Порядок заключения договора перевозки грузов – 66. Договор перевозки грузов (понятие, характеристика, стороны, форма). Порядок заключения договора перевозки грузов. Перевозочные документы и их правовое значение. Виды договора перевозки грузов.

Содержание

66. Договор перевозки грузов (понятие, характеристика, стороны, форма). Порядок заключения договора перевозки грузов. Перевозочные документы и их правовое значение. Виды договора перевозки грузов.

По ДП одна сторона — перевозчик обязуется перевести (доставить) пассажира, его багаж, груз в пункт назначения, а др. сторона (пассажир, отправитель) — уплатить за это уста-ную плату.

Характеристика

1. договор перевозки пассажира является консенсуальным,

2. договор перевозки багажа — реальным.

Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями.

Стороны: перевозчик и грузоотправитель; перевозчик и пассажир.

Перевозчик: ФЛ или ЮЛ имеющее лицензию на осуществление перевозок.

Грузоотправитель: ЮЛ или ФЛ.

Форма: письменная

ДП пассажиров — перевозчик обяз. перевезти пассажира в пункт назн., а в сл. сдачи пассаж. багажа также доставить его в пункт назн. и выдать его управо-ному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить опред. плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз.

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров.

ДП груза — перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назн. и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При заключении данного договора грузоотправитель заполняет перевозочный документ установленной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договору черты договора присоединения.

Товарно-транспортная накладнаядокумент, сопровождающий груз, предназначенный для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Состоит из двух разделов:

  • Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

  • Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

При предъявлении груза к перевозке по договорц ж/д перевозки отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им

транспортную железнодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ).

Договор фрахтования (чартер) — одна стор. (фрахтовщик) обяз. предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (морской, воздушный и т.д.).

Отдельные виды перевозок:

1. перевозка прямого смешанного сообщения — перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта, но по единому транспортному документу;

2.перевозка транспортом общего пользования — перевозка груза, пассажиров и багажа коммерческой организацией по обращению любого гражданина или юридического лица.

Данный договор является публичным.

Заключение договора перевозки.

1. Перевозка пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией (при сдаче багажа), форма которых определяется транспортными уставами и кодексами.

2. При перевозке груза составляется транспортная накладная (коносамент или иной документ), которая выдается отправителю.

3. Порядок закл. дог. фрахтования регламентирован транспортными уставами и кодексами.

Виды договора перевозки грузов:

1. Договор воздушной перевозки грузав качестве перевозчика здесь выступает эксплуатант, т.е. гражданин или ЮЛ, обладающее воздушным судном, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта, он должен иметь лицензию на осуществление воздушной перевозки грузов. Отличительной чертой договора воздушной перевозки груза служит и то, что

сторонам данного договора предоставлено право самим решать вопрос о сроках доставки груза.

2. Договор железнодорожной перевозки груза. По договору ж/д перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении.

3. Договор морской перевозки груза — перевозчик обязуется доставить груз, кот. ему передал или передаст отправитель, в порт назн. и выдать его управомоч. на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

4. ДП груза по внутренним водным путям. Заключение данного договора подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки.

5. Договор автомобильной перевозки груза. Не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие

передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Оформляется путевой лист, в котором грузоотправителем (грузополучателем) фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в его распоряжении.

studfiles.net

86. Основания возникновения обязательств по перевозкам грузов. Порядок заключения договора перевозки грузов.

Обязательства по перевозке грузов как гражданско-правовые отно­шения могут возникать как на основе договора перевозки (или иных транспортных договоров, например, договора фрахтования или транс­портной экспедиции), так и по другим предусмотренным законодательством основаниям (госзаказ, иной административный акт).

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора.

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки: заявки (заказы) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; договоров об организации пере­возок; административно-плановых актов. Иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки содержатся в самом догово­ре перевозки (фрахтования морского судна), имеющем консенсуальную природу.

Транспортные обязательства, вытекающие из административных актов, возникают в отношениях по перевозкам, осуществляемым госу­дарственными транспортными предприятиями. Иные (частные) перевозки могут принимать на себя обязанности по выполнению госзаказов на добровольной основе.

Из указанных предпосылок заключения договора перевозки груза возникают ее основные начальные обязательства: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства (вагоны, суда, ав­томобили), а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке.

Обязанности перевозчика подать транспортные средства соответству­ет обязанность отправителя предъявить груз к перевозке.

Источником обязательств по подаче транспортных средств и предъяв­лению груза к перевозке могут служить: договор об организации перево­зок, договор перевозки или принятая перевозчиком заявка (заказ) грузо­отправителя.

В свою очередь исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза и иные действия участников транспортных отношений предопределяют, как правило, заключение соответствующих транспортных договоров.

Железнодорожная перевозка.

Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название – грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что:

а) она является обязательной письменной формой договора;

б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание;

в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.

Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений.

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удовлетворение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательственное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки грузов на внутреннем водном транспорте, является транспортная накладная, которая представляется грузоотправителем порту (станции) отправления при сдаче груза к перевозке, а также грузовая квитанция (кви­танция о приеме груза для перевозки), выдаваемая грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке. Накладная — это и основной перевозочный документ, поскольку сопровождает груз до места назначе­ния и выдается вместе с грузом получателю. Кроме того, накладная явля­ется письменной формой заключения договора, имеет значение расчетного документа.

Договор автомобильной перевозки грузов оформляется

товарно-транспортной накладной, которая является основным доку­ментом при перевозке грузов товарного характера. Перевозка грузов не­товарного характера оформляется актами замера их объемов или взвеши­вания. Формой, подтверждающей наличие договора перевозки в таких случаях, служит путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Договор воздушной перевозки груза, его условия и порядок принятия груза к перевозке удостоверяются накладной отправителя. Одним из видов договора перевозки является договор чартера, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вме­стимости одного или нескольких рейсов для перевозки.

Своеобразие договора морской перевозки груза заключается в том, что по такому договору перевозчик или фрахтовщик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь — уплатить за перевозку установленную плату (фрахт), а правоотношения сторон по этому договору регулируются не только нормами законодательства или соглашением сторон, но и международными обычаями и территориальными обыкновениями, возможность применения которых предусмотрена Кодексом торгового мореплавания.

Принимая груз к перевозке, морской перевозчик выдает отправителю коносамент, который выполняет три функции: доказательства наличия договора морской перевозки груза (чартера) и его содержания; расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; товарораспорядительного документа на груз, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

К числу иных перевозочных документов, являющихся документами учета перевозок и имеющих доказательственное значение, относятся:

— на автомобильном транспорте — путевой лист;

— на воздушном транспорте — грузовая накладная;

— на в загрузки / разгрузки судна, передаточ­ная ведомость;

на железнодорожном транспорте — дорожная ведомость (корешок, копия, квитанция), вагонный лист, передаточная ведомость;

— на морском транспорте — копия коносамента.

На внутреннем водном транспорте — дорожная ведомость (копия, ко­решок, квитанция), сдаточная ведомость, акт

studfiles.net

Заключение договора перевозки грузов

В заключении договоров перевозки грузов присутствует ряд важных для компании-экспедитора особенностей.

Способы заключения договора перевозки грузов

Основной способ заключения договора перевозки грузов – составление и подписание транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, УАТ). Однако согласно части 5 статьи 8 УАТ договор может заключаться посредством:

  • принятия перевозчиком к исполнению заказа грузоотправителя;
  • заявки грузоотправителя (при наличии договора об организации перевозок грузов).

Заявка перевозчику

Грузоотправитель должен подать заказ (заявку) перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа (п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Акцепт заказа (заявки) перевозчиком очень важен, поскольку именно он подтверждает, что перевозчик обязан подать автомобиль нужной грузоподъемности указанному грузоотправителю и в согласованный срок.

Если перевозчик отказывается от принятия заказа (заявки) к исполнению, то ему нужно будет письменно обосновать причины отказа и возвратить заказ (заявку).

Разовая перевозка груза

Далее остановимся на особенностях заключения договора разовой перевозки конкретного груза, который может быть заключен путем составления и подписания транспортной накладной.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем должен определить условия перевозки груза и заполнить следующие пункты транспортной накладной:

  1. «Условия перевозки»;
  2. «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»;
  3. «Перевозчик»;
  4. «Транспортное средство»;
  5. «Прочие условия»;
  6. «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы»;
  7. «Дата составления, подписи сторон».

Именно содержанием этих пунктов перевозчик должен обеспечить себе выгодные условия договора и защитить себя от возможных претензий в будущем. Кроме того, от правильного заполнения транспортной накладной зависит и возможность в будущем заявить претензии грузоотправителю (при наличии каких-либо нарушений с его стороны).

Так, по одному из дел суд отметил, что стороны не указали истца в качестве перевозчика, и пришел к выводу о недоказанности оказания услуг по перевозке груза. В удовлетворении требования перевозчика было отказано (постановление ФАС Московского округа от 8 апреля 2011 г. по делу № КГ-А41/1686-11).

Как правило, все остальные пункты заполняет грузоотправитель, хотя пункт 6 ППГАТ предусматривает, что оформить транспортную накладную может и перевозчик, если такое условие есть в договоре и у перевозчика есть все сведения по перевозке грузов.

Подтверждение заключения договора о перевозке

Только после того как перевозчик проставит в транспортной накладной отметку о принятии груза к перевозке, будет подтверждено заключение договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Именно с этого момента на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза.

Транспортная накладная

Отсутствие накладной свидетельствует о ненадлежащем оформлении договора перевозки. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. Составление какого-либо отдельного документа не требуется.

Транспортную накладную можно составить на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Стороны могут предусмотреть и иной порядок.

С учетом сложившейся практики (обычаев делового оборота) лучше составить четыре экземпляра транспортной накладной:

  • первый остается у грузоотправителя и свидетельствует о передаче груза перевозчику;
  • второй остается у перевозчика как доказательство выполнения договора перевозки и учета транспортной работы вместе с путевым листом;
  • третий с отметкой грузополучателя направляется заказчику перевозки для оплаты вместе со счетом;
  • четвертый остается у грузополучателя и подтверждает основание приемки и оприходования товара.

Если груз нужно перевезти партиями на различных транспортных средствах, то на каждое из них составляется отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

Часто для того чтобы погрузить груз в контейнер и выгрузить из него, нужно снять контейнер с транспортного средства. В таких случаях перевозчик составляет сопроводительную ведомость (п. 41 ППГАТ).

Документы от грузоотправителя

Чтобы в процессе перевозки не возникло никаких препятствий, необходимо получить от грузоотправителя следующие документы:

  1. удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  2. качественный паспорт на нефтепродукты;
  3. карантинный сертификат;
  4. сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  5. сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  6. ветеринарное свидетельство;
  7. другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами России.

Если нужно перевезти груз с сопровождением представителя грузовладельца или груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (примером может служить вывоз снега), то транспортную накладную составлять не нужно. В этих случаях перевозка осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства, который заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (п. 13 ППГАТ).

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце

Восемь опасных условий договоров аренды, услуг и подряда
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.

Как судиться с приставами: алгоритм работы
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.

20 новых правовых позиций судов о взыскании судебных расходов
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.

Обзор практики по уведомлению контрагентов
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

www.law.ru

Порядок перевозки груза — КиберЛог

Порядок перевозки груза очень важен, ведь от этого зависит успех всего дела. Чтобы перевозка груза прошла успешно, рекомендуется заключить договор по перевозки вашего груза. Существуют так называемые транспортные договора, которые обеспечивают перемещение грузов либо просто имеет близкое отношение к этому. Такие договора должны обеспечивать своевременную и надлежащую перевозку и отправку грузов. Чтобы осуществить перевозку груза необходимо выполнить определенные операции, а именно погрузочно-разгрузочные работы, возврат и подача транспортного средства, определенная подготовка груза к перевозке, а также доставка в необходимы пункты отправления и своевременное получение в пункте назначения.

Договор перевозки груза является документом, регулирующим обязанности, права, а также ответственность сторон, которые участвуют в процессе перевозки конкретного груза. Необходимо знать порядок заключения договора перевозки грузов, а также некоторые правила по его составлению.

Договор необходимо обязательно заключать в письменном виде. Для заключения договора перевозки груза необходимо его подтвердить определенным перевозочным документом, а именно товарно транспортной накладной. Чтобы избежать недоразумений, необходимо заключать договор перед выполнением стороны своих обязанностей. Это застрахует от многих неприятных ситуаций.

В договоре перевозки груза обязательно должны находиться атрибуты Хозяйственного Кодекса. Участники сторон должны понимать, что данный договор является официальным документом, которым должны руководствоваться обе стороны сделки. Все остальные документы – протоколы согласования стоимости, заявки, являются лишь дополнением к основному договору. Очень часто стороны грузоперевозок не считают необходимым заключать договор, а обходятся только заявками. В таких заявках указывается стоимость, маршрут, параметры грузового транспорта, а также все остальные аспекты перевозки. Но стоит понимать, что данный документ не имеет под собой юридического основания и не сможет быть использован для решения конфликтов в судебном порядке в экстренных ситуациях.

www.kiberlog.ru

86. Основания возникновения обязательств по перевозкам грузов. Порядок заключения договора перевозки грузов.

Пространственное перемещение груза или пассажира как основная транспортная услуга имеет возмездный характер, поэтому предоставление такой услуги должно происходить в форме гражданско-правового дого­ворного обязательства, возникающего между транспортными предпри­ятиями (услугодателями, перевозчиками) и их клиентурой (услугополучателями, пользователями транспортных услуг.

Обязательства по перевозке грузов как гражданско-правовые отно­шения могут возникать как на основе договора перевозки (или иных транспортных договоров, например, договора фрахтования или транс­портной экспедиции), так и по другим предусмотренным законодательством основаниям (госзаказ, иной административный акт).

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора. В отличие от перевозки пассажира и багажа перевозка груза требует наличия опре­деленных организационных предпосылок, которые опосредуются во встречных действиях сторон обязательства перевозки по согласованию и закреплению в договоре перевозки груза ее основных условий (объемов и характера перевозимых грузов, количества и характеристик транспортных средств, срока исполнения обязательств и т. д.). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном использовании транс­портных (перевозочных) средств.

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки имеют сле­дующие правовые формы: заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; договоров об организации пере­возок; административно-плановых актов. Иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки содержатся в самом догово­ре перевозки (фрахтования морского судна), имеющем консенсуальную природу.

По системе заявок грузоотправители представляют перевозчику све­дения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Так, согласно ст. 11 УЖДТ «перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в со­ответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перево­зок в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном и прямом смешанном сообщении».

Транспортные обязательства, вытекающие из административных актов, возникают в отношениях по перевозкам, осуществляемым госу­дарственными транспортными предприятиями. Иные (частные) перевозки могут принимать на себя обязанности по выполнению госзаказов на добровольной основе.

Из указанных предпосылок заключения договора перевозки груза возникают ее основные начальные обязательства: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства (вагоны, суда, ав­томобили), а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке.

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, со­гласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определен­ное место. Транспортные средства должны быть исправными и иметь тех­нико-коммерческое состояние, обеспечивающее сохранную перевозку конкретного груза, а также очищенными от остатков ранее перевозимого груза и промытыми, а в установленных правилами случаях — и

санитарно обработанными. Отправитель груза вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Обязанности перевозчика подать транспортные средства соответству­ет обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими, подлежащими выполнению во всех случаях, независимо от специфики груза, и специальными, которые применяются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами. Об­щие условия касаются количества и наименования груза, способа определения его массы, соответствующей упаковки и маркировки. Специальные условия устанавливаются для грузов, перевозка которых требует особых мер и условий их транспортирования (скоропортящиеся, опасные и др.).

Источником обязательств по подаче транспортных средств и предъяв­лению груза к перевозке могут служить: договор об организации перево­зок, договор перевозки или принятая перевозчиком заявка (заказ) грузо­отправителя.

В свою очередь исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза и иные действия участников транспортных отношений предопределяют, как правило, заключение соответствующих транспортных договоров.

Железнодорожная перевозка.

Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название – грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что:

а) она является обязательной письменной формой договора;

б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание;

в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.

Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений.

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удовлетворение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательственное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Перевозка на внутреннем водном транспорте.

Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на

внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки грузов на внутреннем, является транспортная накладная, которая представляется грузоотправителем порту (станции) отправления при сдаче груза к перевозке, а также грузовая квитанция (кви­танция о приеме груза для перевозки), выдаваемая грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке. Накладная — это и основной перевозочный документ, поскольку сопровождает груз до места назначе­ния и выдается вместе с грузом получателю. Кроме того, накладная явля­ется письменной формой заключения договора, имеет значение расчетного документа.

Договор автомобильной перевозки грузов оформляется товарно-транспортной накладной, которая является основным доку­ментом при перевозке грузов товарного характера. Перевозка грузов не­товарного характера оформляется актами замера их объемов или взвеши­вания. Формой, подтверждающей наличие договора перевозки в таких случаях, служит путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Договор воздушной перевозки груза, его условия и порядок принятия груза к перевозке удостоверяются накладной отправителя. Одним из видов договора перевозки является договор чартера, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вме­стимости одного или нескольких рейсов для перевозки.

Своеобразие договора морской перевозки груза заключается в том, что по такому договору перевозчик или фрахтовщик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь — уплатить за перевозку установленную плату (фрахт), а правоотношения сторон по этому договору регулируются не только нормами законодательства или соглашением сторон, но и международными обычаями и территориальными обыкновениями, возможность применения которых предусмотрена Кодексом торгового мореплавания.

Принимая груз к перевозке, морской перевозчик выдает отправителю коносамент, который выполняет три функции: доказательства наличия договора морской перевозки груза (чартера) и его содержания; расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; товарораспорядительного документа на груз, распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

К числу иных перевозочных документов, являющихся документами учета перевозок и имеющих доказательственное значение, относятся:

— на автомобильном транспорте — путевой лист;

— на воздушном транспорте — грузовая накладная;

— на в загрузки / разгрузки судна, передаточ­ная ведомость;

на железнодорожном транспорте — дорожная ведомость (корешок, копия, квитанция), вагонный лист, передаточная ведомость;

— на морском транспорте — копия коносамента.

нутреннем водном транспорте — дорожная ведомость (копия, ко­решок, квитанция), сдаточная ведомость, акт

studfiles.net

3.2. Заключение договора перевозки

Для заключения договора применяется система единого документа, предусмотренная п. 2 ст. 785 ПС Заполнение и выдача такого докумен­та имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта; б) система коносамента и в) система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. Заключение реального договора приурочивается к моменту вручения перевозчику груза вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Пе­тербурга в Москву в пределах Октябрьской железной дороги). Пере­возка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, имену­ется перевозкой в прямом сообщении (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород). Прямой смешан­ной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, состав­ленному на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петербурга в Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с железной дороги на водный транспорт). Порядок осущест­вления таких перевозок определяется соглашениями между организа­циями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК)1. Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установлен­ном транспортным законодательством (ст. 799 ГК). Если же груз будет следовать из Санкт-Петербурга в Москву по железнодорожной наклад­ной, а из Москвы в Волгоград — по новому перевозочному документу, выписанному отправителем после получения груза от железной дороги, то налицо обычная смешанная перевозка (соперевозка). Она включает два договора перевозки — по железной дороге и водным транспортом.

3.3. Элементы обязательства грузовой перевозки

Субъектами обязатель­ства являются, прежде всего, перевозчик и грузоотправитель. Отправи­телями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Напротив, перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осущест­влять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных нужд.

Договор обычно заключается с транспортной организацией пункта отправления груза. Если перевозка осуществляется в пределах сферы деятельности транспортной организации, заключившей договор, она и является субъектом договора на стороне перевозчика. При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевоз­ках возникает обязательственное правоотношение с множественностью лиц-соперевозчиков. Каждый из них, принимая груз от предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на соответст­вующем участке движения груза, возникшую из договора, который был заключен первой транспортной организацией. Заключая договор пере­возки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других, участвующих в исполнении обязательства перевозки лиц в качестве их представителя. Представи­тельство в данном случае основано на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на договорах между транс­портными организациями. Соперевозчики становятся субъектами пра­воотношений по перевозке, причем отправитель даст согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки. Наконец, в определенных случаях единственным перевозчиком является оператор комбинированной перевозки. Тогда множественности лиц на стороне перевозчика не воз­никает.

Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участву­ющий в заключение договора перевозки, тем не менее приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности. В таких случаях грузополучатель выступает как особый субъект обяза­тельства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен договор. Его нельзя рассматривать ни в качестве самостоятельной (третьей) стороны договора перевозки, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в качестве лица, принимающего исполнение за отправителя. Таким образом, договор перевозки груза — это договор в пользу третьего лица.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных пе­ревозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых дого­воров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выпол­нение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перево­зочные средства в период погрузки фактически используются в инте­ресах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутству­ющими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки — транс­портировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловли­вает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в те­чение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками (ст. 149 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами полу­чателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвавшие задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязан­ности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмот­ренном договором, с соблюдением правил транспортного законода­тельства (п. 2 ст. 791 ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависи­мости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы вы­полняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погруз­ки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспо­собления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспор­тная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, свя­занных с действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отпра­вителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмот­ренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. На морском транс­порте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (стадией), определяется соглашением сторон, а еще чаще — сроками, принятыми в соответствующих портах (ст. 134 КТМ). Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталийное время (контрста­лию) За простой судна в течение этого срока устанавливается и особая плата — демерредж1. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ).

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособ­ленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.

Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее раз­мер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК). Такое исключение сде­лано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установ­ленном транспортными уставами и кодексами. Размер этого тарифа определяют исполнительные федеральные органы и органы управления субъектов Российской Федерации.

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод пла­тежной обязанности на получателя (например, ст. 154 КТМ). Распре­деление платежных обязанностей зависит также от условий договора, заключенного между отправителем и получателем. Они могут по-раз­ному определить момент перехода платежных обязанностей в перевозке от одной стороны к другой в зависимости от условий передачи товара (с завода, со склада отправителя, со станции отправления, со станции назначения, на складе у получателя). Кроме провозной платы, отпра­витель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (напри­мер, за взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК, ст. 95 УВВТ, ст. 154 КТМ и др.) в целях обеспечения причитающихся ему провозной платы и других платежей. Однако право удержания может быть ослаблено или отменено законом, иными правовыми актами, договором или не применяться ввиду его несоответствия существу возникшего обязательства.

Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обес­печению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглаше­нием сторон, а затем за плату.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевоз­чик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных опера­ций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).

В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых, допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресовка. Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Перевозка грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией (портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется. Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адреса­том и фактическим получателем груза (ст. 92-93 УВВТ, ст. 59-61 УЖД).

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает испол­нение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополу­чателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его даль­нейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отка­заться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возмож­ность его полного или частичного использования исключена (ст. 62-63 УЖД, ст. 96 УВВТ, ст. 111 ВК, ст. 72 УАТ).

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносамен­те). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уве­домлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевоз­ках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о при­бытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятель­ства, которые могут служить основанием для ответственности перевоз­чика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 52 УЖД, ст. 98 УВВТ, ст. 158 КТМ1). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной при­емкой. По истечении установленных сроков хранения груз как нево­стребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибыв­шие без сопроводительных документов.

studfiles.net

24. Договор об организации перевозок груза. Порядок заключения договора перевозки. Перевозочные документы.

Договор перевозки груза – это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.

Предмет – действия перевозчика по перемещению груза в пункт назначения и выдаче его получателю, т.е. транспортная услуга.

Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий.

Стороны договора — отправитель груза (ЮЛ, ФЛ) и перевозчик (ЮЛ ил ИП). Мб договор в пользу третьего лица — грузополучатель. Грузополучатель не является стороной договора, тем не менее обладает правами и обязанностями: право требования к перевозчику о выдаче груза; требование о возмещении ущерба; принятие груза.

Предмет договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Форма – письменная. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.

В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.

Размер провозной платы в обычном договоре перевозки, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Основные обязанности перевозчика: подать под отгрузку транспортные средства; доставить груз в пункт назначения в установленный срок и в сохранности; выдать груз получателю.

Основные обязанности грузоотправителя: предъявить груз для перевозки; оплатить перевозку груза.

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении, в основном, ничтожны.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.