6.2 Организация очистки путей на станции и описание снегоуборочной машины
Организация и технология очистки и уборки снега на станциях являются составной частью технологического процесса работы станции. Графики работы снегоуборочных поездов и снегоочистителей увязываются с графиком движения поездов и учитывают:
— перегонное время хода снегоочистителя;
— время выдачи локомотивов под снегоочиститель или снегоуборочный поезд;
— последовательность работ на станциях и продолжительность каждой из них;
— место и порядок смены локомотивных бригад, бригад снегоочистителей и снегоуборочной техники;
— место и продолжительность экипировки локомотивов и снегоуборочных поездов.
Для организации работ по уборке снега со станции каждый парк станции разбивают на отдельные зоны — на стрелочные
Уборка снега на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях осуществляется снегоуборочными поездами. При особо сильных снегопадах возможно комплексное использование снегоуборочных поездов, снегоочистителей и стругов. Очистка путей от снега на промежуточных станциях также производится снегоочистителями и стругами.
Время, необходимое для уборки снега в целом на станции и по паркам, количество рейсов снегоуборочных поездов, рассчитывают в зависимости от:
— количества выпавшего снега;
— высоты снегоотложения на пути;
— плотности снега;
— коэффициента уплотнения снега при загрузке;
— производительности машин;
— вместимости полувагонов и степени их заполнения.
При этом необходимо учесть затраты времени на:
— погрузку;
— перестановку снегоуборочного поезда с одного пути на другой;
— проезд к месту выгрузки;
— выгрузку снега из кузова;
— согласование маршрута;
— следование снегоуборочного поезда обратно к месту работы;
— скорость движения снегоуборочного поезда.
Итоговые данные для каждой расчетной толщины снежного покрова по каждому парку станции сводят в ведомость. Пример ведомости приведен в таблице 6.3.
В сортировочном парке в первую очередь очищают и убирают снег с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150 — 200 м от башмакосбрасывателей вглубь парка.
Такую уборку снега наиболее эффективно выполнять, двумя снегоуборочными поездами.
Первый снегоуборочный поезд направляется в сторону горки, а его локомотив находится со стороны парка приема. При таком расположении уменьшается число заездов на путь и улучшаются условия производства маневровой работы на подгорочных путях.
Второй снегоуборочный поезд приступает к работе по окончании уборки снега с участков тормозных позиций и убирает снег на путях сортировочного парка за пределами тормозных позиций.
Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны, то по указанию маневрового диспетчера или дежурного по горке их прицепляют к локомотиву и осаживают на горку до тех пор, пока головная снегоуборочная машина не достигнет начала очистки пути в сторону парка. Затем снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в сторону горловины парка формирования и осуществляет очистку пути от снега. Вагоны подтягивают к предельному столбику этой горловины и отцепляют. При большой группе вагонов на сортировочном пути в помощь локомотиву снегоуборочного поезда выделяют горочный локомотив.
После очистки одного или нескольких путей парка до полной загрузки снегом поезд отправляется под выгрузку, а затем возвращается к фронту уборки снега.
Цикл повторяется до полной уборки снега с путей парка.
В парках приема и отправления поездов во время снегоуборочных работ пути должны заниматься поездами и составами в соответствии с технологическим процессом механизированной очистки и уборки снега с путей станции с таким расчетом, чтобы была возможность организовать работу снегоочистителей и снегоуборочных поездов без дополнительных маневров по перестановке составов.
Условные обозначения: а – машина СМ-2; б, в – промежуточный и концевой (разгрузочный) полувагон; 1 – боковое крыло; 2, 23 – электродвигатели привода ротора и щеток; 3, 24 – пневмоцилиндры крыльев; 4 – краны управления; 5 – машинное отделение; 6 – привод кон¬вейера; 7 – дизель; 8 – генератор; 9 – аккумуляторная батарея; 10 – боковые льдоскалыватели; 1 – цилиндр управления боковыми льдоскалывателями; 12 – рама машины; 13 – средний льдоскалыватель; 4, 17 – пневмоцилиндры подъема: среднего льдоскалывателя; роторного питателя; 15 – конвейер; 16 – тележ¬ка; 18 – подрезной нож; 19 – питатель; 20 – защитный козырек; 21 – цилиндр управления козырьком; 22 – боковые щетки; 23 – электродвигатель привода боковых щеток; 25,28 – привод конвейера; 26, 27, 30 – конвейеры: пластинчатый, накопитель поворотный; 29 – поворотный круг; 31 – рыхлитель
Рисунок 6.2- Схема машины СМ-2
Снегоуборочный поезд СМ-2 ( рисунок 6.2) состоит из головной машины СМ-2 (СМ-2А, СМ-2Б, СМ-2М), одного или двух промежуточных и концевого полувагонов. Головная машина является уборочным агрегатом, а полувагоны — тарой для погрузки снега. Концевой полувагон, кроме того, имеет разгрузочное устройство.
Несамоходные снегоуборочные поезда перемещаются локомотивом. Для снабжения электроэнергией приводов рабочих органов на головной машине имеется дизель электростанция.
В зимнее время снегоуборочный поезд применяют для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега высотой до 0,8 м. При профилактической очистке станционных путей высота снега может быть небольшой (до 100 мм). Ширина полосы, очищаемой от снега, при работе без крыльев составляет 2,45 м, а при работе с крыльями — 5,1 м. Рабочая скорость машины зависит от толщины и состояния снега (плотности, твердости и др.) и составляет 5-10 км/ч.
При глубоком снеге машина, при необходимости, может очищать путь и междупутья подрезным ножом и боковыми крыльями за один-два прохода. При этом щеточный барабан-питатель поднимают в верхнее положение и включают в работу, когда необходимо подталкивать снег на погрузочный транспортер При уборке снегa щеточным барабаном-питателем очистка междупутий производится боковыми крыльями или боковыми щетками. Машины, у которых боковые щетки смонтированы на боковых крыльях (впереди машины), обеспечивают очистку междупутья за один проход машины. Если боковые щетки смонтированы в базе головной машины СМ-2, очистка за один проход возможна лишь при обратном движении машины локомотивом вперед.
Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций могут также очищать путь из уплотненного снега и льда. Для этого необходимо два-три прохода снегоуборочного поезда по пути. При первом проходе производится сколка уплотненного снега или льда, при последующих — очистка междупутий и забор материала щеточным барабаном-питателем.
После заполнения полувагонов снегоуборочный поезд транспортируется на место разгрузки. Разгрузочные устройства концевого полувагона позволяют выгружать материал в любую сторону от оси пути на стоянке или при движении снегоуборочного поезда.
Обслуживающий персонал снегоуборочного поезда СМ-2 следующий: машинист снегоуборочной и уборочной путевой машины шестого разряда — один человек, помощник машиниста снегоуборочной и уборочной путевой, машины пятого разряда — два человека.
Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций при пересылке следует ставить с прицепкой на заднюю автосцепку в хвост грузового поезда, который не подталкивается. Перед транспортированием снегоуборочный поезд должен быть приведен в транспортное положение. Снегоуборочные поезда модификации СМ-2М при транспортировании разрешается прицеплять за переднюю и заднюю автосцепки. Снегоуборочные поезда ранее выпущенных модификаций (СМ-2А, СМ-2Б) разрешается прицеплять только за заднюю автосцепку. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться технической эксплуатационной документацией снегоуборочного поезда, а также Указаниями МПС России.
В таблице 6.3 приведена техническая характеристика снегоуборочных машин.
Таблица 6.3 – Техническая характеристика снегоуборочных машин
Параметр | СМ-2 | СМ-3 | СМ-4 | СМ-5 | СМ-6 |
Производительность, т/ч | 750 | 750 | 750 | ||
Толщина очищаемого слоя снега, м | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Ширина полосы, очищаемой, м: питателем крыльями | 2,145 5,1 | 2,6 5,1 | 2,6 5,1 | — — | — — |
Ширина захвата льдоскалывателя, м | 3,66 | 4,0 | — | — | — |
Продолжение таблицы 6.3
Заглубление льдоскалывателя, мм | 80 | 80 | — | — | — |
Транспортная скорость, км/ч | 70 | 70 | 70 | 80 | 80 |
Часовая сила тяги, кН | — | 150 | 150 | — | — |
Вместимость промежуточного полувагона, м3 | 80 | 125 | — | — | — |
Вместимость головного и концевого полувагонов, м3 | — | 60 | 100 | — | 185 |
Масса, т: машины промежуточного полувагона концевого полувагона | 80 36,5 39 | 71,2 36,8 39 | 118 — — | — — — | — — — |
studfiles.net
модификации, технические характеристики, устройство, фото

На железной дороге к чистоте путей относятся со всем вниманием – ведь от этого зависит безопасность перевозок. И особенно приходится потрудиться зимой – иначе рельсы закроет слой снега и льда. Снегоуборочный поезд СМ-2, который во время снегопадов работает постоянно, не позволяет этому случиться.
Снегоуборочная машина СМ-2
Выпускаться снегопоезд (сокращенно его называют именно так) стал с 1958 года. Основное предприятие-изготовитель – это ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области и созданное еще в 1893 году. До 1984 года в числе производителей был также завод тяжелых путевых машин из Тихорецка.
Устройство состоит из четырех вагонов, которые сами двигаться не могут – требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является головным, на нем располагаются все приспособления для уборки снега и скалывания льда. Здесь же начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оснащены все вагоны. Конец последнего транспортера оснащен специальным механизмом для боковой разгрузки снега. Он разбрасывает массу до 6 метров.
Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям. Еще в нем имеется компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. Также в первом и последних вагонах размещаются органы управления. Обслуживать поезд, согласно правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, дорожный мастер и дизелист.
Зимой машину используют для уборки от снежной массы и льда рельсов, стрелочных стыков и станционных путей. Это необходимо для нормального функционирования железнодорожного транспорта, а также для возможности работать монтерам пути, проверяющим крепления и устраняющим неполадки.
Однако и в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи. Во время передвижения снегопоезда его скорость зависит от толщины убираемой массы – она может колебаться от 0,6 до 10 километров в час.

Устройство
Начнем с головного вагона. Его основой является крепкая рама на двух тележках с двумя осями каждая. Раму эту специально сделали удлиненной, чтобы поместить спереди уборочные механизмы. Это боковые крылья на шарнирах и питающий щеточный ротор, управляемые отдельными воздушными цилиндрами подъема и поворота, а также подрезной нож. В центральной передней части рамы располагаются три устройства для скалывания льда (боковые и центральное). Они тоже управляются с помощью отдельных цилиндров.
Также на переднем вагоне имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего служит особый цилиндр). По бокам рамы закреплены две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между путями. Когда машина идет обратным ходом, они забрасывают эту массу на путь. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов относительно хода движения. Поднимаются и опускаются они пневмоцилиндром, а держатся на цепях.
В состав пневмооборудования входят: краны, воздушная магистраль, обратный клапан, запорные устройства резервуаров с воздухом, а также контрольные приборы (манометры). Кроме того, имеются воздушные цилиндры – для каждого рабочего органа свой.
В комплект дизельной электростанции входят ДВС мощностью 300 лошадиных сил, а также генератор на 200 кВт.
Промежуточные вагоны устроены просто. Внутри них движутся транспортеры (управляемые отдельными электромоторами), передающие снег дальше. В конечном вагоне имеются принимающий транспортер разгрузочного типа, а также накопительный и питающий конвейеры, отличающиеся разной скоростью движения. Все они оснащены отдельными электродвигателями.
Схема снегопоезда СМ-2
1 —крыло с ротационной щеткой; 2—рама ходовая; 3—питатель с механизмом подъема; 4—конвейер; 5—кабина управления; 6—электрооборудование; 7—пневматическое оборудование; 8—ручной тормоз; 9—кабина электростанции; 10—электростанция; 11—льдоскалывающее устройство.
Принцип работы
Во время передвижения снегоуборочной машины СМ 2 начинает крутиться барабан щеточного типа, имеющий поперечное положение по отношению к рельсам. Он забрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, отправляясь на накопительный пластинчатый конвейер, движение которого вдесятеро медленнее, чем загрузочного. За счет такой разницы средние вагоны постепенно наполняются снегом на большую высоту – до двух метров.
Если снег плотный или его чересчур много, то барабан поднимают, опустив подрезной нож. Вновь опускают питающий ротор лишь тогда, когда надо забросить срезанную массу на конвейер. Ото льда избавляются за два или три прохода – во время первого из них пользуются скалывателем, подняв ротор. Затем опять работает щеточный барабан.
Боковые крылья, оснащенные подкрылками, увеличивают убираемое пространство с 2,45 до 5,1 метра. При транспортировке они поднимаются и укладываются параллельно раме. Также их складывают, чтобы случайно не повредить, когда кончается перегон и вблизи видна станция.
Снежная или мусорная масса, накопившаяся в промежуточных вагонов, в конце концов разгружается в определенном месте. При этом начинает работать механизм разгрузочного конвейера, который можно настроить для выбрасывания снега в левую или правую сторону. К слову, это возможно делать не только на стоянке, но и во время хода поезда.
Технические характеристики
Технические характеристики снегоуборочной машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип поезда | несамоходный | |
Количество снега, убранного за час | 1200 | м3 |
Размер колеи | 1,52 | м |
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,1 | м |
Ширина очистки при уборке без крыльев | 2,45 | м |
Высота убираемого сугроба (максимум) | 0,8 | м |
Скорость при работе (максимум) | 10 | км/час |
Вместимость (с одним средним вагоном) | 215 | м3 |
Вместимость (с двумя средними вагонами) | 340 | м3 |
Для головного агрегата: | ||
Силовая установка типа | У-14, У-36М | |
Общая мощность силового агрегата | 200 | кВт |
Мощность привода питающего ротора | 40 | кВт |
Мощность транспортерного привода | 55 | кВт |
Ширина транспортера | 2,33 | м |
Длина питающего ротора | 2,5 | м |
Диаметр питающего ротора (по щеткам) | 1,4 | м |
Диаметр щеток | 0,7 | м |
Скорость питающего ротора | 10 | м/с |
Скорость боковых щеток | 8 | м/с |
Скорость транспортерной ленты | 1 | м/с |
Вес машины | 72 | т |
Высота | 5,25 | м |
Длина между осями автосцепок | 20,27 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,11 | м |
Для промежуточного полувагона: | ||
Высота | 4,91 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 125 | м3 |
Вес | 38 | т |
Мощность двигателя транспортера-накопителя | 16 | кВт |
Грузоподъемность | 44 | т |
Для конечного полувагона: | ||
Высота | 5,25 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 90 | м3 |
Вес | 47 | т |
Мощность мотора разгрузочного транспортера | 20 | кВт |
Грузоподъемность | 28 | т |
Модификации
Наиболее распространенными вариантами являются вариации СМ-2Б и СМ-2М Последняя, имеющая вдвое меньший бак для топлива, более современная. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» в Энгельсе. В отличие от базового устройства и СМ-2Б, она оснащена усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, прицепляя его за головной вагон. Ранее это было опасно, так как возникала опасность расцепления. И снегопоезда перемещали, цепляя только сзади.
Фото снегоуборочной машины СМ-2Б
Технические характеристики модификаций машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Для модели СМ-2М: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,3 | м |
Транспортная скорость на порожнем ходу | 100 | км/ч |
Транспортная скорость при загрузке | 50 | км/час |
Объем бака для горючего | 2200 | л |
Общая длина поезда | до 93, 958 | м |
Ширина (по выступам) | 3,3 | м |
Высота (максимум) | 5,3 | м |
Вес (общий) | до 188,6 | т |
Грузоподъемность (полная) | до 122 | т |
Для модели СМ-2Б: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 4,9 | м |
Объем бака для горючего | 4200 | л |
Транспортная скорость | до 50 | км/ч |
Общая длина | до 93,8 | м |
Вес (общий) | до 195 | т |
Грузоподъемность (полная) | 116 | т |
На видео принцип работы снегоуборщика СМ-2:
allspectech.com
Железнодорожные снегоуборщики: mib55 — LiveJournal
Уже не первый год зима в наших краях настаёт строго по календарю — с первыми днями декабря. Зимний сезон в «Техноисториях» открывает небольшая подборка, посвящённая железнодорожным снегоуборочным машинам.Пожалуй, самый маленький снегоуборочный железнодорожный агрегат (если не считать путейцев с лопатами), попался мне в Исилькуле, на территории элеватора — его соорудили из списанного тепловоза ТГМ-1, приладив к раме самодельный отвал с лебёдкой. Получилось дёшево и сердито, для небольшого путевого хозяйства элеватора большего и не нужно.
Для работы на подъездных путях и небольших ветках серийно выпускался снегоочиститель ТГМ-40С, представлявший собой обычный маневровый тепловоз ТГМ-40, оборудованный с двух сторон отвалами с пневматическим управлением. Такая машина может чистить пути со скоростью до 40 км/ч, а также использоваться как простой маневровый тепловоз. Этот экземпляр повстречался мне на территории одной из многочисленных омских промзон в Амурском посёлке.
Для очистки от снега путей на магистральных перегонах применяются машины посерьёзнее — снегоочистители серии СДП и СДПМ. Снегоочиститель двухпутный плужный СДП может очищать пути со скоростью до 70 км/ч, высота убираемого снега — до полутора метров, а максимальная ширина отвала при открытых крыльях составляет до 5 метров! «Двухпутный» в индексе означает, что при работе машина отбрасывает счищенный снег только в одну сторону, не заваливая соседний путь. Машина эта не самоходная, работает в сцепке с локомотивом. Данный СДП — экспонат новосибирского ЖД музея на станции Сеятель.
СДПМ — модернизированная версия СДП, их можно отличить по форме отвала. Как и его предшественник, СДПМ приводится в движение локомотивом и получает от локомотива сжатый воздух для своей пневмосистемы, управляющей отвалами. Этот ржавый и заброшенный экземпляр СДПМ, наверное, до сих пор стоит на загадочной станции Сосновой, когда-то обслуживающей воинскую часть ракетных войск.
Иногда плужные снегоочистители используются совместно с машинами других типов, например, в состав поезда на фото, кроме СДПМ, входит ещё и пневмоочистительная машина ПОМ-1, она же «Ветерок».
Принцип действия ПОМ-1 очень прост: машина оборудована большими вентиляторами, которые буквально выдувают снег с путей.
Один из «родственников» СДПМ — струг-снегоочиститель СС-1М. Но эта машина более универсальна — она может очищать от снега не только пути, но и откосы и кюветы, для чего у неё имеются боковые отвалы. Кроме того, машина может использоваться и летом, для земляных планировочных работ. Как и СДПМ, струг СС-1М работает в сцепке с локомотивом, максимальная скорость при уборке снега — 80 км/ч, высота убираемого снега — до 2 метров.
Для расчистки серьёзных снежных заносов применяются снегоочистители типа «Таран», снабжённые мощным отвалом характерной формы. Данный экземпляр, стоящий в музее на станции Сеятель, был выпущен в 1950 году.
В том же музее есть и ещё один тип снегоочистительной машины, применяемой для уборки больших объёмов снега. Это роторный снегоочиститель типа ЭСО (по заводской индексации — БРС), максимальная высота убираемого снега — 4,5 метров, снег загребается огомными роторами и отбрасывается далеко в сторону. Машина работает в сцепке с локомотивом, электродвигатели, вращающие роторы, получают питание от генератора локомотива.
Для работы на станциях требуется несколько другой, более деликатный подход к уборке снега: нужно не просто раскидать его по сторонам, а погрузить и вывезти. Поэтому специально для такой работы были разработаны специальные машины — снегоуборочные поезда, первые образцы подобной техники появились в России ещё до революции. Алгоритм работы такого поезда состоит в следующем: в передней части машины находится собственно снегоуборочное устройство, которое захватывает снег и лёд и подаёт на транспортёр, а далее по расположенным в каждом вагоне поезда транспортёрам собранный снег загружается в вагоны, начиная с последнего. В новосибирском музее есть образец интересного снегоуборочного поезда системы Гавриченко, такие поезда выпускались с конца 1930-х и кое-где использовались практически до наших дней.
Два вагона из состава такого поезда (промежуточный и концевой) были замечены на станции Московка летом 2007 года. Хорошо видны транспортёры.
Современный вариант машины Гавриченко — снегоуборщики типа СМ2М. Их производительность — до 1200 кубометров снега в час, рабочая скорость до 10 км/ч. СМ2М приводится в движение локомотивом, но существует и самоходный вариант — СМ2МС. СМ2М-1652 был снят в работе на станции Омск-Пассажирский.
Более компактный вариант снегоуборщика погрузочного типа — современная одновагонная самоходная машина СМ-5. Производительность этого аппарата — 2 тыс. кубов снега в час, рабочая скорость — 12 км/ч.
На этом сегодняшний обзор завершается, но зимняя тема обязательно будет продолжена, следите за обновлениями!
mib55.livejournal.com
4.2 Организация снегоборьбы
Для защиты территории станции от снежных заносов применяют контурные ограждения. На крупных станциях и узлах применяют также внутристанционную защиту с расчетом полного задержания переносимого снега.
К постоянной контурной станционной защите относятся лесонасаждения и постоянные заборы, к временной защите – переносные малогабаритные шиты.
Работы по предупреждению и ликвидации снежных заносов организуются по разработанному и ежегодно корректируемому оперативному плану, утвержденному начальником отделения дороги. По важнейшим станциям оперативный план снегоборьбы утверждается начальником дороги.
Оперативный план включает в себя:
схематическую карту ограждения заносимых участков пути;
ведомость расстановки и организации работ снегоочистительных и снегоуборочных машин;
план привлечения дополнительной рабочей силы, транспортных средств и порядок использования бригад 1,2 и 3-й очереди.
организацию работ по очистке на перегонах, станциях и узлах, увязанную с графиком движения поездов и маневровой работой в единую технологию работы станции.
порядок использования средств пневмообдувки и электрического обогрева стрелок.
Начальник дистанции пути совместно с начальником станции по каждому раздельному пункту определяют способы очистки пути от снега, продолжительность нахождения машин на станциях и разрабатывают график работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов.
На основании этих данных начальники отделов движения, пути локомотивного хозяйства отделения дороги разрабатывают график работы снегоуборочных поездов и график оборота снегоочистителей в границах отделения со сквозным проходом снегоочистителя по главным путям и его работой по очистки главных и станционных путей на раздельных пунктах.
4.3 Технология очистки путей и уборки снега на станции
Все станционные пути по очередности их очистки от снега делятся на три очереди.
К первой очереди относятся главные, горочные, сортировочные пути и маневровые вытяжки, приемо-отправочные пути с расположенными на них стрелочными переводами, пути стоянок восстановительного и пожарного поездов, снегоочистителей и снегоуборочных поездов, а так же пути, ведущие к складам топлива и дежурным пунктам контактной сети. Эти пути и стрелки необходимо очищать от снега немедленно с момента начала снегопада.
К второй очереди относятся пакгаузные и погрузочные пути, а также деповские пути, пути к материальным складам и мастерские.
К третьей очереди – все прочие пути.
Очистка путей от снега на промежуточных станциях производится, как правило, снегоочистителями и стругами. Уборка снега на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях осуществляется снегоуборочными поездами.
Для правильного маневрирования снегоуборочными поездами пути и стрелочные переводы каждого парка станции разбиваются на отдельные зоны.
Технология уборки снега разрабатывается для каждого парка и станции. Итоговые данные по каждому парку сводятся в ведомость.
В сортировочном парке очередь очищают и убирают от снега с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150-200м от башмакосбрасывателей в глубь парка.
Для этого снегоуборочный поезд направляется в сторону горки, а локомотив в сторону парка.
По команде дежурного по горе или по сигналу руководителя работ снегоуборочный поезд подается с горки на очищаемый путь; после проследования стрелочных переводов включаются боковые щетки для забора снега с междупутья вовнутрь колеи; локомотив с снегоуборочным поездом по сигналу руководителя работ движется в глубину парка, осаживая после прицепки находящиеся на пути вагоны, пока снегоуборочный поезд не пройдет 150-200м за башмакосбрасыватели. По сигналу руководителя работ осуществляется отцепка осаживаемых вагонов, т машина в рабочем состоянии с включенными рабочим органами движется в сторону горки до предельного столбика. При отсутствии роспуска вагонов на данную группу путей по команде дежурного по горе снегоуборочный поезд продолжает движение за разделительную стрелку и переезжает на следующий путь; цикл повторяется до тех пор, пока не заполнится снегом весь состав.
По окончании уборки снега с тормозных участков приступает к работе снегоуборочный поезд №2 , который убирает снег на путях сортировочного парка за предельными стрелками тормозных позиций.
Заезд для уборки снега на путях сортировочного парка производится со стороны горловины парка формирования. При движении машины со стороны горки включаются боковые крылья и щетки для забора снега с междупутья вовнутрь колей. Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны, по указанию маневрового диспетчера или дежурного по горе они прицепляются к локомотиву и осаживаются на гору до тех пор, пока головная машина не встанет на начало очистки снега. Вагоны подтягиваются к предельному столбику этой горловины и отцепляются. При большой группе вагонов на сортировочных путях в помощь локомотиву снегоуборочного поезда выделяется горочный локомотив. После очистки одного или нескольких путей парка до полной загрузки поезда снегом, поезд отправляется на выгрузку. Цикл повторяется до полной уборки снега с путей парка.
Для очистки и уборки снега с путей парка приема поездов снегоуборочный поезд, сформированный по схеме: локомотив, концевой полувагон, промежуточные полувагону, головная машина, — а вслед за ним и горочный локомотив по команде дежурного по парку передвигаются по свободному пути в противоположную от горки горловину. Горочный локомотив, возвращаясь, заезжает под состав, подлежащий роспуску, и убирает его на путь надвига, снегоуборочный поезд вслед производит уборку снега с освобожденного пути. По окончании очистки поезд по этому же пути возвращается обратно и заезжает на следующий путь, с которого горочный локомотив в том де порядке убирает состав.
При наличии в парке приема только одного свободного пути очистка также может осуществлялся способом перевалки снега. Струг-снегоочиститель при этом проходит последовательно по свободному пути и переваливает снег на соседний путь по мере его освобождения от состава вагонов, надвигающихся на горку. Применения такого способа работы возможно и в парке отправления.
В парке отправления уборка снега выполняется вслед уходящему на участок поезду. По отправлении поезда дежурный по станции разрешает заезд снегоуборочного поезда на освобождающийся путь для очистки и уборки снега.
Не менее эффективным средством является перевалка снега стругом в сторону крайнего пути и под откос.
Перевалка снега стругом под откос производится в обе стороны от середины парка. Если нет возможности сбрасывать снег под откос, то его следует собирать в валы на выделенных путях и междупутьях с немедленной уборкой снегоуборочным поездом с тем, чтобы при возобновлении метели образовавшиеся валы не способствовали задержанию снега.
Образовавшиеся валы снега на междупутьях путей осмотра и ремонта вагонов и поездах подлежат немедленной уборке.
Стругом при помощи опущенной носовой части и одного раскрытого крыла очищают сразу один путь и междупутье с перевалкой снега на второе междупутье. После этого струг переходит на второй путь и таким же образом очищает снег со второго пути и междупутья, переваливая его через третий путь на третье междупутье и т.д.
Для перевалки снега стругом требуется последовательно освобождать на 20-30 мин, с закрытием для движения поездов, два соседних пути .
После каждого рабочего прохода крыло и нож струга приводятся в транспортное положение для перехода на следующий путь.
В парке приема и отправления во время производства снегоуборочных работ пути должны заниматься поездами и составами в соответствии с технологическим процессом механизированной очистки и уборки снега с таким расчетом, чтобы была возможность организовать работу снегоочистителей и снегоуборочных поездов без дополнительных маневров по перестановки составов.
Определение объема убираемого снега и выбор типа
снегоуборочной машины
Площадь очистки снега по одному пути определяем по формуле:
(м2)
где: li – полезная длина пути;
bср – средняя ширина междупутья.
Далее определяем объем неуплотненного снега, подлежащего уборке с одного пути.
(м3)
где: hсн– толщина слоя снега.
Основные типы и характеристики снегоуборочных машин приведены в таблице.
Таблица Технические характеристики снегоуборочных машин.
Параметры | Измеритель | Тип машины | ||
СМ-2 | СМ-3 | СМ-4 | ||
Количество промежуточных полувагонов в поезде | Шт | 1-2 | 1-2 | 1 |
Вместимость концевого полувагона | М3 | 90 | 60 | 140 |
Вместимость промежуточного полувагона | М3 | 125 | 125 | — |
Толщина очищаемого снега | М | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
Ширина полосы, очищаемой крыльями | М | 5,1 | 5,1 | 5,1 |
Производительность | М3/ч | 1200 | 800 | 800 |
Транспортная скорость | Км/ч | 50 | 70 | 70 |
Максимальная рабочая скорость | Км/ч | 10 | 15 | 10 |
Очистку путей производим снегоуборочным поездом, состоящим из головной машины СМ_2, двух промежуточных и концевого полувагонов.
Пз= 1200м3/чqп=125м3;qr = 90м3
Определение продолжительности цикла работы снегоуборочной машины
Погрузочная вместимость снегоуборочного поезда, необходимых для очистки группы путей от снега:
(м3)
Определяем число рейсов снегоуборочного поезда, необходимых для очистки группы путей от снега:
где: - коэффициент уплотнения снега;
k3 – коэффициент заполнения полувагона снегом.
Определяем продолжительность одного цикла работы снегоуборочного поезда Тцбез учета простоев, связанной с поездной и маневровой работой станции, определяется по формуле:
(мин)
где: t1 t5 – время, необходимое для согласования и подготовки маршрута соответственно к месту работы и после загрузки к месту выгрузки снега;
t2 – время следования к фронту работы;
t3 – время на установку рабочих органов машины;
t4 – время загрузки снегоуборочного поезда;
t6 – время следования к месту выгрузки;
t7 – время на установку выбросного транспортера в рабочее состояние и транспортное положение после выгрузки;
t8 – время разгрузки состава.
(мин)
где: П3– производительность загрузочного устройства снегоуборочной машины.
(мин)
где: L– дальность отвоза снега;
тр– средняя скорость движения поезда на разгрузку.
Тц= 10+12+5+15,3+10+2,52+5+11=71мин
Определяем общую продолжительность уборки и вывоза снега.
(мин)
На основании полученных данных составляем ведомость машинизированного выполнения снегоуборочных работ в парке приема и отправления .
Таблица Ведомость машинизированного выполнения снегоуборочных работ
Номер пути | Полезная длина пути | Толщина слоя снега h=26см | Необходимое число рейсов для вывоза снега | Время занятия путей без учета поездного движения | Полное время работы | ||
Площадь очистки снега | Объем неуплотненного снега | Способ очистки и уборки снега | |||||
1 | 880 | 4488 | 1166,88 | СМ-2 | 2 | 142 | 426 |
2 | 855 | 4360 | 1133,73 | СМ-2 | 2 | 142 | |
3 | 830 | 4233 | 1100,58 | СМ-2 | 2 | 142 |
По результатам расчетов строим график работы снегоуборочного поезда.
studfiles.net
ЦП-751 Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_______________________________________
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СНЕГОБОРЬБЕ
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ ЦП-751 |
|
Утверждаю: Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации В.Т. Семенов 25 апреля 2000 г. |
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 2000
1.1. Настоящая Инструкция направлена на предотвращение сбоев перевозочного процесса, нарушений безопасности и бесперебойности движения поездов при снегопадах и метелях, а также определяет основные требования к хозяйствам железных дорог и порядок взаимодействия между ними при подготовке путевого хозяйства к работе в зимних условиях и при их совместной работе в зимний эксплуатационный период.
1.2. Основной гарантией бесперебойной и безопасной работы железных дорог и выполнения плана перевозок в зимний период являются надежное ограждение от снежных заносов железнодорожных перегонов, узлов, станций и промежуточных пунктов (далее — перегонов, узлов, станций и промежуточных пунктов) защитными лесонасаждениями, а также своевременная очистка и уборка железнодорожного пути (далее — пути) от снега снегоочистителями, снегоуборочными поездами, очистка стрелочных переводов от снега стационарными устройствами пневмоочистки и электрообогрева стрелок. Своевременному введению в действие перечисленных технических средств способствует поступающая на предприятия федерального железнодорожного транспорта текущая информация о прогнозах погоды от геофизической станции Департамента пути и сооружений МПС России (далее - геофизическая станция ЦП), а также геофизических станций железных дорог.
1.3. Геофизическая станция ЦП, получая первичную гидрометеорологическую информацию от государственной гидрометеорологической сети, составляет прогноз погоды в картографическом виде по железным дорогам по состоянию с 18.00 ч текущих суток до 18.00 ч следующих суток и ежедневно до 11.00 ч направляет его руководству МПС России в департаменты: пути и сооружений, управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, электрификации и электроснабжения, а также в другие департаменты по их запросам.
1.4. При ожидаемых опасных метеорологических явлениях, приведенных в таблице 1, геофизическая станция ЦП должна дать телефонограмму о штормовом предупреждении дорожной геофизической станции. При особо опасных и сверхопасных метеорологических явлениях, также указанных в табл. 1, штормовые пр
files.stroyinf.ru
Приложение 3 21.10.13 — Стр 2
Перед соединением со снегоуборочной техникой машинист обязан остановить локомотив на расстоянии не менее 10 м. После осмотра помощником машиниста исправности автосцепных устройств подъезд к технике осуществляется после разрешения машиниста или помощника машиниста машины.
После сцепления с локомотивом бригада снегоуборочной техники должна проверить:
правильность соединения тормозной магистрали снегоуборочной техники с тормозной магистралью локомотива и рабочей магистрали снегоочистительной техники с питательной магистралью локомотива;
работу электроосвещения и прожекторов, а также световой и звуковой сигнализации, установленной на снегоуборочной технике и в кабине машиниста локомотива, работу радиосвязи с машинистом локомотива и работу телефонной связи между кабинами управления головной машины и концевым полувагоном;
работу (вхолостую) всего пневматического привода снегоуборочного поезда;
исправность стопорных устройств автосцепки и транспортных запоров.
Все транспортные запоры рабочих механизмов снегоочистительной и снегоуборочной техники должны быть выкрашены в отличительный цвет.
Все ограждающие устройства (цепи на перилах площадок кабин управления, ограждения лестниц для подъема на полувагон и т.д.) должны находиться в исправном состоянии.
При подготовке двигателя снегоуборочного поезда к пуску и при его обслуживании во время работы наружные запоры дверей, расположенные по обеим сторонам двигателя, должны быть сняты. Двери должны свободно и беспрепятственно открываться изнутри помещения.
Персоналу снегоуборочного поезда при обслуживании дизеля запрещается:
оставлять без присмотра работающий дизель;
производить смазку, регулировку и обтирку работающего дизеля и дизель-генератора;
пользоваться открытым огнем и курить около дизеля;
открывать пробку радиатора при работающем дизеле. Дозаправку системы охлаждения следует выполнять только при остановленном дизеле;
оставлять работающий подогреватель без присмотра;
допускать одновременную работу дизеля и подогревателя;
включать в работу подогреватель при не полностью заправленных системах охлаждения и смазки;
применять паяльную лампу или факел с целью подогрева масла дизеля для запуска при низких температурах;
хранить и перевозить горюче-смазочные материалы в кабине электростанции и в кабинах управления головной машины и концевого полувагона;
осуществлять работы по ремонту электроаппаратуры под напряжением.
Для выполнения таких работ дизель должен быть остановлен, фидерные рубильники выключены. На рубильнике или автоматическом выключателе, отключающем генератор от сети, должна быть вывешена табличка «Не включать, работают люди».
Персоналу снегоуборочного поезда для удаления накопившихся в выхлопном тракте двигателя (выхлопных трубах и глушителях) остатков топлива, масла, которые могут загореться и послужить причиной пожара, необходимо:
регулярно, не реже чем через 200 часов работы дизеля, снимать с машины выхлопные трубы, глушители и прожигать накопившиеся в них отложения;
очищать механическим путем сильфонные компенсаторы, установленные на выхлопных трубах (выполнение данной работы должно быть записано в бортовом журнале).
Снегоуборочный поезд должен быть укомплектован исправными и проверенными средствами пожаротушения. Обслуживающий персонал перед началом работы снегоуборочного поезда, имеющего дистанционное управление дизель-генератором, должен проверить работу системы пожарной сигнализации, а также проверить вручную срабатывание стоп-устройств на впускном коллекторе дизеля.
Рабочие органы снегоуборочного поезда в рабочее и транспортное положение приводятся по указанию руководителя работ.
При проходе поезда по соседнему пути крылья, щетки и льдоскалыватели снегоуборочного поезда приводятся в транспортное положение по команде руководителя работ.
Очистка пути от снега на станции перевалкой снега стругом
в сторону крайнего пути и далее под откос.
Перевалка снега стругом под откос производится в обе стороны от середины парка.
Если нет возможности сбрасывать снег под откос, то его следует собирать в валы на выделенных путях и междупутьях с немедленной уборкой снегоуборочным поездом для того, чтобы при возобновлении метели образовавшиеся валы не способствовали задержанию снега.
При этом образовавшиеся валы снега на междупутьях путей осмотра и ремонта вагонов в поездах подлежат уборке в первую очередь.
Для перевалки снега стругом требуется последовательно освобождать на 20-30 минут, с закрытием для движения поездов, два соседних пути (первый путь занимается стругом, а второй перекрывается его крылом).
После каждого рабочего прохода крыло, и нож струга приводятся в транспортное положение для переезда на следующий путь.
При очистке пути стругом, при помощи опущенной носовой части и одного раскрытого крыла, очищаются сразу один путь и междупутье с перевалкой снега на второе междупутье. После этого струг переходит на второй путь и таким же образом очищает снег со второго пути и междупутья, переваливая его через третий путь на третье междупутье и так далее.
В парках приема и отправления поездов во время производства снегоуборочных работ пути должны заниматься поездами и составами в соответствии с технологическим процессом механизированной очистки и уборки снега с путей станции с таким расчетом, чтобы была возможность организовать работу снегоочистителей и снегоуборочных поездов без дополнительных маневров по перестановке составов.
Организация и технология очистки путей на станциях
снегоуборочным поездом ПСС-1
Работа снегоуборочного поезда может производиться круглосуточно (за исключением перерывов предусмотренных на техническое обслуживание ПСС-1).
Очистку парков внеклассной станции производит один снегоуборочный поезд ПСС-1.
Поезд ПСС-1 составлен из головного полувагона, двух промежуточных полувагонов, полувагона промежуточного с конвейером поворотным и секции тягово-энергетической ТЭС с выбросным (разгрузочным) ротором (изложено в Руководстве по технической эксплуатации самоходного снегоуборочного поезда ПСС-1 [72]).
Технические характеристики рабочих операций поезда ПСС-1:
транспортная скорость по станции — 25 км/ч;
рабочая скорость — 4 км/ч (при льдоскалывании — 1,5 км/ч).
График работы снегоуборочного поезда ПСС-1 должен быть увязан с графиком движения поездов, маневровой работой и предусматривать:
время движения снегоуборочного поезда по путям станции, как в рабочем положении, так и в транспортном положении, при следовании к месту выгрузки;
последовательность работы по паркам станции и продолжительность нахождения на каждом из них, место и порядок смены бригад, место и продолжительность экипировки снегоуборочного поезда ПСС-1.
Количество машинистов в экипаже машины ПСС-1 — 3 человека.
Снегоуборочный поезд ПСС-1 работает:
головной машиной вперед:
а) очистка трех крайних путей парков станции щеточным питателем и боковыми крыльями с одновременным выбросом снеговой массы ротором под откос;
б) очистка крестовины щеточным питателем и боковыми крыльями, обдув рамных рельсов стрелочных переводов вентиляторной установкой;
в) очистка путей парков станции щеточным питателем и боковыми крыльями;
г) скалывание льда активным льдоскалывателем в местах экипировки вагонов на участках станционных путей.
вперед секцией тягово-энергетической ТЭС:
а) очистка трех крайних путей парков станции боковыми щетками и щеточным питателем с одновременным выбросом снеговой массы под откос;
б) очистка путей парков станции щеточным питателем и боковыми щетками;
г) уборка сколотого льда боковыми щетками и щеточным питателем.
Организация и технология очистки путей на перегонах и станциях
пневмоочистительной машиной ПОМ
Очистку путей от снега с помощью машины ПОМ целесообразно проводить круглосуточно.
Выполнение работ по очистке пути и междупутий на станциях и перегонах должно производиться как в интервалах между движением поездов без нарушения графиков их поездной и маневровой работы, так и в технологические «окна».
Работа машины ПОМ на закрепленных за ней станциях и перегонах должна начинаться после начала снегопада.
Машина ПОМ обслуживается 1 машинистом.
Работой по уборке снега на участковых станциях или перегоне руководит работник по должности не ниже мастера дорожного.
Рабочие характеристики машины ПОМ (изложено в Руководстве по технической эксплуатации пневмоочистительной машины ПОМ-1 [65]):
транспортная скорость — 70 км/ч
рабочая скорость при высоте снега 20 см на перегоне — 40 км/ч
рабочая скорость при высоте снега 30 см на перегоне — 30 км/ч
рабочая скорость при высоте снега 20 см на станции — 10 км/ч
рабочая скорость при высоте снега 30 см на станции — 5 км/ч
рабочая скорость при очистке от плотного снега
высотой до 20 см на горловинах станции -2,5 км/ч
«плечо» обслуживания машины ПОМ — 100 км
Работы подготовительного характера выполняются на месте стоянки машины ПОМ и включают в себя опробование вентиляторов, подачу рабочего напряжения, соединение питающей пневмомагистрали с локомотивом, открытие и закрытие механизмов ПОМ.
С помощью машины ПОМ от снега могут очищаться:
горловины станций (стрелочные переводы, пути и междупутья на горловинах, включая зоны расположенных на них препятствий — маневровых светофоров, электропневматических клапанов для очистки от снега стрелок, коробок приводов и др.). Очистка осуществляется методом последовательной перевалки снега с одного пути на другой в полевую сторону за его обочину;
парки станций (парковые пути и междупутья), включая зоны препятствий. Очистка осуществляется методом последовательной перевалки снега с одного пути на другой от оси станции в полевую сторону пути за его обочину, при условии свободности от подвижного состава путей, в сторону которых сдувается снег;
на перегонах пути, междупутья и обочины (заносимые места 1-3 категории).
Очистка пути и междупутий на перегоне и промежуточной станции осуществляется сплоткой из двух машин ПОМ с электровозом в голове, в горловинах участковой станции очистка производится сплоткой из двух машин ПОМ и установленными между ними двумя локомотивами, при этом работать должен ПОМ, находящийся позади локомотива по ходу движения.
При работе ПОМ на горловинах станций стрелки, участвующие в маршруте его движения, должны дополнительно прочищаться ручными пневмошлангами, для чего должны быть задействованы две группы чистильщиков (по 2 монтера пути).
Путь, междупутья и стрелочные переводы должны быть очищены до балласта, при условии работы ПОМ с началом снегоотложения.
Место базирования машины ПОМ — тупик на участковой станции.
Работа по очистке снега машиной ПОМ начинается с участковой станции. Работа производится сплоткой из двух машин ПОМ и установленными между ними двумя локомотивами без нарушения поездной и маневровой работы станции, при этом работу осуществляет ПОМ, находящаяся позади локомотива по ходу движения.
После согласования плана работ с дежурным по станции и производства руководителем работ записи в журнале ДУ-46 сплотка из 2 машин ПОМ приступает к очистке нечетной горловины станции. Очистку начинают с середины горловины, от которой последовательно продвигаются к крайним путям. Очистка осуществляется методом последовательной перевалки снега с одного пути на другой в полевую сторону.
По завершении работ по очистке от снега нечетной горловины сплотка из двух машин ПОМ переезжает на четную горловину и производит работы аналогичным способом.
Работы по очистке пути на перегоне и промежуточной станции производится в интервалах между движением поездов или в технологические «окна» по согласованию с диспетчером поездным.
Работы на перегоне и промежуточной станции осуществляет сплотка из двух машин ПОМ с электровозом в голове состава. При очистке 1 главного пути на перегоне, ПОМ приступает к очистке 1 главного пути промежуточной станции и далее 3 и 4 станционных путей.
По завершении очистки станционных путей и маневровой работы по перестановке электровоза, сплотка из 2 машин ПОМ переезжает на 2 главный путь и производит очистку его в пределах станции с последующим выездом на перегон.
На станционных путях, междупутьях и горловинах запрещается производить работу ПОМ без разрешения дежурного по станции и без предварительной записи в журнале ДУ-46.
При очистке горловин руководитель должен следить за качеством очистки пути ПОМ и корректировать скорость его передвижения.
При приближении машины ПОМ к перронам, пассажирским платформам, жилым строениям, подвижному составу и автотранспорту, находящемуся в непосредственной близости от пути, руководитель работ обязан давать своевременную команду на приостановку работы ПОМ.
При работе ПОМ на станциях и на горловинах путевые коробки и крышки электропневматических клапанов должны быть закрыты на замок или укреплены другим способом.
При работе ПОМ вблизи переездов автотранспорт с них должен быть удален.
Во время производства работ по очистке перегона от снега руководитель работ должен своевременно прекращать работу ПОМ при приближении встречного поезда с целью исключения ухудшения его видимости.
Приступая к работе с машиной, руководитель работ проводит инструктаж обслуживающей бригады о порядке работы. Руководитель работ отвечает за все передвижения комплекса, состоящего из машины и локомотива с момента принятия руководства бригадой и до окончания работы.
Во время передвижения машины руководитель работ и машинисты локомотива должны проявлять особую бдительность. В случае необходимости должны подаваться звуковые сигналы, а также приводить в действие тормоза.
Не допускается:
включать рабочие органы без команды руководителя;
производить осмотр рабочих органов, без отключения силового электропитания;
перед включением электропитания и пуска электродвигателей обязательно предупреждать об этом обслуживающий персонал;
во время работы вентиляторов подниматься на платформу и находится на ней.
В случае использования энергии от стационарных источников питания или от передвижных электростанций корпус машины должен иметь металлическую связь с заземляющим устройством стационарного источника или передвижной электростанции.
Кабель подключения к внешнему источнику питания должен иметь дополнительную жилу для соединения корпуса снегоуборочной машины с заземляющим устройством питающей сети.
Во время работы выдуваемый с пути снег отбрасывается воздушным потоком на расстояние до 40 м.
При проезде по мостам и около платформ вентиляторы должны выключаться.
Организация и технология очистки путей и уборки снега и
льда на станциях с применением ручного труда
Снеговые поезда для вывозки снега за пределы станции формируются из десяти — пятнадцати платформ с вагоном для обогрева рабочих.
Формирование снеговых поездов производится по заявке начальника дистанции пути начальником станции по приказу заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению).
Погрузкой снега на снеговые поезда и выгрузкой снега руководит мастер дорожный или бригадир пути.
В местах, где вывозка снега поездами невозможна (например, на коротких путях не удается разместить десять-пятнадцать платформ снегового поезда) и имеются площадки между путями, начальником станции может применяться вывозка снега автотракторной техникой на пневматическом ходу.
При ручной очистке пути снег внутри колеи должен очищаться не менее чем на 50мм ниже уровня верха головки рельса, а снаружи колеи — в уровень с верхом головки рельса.
На подгорочных путях в районах торможения вагонов башмаками очистка пути от снега производится с обеих сторон рельса ниже уровня верха головки рельса на 50 мм.
Запрещается выезд к месту производства работ снеговых поездов без вагона для обогрева работников, производящих уборку снега с пути.
При работе снегоуборочных поездов необходимо соблюдать требования, приведенные в пункте 2.8.16 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений [14].
Погрузка снега на платформу снегоуборочного поезда и его выгрузка должны производиться только при полной остановке состава. Уборка снега, его погрузка и выгрузка на ходу снегоуборочного поезда запрещается.
Очистка от снега и льда стрелочных переводов
В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см.
Очистка стрелочных переводов от снега и льда производится стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов с применением средств осигналивания и связи с дежурным по станции.
Стационарная автоматическая пневмоочистка стрелок должна быть дополнена шланговой для более тщательной очистки всего стрелочного перевода. Шланг должен быть снабжен металлическим наконечником с приваренным к нему пневмосоплом Лаваля с проходным сечением не более 8 мм.
При очистке стрелочных переводов от снега, в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба.
При выполнении работ по уборке снега и сколке льда на стрелочных переводах необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов.
Очистка стрелочных переводов от снега стационарными
устройствами пневмоочистки
Очистка от снега централизованных стрелочных переводов, оборудованных стационарными автоматическими устройствами пневмоочистки стрелок, производится с начала снегопада.
Дежурный по станции должен дать распоряжение в компрессорную для включения компрессоров и нажать кнопку «Пуск» циклической или блочной системы управления пневмоочистки стрелок.
Циклическая система управления устройствами пневмоочистки стрелок на станции осуществляет последовательную подачу сжатого воздуха от компрессорной по трубопроводам через электропневматические клапаны (ЭПК) и пневмоарматуру, смонтированную на стрелке.
Блочная система управления устройствами пневмоочистки стрелок на станции обеспечивает три режима очистки:
циклический — для всех стрелок, как при шаговом управлении;
групповой — для наиболее деятельных стрелок, выделенных в отдельные технологические группы;
индивидуальный — для любой стрелки перед ее переводом или в других случаях.
Пневмоарматура, смонтированная на стрелке, направляет сжатый воздух в пространство между остряком и рамным рельсом с помощью отводов, в конце которых должны быть сформированы или вварены пневмосопла Лаваля, с диаметром отверстия сопла 6 мм. Ближайшее сопло к острию пера должно иметь диаметр отверстия сопла 8 мм.
Для эффективного действия системы пневмоочистки стрелок давление перед электропневматическим клапаном (далее ЭПК) на стрелке должно быть не менее 0,35 — 0,4 МПа.
Работа по ручной обдувке стрелок выполняется двумя монтерами пути, один из которых (старший группы) имеет квалификацию не ниже четвертого разряда. Обязанности между монтерами пути распределяются следующим образом:
старший группы следит за проходом поездов, закрывает и открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг;
второй монтер пути соединяет головку шланга с воздухоразборной колонкой и с наконечником в руках производит пневмообдувку стрелочного перевода.
При этом, в начале продувают пространство между отжатым остряком и рамным рельсом с тщательной очисткой подушек, упорных болтов, боковых граней остряка и рамного рельса в местах их прилегания, затем — пространство между прижатым остряком и рамным рельсом. Струю воздуха при очистке следует направлять от широкого основания остряка к тонкому. Очистка стрелки завершается продувкой межшпального ящика, в котором проходят переводные тяги;
после очистки стрелки прочищаются желоба крестовины и контррельсов. Если смерзшийся снег или лед не выдувается струей воздуха, следует выполнить очистку скребком наконечника.
Во избежание попадания снега в приборы СЦБ струю воздуха следует направлять от электроприводов, путевых коробок и других напольных устройств СЦБ.
Особую осторожность следует соблюдать при очистке изолирующих стыков, мест установки джемперов и соединителей, не допуская их разъединения, порчи или закорачивания наконечником.
Электрообогрев стрелок
Электрообогрев стрелок должен быть задействован в течение всего периода снегопада или метели. Включение электрообогрева, как правило, производит дежурный по станции с началом снегопада, а выключение через один час после его окончания, чем обеспечивается испарение влаги с обогреваемых поверхностей стрелки.
Поверхность стрелочных подушек должна быть постоянно смазана керосином с добавлением 20-30 % отработанного масла.
При производстве работ по очистке стрелок, в том числе с использованием снегоуборочной техники, следует соблюдать особую осторожность, не допуская повреждения трубчатых электронагревателей, расположенных на подошве рамного рельса, подводящего кабеля и других устройств электрообогрева. Персонал, занятый на этих работах, должен быть специально об этом проинструктирован руководителем работ.
Организация очистки пассажирских платформ от снега
Пассажирские платформы (далее – платформы) и территории вокзала убираются механизированным способом с помощью снегоуборочных машин и ручным способом с помощью снегоуборочного инвентаря (лопата, скребки). Убираемая территория должна быть хорошо освещена и освобождена от посторонних предметов. Работники, занятые на уборке платформ и территории вокзала должны своевременно извещаться об ухудшении погодных условий (обильный снегопад, ветер, гололед). А также должны быть обеспечены сертифицированными средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью), сигнальными принадлежностями и жилетами со световозвращающимися вставками с указанием принадлежности к предприятию.
Перед началом работ по уборке снега ответственному руководителю (начальнику вокзала, заместителю начальника вокзала, дежурному помощнику или ответственному работнику железнодорожного вокзала) необходимо согласовать с дежурным по станции время начала и окончания и место проведения работ с отметкой в журнале формы ДУ-46.
Платформы должны убираться только в перерывах между движением поездов. Движение транспортных средств по платформам должно осуществляться не ближе 1 м от края платформы при выполнении разворота машины на платформе, и при уборке платформы допускается приближать машину к краю платформы не ближе, чем на 0,5 м.
Переезд через пути следует осуществлять по железнодорожным переездам при наличии настила на уровне головки рельса с соблюдением следующих требований безопасности:
по регулируемым переездам двигаться на первой передаче при устойчивых оборотах двигателя при разрешающем сигнале переездного светофора, при отсутствии угрозы со стороны железнодорожного подвижного состава;
при подъезде к нерегулируемому переезду следует остановить машину на расстоянии не ближе 5 м от ближайшего рельса и убедиться в том, что путь для движения свободен и нет угрозы со стороны железнодорожного подвижного состава, и после этого осуществить проезд через пути;
не допускается останавливать машину на путях, а также ближе 5 м от ближайшего рельса;
в случае непредвиденной остановки машины на железнодорожном переезде немедленно принять меры к эвакуации;
при невозможности эвакуации машины с железнодорожного переезда, принять меры для оповещения машинистов поездов о создавшейся опасной ситуации в обоих направлениях, находясь от железнодорожного переезда на расстоянии не менее 1000 м (с привлечением других людей) – днем сигнал подается круговым вращением руки с каким-нибудь хорошо видимым предметом (лоскут яркой материи, шарф, шапка), а ночью с факелом или фонарем любого цвета.
Отменить сигналы оповещения об опасности необходимо только после эвакуации машины за пределы железнодорожного переезда на безопасное расстояние.
Водитель должен при движении соблюдать дистанцию между транспортными средствами во избежание наезда при внезапной остановке впереди едущего транспортного средства. Расстояние до едущего впереди транспортного средства должно быть не менее 10 м, а на уклонах – не менее 20 м.
При выполнении снегоуборочных работ погрузчиком водитель должен убедиться, что в зоне работы нет людей, а работникам, занятым уборкой снега, запрещается находиться на транспортере снегопогрузчика, а также на расстоянии менее 5 м от его лап.
Высота вала сгребаемого снега не должна превышать 0,5 м во избежание буксования снегопогрузчика и опасности его соскальзывания в сторону.
Уборку платформ с помощью ручного снегоуборочного инвентаря следует осуществлять бригадой, состоящей не менее чем из двух человек, причем один из работников должен выполнять функции сигналиста. Уборка осуществляется исправным инвентарем, во встречном направлении движению ожидаемого подвижного состава.
Платформы, проезды, проходы необходимо посыпать антигололедной смесью или песком, при этом используется ведро и совок, руки должны быть защищены перчатками (рукавицами). В случае попадания антигололедной смеси или песка в глаза необходимо прервать работу и принять меры по оказанию помощи.
При очистке платформ запрещается сбрасывать снег и лед на железнодорожный путь.
studfiles.net
Снегоуборка: очистка стрелочных переводов от снега
Снегоборьба
ООО «Трудовой десант» выполняет работы по очистке снега на железнодорожных путях, стрелочных переводах и жд переездах.
Снегоборьба – это исключительно железнодорожный термин, с которым вы не встретитесь ни в какой-либо еще одной отрасли. Он включает в себя комплекс мер по предотвращению снеговых заносов, защите пути от снега, а также непосредственно снегоуборке — очистке жд путей и стрелочных переводов от снега.
На работу железнодорожного транспорта, который обоснованно считают всепогодным, не влияют многие неблагоприятные погодные условия. Несмотря на это, снежные заносы и сугробы — серьезная угроза для железнодорожного транспорта. Сильные снегопады и создаваемые ими снежные заносы представляют проблему для движения подвижного состава. Снег, попадая на железнодорожную колею, создает дополнительное сопротивление движению, увеличивает расход энергии, способствует снижению скоростей движения.
Так, на заре становления железнодорожного транспорта, когда методика снегоборьбы еще не была выработана, снежная стихия могла парализовать работу отдельных участков железной дороги на продолжительное время.
История снегоборьбы на железных дорогах
Снегоуборка железнодорожной колеи была проблемным вопросом еще задолго до широкого распространения сети железных дорог. Для России он был особенно актуален, его обсуждали не только инженеры, как свидетельствуют документы, но и общественность. Снегоуборка железнодорожных путей в России являлась повинностью, сёла обкладывались «снежной конской и людской» повинностью, часто данную работу исполняли воинские части. Этот факт подтверждается вырезкой из английской газеты конца 19 века, содержащий гравюры рассказывающие об уборке снега на железной дороге в окрестностях Оренбурга.
Снегоборьба на железной дороге велась и с помощью ограждения путей снеговыми щитами, а также силами пассажиров, которые вручную вызволяли застрявший состав лопатами.
В настоящее время арсенал способов борьбы со снегом значительно расширился: это и защита от снежных заносов с помощью долговременных лесонасаждений и специальных сборных решетчатых щитов и заборов, электрообогрев и пневмообдувка стрелочных переводов, обработка противообледенительными и антигололедными химикатами металлических частей верхнего строения пути. Разрабатываются и внедряются в применение различные современные снегоочистительные самоходные машины как на автомобильном комбинированном, так и на железнодорожном ходу.
Инструкции по снегоборьбе
Снегоборьба на железных дорогах Российской Федерации регламентируется следующими нормативными актами:
Снегоборьба на железнодорожных путях
Содержание железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается за счет владельца путей, в том числе и очистка железнодорожных путей необщего пользования от снега. ООО «Трудовой десант» выполняет эти работы на железнодорожных путях необщего пользования как ручным способом, так и с применением специализированных средств малой механизации – гусеничных снегоуборочных машин Honda. При значительном количестве снега, очистка путей производится с применением самоходной спецтехники на комбинированном ходу. В случае же наступления сильного снегопада, мы привлекаем с РЖД тяжелую самоходную технику на железнодорожном ходу.
С момента наступления снегопада работники нашей организации принимают меры согласно плану по очистке и уборке снега с путей необщего пользования и стрелочных переводов для обеспечения бесперебойности движения подвижного состава, при необходимости устанавливают круглосуточное дежурство работников компании, организовывают работу снегоуборочных машин, производят качественную очистку путей от снега после прохода спецтехники.
Необходимо отметить, что критерий хорошей очистки путей от снега вполне измерим и закреплен в инструкции по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации — при ручной очистке пути снег внутри колеи должен счищаться не менее чем на 50 мм ниже уровня верха головки рельса, а снаружи колеи — в уровень с верхом головки рельса.
Очистка от снега стрелочных переводов
Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с защитой от снега стрелочных переводов. Для нормальной работы стрелочного перевода в зимний период необходимым условием является отсутствие напрессовки льда и снега в зонах работы подвижных частей стрелочного перевода: между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником.
При выполнении работ по сколке льда на стрелочных переводах и в местах препятствий необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов. На стрелочных переводах для сколки льда может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент.
В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см. Очистка стрелочных переводов от снега и льда производится стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов с применением средств сигналирования и связи с дежурным по станции.
В настоящее время существует возможность оборудовать стрелочные переводы электрообогревом или пневмообдувкой. Наша компания по заданию заказчика может выполнить работы по монтажу и установке вышеуказанных технических приспособлений.
Очистка от снега железнодорожных переездов
В соответствии с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденными приказом Минтранса России № 237 от 31.07.2015, владелец железнодорожных путей необщего пользования при содержании автомобильных дорог в границах железнодорожного переезда обеспечивает своими силами чистку автомобильных дорог от снега и льда, осуществляет борьбу с зимней скользкостью, производит уборку снежных валов с обочин автомобильной дороги, организует погрузку и вывоз снега, а так же принимает меры для регулярной очистки от снега и льда элементов переезда.
ООО «Трудовой десант» поможет организовать весь комплекс работ по поддержанию состояния покрытия автомобильной дороги и переездного настила в соответствии с нормативными документами.
Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также своевременной очистки их от снега во время снегопадов и метелей.
ООО «Трудовой десант» выполняет весь спектр работ: организацию снегоборьбы на железнодорожном транспорте, снегоуборку железнодорожных путей, очистку от снега стрелочных переводов, железнодорожных переездов и технологических проездов.
Наша компания организует работу таким образом, чтобы не нарушать график движения поездов, обеспечивать своевременную подачу/уборку подвижного состава к местам погрузки или выгрузки, не мешать пассажирам и станционному персоналу, а также в кратчайшие сроки устранить неблагоприятные последствия снежной стихии.
www.tdesant.ru