Склад в логистике – 7. 3. Виды, функции и классификация складов. Логистический процесс на складе. «Логистика»

Роль складов в логистике

Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.

Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

Виды и функции складов Классификация складов

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

  • Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.

  • Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

  • Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

  • Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

  1. склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

  2. склады хранения, обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

  3. склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

  4. склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

  5. специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:

  • закрытые,

  • полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),

  • открытые площадки.

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные. В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций:

  • немеханизированные,

  • механизированные,

  • автоматизированные,

  • автоматические.

studfiles.net

логистика

— 18-18

Понятие, виды и функции складов

Склады, их понятие и роль в логистике

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапли­вания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целос­тный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупако­вать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потреби­телю. С этой целью в логистической системе организуется склад.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады гото­вой продукции позволяют содержать запас, обеспечиваю­щий непрерывность сбыта. На складах торговли накаплива­ются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Представление о гармонично организованной логисти­ческой системе как о системе без складов ошибочно. Гар­мония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения веществен­ной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании усло­вий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, тех­нологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике рассматривают как элементы сис­тем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

  • задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;

  • задачи по складам как по самостоятельным системам.

Виды складов

Склады являются одним из важнейших элементов ло­гистических систем. Объективная необходимость в специ­ально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого коли­чества разнообразных видов складов.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений общей площадью в несколько со­тен квадратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в дру­гих необходимы специальные устройства, способные под­нять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Склады могут иметь разные конструкции: размещать­ся в отдельных помещениях (закрытые), иметь только кры­шу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на спе­циально оборудованных площадках, в так называемых от­крытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специ­альный режим, например температура, влажность.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физичес­ким или юридическим лицам (склад коллективного пользо­вания или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации склад­ских операций: немеханизированные, комплексно-механи­зированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком классификации складов яв­ляется возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или порто­вые склады (расположенные на территории железнодорож­ной станции или порта), прирельсовые (имеющие подве­денную железнодорожную ветку для подачи и уборки ваго­нов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.

В зависимости от широты ассортимента хранимого гру­за выделяют специализированные склады, склады со сме­шанным или универсальным ассортиментом.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материально­го потока от первичного источника сырья до конечного по­требителя готовой продукции (рис. 99).

По этому признаку можно выделить две основные груп­пы складов:

  1. склады на участке движения продукции производ­ственно-технического назначения;

  2. склады на участке движения товаров народного потребления.

В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потре­бителей продукции производственно-технического назначе­ния и склады сферы обращения продукции производствен­но-технического назначения.

Склады второй группы подразделяются на склады пред­приятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и скла­ды, находящиеся в местах их потребления. Склады торгов­ли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам, склады в местах потребления — торговым оптовым базам.

Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приве­дена на рис. 100.

Функции складов

Совокупность работ, выполняемых на различных скла­дах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в раз­ных логистических процессах склады выполняют следую­щие схожие функции:

  • временное размещение и хранение материальных запасов;

  • преобразования материальных потоков;

  • обеспечение логистического сервиса в системе об­служивания.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость раз­грузки транспорта, проверки количества и качества при­бывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний — необходимость пере­мещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материаль­ных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит пу­тем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых еди­ниц, их упаковку, затаривание.

Однако это лишь самое общее представление о скла­дах. Любая из вышеперечисленных функций может изме­няться в широких пределах, что сопровождается соответ­ствующим изменением характера и интенсивности протека­ния отдельных логистических операций. Это, в свою оче­редь, меняет картину протекания всего логистического про­цесса на складе.

Рассмотрим функции различных складов, встречающих­ся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовите­лей осуществляется складирование, хранение, подсорти­ровка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузоч­ные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сорти­руют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обраще­ния продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, комплекта­цию ее в нужном ассортименте, организуют доставку това­ров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осу­ществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточе­ния производства, принимают товары от производствен­ных предприятий большими партиями, комплектуют и от­правляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления, полу­чают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Определение места расположения склада на обслуживаемой территории

Решая задачу определения оптимального количества складов в системе распределения, в качестве одной из главных зависимых переменных мы рассматривали транспортные расходы по доставке товаров потребителям материального потока со складов распреде­лительной системы. Изменение этой величины изучалось в зависимости от изменений количества складов в системе распределения. Однако величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (в предыдущем параграфе мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).

Задача размещения распределительного центра приобре­тает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет оче­видным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) ре­шения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризу­ем некоторые из них.

Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях развет­вленных транспортных сетей метод может оказаться непри­меним, так как число возможных вариантов по мере уве­личения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения растут по экспоненте.

Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки суб­оптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных цент­ров. Эти методы эффективны для решения больших прак­тических задач; они дают хорошие, близкие к оптималь­ным, результаты при невысокой сложности вычислений, од­нако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от фор­мальной процедуры, лежащей в основе метода полного пе­ребора). По существу, метод основан на «правиле Парето», т. е. на предварительном отказе от большого количества оче­видно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-экс­перт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оце­нить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эк­сперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.

Метод определения центра тяжести физической мо­дели системы распределения (используется для определе­ния места расположения одного распределительного цент­ра). Метод аналогичен определению центра тяжести физи­ческого тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального пото­ка укрепляют грузы, вес которых пропорционален величи­не потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис. 105). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на тер­ритории района будут минимальны.

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины и с грузооборотом, пропорциональ­ным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины.

Применение описанного метода имеет одно ограниче­ние. На модели расстояние от пункта потребления матери­ального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируе­мый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моде­лирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Методом определения центра тяжести можно оптими­зировать, например, размещение склада предприятия оп­товой торговли, снабжающего магазины района продоволь­ственными товарами. Уравновесить в этом случае необхо­димо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптового склада включает несколько насе­ленных пунктов, снабжаемых определенной группой това­ров только с этого склада, то на модели распределитель­ной системы грузы могут быть пропорциональны численно­сти населения соответствующих населенных пунктов.

Задача определения точки территории, соответствую­щей центру тяжести физической модели системы распре­деления, может быть решена с помощью известных мате­матических формул.

В качестве примера найдем место для размещения склада в распределительной системе, обслу­живающей пять потребителей (рис. 106). Нанесем на карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых размещены потребители материаль­ного потока, например магазины (на рис. 106 указаны но­мера магазинов, в скобках — их месячный грузооборот).

:

Координаты центра тяжести грузовых потоков (хсклад , усклад), т. е. точки, в которой может быть размещен распре­делительный склад, определятся по формулам:

Точка территории, обеспечивающая минимум транспор­тной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размеще­ния в окрестностях найденного центра тяжести.

Определение места расположения распределительного центра методом пробной точки.

Предлагаемый метод позволяет определить оптималь­ное место размещения распределительного склада в слу­чае прямоугольной конфигурации сети автомобильных до­рог на обслуживаемом участке.

Вначале на примере отдельного линейного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги произвольной длины (участок АН, рис. 107), имеется 8 потребителей материального потока: А, В, С, D, E, F, G и Н. Месячный объем завоза товаров к каждому из них ука­зан в скобках.

Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить методом, который можно назвать как «метод пробной точки».

Суть метода состоит в последовательной проверке каж­дого отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также поня­тия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.

Пробной точкой отрезка назовем любую точку, нахо­дящуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т. е. пробная точка не совпадает с точками А, В, С, D, Е, F, G и Н).

Левый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным на всем участ­ке обслуживания слева от этой точки.

Правый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.

Участок обслуживания проверяют, начиная с крайне­го левого конца участка. Вначале анализируют первый от­резок участка (в нашем случае, отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к по­требителям, находящимся справа больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается реше­ние о размещении склада в начале анализируемого от­резка.

Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Решение прини­мается о размещении склада в начале этого отрезка, т. е. слева от пробной точки. В нашем примере это точка F.

Рассмотрим вариант, представленный на рис. 108, ког­да сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой.

Отметим нача­ло этого отрезка — точку О как первое из возможных мест

расположения распределительного склада на участке об­служивания и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка Р) опре­делит последнее из возможных мест расположения распре­делительного центра на участке обслуживания. Распреде­лительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка ОР участка обслуживания.

В заключение темы перечислим и охарактеризу­ем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра при­нято.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количе­ство транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной пло­щади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени кли­ентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожар­ной охраны: к складам, на случай пожара должен быть сво­бодный проезд пожарной техники.

Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, в свою очередь, сам раз­ворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования рас­пределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех осталь­ных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частно­сти, на отводимой территории необходимо разместить:

  • административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих;

  • пост охраны;

  • устройства для сбора и обработки отходов.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распре­делительного центра являются транспортные расходы. По­ этому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администра­ции по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и об­щественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персона­ла, так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необхо­димо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в от­сутствии факторов, которые впоследствии могли бы ока­зать сдерживающее влияние на развития распределитель­ного центра.

Кроме перечисленных факторов, при выборе конкрет­ного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию террито­рии, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инве­стиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабо­чей силы.

В качестве примера учета различных факторов реше­ния задачи определения места расположения распредели­тельного центра на обслуживаемой территории рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размеще­ние оптовых рынков требует учета большого числа факто­ров. При этом основными из них являются:

  • размер зоны обслуживания, в границах которой на­ходится достаточное количество потенциальных пользова­телей услугами оптового рынка;

  • наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магист­рали;

  • возможность расширения участка земли в связи с ро­стом торговой активности рынка.

Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свобод­ной от застроек площадке, месторасположение которой по­зволяло бы потенциальным покупателя добираться до рын­ка в приемлемое время. Однако экономические расчеты по­казали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транс­портной системой, не окупаются ожидаемыми поступления­ми от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площад­ке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, часть персонала которой перешла на работу на созданный рынок. Выбор варианта был обуслов­лен его экономическими преимуществами, удобным для по­сетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров.

  1. Местное законодательство. Необходимо учесть мес­тные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и, возможно, другие факторы.

  2. Строительные факторы. Следует учесть общепри­нятые стандарты для аналогичных сооружений, т. е. рас­стояния между зданиями, подъезд к ним и т. п.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию «склад», покажите место складов в логистических процессах.

  2. Приведите классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции.

  3. Охарактеризуйте функции различных складов, которые материальный поток проходит на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.

  4. Опишите порядок определения места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести).

18

studfiles.net

понятие, классификация, основные функции. Роль складов в логистике.

Современный крупный склад — это сложное техническое со­оружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функ­ций по преобразованию материальных потоков, а также накапли­ванию, переработке и распределению грузов между потребителя­ми.

Cклад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи.

Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти, рассматриваемые на микро уровне:

-снабжение запасами,

— контроль за поставками,

— разгрузку и приемку грузов,

— внутри складскую транспортировку и перевалку грузов,

— складирование и хранение грузов,

— комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку, — транспортировку и экспедицию заказов,

— сбор и доставку порожних товароносителей,

— контроль за выполнением заказов,

— информационное обслуживание склада,

— обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс­портных машин и механизмов.

Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирова­ния — эффективное использование объема зоны хранения.

Классификация складов:

Специализированные; универсальные; снабженческие; производственные; сбытовые; общезаводские; цеховые.

23. Логистика как вид предпринимательской деятельности. Концептуальная основа и философия.

Логистика обеспечивает сокращение запасов, висящих «мертвым грузом» и связанного капитала, уменьшает время выполнения заказа и повышает его качество. В результате этого происходит снижение себестоимости продукции и услуг и улучшается качество поставок.

Область действия логистики: от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения спроса.

Логистика определяется как корпоративная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели.

Структура предпринимательской логистики

Применительно к материальным ресурсам сформулированы «шесть правил логистики»: нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функ­циональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при до­ставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товаро-движенческими операциями, оно включает анализ рынка поставщи­ков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов уча­стников процесса товародвижения.

В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетин­га уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевре­менно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки (на Западе есть термин «технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при нала­женной системе логистики, в том числе и той ее функциональной области, которая касается реализации, то есть распределитель­ной логистики.

studfiles.net

Классификация складов в логистике

Признак классификации

Виды складов

По отношению к функциональным областям логистики

Логистики снабжения

Логистики производства

Логистики распределения

По отношению к участникам логистической системы

Склады производителей

Склады торговых компаний

Склады транспортных компаний

Склады экспедиторских компаний

Склады логистических операторов

По форме собственности

Собственные склады

Склады коммерческие

Арендуемые склады

Склады государственных или муниципальных предприятий

По функциональному назначению

Длительного хранения (сезонного, резерва)

Транзитно-перевалочные (склады-платформы, груз. терминалы)

Распределительные (дистрибьюторские центры)

Таможенные склады

По виду продукции

Сырья — Материалов — Комплектующих

Незавершенного производства – Готовой продукции

Тары — Остатков и отходов — Инструментов

По режиму хранения

Неотапливаемые

Отапливаемые

Склады-холодильники

Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом

По технической оснащенности

Немеханизированные

Механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По виду складских зданий и сооружений

Открытые площадки

Площадки под навесом

Закрытые сооружения –

а) многоэтажные

б) одноэтажные:

— с высотой до 6м.

— высотные под одной крышей;

— высотностеллажные (более 10м.) ;

— с перепадом высот

По принадлежности материального потока

Закрытые склады (хранение продукции 1-го предприятия и торговой сети)

Открытые склады (склады коллективного пользования, склады отели)

По наличию внешних транспортных связей

С причалами

С ж/д подъездными путями

С автодорожным подъездом

Комплексные

По масштабу деятельности

Центральные

Региональные

Местные

Управление складом в логистической системе

Цель управления складом заключается в создании взаимосвязан­ной системы, потоков и организации управления ею на основе прин­ципов устойчивости и адаптивности для достижения максимальной эффективности логистической системы в целом. Объектом логисти­ческого управления складом являются потоки, проходящие и цир­кулирующие на складе. Выделяют три основных вида потоков — ма­териальные, информационные и финансовые.

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков — входные, выходные и внутренние. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и каче­ства прибывшего груза,- проверки товаросопроводительных докумен­тов и т. д. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых доку­ментов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемеще­ния и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входные по­токи преобразуются в выходные, т. е. в результате переработки гру­зов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметр отдельных грузовых складских-единиц, время приема и выдачи и др. Характеристики входного грузопотока складской системы формиру­ются под влиянием специфических особенностей работы грузоот­правителей или предприятий — изготовителей продукции и системы транспорта, доставляющего грузы на склады. Параметры выходного грузопотока склада зависят от типа и характеристик снабжаемых че­рез склад потребителей, специфики работы транспорта, доставляю­щего грузы со склада потребителям, организации складирования и переработки грузов. Управление складом заключается в поддержании стабильности выходных параметров потоков, определенных условиями договора и т. п.

Для организации системы управления складом существует авто­матизированная система управления складом (АСУС; computerised warehouse management system), основанная на использовании вычис­лительной техники и ЭВМ. Это система планирования, контроля приемки, размещения и выдачи продукции со склада, которая состо­ит из различных функциональных подсистем (контроля за состояни­ем запасов, контроля поставок, управления технологическими процессами грузопереработки и др.). Управление складом на базе АСУС позволяет решить задачи:

studfiles.net

Склады в логистике

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Понятие складов в логистике..……………………………………………….3

3. Основные функции складов…………………………………………………..4

4. Классификация складов в логистике………………………..………………. 6

5. Использованная литература………………………………………………….10

Введение

Современный склад выполняет огромный объем логистических операций, предоставляя клиенту возможность выбора широкого спектра логистических услуг по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным и другим услугам.

Склад – это сложное техническое сооружение (здание, разнообразное оборудование и другие устройства), предназначенное для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям.

Логистика складирования – это комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

Основными причинами использования складов в логистической системе является:

1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6) увеличение географического охвата рынков сбыта;

7) обеспечение гибкой политики обслуживания.

Основными задачами складирования являются:

— определение полезной площади склада;

— определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования;

— определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;

— разработка стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада;

— сокращение времени хранения продукции;

— увеличение коэффициента оборачиваемости склада

Рассмотрим основные функции, которые выполняют склады:

1) консолидация грузов . Для сокращения транспортных заторов на разгрузочной площади потребителя склад может осуществлять функцию консолидации грузов в более крупную смешанную партию отправки в определенный район сбыта;

2) разукрупнение грузов . Склад получает грузы от производителей, предназначенные нескольким заказчикам, сортирует их на более мелкие партии в соответствии с заказами и отправляет каждому потребителю;

3) концентрация и хранение запасов . Обеспечение концентрации и хранении запасов позволяет осуществить непрерывное производство или снабжение в условиях ограничений, связанных с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса;

4) управление ассортиментным составом . Формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей ведет к эффективному выполнению заказов и осуществлению более частых поставок в объеме, которые требуются клиенту;

5) комплектация партии груза. Если предприятия территориально рассредоточены, то пересортировка и транзитное комплектование грузов удобно осуществлять на промежуточном складе. По прибытии в терминал транспорт разгружают и составляют консолидированные партии груза для определенных заказчиков или рынков;

6) сглаживание асинхронности производственного процессов. Для достижения согласованности между отдельными операциями процесса производства на складе формируется запас материально-технических ресурсов;

7) предоставление услуг. Выделяют 4 основные группы услуг, осуществляемые складом:

— материальные услуги;

— организационно-коммерческие;

— складские;

— транспортно-эксплуатационные.

8) преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и в целях выполнения заказов внутренних и внешних потребителей;

9) складирование и хранение продукции в целях выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производством и потреблением продукции. Данная функция дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых запасов продукции, а также в связи с сезонным потреблением некоторых видов продукции;

10) контроль и поддержание требуемого уровня запасов продукции.

Также склады выполняют функцию выравнивания.

Выравнивание по времени имеет место в тех случаях, когда время возникновения и периодичность спроса на продукцию не соответствует времени изготовления.

Выравнивание по количеству относится к серийному производству. Для снижения общих затрат ресурсов изготавливается большое количество продукции, чем это необходимо исходя из текущего спроса.

Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производства не соответствует месту нахождения потребителя продукции. Это вызывает необходимость транспортировки продукции.

Выравнивание ассортимента характерно для тех предприятий, которые производят широкую номенклатуру продукции, требующейся в различное время.

Классификация складов.

При выборе помещения для склада следует знать о классификации. Эта классификация позволяет оценить склад по важнейшим потребительским качествам. Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения либо находиться на участке движения товаров народного потребления.

Склады подразделяют:

по отношению к функциональным базисным областям логистики выделяют : склады снабжения, производства, распределения.

по виду хранимой продукции : склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, тары и упаковки, остатков и отходов, инструментов;

по форме собственности : собственные склады предприятий, коммерческие склады, арендуемые склады;

по функциональному назначению : склады сортировочно-распределительные, распределительные, сезонного или длительного хранения, транзитно-перевалочные, снабжения производства, торговые;

по продуктовой специализации : специализированные, неспециализированные, специальные, универсальные, смешанные;

по технической оснащенности : частично механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические;

по наличию внешних подъездных путей : с причалами, с рельсовыми подъездными путями, с автодорожными путями;

по виду складских зданий : открытые склады, полузакрытые склады, закрытые склады;

по этажности здания : многоэтажные, одноэтажные, высотно-стеллажные.

Помимо этого, склады подразделяют:

Производственные склады , которые обрабатывают продукцию относительно постоянной и однородной номенклатуры. Продукция поступает на склад и уходит со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения. Требуется в основном высокий уровень механизации и автоматизации складских работ.

Склады сырья и материалов, оперирующие однородной продукцией, большими партиями поставки. Продукция характеризуется относительно постоянной оборачиваемостью.

Склады готовой продукции, региональные распределительные склады производителей, выполняющие обработку тарной и штучной продукции. Распределительные склады преобразовывают производственный ассортимент. Обеспечивают различных потребителей, включая розничную сеть. Предназначены в основном для перемещения и обработки продукции, а не для ее хранения. Могут представлять собой крупный автоматизированный склад, предназначенный для приема продукции от различных поставщиков, приема заказов, их обработки и поставки продукции заказчикам.

— Сортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов продукции. Единицы хранения находятся на этих складах непродолжительное время. К основным функциям таких складов относятся приемка продукции по количеству и качеству, сортировка и подготовка ее к отпуску и отправке потребителям. Сюда относят склады оптовых торговых баз, а также склады розничных торговых предприятий.

— Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение. Это связано с необходимостью перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой. Склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

— Склады оптовой торговли в основном обеспечивают товарами розничную сеть. Такие склады концентрируют запасы товаров широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости, реализуемых различными партиями поставки. На таких складах осуществляется механизированная обработка товара.

Оборотный склад – выполняются операции перегрузки комплектных единиц хранения одного транспортного средства на другое. Склады характеризуются высокой оборачиваемостью складируемой продукции, короткими сроками хранения и высокой интенсивностью транспортных операций.

— Склады хранения предназначены для складирования, хранения, охраны и защиты продукции.

— Склады комплектации предназначены для комплектации заказов потребителей. Для таких складов характерны средний уровень оборачиваемости и средний срок хранения.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий продукции от промышленных предприятий и в виде крупнопартионных отправок направляют их в районы потребления.

Экспедиционные склады предназначены для централизованного снабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающей на базу продукции и кратковременного ее хранения.

mirznanii.com

Склады в логистике понятие классификация основные функции

Уральский социально-экономический институт

Академия труда и социальных отношений

Контрольная работа

по дисциплине: Логистика

Тема:

«Склады в логистике: понятие, классификация, основные функции»

Выполнила: Власенко Я.А.

2009 г.

Введение

Объектом изучения новой научной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подходы. Логистика позволяет существенно сократить временный интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортировку грузов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, соединение вышепречисленных областей деятельности с целью создания материалопроводящих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных. Цель логистики – изучение закономерностей образования и функционирования подобных систем. Цель логистики как практической деятельности – создание данных систем и обеспечение их функционирования.

Цель моей контрольной работы – логистика складирования.

Задачи: понять назначение и цели складов; изучить теоретические основы организации логистического процесса на складе; изучить проблемы эффективного функционирования логистики складирования. Раскрыть такие вопросы как понятийный аппарат и сущность логистики складирования; основные функции и виды складов; отличие логистического процесса на складе от внутрискладского технологического процесса; система складирования и оценка рентабельности ее функционирования, функции и принципы грузопереработки, роль упаковки в логистической системе

1. Роль и место складирования в логистической системе

1.1 Основные термины и понятия

Складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:

— Обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

— Координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

— Обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

— Уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

— Создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

— Увеличение географического охвата рынков сбыта;

— Обеспечение гибкой политики обслуживания.

Такие термины, как «склад», «распределительный центр», «логистический центр», «терминал», почти взаимозаменяемы. Наиболее общим термином является понятие «склад», под которым понимают сложное техническое сооружение. Предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки. Выделяются три основных вида потоков- материальные, информационные, финансовые.

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков – входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т.д. Исходящий поток обуславливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обуславливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т.е. в результате переработке грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдача и др.

Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.

1.2 Классификация складов

Существует большое количество различных складов. Они классифицируются по отношению к базисным функциональным областям логистики и участникам логистической системы, виду продукции, форме собственности, функциональному назначению, уровню специализации, степени механизации складских операций, виду складских зданий и сооружений, возможности доставки и вывоза груза, местоположению и т.п.

Классификация складов в логистике

1.3 Основные функции складов

Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, заключающиеся в содержании и обеспечении сохранности запасов участниками логистического канала. Под понятием «складирование» обычно понимается совокупность следующих операций:

· Размещение товаров;

· Количественная и качественная сохранность запасов;

· Учет запасов;

· Обновление запасов.

В настоящее время роль складов изменилась, сейчас они

рассматриваются скорее как промежуточное звено, через которое материальный поток преобразуется и перемещается как можно быстрее, что обосновывает расширение круга операций в складской деятельности.

Таким образом, основными функциями склада являются:

1. концентрация и хранение запасов, обеспечивающие осуществление непрерывного производства или снабжения при ограничении, связанном с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса;

2. консолидация грузов – подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта (рис 1.1)

3. разукрупнение грузов- сортировка груза на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам(рис.1.2)

4. управление ассортиментным составом – это накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами (рис. 1.3)

5. комплектация партии груза – подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки потребителям (рис. 1.4)

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *