Резьба по дереву — шедевры рук человеческих.
Приветствую всех посетителей Творчества в подарок!
Сегодня я продолжаю идею тематических дней на сайте и посвящаю эту статью фантастическим шедеврам из дерева.
Резьба по дереву древнейшее искусство не только русского народа, но и других стран мира.
Разглядывая работы мастеров не перестаешь удивляться как простой кусок дерева оживает в невероятные образы.
В своей статье я предлагаю подборку прекрасных работ современных художников. Их работы не могут не вдохновлять. Вглядываясь в них видно, что мастер вложил в каждую деталь свою душу. Такие творения всегда оставляют теплый след в сердце созерцателя.
Надеюсь, просмотрев эту статью до конца, вы получите хорошую порцию положительных эмоций и творческого вдохновения. Желаю приятного просмотра!
Удивительные работы с русской душой создает Кронид Александрович Гоголев.
Резьба по дереву Андрея Сагалова.
А это работы Байкова Михаила.
Потрясающие скульптуры создает Роман Грюк.
Mike Stinnett делает удивительные трости из дерева с изображением змей.
Динамичные скульптуры Martin Eichinger.
Необъятные крылья Jason Tennant из США.
Keiji Kidokoro создает удивительные скульптуры животных.
Собаки Swiss Walnut.
Потрясающе натуралистичные работы Николая Пирязева.
Современный итальянский скульптор Willy Verginer из своих скульптур создает многогранные композиции, в которых загадочно сочетаются цвет и фактура дерева.
В мастерской Богдана Грицак творятся настоящие чудеса! Посмотрите на его работы из дерева.
А вот какие работы создают женские руки Lоna Hymas-Smith.
Скульптуры от A.Willburger.
Слон Сергея Бычкова.
Потрясающие работы еще одного итальянского скульптора Giuseppe Rumerio.
Резные ложки из дерева от Giles Newman.
Неподражаемые работы Александра Пантешина. В его работах очень хорошо чувствуется русская душа.
Мастер Nino Orlandi представил миру свои работы в виде книг. Смотря на эти творения даже не верится что материалом для их создания послужило дерево.
Продолжать перечислять гениев резьбы по дереву можно бесконечно. Деревянные шедевры всегда будут восхищать миллионы людей по всему миру. Этот вид искусства открывает невероятные возможности человеческих рук. Глядя на все это великолепие понимаешь что тандем творческого потенциала с гениальной мыслью человека не остановится ни перед чем.
Благодарю что дочитали статью до конца. Понравилась ли вам подборка материала? А какие виды творчества вдохновляют вас? Очень интересно узнать ваше мнение. Оставляйте свои комментарии и пожелания в конце статьи. Буду вам очень благодарна.
На этом сегодня у меня все. Желаю всем творческих успехов и всего самого доброго!
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ОБНОВЛЕНИЯ БЛОГА И УЗНАВАТЬ ОБО ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕРВЫМИ ?
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ ТВОРЧЕСТВА!
Вам так же будет интересно:
tvorchestvovpodarok.ru
Резьба по дереву
Не так давно решил я провести эксперимент и «забросил» в поисковую систему словосочетание «резьба по дереву». Результат был ошеломляющим.
Когда я, Михаил Броварец, 30 лет назад начинал заниматься резьбой, то и подумать не мог, что она станет такой востребованной! Интернет выдавал и выдавал адреса разнообразных сайтов. Чего только не предлагают в Сети: продают готовые изделия, принимают заказы, учат резьбе… Об этом искусстве уже столько всего известно, что вроде и добавить нечего. Поэтому и захотелось мне подойти к этому вопросу с необычной стороны, бросить, что называется, взгляд изнутри – рассказать о резьбе от лица исполнителя.
Гармония природы
«Пришла нужда постучать по дереву — обнаруживаешь,
что мир состоит из алюминия и пластика».
Артур Блох «Законы Мерфи на каждый день»
Популярность резьбы по дереву, с моей точки зрения, объясняется просто. Наш мир насыщен чужеродными человеку материалами: пластиком, целлофаном, синтетикой и прочей гадостью. Люди интуитивно тянутся к родному, природному. Вот и появляются, с одной стороны, деревянные скульптуры в ландшафте, а, с другой стороны, увеличивается число мастеров, работающих с натуральным материалом.
Дерево обладает мощной энергетикой. Об этом знали наши предки, это почувствовал я, когда впервые прикоснулся к нему. Невозможно передать словами ощущения, когда мёртвая древесина начинает оживать под руками. Вначале долго всматриваюсь в заготовку. И вот в какой-то момент вдруг обычная чурка становится прозрачной, а там, внутри неё начинаешь видеть готовую скульптуру. Каждая прожилка, каждое волокно словно подсказывает, где лучше пройтись инструментом. И я уже понимаю: есть контакт!
Резьба по дереву давно стала не только моим хобби, но и образом жизни. Это как наркотик: не успел закончить одну вещь, а уже думаю о следующем изделии. И что замечательно – после такого творческого драйва никогда не бывает «похмелья». Наоборот, с каждым разом чувствуются всё большая сила и уверенность, которые нужны любому мастеру, занимающемуся любимым делом.
Мечта, воплощённая в дереве
«Как я делаю свои скульптуры? Я беру камень и отсекаю все лишнее».
Микеланджело Буонарроти
Очень многое в резьбе по дереву зависит от заточки инструмента. Самый гениальный резчик не сможет сделать хорошую вещь тупым ножом или плохо заточенной стамеской, поэтому держу их в идеальном состоянии. Инструменты для меня – это родные существа, частичка меня самого. Когда работаю, то кажется, что стамеска – это продолжение моей руки.
Сделаю рез острым ножом и любуюсь неимоверной красотой древесины на глянцевом срезе. А дальше фактура заготовки сама подсказывает следующий шаг. Начиная работать, я сразу вижу конечный результат. И если чувствую ответное тепло заготовки, то знаю, что я на верном пути, будто освобождаю из плена живое существо.
Зрителям, созерцающим готовую вещь, возможно кажется, что я игрался с деревом «от нечего делать». Там отпилил, там отковырнул – и готово! На самом деле, за лёгкостью движений скрывается большая внутренняя работа и, конечно, определённая интуиция.
Скульптурная резьба считается самым сложным видом из всех работ по дереву. Я ею овладел. Но завидую белой завистью тем , кто творит в других жанрах. Например геометрическая резьба, строгие повторяющиеся рисунки которой завораживают, или плоскорельефная , границы воплощения которой бесконечны! А выемчатая резьба для пряничных досок!
Мне понраилось и пришлось по душе новое направление – резьба бензопилой. Оно сейчас очень популярно. Мне нравится вырезать скульптуру на глазах у зрителей. Получается этакий совместный созидательный процесс.
Ещё одна экзотическая штука – резьба на корню. Для неё использую только аварийные или засыхающие стволы. Это здорово, когда умирающее дерево получает вторую жизнь!
Я не волшебник, я всю жизнь учусь им быть
«Я просто нажимаю на нужные клавиши в нужные моменты. Остальное делает орган».
Иоганн Себастьян Бах
Мастеров, занимающихся резьбой по дереву, очень много. Если раньше эта профессия традиционно считалась мужской, то теперь встречаются представительницы прекрасного пола, которые с режущим инструментом и даже с бензопилой на «ты». Благодаря Интернету обучение стало довольно простым делом. Посмотрел видеоуроки – и готов специалист.
Я не против такого образования, но считаю, что для профессионального обучения без настоящего Учителя никак не обойтись. Вряд ли кто-то согласится лечь под нож хирурга, закончившего онлайн-курсы. В резьбе по дереву действует тот же принцип, что и в хирургии: одно неверное движение – и работа испорчена.
Поэтому я с теплотой и благодарностью вспоминаю своих наставников из Богородского училища. Считаю, что это лучшее учебное заведение, где дают базовые навыки, а главное, прививают любовь к занятию, которое становится делом всей жизни. Именно там я понял: важно не то, что ты делаешь с деревом, а то, что дерево делает с тобой.
Ну а для тех, кто ещё не знаком с резьбой по дереву в моёй мастерской «Дереворез», приглашаю прогуляться по страницам моего сайта. Предлагаю садовую и парковую скульптуру, а так же разрабатываю и выполняю резную садовую мебель, домики для колодцев, кормушки для птиц, конструктивно построенные на базе деревянной скульптуры.
Стоимость на резьбу по дереву можно узнать на странице Цены
Адрес мастерской: Московская область, Раменский р-н (в 10 км от города Раменское), д. Донино, ул. Центральная д.96
Заказы выполняются для Москвы, Московской области и России.
С уважением, Михаил!
www.derevorez.ru
Резчик по дереву — больше, чем профессия
Подписаться на новости
Примерно в 15 веке мастера-резчики по дереву украшали резными узорами церкви, барские дома, дворцы и другие деревянные постройки. В конце 15 века Амвросий (инок Троице-Сергиевой лавры) объединил западный, восточный и русский орнаменты, что оказало сильное влияние на развитие резного дела. Позже появились фряжские травы (травяные узоры), пришедшие из Италии. Немецкая резьба появилась в России во второй половине 17 века и украсила собой царскую столовую, созданную немецким архитектором Декенпином.
Работа резчик по дереву является уникальной, ведь все изделия неповторимы, и мастер вкладывает частичку своей души в каждое из них. Чтобы сделать изделие из дерева, необходимо сначала сделать эскиз и продумать, какой материл лучше подойдет, только потом можно приступать непосредственно к резке.
Инструменты резчика по дереву разнообразны по форме и назначению. Резаки имеет режущий угол 35 градусов, они выполняют основную и самую тонкую работу. Ножи-косяки нужны для прорезки длинных прямых линий и для обработки боковых стенок пазов. У косяков режущий угол равен 60-ти градусам. Также используются различные стамески для зачистки и выравнивания поверхностей, штихеля, ложечные ножи, гейсмусы и другие инструменты.
Основное обучение резчик по дереву проходит на практике, т.к. чтобы стать профессионалом своего дела, нужно постоянно оттачивать свое мастерство.
Работа для резчика по дереву является не просто профессией, а состоянием души и даже смыслом жизни. Как правило, со временем мастер выбирает одно из направлений резки и совершенствуется в нем. Это может быть домовая, скульптурная и другие виды резьбы по дереву.
Публикацииsulimart.ru
Резьба по дереву. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
История резного дела в России
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Царское место в Успенском соборе. anonimus, CC BY-SA 3.0Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.
Старинная резьба GrahamBould, CC BY-SA 3.0Современная резьба
Теперь резьба по дереву строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить типы резьбы:
- сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
- глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
- скульптурная резьба
- домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
- Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Сквозная резьба
Она подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:
- Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
- Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
- контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
- скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглая стамеска в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
- геометрическая резьба:
- трёхгранновыемчатая резьба
- двухгранновыемочная резьба
- четырёхгранновыемочная резьба
- чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
Рельефная резьба
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним.
Скульптурная резьба Сергеев Павел, CC BY-SA 3.0Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
- плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
- абрамцево-кудринская резьба(кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
Скульптурная резьба
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов.
Скульптура из дерева User:MarisaLR, GNU 1.2Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.
Об инструментах
Универсального инструмента для резьбы по дереву нет. Это ремесло предполагает использование целого набора различных ножей, резцов, стамесок, тисков, резаков и ножовок.
Древо жизни Ervinsomogyi, CC BY-SA 3.0Основное требование — все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять резные работы любой сложности.
Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным, отлично заточенным так, чтобы дерево резалось, как « масло», содержать его следует в идеальном состоянии.
ru.russianarts.online
Техника резьбы по дереву
Прежде чем резать
Можно понять нетерпение начинающего резчика, которому кажется, что достаточнонаучиться держать в руках инструменты, и дерево покориться ему. Это все иллюзии. Прежде чем из-под резца выйдет что-то, отдаленно напоминающее произведение искусства, придется
немало потрудиться, поскольку в первую очередь необходимо изучить особенности и свойства материала, так как каждый сорт древесины неповторим, требует индивидуального подхода и особого способа обработки; научиться учитывать такие ее особенности, как
легкость обработки, способность приобретать гладкость или сохранять матовый блеск, восприятие отделки; уметь различать текстуру 3 главных срезов – вдоль и поперек волокон, на торце; освоить правила и базовые приемы резьбы, которые соблюдает каждый резчик.
Конечно, по мере приобретения опыта сложатся свои приемы и привычки, но есть основы, которые остаются неизменными независимо от техники, в которой собирается работать резчик.
Существуют основные способы резьбы, без умения выполнять которые невозможно двигаться вперед, добиться мастерства и подняться от банального ложкореза до художника-резчика по дереву. Рассмотрим эти приемы.
1. Срез по наклонной
(рис. 46), чтобы получиться чистым и гладким, обязательно должен выполняться по наклонной линии (отсюда и его название) к слою древесины и в направлении идущих волокон. В противном случае на материале образуются задиры и сколы.
Рис. 46. Выполнение среза по наклонной: а – правильно; б – неправильно
2. Срез поперек волокон заготовки
(рис. 47). Для выполнения этого приема используется полукруглая стамеска, движения которой осуществляются с двух сторон в направлении от края к центру заготовки. За один проход не следует проводить рез от одного
края до другого, так как в этом случае не удастся избежать сколов.
Рис. 47. Выполнение среза поперек волокон заготовки: а – правильно; б – неправильно
На торце данный прием (рис. 48) выполняется аналогично. Если не соблюдать этого правила, образуются сколы, что скажется на качестве и внешнем виде изделия.
Рис. 48. Выполнение среза на торцевой плоскости заготовки: 1 – правильно; 2 – неправильно
3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки
(рис. 49). Прием условно можно разделить на 2 этапа: на первом нож-косяк держат вертикально, на втором – наклонно и при этом срезают грани с обеих сторон от центральной линии разметки (середины выемки).
Рис. 49. Выполнение прямой двусторонней выемки поперек волокон заготовки
(стрелками указано направление движения ножа): 1 – разметка; 2 – средняя линия
4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки
(рис. 50), так же, как и предыдущий срез, осуществляется в несколько этапов. Резак держат вертикально и режут прямую среднюю линию на всю глубину выемки. Затем выполняют одну наклонную сторону выемки в направлении вдоль волокон и режут вторую наклонную сторону, но в противоположном направлении. Нарушение последовательности этапов оборачивается такими дефектами, как шероховатые срезы, задиры и др.
Рис. 50. Выполнение двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (стрелками указано направление движения инструмента): 1 – разметка; 2 – грани выемки
5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки
(рис. 51). В зависимости от строения древесины (прямослойная или непрямослойная) резьба будет проводиться по-разному. В том случае, если линии текстуры годичных слоев расположены параллельно боковым кромкам обрабатываемой заготовки и отличаются прямослойным строением, осуществляется легко, но при этом обязательно в следующей последовательности. В первую очередь на полную глубину выемки прорезают среднюю линию, потом выполняют боковые грани по наклонным линиям, но в отличие от предыдущего вида резьбы направление реза может быть любым.
Рис. 51. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки
(стрелками показано направление движения инструмента): 1 – грани выемки; 2 – средняя линия
Прежде всего, прорезают среднюю линию, причем вертикально и в одном направлении, после чего в двух направлениях выполняют боковые грани (рис. 52). Сначала одну в направлении центра, потом вторую в направлении от центра.
Рис. 52. Выполнение прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки из свилеватой древесины (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – средняя линия; 2, 3 – боковые грани 6. Резьба выемки, которая проходит по окружности или по кривой (рис. 53), осуществляется в определенной последовательности, от соблюдения которой зависит окончательный вид заготовки.
Рис. 53. Выполнение выемки, которая проходит по окружности или по кривой (цифрами показан порядок движения инструмента по секторам, стрелками – направление движения инструмента при выполнении боковых граней, а крестиками – место встречи граней выемки): а – порядок работ; б – двухгранная выемка; в – полукруглая выемка
7. Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно
(рис. 54), должна осуществляться с учетом того обстоятельства, что одна сторона выемки идет вдоль направления слоев годичных колец, поэтому режется без затруднений и получается гладкой, а другая – против направления слоев годичных колец, в связи с чем обычно имеет задиры. Чтобы выемка выглядела аккуратно, древесину режут в противоположных направлениях сначала с одной стороны от средней линии, а потом – с другой.
Рис. 54. Выполнение полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно (стрелками показано направление движения инструмента)
Середина выемки должна выполняться с особой аккуратностью, без форсирования резьбы, древесину нужно снимать осторожно, тонкими слоями. Стружка одного направления обязательно должна попадать в стружку другого направления. В этом случае выемка получится без задиров.
8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.
Первый способ (рис. 55)
Рис. 55. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки первым способом
(стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Резьбу выполняют от линии разметки, направляя ее параллельно расположению волокон в древесине заготовки, и ведут до вертикальной линии, которая проходит через центр. При этом место встречи режут в направлении центра по вертикальной линии (на рисунке указано стрелкой).
Второй способ (рис. 56)
Рис. 56. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента)
При работе инструмент направляют параллельно слоям древесины навстречу друг другу. Места встречи режут поперек волокон в направлении центра.
9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.
Выемку выполняют боковыми движениями вдоль волокон древесины, направляя резец полукруглой стамески от центра по кругу (рис. 57).
Рис. 57. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Второй способ (рис. 58) осуществляется другим инструментом – клюкарзой, при этом резьбу выполняют от центра к краям. Линии реза могут быть прямыми и несколько изогнутыми (рис. 59).
Рис. 58. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Рис. 59. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом изогнутыми линиями (стрелками показано направление движения инструмента)
10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки
Осуществляется 2 способами, которые различаются направлением движения инструмента.
В обоих случаях резьбу ведут в 4 направлениях, но при первом способе от вертикальной линии, проходящей через центр
выпуклой формы, к горизонтальной, также проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (рис. 60).
Рис. 60. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки (стрелками указано направление движения инструмента)
Во время резьбы вторым способом (рис. 61) инструмент направляют по слою древесины от вертикальной линии, проходящей через центр формы, к краям. Причем срезы осуществляют параллельно друг другу.
Рис. 61. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки вторым способом (стрелками указано направление движение инструмента)
11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки
(рис. 62). Этот прием осуществляют по направлению строения древесины, последовательно перемещаясь от края площадки формы к вершине.
Рис. 62. Выполнение выпуклой формы на торце заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку Таковы основные приемы резьбы, которые используются практически во всех видах рельефа. Но необходимо сказать, что ими не ограничивается арсенал резчика, и далее будут описаны другие приемы.
sk-frontal.ru
эскизы и фото с видео
Художественная резьба по дереву – один из самых древних и популярных видов декорирования дерева. Применяется в бытовом декоре, украшении мебели, аксессуаров, создании статуэток. В этой статье вы узнаете, как применять такую чудесную технику на практике, для этого не потребуются даже книги.
Разновидности техник
Существует несколько разновидностей художественной резьбы (контурная, ажурная, богородская).
Абрамцево-кудринская резьба
Предлагаем ближе познакомиться с одной из особо интересных техник резьбы – абрамцево-кудринской. Обработка дерева не занимает большого количества времени с этой техникой.
Этот промысел как отдельный вид художественной резьбы по дереву появился в XIX веке в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево (откуда, собственно, и получил свое название).
В данной резьбе наиболее распространенный элемент – криуль (закругленная линия). Одна криуля плавно перетекает в другую, создаются «кудрявые» орнаменты (теперь становится ясная вторая часть названия резьбы). Располагаться на изделии они могут совершенно произвольно в разных плоскостях.
Вариации расположения представлены на рисунке:
Переходим к уроку
После построения криуль начинается добавление другие элементов орнамента (цветов, бутонов, шишек и пр.).
Различные эскизы:
Вот так происходит поэтапное построение мотива:
Теперь предлагаем посмотреть, как на практике применяется абрамцево-кудринская резьба (татьянка).
В приведенном мастер-классе декорируется шкатулка. Размеры рабочей поверхности — 7,5×20 см.
- Строим базовую криулю;
- На краях располагаем цветы;
- В местах расхождения криуль рисуем шишки. Оставшееся пространство заполняем небольшими завитками, листиками;
- Можно приступить к процедуре вырезания. Для этого нам понадобятся некоторые инструменты:
- нож-косяк;
- стамески (№12 и 17).
- Отыщите на своем нарисованном орнаменте треугольные части, как на фото. Их следует вырезать в первую очередь;
- Далее вырезаем элементы в том порядке, в котором мы их рисовали;
- Для того чтобы получить такие вогнутые листочки, используем стамески;
- Ножом наносим на цветок перекрестный рисунок в середине;
- Приступаем к другим элементам. Их оформление зависит исключительно от вашей фантазии. Придавайте им разнообразную форму, добавляйте новые элементы, меняйте рельеф;
- Осталось вырезать самые маленькие узоры, которыми мы заполняли свободное пространство.
Порядок вырезания этих элементов следующий:
- создание контура;
- закругление углов;
- нанесение финальной насечки;
В результате своих стараний мы получаем такую замечательно оформленную шкатулку.
Сгладить все неровности при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.
Простой урок
Еще один совсем простенький мастер-класс для закрепления полученных навыков:
Шаг 1. Выбираем основу, наносим на нее рисунок будущего художественного орнамента.
Шаг 2. Подрезаем центральный круг по контуру.
Шаг 3. Начинаем срезать древесину от периферии к центру.
Шаг 4. Размечаем лепестки.
Шаг 5. Обрабатываем лепестки.
Шаг 6. Убираем треугольники между лепестками.
Шаг 7. Прорабатываем внешний контур лепестка.
Шаг 8. Прорабатываем внутренний контур.
Шаг 9. Работаем над рельефом цветка.
Шаг 10. Вновь срезаем лишнюю древесину, делая рисунок еще более объемным.
Шаг 11. Закругляем сердцевину цветочка.
Шаг 12. Прорезаем детали.
Панно готово!
Видео по теме статьи
Обязательно уделите внимание видео-подборке про художественную резьбу по дереву:
Похожие статьи:
knittochka.ru
Русская традиционная резьба по дереву — «Светославъ»
Резьба по дереву является традиционным для русских ремеслом. Данное искусство занимает главенствующее положение среди других ремесел так или иначе связанные с обработкой древесины или ее частей. Например, плетение из бересты или ивовой лозы, постройки деревянных объектов.
Резьба по дереву неотъемлемая часть русской культуры. Сама география расселения славянских племен предельно четко подтверждает мои слова. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территории, сплошь покрытые дремучими лесами. Дерево на протяжении тысяч лет являлся основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и многого другого.
Началом появления или зарождения традиций русской резьбы по дереву можно считать те времена, когда Русь была языческой. Это были времена, когда поклонялись стихиям природы, когда обожествляли Землю, Солнце и Природу в целом. Места для поклонения богам служили специальные капища, где были установлены идолы, вырезанные из дерева. Именно в эти времена резьба по дереву как искусство получила широкое распространение.
Со временем резьба по дереву только совершенствовалась. Так, к примеру, наиболее богатые терема украшали узорчатой резьбой и орнаментами. На ставнях и створках ворот вырезали диких животных, сцены сражений, стихии природы. В настоящее время, посетив любую деревню, вы можете увидеть отголоски тех времен в виде узорчатых ставень, фасадов, крыш. Можно отметить тот факт, что сегодня резные дома из бревен становятся вновь популярными, это можно увидеть на представленных фото.
Быт Руси был неотъемлемо связан с деревом. Из него делали:
- Люльки и игрушки для детей.
- Столовые предметы (посуда, ложки).
- Инструмент для других видов ремесел (веретено для пряжи и прядильный аппарат).
- Украшения.
- Средства передвижения (сани, телеги, лодки).
Все это практически всегда украшалось деревянным резным орнаментом.
Мебель и предметы быта всегда делали из дерева, которые так же было принято украшать деревянным резным орнаментом. Вся посуда была деревянной. В настоящее время бытовые предметы из дерева, такие как шкатулки, сундучки, столовая и другая бытовая утварь является предметами, которые широко пользуются спросом у туристов.
Конечно, нельзя говорить, что лучшие мастера в резьбе по дереву, были и есть только в России. Практически все народы мира, в разное время своего развития, широко использовали древесину, и везде есть свои мастера и школы, приемы и секреты. Но Россия в этом плане, является лидером по масштабам. Об этом даже можно судить по ряду стереотипов распространенных в мире о России: «Русь лапотная или деревянная».
На протяжении столетий дома, деревни и целые города строили только из дерева. Одна только Москва за время своего существования сгорала практически дотла не один раз.
Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.
- Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.1 — Скачать
- Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf — Скачать
- Деревянная архитектура русского севера.pdf — Скачать
- Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu — Скачать
- Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А. .pdf — Скачать
- Русь деревянная. Ополовников 1981.pdf — Скачать
- Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf — Скачать
- Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf — Скачать
- Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.. — Скачать
Традиционный инструмент для резьбы по дереву
Таковым считается топор и нож. Именно их использовали сотни лет как главные слесарские инструменты. Конечно, при их использовании резьба и конечная работа была достаточно грубой, но это на современный взгляд. Несмотря на это некоторые мастера добивались впечатляющих результатов.
С развитием кузнечного ремесла и появления металлургии появлялись более «тонкие» инструменты, которые позволяли производить филигранные работы. Мастера смогли вырезать мельчайшие детали, что делало их работы более живыми и реалистичными.
Итак, основными инструментами были и есть топор и нож. Со временем появилась стамеска, которая стала так сказать прародителем множества современных инструментов для резьбы. В большинстве случаев это разнокалиберные стамески и резцы. В наборе мастера их могут быть десятки. Они отличаются шириной, длинной, кривизной и формой лезвия. Такой набор позволяет опытному мастеру делать уникальные по сложности и красоте узоры, скульптуры, фрески, и многое другое.
Также стоит отметить появление более современного слесарского инструмента. Это, как правило, электроинструмент и разнообразные насадки к нему. Они позволяют ускорить работы, но для завершения работы все равно требуется рука мастера. Появление специальных слесарских станков так же позволяет ускорить подготовительный процесс перед началом резьбы.
В нашей стране регулярно проходят конкурсы, где демонстрируют свое мастерство резчики по дереву со всей страны, а так же из ближнего и дальнего зарубежья.
Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву
Наиболее популярными древесными породами, которые используют для резьбы в нашей стране, относятся в равной степени к хвойным и лиственным древесным породам:
- Хвойные — лиственница, сосна, кедр, ель, пихта и некоторые другие.
- Лиственные – Липа, береза, клен, ольха, дуб и многие другие.
Стоит отметить, что примеров старинного резного зодчества до наших времен дошло не много. Причина кроется в том, что дерево не отличается долговечностью, особенно если оно подвергается постоянному разрушающему воздействию солнца, ветра и воды. Современные материалы химической промышленности (лаки, морилки, пропитки) позволяют значительно продлить сроки существования деревянных построек и декоративных резных изделий из дерева.
От чего зависит выбор конкретного вида древесины?
У каждого вида дерева есть свои преимущества и минусы. Мастера резьбы по дереву знают о них. Многие секреты на протяжении веков хранят в тайне — это касается и обработки или подготовке древесины перед резьбой.
Некоторые из секретов, которые следует знать
Липа — это одна из наиболее популярных пород в резьбе. В силу своей мягкости она достаточно просто поддается воздействий. Она так же практически не растрескивается при полном высыхании. Но данные качества не позволяют ее применять для создания мебели. Липа не прочная древесина, она годиться для резки мелких бытовых приборов и деревянных украшений.
Ольха – также просто обрабатывается в процессе резьбы, но при этом значительно прочнее. Ее легко имитировать под такие породы как красное дерево.
Береза — наиболее популярна у резчиков. Легко режется, намного прочнее как липы, так и ольха. Минусом данной породы является высокая поглощаемость атмосферной влаги, в современных условиях березу обрабатывают специальными пропитками, которые предотвращают впитывание влаги. При сильном высыхании работы из березы часто растрескиваются. Применяется для создания деревянных накладных орнаментов и украшений для фасадов домов или мебели.
Осину или тополь используют при резке сувениров, посуды.
Дуб — для него характерна высокая прочность, но он также труднее поддается резьбе. Многие мастера отказываются от работы с данной породой из-за частых сколов.
Из хвойных наиболее популярны тис, сосна, кедр и ель. Ель сучковатая, тис очень плотная порода, кедр при полном высыхании становится хрупким. Все это минусы. Но изделия из данных пород благодаря смолистости древесины дольше и лучше сохраняются во времени. Хвойные породы отличаются красивой текстурой древесины. Изделия из хвойных пород, ценятся гораздо больше чем из лиственных.
Резьба по дереву в России есть и будет частью культуры народов населяющих нашу страну.
www.fond-svetoslav.ru