Пушка нр 30: 30-мм авиационная пушка НР-30. — Российская авиация

Авиационная пушка НР-30 (СССР) | Dogswar.ru


Несколькими КБ и НИИ при участии ВВС был выбран единый калибр для ВВС — 30 мм — и определены основные характеристики 30-мм снаряда и патрона. Патроном занималось КБ А.А. Бобровского. Разработка 30-мм пушки велась параллельно в трех КБ: ОКБ-16 (А.Э. Нудельман), ОКБ-15 (Б.Г. Шпитальный) и КБП (А.А. Волков). Пушка Шпитального получила индекс LU-30; пушка Волкова, созданная на базе автоматики А-12,7, — В-30 (ТКБ-494), а пушка Нудельмана — НР-30 (235П).

Работа автоматики пушки НР-30 основана на использовании энергии отката ствола для отпирания и отката запирающего агрегата, а также на использовании энергии пороховых газов, отведенных от ствола в газовый накатник, для торможения отката и осуществления наката ствола.

В пушке осуществлен короткий ход ствола: длина отката запирающего агрегата больше длины отката ствола. Отпирание ствола происходит при откате. Питание ленточное. Лента из стальных звеньев, в ленте 30 патронов.

Длина ствола 1600 мм. Габариты пушки: длина 2153 мм, ширина 181 мм, высота 186 мм. Вес пушки 66,5 кг. Темп стрельбы 850-1000 выстр./мин. Гарантированная живучесть на середину 50-х годов — 2000 выстр., установленная в 1986 г. — 3000 выстр.

Испытания всех трех пушек проводились на полигоне одновременно. НР-30 была признана лучшей. Серийное производство пушки НР-30 организовано в 1954 г., а в 1955 г. она принята на вооружение. Пушка непрерывно изготавливалась по крайней мере до 1993 г. Производство велось на заводе № 2. В 1954 г. сделано 17 пушек, в 1955 г. — 667, в 1956 г. — сведения не найдены, в 1957 г. — 1756.

Пушки НР-30 были установлены на самолетах:
МиГ-19С — три пушки; боекомплект — 70 патронов у крыльевой пушки и 60 патронов у фюзеляжной;
МиГ-21Ф — две пушки с боекомплектом по 60 патронов;
МиГ-21Ф-13 — одна пушка с боекомплектом 60 патронов;
Су-7БМ — две пушки;
Су-17М4 — две пушки с боекомплектом по 300 патронов на ствол.

В боекомплект пушки НР-30 входят 7 типов выстрелов. Все они имеют почти одинаковый вес (патрон 840-847 г, снаряд 400-405 г) и начальную скорость (780 м/с).

Снаряды ОФЗ и ОФЗТ имеют ударные взрыватели. Вес ВВ в ОФЗ снаряде — 48,5 г, а в ОФЗТ снаряде — 40 г, зато ОФЗТ снаряд имеет трассер со временем горения от 1,5 до 4 с. Фугасно-зажигательный снаряд был специально создан для стрельбы по дрейфующим аэростатам, но при необходимости он может использоваться и по другим воздушным целям. Снаряд содержит 48,5 г взрывчатого вещества. Особенностью снаряда является взрыватель с дальним взведением, срабатывающий при встрече с пленкой толщиной до 0,012 мм. Создание противоаэростатных снарядов было связано с тем, что взрыватели обычных снарядов имели малую чувствительность и не срабатывали при встрече с оболочкой аэростата. Фугасно-зажигательный снаряд содержит 48,5 г взрывчатого вещества и имеет самоликвидатор, срабатывающий через 12-20 с.

Для стрельбы по бронированным наземным и воздушным целям в боекомплект НР-30 входят бронебойно-разрывные и бронебойно-трассирующие снаряды весом 401-403 г. Бронебойно-разрывной снаряд на дистанции 700 м пробивает 20-мм броню при угле 30° от нормали, а бронебойно-трассирующий снаряд — 20-мм броню на дистанции 600 м при угле 60° от нормали и на дистанции 1500 м при угле 30°.

Для поражения живой силы и легкоуязвимой наземной техники был создан многоэлементный снаряд. Снаряд МЭ содержит готовые поражающие элементы и имеет дистанционный взрыватель со временем срабатывания 1,1-1,5 с. В нем помещено 28 элементов, при срабатывании вышибного заряда они выбрасываются в направлении цели. Вес снаряда МЭ — 404 г, а одного элемента — 3,5 г, т. е. по весу он близок к шрапнельной пуле полевых орудий.

Для создания помех РЛС противника и радиолокационным ГСН в 1955 г. в СССР была начата разработка авиационных патронов с дипольными отражателями.

В 1959 г. НИИП ГКОТ создан 30-мм патрон с дипольным отражателем ДОС-15. Проведенные в 1960 г. государственные испытания показали их применение в качестве средств защиты истребителя МиГ-19. Приказом Главкома ВВС от 7 декабря 1960 г. 30-мм патроны с ДОС-15 были приняты на снабжение.

Во время испытаний 30-мм патронов с ДОС-50 (длина отражателей 50 мм) было проведено 24 эксперимента, в ходе которых было выпущено по две очереди по 10-12 патронсв с интервалом около 10 с. Во всех 24 случаях у РЛС типа СОН-ЗО и СОН-15, работавших в режиме автоматического сопровождения, наблюдалась потеря цели.

Современный 30-мм противолокационный снаряд имеет индекс ПРЛ. В снаряд ПРЛ помещается не менее 480 тыс. отражателей одной или двух длин, в зависимости от длины волны, испускаемой РЛС. Через 6-8 с после выстрела срабатывает вышибное устройство, после чего диполи образуют облако площадью 7-9 м2, а через 25 с это облако увеличивает свою площадь до 18 м2.

Тут стоит отметить, что почти все современные авиационные выстрелы созданы в ГНПП «Прибор» (образовано в 1945 г. как КБ-398, с 1947 г. — ГСКБ-398, с 1962 г. — НИИП. с 1977 г. — НПО «Прибор»),

Зеленко В., Стариков Н. Создание стрелково-пушечного вооружения России

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2016. — № 4 (9)

Аннотация.  В выступлении представлены краткие сведения о истории создания и развития на тульской земле стрелково-пушечного вооружения, о вкладе всемирно известных тульских конструкторов в создание оборонного щита Отечества. Более подробно проанализирован современный этап проектирования стрелково-пушечного вооружения, связанный с вкладом знаменитых конструкторов А.Г. Шипунова и В.П. Грязева, создавших унифицированную систему малокалиберных пушек. 

Ключевые слова: отечественное оружейное производство, высокоточное оружие, стрелково-пушечное вооружение, авиационное оружие, крупнокалиберное оружие, унифицированная система малокалиберных пушек.

 

 

Summury. The presentation gives an overview of the history and development of the land in the Tula small arms and cannon, the contribution of world famous designers in the creation of the Tula defense shield of the Fatherland. A more detailed analysis of the current stage of designing small arms and cannon associated with the contribution of famous designers AG Shipunova and VP Mud, to create a unified system of small-caliber guns.

Keywords: domestic arms production, precision weapons, small arms and cannon, aircraft guns, heavy weapons, unified system of small-caliber guns.

Россия, вступившая при Петре I в эпоху великих преобразований, нуждалась прежде всего в мощной промышленности. Война со Швецией, особенно ее начальный этап, еще раз продемонстрировала необходимость реорганизации, укрепления армии и развития оружейного дела.

 

Новая эра в отечественном оружейном производстве началась с исторического для Тулы указа Петра I от 15 февраля 1712 г., которым повелевалось построить вододействующие заводы для изготовления оружия.

 

Тула всегда была в гуще исторических событий, влияла на их ход и конечный результат. Город-труженик в мирное время, Тула становилась городом-воином, щитом России в годину военных испытаний. Особенно ярко и незабываемо это проявилось в годы Великой Отечественной войны, 70-летие со дня Победы в которой мы отмечаем в этом году.

 

Осенью 1941 г. оборонные предприятия оружейной столицы были уже эвакуированы, но оружие в опустевших цехах, в условиях непрерывных авиационных налетов противника и под артиллерийско-минометным огнем продолжали изготавливать и ремонтировать вставшие к станкам вместо мужчин женщины, старики, подростки и даже дети.

 

Новейшее оборудование было вывезено, но и на изношенном оборудовании туляки отремонтировали во время осады 89 танков, более 100 орудий, 529 пулеметов, около 200 автомашин, наладили производство минометов, гранат, мин и другого оружия, которое так было необходимо фронту.

 

За послевоенные годы в городе построено много новых промышленных предприятий. Тула становится крупным индустриальным, научным и культурным центром, в авангарде работы которого идут тульские оружейные предприятия. Сегодня в Туле производят высокоточное оружие, автоматические пушки, стрелковое оружие, патроны, радиолокационные системы, электронные тренажеры и другую наукоемкую продукцию.

 

Среди всемирно известных предприятий и научных учреждений этой отрасли — ОАО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А.Г.Шипунова», ОАО «НПО «Стрела», ОАО «НПО «Сплав», ОАО «Тульский оружейный завод», ОАО «АК «Туламашзавод», ОАО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «Тулаточмаш», Тульский государственный университет и др.

 

Тула по праву гордится своими замечательными конструкторами-оружейниками С.И. Мосиным, Ф.В. Токаревым, М.Е. Березиным, И.М. Михалевым, Н.Ф. Макаровым, В.Н. Рогожиным, Н.М. Афанасьевым, А.И. Ганичевым, В.И. Симачевым, В.П. Грязевым, А.Г. Шипуновым, В.С. Усовым, Н.А. Макаровцом, Г.А. Денежкиным, И.Я. Стечкиным и мн. др.

 

Более 80 лет ОАО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Г. Шипунова» занимает ведущее место не только в Туле, среди оборонных предприятий России, но и пользуется широкой известностью и уважением за рубежом. Сегодня на этом предприятии реализован полный цикл создания вооружения и военной техники — от формирования идеи (замысла) до реализации готовой продукции.

 

В довоенные годы и в годы Великой Отечественной войны основным направлением деятельности предприятия было создание стрелкового оружия, автоматических пушек и пулеметов для сухопутных войск и авиации.

 

В январе 1931 г. Реввоенсовет СССР принял постановление о заказе 1000 экземпляров пистолета системы Токарева, который известен под аббревиатурой ТТ (Тула, Токарев). В СССР пистолет ТТ, разработанный выдающимся  русским оружейником Ф.В. Токаревым, состоял на вооружении в армии до начала 1960-х г.

 

Весной 1940 г., под обозначением «7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева обр. 1940 г.» (СВТ-40), была принята на вооружение модернизированная винтовка, в том же году началось ее массовое производство.

 

В 1951 г. под наименованием «9-мм пистолет Макарова» (ПМ) был принят на вооружение пистолет, разработанный Н.Ф. Макаровым. Серийное производство пистолета Макарова было развернуто на Ижевском механическом заводе, там же, где изготавливался пистолет ТТ.

 

Сегодня можно констатировать, что в результате проделанной Н.Ф. Макаровым работы был создан один из лучших образцов личного оружия ХХ столетия.

 

В 1951 г. был принят на вооружение Советской армией и пистолет АПС, разработанный конструктором И.Я. Стечкиным. Он обладал важной конструктивной особенностью — возможностью ведения огня как одиночными выстрелами, так и очередями.

 

Сегодня автоматический пистолет Стечкина АПС и его модификации занимают свою нишу в системе вооружения сил специального назначения, спецслужб; более чем полувековая боевая служба пистолета продолжается.

 

Трудно переоценить вклад тульских конструкторов-оружейников в создание такого класса оружия, как авиационное стрелково-пушечное вооружение.

 

История развития авиационного стрелково-пушечного вооружения (СПВ) неразрывно связана с историей артиллерии, точнее с таким ее этапом, как появление автоматического оружия. Можно выделить некоторые основные периоды становления авиационного СПВ.

 

Первый период — зарождение авиационного вооружения. Этот период характеризируется приспособлением ручных пехотных пулеметов калибра 7,62-мм для авиации. В 1909 г. А.А. Пороховщиков спроектировал самолет с пулеметной установкой в бронированной гондоле. С 1915 г. Россия впервые в мире приступила к серийному выпуску синхронизаторов Г.И. Лаврова для стрельбы через винт.

 

До 1917 г. Россия не имела собственного авиационного оружия, и самолеты снабжались иностранными пулеметами Шоша, Максима, Льюиса и др. В годы советской власти были приняты меры по организации специализированных КБ для разработки автоматического оружия различного назначения, но первыми образцами, установленными на самолетах, были модификации 7,62-мм пехотного пулемета В. А. Дегтярева (1928) ДА (Дегтярев авиационный) и 7,62-мм пулемет ПВ-1 А.В. Надашкевича на базе пулемета максим (1928).

 

Второй период — создание специального авиационного оружия при бурном развитии самолетостроения. Решались следующие проблемы: повышение темпа стрельбы; переход к крупнокалиберным пулеметам и автоматическим пушкам калибра 12,7–37,0 мм; разработка системы дистанционного управления огнем; обеспечение надежности эксплуатации; синхронизация стрельбы; снижение уровня силового воздействия на самолет; уменьшение массы и габаритов оружия; повышение могущества боеприпасов.

 

Первый в мире авиационный скорострельный 7,62-мм пулемет ШКАС Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого по газоотводной схеме был принят на вооружение в 1932 г. и производился в крыльевом, турельном синхронном (спроектирован В.И. Салищевым в 1938 г.) вариантах.

 

Научный труд академика А.А. Благонравова «Основания проектирования автоматического оружия» (1931, 1940) [1] помог конструкторам перейти от интуиции в проектировании к научно обоснованному расчету. Разработанные им методы расчета получили развитие в трудах д-ра техн. наук, проф. М.А. Мамонтова. Его монография «Некоторые случаи течения газов» (1951) [2] стала крупным вкладом в теорию проектирования автоматического оружия, во многом способствовавшим развитию наиболее прогрессивных газоотводных схем. Именно М.А. Мамонтов стоял у истоков создания в 1937 г. кафедры «Проектирование автоматических машин» Тульского механического института, ныне кафедры «Стрелково-пушечное вооружение» ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет».

 

Переход к крупнокалиберным пулеметам и пушкам был начат в 1936 г. Конструкторы Б.Г. Шпитальный и С.В. Владимиров по схеме ШКАС создали 20-мм авиационную пушку ШВАК. Новым в конструкции пушки ШВАК была двухтактная подача. Впервые пушку ШВАК применили в боях на реке Халхин-Гол в 1939 г. на самолете И-16.

 

В Великую Отечественную войну (1941–1945) в большинстве образцов оружия советских самолетов использовалась схема М. Е. Березина, реализованная в 12,7-мм 

 пулеметах БС (1939), УБ (1941) и 20-мм пушке Б-20 (1944). Сходная классическая схема автоматики использовалась в 23-мм пушке ВЯ (1940) — основном вооружении штурмовиков Ил-2 и Ил-10. Конструкторы пушки ВЯ А.А. Волков и С.А. Ярцев решили новую задачу взаимодействия автоматики оружия и установки самолета.

 

В 1942 г. на вооружение была принята 37-мм пушка НС-37 А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова, а через два года 45-мм пушка НС-45 (устанавливалась на самолете Як-9К) и 23-мм пушка НС-23. Были созданы 37-мм патрон с уменьшенным зарядом и легкая 37-мм пушка Н-37 А.Э. Нудельмана и В.Я. Неменова (взамен НС-37) для истребителей МиГ-15 и других самолетов (1947). По той же схеме с ускорителями отката и наката затвора А.Э. Нудельман и А.А. Рихтер разработали 23-мм пушку НР-23 (1949) с двусторонней подачей патронной ленты. Она предназначалась для вооружения самолетов истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации (для стрельбы по воздушным и наземным целям).

 

Третий период связан с началом повышения характеристик авиационного СПВ путем использования новых технических решений. Первым этот путь проложил Н.М. Афанасьев, создав 12,7-мм пулемет А-12,7 (1953) для вооружения вертолетов.

 

В 1954 г. на вооружение была принята 23-мм пушка АМ-23 Н.М. Афанасьева и Н.Ф. Макарова, превосходящая по скорострельности все отечественные пушки того же калибра в 1,5 раза. В 1955 г. была принята на вооружение 30-мм пушка НР-30 А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера по схеме с откатом ствола, отличавшаяся новыми инженерными решениями. В 1964 г. на вооружение становится 23-мм автоматическая пушка Р-23, которая предназначалась для вооружения самолетов.

 

Современный этап создания авиационного СПВ связан с вкладом, которое внесло в развитие современных комплексов авиационного СПВ ОАО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А.Г. Шипунова», находящееся в городегерое Туле. Многие годы КБП руководил Аркадий Георгиевич Шипунов — выдающийся конструктор и ученый, внесший выдающийся личный вклад в развитие инженерной науки и техники, выпускник кафедры «Расчет и проектирование автоматических машин» (РиПАМ) Тульского механического института (ныне кафедра «Стрелково-пушечное вооружение» ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»).

 

Им проведены фундаментальные исследования в области динамики и прочности машин, автоматического управления, системного анализа, теории проектирования и конструирования [3].

 

Разработкой СПВ в КБП занимался Василий Петрович Грязев – выдающийся конструктор-оружейник.

 

Под его научно-техническим руководством разработана современная система малокалиберного артиллерийского вооружения, представленная высокоэффективными образцами, находящимися на вооружении в СВ, ВВС, ВМФ [4].

 

В.П. Грязев, так же как и А.Г. Шипунов, Н.Ф. Макаров и др., является выдающимся выпускником кафедры РиПАМ Тульского механического института.

 

На кафедру РиПАМ Василий Грязев поступил в 1945 г. на «Оружейно-пулеметное» направление [5, 6]. Годы учебы были тяжелыми, но интересными. Среди многих увлечений наибольшую страсть у него вызывало оружие. По воспоминаниям преподавателей кафедры, он больше других занимался материальной частью оружия, разбирал образцы, которые не являлись обязательными для изучения.

 

При работе с образцами В.П. Грязев быстро схватывал особенности устройства и работы исполнительных механизмов. Эта его способность помнить конструкции, особенности образцов всегда поражала студентов и сотрудников кафедры.

 

В 1951 г. В.П. Грязев успешно защищает диплом и распределяется в ЦНИИ Точмаш г. Подольска. Там он успешно работает, появляются результаты, ставится на вооружение его первый образец — пушка ГШ-23. В 1966 г. он получает приглашение работать в КБП и возвращается в Тулу, где становится заместителем генерального конструктора А.Г. Шипунова и продолжает работать над созданием автоматических пушек для нужд ВВС.

 

Одним из главных достижений работ В.П. Грязева является создание целой гаммы малокалиберных автоматических пушек (МАП), которые были построены на базе двух боеприпасов, что позволяет говорить об унифицированной системе отечественных МАП [7].

 

Трудности унификации авиационных пушек были обусловлены прежде всего низким научно-техническим уровнем этих разработок, не позволявшим обеспечивать необходимый уровень эффективности минимальными затратами (минимальной номенклатурой пушек и боеприпасов) при решении широкого круга разнообразных боевых задач.

 

При этом система состоит из минимальной номенклатуры боеприпасов и пушек. В качестве основного базового боеприпаса системы был принят 30-мм патрон типа АО-18, параметры которого оказались наиболее привлекательными на современном этапе развития техники. В качестве дополнительного в системе используется 23-мм патрон типа АМ-23 для авиационных артустановок с жесткими массогабаритными ограничениями.

 

Первая малокалиберная авиационная пушка, поставленная на вооружение в 1965 г. В.П. Грязевым и А.Г. Шипуновым получила название ГШ-23 (здесь и в дальнейшем 

ГШ – Грязев, Шипунов).

 

Пушка спроектирована под патрон АМ-23. ГШ-23 (ГШ-23Л) — двухствольная авиационная пушка, предназначенная для оснащения подвижных и неподвижных пушечных установок самолетов (МиГ-21С, МиГ-23, Як-28И, Ил-76, Ту-22М, Як-38 и др.) и вертолетов (Ми-24).

 

Многоканальная схема автоматики позволяет совмещать все операции подготовки и производства выстрела. Пушка имеет ускорительные механизмы, которые сообщают затворам высокие скорости досылания патрона и извлечения стреляной гильзы.

 

Использование единых механизмов для обслуживания обоих стволов позволило создать двуствольное оружие в габаритах и массе одноствольных систем. 

 

 

Двуствольная авиационная пушка ГШ-30 (9-А-623), созданная В.П. Грязевым, — базовый образец унифицированной системы 30-мм скорострельного артвооружения.

 

Предназначена для оснащения штурмовиков (Су-25 и др.). Работа автоматики основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в каждом стволе в газовые цилиндры.

 

Пушка ГШ-30К — модификация 30-мм двуствольной авиационной пушки ГШ-30. Предназначена для оснащения вертолетов (Ми-24П).

 

Разработка шестиствольной 23-мм (под патрон АМ-23) пушки ГШ-6-23 (ранее АО-19  и ТКБ-613) в Тульском КБ приборостроения велась параллельно с 30-мм морской пушкой ГШ-6-30К (ранее АО-18). Работы возглавлял В.П. Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г. Шипунов [8–10].

 

Пушки выполнены по многоствольной схеме Гатлинга с вращающимся блоком стволов. Пушка ГШ-6-23 предназначена для вооружения авиации. Наземные испытания прошли в конце 1965 г. Пушка принята на вооружение в 1974 г. под обозначением ГШ-6–23 (9-А-620).

 

В 1980 г. пушка модернизируется и совмещается с беззвеньевым питанием (9-ЕЮ-768). Пушка ГШ-6-23М — самая скорострельная пушка в мире с темпом стрельбы 10 000 выстрелов в минуту. Предназначена для авиационных пушечных установок фронтовых бомбардировщиков Су-24 (подвесная СППУ-6 и встроенная), истребителей-перехватчиков МиГ-31 (встроенная неподвижная установка).

 

В 1975 г. на вооружение становится 30-мм шестиствольная авиационная пушка ГШ-6-30, которая предназначена для оснащения неподвижных установок истребителей-бомбардировщиков МиГ-27.

 

30-мм автоматическая пушка ГШ-301 — самая легкая в мире 30-мм пушка. Предназначена для оснащения истребителей (МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35), фронтовых бомбардировщиков (Су-34), самолетов вертикального взлета и посадки (Як-41). Конструкция пушки — блестящее сочетание новых, оригинальных технических решений.

 

В последнее время во всех ведущих армиях мира большое внимание уделяется вертолетной технике. В России появились вертолеты нового поколения с высокими летными характеристиками, с вооружением различного назначения. Все самые современные отечественные вертолеты оснащаются установками с малокалиберной автоматической пушкой. В настоящее время это пушка 2А42.

 

30-мм автоматическая пушка 2А42 многоцелевое малокалиберное артвооружение боевых машин, которая может решать задачи по поражению объектов военной техники, не укрытой живой силы, низколетящих целей. Она предназначена для оснащения боевых машин пехоты (БМП-2), десанта БМД-2, БМД-3, БТР-90, БМПТ и подвижных установок вертолетов Ка-50,Ка-52, Ми-28Н.

 

В 1996 г. на вооружение МВД приняты разработанные В.П. Грязевым 10 оригинальных образцов системы специализированного легкого вооружения, в том числе гранатомет АГС-30 и пистолет ГШ-18, получившие мировое признание.

 

Имя Василия Петровича Грязева, имена других выдающихся выпускников кафедры свято в университете. Сотрудники ТулГУ, кафедры «Стрелково-пушечное вооружение», студенты всегда будут помнить своего выпускника, коллегу, выдающегося конструктора, талантливого преподавателя, замечательного человека.

 

Работы, проведенные в КБП по созданию авиационного стрелково-пушечного вооружения, позволили практически полностью удовлетворить потребности ВВС России в автоматических пушках и создали отечественное превосходство в данном виде вооружения на длительную перспективу.

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2016. — № 4 (9)

А.Э. Нудельман

21 августа 2022 года мы отмечаем 110-летие со дня рождения Александра Эммануиловича Нудельмана — выдающегося конструктора вооружения и военной техники, ученого и организатора.

Текст: О.В. Прянишников

21 августа 2022 года мы отмечаем 110-летие со дня рождения Александра Эммануиловича Нудельмана — выдающегося конструктора вооружения и военной техники, ученого и организатора.

Текст: О.В. Прянишников

А.Э. Нудельман родился 21 августа 1912 г. (08.08.1912) в Одессе, на Пересыпи, в семье искусного мастера-модельщика и литейщика. С юных лет Александр проявил яркие творческие способности, особенно в решении технических задач. О нем говорили, что он «родился конструктором». После учебы в профшколе № 3 «Металл» и окончания техникума А.Э. Нудельман работал конструктором в экспериментальных мастерских Центрального бюро содействия рационализаторам и изобретателям УССР (БСРИЗ), совмещая эту работу с учебой в Одесском Индустриальном (позднее Политехническом) институте, который он окончил в 1935 году. Его крупной разработкой за время учебы была абсорбционная холодильная машина (руководитель – профессор Б.М. Блиер), получившая положительные отзывы специалистов.

За год до окончания института талантливый изобретатель и конструктор А.Э. Нудельман обращает на себя внимание разработчиков военной техники. Молодой энергичный конструктор Я.Г. Таубин приглашает его в недавно организованное в Москве Конструкторское бюро Наркомата тяжелой промышленности, получившее несколько позднее наименование ОКБ-16 (в настоящее время это АО «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана»). Этому КБ была поручена разработка автоматического гранатомета под 40-мм ружейную гранату. Идея создания автоматического гранатомета пришла к Я.Г. Таубину во время учебы в Одессе, на стрельбище, где производился отстрел этой гранаты. Процесс заряжания и производства выстрела был трудоемким и длительным. Я.Г. Таубин задался целью автоматизировать этот процесс.

В Москве А.Э. Нудельман активно подключился к разработке конструкции гранатомета и колесного станка к нему, разрабатывая чертежи и обеспечивая запуск их в производство. После изготовления опытных образцов гранатомета А.Э. Нудельману было поручено проведение испытаний оружия, причем эти испытания проходили в реальных боевых условиях на Карельском перешейке во время войны с белофиннами и на речных судах при освобождении Западной Белоруссии. Но гранатомет не был принят на вооружение. Основной причиной стала недооценка этого вида оружия руководством Главного Артиллерийского Управления.

Необходимость такого оружия возникла в СССР только через 30 лет, когда во время войны во Вьетнаме в войсках США появился автоматический гранатомет. Поэтому в начале 1970-х годов в КБ А.Э. Нудельмана был разработан и принят на вооружение 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя», созданный по современной схеме автоматики на основе опыта предыдущих лет. Этот автоматический гранатомет до сих пор остается на вооружении подразделений Сухопутных войск, ВДВ, миротворческих сил и армий иностранных государств.

В конце 1930-х годов руководство увидело и оценило опыт ОКБ-16, полученный при разработке станкового гранатомета, и поручило коллективу КБ разработку новой 23-мм автоматической пушки для вооружения самолетов. В работе над этой пушкой А.Э. Нудельман также принимал активное участие. За эту работу группа сотрудников КБ была отмечена руководством государства. А.Э. Нудельман получил первую правительственную награду – орден Трудового Красного знамени. Пушка, получившая наименование МП-6, имела высокую скорострельность, звеньевое питание и прошла в начале 1941 года наземные и летные испытания на самолете Ил-2. Но случилось непредвиденное. В мае 1941 года Я.Г. Таубин одновременно с руководством Наркомата и ВВС был арестован и впоследствии расстрелян.

После этих событий руководство разработками авиационных пушек приняли на себя А.Э. Нудельман и А.С. Суранов. В невиданно короткие сроки с апреля по октябрь 1941 г. небольшой коллектив ОКБ-16 разрабатывает чертежи, защищает технический проект, изготавливает и устанавливает опытный образец 37 мм автоматической пушки НС-37 (авторы – А.Э. Нудельман и А.С. Суранов) на самолет ЛаГГ-3 для проведения государственных испытаний. В суровых условиях военного времени коллективом КБ во главе с Главным конструктором пушки А.Э. Нудельманом была проведена отработка конструкции, осуществлена доработка узлов и механизмов автоматики. После всесторонних государственных и летных испытаний в войсках, подготовки и изготовления оснастки для серийного изготовления пушка НС-37 Постановлением Государственного Комитета Обороны от 30.12.1942 г. была принята на вооружение. Пушка НС-37 устанавливалась на самолетах Як-9Т (моторный вариант) и по две — в крыльях штурмовика Ил-2.

Применение пушек НС-37 в воздушных боях и при нанесении ударов по наземным целям оказалось успешным и эффективным. После появления на фронте истребителей с пушкой НС-37 фашистские летчики, увидев истребители с выступающим из втулки винта стволом, старались не ввязываться в бой, так как, по свидетельству участников войны, достаточно было одного попадания снаряда пушки, стрелявшей с дальней дистанции, чтобы «юнкерс» буквально рассыпался. За время войны было выпущено более 8000 образцов НС-37. Применение этого оружия позволяло не только поражать самолеты противника со значительно больших, чем прежде, дистанций (что изменило саму тактику ведения воздушного боя), но дало возможность уничтожать многие наземные цели: железнодорожные эшелоны, артиллерийские установки, танки, в том числе тяжелые немецкие танки «Тигры» и Пантеры».

Важную роль сыграло новое авиационное оружие в Курской битве, в боях по освобождению Крыма, Донбасса, Прибалтики, в битве за Берлин и в других крупнейших сражениях Великой Отечественной войны. «Летающими Фердинандами», «самолетами с большой пушкой» называли немцы советские самолеты с пушками НС-37. Лучшие немецкие асы при виде этих пушек уклонялись от боя, уступая советским летчикам полное господство в воздухе.

За заслуги в создании боевого оружия коллективу сотрудников КБ во главе с А.Э. Нудельманом в марте 1943 г. была присуждена Государственная премия, а в мае того же года А.Э. Нудельман был назначен Начальником и Главным конструктором ОКБ-16.

Также за короткое время в 1944 году коллективом КБ была создана и установлена на самолетах Як-9К еще более мощная 45-мм автоматическая пушка НС-45, стреляющая штатным тяжелым снарядом с высокой начальной скоростью и обеспечивающая вдвое большее, чем НС-37, разрушающее действие.

Уже в конце войны, принимая во внимание развернутые в мире работы по созданию реактивной авиации, в КБ были начаты работы по созданию более легкой скорострельной автоматической пушки с увеличенным боекомплектом. В октябре 1944 г. была сдана на снабжение 23-мм пушка НС-23 под новый, разработанный в КБ патрон с уменьшенным пороховым зарядом, которая была легче штатных авиационных пушек, имела меньшую отдачу и меньшее рассеивание при автоматической стрельбе. Четыре такие пушки устанавливались на самолетах Ил-10.

За работы по созданию авиационного оружия, внесшего значительный вклад в победу нашего народа в Великой отечественной войне, А.Э. Нудельман был награжден орденом Ленина и боевыми орденами Кутузова I и II степени.

Более 43 лет проработал А.Э. Нудельман Начальником и Главным конструктором ОКБ-16. Под его руководством трудились такие талантливые конструкторы, как А.С. Суранов, А.А. Рихтер, П.П. Грибков, В.Я. Неменов, Г.А. Жирных, С.Г. Лунин, М.С. Мушинский, инженеры-исследователи автоматического оружия В.Л. Таубкин, А.А. Семенов.

Самолеты фронтовой авиации в послевоенное десятилетие были вооружены автоматами КБ А.Э. Нудельмана. На последних винтомоторных истребителях Ла-9 и Ла-11 были установлены так называемые «синхронные» пушки НС-23с, стрелявшие через трехлопастный винт самолета.

Первые реактивные самолеты также вооружались пушками КБ А.Э. Нудельмана. Для истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-15бис, высотного перехватчика Як-25 была разработана автоматическая пушка Н-37, превосходившая по скорострельности пушку НС-37 почти в 2 раза.

В то же время в КБ впервые в мире была создана 57-мм автоматическая пушка Н-57, первые образцы которой устанавливались на истребителе МиГ-9. Такое техническое решение в области авиационного вооружения не было достигнуто ни одним конструктором, ни в одной стране.

В 1950 г. на самолетах МиГ-15 пушки НС-23 были заменены пушками НР-23 (конструкторы А.Э. Нудельман и А.А. Рихтер), более скорострельными, с двухсторонним механизмом подачи патронов. Эти пушки обладали более высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками.

Истребители МиГ-15бис, вооруженные двумя пушками НР-23 и одной пушкой Н-37, в воздушных боях Корейской войны показали свое превосходство над американскими истребителями F-86 «Сейбр». Пушки НР-23 устанавливались также на самолетах Ла-15, Ил-10М, Ил-28, Ту-4, Ту-14, Як-23, МиГ-17.

Одной из важнейших работ КБ стала разработка авиационной 30-мм пушки НР-30. За послевоенное десятилетие качественно изменилась отечественная авиация и ее вооружение. Возникла необходимость создания автоматического оружия с меньшими габаритно-массовыми параметрами, оптимального калибра, обеспечивающего эффективное поражение современных целей. Такая пушка, получившая наименование НР-30, была разработана и в 1955 г. поступила на вооружение самолетов МиГ-19 и Су-7б, а позже она была установлена на Су-17М.

Находившиеся на вооружении авиации автоматические пушки КБ А.Э. Нудельмана превосходили по своим боевым и эксплуатационным характеристикам зарубежные образцы авиационного стрелково-пушечного вооружения. Самые мощные в истории мировой авиации пушки НС-37 и НС-45 успешно воевали в Великой Отечественной войне, а первая отечественная пушка НР-30 находилась в производстве и эксплуатации более 40 лет.

Большим достижением КБ А.Э. Нудельмана стало создание скорострельных «револьверных» автоматических пушек НН-30 (конструкторы А. Э. Нудельман и В.Я. Неменов) и Р-23 (конструктор А.А. Рихтер), снабженных четырехкаморными вращающимися барабанами, отделенными от ствола, и отличающимися по принципу использования энергии выстрела.

Пушка НН-30 на артиллерийской установке АК-230 была принята на вооружение торпедных и ракетных катеров, линейных тральщиков и десантных судов ВМФ, а пушка Р-23 размещалась в кормовой установке реактивного бомбардировщика Ту-22.

Пушка Р-23 отличалась уникальной схемой заряжания (обратное, относительно направления стрельбы) и самой высокой для одноствольной пушки калибра 23 мм скорострельностью в 2500 выстрелов в минуту.

Авиационные автоматические пушки ОКБ-16

(из книги А.Э. Нудельмана «Пушки для боевых самолетов»)

Пушка Год начала разработки Самолет Год принятия на вооружение Состав пушечного вооружения (количество)
НС-37 1941  ЛаГГ-3
Як-9Т
Ил-2
1942
1943
 1943 
НС-37
НС-37
НС-37 (2) 
НС-45 1943 Як-9К  1944  НС-45
 НС-23  1943 Ил-10
МиГ-9
МиГ-15
Як-15
1944
1947
1947
1947
НС-23 (4)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
НС-23 (2) 
 НС-23с  1944  Ла-9
Ла-11
1946
1946
НС-23 (4)
 НС-23 (3) 
 Н-37  1944  МиГ-9
МиГ-15
МиГ-15бис
МиГ-17
Як-25
1947
1949
1950
1952
 1953 
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37, НС-23 (2)
Н-37 (2) 
 Н-57  1944  МиГ-9  1946   Н-57, НС-23 (2)  
 НР-23  1947 Ла-15
Ил-28
МиГ-15бис
Ту-4
Ту-14
Як-23
МиГ-17
Ил-10М
1948
1948
1949
1949
1949
1949
1951
1951
НР-23 (2)
НР-23 (4)
Н-37, НР-23 (2)
НР-23 (10)
НР-23 (4)
НР-23 (2)
Н-37, НР-23 (2)
НР-23 (4)
НР-30 1950  МиГ-19
Су-7б
Су-17М
1955
1955
1956
НР-30 (3)
НР-30 (2)
НР-30 (2)

Десять самых важных орудий истребителя

 

Джейкоб Эрл Фиккель выстрелил из винтовки с самолета в августе 1910 года. 200 футов (61 м) от земли. Эта цирковая демонстрация привела непосредственно к созданию самолета с пушечным вооружением, который впоследствии стал известен как «истребитель».

Вооруженный пушкой истребитель станет решающим оружием во многих войнах 20-го века. Пушка является стандартной частью вооружения истребителей уже более 100 лет, за некоторыми исключениями. Давайте взглянем на десять самых важных истребительных орудий.

10. Пулемет Vickers (1913 г.) «Миссис Vickers»

Первый в мире специально построенный военный самолет, экспериментальный биплан Vickers E.F.B.1, был вооружен пулеметом Vickers (хотя когда он поступил на вооружение, его перевооружили пушкой Льюиса). Sopwith Camel, SPAD XIII и практически все истребители союзников использовали по крайней мере один синхронизированный Vickers, прежде всего из-за его исключительной надежности. Оружие долгое время оставалось на вооружении; Gloster Gladiator был последним истребителем RAF, который был вооружен ими, хотя Fairey Swordfish носил их вплоть до выхода на пенсию 1945.

9.  Maschinengewehr 08   ‘Шпандауский балет’ (1915)

Ответный вызов «Виккерсу» наверху часто был эквивалентом шквального огня со стороны немецкого имперского MG 0 MG 8: 15 и IMG 08 «Шпандау». Оружие величайшего летчика-истребителя всех времен, «Красного барона» и вооружение почти каждого немецкого истребителя войны. Во время Первой мировой войны было произведено более 23 000 экземпляров LMG 08/15 и неизвестное количество LMG 08.0003

8. Маузер MG 213 (1944) «Рейх сказал Фред»

Единственный пистолет в этом списке, который не поступил на вооружение, Маузер по-прежнему был чрезвычайно важен. Mauser MG 213 — револьверная пушка, разработанная для Люфтваффе во время Второй мировой войны. Изначально это было 20-мм орудие, но был и 30-мм вариант. После поражения Германии эта инновационная конструкция была тщательно изучена во всем мире и оказала непосредственное влияние на большинство, если не на все, последующие авиационные револьверные пушки, включая британскую ADEN, французскую DEFA и американскую M39. пушка.

Hush-Kit Book of Warplanes будет включать в себя лучшие нарезки из Hush-Kit, а также эксклюзивные новые статьи, взрывные фотографии и великолепные сделанные на заказ иллюстрации.   Заказать Hush-Kit Book of Warplanes здесь

7. Nudelman-Rikhter NR-23 (1949) «Удар по Марксу»

Два нижних орудия — НР-23.

НР-23 был орудием советской авиации времен холодной войны. Эта 23-мм автоматическая пушка была вооружена рядом самолетов, в том числе МиГ-15, прославившимся в Корейской войне. Он также устанавливался на малоизвестный и недооцененный Лавочкин Ла-15, МиГ-17, некоторые модели МиГ-19., средний бомбардировщик Ильюшин Ил-28 и морской патрульный самолет Бериев Бе-6. Российская космическая станция Алмаз 2 (Салют-3) 1974 года была экспериментально вооружена автоматической пушкой для самообороны Рихтер Р-23 , , что сделало ее единственным космическим оружием в этом списке.

Пушечная установка Р-23 космической станции.

НР-23 был увеличен для создания НР-30 калибра 30 мм, который использовался на МиГ-19, ранних МиГ-21, Су-7 и Су-17, а также как китайский Тип-30 на Шэньян J-6. Интересной особенностью НР-30 была возможность разбрасывать мякину.

(Всего десять мест в этом списке не было места для Афанасьева Макарова АМ-23, который был далеко скорострельным оружием, которое в основном использовалось в качестве оборонительного оружия в более крупной части самолетов от Ту-16 и Ту-95 , бомбардировщики и транспортники Ан-8, Ан-12Б, Б-8, Б-10, Ил-54, Ил-76, Мясищев М-4, 3М и М-6)

6.  Машина MG 131- орудие (1940 г.) «Геринг престолов»

При калибре всего 13 мм MG 131 к тому времени, когда он был задействован в боевых действиях над Европой, казался отстающим от мировых стандартов по калибру. Однако, несмотря на то, что он легче любого конкурирующего орудия эквивалентного калибра (он весил лишь немногим более половины веса M2 Browning), он обладал чрезвычайно высокой скорострельностью. Будучи настолько маленьким, что его можно было втиснуть в носовую часть крошечного истребителя, стреляя из-под капота или через кок, что приводило к гораздо более концентрированной гармонизации орудия, чем это было возможно с крыльевым вооружением. Это было трагически возможно, и многие союзники встретили свою смерть от MG 131 на борту Messerschmitt Bf 109.и Fw 190s.

5. 20-мм пушка HS.404/Hispano (1940 г.) «Британский французский хэви-метал» их истребители. К сожалению, эти истребители, как правило, были ужасно неадекватными во всех других отношениях. Тем временем британцы знали, что им нужна пушка, но эксперименты с 20-мм Hispano оказались безуспешными. Разработанное для использования в правильном положении и прикрепленное к массивному блоку двигателя, оружие можно было положить на бок в крыле «Спитфайра», но потребовалось очень много времени, чтобы заставить его работать. Однако настойчивость окупилась, и Hispano составляли все или часть вооружения каждого британского истребителя с 19 века. 41 до появления пушки ADEN (которая почти попала в этот список). Hispano также производился в Америке и пользовался особой популярностью у ВМС США, которые широко использовали его в конце войны и во время корейского конфликта.

4. Пулемет ШКАС (1933 г.) ШКАС по вопросам’

ШКАС был самым скорострельным стрелковым (в данном случае 7,62-мм) авиационным вооружением общего назначения Второй мировой войны . Скорострельность 1800 выстрелов в минуту была практически неслыханной, и (заведомо ненадежный вариант Ультра-ШКАС) произвел настоящую огненную бурю в 3000 выстрелов в минуту! Чрезвычайно легкие и скорострельные ШКАСы использовались на большинстве советских истребителей и бомбардировщиков во время Второй мировой войны. Хотя это и не самое надежное оружие, оно оказалось чрезвычайно эффективным. Это повлияло на пушку ШВАК (которая едва не попала в список) и, вполне возможно, на Маузер 213.

3. M61 Vulcan (1959) «Ротари-клуб»

Источник: JASDF через The Aviationist размер армий и, таким образом, уменьшить потери, а может быть, даже положить конец войнам. Этого не произошло. Хотя конструкция Гатлинга обеспечивала высокую скорострельность, она была большой и требовала внешнего питания, и к началу 20 века ее популярность пошла на убыль. Требование истребительного оружия с более высокой скорострельностью Имперская Германия выдвинула требование о многоствольном орудии с авиационным приводом (двигатель или электрическая система) во время Первой мировой войны, за которым последовало множество прототипов. Ни один из них не поступил на вооружение, но прототип Симанса добился поражения в воздухе во время боевой оценки.

После Второй мировой войны США хотели иметь более разрушительное оружие, чем Браунинг. Новое орудие должно было быть способно уничтожать самолеты противника с помощью мимолетных возможностей, предлагаемых новой эрой высокоскоростного реактивного боя, и решение было выбрано поворотной пушкой. ВВС США попробовали для нового оружия 15-, 20- и 27-мм снаряды, прежде чем решили, что второй вариант, 20-мм, был лучшим. Получившийся в результате M61 вступил в бой в 1965 году, а во время войны во Вьетнаме на его счету по меньшей мере 39МиГ убивает. Он также использовался с разрушительным эффектом ВВС многих других стран, в частности, Израиля (на F-4, F-16 и F-15) и Ирана (на F-4 и F-14). Им были вооружены почти все истребители США, начиная с F-104, а сегодня они стоят на вооружении F-22. Несмотря на внешнее сходство, российские роторные пушки используют другой принцип: отказ от электроэнергии в пользу газа. Хотя исторически он не так важен, как другие в списке, его повсеместное распространение и долговечность принесли ему высокий рейтинг.

2. Березин УБ «Союз наносит ответный удар» (1941)

12,7-мм Березин поступил на вооружение всего за два месяца до нападения Германии на СССР. Находясь под сильным влиянием финской 20-мм пушки, УБ представлял собой скорострельное и эффективное оружие, выпускавшееся в больших количествах. В 1941 году было произведено 6300 экземпляров, а в 1943 году годовой объем подскочил до внушительных 43 690 штук. Такой же уровень производства будет продолжаться до конца войны. Это оружие было установлено на подавляющем большинстве советских самолетов военного времени и поэтому имело огромное значение.

1. Browning 50-го калибра   Browning off (1940 г.) «Браунинг» также были очень важны — в частности, оружие калибра .303, которое несли более ранние самолеты Королевских ВВС), обеспечили зубья для P-51, сопровождавших бомбардировщики над Германией, и P-47, уничтожавших танки в Нормандии, и заставили японцев сражаться за Тихий океан. Вооруженные Браунингом F-86 приписывают уничтожение 792 МиГ-15 над Кореей. Это преувеличенное утверждение, но 50-калибровый несет ответственность за сбитие большего количества самолетов в послевоенный период, чем любое другое авиационное оружие. Несмотря на то, что базовой конструкции уже почти сто лет, Browning успешно используется в качестве устанавливаемого на транспортном средстве оружия для вооруженных сил по всему миру и составляет стандартное вооружение Super Tucano, которое все еще находится в производстве. Он не был ни радикальным, ни особенно продвинутым, но пятидесятый калибр, вероятно, является самым успешным бортовым оружием в истории. Это, безусловно, самая длинная порция.

Вы также можете посмотреть Десять невероятных отмененных советских истребителей, Десять худших советских самолетов, Десять невероятных отмененных военных самолетов, Обзор новостей истребительной авиации, 11 отмененных французских самолетов или 10 худших британских военных самолетов, Су-35 против Тайфуна , 10 лучших истребителей Второй мировой войны, Су-35 против Тайфуна, лучшие истребители WVR и BVR современности, интервью с пилотом Super Hornet и Путеводитель пацифиста по боевым самолетам или Летать и сражаться на Торнадо.

Хотите что-то более причудливое? Попробуйте руководство Зигмунда Фрейда по самолетам-шпионам. Десять лучших вымышленных самолетов — увлекательное чтение, как и «Странная история» и «Планета-сателлит». Камуфляж Fashion Versus Aircraft – это тоже настоящее чудо. Тем, кто интересуется Холодным Путем, следует прочитать Руководство для пилотов по полетам и боям на Молниях. Те, кто настроен менее воинственно, могут насладиться прощанием пилота с Airbus A340. Ищете что-то более юмористическое? Взгляните на эту сатиру на F-35 и на «Путеводитель Вернера Херцога по толкающим бипланам» или «Десять самых скучных самолетов». В настроении для чего-то более оскорбительного? Попробуйте 10 самых красивых американских самолетов NSFW или то же самое, но для канадцев. 10 великих самолетов, загнанных в угол США.

Like this:

Like Loading…

Armament of the MiG-21 — MiG-21.de

Imprint
Sitemap
Search
Deutsch
Главная >> Английский >> Технические данные >> Оружие

Примечание: Эта страница не подлежит обновлению. Для получения обновленной информации, пожалуйста, обратитесь к немецким страницам этого веб-сайта. или публикации автора.

Вооружение МиГ-21
С почти полным вооружением:
Польские МиГ-21бис в Гдыне Babie Doly в 19 г.98.

 

Гоночная установка
Оружие Описание Пусковая установка А Б Версии
НР-30 пушка 2
1
Ф
Ф-13
ГП-9 с пушкой ГШ-23 1 Флорида, ПФМ, Ю
ГШ-23 пушка 1 М, МФ, СМ, СМТ, бис
А-12,7 пулемет 1 У, США, UM
С-5/М/К неуправляемая ракета класса «воздух-земля» УБ-16
УБ-32
16
32
2 / 4 все
SM, MF, SMT, до
С-21 неуправляемая ракета класса «воздух-земля» АПУ-2 / ПУ-12 1 2 Ф-13
С-24 неуправляемая ракета класса «воздух-земля» АПУ-68 1 2 / 4 все
Х-66 Ракета класса «воздух-земля» с радиолокационным наведением АПУ-68УЭ 1 2 / 4 ПФМ, П, М, МФ
РС-2УС Ракета класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением АПУ-7 1 2 / 4 ПФ, ПФС, ПФМ, Р, М, МФ
Р-55 Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением АПУ-68УМ 1 2 С, СМ, СМТ, бис
Р-3С Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением АПУ-13У/М
РБП-2-Р-3С
1
2
2 / 4
2
все от Ф-13 на
ПФ, ПФМ
Р-3Р Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением АПУ-13У-2 1 2 / 4 С, СМ, СМТ, бис
Р-3П ракета-мишень АПУ-13У/М 1 2 / 4 все одноместные из ПФ на
Р-13М Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением АПУ-13МТ 1 4 СМ, МФ, СМТ, бис
Р-60/МК Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением П-62-1М
П-62-2М
1
2
4
2
SM, MF, SMT, до
до
ФАБ-100 100-килограммовая бомба свободного падения
МБД-2-67У

4
2 / 4
2
все
ФАБ-250 Бомба свободного падения 250 кг 2 / 4 все
ФАБ-500 500-килограммовая бомба свободного падения 2 все
244Н 450-килограммовая ядерная бомба БД3-66-21Н 1 1 специальные версии

A Количество оружия на пусковую установку
B Максимальное количество пусковых установок на самолет

 

Два типа пушек МиГ-21: НР-30 (второй слева) и ГШ-23 (второй справа).

 

Гоночная установка ГП-9 на центральном пилоне МиГ-21ПФМ.

 

Практически не устанавливался: контейнер с пулемётом А-12,7 под МиГ-21У.

 

РС-2УС, прозванный десантниками «железной свиньей».

 

Тренировочный снаряд РС-2УС.

 

Р-3С (изделие 310) на пусковой установке АПУ-13.

 

Р-13М (изделие 380, см. выше) и Р-3Р (изделие 320).

 

Пусковая установка АПУ-13МТ для Р-13М (изделие 380).

 

Ракета ближнего боя Р-60 (изделие 62).

 

Учебные патроны Р-13…

 

… Р-3Р и Р-60 (на спаренной пусковой установке Р-62-2).

 

Блок ракет УБ-16 на 16 неуправляемых ракет С-5 (частично в разрезе)…

 

. ..и под крылом МиГ-21СПС.

 

МиГ-21 может нести бомбы массой до 100 кг группами по четыре на бомбодержателе МБД-2-67 и одиночными непосредственно на бомбодержателе. пилон БД3-60-21.

 

Фугасные бомбы ФАБ-250 и…

 

… ФАБ-100.

 

Вооружение J-7/F-7
Оружие Описание Пусковая установка А Б Версии
30-1 Каноне 2 все, кроме J-7III, JJ/FT-7
23 мм Каноне 1 J-7III, JJ/FT-7
57-2 неуправляемая ракета класса «воздух-земля» ВЧ-7С 18
2 / 4 все
80 мм неуправляемая ракета класса «воздух-земля»   5
2 / 4 все
ПЛ-2 Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 J-7I/II, F-7A/B, JJ/FT-7
ПЛ-2А Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 J-7I/II, F-7A/B, JJ/FT-7
ПЛ-2Б Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 J-7I/II, F-7A/B, F-7M/E/MG, JJ/FT-7
ПЛ-5 Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 J-7I/II, F-7A/B, F-7M/E/MG, JJ/FT-7
ПЛ-7 Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 Ф-7М/Э/МГ, ФТ-7П
ПЛ-8 Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 Дж-7М
АИМ-9П Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 Ф-7П/ПГ
АИМ-9Л Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 Ф-7ПГ
Матра 550 Мэджик Ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением   1 2 / 4 Ф-7ПГ
Мк 82 Бомба свободного падения массой 227 кг 2 / 4 все
Мк 83 454-килограммовая бомба свободного падения 2 все
ГБУ 227-кг бомба с лазерным наведением 2 / 4 Ф-7ПГ

A Количество оружия на пусковую установку
B Максимальное количество пусковых установок на самолет

 

Китайская ракета класса «воздух-воздух» PL-7.

 

Вооружение F-7P состоит, среди прочего, из ракет класса «воздух-воздух» Sidewinder, а также кассетных бомб и бомб с замедленным замедлением.

 

Впереди этого FT-7P видны свободнопадающие бомбы.

 

Детали 1678


Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z
Подробнее за 1974-06-24
Салют 3

Первый успешный полет военной пилотируемой космической станции «Алмаз». Протестировано большое количество разведывательных датчиков. После успешных полетов «Союз-14» и неудачных полетов «Союз-15» 23 сентября 1974 года станция сбросила возвращаемую пленочную капсулу. Капсула KSI была повреждена при входе в атмосферу, но всю пленку удалось восстановить. 24 января 1975 г. были проведены испытания бортовой 23-мм авиационной пушки Нудельмана (по другим данным, это была 30-мм пушка Нудельмана НР-30). На следующий день станции было приказано вернуться к разрушительному входу в атмосферу над Тихим океаном. Хотя только одному из трех запланированных экипажей удалось подняться на борт станции, этот экипаж совершил первый полностью успешный полет советской космической станции.

Второй «Алмаз» был запущен как «Салют-3» 25 июня 1974 года. После успешных полетов «Союза-14» и неудачного «Союза-15» 23 сентября 1974 года станция выбросила возвращаемую капсулу с пленкой КСИ, которая была восстановлена ​​поврежденной, но с неповрежденной пленкой. 25 января 1975 года «Салют-3» в последний раз запустил маневровые двигатели и затормозил с орбиты над Тихим океаном.

Станция имела запланированный срок службы восемь месяцев и имела особую задачу определения местоположения и передачи на землю координат подвижных объектов на море и в воздухе. Для этого были установлены фотокамеры 14 типов и различные оптические датчики (прицел, панорамный визор, перископ), а также инфракрасные датчики. Полуактивный радар (SAR) не использовался, но планировался в будущем. «Салют-3» был оснащен фотокамерой «Агат-1», имевшей фокусное расстояние 6,375 м с использованием складывающейся оптики 3 м, прицелом ОД-4 «Взор», панорамной камерой ПОУ, а также топографической и звездной камерами. Кроме того, его инфракрасный аппарат «Волга» имел разрешение 100 м. «Взор ОД-4» мог обнаружить объект в море, а затем настроить все датчики на этом объекте. Станция визуально отследила Скайлэб с помощью прибора «Сокол», демонстрируя использование массива датчиков в космической войне и разведке.

Из 17 витков в день, которые станция совершала, семь не проходили над СССР и были бесполезны для связи. Чтобы восполнить пробел, для «Салюта-3» использовались два корабля слежения. Корабль «Космонавт Юрий Гагарин» находился у острова Сейбл в Атлантике, на 51 градусе северной широты, что обеспечивало от 5 до 6 витков в день. Корабль «Космонавт Владимир Комаров» находился у берегов Кубы, на 21 градусе северной широты, и обеспечивал прикрытие на двух витках. Результатом стали возможности связи на каждой орбите.

Кинокапсула «Салют-3 КСИ» была выброшена 23 сентября 1974 года, но получила повреждение секвенсора посадки из-за оболочки горячей плазмы, образовавшейся при входе в атмосферу. Поэтому не отделился тепловой экран и не раскрылся основной парашют. Капсула была деформирована при жесткой посадке, но всю пленку удалось восстановить.

24 января 1975 г. были проведены испытания специальной системы на борту «Салют-3» с положительными результатами на дальностях от 3000 до 500 м. Это, несомненно, были сообщения об испытаниях бортовой 23-мм авиационной пушки Нудельмана (другие источники говорят, что это была 30-мм пушка Нудельмана НР-30). Космонавты подтвердили, что в ходе испытаний был уничтожен спутник-мишень.

На следующий день станции было приказано вернуться к разрушительному входу в атмосферу над Тихим океаном. Хотя только одному из трех запланированных экипажей удалось подняться на борт станции, этот экипаж совершил первый полностью успешный полет советской космической станции.

Резюме маневра:
208 км X 240 км орбиты до 213 км X 253 км орбиты. Delta V: 4 м/с
213 км X 252 км по орбите до 251 км X 268 км по орбите. Дельта V: 15 м/с
250 км X 266 км по орбите до 265 км X 271 км по орбите. Дельта V: 5 м/с
266 км X 267 км по орбите до 268 км X 272 км по орбите. Дельта V: 1 м/с
265 км X 269 км по орбите до 265 км X 273 км по орбите. Дельта V: 1 м/с
261 км X 266 км по орбите до 258 км X 262 км по орбите. Дельта V: 1 м/с
258 км X 261 км по орбите до 258 км X 286 км по орбите. Дельта V: 7 м/с
235 км X 259 км по орбите до 261 км X 285 км по орбите. Дельта V: 14 м/с
261 км X 285 км по орбите до 255 км X 294 км по орбите. Дельта V: 3 м/с
218 км X 229 км по орбите до 0 км X 218 км по орбите. Дельта V: 68 м/с
Всего Дельта V: 51/119 м/с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *