Ржд типы грузовых вагонов: Виды вагонов — Желдорсервис

Содержание

AGONTA Ltd «АГОНТА» — Транспорт / Экспедирование / Логистика

Нумерация Грузовых Вагонов жд колеи 1520 мм (1984 г.)

В связи с появлением новых типов вагонов (двухъярусных платформ, зерновозов и т.д.) и исключением из парка двухосных вагонов в 1984 г. в систему нумерации вагонов были внесены изменения. В системе нумерации введенной приказом МПС №22Ц от 15 мая 1984 года значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность.
Эта система уточняется и по сей день. В начале среди шести родов вагонов было выделено 175 типов грузовых вагонов, в том числе 66 типов транспортеров. В 1990-х годах выделен уже 181 тип грузовых вагонов, в том числе 64 типа транспортеров. Каждый тип вагона включает в себя хотя бы один из признаков, отличающих его от вагонов других типов. В число таких основных признаков включены тип вагона (крытый, полувагон, платформа, цистерна, изотермический и специализированный вагон), осность, длина по осям сцепления автосцепок, масса тары, объем кузова (котла), габарит, постоянные приспособления или специализация для перевозки определенных грузов.

Значение каждой цифры в системе нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм
1-я цифра2-я цифра3-я цифра4-я цифра5-я и 6-я цифры7-я цифра
Род вагонаОсность и основная характеристика вагонаДополнительная характеристика вагона  0-8 без торм. площ; 9 с торм. площ

 

СИСТЕМА
нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм (введена приказом МПС № 22Ц от 15.05.84 г.)
1-я цифра2-я цифра3-я цифра4-я цифра5-я и 6-я цифры7-я цифраРасчетная масса тары, тУсловная длина, в 14 м вагонах№ типа вагона
Крытый
2
04-х осн. объем кузова менее 120 куб. м0-9Характеристики не содержит0-90-90-822,71,05200
0-5     924,21,10201
1-34-х осн. объем кузова 120 куб. м0-9Характеристики не содержит0-90-90-823,01,05204
4-74-х осн. объем кузова 120 куб. м с ушир. дверн. проемом0-9Характеристики не содержит0-90-90-824,01,05206
6-7  926,01,10207
84-х осн. объем кузова 120 куб. м
с ушир. дверн.проемом
0-9Характеристики не содержит0-90-90-8
9
26,0
27,0
1,21
1,26
208
209
Платформа
4
04-х осн. с длиной рамы до 13,4 м0-9Характеристики не содержит0-90-90-822,01,02400
1-84-х осн. с длиной рамы 13,4 м0-9Характеристики не содержит0-90-90-920,91,05404
Полувагон
6
0-74-х осн. с люками в полу0-9Характеристики не содержит0-90-90-8
9
22,0
24,0
1,00
1,03
600
601
84-х осн. с глухим кузовом0-9
Характеристики не содержит
0-90-90-8
9
21,1
22,6
1,00
1,03
608
609
98-ми осный0С люками в полу и торцевыми дверями0-90-90-844,51,45612
Цистерна
7
04-х осная для нефтебитума и вязких нефтепродуктов0Для нефтебитума (бункерный полувагон) с облегченной рамой0-90-90-831,51,01700
1-3Для нефтебитума (бункерный п/ваг)0-90-90-836,51,05702
5-6Для вязких нефтепродуктов0-90-90-824,20,86704
1 4-х осная для нефти и темных нефтепродуктов, объем котла 50-63 куб. м0-9Характеристики не содержит0-90-90-8
9
23,2
24,5
0,86
0,88
712
713
24-х осная для нефти, темных и светлых нефтепродуктов объем котла 50-63 куб.м (сезонная специлизация)0-9Характеристики не содержит0-90-90-8
9
23,2
24,5
0,86
0,88
720
721
3-44-х осная для светлых нефтепродуктов0-7Объем котла 73,1куб.м0-90-90-8
9
23,2
23,4
0,86
0,89
730
731
8Объем котла 75 куб.м0-90-90-828,00,86748
9Объем котла 85,6 куб.м0-90-90-824,70,86732
54-х осная для светлых нефтепродуктов1Объем котла 85,6 куб. м0-90-90-824,70,86732
64-х осная для химических грузов0Для серной к-ты0-90-90-821,90,86760
1Для улучшенной серной кислоты0-90-90-820,40,86762
3Для меланжа0-90-90-8
21,8
0,86764
4Для метанола0-60-90-823,50,86766
5Для остальных химических грузов0-90-90-835,31,13750
7-9Для остальных химических грузов0-90-90-821,90,86768
74-х осная для пищевых продуктов0Для спирта0-60-90-823,20,86770
 Для спирта,объем котла 85,6 куб. м 0-90-824,70,86770
1
Для молока
0-90-90-823,3
26,0
0,86
0,87
772
773
2Для растительного масла0-90-90-823,20,86774
3 — 4Для виноматериалов0-90-90-828,00,86776
5Для патоки0-90-90-822,30,86778
8Для остальных пищевых продуктов0-90-90-823,30,86780
98-ми осная нефтебензиновая0 — 1Для нефти и нефтепродуктов объем котла 159 куб. м габарита ТЦ0-90-90-851,01,34790
4 — 5Для светлых и темных нефтепродуктов объем котла 140 куб.
м
0-90-90-848,81,51794
7Для светлых нефтепродуктов объем котла 161,6 куб. м0-90-90-851,01,52798
Изотерми-ческий
8
04-х осный вагон-термос0-1Характеристики не содержит0-90-90-833,51,58800
14-х осный вагон-ледник0С пристенными карманами0-90-90-832,01,05806
4С потолочными баками0-90-90-837,01,15
808
7Для вина0-90-90-843,61,05810
34-х осный автономный рефрижераторный вагон (АРВ)0Со служебным отделением для бригады0-90-90-952,01,44814
1Без служебного отделения для бригады, длиной кузова 19 м0-90-90-944,01,44816
3-4Без служебного отделения для бригады, длиной кузова 21 м0-90-90-946,01,58818
44-х осный грузовой вагон в составе рефрижераторных поездов021-вагонного поезда0-90-90-941,01,30824
112-вагонного поезда0-90-90-943,01,30826
54-х осный грузовой вагон в составе 6-ти вагонной рефрижераторной секции0-4Характеристики не содержит0-90-90-939,01,58830
74-х осный грузовой вагон в составе 5-ти вагонных рефрижераторных секций0Для секций без служ. отд. ZA-50-90-90-939,01,30836
1Постр.ГДР со служ.отдел.0-90-90-950,51,30838
2-6Для секций постройки БМЗ0-90-90-939,01,58840
7-9Для секции ZB-5 постройки ГДР0-90-90-943,01,58842
98-ми осный в составе рефрижераторной секции0Характеристики не содержит0-90-90-967,71,77844
Прочие
9
04-х осный для перевозки грузов0Для аппатитового концентрата «-» модели 10-40200-90-826,50,83
0,84
900
908
1Для сырья минеральных удобрений0-90-90-820,50,86902
2Зерновоз для перевозки минеральных удобрений0-90-90-822,01,05901
3-6Для минеральных удобрений0-90-90-822,00,95904
7Для крытых специализированных0-90-90-926,01,10905
8Саморазгружающийся полувагон0-10-90-825,00,87906
14-х осный для перевозки грузов0Для агломерата (дл. 10 м) и окатышей0-90-90-824,00,72910
2-4Для агломерата (дл. 12 м) и окатышей0-90-90-823,00,86912
5Платформа для лесоматериалов0-50-90-833,01,66914
 Платформа для большегрузных контейнеров 0-90-833,51,82984
6Для технологической щепы полуваг.0-30-90-830,01,50916
 Для технологической щепы переоб.крыт.4-90-90-824,21,10917
8Крытый, переоб. из рефр. сборно-раздаточный0-90-90-837,01,59918
  0-9924,91,10919
24-х осный для перевозки грузов0-4Для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона, крытого0-90-90-923,21,10920
5Крытый для легковесных грузов (ЦМГВ )0-90-90-842,01,76924
7Крытый для автомобилей0-90-90-842,01,76926
82-х ярусная платформа для автомобилей0-90-90-826,01,55928
9Цистерна для порошкообразных грузов0-90-90-824,60,86932
34-х осный для перевозки грузов0-6Хоппер для цемента0-90-90-8
9
22,00,85930
931
7-9Цистерна для цемента0-90-90-822,00,87936
44-х осная (платформа) для перевозки грузов0-1Для большегрузных контей неров (длиной рамы менее 13,4 м)0-90-90-818,41,02940
2-4Для большегрузных контейнеров (длиной рамы 13,4 м)0-90-90-821,01,05942
5-9Для большегрузных контейнеров (длиной рамы 18,4 м)0-90-90-822,01,40946
54-х осный для перевозки грузов0-9Для зерна ( хоппер )0-90-90-822,01,05950
64-х осный для перевозки грузов0Для живой рыбы грузовой вагон 2-х вагонной секции0-90-90-945,01,58956
1Для живой рыбы одиночный вагон0-90-90-941,01,05960
2Для скота повышенной вместимости0-90-90-832,81,77976
3Для скота с верхним расположением люков0-90-90-825,41,05962
4Для скота 2-х ярусный0-90-90-825,41,05964
5Для скота с нижним расположением люков0-90-90-8
9
24,3
25,6
1,25
1,29
966
967
6Платформа для рулонной стали0-20-90-830,01,05968
7Для перевозки муки0-90-90-833,81,25972
8Цистерна для инертных грузов0-90-90-825,50,86974
9Хоппер со снятой крышей0-90-90-822,00,85982
74-х осный для перевозки грузов0Цистерна для кальцинированной соды0-90-90-831,31,13970
1-7Хоппер для цемента0-90-90-8
9
22,0
22,0
0,85
0,87
930
931
8-9Цистерна для цемента0-90-90-825,00,86936
Прочие
3
0-14-х осный хоппер-дозатор0-4Типа ЦНИИ-2, ЦНИИ-30-90-90-825,00,71300
5-7Типа ЦНИИ-ДВ 3М0-90-90-823,00,78302
8Модель 55-760-90-90-824,00,82304
24-х осный думпкар0Типа 4ВС-500-90-90-830,20,83320
 4-х осный контейнеровоз1-9На базе крытого, полувагон0-90-9923,21,10920
34-х осный думпкар0-9Типа 5ВС-600-90-90-829,00,84330
4-54-х осный думпкар0-9Типа 6ВС-60, 7ВС-600-90-90-8
9
27,5
28,0
0,85
0,89
350
351
66-ти осный вагон для перевозки грузов4Платформа0-90-90-840,01,80360
6Полувагон0-90-90-832,01,18362
7Цистерна0-90-90-885,51,40364
83-х вагонной рефрижераторной секции0-90-90-963,31,78366
9Остальные вагоны0-90-90-829,01,09368
74-х осные служебно-технические вагоны рефрижераторных поездов и секции не для перевозки грузов, прочие не для перевозки грузов1Вагон-машинное отделение, дизель-электростанция 12-ти ваг. , секции0-90-90-964,11,30370
2Вагон-машинное отделение, вагон-служебное помещение, дизельный вагон 21-ти вагонного поезда0-90-90-970,71,29372
36-ти вагонной секции0-90-90-862,91,29384
45-ти вагонной секции ZB-5 постройки ГДР0-90-90-969,01,29374
55-ти вагонной секции постройки БМЗ0-90-80-962,91,29376
6Служебный вагон 2-вагонной секции для живой рыбы0-90-90-962,91,29378
 Прочие не для перевозки грузов (крытые, платформы)0-90-90-8
9
23,87
23,87
1,10
1,10
382
383
7Служебный вагон 3-вагонной секции, отдельный дизель-служебный вагон0-90-90-959,51,59380
9Транспортеры        
ПРИМЕЧАНИЕ:окатышевозы9100000 — 9109998Во всех видах оперативного и статистического учета из группы прочих в том числе выделяются вагоны в следующих отрезках нумерации
цементовозы9300000 — 9399998
фитинговые платформы9400000 — 9499998
зерновозы9500000 — 9599998
2. Из числа вагонов типа 968 в отрезке номеров 9669498 — 9669998 обозначаются 4-х осные платформы для перевозки колесных пар.

В каждом типе подвижного состава вагоны сгруппированы по объединяющим признакам. Как правило, внутри группы вагоны распределены по длине т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлена большая по значимости нумерация. Число номеров, отводимое для вагонов каждого типа, определяется их максимальным наличием в парке в данный момент времени с учетом -перспективы. Внутри групп и типов предусмотрена резервная емкость, которая может быть использована для перспективных вагонов близких типов или увеличения числа вагонов имеющихся типов.
Первый знак номера кодирует тип вагона и ряд других технических средств на железнодорожном ходу: 0 — пассажирские вагоны, 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы, 2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 5 — вагоны, находящиеся в собственности предприятий других министерств (вагоны не принадлежащие железным дорогам), 6 — четырех-и восьмиосные полувагоны, 7 — четырех- и восьмиосные цистерны, 8 — изотермические четырехосные вагоны, 3 — транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хопперы-дозаторы и думпкары и 9 — прочие четырехосные вагоны (для зерна, цистерна для кальцинированной соды и др. ). Шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам. Второй знак номера (кроме прочих, номер которых начинается с 3) кодирует осность: цифры 0-8 означают четырехосные, 9 — восьмиосные вагоны. У шестиосных вагонов вторая цифра номера — 6. Одновременно наряду с осностью второй знак несет в себе информацию об основных характеристиках вагона. Например, у крытых вагонов цифра 0- означает, что объем кузова вагона равен 120 м3, цифры 2 и 3 -объем кузова более 120 м3, цифры 4-7 — кузов выполнен с уширенным дверным проемом.
Третий, четвертый, пятый и шестой знаки номера у всех вагонов, кроме транспортеров, характеристики не содержат, а седьмой знак также, кроме транспортеров, кодирует наличие или отсутствие переходной площадки: цифры 0-8 — седьмого знака означают, что у вагонов нет переходной площадки, а цифра 9 — свидетельствует о наличии площадки.
Второй знак у транспортеров — 9. Третий знак (0-9) транспортеров характеризует их тип: 0, 1 и 2 — площадочные, 3 — платформенные, 4 и 5 — колодцевые, 6 и 7 — сцепные крайние платформы, 8 -сцепные средние платформы и 9 — сочлененные.
Четвертый знак (0-9) транспортера характеризует дополнительные данные: длину и массу тары. Пятый, шестой и седьмой знаки номера характеристики не содержат.
Одновременно приказом МПС номер 22Ц с 1984 г. введена «защита» номера вагона, которая предусматривает добавление восьмой — контрольной цифры номера вагона. С ее помощью проверяют правильность передачи и записи номера в документах. Для защиты номеров вагонов с целью стандартизации методов контроля на железных дорогах СНГ и Западной Европы использован способ, предложенный комиссией ОСЖД-МСЖД в 1963 г. (модуль К-10). Весовой ряд имеет вид {zi} = 2 1 2 1…, при этом каждая нечетная цифра номера вагона, считая справа, умножается на 2, а четная на 1. Затем выполняется поразрядное сложение полученных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.

Основные типы железнодорожных грузовых вагонов и их характеристики

  • Крытые вагоны
  • Полувагоны
  • Транспортеры
  • Цистерны
  • Думпкары
  • Хопперы
  • Вагоны-автомобилевозы

Крытые вагоны

Назначение:

  • Обеспечение сохранности груза, защита от кражи и механических повреждений.

Груз:

  • Тарно-штучный.

Универсальность:

  • Универсальные. Предназначены для транспортировки тарно-штучных, тарно-упаковочных, сыпучих грузов. Благодаря специализированным приспособлениям могут быть использованы для перевозки людей.
  • Специализированные. Предназначены для транспортировки птицы, скота, легковых автомобилей, стали в рулонах и пачках, бумаги в рулонах и других грузов.

Типы крытых вагонов

Вагон 11-066
Грузоподъемность, тонн 66
Объем внутренний, м3 86.4
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 13800х2760х2790
Размер дверного проема, мм 2000х2230

Вагон 11-217
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 104
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 13840х2760х2740
Размер дверного проема, мм 2340х3800

Вагон 11-260
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 138
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 16800х2770х3050
Размер дверного проема, мм 2720х3970

Вагон 11-264
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 138
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 13080х2760х2790
Размер дверного проема, мм 2340х3790

Вагон 11-270
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 104
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 13840х2760х2790
Размер дверного проема, мм 2340х3790

Вагон 11-280
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 138
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 15720х2770х2800
Размер дверного проема, мм 2340х3800

Вагон 11-286
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 138
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 15720х2770х2800
Размер дверного проема, мм 2340х3800

Вагон 11-К001
Грузоподъемность, тонн 68
Объем внутренний, м3 138
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 13840х2790х2800
Размер дверного проема, мм 2000х2300

Вагон 11-К651 (для перевозки автомобилей)
Грузоподъемность, тонн 42
Объем внутренний, м3 265
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 23300х3100х3670
Размер дверного проема, мм 2000х2300

К классу крытых вагонов также относятся:

Вагоны – рефрижераторы

Основное назначение:

  • Транспортировка скоропортящихся грузов при использовании специализированного оборудования для поддержания определенных температурных условий.

Грузоподъемность:

  • от 25 до 40 тонн.
Вагоны – термосы

Основное назначение:

  • Транспортировка термически подготовленных скоропортящихся грузов.

Основное отличие от вагонов-рефрижераторов:

  • Отсутствие специализированного оборудования. Поддержание температурного режима обеспечивается за счет теплоизоляционного покрытия и запаса тепловой энергии при погрузке.
  • Имеют ограничения по срокам и дальностям транспортировки грузов.
Вагоны – ледники

Основное назначение:

  • Транспортировка скоропортящихся грузов при использовании сменного хладагента.

Полувагоны

Назначение:

  • Транспортировка грузов, не требующих защиты от атмосферных режимов.

Груз:

  • Навалочные, насыпные грузы.

Универсальность:

  • Универсальные. Наличие разгрузочных люков в полу и открывающихся внутрь вагона дверей.
  • Специализированные. Без люка и дверей, только для транспортировки насыпных грузов.

Типы полувагонов

Полувагон 12-1000
Грузоподъемность, тонн 69
Объем внутренний, м3 73
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12120х2880х2730
Ширина двери, мм 2530

Полувагон 12-127
Грузоподъемность, тонн 70
Объем внутренний, м3 138
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12700х2880х2000
Ширина двери, мм

Полувагон 12-1505
Грузоподъемность, тонн 69
Объем внутренний, м3 76
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12700х2870х2000
Ширина двери, мм 2530

Полувагон 12-508
Грузоподъемность, тонн 125
Объем внутренний, м3 137,5
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 18760х2790х2450
Ширина двери, мм 2450

Полувагон 12-П152
Грузоподъемность, тонн 94
Объем внутренний, м3 106
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 14580х2900х2360
Ширина двери, мм 2520

Полувагон 12-П153
Грузоподъемность, тонн 63
Объем внутренний, м3 64
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12000х2850х1880
Ширина двери, мм 2600

Полувагон 12-726
Грузоподъемность, тонн 62
Объем внутренний, м3 73
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12100х2880х2730
Ширина двери, мм 2530

Полувагон 12-753
Грузоподъемность, тонн 69
Объем внутренний, м3 73
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12330х2880х2730
Ширина двери, мм 2530

Полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров
Грузоподъемность, тонн 69
Объем внутренний, м3 73
Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм 12330х2880х2730
Ширина двери, мм 2530

Транспортеры

Назначение:

  • Транспортировка сверхнегабаритного груза.

Типы транспортеров

Площадные
  • Имеют главную несущую балку, в нижней части которой располагается погрузочная площадка.
  • Грузоподъемность – от 66 до 220 тонн, в зависимости от длины погрузочной площадки, количества осей и высоты погрузочной площадки от рельсов.
  • Бывают 4, 8 и 16 осные грузоподъемностью 66, 100, 110, 120, 200 и 220 тонн.
Платформенные
  • Бывают 4, 6 и 8 осные грузоподъемностью 64, 92, 110 и 120 тонн.
Колодцевые или колодцеобразные
  • Предназначены для грузов круглой и/или квадратной формы.
  • В нижней части ниши так называемого «колодца» располагаются балки для крепления грузов.
  • Бывают 4, 6, 8 осные грузоподъемностью 53, 61, 80 и 110 тонн.
Сцепные
  • Секции транспортера соединены автосцепками без поглощающих аппаратов.
  • Бывают 12, 16 и 32 осными грузоподъемностью 120, 240 и 480 тонн соответственно.
Сочлененные
  • Груз располагается между двумя секциями, консолями, на балках, присоединенных с помощью пружин.
  • Оснащены системой гидравлических подъемников.
  • Бывают 16, 20 и 28 осными грузоподъемностью 220, 300, 400-500 тонн соответственно.

Цистерны

Назначение:

  • Транспортировка наливных грузов.

Особенности:

  • Различают цистерны как общего назначения – для транспортировки нефтепродуктов, так и специализированные – для транспортировки определенных типов наливных грузов.
  • Бывают 4 и 8 осными, грузоподъемность 60, 120 и 125 тонн.

Думпкары

Назначение:

  • Транспортировка насыпных грузов.

Особенности:

  • В отличие от других вагонов, имеет кузов, наклоняющийся при разгрузке, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова.
  • Бывают 4, 6, 8 осными грузоподъемностью 60-65, 100-105 и 145 тонн соответственно.
  • По способу разгрузки выделяют думпкары с пневматической разгрузкой и с гидравлической разгрузкой.

Хопперы

Назначение:

  • Транспортировка насыпных и навалочных грузов.

Особенности:

  • Саморазгружающийся вагон бункерного типа, имеет в нижней части люк, из которого под действием тяжести груз выгружается.
  • Бывают открытые и закрытые.

Вагоны-автомобилевозы

Назначение:

  • Транспортировка легковых автомобилей, микроавтобусов, автомобильных прицепов и другой колесной техники.

Особенности:

  • Бывают крытые, защищающие груз от внешнего воздействия, и открытые, не защищают груз от внешнего воздействия.

Остались вопросы?

Транспортная компания «Север Спецперевозки» осуществляет железнодорожные перевозки в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Напишите нам, и мы ответим на все Ваши вопросы, касающиеся транспортировки груза по железной дороге.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных и даёте согласие на их обработку.

Россия: преимущества использования вагонов с большей грузоподъемностью

В Европе большинство (но не все) железных дорог рассчитаны на осевую нагрузку 22,5 т, за исключением Великобритании, Латвии и Эстонии, где разрешена нагрузка 25 т, и Швеция. В последней стране, в дополнение к 25 т, разрешенным на некоторых линиях, Мальмбанан на севере недавно был повышен до 32,5 т между Елливаре и Лулео (см. R 6/17, стр. 60–61), а остальные Нарвик последует после полной оценки работы поезда по добыче железной руды на этом первом участке. Однако в большинстве стран Европы проводится модернизация основных грузовых маршрутов до 25 тонн для увеличения пропускной способности.

Вагоны, построенные в России в прошлом, были рассчитаны на нагрузку на ось 23,5 т, а их конструкция была основана на автомобилях, построенных в советское время. Сеть РЖД, около 85 200 км линий, постепенно подвергается модернизации инфраструктуры, чтобы обеспечить большую доступность маршрутов для вагонов с нагрузкой на ось 27 т. В настоящее время железнодорожная инфраструктура РЖД рассчитана на осевую нагрузку 25 т. Однако большинство вагонов, находящихся в настоящее время в эксплуатации, рассчитаны на максимальную нагрузку на ось всего 23,5 т. В настоящее время существует потребность в большем количестве вагонов с нагрузкой на ось 25 т, что является одной из особенностей, которую производители вагонов называют «инновационными» («новое поколение»; подробнее об их характеристиках см. Р 5/15, стр. 40). .

Россия является мировым лидером в области железнодорожных грузоперевозок — в 2016 году 87 % всех грузов было перевезено по железной дороге. Но только в 2013 году владельцы вагонов в России начали массово использовать 25-тонные полувагоны с нагрузкой на ось, а производители начали обращаться к потенциальному рынку. Но цена этих автомобилей была признана завышенной. Только когда стоимость их найма упала до 400–500 рублей в сутки, что произошло в период с 2015 по первую половину 2017 года, многие владельцы вагонов решили отказаться от приобретения полувагонов стандартной вместимости.

Это позволило различным российским вагоностроительным заводам, в частности Уралвагонзаводу (УВЗ) и дочерней компании ОВК (ОВК, Объединенная Вагонная Компания) Тихвинскому Вагонному Заводу (ТВСЗ), сосредоточиться на производстве 25-тонных полувагонов с осевой нагрузкой. Владельцев фургонов поощряли покупать эти автомобили с помощью таких стимулов, как государственное субсидирование и привлекательные лизинговые соглашения.

С момента своего основания в 2012 году ОВК, возглавляемая генеральным директором Романом Савушкиным, учитывала тот факт, что ряд магистральных железнодорожных маршрутов в России фактически подходит для вагонов с нагрузкой на ось 25 тонн. Согласно опубликованному INFOLine в конце 2018 г. отчету «Оценка влияния эксплуатации грузовых вагонов повышенной грузоподъемности на железнодорожный рынок Российской Федерации», в период с 2013 г. по конец третьего квартала 2018 г. что использование 25-тонных полувагонов с нагрузкой на ось оказало положительное влияние на ВВП России в размере 130 млрд руб.

Это произошло главным образом потому, что использование этих вагонов, имеющих большую грузоподъемность, привело к увеличению экспорта продукции (в частности, угля), перевозимой по железной дороге. Принимая во внимание ограничения, наложенные на движение грузовых поездов на железнодорожной инфраструктуре России, использование этих вагонов позволило перевозить большее количество грузов. Благодаря их использованию с 2013 года по третий квартал 2018 года было перевезено еще 29 млн тонн угля, предназначенного для экспорта.

Использование полувагонов с нагрузкой на ось 25 т дало и ряд других положительных эффектов. Например, эти вагоны могут эксплуатироваться восемь лет или 1 млн км пробега между капитальными ремонтами. Регулярные осмотры необходимы только каждые 800 000 км, по сравнению с одним разом в 110 000 км для старых поколений вагонов, которые основаны на советских проектах и ​​которые могут выдерживать только три года или 210 000 км между такими капитальными ремонтами. Что касается отдельных компонентов, использованных в конструкции 25-тонных полувагонов с осевой нагрузкой, то они имеют срок службы в 3-3,5 раза больше, чем у старых автомобилей, а в течение гарантийного срока можно проехать до 6000 км без необходимости инспекции.

Полувагоны ОВК также более удобны для инфраструктуры. По оценкам РЖД, их использование привело к сокращению затрат на содержание инфраструктуры на 7,5 млрд руб. в 2017 г., а также принесло 1,0 млрд руб. выручки от грузоперевозок при работе под нагрузкой. Угледобывающие компании также выигрывают. Они экономят в среднем 200 руб. на тонну перевозки при использовании 25-тонных вагонов с нагрузкой на ось для перевозки угля между Кемеровской областью (Кузбасский горнорудный бассейн) и портами Дальнего Востока. Это делает эти горнодобывающие компании более конкурентоспособными на мировом рынке и создает для них новые возможности для дальнейшего инвестирования в технологии угледобычи и экспортные стратегии.

В 2017 году использование 25-тонных полувагонов привело к увеличению экспорта угля на 9 млн тонн, что привело к получению более 1,6 млрд рублей налогов, которые были уплачены в фонды государственного бюджета. Ожидается, что к 2025 году в этих вагонах будет перевезено более 25 млн тонн угля, что в совокупности с реализацией горнодобывающими компаниями инвестиционных программ позволит ежегодно генерировать до 5 млрд рублей налогов. Подсчитано, что совокупный финансовый эффект с начала эксплуатации 25-тонных полувагонов в 2013 году по 2025 год составит не менее 1 трлн руб. Эта цифра не включает экономию РЖД на содержании инфраструктуры, ремонте локомотивов и доходов, полученных государством за счет более высоких уровней прибыли, получаемой РЖД, и налогов, уплачиваемых угледобывающими концернами и другими транспортными организациями.

К 1 июля 2018 года количество полувагонов с нагрузкой на ось 25 т увеличилось с начала года на 2,8 % или 14,6 тыс. вагонов, при этом в эксплуатации находилось 510,3 тыс. вагонов. При этом за первое полугодие 2018 года средний возраст парка полувагонов снизился до 8,2 года. РЖД не единственный владелец этих современных полувагонов — многие из них принадлежат частным компаниям. Закупки всеми владельцами вагонов 25-тонных полувагонов в первом полугодии 2018 года составили 19,1 тыс. вагонов, а 3,9 тыс. старых полувагонов было утилизировано. В первом полугодии 2017 года 25-тонные полувагоны составляли всего 6 % от всего парка полувагонов. А к первому полугодию 2018 года они составили 43 %!

Правительство РФ субсидирует приобретение современных вагонов с инновационными характеристиками. Однако сейчас спрос на эти вагоны начинает превышать производственные мощности. Дополнительные субсидии доступны для полувагонов с нагрузкой на ось 27 т, но в первой половине 2018 года ни один из них не был заказан. большой. В настоящее время РЖД проводит испытания вагонов, рассчитанных на нагрузку на ось 27 т, на немодернизированной линии протяженностью 42 км между Каменск-Уральским и Богдановичем (восточнее Екатеринбурга).

После того, как эти испытания будут завершены и окажутся удовлетворительными, РЖД планирует модернизировать более стратегически важные участки магистрали под осевую нагрузку 27 т: от Ковдора до Мурманска, от Качканара до Смычки, от Стойленской до Присады и от Стойленской до Чугуна, по всему периметру. 1 200 км маршрутов, имеющих ключевое значение для перевозки угля и железной руды. В первом полугодии 2018 г. крупнейшими индивидуальными покупателями 25-тонных полувагонов с нагрузкой на ось были СУЭК (5 300 вагонов), Восток1520 (6 300), ФГК (Федеральная грузовая компания, Федеральная грузовая компания, ранее известная как ВГК, 1 800 вагонов). и NPK (1500). К тому времени концернами с самым большим парком полувагонов (все типы полувагонов) были ФГК с 92100 вагонов, ПГК (ПГК, Первая грузовая компания, 66 500 полувагонов), НПК (43 900) и СУЭК (39 800), а наибольшим парком 25-тонных полувагонов с нагрузкой на ось были Восток1520 (31 000), СУЭК (20 800), ФГК (8700) и ПГК (8600).

Рост добычи угля в Кузбассе, Кемеровской области и Восточной Сибири, а также увеличение объемов вывоза угля привели к нехватке полувагонов. Неэффективные методы работы на железнодорожной сети препятствуют прогрессу. Здесь возникает нехватка движущей силы, в результате чего некоторые грузовые работы отменяются во время их выполнения, а запасы остаются брошенными в пути. Оборачиваемость вагонов низкая — рейсы туда и обратно занимают больше времени, чем по расписанию. На некоторых линиях также существуют физические ограничения пропускной способности.

Ожидается, что все эти проблемы сохранятся в 2021 году, но затем ожидается постепенное улучшение. Это станет возможным благодаря ускорению графиков производства вагонов. Более того, по мере увеличения размеров парка современных вагонов количество старых вагонов, которые необходимо вывозить каждый год, будет уменьшаться. Это произойдет, несмотря на то, что современные полувагоны дороги, и останутся таковыми за счет стоимости многих компонентов, таких как тяжелые отливки, колеса и оси.

В период с 2015 по 2017 год российские вагоновладельцы приобрели 64 000 полувагонов большой грузоподъемности 25 т с осевой нагрузкой и только 6 400 полувагонов старой конструкции советского производства. Это дало различным вагоностроительным заводам в России возможность ускорить свои производственные графики на ближайшие два года и сохранить специализированную рабочую силу. Спрос неуклонно рос: в 2018 году мощность ТВСЗ по производству тележек с осевой массой 25 т была загружена на 100 %.

Однако 2018 год принес свои проблемы. Замедлились темпы изъятия старых типов полувагонов. Это произошло из-за общей нехватки вагонов и падения спроса со стороны владельцев и операторов вагонов. В августе 2018 года УВЗ провел реструктуризацию производства полувагонов с целью выпуска вагонов стандартных характеристик на тележках модели 18-100. По состоянию на 1 октября 2018 года на сети РЖД находилось в эксплуатации более 520 000 полувагонов. Из них около 98000 автомобилей большой грузоподъемности с нагрузкой на ось 25 т, что составляет 19% всего парка.

INFOLine

Наши рынки

Третья по величине железнодорожная сеть в мире

Россия и железные дороги неразделимы. Железнодорожная сеть играет ключевую стратегическую роль в соединении экономики России с мировыми рынками и в соединении частей страны.

Россия простирается на огромной территории от северной части Тихого океана до Балтийского моря и простирается до Северного Ледовитого океана. Его площадь составляет 17 миллионов квадратных километров, что составляет более 10% земной суши. Таким образом, железнодорожный транспорт является жизненно важным компонентом российской экономики и играет неотъемлемую роль в перевозке грузов.

Более 85 тысяч километров железнодорожных путей проходят по России и около 87% всего грузооборота страны, без учета трубопроводного движения, осуществляется по железной дороге. Это соответствует более 2,5 трлн т-км в год или около 1,2 млрд т грузов.

Нерегулируемое ценообразование на услуги железнодорожных операторов

Рыночные реформы, направленные на привлечение частных инвестиций и конкуренции на рынок, начались в 2001 году и были направлены на модернизацию грузовых железнодорожных перевозок в России при одновременном повышении эффективности и прибыльности.

Несмотря на то, что российская государственная железнодорожная компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) сохраняет монополию в предоставлении железнодорожной инфраструктуры и на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком услуг локомотивной тяги, нормативно-правовая база дает сторонним железнодорожным операторам право доступа эту инфраструктуру на недискриминационной основе.

Цены на услуги Globaltrans и на услуги грузовых железнодорожных операторов в целом не регулируются, за исключением элементов, предоставляемых РЖД (таких как инфраструктура и локомотивная тяга для груженых и порожних рейсов).

Конкурентная среда значительно изменилась с начала реформ, когда частные грузовые железнодорожные операторы значительно расширили свой парк. В 2021 г. на них приходилось почти 88% всех вагонов России по сравнению с примерно 30% в конце 2005 г.

Уголь, нефтепродукты, нефтяные и металлургические грузы являются ключевыми сегментами рынка

Грузовые железнодорожные перевозки в России в основном состоят из товаров таких как уголь, нефтепродукты и нефть, металлы, руды и строительные материалы.

Уголь (тепловой и коксующийся) является крупнейшим сегментом отрасли, на долю которого в 2021 году приходилось 30 % от общего объема перевозок в России, в то время как на нефтепродукты и нефть приходилось 17 % объемов отрасли в том же году. Существуют различные нефтепродукты, которые обычно транспортируются по железной дороге, хотя сырая нефть в основном транспортируется по трубопроводам.

На транспортировку металлургических грузов (включая черные металлы, металлолом и руды) также приходилось около 17% объемов отрасли в 2021 году, за ними следуют строительные материалы (включая цемент) — 12%.

В целом Россия Транспорта
Объемные объемы по грузовым транспортным средствам,
2021 (%)



В целом Россия
7,
(BLN TONNES-KM) 9000
66666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666. (млн тонн)

Российский грузовой железнодорожный парк

Парк подвижного состава в России состоит в основном из подвижного состава общего назначения и различных специализированных вагонов, что в совокупности составляло около 1,2 млн единиц на конец 2021.

Наиболее распространенным типом вагонов в России является полувагон (с высокими бортами, но открытым верхом), который на конец 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *