЛЗ-ЦНИИ для подшипников качения локомотивов. смазки Буксол — обеспечить работоспособность буксовых узлов на локомотивах со скоростью движения до 200 км/ч и температуре окружающей среды до минус 50 °C. Смазка Буксол гарантированно служит в узлах трения не менее пяти лет и выдерживает пробег локомотива до 450 тысяч километров.

Смазка Рельсол М (ТУ У 00152365.089-2001) — предназначена для смазывания гребней колесных пар подвижного состава при условии применения устройства периодической подачи смазки под давлением.Смазка сохраняет работоспособность при температуре от минус 30 до 50°С. Смазка представляет собой смесь нефтяных масел, загущенных кальциевыми мылами натуральных жиров с добавлением многофункциональной присадки, обеспечивающей смазке антиокислительные и противоизносные свойства.
 
Смазка ЦНИИ-КЗ (ТУ 32 ЦТ 896-82) —  предназначена для защиты от отложений льда на токоприемниках электроподвижного состава и проводах контактной сети в гололедный период. Температурный диапазон применения смазки составляет от плюс от минус 40 до 65 °С. Смазка представляет собой смесь нефтяного и синтетического масел, загущенную литиевыми мылами жирных кислот и содержащую антиобледенительные компоненты, антиокислительные и антикоррозионные присадки.

Смазка Рельсол ГС (ТУ У 00152365.089-2001) — предназначена для смазывания гребней колесных пар подвижного состава при условии применения устройства периодической подачи смазки без принудительного давления. Смазка сохраняет работоспособность при температуре от минус 40 до 50°С. Смазка представляет собой смесь нефтяных масел, загущенных кальциевыми мылами натуральных жиров с добавлением многофункциональной присадки, обеспечивающей смазке антиокислительные и противоизносные свойства

ukrspecservise.com.ua

Смазка железнодорожная — Справочник химика 21

    Выбирая материал, который будет использоваться как смазка, следует иметь в виду, в каких условиях он будет работать и какую роль он должен выполнять. Для смазки паровых турбин требуется, чтобы масло обладало сравнительно низкой вязкостью, высокой химической устойчивостью смазочное масло для червячной зубчатой передачи должно, наоборот, иметь высокую вязкость и обладать хорошей смазывающей способностью при эксплуатации в условиях сверхвысоких давлений смазка железнодорожных сигнальных систем в районах с холодным климатом прежде всего должна оставаться текучей, жидкой и быть эффективной при самых низких температурах, которые возможны в этих условиях. Для подшипников новейших конструкций рекомендуется применять масла соответствующей вязкости, имея в виду, что большая часть подшипников сконструирована для работы в условиях наличия жидкой пленки. [c.489]
    Кроме того, по ГОСТ 3127—46 одним и тем же литером обозначается несколько свойств и областей применения смазок (А активированная для высоких нагрузок А —автотранспортная А —защитная для амуниции А — смазка железнодорожная аварийная для вагонных букс и т. д.), что также затрудняет пользование классификацией. Поэтому установленной ГОСТ 3127—46 классификацией практически не пользуются. [c.249]

    Смазка буксовая 50Б, смазка железнодорожная буксовая, условное обозначение ЖБ—очень плотная пластическая мазь от коричневого до почти черного цвета. Мыльная смазка, состоящая из минерального масла, загущенного натриевыми солями кислот твердых жиров. [c.309]

    Смазка 1—13 жировая, ГОСТ 1631—61, смазка 1—13с синтетическая, МРТУ 12Н № 120—64, и смазка железнодорожная 1-ЛЗ, ГОСТ 12811—67,— натриевые (в них введена 2% кальциевого мыла касторового масла). В качестве основы используют масла средней вязкости или смеси соответствующих масел. Применяют перечисленные смазки в узлах трения электромашин средней мощности, ходовой части автомобилей, тракторов, экскаваторов. [c.255]

    Смазки железнодорожные Вагонные буксы в аварийных случаях А [c.253]

    Технические условия ГОСТ 19538—74 Замазка ЗЗК-Зу ГОСТ 19774—74 Смазка ВНИИ НП-207. Технические условия ГОСТ 19782—74 Паста ВНИИ НП-225. Технические условия ГОСТ 19791—74 Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ. Технические условия ГОСТ 19832—74 Смазка ВНИИ НП-260. Технические условия ГОСТ 20421—75 Смазка ВНИИ НП-242 [c.187]

    Смазка железнодорожная 1-ЛЗ (ГОСТ 12811—67) является модификацией смазки 1-13. Ее основное отличие состоит в том, что она содержит ингибитор окисления. Кроме того, для ее приготовления разрешается использовать только смесь масел — машинного СУ и веретенного АУ. Качества смазок 1-13 и 1-ЛЗ практически одинаковы, однако последняя имеет лучшую химическую стабильность благодаря чему срок ее службы больше. Смазка 1-ЛЗ исполь-зу.ется в роликовых подшипниках букс подвижного состава железных дорог. Замену ее в буксах производят через 350 тыс. км пробега, что соответствует нескольким годам эксплуатации. Смазки 1-13 и 1-ЛЗ взаимозаменяемы. [c.283]

    Примеры маркировки омазка универсальная низкоплавкая УН смазка универсальная среднеплавкая УС смазка универсальная тугоплавкая УТ смазка железнодорожная тормозная ЖТ. [c.42]

    Смазка 1-13 жировая, ГОСТ 1631—61, и смазка железнодорожная 1-ЛЗ, ГОСТ 12811—67,— натриево-кальциевые на маслах средней вязкости или смеси соответствующих масел. Применяют при температурах от —25 до 90 °С в узлах трения электромашин средней мощности, ходовой части автомобилей, тракторов, экскаваторов. См,азка 1-ЛЗ содержит 0.5% дифениламина ее используют в основном в роликоподшипниках букс вагонов и локомотивов. Смазки обладают низкой водостойкостью, гигроскопичны, взаимозаменяемы. В настоящее время на железнодорожном транспорте смазку 1-ЛЗ заменили смазкой ЛЗ-ЦНИИ, а в электромашинах смазку 1-13 заменили смазкой ВНИИ НП-242. [c.307]

    Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ, ГОСТ 19791—74,— натриево-кальциевая на масле веретенном АУ. Содержит антиокислительные и противозадирные присадки. Ее применение в тяжелонагруженных роликовых подшипниках позволило избежать задиров торцов роликов. Смазка без смены обеспечила на железнодорожном транспорте пробег подвижного состава 400 тыс. км, уменьшение тяговых усилий, повышение до 150—160 км/ч скоростей движения поездов. Температурный диапазон применения смазки от—40до 100°С. [c.308]

    Размер этой вывозной пошлины достаточно принять одинаковым для нефти и нефтяных остатков и равным 10 коп. зол. с пуда, так как он обеспечивает русским заводам выгоду переделки и отвечает с избытком той разности обложения сырой нефти и керосина, какая существует в некоторых странах, например во Франции. Однако при таком размере обложения не устраняется возможность отправки некоторого количества сих продуктов для специальных потребностей, например для смазки железнодорожных осей, куда могут итти и уже идут нефтяные остатки — без дальнейшей их переработки. [c.614]

    ТУ 6-02-1-404—82 Паста кремнийорганическая КПИ ТУ 6-02-796—78 Смазка фторуглеродная ЗФ ТУ 6-02-833—78 Паста кремиийор-гаиическая КПД ТУ 6-02-917—79 Смазка ПФМС-4С ТУ 6-02-989—77 Паста 164-39 ТУ 6-15-954—80 Автосмазка ВТВ-1 в аэрозольной упаковке ТУ 32 ЦТ 520—83 Смазка железнодорожная ЖРО ТУ 32 ЦТ 546—83 Смазка тормозная ЖТКЗ-65 ТУ 32 ЦТ 548—83 Смазка твердая ЖД [c.188]

    Смазка железнодорожная тормозная ЖТ4а (ТУ/ЦТЧ 04—64) является аналогом старой низкотемпературной смазки КВ. Хоро  [c.308]


chem21.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *