БелАЗ: как делают самый большой карьерный самосвал в мире?
Срочная новость
Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»
Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»
Andrey Pozharskiy / Shutterstock.com
Большой, надежный и безотказный, этот самосвал может годами работать в самых суровых условиях. Когда зимой в Сибири температура опускается до –45 °С, БелАЗы не глушат моторы неделями. Запустить их на морозе — задача не из легких.
Только в одном карьере в Кузбассе ежедневно добывают несколько железнодорожных составов угля. Но прежде, чем добраться до полезного ископаемого, нужно поднять и вывезти сотни тысяч тонн пустой породы. Как раз этой работой и занимаются БелАЗы. Их грузоподъемность зависит от серии — самый большой в мире карьерный самосвал 75710 перевозит до 450 тонн. Вместе с грузом супермашина весит больше, чем Boeing 747, и может в прямом смысле слова свернуть горы.
На угольном разрезе в Западной Сибири работа не прекращается ни на минуту. За одну смену самосвал перевозит столько породы, что ею можно было бы засыпать несколько олимпийских бассейнов. БелАЗы курсируют по карьеру днем и ночью — без выходных и праздников. Во время пересменки водители даже не глушат двигатели, и нередко получается так, что машины работают по несколько дней подряд.
Как делают этих монстров?Строительство завода торфяного машиностроения под Минском началось 75 лет назад — в 1947 году. Белорусский автомобильный завод возводили в чистом поле — вдали от крупных карьеров, металлургических комбинатов и крупных электростанций. Но со временем ничем не примечательное поселение Жодино стало местом, где расположен крупнейший в мире и единственный на территории бывшего СССР завод карьерной техники.
Большинство деталей для уникального самосвала не закупаются, а делаются на заводе. Технологический процесс был выстроен и отлажен еще в 1960-е годы: детали передаются с одного станка на другой согласно технологической цепочке. Правда, сегодняшние модели требуют нового оборудования и новых подходов к производству. Поэтому внутренности БелАЗа делают не линейно, как раньше, а в одном месте, на современных пятикоординатных станках. Токарю-наладчику нужно всего лишь правильно установить заготовку, а потом компьютер все сделает сам.
После того как готовая деталь снимается со станка, ее отправляют в измерительную лабораторию, где каждое изделие проходит строгий контроль. Специальный щуп с искусственным рубином на конце проводит осмотр и сверяет параметры изделия с электронным чертежом в компьютере. Только если отклонение в пределах нормы (составляет сотые доли миллиметра), деталь получает сертификат соответствия.
Фото: Aliaksandr Kushner / Shutterstock.com
Все новые детали проходят испытания в экспериментальном цехе, где над ними жестоко издеваются, то есть проводят тесты: сжимают, растягивают, проверяют на прочность и износостойкость. Прежде чем шестеренка попадет в серию, испытатели беспощадно уничтожат примерно сотню ее «сестер».
Горняки постоянно требуют от карьерных самосвалов все большую и большую грузоподъемность. Конструкторам приходится придумывать все новые и новые технологические решения, металловедам — постоянно изобретать инновационные материалы. Если 60 лет назад первая модель самосвала могла перевозить лишь 27 тонн, то в 1977 году грузоподъемность составила уже до 110 тонн, а в 2013-м с конвейера вышел гигантский БелАЗ-богатырь, вмещающий 450 тонн.
Самый большой самосвал в миреБелАЗ-75710 дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса: как самый большой двухосный самосвал в мире, а также благодаря самому крупному кузову карьерного самосвала. На заводе кузов изготавливают из высокопрочной легированной стали. Ее можно разрезать только плазменным либо высокотемпературным газовым резаком. Листам придают нужную форму с помощью огромного пресса, который давит с силой в 1000 тонн. Согнутые детали соединяют на очень больших сварочных аппаратах, но делают кузов не до конца: заказчик получает его в разобранном виде из трех частей и собирает уже у себя с помощью болтов.
БелАЗ вблизи напоминает двухэтажное здание с лестницей — дом на восьми колесах. Высота каждого колеса — около 4 м. У серии БелАЗ-75710 каждая покрышка весит больше 5 тонн, примерно как африканский слон. Шины 59/80R63 — самые большие в мире.
Фото: AleksSafronov / Shutterstock.com
Кстати, покрышки для БелАЗа делают на другом белорусском заводе — в Бобруйске. При производстве используется несколько сортов резины с различными свойствами. Материала, который уходит на одну покрышку, было бы достаточно для создания более чем 600 шин для легковых автомобилей. Пятитонное колесо устанавливается всего за 10 секунд — достаточно закрутить 24 гайки. К заказчику самосвал едет в разобранном виде, ведь одни только покрышки занимают целый вагон.
Моторный отсек у чудо-машины настолько просторный, что в него может залезть человек. Два тяговых электродвигателя БелАЗа, на которые устанавливаются редукторы, потребляют 1400 кВт.
При этом БелАЗ — гигантская передвижная электростанция. Самосвал имеет электромеханическую трансмиссию: он сжигает топливо, вырабатывает электрический ток и передает его по проводам к электродвигателям, которые установлены прямо на колесах, и они приводят в движение всю эту махину.
Кабина у карьерного самосвала тоже очень просторная, но в целом как у обычного автомобиля. Стоит коробка-автомат, но есть три педали. Две из них — это педали тормоза: основной и аварийный. Очень редко, но бывают случаи, когда отказывают оба тормоза. Чтобы избежать катастрофы, все дороги в карьере обсыпаны горами из пустой породы. Если тормоз отказал, водитель отправляет машину в это препятствие и БелАЗ упирается в него, как бык в ограду.
Техническое обслуживание каждого монстра обходится примерно в $100 000 в год. БелАЗ работает в непростых условиях. Порода очень тяжелая, твердая, и у нее острые края. В итоге за несколько лет кузов самосвала стирается об камни чуть ли не до дыр. Примерно раз в четыре года кузов обшивают новыми листами металла.
Любая поломка такого монстра может остановить работу половины карьера. Поэтому за состоянием БелАЗов круглосуточно следят в специальном ситуационном центре. На экран выводятся параметры каждой машины: местоположение, загрузка, запас топлива и даже температура двигателя. Если оператор увидит неисправность, он свяжется с водителем, который находится в кабине. В ТО входит частая чистка воздушных фильтров, через которые самосвал «вдыхает» сотни кубометров воздуха в минуту и вентилирует двигатели. Снаружи они напоминают фары, но на самом деле это «легкие» автомобиля.
Как заявляют производители БелАЗа, каждый третий карьерный самосвал в мире производится у них. Эту белорусскую супермашину можно встретить на сотнях карьерах в десятках стран мира. Он немного неповоротлив, прожорлив и почти всегда грязный, но зато прекрасно добывает уголь, принося людям свет и тепло.
Процесс изготовления БелАЗов можно увидеть на канале «Наука» — в программе «Анатомия монстров».
Как закрыть «Врата ада»
Воспарить над пробками: авиамобили — наша новая реальность
Самые впечатляющие телескопы России
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Техника на грани
Остальные теги
Расскажите друзьям
- Космическая гонка
НАСА «взломало» «Вояджер», чтобы спасти зонд от гибели в межзвездном пространстве
Ученые прочитали мысли осьминогов и наткнулись на невиданную ранее мозговую волну
- Внеземное
«Страшная Барби»: обнаружен один из самых мощных космических взрывов в истории
- Будущее уже здесь
Ученые сделали из лего аппарат, выращивающий человеческую кожу
- Космическая гонка
Испытания корабля Starship Илона Маска приостановили на время расследования
Shutterstock
Ученые ломали голову над природой «волшебных кругов» Австралии, а надо было спросить аборигенов
Шаровое звездное скопление Terzan 2 — в таких объектах много звезд с низким содержанием металлов
ESA/Hubble & NASA, R.
Cohen
Астрофизики выяснили: Вселенная становится все менее пригодной для жизни
Shutterstock
Грустная правда про 21 день: сколько времени на самом деле вырабатывается привычка
Роскосмос / космонавт Олег Артемьев
Лучшие фото с орбиты Земли за 2022 год
Топ-10 важнейших научных событий 2022 года
Хотите быть в курсе последних событий в науке?
Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку
Ваш e-mail
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Самый большой карьерный самосвал БелАЗ-75710
Если вы с детства мечтали почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов, посмотреть на проплывающие мимо машинки, остановки с человечками и ощутить небывалую мощь, то вам определенно сюда, на борт самосвала БелАЗ.
История этого чуда начиналась прозаично. В 1948 в Жодино (тогда это был еще не город, а местечко) согласно плану очередной пятилетки произошла закладка фундамента машиностроительного завода по выпуску торфяного оборудования. Потом предприятие было переориентировано и переименовано в завод «Дормаш» и продолжало бы выпускать ничем не примечательные снегоочистители и кусторезы, если бы не решение передать из Минска в Жодино производство 25-тонных самосвалов МАЗ-525.
Через пару лет БелАЗ создает свое профессиональное и амбициозное конструкторское бюро и выпускает первый карьерный самосвал собственной разработки грузоподъемностью 27 т.
За всю свою многолетнюю историю БелАЗ разработал более 500 различных моделей самосвалов и выпустил свыше 135 тысяч машин грузоподъемностью от 27 до 450 т
На сегодняшний день жодинские великаны работают в 70-и странах на всех континентах. Каждый третий карьерный самосвал в мире выпущен на БелАЗе. Предприятие является единственным в странах СНГ производителем карьерной большегрузной техники, в мире насчитывается всего 10 таких предприятий.
Традиционно в первую десятку торговых партнеров завода входят: Россия, Великобритания, Кыргызстан, Монголия, Болгария, Сербия, Вьетнам, Иран, Италия, Казахстан.
Каждый автомобиль уникален, понятия базовой комплектации просто не существует. Каждую единицу делают под конкретного заказчика и его пожелания. Например, техника, производимая для Австралии, красится в белый, а не в привычный желто-синий цвет, чтобы уменьшить влияние солнечной радиации на водителя. А еще такие машины имеют более пологий наклон лестницы и специальное зеркало, чтобы…поправить макияж. Ведь в Австралии водителями самосвалов работают в основном женщины.
Жодинский завод – единственное предприятие в мире, где для такой техники используется конвейерная сборка.
Поставляются БелАЗы в разобранном виде по железной дороге или грузовыми самолетами «Руслан». Затем собираются на месте у клиента специальной бригадой из 10-30 человек.
Используются большегрузные самосвалы на добыче руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья, угольных разрезах, строительстве гидротехнических сооружений, — везде, где нужно перевозить большие объемы горной массы.
Горнодобывающая промышленность подразумевает большие затраты. Любой простой или задержка дорого обходится заказчику. Поэтому техника в карьерах работает почти в круглосуточном режиме с двумя получасовыми перерывами для дозаправки, короткого техосмотра, смены водителей. Интервал между плановыми ТО на больших машинах составляет 500 моточасов.
Поэтому, чем больше груза сможет за ездку перевезти техника, тем дешевле выйдет стоимость тонно-километра и тем это выгоднее. Отсюда возникает необходимость в автомобилях гигантских размеров.
Пару лет назад Белорусский автомобильный завод выпустил 450-тонный самосвал БелАЗ-75710, который установил сразу два мировых рекорда: самый большой двухосный самосвал и самый большой кузов самосвала. Ему покорился вес в 503 тонны, что эквивалентно массе 7-ми железнодорожным вагонам угля.
Высота этой махины с трехэтажный дом, вес – 360 т.
Первое, от чего отталкивались при создании такой техники, это шины. От них зависит масса, которую сможет перевозить машина. Для БелАЗа-75710 были использованы самые большие сдвоенные шины в мире, каждая из которых выдерживает свыше 100 т. Радиус такого колеса больше среднего роста человека.
Несмотря на внешнюю неуклюжесть, этот самосвал довольно маневренный: эти 810 т. могут лихо развернуться на пятачке радиусом 20 м. Такая возможность обеспечивается за счет двух поворотных осей в конструкции.
Машину конструкторы сделали полноприводной, что значительно увеличило проходимость.
Впечатляет моторный отсек, который сравним по площади с комнатой городской квартиры. Здесь установили сразу 2 двигателя от 240-тонного самосвала, суммарной мощностью 4600 л.с.
Также была использована уникальная система тягового электропривода, состоящая из 2-ух генераторов и 4-ех электромоторов, — получилось 2 машины в одной.
При этом такой автомобиль довольно резвый, способен передвигаться на скорости 64 км/ч и может въезжать на горку с уклоном 18%.
Цена такой машины $8–9 млн. Но, чем выше грузоподъемность, тем меньше затраты. Потому даже такая стоимость существенно ниже, чем эксплуатация двух автомобилей меньшей грузоподъемностью.
Чтобы стать водителем этой техники нужны права категории С, два года стажа управления грузовыми автомобилями, заключение медкомиссии о годности к работе на высоте, двухмесячное обучение. При работе с такими машинами самое главное чувствовать габариты.
В кабине больших самосвалов три педали: газ и два тормоза. Второй тормоз – дополнительный электромагнитный, используется при длительном спуске.
Большой, надежный, сильный. Обладатель большого количества наград и признанный во всем мире. Это не просто марка самосвала, это бренд, ставший нарицательным: говоришь БелАЗы, подразумеваешь самосвалы и наоборот. Во многих странах при работе самосвалов любой марки стоят таблички: «Внимание, работают БелАЗы!».
Комментарии к этой статье:
Добавить Ваш комментарий к этой статье:
Топ-5 самых больших карьерных самосвалов в мире
Когда дело доходит до добычи полезных ископаемых, чем больше, тем лучше. Шахты работают в больших масштабах, и прибыльность зависит от способности оператора транспортировать большое количество ресурсов покупателям как можно быстрее. По этой причине операторы горнодобывающей отрасли все чаще ищут более крупные, мощные и эффективные машины для выполнения своей работы.
Несмотря на то, что на рудниках Калгурли или Ньюман и на дорогах есть довольно большие грузовики, за которые могут поручиться наши мобильные ремонтные бригады, они гораздо меньше по сравнению с мамонтами, которых вы можете найти по всему миру.
В этой статье мы рассмотрим самые большие в мире карьерные самосвалы.
1 Белаз 75710
2 Caterpillar 797F
3 Terex MT 6300AC
4 Liebherr T 284
5 Белаз 75601
6 Для чего нужен самосвал?
7 Как работает самосвал?
8 Почему они должны быть такими большими?
БелАЗ 75710Авторы и права: БелАЗ
Этот зверь — самый большой самосвал в мире с 49грузоподъемность 6 тонн. Запущенный в 2013 году белорусским Белазом и впервые завоевавший популярность у крупных российских горнодобывающих компаний, Mammoth 75710 стал фаворитом среди горнодобывающих компаний во всем мире благодаря своей надежности, эффективности и огромному объему полезной нагрузки.
Благодаря 20,6-метровому профилю и двум дизельным двигателям мощностью 2300 л.с., один только автомобиль весит 360 тонн и поддерживается новейшими бескамерными пневматическими шинами Michelin.
Конечно, ничто такого размера не движется быстро. Тем не менее, максимальная скорость 75710 составляет 64 км/ч, что позволяет ему оставаться на одном уровне с конкурирующими машинами меньшего масштаба.
Самый большой самосвал в мире стоит $6-7,5 млн, но стоит каждой копейки благодаря своей инженерной мысли мирового уровня.
Приходит
с полным приводом, что облегчает управление, эффективное торможение и плотную
поворот. Динамическая система осей увеличивает грузоподъемность, позволяя
для равномерного распределения полезной нагрузки по раме самосвала.
При полном Грузоподъемность БелАЗ 75710 на 87 тонн больше, чем у Caterpillar. 797F, второй по величине карьерный самосвал в мире.
Каждый из своих сдвоенные дизельные двигатели с турбонаддувом развивают мощность 2300 л. эквивалент 6 двигателей гоночных автомобилей Формулы-1.
Белаз 75710 весит столько же, сколько полностью загруженный пассажирский самолет Airbus, но может похвастаться грузоподъемность типичного самосвала (привыкнув к размеры).
Белаз 75710 развивает в 24 раза больше крутящего момента, чем двигатель болида Формулы-1, что позволяет ему преодолевайте крутые повороты и тяните тяжелые грузы по скользким склонам.
Когда пусто, самосвал-монстр может работать на одном двигателе для экономии топлива и будет громоздким в ремонтный центр своим ходом, если один из электродвигателей выйдет из строя.
Caterpillar 797F- Кредит: Caterpillar являются одним из самых надежных брендов тяжелой техники в мире.
Поэтому неудивительно, что американская фирма занимает второе место среди самых больших карьерных самосвалов в мире с их 797ф.
Эта модель работает на горнодобывающих предприятиях по всему миру с 2009 года и до сих пор остается фаворитом отрасли благодаря грузоподъемности 400 тонн.
При полной загрузке более 680 тонн и почти 15-метровой длине автомобиль легче и меньше своего белорусского соперника.
Четырехтактный дизельный двигатель Cat C175-20 с турбонаддувом развивает скорость около 68 км/ч, что делает его быстрее Белаза.
Посмотреть в действии Terex MT 6300AC
Посмотреть грузовик в действииАмериканский производитель Terex занимает третье место со своим 400-тонным грузовиком 6300AC.
После серии приобретений компания Caterpillar стала последним хранителем бренда Terex, а это означает, что теперь Cat производит два самых впечатляющих карьерных самосвала в мире.
Модель 6300AC весит 660 тонн в загруженном состоянии и имеет длину 14,8 метра.
Liebherr T 284Двойные электродвигатели, установленные на задней оси, приводятся в действие дизельным четырехтактным двигателем, который обеспечивает этот грузовик мощностью более 3700 л.с. и позволяет ему развивать скорость до 64 км/ч.
- Кредит: Liebehrr
Liebher, построенный в США r были на рынке с конца 1940-х годов и занимают лидирующие позиции среди тяжеловесов Caterpillar и БелАЗ с несколькими из их машины.
T 284 — новейшая модель в линейке, предлагающая мощность 3750 л.с., максимальную скорость 64 км/ч и эксплуатационную массу более 660 тонн.
При длине 15,69 м T 284 оснащен системой электропривода и собственным биполярным транзистором Liebherr с изолированным затвором.
Посмотреть его в действии Белаз 75601
Предоставлено: Mining GlobalНаконец, белорусский БелАЗ со своей популярной моделью 75601 побеждает в пятерке самых больших карьерных самосвалов в мире.
Эта машина также имеет грузоподъемность 396 тонн, оснащена тяговыми двигателями и тяговыми генераторами от Seimens и Kato и предназначена для работы в карьерах и различных климатических условиях с мощностью более 3700 л.с.
Эта машина столь же универсальна, сколь и мощна.
Для чего нужен самосвал?Свалка грузовик — это транспортное средство, которое перемещает большие объемы сыпучих материалов, таких как как камни, грязь, минералы или руды в суровых условиях.
Они имеет решающее значение в горнодобывающей промышленности, строительстве, инфраструктуре (тоннели, аэропорты, дороги, и дамбы) участки, которые транспортируют большие объемы сыпучего материала.
Самосвалы перевозить крупногабаритные грузы в экстремальных условиях бездорожья, по пересеченной местности с крутыми склонами, и мокро под ногами.
Они часто используется в тандеме с гидравлическими экскаваторами для обеспечения плавного и бесшовный процесс загрузки.
Самосвалы бывают различных конструкций и конфигураций, от стандартных до сверхразмерных грузовики, каждый из которых оптимизирован для различных применений.
- Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой — большие, тяжелые самосвалы с высокий дорожный просвет и лучше всего подходит для горнодобывающей промышленности и гражданского строительства сектора. Они имеют превосходное сцепление с дорогой и подвеску для устойчивости на неровных дорогах. рельефы и крутые склоны. Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой имеют грузоподъемность от 10 до 40 тонн.
- Самосвалы и фронтальные самосвалы лучше всего подходят для гражданских и строительных секторов. Эти универсальные самосвалы оснащены поворотным скипом на 180 градусов. бункер и имеют грузоподъемность от 1 до 10 тонн.
- Самосвалы с жесткой задней осью используются только в горнодобывающей промышленности.
операции и могут быть гигантскими. Они распространены при добыче полезных ископаемых на бездорожье.
которые перевозят огромное количество грязи и тяжелых материалов. Они превосходны для бездорожья самосвалы грузоподъемностью от 30 до 400 тонн. Как подсказывает название, Самосвалы с жесткой задней частью имеют ограниченную гибкость и не могут выдерживать экстремальные нагрузки. условиях бездорожья.
- Гусеничные или гусеничные самосвалы предназначены для перевозки материалов в местностях, где использование резинотросовых самосвалов нецелесообразно. Гусеницы обеспечивают даже распределение веса, позволяющее самосвалу транспортировать материал по неровным, крутым, грязные, песчаные строительные площадки или морская среда.
- Пути подземных отвалов спроектированы для подземных горные работы. Эти самосвалы грузоподъемностью от 30 до 50 тонн. снизить стоимость перемещения материала при подземных горных работах и туннелях строительство.
Свалка грузовик состоит из двух частей – шасси грузовика и установленной сзади самосвальной платформы, несет полезную нагрузку.
Он использует гидравлическую систему для подъема и опускания самосвала. кровать.
Из кабины самосвала оператор использует кнопки или рычаги для управления гидравлическая система. Телескопические гидравлические рычаги выдвигаются контролируемым образом, постепенно наклоняя кузов грузовика, чтобы опорожнить его содержимое.
Телескопический цилиндры выдвигаются до предварительно установленного уровня, чтобы наклонить разгрузочный ящик так, чтобы все его содержимое выскальзывает, ничего не оставляя. Затем водитель самосвала опускает мусорный ящик и совершает еще одну поездку, так и не выйдя из грузовика.
Почему они должны быть такими большими?Свалка грузовик должен быть огромным, чтобы позволить горнодобывающим и строительным компаниям сократить операционную деятельность. затраты и повысить эффективность работы.
Открытый карьер горнодобывающие предприятия и крупные строительные площадки должны перевозить миллионы тонн грязи, горных пород, минералов или руд в год.
массивный самосвал позволяет таким компаниям сократить количество времени, усилий и ресурсы, необходимые для перемещения сыпучих материалов.
Для Например, 400-тонный самосвал имеет грузоподъемность 10 40-тонных грузовиков. Эти грузовики-монстры повышают производительность, сокращают время выполнения работ и обеспечивают низкая стоимость перевозки тонны груза.
Такой грузовик-монстр позволяет одному человеку выполнять работу десяти человек. Это позволяет добывать компании сохраняют скудный персонал без ущерба для производительности. Это также снижает расходы фирмы на заработную плату, топливо и техническое обслуживание.
Гигантская свалка грузовики также являются частью усилий горнодобывающего и строительного секторов по внедрению устойчивого развития. методов производства и уменьшить их углеродный след.
Мы можем помочь с вашими потребностями в стекле для тяжелой техникиМы ремонтируем и заменяем стекла для всех типов машин, используемых в транспортной, гражданской и горнодобывающей промышленности.