как российский бизнес учился контролировать водителей и расход топлива — Транспорт на vc.ru
Представьте: вы заказали диван, а вам его не доставили. Все потому, что водителя не узнали на заправке и отказались продавать ему топливо. История тянет на премию за самую нелепую отмазку курьерской службы, но еще пару десятков лет назад такое вполне себе случалось.
2998 просмотров
Меня зовут Павел Бельтюков, я директор департамента по работе с крупным бизнесом в ППР (Передовые Платежные Решения) — компании, которая помогает бизнесу экономить с помощью топливных карт. Мы помогаем компаниям автоматизировать оплату заправки, экономить на топливе, делать работу прозрачной и комфортной. В этой статье я расскажу, какие квесты проходили компании и их сотрудники до появления топливных карт, чтобы просто заправить машину. А в следующей — как жажда контроля и тотальное недоверие к водителям превратились в стремление сделать работу всего автопарка проще и удобнее. Поехали!
Раньше из-за гиперконтроля отношения между сотрудниками были далеки от человеческих.
Наличные — бери сколько надо
Когда в России стал развиваться бизнес, люди не заморачивались в расчетах и оптимизации затрат. Вот расходы, вот доходы, остались в плюсе — замечательно! Поэтому всех устраивали наличные, от которых на самом деле были одни проблемы.
Проблемы компаний:
Водитель приносил в бухгалтерию любой чек, и ему оформляли авансовый отчет для возмещения. Сколько водитель заправил на самом деле, что именно он залил в бак и чей чек он принес — оставалось загадкой. Доверяя наличные в руки сотрудников, компании теряли колоссальные суммы.
Проблемы водителей:
Для водителей наличные на топливо были не только возможностью самому себе дать «прибавку к зарплате». Это еще и потенциальная опасность: все знали, что у дальнобойщика с собой есть деньги, поэтому водителей нередко грабили на заправке, в придорожном кафе или прямо на дороге.
Неизвестно, как бы разворачивались события, если бы не кризис, но именно он внес свои коррективы.
Заправки по ведомостям — «вас нет в списках, вы не проходите»
Когда по всей стране в 90-х был дефицит наличных и топлива, появились безналичные способы расчета. Первым делом из СССР вернулись заправки по ведомостям.
Весь процесс выглядел весьма забавно
Компании передавали на АЗС список машин, которые можно заправлять. Когда водитель приезжал на станцию, диспетчер выглядывал в окно, сверял номер машины со своим списком и заправлял. У себя в тетрадке записывал, сколько топлива залили в бак, а водителю выдавал чек для бухгалтерии. После диспетчер передавал свои записи в бухгалтерию, а оттуда уже выставляли счет компании.
Кстати, эта система до сих пор работает на внутренних АЗС компаний, и у них нет потребности использовать новые технологии. А еще с ведомостями работают в глубинке, где на одной АЗС изо дня в день заправляются одни и те же машины, а новые технологии расчетов к ним еще просто не дошли.
Проблемы компаний:
Сложно масштабироваться. Заправки по ведомостям были удобны ровно до тех пор, пока все машины автопарка заправлялись на одной АЗС. В этом случае компания договаривается с руководством станции, подает туда списки и обновляет по мере надобности, когда появляются новые машины.
Если машины ездили по всей России, такая схема заправки практически нереальная, потому что нужно договориться с кучей АЗС и следить, чтобы везде были актуальные списки. В итоге приходилось все равно пользоваться наличными для поездок по всей России.
Постоянный бардак в бухгалтерии. Все данные о заправках попадали в бухгалтерию с опозданием в лучшем случае на несколько дней, а расчеты проводились задним числом. Контролировать в таких условиях расход топлива сложно. Но это почти никого не волновало в обстоятельствах, когда наличных нет, а на многих АЗС висит табличка: «Топлива нет». Главным было получить топливо в принципе.
Проблемы водителей:
Каждая заправка как на приеме у доктора. Хорошо, если городок маленький и диспетчер на станции знает практически всех в лицо. А если нет? Сначала диспетчер пристально сканирует водителя, потом машину, а потом пытается найти ее в списках. Процедура не из приятных.
Если машины не было в списках, водитель не мог заправиться. Внести машину в списки можно было только на следующий день, поэтому работа могла остановиться в любой момент из-за невнимательности оператора АЗС или администратора автопарка.
Каждый отчет в автопарке — будто вызов на ковер. В заправках по ведомости есть много серых схем: недолив, заправка в канистру, обналичивание через оператора и прочее. Поэтому, даже если это самый честный водитель в мире, на каждый чек в автопарке смотрят с особым пристрастием и заведомо относятся как к человеку, который ворует деньги компании.
А что с контролем? Этот способ расчета появился в России от безысходности. Не было речи о контроле за водителями, нужна была любая возможность заправиться в условиях дефицита топлива и наличных. Тем не менее с заправками по ведомости движение средств уже можно было минимально отслеживать. Бухгалтер компании получал счет от АЗС и сверял все со своими чеками. При желании можно было выяснить, какая машина, где и на сколько заправлялась.
Заправки по талонам — будто играешь в «Монополию»
Топливные талоны до сих пор используют многие компании, но на самом деле ими начали рассчитываться за топливо еще раньше, чем наличкой. В СССР в 60-х невозможно было заправиться за наличные деньги. Есть талоны — держи топливо. Нет? Значит, не положено.
Так как талоны пришли к нам из времен тотального дефицита, они же и вернулись в 90-е примерно в одно время с ведомостями.
Как работает заправка по талонам.
Компания закупает у АЗС топливо ⟶ взамен получает талоны, где указаны марка и объем топлива, которые можно залить в бак, ⟶ администратор рассчитывает необходимый объем топлива для определенного маршрута ⟶ водитель перед рейсом получает пачку талонов в бухгалтерии ⟶ на заправке отдает талон оператору ⟶ машину заправляют.
Будто в реальной жизни играешь в «Монополию» — собираешь карточки и меняешь их на ресурсы
Проблемы компаний:
Топливные талоны стали еще одной валютой. Талоны ценились, как и все дефицитное. Их продавали, давали ими взятки, меняли на другие дефицитные блага. Делали так не только водители, а все, кто имел доступ к талонам, — начальство, бухгалтерия, экспедиторы. Где-то это происходит до сих пор, в итоге компании теряют огромные деньги, хотя цена за литр топлива по талону всегда ниже цены «от столба».
Если у водителя длинный рейс, ему нужно дать сразу много талонов. В период 90-х — начала нулевых их ценность в разы превышала зарплату, которую еще и задерживали, поэтому водители могли исчезнуть вместе с талонами, а их использование потом никак нельзя было проследить.
Деньги «заморожены» в талонах. Много денег, которые могли бы быть в обороте и приносить прибыль. Вместо этого компания покупает сразу много топлива и понемногу его расходует, выдавая водителям талоны.
Чуть позже у талонов появился «срок годности», и это добавило проблем. Их нужно было использовать до определенной даты, а если несколько рейсов отменялось, то компания вынуждена была продавать талоны по заниженной цене и терять деньги.
Проблемы водителей:
Нужно постоянно подбирать номиналы и высчитывать расход, потому что влить в бак можно только «весь талон». У каждого талона есть лимит. Например, 20, 30, 50 или 100 л. Если до полного бака не хватает 115 л, а есть талоны номиналом только 50 и 20 л, то возникают два варианта. Первый — заправиться неполностью двумя талонами по 50 л и не успеть доехать до следующей заправки. Второй — залить полный бак тремя талонами 50 л + 50 л + 20 л, но при этом сдачу никто не даст и 5 л просто «сгорят». В итоге потом может не хватить талонов, чтобы заправиться на обратной дороге.
Вместо того чтобы следить за дорогой, приходится постоянно что-то высчитывать, чтобы топлива хватило на весь рейс. Ведь с запасом талонов никто не даст
Заправиться можно только на определенной сети АЗС. Хорошо, если ездить нужно в пределах нескольких городов. Тогда легко можно запомнить, где какая заправка, и не остаться в один момент с пустым баком. А вот если ездишь по всей области или региону — уже не так удобно, к постоянным расчетам топлива добавляется еще мысль о том, что придется скоро искать нужную заправку.
Если с талоном что-то случилось — считай, что вылил топливо в землю. Бумажные талоны нельзя восстановить. А в дороге с ними может случиться что угодно: размокнут от конденсата, порвутся, выгорят, их могут украсть. В случае чего водителю приходилось заправляться за свои, и это никто не компенсировал.
А что с контролем? На рейс водителю выписывали определенное количество талонов, и на этом все. Талоны не привязаны ни к компании, ни к водителю, ни к машине. Кто угодно мог предъявить талон и заправиться. Невозможно было отследить, сколько раз заправился водитель на самом деле, на какой АЗС и когда. Можно просто продать оставшиеся после рейса талоны, и никто не придерется.
В итоге — не работа, а большой детский сад
Все три способа расчета в 90-х использовали одновременно, и одно оставалось неизменным: у компаний были только иллюзии контроля за использованием топлива и колоссальные потери денег.
В автопарках вокруг топлива кипели те еще страсти. Бухгалтеры стояли на страже топлива и охраняли его от самих же водителей, требовали отчета за каждую каплю дизеля. Потом еще и руководители автопарков напичкали машины всевозможными датчиками и принялись контролировать каждое движение водителей. Сами же водители ощущали себя в большом детском манеже под присмотром злых воспитателей.
К концу десятилетия с появлением первых топливных карт ситуация изменилась к лучшему, но без квестов все равно не обходилось. Об этом я расскажу в следующей статье через неделю.
Комментарии к материалу Водитель фуры при перестроении распорол бок KIA на трассе М-5 в Челябинской области | 74.

- Дикие счета за ОДН
- Подготовить авто к весне
- Аллея ZOV на кладбище
- Попали на видео
- Тефтелев освободился
- Дача за сезон
- Учитель унизил ребенка
- Изнанка колоний
- Кому в военкомат
- Нет WhatsApp в школе
Бомбу пронесли в статуэтке? Всё, что известно о смертельном взрыве в петербургском кафе
Видел Путина, вещал с передовой: что известно о военкоре Владлене Татарском, которого убило взрывом
В Санкт-Петербурге погиб военный корреспондент из Донецка — эта и другие новости СВО за 2 апреля
Видео: подозреваемая в устройстве взрыва входит в кафе с коробкой. Онлайн
В кафе в Санкт-Петербурге прогремел взрыв. Известно об одном погибшем — военкоре Владлене Татарском
Жители Северо-Запада вышли на пикет против строительства офиса «Красное&Белое»
Красавчик из «Дикого ангела»: как сейчас выглядит и живет Факундо Арана — кумир миллионов девчонок нулевых
На трассе в Челябинской области водитель уазика сбил двух человек
Сколько денег зарабатывают «черные копатели» на золоте? Они находят его в заброшенных шахтах
«Семье — один отель, любовнице — соседний». Самые дикие истории турагента
В Челябинской области девочка-подросток втайне от родителей отправила деньги мошенникам
Эти 10 простых слов все склоняют неправильно. Пройдите наш тест и узнайте, получится ли это у вас
Всё время хочется спать? Врачи объяснили, почему людей клонит в сон и чем это опасно
Сеем помидоры на рассаду для теплицы и огорода: что такое детерминантные томаты и куда их высаживать
В Челябинске вырубят 890 деревьев. В мэрии заявили, что всё законно
«В панике звонила родным»: на Южном Урале пенсионер довел до слез школьницу попыткой познакомиться
«За это мы вас просто проклинаем». Таксист дерзко, но доходчиво объяснил, что его бесит в пассажирах
«На уговоры вернуться отвечал отказом»: спасатели сняли мужчину с хрупкого льда реки
Исчезнувшие. Как именитые следователи, Карелин и экстрасенсы искали двух школьниц — родители ждут их 30 лет
Toyota вылетела с дороги и пробила забор на Северном Луче в Челябинске
Челябинка соединила две квартиры и расставила в них золотые акценты. Смотрим, что из этого вышло
Что у вас не болит: шесть болезней, о которых вы узнаете, когда их поздно лечить
Куньлунь им в печень. Почему названия китайских машин такие смешные и как их запомнить
«Когда под дулом пистолета заставляют — хорошего не будет». Перинатальный психолог — о партнерских родах и смелых отцах
Минюст обновил реестры иноагентов, Киев ввел новые санкции — эти и другие новости СВО за 1 апреля
Первый выпуск шоу «Что было дальше?» в VK посмотрели больше 12 миллионов раз
Маршрутку № 174, связывающую Челябинск и Копейск, отменили
В центре Челябинска девушка за рулем кроссовера сбила 14-летнюю девочку на самокате. Видео
Да вы Пушкина от Пушкина не отличите! Угадайте известные стихотворения на зумерском
Видео с бабушкой-фотографом собрало миллионы просмотров — мы узнали, кто она такая
«Что-то пролетело, взвизгнула девочка»: с исторического дома в центре Челябинска обрушился фасад
Как по дате рождения определить количество разводов — простая формула расскажет о перспективах вашей пары
Деменцию можно заподозрить самостоятельно. Врачи рассказали, какие два действия невозможно делать одновременно на пороге болезни
«Бьют стёкла днем и ночью»: в Челябинске подростки облюбовали недострой ЧелГУ. Видео
Весы влюбятся, а Рыбы будут скучать по бывшему. Любовный гороскоп на апрель
Врачи назвали 4 причины, из-за которых нельзя есть огурцы. А вас это касается?
Острые темы на курортном острове. Гуляем по городу, в котором полвека никто не живет
Дома-инопланетяне. Как художник строит необычные здания в самых красивых местах России
Призовут больше, чем в прошлом году: в России началась призывная кампания, что нужно знать о ней
Все новости
Состояние топливной экономичности в грузоперевозках
Состояние топливной экономичности в грузоперевозках | геовкладка Учитывая рост стоимости топлива с течением времени, управление расходом топлива становится важнее, чем когда-либо. 1,2 На этой инфографике показан средний расход топлива грузовиков классов 7 и 8 в США и Канаде на основе данных, собранных Geotab. Отображая средний диапазон миль на галлон от 4,51 миль на галлон до 6,47 миль на галлон, данные подчеркивают, что есть возможности для улучшения, когда речь идет об экономии топлива. Run on Less следили за семью грузовиками класса 8, оснащенными устройствами Geotab GO, в течение трех недель, поскольку они намеревались продемонстрировать, что технологии и передовые методы вождения могут достичь 9+ миль на галлон.
Просмотрите тепловую карту ниже, чтобы увидеть, как ваши показатели экономии топлива сравниваются с другими в вашем регионе, и нажмите на легенду ниже, чтобы просмотреть маршруты и окончательные результаты «Беги с меньшим количеством водителей».
*Грузовики, участвующие в кампании Run on Less, были моделей 2016–2018 годов
Канада | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Альберта | 4,75 | Британская Колумбия | 4,51 | ||||
Manitoba | 5.54 | New Brunswick | 5.78 | ||||
Nova Scotia | 5.![]() | Ontario | 5.25 | ||||
Quebec | 5.31 | Saskatchewan | 4.88 | ||||
USA | |||||||
Алабама | 5,97 | Аризона | 6,15 | ||||
Арканзас | 6,27 | Калифорния | 9010205 0,8050012 | Colorado | 5.96 | Connecticut | 6.24 |
Delaware | 6.35 | Florida | 5.98 | ||||
Georgia | 6.11 | Idaho | 6.06 | ||||
Illinois | 6.07 | Индиана | 6,10 | ||||
Айова | 6,10 | Канзас | 5,99 | ||||
Louisiana | 6.07 | ||||||
Maine | 6.02 | Maryland | 6.29 | ||||
Massachusetts | 6.37 | Michigan | 5.![]() | ||||
Minnesota | 6.31 | Mississippi | 6.34 | ||||
Миссури | 6,18 | Монтана | 6,33 | ||||
Небраска | 6,31 | Невада19 6.13 | |||||
New Hampshire | 6.29 | New Jersey | 6.05 | ||||
New Mexico | 5.86 | New York | 5.82 | ||||
North Carolina | 6.24 | North Dakota | 5.78 | ||||
Огайо | 5,94 | Оклахома | 6.00 | ||||
Орегон | 6.26 | Pennsylvania | 5.862020202020202020202017 | Pennsylvania | .862020202020202020202020 | .0015 | |
South Carolina | 6.33 | South Dakota | 6.17 | ||||
Tennessee | 6.20 | Texas | 5.60 | ||||
Utah | 6.![]() | Vermont | 5.89 | ||||
Virginia | 6.19 | Вашингтон | 5.76 | ||||
Зап.0014 | 6.24 |
Центр данных по альтернативным видам топлива: карты и данные
Найдите карты и диаграммы, показывающие транспортные данные и тенденции, связанные с альтернативными видами топлива и транспортными средствами.
ТрансАтлас
Интерактивная карта отображает количество зарегистрированных автомобилей малой грузоподъемности с течением времени в зависимости от состояния и типа топлива.Просмотр изображения
Среднегодовой расход топлива по типу транспортного средства
Транзитный автобус | Грузовик класса 8 | Мусоровоз | Пункт.![]() | Грузовик доставки | Школьный автобус | Легкий грузовик/фургон | Автомобиль | Мотоцикл | |
Годовой расход топлива (GGE) | 13329.36326156665 | 11817.51412429378 | 10088.78127522195 | 4156.638418079096 | 1898.763169949611 | 1937.046004842615 | 659,6 | 473,8429752066116 | 52,54545454545455 |
Источник:
- Федеральное управление автомобильных дорог Дорожная статистика 2016 г., таблица ВМ-1.
- Гордон, Дебора, Джульетта Бурдельски и Джеймс С. Кэннон. Озеленение мусоровозов: новые технологии для более чистого воздуха. Inform, Inc., 2003 г.
- Рассчитано на основе статистических данных, приведенных в Книге фактов об общественном транспорте Американской ассоциации общественного транспорта за 2017 г.
- Американский совет школьных автобусов.
Национальные данные о топливе для школьных автобусов.
На этой диаграмме показано среднегодовое потребление топлива (на одно транспортное средство) для основных категорий транспортных средств в Соединенных Штатах. Измеряется в эквивалентах бензиновых галлонов (GGE), представляющих собой количество топлива с таким же количеством энергии, которое содержится в галлоне бензина. Двумя факторами, влияющими на среднегодовой расход топлива транспортным средством, являются средний пробег в милях за год (корреляционный) и экономия топлива транспортного средства (обратно корреляционный). Транзитные автобусы, которые относительно неэффективны из-за их циклов движения с частыми остановками и больших нагрузок, потребляют в среднем больше топлива, чем любой другой тип транспортного средства. Грузовики класса 8, которые обычно преодолевают большие расстояния с тяжелыми грузами, потребляют второе по величине количество топлива. Мусоровозы, как и транзитные автобусы, неэффективны из-за больших нагрузок и частых ездовых циклов.