Изменится ли рынок экскаваторов-погрузчиков?
После событий февраля 2022 года с рынка спецтехники вроде бы исчезли многие модели популярных брендов. Но, оказалось, не во всех сегментах. Экскаваторы-погрузчики, эти универсальные и востребованные машины, конечно, тоже сократились в объёмах в части импорта. Аналитики ID-Marketing зафиксировали снижение поставок на 15%.
Но отечественные машиностроители пока ещё не в силах насытить рынок своей продукцией, хотя очень стараются. Поэтому говорить о победе над иностранными брендами рано.
«Основной вектор направления — Турция и Китай. Замещение в сегменте спецтехники в последние годы происходило постепенно. Наши продажи показывают, что если в январе — сентябре 2021 года доля китайской техники составляла 35% (причём преимущественно речь тогда шла о фронтальных погрузчиках), то в этом году — уже 44%.
Если говорить об альтернативе, то одним из лучших предложений в подсегменте экскаваторов-погрузчиков является турецкий бренд MST», — делится наблюдениями генеральный директор ООО «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.
По словам коммерческого директора агентства ID-Marketing Андрея Ловкова, поставки из Турции составили 41% от всего объёма импорта экскаваторов-погрузчиков в период с января по сентябрь 2022 года. Перераспределение рынка в пользу Турции, Китая и Индии подтверждает и начальник проекта закупок New Holland ООО «Компания Сим-Авто» («Русбизнесавто») Дмитрий Никутьев.
По его словам, европейские и американские машины ещё есть в продаже за счёт того, что достаточное количество завезли в первом квартале 2022 года и до сих небольшие партии поступают благодаря параллельному импорту.
«На самом деле, никто никуда не ушёл, по крайней мере, никто дверью не хлопнул. С учётом параллельного импорта все традиционные бренды присутствуют на рынке РФ, просто в несколько меньшем количестве. По итогам 8 месяцев. JCB остаётся лидером рынка, по итогам года может показать результат на уровне 2020 года.
За JCB идут турецкие бренды. Из них значительный рост по сравнению с прошлым годом показывает только Cukurova. Hidromek вырос незначительно, на 3%, MST снизился на 17%. Cat, Case, New Holland, Mecalac снизили объёмы ввоза, но остаются в первой десятке. Китайские бренды суммарно увеличили свою долю на рынке с 2 до 9%.
Значительного роста продаж китайских брендов не прогнозируется в связи с более низким техническим уровнем техники по сравнению с турецкими брендами. Прогнозируется снижение дефицита на рынке экскаваторов-погрузчиков в 2023 году», — приводит данные менеджер по продукту ООО «ОМГ Строительно-дорожные машины» Андрей Чадаев.
Перераспределение происходит до сих пор, и, как оно в итоге закончится, сказать пока сложно, так как появляются новые способы поставки всех импортных брендов, считает руководитель отдела оценки имущества ГК «Альфа-Лизинг» Кирилл Осипов. По его мнению, распределение долей рынка не сильно поменяется.
Чем импортозаместить?
Собственно, основная проблема небольшого спроса на продукцию российских производителей кроется в ценообразовании, которое складывается, по большей части, из применения импортных комплектующих. Тот же ЕлАЗ выпускает те же самые машины, что и турецкая Cukurova с мостами и трансмиссией Carraro, моторами Perkins и Cummins.
Ковровский электромеханический завод ставит двигатели Cummins и John Deere, гидравлику от Bosch-Rexroth. UMG тоже ещё не добрались до импортозамещения в части экскаваторов-погрузчиков, в отличие от других своих землероек, и комплектуют модели силовыми установками Perkins и трансмиссией от JCB.
И это, естественно, неплохо. Надёжные агрегаты, проверенные временем. Но у потребителей до сих пор жив стереотип, что российская техника хуже иностранной.
«В этом сегменте спецтехники лидером всегда выступал бренд JCB, чьё название стало нарицательным у некоторых пользователей как JEEP, когда речь идёт о внедорожниках», — поясняет Кирилл Осипов.
Тем более что большая часть представленных на рынке моделей схожи по конструкции и возможностям. Вот и выбирают по инерции привычное.
«Конструкция машин данного типа, как правило, известна и прошла проверку временем. Некоторые производители используют комплектующие и компоненты более высокого качества, позволяющие получить большую эффективность на выходе. Многие клиенты выбирают более бюджетные решения, но в любом случае, заказчик осуществляет выбор, исходя из приоритетов и условий эксплуатации», — говорит менеджер по продукту ООО «Люгонг Машинери Рус» (представительство LiuGong в России) Александр Нетид.
Хорошо забытое?
Хотя есть и те, кто стремится выделиться. Например, под брендом Bolder в России выпускают две модели с сочленённой рамой, на которой не нужны мосты с поворотными кулаками. Такие для Case, Massey Ferguson, Werklust и Yanmar по OEM-контрактам, а также под своим брендом изготавливает итальянская VF VENIERI S.p.A.
«Это полноценный фронтальный погрузчик, ибо капот моторного отсека у него не торчит и не закрывает обзор оператору. Также жёстко закреплён передний мост на передней полураме, что вкупе с увеличением поперечного опорного контура за счёт складывания полурам значительно повышает устойчивость к опрокидыванию при передвижении с высоко поднятым фронтальным ковшом.
Да и он просто более манёвренный, как змея пролезает в труднодоступные места, а фронтальное навесное оборудование можно смещать в стороны поворотом руля даже стоя на месте», — показывает генеральный директор ООО «Болдер» Алексей Спинка.
Прогресс не стоит на месте, поэтому в современных экскаваторах-погрузчиках появляются всё новые функции и возможности, напоминает Лилия Маркова. Она приводит в пример модернизацию трансмиссии, что повлекло снижение расхода топлива и увеличение крутящего момента для выполнения более сложных операций. Совершенствуется и гидравлика: появляется возможность устанавливать на экскаваторы-погрузчики ещё больше навесного оборудования: от буров и вибротрамбовщиков до гидромолотов и измельчителей.
«Кто бы что ни говорил, подавляющее большинство технических решений, применяющихся на рынке экскаваторов-погрузчиков, можно считать известными и устоявшимися.
Из новых технических решений, которые привлекли внимание в прошедшие несколько лет, можно назвать прототип экскаватора-погрузчика JCB с двигателем, работающим одновременно на дизельном топливе и сжатом природном газе, с газовыми баллонами на крыше кабины (дошёл ли он до серийного производства, неизвестно).
Это решение может быть востребовано в РФ, поскольку ведутся работы по переводу различной техники, прежде всего автотранспорта, на газомоторное топливо (метан).
А также серийный экскаватор-погрузчик Manitou MLB 625T с телескопической погрузочной стрелой. По сути, это гибрид телескопического погрузчика и экскаватора-погрузчика (машину производили лет 10 назад, в РФ поставляли в единичном количестве). Продукт не пользовался заметной популярностью, конструктивно тоже был не идеален», — уверен Андрей Чадаев.
По мнению Дмитрия Никутьева, основное направление по усовершенствованию экскаваторов-погрузчиков связано с повышением комфортности работы оператора, увеличением срока эксплуатации комплектующих и уменьшением загрязнения окружающей среды.
Производители конструируют более комфортабельные кабины, применяют современные технологии для увеличения эксплуатации комплектующих и постепенно внедряют технологии, связанные с электрическим двигателем вместо двигателя внутреннего сгорания.
Большие и маленькие
Что уже точно в ближайшие годы не изменится, так это вариации с равно- и разновеликими колёсами. Тут изобрести конструкторам уже нечего. И потребители уже целенаправленно выбирают ту или другую модель, ориентируясь среди прочего и на размерность ходовой.
«Машина с разновеликими колёсами имеет меньший радиус поворота/разворота и лучшую манёвренность на строительных площадках, а возможность движения боком и больший дорожный просвет даёт преимущества в узких местах. Машина с равновеликими колёсами, как правило, тяжелее и оснащена более мощным двигателем и рабочими органами, что повышает её производительность», — подчёркивает Александр Нетид.
По опыту продаж мультибрендового дилера «Русбизнесавто», в основном экскаваторы-погрузчики с равновеликими колёсами покупатели выбирают за счёт наличия системы управления типа «крабовый ход».
«Это позволяет легко работать в стеснённых условиях (например, подходить в узком пространстве к стенам или зданиям без сложных манёвров). Работа техники с равновеликими колёсами на зыбких и вязких грунтах будет легче за счёт меньшего давления на грунт, машина не будет буксовать.
Также снижение давления на грунт разрешает использовать более крупные тяжёлые ковши. Но такие модели имеют высокую стоимость, и их обслуживание также потребует от владельца существенных затрат», — описывает Дмитрий Никутьев.
При использовании одинаковых колёс достаточно иметь одну запасную камеру, флиппер, шину и диск, добавляет Алексей Спинка.
Но это вовсе не значит, что модели с разновеликими колёсами не востребованы. По словам начальника проекта закупок New Holland ООО «Компания Сим-Авто», у экскаваторов-погрузчиков с колёсами разной размерности лучше манёвренность на строительных площадках за счёт меньшего радиуса разворота. Плюс они имеют меньшую стоимость и не требуют от владельца таких затрат, как на собратьев с равновеликими колёсами.
Кстати, сэкономить на обслуживании этих универсальных бойцов не получится. Опрошенные эксперты в один голос говорят, что «кроилово ведёт к попадалову». Минимизировать риски выхода из строя, по словам менеджера по продукту ООО «ОМГ Строительно-дорожные машины», можно, не пропуская ежедневное обслуживание машины, проверяя рабочие жидкости, соблюдая ТО и т. д.
«Все основные советы, как правило, содержатся в книге по эксплуатации. В ней также указаны регламенты по замене расходников: с учётом высокой нагрузки, в том числе при работе в сложных климатических условиях, этот фактор имеет решающее значение. К слову, при низких температурах бывалые операторы экскаваторов-погрузчиков прогревают мосты путём включения хода вперёд с вывешиванием колёс», — даёт совет Лилия Маркова.
Не только копать
Мы не зря называем экскаватор-погрузчик универсальной машиной. Эта техника умеет не только копать и загружать грунт в самосвал. Руководитель ГК «Болдер» перечисляет, что машина может бурить и закручивать сваи, сметать в сторону щёткой или собирать смёт в бункер, демонтировать и измельчать гидромолотом, возить и штабелировать грузы палетными вилами, чистить, грейдеровать, планировать отвалами, перемещать брёвна и трубы специальными захватами, изготавливать и перемещать бетонные растворы смесительным ковшом. Двухчелюстные ковши могут переносить тяжёлые грузы, добавляет директор ООО «Газпромбанк Автолизинг».
«Подключение навесного оборудования напрямую зависит от укомплектованности машины гидролиниями. Без них использование машины становится ограниченным. Но даже установленная однопоточная гидролиния на экскавационном оборудовании позволяет использовать технику с широким спектром навесного оборудования», — рассказывает Дмитрий Никутьев.
Представитель «Альфа-Лизинг» также напоминает, что существуют специальные модификации в военном исполнении для нужд армии, причём не только российской.
«В мире и в РФ в частности разработали и производят широчайший спектр сменных навесных рабочих органов как для навески на фронтальное погрузочное оборудование, так и на заднее экскаваторное.
Наличие двух гидроконтуров на экскаваторном оборудовании (одно- и двухстороннего действия) и линия питания привода челюсти фронтального ковша с функцией включения постоянного потока обеспечивают подключение всех сменных видов.
Наиболее популярные виды фронтального сменного оборудования: вилы перекидные на ковше, вилы на быстросменном адаптере, различные виды цилиндрических подметальных щёток, с бункером и без, V-образные и поворотные отвалы, различные захваты для длинномеров, захваты и ковши для с/х грузов.
Перечень сменных видов для экскаваторного оборудования ещё более широкий: различные ковши, быстросменное устройство (БСУ, quick coupler) гидромолот, гидровращатель (со шнеками, буром, измельчителем пней, фрезой), зуб-рыхлитель, траншеекопатель, фреза, вибротрамбовка и т. д.», — перечисляет Андрей Чадаев.
Станут ли экскаваторы-погрузчики умными?
В свете тенденций автоматизации всего и вся, вплоть до появления беспилотного транспорта, этот вопрос отнюдь не праздный. Ведь все сейчас считают деньги, а оптимизация рабочего процесса — это экономия и топлива, и фонда заработной платы, и затрат на расходники. По мнению Дмитрия Никутьева, автоматизация поможет усовершенствовать эксплуатацию экскаваторов-погрузчиков, повысить производительность и эффективность и, как следствие, увеличить прибыль владельцев при низких трудозатратах.
«Такие задачи, как рытьё траншей для фундаментов и инженерных коммуникаций или выравнивание канав, требуют контроля уклона. Существуют технологии, которые помогают выдерживать проектные характеристики уклона и помогают копать быстрее и точнее.
Они используют высокоточное спутниковое позиционирование и датчики положения стрелы и рукояти, так они отслеживают точное положения зубьев ковша при выемке грунта.
Эти типы систем могут обеспечивать сантиметровую точность, что избавляет операторов от необходимости останавливать машину и проводить физические измерения. Также существуют системы для проектов со сложным рельефом.
Они управляют приводом ковша и выдерживают проектные размеры в полуавтоматическом режиме», — приводит пример руководитель группы разработки департамента горнодобывающих решений ООО «Рексофт» Владимир Лебедев.
Производители техники уже начали работы по усовершенствованию электронных «мозгов», например, в ГК «Болдер» в ближайший год автоматизация затронет весь модельный ряд BL на сочленённой раме. По словам Алексея Спинка, несмотря на технологические усложнения, это даст новый уровень удобства, простоты пользования и диагностики.
«Автоматизация в экскаваторах-погрузчиках коснётся, скорее, систем самодиагностики и удалённого мониторинга, так как основные рабочие операции выполняет оператор. Полагаю, что полностью автоматизировать весь перечень выполняемых работ технически невозможно, а вот отдельные операции — можно уже сейчас за счёт использования опций типа возврата ковша в режим копания или демпфирования стрелы при движении.
Этого набора, как правило, достаточно, чтобы за счёт частичной автоматизации существенно упростить работу оператора», — считает Александр Нетид.
«Более 50% экскаваторов-погрузчиков оснащено телематикой, причём у «больших» брендов это фирменная система. Данные позволяют автоматически отслеживать состояние машины: её текущее положение на местности, скорость передвижения, исправное состояние, текущую развиваемую мощность, расход топлива текущий и за смену и т. д.
Экскаватор-погрузчик можно оснастить (теоретически) всеми системами автоматизации, которые доступны его более крупным собратьям: фронтальному погрузчику и самоходному гидравлическому экскаватору. Например, автоматическим взвешиванием груза (погрузчик), системой типа «виртуальная стена» (экскаватор), автоматической централизованной системой смазки и т. д.
Но можно — не значит нужно. Всё это нецелесообразно для такой небольшой и не очень производительной машины (по сравнению с «большими» собратьями). Его ключевые преимущества связаны с универсальностью: выполнить различные работы на одном объекте и быстро переехать на следующий», — считает Андрей Чадаев.
«Техника однозначно становится умнее. Например, современные экскаваторы-погрузчики уже анализируют действия оператора и подсказывают ему наиболее подходящие режимы работы. Происходит и дальнейшая автоматизация рабочих процессов, например, для повторяющихся действий при погрузке самосвала (функция «возврат к положению копания»).
Она позволяет исключить человеческий фактор, усилить безопасность и повысить КПД техники при проведении определённых работ. Но в целом этот тип техники задумывался как помощник работающим на объектах бригадам, выполняющим, как правило, немонотонную работу, поэтому полностью исключить оператора в экскаваторе-погрузчике не удастся», — рассуждает Лилия Маркова.
Подготовил Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Bolder | Hidromek | JCB | LiuGong | Manitou | MST | New Holland | UMG | ДСТ в новых условиях | ЕлАЗ | русбизнесавто | экскаватор-погрузчик
Рынок экскаваторов-погрузчиков
Экскаватор-погрузчик совмещает функции одновременно двух машин. С помощью погрузочного оборудования ведут погрузочно-разгрузочные работы с сыпучими, мелкокусковыми материалами и разрыхленным грунтом, который добывают из массива экскаваторным оборудованием. Погрузочным оборудованием в свою очередь ведут работы выше уровня стоянки, подбирают и грузят рыхлые материалы, планируют поверхности, засыпают траншеи.
Перемещаемая на продольных направляющих каретка экскаваторного оборудования и шарнирное сочленение рамы значительно расширяют возможности ПК-301
Следует сразу оговориться: экскаваторы-погрузчики по индексу соответствуют 1-й и 2-й группам размерности одноковшовых экскаваторов по ГОСТ 30067–93 (по классификации в 3-ю группу и выше входят только полноповоротные машины). Однако ряд требований этого ГОСТа, предъявляемых к полноповоротным экскаваторам, не распространяется на экскаваторы-погрузчики. Аналогичная ситуация и с ГОСТами, касающимися погрузчиков.
Сейчас экскаваторы-погрузчики широко применяют на линейно-протяженных работах в строительстве, коммунальном и фермерском хозяйствах, поскольку они заменяют сразу три машины – экскаватор, погрузчик и самосвал. В ковше можно перемещать инертные материалы (песок и щебень) и штучные грузы на расстояние до 2 км (трудно представить, но поверим практикам на слово) с прицельной отсыпкой по месту укладки. При транспортировке груза навесное экскаваторное оборудование, исполняющее роль контргруза, препятствует продольному опрокидыванию погрузчика в сторону погрузочного ковша.
Стандартный погрузочный ковш в конструкции большинства машин может быть заменен копающим, челюстным или колосниковым ковшом, поддонными вилами, грейдмастером, грузовой безблочной стрелой, рулонным захватом (пикой для тюков), бункерно-уборочной машиной, скирдоукладчиком, стогометателем, скребковым, ковшовым грейферным, вилочным или челюстным захватом. Экскаваторное оборудование используют для прокладки траншей под коммуникации, разработки небольших котлованов под фундамент зданий, добычи на месте и погрузки в транспортные средства строительных материалов. Разработку материалов ведут ниже опорной поверхности машин, что объясняется спецификой использования «обратной лопаты».
Единственный отечественный бэклодер Сарэкс ЭО-2626MF на шасси трактора зарубежного производства
На некоторых экскаваторах предусмотрена возможность поворота стрелы относительно вертикальной оси и перемещения влево-вправо по двум поперечным направляющим. Помимо ковшей «обратная лопата» экскаваторы-погрузчики оборудуют рыхлителем мерзлоты, перегрузчиками с разными захватами (в том числе электромагнитными), пачковым захватом, грейфером, шнековым буром, гидромолотом, ковшами разного назначения, зубом-рыхлителем, отвалом, ямобуром и подъемником.
Конструкция экскаватора должна обеспечивать использование основного рабочего оборудования и не менее чем двух видов сменного. Основным (расчетным) считается ковш для разработки грунтов категории III. Конкретный перечень оборудования определяется в договоре на поставку. По техническим требованиям вместимость топливных баков должна обеспечивать не менее 9 машино-часов непрерывной работы. При заправке топливом и замене смазочных материалов и рабочих жидкостей на техническом обслуживании (ТО) конструкция экскаватора должна исключать загрязнение окружающей среды. В 1970-е годы в СССР основное внимание уделялось выпуску экскаваторов-бульдозеров, монтируемых на шасси колесных тракторов МТЗ-50, МТЗ-80 и ЮМЗ-6, и перелом в пользу совмещения функции погрузчика и экскаватора наметился только в конце 1980-х годов.
Анализ рынка экскаваторов показывает, что на данный момент в России экскаваторы-погрузчики выпускают десять предприятий: ООО «Златэкс» (бывш. златоустовский завод «Булат»), ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод», ОАО «Липецкий тракторный завод», ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения», московское ЗАО «Дормашкомплект», ПО «Интер-Дон» (Ростовская обл.), ОАО «САРЭКС» из Мордовии, алапаевский ОАО «Завод «Стройдормаш», ОАО «Муроммашзавод» и ЗАО ФПГ «LEX» (на мощностях Луговского завода бульдозерного оборудования, Свердловская обл.).
Новинку 2004 года Донэкс ЭО-2161 на шасси узбекского трактора ТТЗ-80.10 уже можно купить в России
Из бывших республик СССР выпуском аналогичных машин заняты белорусско-американское ПО «Амкодор», «Амкодор-Ударник», СП «Дорэлектромаш» (бывш. Смолевичский опытно-механический завод), ОАО «Кохановский экскаваторный завод» (бывш. «Белэкс»), ОАО «Белдортехника» (все – Беларусь), AS «ET Mo~isakуla» (под маркой Krabi их выпускает бывш. «Таллэкс», Эстония), а также украинские компании ЗАТ «АТЕК» (бывш. киевский завод «Красный экскаватор»), ВАТ «Борэкс» (Бородянский экскаваторный), ВАТ «Донэкс» («Донецкий экскаватор») и ДП «ВО Південний Машинобудівний Завод імені А.М. Макарова» (Южмаш).
Особняком в этом списке находятся погрузчики-экскаваторы (например, ПЭ-Ф-1А и ПЭ-Ф-1Б производства ООО «ПО «Юрмаш»), оборудованные стрелой, на которую можно навешивать как экскаваторный ковш, так и челюстные грейферы и вилочные захваты. Применение таких машин ограничено сельским хозяйством, животноводством (перегрузка кормов и выполнение вспомогательных работ) и хлопководством.
Подавляющее большинство экскаваторов-погрузчиков, производимых в России, изготавливают на базе универсальных колесных тракторов тягового класса 1,4. Основу производственной программы большинства компаний-производителей составляют бэклодеры, выполненные на базе тракторов «Беларус-80», «Беларус-82», ЮМЗ и ЗТМ 6-й серии. Недавно к ним прибавились узбекские тракторы ТТЗ-80, которые начали собирать Ногинский завод топливной аппаратуры и Абаканский экспериментально-механический завод (Хакасия). При схожести технических и эксплуатационных характеристик все перечисленные тракторы класса 1,4 не могут составить друг другу какую-либо серьезную конкуренцию.
Во времена, когда их разрабатывали, понятие «технический консалтинг» было мало распространено даже в Европе. «Разработка под требования заказчика» касалась тогда только стратегических отраслей, но никак не народного хозяйства. Во всем мире делали универсальные тракторы. Но СССР в этом секторе был передовиком. Советские конструкторы спецтехники плясали от «универсальности», что и обусловило низкую себестоимость продукции. Факт: тракторы тягового класса 1,4 на постсоветском пространстве стали основой экскаваторов 2-й размерной группы (рабочей массой до 10 т).
Лет десять назад свежую струю внесли экскаваторы-погрузчики 1-й размерной группы. Сейчас их выпускают на базе тракторов ЛТЗ тягового класса 0,9 и ВТЗ класса 1,0. Совсем уж экзотическими конструкциями кажутся экскаваторы-погрузчики «Борэкса», сработанные на шасси ХТЗ серии 25 (тяговый класс 0,7).
Экскаваторы-погрузчики на базе тракторов выше тягового класса 2,0 в России еще никто не делал. Ни одно из отечественных предприятий не рискнуло также серийно делать навеску для тракторов иностранного производства – дорого и выгода неочевидна. Единственное известное исключение – ОАО «Сарэкс», представившее в 2001 году бэклодер ЭО-2626 MF на шасси Massey-Fergusson MF290. За год до этого та же компания изготовила экскаватор-погрузчик ЭП-2421 на оригинальном шасси собственного производства. Случай уникальный. Почему?
Оригинальный подход конструкторов Кохановского завода: экскаваторное оборудование ПЭП-2640 смонтировано на прицепе
Многофункциональность серийных тракторов так и осталось фата-морганой. Основное и тщательно оберегаемое производителями достоинство, определившее успех отечественных экскаваторов-погрузчиков в 1990-е годы, – это низкая стоимость эксплуатации плюс доступность запчастей. Тракторы тягового класса 1,4, как в свое время Ford T, великолепно подходят под это определение. Они неприхотливы, недороги в эксплуатации, их конструкция хорошо изучена и отработана, а потому они высоколиквидны. Положение в отрасли пока спасает модернизация тракторов силами самих тракторостроителей.
Тракторный завод делает новый дизайн, меняет силовой агрегат, КП, КОМ, а экскаваторному заводу остается рапортовать о выпуске новой модификации. В конечном итоге о наполнении рынка свидетельствует факт появления таких экзотических конструкций, как погрузчик-экскаватор прицепной ПЭП-2640, выпускаемый с конца 2004 года Кохановским экскаваторным заводом. Однако долго так продолжаться не может. Типаж не терпит пустоты, к тому же заказчиков сейчас все больше волнует производительность в единицу времени и минимизация простоев техники. Эти условия выполнимы, только если трактор (или энергетическое средство) изначально «заточен» для работы в составе с экскаваторным и погрузочным оборудованием. Так делают компании Case, Caterpillar, JCB, Komatsu, Terex и многие другие. В России это направление пока остается перспективным.
Бэклодеры, смонтированные на тракторах нового поколения Владимирского завода
ОАО «Сарэкс» к решению строить машину под конкретное оборудование, а не наоборот подошло весьма близко (пример – полноуправляемый ЭП-2421). Тем же путем пошло и ЗАТ «АТЕК», запустив в производство серию 999. Все эти модели базируются на оригинальном шасси, но сохранили все достоинства и недостатки «тракторной схемы». Особое место в сегменте строительных машин остается за ОАО «Муроммашзавод».
Его экскаватор-погрузчик «Муромец» ПК-301 разработан в содружестве с ОАО «Вниистройдормаш» фактически с чистого листа. Основу при проектировании составил технический консалтинг, позволивший провести детальный анализ задач, стоящих перед эксплуатационниками. В итоге был спроектирован шарнирно-сочлененный бэклодер тягового класса 2,0, который подпадает под 3-ю размерную группу экскаваторов с массой в пределах 10…18 т.
Россия относится к числу стран с развивающейся экономикой. Главным тормозом на пути продвижения на рынок машин нового поколения служит несовершенство финансового сервиса (кредиты, лизинг, страхование) и отсутствие рынка аренды. Без этих бизнес-инструментов любые весомые доказательства ликвидности и выгодности покупки новой техники разобьются об углы зрения потребителей, для которых главными критериями будут оставаться географическая доступность производителя, цена базового трактора и элементарный сервис.
Обзор рынка экскаваторов в России, 2027 г.
10% бесплатная настройка
Этот отчет поставляется с 10% бесплатной настройкой, что позволяет вам добавлять данные, отвечающие конкретным потребностям вашего бизнеса.
1 час бесплатного времени аналитика
Поговорите напрямую с аналитиком, чтобы уточнить любые вопросы после продажи, которые у вас могут возникнуть.
Экскаваторы относятся к типу оборудования, которое можно понимать как гидравлические машины с автономным приводом. Эти машины используются для разгрузки и земляных работ с помощью копающего ковша на конце шарнирно-сочлененной стрелы, состоящей из двух частей. Экскаваторы работают точно так же, как тяжелые строительные машины, которые используются в различных рыночных приложениях, таких как углубление колодцев, рытье траншей и другие, такие как выравнивание земли. Растущее развитие коммерческого строительства, жилищного строительства, добычи полезных ископаемых, а также очистки сточных вод требует роста рынка экскаваторов по всей стране. Растущая строительная отрасль и растущий спрос на надежную, эффективную и мобильную строительную технику по сравнению с тяжелой строительной техникой являются основными движущими силами рынка экскаваторов. Ожидается, что строительство инфраструктуры и дорог в России ускорится в развивающихся странах, что создаст многочисленные возможности для рынка экскаваторов в ближайшие годы.
Согласно отчету «Обзор рынка экскаваторов в России, 2027 г.», ожидается значительный рост рынка в течение прогнозируемого периода благодаря растущей индустриализации по всей стране. Кроме того, растущий спрос на транспортировку и разгрузку вынутых материалов в строительном и производственном секторах по всей стране способствует более быстрому росту рынка. Интенсивное использование экскаваторов для погрузочно-разгрузочных работ и развития инфраструктуры будет стимулировать спрос в отрасли. Растущая добыча полезных ископаемых для использования в нескольких отраслях промышленности создает спрос на экскаваторы. Кроме того, для развития коммерческой и жилой инфраструктуры в рамках инициатив «умного города» по всей стране потребуются тяжелые машины для различных целей, включая снос старых зданий, что еще больше повысит спрос на оборудование. Растущий спрос на гидравлические экскаваторы и экскаваторы с большим вылетом для работ на малых и больших высотах подпитывает отраслевую статистику.
С ростом автоматизации и технического прогресса российские производители внедряют цифровые вспомогательные инструменты для эффективного управления и оптимальной производительности. Внедрение камер, датчиков и систем мониторинга машин поможет операторам эффективно выполнять свою работу. Телематика — новое направление для экскаваторов по всей стране. Он использует большой объем данных для прогнозного анализа, чтобы автоматизировать работу экскаваторов. Система визуального наведения позволяет операторам вводить параметры, такие как глубина и уклон, повышая эффективность работы. Процедура земляных работ является загрязняющим процессом и создает вредные условия окружающей среды, что приводит к внедрению экологически чистых электрических экскаваторов. На российском рынке экскаваторов наблюдается рост применения в сельском хозяйстве во всем мире благодаря использованию в основных сельскохозяйственных операциях и операциях по обслуживанию ферм. Мини-модели помогают фермерам копать и прокладывать водопроводные и канализационные трубы, обеспечивая лучшую среду для орошения. Чтобы сократить усилия и повысить производительность, фермеры используют экскаваторы для копания и погрузки песка и гравия.
Согласно отчету, рынок делится на два приложения, включая строительство и добычу полезных ископаемых; коммунальное хозяйство и сельское хозяйство. Среди этих типов строительные приложения лидировали на рынке в 2021 году, и ожидается, что в предстоящие сроки их рост продолжится. Прогнозируется, что увеличение инвестиций и финансирования в сегменте жилищного строительства, а затем развитие транспортной инфраструктуры увеличат перспективы роста на этом рынке в течение прогнозируемого периода. Это приведет к устойчивым темпам роста рынка и увеличению продаж производителей экскаваторов. Кроме того, рынок разделен на различные типы машин, включая мини-экскаваторы, гусеничные экскаваторы, колесные экскаваторы и другие. Ожидается, что среди этих типов гусеничные экскаваторы будут доминировать на рынке в течение прогнозируемого периода. Ожидается, что растущий спрос на государственную помощь для строительства и расширения горнодобывающей промышленности будет способствовать более быстрому росту рынка гусеничных экскаваторов в России.
Воздействие COVID-19:
Начало новой пандемии коронавируса нанесло огромный удар по доле рынка экскаваторов, которая, как ожидалось, вырастет в течение прогнозируемого периода. Ограничения, такие как введение изоляции, за которой следует растущая потребность в рабочих местах и финансах, препятствуют росту рынка. Однако с началом периода операции на российском рынке, скорее всего, начнутся с ослаблением ограничений, и, следовательно, рынок будет иметь положительные качества.
, рассмотренный в отчете
- География: Россия
- Исторический год: 2016
- Базовый год: 2021
- Оценка Года: 2022
- Прогнозируемый Год. Значение за исторический период (2016–2021 гг.)
- Размер рынка по стоимости за прогнозируемый период времени (2022–2027 гг.)
- Доля рынка по приложениям (строительство, горнодобывающая промышленность, коммунальные услуги и сельское хозяйство)
- Доля рынка по типам машин (мини-экскаваторы, гусеничные, колесные и другие)
Предполагаемая аудитория
Этот отчет может быть полезен отраслевым консультантам, производителям, поставщикам, ассоциациям и организациям, связанным со строительной техникой и экскаваторами, правительству органами и другими заинтересованными сторонами для согласования своих рыночно-ориентированных стратегий. В дополнение к маркетингу и презентациям, это также повысит конкурентные знания об отрасли.
Ключевые слова:
Экскаватор, Строительство, Горнодобывающая промышленность, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, Мини-экскаватор, Гусеничные, Колесные, Драглайновые экскаваторы, Всасывающие экскаваторы, Экскаваторы с бортовым поворотом, Экскаваторы с большим вылетом, Экскаваторы с обратной лопатой, Россия.
Содержание
1. Резюме
2. Введение
2.1. Определение рынка
2.2. Объем рынка и сегментация
2.3. Методология исследования
3. Макроэкономические показатели России
4. Анализ категорий рынка экскаваторов в России
4.1. Основные выводы
4.2. Драйверы рынка
4.3. Рыночные ограничения
4.4. Возможности
4. 5. Политика и сертификация
4.6. Анализ цепочки создания стоимости
4.7. Ключевые события — 2021
5. Тенденции рынка экскаваторов в России
6. Обзор рынка экскаваторов в России
6.1. Размер рынка по стоимости
6.2. Доля рынка
6.2.1. По заявке
6.2.2. По типу
7. Сегменты рынка экскаваторов в России
7.1. Рынок экскаваторов в России, по заявке
7.1.1. Объем рынка экскаваторов в России по конструкции, 2016–2027F
7.1.2. Объем рынка экскаваторов в России в разбивке по горнодобывающей промышленности, коммунальному хозяйству и сельскому хозяйству, 2016–2027F
7.2. Рынок экскаваторов в России по типу
7.2.1. Объем рынка экскаваторов в России по мини-экскаваторам, 2016–2027F
7.2.2. Объем рынка экскаваторов в России по гусеничным экскаваторам, 2016–2027 годы
8. Оценка возможностей рынка экскаваторов в России
8.1. По применению, 2022F–2026F
8.2. По типам, 2022–2026 годы
9. Конкурентная среда
9.1. Пять сил Портера
9.2. Профили компаний
10. Стратегические рекомендации 11. Отказ от ответственности
Список рисунков
0055 Рисунок 2: Доля рынка экскаваторов в России по приложениям (2016, 2021 и 2027 годы)
Рисунок 3: Доля рынка экскаваторов в России по типам (2016, 2021 и 2027 годы)
Рисунок 4: Индекс привлекательности рынка, по приложениям
Рисунок 5: Индекс привлекательности рынка, По типу
Рисунок 6: Измеритель пяти сил Портера для экскаваторной промышленности в России
Таблица
0055 Таблица 2: Объем рынка экскаваторов в России для горнодобывающей промышленности, коммунального хозяйства и сельского хозяйства (с 2016 по 2027 год) в миллиардах долларов США
Таблица 3: Объем рынка экскаваторов в России (с 2016 по 2027 год) в миллиардах долларов США
Гусеничный экскаватор (с 2016 по 2027F) в млрд долл. США
Российский рынок экскаваторов-погрузчиков: обзор – аналитика
Производство
ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод», ФГУП «Омский автомобильный завод», ЗАО «Дормашкомплект», ООО «Донецкий машиностроительный завод», Открытое акционерное общество (ОАО) «САРЭКС», ОАО «Завод «Стройдормаш», ОАО «Муроммашзавод», ОАО «ПО ЕлАЗ», (Елабужский автомобильный завод), ОАО «Юрмаш» (Юргинский машиностроительный завод).
Большинство экскаваторов-погрузчиков, выпускаемых в России, созданы на базе универсальных колесных тракторов 1,4 категории недостатков (преимущественно на базе тракторов Беларус-80, Беларус-82, ЮМЗ и ЗТМ 6-й серии).
С 2005-2007 гг. объем производства в натуральном выражении увеличился в 1,7 раза. В 2007 году наибольшая доля общероссийской продукции 41,3% произведена ОАО «ПО ЕлАЗ».
Структура (в %) производства экскаваторов-погрузчиков в 2007 г.
Источник: Исследовательская компания Abercade
Исследование рынка: Обзор рынка экскаваторов-погрузчиков за 2005-2007 гг.
Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район,
Тел./факс: +7 (85557) 5-10-03; +7 (85557) 5-10-90
E-mail: [email protected]
Web: http://www.elaz.ru
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ:
Автоснабкомплект ТД, ООО (Набережные Челны)
Агема, ЗАО ( Казань)
ООО «Атлант-Авто» (Тюмень)
ООО «Волгодорсервис» (Чебоксары)
ООО «Интерпартнер» (Ижевск)
Экскаваторы-погрузчики: Елазовец ЭП-2626, Елазовец ЭП-2626-18.
ООО «Донецкий машиностроительный завод» (ПО «Интер-Дон») создано в 1996 как дочернее предприятие ЗАО «Интерекс», производство и реализация экскаваторов ЭО-2101 и ЭО-2202 на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ, предпродажная наладка, гарантийное и сервисное обслуживание.
Адрес: корп. Российская Федерация, 344066, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Зеленая, 23 Тел./факс: +7 (863) 254-44-77, (863) 250-81-28
E-mail: info@ inter-don.ru
Сайт: www.inter-don.ru
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ:
ООО «АСМ» (Новосибирск)
ООО «Великан-Рустрактор» (Москва)
ООО «Гидравлика-М» (Волгоград)
ЗАО «Стройдормашсервис-Петербург» (Санкт-Петербург)
Экскаваторы-погрузчики: ЭО-2101-11, ЭО-1202, ЭО-2101, ЭО-2101-10, ЭО-2101-12, ЭО-2101-13, ЭО-2101-20, ЭО-2101-21, ЭО-2101-22, ЭО-2101-23, ЭО-2101-10, ЭО-2101-11, ЭО-2101-20, ЭО-2101-21, ЭО- 2202, ЭО-2202-10, ЭО-2202-11, ЭО-2202-12, ЭО-2202-13, ЭО-2202-20, ЭО-2202-21, ЭО-2202-22, ЭО-2202 и ЭО-2202 -01.
Открытое акционерное общество «САРЭКС» наладило серийное производство экскаваторов-погрузчиков. Первый экскаватор-погрузчик ЭО-2626 без смены копания и второй — ЭО-2626А со сменой оси копания. Кроме того, предприятие имеет штучное производство экскаваторов-погрузчиков ЭО-2321: исполнение 1 без смещения оси копания и исполнение 2 со смещением оси копания. Экскаваторы-погрузчики ЭО-2626 и ЭО-2626А производятся на базе тракторов МТЗ-82. Экскаваторы-погрузчики ЭО-2321 (Исполнения 1 и 2) базируются на шасси, собираемом предприятием из импортных деталей трансмиссии. На все выпускаемые экскаваторы-манипуляторы могут быть установлены следующие встроенные орудия: гидромолот, ковш для сыпучих материалов, ковш с людьми, узкий ковш, захватное устройство для сенажа, силоса и др., подъемное устройство. Помимо вышеперечисленных видов составного орудия, на экскаваторы-погрузчики также возможна установка следующего оборудования: ковша для зерна, грейфера для корнеплодов, специального ковша, ковша большой вместимости для легких сыпучих материалов, зуба рыхлителя, фасонного ведро.
Адрес: корп. 430001
, г. Саранск, ул. Пролетарская, 126 А Тел./факс: Тел.: +7 (8342) 23-00-39; Факс: (8342) 47-14-59
Эл. ЗАО (Пенза)
АККОРтехсервис, ООО (Краснодар)
Башсельхозтехника, ГУСП (Уфа)
Экскаваторы-погрузчики: МФ-290 САРЕКС, ЭО 2321 САРЕКС, ЭО-2621 В-3 (ЛТЗ-АВЭ САРЕКС, ЭО-2621 В -3 (МТЗ-80/82УК) SAREX, ЭО-2621 В-3 (ЮМЗ-6АК) SAREX, ЭО-2626 SAREX, ЭО-2626A SAREX, ЭО-2627A SAREX, ЭП-2421 (специальное шасси) SAREX.
ФГУП «ОМСКТАНСМАШ» производит экскаваторы ЭО 2621В-2 на базе трактора ТМ 60Л.
Адрес: корп. 644020, РФ
, Омская область, г. Омск, Красный переулок, д. 2 Тел./факс: +7 (3812) 40-15-00, 41-67-89
E-mail: [email protected]
Web: www.omsktransmash .narod.ru
Открытое акционерное общество «Муроммашзавод» специализируется на выпуске оборудования для оборонного комплекса (автотренажеры танковых и пехотных комплексов). Также стоит отметить экскаватор-погрузчик ПК-301 на шасси собственного производства.
Адрес: корп. 602251, Владимирская область, Россия,
, г. Муром, Карачаровское шоссе, 5 Тел./факс: (49234) 3-26-68, 3-31-45
Web: http:/ /murommz.boxmail.biz/
Импорт
Экскаваторы-манипуляторы занимают одно из первых мест (после гусеничных экскаваторов) в структуре импорта дорожно-строительных машин. Объем их импорта растет высокими темпами. Среднегодовой темп роста объема импорта с 2005 по 2007 год увеличился в 2,5 раза в натуральном выражении и в 2,9 разав 7 раз в денежном выражении.
Наибольшие доли в импорте экскаваторов-погрузчиков принадлежат компаниям JCB и CNH. Их совокупная доля в общем объеме импорта составляет 75,8% в натуральном выражении и 85,4% — в денежном выражении.
Экспорт
Казахстан является основным регионом поставок экскаваторов-погрузчиков. Импортирует 80% всего объема российского экспорта.
Практически весь объем экспорта 92,5% в натуральном выражении и 92,6% в денежном выражении приходится на ООО «Златекс» (его доля составляет 36,7% и 35,4% в натуральном и стоимостном выражении соответственно), ООО «ЧЗКМ» (с долей 30,8% и 32,6% в натуральном и стоимостном выражении соответственно), ОАО «ПО ЕлАЗ» (с долей в объеме экспорта 25,0% и 24,6% в натуральном и стоимостном выражении соответственно).
Прогноз развития рынка
Объем продаж на российском рынке экскаваторов-погрузчиков с 2005-2007 гг. увеличился в 3,21 раза в натуральном выражении и в 4,5 раза в стоимостном выражении. Существующие мощности российского производителя недостаточны для покрытия растущего дефицита оборудования. Так, в 2007 г. объем выпуска российской продукции (включая экспорт) удовлетворял только 27% потребности рынка; Импорт экскаваторов-манипуляторов также демонстрирует высокие темпы роста. Для удовлетворения растущих потребностей российским производителям необходимо увеличить объем производства не менее чем в 2,7 раза.
За последние несколько лет сократилась доля выпускаемых экскаваторов-погрузчиков на базе тракторов ЛТЗ, ВТЗ, ЗТМ. Однако тракторы «Беларус» укрепили свои позиции. Производители оригинальных экскаваторов-погрузчиков, в т.ч. ОАО «Муроммашзавод» (в 2005 г. было выпущено всего пять «Муромцев ПК-301») резко сократило их выпуск. Усиливается конкуренция с западными компаниями JCB, Komatsu, Terex, New Holland и др. Кроме того, российские производители навесного оборудования рассматривают тракторы МТЗ как базовые машины и предлагают к ним широкий спектр оборудования: гидромолоты, метельчатые, снегоуборочные, дорожно-уборочные навески, отвалы и трелевочные отвалы, косилки, рыхлители, бурильные машины. машины, ведра и другие предметы.
По мнению экспертов, рынок будет расти 4-5 лет, а затем динамика российских рынков изменится так же, как и в промышленно развитых странах. К 2012 году рынок строительно-дорожной техники в России может удвоиться за счет расширения дорожно-строительных работ в России. Министерство транспорта поставило задачу устранить недостатки в содержании дорог, существенно влияющие на пропускную способность федеральной сети автомобильных дорог. Также планируется строительство новых автомагистралей. На сегодняшний день расчетная потребность в автомобильных дорогах России составляет не менее 1,5 млн. км, а фактическая протяженность сети автомобильных дорог РФ, находящихся в государственной собственности, составляет всего 1 млн 145 тыс. км. И в связи с этим только 20% дорожного покрытия не требуют ремонта.
Как было сказано выше, процесс роста рынка будет продолжаться в течение следующих 4-5 лет, и, по прогнозам экспертов, потребности в дорожно-строительной технике будут расти со скоростью 25% в год. В будущем российский рынок может стать одним из крупнейших в мире. Перспективный китайский рынок дорожно-строительной техники по привлекательности для зарубежных производителей является ключевым конкурентом для России. Чтобы стать лидерами рынка, российским производителям необходимо регулярно обновлять предлагаемую продуктовую линейку.