Проводимость различных сред таблица: Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по физике (10 класс) на тему: таблица «Ток в средах»

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по физике (10 класс) на тему: таблица «Ток в средах»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори…

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном …

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как…

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования…

Доклад по теме: «Свой среди чужих и чужой среди своих»

Сообщение по теме: «Одаренные дети»…

Урок по теме: «Среды обитания организмов. Факторы среды»

Урок по теме «Среды обитания организмов. Факторы среды» .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе «Среды жизни»…

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: — позна…

Таблица «Электрический ток в различных средах»

Электрический ток в различных средах

электроны

Электроны, дырки

электроны

Электроны,

ионы(положитель-ные и отрицательные)

ионы(положительные и отрицательные)

Условия возникновения частиц проводимости

Наличие свободных электронов в кристаллической решётке металлов

1.Разрыв ковалентной связи при повышении температуры

или освещённости;

2.При внесении примеси.

Термоэлек-

тронная

эмиссия

(испускание электронов с поверхности нагретых металлов)

1.Наличие свободных зарядов;

2.Ударная ионизация

Электролитичес-кая диссоциация

Зависимость сопротивления оттемпературы

увеличивается

уменьшается

уменьшается

уменьшается

уменьшается

Где находит практическое применение

Линии

электропередач

Радиотехника, реле, солнечные батареи и т.д

Электронные лампы, электронно-лучевые трубки, дисплеи ЭВМ и др.

Газосветные трубки, лампы дневного света

(разряд в парах ртути),газовые лазеры(квантовые источники света), электрическая дуга и др.

Получение чистых металлов (рафинирование меди), гальваноплас-

тика, гальваностегия, электрофорез, аккумуляторы, и др.

__________________________________________________________________________

Электрический ток в различных средах

электроны

Электроны, дырки

электроны

Электроны,

ионы(положитель-ные и отрицательные)

ионы(положительные и отрицательные)

Условия возникновения частиц проводимости

Наличие свободных электронов в кристаллической решётке металлов

1.Разрыв ковалентной связи при повышении температуры

или освещённости;

2.При внесении примеси.

Термоэлек-

тронная

эмиссия

(испускание электронов с поверхности нагретых металлов)

1.Наличие свободных зарядов;

2.Ударная ионизация

Электролитичес-кая диссоциация

Зависимость сопротивления

оттемпературы

увеличивается

уменьшается

уменьшается

уменьшается

уменьшается

Где находит практическое применение

Линии

электропередач

Радиотехника, реле, солнечные батареи и т.д

Электронные лампы, электронно-лучевые трубки, дисплеи ЭВМ и др.

Газосветные трубки, лампы дневного света

(разряд в парах ртути),газовые лазеры(квантовые источники света), электрическая дуга и др.

Получение чистых металлов (рафинирование меди), гальваноплас-

тика, гальваностегия, электрофорез, аккумуляторы, и др.

таблица Эл. ток в разных средах


Таблица ««Электрический ток в разных средах»
Среда Носители заряда Основные законы Вольт — амперные
характеристики Тех. устройства использующие данный тип проводимости.
Металлы
Свободные электроны.
(образуются при росте металлических кристаллов) I = UR (закон Ома)
I = neυS (электронная теория проводимости)
R=ρ QUOTE ;ρ =ρ0 (1 +α t) I

U
R = const

ρ

T
ρ =ρ0 (1 +α t) Электротехника: эл. провода, катушки, трансформаторы, резисторы, реостаты, нагревательные элементы.
Электролиты Положительные и отрицательные ионы.
(получаются при электролитической диссоциации) m = k Q = k I ∆t (1закон Фарадея)
k = 1F Mn(2 закон Фарадея)
F = e Na = 9,648 *104 QUOTE (постоянная Фарадея)
I = U- △φr ;
∆φ – потенциал поляризации электрода. I

∆φ U Гальванопластика, рафинирование металлов, электрометаллургия, полировка, травление.

Газы Электроны, положительные и отрицательные ионы.
(возникают при ионизации:
— термоионизиция;
— фотоионизация;
— электронный удар). Q E λ =mυ22 QUOTE ≥Wk
Iн – зависит от интенсивности ионизатора
ΔWk ≥A иониз I


U Тлеющий разряд: рекламные трубки, люминесцентные лампы.
Искровой разряд: искровая обработка материалов.
Дуговой разряд: сварка, резка, плавка.
Коронный разряд: очистка газов от примесей
Вакуум Любые заряженные частицы, индуктируемые в вакуум (чаще электроны). mυ22 QUOTE ≥ Авых
I
U Выпрямители, генераторы, электронно-лучевая трубка (осциллографы, телевизоры)
полупроводник Свободные электроны, связанные электроны (дырки).
(образуются при формировании кристалла и при добавлении в него примесей) I = Iэ + Iб
Uэ = I к Rн
Коэффициент усиления

k = IkIэ = UвыхUвх QUOTE

I
U
p –n переход Электроника: термисторы, диоды, транзисторы.

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов

Подробности
Просмотров: 388

«Физика — 10 класс»

Как движутся электроны в металлическом проводнике, когда в нём нет электрического поля?
Как изменяется движение электронов, когда к металлическому проводнику прикладывают напряжение?

Электрический ток проводят твёрдые, жидкие и газообразные тела. Чем эти проводники отличаются друг от друга?

Вы познакомились с электрическим током в металлических проводниках и с установленной экспериментально вольт-амперной характеристикой этих проводников — законом Ома.

Наряду с металлами хорошими проводниками, т. е. веществами с большим количеством свободных заряженных частиц, являются водные растворы или расплавы электролитов и ионизованный газ — плазма. Эти проводники широко используются в технике.

В вакуумных электронных приборах электрический ток образуют потоки электронов.

Металлические проводники находят самое широкое применение в передаче электроэнергии от источников тока к потребителям. Кроме того, эти проводники используются в электродвигателях и генераторах, электронагревательных приборах и т. д.

Кроме проводников и диэлектриков (веществ со сравнительно небольшим количеством свободных заряженных частиц), имеется группа веществ, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Эти вещества не настолько хорошо проводят электричество, чтобы их назвать проводниками, но и не настолько плохо, чтобы их отнести к диэлектрикам. Поэтому они получили название

полупроводников.

Долгое время полупроводники не играли заметной практической роли. В электротехнике и радиотехнике применяли исключительно различные проводники и диэлектрики. Положение существенно изменилось, когда сначала была предсказана теоретически, а затем обнаружена и изучена легкоосуществимая возможность управления электрической проводимостью полупроводников.

Нет универсального носителя тока. В таблице приведены носители тока в различных средах.

Электронная проводимость металлов.

Начнём с металлических проводников. Вольт-амперная характеристика этих проводников нам известна, но пока ничего не говорилось о её объяснении с точки зрения молекулярнокинетической теории.

Носителями свободных зарядов в металлах являются электроны. Их концентрация велика — порядка 10 28 1/м 3 .

Эти электроны участвуют в беспорядочном тепловом движении. Под действием электрического поля они начинают перемещаться упорядоченно со средней скоростью порядка 10

-4 м/с.

Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах.

Экспериментальное доказательство того, что проводимость металлов обусловлена движением свободных электронов, было дано в опытах Мандельштама и Папалекси (1913), Стюарта и Толмена (1916). Схема этих опытов такова.

На катушку наматывают проволоку, концы которой припаивают к двум металлическим дискам, изолированным друг от друга (рис. 16.1). К концам дисков при помощи скользящих контактов подключают гальванометр.

Катушку приводят в быстрое вращение, а затем резко останавливают. После резкой остановки катушки свободные заряженные частицы некоторое время движутся относительно проводника по инерции, и, следовательно, в катушке возникает электрический ток. Ток существует незначительное время, так как из-за сопротивления проводника заряженные частицы тормозятся и упорядоченное движение частиц, образующее ток, прекращается.

Направление тока в этом опыте говорит о том, что он создаётся движением отрицательно заряженных частиц. Переносимый при этом заряд пропорционален отношению заряда частиц, создающих ток, к их массе, т. е. |q|/m. Поэтому, измеряя заряд, проходящий через гальванометр за время существования тока в цепи, удалось определить это отношение. Оно оказалось равным 1,8 • 1011 Кл/кг. Эта величина совпадала с отношением заряда электрона к его массе е/m, найденным ранее из других опытов.

Движение электронов в металле.

Свободные электроны в металле движутся хаотично. При подключении проводника к источнику тока в нём создаётся электрическое поле, и на электроны начинает действовать кулоновская сила = qe. Под действием этой силы электроны начинают двигаться направленно, т. е. на хаотичное движение электронов накладывается Скорость направленного движения увеличивается в течение некоторого времени t0 до тех пор, пока не произойдёт столкновение электронов с ионами кристаллической решётки. При этом электроны теряют направление движения, а затем опять начинают двигаться направленно. Таким образом, скорость направленного движения электрона изменяется от нуля до некоторого максимального значения, равного В результате средняя скорость упорядоченного движения электронов оказывается равной т. е. пропорциональной напряжённости электрического поля в проводнике: υ ~ Е и, следовательно, разности потенциалов на концах проводника, так как где l — длина проводника.

Сила тока в проводнике пропорциональна скорости упорядоченного движения частиц (см. формулу (15.2)). Поэтому можем сказать, что сила тока пропорциональна разности потенциалов на концах проводника: I ~ U.

В этом состоит качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов.

Построить удовлетворительную количественную теорию движения электронов в металле на основе законов классической механики невозможно. Дело в том, что условия движения электронов в металле таковы, что классическая механика Ньютона неприменима для описания этого движения. Этот факт подтверждает, например, зависимость сопротивления от температуры. Согласно классической теории металлов, в которой движение электронов рассматривается на основе второго закона Ньютона, сопротивление проводника пропорционально эксперимент же показывает линейную зависимость сопротивления от температуры.

Источник: «Физика — 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский



Электрический ток в различных средах — Физика, учебник для 10 класса — Класс!ная физика

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов — Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость — Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости — Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы — Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка — Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза — Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды — Плазма — Примеры решения задач по теме «Электрический ток в различных средах»

Методика изучения, контроля и систематизации знаний при изучении темы «Электрический ток в разных средах»

При изучении темы  «Электрический ток в средах» целесообразно использовать составление таблицы, дающей возможность сопоставить механизм прохождения тока в различных средах, выявить различия и общие черты данного явления, применение его на практике (см. табл.1).

Составление таблицы возможно на любом этапе изучения темы в зависимости от образовательного уровня учащихся, подготовки учителя и цели, которую ставит перед собой учитель.

Рассмотрим работу с таблицей на разных этапах изучения темы.

1.   Составление таблицы можно начать на первом уроке. Опираясь на знания, полученные учащимися при изучении темы «Электрический ток» в курсе физики 8 класса, целесообразно напомнить им, что все вещества делятся на проводники и диэлектрики условно по количеству свободных носителей зарядов, напомнить условия протекания тока. Далее с помощью демонстраций учащимся показывается, что электрический ток можно получить в любой среде, подчеркнув, что во всех случаях для прохождения тока через среду в ней нужно создать электрическое поле, но в одних средах ток начинается сразу, т.к. в них есть свободные носители заряда, а в других носители заряда надо создать тем или иным способом.

Демонстрации:

1)      Свечение лампы — ток в металлах.
2)       Несамостоятельный разряд в газах — ток в газах.
3)       Прохождение тока через раствор соли — ток в жидкостях.
4)       Проводимость полупроводников при нагревании и освещении.
5)       Работа вакуумного диода — ток в вакууме.

 Затем, перед учащимися ставится задача изучить механизм появления, свойства и поведение носителей зарядов в различных средах, и практическое применение тока в этих средах в быту и технике. При этом сразу выстраивается план изучения темы в виде заполнения первой горизонтальной и первой вертикальной строк таблицы.

В дальнейшем возможно в хорошо подготовленных классах заполнение таблицы проводить горизонтальными строками. При этом четко просматриваются сходства и различия в проводимости  различных сред. Такой подход позволяет развивать мыслительную способность учащихся, способность сравнивать, анализировать, обобщать.

2.     В менее подготовленных классах заполнение таблицы можно проводить вертикальными столбцами по мере изучения механизма проводимости различных сред. При этом целесообразно после изучения темы «электрический ток в металлах» вместе с учащимися выделить основные компоненты (пункты) рассказа о данном явлении, поместив их в первую вертикальную колонку таблицы.

3.     Возможно заполнение таблицы вместе с учащимися на уроке обобщения темы с использованием доски. При этом   отдельные учащиеся заполняют и объясняют каждый свою колонку. ( В слабом классе это может делать сам учитель с помощью учеников).

4.     И, наконец, заполнение таблицы можно предоставить учащимся в конце изучения темы как самостоятельную, контрольную или домашнюю работ .

Таблица №1.

Среда Металлы Полупроводники Жидкости Вакуум Газы
Носители заряда Электроны Электроны и дырки Ионы Электроны Ионы и электроны
Образование носителей заряда При образовании кристалла валентные электроны теряют связь с ядром атома и становятся свободными. При разрыве ковалентных связей между атомами в результате нагревания кристалла или под действием света образуются свободные электроны и дырки — вакантные места в связях. При взаимодействии молекул жидкости с молекулами растворителя или при взаимодействии друг с другом  в результате нагревания молекулы распадаются на ионы. При нагревании металла с его поверхности вылетают самые быстрые электроны - термоэлектронная эмиссия. Под действием ионизатора или в результате тепловых столкновений молекулы газов теряют один или два электрона, становясь положительными ионами. Электрон остается свободным или присоединяется к нейтральному атому образуя отрицательный ион.
Способ создания электрического поля. Присоединение к проводнику источника тока. Присоединение полупроводникового элемента к источнику тока Введение в раствор электролитов электродов Введение в вакуумное пространство электродов. Введение в газовое пространство электродов.
Движение заряженных частиц в средах Электроны двигаются к положительному электроду. Электроны двигаются к положительному полюсу источника тока, дырки — к отрицательному Положительные ионы двигаются к катоду, отрицательные ионы — к аноду Электроны двигаются к аноду Положительные ионы двигаются к катоду, электроны и отрицательные ионы — к аноду
Вольтамперная характеристика
Основные законы

 

 

  —
Применение В электронагревательных  и осветительных приборах, электродвигателях, для подведения тока к любому электрическому устройству В радиотехнике для выпрямления тока, для изменения его характеристик, получения тока в солнечных батареях, в различного рода реле и автоматических устройствах Покрытие одних металлов другими, для получения чистых веществ, для заточки хирургических инструментов, для получения копий с рельефных изображений и т.д. В радиотехнике для выпрямления тока и изменения его характеристик, в электронно-лучевых трубках, используемых в телевидении, осциллографах, медицинских приборах и т.д. В лампах дневного света, рекламных трубках, электросварке, при искровой обработке металлов и т.д.

  В классе, где у учащихся развито образное мышление, можно во второй, третьей и четвертой горизонтальных строчках таблицы заменить текст   соответствующими рисунками (см. табл.2).

Таблица № 2 .

Таблица по теме !Электрическая проводимость различных веществ»

Опорный конспект по теме: «Электрическая проводимость различных веществ».

Ihello_html_m436357bd.gifhello_html_687ea56e.gifhello_html_33dea09d.gif

U

Ihello_html_m436357bd.gifhello_html_fe2abf0.gifhello_html_m29cf5890.gif

U

hello_html_5d956786.gifhello_html_46b76181.gifI

hello_html_m32c0cf3e.gif0 U

hello_html_4e2347d4.gifhello_html_m34bbcd6.gifI

hello_html_fe2abf0.gifU

3.Прохождение электрического тока по проводнику

Не сопровождается переносом вещества

Сопровождается переносом вещества

Не сопровождается переносом вещества

Сопровождается переносом вещества.

4.Удельное сопротивление вещества

ρ<106 Ом* м

.

10-6<ρ< 108Ом*м

В обычных усло-виях газы – диэ-лектрики с ρ>108 Ом*м

5.Зависимость сопротивления от температуры

ρhello_html_m436357bd.gifhello_html_m4fc2dead.gif

ρ0

hello_html_m56a01240.gif0 T

ρhello_html_m436357bd.gifhello_html_m710093ee.gif

hello_html_fe2abf0.gif0 T

ρhello_html_m436357bd.gifhello_html_m65585877.gif

0hello_html_fe2abf0.gif T

ρhello_html_m436357bd.gifhello_html_mc23505b.gif

hello_html_261f3e1c.gif

hello_html_fe2abf0.gif0 T

Электропроводность сред и её роль в различных отраслях промышленности

Что такое проводимость?

EC метр в стакане измеряет электропроводимость водыЧаще всего под проводимостью понимается способность вещества передавать тепло, звук или электричество. В этом материале мы разберём электрическую проводимость (EC), которая представляет собой способность исследуемой среды проводить электрический ток. Небольшие положительно либо отрицательно заряженные частицы, называемые ионами, помогают переносить электрический заряд через вещество. Чем больше таких ионов, тем выше проводимость, соответственно, меньшее количество ионов приводит к снижению проводимости. А чем выше проводимость, тем выше способность среды проводить электричество. Это связано с большим количеством заряженных ионов, присутствующих в образце. Самой высокой электрической проводимостью обладают проводники – металлы и электролиты.

 

Электропроводность сред, также называемая ЕС, основана на проводимости, которая, как мы выяснили, является способностью вещества передавать ток. Единицами измерения электропроводности является Siemens/cm (S/cm, mS/cm, μS/cm, dS/m). Например, сверхчистая вода имеет удельную проводимость 0.055 μS/см при температуре 25 °С. Величина электропроводности обратна величине электрического сопротивления, несмотря на то, что обе они являются характеристиками электропроводящей способности материалов.

 

Какие отрасли промышленности полагаются на измерения ЕС?

Теперь давайте взглянем на конкретные применения измерений ЕС в конкретных отраслях жизнедеятельности человека.

 

ЕС и сельское хозяйство

В сельскохозяйственной промышленности знание электропроводности почвы чрезвычайно важно для здоровья и роста сельскохозяйственных культур. Фермеры и производители, как правило, регулярно производят мониторинг содержания фосфатов, нитратов, кальция и калия почвы, поскольку эти питательные вещества необходимы для успешного роста растений. Тестирование электропроводности (ЕС) почвы может помочь производителям отслеживать количество всех питательных веществ, присутствующих в почве, и определять, требует ли она больше питательных веществ или же, наоборот, имеет место её перенасыщение. Таким образом, измерение EC почвы помогает экономить денежные средства в долгосрочной перспективе и обеспечивает здоровое растениеводство.

 

EC и обработка воды

Электрическая проводимость играет огромную роль в различных сферах, связанных с контролем качества воды. При очистке сточных вод ЕС измеряется для того, чтобы сопоставить параметры отходящих сточных вод со свойствами воды, в которую они поступают. Попадание в чистую воду стоков с чрезвычайно высокой или низкой солёностью может иметь пагубные последствия для здоровья водной флоры и фауны. Таким образом, сохранение измерений ЕС в приемлемых диапазонах является важным и полезным для поддержания здоровой и устойчивой экосистемы наших океанов и других природных водоёмов.

 

EC и гальванические ванны

Проводимость может также оказывать воздействие на гальванические ванны, с помощью которых проводятся процедуры нанесения на металлы слоёв защищающих веществ и/или придания им определённой окраски. Поэтому измерения ЕС являются обычным делом в таких отраслях, как аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, изготовление ювелирных изделий и т. д.

 

Измерения ЕС и общего содержания растворенных твердых веществ (TDS)

Между тем, электропроводимость можно измерять и с целью определения общего количества растворенных твердых веществ в средах (TDS) и их солёности, что также весьма востребовано в различных отраслях промышленности. Обычно измерение EC используется для оценки параметров TDS. Это подразумевает то, что природа твёрдых частиц является ионной и соотношение между растворенными ионами и проводимостью ЕС нам известно.

Для измерения TDS используются единицы мг/л (ppm) или г/л. Некоторые модели измерителей электропроводимости разрешают пользователю осуществлять введение коэффициента TDS для последующего преобразования, однако в большинстве приборов данный коэффициент устанавливается автоматически на значении 0.50. Для растворов с высоким содержанием ионов коэффициент TDS составляет 0.5, а для слабых образцов, таких как, например, удобрения, он равен 0.7. Следует заметить, что коэффициенты преобразования TDS для разных твёрдых тел являются различными.

 

Измерения электропроводимости и солёности

Прибор измеряет соленость водыИзмерения EC также могут применяться для определения солёности морской воды. Существуют различные шкалы, предназначенные для измерений солёности в солёной воде в зависимости от возможностей вашего измерительного прибора. Три общих шкалы солености – это практическая шкала минерализации (от 0.00 до 42.00 единиц практической солености, определенных Организацией Объединенных Наций по вопросам образования и культуры (ЮНЕСКО) в 1978 году; процентная шкала (от 0.0 до 400.0 %), где 100 % — морская вода; и природная шкала морской воды (от 0.00 до 80.00 п.п.), определенная ЮНЕСКО в 1966 году. Каждый измеритель электропроводности обладает собственными алгоритмами для преобразования результатов измерений проводимости в желаемый масштаб в соответствии с этими шкалами.

 

Влияние температуры измеряемого вещества на показатели проводимости

Следует также иметь в виду, что температура измеряемого образца влиять на измерения ЕС. Ведь от температуры зависит активность ионов и концентрация вещества, а это, в свою очередь, влияет на проводимость. Чем выше температура раствора, тем ниже сопротивление (что соответствует более высокой проводимости). И, наоборот, чем ниже температура вещества, тем выше сопротивление (и тем ниже проводимость). Встроенные датчики температуры в приборах для измерения проводимости определяют температуру раствора в режиме реального времени. Встроенная автокомпенсация корректирует измеряемую проводимость до контрольной температуры с помощью фиксированного коэффициента β для линейной компенсации. Более продвинутые измерители проводимости позволяют регулировать β для компенсации различных сред и осуществляют регулировку эталонной температур в максимально широких температурных диапазонах.

 

Какие датчики используют для измерения проводимости?

Существует несколько типов зондов для измерения проводимости. Они подключаются к корпусу измерительного оборудования для сбора максимально точных показаний.

 

Прибор для измерения электропроводимостиАмперометрический датчик

Амперометрический датчик – это двухэлектродный зонд, измеряющий проводимость с применением амперометрического метода. Эти два электрода изолированы друг от друга, однако и тот и другой при этом контактируют с раствором, для измерения. Данный зонд функционирует с использованием переменного напряжения на определенной частоте между парой электродов, находящихся в растворе.

Двухэлектродные зонды не требуют большого объёма образца, чтобы полностью покрыть датчики, однако измерительный диапазон таких электродов ограничен. Также если вы тестируете образцы, обладающие переменной электропроводимостью, вам вероятнее всего придётся приобрести более одного двухэлектродного зонда и/или измерительного прибора.

 

Потенциометрический зонд

Данный измерительный датчик представляет собой четырёхкольцовый зонд, который использует для анализа сред потенциометрический подход. В «кольцо» входят два внешних «приводных» и два внутренних электрода. На внешние электроды подаётся переменный ток для индукции тока через раствор. В свою очередь, внутренняя пара электродов измеряет падение потенциала, вызванное наличием тока. Четырёхдиапазонные зонды могут покрывать более широкий измерительный диапазон (концентрацию ионов) и демонстрируют более высокую степень точности, в сравнении с амперометрическим методом исследования. Однако зонд такого типа потребует большего количества измеряемого вещества.

 

По материалам Brown, M. (октябрь, 2015). Гальваника: о чём должен знать каждый инженер

Таблица удельного сопротивления

Материал Удельное сопротивление ρ
(Ом м)
Температура
Коэффициент α
на градус C
Проводимость σ
x 10 7 / Ом
Ссылка
Серебро 1,59 x10 -8 .0038 6,29 3
Медь 1,68 x10 -8 .00386 5,95 3
Медь отожженная 1.72 x10 -8 .00393 5.81 2
Алюминий 2.65 x10 -8 .00429 3.77 1
Вольфрам 5.6 x10 -8 .0045 1.79 1
Железо 9.71 x10 -8 .00651 1.03 1
Platinum 10,6 x10 -8 .003927 0,943 1
Манганин 48.2 x10 -8 .000002 0.207 1
Lead 22 x10 -8 0,45 1
Меркурий 98 x10 -8 .0009 0.10 1
Нихром
(Ni, Fe, Cr сплав)
100 x10 -8 .0004 0.10 1
Constantan 49 x10 -8 0,20 1
Углерод *
(графит)
3-60 x10 -5 -.0005 1
Германий * 1-500 x10 -3 -.05 1
Силикон * 0.1-60 -.07 1
Стекло 1-10000 x10 9 1
Кварц
(плавленый)
7.5 x10 17 1
Твердая резина 1-100 x10 13 1

* Удельное сопротивление полупроводников сильно зависит от наличия примесей в материале, что делает их полезными в твердотельной электронике.

Рекомендации:

1. Джанколи, Дуглас С., Физика, 4-е издание, Прентис Холл, (1995).

2. CRC Справочник по химии и физике, 64-е изд.

3. Википедия, Удельное электрическое сопротивление и проводимость.

Указатель

Таблицы

Ссылка
Giancoli

.
Измерение теплопроводности вдоль радиального направления в вертикальном цилиндрическом уплотненном слое

Теплопередача в уплотненных слоях и их тепловой отклик представляют большой интерес для ученых и инженеров в течение последних нескольких лет, поскольку они играют решающую роль в определении дизайна и эксплуатация реакторов. Теплопередача уплотненного слоя характеризуется сосредоточенным параметром, а именно эффективной теплопроводностью. В настоящих исследованиях проводились эксперименты по исследованию теплопроводности уплотненного слоя в радиальном направлении.Уплотненный слой был сформирован с использованием частиц железной руды. Для определения эффективной теплопроводности предложена новая методика переходного процесса. Полученные результаты сравнивались с моделями, предложенными ZBS, Kunii и Smith.

1. Введение

Упакованные слои широко применяются в промышленных тепловых системах: металлургические технологические установки, химические реакторы, тепловые накопители, теплообменники, камеры сгорания и так далее. Теплопередача в уплотненных слоях и их тепловой отклик представляют большой интерес для ученых и инженеров.В этом контексте авторы были вовлечены в разработку процесса, в котором ощутимое тепло отходящих газов используется для производства непосредственно восстановленного железа из уплотненного слоя железорудной мелочи и угольной мелочи. Тепло передается опосредованно к слою через стенку реактора. Поскольку восстановление железной руды углем является высокоэндотермическим, скорость производства такого реактора будет в первую очередь контролироваться количеством тепла, которое может передаваться через стенку реактора и затем через сам уплотненный слой.Ввиду этого исследование теплопередачи от стенки реактора к слою частиц и через сам слой приобретает значительную актуальность.

Яги и Кунии [1] в своей классической работе обсуждают все возможные механизмы, которые возникают при передаче тепла через уплотненный слой. Он включает такие механизмы, как теплопроводность через твердые частицы, теплопередача через площадь контактной поверхности, лучистая теплопередача между поверхностями соседних частиц и за ее пределами через пустоты и теплопередача посредством конвекции и смешивания жидкости.

Яги и Кунии [1] также показали, что в уплотненных слоях без навязанного потока жидкости значительная часть тепла протекает через пленку жидкости вблизи точки контакта двух частиц. В целом, теплопередача через уплотненные слои характеризуется эффективной теплопроводностью в объеме слоя и коэффициентом теплопередачи или эффективной теплопроводностью на стенке. Впоследствии исследователи провели эксперименты по изучению изменения доли пустот вблизи стенки контейнера с уплотненным слоем [2–4], изменения теплопроводности из-за воздействия излучения [5, 6], изменения транспортных свойств внутри слоя при движении и застоя условия жидкости [7] и т. д.Некоторые исследования также проводятся с радиальным [8–16] и осевым [1, 17–24] нагревом.

Из этих исследований вытекают следующие существенные моменты: (1) Изменение эффективной теплопроводности и коэффициента теплопередачи, о которых сообщают различные исследователи, достигает 100%. Часто эти изменения объясняются природой теплопередачи в уплотненном слое. (2) Относительно меньшее количество экспериментов было зарегистрировано при более высоких температурах, где радиационные явления могут вносить существенный вклад в теплопередачу.Важно отметить, что различные металлургические процессы, такие как экстракция, плавление и термическая обработка, проводятся при более высоких температурах, где радиация играет значительную роль. (3) Эти исследования показали разницу в характеристиках теплопередачи в вертикальном (гравитационном) и горизонтальном направлениях. , Эти изменения могут объясняться различиями в конвективных потоках жидкой фазы в пустотах, а также в контактных сопротивлениях, возникающих из-за веса слоя в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Большое разнообразие методов было использовано для измерения теплопроводности уплотненных слоев. Цотсас и Мартин [25] классифицировали методы определения теплопроводности уплотненных слоев как стационарные и переходные методы [8, 10, 13, 16, 26], радиальные и осевые методы [8–24], а также абсолютные и сравнительные методы [ 7, 27]. В стационарных методах налагаются необходимые граничные условия, и температурный профиль внутри слоя может прийти в устойчивое состояние. Измеряется тепловой поток, а теплопроводность слоя определяется решением уравнения Фурье или Лапласа.В переходных методах тепловой отклик слоя записывается путем подачи импульсного входа в виде изменения температуры или изменения теплового потока. Проводимость слоя получается путем подгонки решения уравнения Фурье к измеренной кривой температура-время. В абсолютных методах проводимость слоя рассчитывается из экспериментальных результатов без какой-либо дополнительной информации. В сравнительных методах теплопередача в уплотненном слое осуществляется последовательно с теплопередачей через материал с известной проводимостью.Электропроводность слоя достигается с помощью соотношений температурных градиентов в материалах.

В настоящей работе предлагается новая методика экспериментального анализа переходных процессов. Следует отметить, что теплопроводность вдоль радиального направления в цилиндрическом слое может быть определена только с помощью переходных экспериментов, если только слой не является кольцевым и не предусмотрен теплоотвод [19]. Измерения теплопередачи в уплотненных слоях

.
полупроводник | Определение, типы, материалы, приложения и факты

Semiconductor , любой из класса кристаллических твердых тел с промежуточной электрической проводимостью между проводником и изолятором. Полупроводники используются в производстве различных видов электронных устройств, включая диоды, транзисторы и интегральные схемы. Такие устройства нашли широкое применение из-за их компактности, надежности, энергоэффективности и низкой стоимости. В качестве дискретных компонентов они нашли применение в силовых устройствах, оптических датчиках и излучателях света, включая твердотельные лазеры.Они обладают широким спектром возможностей управления током и напряжением и, что более важно, пригодны для интеграции в сложные, но легко изготовляемые микроэлектронные схемы. Они являются и будут в обозримом будущем ключевыми элементами для большинства электронных систем, обслуживающих приложения для связи, обработки сигналов, вычислений и управления как на потребительском, так и на промышленном рынках.

Британика Викторина

Электроника и гаджеты Викторина

Что напоминает оптоволоконный кабель по размеру?

Полупроводниковые материалы

Твердотельные материалы обычно группируются в три класса: изоляторы, полупроводники и проводники.(При низких температурах некоторые проводники, полупроводники и изоляторы могут стать сверхпроводниками.) На рисунке показана проводимость σ (и соответствующие удельные сопротивления ρ = 1 / σ), которые связаны с некоторыми важными материалами в каждом из трех классов. Изоляторы, такие как плавленый кварц и стекло, имеют очень низкую удельную электропроводность, порядка 10 -180016 — 10 — 10 сом / см; и проводники, такие как алюминий, имеют высокую удельную проводимость, обычно от 10 4 до 10 6 Сименс на сантиметр.Проводимости полупроводников находятся между этими крайностями и обычно чувствительны к температуре, освещенности, магнитным полям и незначительным количествам примесных атомов. Например, добавление около 10 атомов бора (известного как легирующая добавка) на миллион атомов кремния может увеличить его электропроводность в тысячу раз (частично учитывая большую изменчивость, показанную на предыдущем рисунке).

Типичный диапазон проводимостей для изоляторов, полупроводников и проводников. Encyclopædia Britannica, Inc.

Изучение полупроводниковых материалов началось в начале 19 века. Элементарные полупроводники — это те, которые состоят из отдельных видов атомов, таких как кремний (Si), германий (Ge) и олово (Sn) в столбце IV и селен (Se) и теллур (Te) в столбце VI периодической таблицы. Однако существуют многочисленные составные полупроводники, которые состоят из двух или более элементов. Арсенид галлия (GaAs), например, представляет собой бинарное соединение III-V, которое представляет собой комбинацию галлия (Ga) из столбца III и мышьяка (As) из столбца V.Трехкомпонентные соединения могут быть образованы элементами из трех различных колонн, например, теллурида индия ртути (HgIn 2 Te 4 ), соединения II-III-VI. Они также могут быть образованы элементами из двух колонн, такими как арсенид алюминия-галлия (Al x Ga 1 — x As), который представляет собой тройное соединение III-V, где и Al, и Ga являются столбец III и индекс x относятся к составу двух элементов от 100 процентов Al ( x = 1) до 100 процентов Ga ( x = 0).Чистый кремний является наиболее важным материалом для применения в интегральных схемах, а бинарные и тройные соединения III-V наиболее важны для излучения света.

периодическая таблица Современная версия периодической таблицы элементов. Encyclopædia Britannica, Inc.

До изобретения биполярного транзистора в 1947 году полупроводники использовались только в качестве двухполюсников, таких как выпрямители и фотодиоды. В начале 1950-х годов германий был основным полупроводниковым материалом.Однако это оказалось непригодным для многих применений, поскольку устройства, изготовленные из материала, демонстрировали высокие токи утечки только при умеренно повышенных температурах. С начала 1960-х годов кремний стал наиболее широко используемым полупроводником, фактически вытеснив германий в качестве материала для изготовления устройств. Основными причинами этого являются две причины: (1) кремниевые устройства имеют гораздо меньшие токи утечки, и (2) диоксид кремния (SiO 2 ), который является высококачественным изолятором, легко встроить в состав кремниевой на основе устройства.Таким образом, кремниевые технологии стали очень передовыми и распространенными, причем кремниевые устройства составляют более 95 процентов всех полупроводниковых продуктов, продаваемых по всему миру.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Многие из составных полупроводников имеют некоторые специфические электрические и оптические свойства, которые превосходят их аналоги в кремнии. Эти полупроводники, особенно арсенид галлия, используются в основном для оптоэлектроники и некоторых радиочастотных (РЧ) применений.

Электронные свойства

Полупроводниковые материалы, описанные здесь, являются монокристаллами; то есть атомы расположены в трехмерном периодическом режиме. Часть A рисунка показывает упрощенное двумерное представление собственного (чистого) кристалла кремния, который содержит незначительные примеси. Каждый атом кремния в кристалле окружен четырьмя ближайшими соседями. Каждый атом имеет четыре электрона на своей внешней орбите и делит эти электроны со своими четырьмя соседями.Каждая общая электронная пара образует ковалентную связь. Сила притяжения между электронами и обоими ядрами удерживает два атома вместе. Для изолированных атомов (например, в газе, а не в кристалле) электроны могут иметь только дискретные уровни энергии. Однако, когда большое количество атомов объединяется в кристалл, взаимодействие между атомами приводит к тому, что дискретные уровни энергии распространяются в энергетические зоны. Когда тепловая вибрация отсутствует (то есть при низкой температуре), электроны в изоляторе или полупроводниковом кристалле будут полностью заполнять ряд энергетических зон, оставляя остальные энергетические зоны пустыми.Самая высокая заполненная полоса называется валентной зоной. Следующая полоса — зона проводимости, которая отделена от валентной зоны энергетической щелью (гораздо большие щели в кристаллических изоляторах, чем в полупроводниках). Эта запрещенная зона, также называемая запрещенной зоной, является областью, которая обозначает энергии, которыми электроны в кристалле не могут обладать. Большинство важных полупроводников имеют запрещенные зоны в диапазоне от 0,25 до 2,5 электрон-вольт (эВ). Ширина запрещенной зоны кремния, например, составляет 1,12 эВ, а арсенида галлия — 1.42 эВ. Напротив, запрещенная зона алмаза, хорошего кристаллического изолятора, составляет 5,5 эВ.

полупроводниковые связи Три изображения полупроводника. Encyclopædia Britannica, Inc.

При низких температурах электроны в полупроводнике связаны в соответствующих полосах в кристалле; следовательно, они не доступны для электрической проводимости. При более высоких температурах тепловая вибрация может разрушить некоторые из ковалентных связей с образованием свободных электронов, которые могут участвовать в проводимости тока.Как только электрон удаляется от ковалентной связи, возникает электронная вакансия, связанная с этой связью. Эта вакансия может быть заполнена соседним электроном, что приводит к смещению местоположения вакансии с одного кристаллического участка на другой. Эту вакансию можно рассматривать как фиктивную частицу, названную «дырой», которая несет положительный заряд и движется в направлении, противоположном направлению электрона. Когда электрическое поле приложено к полупроводнику, как свободные электроны (теперь находящиеся в зоне проводимости), так и дырки (оставленные позади в валентной зоне) движутся через кристалл, производя электрический ток.Электропроводность материала зависит от количества свободных электронов и дырок (носителей заряда) на единицу объема и от скорости, с которой эти носители движутся под воздействием электрического поля. В собственном полупроводнике существует равное количество свободных электронов и дырок. Электроны и дырки, однако, имеют разные подвижности; то есть они движутся с разными скоростями в электрическом поле. Например, для собственного кремния при комнатной температуре подвижность электронов составляет 1500 квадратных сантиметров в вольт-секунду (см 2 / В · с) — i.электрон будет двигаться со скоростью 1500 сантиметров в секунду под действием электрического поля в один вольт на сантиметр, в то время как подвижность дырок составляет 500 см 2 / В · с. Подвижность электронов и дырок в конкретном полупроводнике обычно уменьшается с ростом температуры.

электронная дыра: движение Движение электронной дыры в кристаллической решетке. Encyclopædia Britannica, Inc.

Электрическая проводимость в собственных полупроводниках довольно плохая при комнатной температуре.Чтобы обеспечить более высокую проводимость, можно намеренно вводить примеси (обычно до концентрации одна часть на миллион атомов-хозяев). Это называется допингом, процесс, который увеличивает проводимость, несмотря на некоторую потерю подвижности. Например, если атом кремния заменен атомом с пятью внешними электронами, таким как мышьяк (, см. часть B на рисунке), четыре из электронов образуют ковалентные связи с четырьмя соседними атомами кремния. Пятый электрон становится электроном проводимости, который передается в зону проводимости.Кремний становится полупроводником типа n из-за добавления электрона. Атом мышьяка является донором. Аналогично, часть C на рисунке показывает, что если атом кремния с тремя внешними электронами, например, бор, заменен атомом кремния, то для образования четырех ковалентных связей вокруг атома бора принимается дополнительный электрон, и положительно заряженная дырка создан в валентной группе. Это создает полупроводник типа p с бором, составляющим акцептор.

,Удельная проводимость

и молярная проводимость

    • Классы
      • Класс 1 — 3
      • Класс 4 — 5
      • Класс 6 — 10
      • Класс 11 — 12
    • КОНКУРСНЫЕ СУЩНОСТИ
      • BBS
      • 000000000000 Книги
        • NCERT Книги для 5 класса
        • NCERT Книги Класс 6
        • NCERT Книги для 7 класса
        • NCERT Книги для 8 класса
        • NCERT Книги для 9 класса 9
        • NCERT Книги для 10 класса
        • NCERT Книги для 11 класса
        • NCERT Книги для 12-го класса
      • NCERT Exemplar
        • NCERT Exemplar Class 8
        • NCERT Exemplar Class 9
        • NCERT Exemplar Class 10
        • NCERT Exemplar Class 11
        • NCERT Exemplar Class 12
        • 9000al Aggar Agaris Agard Agard Agard Agard Agard 2000 12000000
          • Решения RS Aggarwal класса 10
          • Решения RS Aggarwal класса 11
          • Решения RS Aggarwal класса 10
          • 90 003 Решения RS Aggarwal класса 9
          • Решения RS Aggarwal класса 8
          • Решения RS Aggarwal класса 7
          • Решения RS Aggarwal класса 6
        • Решения RD Sharma
          • Решения класса RD Sharma
          • Решения класса 9 Шарма 7 Решения RD Sharma Class 8
          • Решения RD Sharma Class 9
          • Решения RD Sharma Class 10
          • Решения RD Sharma Class 11
          • Решения RD Sharma Class 12
        • ФИЗИКА
          • Механика
          • 000000 Электромагнетизм
        • ХИМИЯ
          • Органическая химия
          • Неорганическая химия
          • Периодическая таблица
        • МАТС
          • Теорема Пифагора
          • Отношения и функции
          • Последовательности и серии
          • Таблицы умножения
          • Детерминанты и матрицы
          • Прибыль и убыток
          • Полиномиальные уравнения
          • Делительные дроби
        • 000 ФОРМУЛЫ
          • Математические формулы
          • Алгебровые формулы
          • Тригонометрические формулы
          • Геометрические формулы
        • КАЛЬКУЛЯТОРЫ
          • Математические калькуляторы
          • S000
          • 80003 Pегипс Класс 6
          • Образцы документов CBSE для класса 7
          • Образцы документов CBSE для класса 8
          • Образцы документов CBSE для класса 9
          • Образцы документов CBSE для класса 10
          • Образцы документов CBSE для класса 11
          • Образец образца CBSE pers for Class 12
        • CBSE Предыдущий год Вопросник
          • CBSE Предыдущий год Вопросники Класс 10
          • CBSE Предыдущий год Вопросник класс 12
        • HC Verma Solutions
          • HC Verma Solutions Класс 11 Физика
          • Решения HC Verma Class 12 Physics
        • Решения Lakhmir Singh
          • Решения Lakhmir Singh Class 9
          • Решения Lakhmir Singh Class 10
          • Решения Lakhmir Singh Class 8
        • Примечания
        • CBSE
        • Notes
            CBSE Класс 7 Примечания CBSE
          • Класс 8 Примечания CBSE
          • Класс 9 Примечания CBSE
          • Класс 10 Примечания CBSE
          • Класс 11 Примечания CBSE
          • Класс 12 Примечания CBSE
        • Примечания пересмотра
        • CBSE Редакция
        • CBSE
        • CBSE Class 10 Примечания к редакции
        • CBSE Class 11 Примечания к редакции 9000 4
        • Замечания по пересмотру CBSE класса 12
      • Дополнительные вопросы CBSE
        • Дополнительные вопросы CBSE 8 класса
        • Дополнительные вопросы CBSE 8 по естественным наукам
        • CBSE 9 класса Дополнительные вопросы
        • CBSE 9 дополнительных вопросов по науке CBSE
        • 9000 Класс 10 Дополнительные вопросы по математике
        • CBSE Класс 10 Дополнительные вопросы по науке
      • Класс CBSE
        • Класс 3
        • Класс 4
        • Класс 5
        • Класс 6
        • Класс 7
        • Класс 8
        • Класс 9
        • Класс 10
        • Класс 11
        • Класс 12
      • Решения для учебников
    • Решения NCERT
      • Решения NCERT для класса 11
          Решения NCERT для физики класса 11
        • Решения NCERT для класса 11 Химия
        • Решения для класса 11 Биология
        • NCERT Решения для класса 11 Математика
        • 9 0003 NCERT Solutions Class 11 Бухгалтерия
        • NCERT Solutions Class 11 Бизнес исследования
        • NCERT Solutions Class 11 Экономика
        • NCERT Solutions Class 11 Статистика
        • NCERT Solutions Class 11 Коммерция
      • NCERT Solutions для класса 12
        • NCERT Solutions для Класс 12 Физика
        • Решения NCERT для 12 класса Химия
        • Решения NCERT для 12 класса Биология
        • Решения NCERT для 12 класса Математика
        • Решения NCERT Класс 12 Бухгалтерский учет
        • Решения NCERT Класс 12 Бизнес исследования
        • Решения NCERT Класс 12 Экономика
        • NCERT Solutions Class 12 Бухгалтерский учет Часть 1
        • NCERT Solutions Class 12 Бухгалтерский учет Часть 2
        • NCERT Solutions Class 12 Микроэкономика
        • NCERT Solutions Class 12 Коммерция
        • NCERT Solutions Class 12 Макроэкономика
      • NCERT Solutions Для Класс 4
        • Решения NCERT для математики класса 4
        • Решения NCERT для класса 4 EVS
      • Решения NCERT для класса 5
        • Решения NCERT для математики класса 5
        • Решения NCERT для класса 5 EVS
      • Решения NCERT для класса 6
        • Решения NCERT для класса 6 Maths
        • Решения NCERT для класса 6 Science
        • Решения NCERT для класса 6 Общественные науки
        • Решения NCERT для класса 6 Английский
      • Решения NCERT для класса 7
        • Решения NCERT для класса 7 Математика
        • Решения NCERT для 7 класса Science
        • Решения NCERT для 7 класса Общественные науки
        • Решения NCERT для 7 класса Английский
      • Решения NCERT для 8 класса Математические решения
        • для 8 класса Математика
        • Решения NCERT для класса 8 Science
        • Решения NCERT для класса 8 Общественные науки
        • NCERT Solutio ns для класса 8 Английский
      • Решения NCERT для класса 9
        • Решения NCERT для класса 9 Общественные науки
      • Решения NCERT для класса 9 Математика
        • Решения NCERT для класса 9 Математика Глава 1
        • Решения NCERT Для класса 9 Математика 9 класса Глава 2
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 3
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 4
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 5
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 6
        • Решения NCERT для Математика 9 класса Глава 7
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 8
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 9
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 10
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 11
        • Решения NCERT для Математика 9 класса Глава 12
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 13
        • Решения NCERT для математики 9 класса Глава 14
        • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 15
      • Решения NCERT для науки 9 класса
        • Решения NCERT для науки 9 класса Глава 1
        • Решения NCERT для науки 9 класса Глава 2
        • Решения NCERT для класса 9 Наука Глава 3
        • Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 4
        • Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 5
        • Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 6
        • Решения NCERT для 9 класса Наука Глава 7
        • Решения NCERT для 9 класса Научная глава 8
        • Решения NCERT для 9 класса Научная глава
        • Научные решения NCERT для 9 класса Научная глава 10
        • Научные решения NCERT для 9 класса Научная глава 12
        • Научные решения NCERT для 9 класса Научная глава 11
        • Решения NCERT для 9 класса Научная глава 13
        • Решения NCERT для 9 класса Научная глава 14
        • Решения NCERT для класса 9 Science Глава 15
      • Решения NCERT для класса 10
        • Решения NCERT для класса 10 Общественные науки
      • Решения NCERT для математики класса 10
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 1
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 2
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 3
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 4
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 5
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 6
        • решения NCERT для математики класса 10 Глава 7
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 8
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 9
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 10
        • решения NCERT для математики класса 10 глава 11
        • решения NCERT для математики класса 10, глава 12
        • Решения NCERT для математики класса 10, глава 13
        • соль NCERT Решения для математики класса 10 Глава 14
        • Решения NCERT для математики класса 10 Глава 15
      • Решения NCERT для науки 10 класса
        • Решения NCERT для науки 10 класса Глава 1
        • Решения NCERT для науки 10 класса Глава 2
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 3
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 4
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 5
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 6
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 7
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 8
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 9
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 10
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 11
        • Решения NCERT для науки 10 класса, глава 12
        • Решения NCERT для 10 класса Science Глава 9
        • Решения NCERT для 10 класса Science Глава 14
        • Решения NCERT для науки 10 класса Глава 15
        • Решения NCERT для науки 10 класса Глава 16
      • Программа NCERT
      • NCERT
    • Коммерция
      • Класс 11 Коммерческая программа Syllabus
      • Учебный курс по бизнес-классу 11000
      • Учебная программа по экономическому классу
    • Учебная программа по коммерческому классу
      • Учебная программа по 12 классу
      • Учебная программа по 12 классу
      • Учебная программа по экономическому классу
          000000000000000000
        • Образцы коммерческих документов класса 11
        • Образцы коммерческих документов класса 12
      • Решения TS Grewal
        • Решения TS Grewal Класс 12 Бухгалтерский учет
        • Решения TS Grewal Класс 11 Бухгалтерский учет
      • Отчет о движении денежных средств
      • eurship
      • Защита потребителей
      • Что такое фиксированный актив
      • Что такое баланс
      • Формат баланса
      • Что такое акции
      • Разница между продажами и маркетингом
    • P000S Документы ICSE
    • ML Решения Aggarwal
      • ML Решения Aggarwal Class 10 Maths
      • ML Решения Aggarwal Class 9 Математика
      • ML Решения Aggarwal Class 8 Maths
      • ML Решения Aggarwal Class 7 Математические решения
      • ML 6 0004
      • ML 6
    • Selina Solutions
      • Selina Solution для 8 класса
      • Selina Solutions для 10 класса
      • Selina Solution для 9 класса 9
    • Frank Solutions
      • Frank Solutions для класса 10 Maths
      • Frank Solutions для класса 9 Maths
    • ICSE Class 9000 2
    • ICSE Class 6
    • ICSE Class 7
    • ICSE Class 8
    • ICSE Class 9
    • ICSE Class 10
    • ISC Class 11
    • ISC Class 12
  • IAS
  • Сервисный экзамен
  • UPSC Syllabus
  • Бесплатно IAS Prep
  • Текущая информация
  • Список статей IAS
  • IAS 2019 Mock Test
    • IAS 2019 Mock Test 1
    • IAS 2019 Mock Test 2
    • KPSC KAS экзамен
    • UPPSC PCS экзамен
    • MPSC экзамен
    • RPSC RAS ​​экзамен
    • TNPSC группа 1
    • APPSC группа 1
    • BPSC экзамен
    • экзамен
    • JPS
    • экзамен
    • экзамен
    • WPSS
    • экзамен
    • JPS
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
    • экзамен
  • Вопросник UPSC 2019
    • Ключ ответа UPSC 2019
  • Коучинг IAS
    • IA S Коучинг Бангалор
    • IAS Коучинг Дели
    • IAS Коучинг Ченнаи
    • IAS Коучинг Хайдарабад
    • IAS Коучинг Мумбаи
  • JEE
    • Бумага
    • JEE JEE 9000
    • JEE
    • JEE-код
    • JEE-код
    • JEE J000
    • J0004 JEE
    • JEE Вопрос
    • Биномиальная теорема
    • JEE Статьи
    • Квадратичное уравнение
  • NEET
    • Программа Бьюя NEET
    • NEET 2020
    • NEET Приемлемость Критерии NEET 2020
    • S000
    • S000 образца
    • Поддержка
      • Жалоба Разрешение
      • Customer Care
      • Поддержка центр
  • Государственные платы
    • GSEB
      • GSEB Силабус
      • GSEB Вопрос бумаги
      • GSEB образец бумаги
      • GSEB Книги
      90 004
    • MSBSHSE
      • MSBSHSE Syllabus
      • MSBSHSE Учебники
      • MSBSHSE Образцы документов
      • MSBSHSE Вопросные записки
    • AP Board
      • -й год APSERT
      • -й год SBSUS
      • -й год
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS
      • SUBSUS SUBSUS SUBSUS
      • SUSSUS
      • SBSUS SBS4000S SSCS
    • MP Board
      • MP Board Syllabus
      • MP Board Образцы документов
      • MP Board Учебники
    • Assam Board
      • Assam Board Syllabus
      • Assam Board Учебники
      • Sample Board Paperss Sample3 P0003 BSEB
        • Бихарская доска Syllabus
        • Бихарская доска Учебники
        • Бихарская доска Вопросные бумаги
        • Бихарская модель Бумажные макеты
      • БСЭ Одиша
        • доска
        • Sislabus
        • Совет 9498 S3SB
        • доска
        • S000S
        • Sample
        • S000S
        • Sample
        • S000S PSEB Syllabus
        • учебники PSEB
        • учебные материалы PSEB
      • RBSE
        • учебное пособие Раджастхан Syllabus
        • учебники RBSE
        • учебные документы RBSE
      • HPE
      • HPE HPE
      • JKBOSE
        • JKBOSE Syllabus
        • JKBOSE Образцы документов
        • JKBOSE Образец экзамена
      • TN Board
        • TN Board Syllabus
        • Board 931 JAC
          • JAC Силабус
          • JAC учебники
          • JAC Вопрос Papers
        • Telangana Совет
          • Telangana Совет Силабус
          • Telangana совет учебники
          • Telangana Совет Вопрос Papers
          • KSEEB KSEEB Силабус
          • KSEEB Модель Вопрос Papers
        • KBPE
          • KBPE Силабус
          • KBPE Учебники
          • KBPE Вопрос Papers
        • UPMSP
          • UP Совет Силабус
          • UP Совет Книги
          • UP Совет Вопрос Papers
        • Западная Бенгалия Совет
          • Западная Бенгалия Совет Силабус
          • Западная Бенгалия Совет учебниками
          • West Bengal совет Вопрос документы
        • UBSE
        • TBSE
        • Goa Board
        • NbSe
        • CGBSE
        • MBSE
        • Meghalaya Совет
        • Manipur Совет
        • Харьяны Совет
      • Государственные экзамены
        • Банк экзаменов
          • SBI Exams
          • PIL, Exams
          • RBI Exams
          • PIL, РРБ экзамен
        • SSC Exams
          • SSC JE
          • SSC GD
          • SSC CPO 900 04
          • SSC CHSL
          • SSC CGL
        • RRB экзамены
          • RRB JE
          • RRB NTPC
          • RRB ALP
        • L0003000000 L0003000000 L0003 UPSC CAPF
        • Список государственных экзаменов Статьи
      • Обучающие дети
        • Класс 1
        • Класс 2
        • Класс 3
      • Академические вопросы
        • Вопросы физики
        • Вопросы химии
        • Химические вопросы
        • Химические вопросы
        • Вопросы химии
        • Биология
        • Вопросы
        • Вопросы по науке
        • Вопросы ГК
      • Обучение онлайн
        • Обучение на дому
      • Полные формы
      • CAT
        • Программа CAT BYJU’S
        • CAT
        • CAT
        • CAT
        • CAT
        • CAT
        • CAT
        • CAT
        • CAT
        • FreeBS
        • 40004 CAT 2020 Exam Pattern
        • Обзор приложения Byju на CAT
    • КУПИТЬ КУРС
    • +919243500460
    • Химия
      • Органическая химия
      • Неорганическая химия
      • Химическая химия
      • 300030003
      • Химическая химия Криминалистическая химия
      • Пищевая химия
    • Химия Статьи
      • Химия Syllabus
      • Химические формулы
      • Химическое соединение
      • Разница между химией
      • Химические реакции
      • Химические реакции
      • Химические реакции
      • Химические реакции Периодической таблицы
      • Периоды
    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *