ЗИЛ-131 — советский и российский грузовой автомобиль повышенной проходимости Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии. СодержаниеТехнические характеристики [ править | править код ]
Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. История и модификации [ править | править код ]В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):
Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других [1] . Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг. Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131 ЗИЛ-130 заднеприводной автомобыаиль имеющий ряд платформ таких как самосвал,бортовая,ав токран,вышка и т. д.ЗИЛ-131 это полноприводнная версия разработанная для Министерства Обороны СССР.Потом пошла в Народное хозяйство использовалась в районах Крайнего севера и сельском хозяйстве.Благодаря полному приводу повышенная проходимость что актуально где нет дорог с твердым покрытием. Опции темыПоиск по темеНа 131й устанавливался обыкновенный ЗИЛ-130 с повернутым наоборот поддоном( из-за редуктора пер.моста),из -за чего и назывался «131» ну и по мелочи,проводка , коллекторы, а так 1 в 1
еще отличались и по топливу. Зил130 на А76, а Зил131 на 93ем работали. Хотя, вроде были комплектации ЗИЛ130 с двигателями под 93ий бензин. Которые ходили с прицепами. у нас в а.части, ЗИЛ131 были особой комплектации — Зажигание было сделано водонепроницаемым. Грубо говоря, можно было всю проводку поместить в воду — и двигатель не глох. На гражданке,я таких машин с такой комплектацией — не видел.
еще отличались и по топливу. Зил130 на А76, а Зил131 на 93ем работали. Хотя, вроде были комплектации ЗИЛ130 с двигателями под 93ий бензин. Которые ходили с прицепами. у нас в а. Это ураловский зил-375 с так называемой экранировкой( даже свечи были совсем другими) и коммутатором,при выходе из строя которого к стати имелся аварийный «вибратор») Помню, проблемно было с таким зажиганием, что то отремонтировать. Коммутатор был залит компаудом, доступа к деталям не было. И запасных коммутаторов не было. Выручали доноры автомобили (у меня в роте 5ть 131ых на приколе стояли).
еще отличались и по топливу. Зил130 на А76, а Зил131 на 93ем работали. Хотя, вроде были комплектации ЗИЛ130 с двигателями под 93ий бензин. Которые ходили с прицепами. у нас в а.части, ЗИЛ131 были особой комплектации — Зажигание было сделано водонепроницаемым. Грубо говоря, можно было всю проводку поместить в воду — и двигатель не глох. На гражданке,я таких машин с такой комплектацией — не видел. не было 131 зилов на 93-м бензине, а проводка для армии шла да, экранированная частично влагозащищЁная. я допускаю, что это так и было.Надо на заводскую документацию смотреть. Для стройбата, может и хватит ЗИЛа с двигателем под низкооктановый бензин, для боевых задач у военных приемщиков требования другие. Один 131ый — маслогрейка. В нем стояли емкости для масла, генератор на 380В. А вот на каком бензине ездили, даже не скажу. Стояла цистерна, из нее и черпали бензин для заправки. Был случай, солдатик утонул в цистерне. вот из интернета инфа:
|
Что лучше ГАЗ-66 или ЗИЛ-131: сравнение и отличительный особенности
Рассмотрим два легендарных грузовика советского производства ГАЗ-66 и ЗИЛ-131. Обе машины появились на свет в 60-х годах, имеют богатое армейское прошлое и обрели немалую популярность у геологов и туристов. Оба автомобиля имеют достаточно хорошую проходимость и грузоподъемность.
ГАЗ-66
ГАЗ-66, в просторечии «Шишига», что созвучно с номером 66, откуда и произошло название, — это двухосный полноприводной грузовик. Имеет бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный двигатель объемом
Колесная база машины около 3,3 м. Радиус разворота 9,5 метров. Глубина преодолеваемого брода 0,8 метра. Штатная емкость бака 210 л. Максимальная скорость достигает 90 км/ч, при этом расход топлива составляет от 20 до 30 литров на 100 км.
Отличительная особенность автомобиля – компактность его кабины, расположенной прямо над двигателем. Она крепится на шарнирах и для осмотра и обслуживания двигателя откидывается вперед.
ЗИЛ-131
Это трехосный грузовик повышенной проходимости. Исходно являлся заменой устаревшего к середине 60-х годов ЗИЛ-157. Базовая модель имеет бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. Этот двигатель унифицирован с двигателем другого популярного в советское время грузовика ЗИЛ-130.
Также в комплектацию входят гидроусилитель руля и электропневматический привод на передний мост. Коробка передач — механическая 5-ступенчатая с синхронизаторами на старших трех передачах. Клиренс грузовика составляет 330 мм, колесная база 3,3 м + 1,2 м. Максимальная скорость 80 км/ч. Расход топлива составляет от 40 до 55 литров на 100 км.
С 1980х годов выпускались также ЗИЛы с дизельными моторами с мощностями от 100 л.с. и 180 л.с. и со средним расходом около 25 литров на 100 км. Радиус разворота составляет около 10,5 метров. Преодолеваемый брод до 1,4 метра. Ведущими являются все шесть колес, передний привод отключаемый.
Сходства
Значительная часть и тех и других автомобилей производилась для Советской Армии. Оба по-своему надежны с прогнозируемым ресурсом. Конечно на фоне современных грузовиков, предназначенных только для езды по асфальтированным дорогам, с ресурсом в несколько сотен тысяч километров, эти машины не идут ни в какое сравнение, но зато они обладают большим преимуществом, заключающимся в их проходимости. Если своевременно и четко в соответствии с пробегом проводить техническое обслуживание, то машины не подведут.
Проходимость у обоих грузовиков примерно одинаковая на фоне остальных автомобилей, поэтому условно они относятся к одному классу. И на тот и на другой грузовик обычно ставят утепленный кунг, который можно превратить в полноценный жилой отсек. Собственно, по этой причине грузовики и являются столь популярными у рыбаков, охотников и туристов, покупающих их под личные нужды.
К недостаткам машин безусловно относится большой расход топлива. Отсутствие синхронизаторов для первых двух передач, накладывает свои ограничения на водителя – не привыкшим ездить с двойным выжимом и перегазовкой будет тяжело.
Различия
Главных различий два. Во-первых, это грузоподъемность машин, и как следствие из нее колесные формулы. ЗИЛ трехосный и грузоподъемность у него выше, чем у двухосного ГАЗа – три с половиной тонны по грунту и пять тонн по асфальту, против двух тонн. Как следствие, ЗИЛ длиннее – чуть более 7 м, в отличие от 5,6 метровой Шишиги.
Двигатель у ЗИЛа не только мощнее, но и обладает в полтора раза большим моментом — 41 кГс*м. У ГАЗа момент всего 29 кГс*м, поэтому, например, трогаться в горку с места и буксировать прицепы на ГАЗе труднее.
Второе отличие – компоновка. ГАЗ обладает откидной кабиной, изначально расположенной над двигателем, ЗИЛ же обладает классической капотной кабиной. Из-за этих отличий возникают совершенно разные подходы в обслуживании и ремонте машин.
Что лучше
Грузовики являются взаимодополняющими друг друга. ГАЗ-66 более легкий и маневренный, в то время как ЗИЛ-131 более грузоподъемный. Как таковых преимуществ у одного перед другим нет – все они не даются бесплатно. Например, на ГАЗе можно увести меньшее количество инвентаря или оборудования, чем на ЗИЛе, а если говорить о жилом кунге, то у ЗИЛа в нем больше вместимость. Но вместе с тем у ГАЗа намного меньший расход топлива, и он дешевле в эксплуатации.
За счет меньшего радиуса разворота и меньшей массы на ГАЗе проще маневрировать.