Самый большой порт в мире
Мировая торговля развивается стремительно. Колоссальные объёмы товаров перемещаются ежедневно из одной точки мира в другую на самолетах и поездах, в маленьких грузовиках и больших фурах. Сложно поспорить с тем, что логистическая отрасль имеет огромное влияние на мировую экономику. Самым выгодным логистическим каналом для большинства товаров, перемещающихся с континента на континент, является морской путь.

Неудивительно, что современные самые большие порты океанов напоминают даже не город в городе, а государство в государстве. Самый большой порт в мире — порт Шанхая — превышает по площади такие страны, как Мальта и Мальдивы. Морской порт Шанхая занимает уверенную лидирующую позицию в этом списке не только по площади, но и по главному показателю, характеризующему любой порт, — контейнерному грузообороту. В 2015 году он достиг величины 646.5 млн т. Подробнее — читайте в статье.
Порт Шанхая
- Страна: КНР
- Город: Шанхай
- Грузооборот, млн т: 646.5 млн
- Мера: МТ
- Грузооборот TEU: 36.5 млн.
- Тип: Морской глубоководный
Было бы странно, если бы Китай, этот крупнейший экспортёр-производитель, не лидировал бы по объёму и мощности своих портов. А Шанхай — это один из наиболее выгодно расположенных городов этой страны. Можно сказать, что этому городу исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой для большинства товаров, которые производят гигантские промышленные мощности Китая.

Расположен шанхайский порт в слиянии рек Хуанпу и Янцзы. Портовые сооружения простираются вдоль реки на 60 километров. Более 100 причалов составляют причальный фронт длиной 40 км. Каждый причал может принимать по 7 судов, есть стояночные места и для плавучих гигантов водоизмещением до 10 тыс. т. Шанхай связан с 600 другими портами в 200 различных регионах и странах.
Порт состоит из 14 рабочих зон, каждая из которых специализируется на определенных видах грузов. Самой главной из них является запущенный в эксплуатацию в 2005 году терминал Яншаньган. В его акватории находится рукотворная гавань на острове Яншань, соединяющаяся с материком трансморским мостом, длина которого составляет почти 33 км, что делает его самым длинным из подобных сооружений в мире.

Яншаньган, помимо погрузочно-разгрузочных работ, также осуществляет доковое обслуживание, буксировку судов. С запуском этого терминала порт Шанхая поднялся на лидерскую позицию по грузообороту и с тех пор не сдавал позиции.
До постройки терминала Яншаньган основной зоной порта являлся международный контейнерный терминал Пудун. Он находится в Вайгаоцяо — шанхайской зоне свободной торговли. Длина причального фронта — 900 м, совокупная площадь 500 тыс. кв.м. Может одновременно хранить около 10 тысяч контейнеров.

Кроме этих двух крупных терминалов порт Шанхая располагает отдельными, более скромными грузовыми терминалами, некоторые из них сообщаются с железнодорожной сетью, часть специализируется на насыпных грузах, обработке зерна, масла, навалочных грузов, ископаемых и сырья.
Практически весь внешнеторговый товарооборот Шанхая переваливается через этот огромный порт. Каждая 2-ая тонна груза всего оборота Шанхая обрабатывается именно тут. Доля этого порта в совокупном морском грузообороте Китая превышает 20%.
Порт Сингапура
- Страна: Сингапур
- Грузооборот, млн т: 560.9
- Мера: FT
- Грузооборот, млн TEU: 32.6
- Тип: Морской глубоководный
Порт Сингапура долгое время лидировал в рейтинге мировых морских портов, пока его не обошёл Шанхай, в 2010 году поднявшись на первое место. Выгодное географическое положение, а также особый экономический режим государства Сингапур позволяли ему долгие годы удерживать пальму первенства, и на его долю приходилось более половины мирового грузооборота. Каждый год в этот порт входит более 140 тысяч судов.

Сингапурский порт имеет налаженные торговые взаимоотношения с 600 портами в 120 странах мира. Этот порт, в отличие от порта Шанхая, является перевалочным, то есть более 85% грузов, прибывающих сюда морем, тут же перегружаются на другие суда. Сингапурский порт располагает 50 причалами. Большая часть порта принадлежит PSA Corporation Ltd — бывшему Управлению порта. Теперь этот холдинг контролирует всю деятельность: управление, функционирование и финансы порта.

Особняком стоит порт Джуронг — он не принадлежит PSA Group и управляется Jurong Town Corporation. Этот порт построен для обслуживания промышленной зоны Джуронг. На его территории расположена свободная экономическая зона. Также в состав Сингапурского порта входит Марина, а также круизный центр Марина-Бэй. Некоторые нефтеперерабатывающие заводы Сингапура также имеют свои причалы и терминалы.
Порт Тяньцзинь
- Страна: КНР
- Город: Тяньцзинь
- Грузооборот, млн т: 477.3
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 13.0
- Тип: Морской глубоководный порт

Северный порт Китая. Расположен в городе Тяньцзинь, недалеко от столицы — Пекина, западнее Бохайского залива, в устье Хайхэ. Этот порт не такой глубокий, как шанхайский, он может принимать суда водоизмещением, не превышающим 300 тыс. т. Площадь крытых складских помещений — 188 тыс. кв.м, контейнерной площадки — 840 тыс. кв.м.

Причальный фронт состоит из 26 причалов с оборудованием для разгрузки-погрузки генеральных, насыпных, контейнерных грузов, металлопроката, а также нефти и жидких грузов. На его территории расположена свободная экономическая зона. В 2015 году этот порт приобрел печальную известность в связи с серьезной катастрофой, в которой погибло более 100 человек и ещё 700 получили ранения, когда на территории порта произошёл взрыв.
Порт Гуанчжоу
- Страна: КНР
- Город: Гуанчжоу
- Грузооборот, млн т: 472.8
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 15.3
- Тип: Морской глубоководный
Ещё один китайский порт в списке. Тяньцзинь — порт севера, Шанхай — Центрального Китая, Гуанчжоу — южный порт. Он расположился в устье реки Чжуцзян. Этот город также был одним из первых открыт китайцами для иностранцев, и закономерно, что именно тут вырос один из крупнейших портов Китая.

Только очень небольшая доля экспорта Южного Китая минует порт Гуанчжоу. Он является пятым самым востребованным портом мира. Этот порт связан с 300 портами в 80 различных регионах мира. Общая складская площадь — 168 тыс. кв.м. Состоит из 4 производственных зон, обслуживающих генеральные, насыпные и контейнерные грузы.
Порт Циндао
- Страна: КНР
- Город: Циндао
- Грузооборот, млн т: 450.1
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 15.5
- Тип: Морской глубоководный порт
Этот порт расположен на Шаньдунском полуострове в Жёлтом море. Сотрудничает с 400 портами в 130 различных регионах и странах мира.

Порт специализируется на сырье — пиломатериалах, нефти и нефтепродуктах, металлопрокате, а также на зерновых и других сыпучих грузах. Также принимает генеральные и контейнерные грузы. Порт оснащён крупными зерно- и нефтехранилищами. Кроме этого, тут имеется крупный пассажирский терминал, откуда уходят как круизные суда, так и пассажирские паромы в Южную Корею.

Площадь крытых складов порта Циндао составляет 57 тыс. кв.м., контейнерной площадки — 340 тыс. кв.м. В Циндао также находится северная база Военно-морского флота Китая, значительная часть порта контролируется и используется китайскими ВМС для базирования подводных лодок и эсминцев.
Порт Роттердама
- Страна: Нидерланды
- Город: Роттердам
- Грузооборот, млн т: 444.5
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 11.7
- Тип: Морской глубоководный

Роттердам — поистине мировое «окно в Европу». Он расположен в Северном море, в дельте рек Рейн и Маас. Посредством этих рек происходит сообщение порта с другими странами Европы: Бельгией, Францией, Германией. Роттердам был самым загруженным портом мира вплоть до 1982 года, когда на первый план вышли азиатские порты. Сегодня это самый крупный и мощный порт в Европе, после него по величине идут порт Антверпена в Бельгии, порт Гамбурга в Германии.

Роттердам специализируется на нетарных грузах — наливных и сыпучих, также принимает контейнеры и генеральные грузы. Его общая площадь превышает 100 тыс. кв.м, протяжённость причального фронта — около 40 км. Пропускная способность — около 30 тыс. судов в год. Одним собственником порта является государство, другим — город. Частных собственников у порта нет. Оперативной деятельностью заведует Port of Rotterdam — управляющая компания. Порт включает в себя историческую зону — старый порт, по которому проводятся экскурсии.
Новороссийский морской порт
- Страна: Россия
- Город: Новороссийск
- Грузооборот, млн т: 73.6
- Мера: МT
- Грузооборот, млн TEU: 0.610
- Тип: Морской глубоководный

Этот порт не входит в 20-ку крупнейших портов мира, но он является самым большим морским портом России. Расположен в Чёрном море. Через него проходят около 20% экспорта и импорта России. Также он является пятым по величине грузооборота в Европе.
Площадь Новороссийского порта составляет около 240 тыс. кв.м. Протяжённость причального фронта — 15 км. Порт работает с насыпными, наливными, а также генеральными грузами. Порт тесно связан с железнодорожной сетью. Около 300 тысяч вагонов проходят в год через станцию Новороссийск.
24smi.org
ТОП-7 самых значимых и загруженных морских портов мира > Судоходство
На самом деле, при желании составить ТОП-10 самых крупных портов мира, практически все они оказались бы в Азии. Но, сегодня мы не станем описывать самые гигантские порты, а сосредоточим свое внимание на самых продуктивных «морских воротах» мира, в которых ежедневно происходит перевалка, прибытие и отплытие просто гигантского количества кораблей и грузов. Глядя на количество обрабатываемых ими двадцатифутовых эквивалентов (так называемые TEU – от англ. twenty-foot equivalent unit), впору по-настоящему восхититься. И в данный ТОП войдут именно такие порты – самые значимые, без которых современная торговля и логистика была бы просто невозможной.
Порт Шанхая (Китай)
По самым последним имеющимся данным (2016 года) морской и одновременно
Порт Сингапура (Сингапур)
А вот когда речь заходит о размерах, Сингапурский порт даст всем фору. С почти 31 млн. обрабатываемых 20-футовых эквивалентов, он не намного отстает от Шанхая, но превышает его по размерам. Причем, площадь, занимаемая этими «морскими воротами», с каждым годом растет все больше, а значит, вполне вероятно, он свой статус самого загруженного порта в мире вскоре сможет вновь отобрать у Шанхая (до 2015 года он был крупнейшим портом в мире). Впрочем, на сегодняшний день он является самым крупным перевалочным пунктом в мире, принимая в себя грузы 600 иных портов из 123 стран.
Порт Роттердама (Голландия)
Это самый большой порт в Европе по объему обрабатываемых грузов. Однако, с его более 12 млн. TEU он даже не попадает в десятку самых мощных в мире – в 2015 году он занял 11 место. Растянутый на 40 км, он имеет, пожалуй, одну из самых глубоких портовых акваторий, чтобы обладать возможностью принимать громадные суда. И он точно является самым технологичным, ведь почти все разгрузочно-погрузочные операции на нем проводятся с помощью современной техники – роботов, автоматики и уникальной портовой спецтехники
Порт Джебель Али (Объединенные Арабские Эмираты)
Единственный неазиатский порт, который при этом попадает в ТОП-10 самых больших морских портов мира. Джебель Али, расположенный в 35 км от Дубая и изначально построенный практически на песках, в пустыне, обрабатывает грузы в количестве 15 млн. TEU. Выступает в качестве важного порта для всего, что связано с нефтью. Является относительно новым «игроком» в мировой логистической сети. В порт могут заходить суда до 545 тысяч тонн грузоподъёмности и до 414 метров в длину, и именно в нем чаще всего останавливаются авианосцы ВМС США класса Нимиц.
Порт Лос-Анджелеса (США)
Самый большой порт Южной и Северной Америки, именно поэтому его называют просто – Порт Америки. Обрабатывает около 8 млн. TEU в год. Расположенный в 32 км от Лос-Анджелеса, занимает территорию в более чем 300 гектаров, обладает 270 глубоководными причалами, и обслуживается 23 портовыми кранами и более 1000 человек. Глубина на входных фарватерах 10-16 м, нефтегавань доступна для танкеров с осадкой до 15 м. Принимает очень много грузов и пассажиров из Азии – Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Вьетнама. На территории имеет свой музей, парк, множество кафе и очень живописную набережную, по которой с удовольствием гуляет множество туристов.
sudohodstvo.org
Топ самых больших портов мира
Большинство продукции изготовляют в других государствах или даже материках. И больше 70 % всего товара совершают длительное путешествие, прежде чем попасть на полки магазинов. Железнодорожные перевозки и авиа индустрия развиваются достаточно быстро и играют немалую роль в доставке груза. Но им не превзойти самый значительный и экономический канал логистики — водный.Больших портов, которые участвуют в международных перевозках, больше двух тысяч, их главный показатель — это грузооборот.
Шанхай
Один из наибольших портов на планете находится, конечно, в Поднебесной. Он обрабатывает рекордное количество груза, и его пропускная способность увеличивается с каждым годом.
Расположился китайский рекордсмен на западном берегу Тихого океана, включая побережье Восточно-Китайского моря залива Ханчжоу.
Сингапур
Сингапурские морские ворота — это совокупность неимоверного количества строений и терминалов, и с каждым годом их становится все больше.
Порт играет важную роль в морской торговле и обработке грузов в гаванях республики. И пропускает через себя 20 % всемирного потока грузовых контейнеров.
Роттердам
Голландский порт наибольший в Европе. Раскинулся европейский рекордсмен на 40 км. Имеет самую глубокую портовую акваторию, что позволяет принимать наибольшие судна. Также его развитию способствует удачное экономическое расположение.
Благодаря высокотехнологичной спецтехнике получил звание ультрасовременный порт.
Лос-Анджелес
Морские ворота и индустриальный центр на берегу Тихого океана. Самый крупный порт в Северной и Южной Америке, к тому же лидирующий по использованию экологически чистых технологий.
Расположился в пригороде Лос-Анджелеса и занимает территорию в 30 километров квадратных. 270 глубоководных причалов, с которых каждый день отправляют, и в них же принимают всевозможный груз — от зерна до нефти.
Дубаи
Джебель-Али — наибольший порт во всей западной Азии с искусственной глубоководной гаванью. Благодаря удобному расположению и близости грузового аэропорта, перегруз между воздушными судами и кораблями проходит в течении нескольких часов.
На сегодняшний день не один порт не может похвастаться такими результатами.
Порт-Хедленд
Крупнейшие ворота Австралии. Благодаря природным глубинам гавань может принимать многотонные судна Океании. Специализируется порт на вывозе железной руды. Рядом с причалами расположены складские помещения, которые растянулись на километры.
Рейтинг морских ворот можно определить по уровню загруженности и товарообороту. Следует отметить, что наибольшие порта иногда теряют свои позиции. В свое время к самым большим относились порта Германии, Малайзии, Таиланда и Бельгии. Но время идет и лидеры меняются.
turproezdka.ru
📌 Десятка самых больших портов
Еще в 2013 году Американская ассоциация портовых властей составила список самых крупных портов мира. Этот перечень был создан на основе общего грузооборота каждого порта.
Порт Шанхая
Он находится недалеко от самого Шанхая и является самым большим речным и морским портом. С того момента, как порт был создан ему удалось увеличить свой грузооборот более, чем в 6 раз. Если в восьмидесятых годах объемы обработанного груза не превышали 100 миллионов тонн, то через тридцать лет эта цифра увеличилась до 696 миллионов тонн. Хотя еще через два года (в 2015) показатели упали до отметки в 646 миллионов тонн.
Порт Сингапура
Этот порт являлся самым крупным до 2005 года. Сегодня он каждый день принимает более 100 судов, а его грузооборот составляет более 560 миллионов тонн.
Порт Тяньцзыня
Данный порт находится почти в 200 км от Пекина возле реки Хайхе. Он сотрудничает более чем с 400 портами по всему миру, а его грузооборот в 2011 году превысил отметку в 450 миллионов тонн.
Порт Гуанчжоу
Еще один китайский порт. Он считается самым большим портом на юге страны. Он был основан в 2004 году и с тех пор увеличил свои показатели объема обработанного груза с 200 до более чем 315 миллионов тонн. Также порт Гуанчжоу сотрудничает с портами 80 стран по всему миру.
Порт Циндао
Третий по счету порт Китая, который входит в список самых крупных. Месторасположение – полуостров Шаньдун. В распоряжении порта находятся 47 причалов. Его грузооборот в 2013 году достиг 450 миллионов тонн. На территории порта расположены специальные хранилища для нефти или зерна. Порт можно разделить на три части: нефтяной, новый и старый. Он осуществляет сотрудничество более чем со 100 странами мира.
Порт Роттердама
Порт Нинбо
Китайский порт, который сотрудничает более чем с 90 странами мира. В его распоряжении 191 причал, на которых принимают корабли водоизмещением от 10000 тонн и больше. Объем обработанного груза в 2013 году составил 499 миллионов тонн, что позволило ему стать самым крупным портом на материковом Китае.
Порт Порт-Хедленд
Первый в нашем списке австралийский порт. Порт специализируется на вывозе железной руды. Поставки осуществляются преимущественно в Китай, например, в порт Циндао, о котором упоминалось выше. Грузооборот порта составляет более 370 миллионов тонн.
Порт Далянь
Свою работу порт начал еще в 1899 году. Он находится на севере Китая. Общая площадь порта более 340 квадратных километров. Из порта осуществляются перевозки в Америку, Европу и Южную Азию. Всего порт заключил договор более чем со 150 странами по всему миру. Объем обработанного груза порта – более 320 миллионов тонн.
Порт Пусан
Последним в нашем списке является порт Республики Корея. Порт можно разделить на семь районов. Он был построен в 1876 году и стал самым лучшим портом в республике. Длина причала порта – 10 километров. В 2013 году грузооборот порта составил более 310 миллионов тонн.
Даже по этому списку можно заметить, что Азия активно опережает другие регионы в сфере портовой промышленности. Даже последующие порты (порт Гонконга и Циньхуандао) находятся в Азии. И только на тринадцатом месте появляется первый американский порт (порт Южной Луизианы) с грузооборотом около 216 миллионов тонн.
heavy.world
10 самых больших и загруженных портов мира | Путешествуй
Глобальный потребительский спрос диктует международный поток контейнерных перевозок, поэтому если вы хотите знать, откуда берутся товары в местных магазинах, компьютеры, телефоны, запчасти, автомобили и многое другое — более 70% всех мировых товаров перевозят с помощью контейнеров по океанам. Шесть из 10 самых больших в мире портов находятся в Китае — измеряется груз, отправленный в стандартных контейнерах, или ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент).
Сингапур

Самый оживленный порт мира, невероятно порт может принимать более 25,8 млн контейнеров в год!. Хотя морской порт Сингапура подрос на 10% в марте по сравнению с предыдущим годом, 2,400,000 контейнеров поставляются в том же месяце по-прежнему цифра ниже ежемесячных отчетов порта — 2,7 млн. контейнеров, достигнутым в июле 2008 года. Основной оператор порта, PSA International, находится в государственной собственности и работает в пяти из шести терминалов порта.
Шанхай, Китай
Китай стал крупнейшим экспортером в мире после Германии в прошлом году, Шанхае являет одним из самых загруженных портов мира, с более чем 25 млн контейнеров в год, проходящей через него. Крупнейший порт в стране, оператор Shanghai International Port Group, прибыль 1 млрд юаней ($ 149 млн) в первом квартале после как значительно увиличил пропуск контейнеров на 15,5%.
Гонконг, Китай
Второй крупнейший порт Китая контролируется миллиардеров по имени Ли Ка Шин. Порт управляется компание Hutchison Port Holdings являющейся крупнейшим мировым контейнерным оператором с терминалами в шести из девяти самых крупных портах по всему миру. В Гонконге, работает 12 причалов через свою дочернюю компанию, а другой через два совместных предприятия с COSCO. В прошлом году порт в Гонконге принял 21 млн контейнеров.
Шэньчжэнь, Китай
Второй по загруженности порт на материке расширяет свою долю на рынке, на юге Китая за счет Гонконгеа благодаря своей близости к заводам и находящейся неподалеку дельты реки Чжуцзян. China Merchants Holdings является крупнейшим оператором порта в Шэньчжэнь, которая в 2009 году разгрузил более 18 миллионов контейнеров.
Пусан, Южная Корея
Оживленный порт в Южной Корее. В прошлом году сюда пришло почти 12 млн контейнеров. Hanjin Shipping, крупнейшей контейнерная компания в стране, рассчитывает вернуться к прибыльности в этом году. Генеральный директор компании, Ким Ен Мин, является нынешним председателем 12-члена Соглашения Транспасифик стабилизации, судоходный картель, который направлен на повышение ставки на основе сотрудничества, а не конкуренции.
Гуанчжоу, Китай
Третий порт в южной китайской город в дельте реки Чжуцзян, Гуанчжоу. За прошлый год порт принял чуть более 11,1 млн контейнеров. Крупнейший оператор порта Guangzhou Port Group.
Дубай, ОАЭ
DP World, четвертый по величине контейнерный терминал-оператор в мире, находится под контролем Dubai World, государственной холдинговой компании, недавно пришлось реструктуризовать бизнес на $ 23,5 млрд. по причине долга. DP World стремится к выпуску своих акций на Лондонской фондовой бирже. В прошлом году 11,1 млн. контейнеров прошло через порт Дубаи.
Нинбо, Китай
Еще один порт Китая, в 2009 году более 10,5 млн контейнеров обработано в порту Нинбо, который конкурирует с более крупной и близлежащих соперника Шанхайский международный порт. Порт Нинбо в декабре объявил о том, что планирует собрать около 10 миллиардов юаней ($ 1,500 млн) через Шанхай в первой половине 2010 года.
Циндао, Китай
Огромные суда наполнены сухими смесями выстраиваются в порту, как Циндао и Ньюкасла в Австралии отражает растущий спрос на сырье. В прошлом году терминалы порта Циндао обработали 10,2 млн контейнеров.
Роттердам, Нидерланды
Крупнейший порт в Европе сообщил, что пропускная способность выросла на 16% до 2,6 млн. контейнеров в течение первого квартала, такой спрос объясняется торговли с Азией. Почти 10 миллионов контейнеров были разгружены в порту Роттердам в 2009 году. Информационные источники порта сообщили, что судоходство резко возросла в прошлом квартале, в частности стало больше железной руды и металлолома, других сыпучих продуктов и нефтепродуктов.
pagetravel.ru
Михаил Зарезин: Крупнейшие порты мира
Семь портов Китая входят в десятку крупнейших портов мира
http://russian.people.com.cn/n…
Пекин, 15 августа /Синьхуа/ — В настоящее время в списке десяти крупнейших мировых портов числится семь портов Китая. Об этом сообщает во вторник китайская газета «Цзинцзи цанькаобао».
Напомним, что среди данных китайских портов фигурируют Шанхай, Шэньчжэнь, Чжоушань, Сянган, Гуанчжоу, Циндао и Тяньцзинь.
В настоящее время в Китае насчитывается 34 порта, грузооборот каждого из которых превышает 100 млн тонн в год. К концу 2016 года число причалов в китайских портах, способных принимать суда водоизмещением в 10 тыс. тонн и больше, достигло 2317, что на 30 проц. больше показателя пятилетней давности.
В последние годы Китаю удалось добиться впечатляющих успехов в развитии портовой инфраструктуры. В порту Циндао был сдан в эксплуатацию рудный терминал, способный принимать суда водоизмещением до 400 тыс. тонн, а в порту Нинбо введен в строй нефтяной терминал для танкеров водоизмещением до 450 тыс. тонн.
В конце 2017 года ожидается ввод в пробную эксплуатацию 4-й очереди шанхайского глубоководного порта Яншань, что позволит укрепить статус Шанхая как крупнейшего мирового порта. Будучи важным портом Морского Шелкового пути 21-го века, Шанхай принимает контейнерные грузы из 214 стран и регионов мира. В будущем его пропускная способность будет увеличиваться.
*************************
Прочитал это сообщение и душа попросила подробностей.
А вот и подробности, хотя и немного устаревшие.
*************************
Пишет Перископ из глубин Тихого океана (periskop)
2016-03-31 09:07:00
https://periskop.livejournal.c…
Крупнейшие порты мира (2014)
Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.
Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям — грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.
Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны — «мастерской мира» начала XXI века — занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие — наиболее быстрый, если не сказать взрывной.
Давайте посмотрим для начала рейтинг по грузообороту.
Рейтинг I — порты по грузообороту
(здесь приведены первые 25)
Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% — с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла — если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в «высшую лигу» — 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.
А в структуре изменений самое существенное — бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров — 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м — 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.
Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 — 4 порта в Топ-25, 2014 — 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).
Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 — Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине «десятых» их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге — скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее — крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест — 71-ю. Лондон — когда-то ворота «мастерской мира» — и вовсе на 96-м месте.
Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м — 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м — только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.
Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов — обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).
Рейтинг II — порты по контейнерообороту
(первые 25)
Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).
Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 — 113% прироста против 66%).
Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло — в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале «нулевых» безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил «основной» (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов — Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая «мастерская мира»!
Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС — 4 порта в Топ-25, США — 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).
В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты «похудели» в табели о рангах — так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.
Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени — континентальный, а не морской. Крупнейший порт России — Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России — Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере — возможно, различается методика учёта.
Примечания*
1) Ссылка на статистику AAPA
2) Показатели грузооборота: MT — метрическая тонна, FT — фрахтовая тонна, RT — таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи «груз тяжелый, но компактный» и «легкий груз с большим объёмом» и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.
3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.
cont.ws
Карта крупнейших речных портов мира. Самые крупные порты мира.
129. Морские порты мира
Общее число морских портов в литературе оценивается по-разному. Л. И. Василевский в свое время привел цифру в 25–30 тыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречается и цифра 10 тыс. портов. Однако более крупных портов, участвующих не только в местном каботаже, но и в международных перевозках, примерно 2,2 тыс. Около 900 из них находится в Европе, более 500 – в Америке, около 400 – в Азии, остальные – вдругих частях света.
Главный показатель работы морского порта – его грузооборот. В мире несколько сотен портов, имеющих грузооборот более 1 млн т в год. Но «погоду» на мировом морском транспорте делают те из них, которые имеют грузооборот более 10–30 млн и в особенности более 50 и 100 млн т в год. Последние две категории подпадают под понятие «мировые порты», что характеризует их роль в мировом хозяйстве. Всего таких портов в мире около 40.
Все морские порты подразделяют на два основных типа.
К первому типу относятся универсальные порты, т. е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы– генеральные, наливные, насыпные, навалочные. Всвязи с этим их отдельные участки обычно рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т. д. Такие порты резко преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой, да и в целом мире их подавляющее большинство. Данные о грузообороте крупнейших из универсальных портов представлены в таблице 150.
Таблица 150
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ МИРА С ГРУЗООБОРОТОМ БОЛЕЕ 75 МЛН Т В 2005 г.
Анализ таблицы 150 позволяет сделать несколько интересных выводов. Например, о том, что из 22 портов, внесенных в нее, 14 находятся в Азии, что само по себе может служить показателем возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Или, например, о том, что из отдельных стран наибольшим числом крупнейших портов обладают Китай (8), а за ними следуют США (4) и Япония (3) и Республика Корея (2), тогда как все остальные страны имеют только по одному такому порту. Интересно также сравнить этот перечень со списком крупнейших портов мира в середине 1980-х гг. Окажется, что за относительно короткое время из него выбыли такие европейские порты, как Гавр и Генуя, канадский Ванкувер, японский Куре и даже занимавший в прежнем перечне второе место после Роттердама Нью-Йорк.
Универсальных портов с годовым грузооборотом от 20 млн т до 50 млн т в мире около 50. Больше всего их в США и Италии (по 6), затем идут Великобритания, Франция и Япония (по 3). В эту категорию входят также Амстердам, Гданьск-Гдыня, Бремен, Гётеборг в Европе, Мумбаи, Бангкок, Далянь, Циндао в Азии, Александрия в Африке, Монреаль, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро в Америке, Сидней в Австралии.
Ко второму типу относятся специа
amorlatinoamericano.ru