Щепа топливная – цена за тонну и м3, ГОСТ, технология производства, преимущества и недостатки для отопления

Содержание

Топливная щепа как альтернатива мазуту и углю / Статьи / Magic Grove

Топливная щепа как альтернатива мазуту и углю

Региональные власти некоторых областей России предлагают российским производителям использовать альтернативное топливо традиционной продукции. Особенно перспективным видится переход на щепу и прочие виды биотоплива в лесных регионах страны. Однако такой перспективный переход на биологическое топливо и отказ от угля и мазута происходит очень медленно.

Древесное топливо в регионах РФ: ситуация сегодня, планы на будущее

Во многих регионах РФ успешно работают котельные на биотопливе, но и процент очень низок (1-2%) и о полном переходе в масштабах всей страны на источники энергии, которые возобновляются, речи в Росси пока нет. Наряду с этим даже несколько  биотопливных котельных могут служить примером для предприятий, как собственного региона, так и в целом всей страны по эффективному использованию биомассы.

Если сравнить нашу страну, к примеру, с Финляндией, то там щепа предпочтительнее мазута и угля в подавляющем большинстве регионов страны, а в России даже в области, богатые лесами, завозят дорогие уголь и продукты переработки нефти.

Вологодская, Ленинградская и Новгородская области разработали программы, согласно которым планируется полный переход на древесные виды топлива, но реализация этих программ пока идет тяжело. По данным администрации Республики Карелия на сегодня 20% всех котельных работает на отходах древесины. Функционируют котельные на щепе, дровах и пеллетах в Омской, Вологодской и Архангельской областях, однако их число еще несоизмеримо мало.

Что такое топливная щепа и каковы её преимущества

На сегодня самые распространенные виды биотоплива, используемые на энергоустановках, являются: дрова (устаревший вид ), щепа, брикеты, пеллеты и ряд иных. Наибольшего распространения на рынке России сумела получить топливная щепа. Объясняется это и её дешевизной, и простотой производства. Так что же она собой представляет?

Топливная щепа –  частицы, которые получаются измельчением древесного сырья. Предназначены полученные частицы для получения тепла путем сжигания. Материалом для производства древесной топливной щепы служит переработанное древесное сырье (стволовая древесина, отходы дерево и лесопереработки, порубочные остатки). Наиболее востребованной сегодня топливной щепой является щепа на основе стволовой древесины.

Она имеет ряд преимуществ по сравнению с прочим древесным сырьем:

  • Низкое содержание коры и других посторонних примесей;
  • Низкая зольность;
  • Высокая энергетическая ценность;
  • Размер частиц стандартизирован.

Потребители скандинавских стран для получения субсидий Евросоюза стволовую древесину выделяют отдельным видом топлива, так как другие типы древесного сырья такие дотации не получают.

Особенности топливной щепы

Топливная щепа является экологически чистым топливом. Содержание в ней золы – меньше 3 %. В процессе сжигания этого топлива выброс углекислого газа в атмосферу равен количеству, поглощенному растением за время своего роста.

Для хранения топливной щепы требуются особые условия, так как есть риск самовоспламенения. Поэтому хранится она в специализированных складских помещениях покупателей.

Топливная щепа имеет более низкую плотность в сравнении с брикетами и пеллетами. Также её отличает от агломерированного биотоплива высокая влажность и более низкая энергетическая ценность.

Транспортировка щепы, из-за того что у неё низкая насыпная плотность, осуществляется в специально приспособленных для этого щеповозах. По этой причине удаленная транспортировка становится нерентабельной.

Топливная щепа и другое альтернативное твердое топливо

Альтернативные виды твердого топлива, которые применяются сегодня для получения тепло- и электроэнергии, представлены органикой разной степени подготовки.

Использование альтернативных топливной щепе нетрадиционных видов энергоносителей определяет целый ряд следующих факторов:

  1. Доступность в данном регионе.
  2. Цена топлива.
  3. Расстояния транспортировки.
  4. Мера централизации отопления.

В таблице ниже приведены основные виды нетрадиционных энергоносителей и их сопоставление с характеристиками щепы.

Вид альтернативного топлива Сравнение с топливной древесной щепой

Топливные гранулы (на основе древесины)

Топливная щепа – серьезный конкурент топливным пеллетам в генерации тепло- и электроэнергии, и применение топливной щепы неуклонно растет. Но щепа уступает по ряду характеристик пеллетам, что накладывает определенные условия на транспортную доступность древесной щепы и универсальность её применения:

  1. Котельное оборудование, требуемое для генерации тепла для щепы и сложнее, и дороже оборудования пеллетного. Причины: высокая влажность, относительно невысокий КПД, нестабильные параметры сгорания топливной щепы.
  2. Нерентабельность транспортировки щепы на дальние расстояния по причине низкой насыпной плотности. Как следствие требуются большие емкости либо спецоборудование (щеповозы) для перевозки.
  3. Энергетическая ценность древесной щепы около 2000 ккал/кг, а у пеллет – порядка 4000 ккал/кг.

Поэтому перевозка пеллет гораздо эффективнее на значительные расстояния.

Вывод: сжигание щепы целесообразнее поблизости от предприятий, занимающихся лесозаготовкой либо лесопереработкой. То есть – локальные рынки, и территории с лесными ресурсами. Сжигание пеллет более рентабельно и оправданно в регионах, не имеющих местного сырья, расположенных удаленно.

Солома

Ряд стран Европы использует солому как альтернативное топливо. Однако она имеет существенные недостатки перед щепой:

  1. Ограничение дальности транспортировки соломы, что определяет целесообразность использования.
  2. Сезонность производства соломы, требующая больших складских помещений и соответственно условий для надежного хранения.

Жмых, лузга, прочие отходы сельскохозяйственной переработки

Использование отходов с/х переработки в энергетике растет с каждым годом, но имеет по отношению к древесной щепе ряд недостатков, ограничивающих их использование. Наряду с высокой теплотворной способностью и низкой влажностью сельскохозяйственные отходы обладают высоким процентом зольности. Использование данного вида отходов для получения топлива целесообразно и экономически оправдано непосредственно на перерабатывающих сельхоз предприятиях. Транспортировка таких отходов в неподготовленном для этого виде будет и сложной, и неэффективной. Также минусом является и неритмичность циклов производства в сельском хозяйстве, что не дает возможности запастись достаточным количеством отходов на круглый год.

Соломенные пеллеты

Такеи пеллеты получили широкое растпространение в Дании. Их называют «greypellets» (серыми пеллетами). Теплотворные способности «серых» пеллет сопоставимы с древесными. Однако пеллетирование происходит гораздо хуже, так как в соломе низкое содержание необходимого лигнина. По этой причине «серые» пеллеты используются в непосредственной близости от места, где они производятся, ведь длительную транспортировку и перевалку они попросту не выдержат. Кроме этого, сезонность заготовки соломы не позволяет наладить производство соломенных пеллет круглогодично.

Пеллеты на основе отходов с/х переработки

Аналогично соломенным пеллетам обладают низкой способностью к пеллетированию. В результате чего — проблемы как транспортировки, так и перевалки. Также недостатком является сезонные факторы переработки сырья сельского хозяйства.

Топливные брикеты (на основе биомассы)

Сфера использования топливных брикетов исключительно частный сектор: для топки в каминах, приготовления барбекю и шашлыков. В промышленности широкого применения брикеты не получили, но применяются для отопления небольших по площади муниципальных объектов посредством блок-модульных котельных.

Бытовой мусор

Сжигаться бытовой мусор может только там, где он находится – на полигонах ТБО. Транспортировку мусора не осуществляют, а его сжигание мусора противоречит Киотскому протоколу.

Торф

Торф – эффективное топливо, но его характеризует высокая зольность. Сжигание торфа противоречит Киотскому протоколу, поэтому его сжигание и заготовка не получили широкомасштабное применение. Выбросы в атмосферу при сжигании торфа не признаны СО2-нейтральными, как в случаях сжигания древесины или другой растительности.

Плюсы и минусы древесной щепы

Древесную топливную щепу можно смело назвать наиболее стабильным энергоносителем из класса нетрадиционных твердотопливных видов сырья. Объясняется это целым рядом таких факторов:

  • Возможность производства на протяжении целого года, так как лесозаготовка лесопереработка круглогодична;
  • Достаточное количество необходимого обрабатываемого промышленностью сырья;
  • Простота в производстве и последующем применении;
  • Стабильные характеристики древесной щепы, которые закреплены национальными стандартами;
  • Низкий процент зольности.

Конкурентоспособность топливной щепы в сравнении с прочим альтернативным твердым топливом подчеркивает успешность щепы на рынке битоплива и стабильные темпы её  роста.

Недостатки древесной щепы

Наряду с достоинствами топливная щепа обладает и свойствами, которые относятся к недостаткам. Данные факторы присущи любому виду древесины:

  • Низкая влагостойкость, неспособность абсорбировать влагу. Как следствие, требуются специальные условия её хранения и перевозки;
  • Невысокая энергетическая ценность;
  • Низкая плотность.

Cтатьи по теме:

fuelchips.ru

Топливная щепа или пеллеты — Статьи ПК Ижора

Согласно информации на крупнейших ресурсах по Биоэнергетике, в последние годы России и Белоруссии, открывается все больше котельных (ТЭЦ) на биотопливе. В качестве биотоплива чаще всего используются пеллеты и топливная щепа, поскольку имеют относительно не высокую стоимость и позволяют организовать автоматическую подачу топлива в котел. Это помогает избежать человеческого фактора, и максимально автоматизировать процесс.

Топливная щепа — альтернатива пеллетам и брикетам, поскольку имеет не высокую стоимость. Также использование щепы и опилок в котельных позволяет решить проблему утилизации отходов деревообработки. А современные технологии и высокий уровень автоматизации котлов обеспечивают качественное, экологически чистое сжигание этих древесных отходов. Топливная щепа обладает некоторыми недостатками, относительно пеллет и брикетов. Перевозка щепы на большие расстояния экономически нецелесообразна, поскольку обладает небольшим удельным весом.

Европейцы используют щепу в энергетике в основном на крупных ТЭЦ мощностью от одного до нескольких десятков мегаватт. Но в последние годы происходит повышение стоимости ископаемых видов топлива, а также в связи с появлением на рынке новых моделей котлов мощностью от 15 кВт щепу стали применять как в частном секторе, так и в небольших коммунальных и промышленных котельных, особенно в сельской местности. Сжигание щепы происходит в автоматическом режиме. Стоимость получения одного киловатта тепловой энергии в маломощных котлах, работающих на щепе, сопоставима со стоимостью получения того же киловатта в пеллетных котлах. Основным отличием подобных котлов от пеллетных, является большие размеры накопительного бункера и топливного склада. По этому котел вместе со складом для щепы дороже котельного оборудования, работающего на пеллетах. На ТЭЦ в основном используются котлы для сжигания щепы, так как в этом случае стоимость генерации энергии ниже, чем при эксплуатации пеллетных котлов. В связи с этим пеллеты используются в основном на электростанциях, расположенных вдали от лесных территорий, куда подвоз щепы несет дополнительные финансовые затраты, в отличие от поставок пеллет морскими или речными судами. Это характерно для Нидерландов, Бельгии, Дании, Швеции и Великобритании.

Как обстоят дела с топливной щепой в России? Последние годы все чаще можно слышать о региональных программах перевода коммунальных котельных на биотопливо, в основном на древесные топливные гранулы или брикеты. Щепу почему-то многие разработчики подобных программ не учитывают, а ведь себестоимость 1 ГКал тепла при сжигании щепы ниже, чем при сжигании гранул или брикетов. Потому что в производстве топливных гранул и брикетов, помимо опила и стружки, используется та же щепа, во многих случаях нет смысла инвестировать в дорогостоящие заводы по изготовлению этих видов биотоплива, если предусматривается их применять только для выработки тепловой энергии в местных котельных. Значительно дешевле будет наладить заготовку щепы на месте или использовать мобильные измельчители на делянке. А пеллеты и брикеты целесообразнее использовать в частном секторе и в небольших котельных мощностью до 1 МВт.

Одним из перспективных направлений повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса страны является модернизация, на примере Европы, технологий сжигания древесного топлива, произведенного из малоценной древесины и лесосечных отходов. Поселки, расположенные в лесных районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, закупают ископаемое топливо (уголь, мазут, дизтопливо) и везут его за тысячи километров. При этом в России миллионы тонн порубочных остатков, лесопильных отходов и низкосортной древесины практически не используются. А ведь такие отходы, собранные в радиусе до 50 км от населенного пункта и переработанные в щепу, могут обеспечить теплом даже районный центр, не говоря уже о деревнях и рабочих поселках. Эта щепа, которую часто называют топливной или «зеленой» невозможно использовать в плитном и гидролизном производствах. Ее экономически целесообразно заготавливать в регионах с проблемным лесопользованием, где качество лесов упало и лесопользование становится невыгодным. Одной из важнейших причин недоиспользования расчетной лесосеки в таких регионах является отсутствие производств по переработке низкосортной древесины (тонкомера и сухостойной древесины от рубок ухода) и мероприятий по восстановлению леса. Если в таких районах начать массово переводить коммунальные котельные с угля на щепу, решатся многие проблемы: создадутся новые рабочие места, снизится нагрузка на местный бюджет за счет значительного сокращения стоимости выработки тепловой энергии.

Благодаря тому, что угольные котельные и котельные на щепе имеют во многом схожую конструкцию, а принципиальное устройство самих котлов похоже, многие угольные котельные можно переводить на щепу без замены самих котлов – проведя некоторую модернизации (в частности, обеспечения подачи и автоматизации). Можно применять совместное сжигание угля и щепы, что уже давно практикуется во многих европейских странах.

Использование щепы, полученной путем измельчения низкотоварной древесины, порубочных остатков и лесосечных отходов, повысит не только энергоэффективность ЖКХ, но и рентабельность лесозаготовительных предприятий, позволит эффективно выполнять мероприятия по уходу за лесом и ведению устойчивого лесного хозяйства и улучшит экологическую обстановку в лесных регионах.

ПК «Ижора» занимается поставкой как мобильных так и стационарных измельчителей древесины. Мы являемся поставщиками и официально осуществляем сервис мобильных, дисковых и барабанных измельчителей Pezzolato, Италия.

Pezzolato один из лидеров Европейского рынка, среди производителей, как стационарных так и мобильных измельчителей древесины. Особенностью измельчителей Пеццолато является специальная конструкция барабана, которая позволяет производить щепу максимально равномерной фракции.

pk-izhora.ru

Экспорт топливной щепы.

ГлавнаяРынокЭкспорт топливной щепы: состояние рынка и ключевые тенденции

Девальвация рубля резко повысила рентабельность экспорта основных видов лесопродукции, что позитивно отразилось и на рынке топливной щепы. Экспорт этой продукции раньше был ограничен ближайшими регионами и осуществлялся, в основном, в направлении скандинавских стран.

Снижение курса рубля позволило увеличить расстояния транспортировки топливной щепы как внутри страны, так и за её пределами, что вовлекло в международную торговлю новых игроков, для которых экспорт был нерентабелен ранее.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся за последний год, включая последний квартал 2017 и первый квартал 2018 года. В связи с сезонностью, этот период отражает максимальные годовые значения. Проанализируем рынок хвойной и лиственной топливной щепы, которая экспортируется как раздельно, так и в смеси.

Основные векторы

Предсказать основные направления экспорта топливной щепы несложно. Ключевыми потребителями этого продукта являются страны Евросоюза, активно развивающие «зелёную» генерацию энергии. Нехватка собственных возобновляемых энергоносителей в странах ЕС покрывается экспортом из третьих стран.

Топливная щепа имеет ряд недостатков, ограничивающих её экспорт. Прежде всего, это низкая насыпная плотность и низкая теплотворная способность (в купе с высокой влажностью), из-за чего её экономически эффективно транспортировать на относительно небольшие расстояния. Нужны щеповозы, количество которых на рынке ограничено.

Именно ввиду этих особенностей основными потребителями российской топливной щепы являются страны Скандинавии и Балтии, ближайшие к основным лесосырьевым регионам.

За год российские производители экспортировали 244 130 тонн топливной щепы. Пиковый объём, по понятным причинам, пришёлся на зимние месяцы. Безусловный лидер потребления — Финляндия, на долю которой приходится 78% от всего экспорта. Такое положение дел определяется логистической близостью российских производителей, развитой промышленной генерацией тепловой и электрической энергии из древесной щепы в Финляндии и постоянным увеличением объёмов её потребления.

Крупнейшими европейскими потребителями возобновляемых источников энергии являются Швеция и Дания: доля возобновляемых источников энергии в этих странах превышает 60%, поэтому для них поставка топливной щепы из других стран вполне закономерна. И всё же, текущая ситуация возможна только при сложившейся валютной конъюнктуре. При укреплении рубля объёмы экспорта в эти страны существенно сократятся.

Экспорт щепы в Эстонию и Латвию, опять же, определяется их близостью к российскому рынку и требованиями Евросоюза к 2020 году довести долю генерации энергии на возобновляемых источниках до 20%.

В последние годы постепенно увеличивался экспорт в Китай в связи с ростом населения и платёжеспособного спроса на экологическую генерацию энергии. При сохранении текущих макроэкономических параметров (прежде всего, курса валют), стоит ожидать, что рост экспорта в КНР продолжится.

Транспортировка

До 78% всего экспорта приходится на автоперевозки: 181 100 тонн транспортируют в Финляндию, 11 000 тонн — в Эстонию и 2 100 тонн — в Китай.

Рост экспорта в европейские страны требует дополнительного парка лесовозов, который в России сейчас развит слабо из-за недостаточного внутреннего потребления и ориентации на перевозку технологической щепы. Эти факторы существенно удорожают перевозку. В направлении Финляндии, Швеции и балтийских стран зачастую используются лесовозы покупателей или привлечённые ими транспортные компании.

Экспорт морским транспортом осуществляется в Финляндию (3 300 тонн), Швецию (23 200 тонн), Данию (9 800 тонн) и Германию (1 500 тонн).

Поставки железнодорожным транспортом осуществляются в Финляндию (6 900 тонн), Китай (3 900 тонн) и Латвию (1 000 тонн).

Можно сделать вывод, что поставки на коротком плече от российских границ осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, а на дальнем плече — по морскому пути, комбинирующем в себе и два предыдущих. Поэтому, несмотря на то, что морской транспорт считается самым дешёвым, наличие перевалки и затрат на доставку до порта существенно снижает экономическую привлекательность такой логистической схемы.

Ключевые игроки

На экспортном рынке древесной топливной щепы нет ярко выраженной монополии. Вход открыт всем игрокам, и по этой причине их список постоянно меняется.

На рынке представлены три типа компаний-экспортёров: лесопильные и перерабатывающие предприятия, которые имеют существенные излишки топливной щепы в процессе переработки древесины; компании, перерабатывающие дрова в щепу, а также независимые производители топливной щепы, перерабатывающие дровяную древесину, закупаемую со стороны. Последний тип компаний стал активно развиваться после девальвации рубля.

Фото: mayconveyor.com

Львиная доля — 80% всего экспорта — приходится на 15 крупнейших экспортёров.

Подавляющее большинство из них расположено на северо-западе России в непосредственной близости к границе с Финляндией.

Экспортёрами в Китай выступили две компании: ООО «Торговый дом РФП» и ООО «Амурская лесопромышленная компания». С китайской стороны покупатели — это Suifenhe Chenghong Economic & Ttrade Co., LTD и Suifenhe Lihua Economic & Trade Co., LTD.

В России покупатели топливной щепы представлены различными компаниями, преимущественно финскими, а также крупнейшими европейскими игроками на рынке биотоплива.

Экспортная цена

Цена на древесную топливную щепу зависит, прежде всего, от условий поставки и удалённости продавца от покупателя. Поэтому любое сравнение необходимо осуществлять с учётом этих параметров.

Цены представлены по каждой стране экспорта с указанием условий поставки и интервала колебания цен (минимальная — средневзвешенная — максимальная).

В настоящем сравнении не рассматривается качество экспортируемой щепы, так как этот показатель в данном случае слабо влияет на цену продажи. Не рассматривается теплотворная способность щепы, поскольку в рамках традиционных для России пород она будет сопоставима для всех точек отгрузки.

Цены на условиях FCA (у поставщика во дворе с загрузкой) имеют довольно большой диапазон отклонений, что связано с различной удалённостью экспортёров до конечных потребителей. Например, для условий Северо-Запада России расстояния транспортировки очень сильно отличаются. В некоторых случаях отгрузка осуществляется за 400 км, а в некоторых происходит практически на границе с Финляндией.

По условиям FCA, транспортировку топливной щепы оплачивает покупатель, поэтому при увеличении расстояния транспортировки (и, соответственно, транспортных затрат) снижается стоимость щепы.

Средневзвешенная стоимость древесной топливной щепы на условиях FCA и FOB составляет для условий Ленинградской области 22,64–26,87 EUR/тонна при экспорте в Финляндию и Швецию. В рамках этого коридора находится и стоимость топливной щепы в Калининградской области, отгружаемой на условиях FOB.

Минимальная цена наблюдается при экспорте из Ленинградской области в Эстонию — 9,98 EUR/тонна.

Наибольшие цены устанавливаются при экспорте в Финляндию, Данию и Швецию, что отражается как на ценах группы F (FCA. FOB), так и на ценах группы С (CIF) и D (DAP, DAF). При экспорте в Латвию и Эстонию цены ниже в два с лишним раза.

Экспорт в Китай осуществлялся с доставкой потребителю (условия DAP) автомобильным и железнодорожным транспортом. Все расчёты осуществлялись в долларах США и стоимость топливной щепы составляла 45–49 USD/тонна. Разница между европейскими ценами составляет 15-18% из-за курсовой разницы между долларом и евро. Тем не менее, это довольно хороший уровень цен, особенно по сравнению с балтийскими странами. Существенным ограничением роста экспорта в Китай выступают большие расстояния транспортировки, как внутри страны, так и в границах КНР.

Перспективы развития

По мнению специалистов ООО «Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций», маловероятно, что вектор потребления древесной топливной щепы изменится с экспортного на внутреннее. Это связано с недостатком в России мощностей по генерации тепловой и электрической энергии на древесной щепе и низкой экономической эффективностью подобной генерации на фоне дешёвого и доступного углеводородного топлива. Локальные программы увеличения генерации энергии из древесины показывают крайне низкую динамику и не могут серьёзно конкурировать с экспортом, особенно из приграничных регионов.

Направления переработки топливной щепы сейчас довольно ограничены. Только возникновение эффективных технологий, позволяющих потреблять большое количество древесной топливной щепы в промышленных целях, способно привести к повышению стоимости этого побочного продукта лесозаготовки и лесопереработки.

При текущем курсе валют экспорт древесной топливной щепы будет оставаться основным направлением реализации излишков этого вида продукции на внутреннем рынке. С учётом отсутствия перспектив роста внутреннего потребления экспортный вектор сбыта будет наблюдаться в средне- и долгосрочной перспективе.

Текст: ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций»

теги

forestcomplex.ru

что этого такое? Преимущества топливной щепы

Что заставляет светлые умы из разных стран искать альтернативные источники энергии? Причины самые разные: одни хотят сэкономить, другие хотят получить экологически чистое топливо. Но одно остается почти всегда неизменным – это требования к биотопливу. Хочется, чтобы оно было натуральным и доступным, универсальным и безопасным.

Существует ли энергоноситель, который отвечает перечисленным требованиям? Да, это древесная щепа, или частицы, которые получают при переработке и измельчении отходов лесопереработки. Чем отличается щепа от стружки? Тем, что она – конечный продукт. Чем щепа отличается от опилок? Она крупнее.

Древесная щепа востребована, поскольку у нее:

  • минимальное содержание коры и других примесей;
  • низкая зольность – содержание золы всего 3%;
  • удобная для производства структура;
  • высокая энергетическая ценность;
  • стандартные размеры частиц.

Именно этот топливный материал считается наиболее стабильным энергоносителем в сравнении с другими видами нетрадиционного твердого топлива, так как его можно заготавливать круглый год.

Почему древесная щепа так востребована?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить все имеющиеся источники энергии.

Источник энергииСравнение с древесной щепой
ЭлектричествоЭлектроэнергия – универсальный, но дорогостоящий источник энергии (если использовать его для отопления). Сжигать щепу в 3 раза выгоднее, чем использовать электроэнергию.
ДроваВ расчете на кубометр дрова дешевле, но у энергоисточников, работающих на щепе, удельные затраты ниже.
Уголь и торфУ этих видов твердого топлива слишком высока зольность, выбросы при сжигании не считаются СО2-нейтральными.
МазутИспользуется в качестве альтернативного варианта, но доля котлов на мазуте пока невелика. Его используют только в качестве резерва по причине высокой себестоимости.
ГазГаз предоставляет больший объем тепловой энергии, поскольку может использоваться даже на территориях, где мало лесов. В случае со щепой использование котельных в районах без леса окажется убыточным.

Как видно из таблицы, практически во всех случаях топливная щепа выигрывает у других источников энергии.

А есть ли у щепы весомые недостатки?

Есть, как и у любого вида древесины. В частности, щепа:

  • обладает низкой влагостойкостью и требует особых условий для хранения и перевозки;
  • отличается относительно невысокой энергетической ценностью и низкой плотностью;
  • подвержена самовозгоранию и не может перевозиться на большие расстояния.

Значит ли это, что щепа никогда не заменит такие виды твердого топлива, как дрова, уголь или торф? Сможет ли она потеснить газ и мазут? Интерес к этому экономичному и экологическим чистому топливному материалу в нашей и соседних странах появился совсем недавно, чего нельзя сказать о странах Европы. Там уже имеется положительный опыт.

Нет сомнений в том, что в ближайшее время древесная щепа станет востребованной и, если не заменит, то потеснит другие виды твердого топлива и источники энергии.

vtor.by

Топливная щепа в Санкт-Петербрге

Топливной щепой называют материал, представляющий собой массу, состоящую из измельченной древесины, освобожденной от пыли, крошки и примесей. Одним из предназначений топливной щепы является ее использование в качестве экологически чистого и безопасного топлива. Из этого материала изготавливают топливные брикеты и гранулы.

Эти виды древесной продукции обычно называют биотопливом и используют во многих современных отопительных системах в силу доступности материала и эффективности обогрева.  

Особенности применения топливной щепы

Производство щепы основывается на измельчении древесины рубительными машинами. После этого полученное сырье очищают и подвергают сушке. Этот этап производства особенно важен перед использованием древесной щепы в качестве топлива, ведь в зависимости от качества просушки материала существенно меняется его способность вырабатывать тепло. Теплотворные свойства напрямую зависят от величины влажности материала. Чем меньше этот показатель, тем выше ценность древесной щепы как топлива.

Как известно, древесная щепа технологического типа должна соответствовать определенным требованиям. К топливной щепе таких требований не предъявляется. Нужно лишь соблюдать размер каждой части древесины, чтобы она могла свободно пройти через систему подачи топлива в генератор. Древесная щепа в роли топлива также используется в работе газогенераторов. Она позволяет обеспечивать теплом предприятия и жилые дома, используя экологичную и безопасную технологию. К тому же газогенераторы, работающие на древесных отходах, более экономичны.

Если здание, которое предполагается отапливать биотопливом, располагается в черте города (на значительном расстоянии от сырья), то будет лучше использовать уже переработанную щепу. Брикеты, топливные гранулы или торрефицированная щепа тоже являются неплохим биотопливом. Их можно перевозить на дальние расстояния, не нарушая при этом способности материала вырабатывать тепло.

Компания «Green Forest» на протяжении многих лет занимается производством и реализацией древесной топливной щепы, брикетов и пеллетов из дерева, поэтому Вы можете купить топливную щепу в нашей компании по выгодной цене. Это позволило нам наработать огромный опыт и довести качество нашей продукции до высшего уровня, сохранив доступность для клиентов.    

gf-timber.com

1 Слайд

Щепа – древесное топливо

Горение топлива— это очень быстрое его химическое разрушение и окисление кислородом воздуха, сопровождаемое теплом и светом. При этом углерод образует углекислый газ, водород—водяной пар, кислород входит в состав обоих продуктов, а вода испаряется, так что от топлива остается на месте горения только одна зола.

Древесное топливо делится на два вида:

-первичное, полученное на лесозаготовках;

-вторичное — древесное сырье, которое ранее использовалось в других целях (рейки, ящичная тара, отходы от строительства и др.).

Преимущества отопления дровами:

•Автоматическая очистка котла

•Автоматическое разжигание

•Низкие показатели концентрации выбросов

•Удобное и простое обслуживание

•Дрова — экологическое и возобновляемые источники энергии

•Пепел может использоваться в качестве удобрения для сада

Элементы в древесном топливе:

Азот Водород Кислород Углерод

0,1% 6,3% 44,1% 49,5%

2 Слайд

Топливная щепа – это частицы, полученные в результате измельчения древесного сырья предназначенные для сжигания в энергетических целях. Производится древесная топливная щепа путем переработки древесного сырья (стволовой древесины, отходов лесопереработки, отходов деревообработки и порубочных остатков). В настоящее время, наиболее востребована топливная щепа из стволовой древесины, так как обладает рядом преимуществ:

• Низкий процент коры и прочих посторонних включений;

• Низкую зольность;

• Высокую энергетическую ценность;

• Стандартизированные размеры частиц;

Производством топливной щепы занимаются специальные заводы. Отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины в виде сучков и веток, верхушек и отходов распиловки, с помощью специальной рубильной машины измельчаются в щепу. Для достижения эффективности топливо должно быть однородным по фракции, подготовленным по влажности. Топливная щепа является основой (сырьем) топлива в энергетических установках для получения электрической энергии и тепла. Щепа характеризуется весьма разнообразными показателями в зависимости от влажности, породы, способа загрузки и т.д. Щепу учитывают в кубических метрах плотной массы. Средняя насыпная масса щепы принимается равной 0,3 т/м3. Щепа всех пород деревьев имеет сходный химический состав и содержит около 50% углерода. Поэтому теплота сгорания щепы разных пород в абсолютно сухом состоянии в расчёте на 1 кг одинакова: около 18800 кдж/кг (4500 ккал) с отклонениями не более 3—5%.

3 Слайд

По назначению щепа подразделяется на технологическую и топливную. Технологическая щепа — древесные частицы предназначенные для производства целлюлозы, древесных плит, продукции лесохимических и гидролизных производств. По гранулометрическому составу различают щепу кондиционную, крупной и мелкой фракций. По породному составу исходного сырья различают щепу хвойных, лиственных и смешанных пород. Использование щепы в качестве топлива даёт возможность с пользой утилизировать отходы деревопереработки. Низкая стоимость щепы делает её достойной альтернативой пеллетам и брикетам. Одной из основных характеристик щепы является её влажность. Если этот показатель не превышает 30%, то такое топливо может храниться очень долго без опасности биологического разложения и потери теплотворной способности. Влажность свежесрубленного дерева равна 50-60%, поэтому сырьё перед измельчением необходимо просушить до 30%.

studfiles.net

Можно ли использовать щепу как топливо для бытовых котлов?

К бытовым котлам принято относить котлы мощностью 15-50 кВт. Большая часть таких бытовых твердотопливных котлов работает на пеллетах, брикетах или дровах. Но в них также можно использовать и древесную щепу, особенно если рядом с вашим месторасположением имеется большое количество древесных отходов.

Щепа — ввиду невысокой цены - неплохая альтернатива пеллетам и брикетам. Использование щепы и опилок в качестве топлива позволяет решить проблему утилизации отходов деревообработки. А современные технологии и высокий уровень автоматизации котлов обеспечивают качественное, экологически чистое сжигание этих древесных отходов.

Перевозка щепы на большие расстояния экономически нецелесообразна — щепа теряет привлекательность как топливо и проигрывает другим видам топлива, например пеллетам, — за счет небольшого объемного веса по сравнению с древесными брикетами и в результате из-за более высоких транспортных издержек.

В связи с этим в ФРГ, Австрии и других европейских странах бытовые котлы, так же как и в коммунальных и индустриальных котельных устанавливают только в строениях, расположенных вблизи гарантированных источников сырья. Существуют всевозможные государственные и муниципальные программы, направленные на субсидирование предприятий, которые занимаются так называемым ландшафтным уходом, т. е. санитарной вырубкой деревьев и кустарников в парках, национальных заповедниках, вдоль автобанов и железнодорожных путей, очисткой завалов в лесах после ураганов. Топливная щепа, которую получают из этого сырья, за счет государственных дотаций характеризуется низкой ценой и потому используется не только в бытовых целях, но даже на региональных ТЭС.

Еще один довольно перспективный путь получения топливной щепы — это увеличение площадей плантаций быстрорастущих растений, таких как мискантус, энергетическая верба, тополь и др. К 2020 году в Германии планируется засадить этими растениями полмиллиона гектаров. Чтобы понять масштабы этой программы, сравните: сегодня площадь таких плантаций всего около 3 тыс. га. О своем участии в программе заявили и энергетические концерны, к примеру RWE.

Для получения щепы высокого качества в соответствии с новыми европейскими нормами классификации на предприятии — изготовителе этого вида топлива необходимо сортировать поступающее сырье.

Один из главных параметров щепы — влажность. Например, щепу влажностью до 30 % можно хранить на складе без риска биологического разложения и потери энергетической ценности. Поскольку влажность свежесрубленной древесины колеблется от 50 до 60 %, перед измельчением сырье необходимо высушить до 30 %. От влажности очень сильно зависит теплота сгорания (теплотворная способность) щепы.

Бытовые котлы, работающие на щепе, ни в чем не уступают пеллетным котлам. В Германии из общего количества установленных бытовых котлов мощностью до 50 кВт работающих на твердом биотопливе (по данным на сентябрь 2011 г. — 227,5 тыс. ед.), пока лишь 2,4 % составляют котлы, в которых в качестве топлива используется щепа. Но это число будет расти, т. к. в ФРГ стоимость одного киловатта тепловой энергии, выработанной при использовании пеллет, на 30 % ниже стоимости одного киловатта тепла, выработанного на печном топливе и природном газе, а стоимость одного киловатта, полученного при сжигании щепы, на 30 % ниже «пеллетного».

К щепе пока не предъявляются такие жесткие требования по сертификации, как к пеллетам. Щепа поставляется потребителям либо насыпью (в самосвале или щеповозе), либо упакованной в биг-бэги. Уже протестированы отгрузки специальным автотранспортом с пневматической выгрузкой шлангом в топливный склад (аналогично давно действующей и отработанной логистике на пеллетном рынке). Котлы оснащены современной электроникой, позволяющей управлять оборудованием на расстоянии через Интернет и изменять режим работы в зависимости от параметров поступающей в котел щепы.

В Европе в 65 % бытовых котлов, работающих на щепе, используется слоевая топка с простой колосниковой решеткой, в 25 % — с переталкивающей колосниковой решеткой и нижней подачей топлива. В остальных 10 % котлов применяются:

  • топки с опрокидывающимися, качающимися и вибрирующими колосниковыми решетками, благодаря которым происходит разрыхление горящего слоя и за счет этого более полное сгорание топлива в слое; в котлах с такими топками можно сжигать топливо с высокой зольностью и низкой температурой размягчения золы (начала шлакообразования), например солому, мискантус, древесную кору, щепу с различными примесями в виде коры, листьев и т. п.;
  • вихревые слоевые топки с регулируемым поддувом воздуха и подачей топлива. Котлы с такими топками весьма нетребовательны к качеству топлива, что позволяет им эффективно работать на опилках, травянисто-древесных отходах и топливе влажностью до 80 % без предварительной сушки.

Бытовой котел со слоевой топкой, работающий на щепе, функционирует следующим образом. В камеру сгорания щепа подается шнеками из бункера и в зависимости от потребности дозируется контроллером автоматики котла в соответствии с заданным режимом работы и температурой воды в системах отопления и горячего водоснабжения. Розжиг котла при пуске выполняется в автоматическом режиме. Тепло, выделяющееся в камере сгорания, посредством водяного теплообменника нагревает теплоноситель (воду).

Если температура воды на выходе из котла стала на определенное число градусов ниже установленного значения, по сигналу терморегулятора на несколько секунд включается электродвигатель шнека и порция топлива подается в горелочное устройство, в котором постоянно поддерживается тлеющий заряд. Дутьевой вентилятор подает воздух в горелочное устройство, и после сгорания порции топлива температура воды в котле повышается. Как только она достигает верхнего предела, вентилятор автоматически отключается.

Нагретый теплоноситель подается в бойлер и далее в систему отопления помещений и систему горячего водоснабжения. В летнее время в зависимости от необходимости котел либо полностью останавливают, либо переводят в летний режим, при котором система отопления отключается, так что котел работает лишь на подогрев воды для бытовых и хозяйственных целей. На котлах устанавливается контроллер автоматики, который следит за поддержанием заданной температуры внутри топки, контролирует температуру воды в бойлере, останавливает котел в случае перегрева, выполняет сервисные функции (контролирует наличие топлива в бункере), обеспечивает работу котла в разных режимах.

Такое котловое оборудование работает почти бесшумно, не требует специальных условий для размещения и может быть установлено в подвальных помещениях или на первом этаже здания.

Для обеспечения бесперебойной работы в котлах, где сжигаются щепа и опилки, имеется бункер (топливный склад), дополнительно оснащенный ворошителем с отдельным приводом. Емкость накопителя может варьироваться в зависимости от необходимой продолжительности бесперебойной работы котла при одной загрузке. Продолжительность работы котла при одной загрузке топлива может составлять сутки и более — в зависимости от потребности.

На многих моделях котлов устанавливаются системы пожаробезопасности для защиты от проникновения огня по шнеку на топливную горелку котла. Вот как работает, например, двухступенчатая система защиты: при повышении температуры топливоподающего кожуха до установленного предела специальный термостат отключает дутьевой вентилятор и подачу топлива. А при достижении критической температуры специальная система заливает водой подающий шнек и горелочное устройство.

Несмотря на сыпучесть, щепа, в отличие от пеллет, часто «зависает» в устройстве подачи топлива, и топливо перестает поступать в топку. Поэтому топливный бункер необходимо оснащать ворошителем, хотя это и ведет к усложнению и удорожанию установки. Для того чтобы щепа могла использоваться в оборудовании с автоматической подачей, она должна соответствовать определенным стандартам. Больше всего для таких котлов подходит древесная щепа размером 5-50 мм. Топливные склады, как правило, оборудуют подвижным полом (т. н. «живое дно»), а для подачи щепы с топливного склада в котел используется шнек.

Нельзя не упомянуть газогенераторные (или пиролизные) котлы. В них используется принцип пиролизного горения. Неоспоримые достоинства таких котлов — высокие КПД и экологичность. Хотя в качестве топлива для газогенераторных котлов применяют в основном сухие дрова (влажностью до 20 %), в некоторых моделях используют и другие виды твердого биотоплива, в том числе сухую щепу.

Технологии газификации древесины известны давно и широко применяются в промышленных установках. В них топливо не разгорается пламенем, а лишь тлеет и процесс горения регулируется посредством изменения количества подаваемого воздуха. В газогенераторном котле в слой тлеющего топлива вентилятором подается первичный воздух.

В результате образуется горючий генераторный газ, состоящий в основном из СО. Газ проходит через форсунку, где смешивается с вторичным воздухом. Газовоздушная смесь воспламеняется в камере сгорания, соприкасаясь с катализатором, при этом сгорают и тяжелые соединения, и частицы сажи. В отличие от традиционных твердотопливных котлов, газогенераторные вырабатывают дымовые газы, которые почти не содержат токсичных и иных примесей. Если выбрано хорошее топливо, а также правильно рассчитан расход первичного и вторичного воздуха, генераторный газ горит пламенем почти белого цвета. При повышении влажности твердого топлива понижается теплотворная способность газа, образуется больше сажи и конденсата, снижается эффективность работы котла.

По материалам: lesprominform.ru

www.biowatt.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *