Посадка h7 g6 – H7/g6, H8/k7, Н7/js7. В каких системах образованы эти посадки и к какому виду соединений относится каждая из них? — КиберПедия

Допуски и посадки. Краткая характеристика и примеры применения посадок и допусков

  • ГЛАВНАЯ

    • расчеты

    • мониторинг

    • консалтинг

  • ОБЪЕКТЫ

    • сосуды и аппараты

    • здания и сооружения

    • трубопроводы

    • прочие

  • ОНЛАЙН

    • сосуды и аппараты

    • трубопроводы

    • прочие

    • математика

  • МАТЕРИАЛЫ

    • статьи

    • презентации

    • отчеты

    • log-files

    • прочие

  • ЛИТЕРАТУРА

    • сосуды и аппараты

    • здания и сооружения

    • трубопроводы

    • прочие

  • Карта сайта

Искать…

cae-cube.ru

Расшифровка обозначений допусков и посадок

В представленной
ниже конструкции редуктора (рисунок
5.7) втулки 6, запрессованные в корпус 1 и
крышку 5, должны оставаться неподвижными
при вращении вала 2 и удерживать вал от
осевого смещения. Осевые силы могут
возникнуть, например, из-за воздействия
веса вала 2 при вертикальном положении
его оси. Не исключается также возможность
применения косозубой передачи, в которой
всегда возникает осевая сила.

Рассмотримрасшифровку
обозначений допусков и посадок на
примере этого
редуктора. Вал с зубчатым колесом,
которое крепится к нему штифтом,
установлен в опорах скольжения (втулках)
6, которые сопрягаются наружными
посадочными поверхностями с отверстиями
в корпусе и крышке. Гладкая распорная
втулка на валу предотвращает его осевое
перемещение направо. Взаимное расположение
корпуса и крышки определяется двумя
установочными штифтами. На чертеже
обозначены посадки, которые следует
расшифровать.

Посадка шейки вала
во втулку 20
Н7/g6.
Предпочтительная посадка в системе
основного отверстия, обеспечивающая
зазор в сопряжении в системе вал-опора
(подшипник скольжения). Номинальный
диаметр отверстия и вала 20 мм. Посадка
с неравноточными допусками, Поле допуска
отверстия – Н7,
основное отклонение H
= 0, квалитет седьмой. Поле допуска вала
g6,
основное отклонение (верхнее) g
отрицательное, квалитет шестой.

Посадки такого
типа называют посадками с минимальным
гарантированным зазором. Они применяются
для опор скольжения при нормальных
требованиях к точности и средних
скоростях скольжения. Конкретные
числовые значения допусков и отклонений
можно найти в стандартах. В данном случае
значения допусков TD
= 21 мкм и Td
= 13 мкм. Предельные отклонения отверстия:
EI=0,
ES
= +21 мкм; вала: es
= – 7 мкм; ei
= – 20 мкм.

Варианты обозначения
этой посадки на чертежах:

20 Н7/g6;

+0,021

20 —– ;

-0,007

-0,020

H7(+0,021)

20 ————– .

g7(-0,007)

(-0,020)

В первом варианте
поля допусков обозначены буквенно-цифровыми
символами, во втором – числовыми
значениями предельных отклонений в
миллиметрах (верхнее отклонение пишут
сверху, нижнее – снизу, отклонение,
равное нулю не проставляют, но оставляют
свободное место). Третий вариант включает
в себя оба предыдущих, значения отклонений
при этом указывают в скобках. Последнее
обозначение включает наиболее полную
информацию о сопряжении.

Посадка втулки в
корпус (крышку) 25
Н7/р6
– предпочтительная посадка с натягом
в системе основного отверстия. Поля
допусков отверстия и вала неравноточные
(отверстие седьмого квалитета, вал –
шестого). Предельные отклонения отверстия
EI
= 0; ES
= 21 мкм, отклонения вала ei
= 22 мкм, es
= 35 мкм,
варианты обозначений посадки:

25 Н7/p6;

+0,021

25 —–;

+0,035

+0,022

H7(+0,021)

25 ————– .

p6(+0,035)

(+0,022)

Посадка зубчатого
колеса на вал 20P7/g6
обусловлена
необходимостью сохранения одного поля
допуска на всей правой части вала и в
значительной мере определяется уже
выбранной посадкой вала в подшипниковую
втулку (20
Н7/g6),
запрессованную в крышку. В результате
она не относится к посадкам ни в системе
основного отверстия, ни в системе
основного вала, а поэтому и не является
рекомендуемой посадкой, хотя образована
с использованием предпочтительных
полей допусков отверстия и вала. Поле
допуска отверстия Р7
ниже
нулевой линии (верхнее отклонение –
0,014 мм, нижнее отклонение – 0,035 мм) и вала
также ниже нулевой линии (верхнее
отклонение – 0, 007 мм, нижнее отклонение
– 0, 020 мм). Поля допусков частично
перекрывают друг друга, в результате
образуется переходная посадка. Для
более наглядной оценки посадки полезно
построить схему расположения полей
допусков (рисунок 5.8).

В соответствии со
схемой мы имеем переходную посадку с
преимущественными натягами в соединении.
Вероятность зазоров можно рассчитать
обычным путем, основываясь на традиционно
принимаемых допущениях о нормальном
случайном распределении размеров
реальных валов и отверстий, а также
зазоров (натягов) в сопряжении. Среднее
значение натяга в партии сопряжений,
исходя из допущения о совпадении центров
группирования размеров с координатами
середин полей допусков, составляет 11
мкм.

Поскольку переходная
посадка даже с преимущественными
натягами в соединении не может обеспечить
передачу крутящего момента в соединении
вала с зубчатым колесом, использован
дополнительный конструктивный элемент
– штифт, фиксирующий колесо на валу в
осевом и тангенциальном направлениях.

Посадки штифта в
отверстие вала и в два отверстия ступицы
зубчатого колеса 4N7/h8.
Посадки переходные, приняты одинаковыми,
что позволяет выполнить окончательную
обработку отверстий вала и ступицы
колеса в собранном виде. Посадка N7/h8
образована с использованием предпочтительных
полей допусков отверстия и вала, относится
к системе основного вала, но рекомендуемой
не является. Поля допусков отверстия и
вала неравноточные, причем допуск
отверстия на один квалитет точнее
допуска вала (стандартного штифта).
Посадка переходная и при значительной
длине сопряжения практически всегда
дает натяги, поскольку на характере
конкретного сопряжения будут сказываться
погрешности формы и расположения
сопрягаемых поверхностей. Хотя формально
отверстие в ступице зубчатого колеса
можно рассматривать как одно, фактически
образуются две однотипных посадки
штифта в два номинально соосных штифтовых
отверстия в ступице.

Для посадки
распорной втулки на вал (20A11/g6)
выбрано наиболее удаленное от нулевой
линии грубое поле допуска отверстия,
которое обеспечивает значительные
зазоры в сопряжении и не требует высокой
точности обработки внутренней поверхности
втулки.

В штифтовых
соединениях, обеспечивающих точность
взаимного расположения корпуса и крышки,
использованы посадки установочных
штифтов в системе неосновного вала.
Посадка штифта в корпус 4
K7/m6
обеспечивает гарантированный натяг
(отклонения отверстия + 0,003 мм и – 0,009
мм, отклонения вала + 0,012 мм и + 0,004 мм), а
посадка штифта в корпус 4
F8/m6
– переходная (отклонения отверстия +
0,020 мм и + 0,006 мм) с преимущественными
зазорами.

studfiles.net

Выбор и применение посадок

Посадки выбираются следующими методами:

− методом прецедентов;

− методом подобия;

− расчётным методом.

Метод прецедентовзаключается в том, что конструктор во вновь проектируемой конструкции использует посадки, указанные на чертежах подобной машины, ранее сконструированной и прошедшей эксплуатационную проверку. Этот метод приемлем при полной тождественности геометрических и других параметров и условий эксплуатации проектируемого соединения и прототипа.

Метод подобиязаключается в том, что при неполной тождественности проектируемого соединения и прототипа по конструктивным параметрам и условиям эксплуатации конструктор должен установить критерии их подобия и скорректировать посадку. Однако в связи с трудностью выбора критерия подобия можно не достичь поставленной цели, что приведёт к неправильному выбору посадки.

Расчётный метод заключается в том, что конструктор, зная условия и длительность эксплуатации машины, рассчитывает предельные функциональные зазоры и натяги и с определённым коэффициентом запаса подбирает стандартную посадку.

Рассмотрим области применения рекомендуемых предпочтительных посадок системы отверстия в машиностроении [3; 4].

Посадки с зазором

Посадки H/h – «скользящие». Наименьший (гарантированный) зазор в посадках равен нулю. Они установлены во всём диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4…12 квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки, т.е. обеспечивают высокую степень совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия. Допускают медленное вращение и продольное перемещение, используемое чаще всего при настройках и регулировках.

Посадка H7/h6 применяется в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых соединений: сменные зубчатые колёса на валах, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения, сменные кондукторные втулки станочных приспособлений и т.д. Для подвижных соединений применяется посадка, например, шпинделя в корпусе сверлильного станка.

Посадки H8/h7, H8/h8 имеет примерно то же назначение, что и предыдущая посадка, но характеризуется более широкими допусками, облегчающими изготовление деталей.

Посадки H/h в более грубых квалитетах (9…12) применяются для непо-движных и подвижных соединений малой точности: посадки муфт, звёздочек и шкивов на валах, для неответственных шарниров и роликов и т.п.

Посадки H/g – «движения». Обладают по сравнению с другими посадками небольшим гарантированным зазором. Применяются только в точных квалитетах (4…7) для плавных, чаще всего возвратно-поступательных перемещений, допускают медленное вращение при малых нагрузках.

Посадки H6/g5 (не предпочтительная), H7/g6 применяются в плунжерных и золотниковых парах, в шпинделе делительной головки и т.п.

Посадки H/f – «ходовые». Характеризуются умеренным гарантированным зазором. Применяются для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения общего назначения при лёгких и средних режимах работы с угловыми скоростями не более 150 рад/с и в опорах поступательного перемещения.

Посадки H7/f7, H8/f8 (не предпочтительная) применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков, в соединениях поршня с цилиндром в компрессорах, в гидравлических прессах и т.п.

Посадки H/e – «легкоходовые». Обладают значительным гарантированным зазором, вдвое большим, чем у ходовых посадок. Применяются для свободного вращательного движения при повышенных режимах работы с угловыми скоростями более 150 рад/с, а также для компенсации погрешностей монтажа и деформаций, возникающих во время работы.

Посадки H7/e8, H8/e8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов, больших машин, коренных шеек коленчатых валов.

Посадки H/d – «широкоходовые». Характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку.

Посадки H8/d9, H9/d9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности, для подшипников трансмиссионных валов, для поршней цилиндров компрессоров.

Посадки h21/d11 применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах, для шарниров и роликов на осях.

 

Посадки переходные

Посадки H/js – «плотные». Вероятность получения натяга P(N) равна 0,5…5%, следовательно, в соединении образуются преимущественно зазоры. Обеспечивают лёгкую собираемость.

Посадка H7/js6 применяется для соединения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.

Посадки H/k – «напряжённые». Вероятность получения натяга P(N) равна 24…68%. Однако из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случаев не ощущаются. Обеспечивают хорошее центрирование. Сборка и разборка производится без значительных усилий, например, при помощи ручных молотков.

Посадка H7/k6 широко применяется для соединения зубчатых колёс, шкивов, маховиков, муфт с валами.

Посадки H/m – «тугие». Вероятность получения натяга P(N) равна 60…99,98%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях. Разбираются, как правило, только при ремонте.

Посадка H7/m6 (не предпочтительная) применяется для соединения зубчатых колёс, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу.

Посадки H/n – «глухие». Вероятность получения натяга P(N) равна 88…100%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях с применением прессов. Разбираются, как правило, только при капитальном ремонте.

Посадка H7/n6 применяется для соединения тяжело нагруженных зубчатых колёс, муфт, кривошипов с валами, для установки штифтов, постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов и т.п.

 

Посадки с натягом

Посадки H/p – «легкопрессовые». Имеют минимальный гарантированный (наименьший) натяг. Обладают высокой степенью центрирования. Применяются, как правило, с дополнительным креплением.

Посадка H7/p6 применяется для соединения тяжело нагруженных зубчатых колёс, втулок, установочных колец с валами, для установки тонкостенных втулок и колец в корпуса.

Посадки H/r, H/s, H/t– «прессовые средние». Имеют умеренный гарантированный натяг в пределах N = (0,0002…0,0006)D. Применяются как с дополнительным креплением, так и без него. В соединении возникают, как правило, упругие деформации.

Посадки H7/r6, H7/s6 применяются с дополнительным креплением для соединения зубчатых и червячных колёс с валами в условиях тяжёлых ударных нагрузок (для стандартных втулок подшипников скольжения предусмотрена посадка H7/r6).

Посадки H/u, H/x, H/z– «прессовые тяжёлые». Имеют большой гарантированный натяг в пределах N = (0,001…0,002)D. Предназначены для соединений, на которые действуют большие, в том числе динамические нагрузки. Применяются, как правило, без дополнительного крепления соединяемых деталей. В соединении возникают упругопластические деформации. Детали должны быть проверены на прочность.

Посадки H7/u7, H8/u8 являются наиболее распространёнными из числа тяжёлых посадок. Примеры применения: вагонные колёса на осях, бронзовые венцы на стальных ступицах червячных колёс, пальцы эксцентриков и кривошипов с дисками.

Приведём конкретные примеры применения посадок [5; 6].

Примеры посадок с зазором:

− пиноль задней бабки токарно-винторезного станка – f75H6/h5;

− крышка подшипника редуктора – f80H7/h7;

− подшипник двигателя внутреннего сгорания – f50H6/e7;

− рычаг клапана на валу – f16H8/e8;

− плунжерная пара – f25H7/g6

− промежуточная шестерня на оси – f40H7/d8;

− дышло паровой машины – f180D8/h8;

− подшипник жидкостного трения прокатных станов – f350H6/d6.

Примеры посадок с натягом:

− центральная колонна консольного крана – f300H7/s6;

− постоянная кондукторная втулка приспособления – f20H7/p6;

− шатун и втулка компрессора – f105H7/s6;

− штифт и направляющая – f60H7/r6.

Примеры переходных посадок:

− кулачки, закреплённые шпонкой на держателе – f50H7/m6;

− муфта сцепления, закреплённая шпонкой на валу – f12H7/k6;

− шестерня, закреплённая шпонкой на валу редуктора – f40H7/k6;

− поршневой палец во втулке – f38H6/k5;

− маслоотражательное кольцо на валу редуктора – f50H7/k6;

− ступица вентилятора на валу – f16H7/n6.

Похожие статьи:

poznayka.org

4.2 Посадки переходные. Особенности посадок

В рассматриваемом
виде сопряжений могут получаться как
зазоры, так и натяги. На рисунке 8а
приведена в сокращенном варианте схема
расположения полей допусков переходных
посадок в системе отверстия для размеров
до 500мм.

Распределение
вероятностей получения узлов с зазорами
и натягами в партии соединений с
переходными посадками показано на
рисунке 8б. Так почти все узлы (около
99,5%) с посадкой H7/js6
получаются
с зазором, с посадкой H7/n6
с
натягом. Большинство (примерно 2/3) узлов
с посадкой H7/h6
получаются
с зазором, с посадкой H7/m6
с
натягом (более 4/5 узлов).

Рисунок 8 – Посадки
переходные

Переходные посадки
применяются только в точных квалитетах
– с 4-го по 8-й и используются как
центрирующие посадки. Предназначены
для неподвижных, но разъемных соединений,
так как обеспечивают легкую сборку и
разборку соединения.

Переходные посадки
требуют, как правило, дополнительного
крепления соединяемых деталей (шпонками,
штифтами, болтами и др.)

Особенности
применения некоторых рекомендуемых
переходных посадок

Посадки H/js,
Js/h

«плотные». Вероятность получения натяга
не выше 5% и, следовательно, в сопряжении
образуются преимущественно зазоры.
Обеспечивают легкую собираемость.

Посадка Н7/js6
применяется
для сопряжения стаканов подшипников с
корпусами, небольших шкивов и ручных
маховиков с валами.

Посадки H/k,
K/h

«напряженные». Вероятность получения
натяга у них от 24 до 68%, однако, из-за
влияния отклонений формы, особенно при
большой длине соединения, зазоры в
большинстве случаев не ощущаются.

Обеспечивают
хорошее центрирование. Сборка и разборка
производится без значительных усилий.

Посадка Н7/k6
широко
применяется для сопряжения зубчатых
колес, шкивов, маховиков, муфт с валами.

Посадки H/m,
M/h

«тугие». Вероятность получения натяга
от 60 до 98%. Обладают высокой степенью
центрирования. Сборка и разборка требуют
значительных усилий и осуществляются
только при ремонте.

Посадка Н7/m6
применяется
для сопряжения зубчатых колес, шкивов,
маховиков, для установки тонкостенных
втулок в корпуса и т.д.

Посадки H/n, N/h
–«глухие». Вероятность получения натяга
в пределах 88– 100%. Обладают высокой
степенью центрирования. Разбираются
только при капитальном ремонте.

Посадка H7/n6
применяется
для сопряжения тяжело нагруженных
зубчатых колес, для установки постоянных
кондукторных втулок, штифтов и т.д.

4.3 Посадки с натягом. Особенности посадок

В сопряжении
рассматриваемого вида образуются только
натяги. На рисунке 9 приведена в сокращенном
варианте схема расположения полей
допусков посадок с натягом в системе
отверстия для размеров до 500 мм.

Рисунок 9 – Схема
расположения полей допусков в посадках
с натягом в системе отверстия.

Посадки применяются
только в точных квалитетах, используются
для передачи крутящих моментов и осевых
сил без дополнительного крепления.

Посадки предназначены
для неподвижных и неразъемных соединений.
Относительная неподвижность обеспечивается
силами трения, возникающими на
контактирующих поверхностях вследствие
упругой деформации, создаваемой натягом
при сборке соединения.

Преимущество
посадок – отсутствие дополнительного
крепления, что упрощает конфигурацию
деталей и их сборку.

Особенности
применения некоторых рекомендуемых
посадок с натягом

Посадки H/p,
P/h

«легкопрессовые». Имеют минимальный
гарантированный натяг. Обладают высокой
степенью центрирования. Применяются,
как правило, с дополнительным креплением.

Посадка H7/p6
применяется
для сопряжения тяжело нагруженных
зубчатых колес, установочных колец,
тонкостенных втулок в корпуса.

Посадки H/r,
H/s, H/t, R/h, h/S, T/h

«прессовые средние». Имеют умеренный
гарантированный натяг. Применяются как
с дополнительным креплением, так и без
него.

Посадки H7/r6,H7/s6
применяются
для сопряжения зубчатых и червячных
колес с валами в условиях тяжелых ударных
нагрузок с дополнительным креплением.

Посадки H/u,
H/x, H/z, U/h

«прессовые тяжелые». Имеют большой
гарантированный натяг. Предназначены
для соединений, на которые воздействуют
большие, в том числе и динамические
нагрузки.

Пример расчета
гладких цилиндрических сопряжений.

1. Назначение
посадок для сопрягаемых элементов на
заданные номинальные размеры

а) Для сопряжения
вала с распорным кольцом (d =D =35 мм)
выбираем посадку с зазором Е8/n6, так как
эта посадка обеспечивает соединение
деталей, которые должны легко передвигаться
при затяжке.

б) Для соединения
стакана колеса с корпусом задней подвески
(d =D =60 мм) устанавливаем посадку H7/js6, так
как эта посадка обеспечивает хорошее
центрирование, не требуя значительных
усилий для сборки и разборки.

в) На сопряжение
крышки тормозного барабана со ступицей
колеса (d =D = 66 мм) по согласованию с
руководителем курсовой работы выбирается
посадка с гарантированным натягом (Nmax
= 75 мкм, Nmin
= 10 мкм).

1.1 Расчёт сопряжения
вала с распорным кольцом по посадке с
зазором 35
Е8/n6

Определение
предельных отклонений

а) для вала 35
n6

es = + 33 мкм

ei = +17 мкм

б) для распорного
кольца 
35 E8

ES = +89 мкм

EI
= +50 мкм

Предельные размеры
сопрягаемых деталей рассчитываются

а) для вала

dmax
= d + es = 35 + 0,033 = 35,033 мм

dmin
= d + ei = 35 + 0,017 = 35,017 мм

Тd = es
– ei
= 33 – 17 = 16 мкм

б) для распорного
кольца

Dmax
= D
+ ES
= 35 + 0,089 = 35,089 мм

Dmin
= D
+ EI
= 35 + 0,05 = 35,05 мм

TD
= ES
– EI
= 89 – 50 = 39 мкм

Находим предельные
зазоры в соединении и допуск посадки

Smax
= 35,089 – 35,017 = 0,072 мм = 72 мкм

Smin
= 35,05 – 35,033 = 0,017 мм = 17 мкм

TS = Smax– Smin=72 – 17 = 55 мкм

Проверка правильности
расчёта производится по формуле

ТS= ТD + Тd = 39 + 16 = 55
мкм

Схема взаимного
расположения полей допусков вала и
распорного кольца по посадке 
35 Е8/n6 изображена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Схема
взаимного расположения полей допусков
вала и распорного кольца по посадке 35
Е8/n6

1.2 Расчёт сопряжения
стакана колеса с корпусом задней подвески
по переходной посадке 
60 H7/js6

Определение
предельных отклонений

а) для стакана
колеса 60
js6

es = + 9,5 мкм

ei = -9,5 мкм

б) для корпуса
задней подвески 
60 H7

ES = +30 мкм

EI
= 0 мкм

Предельные размеры
сопрягаемых деталей рассчитываются

а) для стакана

dmax
= d + es = 60 + 0,0095 = 60,0095 мм

dmin
= d + ei = 60 + (-0,0095) = 59,9905 мм

Тd = dmax– dmin= 9,5 – (-9,5) =
19 мкм

б) для корпуса

Dmax
= D + ES = 60 + 0,03 = 60,03 мм

Dmin
= D + EI = 60 + 0 = 60 мм

TD
= DmaxDmin= 30 – 0 = 30 мкм

Рассчитываем
максимальные зазор и натяг в соединении

Nmax
= dmax
– Dmin
= 60,0095 – 60 = 0,0095 мм = 9,5 мкм

Smax
= Dmax
– dmin
= 60,03 – 59,9905 = 0,0395 мм = 39,5 мкм

Em
=
== 15 мкм

em
=
== 0 мкм

Схема взаимного
расположения полей допусков диаметров
стакана колеса и корпуса задней подвески
по переходной посадке 
60 H7/js6 представлена на рисунке 7

Рисунок 7 – Схема
взаимного расположения полей допусков
диаметров стакана колеса и корпуса
задней подвески по переходной посадке

60 H7/js6

В данном сопряжении
величина зазора колеблется от 0 до 39,5
мкм, а величина натяга от 0 до 9,5 мкм.
Допуск посадки, равный сумме допусков
вала и отверстия, равен:

TП
= TD
+ Td
= 30 + 19 = 49 мкм

Находится среднее
квадратичное отклонение сопрягаемых
деталей

а) для стакана
колеса

= 3,17 мкм

б) для корпуса
задней подвески

= 5 мкм

Дисперсия события
(D
= σ2),
состоящего из нескольких случайных
событий, равна сумме дисперсий этих
событий, поэтому среднее квадратическое
отклонение посадки будет равно:

σп
= (σD2
+ σd2)½
= (52
+ 3,172)½
= 5,92 мкм

При средних
значениях размеров отверстия (Dm)
и вала (dm)
получается средний зазор (Sm),
равный:

Sm
=
Dm
– dm
=
–=–= 15мкм

Эта величина
определяет положение центра группирования
зазоров относительно начала их отсчета.
Вероятность зазоров в пределах 0-15
определим с помощью нормированного
интеграла функции Лапласа Ф(z),
где z
=
=
=
2,53.

Из таблицы значений
функции Лапласа Ф(z)
находим, что при z
= 2,53 вероятность получения зазоров в
пределах от 0 до 15 составляет Ф (2,53) =
0,4938 (стр. 12 справочника «Допуски и
посадки»). Так как вероятность получения
зазоров в пределах от 15 до 39,5 мкм
составляет 0,5 (половина площади,
ограниченной кривой распределения), то
вероятность получения зазоров в данной
посадке будет равна:

P(S)
= 0,5 + Ф(z)=
0,9944 или 99,44%

Вероятность
получения натягов:

P(N) = 1 – P(S) = 1 – 0,9944 =
0,0056 или 0,56%

Предельные величины
зазоров и натягов с учетом рассеяния
размеров по закону Гаусса определяются
по практическим границам кривой
рассеяния.

Наибольший
вероятностный натяг:

n–15 = 3 · 5,92
– 15 = 2,76 мкм

Наибольший
вероятностный зазор:

n+ 15 = 3 · 5,92
+ 15 = 32,76 мкм

Вероятные натяги
и зазоры будут меньше предельных на
величину половины разности допуска
посадки (TD
+ Td)
и поля рассеяния посадки (6σn):

((TD
+ Td)
– 6σn)/2
= ((30 + 19) – 6 · 5,92)/2 = 6,74 мкм

Кривая нормального
распределения натягов (зазоров) в
практических границах ±3σп
для посадки
для данного соединения изображена на
рисунке 8.

Рисунок 8 – Кривая
нормального распределения зазоров и
натягов в практических границах
рассеивания

1.3 Расчёт сопряжения
ступицы колеса с крышкой тормоза 
66 по посадке с натягом при заданных
значениях величин Nmax
=75 мкм и Nmin
= 10 мкм

Определяем допуск
посадки с натягом

TN = Nmax
– Nmin
= 75 – 10 = 65 мкм

Величина допуска,
приходящаяся на каждую из деталей

TD
= Td
= TN/2
= 65/2 = 32,5 мкм

Выписываем величины
допусков из справочника «Допуски и
посадки» на стр. 43 для интервала размеров
свыше 50 до 80, не превышающих 32,5 мкм:

а) для IT6
= 19 мкм

б) для IT7
= 30 мкм

Для образования
посадки выбирается система отверстия
и записываются предельные отклонения
основной детали (крышки тормозного
барабана) из
справочника «Допуски и посадки» на стр.
79 для интервала размеров свыше 50 до 80:

а) для IT6:
EI
= 0; ES
= +19 мкм

б)
для
IT7: EI = 0; ES = +30 мкм

Рассчитываются
предельные отклонения неосновной детали

а) для IT6
: es = EI + Nmax
= 0 + 75 = 75 мкм

ei = ES + Nmin
= 19 + 10 = 29 мкм

б)
для
IT7: es = EI + Nmax
= 0 + 75 = 75 мкм

ei = ES + Nmin
= 30 + 10 = 40 мкм

Выбирается ряд
основных отклонений ступицы колеса,
удовлетворяющих условию из
справочника «Допуски и посадки» на стр.
95-97 для интервала размеров свыше 65 до
80

eiтабл
eiрасч

а) для IT6:
eiтабл
29 мкм

а) для IT7:
eiтабл
40 мкм

Выбирается ряд
рекомендуемых посадок с натягом для 
66 (из справочника
«Допуски и посадки» на стр. 95-97 для
интервала размеров свыше 65 до 80)

а)
для
IT6: H6/p6; H6/r6; H6/s6

а)
для
IT7: H7/r7; H7/s7

Схема взаимного
расположения полей допусков рекомендуемых
посадок для 
66 при 6-ом и 7-ом квалитете точности
сопрягаемых деталей представлена на
рисунке 9.

Рисунок 9 – Схема
взаимного расположения полей допусков
рекомендуемых посадок для 
66 при 6-ом и 7-ом квалитете точности
сопрягаемых деталей

Из рисунка 9 следует,
что посадки H6/s6 и H7/s7 могут создать натяг,
превышающий Nmax
= 75 мкм, а посадка H7/r7 является дополнительной
и применяется ограниченно поэтому
данные посадки непригодны для сопряжения.
Посадки, которые отвечают граничным
требованиям и пригодны для сопряжения,
это H6/p6 и H6/r6. Для образования посадки
с гарантированным натягом для сопряжения
ступицы колеса с крышкой тормозного
барабана окончательно принимается
посадка H7/r6. Шестой квалитет точности
для диаметра ступицы колеса объясняется
тем, что эта деталь более ответственная.

Предельные
отклонения для выбранных полей допусков
вала (r6) и отверстия (H7)

ES = +30 мкм

EI = 0 мкм

es = +62 мкм

ei = +43 мкм

Определим предельные
размеры и допуски сопрягаемых поверхностей
по выбранной посадке 
66 H7/r6.

dmin
= d+ei= 66 + 0,043 = 66,043 мм

dmax
= d+es= 66 + 0,062 = 66,062 мм

Td = dmax
– dmin
= 66,062 – 66,043 = 0,019 мм
= 19 мкм

Dmin
= D+EI = 66 + 0 = 66 мм

Dmax
= D+ES = 66 + 0,03 = 66,03 мм

TD
= Dmax
– Dmin
= 66,03 – 66 = 0,03 мм = 30 мкм

Определим предельные
натяги и допуск посадки

Nmax
= dmax
– Dmin
= 66,062 – 66 = 0,062 мм = 62 мкм

Nmin
= dmin
– Dmax
= 66,043 – 66,03 = 0,013 мм
= 13 мкм

TN = Nmax
– Nmin
= 62 – 13 = 49 мкм

Проверка:

TN =
Td +
TD = 30
+ 19 = 49 мкм

Схема взаимного
расположения полей допусков ступицы
колеса и крышки тормозного барабана по
посадке с гарантированным натягом 66
H7/r6 приведена на рисунке 10.

Рисунок 10 – Схема
взаимного расположения полей допусков
стакана колеса и корпуса задней подвески
по посадке с гарантированным натягом

66 H7/r6

Результаты расчётов
для гладких цилиндрических соединений
для удобства сведены в таблицу 1.

Таблица 1 – Сводная
таблица гладких цилиндрических соединений

детали

На­имено­вание
детали

Номинальный
размер

мм

система

квалитет

посадка

Отклонения

мкм

Предельные
размеры

мм

Допуск

мкм

Зазоры
S

мкм

Натяги
N

мкм

Допуск
посадки

мкм

Smax

Smin

Sm

Nmax

Nmin

Nm

ES

es

EI

ei

Dmax

dmax

Dmin

dmin

4

внутреннее
кольцо подшипника

40

отверстия

5

с
натягом

L0/k5

0

-12

40,0

39,988

12

25

2

13,5

23

3

вал

6

+13

+2

40,013

40,002

11

2

часть
редуктора задней передачи

68

вала

6

с
зазором

H6/l0

+19

0

68,019

68

19

32

0

16

32

5

наружное
кольцо подшипника

7

0

-13

68,0

67,987

13

6

распорная
втулка

40

внесистемная
(комбинированная)

6

с
зазором

F7/k5

+50

+25

40,05

40,025

25

48

12

30

36

3

вал

5

+13

+2

40,013

40,002

11

1

корпус

73

отверстия

7

с
натягом

H7/r6

+30

0

73,03

73,0

30

62

13

34,5

49

2

часть
редуктора задней передачи

6

+62

43

73,062

73,043

19

7

шестерня

68

отверстия

7

переходная

H7/js6

+30

0

68,03

68,0

30

39,5

9,5

49

3

вал

6

+9,5

-9,5

68,0095

67,9905

19

studfiles.net

3.8 Посадки с зазором

Посадки с зазором
предназначены для подвижных и неподвижных
соединений. Они есть во всех квалитетах
для посадок – с 3 по 12 (рисунок 18). Сюда
относят посадки с основными отклонениями
h, g, f, e, d, c, в, a (H, G, F, E, D, C, B, A).

Рисунок 18 –
Посадки с зазором

Посадки рассчитаны
на следующие условия их применения:
нормальный температурный режим работы,
близкие коэффициенты линейных расширений
материалов деталей, отношение длины
соединения к диаметру ~1.

Посадки с зазором
характеризуются гарантированным или
наименьшим зазором, который определяется
основным отклонением.

Для выбора посадок
с зазором используют (в разной степени)
все известные четыре метода: прецедентов,
подобия, технологических возможностей
и расчетный.

Расчетный метод
(наиболее предпочтительный) основывается
на принципе функциональной
взаимозаменяемости. В посадках с зазором
расчетным методом обычно подбирают
посадки для подшипников скольжения
жидкостного трения и допуски функциональных
параметров.

Посадки H/h –
“Скользящие”. Есть во всех квалитетах
3-12. Гарантированный зазор равен нулю,
Smin
= 0. Посадки применяются в подвижных и
неподвижных соединениях.

В неподвижных
соединениях для целей центрирования
деталей и при необходимости частой
разборки. Скользящие посадки заменяют
переходные посадки в грубых квалитетах:
8 – 12 квл.

В подвижных
соединениях применяют для деталей,
перемещающихся продольно с небольшой
скоростью или на небольшом участке, при
повышенных требованиях к точности
направления перемещения, для деталей,
которые должны легко передвигаться при
настройках и регулировках.

Особоточные посадки
H5/h5; H6/h5 применяют в неподвижных соединениях
при особовысоких требованиях к соосности
и необходимости частой или легкой
разборки, например, эталонные колеса
на валах зубоизмерительных приборов.
В подвижных соединениях такие посадки
применяют для продольного перемещения
деталей при особовысоких требованиях
к точности направления, например, пиноль
в корпусе задней бабки токарного станка.

Точные посадки
H7/h6, H8/h7 применяют в неподвижных соединениях
для часто разбираемых деталей при
высоких требованиях к соосности.
Например, H7/h6 – сменные шестерни в гитаре
токарного станка, H8/h7 – для центрирующих
поверхностей при несколько пониженных
требованиях к центрированию. В подвижных
соединениях такие посадки применяют
для пар поступательного движения при
высоких требованиях к точности движения.
Например, штоки гидро- или пневмоцилиндров
в направляющих втулках.

Посадки средней
точности H8/h8; H9/h8; H9/h9; H8/h9 в неподвижных
соединениях применяют при невысоких
требованиях к соосности устанавливаемых
на валы деталей, передающих крутящие
моменты. Например, для шкивов, зубчатых
колес средней точности, в центрирующих
выступах и заточках на фланцевых
соединениях. В подвижных соединениях
используют при продольных перемещениях
и медленных вращательных движениях.
Например, штоки в направляющих средней
точности, шарниры, ролики на осях.

Посадки малой
точности h20/h9; h20/h20; h21/h21; h22/h22 применяют
для центрирующих фланцев, крышек,
сопряжений, подлежащих сварке или пайке.
В подвижных соединениях используют для
неответственных шарниров, роликов,
деталей перемещаемых при регулировках
и настройках.

Посадки H/g (или
G/h) – “Движения”. Они установлены только
в точных квалитетах с 4 по 6 (для отверстий
по 7-ой квл. включительно), характеризуются
малым гарантированным зазором. Используют
в подвижных и неподвижных соединениях.
В подвижных применяют, если условие
соосности или плотности требует малого
зазора, величина которого должна быть
достаточна для свободного перемещения
деталей. Например, H7/g6 – соединения
ударника и ствола в отбойном молотке,
H6/g5 – золотниковое распределение. В
неподвижных соединениях посадку
используют для обеспечения особолегкой
смены деталей при повышенных требованиях
к соосности. Например, быстросменные
втулки в сверлильных приспособлениях.

Посадки H/f (F/h)
–“ходовые” установлены с 6-го по 9-й
квалитеты. Характеризуются средним
гарантированным зазором, достаточным
для обеспечения свободного вращения в
подшипниках скольжения при легких и
средних режимах: скорости до 150 рад/с,
средние нагрузки, небольшие температурные
деформации, а также для продольного
перемещения в соединениях поршень-цилиндр.

Посадка повышенной
точности H6/f6 применяется при повышенных
требованиях к точности центрирования
и вращения. Например, шейки распределительного
вала автодвигателя.

Посадка высокой
точности H7/f6, H7/f7, H8/f7 применяют для
подшипников при средней постоянной
скорости вращения в точных соединениях
– подшипники в коробках передач
металлорежущих станков, малых электромашин,
центробежных насосов, в парах
возвратно-поступательного движения –
поршни в цилиндрах компрессоров,
гидропрессов.

Посадки пониженной
точности H8/f8; H8/f9; H9/f9 предназначены для
соединений при невысоких требованиях
к точности. Они применяются для подшипников
скольжения при значительных скоростях
скольжения, в крупных валах подшипников
тяжелого машиностроения, для многоопорных
валов, при длинных или широко расставленных
опорах, для направления штоков и поршней
в цилиндрах с дополнительным направлением
штоков, для плунжерных скалок в сальниках,
для центрирования крышек цилиндров.
Например, подшипники скольжения
центробежных насосов, плунжеры в
цилиндрах домкратов, поршневой шток в
грунд-буксе сальника.

Посадки Н/е (Е/h)
– “легкоходовые” установлены с 7-го
по 9-й квалитет. Характеризуются
значительным гарантированным зазором,
достаточным для свободного вращения
при высоких скоростях вращения (свыше
150 рад/с) и значительных нагрузках, а
также при осложненных условиях монтажа
(разнесенные опоры, многоопорность,
длинные подшипники). Применяются для
пар возвратно-поступательного движения
со значительной скоростью и в неподвижных
соединениях для легкой установки и
регулировки. Посадки высокой точности
Н6/е7, Н7/е7 предназначены в основном для
подшипников жидкостного трения в
изделиях повышенной точности и
долговечности – например, подшипники
коленчатых валов автомобильных
двигателей.

Посадки средней
точности Н8/е8, Н7/е8 используют для
подшипников скольжения жидкостного
трения турбогенераторов, больших
электромашин, крупных центробежных
насосов, для блоков зубчатых колес на
осях в грузовых автомобилях.

Посадки пониженной
точности Н8/е9, Н9/е9 применяют для менее
ответственных подшипников скольжения
и в парах поступательного движения, а
в неподвижных соединениях, если необходимо
увеличить зазоры для компенсации
отклонений расположения и температурных
деформаций.

Посадки H/d (D/h) –
“широкоходовые” есть в 8-11 квалитетах.
Они характеризуются большим гарантированным
зазором, который позволяет компенсировать
значительные отклонения расположения
и температурные деформации. Применяют
для подшипников скольжения и в парах
поступательного движения.

Посадки повышенной
точности H7/d8, H8/d8 предназначены для
точных подвижных соединений при тяжелых
режимах работы и больших температурных
деформациях. Например, подшипники
жидкостного трения в турбинах, шаровых
мельницах, прокатных станах, поршневые
кольца в канавках поршня.

Посадки средней
точности H8/d9, H9/d9, H9/d10 предназначены для
соединений невысокой точности. Например,
трансмиссионные валы в подшипниках,
поршни в цилиндрах компрессоров.

Посадка низкой
точности h21/d11 предназначена для подвижных
и неподвижных грубо центрированных
соединений. Зазоры используются для
компенсации отклонений расположения,
для размещения защитных покрытий.
Например, шпиндели арматуры по внутреннему
диаметру, шарниры и ролики на осях,
шарниры на тягах, рычагах.

Посадки H/c, H/b, H/a
(C/h; B/h; A/h) характеризуются очень большими
зазорами. Эти посадки есть только в
грубых квалитетах 11, 12 (кроме H7/c8 и H8/c8).
Большие зазоры необходимы для компенсации
больших отклонений расположения,
эксплуатационных изменений размеров
(температурные деформации, водо- и
маслопоглощение у пластмасс), для
обеспечения подвижности в условиях
запыленности, загрязнения, коррозии.

Посадки точные
H7/c8, H8/c8 используют, если зазоры в точных
соединениях значительно уменьшаются
из-за температурных деформаций. Например,
поршни в цилиндрах двигателя внутреннего
сгорания, подшипники скольжения
быстроходных тяжелонагруженных валов
в прокатных станах, турбинах, насосах,
компрессорах.

Посадки Н11/b11,
Н12/b12 используют во фланцевых центрирующих
соединениях, шарнирах, для сменных
рычагов и рукояток; Н11/а11 – в соединениях
рессорных и тормозных подвесок, шарнирных
неответственных деталях, в щелевых и
торцовых уплотнениях на валах (и Н11/d11).

studfiles.net

Таблица допусков и посадок валов по h7, h8, h9, h20, h21



Таблица допусков и посадок валов по h7, h8, h9, h20, h21




Номинал.
размер, мм
h7h8h9h20h21
Предельные отклонения, мм
До 3 включ.0-0.010-0.0140-0.0250-0.040-0.06
Св. 3 до 60-0.0120-0.0180-0.030-0.0480-0.075
Св. 6 до 100-0.0150-0.0220-0.0360-0.0580-0.09
Св. 10 до 180-0.0180-0.0270-0.0430-0.070-0.11
Св. 18 до 300-0.0210-0.0330-0.0520-0.0840-0.13
Св. 30 до 500-0.0250-0.0390-0.0620-0.10-0.16
Св. 50 до 800-0.030-0.0460-0.0740-0.120-0.19
Св. 80 до 1200-0.0350-0.0540-0.0870-0.140-0.22
Св. 120 до 1800-0.040-0.0630-0.10-0.160-0.25
Св. 180 до 2500-0.0460-0.0720-0.1150-0.1850-0.29
Св. 250 до 3150-0.0520-0.0810-0.130-0.210-0.32
Св. 315 до 4000-0.0570-0.0890-0.140-0.230-0.36
Св. 400 до 5000-0.0630-0.0970-0.1550-0.250-0.4
Св. 500 до 6300-0.070-0.110-0.1750-0.280-0.44
Св. 630 до 8000-0.080-0.1250-0.20-0.320-0.5
Св. 800 до 10000-0.090-0.140-0.230-0.360-0.56
Св. 1000 до 12500-0.1050-0.1650-0.260-0.420-0.66
Св. 1250 до 16000-0.1250-0.1950-0.310-0.50-0.78
Св. 1600 до 20000-0.150-0.230-0.370-0.60-0.92
Св. 2000 до 25000-0.1750-0.280-0.440-0.70-1.1
Св. 2500 до 31500-0.210-0.330-0.540-0.860-1.35

tekhnar.ru

H7/g6, H8/k7, Н7/js7. В каких системах образованы эти посадки и к какому виду соединений относится каждая из них? — КиберПедия

В системе отверстия.

Выбор посадок шлицевых соединений и их обозначение на чертежах.

Общие положения, допуски и основные отклонения размеров d, D, b шлицевого соединения – по ГОСТ 25346— 89.

Поля допусков, заключенные в квадратные скобки, являются рекомендуемыми, а поля допусков, отмеченные звездочками -предпочтительными из числа рекомендуемых (поля допусков, применяемые в ИСО).

При длине шлицевого вала или втулки, превышающей длину комплексного калибра, предельные отклонения от параллельности сторон зубьев вала и пазов втулки относительно оси центрирующей поверхности не должны превышать на длине 100 мм:

0,03 мм – в соединениях повышенной точности, определяемой допуском на размер b от JT6 до JT8;

0,05 мм – в соединениях нормальной точности при допусках на размер b от JT9 до JT10.

Обозначения шлицевых соединений валов и втулок должны содержать:

~ букву, обозначающую поверхность центрирования;

число зубьев z и номинальные размеры d, D и b соединения вала и втулки;

обозначения полей допусков или посадок диаметров, а также размера b, помещенные после соответствующих размеров.

Допускается не указывать в обозначении допуски нецентрирующих диаметров.

Пример условного обозначения соединения с числом зубьев z = 8 , внутренним диаметром d =36 мм, наружным диаметром D =40 мм, шириной зуба b =7 мм, с центрированием по внутреннему диаметру, с посадкой по диаметру центрирования Н7/f7 центрирования по нецентрирующему диаметру h22/d11 и по размеру H9/f9 :

То же, при центрировании по наружному диаметру с посадкой по диаметру центрирования H7/h7 и по размеру F10/h9:

То же, при центрировании по боковым сторонам:

Пример условного обозначения втулки того же соединения при центрировании по внутреннему диаметру:

То же, вала:

Рекомендации по контролю прямобочных шлицевых соединений.

1. Шлицевые соединения контролируют комплексными калибрами, при этом поэлементный контроль осуществляют непроходными калибрами или измерительными приборами.

В спорных случаях контроль комплексным калибром является главным.

2. При использовании комплексных калибров отверстие считают годным, если комплексный калибр-пробка проходит, а диаметры и ширина паза не выходят за установленные верхние пределы; вал считают годным, если комплексный калибр-кольцо проходит, а диаметры и толщина зуба не выходят за установленны нижние пределы.

 

19. К какому виду соединений относится условное обозначение: 50 × H7/g6 ×2 × H9/g9 ГОСТ 6033-80. По какому параметру принято центрирование и в каких случаях такое соединение используется?


 

Обозначение вида 50 × H7/g6 ×2 × H9/h9 ГОСТ 6033-80 относится к шлицевым соединениям с эвольвентным профилем зуба. Наружный диаметр D= 50 мм и модуль m = 2 мм. Посадка по центрирующему диаметру D – H7/g6 и по боковым поверхностям s(е) – H9/h9.

Какие основные параметры шероховатости поверхности высотные и шаговые Вы знаете? Какой высотный параметр является предпочтительным? Приведите профиль шероховатости и укажите его характеристики и параметры.

В соответствии со стандартом используются следующие основные параметры шероховатости поверхности:

а) высотные: Ra – среднее арифметическое отклонение профиля, Rz – высота неровностей профиля по десяти точкам, Rmax – наибольшая высота неровностей профиля;

б) шаговые: Sm – средний шаг неровностей профиля, S – средний шаг местных выступов профиля по вершинам;

в) опорные: tp – относительная опорная длина профиля.

Из высотных параметров предпочтительным является параметр Ra.

На рисунке схематично показаны параметры шероховатости, где: — базовая длина; — средняя линия профиля; — средний шаг неровностей профиля; — средний шаг местных выступов профиля; — отклонение пяти наибольших максимумов профиля; — отклонение пяти наибольших минимумов профиля; — расстояние от высших точек пяти наибольших максимумов до линии параллельной средней и не пересекающей профиль; — расстояние от низших точек пяти наибольших минимумов до линии параллельной средней и не пересекающей профиль; — наибольшая высота профиля; — отклонения профиля от линии ; — уровень сечения профиля; — длина отрезков, отсекаемых на уровне .

cyberpedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о